Лечебная физкультура системе медицинской реабилитации. Введение. ЛФК и ее роль в лечении и реабилитации больных. Типы реакции на физическую нагрузку

Самостоятельная контрольная работа по теме: Роль и место лечебной физической культуры(ЛФК) в системе медицинской реабилитации. ЛФК при нарушениях мозгового кровообращения Выполнила студентка 2 курса з/о АФКБ Коротеева Мария Дмитриевна 2014г

Роль и место лечебной физической культуры в системе медицинской реабилитации имеет первостепенное значение. Под лечебной физической культуры (ЛФК) понимается применение средств физической культуры к больному человеку с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и трудоспособности и предупреждения последствий патологического процесса. Лечебная физическая культура широко используется в больницах, поликлиниках, санаториях, школах, интернатах. Лечебная физическая культура как составная часть системы физического воспитания и физической культуры является лечебно-педагогическим процессом и решает специальные задачи. Она призвана восстанавливать нарушенное здоровья, ликвидировать сформировавшуюся неполноценность физического развития, моральных и волевых качеств заболевших, содействовать восстановлению их трудоспособности, иначе говоря, их всесторонней биологической и социальной реабилитации.

Лечебная физическая культура является также лечебно-восстановительном процессом, поскольку воспитывает у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений прививает ему гигиенические навыки, предусматривает его участие в регулировании двигательного режима, воспитывает правильное отношение к закаливанию естественными факторами (солнце, воздух, вода).

На основании данных физиологии мышечной деятельности и клиникофункциональным исследований сформулированы следующие основные принципы достижения тренированности: Систематичность (подбор и распределение упражнений, их дозировка, последовательность) система занятий диктуется задачами тренировки. Регулярность занятий предполагает их ритмичное повторение и соответственно чередование нагрузок и отдыха. В лечебной физической культуре (ЛФК) под регулярностью обычно понимается регулярность занятий. Длительность. Эффективность физических упражнений прямо зависит от длительности занятий. Начав занятия физическими упражнениями под руководством специалистов в лечебно-профилактическом учреждении, больной обязательно должен продолжать эти занятия самостоятельно в домашних условиях. С выздоровлением некоторые лечебные методы (медикаментозные, физиотерапевтические, бальнеологические) ограничиваются или исключаются, а удельный вес лечебной физкультуры (ЛФК) возрастает.

Постепенное повышение физической нагрузки. В процессе тренировки возрастает функциональные возможности и способности организма, поэтому должна повышаться физическая нагрузка. Это один из путей физического совершенствования организма. Индивидуализация. Необходимо учитывать индивидуальные, физиологические и психологические особенности каждого занимающегося, сильные и слабые стороны его организма, тип высшей нервной деятельности (ВНД), тренированность больного, особенности основного заболевания. Разнообразие средств. В ЛФК рационально сочетаются дополняя друг друга, гимнастические, спортивные, игровые, прикладные и другие виды упражнений, для разностороннего воздействия на организм.

К основным положительным сторонам метода ЛФК относятся: Глубокая физиологичность и адекватность Универсальность, под которой понимается широкий спектр действий – нет ни одного органа, который не реагировал бы на движения. Широкий диапазон влияния ЛФК обеспечивается вовлечением всех уровней центральной нервной системы, эндокринных и гуморальных факторов. Отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке физической нагрузки и рациональной методике занятий) Возможность длительность применения, которое не имеет ограничений, переходя из лечебного в профилактическое и общеоздоровительное Формирование нового динамического стереотипа, реактивного устраняющего или ослабляющего патологический стереотип. В нормальном стереотипе преобладает моторика, в его восстановлении и заключается общая задача ЛФК. Перевод всех физиологических систем стареющего (и не только) организма на новый, более высокий уровень, что обеспечивает повышение жизнеспособности и накоплению энергии. Оптимальный двигательный режим задерживает старение.

Лечебное воздействие специальных физических упражнений выражается в тонизирующем влиянии, формировании компенсаций, трофическом воздействии и нормализации функций. Основой лечебного действия физический упражнений и других средств ЛФК считается воздействие на нервную систему, которая тем самым регулирует функции пораженных органов и систем, стимулирует механизмы выздоровления и восстановления.

