Такая пошлость: как китч стал явлением массовой культуры. Стиль китч в интерьере — описание и характеристика

Китч (нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Особое распространение получил в различных формах стандартизованного бытового украшения. Как элемент массовой культуры — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

Китч - объединенное название некоторых течений Пост-модернизма, таких как Мемфис, использующих потенциал дурновкусия и прелести сентиментальных поделок массового спроса. Это игра в антидизайн, возникшая как протестное течение в интерьерной моде для тех, кто готов относится к среде своего обитания не слишком серьезно.

Общая характеристика стиля Китч

Определение «китч-интерьер» появилось относительно недавно и означает оно новомодную категорию интерьеров. Основной стилевой идеей китча является насмешка над историей и художественными традициями, вкусами и стилями. Это своего рода нигилизм в архитектуре, отрицающий все ее предыдущие достижения. Когда откровенная безвкусица становится принципом выбора, а бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов интерьера - его основной отличительной чертой. Например, позолоченная лепнина по карнизу, на ярко-синем потолке - крупные блестящие звезды, у стен симметрично стоят кадки с пальмами, а пол выложен керамической плиткой с восточными мотивами.

Для стиля китч типичны присутствие в одном интерьере элементов разных стилей (например, кантри и классики), цветовая дисгармония, многочисленные разномастные аксессуары, увлечение ширпотребом. Обычно интерьер в стиле китч производит вызывающее впечатление - будь то нарочитая тяга к роскоши, к внешней «красивости», или, напротив, отрицание всякой эстетики.

В соответствии с тем, как проявляется данный стиль в интерьере, можно выделить три разновидности китча: псевдо-роскошный китч, китч люмпенов и, наконец, дизайнерский китч.

Псевдо-роскошный стиль китч легко узнать по поддельным предметам роскоши, отделочным материалам, имитирующим натуральные, по общему стремлению придать интерьеру вид класса люкс. Псевдо-роскошный стиль китч возникает чаще из-за непрофессионального подхода к дизайну интерьера. Стремясь самостоятельно спланировать внутреннее пространство своего дома или квартиры, легко увлечься и забыть о соответствии всех предметов интерьера одному стилю. Например, в духе китча будет выглядеть комната, где камин соседствует с люминесцентными светильниками, восточными вазами и тяжелыми бархатными шторами. Желание собрать в одном помещении «всё лучшее сразу» - верный признак того, что в итоге получится интерьер в стиле китч.

Стиль китч в интерьере может быть продиктован не только подражанием «сливкам общества», но и бедностью. Низкий уровень жизни и определенная креативность производят на свет китч люмпенов. В такой интерпретации стиль китч представляют предметы мебели из разных комплектов, голая лампочка под потолком, нарочито изорванные обои или небрежно покрашенные стены. Старые вещи, переделанные на новый лад, дополняют интерьер в стиле китч: бабушкин комод, выкрашенный в радикально яркий цвет, или торшер с проволочным каркасом вместо абажура. Стиль китч люмпенов обращает на себя внимание анти-эстетикой, подчеркнутым пренебрежением к гармонии. Обитатель «бедного» китча - скорее всего, бунтарь по духу и максималист.

Стиль китч можно найти и в работах известных дизайнеров интерьера. В этом случае китч является «искусством ради искусства» - к примеру, интерьер в стиле китч создается для выставки дизайнерских проектов. Китч от именитого дизайнера - как правило, ирония над массовой культурой и неумением отличить красивое от модного. Дизайнерское решение в этом стиле часто базируется на сверх-популярных образах и предметах. Интерьер, украшенный мотивами вроде «Хэлло, Китти» или розовыми сердечками, также подходит под определение стиля китч. Бросовые китайские безделушки, сентиментально-слащавые рюши и фальшивая позолота - беспроигрышные элементы стиля китч. В обработке профессионалов стиль китч становится тонкой насмешкой над самим понятием стиля и провокацией для коллег. Дизайнерские фантазии на тему китча обыгрывают как псевдо-роскошный стиль, так и стиль люмпенов.

История стиля Китч

Китч появляется только тогда, когда традиционные интерьеры надоедают, а новые еще не появились. Исторически это обычно совпадает с какими-то кризисами: социальными или экономическими, когда обстановка становится нестабильной, а общество ждет перемен. В связи с этим, популярность китч-интерьера обычно держится не долго.

