Ууд на уроке физической культуры. Формирование ууд обучающихся на уроках физкультуры. Урок «Физическая культура»

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Грудычева Юлия Владимировна,

учитель физической культуры

МБОУ «НОШ №98»

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность

ФГОС определил основной подход в современном образовании как системно-деятельностный. Именно вовлечение учащихся в различные виды деятельности, а не просто освоение неких знаний, определяется как главная ценность обучения. Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту, основной задачей системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного поиска и усвоения информации.

Функции УУД:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,

Ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты, сформированы следующие регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные УУД (РУУД):

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Рассмотрим поэтапно на примерах каждое из РУУД

Целеполагание

Основные приемы организации принятия цели:

опора на личный жизненный опыт обучающихся

Чем мы занимались на прошлом уроке? Можно эти упражнения использовать в соревнованиях? Каких? Кто сформулирует цель урока?

использование инвентаря или игрового материала

Какой гимнастический инвентарь вы видите? Кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (учитель выслушивает 2-3 варианта, корректирует). Кто сформулирует цель урока?

создание проблемной ситуации в процессе целеполагания

Ребята, нам поручено провести соревнования «Весёлые старты» для первых классов, но ведь вы этого никогда не делали.Попробуем? Кто сформулирует цель урока?

выбор цели из предложенных формулировок, обоснование выбора цели

Мы с вами можем провести контрольный тест по теме «Кувырок вперёд» сегодня или на следующем уроке. Кому нужно ещё поработать над техникой кувырка? Кто готов сдавать сегодня, сделали шаг вперёд. Сделайте выбор, обоснуйте (далее учитель подводит к нужной цели, согласно готовности класса к сдаче кувырка)

Планирование

Выбор упражнений в разминке в зависимости от задействованных групп мышц в двигательном действии и для меньшей травмоопасности

Составление алгоритма выполнения двигательного действия

Составление плана соревнований с распределением ролей

Прогнозирование

определение предполагаемого результата обучения

работа с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие)

Волевая саморегуляция

Преодоление физической немощи силой воли при выполнении двигательных действий

Саморегуляция эмоциональных состояний (двигательная активность способствует формированию здоровых привычек, самоконтроля за стрессовыми ситуациями, отказа от агрессивности)

Контроль и коррекция

Контроль и коррекция учителем на этапе изучения нового

На этапе углубленного изучения организуется работа в группах по выполнению серии упражнений для формирования техники двигательного действия, когда учащиеся осуществляют взаимный контроль и вносят необходимые коррективы, а чтобы корректировать нужно знать алгоритм двигательного действия и критерии выполнения

Критерии выполнения двигательных действий учащиеся могут открывать сами, когда будут выполнять рекомендуемые учителем подводящие упражнения (например для кувырка вперёд и назад учащиеся выполняют перекаты в группировке и усваивают главное правило: при выполнения кувырков спина должна быть круглой, остаётся правильно оттолкнуться ногами, поставить сильные руки и выполнить переворот)

Для лучшей коррекции можно использовать фото или

видеосъемку техники выполнения двигательного действия и тут же осуществлять показ отснятых кадров на гаджете. Дети, которые порой не верят учителю, или одноклассникам, которые называют их ошибки, уже не будут спорить, а внимательно посмотрят и постараются исправить свои ошибки

Оценивание

Оценка напрямую связана с действием контроля (самоконтроля, взаимоконтроля)

Функция содержательной оценки заключается в том, чтобы определить степень освоения учащимися заданного способа действия или продвижение учащихся относительно уже освоенного способа действия

Самооценка начинается там, где учащийся сам участвует в производстве оценки - в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям, сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Критерии оценивания выполнения двигательного действия учащиеся определяют совместно с учителем, выполняя подводящие упражнения, составляя алгоритм выполнения двигательного действия и сравнивая с эталоном

Условия формирования и развития регулятивных действий

1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать в своей работе планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности.

3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

6. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

Организация взаимоконтроля (на разминке группа оценивает ведущих, а ведущий – участников группы по выбранным критериям)

Тестирование физической подготовленности в парах и группах

Обсуждение участниками способов своего действия.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

Поиск информации в предложенных источниках;

Взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

К практическим методам обучения, способствующим развитию РУУД можно отнести игровой метод, соревновательный, метод круговой тренировки, тренировки по станциям при условии использования чётких критериев оценки работы учащихся.

Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий :

П ринятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

- план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

- контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

- оценка ( констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);

- мера разделенности действия ( совместное или разделенное);

- темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие – чему учить? ради чего учить? как учить?»

Пичугова Ольга
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Актуальность

«Если мы будем учить сегодня так,

как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

Джон Дьюи

Действительно , в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос : как обучать в новых условиях?

Каждое утро я вхожу в спортивный зал своей школы, но для меня это не только моё рабочее место, а поле моей профессиональной деятельности, на которое необходимо вывести не просто игроков, а слаженную команду единомышленников, способную привести к высоким профессиональным результатам.

Кто же они – игроки моей профессиональной команды?

На переднюю линию я вывожу двух игроков – Новые образовательные стандарты и Планируемые результаты.

Приоритетной целью школьного образование, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, формирование умения учиться .

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий .

Личностных

Познавательных

Регулятивных

Коммуникативных

Важным и востребованным в современном мире является умение общаться, строить отношения в коллективе и с окружающими людьми, становиться лидером.

Как я на своих уроках , в своей профессиональной деятельности работаю над формированием коммуникативных универсальных учебных действий ?

Целью моей работы считаю :

Обучение учащихся поведению в группе (команде, общению с окружающими людьми

Для реализации цели ставлю следующие задачи :

Активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- взаимодействовать с товарищами уважительно и доброжелательно, не забывая о взаимопомощи и сопереживании.

Не секрет, что уроки физкультуры нравятся детям , но для меня принципиально важно :

Чтобы они были максимально полезными – соответствовали возрастным особенностям, потому что здоровьесбережение – главный аспект уроков физкультуры (не навреди) .

Чтобы умение взаимодействовать в игре ребята могли применить в повседневной жизни.

Чтобы опыт, приобретённый ребёнком в учебной спортивной ситуации , помог ему при решении жизненных проблем.

Конечно, в играх, соревнованиях дети расширяют круг друзей, учатся контролировать своё поведение, эмоции в общении с малознакомыми людьми.

Ещё один игрок моей команды, без которого в современных условиях нельзя начинать урок – это новые инновационные технологии, главной из которых я считаю технологию сотрудничества.

Для формирования навыков общения применяю упражнения, в которых требуется согласовывать свои двигательные действия с действиями других детей , - общеразвивающие упражнения в парах, передвижения в строю, групповые и командные подвижные игры. Наряду с ними используются этюды психогимнастики, разработанные М. И. Чистяковой (1990) и направленные на развитие выразительных движений.

Овладение выразительными движениями помогает детям преодолеть барьеры в общении, способствует развитию умений понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.

Особенно нравится ребятам выполнение движений под музыку. Здесь использую лидерские качества, способности в танцах.

Так, в 7 классе на уроке «Круговая тренировка» учащиеся выполняют работу в прохождении станций (прыжки через барьер, кувырок вперёд, поднимание туловища из положения лёжа, прыжки через скакалку, приседания и др., которую они выполняют в парах или небольшими группами, показывая навыки самостраховки и самоконтроля за 30 секунд, (один делает – второй считает, затем меняются местами. После прохождения станции отдых 1-2 минуты, во время которого ребята заносят результаты в карточки. Я подаю только сигнал для начала и конца выполнения задания (30 секунд) и слежу за техникой безопасности и техникой выполнения.

Все упражнения, входящие в урок , необходимы для сдачи норм ГТО.

1. При сдаче зачётов по нормам ГТО подсказывать товарищу не разрешается, но дети мимикой, жестами стараются помочь друг другу эмоционально, правильно занять исходное положение, исправить ошибку.

2. Использую приём проговаривания упражнений (например, на вводных уроках обучающийся проговаривает само упражнение, и только потом приступает к выполнению). При этом ученик контролирует свои действия , реже допускает ошибки.

3. Эффективнее организовывать работу учащихся в группе, в парах.

На уроках , для большей плотности двигательной активности и для решения коммуникативных задач провожу различные упражнения в группах.

Например, делю класс на два, три отделения; каждое отделение получает своё задание, в отделении с более трудным заданием остаюсь сама, в другие назначаю командиров, которые отвечают за дисциплину и правильность выполнения. Сначала командирами назначаю более ответственных учащихся, которые сами хорошо владеют данным видом упражнения. Они получают хорошую оценку, если справились с заданием, в их отделении была хорошая дисциплина, и они правильно выполняли задание. Каждый из учащихся может стать командиром, поэтому дети стараются не подводить друг друга (этот метод начинает действовать с начальных классов ) .

