Какие советские ВУЗы давали самое лучшее образование. Политехнические институты

*Чугунов Т.К. Высшее образование в СССР. Мюнхен: Издательство ЦОПЭ, 1961. С. 11.

ОБ ИСТОРИИ УНИВЕРСИТЕТОВ. Оказалось, что статистику, описывающую процессы открытия университетов в СССР, не так-то просто найти. Вернее, можно найти, но нечто дикое, как вот здесь.

К вечеру, умаявшись, я стал гуглить по словосочетанию "университет был основан в 19XX", подставляя каждый раз новый год. Результаты, на мой взгляд, довольно показательные. Вузы из представленного ниже списка были, в абсолютном большинстве своем, конечно, не "основаны", но "преобразованы из педагогического института", который существовал в городе с двадцатых-тридцатых годов. Очень мешали поиску "университеты", открытые в девяностых на базе советских политехнических институтов. Приходилось идти разбираться, и выяснялось, что, конечно, в советские времена этот университет был обязательно институтом. Естественно, что это были очень жестко разводимые термины - "университет" в советской номенклатуре никогда не смешивался с "институтом", но определения эти еще надо искать. Причем университеты были "государственные", иных быть не могло. Итак, "университет был основан в..."

Университеты Российской империи.

Москва и Санкт-Петербург.
Дерптский (1802), Виленский (1803), Казанский (1804), Харьковский (1804), Киевский (1834), Новороссийский (Одесса, 1865), Томский (1888), Саратовский (1909), Донской (Ростовский, 1915), Пермский и Нижегородский (или 1918?) университеты (1916).

Львовский университет (1661).
Черновицкий университет (1885).

Университеты СССР.

Тбилисский, Днепропетровский, Воронежский, Крымский (Таврический), Самарский, Иркутский (Восточно-Сибирский), Ташкентский (Туркестанский) университеты были основаны в 1918 г.
Ереванский, Бакинский, Латвийский университеты были основаны в 1919 г.
Уральский (Свердловск) университет был основан в 1920 г. Потом расформирован, в 1931 г. восстановлен.
Белорусский университет был основан в 1921 г.
Литовский (Каунас) университет открыт в 1922 г.
1923-1933, 1935-1939 – университеты не открывались?, зато во множестве открывались педагогические институты, ставшие основой третьей (1960-70-е) и четвертой (1990-е) волны университетов.
Узбекский университет (Самарканд) был основан в 1933 г.
Казахский (Алма-Ата) университет был основан в 1934 г.
Петрозаводский (Карело-Финский) государственный университет был основан в 1940 г.
В 1941-1944 гг. была война.
Ужгородский университет был основан в 1945 г.
Кишиневский университет был основан в 1946 г.
1947-56 – не было основано университетов?
Таджикский университет был основан в 1947 г.
Туркменский университет (Ашхабад) был основан в 1950 г.
Киргизский университет был основан в 1951 г.
Якутский государственный университет был образован в 1956 г. Дальневосточный (Владивосток, восст. 1920) - 1956 г.
Башкирский, Мордовский, Кабардино-Балкарский и Дагестанский университеты были основаны в 1957 г.
В 1958 г. не было основано университетов?
Новосибирский университет был основан в 1959 г.
В 1960-64 гг. университетов не открывали?
Донецкий университет был основан в 1965 г.
В 1966 г. университетов не открывали?
Калининградский, Cеверо-Осетинский (Владикавказ) и Чувашский (Чебоксары) университеты основаны в 1967 г.
Полоцкий университет был основан в 1968 г.
Cамарский, Гомельский и Красноярский университеты были основаны в 1969 г.
Калмыцкий (Элиста) университет, Ярославский и Краснодарский (Кубанский) университет основаны в 1970 г.
Тверской (Калининский) и Удмуртский (Ижевский) университеты были основаны в 1971 г.
Симферопольский, Сыктывкарский, Марийский, Чечено-Ингушский и Карагандинский университеты основаны в 1972 г.
Ивановский, Тюменский, Кемеровский и Алтайский университеты основаны в 1973 г.
Омский университет основан в 1974 г.
1975 – нет университетов?
Челябинский и Нукусский (Каракалпакский) университеты основаны в 1976 г.
1977 – нет университетов?
Гродненский государственный университет был основан в 1978 г.
Абхазский государственный университет (Сухуми) был основан в 1979 г.
Волгоградский университет был основан в 1980 г.
1980-89 – нет университетов?
1990 – Гуманитарный университет (Екатеринбург, негосударственный)
В 1990 г. в СССР был 71 государственный университет. В них обучалось 658 000 студентов («Народное хозяйство СССР за 1990 г.» стр. 221).
1991 г. – РГГУ etc.

1. Военные академии и университеты Вооруженных Сил СССР и России

Год Дислокация Ордена, в скобках - год награждения
Военная академия Генерального штаба им. Маршала Советского Союза К.Е. Ворошилова (лишена имени Ворошилова) 1936 Москва Ленина (1968), Суворова (1945)
Военная академия им. М.В. Фрунзе (Общевойсковая академия) 1918 Москва Ленина (1934), Октябрьской Революции (1978), Красного Знамени (1922), Суворова (1945)
Военная академия бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского (Военный университет) 1932 Москва Ленина (1941), Октябрьской Революции (1980), Красного Знамени (1965)
Военная академия ПВО (воздушно-космической обороны) им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова 1956 Калинин Красного Знамени (1981)
Военная академия войсковой ПВО им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского* 1977 Киев
Военная академия связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного 1921 Ленинград
Военная академия тыла и транспорта (присвоено имя генерала армии А.В. Хрулева) 1918 Ленинград Ленина (1968)
Военная академия химической защиты (радиационной, химической и биологической защиты) им. Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко 1932 Москва Октябрьской Революции (1982), Красного Знамени (1968)
Военная артиллерийская академия им. М.И. Калинина (Михайловская военная артиллерийская академия) 1953 Ленинград Ленина, Красного Знамени (награды Ленинградского артиллерийского училища)
Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина 1940 Монино Красного Знамени (1945), Кутузова (1968)
Военно-воздушная инженерная академия им. Н.Е. Жуковского 1922 Москва Ленина (1933), Октябрьской Революции (1970), Красного Знамени (1945)
Военно-инженерная академия им. В.В. Куйбышева (лишена имени) 1932 Москва Ленина (1968), Красного Знамени (1944)
Военно-инженерная академия артиллерии им. Ф.Э. Дзержинского (Военный инженерно-технический университет) 1919 Ленинград Ленина (1938), Октябрьской Революции (1970), Суворова (1945)
Военно-инженерная радиотехническая академия ПВО им. Маршала Советского Союза Л.А. Говорова* 1946 Харьков Октябрьской Революции (1978), Отечественной войны (1945)
Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова 1918 Ленинград Ленина (1954), Красного Знамени (1968)
Военно-морская академия им. Маршала Советского Союза А.А. Гречко (Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова) 1919 Ленинград Ленина (1944), Октябрьской Революции (1977), Ушакова (1968)
Военно-политическая академия им. В.И. Ленина (Военная академия Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого) 1925 Москва Ленина (1934), Октябрьской Революции (1969), Красного Знамени (1944)
Военная академия Советской Армии* 1948 Москва