Но всегда существует определенное количество людей, в характере которых присутствует некий нигилизм от природы, им нравится ставить окружающих в недоумение, опровергать авторитеты. Такие люди в любую эпоху, мягко говоря, оригинально одеваются и столь же оригинально обставляют свое жилье. Так что китч, как стиль, присутствует постоянно.

Чаще всего, китч появляется на противоположных сторонах общества, его может породить богатство или наоборот нищета. Но, как бы там ни было - это всегда желание обратить на себя внимание, выделиться за счет интерьера.

Стилевой китч, возникающий от неумелого подражательства благородным образцам, уходит своими корнями в далекое прошлое. Это стиль провинциальных дореволюционных гостиниц, стремящихся походить не иначе, как на «Асторию» в Петербурге. И тогда бархат заменяют на плюш, позолоченные багеты - на толстые лепные рамы, покрытые бронзовой краской «под золото», а «картины» заказывают у базарного мастера, с непременным сохранением сюжета. Мраморные барельефы стен и колонн можно нарисовать, чем тратиться на настоящий благородный камень. А вот проделав все это, можно наслаждаться скопированной красотой и кичиться собственным «богатством». Так что русский аналог слова китч существовал давно и, что самое интересное, довольно точно отражал смысл понятия.

В бывшем СССР китчу пришлось пережить нелегкие годы: советские социологи записали его в разряд «буржуазной массовой культуры» и строго корили за безвкусицу и мещанство. Старое поколение помнит нещадную борьбу со слониками на комоде, атаки сатириков на коврики «с лебедями» и гипсовые копилки в виде сидящих кошечек. Между тем китч, несмотря на все нападки со стороны государства, выстоял! Народ послушно выбросил на помойку слоников и лебедей, зато стал массово украшать жилище хрусталем - как настоящим, так и поддельным (в виде знаменитых люстр «Каскад»). А уж ковры - так это был вообще вопрос социального статуса: если у тебя есть ковер (а лучше два-три) - ты уважаемый человек.

В наше время ковры явно потеряли актуальность, однако общая тенденция украшать собственное жилье по принципу «у меня все красиво и богато» сохранилась в лучшем виде.

Особенности стиля Китч

Как правило китч - непрофессиональная подделка, нечто модное, сиюминутное, эффектное, привлекающее внимание, выполнено быстро из подручного материала, некачественно тиражирующее популярные образцы.

Для интерьеров в стиле китч характерны сентиментальность, патетика, крикливость цвета, избыток декора, нарочитый эклектизм, подделки под дорогие материалы.

Этот стиль характеризуется в первую очередь применением в отделке интерьера большого количества недорогих украшений - картинок, игрушек, статуэток и так далее, а также использованием ярких, несовместимых между собой цветов. Впрочем, воплощение этого стиля легко отыскать не только в жилищах олигархов, но и в студенческих общежитиях (в первую очередь это касается комнат романтичных представительниц прекрасного пола, больших поклонниц увешивать стены красочными ковриками, а поверх ковров цеплять поздравительные открытки и потому подобные презенты своих не менее романтичных кавалеров). И, конечно, в квартирах творческих людей, которые считают недопустимым придерживаться любых правил, которые ограничивают их внутреннюю свободу: режиссеров и художников (в первую очередь - модных, то есть гламурных).

При оформлении интерьера в стиле китч в ход идет все подряд: драпировки из подкладочной ткани, хрустальные люстры (теперь из чешского стекла), напольные вазоны с выцветшими на солнце пластмассовыми розами, аркады и античные колонны, подпирающие потолок 2,50, пенопластовая «лепнина» с «позолотой», домашние фонтаны с фигурками гномов, картины в рамах «под бронзу», подоконники «под мрамор», шкафы с резными завитками «под дерево» и прочие атрибуты красивой жизни… Весь этот антураж, по мнению хозяев, призван создавать атмосферу зажиточного дома.

Как правило, излюбленной темой стиля китч являются псевдоисторическая архитектура и интерьеры. Остроконечные башни и башенки загородных коттеджей в обилии «украшающих» такие произведения, узкие готические окна в сочетании с современными жалюзи и рулонными ставнями, и соответствующее внутреннее убранство: огромную «рыцарскую» гостиную украшает электрический камин. Все это типичный китч, но не ироничный, а серьезный. Когда хозяин не то, что не замечает подделок, он уверен, что они производят впечатление подлинников.