Одним из приёмов методики формирования коммуникативной компетентности на уроках физической культуры , которые я применяю, является следующий : метод упражнений по словесной инструкции. Такую работу можно проводить в парах. Делю класс на два отделения, даю задание : выполнить комбинацию из нескольких упражнений. Первое отделение выполняет, второе проверяет (в парах) . Далее выборочно опрашиваю второе отделение, они должны назвать ошибки, совершённые их партнёрами (если были ошибки, если проверяющий отвечает неуверенно, мямлит, значит, сам не понял задания. Затем второе отделение выполняет аналогичное задание.

Также провожу урок по инструкции , представленной в письменной форме . Даю неправильную, неполную инструкцию (провокация на уточнение, задавание вопросов) . Даю домашнее задание по написанию инструкций по выполнению упражнений для партнёра, для группы.

После такой работы наблюдаю уменьшение количества ошибок при выполнении двигательного действия после словесной инструкции, что показано на диаграмме (до инструкции и после инструкции) .

На внеклассных мероприятиях и во внеурочное время, большое значение для формирования коммуникативных универсальных действий уделяю организации работы учащихся в соревновательной деятельности, в игре. Игры соревновательного характера начинаю с деления на команды. Можно выбрать капитанов считалочкой (1-3 класс) или ребята сами предлагают капитанов (4-5 класс, а капитаны уже выбирают по очереди членов команды. 1-3 классах дети выбирают тех, с кем дружат : мальчики-мальчиков, девочки-девочек. А дети постарше уже начинают думать, с кем выгоднее играть. Здесь формируются лидерские качества , ребята прислушиваются к своему капитану. В спортивных играх, таких как футбол, баскетбол, волейбол, они начинают согласовывать свои действия с партнерами . Здесь формируется способность к общению в совместной деятельности, проявляется толерантность в общении, соблюдаются правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Сейчас большое внимание уделяется формированию важнейшей группы результатов, а именно метапредметных результатов (применение полученных знаний на практике) . Я, совместно с учащимися, ввела в практику своей работы, выявление областей практического применения полученных знаний в повседневной жизни. Например, изучение акробатических элементов кувырок вперед-назад. Мои учащиеся знают, что эти упражнения используются гимнастами, при выполнении сложных элементов. Ну и, конечно же, довожу информацию мальчикам , что данные упражнения – пригодятся для службы в армии. Здесь есть поле для проектной деятельности.

И снова вижу необходимость в свою профессиональную команду ввести еще одного важного игрока – информационно коммуникативные технологии – видеофрагменты с разминки и показом упражнений, фото-рефераты, схемы игр. Для пропаганды спорта оформляю стенды победителей , информационный стенд , турнирные таблицы. Использую возможности социальных сетей для информирования обучающихся . В группе школа №7 размещаю фотоматериалы победителей соревнований.

Для работы моей команды нужен инструментарий. На занятиях, во внеурочное время, применяю нестандартное оборудование, что увеличивает работоспособность ребят, вызывает интерес к различным упражнениям. Многие идеи разработки я выполняю своими руками и успешно применяю на различных этапах урока . Четвероклассницы увлеклись изготовлением лент и костюмов для спортивного танца, старшеклассники с удовольствием упражняются в меткости на изготовленном мною тренажере, для упражнений в равновесии в ход пошли старые автомобильные шины, от моего автомобиля. Для развития ловкости и быстроты предлагаю детям встать на самодельные лыжи, ведь у нас на юге снег это редкость. Усложняем эстафеты бросками искусственных снежков.

Для того чтобы игра моей команды была грамотно спланирована и привела к победе, необходимо умение анализировать, делать выводы и выстраивать необходимую тактику, а следовательно нужно иметь четкое представление о цели дальнейшей работы. Эти функции в моей команде выполняют важные игроки - Диагностические инструментарии и Мониторинги. В течение урока , для контроля нагрузки важны результаты ЧСС. Ежегодный мониторинг среди отрядов «Самый здоровый класс» позволяет отслеживать активность участия в спортивной жизни школы. При организации внеурочной деятельности учитываю мнения ребят по их спортивным предпочтениям. Анкетирование родителей детей, которые учатся в школе, показало, что большинство родителей отводят приоритетную роль в формировании коммуникативной компетенции именно школе.

