Духовная сфера и ее виды. Что такое духовная сфера общества

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.

Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.

Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.

Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.

Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются:

Процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;

Научная жизнь;

Художественно-эстетическая жизнь;

Образовательно-воспитательный процесс в обществе;

Духовно-нравственная жизнь;

Функционирование религии, свободомыслия и атеизма;

Информационная жизнь общества.

Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.

Основные функции духовной жизни общества: а) Общие : воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые : научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.

Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.


Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия.

Типовая структура науки как явления духовной жизни общества - единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания.

Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике - технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу - антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки.

Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).

Особенности научного знания:

1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.

2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.

3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.

4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.

5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).

6. Научное знание обладает доказательностью.

Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.

Художественная культура изучается специальной наукой - эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура - это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др.

Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.

Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.

В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.

Религия является одной из древнейших и основ­ных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории попу­лярно определение религии, исходящее из призна­ния ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности рели­гии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособле­ния человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.

Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обна­руживаются важнейшие особенности, определяю­щие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях ве­роучения; 3) признания и следования нормам нравственно­сти и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляе­мых к повседневной жизни верующего человека.

Существуют различные типы религии: монотеи­стические (основанные на вере в единого Бога) и по­литеистические (исповедующие многобожие); ри­туальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признаю­щие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.).

О роли мировых и других религий в современном мире гово­рят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из сущест­вующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.

2. В ряде стран мира религиозные объедине­ния отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного обще­ства остается значительным. Ряд государств призна­ет одну из религий государственной и обязательной.

3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хра­нят принципы общечеловеческой морали. Роль таких рели­гий в возрождении и приумножении культурного на­следия, приобщения к нему людей весьма значительна.

4. К сожалению, религиозные противоречия про­должают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъеди­нения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу­бителен, он противостоит культуре, общечеловече­ским духовным ценностям, интересам человека.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними».

Свобода совести, таким образом, оставляет за че­ловеком выбор между религиозной верой и атеиз­мом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.

Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.

Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:

Верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;

Не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;

Свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.

Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.

Структура духовной сферы общества может быть представлена в виде областей, в которых осуществляется духовная жизнь, и в виде элементов духовного производства.

Области духовной сферы. Основными областями духовной сферы являются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Каждая из этих областей обладает особенностями, о которых будет сказано ниже. Вместе с тем их объединяет то, что:

  • 1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей;
  • 2) в них создаются и распространяются духовные ценности;
  • 3) в них функционируют социальные институты, существующие для производства и распространения духовных ценностей.

Элементы духовного производства. Духовная сфера по своей структуре близка к структуре производства материальных благ: наличие духовных потребностей вызывает необходимость создания (производства) духовных ценностей, восприятие (потребление) которых приводит к удовлетворению названных потребностей.

Таким образом, структура духовной сферы общества в виде определенного производственного процесса включает в себя духовные потребности, духовную деятельность и результат данной деятельности, необходимый для удовлетворения духовных потребностей, - духовные ценности.

Духовные потребности - это нужда человека или общества в создании и усвоении духовных ценностей.

Их отличие от биологических и материальных потребностей состоит в том, что они не задаются от рождения, а формируются и развиваются в течение жизни человека.

Духовная деятельность включает в себя производство духовных ценностей и их усвоение.

Производство духовных ценностей может состоять в получении новых знаний, создании произведений искусства, разработке образовательных технологий и т.п. Усвоение духовных ценностей не всегда означает пассивное их восприятие. Чаще всего для этого требуется активная умственная деятельность (обучение, осмысление произведений искусства, выработка той или иной жизненной позиции или ценностной ориентации и др.).

Для производства и усвоения духовных ценностей общество создает специальные социальные институты (научные учреждения, учебные заведения, церковь, учреждения культуры).

Духовные ценности - это те значимые для человека и общества результаты духовного производства, которые удовлетворяют их духовные потребности.

Такими ценностями могут быть знания, произведения" искусства, религиозные представления, моральные нормы.