Помимо китча, возникающего как подделка под «благородство» на полном серьезе, есть, китч как стиль в искусстве. Его суть в осознанном стремлении к созданию вещей-отрицаний и произведений-насмешек. Это как раз то чувство, которым руководствуются даже известные мэтры-дизайнеры, с юмором создавая иногда шедевры-пародии.

Но бывает и китч-интерьер от бедности, у него другой облик. Он имеет много общего с уличными граффити и мировосприятием акцент. В таких интерьерах основными материалами являются полиэтиленовые занавески, самодельные перегородки, настенная живопись из аэрозольных баллончиков с ярко-кислотными красками и мебель, найденная на свалке. Такой интерьер менее подражателен, чем его богатый родственник, а ирония в нем уступает место агрессии. Жить в таком интерьере можно только с определенным состоянием души, которое не может длиться долго.

Заключение

Итак, стиль китч, как причудливое порождение нашего времени, стал уже частью истории дизайна и вполне самостоятельным незамысловатым стилем.

Сторонники классических стилей часто связывают появление стиля китч с возникновением в обществе понятия нуворишей - людей, которые имеют много денег и не очень хороший вкус (анекдоты о золотых унитазах в особняках состоятельных персон - именно из этой оперы). Те же, которые видят в этом стиле определенную красоту, называют китч антидизайном, призванным бороться с устоявшимися традициями и давать индивидууму свободу быть не таким, как все.

Сознательно стиль китч выбирают экстравагантные личности, любящие шокировать публику и создающие собственный стиль во всем. Стиль китч также придется по нраву многим подросткам, чьи вкусы, чувство стиля и вообще взгляды на жизнь только формируются, - обычно это кратковременное пристрастие.

Стиль китч - самый спорный и неоднозначно воспринимаемый стиль в дизайне интерьера.

Эра научного и технического прогресса принесла немало разочарований в сфере искусства и культуры. Одним из них стала стандартизация стиля, получившая ругательное определение «китч». Плевки и насмешки критиков не спасли культуру от упадка и даже поспособствовали развитию наиболее претенциозной разновидности китча.

История возникновения

Китч (кич) – явление, зародившееся в XIX веке в ответ на культурный голод мелкой буржуазии, освоившей городскую жизнь, но не имевшей потребности в освоении городской культуры. Слово «Kitch» пришло из Германии, дословно обозначает дешевку или безвкусицу. Столь ироничное определение получило искусство, приобретшее массовый характер и утерявшее истинное значение для образованной ячейки общества. Индустриальная революция создала повсеместно всеобщую грамотность, понизив навыки чтения и письма до категории обыденных знаний. Интеллигенция, ранее единственно влиявшая на культурное становление, была разбавлена рабочим народом, не проявлявшим эстетической нужды в подлинном искусстве.

Китч – образчик массовой культуры, подкупивший своей доступностью широким массам. Он – рационализированный вирус, незатейливо внедрившийся в города, сёла и глубоко этнические колонии.

Клемент Гринберг, известный критик XX века, назвал китч вторым культурным феноменом, возникшим на Западе одновременно с ). Коммерциализация искусства стала больной темой многих рецензентов и эстетов. Даже и своеобразный аналог кича в Англии, не породил такой волны негодования и недовольства.

Территория объединенных Республик была одновременно охвачена революцией индустриальной и революциями народными. Смена строя и власти, смена господствующей элиты и критериев элитарности послужили прямыми предпосылками появления китча. Рабочий класс, двигатель прогресса, не имел времени и особого желания приобщаться к прекрасному, не имеющему общего с ранее окружавшей его культурой.

Китч – объект низкопробного производства, штампуется по образцу, знаменует торжество социального статуса над потребностью в эстетическом наслаждении.

Смысл, тщательно закладываемый художниками и архитекторами в объекты искусства, был заменен на простоту и незамысловатость. Ощущение причастности к нематериальным ценностям в достаточной мере удовлетворялось тиражируемыми образчиками, более близкими сердцу народа.

Современное направление

Китч повсюду. Для него действует принцип «спрос порождает предложение». Всё, что мы видим в окружающем нас интерьере – его прямое проявление в повседневной жизни. Кич – стиль современности. Все иные стили, особенно если учесть традиционные, такие, как или , – пережиток прошлого, воссоздаваемый дизайнерами и архитекторами в качестве модного веяния либо эстетической тоски.

