Из опыта работы "внедрение фгос до в доу". Опыт реализации фгос в доу

Опыт работы по теме:

«Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО»

Большакова Жанна Альбертовна

1. Тема опыта

3-4

2. Условия возникновения, становление опыта

5-10

3. Актуальность и перспективность опыта

11-12
4. Ведущая педагогическая идея. 13-14
5. Теоретическая база опыта 15
6. Новизна опыта 16
7. Технология опыта 17-20
8. Результативность опыта 21-24
9.Адресная направленность 25
Список литературы 26-27

Приложения

28-49

1. Обобщенный опыт работы по теме «Место и роль игровой деятельности в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДО» воспитателя МБДОУ Собинского района детский сад №1 «Колобок», в котором сама работает воспитателем с 2013 года.

Общие сведения об учреждении .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района детский сад № 1»Колобок» функционирует с 1955 года.

Вид учреждения - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности).

В МБДОУ 4 возрастные группы:

  • 1 младшая группа
  • 2 младшая группа;
  • средняя группа;
  • старшая группа

В МБДОУ работают 7 педагогов из них имеющих высшее образование – 3 чел., среднее - профессиональное – 4 чел., имеющих 1 квалификационную категорию – 3 чел; высшую категорию – 3чел;

МБДОУ расположено в двухэтажном здании. Имеется: кабинет заведующей; музыкальный зал; музыкальный кабинет; методический кабинет; медицинский кабинет; физкультурно-оздоровительная комната «Здоровейка»; комната русского быта; мини-музей театральной куклы; краеведческо - патриотический уголок.

МБДОУ расположено в жилом микрорайоне. Рядом с МБДОУ: детский дом творчества; кинотеатр «Восход»; стадион; детская библиотека; центр детско-юношеского туризма и экскурсий; детская художественная школа; детская музыкальная школа.

Недалеко от МБДОУ находится лес, рядом частные дома с огородами, садами, цветниками. Постройкам присущи элементы декоративно-прикладного зодчества. Данная окружающая среда позволяет определить работу по социально-личностному развитию детей и взаимодействию с социумом.

2. Условия возникновения, становления опыта

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я как педагог решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Я использую определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Сюжетные игры

Игры с правилами

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Коммуникативная

Беседа, ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление, отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Трудовая

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсии

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Музыкально-художественная

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

Обсуждение

Разучивание

Я формирую социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремлюсь к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы я осуществляю самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, провожу наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю в сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередование различных видов деятельности детей в течение дня, помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяется двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Учу детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому я как современный воспитатель органично «встраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения со мной ребёнка. Я наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, я развиваю у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, стремление к тому:

1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Для этого я создаю проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью Непосредственной Образовательной Деятельности, проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляю детям выбор нескольких видов заданий. Я, воспитатель, привыкла к демократическому стилю общения с детьми, советуюсь с ними, беседую по душам на разные темы. Мои воспитанники доверяют мне и с удовольствием вместе со мной играют и общаются.

2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, строю Организованную Образовательную Деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.

3. Чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось, отмечаю с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаю в портфолио, благодарностью родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.

4. Чтобы стать образцом современного воспитателя, я тщательно продумываю содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы Организованной Образовательной Деятельности. При планировании использую виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде ДОУ, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

Я как педагог детского сада понимаю, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех: правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда.

Мой педагогический опыт показал, что в дошкольном возрасте детей всему можно научить через игру. Уговоры и наказания оказались бесперспективными и не должны иметь место для воспитания. Необходимо заинтересовать, завлечь ребенка, научить самостоятельно добывать знания и чувствовать себя свободным в мире сверстников и взрослых, возможность высказать и применить своё собственное мнение.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой я применяю различные методы, формирую личность ребенка. Игра является формой обучения детей. Я одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся. И, конечно, методы руководства игрой в разных возрастных группах различны. Все режимные процессы проходят в форме игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Соединяя игру с каким-либо другим видам деятельности: например, с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями, я, организую жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развиваю активность и инициативу, формирую навыки самоорганизации в игре, учу, воспитываю детей. При помощи игры я развиваю все интегративные качества ребенка.

