Вмф ссср в великой отечественной войне. Как советский флот воевал во время Великой Отечественной

А ученым секретарем - профессор И. В. Курчатов. Круг вопросов, решаемых комиссией, охватывал модернизацию старых и создание новых боевых кораблей, поиск способов защиты их от морских мин, повышение эффективности стрельбы корабельной артиллерии. Тактикотехнический уровень советских кораблей в годы войны в целом был на уровне мирового кораблестроения, однако отсутствие в составе ВМФ единого научно-исследовательского института (НИИ) военного кораблестроения отрицательно сказалось на качестве и обоснованности ОТЗ на проектирование новых кораблей. Важнейшим направлением деятельности конструкторских бюро ВМФ в Великой Отечественной войне была корректировка проектов кораблей. Характерной особенностью этого процесса являлось стремление военных руководителей и проектантов кораблей к учету в проектных работах опыта войны на море не только отечественного флота, но и других флотов: Англии и США - против фашистской Германии в Атлантическом океане и США - против Японии на Тихом океане.

В ходе проведения проектных работ уточнялась роль различных классов кораблей, учитывалась возрастающая роль авиации, прежде всего корабельного базирования, и подводных лодок в войне на море. В первый период войны работа была направлена на устранение недостатков кораблей, проявившихся в ходе боевых действий, главными из которых являлись низкие возможности по отражению налетов авиации, поиску и уничтожению обнаруженных подводных лодок и борьбы с минной опасностью. Отсутствие радиолокационных и гидроакустических станций на кораблях снижало возможности обнаружения кораблей, подводных лодок и самолетов, особенно в условиях плохой погоды и ночью. Недостаточное количество зенитных орудий и отсутствие универсальных артиллерийских установок на кораблях не обеспечивало отражение атак самолетов противника с требуемой эффективностью.

В соответствии с приказом наркома ВМФ от 28 февраля 1942 г. была проведена работа по дополнительному оснащению всех классов кораблей зенитными артиллерийским установками и крупнокалиберными пулеметами. Серьезный вклад в повышение возможностей ПВО кораблей внесли созданные в годы войны радиолокационные станции обнаружения воздушных и морских целей и станции орудийной наводки. Многие корабли, подводные лодки и охотники за подводными лодками оснащались гидроакустическими станциями «Асдик», получаемыми по ленд-лизу от Англии, а затем отечественными типа «Тамир» различной модификации. Корабли оснащались отечественными РЛС типа РУС-1, РУС-2, «Редут» и «Пегматит» для обнаружения воздушных и морских целей, и станциями СОН-1, СОН-2 и СОН-3 для управления огнем артиллерии 241 . Ответом на широкое применение немцами неконтактных - магнитных и акустических мин стало использование безобмоточного метода размагничивания корпусов кораблей, разработанного советскими учеными в начале войны. Несмотря на остановку в начале войны строительства линкоров и крейсеров, проектные работы по совершенствованию их боевых и технических качеств продолжались. Первые два года войны ЦКБ-4 продолжало работы по линкору, на котором командование ВМФ потребовало заменить орудия калибром 152 мм и 100 мм на спаренные орудия калибром 130 мм, размещенные в башнях, и внести другие изменения. Однако в последующем работы по нему были прекращены в связи с перепрофилированием ЦКБ-4 242 . На основе первого опыта войны были сформулированы предложения по корректировке эсминца проекта 30, которые 22 апреля 1942 г. утвердил нарком ВМФ. Перечень изменений

из 170 пунктов был направлен на упрочнение корпуса эсминца, усиление зенитного вооружения путем замены 76-мм башни 39К на 85-мм 92К с системой управления огнем, установки шести 37-мм автоматов. Кроме того, предусматривалась установка радиолокационной и гидроакустической станций. В связи с неготовностью пятитрубных торпедных аппаратов установили трехтрубные. С целью обеспечения требуемой остойчивости уложили в междудонное пространство 120 тонн твердого балласта и установили боковые кили. Первый эскадренный миноносец проекта 30 «Огневой» получил головную систему приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Мина-30», ее испытания прошли в 1943 г. Она обеспечивала выполнение стрельбы торпедами из двух пятитрубных торпедных аппаратов 243 . Дополнительно на эсминце были установлены импортная гидроакустическая станция «Асдик», а на корме - два бомбосбрасывателя. Эсминец «Огневой» (проект 30) по своим характеристикам уступал зарубежным кораблям, в частности эсминцу «Гиринг» американских ВМС. 26 августа 1942 г. нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов утвердил техническое задание на проектирование нового эсминца проекта 40, своего рода продолжение довоенного проекта 35, не реализованного с началом войны.

В задании стандартное водоизмещение корабля было хоть и увеличено по сравнению с проектом 30, но исследовательские проработки, выполненные ЦКБ-17, показали, что выполнить все работы, предусмотренные техническим заданием, при этом водоизмещении невозможно. Командование ВМФ в марте 1944 г. согласилось на увеличение водоизмещения эсминца проекта 40 с 2700 до 3000 тонн и снижение скорости с 40 до 36 узлов, при этом на корабле должны были устанавливаться три стабилизированные спаренные 130-мм установки. Эскизный проект, в разработке которого участвовали ведущие конструкторы ЦКБ-17 во главе с главным инженером В. А. Никитиным, подтвердил реальность выполнения технического задания, но при увеличении стандартного водоизмещения до 3200 тонн. Проект был одобрен специалистами ВМФ, а в ноябре 1944 г. утвержден наркомом ВМФ. Этот эскадренный миноносец рассматривался командованием ВМФ как перспективный корабль для Северного и Тихоокеанского флотов. Основные модернизации крейсеров в годы Великой Отечественной войны касались усиления зенитного вооружения. Так, на легкий крейсер «Красный Крым» в 1941–1942 гг. были установлены 10×1 37-мм/67 автоматов 70-К и 2×4 12,7-мм пулемета «Виккерс». С зимы 1941–1942 гг. легкий крейсер «Красный Кавказ» стали дополнительно вооружать 37-мм/67 автоматами 70-К. В апреле - мае 1942 г. на корабле были установлены 2×2 100-мм/47 орудия «Минизини», снятые с погибшего крейсера «Червона Украина», 2×1 76-мм/55 зенитных пушки 34-К (у кормовой башни ГК) и 6×1 20-мм/70 автоматов «Эрликон», полученных по ленд-лизу. В том же 1942 г. неэффективные установки М-4 заменили на 2×4 12,7-мм пулемета «Виккерс». Позже на месте «Эрликонов» разместили 37-мм автоматы 70-К 244 . В 1944 г. на крейсерах были установлены радиолокационные станции обнаружения воздушных и надводных целей (английские типов 281 и 291, американские типа X-SG), управления огнем главного калибра (английские типов 284 и 285) и управления зенитным огнем (английские типа 282). В годы войны для легких крейсеров разрабатывались отечественные корабельные станции управления артиллерийским огнем (орудийной наводки) «Марс» и «Юпитер». В 1944 г. на крейсере «Молотов» прошла опытные испытания РЛС управления артиллерийским огнем «Марс-1», которая была принята на вооружение под названием «Редан-1» 245 . Кроме того, на эсминцах (проекты 7 и 7-у) и лидерах было произведено увеличение остойчивости путем укладки твердого балласта; уменьшение качки кораблей установкой боковых килей; увеличение запасов провизии и пресной воды; улучшение управления кораблем и артиллерийским и торпедным огнем с модернизацией мостиков и ходовых рубок; усиление изоляции жилых и служебных помещений 246 . Командование ВМФ и флотов настаивало на продолжении работ по линкорам, и проект 24 был передан в ЦКБ-17. Специальная комиссия ВМФ во главе с вице-адмиралом

