Как научиться учиться самостоятельно? Как рационально использовать свое время? Как заставить себя учиться, если все лень. Как побороть лень и начать учиться, когда нет особого желания

Безусловно, учиться не так уж и просто. Зачастую, просто всё только на словах. А потому нередко возникает вопрос, как заставить себя учиться? Действительно, как? Есть ли определённая мотивация, позволяющая это сделать или нет?

Изо дня в день школьникам приходится ходить в школу, сидеть на уроках, запоминать новую информацию, что-то записывать, отвечать на вопросы учителей, писать проверочные и контрольные работы. Это всё понятно, здесь главное пойти в школу, а дальше всё идёт по накатанной. Но что же делать после школы? К примеру, как вернуться домой и продолжить обучение: читать параграфы, самостоятельно изучать новое или закреплять знания, полученные в школе? Далеко не все дети делают домашние задания – молчим уже про самостоятельное изучение тем, пропущенных в учебном заведении или о подготовке к сложной контрольной работе. Как ни крути, обучение – это огромнейший труд, требующий небывалой выдержки. Но где же ей взяться у ребёнка? У детей все проблемы решаются очень просто – не понравился предмет, его можно прогулять; не выполнить домашние задание.

Таким образом, мы пришли к выводу, что заставлять ребёнка учиться – не совсем правильный подход. Здесь нужна аккуратность. Более того, на одной лишь аккуратности далеко не уедешь, и ребёнок может сесть на голову. Но ребёнок – это лишь полдела… как заставить себя обучаться чему-то новому и действительно нужному?

Чаще всего подобными вопросами задаются именно студенты . Дело в том, что за школьной партой ещё есть определённый контроль, а студент – это тот же школьник, но посвящённый самому себе: никто не следит за твоей успеваемостью; родители перестают столь сильно подгонять за неуспеваемость. После школы, как Вы поняли, контроль из рук преподавателей уходит в руки самого ученика. Родители и преподаватели относятся к тебе совсем иначе, думая, что ты уже достаточно взрослый человек и можешь сам сделать выбор; сам понять, что хорошо, а что плохо. Однако, с этого самого момента буквально ударяет в голову некое “опьянение” представленностью самому себе. И это касается не только юношей, но и девушек. Далеко не до всех вовремя доходит, что вечно этот период длиться не может и при ведении разгульного образа жизни они попросту скатятся вниз. Сегодня мы ответим на этот каверзный вопрос: «Как заставить себя обучаться и найти правильную мотивацию?». Притом ответ подойдёт не только школьникам, студентам, но и вообще любому человеку, который по тем или иным причинам должен учиться, но всё никак не может сконцентрироваться на самом процессе.

Способ первый: правильная постановка задачи

Без правильно поставленной задачи сконцентрироваться на обучении будет ужасно сложно. Ученик (то есть, Вы) должен определить конечную цель – если хотите, выгоду, которую он получит. Вы не должны думать о том, как принудить себя учиться – это неправильно. Ваши мысли должны быть целиком направлены на то, как начать учиться хорошо – своеобразный аналог четвёрок и пятёрок в школьном журнале.

Ведь обучаться можно по-разному. Сегодня Вы обучаетесь дистанционно: сидите за компьютером и кушаете что-нибудь. Разве так можно запомнить хоть часть информации, поступающей в мозг? Вряд ли.

Таким образом, мы пришли к выводу, что без правильно поставленной цели (задачи) невероятно сложно сфокусироваться на обучении. Вы должны понимать, что конкретно хотите. Если будете пытаться заставлять себя обучаться, тогда Ваше подсознание попросту начнёт противиться всему постигаемому материалу. Важно, чтобы Вы получали удовольствие от процесса следования к своей цели, а не от «прогулов» занятий.

Способ второй: иная формулировка вопроса

Вернёмся к студентам. К примеру, если поставить вопрос ребром: «Как закончить этот семестр на отлично?» или «Как поднять уровень знания?», то Ваш мозг в автоматическом режиме начнёт искать способы получения хороших отметок. Иными словами, мозг будет подбирать нужные Вам варианты, благодаря чему удастся добиться положительного результата.

Способ третий: психологическая подоплёка

Вы не должны насильно заставлять себя учиться. Опять же, когда есть определённая цель и Вы жаждите всеми силами её достичь, тогда процесс обучения идёт более легко и непринужденно. Веская причина – это всё, что Вам нужно, чтобы разрушить психологический барьер. Благодаря этому Вы довольно быстро достигнете ощутимых успехов.

Поиск мотивации – способ разрушить любую стену, любой барьер. Как уже было сказано выше, Вам нужна мотивация . Вы должны хорошенько сесть и подумать над тем, чего добьётесь, если прямо здесь и сейчас будете тратить время на обучение. Задумайтесь, зачем Вы вообще начали всё это? Зачем пришли к поиску стимула? Зачем задались вопросом: «Как заставить себя обучаться?»

Мотивации могут быть самыми разными. От совсем банальных до более продвинутых. Возьмём в пример, опять же, студентов. На одного может повлиять мотивация такого типа: если не сдашь зачёты, тебя отчислят – родители устроят взбучку. Кому-то этого будет явно недостаточно. Что касается парней, то многих пугает армия: если отчислят – до неё рукой подать. Здесь всё довольно уникально и только Вы способны разобраться, что конкретно Вам поможет засесть за учебники.

На кого-то могут подействовать более долгосрочные перспективы. К примеру, если Вы закончите учебное заведение на отлично, сможете найти приличную работу и достаточно быстро продвинуться по карьерной лестнице, благодаря чему будете зарабатывать предостаточно, чтобы ни в чём себе не отказывать. Другим же данные перспективы могут показаться бредом: а что, если я не устроюсь на такую работу и так далее?! Здесь могут сыграть свою роль более близкие и реалистичные перспективы: закрою первый семестр без троек, буду получать повышенную стипендию, да ещё и отец обещал купить новый телефон.

Конечно же, мы не можем предугадать, что именно подействует на Вас. Однако, стимул должен быть, однозначно. И Ваше домашнее задание заключается в том, чтобы разобраться со своими мыслями, ведь только Вы способны зацепиться за собственную мотивацию. Не прекращайте поиски до тех пор, пока не почувствуете уверенность в себе. Правильный стимул помогает не только с учёбой, он пригодится Вам и по жизни – с его помощью можно забраться на невиданные Вам ранее высоты!

Знаем, что данную статью могут читать и родители детей, которые совсем забросили учёбу. Поэтому мы предлагаем решение и им. Вы должны влезть в шкуру своего ребёнка, понять, по каким причинам он перестал нормально учиться. Так как же заставить ребёнка учиться лучше? Ведь это по большей мере нужно именно ему. Зачастую мотивация обучаться попросту пропадает из-за того, что у Вашей дочери или сына возникли какие-либо конфликты с другими детьми. Наиболее часто подобное происходит с подростками – у них отпадает всяческое желание обучаться в школе или любом другом заведении. Поэтому они зачастую спускают всё “на тормозах”.

Способ четвёртый: обустройство рабочего места

Вы даже не представляете, насколько сильно зависит желание обучаться от места, в котором проходит процесс. По сути, вопрос мелочный, но именно правильно обустроенное рабочее место может сказаться на успеваемости школьника, студента и даже взрослого человека.

