Секта мормонов: кто это такие и чем они занимаются. Символы Веры мормонов. Священные тексты мормонов

Наряду с воскресными богослужениями, мормоны регулярно посещают мормонские храмы, в которых поклоняются Богу. В мормонском храме достойные члены Церкви заключают заветы с Богом и совершают священные таинства спасения, такие как крещение за умерших.

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ ВНУТРИ МОРМОНСКИХ ХРАМОВ?

ОБЛЕЧЕНИЕ.

Облечение – это дар силы, который включает в себя знания о Божьем плане спасения , а также наставления и заветы, которые человек должен заключить с Богом, чтобы достичь вечной жизни. Эти заветы включают в себя обещание Богу соблюдать все Его заповеди, быть верным мужем или женой и делиться своими средствами и талантами, чтобы помочь строить Царство Божье.

Мормонские храмы – это место покоя и счастья. Они дают возможность людям, которые входят в них, чувствовать покой и счастье, а также размышлять о жизни, узнавать о вечных истинах и искать ответы на личные молитвы.

КТО МОЖЕТ ВОЙТИ В МОРМОНСКИЙ ХРАМ?

Мормоны верят, что храмы – самые священные здания на земле, и что для того, чтобы войти в храм требуется определенный уровень понимания и веры в учение СПД, а также личное достоинство. Согласно этому, не каждый желающий может войти в мормонский храм, даже не каждый мормон.

После того, как храм построен, но до того, как он официально посвящен и открыт, проводятся дни открытых дверей, когда каждый желающий может пойти на ознакомительную экскурсию по храму. Как только время проведения дней открытых дверей окончено, в него могут войти только мормоны, которым как минимум 12 лет и которые соблюдают Божьи заповеди. Самые младшие участвуют только в крещениях за умерших, а взрослые принимают участие в других таинствах.

Совершение мормонских храмовых таинств не держится в тайне; скорее, мормоны проводят эти обряды за закрытыми дверями из-за священной природы храмов и совершаемых в них таинств.

Эта статья была написана на английском языке и опубликована на сайте mormon.org . Перевод Тамары Мартыненко.

Мормоны христиане. Они называют себя «Святые последних дней» или просто «Святые».

Происхождение священной книги мормонов

Манускрипт, известный как «Книга Мормона», был опубликован в 1830 году. Как утверждал и основатель движения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, Джозеф Смит, священный был написан пророками древности, проживавшими на североамериканском континенте задолго до пришествия Иисуса Христа. Один из пророков по имени Мормони предстал перед Смитом в образе и указал местонахождение книги. Она была закопана в одном из холмов современного Нью-Йорка.

«Книга Мормона» считается у Святых последних дней свидетельством воскрешения истинной церкви Христа.

История

С первых дней своего существования мормоны пытались создать праведное общество. Они посвятили много усилий возведению города, который называли «Сион». Таким образом, появились их деревни в штате Юта. Название «Сион» также к утопическому обществу, к которому стремились мормоны.

Несмотря на то, что Смиту удалось организовать группу последователей, первые мормоны встретили большое сопротивление со стороны местного населения и властей. После долгих скитаний по США и попыток организовать идеальное общество, Смит был убит толпой в штате Иллинойс.

Вслед за неудачными попытками создать Царствие Небесное в среде американского общества мормоны начали жить обособленно. Они колонизировали пустынный регион, известный ныне как «Коридор мормонов». Последователи Джозефа Смита жили согласно собственной этике и вере.

Мормоны совершали миссионерские поездки в страны Европы, Океании и Латинской Америки. Много приверженцев приехало и присоединилось к мормонам из Англии и стран Скандинавии.

В середине 19 века религиозные лидеры мормонов установили полигамию в качестве нормы брачных отношений. Но полигамия вызвала в Штатах большое политическое напряжение. Дело до войны, и в 1890 году мормоны были вынуждены официально прекратить данную практику.

Полигамия имела также и экономический смысл: многие новоиспеченные женщины-мормоны приезжали в одиночку из-за границы. Вступая в брачный союз, они получали социальную поддержку внутри общины.

В 20 веке линия поведения мормонов изменилась в сторону интеграции с американским обществом. Они стали выступать на радио, поддерживать промышленность . Во время Великой Депрессии многие мормоны начали из штата Юта, где до этого обосновались.

Позднее «Святые последних дней» стали принимать активное участие в различных благотворительных, социальных и образовательных программах.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней сильно разрослась после Второй Мировой Войны. Мормоны продолжали широко практиковать миссионерство, и к 1996 году их стало больше за пределами США, нежели внутри.

Основные верования мормонов

Мормоны верят в Христа, Бога Отца и Святого Духа. Согласно их вере люди будут наказаны за свои же собственные , а не за первородный грех Адама. Человечество сможет спастись через соблюдение законов божьих и грехов Христом. Для «Святых последних дней» «Книга Мормона» и Библия одинаково священны. Мормоны до сих пор верят в возможность создания на американской земле Нового Иерусалима и Земли Обетованной, то есть праведного общества.

В 1805 году в штате Вермонт родился мальчик по имени Джозеф Смит. Лет через девять его отец переехал в штат Нью-Йорк, где народ жил крайне религиозный. Протестанты различных сект, они были очень озабочены тем, чья секта лучше. Юного Джозефа отвращала от всех их вражда проповедников и верующих между собой. Он посещал разные религиозные собрания, но держался в стороне. Лет в четырнадцать с небольшим Джозеф молился в уединенном месте в лесу, когда вдруг страшная тьма окутала его. Мальчик очень испугался, и в тот момент, когда он уже был готов отчаяться, он увидел у себя над головой столп света ярче солнца и двух персон, стоявших в воздухе над ним. Один из них назвал Смита по имени и сказал, указывая на другого: «Сей есть сын мой возлюбленный.

Мормонский Храм как реализация полноты жизни мормонов

Слушай Его!». Они запретили ему вступать в какую-либо секту.

Следующее видение было года через четыре. Тогда к его кровати ночью явился из воздуха человек, осветивший комнату ярче солнца. Он сказал, что имя его Морони и у Бога есть поручения для Джозефа Смита. И рассказал о сокрытой книге, написанной на золотых листах и содержащей историю прежних жителей Америки. Джозеф Смит точно нашел место, где хранилась книга и еще два камня в серебряных оправах – Урим и Туммим. Эти камни были из тех, что носили на нагрудном щите первосвященники Иерусалимского Храма, и они должны были помочь Д. Смиту при переводе книги. Но время для извлечения листов из хранилища еще не пришло.

Несколько лет разрешение не поступало. Оно пришло лишь в 1827 году, когда Джозефу Смиту было 22 года и он обзавелся семьей. Полученный дар нельзя было никому показывать, и Смит переписал письмена на бумагу, после чего Морони забрал сокровенную книгу. В апреле 1829 года в дверь дома Смитов постучал незнакомый человек по имени Оливер Каудери, с которым Джозеф и засел за работу. Смит переводил, а Каудери записывал, и через шестнадцать дней работа была закончена. После этого им было позволено показать свой труд трем свидетелям, а потом еще восьми, которые и составили свидетельства с подписями и печатями.

Так появилась «Книга Мормона», которая лежит в основании учения Христовой Церкви Святых Последнего дня.