Одним из основных отличий духовных ценностей от материальных является то, что их потребление не приводит к их сокращению. Это свойство духовных ценностей обеспечивает им всеобщую доступность и постоянную воспроизводимость. Если исчезновение материальных ценностей чаще всего обусловлено их потреблением (расходованием природных богатств, амортизацией орудий труда и т.п.), то духовные ценности, напротив, исчезают вследствие отсутствия потребности в них. Так, в условиях засилья массовой культуры (поп-культуры) бесследно теряются многие создававшиеся веками ценности народной культуры, поскольку они остаются невостребованными.

В ходе духовного производства и усвоения духовных ценностей возникают общественные отношения, которые также входят в духовную сферу общества.

Весь процесс производства духовных ценностей, их накопление в обществе и усвоение своей конечной целью имеют формирование человека как духовного существа.

6.2. Культура: понятие и виды

Духовную сферу жизни общества чаще всего связывают с культурой, точнее, с одним из ее видов - духовной культурой. Культура - одно из самых сложных явлений социальной жизни, что обусловлено многогранностью ее проявления. Эта сфера социальной действительности является объектом изучения многих наук (философии, социологии, культурологии, политологии, истории, этнографии и т.п.). Многоаспектность самого явления культуры и множество подходов к ее изучению привели к тому, что в настоящее время термин "культура", пожалуй, самый разноречивый в обществознании. Ученые насчитывают несколько сотен определений культуры.

Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание, уход) первоначально обозначал возделывание почвы, но уже в античности он приобрел иное значение - воспитанность, просвещенность. Позднее этот термин получил более обобщенное содержание и им стали обозначать так называемую "вторую природу", то есть все созданное человеком.

В широком смысле культуру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.

При этом важно иметь в виду, что в понятие культуры включаются не только результаты человеческой деятельности, но и сама преобразовательная деятельность, которая также выражает уровень развития "второй природы" и в этом смысле является ценностью.

Структура культуры

Структура культуры многогранна.

1. Из определения культуры видно, что она включает в себя как материальные, так и духовные ценности, поэтому принято выделять материальную культуру и духовную культуру. Критериями деления культуры на материальную и духовную являются продукт (результат) производства и цель производства.

Материальная культура является результатом материального производства (техника, материальные ценности) и служит удовлетворению материальных потребностей человека и общества. Она выступает основой существования и развития человеческого общества, его духовной культуры.

Духовная культура связана с производством духовных ценностей (идей, теорий, социальных норм, эстетических ценностей) и удовлетворяет духовные потребности.

Основными формами существования духовной культуры являются:

  • философия, которая играет роль мировоззренческой основы культуры;
  • наука, выражающая уровень и степень познания человеком закономерностей развития природы и человеческого общества, а также умение применять эти законы в интересах развития общества;
  • мораль, ориентирующая людей на идеалы добра и справедливости;
  • право как важнейший регулятор общественных отношений, опирающийся на меры государственного принуждения;
  • религия, помогающая человеку в его духовных исканиях;
  • искусство, доставляющее человеку эстетическое наслаждение.

Следует отметить, что данное деление носит условный характер, поскольку материальная культура всегда является воплощением идей и знаний человека, а ее использование невозможно без сознания человека. Духовная культура, в свою очередь, воплощается в материальных вещах (книгах, картинах, скульптурах).

2. Культура включает в себя и саму деятельность человека, и ее способы, и ее результаты, продукты. Так, с этой точки зрения материальная культура складывается из процесса производства материальных благ, под которым в данном случае понимается сам процесс деятельности, из умений, навыков, производственного опыта людей, технологий, орудий труда и т.п., с помощью которых осуществляется эта деятельность, а также продуктов потребления как результатов материально-производственной деятельности. Духовная культура состоит из творческого процесса, способов производства духовных ценностей (методологии научных исследований, способов и техники создания художественных произведений и т.п.), результатов духовной деятельности (научные знания, идеи и открытия, моральные, правовые, религиозные нормы и ценности, продукты художественного творчества).

3. Понятие культуры может относиться к различным сферам человеческой жизнедеятельности. В этом смысле можно говорить о таких видах культуры, как производственная, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, экологическая и другие, а также о культуре труда, культуре досуга, культуре общения, физической культуре, культуре медицинского обслуживания и пр.

4. Носителями культуры могут быть как общество в целом, так и отдельный человек. Поэтому выделяют культуру общества и культуру личности. Культура общества в зависимости от содержания и субъекта ее производства и потребления представлена народной, массовой или элитарной культурой.

