Влияние физической активности на эмоциональный фон человека. Как негативные эмоции влияют на здоровье. Как влияют положительные эмоции на здоровье человека

Эмоции – важная составляющая человеческой жизни. Люди подвержены как положительным, так и отрицательным эмоциям. Какие из них преобладают в большей степени, зависит от образа жизни человека, его окружения и отношению к жизни.

Многие из нас слышали, что негативные эмоции могут подорвать здоровье, позитивные - «вылечить» от недугов. Если говорить о психическом состоянии человека, то эмоции откладывают определённый отпечаток. Но как они влияют на здоровье, знают не многие.

В народе говорят: «Все болезни от нервов». Да и врачи нередко используют эту фразу, пытаясь объяснить причину очередного недуга. Многочисленные исследования показывают, что отдельные эмоции по-разному влияют на здоровье человека. Но прежде чем выяснить, как это происходит, нужно разобраться, какие эмоции носят положительный характер, а какие - отрицательный.

Положительные и отрицательные эмоции

По определению эмоции не могут быть положительными или отрицательными. Просто в зависимости от того, что мы ощущаем в данный момент времени, наше самочувствие и здоровье может улучшаться или ухудшаться. Однако в обществе прочно закрепилось стереотипная классификация чувств: положительные и отрицательные.

    Положительными эмоциями принято считать:
  • смех и радость;
  • сочувствие и интерес;
  • любопытство и вдохновение;
  • восторг и восхищение.
    К отрицательным эмоциям относят абсолютно противоположные чувства:
  • грусть и печаль;
  • неуверенность и стыд;
  • раздражение и зависть;
  • тревога и ненависть;
  • чувство вины и безразличие;
  • гнев и волнение.

Это основной список человеческих эмоций, который при желании можно дополнить и разнообразить. Но ясно одно: когда мы испытываем положительные эмоции, у нас поднимается настроение, улучшается самочувствие, появляется интерес к жизни и желание действовать. Когда нами завладевают отрицательные эмоции – мы впадаем в уныние, апатию, озлобляемся на окружающий мир, нас перестаёт интересовать сама жизнь и окружающие люди.

Как влияют отрицательные эмоции на здоровье человека?

Древние целители утверждали, что каждая болезнь взаимосвязана с определённым переживанием. Агрессия способна нарушить функционирование желудочно-кишечного тракта, спровоцировать головные боли, гипертонию и проблемы с зубами. Ревность вызывает нарушения в пищеварении, бессонницу и головные боли. Страх связан с сердечными заболеваниями, нарушениями в органах дыхания, ухудшениями слуха, остроты зрения и болезнями почек. Беспокойство вызывает проблемы кровообращения и болезни центральной нервной системы. Ненависть способствует развитию рака, болезней печени и язвы желудка.

Как влияют положительные эмоции на здоровье человека?

Любая положительная эмоция повышает работоспособность нервной системы, улучшает сон, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует выработке гормонов радости (эндорфины) и оказывает позитивное влияние на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций ощущает человек, тем меньше он подвержен стрессу и различным заболеваниям.

Как управлять эмоциями?

Лучшее средство избавления от отрицательных эмоций – это их «выброс». Такие эмоции нельзя держать в себе, но от них и не должны страдать окружающие люди. Справиться с неврозами помогает физическая активность. Любимое хобби или увлечение помогает отвлечься от обид и переживаний. Арт-терапия (переписывание проблем на бумагу) позволяет перекрыть отрицательные эмоции положительными. Лекарственная терапия - седативные фитопрепараты, в составе которых содержатся успокаивающие травы.

Поведение человека в значительной мере зависит от его эмоций, причем различные эмоции по-разному влияют на поведение. Есть так называемые стенические эмоции, которые повышают активность всех процессов в организме, и астенические эмоции, которые их тормозят. Стеническими, как правило, бывают положительные эмоции: удовлетворенность (удовольствие), радость, счастье, а астеническими--отрицательные: неудовольствие, горе, печаль. Рассмотрим каждый вид эмоций подробнее, включая настроение, аффект, чувство, страсть и стресс, в их влиянии на поведение человека.

