Школьный литературный кружок: программа, описание, темы. Литературный кружок в школе. Дополнительная общеобразовательная программа

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Многофункциональный центр профессиональных

квалификаций в области сервиса и гостеприимства»

Рабочая программа

литературного творческого кружка

«Образ»

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработала преподаватель

русского языка и литературы

Гаврикова Ирина Владимировна

г. Красноярск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Кружковая работа - это путь развития интересов, склонностей, способностей обучающихся. Кружки представляют основу для свободного выбора интересующих видов деятельности в соответствии с потребностями в саморазвитии. Далеко не все люди могут стать творческими личностями в полном понимании значения этих слов, но творческое отношение к любому делу, использование элементов творчества в работе под силу и необходимо каждому. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Увлечение литературой способствует расширению кругозора у обучающихся, лучшему усвоению других предметов, развивает творческое мышление, формирует литературный вкус, умения и навыки читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

В основе подхода к проведению занятий заложены следующие принципы:

опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся;

учёт индивидуальных особенностей обучающихся;

создание условий для усвоения знаний;

доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе занятий.

Направленность программы: художественно-эстетическая .

Целью литературного кружка является:

развитие творческих способностей, самостоятельной творческой деятельности;

расширение жизненного опыта обучающихся, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду;

развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.

Задачи:

Развитие познавательного интереса обучающихся к изучению литературы;

Повышение интеллектуального уровня;

Стимулирование интереса к духовному богатству России, Красноярского края;

Развитие эмоциональной сферы обучающихся как основы формирования «культуры чувств»;

Развитие творческих способностей;

Воспитание эстетического вкуса;

Формирование исследовательских умений, навыков;

Формирование навыков общения в разных ситуациях.

Определены три направления работы кружка :

Исследовательская:

написание творческих работ, сочинений, подготовка сообщений, докладов;

Просветительская:

выпуск газет, бюллетеней, создание презентаций, буклетов;

Массовая:

организация и проведение литературных игр и конкурсов, литературно-музыкальных гостиных, викторин.

Деятельность литературного творческого кружка «Образ» реализуется через проекты:

Творческие: работа в творческой лаборатории, презентация собственного литературного творчества, самостоятельное написание сценариев для литературных праздников, вечеров; работа в группах (сценарная, оформительская и т.д.);

Игровые: участие в театральных инсценировках, самостоятельное создание «своей» роли (литературного персонажа или выдуманного героя);

Информационные: сбор информации о писателе, его жизни и творчестве, её анализ и обобщение фактов.

Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности, теоретическую и практическую подготовку обучающихся .

Ожидаемые результаты:

За время посещения кружка обучающиеся

должны уметь:

Применять приобретенные знания на уроках общеобразовательных и специальных дисциплин;

Работать с художественным текстом;

Практически показать и исполнить освоенный материал;

Выражать собственные эмоции;

Создавать презентации;

Чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

Индивидуально и коллективно работать;

Творчески подходить к занятию;

Знания и умения, полученные в литературном кружке, помогут сформировать психологические качества личности: самостоятельность, любознательность, наблюдательность, трудолюбие; помогут обучающимся успешно выступать и участвовать в мероприятиях и концертах.

Возглавляет работу гостиной ее президент. Для решения тех или иных задач создаются временные инициативные группы . «Место жительства» литературного творческого кружка – общежитие.

Продуктом деятельности литературного творческого кружка «Образ» является видеоролик «Образ», литературный альманах «Поэтический винегрет», создание буклетов собственных стихов, а также участие в творческих конкурсах разного уровня.

Программа рассчитана на 1 год.

Количество часов - 74 (1 раз в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Место и значение русской литературы и культуры в целом.

Тема 2. Великая сила поэзии: легенда об Арионе, миф об Орфее и Эвридике. Выявление читательского вкуса: какие стихи нравятся, «твои» поэты, «чужие» поэты.

Тема 3. Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Тема 4. Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения. Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии.

Тема 5. Понятие о рифме, Рифма мужская и женская, полная, неполная. Рифма парная, перекрестная, окольцовка.

Тема 6. Понятие о строфе. Разновидность строф. Онегинская строфа.

Тема 7. Понятие «текст», «главная мысль текста».

Тема 8. Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Тема 9. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.

Тема 10. Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

Практические работы по отработке теоретических литературоведческих понятий. Исследовательская работа.

Проведение праздников, литературных гостиных, посвященных поэтам, писателям - юбилярам.

Проведение научно-практической конференции «Наука и искусство», посвященной Году литературы.

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Программа включает реализацию проектной деятельности обучающихся.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Сроки

выполнения

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Место и значение русской литературы и культуры в целом. Организационный вопрос. Выбор президента. Определение основных направлений, обсуждение плана работы.

коллективное занятие

октябрь

Конкурс чтецов, посвященный 120-летию С.А.Есенина.

индивидуальные выступления

октябрь

Беседа о великой силе поэзии: легенда об Арионе, миф об Орфее и Эвридике. Выявление читательского вкуса: какие стихи нравятся, «твои» поэты, «чужие» поэты.