Вывод :

В любой деятельности важен результат, в спорте нужна Победа.

Всякий раз я радуюсь вместе с ребятами их победам. Мы участники Спартакиады школьников и соревнований, организованных комитетом по делам молодежи и спорта. Я делюсь с коллегами результатами своего труда :

Делюсь опытом работы на методических семинарах различных уровней, показываю открытые уроки для коллег района и школы.

Имею дипломы, почетные грамоты, благодарственные письма за подготовку спортивных команд районных и республиканских соревнований.

Профессионализм учителя не стоит на месте, я ищу новых игроков для своей команды и вижу дальнейшие перспективы её развития :

Продолжать сплочение классных коллективов;

Активизировать интерес к укреплению своего здоровья;

Повышать результативность сдачи ГТО;

И … новых побед!

Литература :

1. Агафонова И. Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. «Управление начальной школой» -2009.-№2

2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни/ москва 2013

3. Чистякова М. И. Психогимнастика. Под редакцией кандидата медицинских наук М. И. Буянова Москва "Просвещение" 1990

Cлайд 14

Физическая культура Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД 1. Развивать готовность к сотрудничеству. 2. Стремление к физическому совершенству. 3. Стремление к самостоятельному физическому совершенству. 4. Проявлять дисциплинированность, управлять своими эмоциями. 5. Формироватьпотребности к ЗОЖ. 6. Формировать выносливость и силу воли при выполнении физически сложныхупр-ний. 7. Стремление преодолевать себя. 8. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений. 9. Стремление к физическому развитию. 10. Формировать выносливость и силу воли при выполнении физически сложных упражнений. 1. Различать допустимые и недопустимые формы поведения. 2. Бережное отношение к другим людям. 3. Бережно обращаться с инвентарём, соблюдать требования техники безопасности к месту проведения. 4. Технически правильно выполнять двигательные действия 5. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении беговыхупр-ний. 6. Регулировать дистанцию при беге с одноклассниками. 7. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общие интересы. 8. Уметь через диалог разрешать конфликты. 1. Умение строиться по росту, выполнять простые команды. 2. Способы развития физических качеств. 3. Организация деятельности с учётом требований её безопасности. 4. Умение контролировать скорость и расстояние при беге. 5. Умение бежать со средней скоростью и ускоряться. 6. Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых и досуг в течение дня с использованием средств физической культуры. 7. Уметь выбрать для себя с учётом своих особенностей способ закаливания. 8. Необходимость отслеживания состояния здоровья. 9. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. 10. Умение самостоятельно выработать стратегию игры. 11. Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности 1. Понимание ценности человеческой жизни. 2. Взаимодействие с родителями, уметь формулировать свои цели. 3. Взаимодействовать в парах при выполнении технических действий в игре. 4. Осваивать универсальные умения при взаимодействии в группах. 5. Осваивать универсальные умения, управлять эмоциями во время подвижных игр. 6. Уметь взаимодействовать в парах при выполнении технических действий в играх 7. Взаимодействовать со сверстниками на принципах дружбы и толерантности. 8. Взаимодействовать в группах, подчиняться капитану. 9. Проявлять положительные качества личности. 10. Взаимодействовать в группах при выполнении технических действий с мячом. 11. Взаимодействовать в группах при выполнении игровых действий

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями ФГОС становится обеспечение развития УУД как психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают - обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.

Общеучебные умения - умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т. е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета и может быть использовано при изучении других предметов .

Цель проекта - формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках физической культуры через игры.

Объект проекта - учебно-воспитательный процесс на уроках физической культуры начальной школы.

Предмет проекта - развитие личности обучающихся, его познавательных и физических способностей.

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач :

Определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры по средствам игр;

Составить программу формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с использованием игр.

Программа формирования УУД включает:

  1. характеристику универсальных учебных действийпо физической культуре;
  2. характеристику результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе;
  3. типовые задачи формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры с использованием игр.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

- личностные , включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

- метапредметные , включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

- предметные , включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Результатом использования УУД на уроках физической культуры, повышение сформированности общеучебных умений и навыков, которые дают толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышают качество знаний обучающихся по предмету.

