Какие виды игр используются в практике доу. Игровые технологии по экологии в детском саду. в педагогическом процессе

Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский
17 октября 2013 г. вышел в свет приказ N 1155 г
. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", где прописаны
основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. Согласно ФГОС ДО, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались и использовать для этого разные педагогические технологии.
Что же такое педагогическая технология?
\ В современной отечественной дошкольной педагогике термин «педагогические технологии» рассматривается как:  Компонент педагогической системы, способ конструирования воспитателем педагогического процесса с помощью системы средств и методов воспитания и обучения дошкольников в специально созданных для этого дидактических условиях детского сада в целях решения задач дошкольного образования.  Инструмент профессиональной деятельности педагога, которая имеет выраженную этапность (пошаговость), а также конкретность и четкость цели и задач деятельности педагога.  Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития
личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат. В ФГОС делается акцент на то, что игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности.
Игра
- наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника. Идея включения игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал учителям стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, занимательность не должна стирать границ между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева и др.). Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Так, по мнению А.В. Запорожца, игра - это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную актив- ность ребенка, его творческие возможности. Включение элементов сюжетно- ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Это подтверждают результаты исследования Л. А. Абрамян, которые показывают, что благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающему, формируются положительные чувства и эмоции. Использование сюжетно – ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений, высказанных известными исследователями, педагогами и психологами. Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач - обучение. Не
вызывает сомнения, что игра практически с первых моментов своего возникновения выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения, с целью выработки необходимых человеческих черт, качеств, навыков и привычек, развития способностей.
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
 свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию педагога, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности;  творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность;  эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность;  деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта;  деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.  деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. Важна и другая сторона явления: экологические знания, которые вызывают положительную реакцию у детей, будут использоваться ими в процессе игры активнее, чем те, которые затрагивают лишь интеллектуальную сторону личности. С. Л. Рубинштейн считает, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающей действительности. « Людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». И.А.Комарова, предлагает использовать игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста, и С.Н. Николаева, которая считает, что игровые обучающие ситуации способствуют формированию у дошкольников системы представлений о природе, а это в свою очередь является эффективным средством воспитания детей. Огромная роль в воспитании у детей осознанно-правильного отношения к природе принадлежит игровым обучающим ситуациям. Использовать сюжетно- ролевые игры и разнообразные игровые обучающие ситуации в практике работы по экологическому воспитанию дошкольников предложили педагоги – экологи С.Н.Николаева и И.А.Комарова.
Что же такое ИОС?

Форму обучающей игры
воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
Цель игровой технологии
- не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Её задачи:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка. 2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Но как любая педагогическая технология, игровая также должна

соответствовать следующим требованиям:
1.
Технологическая схема
– описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. 2
. Научная база
– опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей. 3.
Системность
– технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью. 4.
Управляемость
– предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов. 5. Э
ффективность
– должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам. 6.
Воспроизводимость
– применение в других образовательных учреждениях.
Игровая технология строится
как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенной общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.
Особенностью игровых технологий
является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима дня и игра.
Использование игровой обучающей ситуации

в педагогическом процессе

важно по целому ряду причин:
 они дают возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствуют становлению личности, сохранению здоровья, а кроме того, соответствуют потребностям детей в общении и познании окружающей природы, поэтому они должны быть так же широко использованы в экологическом воспитании, как и в других его направлениях;  непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;  непосредственная образовательная деятельность с включением игровой обучающей ситуации ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;  все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;  в игровой комплекс включаются игры и игровые обучающие ситуации на развитие разных анализаторов (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);  экологические знания, полученные в игровой деятельности и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка. В работе по экологическому образованию детей важным является использование разных типов игровых обучающих ситуаций, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами, деятельность.
При подборе игровых обучающих ситуаций, прежде всего, необходимо

уделять внимание следующим вопросам:
 формированию понимания самоценности природы;  осознанию ребенком себя как части природы;
 воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;  формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;  пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;  формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;  формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе повседневной жизни.
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая

игра. Её характеризуют следующие моменты:
 она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;  оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;  в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;  игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;  воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Игровые ситуации основаны на следующих принципах:
 Отсутствии принуждения;  Поддержке игровой атмосферы, реальных чувств детей;  Взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;  Переходе от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным. Игровые обучающие ситуации (И.О.С.) – специальная форма сюжетно – ролевой игры, разработанная Светланой Николаевной Николаевой.
Она выделяет несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Игровые обучающие ситуации делятся на три типа:

Первый тип ИОС
- использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы.
Второй тип ИОС
связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям.
Третий тип ИОС
- это различные варианты путешествий
1.Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения Чиполлино» Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных

группах
, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог целесообразно демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым
млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.
2.Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков. Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними. Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя
или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе. Еще одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее, поправляют, сообщают то, что сами знают. Такое соотношение позиций в ИОС придает дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.
АЛГОРИТМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ С ЛИТЕРАТУРНЫМ

ПЕРСОНАЖЕМ

Построение ИОС:
имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
Организация ППРС для ИОС

Содержание игры:
дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.
Проведение игры
: объявление названия и сюжета от имени персонажа, распределение ролей, выступление персонажа в одной из двух функций: выполнение роли знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака, поддержание воображаемой ситуации в соответствии с сюжетом с помощью игрового персонажа
Руководство игрой:
постоянное поддержание специальными приемами воображаемой ситуации того пространства, в котором протекает игра, наблюдение за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевых взаимоотношений; Насыщение игры ролевыми диалогами и игровыми действиями, через
которые осуществляется дидактическая цель.
3.И

гровые обучающие ситуации типа путешествий
Еще один вид ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей.
Путешествия


в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия, Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре "роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через нее воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).
Игра-путешествие
как разновидность игровой ситуации предполагает наличие единого сюжета, в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами. Игры-путешествия могут иметь разнообразное содержание – путешествие по стране и городу, миру величин, красок, звуков. Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Важным является то, что игры путешествия - это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику.

АЛГОРИТМ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ ТИПА

ПУТЕШЕСТВИЙ

Построение ИОС
: имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам
Организация ППРС для ИОС
: наличие игрушек, атрибутов, специально организованного пространства и предметной среды
Содержание игры
: дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей.
Проведение игры
: объявление названия и сюжета в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами, распределение ролей, принятие роли на себя, поддержание воображаемой ситуации в соответствии с сюжетом.
Руководство игрой
: постоянное поддержание специальными приемами воображаемой ситуации того пространства, в котором протекает игра, наблюдение за развитием сюжета, исполнение ролей детьми, ролевых взаимоотношений; Насыщение игры ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые осуществляется дидактическая цель.
Таким образом, делаем вывод что:
1.Все игровые обучающие ситуации требуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит игру с детьми. 2.Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т.к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. 3.Каждая тема игровых обучающих ситуаций должна иметь свою цель, содержание, не повторять предыдущую ситуацию, но быть связанной с ней. 4.Каждая игровая обучающая ситуация должна содержать небольшой объем новых знаний, которые позволят дошкольникам постепенно и более надежно усвоить материал;
5.Включать в содержание игровых ситуаций больше вопросов продуктивного характера, этим достигается умственная и речевая активность детей; 6.Для поддержания интереса к персонажу, в каждую встречу следует вносить элемент новизны: детали костюма, натуральные предметы, дидактические плакаты, наборы мелких картинок, видеоматериал, игрушечный телевизор, показ слайдовых презентаций и тд. 7.Для создания интереса, необходимо создать условия и обстановку для проведения игровых обучающих ситуаций, особенно ИОС типа путешествий. 8.Игровые обучающие ситуации будут давать положительный результат, если будут сочетаться с другими формами работы с детьми
Заключение
: Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников. Дети погружаются в игровое действие, активно участвуют в создании воображаемой ситуации.
Благодаря использованию ИОС:
- решаются основные воспитательно-образовательные задачи; - повышается активность детей в процессе обучения; - снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности; - развивается эмоциональная отзывчивость. -игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Игровые обучающие ситуации, помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игровых обучающих ситуаций с другими формами работы, способствуют формированию у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе и ко всему живому. При использовании игровых ситуаций на занятиях дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы, задают много дополнительных, интересующих их вопросов. В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками ИОС можно использовать не только в экологическом воспитании, но и во всех направлениях развития и образования детей (во всех о.о.), а также при организации самостоятельной деятельности детей.
Литература:
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42. 2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с. 3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с. 5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с. 6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49. 7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с. 8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил. 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

«… Весь процесс воспитания ребенка мы

рассматриваем как обучение тому, в какие игры

следует играть и как в них играть.»

Эрик Берн

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

Социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС) ;

Образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.) .