С. П. Ставицким в начале 1945 г. разработала новое техническое задание на линкор проекта 24, предусматривающий увеличение средств ПВО за счет установки 48×45-мм и 60×25-мм автоматов. Стремление сохранить максимальную скорость 30 узлов и дальность плавания экономической скоростью до 8 тыс. миль потребовало стандартного водоизмещения 75 тыс. тонн.

Сравнение характеристик со строящимися линкорами США требовало увеличения скорости до 33 узлов, наращивания калибра зенитных орудий, что приводило к увеличению стандартного водоизмещения до 80 тыс. тонн. В годы войны ЦНИИ-45 и ВМА продолжали исследовательскую работу по авианосцам, в том числе и изучая данные по иностранным флотам. Наибольшее развитие авианосцы получили в США, ВМС которых сформулировали концепцию авианосцев трех подклассов: тяжелые с базированием до 100 самолетов, легкие - до 40, эскортные - до 20–30. В техническом задании предусматривалась разработка проектов авианосцев на 30, 45 и 60 самолетов и с артиллерией калибром от 25 до 130 мм. Согласно предэскизному проекту 72, разработанному ЦКБ-17 в ноябре 1944 г, авианосец на 30 самолетов с катапультами и аэрофинишерами имел длину 272 м и полное водоизмещение 28 800 тонн, что не соответствовало требованиям флота. В 1945 г. была отработана концепция ВМФ о необходимости создавать два типа авиа носцев: большой - на 60 самолетов и малый - на 30, которая не получила реализации в послевоенное время. Проектирование подводных лодок вело ЦКБ-18, которым руководил главный конструктор большинства довоенных проектов главный инженер ЦКБ Б. М. Малинин. Основное внимание, особенно в первой половине войны, специалисты Научно-технического комитета ВМФ и проектанты ЦКБ-18 уделяли вопросам модернизации и устранению недостатков на подводных лодках, проявившихся в военное время. На всех подводных лодках была внедрена система беспузырной стрельбы торпедами, отработанная до войны. Широко проводилась работа по амортизации осветительных приборов и механизмов. На вооружении подводных лодок перед войной состояли торпеды 53-38 и 53-38У, разработанные в 1939 г. С началом войны от промышленности стали поступать обладавшие большей скоростью торпеды 53-39. Парогазовые торпеды 53-38 и 53-39 по основным показателям не уступали лучшим образцам иностранных торпед, а по надежности, скорости и дальности хода не имели себе равных. Кроме того, велись опытные работы по усилению боевой мощи обычных торпедных субмарин минами. Демаскирующими признаками были шумность подводных лодок, выход на поверхность масленых следов, искрение выхлопов работающих дизелей при движении лодок в надводном положении.

До войны источники шума были недостаточно изучены, не существовало методики их оценки и качественных средств измерения. В годы войны внедрили систему амортизации машин и приборов, в том числе и за счет зарубежных поставок амортизаторов, были созданы малошумные винты и введен периодический контроль уровня шумности подводных лодок. В 1942 г. была осуществлена попытка проверки работы двигателей под водой с использованием трубы для вывода газов и дыма, но эта технология не нашла применения. Широко внедрялась система безобмоточного размагничивания подводных лодок на специальных стендах. Были разработаны и внедрены методы обесшумливания путем нанесения покрытий (обмазки) корпусов лодок. С 1942 г. на подводных лодках стали устанавливаться стабилизаторы глубины «Спрут-1» и приборы ультразвукового наблюдения типа «Дракон-129», позволяющие обнаруживать мины на удалении 900–1300 м. Проектирование подводных лодок в годы войны было направлено в первую очередь на решение текущих вопросов. В период обороны Севастополя возникла проблема снабжения защитников города боеприпасами, топливом, продуктами по морю, надводные транспорты требовали серьезного охранения на переходе и несли большие потери корабли и транспорты. Возникла идея перевозки грузов под водой, для чего был разработан проект 605 подводной баржи, буксируемой подводной лодкой. Расчеты и модельные испытания выявили много проблем, на решение которых не было времени, и от этой идеи отказались.

Необходимость скрытной постановки минных заграждений привела к проведению модернизации подводных лодок типа Щ и М путем установки в булях непрочного корпуса специальных устройств для хранения и постановки мин в море. Испытания, проведенные летом 1944 г., подтвердили требуемую эффективность. На лодках предусматривалась возможность использования торпед или мин, оснащение новыми гидроакустическими и радиолокационными станциями и средствами связи. В 1944 г. был принят на вооружение первый отечественный счетно-решающий прибор (СРП) под шифром ТАС-Л (торпедный автомат стрельбы - лодочный). В конце 1944 г. с подводной лодки К-51 Балтийского флота попытались использовать новейшие парогазовые торпеды типа 53-39. Опыт проектирования подводных лодок показал, что технические задания проекта 611 возможно реализовать лишь при некотором увеличении водоизмещения. После окончания войны и изучения немецкого опыта техническое задание проекта 611 было откорректировано. Проект 608 средней подводной лодки по указанию наркома ВМФ был переработан.

В основе задания лежали технические характеристики немецкой подводной лодки U-250, хотя у нее, по сравнению с проектом 608, более низкие качества плавания под водой: скорость 7,6 узлов и дальность плавания 130 миль. В ходе войны на тральщиках проектов 53 и 53-у было усилено зенитное вооружение, увеличена прочность корпуса, осуществлялась установка электромагнитного трала, выполнялись другие работы 247 . Проект 73 тральщика с двумя дизелями и скоростью полного хода 18,5 узлов, разработанный ЦКБ-32, получил утверждение в январе 1942 г. В августе того же года определили техническое задание на новый тральщик, который должен был оснащаться новыми тралами отечественного и зарубежного производства. Проект 263 водоизмещением 675 тонн был разработан ЦКБ-17 и 31 октября 1942 г. утвержден, но освоить его строительство в условиях войны оказалось не под силу. Проект 253 морского катерного тральщика по заданию флота был разработан ЦКБ-51 в Горьком в двух вариантах - деревянном и стальном. Управление кораблестроения ВМФ рекомендовало стальной вариант катера как наиболее отвечающий условиям Балтики к постройке в Ленинграде.