Намеренный «утрированный» китч появился относительно недавно. Эта новомодная категория подразумевает нарочитую безвкусицу, избыточную яркость красок, совмещение несочетаемых предметов интерьера.

Впечатление от такого интерьера всегда вызывающее, в независимости от цели, преследуемой декоратором.

Бесчисленное множество путей, которыми стиль прошел с XIX века до наших дней, породило разнообразие, позволяющее ныне разделить китч на три категории:

  • Псевдо-роскошный стиль . Краткое описание – всё, сразу и побольше. Интерьер характеризуется наличием огромного количества предметов роскоши, относящихся к разным эпохам. Тяжелые вычурные кресла соседствуют с китайскими столиками, авангардная люстра освещает массивные ковры и бархатные шторы.
  • Китч люмпенов . Основная идея – подражание бедности. Стены небрежно окрашены или оклеены, лампочки не имеют плафонов. Мебель, потертая и нарочно безвкусная, собирается из разных комплектов. Все материалы дешевые или имитируют таковые.
  • Дизайнерский . Главный посыл – ирония. Именитые творцы искусства не гнушаются иметь в своём портфолио пару претензионных работ. Делается акцент на переизбытке популярных предметов масскультуры, штампованных «сувениров» из якобы далёких стран. Могут обыгрываться одновременно или по отдельности две предыдущих категории китча.

Архитектура

Акцентированный нигилизм коснулся зодчества как дань моде. Наружная отделка походит на случайное временное смешение в пределах одного дома. Постройка в стиле или неожиданно дополняется элементами . Яркие металлические арки граничат с лепнинами и колоннами, классические арочные окна красуются на асимметричных этажных блоках.

Изюминка стиля в градостроительстве – строения в форме съедобных продуктов и предметов быта. Огромные чайники, ананасы, корзинки для пикника и пирожные привлекают своей неординарностью.

Цель строительства – привлечение внимания, ничего более.


Интерьер

Внутренняя отделка домов и квартир ассоциируется с супом, приготовленным маленьким ребёнком. Все ингредиенты выбираются по принципу яркости, перемешиваются без соблюдения технологии и зачастую несъедобны.

Особенности стиля

  1. Подделка. Имитируется всё – дорогие материалы, картины, статуэтки. Нарочито используются изделия с браком, подчеркивающие отсутствие эстетической составляющей.
  2. Переизбыток декора. Каждый квадратный сантиметр украшается ковриками, картинками, открытками. На каждом столе – набор разномастных бессмысленных фигурок.
  3. Эклектизм. Элементы разных стилей, противоположных по духу и значимости, преднамеренно перемешиваются в хаотическом порядке. Англичане викторианской эпохи считали чувством вкуса, современники китча намеренно создают беспорядок во имя безвкусицы.

Цветовая гамма

Цветовая гамма умышленно беспорядочна. В интерьере одной комнаты соседствуют красные, фиолетовые, желтые тона самых невероятных оттенков с пасторальными нежными мотивами.

Яркость – конёк китча, сочетание несочетаемых цветов – догма, которой обязательно следует придерживаться.

Материалы

Вместо дерева ДСП и ДВП, вместо бархата и кожи – текстиль и кожзам. Материалы столь же разнообразны, сколь искусственны. Железо обивается велюром, пластиковые стулья утопают в махровых коврах. В интерьер вкладываются все известные человечеству искусственно созданные материалы, их форма и количество зависят только от фантазии автора.

Полы и стены

Пол может вообще не иметь покрытия. Это достояние люмпенского китча приходится по вкусу многим дизайнерам. В остальных случаях напольным покрытием может служить линолеум, плитка, ламинат, ковролин. Дерево окрашивается дешевыми яркими красками либо ошкуривается до крайне состаренного вида. Оттенки и узор абсолютно произвольны.

В отличии от каждая стена выполнена в своем особенном стиле. Имеют место тканевые обои, обивочные панели, гладкое узорчатое ковровое покрытие. Поверх неоштукатуренной кладки наносятся мультяшные изображения и портреты популярных западных звёзд. Однотонность – редкое исключение.

Окна и двери

Оконные проемы создаются по принципу «и так сойдёт». Форма проемов ломаная, неправильная. Хорошее решение – окна, выполненные в одном из помпезных стилей прошлых веков. Интерьер такого дома, напротив, авангардно кричащий, выделяющий нелепость архаичных элементов.