ЛФК при нарушениях мозгового кровообращения Нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся кровоизлиянием в мозг, называется инсультом. Инсульт делят на геморрагический и ишемический инфаркт мозга. Тяжесть инсульта зависит от объема повреждений, причинных нарушением кровообращения. В тяжелых случаях наблюдается общие симптомы – потеря сознания, нарушения сердечной деятельности, дыхания, одновременно возникает нарушения двигательной функции. Средства ЛФК при геморрагическом инсульте назначают при полной стабилизации состояния больного. Если инсульт сочетается с гипертонической болезнью, то все занятия лечебной физкультуры зависит от значения артериального давления. Нарушения мозгового кровообращения возникает при атеросклерозе. При ушибах и сотрясении мозга. Главным признаком нарушения мозгового кровообращения является головокружения, расстройство статического равновесия, нарушений сердечного ритма, тошнота, рвота. Лекарственная терапия может остановить течение болезни. Но вернуть возможность двигаться она не в силах. Помочь в этом могут только специальные гимнастические упражнения. В основе ранней реабилитации после динамического нарушения мозгового нарушения, с целью полного восстановления двигательной функции показана кинезотерапия. Особенно она необходима в восстановлении моторики. В начале заболевания развивается полный вялый паралич, который через 1-2недели постепенно сменяется спастическим и начинают формироваться контуры в сгибателях руки и разгибателях ноги. Процесс восстановления начинается через несколько дней и длится годы. Движения в ноге восстанавливается быстрее, чем в руке.

Ранний период 2-5суток. Применяют специальные дыхательные упражнения пассивные, полупассивные. Промежуточный период от 5 до 30 суток. Лечение положением. Активная дыхательная гимнастика. Лечение положением. Общий массаж. Лечебная гимнастика. Поздний период от1до 4мес. Применяется специальная лечебная гимнастика. Ортостатическая гимнастика. Общеукрепляющая гимнастика. Специальная гимнастика. Обучение стоянию и ходьбе. Ходьба в различных вариантах (ходьба с постепенном ускорением и замедлением). Упражнения с предметами. Результативный период до2лет. Восстановление бытовых и трудовых навыков. Общеукрепляющая и специальная гимнастика. Трудотерапия. Упражнения требуются проделывать плавно, они не должны вызывать острых болей. Упражнения следует повторять много раз, делать паузы для дыхания, следить за планам и ритмичным дыханием. Задачи ЛФК. Восстановить функции движения; содействовать снижению повышенного тонуса мышц и уменьшению выраженности содружественных движений; способствовать общему оздоровлению и укреплению организма; улучшить эмоциональный статус. Занятия ЛФК назначают с 2-5 дня с начала заболевания после дня с начала исчезновения явлений коматозного состояния.

Литература 1. Епифанов В.А. и др. Лечебная физическая культура. М.: 1987. 2. Попов С.Н., Дамскер И.С. Лечебная физическая культура. М.: Физкультура и спорт. 1988.

Лечебная физическая культура (ЛФК) - метод лечения, состоящий в применении физических упражнений и естественных факторов природы к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. В основе этого вида лечения лежит обучение двигательным действиям.

В ЛФК применяются различные физические упражнения : гимнастические (наиболее простые и доступные больным), спортивно-прикладные (пешеходные и лыжные прогулки, терренкур , плавание, гребля, туризм и др.) и игры (подвижные и спортивные — городки, бадминтон, волейбол и др.). ЛФК является методом общей, неспецифической активной, функциональной терапии, а каждое физическое упражнение — неспецифическим раздражителем. Характерная особенность ЛФК — дозированная физическая тренировка больных. В лечебных учреждениях (больница, поликлиника и др.) процедуры ЛФК осуществляют индивидуальным и групповым методами. Показания к ЛФК обычно совпадают с началом выздоровления больного, преимущественно при хронических заболеваниях. ЛФК целесообразно применять для больных, длительно находящихся на постельном режиме, ослабленных, с пониженным физическим тонусом. Использование ЛФК при детских заболеваниях оправдано потребностью движения растущего организма ребёнка. У лиц пожилого возраста она поддерживает и развивает функцию основных систем организма и предупреждает преждевременное старение. ЛФК играет существенную роль при лечении внутренних болезней, особенно при заболеваниях сердечно-сосудистой и дыхательной систем, применяется при заболеваниях нервной системы, при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, а также в хирургии (грудной, брюшной, реконструктивной, нейрохирургии и др.).