Характеристика универсальных учебных действий по физической культуре

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Универсальными компетенциями учащихся по физической культуре являются:

Умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

Умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

Умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностные результаты освоения учащимися содержания программы по физической культуре:

Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

Оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных школе инструментов ИКТ и источников информации;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

Определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие, выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

Доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и

Сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения в начальной школе

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

4. Слушать и понимать речь других.

5. Участвовать в паре.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

7. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

8. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий

на уроках физической культуры с использованием игр

В своей практике на уроках физической культуры в начальных классах часто применяю игровые технологии, как групповые, так игры в паре, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД .

Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности . И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

Успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

Сохранение и совершенствование на протяжении всего начального - образования достижений дошкольного периода развития;

Развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

Сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т.д.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам (см. Таблица 2). Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения .

Работу по формированию УУД на уроках по физической культуре рекомендуется организовать с учетом разделов программного материала . Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД. .

Таблица 2

Формируемые УУД на уроке физической культуры

Формируемые УУД

Предметные действия

Личностные универсальные действия

основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

Освоение способов двигательной деятельности.

Регулятивные универсальные действия

умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.
Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Коммуникативные универсальные действия

взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах спорта)

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Личностные УУД :

Самоопределение;

Смыслообразование.

Для формирования личностных УУД используются задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Таблица 3

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии», «Тряпичная кукла» и многие другие.

Игра «Какой я буду кошкой»

Цель: развитие рефлексии и самосознания, творческой активности, эмпатии и чуткости.

В ходе упражнения дети самым безопасным способом знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ личности. Инструкция для учащихся: «Представьте себе, что вы стали кошкой. Какая вы кошка?» Далее с детьми необходимо провести анализ упражнения: Есть ли сходство между вашим характером и описанием животного? Что из того, что сказала о себе кошка, тебе понравилось больше всего? Есть ли у твоей кошки какие-нибудь отрицательные стороны? Чьи рассказы были для тебя самыми интересными? Понравилось ли вам упражнение?

Игра «Фото на память»

Цель : развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки (мимика, жесты). Мы сделаем несколько фото на память. Ваша задача с помощью позы, жеста и мимики изобразить ситуацию, которую я называю, и замереть до команды «Снято».

Упражнение «Звуковая гимнастика»

Цель : развитие навыков саморегуляции. Спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично поизносим звук «ха» - помогает повысить настроение.

Познавательные УУД:

1. Формулирование цели

2. Выделение необходимой информации

3. Структурирование

4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5. Рефлексия

6. Анализ и синтез

7. Сравнение

8. Классификаци

9. Действия постановки и решения проблемы

Таблица 5

Виды заданий и игр

для формирования УУД

Пример игры

«Найди отличия», «на что похоже?», «поиск лишнего», «лабиринты», упорядочивание, «цепочки», игры, направленные на развитие памяти, воображения, мышления, умение составлять схемы, ориентировки в пространстве.

Приемы ТРКМ: прием толстых и тонких вопросов, ромашка Блума, синквейн, дерево предсказаний, верные и неверные высказывания, корзина идей, «верите ли вы?» прием Фишбоун и др.

Игры: «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Ищем сокровище», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает - не бывает», «Zipp-Zapp», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, на сплочение коллектива: «Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Незнакомая планета», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло», «Пум - пум», «Отгадай, о ком говорим», и другие.

Игра «Клубок».

Цель : развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива.

Нужно говорить комплименты кому-то из сидящих в круге и передавать ему клубок. У себя в руках остаётся часть нити. Посмотрите, какая получилась у нас яркая, прочная паутинка. А сейчас мы будем её распутывать. Начиная с последнего участника игры, сматываем клубочек и при этом говорим слова благодарности тому, кто вам сказал комплимент. Можно выполнить анализ, что приятнее (сложнее) делать комплименты, их получать или благодарить.

В рамках запланированных задач урока помогают их решению игры, которые применяются в тесной взаимосвязи с другими средствами, путем комплексного ис-пользования с общеразвивающими и специальными упражнениями. При планировании конкретного занятия, учитывается общая нагрузка урока и определяется её место игры среди других упражнений и учебных заданий .

Таким образом, в планомерно подобранные игры, занимающиеся естественно и непринужденно, учащиеся учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, уверенно передвигаться на лыжах, ловко и эффективно действовать командных состязаниях.