Оформление дверных проемов в таком же роде сумбурно. Двери простые и дешевые, разрисованы граффити или трафаретными портретами.

Декор и аксессуары

Картины на стенах – репродукции из-под кисти современных авторов, пасторальные картинки с невинными девами, рисунки из комиксов и мультиков. Намёк на присутствие работ времен да Винчи или Пикассо недопустим, он испортит эффект отрицания стиля.

Аксессуары на самые разномастные. Тканевые шкатулочки, пластиковые цветы, выцветшие вазы и китайские «хотэи» уживаются в пределах одной полки. Прослеживается эффект жадности, с которой деревенский житель, не знакомый с культурами других стран, нагребает первые попавшиеся сувениры.

Не менее интересно декоративное наполнение в стиле «влюбленной дурнушки». Повсюду стоят, висят и лежат наивные романтичные открытки, комната заполнена розочками, сердечками и изображениями влюблённых пар. Рядом с игривым торшером лежит пара томиков бульварного романа.

Многогранность стиля китч

Выводы

Китч – наиболее противоречивый стиль из всех известных. Враз актуальный и убогий, нарочно или случайно выпячивающий недостаток вкуса, он сопровождает современного человека повсюду. От китча стало невозможным избавиться со времени повсеместного наступления технического прогресса. Эта культура, этот стиль жизни – данность, которую следует воспринимать благоразумно.

Яркими образами пестрят и другие стили интерьера, хоть и не столь вызывающие критику у публики. К таким стилям можно отнести , который славится своей абсурдностью форм, и , совмещающий в себе броские цвета с холодной сталью и натуральными материалами.

Стиль китч в интерьере позволяет выразить свою индивидуальность, а также окружить себя дорогими сердцу вещицами, которые никак не сочетаются друг с другом.

Он представляет собой пародию на роскошь и обеспеченную жизнь. При этом приветствуется оформление поддельными атрибутами красивой жизни. Интерьер комнаты может состоять из нескольких стилей, которые не имеют ничего общего. В обустройстве помещения используются .

Стиль китч появился в 50- е годы прошлого столетия. Слово китч произошло от немецкого слова «kitsch» и обозначает безвкусицу и дешевую вещь. Данное направление является сочетанием постмодернизма и эклектики. Все элементы интерьера диссонируют друг с другом и характеризуются крикливостью форм и ярких расцветок.

Китч возник на почве неумелого подражания изысканным образцам искусства в оформлении: позолота заменятся на гипсовую лепнину, а дорогой бархат на плюш.

Изначально стиль формировался неосознанно . Провинциальные гостиницы в стремлении походить на шикарные отели использовали броское и недорогое оформление. Во времена Советского союза показная роскошь квартиры была обусловлена стремлением подтвердить свой статус.

Китч бывает двух видов: спонтанный и осознанный. Осознанный вариант выбирают неординарные личности, которые желают подчеркнуть нестандартность мышления. Спонтанный китч люди выбирают неосознанно, когда стремятся показать всем свой уровень благосостояния.

Характерные черты

Интерьер в стиле китч можно вылепить из любых материалов. Обстановка дополняется не изделиями ручной работы, а обычными безделушками, не имеющими художественной ценности. При этом отсутствует концепция сочетания цветов.

  1. Дисгармония подобранных элементов декора: от классического стиля до ультрамодного искусства.
  2. Применяются яркие и ядовитые оттенки: фиолетовый, золотой, малиновый.
  3. Разнообразие материалов с самой разной фактурой: позолота, дерево, гипс, бархатные ткани.
  4. Переизбыток декора: статуэтки, лепнина, рюши и банты.
  5. Подручные предметы массового производства, которые используются для облицовки стен: страницы глянцевых журналов, постеры или виниловые пластинки в интерьере.

Дизайнеры применяют нестандартные решения для оформления комнаты в этом стиле. Используются обои с блестками или рисунками. Особенностью интерьера считается наличие объемных зеркал. Их рекомендуется использовать в просторных помещениях.

Разновидности стиля

  1. Стиль люмпенов был порожден бедностью. Особенностями являются создание контрастов кислотных оттенков, дешевых элементов декора в сочетании с золоченными колонами из пластика.
  2. Псевдо-роскошный стиль часто можно увидеть в интерьерах богатых домов. Это смешение золотой лепнины, меха, золотой лепнины и огромных греческих колон.
  3. Дизайнерский китч представляет собой пародию на роскошь и показное богатство. Это осмысленный и продуманный интерьер. Дизайнеры грамотно подбирают аксессуары, .