2. Военные академии и университеты Вооруженных Сил России, созданные после распада СССР

Наименование учебного заведения, в скобках - награды Дислокация Создана на базе
Военная академия войсковой ПВО Смоленск Смоленского высшего зенитно-ракетного командного училища
Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (Красного Знамени) Санкт-Петербург Военно-инженерного института им. А.Ф. Можайского
Военно-дипломатическая академия (Красного Знамени) Москва Военная академия Советской Армии и Военного института
Военный финансово-экономический университет Москва

3. Училища и иные учебные заведения видов и родов войск Вооруженных Сил СССР и России

Наименование учебного заведения, в скобках - изменения Дислокация
Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза И.С. Конева* Алма-Ата
Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков ПВО им. Главного маршала авиации П. С. Кутахова* Армавир Красного Знамени
Ачинское военное авиационно-техническое училище им. 60-летия ВЛКСМ* Ачинск
Бакинское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета Азербайджанской ССР* Баку
Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков им. Главного маршала авиации А.А. Новикова* Балашов
Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков им. Главного маршала авиации К.А. Вершинина* Барнаул
Благовещенское высшее танковое командное училище им. Маршала Советского Союза К.А. Мерецкова* Благовещенск Красного Знамени
Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П. Чкалова* Борисоглебск Ленина, Красного Знамени
Васильковское военное авиационно-техническое училище им. 50-летия Ленинского комсомола Украины* Васильков
Вильнюсское высшее военное командное училище радиоэлектроники войск ПВО (Военный институт радиоэлектроники) Вильнюс - Воронеж
Военно-инженерный институт им. А.Ф. Можайского (см. Военно-космическая академия) Ленинград Красного Знамени
Военный институт (см. Военно-дипломатическая академия) Москва Красного Знамени
Военный институт физической культуры Ленинград Красного Знамени (2)
Волжское высшее военное командное строительное училище* Дубна
Вольское высшее военное училище тыла им. Ленинского Комсомола (лишено имени) Вольск Красной Звезды
Воронежское высшее военное авиационное инженерное училище (институт) Воронеж
Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники Воронеж
Ворошиловградское высшее военное авиационное училище штурманов им. Пролетариата Донбасса* Ворошиловград
Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе (Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт) Ленинград Ленина, Красного Знамени, Ушакова
Высшее военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского (Военно-морской инженерный институт) Ленинград Ленина
Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского комсомола* Ленинград
Высшее военно-морское училище (военно-морской институт) радиоэлектроники им. А.С. Попова Ленинград Красной Звезды
Горьковское (Нижегородское) высшее зенитное ракетное командное училище (институт) войск ПВО Горький
Горьковское высшее военное училище тыла им. И.Х. Баграмяна* Горький
Горьковское высшее военное строительное командное училище * Горький
Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского Благовещенск
Даугавпилсское высшее авиационное инженерное училище ПВО им. Яна Фабрициуса* Даугавпилс
Днепропетровское высшее зенитно-ракетное командное училище войск ПВО* Днепропетровск
Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи* Донецк
Ейское высшее военное авиационное училище (институт) им. дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова Ейск Ленина
Житомирское высшее военное командное училище радиоэлектроники ПВО им. Ленинского Комсомола* (Житомирский военный институт радиоэлектроники им. С.П. Королева) Житомир
Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (институт) им. 50-летия ВЛКСМ (лишено имени) Иркутск Красной Звезды
Казанское высшее военно-инженерное училище * Казань
Казанское высшее командно-инженерное училище Ракетных войск (артиллерийское командное училище - институт) им. маршала артиллерии М.Н.Чистякова Казань Красного Знамени
Казанское высшее танковое командное училище им. Президиума Верховного Совета Татарской АССР (Казанское высшее военное командное училище - институт) Казань Красного Знамени
Калининградское высшее военно-морское училище (Балтийский военно-морской институт им. адмирала Ф.Ф. Ушакова) Калининград
Калининградское высшее инженерное училище инженерных войск им. А.А. Жданова* Калининград Ленина, Красного Знамени
Каменец-Подольское высшее военно-инженерное командное училище им. Маршала инженерных войск В.К. Харченко* (Военно-инженерный институт Подольского государственного аграрно-технического университета) Каменец-Подольск
Камышинское высшее военное строительное командное училище* Камышин
Каспийское высшее военное авиационное училище летчиков* Волгоград
Каспийское высшее военно-морское училище им. С.М. Кирова* Баку Красного Знамени
Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова* Волгоград Ленина, Красного Знамени
Кемеровское высшее военное командное училище связи (институт) им. маршала войск связи И.Т. Пересыпкина Кемерово
Киевское высшее военное авиационное инженерное училище* Киев
Киевское высшее зенитно-ракетное инженерное училище ПВО им. С.М. Кирова* Киев Ленина, Красного Знамени
Киевское высшее инженерное радиотехническое училище войск ПВО им. Маршала авиации А.И. Покрышкина* Киев
Киевское высшее военное инженерное училище связи им. М.И. Калинина* (военный институт управления и связи) Киев Красного Знамени (2)
Киевское высшее общевойсковое командное училище им. М.В. Фрунзе* Киев Красного Знамени (2)
Киевское высшее военно-морское политическое училище* Киев
Киевское высшее танковое инженерное училище им. Маршала Советского Союза И.И. Якубовского* (Киевский военный институт руководящего инженерного состава) Киев Красной Звезды
Коломенское высшее артиллерийское командное училище (институт) им. Октябрьской Революции (лишено имени) Коломна Ленина, Красного Знамени
Костромское высшее военное командное училище (институт) химической защиты (радиационной, химической и биологической защиты) Кострома
Краснодарское объединенное военное летно-техническое училище (институт им. Героя Советского Союза А.К. Серова) Краснодар
Краснодарское высшее военное училище (институт) специальной связи (исключено) им. С.М. Штеменко Краснодар Октябрьской Революции
Краснодарское высшее военное командно-инженерное училище Ракетных войск (см. им. С.М. Штеменко) Краснодар
Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники войск ПВО* Красноярск
Курганское высшее военно-политическое авиационное училище* Курган
Ленинградское высшее артиллерийское командное училище им. Красного Октября* Ленинград Ленина, Красного Знамени
Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище им. В.И. Ленина* Ленинград
Ленинградское высшее военно-политическое училище ПВО* им. Ю.В. Андропова Ленинград
Ленинградское высшее военно-топографическое училище (Санкт-Петербургский военный топографический институт им. генерала армии А.И. Антонова) Ленинград
Ленинградское высшее зенитно-ракетное командное училище им. 60-летия Великого Октября* Ленинград Красной Звезды
Ленинградское высшее военное инженерно-строительное училище им. генерала армии А.Н. Комаровского* Ленинград Красного Знамени
Ленинградское высшее военное инженерное училище связи им. Ленсовета (Санкт-Петербургское высшее военное училище (институт) радиоэлектроники) Ленинград
Ленинградское высшее общевойсковое командное училище им. С.М. Кирова* Петродворец Красного Знамени (2)
Ленинградское высшее училище железнодорожных войск и военных сообщений им. М.В. Фрунзе* Ленинград Ленина, Красного Знамени
Луганское высшее военное авиационное училище штурманов* Луганск
Львовское высшее военно-политическое училище* (Львовский войсковой институт им. гетмана Петра Сагайдачного) Львов Красной Звезды
Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище Минск
Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище ПВО* Минск
Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск* Балашиха
Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР (Московское высшее военное командное училище - институт) Москва Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени
Московское высшее училище Гражданской обороны (передано в МЧС России в качестве Академии) Москва
Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище им. 60-летия Великого Октября (Новосибирское высшее военное командное училище - институт) Новосибирск