Трудность игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должны быть доступными и возрастать постепенно.

Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, а также методикой педагогического руководства.

  1. Арефьева, О. М.Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О. М. Арефьева //Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С.74-78: табл. - Библиогр.: с. 78
  2. Клубович О. В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС / О. В. Клубович //Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 50-51.
  3. Ахметова Г. Д., Актуальные задачи педагогики: материалы V Mеждунар. науч. конф. Главный редактор Ахметова Г. Д., Редакционная коллегия сборника: М. Н. Ахметова, Ю. В. Иванова идр.(г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - 163 с. - 111 с. http://www.elenav.ru/wp-content/uploads/2015/01/ped146_ch1.pdf [Дата обращения 08.06.2015]
  4. Копылов, Ю. А., Верхлин В. Н. Третий урок физической культуры в начальной школе: Методические рекомендации / Ю.А. Копылов, В.Н. Верхлин // - М. : Чистые пруды, 2005. -32 с.: ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе») - 11-28 с.
  5. Аникеева Н. П., Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987.- 144 с.- (Психол. наука - школе). http://www.psyparents.ru/read/books/2851/?print=Y [Дата обращения 08.06.2015]
  6. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.: ил. - (Стандарты второго поколения).

Формирование УУД средствами физической культуры.

В наше время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения. Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено:

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей;

Предметные – через формирование основных элементов научного знания;

Метапредметные результаты – через УУД. Рассмотрим более подробно третью составляющую – УУД. УУД в широком смысле – «умение учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоение нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам. Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры? Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре. Специалисты по физической культуре отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умоляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадание» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается не результативности физической культуры в школе. Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы.

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Очевидно, что способности и результаты обучения в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные. В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнени, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках ФК обусловлена тремя качественными обстоятельствами: педагогической наукой, образовательной практикой и стандартом нового поколения. Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД. Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителе, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим.

1.Виды УУД, формируемые на уроках ФК – личностные, регулятивные, коммуникативные. СХЕМА.

Сложность заключатся в том, что урок ФК должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы ФК не выпала из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи ФК, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока ФК.

Рекомендации по разработке методики : Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словестного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание учловий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования – выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Формирование УУД на уроках ОБЖ.

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС. Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Основой внедрения ФГОС ООО является технология деятельностного метода, которая предусматривает смену целей урока: уход от триединой цели к двум новым целям: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ и ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, новые образовательные результаты можно обеспечить через формирование УУД. Постольку поскольку новые стандарты предлагают перечень УУД и достаточно строгую их классификацию, то можно отметить, что формирование УУД возможно при обучении любому из учебных предметов. В рамках освоения курса ОБЖ можно реализовать работу по формированию всех УУД, предусмотренных ФГОС: коммуникативных, регулятивных, познавательных. Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе через предмет ОБЖ особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить метапредметный характер. Типология учебных ситуаций ОБЖ в основной школе может быть представлена такими ситуациями, как:

Ситуация-проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

Ситуация-иллюстрация – прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умения визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

Ситуация-оценка – прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

Ситуация-тренинг – прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе возможно использовать следующие типы задач.

Личностные УУД:

На личностное самоопределение;

На развитие Я-концепция;

На смыслообразование;

На мотивацию;

На нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

На учет позиции партнера;

На организацию и осуществление сотрудничества;

На передачу информации и отображение предметного содержания;

Тренинги коммуникативных навыков;

Ролевые игры, групповые игры.

Познавательные УУД:

Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

Задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

Задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

Задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

Задачи на смысловое чтение.

Регулятивные УУД:

На планирование;

На рефлексию;

На ориентировку в ситуации;

На прогнозирование;

На целеполагание;

На оценивание;

На принятие решения;

На самоконтроль;

На коррекцию. Развитию регулятивных ьУУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют учащихся функциями организации их выполнения: планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроля качества выполнения работы, - при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. А для того, чтобы работа по формированию УУД не шла в ущерб предметным задачам урока, необходимо разработать такую методику, которая бы позволила одновременно формировать как предметные, так и метапредметные компетенции обучающихся. А это в свою очередь возможно в том случае, если работа по формированию УУД на уроках будет составлена на основе материала по ОБЖ. Хочу показать формирование УУД на конкретном уроке ОБЖ по теме «Наводнение и порядок действий для сохранения жизни, здоровья и имущества в случае его возникновения». Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа над тем или иным УУД в купе с работой по изучаемой теме. Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом совместной (групповой) работы учеников является я2готовый продукт», о котором всё чаще говорят современные педагоги, который будет использоваться на дальнейших уроках. Реализация всех этих особенностей урока возможна только через деятельностный подход, при котором во время урока прослеживается именно работа учащихся, когда они сами создают материал для дальнейшего использования.