К 120-летию поэта. Любимые женщины Есенина.

коллективное занятие

октябрь

Литературный музей.

экскурсия

октябрь

Основы стихосложения. Законы создания поэтического произведения.

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, анапесте, гекзаметре, амфибрахии.

Игра «Литературное казино».

коллективное занятие

ноябрь

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Работа над проектом «Наш маленький театр». Распределение ролей. «Образы» еды на страницах русской классической литературы.

творческая лаборатория

ноябрь

Изучаем язык мимики и жестов. Работа над проектом «Наш маленький театр».

коллективное занятие

ноябрь

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации. Работа над проектом «Наш маленький театр».

коллективное занятие

ноябрь

Проведение научно-практической конференции, «Наука и искусство», посвященной Году литературы.

индивидуальное занятие

декабрь

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Поединок поэтов. Проект «Ли тературный альманах «Поэтический винегрет».

коллективное занятие

декабрь

Занятие из цикла « Актёрское мастерство». Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Открытое заседание «Наш маленький театр».

коллективное занятие

декабрь

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. Составление сценария игры, разработка презентаций к 205-летию выхода сборника «Басни Крылова».

коллективное занятие, инсценирование

декабрь

Понятие «текст», «главная мысль текста». Литературная гостиная «Игорь Тальков».

Просмотр презентации, обсуждение

январь

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. Праздник «Веселая уточка».

коллективное занятие

январь

Игра «Умники и умницы».

коллективное занятие

февраль

Литературная гостиная «Я вас любил».

коллективное занятие

февраль

Законы создания поэтического произведения. Исследовательская работа «Поэзия войны» (практическое закрепление теоретических знаний).

Работа в малых группах

февраль

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

Викторина «Мудрые мысли».

Создание презентаций, коллективное занятие

февраль

Индивидуальные занятия

март

К юбилею А. П. Чехова. Подготовка к интеллектуальной игре по творчеству. Чтение рассказов «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Анна на шее», «Лошадиная фамилия», «Человек в футляре».

коллективное занятие

март

Интеллектуальная игра по творчеству А. П. Чехова.

коллективное занятие

март

Практикум по поэзии. Игра «14 строк или легко ли переводить поэзию».

коллективное занятие

март

Подготовка игры «Страна литературия».

Составление презентаций, работа в группах

апрель

Игра «Страна литературия» для всех желающих.

коллективное занятие

апрель

Открытые чтения. Повесть И. Ильфа, Е. Петрова «Двенадцать стульев».

коллективное занятие

апрель

Литературная игра «Образ» по произведению И.Ильфа, Е.Петрова «Двенадцать стульев».

коллективное занятие

апрель

Разработка сценария литературно – музыкальной композиции ко Дню Победы «Памяти павших…»

индивидуальные занятия

май

Краеведение. Литературная карта Красноярска. Открытые чтения. Красноярские поэты и писатели в годы Великой Отечественной войны.

Выпуск литературной газеты, подготовка презентаций, отчет о работе над исследованием творчества красноярских поэтов и писателей в годы Великой Отечественной войны.

май

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

коллективное занятие

май

Занятие из цикла

«Актёрское мастерство». Сценическое общение как взаимодействие и воздействие друг на друга. Работа над проектом «Наш маленький театр».

индивидуальные занятия

май

Работа над проектом «Наш маленький театр».

коллективное занятие, работа над видеороликом «Образ»

июнь

Творческая лаборатория. Презентация собственного творчества. Открытое заседание «Наш маленький театр».

коллективное занятие презентация буклетов, литературного альманаха «Поэтический винегрет».

июнь

Краеведение. Литературная карта Красноярска.

встреча с писателем

июнь

Литературное кафе. Подведение итогов.

коллективное занятие

июнь

Участие в литературных творческих конкурсах различного уровня.

индивидуальные занятия

в течение года

Оформление литературных газет, бюллетеней, подготовка презентации собственного творчества, изготовление буклетов.

индивидуальные занятия

в течение года

Изготовление сценических костюмов для выступления.

Изготовление реквизита, используемого на сцене.

индивидуальные занятия

в течение года

ИТОГО

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические материалы и техническое оборудование. В их числе:

1. Репродукции картин, портреты поэтов и писателей.

2. CD -диски, DVD -диски с изображением пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер, мультимедийный проектор.

5. Магнитофон.

6. Столы, стулья.

Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагога:

    Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

    Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143

    Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

    Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.

    Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.

    Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.

    Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

    Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987. – 605 с.

    Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.

    http://osvarke.info/229-yevristicheskaya-beseda.html . Информационный сайт для мастеров и преподавателей спецдисциплин.

Литература для обучающихся:

    Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

    Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

    Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

    Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова , в двух частях. М.: Дрофа , 2002.

    Скрипов, Г .С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

    Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

    Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

    Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.

Кружок
«Литературная мастерская Ученого Кота»

Направление:
Чтение художественной литературы; коммуникация (связная речь - развитие свободного общения с детьми и взрослыми); развитие эстетического вкуса;

Возрастная группа:
разновозрастная - для детей с 2,5 до 4 лет

Пояснение

«Литературная мастерская ученого кота» - подразумевает не просто дополнительное образование, а помощь ребенку в освоение учебного материала детского сада. Даст ребенку возможность освоить, с самого раннего возраста, техники запоминания стихотворных произведений, каждый из детей найдет именно свой способ, из предложенных.