После смерти Дж. Смита его преемник Бригем Янг начал подыскивать на западе такие земли, где никто не захотел бы поселиться. В 1847 году он с группой пионеров двинулся в сторону, где ныне расположен штат Юта. Следом за ним сюда прибыли тысячи мормонских семей, многие из которых преодолели через прерии сотни километров пути. Солт-Лейк-Сити был спланирован по принципу разбивки на квадраты, как это в свое время задумал Дж. Смит. Бригем Янг назвал мормонское государство Дезерет, взяв это слово из «Книги Мормона», что означает «Земля пчел».

От первого удара лопатой в 1853 году и до окончания строительства храма Христовой Церкви Святых Последнего Дня прошло ровно 40 лет, день в день, – это число тоже взято из Библии. Строгий готический храм с шестью большими остроконечными башнями – почти без украшений – выстроен из гранита. Его добывали в 32 километрах отсюда и привозили на быках. Архитектором храма был Трумэн О. Энджелл, зять Бригема Янга, почтенного главы секты мормонов.

Длина здания – 57 метров, ширина – 36 метров, а толщина несущих стен почти 5 метров. Самая высокая точка храма (64 метра) – шпиль восточной башни. На нем стоит фигура Ангела, который будто бы явил основателю секты Дж. Смиту золотую доску с записанной «Книгой Мормона». Ангел Морони, выполненный по проекту скульптора Сайруса Даллина, отлит из меди и покрыт золотой фольгой. Рост его – 3,8 метра, к губам он поднес золотую трубу, которой и возвестит о втором пришествии Христа.

В сам храм допускаются только мормоны, а для туристов немало интересного найдется и вокруг него, в частности, Тэйбернекл (навес, молельня) с крышей в форме черепахи. Кажется, что крыша длиной 76 и шириной 46 метров снизу ничем не поддерживается. Рассказывают, что автором проекта ее был сам Бригем Янг. У него была идея выстроить такой зал собраний на 8000 человек, в котором колонны никому не мешали бы смотреть вперед.

Над залом располагается деревянная куполообразная решетка, по самому краю поддерживаемая каменными колоннами и скрепленная деревянными штифтами и целой системой гибких зажимов.

В Тэйбернекле поразительная акустика, и здесь в буквальном смысле слова слышно, как пролетит муха. А орган, у которого теперь 19 746 труб и шесть клавиатур, считается одним из самых красивых в мире.

Здесь же находится Зал собраний – небольшое здание из гранита, которое служит для богослужений. Перед ним воздвигнут памятник Морским чайкам, которые (по преданию) спасли запасы зерна первых мормонских поселенцев, вовремя защитив их от стаи прожорливых кузнечиков. Событие это поселенцы сочли знаком Божьим, и в 1913 году поставили этот памятник, выполненный по проекту скульптора Мехонри Янга, внука Бригема Янга.

Неподалеку от храма мормонов расположен Музей истории церкви и искусства, в котором выставлено около 60 000 экспонатов, так или иначе связанных с жизнью и историей мормонов. В Генеалогической библиотеке, которая является самой большой в мире библиотекой такого типа, составляются генеалогические древа всех, кто состоит в секте мормонов. В эту библиотеку допускаются все читатели независимо от вероисповедания.

А Бригем Янг, великий лидер секты, может с постамента своего памятника, высота которого около 8 метров, лицезреть плоды своих деяний.

Сообщения: 1
#1 Июн 2014 09:09:44
Louiza
В Киеве открылся третий по величине в мире храм мормонов. Официальное название — храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Храм можно смело называть филиалом, т.к. официальный центральный офис церкви находится в солт Лейк Сити в США.

Для начала несколько ключевых моментов… Основана (церковь) Джозефом (Иосифом) Смитом-младшим в 1830 году.

Священные книги: Книга Мормона, Учение и Заветы, Драгоценная Жемчужина, Библия.

Самое распространенное название церкви — святые последних дней (СПД). На мой взгляд, архитектурное решение очень интересное, нехарактерное для нашего региона, одним словом, красиво. Двумя словами — очень красиво.

На территории СПД отстроен отель на 64 места для приема гостей из Восточной Европы, кавказцев и турков. Все постройки оформлены в чисто американском стиле, повсюду рассажены аккуратные кусты и деревья, шумят фонтаны.

Мормоны верят, что церковь, созданная Христом, перестала существовать после его вознесения и была восстановлена лишь Джозефом Смитом. Мормоны верят в то, что церковью руководит Иисус Христос через откровения, которые может получать только один человек, называемый пророком или президентом церкви.

На местах церковь мормонов существует в виде миссий, колов и приходов. Храмы используются не для богослужения, а для проведения обрядов для живых и умерших. Право посещать храмы имеют менее десяти процентов СПД.

Иосиф Смит родился в 1805 г. в местечке Шарон, штат Вермонт, и спустя всего несколько лет положил начало организации, которая к нашему времени стала одной из наиболее крупных и быстрорастущих нехристианских религий.

По официальной версии церкви СПД, в 1820 г., после молитвы Смита о том, к какой церкви ему присоединиться, ему явились Бог Отец и Бог Сын. Иисус сказал Смиту, что он не должен присоединяться ни к одной из них, потому что все они «неправильны», а все вероучения христианских церквей «омерзительны».

Вслед за этим событием (его обычно называют Первым Видением) Смиту несколько раз являлся ангел по имени Мороний, который в 1827г. вручил ему стопку золотых листов, спрятанных на холме неподалеку от дома Смитов в Пальмайре, штат Нью-Йорк.

С 1827 по 1830 год Смит с помощью друзей перевел золотые листы на английский язык. Так возникла Книга Мормона. Она была издана в 1830 г. и стала первой и главной священной книгой церкви мормонов. К тому времени Смит уже успел официально создать Церковь СПД, и число его последователей росло.

Храм мормонов

Росло-росло и выросло до 13 миллионов по всему миру… В Украине численность мормонов составляет около 11 тыс человек, в Киеве — 4 тыс.

В церкви принят дресс-код в виде белой рубашки и черных брюк. Они больше похожи на охрану в привычном имидже, но здесь у них роль добрых ребят.

На фотографии ниже — вход в храм. Храм "не обязателен" т.к. используется лишь для проведения ритуалов для живых и мертвых. Молятся мормоны в Приходах, совсем не похожих на церковь.

Вход в храм возможен только в составе бесплатной экскурсии и снимать внутри категорически запрещено. При входе каждый посетитель должен одевать бахилы — внутри дорогие ковровые покрытия и зеркальный мрамор. Интерьер представляет собой эдакую помесь 5-звездочного отеля и музея, высокие своды, вместо икон — портреты Иисуса в золотых рамках, а по всему потолку расположены решетки кондиционеров.

В Приходе можно записаться на экскурсию, которая длится 40 минут, а самое худшее то, что перед ее началом нужно смотреть промывающий мозги 10-минутный ролик с 25-м кадром на борту. Пропустить этот важнейший момент экскурсии нельзя, поэтому лучше отказаться от такого сервиса)))

Церковь собирает десятину со всех своих членов. У каждого члена церкви есть своя миссия.

Всё по-американски, даже красота и та, по-американски. Дорого, красиво…

Мормоны не признают другую веру, те кто не с ними — те не обрели путь истинный. Стать членом можно лишь пройти обряд крещения, а православное крещение ничего не значит.

