Семиотика отклонений в физическом развитии детей. Методика исследования эндокринных желез и семиотика нарушения роста и полового созревания. Эмпирические формулы и узловые точки для расчета соматометрических данных у детей

Закономерности и современные тенденции физического развития детей разного возраста

Физическое развитие каждого ребенка и детской популяции в целом определяется генетическими факторами, социально-гигиеническими условиями жизни и является показателем качества медицинского обеспечения системой здравоохранения. Отклонения в физическом развитии связано с генетическими факторами, состоянием питания, хроническими болезнями, двигательной активностью, климатом, месту жительства и другими воздействиями внешней среды.

Понятие физического развития трактуется в отечественной литературе весьма неоднозначно. В широком общебиологических смысле физическое развитие рассматривается как процесс становления и изменения морфофункциональных свойств

Но наиболее удачным определением понятия физического развития есть такое. Под физическим развитием понимают процесс становления и изменения морфофункциональных

свойств организма, физических качеств и способностей, которые осуществляются под влиянием условий жизни и воспитания в течение жизни и от поколения к поколению.

В клинической педиатрии под термином «физическое развитие» понимают динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в разные периоды детства. Темпы физического развития на каждом этапе онтогенеза зависят от индивидуальных особенностей, социальных факторов, региона проживания и т.д.

Уровень физического развития в детском возрасте является одним из объективных показателей состояния здоровья. Это связано с тем, что показатели физического развития тесно взаимосвязаны с многочисленными факторами, которые влияют на состояние здоровья детей, и является результатом взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды (санитарно-гигиенические условия, вскармливания и питания, физическое воспитание, режим дня и др.).. Кроме того, физическое развитие является достаточно чувствительным показателем, который легко меняется под воздействием различных неблагоприятных факторов, особенно условий окружающей среды. Поэтому это оценка уровня физического развития ребенка является неотъемлемым элементом контроля за состоянием его здоровья и занимает важное место в практической деятельности врача-педиатра.

Оценивая физическое развитие детей, необходимо знать механизмы и закономерности в разные периоды детства.

Как уже отмечалось, процессы роста детерминированные рядом эндо-и экзогенных факторов, включая питание. Основными регуляторами роста является гормон роста (ГР) и рилизинг-гормон гормона роста (РГ-ОС). Известно, что ОС не стимулирует рост костей или хрящей in vitro. Под воздействием ГР в печени синтезируется один из соматомедина – инсулиноподобный фактор роста-1 (ИФР-1), который стимулирует хрящевые пластинки и контролирует енхондральну оссификации. Считают, что ИФР-1 стимулирует пролиферацию и дифференциацию костных и хрящевых клеток путем повышения поглощения S04 и включение его в хондроитинсульфат, стимуляции синтеза белков и митотической активности.

На этапе внутриутробного развития наблюдается наиболее интенсивное увеличение длины и массы тела. Но это происходит неравномерно. В первые два месяца длина тела эмбриона увеличивается мало, тогда как в 2-4-го месяца значительно возрастает. На 9-10-м месяце внутриутробного развития рост плода замедляется.

Внедрение в акушерскую практику метода ультразвукового сканирования (УЗС) значительно расширяет и дополняет возможности исследования состояния плода и его физического развития. Эхография позволяет проводить визуальное наблюдение за физическим развитием плода на ранних этапах его гестации, обеспечивает своевременную тактику при лечении различных нарушений в системе мать-плацента-плод.

Особенности роста плода у здоровых женщин в динамике беременности в современных условиях изучают с помощью сонографии для оценки развития плода при физиологическом течении беременности. С помощью ультразвукового аппарата, работающего в реальном масштабе времени, измеряют следующие показатели: до 20 мес. беременности – копчиковой-теменной размер (КТР), бипариетальный размер головы (БПР), средний диаметр живота (СДЖ) и длину бедра (ДС), после 20 нед. – БПР, средний диаметр грудной клетки (СДГ), СДЖ, ДС, длину голени (ДГ), плечевой кости (ДП) и предплечья (Дпер), индексы отношение БПР к СДГ (БПР / СДГ) и к СДЖ (БПР / СДЖ) . Определяют также средний еженедельный прирост указанных параметров. /

Результаты сонографии свидетельствуют, что председатель эмбриона начинает визуализироваться на сонограмме после 7 мес. беременности, ее диаметр не превышает поперечного размера туловища. КТР эмбриона в этот период равна (19,9 ± 0,42) мм. До 10 мес. удается четко визуализировать и измерить ДС, которая составляет (10,0 +0,51) мм. БПР в этот срок беременности составляет (17,5 +0,40) мм, КТР – (36,0 +0,50) мм. После 13-14 нед. беременности хорошо видно много анатомических образований плода. Легко удается измерить БПР, СДЖ, ДС и разные отношения этих показателей, Щ ° позволяет получить важные сведения о росте и развитии плода и установить возможные отклонения в эмбрио-и фетогенез. КТР до 15 нед. беременности Достигает (91,5 ± 0,41) мм.

Взаимосвязь между сроком беременности (\ В) и КТР определяется с помощью уравнения:

\ В = 13,9664 КТР – 4,1993 + Д + 2,155,

где Д – число дней от начала последней менструации до точно известной даты зачатия или календарной середины цикла; \ В – срок беременности, нед.; КТР, см.

С увеличением срока беременности наблюдается повышение абсолютных величин эхографических параметров, однако интенсивность роста анатомических образований плода в разные сроки его гестации неодинакова (табл. 5,6). Еженедельный прирост БПР постепенно снижается от 3,5 мм на 15-м мес. беременности до 1,9 мм конце ее; интенсивность прироста СДЖ до 20 нед. беременности увеличивается от 2,8 до 5 мм. Скорость прироста ДС увеличивается на 18-й неделе до 3,9 мм, а затем снижается и на 20-й неделе составляет 3 мм.

Во второй половине беременности скорость роста анатомических образований плода также различна (табл. 7). Наблюдается постепенное замедление еженедельного прироста БПР и длины трубчатых костей. Скорость увеличения СДЖ и СДГ снижается до 32-й недели беременности, затем возрастает и с 33-й недели превышает БПР. Еженедельный прирост диаметра груди конце беременности (37-40 нед.) Значительно замедляется.

Следует отметить, что важными показателями для диагностики нарушения развития плода является не только абсолютные величины, но и еженедельный их прирост и разные отношения, особенно БПР / СДГ (краниоторакальний индекс) и БПР / СДЖ (индекс Кампбелл). Течение беременности происходит систематическое снижение отношений БПР / СДЖ и БПР / СДГ. Начиная с 33-й недели беременности эти показатели выравниваются. В конце беременности СДЖ и СДГ превышают БПР, а их отношение составляет меньше 1. Во второй половине беременности, несмотря на абсолютное увеличение длины трубчатых костей плода, отмечается замедление скорости их роста. Причем на 29-32-й неделе скорость роста костей нижних конечностей превышает таковую верхних. Следует обратить внимание и на то, что начиная с этого срока беременности, наиболее замедляется Скорость роста плечевой кости.