А так же именно литературно-художественная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, воспитания интеллектуального и художественно-эстетического вкуса.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении многовековой истории. Устное народное творчество или фольклор (от английского ¬"folklore"), в буквальном переводе означает «народная мудрость», «народное знание». Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают понимание детей о прошлом и настоящем Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы.

Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, колыбельными песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, дразнилками, считалками, пословицами и поговорками, загадками.

«Литературная мастерская» будет проводится в уютном стиле, в гостиной-мастерской ученого кота (предполагаются декорации) , для достижения большего эффекта попадания в сказку.

Участвуя в играх, слушая сказки, просматривая показываемые сказочные произведения, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает возможность глубже познать красоту и многообразие окружающего мира. Одновременно, игра в литературных героев, прививает ребенку устойчивый интерес к произведениям, родной культуре, театру. Огромно и воспитательное значение художественного чтения. Заучивания стихов, пересказы, формируют уважительное отношение друг к другу. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей развивает их внутренний комфорт, раскованность, способствует легкому общению взрослого и ребёнка.

Цель:
Формировать связную речь, развитие творческих, эстетических способностей, через чтение художественно-литературных произведений. Формировать целостную картину мира, Заучивания стихов используя различные техники запоминания.

Задачи обучения и воспитания

1. Формировать у детей эмоциональное восприятие литературных произведений
и интерес к ним.
2. Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на
его содержание вместе с группой сверстников.
3. Учить детей выполнять игровые действия, соответствующие тексту
знакомых произведений.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений (стихов, песен).
5. Учить детей узнавать при многократном чтении и
рассказывании литературные произведения и их героев.
6. Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова, выражения,
предложения, по возможности производить пересказ произведения.
7. Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений
и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

Кружок предполагает чтение художественной литературы, в уютной гостиной созданной декорацией, занятия проводятся в форме: совместной игровой, подражательной деятельности воспитателя с детьми.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Длительность одного занятия составляет:

От 2,5 до 4 лет – 10-15 минут,

Количество занятий в год – 34.

Тематическое планирование

Месяц № Тема Задачи:
Сентябрь
1 Игра «Давайте познакомимся»
Потешка «Повстречались» (Развиваем мелкую моторику, стр. 21)
Учить детей знакомиться с окружающими, друг с другом, эмоционально реагировать на произведение.
2
Рассматривание картинок (сборник русские народные потешки), Знакомство с основными эмоциями.
Вырабатывать интерес к книжной графике. Вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой.
3 Потешка «Заиньки» (Развитие мелкой моторики, стр.35) Развитие мелкой моторики с помощью движения рук. Дать представление о появлении морковки, определение «овощи».
4 Чтение и инсценировка сказки «Репка».
Беседа по прочитанной сказке. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, пробуем участвовать в сказке, запоминать действующих лиц и последовательность событий.
Октябрь
5 Стихотворение «Осень». Беседа о времени года, приметах осени, Учимся слушать стихотворение, пробуем выучить, с помощью техники рисования. Закрепляем понятие - осень
6 В гостях у бабушки-хозяюшки, потешка «Чайничек» (Развитие мелкой моторики стр. 39) Связная речь, рассказ по образцу воспитателя, стараемся запомнить потешку с помощью игровой техники
7 В гостях у бабушки-хозяюшки, потешка «Пирожки» (Развитие мелкой моторики стр. 51) Развивать умение слушать и реагировать на содержание сказки.
8 Игра «Весёлые превращения» (угадай и назови животного). Продолжать закреплять знания о животных их повадках. Учить отгадывать загадки.

Ноябрь
9 Упражнения на изменения голоса «Гости теремка». Формировать интерес к тексту сказки. Развивать умение подражать голосом героям сказки.
10 Настольная картотека «узнай и назови», по теме осень. Учить детей составлять рассказ из нескольких предложений, отвечать на вопросы.
11 Чаепитие с «Зайкой, мишкой, лошадкой» (Стихи А. Барто) Уметь задать детям праздничное настроение. Учить детей выразительно повторять строчки.
12 Слушание сказки «Сказка о том, как зайчик шубку сменил» Пробуждать интерес детей к сказке, прививать умение слушать сказку.

Декабрь
13 Беседа о приметах зимы, загадки о зиме.
Игра импровизация «Снежинки». Выявить знания у детей о приметах зимы, развивать умение отгадывать загадки. Создавать весёлое настроение детям.
14 Потешка «Снежный ком», (Развитие мелкой моторики, стр.47) Формировать интерес к тексту, Развивать пластику движений.
15 Потешка «Хлопушки» (Развитие мелкой моторики, стр. 63). Развивать умение участвовать в сказке с помощью воспитателя, стараться запоминать стихи с помощью техники движения.
16 Игра «Найди по описанию» (изменения животных зимой).
Слушаем стихотворную сказку про новогодний праздник «Ёлка».
Понимать текст загадки, запоминать отдельные слова, произносить их вслух. Пробуждать интерес к сказке, поддерживать хорошее настроение.