Церковь собирает всю информацию про своих членов — заработную плату, род деятельности, график занятости и многое другое. Злостные нарушители исключаются. Нарушителями автоматически становятся те, кто пропускает воскресные служения, несвоевременно оплачивают десятину.
Злостными становятся те, кто делает это постоянно и периодически.

Обряды служения за мертвых нужны для того, чтобы мертвые обрели настоящую жизнь там, на небе. А еще по книге Мормона нельзя курить, пить кофе и чай.

А это боковой фасад Прихода. Да-да, здесь молятся и именно этот домик является основной базой СПД в Украине, не храм. Во многих странах мира как и в нашей до недавних пор, был только Приход, которого хватало для выполнения всех нужных операций. Внутри — обычное офисное помещение.

Сообщения: 1

Мормоны

МОРМО́НЫ -ов; мн. Члены религиозной секты, в учении которой сосуществуют положения христианской религии и религий, проповедующих многобожие.

Мормо́н, -а; м. Мормо́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Мормо́нский, -ая, -ое. М-ое учение.

мормо́ны

(«Святые последнего дня»), члены религиозной секты, основанной в США в первой половине XIX в. Дж. Смитом (J. Smith), который опубликовал в 1830 «Книгу Мормона» (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) - главный источник вероучения, включающего положения иудаизма, христианства и других религий. В 1848 община мормонов основала в штате Юта государство мормонов - теократическое государство по типу Древнего Израиля. Мормоны проповедовали и практиковали многожёнство. Ведут миссионерскую деятельность по всему миру. Главные источники вероучения мормонов - «Книга Мормона» и Библия.