На основе современных физиологических и клинических концепций разработаны теоретические основы ЛФК , систематизированы физические упражнения и определены методические положения к их использованию. Обоснованы и применяются различные частные методики ЛФК при многих заболеваниях и травмах.

Общие основы лечебной физической культуры

Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика проведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Различают общую и частные методики ЛФК . Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК , схемы режимов движения. Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм.

Классификация физических упражнений

Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения

Состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воздействовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д. Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).

Общеукрепляющие упражнения

Применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.

Специальные упражнения

Избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат. Например, на позвоночник — при его искривлениях, на стопу — при плоскостопии и травме. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение задач лечения — увеличение подвижности позвоночника, коррекцию позвоночника, укрепление окружающих его мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения относят к специальным. Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими.

Гимнастические упражнения подразделяют на группы:

  • · по анатомическому признаку;
  • · по характеру упражнения;
  • · по видовому признаку;
  • · по признаку активности;
  • · по признаку используемых предметов и снарядов.

По анатомическому признаку выделяют следующие упражнения :

  • · для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо);
  • · для средних мышечных групп (шея, предплечья, плечо, голень, бедро);
  • · для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище),
  • · комбинированные.

По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на две группы:

  • · динамические (изотонические);
  • · статические (изометрические).

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим (статическим). Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения лежа на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа). Изометрические упражнения эффективны при травмах в период иммобилизации.

Чаще всего используют динамические упражнения. При этом периоды сокращения чередуются с периодами расслабления.

По характеру различают и другие группы упражнений. Например, упражнения на растягивание применяют при тугоподвижности суставов.

По видовому признаку упражнения подразделяют на упражнения:

  • · в метании,
  • · на координацию,
  • · на равновесие,
  • · в сопротивлении,
  • · висы и упоры,
  • · лазание,
  • · корригирующие,
  • · дыхательные,
  • · подготовительные,
  • · порядковые.

Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также для восстановления этой функции при заболеваниях ЦНС и вестибулярного аппарата. Корригирующие упражнения направлены на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей. Упражнения на координацию восстанавливают общую координацию движений или отдельных сегментов тела. Применяются из разных ИП с различным сочетанием движений рук и ног в разных плоскостях. Необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и после длительного постельного режима.

По признаку активности динамические упражнения разделяют на следующие:

  • · активные,
  • · пассивные,
  • · на расслабление.

Для облегчения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на бокy, противоположном упражняемой конечности. Для облегчения работы мышц стопы упражнения проводят в ИП на боку на стороне упражняемой конечности. Для облегчения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП на спине, животе.

Для усложнения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на спине, животе. Для усложнения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП лежа на боку, противоположном упражняемой конечности.

Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое инструктором или здоровой конечностью.

Мысленно воображаемые (фантомные), идеомоторные упражнения или упражнения «в посылке импульсов к сокращению» выполняют мысленно, применяют при травмах в период иммобилизации, периферических параличах, парезах.

Рефлекторные упражнения заключаются в воздействии на мышцы, отдаленные от тренируемых. Например, для укрепления мышц тазового пояса и бедра применяют упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного сокращения мышцы. Пассивные упражнения применяют, когда больной не может выполнить активное движение, для предупреждения тугоподвижности в суставах, для воссоздания правильного двигательного акта (при парезах или параличах конечностей).

Упражнения на расслабление снижают тонус мышц, создают условия отдыха. Больных обучают «волевому» расслаблению мышц с использованием маховых движений, встряхиваний. Расслабление чередуют с динамическими и статистическими упражнениями.

В зависимости от используемых гимнастических предметов и снарядов упражнения подразделяют на следующие:

  • · упражнения без предметов и снарядов;
  • · упражнения с предметами и снарядами (гимнастические палки, гантели, булавы, медицинболы, скакалки, эспандеры и др.);
  • · упражнения на снарядах, тренажерах, механоаппаратах.

Дыхательные упражнения

Все упражнения связаны с дыханием. Дыхательные упражнения подразделяют на следующие:

  • · динамические,
  • · статические.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические (условно) осуществляются при участии диафрагмы, межреберных мышц л мышц брюшного пресса и не сочетаются с движениями конечностей и туловища.