Ценность педагогической технологии в том, что она:

Конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

Создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:

Мотивационный

Ориентационно-целевой

Ценностно-волевой

Оценочный

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов:

Установочный элемент

Игровые ситуации

Задачи игры

Правила игры

Игровые действия

Игровое состояние

Результат игры

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

Необходимость объяснения родителям важности игры

Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

МЫ РАССМОТРИМ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

Игровые тренинги –

Сюжетно – ролевые игры

Театрализованные игры

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Применение игровых технологий в работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей. Например таких технологий, как:

Игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики

Игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики

Игровые технологии направленные на развитие дыхания и голоса

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства;восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Целеп Марина Викторовна, воспитатель,

МДОУ – детский сад № 48 «Ласточка», г. Серпухов.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. В. Эльконин, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, И.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зрения философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств; игра должна носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Выделяют следующие функции игры:

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Одним из важнейших элементов данной технологии является организация игровой деятельности. Можно выделить несколько видов игровой деятельности: свободная игра - ничем не ограниченная игра в игрушки, кубики, куклы, лошадки, прятки и т. д. В такой игре ребенок проявляет и развивает свою индивидуальность и навыки общения с другими детьми, а кроме того, такая игра является продолжением его домашней детской жизни и помогает снимать противоречия между жизнью ребенка в саду и дома. Другой вид игры - подвижные игры, которые сочетают в себе как свободу, так и руководство со стороны педагогов. Это состязания в беге, силе, а также плавание, лыжи, катание на санках, коньках и т. д. И работа в мастерских тесно связана с игровой деятельностью: изготовление игрушек, украшений для елки, костюмов и декораций для спектаклей. Н.И. Попова отмечала важную деталь: «При постановке спектакля с разучиванием текста важно, чтобы он не был самодовлеющим, чтобы подготовка не перешла в дрессировку; необходимо, чтобы для детей он остался «игрой». А это достигается очень осторожным выбором темы, которая должна совпадать с детскими переживаниями». Можно скатать, что игровая деятельность использовалась и в обучении, и в организации жизнедеятельности вообще. Считалось, что «чем больше игры в работе, тем ближе она ребенку, тем более она сливается с его жизнью». На игру как важнейший элемент рассматриваемой технологии необходимо обратить особое внимание, так как в дальнейшем, в ходе борьбы за утверждение новых подходов к воспитанию он будет практически утрачен.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Таким образом, игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, можно сформулировать следующее: результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих; в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка; игра позволяет приобрести внутреннюю свободу; соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.

Список использованной литературы:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624с.

2. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.:Мозаика-Синтез, 2006-2010.

3. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. Кукушина В.С. Серия «Педагогическое образование». Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2002. –320 с.

4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.

Реализация игровых технологий в работе с детьми 4-5 лет

С первого дня работы я столкнулась с такой проблемой - есть дети, которые не хотят делать зарядку, не хотят рисовать, лепить или составлять рассказ, когда это делают все остальные. Поэтому одним из важных направлений моей профессиональной деятельности я выбрала использование игр и игровых приемов в воспитательно-образовательном процессе. Потому, что игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается. По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
Для работы по самообразованию я выбрала тему «Использование игровых технологий в работе с детьми 4-5 лет».
Актуальность выбранной темы:
Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, посредством которой он органично развивается.
По ФГОС во главу воспитательно-образовательного процесса ставится индивидуальный подход к ребенку через игру.
Игровые моменты проходят очень живо, в эмоциональной обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Цели и задачи:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данной области.
Изучение литературы по данной теме.
Активно воздействовать на развитие психических процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.
Разработать картотеки игр.

Вести работу по преобразованию предметно-развивающей среды.
Сущность игровых технологий заключается в совокупности огромного количества методов и приемов организации воспитательно-образовательного процесса в форме различных игр.
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Я рассмотрела применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ по каждому направлению отдельно. Ознакомилась с огромным количеством материала по данной теме. Узнала очень много разных игр, игровых тренингов.

Применение игровых технологий:
Способствует преодолению пассивности.
Повышает познавательный интерес.
Вызывает эмоциональный подъем.
Тренирует память.
Развивает внимание.
Развивает мышление.
Помогает выработать речевые умения и навыки.
Способствует развитию творчества.


А самое главное дети с удовольствием идут в детский сад.
Поэтому применение игровых технологий – очень эффективно!

Презентация на тему: Реализация игровых технологий в работе с детьми 4-5 лет