Таким образом, игра может пронизать всю жизнь детей в детском саду, сделав её по-настоящему интересной и увлекательной. Очень правильно в ФГОС дошкольного образования введена сама идея того, что в дошкольных образовательных учреждениях учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности ребёнка-дошкольника.

3. Актуальность и перспективность опыта

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы. В работе с дошкольниками мной используются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь, в изменившихся условиях, перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от нас, педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

4. Ведущая педагогическая идея

Современные условия характеризуются гуманизацией познавательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей.

Именно дидактическая игра является необходимым и наиболее действенным методом обучения детей, в частности в формировании у них познавательных интересов.

Концептуальной основой работы по использованию игры, как средства обучения детей в дошкольный период, определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Самостоятельная творческая игра детей используется как метод обучения: играя, дети упражняются в счете, знакомятся с окружающим миром (растениями и животными), с принципами работы несложных машин, узнают причины плавания тел и т. д. Большое значение придается играм-драматизациям. Они помогают детям «войти в атмосферу» того или иного произведения, понять его. Игра, таким образом, выступает как образовательный метод.

Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

Игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

5. Теоретическая база опыта

Анализ литературы в ходе изучения игры позволил выделить несколько направлений, которые явились ведущими на определенных этапах развития теории дошкольной педагогики. К таким направлениям относятся следующие: изучение игры как средства образовательной работы, как особой формы обучения, как средства, стимулирующего творческую деятельность детей, обеспечивающего развитие личности, как метода всестороннего воспитания детей, как средства формирования потребности в самоутверждении. А.В. Запорожец, оценивая роль игры, подчеркивал: "Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка".

Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.

Данный анализ позволил мне констатировать, что в педагогической литературе наиболее полно представлены возможности игр как обучающего средства, способного помочь ребенку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Очень серьезное требование ФГОС дошкольного образования - вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. Построенная в игровой форме образовательная ситуация имеет большее педагогическое значение нежели учебное занятие по типу школьного урока.

6. Новизна опыта

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, один из разработчиков ФГОС дошкольного образования отмечает, что в нем впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком дошкольного возраста, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество, какие требования предъявляются к системе подготовки кадров для дошкольного образования. В стандарте намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию, обозначена целевая установка для деятельности педагога: поощрение инициативы, уверенности, самостоятельности ребенка. Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности, прежде всего, игровой. В условиях введения ФГОС необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребенком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую психологический комфорт каждому ребенку в течение всего дня. Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения, где поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства. Но к сожалению не все детские сады имеют полное оснащение оборудованием, тем самым затрудняет использование более современных методов в организации и воспроизведении некоторых моментов игрового и демонстрационного материала.

7. Технология опыта

Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Я заранее продумываю и планирую обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем. При проведении организованной образовательной деятельности игра используется мной как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте я эффективно использую игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня непосредственно образовательной деятельности (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).

При проведении организованной образовательной деятельности я занимаю позицию организатора, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.

Ежедневно планирую и организую совместные игры: подвижные; дидактические; настольно-печатные; театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры); сюжетно-ролевые; игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.

При организации и проведении совместных игр - занимаю позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.

Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.

В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр (они представлены выше), с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучаю особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.

При проведении организованной образовательной деятельности использую игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях.

Эти рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры

Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.

Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько рекомендаций по использованию дидактических игр.

В своей работе я использую такие формы работы с родителями:

1.Родительские собрания;

2.Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»

3.Анкетирование и тестирование родителей « Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»

5.Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы).

6.Визиты домой « Покажи, где и во что ты играешь»

7.Индивидуальная работа с детьми дома;

8.Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.

1.Основная функция игры представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

2.Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Взрослый одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Детям предлагаются задания в виде загадок, предложений и вопросов.

3.Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если её правила ими усвоены.

4.Необходимо заботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

5.Если у детей угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно – печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Углубленно работая над темой «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста», я периодически применяю в работе с детьми электронные дидактические игры, взятые мной из интернета. Я обратила внимание на то, что подача информации на мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.

Первоначально я использовала готовые игры с различных сайтов интернета: анимационные и игры – презентации, но однажды я не нашла нужной мне в данный момент игры, и решила сделать игру сама. Игра получилась, нашла живой отклик у детей и вдохновила меня на дальнейшее творчество в этом направлении.