Январь
17 Пальчиковая игра «Зайчики» (Развиваем мелкую моторику ст. 32.)
Развитие моторики ручек
18 Драматизация сказки «Рукавичка» (настольный театр). Стимулировать повторять движения за взрослыми. Закреплять умения работать коллективом.
19 Беседа «Кому зимой хорошо»
Подвижная игра «Кому не хватило рукавички». Учить детей выполнять игровые действия соответствующие заданию.

Февраль
20 Заучивание потешки «Моя семья» (Развиваем мелкую моторику стр.9) .
Развиваем понимание любви к семье. Учимся заучивать с помощью техники рисования
21 Заучивание стихотворения к 23 февраля
Учим стихотворения для папы, дедушки, с помощью техники рисования.
22 Обыгрывание сказки «Теремок». Учить детей подражать героям сказки. Почувствовать сказку в жизни. Понимание начала и конца сказки.
23 Чтение сказки «Заюшкина избушка» Формировать интерес к тексту сказки, развивать умение сопереживать героям.

Март
24 Заучивание стихотворения к 8 марта Запоминаем стихи с помощью техники рисования
25 Пальчиковая игра, стихотворение «Пирожки» (Развиваем мелкую моторику стр.51). Побуждать интерес слушать.Умение работать по подражанию.
26 Чтение и обсуждение потешки «Солнышко». (Развитие мелкой моторики, стр.50) Обогатить речь детей, показать напевность, мелодичность потешки.
Развивать умение играть дружно.

Апрель
27 Сказочная разминка - чтение отрывка из сказки «Заюшкина избушка» - дети отгадывают название).
Формировать навыки внимательного прослушивания, осмысленно воспринимать текст и содержание.
28 Дидактический материал «У кого, какой домик»
П /игра «Займи свой домик». Развивать умение правильно выполнять упражнения.
Формировать эмоциональное восприятие и интерес к сказке которую играем.
29 Потешка «Лодочка»,(Развитие мелкой моторики, стр. 62) Стимулировать детей повторять упражнения, играть друг с другом. Развивать наблюдательность.
30 Стихотворение «Радуга»,(Развитие мелкой моторики, стр. 52) Развиваем умение правильно выполнять движение пальцами, развитие памяти. Поддерживаем позитивное эмоциональное настроение.
31 Упражнение на внимание (Кого не стало), стихотворение «Воробьи» (Развитие мелкой моторики стр.64) Развивать внимание, память, движение пальцев.

Май
32 Игра «Волшебные превращения».(с использованием
элементов костюма) Развивать у детей наблюдательность,
логику, внимание. Умение уступать в игре сверстникам.
33 Занятие развлечение «Волшебная прогулка по весеннему
лесу» Формировать у детей навыки поведения в коллективе.
34 Чаепитие - «экзамен», (беседа - что такое сказки)
Отвечать на заданные вопросы. Доброжелательная атмосфера,
позволяющая верить в сказку.

Требования к уровню подготовки:

К концу года дети должны научиться:
Проявлять интерес, любовь к книге, к произведениям,
художественному слову;
Слушать художественный текст и эмоционально реагировать
на его содержание;
Выполнять элементарные игровые действия, соответствующие
знакомому тексту;
Узнавать и называть знакомых героев литературных произведений
на иллюстрациях;
Сопровождать произведение жестами, отдельными словами, предложениями;
Находить книгу с заданной сказкой, делая самостоятельный выбор
из нескольких имеющихся (трёх - четырёх).
Так же к концу года дети освоят технику запоминания стихов, что
очень пригодится им в дальнейшем обучении.

Список средств обучения; материал –
стихи, художественные произведения, народный фольклор, сказки;
иллюстрации, альбомы, открытки;
настольный, пальчиковый, кукольный театр;
игрушки;
развивающие игры;
элементы театрального костюма.

Рабочая программа кружка "Литературная гостиная".

Пояснительная записка.

«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г. Белинский.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Актуальность.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Направленность

Данная программа направлена на обеспечение построения целостного педагогического процессса, направленного на всестороннее развитие ребенка: физическое, познава –тельное, речевое, социально - личностное и художественно - эстетическое во взаимосвязи. На расширение круга представлений детей через художественные образы. Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Новизна программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых произведений, в том числе и произведений детских писателей и поэтов Мурманской области, и произведений устного народного творчества.

Основными задачами программы являются:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Отличительная особенность программы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» .

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Отличительной особенностью программы является то, что воспитатель на занятиях постоянно создаёт ситуации направленные на наибольшую активизацию самостоятельной речевой деятельности детей, самостоятельное изготовление детьми персонажей произведений и их обыгрывание. Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

Работа проводится в координации с детской библиотекой «Яблочко» № 17 г. Мурманска Содержание рассчитано на детей 5-ти - 6-ти лет. Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год. Формы и режим занятий. Данная работа организуется в старшей группе с ноября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие» . Кружок проводится 1 раз в месяц во второй половине дня по 25-30 минут. Учебно-художественный материал включает в себя произведения русских, советских и зарубежных писателей и поэтов и писателей.