Новочеркасское высшее военное командное училище связи (институт) им. Маршала Советского Союза В.Д. Соколовского Новочеркасск
Одесское высшее артиллерийское командное училище им. М.В. Фрунзе* (Одесский институт Сухопутных войск) Одесса Ленина
Одесское высшее общевойсковое командное училище* Одесса
Омское высшее общевойсковое командное училище им. М.В. Фрунзе (совмещено с Омским танковым училищем) Омск Красного Знамени (2)
Омское высшее танковое инженерное училище (институт) им. Маршала Советского Союза П.К. Кошевого Омск Красной Звезды
Орджоникидзевское высшее зенитно-ракетное командное училище войск ПВО им. генерала армии И.А. Плиева* Орджоникидзе Красного Знамени (2)
Орджоникидзевское высшее общевойсковое командное училище им. Маршала Советского Союза А.И. Еременко* Орджоникидзе Красного Знамени (2)
Оренбургское высшее зенитно-ракетное командное (исключено) училище (институт) им. Г.К. Орджоникидзе (исключено) Оренбург Красного Знамени
Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков им. дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина* Оренбург Красного Знамени
Пензенское высшее инженерное артиллерийское училище (институт) им. Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова Пенза Красной Звезды
Пермское высшее артиллерийское командное училище им. Ленинского комсомола* Пермь
Пермское высшее военное инженерное училище Ракетных войск им. Маршала Советского Союза В. И. Чуйкова* Пермь Красного Знамени
Полтавское высшее военное зенитно-ракетное командное училище им. генерала армии Н.Ф. Ватутина* Полтава Красного Знамени
Полтавское высшее военное командное училище связи им. Маршала Советского Союза К.С. Москаленко* (Полтавский военный институт связи) Полтава
Пушкинское высшее военное инженерно-строительное училище* Пушкин
Пушкинское высшее училище радиоэлектроники ПВО (Пушкинский военный институт радиоэлектроники Космических войск им. маршала авиации Е.Я. Савицкого) Пушкин Красной Звезды
Рижское высшее военное авиационное инженерное училище им. Яна Алксниса* Рига
Рижское высшее военно-политическое училище им. Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова* Рига Красного Знамени
Ростовское высшее военное командное училище Ракетных войск им. Главного маршала артиллерии М.И. Неделина (Ростовский военный институт ракетных войск им. Главного маршала артиллерии М.И. Неделина) Ростов
Рязанское высшее военное автомобильное инженерное училище (Рязанский военный автомобильный институт имени генерала армии В.П. Дубынина) Рязань Красной Звезды
Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. Ленинского комсомола (Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова) Рязань Красного Знамени (2)
Рязанское высшее военное командное училище связи (институт) им. Маршала Советского Союза М.В. Захарова Рязань
Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище* Самарканд
Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков* Саратов
Саратовское высшее военное командно-инженерное училище Ракетных войск им. Героя Советского Союза генерал-майора А. И. Лизюкова* Саратов Красного Знамени, Красной Звезды
Саратовское высшее военное инженерное училище химической защиты (Саратовский военный институт радиационной, химической и биологической защиты) Саратов
Саратовское высшее командно-инженерное училище Ракетных войск* Саратов Красного Знамени
Свердловское высшее политическое танково-артиллерийское училище (Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище - военный институт) Свердловск Красного Знамени, Красной Звезды
Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище* Севастополь
Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск им. Ленинского комсомола (институт) Серпухов
Симферопольское высшее военно-политическое училище строительных и железнодорожных войск * Перевальное
Смоленское высшее зенитно-ракетное инженерное училище (см. Военная академия войсковой ПВО) Смоленск
Ставропольское высшее военное авиационное училище (институт) летчиков и штурманов ПВО им. Маршала авиации В.А. Судца Ставрополь
Ставропольское высшее военное инженерное училище связи им. 60-летия Великого Октября (Ставропольский военный институт связи ракетных войск) Ставрополь
Сумское высшее артиллерийское командное училище им. М.В. Фрунзе* (Войсковой институт артиллерии им. Богдана Хмельницкого Сумского государственного университета) Сумы Красного Знамени (2)
Сызранское высшее военное авиационное училище (институт) летчиков им. 60-летия ВЛКСМ (лишено имени) Сызрань
Таллиннское высшее военно-политическое строительное училище Таллинн
Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков им. Героя Советского Союза М.И. Расковой (Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище (институт) радиоэлектроники) Тамбов
Тамбовское высшее артиллерийско-техническое училище* Тамбов Красного Знамени
Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского* Тамбов Ленина, Красного Знамени
Тамбовское высшее военное командное училище химической защиты* Тамбов Красного Знамени
Ташкентское высшее общевойсковое командное училище им. В.И. Ленина* Ташкент Красного Знамени, Красной Звезды
Ташкентское высшее танковое командное училище им. Маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко* Чирчик Ленина
Тбилисское высшее артиллерийское командное училище им. 26 Бакинских комиссаров* Тбилиси Красного Знамени, Красной Звезды
Тихоокеанское высшее военно-морское училище (институт) им. С.О. Макарова Владивосток
Тольяттинское высшее военное командное строительное училище (военный технический институт) Тольятти
Томское высшее военное командное училище связи* Томск Красной Звезды
Тульское высшее артиллерийское инженерное училище им. Тульского пролетариата (Тульский артиллерийский инженерный институт) Тула Ленина, Октябрьской Революции
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (институт) им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова (лишено имени) Тюмень
Ульяновское высшее военное командное училище (институт) связи им. Г.К. Орджоникидзе Ульяновск
Ульяновское гвардейское высшее танковое командное училище им. В.И. Ленина* Ульяновск Красного Знамени (2), Красной Звезды
Ульяновское высшее военно-техническое училище им. Богдана Хмельницкого (Ульяновское высшее военно-техническое училище - военный институт) Ульяновск
Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище (Дальневосточное высшее военное автомобильное командно-инженерное училище - институт) Уссурийск
Уфимское высшее военное авиационное училище летчиков* Уфа
Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков им. дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца* Харьков Красной Звезды
Харьковское высшее военное авиационное инженерное училище* Харьков Красного Знамени
Харьковское высшее военное авиационное командное училище связи им. Ленинского комсомола Украины* Харьков
Харьковское высшее военное командно-инженерное училище Ракетных войск им. Маршала Советского Союза Н. И. Крылова* Харьков
Харьковское гвардейское высшее танковое командное училище им. Верховного Совета Украинской ССР* (гвардейский институт танковых войск им. Вооруженных Сил Украины) Харьков Красной Звезды
Хмельницкое высшее артиллерийское командное училище им. Главного маршала артиллерии Н.Д. Яковлева* Хмельницкий
Челябинское высшее военное авиационное училище (институт) штурманов им. 50-летия ВЛКСМ (лишено имени) Челябинск Красного Знамени
Челябинское высшее танковое командное училище (институт) им. 50-летия Великого Октября (лишено имени) Челябинск
Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище (Челябинское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (институт) им. Главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова) Челябинск
Череповецкое высшее военное инженерное училище (институт) радиоэлектроники Череповец
Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков им. Ленинского комсомола* Чернигов
Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова* (Севастопольский военно-морской институт) Севастополь Красной Звезды
Энгельсское высшее зенитно-ракетное командное училище войск ПВО* Энгельс
Ярославское высшее военное финансовое училище (институт) им. генерала армии А.В. Хрулева Ярославль Красной Звезды
Ярославское высшее зенитно-ракетное командное училище (институт) ПВО им. 60-летия Великого Октября (лишено имени) Ярославль
Военно-дирижерский факультет при Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского (Московская военная консерватория - институт) Москва