Безусловно, далеко не всегда от этого появляется желание что-либо делать, но процесс выполнения задания идёт значительно веселее и быстрее. Более того, качество также зависит от места, где выполняется домашнее задание.

Конечно же, лежать на кровати и смотреть в экран ноутбука или планшета – это удобно, и даже приятно. Но, как бы это не звучало, такую работу можно смело назвать неэффективной. Ну разве можно работать на том месте, где Вы обычно спите? Уже спустя десять минут Вас начнёт клонить в сон. И, поверьте на слово, вскоре Вы сломаетесь и ляжете спать со словами: «Доделаю потом». Разве не так?

Если большая часть обучения проходит в домашней обстановке, Вам придётся найти место, где Вас не тянет в сон. Напротив, ассоциации с этим местом должны быть сугубо противоположными. Свяжите его с делами, обучением. Также важно, чтобы рядом с Вами не было ни компьютеров, ни телефонов, ни планшетов – всё это отвлекает от рабочего процесса. Пусть рядом останутся лишь самые необходимые вещи.

Любая техника, подключённая к Интернету – это Ваш потенциальный враг. Мы все тесно привязаны к социальным сетям. Достаточно услышать, что в ВКонтакте Вам пришло сообщение, как уже хочется ответить на него поскорее. Благодаря этому Вы часто теряете мысли, а потом заново настроиться на обучение всё сложнее и сложнее.

Запомните: посещать интересные сайты, смотреть фильмы, слушать музыку и даже играть в компьютерные игры (или игры на смартфоне/планшете) тоже можно, но лишь тогда, когда Вы полностью свободны от учёбы и уже сделали всё необходимое.

Убрали с рабочего стола компьютер и всю технику? Вы – молодец! Но чего-то не хватает, ведь так? Стол словно кажется каким-то не совсем уютным, да? Всё дело в привычке. Вы подсознательно всё ещё хотите оторваться от учёбы на секундочку и прочесть сообщение от друга или подруги. Решение есть! Достаточно сделать небольшую перестановку на столе – разложите учебные принадлежности так, чтобы ощущение скучности и унылости этого места Вас покинуло. Пусть стол выглядит красиво – заставьте его яркими канцелярскими товарами, поменяйте освещение – комната должна быть максимально светлой. Лучший вариант – размещение рабочего стола у окна. Искусственное освещение не может заменить нам солнечный свет. Помимо прочего, на окружающую Вас природу за окном всегда можно отвлечься на доли секунды. Этого более чем предостаточно, чтобы морально отдохнуть от учебного процесса, но притом не потерять темп и навыки.

Как правило, компьютеры, телефоны и планшеты отнимают у нас очень много времени. Одно дело, если компьютер для Вас – это средство получения дохода, совсем другое, если он – средство поразвлечься. Таким образом, Вы тратите неисчерпаемый ресурс бесполезно. Под этим ресурсом мы понимаем время – его всегда недостаточно, поэтому им нужно распоряжаться предельно грамотно. Помимо этого, излучение от компьютера и прочей техники вредит здоровью: ухудшается зрение, появляются самые разнообразные недуги – начиная от проблем с кишечником и заканчивая сбоями в работе нервной системы.

Способ пятый: изменение стиля одежды

Безусловно, само изменение стиля ни к нему не приведёт – оно не заставит Вас учиться, однако, положительный момент в этом всё-таки есть. Правильно подобранная одежда позволяет начать. Да-да, порой именно она является тем самым выстрелом в воздух, после которого бегуны начинают бежать.

Чтобы понять действие одежды следует более наглядно рассмотреть весь процесс. Все мы прекрасно понимаем, чем конкретно отличается плохой ученик от хорошего. Не только повадками и общением, но и стилем одежды. Как правило, хорошие ученики – это люди, которые всегда одеты аккуратно. Они предпочитают строгий стиль, в частности, это относится к представителям сильного пола. Плохой же студент – полная противоположность. Он может ходить в том, в чём ему заблагорассудится. К примеру, это могут быть джинсы и футболка, когда от него требуют костюмчик и белую рубашечку.

Так заложено в психологии человека, что даже самые плохие ученики, сменив стиль одежды на положительный, начинают лучше заниматься. И дело здесь не только в них самих: меняется окружение и отношения, как среди других учеников, так и среди преподавателей.

Первая же мысль, проскакивающая у преподавателей, звучит так: «Неужто Петров решил взяться за ум и наверстать упущенное?!». Да, действительно, достаточно сменить имидж и отношение к Вам в ту же секунду поменяется. Само собой, если о Вас думают в положительном ключе, то Вы на подсознательном уровне не хотите становиться лодырем, ходящим на занятие для “просиживания штанов”.

Способ шестой: учёба – это нескучно, учёба – это увлекательно

Наверняка в Вашем классе или группе есть человек, успевающий всё: он ходит на тренировки, занимает призовые места, прекрасно учится, его любят учителя. Возникает вопрос: «Как ему это удаётся и как мне заставить себя добиться такого же результата хотя бы в учёбе?». Ответ прост: нужно разнообразить процесс обучения.

Посмотрите на свои конспекты и на конспекты тех, кто действительно успевает всё и всегда держится на позитиве. Наверняка у них текст идёт не сплошной пеленой и букв, слов, строк и словосочетаний, а с использованием цветных ручек , определённых пометок и даже цитат. Всё это помогает хоть как-то разнообразить процесс. Скажем больше, подобные конспекты при их чтении (и написании в том числе) запоминаются значительно лучше из-за ассоциаций с определёнными цветами и маркерами.

По сути, такие лекции – это своеобразные шедевры, помогающие более просто ориентироваться в пелене текста и значительно быстрее усваивать необходимый материал. Процесс написания таких лекций можно сравнить с игрой – Вы выделяете из всего сказанного Вашим преподавателем самые интересные моменты: подчёркиваете их, пишите другими ручками или каким-то другим способом выделяете их на общем фоне. Даже самая простая зарисовка, сделанная простым карандашом с использованием линейки – это своеобразная игра. Только не говорите, что Вы всё время считали, что такие люди попросту теряют время, занимаясь всяческой ерундой. Благодаря этой самой ерунде они превращают скучнейшие лекции в интереснейшие занятия, занимаются раскрашиванием и выделяют основные моменты.

Способ седьмой: использование аналогии для запоминания информации

Ассоциативный ряд – сильная штука! Если Вы не можете запомнить какую-либо информацию, постарайтесь подобрать для неё наиболее простой и подходящий аналог. Условно говоря, Вы не можете запомнить «Бородинское сражение», его можно запомнить благодаря аналогии с «Бородинским хлебом». Конечно же, примеры могут показаться не самыми удачными, но лишь Вы сможете привести себе наиболее подходящие ассоциации.

Способ восьмой: интересные канцтовары

На дворе двадцать первый век, а до сих пор ничего лучше обыкновенной тетради и ручки не придумали. Поэтому есть смысл приобрести тетрадь с красивой обложкой или ручку, которая пришлась Вам по душе.

В качестве напоминаний можно использовать стикеры разных цветов. Всё это облегчает процесс обучения, каким бы сложным он Вам на первых этапах не казался.

Те же ручки следует выбирать не только по уровню комфорта при письме, но и по дизайну. Пахнущие чернила ручек – это вообще отдельный разговор, ассоциации с запахами не только поднимают настроение, но и позволяют Вам лучше усваивать материал, как бы это парадоксально не звучало.