Дизайнерский китч можно создать в любой квартире или доме. При этом предметы интерьера не утрачивают функциональность.

В подобной обстановке уживаются предметы мебели разных эпох и стилей – этнические аксессуары, восточные ковры, классический журнальный столик и зеркало в стиле барокко.

Оформление интерьера сопровождается многочисленными нюансами.

  1. Для освещения используется несколько источников. Подходят бра и люстры в классическом стиле. Дополнят интерьер свечи в канделябрах.
  2. В данном стиле нет несочетаемых цветов. Используются нестандартные цветовые решения: кислотные оттенки и контрастные цвета.
  3. В качестве отделки для стен применяется окрашивание аэрозолями кислотной палитры. Пользуются популярностью обои с экзотическим орнаментом.
  4. Для напольного покрытия используется керамическая плитка в восточном стиле или паркет.
  5. Потолки отделываются в тон со стенами.
  6. Интерьер обставляется различными аксессуарами. Это фарфоровые вещи, хрусталь, оригинальные фигурки из разноцветного стекла, а также этнические статуэтки. Подобные .
  7. Старинные картины располагаются по соседству с постерами или граффити.
  8. В интерьере применяется разномастная мебель: от древнего бабушкиного буфета до металлизированной барной стойки или дивана в восточном стиле.

В обустройстве помещения активно применяются псевдоматериалы. При этом пластик имитирует дерево или металл. Настоящее дерево покрывается позолотой.

Металлические конструкции маскируются под текстиль или пластик. Присутствует обилие предметов роскоши и даже антикварных вещей.

Подобные эксперименты понравятся неординарным и смелым личностям. Грамотно оформленный интерьер в стиле китч создаст положительные эмоции и внесет оживление в обычную жизнь.

Китч, он же «кич». Многие не раз слышали это определение, которое в основном применимо к стилю интерьера или предметам мебели. Предлагаю разобраться в том, что скрывается за китчем, как его отличать и как использовать, и чем простая халтура отличается от распространенного стиля в дизайне.

В наше время китч можно встретить где угодно: на сцене, подиуме, в фильмах и даже на улицах города. Вспомните Леди Гагу и ее стиль. Гламур, блёстки, бьющая в глаза несочетаемость цветов и предметов, кричащие, аляповатые наряды, и даже макияж - ничто иное как китч. Высокая мода также не брезгует обращаться к безвкусице. Например, Джон Гальяно в своих показах использует китч, демонстрируя высший пилотаж применения вульгарности в моде.

    От массовой безвкусицы к модному течению

    Принято считать, что слово произошло от немецкого «kitsch», что означает пошлость, безвкусица, халтура. Соответственно, вульгарные и нефункциональные предметы массовой культуры, которые имели статусное значение и производились серийно, можно относить к китчу. Но в тоже время они являются привлекательными образцами дизайна и вызывают восхищение у большого количества людей.

    Самое широкое распространение китч получил в 1950-х годах. Тогда начали выпускать «бросовые» изделия из пластика, копирующие образцы «высокого» дизайна, недоступные среднему потребителю. Кроме всего прочего, популярность китча можно было объяснить отсутствием у некоторых людей собственного вкуса. За китчем легко скрыть неразвитое эстетическое чувство, наполняя дом вещами, каждая из которых пестрит и назойливо требует внимания.

    • Китч как явление противопоставляется высокому, аристократическому, дорогому искусству. В книге Клемента Гринберга «Авангард и китч» это понятие очень расширилось и стало включать в себя рекламу, «дешёвую» литературу, музыку, фильмы. Он писал: «…одновременно с появлением авангарда на индустриальном Западе возник и второй культурный феномен, тот самый, которому немцы дали замечательное название "китч": рассчитанные на массы коммерческие искусство и литература, с присущими им колористикой, журнальными обложками, иллюстрациями, рекламой, чтивом, комиксами, поп-музыкой, танцами под звукозапись, голливудскими фильмами и т.д. и т.п.».

      Вместе с развитием постмодернизма китч приобретает вид творческого течения. Его возвышают за его открытость, и он находит поле для реализации в рамках авангарда. Предметы китча стали использоваться в интерьерах для придания особого эффекта именно благодаря их дурному вкусу. Эпатаж, мнимая роскошь и отрицание авторитетов - вот главные козыри китча.