Настроение создает определенный тонус организма, т. е. его общий настрой (отсюда название «настроение») на деятельность. Производительность и качество труда человека в хорошем, оптимистическом, настроении всегда выше, чем человека, настроенного пессимистически. Человек, настроенный оптимистически, всегда и внешне привлекательнее для окружающих, чем тот, у которого постоянно плохое настроение. С улыбающимся по-доброму человеком окружающие с большим желанием вступают в общение, чем с человеком, у которого недоброе лицо.

Аффекты играют в жизни людей иную роль. Они способны моментально мобилизовать энергию и ресурсы организма для решения внезапно возникшей задачи или преодоления неожиданно появившегося препятствия. В этом состоит основная жизненная роль аффектов. В соответствующем эмоциональном состоянии человек иногда совершает такое, на что он обычно не способен. Мать, спасая ребенка, не чувствует боли, не думает об опасности для собственной жизни. Она -- в состоянии аффекта. В такой момент расходуется масса энергии, причем очень неэкономно, и поэтому для продолжения нормальной деятельности организму обязательно нужен отдых. Аффекты часто играют и отрицательную роль, делают поведение человека бесконтрольным и даже опасным для окружающих.

Еще более значительна, чем у настроений и аффектов, жизненная роль чувств. Они характеризуют человека как личность, достаточно устойчивы и обладают самостоятельной мотивирующей силой. Чувствами определяется отношение человека к окружающему миру, они же становятся нравственными регуляторами поступков и взаимоотношений людей. Воспитание человека с психологической точки зрения есть в значительной степени процесс формирования его благородных чувств, к которым относятся сочувствие, доброта и другие. Чувства человека, к сожалению, могут быть и низменными, например чувства зависти, злости, ненависти. В особый класс выделяются эстетические чувства, которые определяют отношение человека к миру прекрасного. Богатство и разнообразие человеческих чувств -- хороший индикатор уровня его психологического развития.

Страсти и стрессы в отличие от настроений, аффектов и чувств играют в жизни в основном отрицательную роль. Сильная страсть подавляет остальные чувства, потребности и интересы человека, делает его односторонне ограниченным в своих устремлениях, а стресс вообще разрушающе действует на психологию и поведение, на состояние здоровья. За последние несколько десятков лет получено немало убедительных доказательств этому. Известный американский практический психолог Д. Карнеги в своей весьма популярной книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет о том, что по современной медицинской статистике больше половины всех коек в больницах заняты людьми, страдающими эмоциональными расстройствами, что три четверти больных сердечно-сосудистыми, желудочными и эндокринными заболеваниями вполне могли, бы вылечить сами себя, если бы научились управлять своими эмоциями.

эмоции чувство воспитание

Эмоциональное воспитание человека - не только одна из значимых целей воспитания, но и не менее важный компонент его содержания. П. К. Анохин Анохин Пётр Константинович - советский физиолог, создатель теории функциональных систем, академик АМН СССР (1945) и АН СССР (1966), лауреат Ленинской премии (1972). писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма". Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно пpиспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Положительные эмоции и чувства (радость, блаженство, симпатия) создают у человека оптимистический настрой, способствуют развитию его волевой сферы. Положительное эмоциональное возбуждение улучшает выполнение более легких заданий и затрудняет - более сложных. Но при этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций и чувств возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние.

В физиологическом плане положительные эмоции и чувства, воздействуя на нервную систему человека, способствуют оздоровлению организма, а отрицательные разрушают его, ведут к различным заболеваниям. Положительные эмоции и чувства оказывают мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление.

1) Позитивное мышление. Находясь в хорошем настроении, человек рассуждает совсем не так, как тогда, когда находится в плохом. Исследования показали, что хорошее настроение проявляется в положительных свободных ассоциациях, в сочинении веселых историй при опросе по ТАТ (тематический тест на апперцепцию). ТАТ включает набор карточек с неопределенными по содержанию картинками, допускающими произвольное толкование испытуемыми, получающими инструкцию сочинить рассказ к каждой картинке. Интерпретация ответов позволяет судить о чертах личности, а также о временном, текущем состоянии испытуемого, его настроении.), благожелательных описаний социальных ситуаций, восприятии себя как социально компетентной личности, чувстве уверенности в себе и самоуважении.