После вынужденной технологической корректировки катер получил своеобразную угловатую форму, что несколько ухудшило его маневренные качества. Тральное вооружение стотонника, как назвали тральщик Т-351, включало облегченный трал Шульца, катерный параван-трал, буксируемый акустический и катерный электромагнитный КЭМТ-2 тралы. Для использования трала КЭМТ-2 требовались два тральщика, так как электроэнергии одного не хватало. Для ликвидации этого недостатка КБ завода № 189 провело корректировку проекта, в ходе которой был установлен дополнительный генератор, один из трех дизелей перенесен в трюм, что повысило живучесть и остойчивость тральщика. Установили гирокомпас, предусмотрев штурманскую рубку, и усилили зенитное вооружение, установив два 76-мм орудия и два 12,7-мм пулемета. Водоизмещение возросло до 137 тонн, но потеря скорости была незначительной. В 1942 г. был создан торпедный катер проекта 123бис, на котором установили дизель, противопульную броню на пост командира и наводчика. Катера проектов Г-5 и 123 действовали в ближней морской зоне. Для удаленных районов Тихоокеанского и Северного флотов требовались катера с дальностью плавания до 1 тыс. миль. Были разработаны проекты Д-4, 163 и 158 торпедного катера дальнего действия, но они по разным причинам не пошли в серию. ОКБ НКВД при заводе № 640 в Сосновке разработало проект П-26 торпедного катера дальнего действия, который совместным решением наркоматов ВМФ и судостроения в июле 1942 г. был утвержден в качестве единого проекта для создания торпедного катера дальнего действия и малых охотников за подводными лодками. В 1943 г. торпедные катера проекта Г-5 начали вооружать реактивными установками 8-М-8 с 24 направляющими. Согласно спецификации проекта 213 установки размещались на рубке катера вместо пулеметной турели. В тот же период на флот стала поступать бесследная электрическая торпеда ЭТ-80 с неконтактным торпедным взрывателем НВС.

Головной катер ОД-200 проходил испытания на Каспийском море в октябре 1943 г. с положительными результатами. На катере ОД-200 вместо 45-мм полуавтоматов, имевшихся на катере МО-4, был установлен 37-мм автомат, что повышало его возможности по отражению атак вражеских самолетов. Было увеличено количество глубинных бомб с 8 до 12, забронированы боевые посты пулеметчиков, повышена мореходность и установлена аппаратура автоматизированного управления курсом «Янтарь-2». Кроме того, комиссия рекомендовала установить на носу орудие калибром 20–25 мм и вспомогательный мотор, что и было реализовано на серийных катерах. Велись работы по созданию торпедного катера с паротурбинной установкой с прямоточным котлом системы профессора Рамзина. Испытания котлов выявили серьезные недостатки в их схемно-конструкторских решениях, что не позволило закончить работы. Второе направление - создание катеров на воздушной подушке. Под руководством главного конструктора В. И. Левкова был разработан предэскизный проект 171 торпедного катера на воздушной подушке, утвержденный 28 января 1944 г.

Бронекатера предназначались для оказания огневой поддержки Сухопутных войск в операциях на морском побережье и реках, борьбе с кораблями и судами вблизи берегов и в шхерах. Проектирование бронекатера проекта 138 вело ЦКБ-50. На этапе эскизного проекта рассматривалось использование как отечественных, так и импортных главных двигателей 248 . В итоге был выбран вариант с одним двигателем мощностью 1200 л. с. и двумя дизелями по 250 л. с. каждый. В начале 1942 г. КБ завода № 194 по заданию Военного совета Балтийского флота выполнило предэскизный проект малого морского монитора с усиленным бронированием и бензиновым мотором. Характеристики обоих проектов были близки по основным характеристикам, но для дальнейших работ выбран вариант монитора. Дальнейшее проектирование вело ЦКБ-4 (проект 161). Эскизный проект был утвержден в июне 1942 г., а технический - в сентябре 1943 г. Головной монитор был заложен в октябре 1942 г. на Адмиралтейском заводе. Особое внимание в проекте уделялось бронированию монитора, в весовой нагрузке броня составила 37,3%. Основными характеристиками монитора проекта 161 являлись: полное водоизмещение 157,8 тонн, максимальная скорость 13,1 узла, дальность плавания 330 миль, две танковые башни с 76,2-мм орудиями, 37-мм автомат 70-К, пулеметы ДШК и два 82-мм миномета. В качестве главных двигателей использовались два «Паккарда».

Этот бронекатер получил название «шхерный монитор» 249 . В октябре 1943 г. Главный морской штаб выдал техническое задание на проектирование нового бронекатера с вооружением: две 76–85-мм пушки в одноорудийных башнях, два 20–25-мм автомата в одной установке, четыре крупнокалиберных пулемета в двух спаренных башнях. Бронирование должно было защищать одну часть от прямого попадания 37-мм, другую - от 20-мм снарядов, а часть катера вообще не иметь бронирования. Предполагаемая скорость - 12–13 узлов, дальность плавания - не менее 500 миль. Стандартное водоизмещение 130–150 тонн. Разработка бронекатера проекта 186 была поручена ЦКБ-32, одновременно работало над таким проектом и КБ завода № 194. Для дальнейшей работы был выбран проект 161у как более готовый и по характеристикам близкий к проекту 186, который поручалось вести КБ завода № 194. В ходе десантных операций на Черном море выявился факт значительной заливаемости бота (катера без штатного оружия) при волнении 3–4 балла, усугублявшейся перегрузками ботов. В 1944 г. ЦКБ-51 провело доработку проекта, что ненамного повысило мореходность катера. Был отработан новый проект бота, но его строительство в годы войны не велось. Речные бронекатера проектов 1124 и 1125 в годы войны получили от плавсостава высокую оценку. На основе боевого опыта на части этих катеров были установлены реактивные системы М-8, минные устройства, смонтирован подводный выхлоп, проведена замена артиллерии главного калибра, модернизация системы управления огнем, постановки дымовых завес, улучшена видимость из ходовой рубки и выполнены другие работы 250 .

Накануне 1944 г. началось проектирование бронекатера двух типов с 76,2-мм орудиями в башнях и четырьмя крупнокалиберными пулеметами на каждом, с увеличенной бронезащитой корпуса и ходовой рубки. Проекты 190 и 191 были разработаны ЦКБ-52. Параллельно ОКБ НКВД при заводе № 340 в Зеленодольске разработали проекты БКУ-1 и БКУ-2. ВМФ поддержал проекты ЦКБ-52, отметив положительные качества БКУ-2, за исключением большого водоизмещения - 54 тонны. В апреле 1944 г. было утверждено техническое задание, а 30 апреля ГКО поручил оснастить бронекатера 85-мм артустановками. В целом, на флоты поступало все более совершенное вооружение: мины, торпеды, радиолокационные и гидроакустические устройства. Наиболее интенсивно наращивался состав Северного флота.