При применении дыхательных упражнений следует активизировать выдох. При статическом полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы). Полное дыхание наиболее физиологично; во время вдоха грудная клетка расширяется в вертикальном направлении вследствие опускания диафрагмы и в переднезаднем и боковом направлениях в результате движения ребер вверх, вперед и в стороны.

К статическим дыхательным упражнениям относят:

  • · упражнения, изменяющие тип дыхания:
  • o вышеописанный полный тип дыхания;
  • o грудной тип дыхания;
  • o диафрагмальное дыхание;
  • · упражнения с дозированным сопротивлением:
  • o диафрагмальное дыхание с сопротивлением — руки инструктора расположены в области края реберной дуги (ближе к середине грудной клетки);
  • o диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадрата живота мешочка с песком (от 0,5 до 1 кг);
  • o верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления, которое осуществляет инструктор, надавливал руками в подключичной области;
  • o нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением от давления рук инструктора в области нижних ребер;
  • o верхнегрудное дыхание справа с сопротивлением при нажатии руками инструктора в верхней части грудной клетки;
  • o использование надувных игрушек, мячей.

Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.

Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дыхательные упражнения. Дренажные упражнения проводят в исходных положениях лежа на животе, на спине, на боку с приподнятым ножным концом кровати, сидя, стоя. Выбор исходного положения зависит от локализации поражения.

Спортивно-прикладные упражнения

К спортивно-прикладным упражнениям относятся ходьба, бег, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, гребля, ходьба на лыжах, коньках, езда на велосипеде, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм. Наиболее широко используется ходьба — при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах занятий. Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение. Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей. Специальная ходьба — на костылях, с палкой, на протезах.применяется при поражении нижних конечностей. По скорости ходьбу подразделяют: на медленную — 60-80 шагов в минуту, среднюю — 80-100 шагов в минуту, быструю — 100—120 шагов в минуту и очень быструю — 120-140 шагов в минуту.

Игры подразделяются на четыре возрастающие по нагрузке группы:

  • · на месте;
  • · малоподвижные;
  • · подвижные;
  • · спортивные.

В ЛФК используют крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис и элементы других спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, водное поло). Спортивные игры широко применяют в условиях санаторно-курортного лечения и проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью.

Гимнастические упражнения со специально подобранным музыкальным сопровождением целесообразно использовать при проведении групповых занятий утренней и лечебной гимнастикой. Это благоприятно влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на обмен веществ. Следует также включать в процедуры элементы танца и танцевальные шаги.

Физические упражнения в воде и плавание в бассейне при температуре воды 25-27 °С эффективны при лечении заболеваний сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, нервной системы, повреждений опорно-двигательного аппарата в период стойкой ремиссии хронического заболевания. Упражнения при температуре воды 34-36 °С целесообразны для больных со спастическими парезами.

В ЛФК применяют механоаппараты и тренажеры местного (локального) и общего действия. Для разработки суставов при ограничении в них движений и укрепления ослабленных мышц у больных с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают упражнения на механоаппаратах местного действия — как дополнение к процедурам лечебной гимнастики.

Тренажеры и механоаппараты общего действия — вело-тренажеры, тренажер для гребли, бегущая дорожка и другие — назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экзогенно-конституциональном ожирении и других заболеваниях в стадии компенсации.

Дозировка физической нагрузки

Дозировка в ЛФК — это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии процедуре).

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

  1. Исходные положения лежа, сидя — облегчают нагрузку, стоя — увеличивают.
  2. Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) — уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц — увеличивают.
  3. Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.
  4. Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.
  5. Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.
  6. Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.
  7. Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма — уменьшает.
  8. Упражнения сложные на координацию — увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.
  9. Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.
  10. Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.
  11. Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.
  12. Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Интенсивность соответствует определенному уровню ее пороговой величины: от 30-40 % в начале и 80-90 % в конце лечения. Для определения порога интенсивности применяют выполнение нагрузок на велоэргометре с возрастающей мощностью от 50 до 500 кгм/м и более до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки — это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Р е ж и м д в и ж е н и й (режим активности) — это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Строгий постельный режим назначают тяжелым больным. Для профилактики осложнений применяют упражнения в статическом, дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж.

Расширенный постельный режим назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в положение сидя в постели от 5 до 40 мин несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.

Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение дня, передвижение по отделению с темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100-150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20-25 мин, с учащением пульса после занятия на 18-24 уд./мин.

На свободном режиме в дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом через каждые 150-200 м. Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия 25-30 мин, с учащением пульса после него на 30-32 уд./мин.

Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд./мин у взрослых и 120 уд./мин — у детей.

В санаторно-курортных условиях применяют щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы.

Щадящий режим соответствует в основном свободному режиму в стационаре, с разрешением ходьбы до 3 км с отдыхом через каждые 20-30 мин, игр, купания (при подготовленности и закаленности).

Щадяще-тренирующий режим допускает средние физиче-ские нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, тeppeнкyp, прогулки на лыжах при температуре воздуха нe ниже 10-12 °С, катание на лодке в сочетании с греблей 20-30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.

Тренирующий режим применяют в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных органов и систем. Разрешается бег, спортивные игры по общим правилам.

Формы и методы лечебной физкультуры

Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки. помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, райттерапия (прогулки верхом на лошади).

Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.

Лечебная гимнастика — наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, малогрупповым (3-5 человек) и групповым (8-15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т.е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов: подготовительный (вводный), основной и заключительный. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела:— 60-80 % всего времени занятия.

В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают.

Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия — это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3-5 мин после занятия.

Очень важна плотность занятий, т.е. время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20-25 до 50 %. При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80-90 %. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний.

Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод дополняет его при занятиях с детьми.

Спортивный метод применяют ограниченно и в основном в санаторно-курортной практике.

При применении ЛФК следует соблюдать принципы тренировки, учитывающие лечебные и воспитательные задачи метода.

  1. Индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного.
  2. Систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии 2 простых и 1 сложное новое упражнение.
  3. Регулярность воздействия.
  4. Длительность занятий обеспечивает эффективность лечения.
  5. Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия.
  6. Разнообразие и новизна в подборе упражнений — достигаются обновлением их на 10-15% с повторением 85- 90% прежних для закрепления результатов лечения.
  7. Умеренные, продолжительные или дробные нагрузки — целесообразнее применять, чем усиленные.
  8. Соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом.
  9. Принцип всесторонности — предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм.
  10. Наглядность и доступность упражнений — особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с детьми, пожилыми людьми.
  11. Сознательное и активное участие больного — достигается умелым объяснением и подбором упражнений.

Для проведения ЛФК составляют схему занятия (процедуры), в которой указаны разделы, содержание разделов, дозировка, целевая установка (задачи раздела) и методические указания. Примерная схема в таблице 1

Таблица 1. Примерная схема процедуры лечебной гимнастики при недостаточности кровообращения I степени

Раздел и содержание процедуры

Дозировка, мин

Целевая установка

Элементарные упражнения для конечностей в ИП сидя

2 - 5

Вводный раздел процедуры. Постепенное втягивание сердечно-сосудистой системы в повышенную нагрузку

Упражнения для корпуса, комбинированные движения рук и ног, рук и корпуса попеременно с дыхательными упражнениями в ИП сидя

5 - 6

Тренировка сердечно-сосудистой системы путем охвата более крупных мышечных групп корпуса в сочетании с правильной постановкой движений. Способствовать уменьшению застойных явлений в печени, селезенке и крупных венозных сосудах брюшной полости путем движения корпуса и периодического изменения внутрибрюшного давления как в сторону повышения, так и понижения

Элементарные упражнения конечностями и дыхательные упражнения

Снижение общей физиологической нагрузки. Создать условия для относительного отдыха сердечной мышцы. Усилить присасывающую деятельность грудной клетки упражнениями в глубоком дыхании

Упражнения в ограниченном сопротивлении сидя или упражнения с гантелями

Тренировка сердечной мышцы путем применения движений с возрастающим усилием

Заключительные элементарные и дыхательные упражнения

2 - 3

Снижение общей физической нагрузки на организм

Всего:

15 - 20

В схеме нет перечисления упражнений, а указано, какие из существующих в классификации следует применять. В соответствии со схемой составляют комплекс упражнений — с указанием исходных положений, описанием упражнения, его дозировки (число повторений или продолжительность в минутах) и методическими указаниями (при необходимости для отдельных упражнений).