2) Память. В хорошем настроении легче вспомнить радостные события в жизни или слова, наполненные положительным смыслом. Общепринятым объяснением подобного явления является то, что память основывается на сети ассоциативных связей между событиями и представлениями. Они взаимодействуют с эмоциями, и в тот момент, когда индивид находится в определенном эмоциональном состоянии, его память настраивается на события, ассоциируемые именно с этим состоянием.

3) Решение проблем. Люди, пребывающие в хорошем настроении, подходят к решению проблем иначе, чем находящиеся в нейтральном или печальном настроении. Первые отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать простейшую стратегию решения и принимать первое же найденное решение. Эксперименты показали, что стимулирование хорошего настроения (положительных эмоций) приводит к оригинальным и разнообразным словесным ассоциациям, что говорит о потенциально более широком творческом диапазоне. Все это способствует повышению творческой отдачи и благоприятно воздействует на процесс решения задач.

4) Помощь, альтруизм и симпатия. Многие исследования показали, что счастливые люди отличаются такими качествами, как щедрость и готовность прийти на помощь другим. Эти же качества характерны и для людей, у которых хорошее настроение было вызвано искусственной стимуляцией положительных переживаний (получение небольших подарков, припоминание приятных событий и т.п.). Люди, находящиеся в хорошем настроении считают, что помощь другим является компенсирующей и полезной акцией, способствующей сохранению положительного эмоционального состояния. Как показывают наблюдения, люди, находящиеся в хорошем расположении духа и замечающие расхождение между своим собственным состоянием и состоянием других, стараются каким-то образом сбалансировать это неравенство. Установлено, что на взаимоотношения людей значительное влияние оказывает и окружающая обстановка.

Отрицательная эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций.

Эмоциональный фактор может оказывать на человека очень сильное влияние и даже привести к значительно более глубоким патологическим изменениям в органах и тканях, чем какое-либо сильное физическое воздействие. Известны случаи смерти не только от большого горя, но и от слишком большой радости. Так, знаменитый философ Софокл умер в тот момент, когда толпа устроила ему бурную овацию по случаю представления его гениальной трагедии.

Психические напряжения, особенно так называемые отрицательные эмоции - страх, зависть, ненависть, тоска, горе, печаль, уныние, злоба - ослабляют нормальную деятельность центральной нервной системы и всего организма. Они могут явиться не только причиной тяжелых заболеваний, но и обусловить наступление преждевременной старости. Исследования показывают, что человек, который постоянно тревожится, со временем ощущает ослабление зрения. Об этом говорит и практика: люди, которые много плакали и пережили большие тревоги, имеют слабые глаза. Отрицательное воздействие на человека оказывает также агрессивное чувство. В структуре агрессивного поведения чувства являются той силой (экспрессией), которая приводит в действие и в той или иной мере сопровождает агрессию, обеспечивая единство и взаимопроникновение ее сторон: внутренней (агрессиум) и внешней (агрессивное действие). Агрессивное чувство - это, прежде всего, способность человека испытывать такие эмоциональные состояния как злость, гнев, враждебность, месть, обида, удовольствие и другие. В такие состояния людей могут ввергать как несознаваемые (например, жара, шум, теснота), так и осознаваемые (ревность, конкуренция и другие) причины. Формирование и развитие агрессии осуществляется на переплетении чувств и мыслей. И чем больше будут господствовать мысли, тем сильнее и изощреннее окажутся агрессивные действия, потому что только мысль может конфликтовать, направлять и планировать агрессию.

Многие привыкли думать, что отрицательные эмоции и чувства (горе, презрение, зависть, испуг, тревога, ненависть, стыд) формируют безволие и слабость. Однако же такое альтернативное деление не всегда оправдано: и в отрицательных эмоциях заложено "рациональное" зерно. Тот, кто лишен чувства печали, также жалок, как и человек, не знающий, что такое радость или потерявший ощущение смешного. Если отрицательных эмоций не чрезмерно много, они стимулируют, заставляют искать новые решения, подходы, методы.