МОРМОНЫ

МОРМО́НЫ, общераспространенное название Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В научной и богословской литературе получила противоречивые, порой и взаимоисключающие характеристики, начиная от определений мормонизма как неопротестантской церкви консервативного толка, и заканчивая характеристиками мормонской организации как синкретической неоязыческой оккультной секты с хилиастическим (см. ХИЛИАЗМ) уклоном, или же как новой религии, обогащенной оккультным храмовым ритуалом, в которой обращение к христианско-библейскому началу носит лишь внешний декоративный характер. Родиной Церкви Иисуса Христа Святых последних дней является США; главный центр находится в Солт-Лейк-Сити, штат Юта.
Мормонизм занимает положение маргинала среди традиционных христианских конфессий. Особое положение мормонов в религиозном движении, их отношение к христианскому миру и ответное отношение христианских конфессий к мормонской общине определяются историей создания Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и характерными чертами ее вероучения.
Периодизация мормонизма
Мормоны считают, что историю Церкви Иисуса Христа Святых последних дней можно разделить на шесть исторических периодов: Нью-Йоркский период (1820-30), Огайо-Миссурский период (1831-38), период Наву (1839-46), освоение Запада (1846-98), расширение Церкви (1899-1950) и последний период (1951 - настоящее время) получил название Всемирной Церкви. Для Всемирного периода характерно динамичное распространение из США вероучения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней по всей планете. Это период, когда учение мормонов выходит за границы этноконфессиональной общности. Наибольший миссионерский успех достигается прежде всего в тех странах, где были утрачены или размыты основания национальных культур и традиционных вероисповеданий (освободившиеся от колониальной зависимости государства Азии и Африки, посткоммунистическое пространство Восточной Европы, страны СНГ и др.). Если в конце 1980-х в мире каждые четыре с половиной минуты появлялся новый мормон, то в конце 1990-х - уже через 80 секунд. Первые мормонские миссионеры прибыли в СССР в 1990, и в мае 1991 Церковь Иисуса Христа святых последних дней была зарегистрирована.
Представления мормонов о возникновении их церкви и их идея мессианства
Период до 1820 года получил у мормонов название периода Великого Отступничества. Его выделение связано с целым рядом трагических для человеческого рода событий. Во время земной жизни Иисус Христос основал Свою Церковь. Он передал власть священства в руководстве Церковью апостолам и пророкам и призвал их руководить Церковью от Его имени после Его смерти. Но люди отвергли Истину и убили апостолов. В результате Бог наказал людей, взяв от земли Свою Церковь и власть священства. Хотя многие священнослужители имели честные намерения, но они уже не владели всей полнотой Истины и власти Божьей. Произошло отпадение людей от Истины, и начали распространяться лжеучения. Но, согласно вероучению мормонов, Бог пообещал, что Его Евангелие и сила священства будут восстановлены и уже никогда не покинут человечество. Последнее и было сделано согласно мормонам в лице Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Таким образом, мормонский историософский взгляд состоит в том, что земное развитие человеческого рода делится на три глобальных периода. Первый период связан с основанием Иисусом Христом Своей Церкви, второй - отходом человечества от базовых ценностей христианства и их извращением, третий - восстановлением Церковью Иисуса Христа Святых последних дней чистоты христианского вероучения.
Мормонизм осмысливает себя в контексте теологических концепций, в соответствии с которыми именно он является главным исполнителем провиденциального плана распространения христианства с Востока на Запад. Все остальные религиозные вероучения продолжают находиться в плену ложных пророков и стремлений. Мощная мессианская идея мормонов подкреплена, во-первых, функционально развитой организационной структурой церкви, основанной на принципах «всеобщего священства» (отвергает традиционное деление на мирян и клир) и равенства всех перед Богом, во-вторых, миссионерской программой: практически каждый мормонский прихожанин - проповедник.
Деятельность Джозефа Смита
Начало восстановления чистоты христианского вероучения было положено Джозефом (Иосифом) Смитом, получившим в мормонской среде высокое звание пророка. Он родился 23 декабря 1805 года на северо-востоке США в местечке Шарон, штат Вермонт, пятым ребенком в бедной семье Джозефа и Люси Мак-Смит. Юность будущего пророка прошла в Пальмире, штат Нью-Йорк. В первой половине 19 в. практически все Соединенные Штаты находились на путях религиозных исканий. На протестантском перепутье оказался и юный Джозеф.
Ранней весной 1820 года недалеко от своего дома в роще Джозеф Смит получил первое видение. Во время молитвы к нему явились во плоти Бог-Отец и Иисус Христос. Джозеф обратился к Ним с вопросом о том, какая из современных религиозных сект является истинной и к какой он должен присоединиться. В ответ, согласно мормонского вероучения, Иисус Христос ответил, что отрок не должен присоединяться «ни к одной из них, так как все они неправильны», и что «все их вероучения омерзительны в Его глазах», т. к. они только имеют вид божественного, но отрицают силу Его. Результаты встречи Джозефа Смита с Богом-Отцом и Иисусом Христом состоят в следующем: во-первых, 14-летний юноша был призван восстановить среди людей утраченное Евангелие и истинную Церковь Иисуса Христа; во-вторых, его призвали Бог-Отец и Иисус Христос быть Их пророком; в-третьих, уже на первых шагах формирования мормонизма в категоричной форме был провозглашен отказ от священного предания.
21 и 22 сентября 1823 года Джозефа Смита посетил Ангел Мороний и передал дальнейшие указания от Бога. В первый день юноше было сообщено о летописи Книги Мормона, написанной на золотых листах, в которой содержится вся полнота Евангелия. Мороний был последний из пророков, кто еще в 5 веке до Рождества Христова писал летопись прежних жителей американского континента, и по указанию Господа скрыл ее на холме Кумора (штат Нью-Йорк) вместе со специальными средствами перевода - магическими камнями Урим и Туммим, прикрепленными к нагрудному щиту. На второй день Джозеф Смит отправился в обозначенное место, где обнаружил все названное. Ангел рассказывал пророку о помыслах Бога и о том, как будет построено Царство Его. Лишь 22 сентября 1827 года пророку были вручены золотые листы для перевода на английский язык (по мормонскому преданию текст был написан на видоизмененном древнеегипетском языке). Вследствие того, что злоумышленники делали несколько попыток выкрасть золотые листы, Джозеф вместе с женой Эммой перебрались в дом тестя, Исаака Хейла, в Гармонию, штат Пенсильвания. Во время занятий переводом текст оригинала по указанию Господа был показан трем свидетелям. Затем последовало добавочное свидетельство. И еще восемь свидетелей письменно подтвердили, что они видели древнюю рукопись. Летом 1829 был закончен перевод книги, и уже 26 марта 1830 появились первые печатные экземпляры в Пальмире, штат Нью-Йорк. А буквально через несколько недель после этого события, 6 апреля 1830, Джозеф Смит вместе с пятью сторонниками основал «Церковь Иисуса Христа» в Фейете, штат Нью-Йорк, США. В последствии в 1878 это название было дополнено словами: «Святых последних дней». Так произошло организационное оформление учения мормонов.
С первых шагов формирования мормонизма Джозеф Смит обратил внимание на то, что ветхозаветные праотцы (Авраам, Иаков, Давид и др.) имели несколько жен. Джозеф Смит обратился с молитвой к Богу и получил ответ, что, во-первых, в определенные периоды времени и для особых целей Бог в соответствии с небесными законами одобряет и благословляет многоженство на земле; во-вторых, в ближайшее время поступит сообщение от Бога об избранности части святых последних дней, и у них будет больше одной жены.
Новое сообщество, выросшее прежде всего на благодатной почве и в среде протестантизма, быстро утвердилось не только в штате Нью-Йорк, но и на Востоке страны - в Огайо, Миссури и Иллинойсе. С 1839 духовным центром мормонов стал город Наву (штат Иллинойс). В 1840 пророк Джозеф Смит публично провозгласил крещение за мертвых. Авторитет принимаемых пророком решений настолько был высок, что Джозеф Смит стал мэром города. Приверженцы выдвигали его кандидатуру даже на пост президента США. Но отколовшаяся от движения группа через газету публично обвинила сторонников пророка в многоженстве. По приказу мэра газета была закрыта, а типография разгромлена. В дело вмешался губернатор штата Иллинойс. Джозеф Смит вместе со своими друзьями был брошен в тюрьму. 27 июня 1844 толпа вооруженных людей предприняла штурм тюрьмы города Картидж. Джозеф Смит и его брат Хайрам были застрелены.
Бригам Янг и покорение Юты
После трагических для мормонов событий остро встал вопрос о преемнике. Заменил Джозефа Смита в качестве пророка Господнего, провидца и носителя откровений Бригам (Брайем) Янг (1801-1877). Но члены семьи пророка Джозефа Смита были недовольны принятым решением и внесли раскол, организовав свое сообщество под названием «Реорганизованная Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Его численность оказалась значительно меньше главного мормонского сообщества, оно не обладает той степенью влияния, которое есть у традиционных последователей. Духовный центр «реорганизованной церкви» по сей день находится в г. Индепенденсе (штат Миссури).
Под руководством нового пророка 15 тысяч мормонов 24 июля 1847 достигли безлюдной пустыни на побережье Большого Соленого озера, чтобы вести уединенный образ жизни вне враждебного окружения. В 1850 по распоряжению федеральных властей США Бригам Янг был назначен руководителем вновь образованной территории Юта. После вынужденной отставки в 1857 продолжал развивать хозяйственную и культурную жизнь Юты и прилегающих территорий. Благодаря незаурядными организаторскими способностями Бригама Янга, помноженным на модернизированную протестантскую трудовую этику, мормоны превратили бесплодную пустыню в цветущий край. Везде, где вероучение получало значительное распространение, строились и освящались храмы. Культовые сооружения мормонов испытали влияние масонской архитектуры. К 1877 при непосредственном участии Бригама Янга было организовано более 350 мормонских поселений.
Но близлежащая территория вокруг Большого Соленого озера формально относилась к Мексике. Предложение Конгрессу США о включении территории в качестве штата первоначально было отклонено. Причиной послужило бытовавшее у мормонов многоженство (официально мормону разрешалось иметь до 10 жен). В США в конце 1880-х гг. были приняты дополнительные законы, согласно которым те из граждан, кто практиковал многоженство, лишались права голоса, не могли занимать судебные должности. Для Церкви Иисуса Христа Святых последних дней эти законы означали и то, что они значительно ограничивали права и размеры собственности церкви. 6 октября 1890 на Генеральной конвенции мормонов был принят Манифест, прекращающий практику многоженства. Мормоны, арестованные за нарушение полигамных законов, были освобождены, и гонения на них в основном прекратились. В результате всех действий правительства США и мормонов в 1896 область вокруг Солт-Лейк-Сити была присоединена к США как штат Юта.
Организационная структура
Миссией Церкви Иисуса Христа Святых последних дней провозглашается стремление помочь людям прийти к Богу. Осуществлению миссии подчинена организационная структура церкви. Основной структурной единицей церкви мормонов выступает приход. Его численность как правило не превышает 250-500 человек. Работа на местах - самая главная задача миссионерской работы приходов. Как только приход разрастается и достигает такого предела, когда им оказывается трудно руководить, он автоматически делится пополам. И так повторяется несколько раз. Глава прихода - президент и два советника президента. Как только количество приходов на данной территории значительно увеличится, то возникает особая организационная единица, получившая название «кол». Во главе кола стоит также президент и его два помощника. В тех местностях, где не было мормонских структур, первоначально образуется миссия с ведущими пропаганду старейшинами, целью которой выступает организация приходов, а затем - и «колов».
Верховное руководство состоит из кворума семидесяти во главе с президентством семидесяти (70 - потому что Христос посылал проповедовать 70 апостолов). Над кворумом семидесяти стоит кворум 12 апостолов. Самым высокопоставленным лицом в церкви является пророк, у которого два советника-президента. Пророк и его два помощника образуют первое президентство. Члены первого президентства и кворума двенадцати апостолов - это пророки последних дней. Смена власти в церкви происходит следующим образом. В случае смерти пророка, как правило, избирается новым пророком первый советник из первого президентства, второй советник становится первым советником, а самый влиятельный из кворума 12 апостолов - вторым советником. Все представители верховной власти продвигаются на шаг вперед.
Дважды в год в церкви проходят общие собрания, на которых избираются новые должностные лица. Собрания проходят на высоком организационном уровне, и все выдвигаемые кандидатуры заранее согласованы вышестоящим руководством и, как правило, встречают единодушную поддержку у голосующих.
На русском языке выходит два хорошо иллюстрированных журнала: «Лиахона» и его детское приложение «Росток».
Книга Мормона и мормонская экзегетика
В состав Священных Писаний мормонами включены четыре книги: Библия, Книга Мормона, Учение и Заветы и Драгоценная Жемчужина. Обозначенный перечень Священных Писаний содержат в себе решительно все, что требуется человеку для жизни, счастья и спасения. Отношение к Библии выражено словами пророка Джозефа Смита: «Мы веруем в Библию как в слово Божие, в той мере, в какой она правильно переведена; как в слово Божие мы веруем и в «Книгу Мормона» (Пункт восьмой тринадцатого члена «Вероисповедания» Джозефа Смита, 1841). В большинстве случаев американскими миссионерами использовалась англиканская библия короля Якова, но ее текст не является единственным и дополняется целым рядом переводов, важных с филологической точки зрения (в том числе так называемая английская «Новая версия» Ветхого завета 1881 г., переведенная с древне-еврейского языка).
Книга Мормона есть не только слово Божье, но и мормонский Новый Завет, о чем и говорит подзаголовок книги: «Новое свидетельство об Иисусе Христе». Книга Мормона - это не только своеобразный ключ для понимания последователями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней подлинного содержания Библии, но и равное с Библией творение. Подлинное блаженство на земле может достичь только тот, кто построил свою жизнь на указаниях Книги Мормона. Подобный вывод с полным правом можно отнести и к двум другим произведениям - Учения и Заветам и Драгоценной Жемчужине.
Книга Мормона состоит из 15 книг в основном повествовательного характера. Главное направление повествования - установить связь между событиями Ветхого Завета, историей израильского народа и историей жителей Северной Америки. Книги написана нефийцем Мормоном, отдельные части Нефием и Моронием - сыном Мормона. Согласно Книге Мормона жители Северной Америки - это переселенцы из Месопотамии и Палестины. Первыми были так называемые иаредейцы, которые после неудачного строительства Вавилонской башни (см. ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ) пустились в плавание через Атлантический океан в дарованную им Богом землю. В последствии иаредейцы раскололись на два враждебных клана и в битве у холма Кумора в 590 г. до Рождества Христова истребили друг друга. Но через некоторое время на американские берега высадились новые поселенцы с Ближнего Востока во главе с Легием из Иерусалима. «Остатки Израиля» быстро расселились по необитаемой Америке. Жизнь на новом континенте складывалась удачно. Они сохраняли традиционную культуру и, в частности, за 19 лет построили точную копию храма Соломона.
Шло время, и сыновья Легия - Нефий и Ламан - стали родоначальниками двух народов. Нефийцы были богобоязненными, трудолюбивыми, добросовестными и благочестивыми людьми. Прямую противоположность составили ламанийцы. За безбожие и непослушание они были наказаны Богом темным цветом кожи (согласно мормонам негры и индейцы имеют иудейское происхождение и являются потомками Ламана). Между двумя народами происходили постоянные военные столкновения. В последней битве, которая произошла в 421 году после Рождества Христова уже у известного нам холма Кумора, полегло более двухсот тридцати тысяч нефийцев. Ламаниты истребили нефийцев. Но именно у этого холма и захоронил последний из нефийцев Мороний золотые пластинки. Через много столетий он вернулся уже ангелом к Джозефу Смиту во время молитвы.
Мормонская экзагетика, направленная на раскрытие божественного смысла Священных Писаний (Библия, Книга Мормона, Учения и Заветы, Волшебная Жемчужина) основывается на трудах современных апостолов. В основе мормонского взгляда на Священные Писания лежит принцип прогрессивного откровения, согласно которому божественные истины в доступной форме сообщаются постепенно, по мере морально-нравственного раскрытия и созревания личности. Не смотря на то, что мормоны отрицают Священное Предание, они признают себя тринитариями.
Священное Писание и Предание
«Соработничество» Бога и человека в мормонизме носит характер контракта. Контрактные обязательства существуют у двух сторон. В случае исполнения человеком принятых на себя обязательств, Бог, уже со своей стороны, должен гарантировать спасение. Особенность принятых контрактных обязательств состоит в том, что Бог работает через человека. Отсюда в мормонизме очень высока ценность человеческой свободы и ответственности человека за свою жизнь.
Мормоны считают, что до своего рождения на земле, люди жили как духи вместе с небесным Отцом. Люди являлись и являются детьми Небесного Отца в буквальном, прямом смысле этого слова. Они были сотворены отдельными личностями по подобию Отца. Главное же отличие между Отцом и человеком состояло в том, что Отец был более духовно развит и имел также физическое тело (а у человека первоначально не было физического тела). Для того чтобы дать возможность полного уподобления Богу, Небесный Отец подготовил план, который позволил прийти людям на землю. Когда человек рождается на земле, согласно мормонам, дух входит в физическое тело. Это первый шаг к получению того бессмертного тела, которое есть у Небесного Отца. Поэтому грехопадение Адама, подчеркивают мормоны, не было случайным, а было подготовлено Отцом в соответствии с Его планом. Однако люди не имеют памяти о своей предземной жизни. Для восстановления памяти служит учение мормонов. Через мормонских пророков на земле Небесный Отец дает людям заповеди. За человеком остается свобода выбора - следовать или же не следовать полученным пророчествам. Та физическая смерть, которая настигает человека в земной жизни, есть для мормонов часть плана Небесного Отца. Физическая смерть необходима для получения человеком бессмертного физического тела и возвышения до уровня Бога. Со смертью человека дух покидает физическое тело, но остается живым и переходит в Духовный мир, где ожидает воскресения и суда. В Духовном мире Священные Писания (Библия, Книга Мормона, Учения и Заветы, Волшебная Жемчужина) проповедуется всем, кто не имел возможности встретиться с Иисусом Христом в земной жизни. Этим, в частности, объясняется стремление мормонов крестить мертвых.
Мормоны верят, что второе Пришествие Иисуса Христа произойдет в Америке. Он останется там навсегда, по пророчеству Джозефа Смита, в прекрасном храме в Индепенденсе, штат Миссури.
Молитва, крещение и причащение
Канонизированный текст молитв у мормонов отсутствует. В молитве мормонов подчеркивается особая доверительность обращения человека к Богу и отчетливо проявляется импровизационный характер.
Крещение у мормонов происходит через полное троекратное погружение в воду и произнесением триединой формулы. Если какая либо часть тела оказалась не покрыта водой, то действие повторяется и крещение не признается совершённым. Крещение младенцев у мормонов отвергается. В качестве наказания крещение может быть отменено у отпавших от мормонской общины людей или же исключенных из нее.
Причастие у мормонов выступает в качестве возобновляемого союза Бога с людьми и мормонского братства в целом. Как правило причастие проходит по воскресениям. Вместо вина причащающимся дается освященная президентом прихода вода.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "мормоны" в других словарях:

    Религиозная американская секта, основанная в 1827 году американцем Джое Смитом и проповедующая теократию и полигамию. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРМОНЫ Религиозная секта в Северной Америке,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Святые последнего дня), члены религиозной секты, основанной в США в 1 й половине 19 в. Дж. Смитом, который опубликовал в 1830 Книгу Мормона (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) главный… … Современная энциклопедия

    - (Святые последнего дня) члены религиозной секты, основанной в США в 1 й пол. 19 в. Дж. Смитом, который опубликовал в 1830 Книгу Мормона (якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку) главный источник … Большой Энциклопедический словарь

    - (Святые последнего дня) члены религиозной секты, основанной в США в 1 й половине 19 в. Дж. Смитом, который опубликовал в 1830 г. Книгу Мормона якобы запись таинственных письмен израильского пророка Мормона, переселившегося в Америку,Ч главный… … Исторический словарь

    МОРМОНЫ, мормонов, ед. мормон, мормона, муж. Североамериканская секта, учение которой представляет собою смесь многобожия и христианства. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Многочисленные мормонские храмы очень отличаются друг от друга своим дизайном, размером, вместительностью и оригинальностью. Для этого списка рассматривались все храмы - уже посвященные или объявленные и находящиеся в строительстве, а также мормонские храмы, построенные до раскола, связанного с порядком назначения пророка, и больше не принадлежащие Церкви (например, храм в Киртланде). Однако, в этот список не входят поздние «мормонские» храмы, построенные религиозными отвлетвлениями мормонской Церкви (например, храм в городе Индепенденс, построенный Церковью Сообщества Христа).