Таким образом, при анализе эхографических показателей плода у здоровых женщин выявлены особенности роста его отдельных анатомических образований в случае физиологического течения беременности необходимо учитывать, оценивая физическое развитие плода.

В клинической практике для ориентировочной оценки длины тела плода в зависимости от срока беременности пользуются эмпирической формуле Гаазе:

а) в течение первых 5 мес. внутриутробного развития длина тела плода равна квадрату месяца беременности: Ь = п2 (см);

б) после 5 мес. длина тела плода равно количеству месяцев, умноженной на 5: Ь = п 5 (см).

Максимально увеличивается масса тела плода на 34-й неделе беременности. Между 36-м и 40-й неделями беременности интенсивность увеличения массы тела замедляется.

Для определения массы тела плода пользуются таким ориентировочным расчетом: масса тела плода на 30-й неделе беременности равна 1300 г, на каждый последующий неделю нужно добавить 200 г, а на каждый предыдущую неделю вычесть 100 г. Таким расчетом можно пользоваться в период между 25 – 42-й неделями беременности.

До рождения масса тела плода достигает 3000-4000 г. Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200-3400 г, а девочек несколько меньше – 3100-3300 г.

Следует отметить, что в первой половине XX в. имело место значительное распространение увеличение массы и роста новорожденных. В 60-е годы темп этого процесса заметно замедлился. При изучении динамики показателей физического развития новорожденных в Алма-Ате с 1946 по 1976 г. выявлено некоторую ее периодичность. Так, во второй половине 40-х и в первой половине 50-х годов отмечался рост показателей, затем наступил период стабилизации, а с начала 70-х годов вновь произошло повышение показателей.

В частности, при изучении динамики массы тела новорожденных сделан вывод, что за последнее десятилетие число детей с массой тела при рождении более 4000 г уменьшилась с 9,1 до 6,6% и соответственно этому увеличилось количество детей с массой 3501 – 4000 г с 28 , 3 до 31,1%. В табл. 8 приведены распределение новорожденных по группам в зависимости от массы тела при рождении.

В течение первых четырех дней жизни у новорожденных наблюдается уменьшение начальной массы тела, то есть происходит так называемое физиологическое ее уменьшения. Максимальное уменьшение массы тела отмечается на 3-й день жизни ребенка и составляет в среднем 6-8% первоначальной массы. Уменьшение начальной массы тела свыше 10% считается патологическим, что указывает на наличие у ребенка заболевания или нарушения ухода за ней.

физиологическое уменьшение массы тела обусловлено: большими экстра-ренальными потерями жидкости путем испарения через кожу и легкие при дыхании (регеригагио ишепвиЬиИиз), выходом начальной мочи и мекония, рвотой проглоченной во время родов околоплодной жидкостью, высыханием пупочного остатка, а также голоданием, поскольку в течение 6 -12 час. ребенок обычно не получает пищи. Вместе с тем преждевременное кормления ребенка (через 2 час. После рождения) не предотвращает физиологическом уменьшению массы тела, а лишь снижает его степень.

Следующее увеличение массы тела происходит у новорожденных неодинаково. Различают два основных типа:

а) «идеальный тип» (тип Бюдена) – при нем восстановления первоначальной массы тела наблюдается на 7-8-й день после рождения. Он встречается у 20-25% новорожденных;

б) замедленный тип (тип Писса) – характеризуется медленным постепенным восстановлением исходной массы тела в течение 11-15 дней. Этот тип кривой наблюдается у 75-80% новорожденных.

У недоношенных детей и новорожденных с большой массой тела при рождении (более 4000 г) исходная масса тела восстанавливается значительно медленнее.

После восстановления первоначальной массы тела она продолжает нарастать и за первый месяц жизни увеличивается в среднем на 600 г. В течение первого полугодия жизни среднемесячный прирост массы тела составляет 800 г, второго полугодия – 400 г.

С учетом этого для ориентировочного расчета массы тела детей в первом и втором полугодии жизни можно пользоваться в соответствии такими эмпирическим формулам:

а) т = т + 800 п;

б) т = т + 800 6 + 400 (п-6),

где m – масса ребенка при рождении, г п – возраст ребенка, мес.

Как правило, до года масса тела ребенка достигает 10 кг, то есть примерно увеличивается втрое. Однако у детей после первого года энергия увеличение массы тша заметно ослабевает. На втором году жизни ребенок прибавляет в среднем 3-3,5 кг, а с третьего года жизни – ежегодно в среднем 2 кг.

Ориентировочно массу тела детей от 2 до 10 лет можно вычислять по формуле:

т (кг) = 10 + 2п,

где n – возраст ребенка, года, 10 – масса ребенка в возрасте 1 года 2 – летняя прибавка в массе тела.

Формуле расчета можно пользоваться до 10-летнего возраста. Средняя масса тела ребенка в возрасте 10 лет составляет 30 кг. В дальнейшем летняя прибавка в весе детей старше 10 лет составляет 4 кг. Вычислить ее можно по формуле:

т (кг) = 30 + 4 (п-10), где n – возраст ребенка, года.

Что касается длины тела, то она у доношенных детей при рождении в среднем равна 50-52 см, причем у мальчиков на 2 см больше, чем у девочек. В первые 3 мес. жизни ребенка его рост увеличивается в среднем на С см ежемесячно, во втором квартале (4-6 мес.) – на 2,5 см, в третьем (7-9 мес.) – на 2 см и в четвертом квартале (10-12 мес.) – на 1-1,5 см в месяц. Таким образом, в течение первого года жизни ребенка его рост увеличивается в среднем на 25-27 см или соответственно до конца года – на 50% исходного. Удвоение начального роста ребенка наблюдается в 4 года, утроение – в 11 -14 лет.

Именно рост ребенка в 4 года является исходным для ориентировочных расчетов. Считают, что в 4 года рост ребенка составляет в среднем 100 см. Поэтому рост (b) у детей старше года, можно определять по следующим эмпирическим формулам:

а) у детей до 4 лет: Ь = 100 – 8 (4 – п);

б) у детей старше 4 лет: Ь = 100 + 6 (п – 4),

где n – возраст ребенка, года.

Приведенные выше закономерности физического развития к доношенных детей, но, по статистическим данным 5-6% всех новорожденных – это недоношенные

дети, которым присущи свои особенности психомоторного и физического развития, реактивности организма. Развитие недоношенных в постнатальном периоде зависит от продолжительности и условий внутриутробного развития, а также от условий окружающей среды (ухода, вскармливания, воспитания). Все эти факторы определяют адаптационные возможности недоношенного ребенка к новым условиям существования.

Для недоношенных детей характерны более высокие темпы физического развития. В частности, дети, родившиеся с массой тела 2001-2500 г, в возрасте одного года имели такую массу тела: девочки – 105751596 г, мальчики – 10 164 +398 г.

Недоношенные дети второй группы (масса тела при рождении в пределах 1501-2000 г) имели в летнем возрасте массу тела соответственно 9076 ± 211 г и 9650 ± 211 г, в третьей группе 8650 ± 264 г и 8960 +289 г.