Воздействие эмоций на человека К. Изард


Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. В последующих главах мы подробно рассмотрим, как специфические эмоции сказываются на различных аспектах биологического, физиологического и социального функционирования человека. Здесь же мы лишь в самых общих чертах обрисуем то огромное влияние, которое оказывают на нашу жизнь эмоции.

Эмоции и тело

У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица (Rusalova, Izard, Simonov, 1975; Schwartz, Fair, Greenberg, Freedman, Klerman, 1974). Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем (Симонов, 1975). Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный (Rusalova et al., 1975). Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейро-физиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлени и и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психи ческим нарушениям. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватн ое эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства (Dunbar, 1954). Но совсем не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Влияние эмоций на физиологию человека подробно обсуждается в недавней работе Томпсона (Thompson, 1988).

Если вы покопаетесь в своей памяти, то наверняка вспомните мгновения, когда вам приходилось испытывать страх - и у вас бешено колотилось сердце, прерывалось дыхание, дрожали руки, а ноги становились ватными. Может быть, вам удастся припомнить, как вас охватывал гнев. В такие мгновения вы ощущали каждый удар гулко бьющегося сердца, кровь приливала к лицу, а все мышцы были напряжены и готовы к действию. Вам хотелось броситься на обидчика с кулаками, чтобы дать выход этому напряжению. Вспомните минуты горя или печали, - наверняка тогда вы ощущали непонятную, необъяснимую тяжесть во всех членах, а ваши мышцы были вялыми и безжизненными. Вы чувствовали тупую, ноющую боль в груди, слезы текли у вас по лицу, или вы, стараясь сдержать их, вздрагивали от беззвучных рыданий.

Или представьте, что вы словно заряжены электричеством, что все ваше тело вибрирует от рвущейся наружу энерги и, что кровь пульсирует у вас в висках, в кончиках пальцев, в каждой клеточке вашего тела. Вам хочется плясать, прыгать, кричать - чтобы выплеснуть переполняющую вас радость. Или вспомните, как нечто потрясло вас или некто настолько восхитил вас, что вы забыли о себе и завороженно, всеми помыслами и телом, устремились к объекту вожделения и любопытства. Сторонний наблюдатель, если будет внимателен, по одной позе, по нескольким характерным движениям человека может определить, какую эмоцию тот переживает в настоящий момент (Sogon, Matsutani, 1989).

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной - она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, - не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и в конце концов чревата даже физическими или душевными расстройствами. Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что эмоции и настроение влияют даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням (Marx, 1985). Если в течение долгого времени вы испытываете злость, тревогу или депрессию, - пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, - то у вас больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если хронический стресс, длительное переживание негативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для размножения и болезнетворного влияния.

Взаимодействие эмоций, процессов развития личности и социальных отношений

Эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности - его работы, учебы, игры. Например, один студент увлечен предметом и полон страстного желания изучить его досконально, постичь до тонкостей. Другой - испытывает отвращение к изучаемому предмету и, естественно, ищет повода не заниматься им. Легко представить, какие эмоции будет вызывать учебный процесс у каждого из этих двух студентов: первому он принесет радость и счастье познания, второму - вечный страх перед провалом на экзамене.

Эмоции и развитие личности . При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них - влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Складывается впечатление, что генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности или, выражаясь точнее, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции. Вторым фактором взаимодействия служит индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере. Здесь имеются в виду навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями паттерны поведения. Наблюдения за русскими детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, находившимися в одинаковых социальных условиях (дети воспитывались в дошкольном учреждении, где их окружала атмосфера любви, внимания и заботы и прививались базовые жизненные навыки), обнаружили значительные индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях и в уровне эмоциональных порогов (Izard, 1977). Тем, кто сомневается в значении генетических предпосылок эмоциональности, кто готов оспаривать роль фактора наследственности в процессе формирования индивидуальных особенностей эмоциональных переживаний, эмоциональной экспрессии и эмоционального поведения, я советую несколько часов понаблюдать за такими одинаковыми, на первый взгляд, малышами.