Обратите внимание, что во время написания этой статьи посвящено 144 храма, 12 находятся в строительстве, и еще 12 были объявлены к постройке - таким образом наш список составляет всего 12.5% от всех мормонских храмов. Следовательно, не все храмы попали в список, однако это не делает их менее значимыми, ведь внутри каждого из них проводится важная работа.

Что ж, без лишних церемоний, приглашаю ознакомиться с этим наиболее полным, совершенно субъективным списком наиболее интересных мормонских храмов.

21. Храм в Лайе, Гавайи

Посвящен Хибером Дж. Грантом в 1919 году.

Храм в Лайе, Гавайи, был смелым шагом в Полинезию и основным культурным и экономическим вложением в район Северного берега Оаху.

Он разделяет архитектурные элементы с храмами в Кардстоне и Месе и был единственным отдаленным храмом в Тихоокеанском регионе вплоть до времени построения храма в Новой Зеландии.

20. Храм в Престоне, Англия

Конечно же, храм в Лондоне был построен задолго до Центральных графств Англии (более чем на 40 лет раньше), но именно сюда ступила нога первых миссионеров на территории Великобритании (если не всей Европы). И сегодня эта часть Великобритании - самая населенная по численности мормонов в Европе, так что неудивительно, что эта область заслуживает свой собственный храм.

19. Храм в Гамильтоне, Новая Зеландия

Посвящен Дэвидом О. Маккеем в 1958 году.

Храм в Новой Зеландии отличается тем, что это был первый храм в Южном полушарии. Также интересно отметить, что этот храм был построен для того, чтобы стимулировать рост Церкви, а не из-за уже существующего количества членов Церкви, как это обычно происходит. Хотя сегодня есть храмы, которые строятся в ответ на ожидаемый спрос, это очень редкое явление. Президент Маккей был очень смелым!

Находится в процессе строительства.

Трудно не влюбиться в невероятную историю Табернакля в городе Прово, ставшего вторым храмом в этом городе. Хотя это не первый храм, строящийся в уже существующем здании, получившем новое назначение, это преобразование самое драматичное и является прекрасным примером такого уникального храма.

17. Храм в Гонконге

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1996 году.

Храм в Гонконге попал в этот список, так как это был первый храм, который построен в здании, используемом для различных целей. Храм занимает только 2 этажа всей постройки. Подумайте, насколько инновационной идеей это было. Позднее мы также увидим эту идею, реализованной в проекте храма в Манхэттене, Нью-Йорк.

Не менее интересен тот факт, что в 1997 году Гонконг снова попал под контроль Китая, так что несмотря на то что Гонконг является Особым Административным округом, технически, это означает, что Китае есть мормонский храм.

16. Храм в Вернале, штат Юта

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1997 году.

Президент Хинкли оказался настоящим провидцем в вопросе строительства храмов. Мы уже упомянули о храме в многоцелевом здании в Гонконге и об инновационных, пусть даже и шаблонных, «мини»-храмах, благодаря которым количество посвященных храмов удвоилось меньше, чем за год.

Храм в Вернале, штат Юта, построенный в бывшем здании Вернальского Табернакля, был первым проектом по строительству храма в существующем, но получившем новое назначение здании. За ним последуют храмы в Копенгагене, Дания, и Прово-Сити.

15. Храм в Монтичелло, штат Юта

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1998 году.

Храм в Монтичелло представляет собой один из так называемых «мини» храмов, построенных в 2000-х годах. Спроектированный с целью постройки небольших, одинаковых по своему дизайну храмов там, где число членов Церкви невелико, храм в Монтичелло представляет собой огромный шаг вперед в реализации идеи о доступности храма для Святых.

Важность таких храмов нельзя недооценить. Конечно, некоторые считают, что эти храмы отличаются скучным, безликим дизайном, но построение этих крошечных храмов (всего около 10.000 кв. футов) помогло реализовать замысел Президента Хинкли о том, чтобы к концу 2000 года было по крайней мере 100 действующих храмов. И ему это удалось сделать. И теперь членам Церкви в городе Перт в Австралии не нужно лететь на самолете до Мельбурна или Гонконга, чтобы посетить храм.

14. Храм в Сент-Джордже, штат Юта

Посвящен Уилфордом Вудраффом в 1877 году.

Этот храм попал бы в наш список только потому, что в его невысокий шпиль когда-то попала молния, и когда шпиль должны были заменить на более высокий (что изначально и хотел сделать Бригам Янг) Святые запротестовали, потому что им прибавилось бы работы. Это интересная история, несмотря на то что к ней приплетено много слухов.

Однако, этот храм попал в наш список потому, что это самый старый действующий храм и самый первый храм, посвященный в штате Юта. Этот храм олицетворяет стойкость мормонского движения.

Интересно отметить, что его внутренний интерьер изначально напоминал интерьер храма в Наву, особенно на верхнем этаже, представляющем собой большую комнату с передвижными перегородками. Позднее реновации подогнали этот храм под «стандарт».

13. Храм в Лос-Анджелесе, штат Калифорния

Посвящен Дэвидом О. Маккеем в 1956 году.

Это самый настоящий зверь. До появления пристройки храма в Солт-Лейк-Сити, храм в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, с огромным разрывом опережал все другие храмы Церкви по площади (190.614 кв. футов), но этому не суждено было продлиться долго. Изначально строительство этого храма было запланировано в 1940-х, но Вторая Мировая война задержала строительство (подобная судьба ожидала и храм в Айдахо-Фолз, штат Айдахо). Во время ожидания начала строительства, в проектировании были сделаны изменения, и был добавлен полномасштабный зал собраний для носителей священства, а также большие комнаты для совершения различных обрядов - каждая из них вместительностью 300 человек.

Земля под строительсто храма в Лос-Анджелесе была куплена у киностудии Лос-Анджелеса, и сейчас на этой площади расположен храм, центр для посетителей, магазин, дом миссионеров, жилые помещения и центральное здание кола.

12. Храм в Киеве, Украина

Посвящен Томасом С. Монсоном в 2010 году.

Среди всего того, что есть на Украине, и чем не может похвастаться Россия, это то, что на территории Украины находится единственный во всем бывшем Советском Союзе мормонский храм. Безусловно, в России уже появился первый кол, но и в этом Украина опередила Россию.