Народная культура опирается на систему ценностей, менталитет народа, отражает национальный характер. Чаще всего ее произведения создаются анонимными творцами, как правило, не имеющими профессиональной подготовки. Эти произведения затем могут дописываться, изменяться в процессе коллективного творчества.

Массовая культура - это культура общедоступная, которая выражает насущные духовные потребности широких масс. Она не требует глубокого осмысления, рассчитана, как правило, на непосредственное восприятие. Не обладая высокими художественными достоинствами, но будучи весьма демократичной, массовая культура способна оказывать существенное влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентации. В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин "популярная культура", или "поп-культура".

Элитарная культура не рассчитана на широкую аудиторию. Ее девизом является "искусство ради искусства". Она создается элитой общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура - это творческий авангард, поэтому она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком, широкими массами, нередко выходя за рамки общепринятого, доступного для рационального осмысления.

В повседневной жизни слово "культура" чаще всего ассоциируется с духовной культурой. Именно этот вид культуры составляет основу духовной сферы жизни общества.

Функции культуры

Культура в жизни каждого человека и общества в целом занимает исключительное место в связи с многообразием выполняемых ею функций. К числу основных функций культуры относятся:

1. Функция накопления и хранения социальных достижений: материальных носителей культуры, научных знаний, традиций, исторической и народной памяти, религиозных ценностей, нравственных устоев, образцов художественной культуры. Эта функция реализуется в двух взаимосвязанных направлениях.

  • создание все новых ценностей, каждая из которых обладает самостоятельным значением и сохраняет или даже приумножает это значение с течением времени. Например, полотнами Рембрандта вот уже в течение нескольких веков наслаждаются многие поколения людей. Непреходящей ценностью продолжают оставаться египетские пирамиды;
  • развитие достижений человека и человечества. Так, накопление научных знаний приводит к тому, что часть прежних знаний входит в качестве составных в новые знания, часть знаний уточняется, часть знаний оказывается неточной и отвергается.

2. Функция передачи (трансляции) материальных и духовных ценностей из поколения в поколение. Каждый человек, каждое поколение в течение всей своей жизни не только впитывают в себя культурные достижения человечества, обогащаются ими, но и сами являются их творцами. Накопленный культурный опыт через систему обучения и воспитания передается новым поколениям людей.

3. Функция познания и преобразования мира. Создавая культурные ценности и используя их, люди познают мир во всем его многообразии. Всякое творение культуры является преобразованной человеком частью окружающей нас действительности.

4. Коммуникативная функция. Культура - это та область общественной жизни, в сфере которой и с помощью которой люди, имеющие порой противоположные экономические, социальные или политические интересы, могут найти общий язык. Именно культура помогает людям устанавливать тесные контакты, решать возникающие между ними противоречия. Поэтому налаживание диалога различных культур - одно из важнейших условий сохранения мира и спокойствия на Земле, прогрессивного развития человечества.

5. Воспитательная (ценностно-ориентирующая) функция. Человек становится личностью, когда овладевает системой культурных ценностей. С раннего детства его вводят в мир культуры, который сопровождает человека до конца его жизни. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что сфера культуры - это та среда, в которой люди живут, а с другой - тем, что культура представляет собой систему ценностей, ориентирующих человека в окружающем мире, позволяющих ему осваивать этот мир, строить нормальные отношения с другими людьми.

6. Эстетическая функция. Эта функция культуры реализуется не только через искусство как важнейшую часть духовной культуры, но и вся культура в целом обладает эстетической значимостью. Эстетическое наслаждение человеку доставляют как творения писателей, художников, артистов, так и результаты творческой деятельности инженеров и рабочих, ученых и практиков, архитекторов и строителей, дизайнеров и программистов. Естественно, не все созданное человеком является прекрасным, но в конечном итоге человек стремится к гармонии в отношениях с природой и друг с другом. Достижение этой гармонии - то главное, что характеризует культуру.

6.3. Мораль и ее роль в обществе

Мораль (нравственность) как форма духовной жизни и как социальный регулятор возникла уже в первобытном обществе. Ее появление обусловлено прежде всего необходимостью регулирования общественных отношений, когда человек начинает осознавать себя личностью, когда зарождается потребность в защите принципов гуманизма, добра и справедливости.