Если у ребенка низкий порог переживания какой-то эмоции, если он часто испытывает и часто проявляет ее, это неизбежно вызывает особого рода реакцию и особого рода отношение к нему со стороны других детей и взрослых. Подобного рода взаимодействие генетического и внешнего факторов неизбежно приводит к формированию отчетливых личностных характеристик.

Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок естественным образом встречают разный прием в мире сверстников и взрослых. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды. Томкинс (Tomkins, 1962) считает любопытство эмоцией, которая играет такую же роль в интеллектуальном развитии человека, как упражнения - в его физическом развитии.

Эмоции и секс . Еще в 1935 году Бич (Beach, 1935) заявил, что страх и копуляция несовместимы. Он пришел к этому выводу, проведя опыты на крысах, однако обнаруженную им закономерность можно применить и к отношениям между людьми, в пользу чего свидетельствует не только здравый смысл , но и данные клинических наблюдений. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом и презрением, оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.

Эмоции, супружество и родительское чувство . Особенности эмоционального склада человека, его эмоциональная отзывчивость во многом определяют и способ ухаживания, и выбор партнера для совместной жизни. К сожалению, психологи не уделили должного внимания изучению той роли, которую играют эмоции в ухаживании и в супружеской жизни, однако данные исследований, проведенных в смежных областях, позволяют предположить существование двух тенденций. С одной стороны, человек, выбирая партнера, стремится к тому, чтобы эмоциональные переживания и экспрессия потенциал ьного спутника жизни не шли вразрез с его переживаниями и способами выражения эмоций. С другой стороны, предпочтение зачастую отдается человеку со сходным эмоциональным профилем - с теми же порогами переживания и с теми же способами эмоциональной экспрессии.

Эмоции влияют не только на сексуальное влечение и на отношения между супругами, они во многом определяют родительские чувства и установки. Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций.

Эмоции и перцептивно-когнитивные процессы

Наиболее общим и фундаментальным принципом человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энерги ей и организуют мышлени е и деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энерги и. Но было бы глубоким заблуждением остановиться на этом и счесть, что эмоции просто вызывают общее возбуждение или ощущение прилива энерги и. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретной активности - ив этом первый признак того, что эмоция организует мышлени е и деятельность. Эмоции непосредственно влияют на наше восприятие, на то, что и как мы видим и слышим. Так, например, переживая радость, человек воспринимает все в розовом свете. Страх сужает наше восприятие, заставляя видеть только пугающий объект или, быть может, только путь спасения от него. Это единственное, что человек может воспринимать, единственное, чем занят его рассудок, когда он испытывает страх. В гневе человек злится на весь мир и видит его в черных красках, а подстегиваемый интересом к объекту, явлению или человеку - жаждет исследовать его и постичь.

Много лет тому назад мы провели эксперимент (Izard, Nagler, Randall, Fox, 1965), в котором исследовали влияние эмоций на перцептивно-когнитивную сферу. Испытуемые были разделены на две группы. С одной группой экспериментатор обращался любезно и обходительно, по отношению к другой проявлял враждебность. Всем испытуемым были розданы стереоскопы, через которые им предлагалось рассмотреть фотографии людей в различных эмоционально-экспрессивных состояниях. (Стереоскоп - устройство, позволяющее предъявлять испытуемому одновременно два изображения, одно из которых он воспринимает левым глазом, а другое - правым; при этом он воспринимает единый объемный образ, который соответствует либо левому, либо правому изображению, либо представляет собой их комбинацию.) Экспериментатор в случайном порядке вставлял в аппараты пары фотографий с изображениями жизнерадостных и озлобленных людей, а испытуемые оценивали состояние человека, изображенного на них. При этом раздраженные испытуемые из той группы, с которой экспериментатор обходился невежливо, чаще видели в стереоскопе злобные и сердитые лица, а испытуемые из контрольной группы, напротив, чаще оценивали состояние людей, изображенных на фотографиях, как радостное и удовлетворенное. Этот эксперимент наглядно продемонстрировал, как эмоции могут влиять на перцептивную и когнитивную сферы человека. Исследованию этого влияния посвящен и ряд других экспериментов.