4. Высшие военно-учебные заведения КГБ СССР

Наименование учебного заведения, в скобках - изменения Дислокация Ордена, в скобках - количество
Алма-Атинское высшее пограничное командное училище им. Ф.Э.Дзержинского* Алма-Ата Октябрьской Революции, Красного Знамени
Высшая школа Москва
Высшее пограничное военно-политическое училище им. К. Е. Ворошилова (Голицынский пограничный институт ФСБ РФ) Голицыно Октябрьской Революции, Красного Знамени, "За боевые заслуги" (МНР)
Московское высшее пограничное командное училище им. Моссовета (институт) Бабушкино Октябрьской Революции, Красного Знамени
Орловское высшее военное командное училище связи им. М.И. Калинина (Академия ФАПСИ) Орел

5. Высшие военно-учебные заведения МВД СССР

Наименование учебного заведения, в скобках - изменения Дислокация Ордена, в скобках - количество
Академия МВД Москва
Высшая инженерная пожарно-техническая школа Москва
Киевская высшая школа Киев
Ленинградское высшее военно-политическое училище имени 60-летия ВЛКСМ* Ленинград
Орджоникидзевское высшее военное командное училище им. С.М.Кирова Орджоникидзе Красного Знамени
Саратовское высшее военное командное училище им.Ф.Э. Дзержинского Саратов Красного Знамени
Пермское высшее военное командное училище (институт) Пермь
Новосибирское высшее военное командное училище Новосибирск
Харьковское высшее военное училище тыла* Харьков

6. Военные институты Вооруженных Сил России, созданные после распада СССР

Наименование учебного заведения Дислокация Создан на базе
Военно-ветеринарный институт Москва
Томский военно-медицинский институт Томск Томского филиала Военно-медицинской академии
Московский военный институт радиоэлектроники Космических войск Одинцово
Саратовский военно-медицинский институт Саратов Саратовского филиала Военно-медицинской академии
Самарский военно-медицинский институт Самара Куйбышевского филиала Военно-медицинской академии

Примечание: Знаком (*) отмечены вузы, отошедшие после 1991 г. ко вновь образованным государствам или расформированные до 2005 г.

Принято считать, что советское образование было гораздо лучше нынешнего. А еще есть миф, что оно было лучшим в мире. Разумеется, с этим можно поспорить, но в СССР были вузы, дипломы которых действительно «котировались». И порой не только в нашей стране.

Международные рейтинги вузов были введены только в 2003 году. Но выпускники престижных технических вузов Советского Союза традиционно пользовались спросом за рубежом. После перестройки многие наши ученые и программисты смогли найти работу в крупных западных компаниях. Правда, сначала еще надо было умудриться попасть в «нужный» институт или университет. Даже прекрасные знания тут порой не спасали. И дело не в том, что на престижные факультеты брали по блату. Существовал, например, негласный отбор по национальному признаку. Так, евреев неохотно принимали на мехмат МГУ, в МВТУ им. Баумана, поскольку будущие специальности были связаны с «оборонкой», а евреи считались политически «неблагонадежными». В МГИМО в первую очередь брали выходцев из «пролетарских» семей. Гуманитарное образование котировалось меньше, чем техническое или естественнонаучное, ведь в основе его2 лежала коммунистическая идеология. Например, изучали творчество только тех поэтов и писателей, которые были идеологически «правильными». История преподавалась только в социалистической трактовке. Впрочем, спросом пользовались специальности, связанные с иностранными языками. И неудивительно: ведь знание английского, французского, немецкого позволяло выезжать за рубеж.

Лучшие вузы СССР

Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?

МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году) МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов. Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества – по крайней мере в пределах СССР. ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И.П. Павлов, Л.Д. Ландау,3 Г.Я. Перельман. На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.

МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году) МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ. Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей - дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников. Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков.

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.

МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.

Итак, какие же вузы в СССР все же считались самыми лучшими, по критерию уровня знаний?

МГУ им. М. В. Ломоносова (Московский государственный университет, основан в 1755 году) МГУ всегда был самым престижным высшим учебным заведением в стране. Здесь традиционно были самые высокие проходные баллы для абитуриентов. Из стен Московского университета выходили математики, физики, химики, биологи, программисты, экономисты, юристы, философы, историки, филологи, журналисты, психологи… И диплом МГУ всегда являлся знаком качества – по крайней мере в пределах СССР. ЛГУ (Ленинградский государственный университет, ныне СпбГУ, основан в 1724 году) Это старейший вуз в России, всегда являвшийся одним из центров отечественной науки и культуры. Из его стен вышли такие корифеи науки, как И.П. Павлов, Л.Д. Ландау,3 Г.Я. Перельман. На сегодня СпбГУ является первым и единственным на данный момент российским вузом, вошедшим в престижную Коимбрскую группу, объединяющую наиболее значимые европейские университеты.