С этой целью с Балтийского и Тихоокеанского флотов, Каспийской военной флотилии морем, по речным каналам и железной дороге была перебазирована часть надводных кораблей и подводных лодок. Так, Северный флот, получив в течение 1944 г. три подводные лодки, два тральщика, 32 торпедных и 62 противолодочных катера, сформировал новую бригаду торпедных катеров и бригаду траления. Совершенствование надводных кораблей достигалось путем увеличения их скорости, насыщения оружием и ограничения водоизмещения.

Отечественные корабли имели меньшую высоту борта и длину полубака, меньшую ширину корпуса и большее соотношение длины к ширине, что и определяло мореходные качества. Основными недостатками для всех типов кораблей были: недостаточное зенитное вооружение, отсутствие защиты от электромагнитных мин, новейших приборов (гидроакустики, радиолокации, управления огнем и т. д.), недостаточная дальность плавания по сравнению с кораблями других флотов соответствующих классов, отсутствие амортизации механизмов, электрооборудования и приборов, защиты электрооборудования от помех радиоприему и прочее. Основными направлениями совершенствования боевых кораблей были: модернизационные работы на действующих кораблях, корректировка проектов вновь строящихся кораблей, отработка новых типов боевых кораблей.

При этом в основу был положен опыт боевого использования кораблей в ходе Великой Отечественной войны, а также иностранного военного кораблестроения. В результате проводились усиление и модернизация зенитного вооружения, увеличение прочности корпусов кораблей в целом или отдельных узлов, усиление защиты кораблей (размагничивание, броневая защита), вооружение техническими средствами обнаружения и связи (гидроакустическая аппаратура, радиолокация, новая радиоаппаратура), амортизация оборудования, установка противолодочного вооружения («Асдик», «Тамир», глубинные бомбы), защита электрооборудования от помех радиоприему. Таким образом, в годы Великой Отечественной войны, после тяжелых поражений 1941 и 1942 гг., непрерывно увеличивалась насыщенность советских войск эффективными образцами оружия и военной техники. Стрелковое оружие максимально приспосабливалось к условиям ближнего боя, создаваемые образцы обеспечивали высокую надежность и безотказность, снижался вес, повышалась мобильность.

В передовых технических решениях, заложенных в отечественные танки, оптимально сочетались требования обеспечения боевой мощи, защищенности и подвижности. Основными направлениями развития артиллерийского вооружения в годы войны были: повышение мощи артиллерийских систем и боеприпасов, подвижности и маневренности, увеличение скорострельности и дальности стрельбы, бронепробиваемости противотанковой артиллерии. В новых типах советских самолетов повышались летные данные, росла огневая мощь, улучшались защищенность и другие качества. Уровень развития отечественной науки, техники, технологий, организация разработок, производства и поставок обеспечили создание и оснащение Красной армии вооружением и военной техникой, по своему качеству и эффективности не уступавшим, а по ряду характеристик превосходившим вооружение и военную технику вермахта. При этом Германия всецело использовала научно-технический и производственный потенциал практически всей континентальной Европы.

Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 7. Экономика и оружие
войны. - М.: Кучково поле, 2013. - 864 с., 20 л. ил., ил.

Нашу страну во время Великой Отечественной войны обороняли четыре флота – Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский. Все они находились в разных условиях, что влияло на особенности проведения ими боевых операций.

Диспозиция

К началу войны на службе ВМФ СССР находились около тысячи кораблей различных классов. Среди них - 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок. Кроме этого, флот усиливали более 2,5 тысячи единиц авиации и 260 батарей береговой обороны. Это была мощная сила, способная существенно влиять на ход боевых действий как на море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.
Слабых мест у советского флота также хватало. Прежде всего, это низкий уровень оперативно-тактической подготовки командного состава, который обозначился еще во время советско-финской войны. Историки главную вину возлагают на массовые репрессии, в результате которых флот потерял более 3 тысяч грамотных и зрелых командиров. Пришедшие им на смену офицеры, как правило, были плохо готовы к исполнению своих обязанностей. Позднее это стало одной из причин больших потерь и болезненных поражений.
Серьезное препятствие для успешного ведения войны с Германией на море представляла географическая изолированность Северного, Балтийского и Черноморского флотов. Ситуация усугублялась тем, что значительная часть сил (50% торпедных катеров, 45% морской авиации, 40% подводных лодок, 30% тральщиков) находилась на Дальнем Востоке. Этим противник первое время успешно пользовался.
Большие потери на флоте в первый период войны можно объяснить также неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации. Самым неблагоприятным для советского флота был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Однако все неудачи компенсировались ожесточенным сопротивлением советских моряков, из-за чего страны гитлеровской коалиции так и не смогли добиться очевидного преимущества на море.

Черноморский флот

Черноморский флот был одним из самых подготовленных соединений Вооруженных сил СССР. В его состав входили порядка 300 кораблей и катеров разных классов, в частности, 1 линейный корабль, 6 крейсеров, 16 лидеров и эсминцев, 47 подводных лодок, 600 самолетов различных типов. Флот располагал пятью базами: в Одессе, Николаеве, Новороссийске, Батуми и главной в Севастополе.
Уже 22 июня 1941 года немецкая авиация нанесла бомбовый удар по Севастополю. Впрочем, застать врасплох советских моряков не удалось. Атаку отбили благодаря своевременному обнаружению эскадрильи противника радарами крейсера «Молотов». А 25 июня силами Черноморского флота и авиации была нанесена серия ударов по румынской Констанце. Согласно германским данным от попаданий снарядов загорелись несколько нефтяных резервуаров, железнодорожные цистерны, и взорвался поезд с боеприпасами.
До 21 июля советскими моряками была выполнена установка 7115 мин и 1404 минных защитников, которые, к сожалению, в дальнейшем принесли больше потерь Черноморскому флоту, чем противнику. Так, в 1941–1942 годах на своих же минах подорвались три эсминца.
Корабли Черноморского флота принимали участие в обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска и в битве за Кавказ. Не только на море. Черноморцы пополняли ряды морской пехоты и гарнизонов, защищающих города. За ярость в бою немцы прозвали их «черной смертью».
Черноморский флот дольше других сохранял независимость от армейского сухопутного командования, что, по мнению военных специалистов, в конкретных условиях имело гораздо больше отрицательных последствий, чем положительных.
В состав Черноморского флота входил уникальный корабль – зенитная плавбатарея №3, представлявшая собой стальной квадрат с пушками и зенитными пулеметами. Это судно, сконструированное капитаном 1-го ранга Григорием Бутаковым, за 9 месяцев боев сумело уничтожить более 20 немецких самолетов.
Отметился в боях на Черном море и подводник, капитан 3-го ранга Михаил Грешилов. На подлодке М-35 он потопил 4 транспорта противника, а в конце 1942 года, перейдя на лодку Щ-215, добавил к своему боевому счету еще 4 вражеских транспорта и две баржи.
Перелом на Черноморском театре военных действий пришелся на конец 1942-го - начало 1943 года. Высадка на Малую землю 4 февраля 1943 года стала первой с начала войны наступательной операцией Черноморского флота за два года боев.