Доброго времени суток, дорогие подписчики «здорового» блога сайт ! ?

Многие из наших единомышленников уже успели добиться определенных результатов, избавившись от лишних килограммов или набрав мышечной массы.

Некоторым посетителям сайта помогли диетические методики, а другие сочли полезной информацию об особенностях тренировочного процесса. В результате мы все меняемся, ежедневно покоряя новые высоты на пути к заветной цели.

Однако многие подписчики задаются актуальными вопросами, возникающими в процессе смены привычного образа жизни: Как совершенствовать свое тело без вреда для здоровья? Какие сопутствующие факторы оказывают влияние на организм? Из-за чего может ухудшиться самочувствие?

Откуда возникают заболевания, если мы придерживаемся правильного питания и регулярно тренируемся?

Определяемся с терминологией

Эмоции – это индивидуальное видение человеком ситуации, субъективное отношение к происходящему событию. Получается, что спектр таких состояний напрямую зависит от особенностей нервной системы и мировоззрения. Каким образом тогда оказывается воздействие на организм? Как влияют эмоции на здоровье человека?

Друзья, все просто – вне зависимости от происходящей ситуации, воздействие эмоций на общее состояние организма одинаковое. Если разбираться с классификацией наших реакций, то можно выделить основные характеристики эмоциональных всплесков в сознании. Они могут:

  • Передаваться между людьми и представителями животного мира.
  • Сопровождать все процессы жизнедеятельности.
  • «Провоцироваться» ситуациями, существующими только в воображении человека.
  • Сопровождаться характерными физическими реакциями тела на испытанный спектр эмоций.
  • Разделяться по масштабам воздействия на подсознание.
  • Быть краткосрочными или продолжительными.

Эмоции классифицируют на 3 вида: негативные, положительные и нейтральные . В зависимости от происходящей ситуации возникает соответствующая реакция организма, которая отображается сразу на поведении человека.

Друзья, обратите внимание: «Не путайте эмоции с чувствами, ведь они возникают не в отношении конкретного объекта, а отображают ситуацию в целом. Если вам страшно, то это эмоция. Если вы боитесь злой собаки, то это ваше субъективное чувство к животному. Другими словами эмоции являются обобщенным состоянием чувств».

Прямая связь эмоционального состояния и здоровья

На организм человека оказывают влияние как положительные, так и негативные эмоции. Чтобы осознать масштабы воздействия эмоциональных реакций на здоровье, предлагаю ознакомиться с научными наблюдениями специалистов из области психологии:

  • Страх, неуверенность в собственных силах, отсутствие воли – причины заболевания почек (неудивительно, что испуганный человек не может полноценно контролировать процесс мочеиспускания).
  • Грусть, тоска, печаль – эмоциональный спектр, который сказывается на функционировании органов дыхания (легких).
  • Отчаяние, затяжная депрессия возможная причина появления заболеваний сердца и сосудов.
  • Агрессия, гнев, злоба и раздражение – верные «спутники» проблем с печенью.
  • Самобичевание, вина – «симптоматика» головных болей и бессонницы.
  • Чрезмерная радость, продолжительный смех – мощная нагрузка на сердце, негативно влияющая на работу сосудов.
  • Обида, подавленность – причины возникновения проблем с горлом и пищеварительным трактом.

Ребята, следует отметить, что только продолжительное пребывание в определенном эмоциональном состоянии, может негативно сказаться на здоровье. Если вы периодически злитесь или расстраиваетесь – это нормально. Не нужно отправляться в медицинский центр и проверять состояние почек. ? Просто старайтесь дозировать свои эмоциональные порывы.

Научное подтверждение: «Нейрофизиолог Чарльз Шеррингтонс берегов туманного Альбиона выявил, что первоначально в сознании человека возникает реакция переживания, затем появляются соматические и вегетативные изменения в жизнедеятельности. Таким образом, эмоции напрямую воздействуют на ход мыслей людей, оказывая влияние на физическое состояние и здоровье».