Определение морали, ее сущности и специфики во все времена было одним из сложнейших вопросов. Мораль понималась и как форма общественного сознания, и как социальный регулятор, и как способ освоения действительности. Большинство исследователей были едины в одном: мораль представляет собой совокупность требований, предъявляемых к поведению человека. Но при дальнейшем анализе начинались расхождения. Каково происхождение этих требований? Чем они обусловлены? В чем их специфика? Кем они предъявляются? На эти и многие другие вопросы не было однозначного ответа. Одни полагали, что моральные требования обусловлены внешними по отношению к морали факторами (Богом, природой человека). Другие исходили из того, что источник существования морали в ней самой, мораль не зависит ни от каких внешних условий и причин.

Если все же попытаться дать определение морали, то оно могло бы быть следующим.

Мораль - это специфический способ регуляции общественной жизни с позиций гуманизма, добра и справедливости, осуществляемый при помощи требований к поведению людей и опирающийся на общественное мнение и внутренние убеждения человека.

Политическая сфера – это отношения между социальными группами, нациями, отдельными людьми, связанные с вопросами государственной власти. Экономическая, в свою очередь, связана с производством различных материальных благ, их дальнейшим распределением, а также потреблением. Социальная сфера представляет собой область, в которой осущетсвляются разные потребности и интересы групп общества, составляющие его социальную структуру: демографических, этнических, классовых, семейных и др.

В духовной сфере общества появляются и реализуются различные религиозные, художественные, нравственные потребности людей. При этом множество идей, которые в ней создаются, предназначены именно для практического использования. К примеру, информационные технологии и компьютерные программы создаются благодаря умственному труду, то есть в духовной сфере, но потребляются они в экономике, политической, социальной и других сферах. Экологическая - это сфера отношений между людьми по определенному признаку, как они относятся к природным ресурсам. Сегодня очень важными задачами являются экологические проблемы.

Духовная сфера общества

Ценностный мир современных людей достаточно многообразен. Помимо ценностей обыденной жизни, имеются и более высокие, связанные с пониманием норм нравственности, идеалов устройства общества, смысла бытия. Духовная сфера определяет идеалы, важные для выстраивания системы ценностей членов общества.

Каждый человек самых первых дней жизни уже попадает в определенную среду. Утверждать, что цивилизованное общество совершенно бездуховно, нельзя. Однако складывается так, что в одних социальных слоях люди действительно живут насыщенной духовной жизнью, в отличие от других. Жизнь некоторых людей направлена только на выживание, поэтому на философские размышления у них времени не остается. Впрочем, все это во многом зависит от самого человека.

Духовная сфера в качестве профессионального производства важных ценностей в основном охватывает сферу философского знания, например, религию, этику и искусство. Каждая из них рассматривает идеалы общественного/политического устройства, проблемы общества и отдельного человека в будущем, связи между явлениями, мечтами и действительностью.

Создаваемая в обществе духовная продукция довольно разнообразна. К ней относятся философские системы, литературные утопии, кодексы нравственности (например, 10 заповедей в религии) и многое другое. Будущее не предопределено, а потому можно понять, почему так часто люди рассуждают о завтрашнем дне, об идеалах и духовных ценностях.

Духовная сфера общества живет хоть и невидимой, однако довольно бурной жизнью, которая связана с поиском, разочарованиями и находками. Можно понять озабоченность властей переменами духовной общественной деятельности, так как перевороты в системе ценностей вызывают социальные и политические потрясения, чреватые сменой устройства государства.

Область теоретической деятельности также находится в сложных отношениях с духовной сферой. Особенное место в последней занимают идеология и образование, необходимые для приобщения людей к высшим нравственным и духовным ценностям. Здесь многое зависит от определенной задачи, которую ставят перед ними находящиеся у власти политические силы.

Таким образом, можно сказать, что духовная сфера является системой отношений между членами общества. Она отражает духовно-нравственную жизнь, которая представлена религией, наукой, культурой, искусством, идеологией и моралью.

Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 8 класса.

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • политическое сознание;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное - эстетическое - религиозное - политическое - научное сознание.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, сохранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

  • Культура ;

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

  • Образование ;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

  • Религия ;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

  • Наука ;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.