Северный флот

К началу Великой Отечественной войны Северный флот располагал относительно скромными ресурсами. В строю находились 8 эскадренных миноносцев, из них 2 старых, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, несколько торпедных катеров и тральщиков. Однако в ходе войны флот пополнился авиацией и кораблями с Тихого океана и Каспийского моря.
Военно-географические условия благоприятствовали действиям Северного флота. Расположение Полярного (главной базы флота), Ваенги и Мурманска (тыловой базы) в глубине Кольского залива благоприятствовало их обороне с моря.
Кроме обороны побережья Северный флот обеспечивал внутренние и внешние морские перевозки, а также действовал в районе морских коммуникациях противника, оказывал поддержку приморскому флангу 14-й армии. В 1944 году Северный флот участвовал в Петсамо-Киркенесской операции, в результате которой немцы были полностью выдавлены с территории советского Заполярья.
Вследствие большого скопления немецких мин в 1942 году Северный флот потерял 9 подлодок. В мае этого же года подводная лодка К-23 под командованием капитана 3-го ранга Леонида Потапова перешла к норвежскому берегу для действий против транспортных судов противника. 12 мая субмарине удалось потопить одно транспортное судно, однако из-за повреждения она вынужденно всплыла.
Израненная подлодка вступила в артиллерийскую дуэль, потопив еще два немецких сторожевых корабля. Вызванные самолетом-разведчиком немецкие корабли и авиация окружили лодку, и экипаж, чтобы не сдаться врагу, принял решение погрузиться в морскую пучину.
Много усилий Северный флот направлял на срыв морских перевозок противника вдоль побережья Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года, на первый план вышли части морской авиации.
Всего за годы войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн, а также около 1300 самолетов.

Балтийский флот

Накануне войны Балтийский флот состоял из 2 линейных кораблей, 2 крейсеров, 2 лидеров эскадренных миноносцев, 7 сторожевых кораблей, 2 канонерских лодок, 65 субмарин, также в его составе были минные заградители, тральщики, «охотники» за подводными лодками, катера.
22 июня 1941 года в 3 часа 6 минут контр-адмирал Иван Елисеев отдал приказ об открытии огня по самолетам противника, вторгшимся в воздушное пространство СССР. Это был первый приказ дать отпор гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне.
Балтийское море сравнительно небольшого размера, оно отличается незначительными глубинами и изрезанной береговой линией. Это благоприятствовало использованию минного оружия и организации противолодочной обороны. Противнику часто без помех удавалось минировать воды в оперативных зонах советского флота, из-за чего наши корабли шли на дно, даже не сделав выстрела.
28 августа немцы захватили главную базу Балтийского флота – Таллин, что позволило им заблокировать минными полями надводный флот в Ленинграде и Кронштадте. 30 августа из Таллина в Кронштадт прорвались оставшиеся суда Балтийского флота. Из 200 вышедших судов к месту назначения прибыли 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна, на которых были доставлены свыше 18 тысяч человек.
Наиболее ожесточенные бои на Балтике проходили за Моонзундские острова. В тяжелейших условиях в течение 49 дней корабли флота и части сухопутных войск, уступавшие в численности и вооружении немецкой армии, сдерживали натиск противника. За время обороны Моонзундских островов гитлеровцы потеряли до 25 тысяч солдат и офицеров, много боевой техники и оружия, а также свыше 20 судов.
Успешно в Балтийском море действовал и подводный флот. Ценой крупных потерь ему удавалось периодически прорывать блокаду и нарушать морские коммуникации противника. В январе 1943 года Балтийский флот содействовал сухопутным войскам во время операции по снятию блокады Ленинграда.

Тихоокеанский флот

В ночь с 8-го на 9 августа Тихоокеанский военно-морской флот СССР вступил в войну с Японией. К предстоящим сражениям флот был полностью готов. В его состав входили 2 крейсера, 1 лидер, 12 эсминцев, 19 сторожевых кораблей, 10 минных заградителей, 52 тральщика, 49 «охотников» за подводными лодками, 204 торпедных катера, 78 подводных лодок.
Несмотря на то что наши тихоокеанские ВМС уступали японскому флоту в количестве крупных надводных кораблей, это компенсировалось полным превосходством в воздухе. Среди задач, стоявших перед командующим флотом адмиралом Иваном Юмашевым, – разрушение японских морских коммуникаций между Маньчжурией, Северной Кореей и Японией, а также содействие войскам Дальневосточного фронта в наступлении на приморском направлении.
Первой целью нашего морского десанта была военно-морская базой Сейсин. Утром 14 августа в Сейсине высадились бойцы первого эшелона десанта, 15 августа - второго эшелона. Высадки третьего эшелона не потребовалось, так как сил 6 тысяч моряков оказалось достаточно для овладения городом. Теперь противник был лишен возможности использовать эту базу для переброски подкреплений, техники, боеприпасов из метрополии и для эвакуации раненых и материальных ценностей в Японию.
После взятия Сейсина тихоокеанцы освободили еще два крупных опорных пункта противника - порты Одецин и Вонсан. В последней операции в плен были взяты 6238 японских солдат и офицеров. До конца августа также пали Торо и Маока. В Отомари (ныне Корсаков) высадился советский десант численностью 1600 человек. Японский гарнизон, насчитывавший 3400 человек, был настолько ошеломлен победами русских, что почти без сопротивления сдался в плен.
Силами Тихоокеанского флота были потоплены 2 эсминца, до 40 боевых кораблей, 28 транспортов, 3 танкера, 12 барж и шхун, принадлежащих Японии. В море и в занятых портах захвачены еще свыше ста судов, на аэродромах сбиты и ликвидированы 9 японских самолетов. Артиллерией флота уничтожены несколько десятков береговых и полевых орудий, бронепоезд и многочисленные военные объекты.
После разгрома японских войск в Маньчжурии и на Сахалине были созданы благоприятные условия для освобождения от противника островов Курильской гряды. К 1 сентября Тихоокеанский флот взял под контроль всю южную часть Курил, в плен попали до 60 тысяч японских военных. Курильская десантная операция стала последней операцией Второй мировой войны.