МГИМО (Московский государственный Институт международных отношений, основан в 1944 году) МГИМО как самостоятельное учебное заведение был преобразован из международного факультета МГУ. Поступить сюда всегда было нелегко, ведь тут готовили представителей самых элитных специальностей - дипломатов, атташе, военных переводчиков, журналистов- международников. Кстати, МГИМО вошел в Книгу рекордов Гиннесса как ВУЗ, где преподают больше всего иностранных языков.

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Московское высшее техническое училище, ныне Московский государственный технический университет, основан в 1830 году) «Бауманка» в советское время считалась одним из лучших технических вузов страны. Здесь можно было обучаться по большому количеству технических специальностей, включая машиностроение, аэромеханику, энергетику, строительство, химические технологии. В 1948 году в МВТУ был создан факультет ракетной техники, с которым тесно связана деятельность Генерального4 конструктора и основоположника советской космонавтики С.П. Королева. В наши дни МГТУ возглавил российскую Ассоциацию технических университетов и является обладателем награды «Европейское качество» за соответствие высоким международным стандартам обучения.

МИФИ (Московский инженерно-физический институт, основан в 1942 году) Сейчас он называется Национальный исследовательский ядерный университет. Московский механический институт боеприпасов (ММИБ) был основан для нужд фронта, первоначальной его задачей была подготовка военных специалистов. В Советском Союзе МИФИ был самым популярным вузом, где давали физическое образование. Там очень серьезно занимались ядерными исследованиями, и выпускники этого вуза впоследствии являлись «невыездными». На его базе действовали филиалы, техникумы и школы в разных городах страны. Хочется подчеркнуть, что эти вузы продолжают входить в пятерку лучших и сейчас, в постсоветскую эпоху, что может служить показателем объективности оценки их высокого уровня.

Количество вузов в СССР и России

Составлено И.А. Пашинян по: Еникеева С.Л., Панкратова В.П. Организационно-экономические аспекты высшего образования в России. М., 1998. С. 7-8.

тарных вузах 70%), а каждая вторая научная разработка находится под адми­нистративным контролем (в негуманитарных вузах каждая третья) 10 .

Администрирования хватало российской школе и раньше. По мнению видных педагогов, в том числе П.Ф. Каптерева, русская школа до револю­ции 1917 г. постоянно находилась под сильным контролем государства и церкви. В результате она переставала быть сама собой и забывала об учени­ке. Он и его единомышленники считали, что педагогический процесс осу­ществляется согласно своим внутренним законам и собственным целям. В сфере образования необходимо избавиться от чрезмерного контроля, де­тализации спускаемых сверху программ. Необходимы свобода в выборе форм воспитания и обучения, в способах внутренней организации школь­ной жизни. Контроль за работой школы может касаться только ее резуль­татов. Лишь тогда педагогический процесс будет развиваться в соответствии с главной целью, каковой является совершенствование личности".

Наиболее ярко бюрократические элементы видны студентам, которые сталкиваются с ними каждый день (различного рода записи, регистрации, требования к выпускникам и др.). Но именно эта рутина и позволяет уни­верситету эффективно справляться с решением своих задач 12 .

Социология образования: прикладной аспект. М, 1997. С 193.

Сулимое В. Российская школа в начале XX века и в годы гражданской войны // История. Ежене­дельное приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 37.

Managing change in educational organizations. Sociological perspectives, strategies and case studies / J.V Baldridge (ed.). Berkeley (Cal.), 1975.

В СССР институт образования включал следующие компоненты:

Развитую систему детских садов и дошкольного воспитания;

Всеобщее образование до восьмого класса;

Общее среднее образование для наиболее подготовленных школьни­ков, профессионально-техническое - для остальных;

Неразвитую систему обучения взрослых;

Высшее образование для небольшой группы выпускников средней школы 13 .

Основной плюс советской системы - высокий уровень базового обра­зования, в результате чего СССР достиг высокого уровня грамотности по сравнению со странами, имевшими такую же величину ВВП на душу насе­ления. Плановый контроль из центра, стандартизация подготовки школь­ных учителей, программ и учебников обеспечили равенство людей в досту­пе к среднему образованию, практически полную грамотность, владение основами счета, хорошие математические навыки. Спецшколы для одарен­ных детей обеспечивали еще более высокий уровень подготовки по мате­матике, естественным наукам, иностранным языкам, спорту и искусству. Образовательные стандарты по некоторым медицинским специальностям находились на мировом уровне. В то же время идеологический контроль за профессорско-преподавательским составом подавлял академические сво­боды, ограничивал разнообразие идей, подходов, теорий в гуманитарных и общественных науках, способствовал догматизму в обучении. Неудивитель­но, что в области естественных наук страна находилась на мировом уровне, а в области обществознания существенно отставала. Слабая подготовка в области экономических наук сказалась на качестве крупномасштабных ре­форм начала 1990-х гг., получивших название «шоковой терапии».

Главные проблемы в сфере системы образования в СССР специалисты видят в следующем: политическое вмешательство, чрезмерная специализа­ция, недостаточное стимулирование эффективной учебной деятельности, дублирование учебных заведений, преждевременное определение будущей профессии ребенка, неравенство доступа в лучшие школы и университеты, плохая организация научных исследований и недостаточное внимание к вопросам образования, профессиональной подготовке и переподготовке взрослых 14 .

Несмотря на эти недостатки, Россия унаследовала от СССР довольно развитую систему образования и подготовки кадров, по многим показате­лям находящуюся в одном ряду с развитыми странами мира (табл. 10).

Государство по отношению к институту образования, если речь идет о нынешней России, выполняет три функции:

регулирующего органа власти для всей системы образования в целом;

учредителя или владельца различных уровней и составных частей обра­зовательной системы;

совокупности территориальных образований, ответственных за целост­ность местных образовательных систем.

13 Серикова Т.Л. Институт образования и его трансформация в процессе реформирования россий­
ского общества // Куда идет Россия?.. Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год:
Под общ. ред. Т.И. Заславской. М., 1999. С. 331-344.

14 Там же. С. 343.