Среднемесячная прибавка в весе у недоношенных детей на первом году жизни приведена в табл. 9.

Таким образом, если у доношенных детей масса тела в течение года возрастает в З раза, то у недоношенных детей первой группы до года масса тела повышается в 4,6 раза, второй – в 5 и третьей – в 6,5 раза. Особенно интенсивно растет масса у недоношенных детей с массой тела при рождении до 1000 г. У детей первичная при рождении масса тела увеличивается в 8-10 раз. Однако, несмотря на высокие темпы приобретения массы тела, дети, рожденные с массой, меньшей 2000 г, до года не догоняют своих доношенных сверстников по этому показателю.

Рост недоношенных детей с массой тела при рождении более 1000 г в течение первого года жизни увеличивается на 26,6-38 см; в первом полугодии Ежемесячно на 2,5-5,5 см, во втором полугодии – на 0,5-3 см. Средний рост недоношенного ребенка одного года достигает 70,2-77,5 см.

Рост недоношенных детей за первый год жизни увеличивается в среднем на 27,1-32,1 см. В первом полугодии ежемесячное увеличение роста составляет 3-3,75 см, во втором – 1,5-2,1 см. Дети первой группы с длиной тела при рождении 44,1 -44,8 см до года имеют рост: девочки – 71,9 ± 1,26 см, мальчики

74,6 ± 1,37 см, второй – с ростом 42,1-42,8 см – соответственно 73,4 ± 0,9 см и 74,2 +1,3 см, третьей – с ростом 42,8-38 , 1 см – соответственно 68,9 ± 2,27 см и 70,1 ± 3,42 см. Приобретение массы и длины тела недоношенных детей существенно не зависит от пола ребенка.

Интересные данные были получены при удаленном обследовании детей, родившихся с массой тела 900-1500 г. Анализ результатов показывает, что даже через 8-9 лет после рождения глубоко недоношенные дети по своим физическим развитием отличаются от доношенных сверстников (табл.10).

Важным показателем физического развития ребенка является пропорциональность размеров тела. Ребенок при рождения отличается от взрослого сравнительно короткими ногами, длинным туловищем, большой головой (рис. 5). По мере роста и развития ребенка пропорции меняются: размеры головы относительно длины туловища уменьшаются, а длина рук и ног увеличивается. Это объясняется скоростью

роста отдельных сегментов тела. Начиная с дородового периода, скорость

роста ног относительно туловища и рук более высокая. Так, в период роста с изменением длины тела на 1 см лишь 1/4 часть этого прироста приходится на длину туловища, 3/4 составляет прирост длины ног.

Поперечные размеры ребенка (периметр головы, грудной клетки и др.) также увеличиваются неравномерно. У новорожденного периметр головы в среднем равна 34-36 см. В дальнейшем он интенсивно увеличивается в первые месяцы и годы жизни, а с 5 лет – замедляется. Для определения периметра головы у детей грудного возраста в качестве исходных используют данные периметра головы у шестимесячного ребенка – 43 см. На каждый недостающий месяц от 43 см отнимают 1,5 см, на каждый последующий – прибавляют 0,5 см.

Как правило, у детей первого года жизни периметр головы составляет 46-47 см, в 5 лет – 50 см, в 10 лет – 55 см.

Другим важным показателем для оценки физического и гармоничного развития ребенка является периметр грудной клетки. ее величина тесно коррелирует с функциональными

показателями дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Периметр грудной клетки при рождении на 2 см меньше, чем окружность головы, и составляет в среднем 32-34 см. В дальнейшем периметр грудной клетки увеличивается более интенсивно, чем периметр головы, и в 4-месячном возрасте происходит «перекресток», т.е. величины периметров головы и грудной клетки уравниваются.

Периметр грудной клетки в 6 мес. равна 45 см. На каждый недостаточной месяц с 45 см вычисляют 2 см, на каждый последующий – прибавляют 0,5 см. Эмпирические формулы для определения величины периметра грудной клетки имеют следующий вид:

а) для детей до 6 мес: 45 – 2 (6 – п),

б) старше 6 мес: 45 + 0,5 (п – 6),

где n – возраст ребенка, мес.

Для детей от 1 до 10 лет применяют формулу:

63 – 1,5 (10-п),

для детей старше 10 лет:

63 + 3 (п -10),

где n – возраст ребенка, года, 1,5 или 3 см – среднее увеличение окружности груди за год; 63 см – средняя окружность груди ребенка в 10 лет.

Величина периметра грудной клетки конце первого года жизни составляет 47-48 см, в 5 лет – 55 см, в 10 лет – 63 см.

Для характеристики пропорциональности используют также антропометрические индексы, отражающие взаимосвязь между линейными размерами отдельных частей тела, указывают на особенности формы (конституции) тела и дополняют характеристику физического развития ребенка.

Индексы физического развития делят на массо-росту, грудо-росту и др.. Они могут быть арифметическими, если действия при расчете индекса ограничиваются добавлением и вычитанием, и геометрическими, если применяются деления и умножения.

До известно более 50 массо-ростовых индексов, но практическое значение имеют только те, которые отвечают следующим критериям: а) тесно коррелируют с массой тела б) минимально коррелируют с ростом в) легко вычисляются.

Антропометрические индексы, которые называют «индексами зрелости формы», просты, доступны и имеют столь выраженную возрастную динамику и тесная связь с функциональными характеристиками организма, который растет, дающие информацию о темпах биологической зрелости детей. Однако, несмотря на широкое применение этих индексов, необходимо учитывать их некоторую условность. Это связано с тем, что основным в разработке индексов является понятие пропорционального массо-ростовой соотношение, которое сейчас не поддерживают многие исследователи. Установлено, что соотношение размеров частей тела более сложное. Много размеров изменяется не пропорционально, а гетероморфный. Поэтому необходимо учитывать комплекс антропометрических показателей и индексов, позволяющие улучшить общий результат оценки физического развития детей.

Среди многочисленных индексов часто используют такие.

Индекс ДДЧулицько, й, который вычисляют: 3 окружности плеча (см) +

окружность бедра (см) + окружность голени (см) – длина тела (см). Этот индекс характеризует степень упитанности ребенка (развитие жировой подкожной клетчатки), а также оценивает развитие мышц по отношению к росту. Величина индекса в норме равно: до года – 20-25 см, 2-3 года – 20 см, 6-7 лет – 15-10 см, до 7-8 лет постепенно уменьшается до 6 см. Снижение величины индекса подтверждает недостаточную упитанность ребенка.

Индекс Ф.Ф.Эрисмана (ИЭ), что характеризует развитие грудной клетки ребенка и частично ее вгодовашстьТТЕ = окружность груди (см) – рост / 2 (см). У здоровых детей первого года жизни величина этого индекса составляет +13,5-10см, в 2-3 года – +9-6 см, в 6-7 – +4-2 см, в 7-8 лет – 0, но лучше, если до 15 лет величина индекса находится в пределах +1-3 см. У взрослых людей в среднем он равен 5-6 см. Величина ИЭ должна быть положительной до 6-8 лет, и чем лучше физически развитый ребенок, тем позже у нее окружность груди уравнивается с напивзростом.