Формы организации занятий:

  • Комплексное занятие.
  • Занятие-путешествие;
  • Занятие-инсценировка;
  • Литературное развлечение
  • Занятие-викторина

Методы работы: наглядные: использование мультимедийных средств (просмотры DVD-фильмов, слайдов) , показ иллюстраций, тематических альбомов.

словесные: Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование) . Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Практические: Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Ожидаемый результат: развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) , усовершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительских умений.

Для определения результативности проведенной работы была разработана диагностическая карта по реализации рабочей программы:

Основными контрольными «инструментами» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.

При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада Под ед. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:

Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.) .

В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка» .

При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.

Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.) .

Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать младший воспитатель или второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребёнка к прочитанному.

Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы индивидуально:

Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.

Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка смысл.

Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес.

До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.

Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон) . На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

директор школы

Коришева Е.Б.

«___»________2012г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

творческого объединения

«Художественное слово»

Составила:

учитель русского

языка и литературы

Евстигнеева В.Б.

Арзамасский район

д. Бебяево, д.40В

Статус документа:

Программа составлена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06 - 1844)

КРУЖОК «Художественное слово»

В основе концепции кружка лежит слияние двух важнейших составляющих нашего искусства – сценической деятельности и литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы обусловлена следующими факторами.

В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.

Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.

Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный кружок «Художественное слово» Кружок существует с года.

Одаренные дети - это звездочки на школьном небосклоне. Задача учителя – помочь им засиять ярче.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев различных общешкольных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Н.В.Гоголь так говорил о театре: « Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Цели кружка «Художественное слово» : формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков,обучение детей умению владеть устным и письменным словом.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать творческие возможности детей

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения

3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел

4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.

5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

7.Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

    Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.

    Научить школьников пользоваться всем богатством языковых средств (способствовать постоянному пополнению словарного запаса, развитию и совершенствованию грамматического строя их речи).

    Обеспечить усвоение учащимися норм русского литературного языка; сформировать у школьников умение и навыки оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением русского речевого этикета.

    Создавать условия для литературного творчества.

    Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

    Вовлекать одаренных детей в серьезную творческую работу

Организация деятельности кружка «Художественное слово»

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.

Основные направления:

    Духовно- образовательное.

Тематические беседы, о подвижниках, календарных праздниках, обрядах, устные журналы, презентации о писателях, литераторах, исторических событиях.

2. Воспитательно-оздоровительное

Посещение святых мест, музеев.

3. Культурно-познавательное.

Концерты, праздники, скаски, инсценировки, посещение театров, просмотр кинофильмов

4. Сценическое мастерство .

Театральная игра, ритмопластика, культура речи.

5. Творческое.

Выступление на различных конкурсах, исследовательская деятельность, написание сочинений, стиотворчество, выпуск газеты «Русское слово»

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:

Знать наизусть и уметь правильно и выразительно читать 5-10 скороговорок

Знать 3-5 потешек и шуток, прибауток, уметь их обыграть

Уметь представить характер героев стихотворения, басни, обыгрывать содержание произведений

Еть работать в коллективе, с партнером, уметь вести себя на сцене. Уметь слушать товарищей и отстаивать свою точку зрения на своего сценического героя

Учиться обладать чувством ритма, пластики голоса и движений, читать классические произведения в рамках кружка.

Данная программа рассчитана на 2012- 2015 учебный год. С последующим ее развитием на три учебных года. Программа дает возможность принимать участие в работе кружка детям любого школьного возраста (от10 до 16 лет) и предполагает как работу с коллективом в целом, так и индивидуальные занятия во время репетиций.Программа литературного кружка «Художественное слово» рассчитана на 70 часов в год, и включает в себя работу

По восприятию чужой речи;

По воспроизводству готового текста;

По созданию собственных высказываний

Заянятия проводятся 1раз в неделю по два часа и состоят из двух основных блоков: теории и практики, где теории отводится 40 мин., практическим навыкам – 1 час 20 мин. На теоретических занятиях с обучающимися проводятся беседы, лекции, даётся прослушивание образцов художественного слова, просмотр тематических фильмов. На практических занятиях обучающиеся ведут исследовательскую работу, работают над техникой выразительного чтения, анализируют художественные тексты, выступают на общешкольных и районных мероприятиях и конкурсах.

Краткие сведения о коллективе.

Посещают кружок «Художественное слово» обучающиеся разных возрастов от 10 до 16 лет, с 5 по 11 класс. Они составляют две группы, которые занимаются по 1 часу. Младшие учатся у старших, осуществляется принцип преемственности. Кружок посещают в основном дети эмоциональные, творческие, увлекающиеся литературой, поэзией театром, музыкой. Все члены кружка учатся на «4» и «5», инициативные, активные, заинтересованные.