8. Результативность опыта

Значение игр я считаю чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира. Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать свое поведение и поведение всех дошкольников. Эта задача решается в играх, выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях), знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения.

Сравнивая результаты практической деятельности, на основе диагностики детей, можно сказать, что проводимая мною в этом направлении работа свидетельствует о том, что происходят качественные изменения в уровне всестороннего развития детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что проводимая систематическая работа развивает всестороннее развитие детей, повышается уровень воображения и креативный подход к решению проблемных ситуаций и воплощение в своей творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем.

В данном МБДОУ игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям: физическом, социально-личностном, познавательно-речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.

В физическом направлении развития детей нами создана зона двигательной активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с небольшими подгруппами или индивидуально.

Для социально-личностного направления развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого.

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.

В эти игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями, берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям самостоятельно по их предпочтениям.

Для художественно-эстетического направления развития детей есть центр творчества, центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах содержатся образовательные области: художественное творчество, музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети лепят, рисую.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия

В познавательном, речевом развитии ребенка мы создали центр речевого развития «Я шагаю по планете», «Книга - лучший друг», центр развивающих игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с такими образовательными областями, как познание, чтение художественной литературы, коммуникация. Интеграция данных центров направлена на развитие познавательной активности детей; приобщению к чтению познавательной и художественной литературы; формирование сенсорных эталонов объектов природного и социального окружения. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик.

Работу организую по двум направлениям:

Провожу игры-занятия с небольшой группой детей и индивидуально;

Побуждаю детей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей природы и является одним из их любимых мест. Выращивание растений в нашей группе позволяет нам организовать длительные наблюдения за ними, что помогает детям узнать, как они растут и развиваются, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида.

Здесь дети играют в экологические игры с бросовым материалом, как под нашим руководством, так и даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать, делать собственные открытия.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в организации и проведении игр.

Игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Таким образом, игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

9. Адресная направленность

Полученные результаты будут иметь практическую ценность:

– для педагогов дошкольных образовательных учреждений

– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;

Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:

– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;

– мастер-классы, мероприятия и М/О для педагогов района

– консультации;

– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;

– сайт ДОУ.

Список литературы:

  • Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
  • Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
  • Максаков, А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
  • От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с
  • Слепцова, И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
  • Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
  • Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

Нормативные документы

  • Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
  • Федерального государственного образовательного стандарт ДО.
  • Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года).
  • Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ).
  • Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

" Внедрение ФГОС в ДОУ"

Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра.

Джон Дьюи

Система дошкольного образования переживает серьёзные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежат сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

ФГОС стали внедрять все дошкольные учреждения, не исключением стало и наше ДОУ.

Какие же мероприятия по введению ФГОС в ДОУ были проведены в средней группе № 1:

1. Первоначально мы ознакомились с проектом "Введение ФГОС ДО".

2. Прошли обучение в ФГБОУ ВПО "БГПИ" по программам: "ФГОС дошкольного образования: ключевые особенности и механизмы реализации" и "Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога".

Прослушали онлайн вебинары кандидатов педагогических наук изучающих и внедряющих ФГОС ДО.

Участвовали в работе круглого стола по теме: "Введение ФГОС ДО" на общесадовском уровне.

3. Обновили методическую литературу, которая соответствует требованиям ФГОС.

4. Пересмотрели и оформили предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с пятью образовательными областями: художественно-эстетическая, физическая, социально-коммуникативная, речевая, познавательная.

Выполняя требования по оснащению группы были созданы условия для реализации различных видов деятельности с детьми:

Центр сенсорного развития.

Центр математического развития.

Центр изобразительного искусства.

Центр активности (игровой центр).

Центр «Будь здоров!».

Уголок природы и экспериментирования.

Центр театрализованной деятельности.

Центр развития речи, чтения художественной литературы.

Центр «Маленькие строители»

Центр музыкальной деятельности.

По новым стандартам развивающая среда в группе доступная, содержательная, полифункциональная, безопасная, вариативная, соответствующая возрастным особенностям детей.

Так же нами была пересмотрена развивающая среда участка группы:

Приобрели новую трансформируемую песочницу для игр с песком и водой;

Установили стол с лавочками для настольных игр;

Домик для сюжетно-ролевых и театрализованных игр;

Оформили цветник для воспитания любви к природе, всему живому и формирования трудовых навыков;

Скамейка с навесом - место для уединения, чтения и рассматривания художественной литературы;

Машина - для сюжетно-ролевых игр.