Индекс О.Ф.Тура, который характеризует соотношение окружности головы и грудной клетки. В возрасте 1-7 лет окружность груди превышает окружность головы на столько сантиметров, сколько лет ребенку.

Исчисление антропометрических индексов и изучения пропорций тела в различные возрастные периоды детства указывают на то, что для детского организма характерно преобладание скорости роста одной части тела над другими (гетеро-динамичный рост). В детском возрасте на фоне непрерывной скорости роста, что снижается от рождения до зрелости, у детей появляются росту прыжки физического развития.

В педиатрической литературе принято пользоваться классификацией периодов роста, предложенной еще в 1903 г. Штратцом и в 1911 г. Вайсенберг. Максимальная скорость увеличение всех показателей физического развития регистрируется у плода и детей первого года жизни. В дальнейшем наблюдаются

два периода увеличения скорости длины тела. Первый период «вытягивания» («скачок») приходится на 5-8 лет, второй – на 11-15 лет. При этом второе «вытягивания» у девочек наблюдается в более раннем возрасте – в 10-12 лет, у мальчиков – в 13-15 лет (рис. 6). В возрасте 1 -4 и 8-10 лет отмечается более интенсивное увеличение поперечных размеров и нарастание мышечной массы – это так называемые периоды «закругления».

Но такая точка зрения на динамику роста детей в последнее время требует уточнения. Проведенный анализ антропометрических показателей, в частности Длины тела, обнаружил, что существующий взгляд на особенности динамики длины тела в дошкольном возрасте, возможно, необходимо пересмотреть.. Так, считалось, что в возрасте 3-4 года отмечается снижение темпов роста до 4-5 см в год и резкое повышение в 6-7 лет. Наши данные показывают, что интенсивные темпы роста длины тела наблюдаются от 3 до 4 лет (мальчики – 8,88 см, девочки – 8,65 см). Темпы роста относительно замедляются в 6-7 лет (соответственно – 7,08 и 5,44 см), что свидетельствует о «омоложение» возраста вторым ростовых «скачка». Это, наверное, связано с процессом акселерации. В большинстве возрастных групп мальчики были несколько выше и тяжелее от девочек, но разница статистически не значима. Начиная с 6,5-летнего возраста, показатели массы тела достоверно выше у девочек. Половозрастная динамика окружности трудной клетки соответствует изменениям массы тела. Интенсивные летние прибавки в окружности грудной клетки и массе тела наблюдаются в 6-6,5 года.