Количество человек : -14 – 27 (деление на 2 группы)

Выход результатов:

Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках. Участие в школьных мероприятиях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Проведение творческих литературных вечеров, КОНКУРСОВ ЧТЕЦОВ. Участие в школьных и районных конкурсах чтецов, сочинений, исследовательских работ, посещение театров, ДК, литературных музеев, тематические экскурсии, поездки по святым местам.

Достижения в работе кружка.

Учащиеся кружка принимают участие во всех общешкольных и районных конкурсах чтецов, конкурсах исследовательских работ, других районных конкурсах

2007 – 2008 учебный год – 3 место в районе (6 класс)

2008 – 2009 учебный год – 2 место в районе (11 класс)

2009 – 2010 учебный год – 1,3 место (10 класс),

2 место в конкурсе исследовательских работ (10 класс)

2 место (8 класс)

2010 – 2011 учебный год – 2 место (6 класс), 2 место в районном конкурсе театральных гостиных «Читая классику»

2 место в конкурсе исследовательских работ – 11 класс

2011 – 2012 учебный год – 1,2,3 и места в общешкольном конкурсе, 1 место в районном конкурсе «Родники», 2 место в районном конкурсе исследовательских работ (10 класс)

2012 – 2013 учебный год – 2 место в районе (8 класс)

Тематическое планирование кружка «Художественное слово» на 2012-2013 учебный год

Тема занятий

Кол-во часов

Дата

прове

дения

тировка

Вволное занятие. Ознакомление с правилами по ТБ. Знакомство. Играем этюды. «Знакомство», «Органическое молчание» и др.

«В каждом слове – бездна пространства». Что такое настоящие стихи.

Зачем нужна поэзия? Работа над стихами А.Пушкина, A Тютчева. Наблюдение над художественными средствами.

Уапражнения по актёрскому мастерству. Прослушивание «Мастеров слова»

Чудо поэтического слова. (Развитие понятий метафоре, стихотворной и прозаической речи.

Логика речи. Артикуляционные упражнения из арсенала А.М.Нахимовского.»Хомячок», «Рожицы»

Подготовка к общешкольному празднику Дню учителя.Составление сценария. Разучивание сценок и стихов.

Репетиция сценок, стихов, песен к Дню Учителя.

Чудо поэтического слова. (Театральная ритмика, образность). Упражнения на развитие артикуляции. Выразительное чтение стихов поэтов 19 века. Отбор стихов на конкурс.

Подготовка к районному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории. Отработка артикуляции, голоса, ритмики.

Подготовка к общешкольному конкурсу чтецов, посвящённому Году истории и районному конкурсу «Растим патриотов России» Отработка техники речи.

Подготовка к участию в муниципальном конкурсе творческих работ, посвящённых Году истории и «Мой первый учитель» (редактирование сочинений, творческих работ, эссе, презентаций)

Подготовка и выпуск газеты «Русское слово», отчёт –презентация об экскурсии в Болдинский музей -заповедник. Подборка стихов об осени.

Шедевры художественного слова. Формирование потребности общения с образцами художественного слова. Слушаем «мастеров слова»

Подготовка к районному конкурсу сочинений «Одна юбилейная дата» Выбор тем, сбор материала. Выбор стихов и сценок к коконцкрту, посвящённому Дню Матери.

Выпуск газеты «Русское слово» к Дню Матери. Подготовка к мероприятию к Дню матери.

Искусство декламации. Выразительность чтения беседа о театральном искусстве. Простейшие упражнения и игры.

Редактирование сочинений «Одна юбилейная дата» Сергий Радонежский – заступник и просвятитель земли русской.

Подбор стихов, сценок, песен к Новому году.

Культура поведения в театре. Беседа. Театральная азбука. Ролевые игры. Театр – экспромт. Разучивание стихов, песен, сценок к Новому году.

Подготовка к Новому году.Отработка упражнений по технике речи. Отработка выразительного чтения стихов, отработка актёрского мастерства (репетиция сценок)

Православные традиции в русской литературе и современном мире. Праздник Рождества. Разучивание калядок, рождественские стихи.

Просмотр фильма Православные святыни Руси. Заочная экскурсия в Муром.

Действие как главное выразительное средство актерского искусства. Просмотр спектакля.

Филологический анализ художественного текста. Произведения русской классики в исполнении мастеров художественного слова

Подборка номеров художественной самодеятельности для общешкольного концерта к 8 марта. План написания исследовательских работ. Выбор тем.

Сбор материала для исследовательских работ. Создание выпуска праздничной газеты, презентации. Подготовка к конкурсу сочинений, стихов «Мама – это солнце»

Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Сбор материала для исследовательских работ.

Репетиция номеров художественной самодеятельности для праздничного концерта к 8 марта. Отработка техники чтения и актёрского мастерства. Выпуск праздничной газеты «Русское слово», конкурс сочинений, стихов «Мама – это солнце»

Теория стиха. Логическое ударение. Интонация. Работа с «голосом». Стихотворчество. Редактирование исследовательских работ.

Редактирование исследовательских работ. Подготовка к защите. Составление презентации.

Практикум «Как говорить так, чтобы слушали».

11.Изучаем язык мимики и жестов.

Слово в прозе

1. Жанры прозы.