Таблица 10 Подготовка специалистов в государственных вузах Российской Федерации 15

1996 г. 7997 г. 1998 г. 7999 г. 2000 г.
Численность студентов - всего 2802,4 3046,5 3347,2 3728,1 4270,1
326,1 474,4 728,3 1021,3 1468,3
за счет бюджета 2476,3 2572,1 2618,9 2706,8 2801,8
очное обучение 1777,1 1901,7 2039,9 2213,0 2441,6
в том числе с полным возмещением затрат 148,0 207,2 302,0 412,6 575,1
за счет бюджета 1629,1 1694,5 1737,9 1800,4 1866,5
Прием студентов - всего 674,3 748,3 831,8 946,4 1140,1
в том числе с полным возмещением затрат 123,8 183,0 287,5 382,1 553,3
за счет бюджета 550,5 565,3 544,3 564,3 586,8
очное обучение 422,1 459,9 492,6 539,1 621,8
в том числе с полным возмещением затрат 52,3 81,8 123,1 159,8 225,9
за счет бюджета 369,8 378,1 369,5 379,3 395,9
Выпуск специалистов - всего 415,1 436,2 470,6 514,6 578,8
в том числе с полным возмещением затрат 20,2 36,9 61,6 88,5 126,9
за счет бюджета 394,9 399,3 409,0 426,1 451,9
очное обучение 276,3 294,5 314,9 330,1 356,2
в том числе с полным возмещением затрат 6,0 13,7 22,3 27,3 35,5
за счет бюджета 270,3 280,8 292,6 302,8 320,7

Выполняя любую из них, государство опирается на законодательную базу. К 1999 г. была в основном и целом создана правовая база - федеральный пакет законодательных и нормативных актов, регулирующий вопросы об­разования. Он состоял из 462 документов. Основополагающим стал закон «Об образовании», который на федеральном уровне разграничил компетен­цию и ответственность в области образования между центральными, регио­нальными и местными (муниципальными) органами управления. Принци­пиально новым инструментом управления, по сравнению с советским пе­риодом, явилась серия договоров между Министерством образования и субъектами Федерации. Соременная организационная структура управле­ния образованием, согласно административно-правовым документам РФ, предствлена в табл. 11.



Россия унаследовала от СССР хорошо развитую систему образования, которая целиком финансировалась государством. Это и оказалось ахилле­совой пятой отечественного образования. Экономический кризис 90-х гг. привел к существенному сокращению бюджетных возможностей как феде­рального, так и регионального уровней. В 1995 г. государство тратило на

www.edu.ru ).

Таблица 11 Организационная структура и уровни управления образованием РФ 16

Уровень управления Орган управления Примечание
Федеральный Министерство образования
Региональный Департамент образования Возможные структуры: Департамент образования при Правитель­стве области, края, республики; Комитет по образованию; Управление народного образования; Министерство образования республики и т.д.
Муниципальный Муниципальный Возможные структуры: Городской (поселковый, сельский и т.д.) комитет образования; Городской отдел образования; Управление образования при администра­ции города и т.д.
Уровни управления системой образования
Учредители учеб­ных заведений Федеральный уровень Региональный уровень Муниципальный уровень
Уровни образова­ния Начальное профессио­нальное Начальное профессио­нальное (в 19 регионах) Дошкольное
Среднее профессио­нальное Среднее профессиональ­ное Общее среднее
Высшее профессио­нальное Профессиональная подго­товка взрослых

образование лишь 4,3% ВВП, а сейчас эта цифра и еще меньше. Доля вне­бюджетных средств в финансовом обеспечении вузов, взятая в среднем в едином фонде финансовых средств, колеблется в пределах от 7 до 55%" 7 . В результате возникла необходимость изменения схемы финансирования образования, расширения его источников, оптимизации структуры расхо­дов на образование и, пожалуй, в первую очередь оптимизации затрат. На­ряду с государственными вузами появились коммерческие.

Произошедшие в нашем обществе реформы затронули и систему обра­зования. Они коснулись практически всех ее элементов - содержания об­разования, методов и форм обучения, приемов оценки результатов, управ­ленческих структур, финансирования и т.д. Несмотря на сокращение бюд­жетного финансирования, начиная с 1992 г. выросло число вузов (на 15%); число студентов в них, сократившееся в начале 1990-х гг., в конце десяти­летия практически достигло уровня середины 1980-х гг. 18 Высшее образова­ние России преодолело спад 1992-1995 гг. По числу студентов (207 человек на 10 тыс. населения) и выпускников (30 человек на 10 тыс. населения) она и сейчас находится в группе развитых стран 19 .

Вуз как социальный институт со временем изменяет свои задачи. Если при советской власти социальный состав студентов в целом совпадал с со-

16 Управление системой образования (www.edu.ru ).

17 Доклад о развитии человеческого потенциала в России за 1998 год. М., 1998.

18 См.: Российский статистический ежегодник. М, 1998.

19 Доклад о развитии человеческого потенциала в России за 1998 год. М, 1998.

циальным составом населения, что позволяло вузу служить каналом верти­кальной мобильности для всех слоев общества, то в 90-е гг. он фактически замкнулся границами интеллигенции.

В индустриальном обществе потребитель знаний - школьник и сту­дент - двигался к местам, где сосредоточены его производители - ученые и преподаватели. Иными словами, из периферии, деревень и малых горо­дов в центр, крупные города. Но в 1990-е гг. Россию постиг экономический кризис, мобильность населения резко сократилась. Мало кто обладает до­статочными средствами для отправки своих чад в столичные города. Ши­рокое развитие получило дистантное обучение, позволяющее клиенту по­лучить высококачественные услуги, не покидая места жительства. Как ни странно, но изменение образовательной ситуации в стране, обусловленное жесточайшими экономическими условиями, совпало с объективной исто­рической тенденцией: в постиндустриальном обществе производители и продавцы знаний передвигаются туда, где находится их потребитель (рис. 32).



Рис. 32. Взаимосвязь субъектов и объектов процесса обучения в двух типах общества

Б21

Образование в современных странах - это очень широкие и высокораз­витые дифференцированные многоуровневые социальные системы (подси­стемы общества) непрерывного совершенствования знаний и навыков чле­нов общества, выполняющие важнейшую роль в социализации личности, ее подготовке к получению того или иного социального статуса и выполне­нию соответствующих ролей, в стабилизации, интеграции и совершенство­вании общественных систем. Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и разви-

тии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля 20 .

Образование, наряду с армией, церковью и производством,- один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем это было в до-индустриальном и индустриальном обществе, а также если бы человек ими не обладал.

В дореволюционной России, как и в подавляющем большинстве циви­лизованных государств, школа играла заметную роль в процессе социаль­ной мобильности, размывании сословных перегородок в обществе, появле­нии новых социальных слоев. Но всякий раз в случае возникновения угро­зы государство принимало меры, чтобы не допустить слома сословных перегородок, в частности, ограничивало доступ в школу, особенно высшую, выходцам из непривилегированных сословий. Социальное происхождение

оставалось своеобразным «ситом», не допускающим в верхние слои обще­ства. С давних пор и по сей день обра­зование как социальный институт выступает основным механизмом со­ циального тестирования, отбора и распределения индивидов по соци­альным слоям, группам. На систему образования возлагались функции со­циального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессиональ­ного образования, кроме того, еще и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам 21 .

Таким образом, образование является одним из основных каналов соци­альной мобильности, играя важную роль в социальной дифференциации членов общества, распределения их как по социальным слоям, так и внутри этих слоев. Положение индивида в обществе, возможности для его успешно­го продвижения по служебной лестнице определяются качеством получен­ного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.