Рекомендации психологов: контролируем собственные эмоции

В Национальном институте психологии США выявили основные способы контроля над эмоциональным фоном. Следуя незамысловатым рекомендациям специалистов, можно самостоятельно предотвратить появление в организме многих хронических заболеваний:

  • Позитивное мышление. Старайтесь спокойней воспринимать ситуации, происходящие с вами в течение дня. Друзья, естественно, бывают моменты, в которых эмоции «берут верх» над рассудком, но стараться держать свое сознание под контролем необходимо.
  • Рациональная физическая активность. Как избавиться от стресса? Все просто, ребята – нужно периодически заниматься спортом, выплескивая весь негатив на беговую дорожку. Актуальный метод, которым пользуются многие известные люди.
  • Доверие. Зачастую, чтобы изменить свое эмоциональное состояние, достаточно просто пообщаться с близким вам человеком, рассказав «о наболевшем». Не зря ведь у алтаря влюбленные люди произносят многозначительную фразу: «И в горести, и в радости».
  • Правильный настрой. Не бывает безвыходных ситуаций, существуют моменты, когда мы не хотим искать решение проблемы. Избавиться от депрессивного настроя трудно, но просто необходимо, чтобы эмоциональное состояние не отразилось со временем на здоровье.
  • Создание гармоничной атмосферы. Друзья, окружите себя приятными вам людьми и положительными эмоциями. В доброжелательной обстановке зачастую просто некогда расстраиваться.

Актуальный совет: «Периодически занимайтесь эмоциональной гимнастикой, прокручивая в памяти моменты, положительно влияющие на ваше сознание. Таким образом, можно стабилизировать свое состояние, вспомнив в нужное время событие, вызывающее у вас улыбку».

Большинство рекомендаций подходит для людей, испытывающих угнетение и занимающихся самобичеванием. Именно такие эмоции наиболее опасны для организма. Думаю, что с состоянием чрезмерной радости каждый из нас способен справиться самостоятельно. Правда? ?

Эксперимент подтверждает благотворное влияние положительных эмоций на организм

Ученые из института Северной Каролины с кафедры психологии провели исследование, в котором задействовали 65 человек. В течение 1,5 месяцев добровольцы пребывали в благоприятной для себя атмосфере, испытывая положительные эмоции минимум 1 час в день.

Результаты научного эксперимента в очередной раз доказывают важность позитивного восприятия мира. Через 6 недель у людей произошли следующие изменения в жизнедеятельности организма – повысился иммунитет, нормализовалось давление в кровеносных сосудах, пропали головные боли и появился крепкий сон, стабилизировались процессы функционирования нервной системы, улучшилось общее психическое состояние.

Причиной всему стали гормоны радости (эндорфины), которые вырабатываются в организме человека, получающего от жизни удовольствие. Однако во всем должна быть мера, поэтому стремиться к долголетию, увлекаясь юмористическими передачами сутками напролет тоже не нужно – такая методика скорее приведет к инсульту, не став эликсиром вечной молодости».

Ребята, самое главное, что я сегодня хотел до вас донести – эмоции влияют на здоровье, но их можно контролировать. Помните, что мысли – материальны, а значит, мы сами являемся творцами своих судеб.

Невозможно представить жизнь без расстройств и огорчений, но разбавлять их положительными впечатлениями просто необходимо, ведь всего должно быть в меру.

Если регулярно заниматься в тренажерном зале, правильно питаться и следить за ходом своих мыслей, то состояние гармонии между душой и телом вам обеспечено. ?

Друзья, если у вас есть ценная информация, которая сможет дополнить мою статью, то обязательно поделитесь ей – мы всегда прислушиваемся к мнению единомышленников. Общими усилиями мы создаем веб-ресурс для людей, которые ценят свое время, заботятся о здоровье и хотят жить долго, счастливо.

Совсем скоро мы вновь увидимся с вами на виртуальном пространстве Start-health! До новых встреч, дорогие друзья! ?