Способ девятый: поощрения за достигнутые в учёбе успехи

Поощрение прекрасный способ себя мотивировать на что угодно. К примеру, Вы ужасно любите сладкое, но принципиально перестаёте его есть в наказание себе за неуспеваемость. При условии, что учите один билет или сдаёте один предмет, позволяете себе съесть что-нибудь сладенькое.

Аналогичный способ действует и для детей. Родители могут поощрять своё чадо за определённые успехи. Только здесь нужно знать меру, потому как зачастую полученная четвёрка стоит человеку больших трудов, чем та же пятёрка. Таким образом, Вы должны понять, чем именно можно мотивировать ребёнка получать знания.

Трезвая и честная оценка собственных успехов (или успехов своего чада) – вот, что Вам нужно. Поощрения может заслуживать всё, что угодно: от выполненного домашнего задания и полученной пятёрки до похода в библиотеку и за активную работу на уроке. Ни в коем случае не зацикливайтесь на оценках, ведь порой полученная пятёрка может не соответствовать полученным знаниям.

Способ десятый: набраться мужественности и сделать первый шаг

Самый сложный шаг – всегда первый! Да, действительно, психологически трудно сесть за выполнение домашнего задания или сконцентрироваться на словах преподавателя и записывании конспектов.

Человек – довольно странное существо, нам свойственно всё оттягивать до последнего момента. Хотя лучше распределить подготовку домашнего задания или учение билетов на несколько дней в равных объёмах. Но нет, мы всё откладываем на потом под предлогом каких-то более важных и неотложных дел, домашних забот. Начать что-то делать гораздо сложнее, чем закончить.

Здесь ответом на вопрос: « станет психологический метод двадцати минут. Нужно собрать всю волю в кулак и сесть прямо сейчас за выполнение задания. Если Вы вытерпите его в течении двадцати минут, каким бы оно неприятным для Вас не было, дальше дело пойдёт проще и значительно веселее. Не верите? Самое время проверить данный метод на себе!

Способ одиннадцатый: заставляем себя хорошо учиться с первого дня

Один из лучших способов закончить год с положительными оценками – учиться хорошо с самого начала. Да, это действительно работает. Просто, когда Вы хотя бы месяц учитесь, тратите много времени на подготовку, это входит в привычку. К тому же преподаватели и учителя обязательно это заметят, начнут к Вам лучше относиться и даже местами будут не просто хвалить, а завышать оценки в качестве дополнительной мотивации.

Родители и друзья также не останутся в стороне. Не вздумайте откладывать учёбу на потом, чем раньше Вы начнёте, тем проще Вам будет в дальнейшем. Распределите нагрузку равномерно, не перенапрягайтесь. Благодаря этому и со здоровьем у Вас всегда всё будет в порядке, и появится свободное время на себя, свои дела.

Способ двенадцатый: оставляем меньше работы на дом

Чем больше Вы успеваете на учёбе, тем меньше Вам приходится заниматься обучением в домашней обстановке, не адаптированной для учёбы.

Способ предельно прост, но в этом заключается вся его прелесть – у Вас всегда полно свободного времени и Вы можете пользоваться им так, как Вашей душе угодно, потому что большая часть домашних заданий была сделана ещё на учёбе.

В школе, к примеру, часто случаются ситуации, когда преподаватели опаздывают на уроки или заканчивают его раньше отведённого времени и предлагают Вам посидеть тихонько. Не теряйте ни секунды, выполняйте в это время домашние задания – друзья подождут. Зато благодаря этому Вы сэкономите огромное количество времени.

Способ тринадцатый: конкурсная основа как стимул заставить себя учиться

Попробуйте договориться со своими родителями на конкурс, спонсорами которого они могут выступить. Скажите, что закончите четверть без троек и они приобретут Вам чехол на смартфон или планшет. Или закончите год на одни четвёрки и пятёрки, а родители купят Вам новенький телефон. Вариантов масса.

В конце концов, всегда можно поспорить на эту тему с друзьями. Скажите, что будете получать одни лишь пятёрки по геометрии в течении пары недель, а они, в случае выигранного Вами спора, купят несколько бутылок Вашего любимого напитка. А если проиграете, это сделаете Вы.

Способ четырнадцатый: тайм менеджмент

Правильное управление временем – это также залог успеха в любом деле. Причём действительно в любом. Если Вы научитесь этому искусству в юном возрасте, дальше будет лишь лучше – сможете вовремя сдавать любые работы, заранее планировать выполнение определённых заданий.

Составьте хотя бы примерный режим и старайтесь его придерживаться: учитесь и отдыхайте по нему. Например, придя домой, не садитесь за компьютер – для начала покушайте и сделайте домашнее задание. И только после идите гулять, занимайтесь своими делами.

Развивая подобные навыки, Вы делаете себе огромное одолжение. Они пригодятся Вам на всех этапах Вашей жизни.

Теперь Вы знаете целых четырнадцать способов, как заставить себя учиться и можете использовать их в повседневной жизни, комбинировать в нужном порядке или сосредоточиться на полном освоении лишь одного из них.

Четыре года назад на лекции по «Практической психологии» один из студентов задал мне вопрос «Как бороться с ленью?». Ответ на этот вопрос я решил опубликовать на своей странице ВКонтакте. После публикации на меня обрушился град писем на аналогичную тему. Вопрос «Как бороться с ленью» интересовал и медиков и физиков, и психологов и экономистов, и дизайнеров и программистов, и школьников, и студентов и аспирантов. С теми, у кого была возможность встретиться со мной лично, я работал в своем обычном режиме «очных консультаций». С теми же, кто жил далеко от Москвы, я переписывался по социальным сетям и электронной почте. Через полгода таких «переписок» накопилось около пятидесяти. У меня долго не было времени оформить накопившийся материал во что-то более-менее связное, но летом 2010 года, отдыхая на море, я решил не страдать от безделья, и благо мой ноутбук был со мной, выбрал десяток наиболее интересных писем и, предварительно согласовав отредактированный текст, опубликовал письма в Интернете. С тех пор на эту и другие темы мне написали около 2000 человек. Так и возник этот сайт, который разрастался за счет публикаций историй решения конкретных проблем.

Др. Рауф

Мой мозг отвергает зазубривание информации.

Сколько себя помню учиться никогда не любил но не в том плане в котором все не любят, а мне например было достаточно послушать урок по какому-то предмету и принять к сведению "для себя" просто как стороннюю информацию, признаюсь, иногда даже было интересно, но прилагать усилия к тому, чтобы впихивать в себя досконально все формулы и тексты (выполнять домашнюю работу) в силу своего менталитета я просто не мог, у меня это не получалось "технически", я честно и много пытался, но мой мозг "отвергал" любые попытки насильственного зубрения информации.

Каждый день я собираюсь на учебу, но не иду.

Здравствуйте Рауф. Помогите мне пожалуйста. Может поможете добрым советом или объясните ситуацию мою, если это возможно. Каждый день я собираюсь на учебу, но звенит будильник утром и я не иду(((. Учусь на переводчика на факультете иностранных языков, 5 курс. В сентябре и октябре я прошла практику. Но с ноября не появляюсь в институте. Я безумно не хочу туда идти, уже с конца 3 курса я стала понимать, что это не мое. Что же делать... я в растерянности.