Так оно и есть. Необразованный человек не может получить высокооп­лачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхожде­ния он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить индивидуальные условия. Тем и отличается нера­венство в области образования от других видов неравенства, скажем, уна­следованного, что оно ставит человека в непривилегированное положение временно. А вот если вы родились сыном короля или потомственного дво­рянина, то это уже навсегда. С таким неравенством, основанным на пред­писанных статусах, поделать ничего нельзя.

20 Тадевосян Э.В. Социология: Учеб. пособие. М., 1999. С. 261-262.

21 Астахова Е.В. Высшее образование как фактор социальной мобильности в современном обще­
стве // Методология, теория и практика социологического анализа современного общества.
Сб. науч. работ. Харьковские социологические чтения за 2001. Харьков, 2001.

Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроившись на высо­кооплачиваемую работу, где не требуют удостоверения об образовании. Но такие места редкие, к тому же длительное время находиться на такой соци­альной позиции рискованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагря­нет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей неграмотно­сти допустил. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсифи­кация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикаль­ной мобильности. Успеть на отходящий поезд сегодня стремятся все и лю­бой ценой.

Нужно учитывать, что связь между двумя переменными - уровнем об­разования и уровнем доходов - не такая очевидная, а в некоторых обще­ствах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт гораздо бо­лее образован, чем любой из «новых русских», преуспевших в бизнесе. Но получают они совершенно разные суммы. В таких ситуациях надо знать -

перед тем, как выбрать вуз,- рыноч­ную стоимость будущего образования. Она-то и определит жизненные шан­сы. Профессия экономиста и юриста до сих пор в нашей стране пользова­лась наибольшим спросом, соответ­ ственно и конкурсы в профильные вузы выше. Но сейчас наступает пере­насыщение рынка труда такими специалистами. Напротив, рыночная цена инженерного образования растет.

В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жесткая корре­ляция. Например, в США работники, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в 1,5-2 раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем доктора. Примерно такая же картина в странах Европы. Каждый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо вознаграждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.

Образование выступает фактором воспроизводства социально-профес­сиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом соци­альных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократиче­ским и открытым является общество, тем в большей степени образование «работает» как эффективный социальный «лифт». Оно позволяет человеку из низших страт в иерархической структуре общества достигнуть высокого социального статуса 22 .

Судя по данным о социальном происхождении студентов (род занятий и профессия отцов), более половины студентов вузов в середине 1990-х гг. были выходцами из семей интеллигенции (инженеры, конструкторы, эко­номисты, финансисты, юристы, правоведы, военные, преподаватели, учи­теля, научные работники, творческие работники, врачи, бизнесмены, руко­водящие работники). В составе студентов увеличивается доля представителей

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999. С. 346.

быстро формирующегося слоя предпринимателей, возрастает удельный вес выходцев из состава гуманитарной, научной и инженерно-технической интеллигенции. При сохранении тенденции в XXI в. две трети студентов вузов будут рекрутироваться из семей интеллигенции 23 . Таким образом, современный вуз нацелен в основном на «самовоспроизводство» класса интеллигенции.

Вуз, призванный готовить потенциальных работников интеллектуально­го труда, прежде черпал студентов из всех слоев общества, сегодня это де­лается преимущественно из интеллигенции. Это называется деформацией профессионального отбора в вузы. По мнению специалистов, явный пере­кос в сторону интеллигенции ведет к взаимной изоляции социальных клас­сов и слоев, порождает у рабочих и служащих чувство социальной неспра­ведливости, отсутствия равенства шансов для вертикальной мобильности.

Образование представляет одну из ведущих отраслей экономики. В ней функционировало к середине 90-х гг. 68,4 тыс. российских государственных общеобразовательных школ, 7,5 тыс. профтехучилищ, 2,6 тыс. средних спе­циальных и 569 высших учебных заведений, в которых одновременно обу­чалось более 26 млн человек и было занято 6 млн работников 24 .

Любой вуз или школу можно рассматривать как организацию по произ­водству услуг, состоящую из достаточно автономных элементов - факуль­тетов, кафедр, лабораторий, классов 25 (табл. 12).

Высшая школа, создающая образовательные услуги высшей квалифика­ции, аккумулирует значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. По численности занятых она находится на уровне трудоемких от­раслей промышленности, а по удельному весу квалифицированных работ­ников превосходит любую отрасль материального производства.

Отличительная черта института высшего образования в СССР - систе­ма централизованного распределения выпускников. Госплан СССР состав­лял проекты перспективных планов, а Госэкономкомиссия СССР - годо­вые планы подготовки специалистов с высшим образованием и средним специальным образованием по группам специальностей по каждому мини­стерству (ведомству) СССР и союзной республике в соответствии с потреб­ностями народного хозяйства. Молодые специалисты дневных отделений направлялись на работу по специальности, приобретенной ими в учебном заведении, непосредственно на производство: в цехи и на участки, в МТС, колхозы и совхозы, в больницы и врачебные участки, школы, а также в кон­структорские бюро, лаборатории и технологические отделы предприятий. На своем рабочем месте они обязаны были проработать не менее 3 лет, в течение которых администрации предприятий запрещалось использовать молодых специалистов в управленческом аппарате, а также производить их перемещение на работы, не связанные с их специальностью 26 . С 1970 по

23 Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
С. 36-37.

24 Социальная статистика: Учеб. / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. М., 1997. С. 302.

25 Смоленцева А.Ю. Организационный подход в изучении проблем вуза (зарубежный опыт) // Социо­
логические исследования. 1999. № 6. С. 83.

26 Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции / Под. ред. Л.И. Карпова.
В.А. Северцева. М., 1957. С. 206.

Таблица 12 Виды услуг в области образования, ступени обучения и разновидности учебных заведений

Виды услуг Ступени обучения Учебные заведения
Подготовка кадров с высшим и средним специальным образованием С высшим образованием Академии, университеты, институты, консерва­тории, высшие школы
Со средним специальным образованием Техникумы, училища медицинские, педагоги­ческие, музыкальные, театральные, хореогра­фические, мореходные
Подготовка и повы­шение квалификации рабочих и других работников Подготовка кадров рабо­чих Училища и школы профессионально-технические и технические, училища и школы подготовки мастеров
Повышение квалификации специалистов Институты и курсы повышения квалификации специалистов с высшим образованием
Общее образование Для взрослых Вечерние (сменные) общеобразовательные школы
Для детей Начальные, неполные средние и средние об­щеобразовательные школы, средние музы­кальные, художественные и хореографические школы; школы и школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического раз­вития
Дошкольное воспитание Детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки,
Предоставление социаль­ных услуг детям, остав­шимся без попечения ро­дителей Детские дома, детские приемники-распределители

1989 г. численность распределенных молодых специалистов выросла с 6,8 млн до 15,9 млн 27 .

В зависимости от числа направлений обучения студентов в современной России существуют следующие типы вузов: университеты, академии и ин­ституты. Обучение в них проводится по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форме, а также в форме экстерната. Для всех действует единый государственный образовательный стандарт. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соот­ветствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответ­ствующие образовательные программы могут быть реализованы как непре­рывно, так и ступенями.

Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе, вуз выдает документ государ­ственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалифика­ции.

Общее руководство вузом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Срок полномочий ученого совета составляет 5 лет. В состав ученого совета входят ректор (председатель), проректоры, а также, по решению ученого совета вуза, деканы факультетов. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) вуза. Непосредствен­ное управление деятельностью вуза осуществляет ректор. Должность его выборная, срок полномочий - 5 лет.

27 Статистический бюллетень ФСЗ за 1995. М., 1995.

Зачем, по Вашему мнению, люди стремятся получить высшее образование? (в % от числа опрошенных)

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуются контрольными цифрами приема, которые устанавливают­ся ежегодно соответствующим федеральным органом исполнительной вла­сти, в ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим до­говорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридически­ми лицами.

Самый большой контингент студентов обучается в университетах. При этом распределение по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте - пе­дагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук. По состоянию на 01.01.2001 г. на территории Российской Федерации действу­ют 1249 гражданских вузов, в том числе: 564 государственных вуза федераль­ного ведения, 34 государственных вуза субъектов Российской Федерации, 18 муниципальных вузов, 635 негосударственных вузов. Этот уровень обра­зовательной системы РФ претерпел за последние годы особенно значитель­ные изменения - и количественные и качественные. Число лиц, желающих

поступить в вузы, продолжает расти. В 2000 г. средний конкурс среди подав­ших заявление в вузы составил 300 человек на 100 мест 28 .

Количество высших учебных заведений за последние годы резко возрос­ло, особенно за счет негосударственных и филиалов, а это требует присталь­ного внимания к оценке и контролю качества образования. Общий прием студентов в государственные высшие учебные заведения по укрупненным группам специальностей характеризуется следующими данными: инженер­но-технические - 31%, экономические - 26, гуманитарные - 19, педаго­гические - 8, естественно-научные - 6, медицинские - 3, сельскохозяйст­венные - 4, культуры и искусства - 2%. На рубеже тысячелетий спрос на специальности экономических и юридических вузов пошел на спад, зато возросла потребность в управленцах новой формации. При этом сохраня­ется наметившаяся тенденция последних лет к возобновлению интереса абитуриентов к техническим специальностям 29 .

К качественным изменениям относятся также появление дипломов для разных квалификаций, появление новых специальностей и новых форм получения образования. Так, например, число новых учебных дисциплин (отсутствующих в государственном перечне) превысило 200 - от компью­терных технологий до налогообложения, клинической психологии и меж­дународных корпоративных финансов.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изме­нения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государствен­ными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. В 1996 г. в стране насчитывалось около 200 негосударственных вузов, в которых обучалось 135,5 тыс. человек (всего в вузах страны в тот период числилось 2802,4 тыс. студентов). По данным Министерства об­щего и профессионального образования РФ, в 1999 г. в России насчиты­валось около 600 вузов. Более 300 российских вузов - частные высшие учебные заведения. 286 носят гордое имя «университет», 188 - еще более

гордое - «академия» и только 123 - просто институты. Расширяются воз­можности выбора вариативных форм образования. Параллельно с систе­мой бесплатного образования суще­ствует платное образование во всех звеньях - от детских садов до уни­верситетов. Правда, при этом только в Москве действует 38 вузов, не имеющих госаккредитации. Ни один из них не имеет права предоставлять отсрочки от призыва и выдавать дип­лом государственного образца.

Обучение в негосударственных (коммерческих) вузах доступно сегодня в основном выходцам из семей предпринимателей, интеллигенции и слу­жащих (табл. 13). Именно этот тип учебных заведений (а также привилеги­рованные платные учебные группы и факультеты, прежде всего юридиче­ские и экономические) становится источником новой российской элиты (получающей более качественное и престижное образование).

Российское образование. Федеральный портал (www.edu.ru ). 29 Там же.

Таблица 13 Подготовка специалистов в негосударственных вузах 30

1996 г. 7997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Прием 54.9 66.3 81.1 112.6 134.1
Контингент 162.5 201.8 250.7 344.9 470.6
Выпуск 13.1 21.5 30.2 40.2 56.2

Она начинает готовиться к своей социальной миссии, надо сказать, за­ранее - чуть ли не с рождения ребенка, точно просчитывая его дальнейшие шаги карьеры. По большому счету образование для значительной части интеллигенции вовсе не самоценность (хотя для многих оно остается тако­вым), а средство подготовки к удачной работе. Данные ВЦИОМ (рук. А.Г. Левинсон) показывают, что среднее образование в чистом виде все боль­ше теряет ценность в глазах школьников и их родителей 31 . Школа котиру­ется лишь как предварительная ступень для поступления в вуз. Но еще уди­вительнее, что значительное число опрошенных не останавливаются и на этом: даже высшее образование они рассматривают как предварительную ступень. Ступень к бизнес-карьере или на худой конец - ко второму выс­шему образованию.

Нормальное функционирование социальных институтов - благо для общества, а неправильное - колоссальное зло. Когда социальный инсти­тут успешно выполняет поставленные перед ним задачи, то говорят о функ­циях института, а когда он с ними не справляется,- о дисфункциях.

Школа и вуз ставят перед учащимися многочисленные задачи, включая усвоение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основными навыками. Но список всегда возглавляет умение мыслить. Учи­тель и преподаватель обязаны обучить ему молодое поколение. Однако так обстоит дело только в теории. Хотя развитие мышления занимает важное место в школьных и вузовских программах, творческому мышлению, по мнению российских и американских специалистов, целенаправленно никто не обучает. Подтверждается это рядом исследований, основанных на наблю­дении деятельности в классе. Джон Гудлэд, автор книги «Место, называемое школой» (1983), пришел к выводу, что учителя редко помогают своим по­допечным устанавливать связь между фактами и идеями. Он отметил: лишь 1% объяснений учителя побуждает подростков к таким ответам, в которых содержится рассуждение или собственное мнение. Его предполо­жение совпадает с данными десятков других исследований.

Результаты тестирования учащихся свидетельствуют о неспособности большинства преподавателей научить умению аналитически мыслить. Тес­тирование академических способностей, проведенное в США с 1963 по 1993 г., показало, что за двадцать лет индекс способностей упал. Особенно заметно снизилось логическое мышление и применение знаний 32 .

Если институт работает как надо, то плюсов у него намного больше, чем минусов. И наоборот. Плюсы, или функции, укрепляют, стабилизируют и развивают общество. Минусы, т.е. дисфункции, его расшатывают.

3(1 Российское образование. Федеральный портал (www.edu.ru ).

31 Подробнее см.: Филиппов В. Утопия образования // Отечественные записки. 2002. № I.

32 Эллиас А. Как научить ребенка мыслить // Перспективы гуманитарного образования в средней
школе. М., 1992. С. 47-63.