«Мы придумываем сказку»,

«Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

Ролевая игра «В гостях у литературного персонажа».

Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал».

Басни И.А.Крылова. Составление партитуры.

Разработка сценария митинга к Дню Победы. Подборка стихов, песен, инсценировок.

Создание презентации «И опять приходит День Победы» Выпуск праздничной газеты.

Православные традииции вжизни современного человека и в русской литературе. История праздника Пасхи.

Подготовка к празднованию Дня Победы.

Литературно – музыкальная композиция «Праздник со слезами на глазах».

Слово в прозе

1. Жанры прозы.

2. Художественный анализ текста.

3. Коллективная творческая работа:

«Мы придумываем сказку»,

«Мы пишем рассказ»,

«Творческий эксперимент».

4. Работа над созданием собственных прозаических текстов и совершенствованием художественного слова в эпическом произведении.

Общественное назначение театра. Народные игры. Разучивание народных игр. Православные праздники. История праздника Троицы.

      Дикция. Орфоэпия.

В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

    Логика чтения. Логические паузы .

Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.

    Речевой слух.

Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:

    Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;

    Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

    Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):

Громче – тише,

Выше – ниже,

Волшебный посредник – видение образа.

«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.

Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.

Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:

    Образный (сигналы I сигн. системы);

    Мыслительный (II сигн. Системы);

    Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.

    Позиция и поза.

    • Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.

    Поза – это перенесение, перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.

    Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.

    • Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.

    Основой дикламационного искусства должен быть ритм.

    Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Литература:

1. 1 . Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990. 192с.

2. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение,1991

3. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. – М., 1997.

4. Кожинов В.В. Как пишут стихи. – М., 2001.

5. 5. Овчинникова И.Г. Кроме скучного... (О жанрах школьных сочинений) /Лучший учитель - творчество. М.: Просвещение, 1966. 226с., 2001.

6. Суворова Е.Б. Литература как искусство. – М., 2002.

7. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001

8. Каришев-Лубоцкий, Театрализованные представления для детей школьного возраста. М., 2005 3.Выпуски журнала «Педсовет»

    Русские народные сказки

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

Телевизор, видеомагнитофон, DVD , компьютер, пректор, диски с записью сказок и постановок.

Наталья Николаевна Куклова
Программа литературного кружка «Реченька» для старших дошкольников.

Пояснительная записка.

В каждый период жизни ребенка деятельность его организма связана с решением определенных приоритетных, жизненно важных задач. В дошкольный период это задачи социальной значимости, например, развитие речи.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека, от степени, сформированности которой в раннем детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе. Если речь начинает интенсивно развиваться на втором году жизни, то к шести годам ребенок уже будет в состоянии управлять своим поведением на основе словесно обобщенной информации.

Однако статистика показывает, что процент детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. На сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, различные нарушения речи отмечаются у 30% детей, пришедших в 1-й класс, т. е. объективно в течение дошкольного периода у трети всех детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных корригирующих воздействий специалистов.

Известно также, что отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся. Поэтому развивать речь необходимо с раннего детства и в тесном взаимодействии всех специалистов, так как именно первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для его дальнейшего развития.

К числу одной из важнейших задач воспитателя с дошкольниками , имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для более полного преодоления системного речевого недоразвития , так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. К сожалению фронтальных и индивидуальных занятий с детьми с нарушениями речи недостаточно для решения проблем. Учитывая данный факт, был создан кружок «Реченька » , который включает в себя следующие виды детской деятельности :

Чтение сказок, рассказов, стихов, потешек, скороговорок, отгадывание загадок

Наблюдение, демонстрация, ТСО

Игры, упражнения

Беседы; объяснения, рассказ, чтение

Инсценировки и драматизации.

Актуальность.

Особое значение придаётся работе с художественной литературой , так как это и таинственный мир, в который погружается каждый ребёнок, и источник информации об окружающем , и необходимое условие нормального речевого развития . Дети учатся не только разучивать стихотворения, отгадывать загадки, пересказывать сказки, но и знакомятся с эпитетами, метафорами, сравнениями, другими средствами художественной выразительности, учатся фантазировать, сочиняя необычные продолжения известных сказок, придумывая свои, оригинальные сказки или истории на заданную тему.

Разработка оптимальных путей преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой .

Задачи кружка .

1. Показать особенности развития выразительности образной речи дошкольников с ОНР на основе произведений и фольклорного жанра.

2. Развивать творческие способности ребёнка через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки детей.

3. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных сказок, фольклора, игр, забав.

4. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

На занятиях кружка с детьми учимся говорить ярко, образно, выразительно, привлекая внимание слушателей. Играем в пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. Показываем театральные представления с использованием кукол - перчаток. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому , что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способ действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка . Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир .

Структура.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала образовательной деятельности.

Этапы работы :

Установочный этап (дети знакомятся с темой, у них формируется положительная установка на деятельность, активизируется внимание. С помощью специальных бесед, игр воспитатель вместе с педагогом - психологом и учителем-логопедом формируют у детей эмоционально-доверительный контакт со сверстниками).