ВМФ СССР понес меньшие потери, чем флот фашистской Германии, и это является однозначным ответом на вопрос: кто воевал лучше. ">


22 июня — День памяти и скорби — день вероломного нападения фашистской Германии. ВМФ СССР в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа, страны и, конечно, для Военно-морского флота. К этой войне тщательно готовились на протяжении многих лет. Вводились в строй современные корабли, усиливалась морская авиация, строились береговые батареи, улучшалось тыловое обеспечение. Была отработана система перевода флотов на повышенные степени боевой готовности.

Сейчас нередко можно слышать высказывания, что действия советского ВМФ в этой войне носили второстепенный, вспомогательный характер и не отмечены крупными победами. Однако факты полностью опровергают эти утверждения. Активные действия наших флотов сорвали попытки фашистов блокировать наши коммуникации. Северные конвои, перевозки по Северному морскому пути, эвакуация гарнизонов Либавы, Таллина, Ханко, а также снабжение Одессы, Севастополя и Малой земли убедительно подтверждают это. Фашисты знали боеспособность нашего флота, и поэтому отказались от ударов со стороны моря.

Состояние ВМФ перед войной

К началу войны в составе ВМФ СССР находилось около тысячи боевых кораблей различных классов (в том числе 3 линкора, 8 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 287 торпедных катеров, 212 подводных лодок), свыше 2,5 тыс. самолетов морской авиации и 260 батарей береговой обороны. (О том, какими были торпедные катера того времени читайте ). В ходе военных действий были сформированы Азовская, Беломорская, Волжская, Днепровская, Ильменская, Ладожская, Онежская и Чудская флотилии. В целом, флот был мощной ударной силой, способной существенно влиять на обстановку как в море, так и в приморской полосе действий сухопутных войск.


Бой кораблей КБФ в Ирбенском проливе
С картины А.А. Ефимова.

Благодаря этому наш флот смог не только отразить внезапное нападение врага, но и с первых же дней войны приступить к решительным действиям. Четыре военных года были наполнены событиями невиданного драматизма и напряжения. Нашим флотам пришлось пережить очень тяжелый первый период войны, когда приходилось оборонять свои базы с суши. Более 400 тыс. моряков ушли на сухопутный фронт, чтобы остановить врага. ВМФ делал все возможное для оказания помощи войскам на приморских направлениях.

Наиболее проблемными вопросами в деятельности ВМФ в предвоенные годы был низкий уровень оперативно-тактической подготовки командного состава всех степеней, а также огневой подготовки кораблей и авиации (со всей очевидностью это проявилось в ходе ). Основной причиной этого были массовые репрессии, в результате которых флот потерял около 3 тысяч наиболее грамотных и зрелых командиров. На смену им пришли люди, как правило, недостаточно подготовленные к исполнению новых обязанностей. Позднее это стало одной из причин наших потерь и ряда неудачных операций.

Серьезную трудность представляла и географическая обособленность Северного, Балтийского и Черноморского флотов, которые не имели возможности оказать друг другу помощь корабельным составом. Положение усугублялось тем, что значительная часть сил ВМФ (50% торпедных катеров, 45% авиации, 40% подводных лодок, 30% тральщиков) находилась на Дальнем Востоке. Противник же имел возможность создавать и усиливать группировки морских сил, превосходившие по количественному и качественному составу советские флоты.

ВМФ в начальный период войны

Война началась с внезапных ударов фашистской авиации по кораблям и базам на Черном и Балтийском морях, на Севере, в зонах Дунайской и Пинской флотилий. Благодаря своевременному переводу флота в полную боевую готовность, эти удары не привели к потерям в корабельном составе. ВМФ вступил в войну организованно и сразу приступил к решительным боевым действиям в невероятно тяжелых условиях, сложившихся в связи с утратой нами значительной части системы базирования. Такая активность и наступательный порыв были присущи нашему флоту на протяжении всей войны.

Моряки сражались с крайним напряжением сил в многочисленных боевых столкновениях, атаках и десантах, порой сливавшихся в многодневные и крупные операции. О чувствительности наших ударов говорят следующие данные: советские моряки уничтожили около 700 транспортных средств противника общей вместимостью свыше полутора миллионов брутто-регистровых тонн и потопили около 600 кораблей и вспомогательных судов. Это были тяжелые, невосполнимые потери, которые подорвали экономический потенциал Германии, а также затруднили пополнение и снабжение ее войск морским путем.


Бой парохода «Александр Сибиряков»
С картины П.П. Павлинова «Полярный «Варяг».

В начальный период войны ВМФ активнейшим образом участвовал в обороне военно-морских баз и ряда приморских городов. Оборона Одессы – 73 дня, Ханко – 164 дня, 250 дней держался Севастополь и, наконец, 900 дней выстоял в блокаде Ленинград! Для сравнения: английская военно-морская база Гонконг оборонялась всего одну неделю. Инициатива, активность и самоотверженность моряков не обходились без значительных жертв. За время войны безвозвратные потери флота составили 154 771 человек, в том числе 10 729 офицеров. Погибло 150 крупных и около 700 других кораблей, катеров и судов, около 5 тыс. самолетов.

Анализ боевых потерь флота

По боевым потерям самым неблагоприятным для ВМФ был период 1941-1942 годов, когда мы потеряли в три раза больше кораблей, чем противник. Это прорыв подводными лодками блокады Финского залива (погибло 7 подводных лодок) и оборона Севастополя (погиб крейсер — подробности читайте в статье , четыре эсминца, две подводные лодки и четыре крупных транспорта). Много малых кораблей потеряла Азовская флотилия при эвакуации частей Крымского фронта. Большие потери этого периода объяснялись неудачами наших сухопутных войск и господством в воздухе немецкой авиации.

В ходе наступательных операций боевые силы флотов наносили удары по коммуникациям противника, высаживали и обеспечивали десанты, перевозили войска и боевую технику. В результате этого наши потери в боевых кораблях только в 1943 году составили одну треть всех потерь за войну. Зато резко снизились потери в транспортах и вспомогательных судах. В 1944 и 1945 годах боевые потери противника в кораблях значительно превышали наши потери. В целом, можно сказать, что потери ВМФ при решении оборонительных задач были несравненно выше, чем при решении наступательных задач.

Сравнительный анализ потерь кораблей, транспортов и самолетов противоборствующих сторон показал: Советский Военно-Морской Флот понес меньшие потери, чем флот фашистской Германии. Это является однозначным ответом на вопрос: кто воевал лучше.

Основные направления боевой деятельности флота

Высадка морских десантов была одним из основных и наиболее активных видов боевых действий ВМФ. Всего в составе 120 морских десантов было высажено свыше 250 тыс. человек. В обеспечении десантов участвовали до 2 тысяч боевых кораблей и несколько тысяч плавсредств. Несмотря на сложные условия, 80% десантов были высажены успешно. Но были и серьезные неудачи. Трагична судьба многих десантов периода 1941-1942 годов. Это объяснялось слабым взаимодействием с сухопутными войсками, несоответствием выделенных сил задачам десанта, поспешность и низкое качество их подготовки.