______________________________________

______________________________________

Я ненавижу свою лень и неспособность концентрироваться!

Здравствуйте Рауф. У меня такая же проблема, как и у большинства студентов, хотя порой кажется что только у меня. Не могу заставить себя учиться. Я чувствую что учиться могу, постоянно себе это представляю, все планирую, но это остается только в моих мыслях. Когда дело доходит до уроков, появляется апатия, усталость, неотложные дела. Говорю себе вот еще 10 мин и все, точно сяду и буду делать, но 10 мин перетекают в 30, затем и в час, и так каждый день. Каждый день борьба с собой, не приносящая никаких результатов. Я ненавижу свою лень и неспособность концентрироваться на действительно важных вещах. Чем больше я себя заставляю, тем хуже, ситуация усугубляется с каждым днем.

______________________________________

Хочу бить себя за каждую минуту, проведенную в соцсетях!

Я учусь в 11 классе и в этом году мне сдавать экзамены. С начала года всё было хорошо - я с энтузиазмом готовила уроки, ходила к репетиторам. А потом (недели 3-4 назад) у меня появилось состояние апатии. Я постоянно сижу в интернете, хотя понимаю, что мне нужно сесть за уроки, что не успеваю, но всё равно сижу. Мне стыдно за саму себя перед мамой, перед учителями, я не хочу их подвести и себя тоже, но ничего не могу с этим поделать, я как будто привязана к компьютеру. Я уже без сил, не знаю что мне делать, не знаю, как бороться с ленью, хочу бить себя за каждую минуту, проведённую в соц.сетях.

______________________________________

У меня глобальная проблема (именно для меня). Я был отчислен с 3 курса мединститута. Теперь пришло время еще раз попытаться получить этот чертов диплом! Честно скажу сразу, ученик с меня не очень, я не могу побороть лень. Не то что я ленивый или глупый, но нахожу миллион занятий, пытаюсь делать то, что не столь важно, лишь бы не читать учебник! Пожалуйста обратите внимание на мое письмо и помогите мне побороть лень. Решается жизнь 21-го летнего подростка. SOS.

______________________________________

Никак не могу заставить себя делать все по мере поступления.

Моя проблема во многом схожа с проблемами тех людей, переписка с которыми опубликована на вашем сайте. Однако свою проблему мне решить так и не удалось. Я студент третьего курса, учусь на программиста. Сейчас уже заканчивается семестр, но в зачетке у меня все пару отметок, по экономике и английскому. Во всем остальном - полный провал. В течении семестра я практически ничего не делал, что связано с учебой. В данный момент нужно как-то мобилизовать все силы, чтобы на доп.сессии закрыть большинство предметов, иначе, полагаю, отчисление неизбежно. Но все усилия заставить себя готовиться, тщетны. Каждый семестр обещаю себе, что буду учиться, и каждый семестр думаю о том, что неплохо было бы изучить, что-нибудь дополнительно по специальности. Иногда даже начинаю учить, но через неделю благополучно об этом забываю. Подскажите пожалуйста, что мне делать. Заранее вам благодарен!

______________________________________

Как только начинается сессия, я впадаю в какой-то ступор.

Ситуацию которая сложилась у меня в жизни можно назвать заурядной, я не знаю как побороть лень. Я всегда считал что могу разобраться в себе, но я запутался, я не могу понять, почему так происходит и в чем причина. Я учусь на третьем курсе, и как только начинается сессия, то впадаю в какой-то ступор, доходит чуть ли не до депрессии, я не понимаю как другим удается сдавать сессию без напрягов, мне же тяжело сесть и выучить, тяжело разобраться в материале, как говориться смотрю в книгу - вижу... ну сами понимаете. Я уже стал сомневаться, а правильно ли я выбрал специальность? Туда ли я пошел?

______________________________________

Никак не могу подготовиться к адвокатскому экзамену.

Здравствуйте Рауф. У меня такая проблема. Я решила попробовать сдать адвокатский экзамен (у меня высшее юридическое образование). Экзамен через два месяца. Документы уже подала. Проблема в том, что я ленюсь – то чувствую себя уставшей - мозг не соображает, то надо какие-нибудь дела поделать, из серии - что бы поделать, чтобы ничего не делать, то начинаю себя накручивать, представляя как я буду на вопрос на экзамене отвечать, что будут дополнительно спрашивать, после этого вообще ничего учить невозможно. Мешает то, что я постоянно себе говорю - вот, дескать, надо было учить все это еще в ВУЗе, а не по шпорам или "на авось" сдавать. В общем непонятно что со всем этим делать.

______________________________________

За час я сделала один-единственный вопрос! Но у меня еще 32 вопроса!!!

Я сейчас учусь на втором курсе исторического факультета. Выбор сделала сама, но учиться мне не слишком нравится. Сейчас идёт третья по счёту сессия в моей жизни, но, к сожалению, ничего не изменилось: сделать ничего не получается, не могу заставить себя учиться. Экзамен через три дня. Нужно садиться и готовиться. Вчера заставила. Села. За час сделала один-единственный вопрос! Чётко, с конспектом, всё запомнила, но у меня ещё 32 вопроса! Я люблю учиться и узнавать новое, но терпеть не могу, когда это оценивают и ограничивают. К примеру, я обожаю французский язык, но ненавижу его как предмет. Знаю, что похожих историй к Вам приходило много, но очень прошу помочь! Как мне побороть свою лень? Как уговорить себя что-то делать, если я вполне могу, но не хочу?

______________________________________

Не знаю, как заставить себя взяться за диссертацию.

Я аспирантка первого года обучения. Всегда мечтала поступить в аспирантуру, и вот теперь, когда, казалось бы, все сложилось так, как я хотела, на меня напала чудовищная апатия - я не могу заставить себя заниматься диссертацией. Такое состояние для меня в общем-то не характерно - я всегда любила учиться - и в школе, и в университете, учеба давалась мне легко. Но теперь, при одной мысли о работе над диссертацией я мрачнею и ищу повод как-нибудь от нее увильнуть.

______________________________________

Как правильно бороться с ленью.

Сколько раз я слышал - как только мы садимся и пытаемся что-нибудь делать, на нас нападает необъяснимая апатия, нашу волю как будто парализует. Возникает ощущение, что нет никаких сил - ни моральных, ни физических. И вот тут в голове у человека и возникает мысль – я ленивый, это меня лень одолела. Сделав такой вывод, человек сначала пытается с ленью бороться. Он собирает в кучу остатки воли и заставляет себя учиться или работать. Помогает ненадолго, через какое-то время лень возвращается и становится еще сильнее. Сделав несколько аналогичных попыток человек вешает на себя ярлык – «я ленивый и ничего с этим поделать нельзя».

______________________________________

Почему мы делаем только то, что надо, а не то, что хочется?

Я студентка второго курса. Специальность дизайн. Обращаюсь, наверное, с совершенно обычной для многих студентов проблемой: не могу заставить себя учиться. Времени до сессии остается все меньше и меньше, а долгов все больше и больше. Не могу сказать, что на меня "напала" лень, но какая-то апатия. Совершенно ничего не желаю делать. Не потому что мне стыдно прийти неподготовленной, или ничего не понимаю на лекциях, а просто совершенное нежелание к чему-либо. Не получается разобраться «почему?». Надеюсь на вашу помощь.

______________________________________

Понимаю, что ничего не понимаю.