Вконтакте

  • 1.Основные этапы развития и становления педиатрии в стране. Роль с.Ф. Хотовицкого, н.Ф. Филатова, н.П. Гундобина, к.А. Раухфуса и др. В развитии отечественной педиатрии.
  • 2. Важнейшие декреты, законы и постановления по охране материнства и детства. Роль а.А. Киселя, в.И. Молчанова, м.С. Маслова, а.Ф. Тура и др. В развитии советской педиатрии.
  • 3.Формы медицинского обслуживания детского населения. Структура детских лечебно-профилактических учреждений, особенности организации их работы /гигиенический и противоэпидемический режим/.
  • 5. Структура детской поликлиники. Объем и формы работы участкового педиатра и медицинской сестры. Патронаж новорожденного и ребенка грудного возраста.
  • 7.Анамнез. Особенности собирания анамнеза здорового и больного ребенка: детей раннего и старшего возраста. Методика расспроса родителей по истории настоящего заболевания и истории жизни ребенка.
  • 8.Общий осмотр. Общий вид здорового и больного ребенка, положение (активное, пассивное, вынужденное), выражение лица. Критерии оценки тяжести состояния. Степени нарушения сознания.
  • 9.Периоды детства /характеристика, взаимосвязь морфологии и функции/. Роль наследственных факторов и условий внешней среды для правильного развития детского организма.
  • 10.Внутриутробное развитие плода. Эмбриональная и плацентарная фазы развития. «Критиче-ские» периоды. Факторы, влияющие на органогенез и развитие плода.
  • 12.Физическое развитие /определение, признаки/. Факторы, влияющие на физическое развитие.
  • 14.Изменение пропорций тела в постнатальном периоде развития детей. Понятие средней точки длины тела, значение пропорций тела для клинической педиатрии.
  • 15.Значение антропометрических исследований и методы оценки физического развития детей /параметрические и непараметрические/.
  • 16.Наиболее частые отклонения физического развития детей, нарушения весо-ростовых соотношений, их причины. Понятие о гигантизме, нанизме, гипостатуре, гипотрофии и паратрофии.
  • 17.Половое развитие у детей. Сроки полового созревания. Методы оценки формирования вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.
  • 19.Особенности строения нервной системы у детей. Анатомическое соотношение развития спинного мозга и позвоночного канала. Выбор уровня спинномозговой пункции
  • 20. Спинномозговая жидкость и ее состав. Семиотика изменений ликвора при гидроцефалии, серозных и гнойных менингитах, менингоэнцефалитах, кровоизлияниях.
  • 21.Моторика и поза новорожденного ребенка. Понятие о хаотичных и спонтанных движениях. Основные рефлексы новорожденного, их последующая эволюция.
  • 22.Порядок развития локомоций и статики у ребенка первого года жизни. Значение массажа и гимнастики.
  • 23.Развитие речи у детей, ее особенности. Роль окружающей среды, ухода и воспитания в формировании речи.
  • 25.Критерии оценки нервно-психического развития детей раннего и старшего возраста. Понятие ведущих линий развития.
  • 26.Естественное вскармливание, его значение для правильного развития ребенка.
  • 27.Стимулы психического развития /теории инстинктов и генетического детерминирования/.
  • 28.Общие закономерности психического развития ребенка.
  • 29.Развитие эмоций /проявление, формы, темперамент/.
  • 30.Прикорм. Виды прикорма. Правила введения прикорма. Технология приготовления блюд прикорма.
  • 31.Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Семиотика основных ее изменений /окраска, эластичность, влажность, сыпи/.
  • 33.Состав и распределение подкожно-жирового слоя у детей. Семиотика распространения, понятие о гипотрофии, паратрофии, склеремы, склередемы, склеродермы.
  • 34.Мышечная система у детей. Тонус, масса мышц в различные периоды детства. Особенности исследования мышечной системы и мышечного тонуса у детей.
  • 36.Особенности фосфорно-кальциевого обмена у детей, его регуляция. Нормальные показатели содержания в крови фосфора и кальция. Костная семиотика рахита.
  • Врожденные пороки сердца
  • Особенности экг.
  • 40.Возрастные морфологические особенности полости рта; приспособления для сосания новорожденных. Семиотика основных изменений слизистой полости рта /стоматит, гингивит, ангина, молочница/.
  • 41.Искусственное и смешанное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании.
  • Типы молочных смесей
  • Адаптированные смеи
  • Частично адаптированные молочные смеси
  • 42.Особенности водно-минерального обмена у детей, возрастные особенности воды в организме. Роль и значение вне- и внутриклеточной жидкости. Семиотика нарушения распределения жидкости.
  • 44.Анатомо-физиологические особенности эндокринных желез. Роль гормонов в росте и развитии ребенка. Методы исследования.
  • 45.Периоды и особенности эмбрионального кроветворения /ангиобластический, печеночный, костномозговой периоды/. Кровь новорожденного ребенка. Методы исследования системы кроветворения.
  • 46.Становление системы иммунитета у детей (дифференцировка клеточного и гуморального звена во внутриутробном периоде; иммунная система новорожденного, развитие ее в постнатальном периоде).
  • 47.Особенности терморегуляции у детей. Температурный режим окружающего воздуха в помещении и при прогулках детей различного возраста. Требования к одежде ребенка.
  • 48.Лихорадка. Виды лихорадки по высоте температуры, по характеру температурной кривой. Графическое изображение. Клиническое значение. Уход за лихорадящим больным.
  • 49.Кожные проявления геморрагического синдрома. Вазопатии.
  • 50.Современные принципы рационального питания детей старше года и значение витаминов для правильного развития ребенка.
  • 51.Клинические проявления поражения центральной нервной системы: синдром внутричерепной гипертензии, менингеальный синдром, олигофрения.
  • 52.Ад, методика его определения, изменения ад с возрастом. Диагностическое значение изменения ад. Синдром артериальной гипертензии и гипотензии.
  • 53.Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, методика проведения, оценка, клиническое значение. Синдром острой сосудистой недостаточности. Неотложная помощь при обмороке.
  • 54.Возрастные особенности грудной клетки. Сегментарное строение легких у детей. Синдром инфильтрации.
  • 55.Семиотика поражения и признаки функциональной недостаточности клубочкового аппарата нефрона. Диагностика.
  • 56.Лейкоцитарная формула. Лейкоцитоз: диагностическое его значение. Синдром нарушения пролиферации и дифференцировки клеток лейкона.
  • 57.Синдром воспалительного поражения мочевыводящих путей. Лабораторная и инструментальная диагностика.
  • 58.Наиболее частые синдромы гипер- и гипофункции желез внутренней секреции.
  • 59.Возрастные особенности проекции отделов сердца на переднюю поверхность грудной клетки. Семиотика основных изменений границ сердечной тупости /расширение левой, правой и верхней границ/.
  • 60.Развитие лимфоидной системы у ребенка. Диагностическое значение множественной гиперплазии лимфатических узлов и локализованного их увеличения. Понятие лейкоза.
  • 61.Нормальный характер дыхательных шумов у детей различного возраста. Методика исследования внутригрудных лимфатических узлов, семиотика их увеличения.
  • 62.Деформация грудной клетки, изменение формы головы. Диагностическое значение. Оценка состояния суставов /деформация, дефигурация, припухлость, контрактура, анкилоз/.
  • 63.Кроветворение у детей раннего возраста. Динамика эритроцитов и гемоглобина, эволюция лейкоцитарной формулы в постнатальном периоде. Анемический синдром.
  • 64.Современные представления о кроветворении. Свертывающая и противосвертывающая системы крови у детей. Коагулопатия.
  • 65.Дыхательная недостаточность. Классификация. Клиническая картина различных форм дн.
  • 66.Основные этапы формирования бронхолегочной системы и пороки развития легких. Синдром дыхательных расстройств.
  • 67.Основные синдромы поражения дыхательной системы. Синдром скопления жидкости и воздуха в плевральной полости.
  • 68.Обмен железа в организме. Анемический синдром у детей.
  • 69.Шумы сердца у детей. Их происхождение. Аускультативная и фонокардиографическая характеристика. Дифференциация функциональных и органических шумов сердца.
  • 70.Семиотика кашля. Понятие о стенозе гортани и его клиническая диагностика. Обструктивный синдром.
  • Симптомы
  • Причины
  • 71.Особенности белкового обмена у детей. Семиотика основных его нарушений. Синдром количественного и качественного дефицита белка, его значение для растущего организма.
  • 72.Возрастные особенности пульса у детей. Диагностическое значение частоты, ритма, наполнения, напряжения пульса. Семиотика нарушения ритма.
  • 73.Семиотика поражения и признаки функциональной недостаточности канальцевого аппарата нефрона. Тубулопатии.
  • 74.Экстраренальные и ренальные симптомы поражения почек.
  • 75.Признаки поражения миокарда, эндокарда и перикарда. Понятие о панкардите.
  • 76.Семиотика мышечной гипо- и гипертонии, гипер- и атрофии. Псевдогипертрофия мышц. Значение физического воспитания и допустимые физические нагрузки детей различного воз-раста.
  • 77.Тоны сердца у детей, механизм их формирования, возрастные особенности. Регистрация тонов на фкг. Семиотика изменения звучности тонов.
  • 78.Семиотика геморрагических диатезов и изменения лабораторных показателей при них. Тромбоцитопенический геморрагический синдром.
  • 79.Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей. Синдром поражения верхних дыхательных путей.
  • 80.Понятие о синдроме почечной недостаточности /опн, хпн, стадии, клинические проявле-ния/.
  • 81.Понятие и клинические признаки синдрома острой и хронической недостаточности кровообращения у детей.
  • 82.Углеводный обмен. Причины и клинические проявления гипо- и гипергликемии у детей. Лабораторная диагностика.
  • 83.Участие печени в различных видах обмена. Биохимические показатели функции печени. Синдром печеночной недостаточности.
  • 85.Характер гемодинамики и семиотика врожденных пороков сердца.
  • 86.Поджелудочная железа. Ее роль в процессе пищеварения. Состав дуоденального сока. Панкреатический синдром. Оказание помощи больному при рвоте
  • По характеру течения.
  • Причины
  • Диагностика
  • 87.Особенности жирового обмена. Понятие о синдроме гиперлипидемии. Первичный и вторичный кетоз у детей («ацетонемическая» рвота).
  • 88.Количество и состав мочи у детей различного возраста. Диурез и семиотика олигоурии, полиурии, дизурии и поллакиурии. Уход за больным с энурезом.
  • 89.Функциональная и инструментальная диагностика заболеваний органов пищеварения. Синдром нарушения желчеобразования и желчевыделения. Функциональные методы:
  • 90.Синдром иммунодефицита (определение, классификация, общие клинические проявления).
  • 91.Субъективные и объективные симптомы поражения сердечно-сосудистой системы, их клиническое значение. Инструментальные методы исследования системы кровообращения.
  • 92.Суточная экскреция различных веществ с мочой. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, салурия).
  • 92.Суточная экскреция различных веществ с мочой. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка (протеинурия, гематурия, лейкоцитурия, цилиндрурия, салурия).
  • 93.Особенности пищеварения у детей. Синдром расстройства ротового пищеварения и синдром недостаточности пищеварения в 12-перстной кишке.
  • 94.Копрограмма: ее нарушения при поражениях различных отделов желудочно-кишечного тракта. Синдром энтерита и колита.
  • 95.Анатомо-физиологические особенности пищевода и желудка (их размеры у детей). Синдром недостаточности желудочного пищеварения. Уход за больным с желудочно-кишечным кровотечением.
  • 96.Анатомо-физиологические особенности печени. Внешнесекреторная функция. Состав желчи. Клиническое значение дуоденального зондирования.
  • Причинами задержки роста и массы тела:

    1.нарушения питания –голодания,снижением аппетита или переваривания.