      Особенности стиля

      1. Отстранение, оторванность объектов от их естественного окружения.

      2. Вульгарность. Напыщенность. Банальность. Фальшивость. Если, взглянув на предмет, вам хочется выразиться такими словами, то, скорее всего, перед вами китч.

      3. Грубое и преднамеренное смешение разных стилей.

      4. Кричащее смешение цветов.

      5. Переизбыток декора.

      5. Зачастую подделка или простое подражание предметам искусства.

      Предметы не рождаются «китчевыми», а становятся

      Многие предметы в процессе эволюции культуры и общества стали китчем. Примером может послужить пресс для цитрусовых Juicy Salif от Филипа Старка. Созданный в 1990 году, он успел стать классикой дизайна. Алюминиевая тренога так быстро набрала популярность, что встречалась в каждом модном заведении и каждой статье о стиле интерьера. Но мало кто действительно пользовался ей по назначению, а если и пользовался, то не больше двух раз. Будучи непрактичным предметом, Juicy Salif стал просто украшением кухонной столешницы и приобрел статус китча.

      Инструмент коммерции

      Сегодня китч стал хорошим коммерческим инструментом в медиа-среде, искусстве и дизайне, превратившись в оригинальное явление и привлекая к себе всеобщее внимание. То есть, он не копирует образцы прошлых лет и не опошляет их, а создает нечто новое.

      Китч - это ирония над самим собой и яркий образец того, как явление массового распространения дешевых копий стало образцом искусного дизайна, подчеркивая статусность самих потребителей.

      А чтобы вы могли лучше отличить китч среди другого дизайна, вот вам несколько примеров его проявления в разных сферах:

Китч появился в конце 19 века как первый предвестник зарождающейся массовой культуры, которая стремительно развилась в 20 веке с появлением технологий и усовершенствованием средств связи. Причём китч обозначал самую негативную сторону понятия популярной культуры, какую только можно представить.

Китч - торжество безвкусия

По сути китчем, а с немецкого это буквально значит «халтура», «дешёвка», «подделка», стали называть вещи, которые призваны имитировать предметы старины и роскоши в домах обывателей - сначала богатых, а потом и всех остальных. И всё бы ничего, но с возникновением невинной казалось бы идеи нести культуру в каждый дом, пусть и в таком упрощённом и удешевлённом варианте, предметы, символизирующие искусство, стали непотребно низкого качества, а люди, скупавшие их, совершенно не имели понятия о том, как совместить явные подделки в пространстве собственного дома. Со временем, конечный продукт стал настолько низкого качества, а популярность этих вещей настолько массовой, что родилось и понятие для обозначения стиля жизни с претензией на культуру и даже роскошь в квартире, наполненной ненужным хламом, который к тому же никоим образом не сочетается между собой.

Без преувеличения можно констатировать, что слово «китч» до определённого момента было оскорбительным и почти ругательным, произносилось в кулуарах и полушёпотом теми, кто понимал толк в искусстве, в отношении тех, кто покупал и использовал всё, что продавалось, не разобравшись. Такое положение вещей сохранялось ровно до тех пор, пока соединение несоединимого стало тенденцией и сознательным выбором, как правило, творческих и неординарных личностей, которые хотели и могли себе позволить приглашать гостей в дом, где стены выложены кирпичом, репродукции картин Рафаэля и работ Энди Уорхола висят вместе, как будто так и надо, а кислотный диван и старинный комод с зеркалом производства начала прошлого века находятся в полуметре друг от друга.

Китч всегда можно отличить именно по непонятному, безо всяких закономерностей и конечной цели, миксу того, что абсолютно точно не должно находиться рядом. Так, если приветствует пластик и исключает хэнд-мейд, бохо весь соткан из натуральных материалов и не приемлет современность в каком бы то ни было виде, шебби-шик состоит из состаренных вещей пастельных тонов и яркие цвета полностью разрушат его идею и шарм, то китч - это розовая подушка с ручной вышивкой на зелёном пластиковом кресле под полотном художника эпохи Возрождения, висящем на бревенчатой стене.

Исходя из этого, не трудно догадаться, что китч не имеет правил. Он не диктует ни вариантов отделки, ни форм и материалов для мебели, ни цветовой гаммы. Торжество безвкусия - единственный и определяющий концепт для его обозначения. Другое дело, что перестав быть нонсесом, он стал мэйн-стримом, поэтому даже в китче выделяется несколько направлений и тенденций развития как и у любого течения в искусстве и дизайне.