Я студентка 3 курса очной формы обучения. В перспективе - юрист. У меня никогда не было проблем в учебе, всегда закрывала сессии без троек. Однако в этом году никак не могу взять себя в руки и заставить себя учиться полноценно. Прихожу домой и начинаю тянуть время, чтобы не учить. В конце концов пересиливаю себя, но на практике понимаю, что "ни черта не понимаю", а времени уже нет - обычно на часах 1-2 ночи. Затем я сплю часа 4, утром еще читаю и с кашей иду в вуз. На семинарах, извините, лажаю, преимущественно молчу, и если спрашивают - получаю оценки хуже, чем могу заработать. Возвращаюсь домой, часа 2 сплю,потому как мозг не соображает, а потом все по новой. Часто плачу. Примерно недели через 3 такого режима я поняла, что начинаю сходить с ума и не перевариваю свой вуз категорически.

______________________________________

Когда сажусь за уроки, то ли хочется спать, то ли просто лень.

Мне 16 лет, учусь я в 11 классе. И я никак не могу заставить себя учиться. Приходил домой и сразу садился за компьютер, думал что проблема только в нем. Но теперь, когда я от него отказался, понял что ошибался. Когда сажусь за уроки, появляется странное чувство, то ли хочется спать, то ли просто лень. У меня скоро экзамены, и я не знаю как буду их сдавать, если буду продолжать в том же духе. Хотел бы узнать есть ли какие-нибудь методы, которые мне помогут? Буду очень признателен за помощь.

______________________________________

Мне стыдно, что я не могу учиться! Я сейчас учусь на 3 курсе, до этого училась хорошо а сейчас скатилась до троек. Совершенно не могу учиться. Хотя в следующем году уже получать диплом (я бакалавр). Не могу просто заставить себя сесть почитать и запомнить. Боюсь отвечать на экзамене, хотя раньше все хорошо было. Родители тоже ругают за каждый "промах" в учебе. Руки опускаются…, вот вроде как хочу начать учиться, но не могу.

______________________________________

Я как будто бы разучилась учиться.

Здравствуйте Рауф! Странствуя по Интернету я наткнулась на ваши статьи по психологии, отношения между полами, типы женщин и мужчин. Но больше всего заинтересовала ваша переписка с одним парнем, который жаловался на лень и не способность учиться. Моя проблема заключается в том, что я будто бы разучилась учиться. Вот не получается запоминать большие объемы информации. Каждый раз когда надо садиться за книги (начинаю в 6-7 утра) и в течении всего дня, я просто веду с собой междуусобные войны, чтобы заставить себя учиться. И часто проигрываю. Мне все твердят - надо поставить цель! Но я уже отчаялась.

______________________________________

Как заставить себя учиться?

Когда приходит время садиться делать некоторые предметы, я не знаю как заставить себя учиться, сразу на что-нибудь отвлекаюсь и в итоге откладываю учебу на другое время. Вспоминаются какие-либо дела (по комнате (убрать, постирать)), вспоминается что хотел почитать какую либо статью, книгу, пообщаться с каким-нибудь другом, поспать и. т.д. Это приводит к тому, что я сажусь ботать на 15-90 минут позже.

Цель современного образования – научить учиться. Знания не даются в готовом виде – ученики должны сами находить ответы на проблемные вопросы. После окончания школы самообразование и вовсе становится основным средством развития. Наверное, у каждого человека время от времени возникает вопрос «как заставить себя учиться?».

Основа учебной деятельности – . Мотивация – это внутренние и внешние факторы, побуждающие к активности. В структуру мотивации входят:

  • познавательные ;
  • цели и планы по их достижению;
  • интересы.

Каждый из этих элементов важен и должен присутствовать. Но проблема в том, что по направленности мотивация бывает внешней и внутренней. Внутренние мотивы ориентированы на содержание обучения (интерес к самому предмету, цель – получить знания). Внешние мотивы ориентируются на результат – получить диплом, «корочки». В первом случае, когда человек хочет получить знания, с мотивацией проблем не возникнет, как и необходимости заставлять себя. А вот внешняя мотивация как раз обычно и становится предвестником лени и трудностей в обучении.

Как заставить себя учиться

  1. Позаботьтесь о рабочем месте. Минимизируйте воздействие раздражителей, устраните отвлекающие факторы. Если дома такой возможности нет или компьютер соблазняет играми, то уйдите в библиотеку. Не совмещайте занятия с прослушиванием музыки или шумом телевизора. Конечно, если вы не из тех, кого отвлекает полная тишина. Некоторым людям наоборот нужно что-то «для фона». Монотонный шум моря, например.
  2. Сделайте рабочее место приятным, ярким и привлекательным. Украсьте его на свой вкус.
  3. Занимайтесь только на рабочем месте, в идеале – за письменным столом. Не обедайте за этим столом и не учитесь на диване или в кровати. Ваш мозг должен привыкнуть, где и что он делает: кровать – сон и отдых, кухня – прием пищи, письменный стол – обучение. При соблюдении этого порядка концентрироваться на занятиях будет проще.
  4. Действуйте по принципу «раньше начну – раньше закончу». Определите дневной учебный план – сколько часов вы должны позаниматься или что должны усвоить. Обещайте себе, что после того как выполните план, сразу займетесь любимым делом. Но не наоборот!
  5. Постройте учебный план на неделю, месяц, год. Определите цели и значимость их достижения. Оформите это как коллаж. Цели превратите в изображение желаемого результата (картинки), а не просто запишите. Продумайте систему санкций и поощрений.
  6. Делайте разминки и чередуйте активность. Иногда лень – реакция на усталость. Организм сам начинает отвлекаться, когда требует перезагрузку. Делайте зарядку перед занятиями и после. При длительном уроке – во время.
  7. Награждайте себя чем-то приятным за успехи. Например, пообещайте сходить в кино после изучения новой книги. Это внешняя мотивация, но маленький кусочек можно оставить.
  8. Структурируйте информацию, составляйте планы, таблицы, схемы и т. д. Это упрощает усвоение и делает интереснее процесс.
  9. Применяйте полученные знания на практике. Находите примеры в вашей жизни.
  10. Найдите ответственного друга, с которым будете заниматься, оформите это как соревнование. Тут и дух конкуренции, и чувство стыда в случае лени, и контроль со стороны.
  11. Запишитесь на групповые занятия, если это уместно и возможно. Узнайте, есть ли они в вашем учебном учреждении, городе.
  12. Рассказывайте о своих планах друзьям или ведите дневник в интернете. Выставив планы на всеобщее обозрение, вы не захотите прослыть лентяем, неудачником, лгуном.
  13. Не садитесь заниматься голодным. Перед интеллектуальной активностью обязательно съешьте что-то сладкое. Сахар повышает мозговую активность.
  14. Не начинайте занятие в тревожном, взволнованном состоянии. Успокойте эмоциональный фон, позаботьтесь о том, чтобы дурные мысли не отвлекали, и только тогда приступайте к занятиям.
  15. Продумайте тайм-менеджмент, чтобы не сетовать на то, что учеба отнимает все время. Спланируйте свой день так, чтобы и на хобби время нашлось, и на домашние дела, и на учебу.
  16. Ставьте посильные задачи. Обучение должно чуть опережать развитие. Тогда оно будет посильным и интересным. Пересмотрите план, не ставите ли вы завышенные цели. Чрезмерная требовательность не идет на пользу. Маленькими шагами можно легче и быстрее добиться больших результатов. Этот же принцип работает в похудении: мозгу проще принять, что телу нужно похудеть на 5 кг, а потом еще на 5 кг, чем сразу на 10 кг.