С картины В.Г. Пузырькова «Черноморцы».

Деятельность различных сил флота

Опыт Великой Отечественной войны показал, что флот воевал в основном с «берегом». Традиционно морскими операциями были лишь действия по защите или разгрому конвоев. Более 70% усилий ВМФ пришлось на перевозки войск, нанесение ударов по побережью, высадку десантов и минную войну в интересах обороны побережья. Авиация ВМФ вышла на первое место среди ударных сил флота. На ее боевом счету 50% всех транспортных потерь противника. Однако более 70% самолетовылетов морской авиации было совершено против наземных целей, хотя господство в воздухе стало определять и господство на море.

Подводные лодки использовались в основном для борьбы на коммуникациях. При этом эффективность их действий против торговых судов оказалась значительно более высокой, чем против боевых кораблей. Кроме того, подводные лодки оказывали сковывающее воздействие на противника, который постоянно ощущал угрозу ударов из под воды. Крейсера и эсминцы ВМФ сыграли важную роль в обороне приморских городов и баз в первые годы войны. Без них было бы невозможно обеспечивать стратегические перевозки на Севере.

Значительное развитие в ходе войны получила морская пехота. Ее численность в 1945 году достигла 40 тысяч человек по сравнению с несколькими тысячами в 1941 году. Во всех десантах морская пехота высаживалась в первых бросках и после тяжёлого перехода морем вступала в бой с превосходящими силами противника. Решительные действия морских пехотинцев в первом броске во многом определяли успех высадки и всего десанта.

Заключение

Советский Военно-Морской Флот сокрушил морскую мощь врага на Баренцевом, Балтийском и Черном морях, а также обеспечил поддержку наших войск на приморских направлениях. ВМФ внес достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией. Но это было достигнуто огромной ценой. Вечная память морякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Горшков С.Г. Морская мощь государства. 1979 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. 1978 г.
  • Краснознаменный Черноморский флот. 1979 г.
  • «В огне Великой Отечественной». «Морской сборник» № 5 за 1990 г.
  • Сталбо К. «Цена нашей победы». «Морской сборник» № 5 за 1991 г.
  • А как Вы, уважаемый читатель, оцениваете деятельность советского ВМФ в период Великой Отечественной войны в отношении стоявших перед ним задач и в сравнении с деятельностью флотов Германии, США и Великобритании.
    Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Военно-Морской Флот СССР (ВМФ СССР) - существовавший с 1918 по 1992 год военно-морской флот Союза Советских Социалистических Республик, созданный на основе после Октябрьской революции. В 1918-1924 и 1937-1946 годах носил название Рабоче-крестьянский Красный флот (РККФ) ; в 1924-1937 и 1950-1953 годы - Военно-Морские Силы Рабоче-крестьянской Красной армии (ВМС РККА) .

Создание флота

Военно-Морской Флот СССР был создан из остатков Российского императорского флота , который был почти полностью уничтожен в результате Октябрьской революции и Гражданской войны.

В период революции моряки массово покидали свои корабли, а офицеры были частично репрессированы или убиты, частично присоединились к Белому движению или ушли в отставку. Работы по постройке кораблей были остановлены.

Основой военно-морской мощи Советского флота должны были стать линкоры типа «Советский Союз», и строительство современного флота являлось одной из приоритетных задач СССР, но начало Великой Отечественной войны помешало реализации этих планов.

Рабоче-крестьянский Красный флот принял участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов , которое свелось в основном к артиллерийским дуэлям между советскими кораблями и финскими береговыми укреплениями.

Вторая мировая война

В 1941 году в результате нападения армии нацистской Германии на Советский Союз, армия Советского Союза понесла огромные потери, множество моряков были переведены в сухопутные войска, а морские орудия сняты с кораблей и превращены в береговые. Особенно важную роль на суше моряки сыграли в боях за Одессу, Севастополь, Сталинград, Новороссийск, Туапсе и Ленинград.

Подводная лодка типа М.

Cостав Красного флота в 1941 году

ВМФ СССР в канун Великой Отечественной войны

К 1941 году ВМФ Советского Союза включал в себя Северный, Балтийский, Черноморский и Тихоокеанский флот.

Кроме того, в его состав входили Дунайская, Пинская, Каспийская и Амурская флотилии. Боевую мощь флота определяли 3 линкора, 7 крейсеров, 44 лидера и эскадренных миноносца, 24 сторожевых корабля, 130 подводных лодок и более 200 кораблей различных классов – канонерки, мониторы, торпедные катера, вспомогательные суда….. 1433 самолета насчитывала морская авиация….

Силы Краснознаменного Балтийского флота составляли 2 линкора, 2 крейсера, 2 лидера, 17 эсминцев, 4 минных заградителя, 71 подводная лодка и более 100 кораблей класса поменьше – сторожевики, тральщики, торпедные катера и другие. Приданная флоту авиация насчитывала 656 самолетов.

Северный флот, образованный в 1933 году к 1941 году имел 8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 охотников за подводными лодками, всего 15 подлодок. ВВС флота имел в своем распоряжении 116 самолетов, но половину из них составляли устаревшие гидросамолеты. На кораблях и в частях флота насчитывалось 28 тысяч 381 человек личного состава.

К началу Великой Отечественной войны на Чёрном море был создан хорошо оснащенный по тому времени флот в составе 1 линкора, 5 крейсеров, 3 лидеров и 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 2 бригад торпедных катеров, нескольких дивизионов тральщиков, сторожевых и противолодочных катеров, ВВС флота (св. 600 самолётов) и сильной береговой обороны. В состав Черноморского флота входили Дунайская (до ноября 1941) и созданная в июле 1941 Азовская военная флотилии.

В состав ТОФа входили: 2 лидера эскадренных миноносцев - "Баку" и "Тбилиси", 5 эскадренных миноносцев, 145 торпедных катеров, 6 сторожевых кораблей, 5 минных заградителей, 18 тральщиков, 19 охотников за ПЛ, 86 ПЛ, около 500 самолетов.

С такими силами флот встретил известие о начале ВОВ.

В августе 41-го, после нападения гитлеровцев, в распоряжение ВМФ были «откомандированы», пройдя соответствующее переоборудование и вооружение, 791 гражданское судно и 251 корабль пограничной охраны. Для нужд «краснознаменного флота» было сформировано 228 батарей береговой обороны, 218 зенитных батарей и три бронепоезда.

В состав Красного флота в 1941 году входили:

  • 7 крейсеров (включая 4 легких крейсера типа «Киров»)
  • 59 эсминцев (включая 46 кораблей типа «Гневный» и «Сторожевой»)
  • 22 патрульных корабля
  • некоторое количество более мелких кораблей и судов

В постройке в различной степени готовности находились еще 219 кораблей, включая 3 линкора , 2 тяжёлых и 7 лёгких крейсеров , 45 эсминцев и 91 подводная лодка .