Курс применения ЛФК разделяют на периоды: вводный, основной и заключительный (или начало, середина и конец курса лечения). Соответственно для каждого периода составляют схемы и комплексы упражнений.

Лечебная физическая культура - научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и реабилитации больных и инвалидов, а также для профилактики различных заболеваний. Отличительная особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения - мощный стимулятор жизненных функций организма.

ЛФК является не только лечебно-профилактическим , но и лечебно-воспитательным средством, воспитывающим у больного сознательное отношение к применению физических упражнений, а также активное участие в лечебном и реабилитационном процессах, в основе которого лежит обучение физическим упражнениям. В этой связи лечебная физкультура является не только лечебным, но и педагогическим процессом. Объектом воздействия ЛФК является больной со всеми особенностями реактивности и функционального состояния организма. Этим определяются индивидуальные особенности применяемых средств и методов ЛФК, а также дозировка физических нагрузок в практике ЛФК.

ЛФК - метод естественно-биологического содержания , поскольку в его основе лежит использование биологической функции организма - движения, являющейся основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма. Движения, стимулируя деятельность всех систем, способствуют повышению общей работоспособности организма.

ЛФК - метод неспецифической терапии , а применяемые в ней физические упражнения являются неспецифическими раздражителями, которые вовлекают в ответную реакцию все звенья нервной системы. Физические упражнения способны избирательно влиять на различные функции организма, что очень важно при патологических проявлениях в отдельных системах и органах.

ЛФК - метод патогенетической терапии . Систематическое применение физических упражнений способно влиять на реактивность организма больного и патогенез заболевания, изменяет как общую реакцию организма, так и местное ее проявление.

ЛФК - метод активной функциональной терапии . Регулярная и дозированная физическая тренировка стимулирует функциональную деятельность всех основных систем организма, способствуя функциональной адаптации больного к возрастающим физическим нагрузкам.

При применении ЛФК расширяется непосредственная связь больного с природными и социальными факторами, что способствует его адаптации к внешней среде.

ЛФК - метод первичной и вторичной профилактики . Ее профилактическое значение определяется оздоровительным воздействием на организм больного.

ЛФК - метод восстановительной терапии , поэтому она широко применяется в процессе реабилитации - в частности физической.


Реабилитация - метод восстановления здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Цель реабилитации - эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.

Реабилитацию следует рассматривать как сложный социально-медицинский процесс. Ее можно подразделить на несколько видов: медицинскую, физическую, психологическую, профессиональную (трудовую) и социально-экономическую.

Медицинская реабилитация . Включает медикаментозный, хирургический, физиотерапевтический и другие методы лечения, которые наряду с лечением болезни способствуют восстановлению тех функций организма, которые необходимы для возвращения человека к нормальной жизнедеятельности.

Трудовая (профессиональная) реабилитация . Направлена на восстановление трудоспособности и возвращение человека в привычную трудовую и общественную среду. При необходимости обеспечивает возможность сменить профессию.

Психологическая реабилитация . Направлена на коррекцию психического состояния больного, а также на формирование его сознательного отношения к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий. Необходимо также создать условия для психологической адаптации больного к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Социально-экономическая реабилитация . Направлена на то, чтобы вернуть пострадавшему человеку экономическую независимость и социальную полноценность.

Физическая реабилитация . Составная часть медицинской, социально-экономической и профессиональной реабилитации. Система мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию физических возможностей и интеллектуальных способностей человека, улучшение функционального состояния организма, развитие необходимых физических качеств, психоэмоциональной устойчивости, повышение адаптационных возможностей организма человека с помощью средств и методов физической культуры, ЛФК, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов.

Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения, и в частности ЛФК.

Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения.

Для успешной реабилитации необходимы: раннее начало восстановительных (реабилитационных) мероприятий (РМ), поэтапное преемственное и непрерывное их применение в течение периода болезни, комплексный характер РМ, индивидуализация воздействий средствами ЛФК с учетом личностных особенностей больного и течения его заболевания.

Наиболее распространена трехэтапная система реабилитации: 1-й этап - стационарный, или больничный; 2-й этап - санаторный (или в стационарном реабилитационном центре); 3-й этап - поликлинический.

На всех этапах реабилитации широко применяется лечебная физическая культура.