ХОД УРОКА.

Работа с начальными представлениями об изучаемом явлении. На прошлом уроке мы закончили говорить о метеорологических природных явлениях и начали самостоятельно рассматривать наводнение. - (Как вы думаете, к природным явлениям какого характера относится наводнение? (заслушиваются ответы учащихся). - А кто может своими словами сказать, что же такое наводнение? (выслушиваются версии (это познавательные УУД)).

Чем же опасны наводнения? (заслушиваются ответы, комментируются и дополняются учителем).

Выявление и формулировка цели. (познавательные УУД).

Постольку поскольку мы изучаем наводнение именно на уроках ОБЖ, то что будет целью изучения этого явления в рамках нашего урока?

Для чего именно на уроках ОБЖ мы его изучаем? (выслушиваются версии)

А для чего нам необходимо знать правила безопасного поведения при наводнении? (ответы учеников комментируются учителем и направляются на выявление того, что человек может и должен спасти и сохранить во время наводнения). Обучение элементам классификации (познавательные УУД).

На прошлом уроке вам предлагалось самостоятельно составить схему «Классификация наводнений», используя материалы учебника. Кто может объяснить, что такое классификация? (заслушиваются версии учащихся) Затем учитель дает правильное определение: «Классификация – это распределение на группы по каким-либо признакам». Классификацию какого-либо явления лучше отображать в виде схемы, на которой сначала отображены выделенные вами признаки явления, а под ними – названия, виды. Вашему вниманию представлены на слайде виды наводнений, но без признаков, по которым они распределены (ячейки с названиями признаков изначально пустые, заполняются по щелчку после ответов учащихся) Ваша задача – ответить, по каким признакам были разделены на группы представленные виды наводнений (заслушиваются версии по первым двум признакам (познавательные)). А вот третья группа признаков не была описпна в учебнике, поэтому подумайте, что может быть в третьей ячейке? 9заслушиваются версии, показываются ссылки на слайд) Затем показываются названия признаков. Выявление критериев изучения материала. Напомню, что основная задача изучения наводнения – это определение порядка действий в случае его возникновения.

Как вы думаете, что нам необходимо знать о наводнении, чтобы разработать порядок действий? (можно дать 2 мин. на обсуждение в группе). Выслушиваются ответы, обсуждаются. (регулятивные) Работа в группах по систематизации материала.(коммуникативные).

Рассмотрев ваши предложения, можно сделать вывод о том, что правила поведения при наводнении зависят от вида наводнения, от того, началось оно или нет, от того, что или кого необходимо спасти.. Теперь я предлагаю вам в группах создать плакат «Действия при наводнении», используя предложенные картинки (картинки распределяются поровну в четырех группах). Обратите внимание, что плакат составлять нужно согласно предложенным вам критериям, написанным на карточках с вашими фамилиями, но если вам не нравится предложенный вариант, то разрешается придумать свой. В качестве примера показываю вам плакат, на котором изображен порядок действий при техногенной ЧС. Распределение по ролям (коммуникативные): для эффективной работы в группе предлагаю распределить в группе роли: «мозговой центр», который подбирает материал, креативная группа, которая распределяет материал на плакате, а также художники, оформляющие плакат. (Согласно особенностям учащихся и определяется состав групп так, чтобы в каждую группу входил хотя бы один ученик, соответствующий вышеперечисленным ролям). Защита плакатов, обсуждение. (коммуникативные) От группы выходит один или несколько человек, рассказывают порядок действий при наводнении согласно оформленному плакату. Рефлексия. (регулятивные УУД). После ответов учащихся по действиям при наводнении, предлагается ответить на вопросы: какие качества необходимы человеку для того, чтобы реализовать эти действия и правильно вести себя при наводнении? Как можно развить у себя эти качества? С какого возраста необходимо работать над этими качествами?