Осознайте, что учебный процесс – всего лишь средство достижения цели. Какова тогда ваша цель? Помните о ней. Разбейте на задачи, микроцели. Например, за 3 месяца научиться говорить по-английски, за 4 месяца – писать и т. д. Это пятый пункт из списка.

Интерес к содержанию возникает при интересной подаче материала и при склонностях в этой сфере. Но как бы, например, я ни любила психологию, в ней есть нудные даты, цифры и термины, теории, которые приходится просто заучивать. Подобный материал есть в каждой науке – ничего не поделаешь. Но в остальном можно очень интересно трактовать знания: примеры из жизни, рисунки, видеофильмы, презентации.

В вашем распоряжении весь интернет. По любой теме в нем можно найти массу вариантов подачи материала и в том числе пособия, написанные простыми словами, доступным языком, кратко. Формулировкой «… для чайников» вы никого в интернете не удивите. И форматы любые можно найти: аудио, видео, электронные книги всех форматов.

Если ваша проблема – нежелание ходить в учебное заведение, то проанализируйте причины. Не исключено, что это вызвано с одногруппниками (одноклассниками) или преподавателем. Решите эти конфликты.

Упражнения

Посмотрите на упражнения, развивающие интерес к учебе и повышающие концентрацию . Попробуйте их на практике.

  • Представьте, что вы – предмет, который не вызывает пока у вас интереса. Расскажите от первого лица об этом предмете. Ищите преимущества, говорите о них. Потом снова станьте собой и расскажите от своего лица о преимуществах предмета.
  • Повысьте концентрацию внимания. Для этого запишите на листе названия нескольких цветов и закрасьте другими оттенками. Например, слово «желтый» – черным, «красный» – синим и т. д. Ваша задача – по порядку назвать безошибочно оттенки, а не прочитать слова.
  • Второе упражнение на развитие концентрации: ведите линию на листе и думайте только о ней, как только отвлекаетесь – отступайте вверх. Относитесь к этому как к игре – каждый раз старайтесь улучшить свой результат.

Послесловие

Если интерес к содержанию обучения никак не приходит, подумайте о правильности выбранного пути. Может быть, это не отвечает вашим способностям, склонностям, интересам. Обучение в университете становится в тягость при неверном . А в школе дети не хотят учиться из-за несостоявшегося самоопределения или наоборот при четком понимании дальнейшего пути (прекращают хорошо учиться по одним предметам и акцентируют внимание на других). Обратите внимание на эту проблему.

Заставить себя учиться нельзя. Можно только захотеть учиться. Но для этого нужно понимать ценность самообразования и образования, значимость интеллектуального развития, видеть перспективы обучения. И не просто перспективы, а удовлетворяющие личность перспективы.

Инструкция

Развивайте волю к учебе. Скажите себе, что вас не сможет сломить . Вы сделаете ее, во что бы то ни было. Выполняя такие указания, вы будете действовать с двойным рвением, и будет даваться легче.

Видео по теме

Обратите внимание

Ответ: Нужно поставить перед собой цель. Например: хочу, чтобы в будущем у меня была машина, жена красавица, дом на берегу моря, высокооплачиваемая работа. Или ещё пример: хочу, чтобы родители купили мне ноутбук или мопед, или новый сотик. И идти к этой цели, так сказать учёбой...

Связанная статья

Источники:

  • Как заставить себя учиться? я учусь в 9 классе, прекрасно знаю

Человек учится всю жизнь: получает образование, общается с людьми, проходит различные курсы и тренинги, наконец - он учится на своих ошибках. Бывает, что учиться приходится не по желанию, а по необходимости. Как в этом случае мотивировать себя на учебу?

1. «Зачем?»


Первое, что нужно сделать - четко понять, для чего нужна вам эта учеба. Если у человека есть цель, то его и мотивировать не нужно, потому что он будет стремиться ее достичь. И если цена получения желаемого трехмесячные курсы или шестилетняя учеба в ВУЗЕ - человек заплатит эту цену, чтобы достичь того, что он хочет.


Нередко на этом пути возникают сомнения, страхи, неуверенность в плане «туда ли я иду». Просто представляйте себе конечный итог. То время, когда учеба закончится и вы получите желаемое.


Психологи советуют делать «карты желаний» или «картины мечты» - это плакаты, на которых можно изобразить время, когда цель достигнута. Вот вы в окружении иностранных партнеров в своем офисе, вот вы на своем роскошном автомобиле, вот вы в коллективе, где мечтаете работать. Эти визуализации работают безотказно, потому что с помощью этих картинок подсознание направляет вас именно на те действия, которые нужны для достижения цели.


Если вы не любите слово «надо!», замените его словом «зачем?». Тогда картина будет более четкой и мотивация к учебе будет более сильной.


2. Непонимание или лень?


Можно сказать, что все это и так понятно, все это уже слышали много раз, но вот никак не получается, и все тут. Разберитесь - почему не получается? Возможно, знаний по какому-то предмету недостаточно, и чем дальше, тем сложнее его воспринимать. В этом случае надо обратиться за помощью к репетитору или более товарищам, чтобы помогли восполнить пробелы в учебе.


Возможно, это элементарная лень. Ее трудно распознать, потому что изворотливый человеческий ум найдет тысячу оправданий для безделья, для откладывания «на потом», для невыполнения заданий. А в результате - цель отодвигается от вас все дальше и дальше, и уже чуть видна на далеком горизонте. Лень опасна тем, что это приятное чувство. Если мы понимаем, что показывать раздражение, гнев или обиду неэтично, то лень не считается чем-то отрицательным - наоборот, это повод для шуток, а значит, это не опасно. Между тем лень «съедает» время, возможности и в конечном итоге тот результат, к которому человек так стремился.


Если взять за великих людей, то среди них лентяев не было вообще. Поэтому вывод напрашивается простой: хочешь достичь цели - не ленись. И сделать это не так сложно. Нужно просто каждый день заставлять делать себя то, что нужно. При этом важно помнить, что человек - хозяин своих чувств, мыслей и эмоций. Важно думать позитивно:


  • «я смогу»

  • «я справлюсь»

  • «это легко»

  • «это элементарно»

  • «в этом нет ничего сложного»

  • «тяжело в учении - легко в бою»

Когда каждый день, пусть через силу, одно и то же дело, через 2-3 недели оно становится привычкой и уже не кажется таким трудным. Главное - начать и втянуться, а дальше все пойдет легко и просто. Мозг должен работать: запоминать, анализировать, делать выводы. Это как накачка мышц: сначала трудно, больно и не хочется делать, а потом организм начинает сам требовать движения и тренировки.



3. Интерес


Учиться должно быть интересно - это аксиома. Как найти интерес в учебе, если это сплошная теория? Можно попробовать применить знания на практике. Если вы учитесь бухгалтерскому делу, попробуйте начислить зарплату членам своей семьи за разные виды работы: за приготовление ужина, за стирку или уборку в квартире, за поездку на дачу. Рассчитайте личный или домашний бюджет. Один классик сказал, что теория без практики мертва - именно поэтому так не хочется учить теорию. А если практику превратить в игру - станет еще интереснее.