Интерьер, организованный в стиле китч

Как распознать китч

В первую очередь, обнаруживая предметы из разных эпох и стилей в одном пространстве, нужно помнить о том, что ненастоящая роскошь, завёрнутая в копеечную пластиковую упаковку, может служить как признаком эксцентричной личности, намеренно желающей шокировать окружающих, так и особенностью дома, в котором живут просто-напросто бедные люди . Кроме того, к сожалению, бывают и персоны, которые имея немалые доходы, даже не подозревают, что их дом знакомый искусствовед обозначает не иначе как «китч» в разговорах с друзьями.

Мотивы и причины, из-за которых квартира становится ярмаркой безвкусицы могут быть разными, но от этого китч не перестаёт быть таковым.

Итак, в настоящий момент китч разделяют на три категории:

  • псевдо-роскошный;
  • китч люмпенов;
  • дизайнерский китч.

Первая разновидность - псевдо-роскошный китч - как правило, прерогатива нуворишей. Им не хватает образованности и вкуса, но у них достаточно средств и самомнения, чтобы пытаться воссоздать в своём доме по истине богатую обстановку. Покупая старинные вещи, они то и дело натыкаются на подделку, которая в подачи недобросовестного продавца поселяется в их гостиной. Не разбираясь в эпохах и стилях, а также не имея понятия о сочетаемости цветов, фактур и форм, они устраивают из своего дома странную смесь, которую специалист или хоть сколько-нибудь смыслящий в красоте человек тут же окрестит «китчем», вводя в ступор недоумевающего хозяина.

Китч люмпенов может быть как появившийся непроизвольно, просто в силу бедности, так и благодаря тому, что хозяин не желает тратиться на предметы мебели и декора и тащит в дом всё, что попадёт под руку. Если вещи при этом сколько-нибудь логично организуют пространство, неплохо выглядят и совершенно точно пришли из разных стилей и периодов истории и искусства, то такое место по праву может быть названо организованным в стиле «китч». В такой ситуации подделка и безвкусица не выглядит глупой, а напротив свидетельствует о своеобразной позиции и выборе хозяина дома.

Дизайнерский китч обычно возникает по особым случаям с целью высмеять предметы массового потребления, считающиеся красивыми, или для того, чтобы указать на явную безвкусицу того или иного популярного явления или продукта. Китч в среде профессионалов - это всегда провокация и проверка, ведь не всегда понятно, ошибся автор или смеётся, считает ли он интерьер красивым или ждёт, когда кто-то всё-таки скажет: «Это же китч!».

Понять, что перед вами китч, поможет несколько признаков, а вот определить мотивы организации пространства именно таким образом - бедность или умопомрачительное богатство, сознательный выбор или необразованность - только личное знакомство с автором.

Итак, китч предполагает следующее:

  • Дисгармония во всём: в цвете, в формах, в материалах.

Например, использование матовых цветов вместе с кислотными, традиционную мебель вместе с футуристической, дерево наряду с глянцевым пластиком.

  • Узнаваемые признаки разных интерьерных стилей , штампы и символы, благодаря которым обыватель без специального образования отличает от викторианского стиля, а от кантри.
  • Претензия на зажиточность , а точнее выставленные напоказ вещи разного возраста от очень старых до новых, привезённые из разных стран, купленные в узнаваемых торговых точках и т. д.
  • Псевдоисторические элементы интерьера типа колонн и лепнины, позолоты и якобы дорогой резной мебели (причём рядом может лежать надувной диван или мягкое кресло-груша).
  • Имитация всего, что можно имитировать - ламинат, изображающий только цвет дерева, даже не его фактуру, стеклянная , имитирующая хрусталь, «кожаный» диван, покрытый дермантином и т. д.

Определяя вслух китч как в квартире, где вы оказались впервые, будьте предельно осторожны, ведь неизвестно, станет ли это комплиментом хозяину или по истине оскорбит его. Китч, пожалуй, самый неоднозначный из всех представленных ныне стилей, в которых можно организовать пространство своей квартиры. Именно такая спорная красота и привлекает художников, выбирающих китч для обустройства жилища, она же вызывает насмешку над теми, кто не понимает, что его квартира представляет собой ни что иное как китч.

Китч в гостиной современной квартиры