За годы Второй мировой войны США и Великобритания передали СССР по программе ленд-лиза корабли, катера и суда суммарным водоизмещением 810000 тонн.

Боевые действия флота

После захвата немецкой армией Таллина Балтийский флот оказался заблокированным минными полями в Ленинграде и Кронштадте. Однако надводные корабли продолжали играть важную роль в обороне Ленинграда - активно участвовали в противовоздушной обороне города и обстреливали немецкие позиции из орудий главного калибра. Один из примеров героизма моряков - действия линкора «Марат» , который продолжал сражаться и вести огонь из орудий главного калибра до конца войны несмотря на то, что еще 23 сентября 1941 года в результате атаки немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87, корабль был фактически разломлен на две части и находился в полузатопленном состоянии.

Подводным лодкам Балтийского флота удавалось прорывать морскую блокаду и, несмотря на потери, они внесли большой вклад в разрушение морских коммуникаций противника на Восточноевропейском театре военных действий.

Холодная война

Военный потенциал США уже к середине 1940-х годов был огромным. В составе их вооруженных сил было 150 тыс. различных самолетов и самый большой в мире флот, имевший свыше 100 единиц одних только авианосцев . В апреле 1949 года по инициативе США был создан военно-политический блок Организация Североатлантического договора (НАТО), вслед за которым были организованы еще два блока - СЕНТО и СЕАТО. Цели всех этих организаций были направлены против социалистических стран.

Международная обстановка диктовала необходимость противопоставить объединенным силам капиталистических стран объединенную мощь социалистических государств. С этой целью 14 мая 1955 года в Варшаве главами правительств соц. стран был подписан коллективный союзнический Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который вошел в историю как Варшавский Договор.

Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны

В первые же послевоенные годы Советское правительство поставило задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота. В конце 40-х - начале 50-х годов на флот поступило значительное количество новых и современных крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, а корабли предвоенной постройки проходили модернизацию.

В то же время большое внимание уделялось совершенствованию организации и повышению уровня боевой подготовки с учётом опыта Великой Отечественной войны. Были переработаны существовавшие и разработаны новые уставы и учебные пособия, а для удовлетворения возросших кадровых потребностей флота была расширена сеть военно-морских учебных заведений.

Техника и вооружение ВМФ СССР на конец 1980-х годов

Авианосцы Рига и Тбилиси.

А. С. Павлов приводит следующие данные по составу ВМФ СССР на конец 1980-х годов: 64 атомные и 15 дизельных подводных лодок с баллистическими ракетами, 79 подводных лодок с крылатыми ракетами (в том числе 63 атомные), 80 многоцелевых торпедных атомных подводных лодок (все данные по ПЛ на 1 января 1989 года), четыре авианесущих корабля, 96 крейсеров, эсминцев и ракетных фрегатов, 174 сторожевых и малых противолодочных корабля, 623 катера и тральщика, 107 десантных кораблей и катеров. Всего 1380 боевых кораблей (не считая вспомогательных судов), 1142 боевых самолёта (все данные по надводным кораблям на 1 июля 1988 года).

На 1991 год на судостроительных предприятиях СССР строилось: два авианосца (в том числе один атомный), 11 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 18 многоцелевых атомных подводных лодок, семь дизельных подводных лодок, два ракетных крейсера (в том числе один атомный), 10 эскадренных миноносцев и больших противолодочных кораблей и др.

Организация

По состоянию на конец 1980-х годов Военно-Морской Флот СССР организационно состоял из родов сил:

  • подводных
  • надводных
  • морской авиации
  • береговых ракетно-артиллерийских войск
  • морской пехоты

В состав флота также входили подразделения и части специального назначения, корабли и суда вспомогательного флота, а также различные службы. Главный штаб ВМФ СССР находился в Москве.

В состав ВМФ СССР входили следующие флотские объединения:

  • Краснознаменный Северный флот

    После распада СССР и окончания Холодной войны ВМФ СССР был разделён между бывшими советскими республиками. Основная часть флота перешла к России и на её основе был создан Военно-Морской Флот Российской Федерации .

    По причине последовавшего экономического кризиса, значительная часть флота была утилизована.

    Пункты базирования

    В разные годы ВМФ СССР зарубежными пунктами материально-технического обеспечения (ПМТО ВМФ СССР):

    • Порккала Удд, Финляндия (1944–1956);
    • Влера, Албания (1955-1962);
    • Сурабая, Индонезия (1962);
    • Бербера, Сомали (1964–1977);
    • Нокра, Эфиопия (1977–1991);
    • Виктория, Сейшельские острова. (1984-1990);
    • Камрань, Вьетнам (1979-2002)

    И это лишь малая часть системы базирования советского флота – ВМФ СССР успел «засветиться» во множестве других мест:

    • Военно-морская база (ВМБ) Сьенфуэгос и узел связи ВМФ «Прибой» в местечке Эль-Габриэль, Куба);
    • Росток, ГДР;
    • Сплит и Тиват, Югославия;
    • Свиноустье, Польша;
    • Ходейда, Йемен;
    • Александрия и Марса-Матрух, Египет;
    • Триполи и Тобрук, Ливия;
    • Луанда, Ангола;
    • Конакри, Гвинея;
    • Бизерта и Сфакс, Тунис;
    • Тартус и Латакия, Сирия;
    • Учебный полигон морской пехоты на о. Сокотра в Аравийском море, Йемен.

    Кроме этого ВМФ СССР использовал станции прослушивания в Польше (Свиноустье), Германии (Росток), Финляндии (Порккала-Удд), Сомали (Бербера), Вьетнаме (Камрань), Сирии (Тартус), Йемене (Ходейда), Эфиопии (Нокра), Египте и Ливии.

    Префикс кораблей и судов

    Корабли и суда, принадлежавшие ВМФ СССР, не имели префиксов в своих названиях.

    Флаги кораблей и судов

    Военно-морской флаг СССР представлял собой прямоугольное полотнище белого цвета с соотношением сторон 2:3, с узкой полосой синего цвета вдоль нижней кромки. Над синей полосой в левой части флага изображалась красная звезда, а в правой - красные серп и молот. Флаг был принят 27 мая 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР № 1982/341 «О военно-морских флагах Союза ССР».

    Знаки различия

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Ладинский Ю. В. На фарватерах Балтики . - Военные Мемуары. - Москва: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1973. - 160 с.
    • Ачкасов В. И., Басов А. В., Сумин А. И. и др. Боевой путь Советского Военно-Морского Флота . - Москва: Воениздат, 1988. - 607 с. - ISBN 5–203–00527–3
    • Монаков М. С. Главком (Жизнь и деятельность Адмирала флота Советского Союза С. Г. Горшкова) . - М.: Кучково поле, 2008. - 704 с. - (Библиотека клуба адмиралов). - 3500 экз. -