В каждой профессии отрасли есть люди, достигшие больших результатов. Их можно найти хотя бы среди выпускников вашего ВУЗа. Почитайте про их жизнь, чтобы понять, как они пришли к тому, что имеют на данном этапе. Попытайтесь понять масштаб их мыслей и их устремления, мотивы. Старайтесь брать с них пример. И учите то, что учили они - так быстрее придете к своей цели.


Бывает, что учиться настолько не интересно, что просто больше нет сил. Попробуйте сходить к специалисту по профориентации - возможно, ВУЗ выбран неправильно и вас ждет блестящая карьера совсем в другой области. К сожалению, это бывает очень часто, и люди потом подолгу мучаются на нелюбимой работе, иногда до выхода на пенсию. Многим в дальнейшем приходится переучиваться и менять профессию, потому что они находят то дело, которым им нравится заниматься. Может быть, стоит сразу определиться с той областью, где вам будет интересно работать?


Подводя итог, можно вывести главное: для того, чтобы заставить себя учиться, нужно иметь четкую цель, сильный мотив и интерес к тому, что ты и с чем хочешь связать себя на длительное время. Возможно, на всю жизнь.

Видео по теме

Все знают о том, что учиться не так то и просто, как может показаться на первый взгляд. Каждый день ученику приходится собираться в школу, сидеть на занятиях, запоминать массу новой информации, записывать её, отвечать перед всем классом и писать контрольные. Но это ещё не самое сложное, так как кроме этого им приходится возвращаться домой, где опять продолжать своё обучение – читать параграфы, выполнять упражнения, полученные на дом, учить стихотворения и решать сложные задачи. Поэтому, что не говори, а обучение – это титанический труд, особенно для ребенка. Нет ничего удивительного в том, что при таком жестком режиме не все дети выдерживают, некоторые из них начинают прогуливать уроки, не выполнять домашние задания и т.п. Однако заставлять ребенка учиться – это не самый верный выход из ситуации. Подходить к учебному процессу нужно аккуратно, а главное- правильно!

Поставьте задачу правильно! В первую очередь, Вы (ученик) должны правильно поставить себе задачу или цель. Думайте не о том, как заставить себя учиться, а о том, как начать хорошо учиться, ведь Вы всё равно, по сути, учитесь и будете учиться дальше. Формулировка задачи очень важна, человек существо довольно странное и если Вы будете принуждать себя к чему-либо, то Ваше подсознание будет противиться этому, и будет мешать выполнять запланируемые задачи (учить уроки, слушать преподавателя и т.д.). Причем от такого непослушания будете получать гораздо больше удовольствия, чем от следования своей цели.

Если Вы сформулируете себе вопрос иным образом, например: «Как закончить этот год на отлично?» или «Как начать хорошо учиться в этом семестре?», то Вы не заметите, как начнете искать способы получить хорошую отметку в школе, то есть Ваше сознание начнет работать в содействии с подсознанием, ориентируясь на положительный результат.

Психологический аспект очень важен в обучающем процессе, поэтому старайтесь не заставлять себя учиться, а искать вескую причину, которая может изменить Ваше отношение к учебе в благоприятном направлении. Но об этом в следующем пункте.

Найдите мотивацию (причину) учиться хорошо. Как мы уже сказали, повод к обучению – лучший метод в обучении. Ваша задача заключается в том, чтобы найти стимул, который бы сработал именно в Вашем случае. Мотивации бывают разного характера, к примеру, на некоторых действует такая фраза: Если ты не начнешь учиться, то уже в следующем семестре тебя отчислят из учебного заведения!Хотя на другого человека этот призыв ну никак не подействует.

Для большинства хорошей мотивацией является перспектива, однако для одних работает долгосрочная перспектива: Если я закончу этот ВУЗ на отлично, то смогу устроиться на работу с высоким окладом и возможностью передвигаться вверх по карьерной лестнице.Для других перспектива должна быть более близкой и реальной: Если закончу последний семестр хорошо, то отец купит путевку в лагерь, куда я поеду с друзьями на всё лето!

Мы не знаем, что может заставить учиться именно Вас, однако мы точно знаем, что такая мотивация есть. Найдите её! Вообще мы бы сказали, что стимул учиться занимает одну из главенствующих ролей в учебе, если он найден и используется учеником, то он способен достичь неимоверных успехов.

Если Вы родитель и читаете эту статью в надежде того, что сможете понять, как заставить ребенка учиться, то мы бы посоветовали узнать о его отношениях в классе. Иногда мотивация учиться исчезает именно из-за конфликтов с другими детьми. Особенно часто это случается с подростками, которые редко когда хотят учиться в школе или другом учебном заведении.

Обустройте своё рабочее место. Казалось бы, как такой мелочный вопрос, как обустройство рабочего места ученика, может повлиять на обучение, но поверьте, оно способно кардинальным образом изменить скорость выполнения домашнего задания и его качество. Мы согласны, что лёжа на кровати с планшетом или ноутбуком – вполне приятно заниматься «домашкой», однако совершенно не эффективно. Так как в лежачем состоянии человек запоминает и понимает её намного хуже, а главное – медленнее. Связано это с физиологическими особенностями строения органов человека. Постарайтесь выделить себе в доме небольшое местечко, в котором Вы будете заниматься исключительно делами, связанными с обучением. Особенной чертой этого места должно быть то, что на нём не будет ни компьютера, ни ноутбука, ни планшета, ни мобильного телефона. Только необходимые тетради, книги и канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик и т.п.).

Компьютер или другая техника может сильно отвлекать от учебного процесса. Ведь у Вас открывается масса соблазнов: icq, skype, «ВКонтакте», интересные сайты, фильмы, музыка, игры и т.п. Поэтому к ней необходимо прибегать лишь в тех случаях, когда она конкретно требуется для выполнения той или иной задачи.

Те, кто привык, что на рабочем столе, всегда должен стоять компьютер и без него, стол кажется скучным и унылым, советуем организовать на столе всё таким образом, чтобы он выглядел красиво и интересно: купить новые яркие канцтовары, заменить скучную настольную лампу, на новую и оригинальную. Кроме того стол лучше разместить возле окна, чтобы не только дневной свет освещал рабочее место, но и вид из окна позволял отвлечься или наоборот сосредоточиться.

Если компьютер забирает у Вас массу свободного времени, однако Вы не можете противиться этому, то советуем подумать о том, что компьютерное излучение вредит здоровью человека: ухудшает зрение, возникают недуги, связанные с желудочно-кишечным трактом, а также появляются проблемы с нервной системой.

Измените стиль одежды. Конечно, одежда не может заставить начать учиться, однако её стиль может служить, как взмах стартового флажка для спортсмена. Объясним чуть подробнее: каждый из нас знает, как отличить хорошего ученика от плохого. Хороший студент всегда одет аккуратно и строго (особенно это касается парней), чего не скажешь о плохом студенте, его стиль всегда кардинально отличается от того, который бы следовало одевать в учебное заведение. Так вот, когда этот самый «не очень хороший» ученик приходит на занятие в строгом костюме, к нему резко меняется отношение, как среди учеников, так и среди преподавательского состава. И первая мысль, которая возникает у окружающих «Неужели Иванов (например) взялся наконец-то за ум и начал учиться?!». Да-да, при помощи обычной смены имиджа, можно добиться таких вот изменений в отношении к себе. Естественно, после того, как о тебе все так хорошо подумали, сложно будет опять превращаться в лодыря, который ходит на занятия «просиживать штаны».