Храм в Киеве был объявлен еще в 1997 году, но строительство задержалось на 10 лет. Даже несколько лет после того как был сформирован первый кол на бывшей территории Советского Союза, ходили слухи, что формирование кола в Киеве было поспешным, и руководители ожидали, пока членство в регионе не стабилизируется.

В любом случае, это единственный храм на всю Евразию - от Европы и вплоть до Гонконга. Следующий ближайший храм (не в Европе) расположен в Африке.

11. Храм в Вашингтоне, округ Колумбия

Посвящен Спенсером В. Кимбаллом в 1974 году.

На тот момент, когда этот храм был посвящен в 1974 году, это был единственный храм в Америке с восточной стороны Мормонского Коридора. По ходу того как федеральные агентства привлекали все больше и больше членов Церкви в округ Колумбия, количество членов Церкви возрастало. Этот район продолжает быть эпицентром мормонской активности в восточной части Соединенных Штатов.

Храм в округе Колумбия - самый высокий храм Церкви. Его высота составляет 288 футов. Это также единственный храм за пределами штата Юта, в котором есть 6 комнат для различных таинств, которые расположены вокруг целестиальной комнаты, аналогично проекту храмов в Джордан-Ривер, Прово и Огдене.

И последнее: это семиэтажное здание, где каждый из этаж отличается уникальной символикой. Первые 6 этажей символизируют 6 дней сотворения, а седьмой (содержащий большой зал для собраний) - день отдыха.

10. Храм в Сан-Паулу, Бразилия

Посвящен Спенсером В. Кимбаллом в 1978 году.

Всего 37 лет назад немногие могли себе представить внезапный бум численности членов Церкви в Бразилии. Храм в Сан-Паулу - первый храм во всей Южной Америке, но безусловно, не последний, и так как он символизирует нескончаемый рост численности членов Церкви в Южной Америке, он заслуживает десятое место в нашем списке.

Президент Кимбалл буквально шокировал всех во время региональной конференции в Бразилии, когда объявил не только о том, что в этой стране будет построен храм, но также и поделился идеями дизайнеров и открыл, что именно Сан-Паулу станем домом новому храму.

Бразилия, в общем, стала тем самым поворотным моментом для Церкви в вопросе расы, так как в этой стране очень сложно определить и назвать, кто является представителем африканской расы, а кто нет, благодаря такому необыкновенному сплаву различных рас и национальностей. Строгие правила по поводу посвящения в священство в прошлом были ослаблены с годами, что привело ко Второй Официальной Декларации.

9. Храм в Кардстоне, провинция Альберта, Канада

Посвящен Джозефом Ф. Смитом в 1913 году.

Трудно поспорить с тем, что это один из самых красивых храмов Церкви. Это был храм-пионер в следующем:

  • Первый храм в Канаде
  • Первый храм за границами США
  • Первый храм, спроектированный архитекторами из-за границы (не США)
  • Первый храм без ассамблейного зала

Это также один из трех храмов без шпиля (хотя на короткий промежуток времени сюда также можно было бы отнести храм в Бостоне, штат Массачусетс).

8. Храм в Сан-Диего, штат Калифорния

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1993 году.

Ну хорошо, открою вам секрет – я женился в этом храме, – так что мое мнение может быть предвзятым, но я постараюсь быть как можно более объективным.

Храм в Сан-Диего, штат Калифорния, не имеет себе равных в том плане, что ни один храм не похож на него своей архитектурой. Конечно, некоторые храмы тоже совершенно уникальны, но они все равно в какой-то степени следуют общим стандартам архитектурных планов. Нет ни одного храма, который хотя бы слегка походил на храм в Сан-Диего.

Интересно, что этот храм в основном был спроектирован римскими католиками, которые никогда не видели мормонский храм до посещения храма в Лас-Вегасе во время дня открытых дверей в 1989 году.

Этот храм мог бы быть в нашем списке выше, но пришлось снять баллы за неудобное расположение выхода, который ипользуется для свадебных церемоний. Только что поженившимся парам приходится проходить через атриум с огромной лестницей (в восточной башне), а затем спускаться по подсобной лестнице, чтобы выйти через невзрачную дверь, открывающую выход к Трассе 5. Очень странная задумка.

7. Храм в Аккре, Гана

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 2004 году.

Храм в Гане это не первый храм в Африке. Слава первого храма достается храму в Йоханнесбурге, Южная Африка, который опередил храм в Аккре на целых 20 лет.

Почему же тогда мы включили этот храм в список вместо храма в Йоханнесбурге? Храм в Йоханнесбурге был построен после 1978 года, когда было получено откровение, касающееся священства. Но большая часть населения Южной Африки и ныне живущих там членов Церкви являются потомками европейских поселенцев. В этом нет ничего страшного, просто Южная Африка в этом смысле не такая «африканская», как Гана (и мы понимаем, что это весьма упрощенный взгляд на непростой вопрос).

Мы дали этому храму 7-ое место, потому что это был первый храм, который служил африканскому населению африканского происхождения. В этом смысле этот храм очень символичен, и большой рост численности членов Церкви в Африке - это всего лишь одно из предзнаменований большого будущего.

6. Храм во Фрайберге, Германия

Посвящен Гордоном Б. Хинкли в 1985 году.

Во время посвящения этот храм был самым маленьким когда-либо построенным храмом Церкви площадью всего 7.840 кв. футов. С тех пор он удвоился в размере, и его только что закрыли на реконструкцию, которая продлится до 2016 года.

А получил он место в нашем списке, потому что это был первый храм, построенный в коммунистическом мире - тогдашней восточной Германии, - при этом побив Западную Германию, где храма еще не было.

Это стало возможным благодаря тому, что Церковь усердно работала с правительством Восточной Германии над тем, чтобы члены Церкви могли ездить в Швейцарию для посещения храма. В итоге, восточные немцы, устав от постоянных заявлений мормонов на визы в Швейцарию, поинтересовались у руководителей Церкви, не хотят ли они построить храм прямо там, в Восточной Германии. Что вы думаете на это ответили в Солт-Лейк-Сити?

Со времени объявления храма до его посвящения прошло всего три года, благодаря поддержке правительства Восточной Германии. Однако, хотя для строительства использовались самые лучшие материалы, насколько это было возможным, храм был построен «по дешевке». Возможно, поэтому его закрыли на такой долгий срок в прошлом месяце.

5. Храм в Берне, Швейцария

Посвящен Дэвидом О. Маккеем в 1955 году.

Швейцарский храм (сродни храму в Гамильтоне, Новая Зеландия) был первым храмом в Европе (едва опережая храм в Лондоне, Англия - хотя можно и поспорить, является ли Великобритания частью «Европы»). Это также был первый храм за границами США и первый храм, построенный в стране, где говорили на другом языке (не английском). Поэтому храм попал в нашем списке на пятое место.

Этот храм также стал первым храмом, где для церемонии облечения использовалась видео-запись. Президент Маккей был очень заинтересован в использовании технологий для распространения Евангелия, и это помогло разрешить проблему, с которой столкнулся этот храм. В Европе, конечно же, были члены Церкви, но их было недостаточно, чтобы проводить церемонии облечения вживую на отдельных языках. Единственным выходом было снять фильм и продублировать его на эти языки. Это помогло уменьшить количество храмовых работников и открыло нескончаемые возможности для церемоний облечения, приведя к фундаментальным переменам в подходе Церкви к объявлению и построению будущих храмов. Именно поэтому храм в Берне, Швейцария, попал в первую пятерку в нашем списке.