5. В процессе разработки рабочая образовательная программа для средней группы, которая составлена на основе примерной основной образовательной программы, с использованием вариативной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы, Комаровой, Васильевой и основной образовательной программы ДОУ, на основе законов и нормативных актов.

6. Определили целевые ориентиры для проведения мониторинговых исследований достижений воспитанников. Оформляем индивидуальные карты развития воспитанников.

7. Разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты воспитанников.

8. Оформили и пополняем детские портфолио и портфолио воспитателя.

9. Пересмотрели организацию НОД. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

10. Как нам всем известно, свою воспитательно – образовательную работу мы не сможем организовать без наших основных партнёров – родителей. При взаимодействии работы двух структур мы учитываем дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности в воспитании своих детей.

Наша основная задача «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Поэтому мы обязаны были информировать родителей о введении ФГОС ДО. Внедрение ФГОС позволяет организовать совместную деятельность, используя традиционные и нетрадиционные формы работы.

Своих родителей мы информировали о ФГОС:

На общем собрании на тему: «Очень важный разговор»;

Через наглядную информацию (доступную для родителей):

* стенгазета «Федеральный государственный образовательный стандарт»;

* буклеты «Целевые ориентиры дошкольного образования»;

Совместное создание развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке ДОУ;

Совместные участия в конкурсах, выставках, праздниках, развлечениях;

День открытых дверей. Посещение НОД.

"Мы берём лучшее из прошлого и работаем на будущее.