Создавайте из обучения увлекательное занятие (метод ассоциативных карт). Вы, наверное, замечали, что многие девчонки в Вашей группе, на лекциях ведут запись не сплошным текстом, а с использованием различных маркеров и цитат. Их записанные лекции зачастую представляют собой не просто несколько страниц рукописных фраз преподавателя, а целый шедевр искусства: важные фразы написаны другим цветом, правила выделены в различные прямоугольные таблицы. В тексте масса подчеркиваний и выделений маркером или другими чернилами. Даже небольшие зарисовки сделаны карандашом и под линейку. Вы думаете, что они просто ерундой занимаются?! Ошибаетесь, они превращают скучную лекцию в интересное занятие, занимаясь раскрашиванием и выделением основных моментов. Кроме того, дома им проще будет запомнить эту информацию, так как они запоминают термины не только по смыслу, но и визуально, что позволяет быстрее и лучше запомнить информацию.

Когда сложно запомнить какую- нибудь информацию, попытайтесь её понять не буквально, а через аналогии. Например: запомнить название «Бородинское сражение», можно при помощи аналогии его с «Бородинским хлебом»; запомнить инициалы Александра Сергеевича Пушкина, можно, как «Пушкин – ас (лучший специалист)». Примеры, возможно, не самые удачные, главное усвойте смысл и используйте его в своем обучении.

Чтобы обучение проходило ещё более интересно и комфортно, покупайте тетради с красивыми обложками, ведите удобные и яркие блокноты и используйте разноцветные стикреры для напоминания. Чаще меняйте ручки и выбирайте их не только по комфорту в письме, но и по красивому или необычному дизайну. Время от времени используйте ручки, чьи чернила пахнут, вкусный запах тоже будет поднимать Вам настроение, а при открытии тетради Вы будете не только вспоминать о своих обязанностях, но и о каких-нибудь вкусных фруктах или жвачках.

Поощряйте себя за успехи. Заставить учиться подростка или взрослого юношу (девушку) сложно, однако это вполне возможно. Используйте для этого методы поощрения, например: Вы сегодня отучились и не получили ни одной плохой отметки – похвалите себя и разрешите себе сегодня часок-другой прогуляться. А если ещё и получили хорошую отметку по важному предмету, то здесь ещё можно поощрить себя чем-нибудь вкусненьким (чипсами, шоколадкой или пиццей). Сдали экзамен или контрольную работу – здесь полагается приз побольше: сходите с друзьями в клуб, кафе или на дискотеку. Помните, что поощрение должно быть только в том, случае, если Вы действительно того заслужили. Если провинились, то ни о каком призе или отдыхе и речи быть не может. Вы должны осознать, всю сладость победы и горечь поражения.

Оценивайте себя за успехи трезво и честно, иногда натянутая четверка заслуживает похвалы больше, чем твердая пятерка. Кроме оценок, себя можно поощрять за выученные билеты, выполненное домашнее задание, поход в библиотеку, активную работу на уроке и т.п. То есть результаты могут выражаться совершенно по-разному. Не стоит зацикливаться на оценках. Правильнее будет зацикливаться на полученных знаниях. Ведь как мы знаем, оценки, которые ставят нам преподаватели, не всегда объективны.

Первый шаг сделать трудно! Самым сложным моментом в обучении является первый шаг, начало процесса. Признайтесь себе, как часто бывало так, что Вы оттягивали домашнее задание до последних часов своего бодрствования?! Наверное, частенько – ведь всегда находятся дела, которые кажутся важнее домашней работы. Согласитесь, что начать делать домашнее задание всегда сложнее, чем его закончить. Ведь так?!

Главной причиной сложного старта является банальная лень. Домашняя работа может оказаться делом на 15 минут, но за неё ведь нужно сесть, начать думать, а ведь как этого не хочется делать. Чем быстрее Вы поборите в себе лень, тем быстрее начнете хорошо учиться.

Учитесь хорошо с первого семестра! Если Вы решили закончить этот год с хорошими отметками и показать себя в лучшем свете перед учителями, родителями и друзьями, то начинайте хорошо учиться именно с первого семестра. Не откладывайте дела на потом. В начале года (после каникул), все задания будут накапливаться постепенно, а это шанс их решать быстро и правильно. Если Вы будете тянуть, то ближе к концу этого года или семестра получите неприятную ситуацию, время до окончания останется мало, а дел и заданий будет много. И Вы уже будете думать не о хороших отметках, а о том, чтобы вообще успеть сдать предмет до сессии. Учитесь распределять учебную нагрузку равномерно и тогда всё у Вас обязательно получиться!

Работайте больше в классе, чтобы меньше оставалось на дом. Хитрый способ для тех, кто умеет ценить свое время. Очень часто бывает так, что преподаватель успевает закончить урок раньше звонка и чтобы не нагружать Вас лишней информацией, предлагает заняться своими делами. Это время мы Вам не советуем тратить впустую, Вы всё равно находитесь в школе, за партой и не можете громко общаться с друзьями, так используйте это время с толком: начните выполнять домашнее задание. Пусть не по этому предмету, а по другому, пусть даже не на завтрашний день. Не важно! Главное, что Вы сэкономите себе время дома, а значит, лишние 10-20 минут сможете погулять с друзьями на свежем воздухе.

Устраивайте конкурсы и марафоны. Попробуйте договориться с родителями на своеобразный конкурс, в котором они будут выступать спонсорами призов. К примеру: если Вы за следующие две недели будете получать по алгебре одни только хорошие отметки, то они Вам, по истечению этих двух недель, покупают новый мобильный телефон (к примеру). Время и подарок может изменяться в зависимости от Ваших успехов в учебе ранее, а также от благосостояния семьи. Если Вы ставите условия на год или семестр, то учитывайте два фактора, во-первых, за полгода или год, семейный бюджет может измениться (и не всегда в лучшую сторону), поэтому постарайтесь получить от родителей гарантии той или иной покупки. Во-вторых, учитывайте, что мотивировать себя покупкой того же велосипеда в течение всего года – очень и очень сложно. Рано или поздно Вы можете не удержать поднятой планки.

Правильно распоряжайтесь своим временем. Старайтесь учиться и отдыхатьпо составленному режиму. К примеру, сразу после занятий не приходить и садиться за компьютер, а приходить, и садится за кухонный стол, кушать, потом идти делать уроки, а вечером выходить гулять или идти в клуб. Таким образом, Вы всегда будете знать, что в это время Вам нужно делать уроки, а не отдыхать. Не бойтесь экспериментировать со своим режимом, так как некоторых не заставишь учиться сразу после уроков, им сначала требуется отдых, а к урокам они приступают на следующий день рано утром, но этот режим довольно рискованный, так как всегда есть шанс проспать.

Развивайте в себе силу воли. Порой случается так, что никакой конкурс и никакая мотивация ни способна заставить начать учиться студента. В таких случаях есть лишь один совет: «Стисните зубы, соберите всю силу воли в кулак и во что бы то ни стало, начните учиться! Не потому, что так хочется, а потому что так НАДО!». Таким образом, Вы будете развивать у себя силу воли, которая в будущем ещё не раз пригодится. Удачи!