Коррекционный этап (включает преодоление основных проблем, существующих в развитии речи и поведенческой сферах детей с ОНР. Предлагаются задания на формирование дружеских контактов в группе, умение взаимодействовать в игре, участие в исполнении ролей в играх).

Завершающий этап (подводится итог, работа всех детей оценивается положительно) .

Результатами проводимой работы является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Ребята используют в активной речи потешки, считалки, имеют запас знаний сказок и сказочных героев, используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности, принимают активное участие в народных праздниках. Дети научились видеть красоту русского народного слова через игры, беседы, занятия. Постоянно расширяют свой кругозор, речь становится грамотной, используют народные слова и понимают их смысл. В своей работе использую современные образовательные технологии : личностно-ориентированные (обеспечиваю комфортные, безконфликтные и безопасные условия её развития); гуманно-личностные (отвергаю принуждение, исповедую идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку); сотрудничества (реализую демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка); здоровьесберегающие (гимнастика, физминутки, гимнастика после сна, пальчиковые игры, прогулки на свежем воздухе с использованием подвижных игр, контролирую проветривание помещений); свободного воспитания (делаю акцент на предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя свой выбор ребёнок заявляет свою позицию); игровые; развивающее обучение, позволяющее развивать творческую личность, готовой к жизни в современном обществе; дифференцированное обучение, согласно которому даю детям знания по принципу : каждому на уровне его возможностей и способностей, учитываю индивидуальность каждого ребёнка; интерактивные технологии, которые используются мною на занятиях, кружковой работе , в работе с родителями. Благодаря современным педагогическим технологиям образовательный процесс осуществляется эффективно.

В рамках программы кружка «Реченька » с детьми старшего дошкольного возраста был разработан план мероприятий с детьми и родителями. В ходе наших встреч дети узнали, как появилась книга, знакомились с русским фольклором, путешествовали по русской ярмарке, рассказывали любимые сказки, побывали в стране «Загадай-ка» , участвовали в драматизациях и инсценировках, постановке кукольных спектаклей.

Форма организации занятий в кружке «Реченька » .

Занятия проводятся один раз в неделю.

Продолжительность - 25-30 минут

Количество детей – все присутствующие в группе

Возраст – 5-6 лет

Взаимодействие со специалистами и родителями.

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ : к консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников . Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты.

Предполагаемые результаты :

1. Развитие монологической и диалогической речи детей с ОНР

2. Развитие творческих способностей ребёнка с ОНР через театрализованную деятельность, совершенствовать артистические навыки

Дети овладевают умением :

1. Пересказывать литературные произведения , самостоятельно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

3. Различать литературные жанры : сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение

4. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности .

Анализ работы кружка «Реченька » показал положительную динамику в коррекции речевых и психических нарушений у старших дошкольников . Поэтому опыт работы кружка может использоваться в работе психологов, педагогов, специалистов дошкольного образования , а также будет полезен родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своих детей.

Перспективный план работы кружка :

Сентябрь :

Диагностика развития речи детей

- «Театр звуков»

Октябрь :

- «Как появилась книга»

- «Как рождается книга»

- «Знакомство с русским фольклором : «Песенки, потешки «Кисонька – мурысенька» , «Пошел котик на Торжок»

Знакомство с загадками

Игры на развитие слуха, звукоподражания, преметноигровых действий, формирование речи

Ноябрь :

Знакомство со сказками разных народов

-

- «Путешествие по русской ярмарке»

- «Путешествие по русской ярмарке»

Декабрь :

Придумывание детьми сказок

- «Учимся говорить по-разному»

Путешествие по стране «Загадай-ка»

Подготовка к Новогоднему празднику»

Январь :

Игры на формирование актерского мастерства, обучение кукловождению

- «Учимся четко говорить

Театрализованное фольклорное представление

Февраль :

- «Раз, два, три, четыре, пять – вы хотите поиграть?»

Инсценировка «Лесные звери»

Подготовка к празднику

Праздник русского валенка

Март :

- «Составление описательного рассказа о маме»

Инсценировка «Сорока – белобока»

Инсценировка «Кошки – мышки»

Апрель :

- «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

- «Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»

-«Друг всегда придет на помощь»

- «Пластилиновая сказка»

Чтение любимых книг

Викторина «Мы любим сказки»

- «Рассказываем про любимые игры и сказки»

Подготовка к спектаклю

Спектакль с участием взрослых (родителей) и детей группы

Работа с родителями :

Сентябрь : Анкетирование «Речевое развитие ребенка

Октябрь : Создание мини-библиотеки на тему «Устное народное творчество»

Ноябрь : Оформление альбома «Сказки» (сочиненными родителями вместе с детьми)

Декабрь : Предложить родителям вспомнить речевые игры из своего детства и оформить альбом

Январь : Предложить помочь в организации, оформлении театрализованного представления «Милости просим в нашу светлицу»

Февраль : Совместная подготовка к празднику «Русского валенка»

Март : Консультация «Развитие речи ребенка – важнейшая задача»

Апрель : Сочинение стихов, загадок, различных рифмовок

Май : Организация и проведение вместе с детьми и родителями спектакля