На сегодняшний день перед образованием дошкольников стоят достаточно непростые задачи. Каждая из этих задач хоть как-то связаны с формированием элементов стабильного становления порядка образования в целом, сейчас делается все, чтобы оно полностью соответствовало потребностям 21века, общественным и финансовым нуждам формирования страны, запросам личности, общества, страны:
.Государство предоставляет полностью все обязательства доступности и равноправных перспектив получения необходимого образования дошкольников;
.образование дошкольников выходит на новый современный уровень и соответствующее качество;
. Социальный статус и компетентность сотрудников дошкольного образования постоянно повышается, а правительственная и общественная содействие увеличивается;
.Формирование образования дошкольников как открытой правительственно-социальной системы на базе рассредоточивая ответственности среди лиц образовательной политики и увеличения роли всех участников образовательных взаимоотношений - воспитанников, воспитателей, родителей, организаций образования.
ФГОС ДО - это специальная совместность требуемых условий к образованию дошкольников:
1. К структуре главной программы образования обучения дошкольников. ООП ДО создается как инновационная программа психолого-преподавательского содействия положительной социализации и индивидуализации, становления личности деток и устанавливает объединение ключевых характеристик образования дошкольников - объём, содержание и намечаемые результаты в типе целевых ориентиров. Проект должен гарантировать формирование личности ребёнка в последующих образовательных отраслях: общественно-коммуникативное воспитание, познавательное воспитание, речевое формирование, художественно-эстетическое и физическое;
2. К обстоятельствам осуществления программы - профессиональным, материально-технологическим, психолого-преподавательским, денежным и формирующей предметно - пространственной среде; 3. К последствиям изучения ООП ДО. Взамен интегративных достоинств дошкольника, определённым в ФГТ как предполагаемый окончательный результат изучения ООП ДО, в ФГОС ДО рекомендованы целевые цели дошкольного образования. Они отмечены как «общественно-нормативные возрастные характеристики вероятных достижений ребёнка на этапе окончания уровня образования дошкольника».
Индивидуальность дошкольного детства, то есть податливость, легкость воспитания ребёнка, большой разброс альтернатив его воспитания, непринужденность и непроизвольность, а кроме того системные индивидуальности образования дошкольника делают незаконными запросы от ребенка определенных образовательных достижений. Собственно по этой причине целевые цели не подлежат конкретной оценке, так же и в типе преподавательской проверки, и не считаются причиной для их формального сопоставления с истинными достижениями детей. Вследствие этого, изучение ООП ДО не обязано быть сопровождаемые проведением промежуточных и окончательной аттестаций воспитанников. Результаты воспитания детей, которые «мониторят» воспитатели 2-3 раза в год еще никто не аннулировал, но они специализированы только для того, чтобы воспитатель мог сформулировать для каждого ребёнка персональный общеобразовательный план и откорректировать свою образовательную работу. Большая часть руководителей задаются вопросом: если не станет осуществляться оценка познаний деток, то по каким коэффициентам может быть оценена функционирование дошкольной образовательной организации?
Перед детскими садами стоят вопросы, объединенные с формированием требуемых критерий для воспитания детей. Исключительно эти критерии считаются объектом оценки деятельности организации образования и результативности работы воспитателей, а так же и со стороны общества родителей.
Помимо того, основные ориентиры обозначают причиной преемственности дошкольного и начального единого образования, и при следовании перечисленных выше критерий априори представляют воспитание у детей положений учебной работы на этапе окончания ими воспитания дошкольников. Это определение наиболее важно воспринять сейчас и воспитателям, и родителям, и преподавателям начальной школы, так как одним из главных возможностей вступление ФГОС ДО является «конфликт» стандарта с правилами родителей, которые до сегодняшнего дня полагают, что от ДОО необходима «дрессировка» детей, которая даст возможность им быть полностью готовыми к школе. Обусловленные надежды такового рода есть и у преподавателей начальных классов. Присутствуют обусловленные трудности, объединенные с вступлением ФГОС. У воспитателей и руководителей организации образования отмечается очень бдительная точка зрения. В течение минувших 5 лет, с 2009 по 2013 годы в дошкольных организациях выступало интенсивное исследование и введение ФГТ. Многие оценивали ФГТ как ступень в течении типизации образования дошкольников, на основании которых будут изобретены ФГОС ДО. Но в стандартах установили новейшие цели и вопросы, модифицировали саму структуру ООП ДО, востребование к обстоятельствам её осуществлении, установили новейшие направления на итог образования дошкольников. В данных условиях воспитатели оказались в некоторой степени дезориентированы, растеряны. Ведь прежде образовательный процесс был нацелен на знания, а не на формирование достоинств личности ребёнка, на замену учебной модификации занятия прибыла НОД, в основании которой лежат индивидуально-ориентированный и деятельный подходы; у множества понизилась мотивация к переменам, стремление к принятию нововведений, возникла недоверчивость к их качеству.
Малопонятно, почему начальная школа уже четвертый год действует по стандартам, а в ДОУ он лишь только начинает работать. Ограничение в обеспечении преемственности промеж дошкольным и начальным общим образованием. Каждая из систем «не знает», каким будет ребёнок, изучивший первостепенную образовательную программу образования дошкольников, и в чём его различие от такого же ребёнка, не изучившего данную программу. Такая неосведомленность порождает индивидуальный подход к приёму детей в первый класс общеобразовательными учреждениями: по личным аспектам, нередко направленным на интенсификацию течения учёбы в начальной школе; ориентацию дошкольных образовательных учреждений на исполнение общественного заказа преподавателей и родителей по подготовке дошкольника к школе с превалированием познавательного составляющего воспитания, в убыток достижениям физической и психологической готовности. Изучим профессиональное обеспечение. Это в достаточной степени основательный вопрос. Он содержится в последующем. На данный момент согласно изучениям Института психолого-педагогических трудностей детства доказано, что буквально во всех областях, кроме Москвы, средний возраст профессионального состава педагогов 50 лет. И в данном случае сильная трудность. Через определенное количество лет сможет отмечаться одномоментный уход воспитателей образования дошкольников на пенсию, и организация дошкольного образования попадёт в абсолютную профессиональную яму. У нас весьма недостаточно 30-35 летних педагогов, которые прибудут на замену воспитателям пред пенсионного и пенсионного возраста. В ситуациях сельской местности отыскать специализированный кадровый состав очень трудно, и это тоже сильная трудность.
В результате, с вступлением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО обозначился как положительный этап к дошкольному детству как к моменту, в котором заложены существенные образовательные средства. Ожидает огромная деятельность. В данный момент это лишь начало. Необходимо проделать так,чтобы ФГОС ДО стал истинным инструментарием формирования и увеличения качества образования.
Сейчас каждый мечтает, что инновации нынешнего дня дадут возможность детям в будущем стать удачными и мобильными в любых общественно-финансовых условиях.
Список литературы
1. Барылкина Л.П. Участие коллектива в управлении как одна из возможностей решения педагогических проблем // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 89-91.
2. Перова О.Д., Барылкина Л.П. Роль учебника в реализации федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 5 (23). С. 96-98.
3. Остапенко Г.С. Методы активного социально-психологического обучения / Г.С.Остапенко. Воронеж: Изд-во, ВГПУУ 2012. 183 с.