4. Храм в Киртланде, штат Огайо

Посвящен Джозефом Смитом в 1836 году.

Важность этого храма нельзя недооценивать. Несмотря на то, что сейчас храм в Киртланде не принадлежит Церкви мормонов и никогда не был местом, где проводилась храмовая работа во всей своей полноте, этот храм занимает очень важную роль в истории Святых последних дней. Можем ли мы поспорить с этим, зная, что именно в этом храме была восстановлена власть запечатывания, сам Спаситель побывал там, а также то, что Святые посвятили много средств и сил на построение дома Господа, заслуживающего Его визита? Нет, думаю не можем.

После финансового краха Киртландского страхового общества Церковь потеряла право на собственность, и храм, за годы своего существования, сменил несколько владельцев, в какой-то момент исполняя значение духовной семинарии для учителей. В конце концов, храм попал во владение Церкви Сообщества Христа (изначально РСПД), когда члены этой церкви и потомки Джозефа Смита предъявили на него право. На сегодняшний день Сообщество Христа обладает правом собственности на этот храм.

Но, к счастью, он открыт для экскурсий!

3. Храм в Наву (1)/Наву, штат Иллинойс (2)

Изначально посвящен Орсоном Хайдом в 1846 году. Впоследствии посвящен Гордоном Б. Хинкли в 2002 году.

Чтобы было проще, мы объединили эти два храма в один, несмотря на то, что у каждого из них совершенно разная история. Достаточно сказать, что если бы недавний храм (2) не был построен, более ранний храм (1) все еще занимал бы его место. Но так как реконструкция этого храма была совершенно неожиданным объявлением, потрясшим современный мормонизм, эти два храма получили более высокое место в нашем рейтинге.

Во время смерти Джозефа Смита первоначальный храм был построен только наполовину. Бригам Янг продолжил работу, и храмовая работа началась еще до посвящения храма.

Когда мормоны были вынуждены переселиться на запад, храм поспешно посвятили в апреле 1846 года. Тех, кто остался, вытеснили из Наву к сентябрю того же года. В 1848 году неизвестные подожгли здание, и от него тогда остались только стены. Позднее ураган снес одну из этих стен. Оставшиеся камни были использованы для построения других зданий в окружностях Наву. А в 1865 году Городской совет Наву проголосовал за снесение оставшегося здания, уничтожив то, что осталось от былого великолепия.

Однако, в Смитсоновском музее еще сохранился подлинник одного из солнечных камней первоначального сооружения.

В период с 1937-1962 гг. Церковь смогла выкупить землю, на которой был построен первый храм, и в 1999 году Гордон Б. Хинкли объявил о его реконструкции. Новый дизайн отличается от предыдущего по своему плану, но все еще является свидетельством воли и выносливости Святых последних дней.

2. Храм в Солт-Лейк-Сити, штат Юта

Посвящен Уилфордом Вудраффом в 1893-ем году.

Как? Этот храм не номер один? Это правда, что об этом храме мормоны думают действительно так. Это правда, что для людей по всему миру именно он символизирует мормонизм. Это правда, что он прекрасен как внутри, так и снаружи. Правда и то, что как и раньше, церемонии облечения в нем проводятся в живую, что очень здорово. Но он не номер один. И сейчас мы объясним почему.

Этот храм, на строительство которого ушло 40 лет, является настоящим символом. Он расположен на Храмовой площади и настолько богат историей, что очень сложно рассказать о ней вкратце.

На построение этого важнейшего храма Святых последних дней потребовались геркулесовские силы. Трудности, через которые прошлось пройти, чтобы построить этот храм, глубоко вплетены в мормонскую культуру, и каждый мормон постарается «совершить паломничество» в этот храм хотя бы раз в жизни.

Это также первый храм, на шпиле которого был установлен ангел Мороний. Сейчас мы считаем это само собой разумеющимся, но в былое время размещение ангела Морония на верхушку храма имело определенные предпосылки. Более того, традиция устанавливать агела Морония стала нормой, начиная с 1970-х годов, а затем Морония установили и на другие храмы, как например на храм в Прово. Сейчас есть только 8 храмов без статуи Морония: в Сейнт-Джордже, штат Юта, Месе, штат Аризона, Логане, штат Юта, Манти, штат Юта, Лайе, Гавайи, Кардстоне, провинция Альберта, Гамильтоне, Новая Зеландия, и Окланде, штат Калифорния.

Так почему же этот храм не номер один в нашем списке? Что ж… пусть это и самый большой храм, это не всегда было так. Самым большим он стал благодаря пристройкам, добавленным с годами. Может быть это из-за моей преданности с детских лет храму в Лос-Анджелесе, но я горжусь тем, что «крепость»мормонов в Южной Калифорнии была масштабной изначально. Безо всяких пристроек.

Также официальное название этого храма - «Солт-Лейк-Сити», а не «Солт-Лейк-Сити, Юта», что делает этот храм единственным храмом без полного указания его местонахождения. Просто замечание, но я не поддерживаю исключительность.

Это без сомнений прекрасный храм. И он стоит на втором месте не потому, что в нем есть какие-то изъяны, а потому, что он просто не может побить номер один. И это…

1. Храм в Манти, штат Юта

Посвящен Лорензо Сноу в 1888 году.

У храма в Манти есть все те же самые плюсы, что и у храма в Солт-Лейк-Сити, но без лишнего ажиотажа, и это то хорошее, что ставит его выше культового монолита Солт-Лейк-Сити.

Во-первых, наружный интерьер здания, расположенного на верхушке горы, очень впечатляет. Хотя фасад храма в Солт-Лейк-Сити определенно готического стиля, храм в Манти является примером сочетания готического возрождения, возрождения французского ренессанса, второго ампира и колониального стиля - но каким-то образом они сочетаются.

Также изначально конструкция содержала подземный туннель. Подземный туннель!

Внутри храма, в его двух больших башнях, расположены самоподдерживающиеся лестницы, которые сами по себе являются архитектурным дивом своего времени.

И, как и его компаньон с проходящими вживую церемониями облечения и кодом 801, храм в Манти также может похвастаться поэтапным расположением комнат для облечения. Однако, если в Солт-Лейк-Сити участвующие в процессии переходят из одной комнаты в другую на одном и том же этаже и только потом поднимаются по лестнице, чтобы попасть в последние 3 комнаты, расположенные этажом выше, дизайн храма в Манти подразумевает переход из одной комнаты в другую с одного уровня на другой, еще лучше передавая символику приближения к небесам в конце сессии. Это мелочь, но особая черта, и так как храмы основаны на символизме, даже такие небольшие доработки очень важны.

В храме Манти также установлены подлинные скамьи эпохи пионеров Церкви, а не стандартные, с откидывающейся спинкой мягкие сидения.

И наконец, в храме Манти сохранились оригинальные художественные изображения со времен его построения. Такие, например, как настенная роспись Зала мира, которая далеко превосходит какие-либо другие росписи более поздних авторов.

Если вы никогда не были в этом храме, обязательно посетите его.

Что ж, это наш список, в который мы включили самые интересные мормонские храмы. Соглашаетесь ли вы с ним? Какие храмы входят в ваш список?