    2. заболевания с хронической тканевой гипоксии. -хронические заболевания легких, пороки сердца, тяжелые анемии.

    3.заболеваниям эндокринного аппарата, желез внутренней секреции, которые вырабатывают гормоны – стимуляторы роста. Это гипофиз с недостаточной продукцией гормона роста, щитовидная железа, реже – железы, регулирующие фосфорно-кальциевый обмен, или поджелудочная железа.

    Самым тяжелым отклонением в физическом развитии является детский церебральный паралич – ДЦП. Микроцефалия.

    Гипотрофия - нарушение ФР ребенка первых лет жизни, при котором имеется уменьшение фактической массы тела

    Врожденная -пренатальная ставится после рождения. Рассчитывается массо-ростовой коэффициент: МРК=масса,г/длина, см. Нор: 60-80. Степени: 1ст.- МРК=59-56; 2 ст.-МРК=55-50;

    3 ст.- МРК=49 и меньше

    Если у ребенка с нормальной массой при рождении, после 1 мес выявлен дефицит - постнатальной. Ее степени: 1 степень –дефицит массы 11-20%; 2-ая -21-30%; 3- я- более 31% .

    Клинические признаки гипотрофии: уменьшение толщины подкожной клетчатки,

    Гипостатура - пропорциональное отставание длины и массы тела в сравнении с нормативными показателями. В основе лежат тяжелые нейроэндокринные нарушения, ВПС, энцефалопатии.

    После 1 года такое состояние- алиментарный субнанизм. Старше 1 года это состояние – тучность, ожирение. Недост пит – параллельн задержка и роста и массы.

    Паратрофия- хроническое расстройствово питания, при котором имеется увеличение массы тела более, чем на 10%. 1 ст- 11-20%; 2 ст.-21-30%; 3 ст.-31% и более.

    Нанизм (карликовость)- нарушение ФР, при котором имеется отставание в росте в сравнении со средними значениями в популяции. В основе – генетические нарушения роста.

    Белая раса: карлики - женщины- меньше 120 см, мужчины - меньше 130 см.;

    Клиника: - сухая морщинистая кожа с желтоватым оттенком;- детские черты лица; недостаточное развитие мышц, низкое АД, бесплодие. Причиной -потеря чувствительности тканевых рецепторов к соматотропному гормону или инсулиноподобным факторам роста.

    Гигантизм – чрезмерное увеличение роста, связанное с избыточной продукцией СТГ в гипофизе

    17.Половое развитие у детей. Сроки полового созревания. Методы оценки формирования вторичных половых признаков у мальчиков и девочек.

    Период полового созревания - это достижение организмом половой зрелости и называется переходным или пубертатным периодом. Повышается деятельность гипоталамо-гипофизарной системы (высшие центры эндокринной системы в головном мозге), стимулируют функцию половых желез - яичек у мальчиков и яичников у девочек. Увеличивается секреция половых гормонов - андрогенов и эстрагенов. Возрастает продукция гормона роста и гормона, стимулирующего выработку гормонов щитовидной железой.

    Сочетанное действие гормонов роста, половых и щитовидной желез, обуславливает изменения - ускорение физического развития, развитие половых органов и появление вторичных половых признаков.

    Сроки наступления полового созревания зависят:

    Наследственных особенностей,

    Бытовых, социально - климатических условий,

    Состояния здоровья, характера питания.

    Задержкой полового созревания считается отсутствие признаков у девочек старше 13 лет, а у мальчиков старше 14 лет.

    Девочки вступают в период полового созревания в 10-12 лет.

    Но уже в 8-10 лет отмечаются округление бедер и ягодиц, расширение таза;

    в 9-10 околососковый кружок выступает над кожей груди;

    в 10-11 -единичные волосы на лобке и в подмышечных впадинах, развитие молочных желез (начало роста);

    в 12-14 первая менструация

    в 15-16 регулярные менструации, оволосение на лобке и в подмышечных впадинах, увеличиваются молочные железы.

    Параллельно с половым созреванием происходит интенсивный рост, пик на 12 лет и достигает 9 см в год.

    В 16-18 лет наступает постепенная остановка роста.

    У мальчиков начало в 12-14 лет.

    10-11 лет - увеличение размеров яичек и полового члена;

    11-12 лет - пигментация мошонки, начало оволосения на лобке;

    12-13 лет - рост волос на лобке, увеличение полового члена и яичек;

    18-20 лет - завершение полового созревания, оволосение по мужскому типу.

    Пик роста на 14 лет и достигает 10-12 см в год. В 18-20 лет отмечается постепенная остановка роста.

    Полового созревания оценивается по выраженности вторичных половых признаков. У девочек это рост волосяного покрова на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (А), развитие грудных желез (Ma) и возраст первой менструации (Me). У мальчиков, кроме роста волосяного покрова на лобке и в подмышечных впадинах, оцениваются мутация голоса (V), оволосение лица (F) и формирование кадыка (L).

    Развитие волосяного покрова на лобке:

    отсутствие волос - Р0;

    единичные - Р1;

    волосы на центральном участке лобка более густые, длинные - Р2;

    на всем треугольнике лобка длинные, вьющиеся, густые - Р3;

    расположены по всей области лобка, переходят на бедра-Р4.

    Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине:

    отсутствие- А0;

    единичные- А1;

    редкие на центральном участке впадины - А2; в

    густые, вьющиеся по всей впадине - А3.

    Развитие молочных желез:

    железы не выдаются над поверхностью грудной клетки - Ма0;

    несколько выдаются, околососковый кружок вместе с соском образует единый конус - Ma1;

    значительно выдаются, вместе с соском и околососковым кружком имеют форму конуса - Ма2;

    тело железы округлую форму, соски приподнимаются над околососковым кружком - Ма3.

    18.«Биологическая» акселерация развития детей /определение, признаки, основные теории/, значение акселерации для педиатрии .

    Акселерация - ускорение возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние стадии онтогенеза. Более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового) развития и завершении созревания организма.

    В качестве основных проявлений:

    Рост годовалых в среднем на 4-5 см, а масса тела на 1-2 кг больше, чем 50 лет назад

    Более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные на 1-2 года раньше;

    Более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек;

    Более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста;

    Половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5-2 года раньше, чем в начале XX века, за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4-6 месяцев.

    На основании антропометрических показателей и уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы. К первому относятся те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической зрелости выше средних значений, ко второму типу - дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без оускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста.

    теории (Лисицын):

    Физико-химические:

    1) влияние солнечной радиации, удлинение светового дня;

    2) влияние магнитного поля

    4) повышенной концентрации углекислого газа, вызванной ростом производства.