Альфия Бакирова

МБДОУ Асекеевский детский сад №1

воспитатель Бакирова А. Ш.

Внедряем ФГОС ДО

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования . Многими исследователями развитие ДОО связывается с процессами целенаправленной разработки и создания , внедрения и освоения , распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Таким новшеством на сегодняшний день является внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования , главное внимание было акцентировано на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности, на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса .

В соответствии с этим в нашей дошкольной образовательной организации были определены основные задачи по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса . Прежде всего это :

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по теоретическому знанию ФГОС ДО и их практической реализации в образовательный процесс .

2. Организация психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников.

3. Обновление материально-технического обеспечения ДОО.

4. Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО .

Для решения поставленных задач и более успешного управления процессом введения ФГОС ДО в нашей дошкольной организации были разработаны проекты :

-«Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО »;

-«Организация психолого-педагогических условий введения ФГОС ДО »;

-«Кадровое обеспечение ДОО в период введения ФГОС ДО » ;

-«Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО » .

Проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в период введения ФГОС ДО » имеет своей целью разработать модели развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС ДО .

Разработан рабочий план реализации проекта. В соответствии с планом в 2013-2014 учебном году изучены нормативные документы, проведен анализ условий, изучены особенности групповых помещений, с воспитателями проведены семинары, консультации по соответствующей теме. На 2014-2015 учебный год запланировано приобретение игрушек, дидактических пособий, консультации с родителями и привлечение их к организации развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях ДОО.

На сегодняшний день развивающая среда в группах нашего детского сада организована в соответствии с реализуемой основной образовательной программой и учитывает индивидуальные особенности детей, отвечает принципам организации образовательного пространства , учтены гендерные особенности воспитанников.

Зоновое расположение игрового материала, пособий обеспечивает интеграционное развитие, реализацию актуальных потребностей детей, свободу выбора детской деятельности. Большая часть площади в группах отведена игровой деятельности. Потому что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.


РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В качестве приоритетного направления деятельности дошкольных образовательных организаций с января 2014 года стала реализация требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В процессе реализации требований ФГОС ДО дошкольные образовательные учреждения сталкиваются с объективными сложностями, которые вызваны рядом противоречий: с одной стороны, опубликованы и широко представлены в открытых информационных ресурсах разнообразные вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования, но до сих пор отсутствует их объективная экспертная оценка; с другой стороны, ДОУ уже проводят системные мероприятия по преобразованию комплекса условий реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, но при этом, практически отсутствуют развёрнутые методические рекомендации, раскрывающие логику методических преобразований на уровне ДОУ. Необходимость разрешения возникших противоречий способствует повышению активности педагогических коллективов к реализации самостоятельного методического поиска в отношении проектирования содержания дошкольного образования и определения эффективных технологий его реализации.

На уровне ДОУ разработан план действий по обеспечению введения ФГОС ДО, что представляет собой пошаговые действия.

В качестве 1 шага педагогическим коллективом была изучена и проработана нормативно-правовая основа введения ФГОС ДО. В результате данной деятельности были внедрены новые варианты локальных документов ДОУ, в частности, разработаны и внедрены новые правила приема воспитанников, переработан договор «Об образовании между ДОУ и родителями (законными представителями)», разработаны и внедрение нормы профессиональной этики, программа выявления и устранения профессиональных дефицитов, утверждено и реализуется новое положение об органах самоуправления в ДОУ.