На больничном этапе ЛФК предупреждает развитие возможных осложнений, повышает общий тонус организма, активизирует его защитные силы, стимулирует восстановительные процессы. В процессе занятий больной обучается правильному положению в постели, активным и пассивным движениям; адаптируется к расширению объема движений в положении сидя, а затем стоя; обучается ходьбе.

На санаторном этапе (или в стационарном реабилитационном центре) ЛФК способствует дальнейшей активизации больного, более полному его функциональному восстановлению; его подготовке к бытовой деятельности, восстановлению навыков самообслуживания, тренировке в ходьбе и других прикладных видах деятельности; подготовке к трудовой деятельности.

На поликлиническом этапе ЛФК направлена на дальнейшее и окончательное восстановление нарушенных функций, а при необходимости - на совершенствование компенсаций, подготовку больного к общественно полезному труду.

Реабилитация - это комплекс лечебных, психологических, педагогических, социальных и трудовых мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности больного. Реабилитация подразделяется на медицинскую и трудовую.

Медицинская реабилитация включает в себя медикаментозное, хирургическое, физиотерапевтическое и другие виды лечения, которые наряду с лечением болезни способствуют скорейшему восстановлению тех функций организма, которые необходимы для возвращения к трудовой деятельности.

Трудовая реабилитация создает благоприятные условия выздоравливающим и больным со сниженной трудоспособностью для возвращения в прежнюю трудовую и общественную среду или обеспечивает возможность сменить профессию. С этой целью на фоне продолжающегося лечения больному даются рекомендации о подходящей ему профессии по состоянию здоровья, осуществляется обучение новым профессиональным навыкам. Медицинская и трудовая реабилитации связаны друг с другом, причем медицинская реабилитация постепенно переходит в трудовую.

Для успешной реабилитации необходимы: раннее начало восстановительных мероприятий, этапное преемственное лечение от начала заболевания до его исхода, комплексный характер лечения, включающего все виды восстановительного лечения и трудовой реабилитации, индивидуализация мероприятий с учетом личностных особенностей больного.

Наиболее распространена 3-этапная система реабилитации: больница - стационарный центр реабилитации или санаторий - поликлиника (санаторий). На всех этапах реабилитации широко применяется лечебная физическая культура.

На больничном этапе лечебная физическая культура (при раннем ее применении) предупреждает развитие осложнений, приводящих к снижению трудоспособности. В процессе занятий больной обучается правильному положению в постели, пассивным движениям, адаптируется к расширению объема движений в положении сидя, затем стоя, обучается ходьбе. При долгосрочной реабилитации лечебная физическая культура направлена на устранение нарушенных функций, развитие компенсаций, общее укрепление организма.

В стационарном центре реабилитации лечебная физическая культура преследует цель дальнейшей активизации больного, подготовки его к бытовой деятельности, восстановления навыков по самообслуживанию, тренировки в ходьбе, создания основ для применения трудотерапии.

В поликлинике лечебная физическая культура направлена на дальнейшее восстановление функций, а в необходимых случаях - на совершенствование компенсаций, подготовку больного к общественно полезному труду. Двигательные качества повышаются с помощью тренировки. Наряду с гимнастическими упражнениями широко используются спортивно-прикладные упражнения и игры.

Таким образом, занятия лечебной физической культурой в процессе реабилитации обеспечивают борьбу с гипокинезией и стимулируют активность самого больного, совершенствуют компенсации и адаптируют его к физическим нагрузкам (Ю. А. Данько).

У спортсменов, получивших травмы, при заболевании или физическом перенапряжении реабилитация направлена на восстановление здоровья, нарушенных функций, спортивной работоспособности и спортивного мастерства. В комплексе реабилитационных мероприятий используются медицинские, педагогические и психологические средства, а также лечебная физическая культура. В период выздоровления в занятия включаются общеразвивающие упражнения спортивно-вспомогательного характера или лечебная физкультура сочетается со специально организованной тренировкой. При травмах для поддержания или восстановления спортивной формы применяются упражнения в тренирующих дозировках для развития силы различных групп мышц неповрежденных частей тела в исходных положениях, исключающих нагрузку на травмированную область, а для поддержания выносливости - плавание. В зависимости от спортивной специализации подбираются упражнения, поддерживающие двигательные качества и навыки, необходимые для данного спортсмена.