    Теории отдельных факторов условий жизни:

    улучшение условий жизни, питани и медицинского обслуживания

    Генетические:

    1 .смешения популяций

    Неативные последстви: юолее быстрое старение, омоложение болезеней, дисгармоничность, отставание в развитии внутрених оранов.

    "

– группа заболеваний различной этиологии, сопровождающихся отклонением показателей физического развития ребенка от возрастных норм. Чаще проявляется задержкой роста, намного реже встречаются заболевания, приводящие к ускоренному росту. Нарушения роста у детей почти всегда сопровождаются симптоматикой со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта (в зависимости от этиологии). Проводится оценка физического развития на основании специально разработанных таблиц, а также комплексная лабораторная диагностика. Лечение этиотропное, применяется заместительная гормональная терапия, нейрохирургические и другие операции.

Общие сведения

Нарушения роста у детей сопутствуют огромному числу различных эндокринных и соматических заболеваний. Трудности своевременной диагностики и дорогостоящая гормональная терапия ставят проблему физического развития ребенка на одно из первых мест в педиатрии . Кроме того, заболевания данной группы оказывают непосредственное влияние на демографическую ситуацию в будущем. Особую опасность представляют задержка внутриутробного развития и врожденные эндокринные патологии, при которых своевременная коррекция практически невозможна, и по этой причине ребенок остается низкорослым. Нарушения роста у детей способны в определенной степени снижать качество жизни уже взрослого человека, а также часто отражаются на фертильности в будущем.

Причины и классификация нарушений роста у детей

Часть заболеваний связана с эндокринными нарушениями. Это могут быть патологии метаболизма соматотропина, его недостаточное или избыточное образование либо изменение чувствительности периферических рецепторов к данному гормону. Расстройства обмена гормона роста могут быть вызваны опухолями гипоталамо-гипофизарной области, генетическими дефектами каких-либо ферментов, участвующих в образовании соматотропина и т. д. Кроме того, нарушения роста у детей встречается при патологиях обмена других гормонов, в частности, гормонов щитовидной железы, надпочечников, половых гормонов и некоторых центральных гормонов, таких как АКТГ и рилизинг-факторы.

Некоторые соматические патологии тоже могут являться причиной нарушений роста у детей. Прежде всего, это группа скелетных дисплазий и хромосомных заболеваний, сопровождающихся низкорослостью. Патологии почек, печени и желудочно-кишечного тракта также иногда сопровождаются задержкой роста. Обычно это связано с недостаточностью питания (нерациональная диета, голодание) или усвоения пищи. Вместе с тем, печень опосредованно участвует в процессе роста ребенка, поскольку именно здесь под влиянием соматотропного гормона образуются инсулиноподобные факторы роста, которые напрямую воздействуют на клетки-мишени, запуская анаболические реакции.

Существует два основных принципа, на основе которых все нозологии делятся на подгруппы. Первый принцип количественный, в этом случае говорят либо о задержке роста, либо о преждевременном и ускоренном росте. Второй принцип связан с причинами патологий. В соответствии с ним различают нарушения роста эндокринного и соматического генеза. В структуре общей заболеваемости существенно превалирует последняя подгруппа. Кроме того, к нарушениям роста у детей относятся некоторые наследственные формы патологии, например, семейная низкорослость.

Симптомы нарушений роста у детей

Стоит отметить, что задержка роста встречается гораздо чаще, нежели ускоренный рост и развитие. В случае задержки внутриутробного развития сразу после рождения ребенка можно заметить, что параметры его физического развития в той или иной степени отстают от нормы. Однако чаще заподозрить нарушения роста у детей можно примерно с 3-4 лет, когда есть возможность проследить динамику роста. Как правило, с этого времени отставание определяется не только педиатром, но и родителями малыша. Это может быть пропорциональная задержка роста (туловище и конечности равномерно отстают в размерах от возрастной нормы) и диспропорциональная форма (конечности либо короткие, либо длинные по отношению к туловищу).

Хромосомные синдромы, в клинике которых присутствуют нарушения роста у детей, также проявляются специфическими изменениями внешности (например, синдром Дауна или ). Дополнительная симптоматика характерна для всех соматических заболеваний, отражающихся на физическом развитии ребенка. При пороках развития сердечно-сосудистой системы выявляется цианотичность кожных покровов и другие признаки, нарушения подтверждаются по данным ЭКГ. Патологии желудочно-кишечного тракта сопровождаются диспепсическими явлениями, изменением стула, вздутием живота и другими симптомами.

Что касается эндокринных заболеваний, то нарушения роста у детей также не являются единственным их проявлением. Если изменения связаны с вырабатываемым гипофизом соматотропным гормоном, показатели роста будут заметно отклоняться от возрастных норм, в отличие от других заболеваний, при которых это может быть не так очевидно. Недостаточность гормональной функции щитовидной железы, помимо низкорослости, проявляется характерной вялостью ребенка, низким артериальным давлением и брадикардией , при гиперфункции железы симптомы противоположны, рост ускорен.

Половые гормоны в некоторой степени потенцируют физическое развитие ребенка. Они участвуют в образовании ядер окостенения и закрытии зон роста в эпифизах костей по окончании пубертатного периода. Таким образом, врожденные и приобретенные заболевания надпочечников, а также дефекты метаболизма половых гормонов неизбежно ведут к нарушениям роста у детей. В некоторых случаях задержка роста может быть связана с сильным психоэмоциональным стрессом. Кроме того, конституциональные особенности также играют роль в физическом развитии. У таких детей в семейном анамнезе обычно есть указание на задержку роста, чаще по отцовской линии.

Диагностика нарушений роста у детей

Существуют определенные нормативы, на которые педиатр ориентируется при оценке физического развития ребенка, в частности – центильные таблицы, содержащие количественные границы роста, веса и других показателей для детей разных возрастов. Если показатели пациента на протяжении одного-двух лет выходят за рамки, указанные для конкретного возраста, можно говорить об ускорении или задержке физического развития. Соответствие определенной колонке центильных таблиц в целях диагностики нарушений роста у детей всегда оценивается на протяжении нескольких лет.

Разработаны алгоритмы, на основании которых проводится дифференциальная диагностика причин нарушений роста у детей. Необходимость в них возникает в связи с тем, что исследование функции гипофиза является дорогостоящим и представляет серьезную нагрузку на организм ребенка, поэтому выполняется только по строгим показаниям. На начальном этапе исключают любые соматические патологии, способные вызывать нарушения роста у детей.

Проводят ЭКГ и ЭхоКГ-диагностику для оценки состояния сердечно-сосудистой системы. Патологии желудочно-кишечного тракта диагностируют на основании результатов биохимического анализа крови, абдоминального УЗИ и рентгенологического исследования (по показаниям).

Далее выполняют лабораторное исследование функции щитовидной и других периферических желез, поскольку технически периферические железы исследовать проще, чем центральные. Определяют уровень тироксина, глюкокортикоидов, половых гормонов. Это позволяет обнаружить возможное снижение или повышение функции какой-либо из этих желез внутренней секреции и начать соответствующую терапию. Если у ребенка не выявлено отклонений от нормы, осуществляют скрининг дефицита или избытка соматотропного гормона и инсулиноподобных факторов роста. Помимо лабораторной диагностики, на данном этапе проводят определение костного возраста (R-грамма кисти и лучезапястного сустава), МРТ головного мозга ребенку и исследование кариотипа.