В качестве 2 шага педагогическим коллективом был разработан новый вариант основной образовательной программы ДОУ, который по структурным характеристикам и объемному наполнению стал соответствовать требованиям ФГОС ДО. В новом варианте образовательной программы ДОУ существенные изменения внесены в части программы, формируемой участниками образовательных отношений. На основе изучения образовательных потребностей участников образовательных отношений в содержание дошкольного образования введены авторские парциальные образовательные программы, в том числе, программа поликультурного образования дошкольников «Давай дружить: два народа – две культуры» и программа музыкально-творческого развития «Музыкальная импровизация», обе программа разработаны педагогами нашего ДОУ. Существенные изменения внесены в организационный раздел программы – в работе с детьми определены инновационные вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, разработаны индивидуально-ориентированныеспособы и направления поддержки детской инициативы. В содержании образовательной программы для детей с нарушениями речевого развития уделяется огромное внимание вопросам образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Определены механизмы адаптации программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, разработаны общие подходы к организации коррекционной работы с данной категорией детей, выстроена система организации групповых и индивидуальных коррекционных занятий, а также предусмотрены вариативные формы осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

В качестве преемственности с предыдущим вариантом основной образовательной программы дошкольного образования, в новый вариант программы был включен комплексно-тематический план комплексных недельных образовательных мероприятий, который нашел отражение в организационной разделе программы в части, формируемой участниками образовательных отношений. В комплексно-тематическом плане недельных разработаны содержательные блоки программы, иллюстрирующие специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также традиционные события, праздники и мероприятия, реализуемые в условиях нашего образовательного учреждения.

Выделение проблемных зон и определение перспектив совершенствования содержания основной образовательной программы позволило нам определить следующие линии развития:

1) расширения объема вариативного содержания дошкольного образования для различных возрастных групп (в пределах 40% от общей части программы);

2) возможности выделения содержания дошкольного образования для детей с проблемами развития (дети с тяжелыми нарушениями речи) в отдельную адаптированную образовательную программу, которая позволит максимально интегрировать профессиональное коррекционное воздействие во все плановые образовательные мероприятия.

В качестве 3 шага к началу нового учебного года проведена системная работа по совершенствованию механизмов планирования образовательной деятельности с детьми: разработано положение об организации планирования образовательной деятельности в ДОУ, определены общие требования к перспективному и календарному планированию, разработана и внедрена модель индивидуального плана педагогических работников, раскрывающих все направления образовательной деятельности в зависимости от контингента воспитанников. В рамках планирования образовательной деятельности сделан акцент на реализацию технологии психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

Реализация пошаговых действий на данном этапе вызвала необходимость определения статуса педагогической диагностики в работе с детьми дошкольного возраста. Педагогическая диагностика введена нами в качестве обязательной формы работы с детьми (содержание педагогической диагностики введено нами в организационный раздел образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений). Вместе с тем, требования к организации педагогической диагностики подверглись существенным преобразованиям. В качестве основного назначения педагогической диагностики нами определяется оценка индивидуального развития детей, которая используется исключительно для решения образовательных задач, направленных на индивидуализацию образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития), а также для оптимизации работы с группой детей. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми, игровой, познавательной, речевой, проектной и других видах детской деятельности. Содержание и формы организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста определяются на основе анализа диагностических карт индивидуальных достижений ребёнка. Данная инновация введена на основе переработки принципов и технологий организации педагогической диагностики с детьми раннего и дошкольного возраста.

Выделение проблемных зон и определение перспектив технологии планирования образовательной деятельности в ДОО позволило нам определить следующие линии развития:

1) привлечение других организаций к реализации задач дошкольного образования (в том чисел организация сетевых форм реализации образовательной программы);

2) поиск эффективных технологий организации образовательной деятельности с детьми в контексте реализации концепции психолого-педагогический поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей.

В качестве 4 шага проведена работа по обновлению предметно-пространственной развивающей среды. Разработан и внедряется внутренний стандарт качества организации предметно-пространственной среды на основе принципов, заложенных в ФГОС ДО. Особого внимания при этом заслуживает проблема проектирования предметно-пространственной развивающей среды как условия реализации основной образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений.

В качестве последующих шагов мы планируем провести серию мероприятий по совершенствованию материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На протяжении всего периода перехода на ФГОС ДО реализуются организационно-управленческие действия по развитию кадрового обеспечения на уровне ДОУ: созданы условий для прохождения педагогическими работниками курсов повышения квалификации по вопросам внедрения ФГОС ДО; организована работа систематически действующих творческих групп воспитателей и узких специалистов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС ДО.

Таким образом, проблема реализации ФГОС ДО в условиях ДОУ многоаспектна и трудоемка, требует глубокого методического осмысления и систематического профессионального обсуждения.