При подозрении на нарушения роста у детей, связанные с метаболизмом соматотропина, выполняют однократное измерение уровня его базальной секреции, а также несколько стимуляционных тестов. Дефицит соматотропного гормона подтверждается при уровне стимулированной секреции ниже 7 нг/мл. Концентрация 7-10 нг/мл свидетельствует о частичном дефиците соматотропина. Такой результат обычно говорит в пользу точечной мутации гена гормона роста. Наряду с этим проводится определение концентраций пролактина и тиреотропного гормона, поскольку при некоторых опухолях и генетических мутациях имеет место множественная недостаточность гипофизарных гормонов. Тесты высокоинформативны и позволяют врачу определиться с тактикой лечения.

Лечение и прогноз нарушений роста у детей

Проводится этиотропная терапия заболеваний. Если нарушения роста у детей связаны с гормональными причинами, назначается заместительная гормональная терапия, либо используются антагонисты гормонов, которые синтезируются в избыточном количестве. Для лечения соматотропной недостаточности применяется синтетический соматотропин. Большинство гормонопродуцирующих опухолей можно удалить хирургическим путем. Как правило, рецидивы подобных новообразований встречаются редко. Нарушения роста у детей с соматическими заболеваниями корригируются по показаниям, однако в большинстве случаев лечение основного заболевания приводит к нормализации физического развития. Всем детям обязательно назначается полноценная диета и витаминотерапия.

Прогноз чаще благоприятный. В большинстве случаев удается компенсировать недостаточность соматотропного и других гормонов. Одним из важнейших факторов успешного лечения является своевременная диагностика нарушений роста у детей, а она очень часто невозможна ввиду слабой выраженности отклонений от нормы либо присутствия других, более опасных симптомов. Малейшая задержка в терапевтической коррекции физического развития может привести к резкому снижению чувствительности организма к лечению. Кроме того, некоторые причины нарушений роста у детей, например, хромосомные заболевания, устранить невозможно.

(в порядке уменьшения частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогенные (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), социально-бытовые факторы.

У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофией . Увеличение массы тела у детей других возрастов более 14% за счет избыточного . Главными причинами отклонения в массе тела детей является алиментарные, конституционные, соматогенные, церебрально-эндокринные и другие факторы.

Могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант - гидроцефалия). Главными причинами отклонений в обводе председателя является внутриутробное нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рождения.

Отклонения в обводе грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения. Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физической подготовки и развития мышц, конституционные особенности подобное.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Период полового созревания наступает в возрасте от 8 до 14 лет. Во время полового созревания у девочек начинает увеличиваться грудь, появляется первая менструация. Очень важно, чтобы мамы следили за появлением половых признаков у девочек, так…

Дыхательная недостаточность у детей часто является следствием острых и хронических заболеваний легких и пороков развития органов дыхания. Кроме того, к острой дыхательной недостаточности у детей может привести нарушение регуляции дыхания при…

Интранатальный период начинается с регулярных родовых схваток до перевязки пуповины (от 2-4 до 15-18 ч). Период новорожденности начинается с момента рождения ребенка и продолжается до 4 нед. Его продолжительность зависит от степени зрелости…

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических…

Идиопатический гемосидероз легких - это состояние, характеризующееся отложением в легких железа в виде гем осы дери на (первичного или вторичного происхождения) с поражением мелких сосудов легких и межальвеолярных стенок. Заболевание относится к…

Физическое развитие - это совокупность морфологических и функциональных признаков организма, характеризующих процессы его роста и биологического созревания, запас физических сил.Комплексная оценка физического развития включает:1. Оценку результатов…

Понятие "физическое развитие" включает совокупность морфологических и функциональных признаков организма, которые характеризуют рост, массу, форму тела, ее структурно-морфологические свойства.За первый месяц жизни масса увеличивается на 600 г. В…

Недоношенные дети - младенцы, рожденные в срок гестации 24 - 87 нед. Группа высокого риска - глубоко недоношенные дети с гестационным возрастом 32 недель и менее, весом 1500 г и менее.Преждевременно рожденные дети - это такие, которые имеют массу…

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА РФ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Карцева Т.В., Дерягина Л.П.,

Тимофеева Е.П.

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития.

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2008

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие. Методы оценки. Семиотика нарушений физического развития.

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ.

Дерягина Людмила Петровна - к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Рецензенты:

Щедрина Анна Григорьевна – д.м.н., профессор кафедры восстановительной медицины НГМУ.

Лопушинский Алексей Болиславович – доцент, заведующий методическим кабинетом НГМУ

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

I ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..2

II ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Закономерности физического развития детей………………………………..2

2. Факторы, определяющие рост…………………………………………………4

3. Изменение антропометрических показателей в процессе роста и развития детей …………………………………………………..….……..8

4.Методы определения физического развития……………………….………..10

5. Соматоскопия…………………..

6. Методика антропометрических исследований………………….………….12

6. Оценка физического развития детей…………………………….…………..17

7. Оценка уровня биологической зрелости…………………………………….20

III ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

1. Формирование пола………………………………………………….……….41

2. Гормональная регуляция………………………………………………….….43

3. Половое развитие мальчиков………………………………………….……..44

4. Половое развитие девочек…………………………………………..….…….47

5. Методика исследования полового развития…………………………...……50

6. Оценка полового развития……………………………………………….…..54

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…….70

V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….70

Предисловие

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии.

Учебно-методическое пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия». Учебно-методическое пособие для студентов составлено в соответствии с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью настоящего учебно-методического пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки физического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения физического развития и их своевременной коррекции.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального физического развития детей клиническим и антропометрическим методами, определения особенностей телосложения, биологической зрелости детей различного возраста, выявления своевременности появления вторичных половых признаков.

Студенты будут:

1-й уровень – ЗНАТЬ:

    Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

    Законы увеличения роста и массы детей в различные периоды детства.

    Пропорции тела.

    Сроки полового созревания.

    Признаки нарушения физического развития и факторы, их вызывающие.

    Семиотику нарушений физического развития.

2-й уровень – ПОНИМАТЬ:

    Роль физического воспитания для гармоничного развития ребенка.

    Значение антропометрических измерений в оценке индивидуального физического развития.

    Основные закономерности роста и развития детей.

    Причины нарушений физического развития детей.

3-й уровень – УМЕТЬ:

    Выполнять методику соматоскопии и антропометрии.

    Оценить индивидуальное физическое развитие ребенка по ориентировочной карте, разработанной на кафедре, клиническим и антропометрическим методами, по эмпирическим формулам, центильным методом, методом сигмальных отклонений.

    Оценивать тип телосложения, тип конституции.

    Оценивать биологическую зрелость.

    Оценивать своевременность появления вторичных половых признаков.