Система образования в Китае — как протекает процесс обучения? Система образования в Китае: описание, развитие

Китай до сих пор не может сравниться по популярности с такими лидерами на рынке образования, как Великобритания, США и Германия, но огромный потенциал страны, невысокая стоимость обучения и возможность стать специалистом со знанием восточного языка открывает большие возможности для построения карьеры.

Преимущества и недостатки

Плюсы

  1. Китай является одним из важных партнеров России, и роль страны на мировой арене только укрепляется, поэтому получить образование в Китае и выучиться китайский язык — очень дальновидный шаг для молодых карьеристов.
  2. Низкая стоимость высшего образования и возможность получит стипендию.
  3. Широкие возможности и для тех, кто хочет построить карьеру в бизнесе, и для тех, кто планирует заниматься наукой.

Минусы

  1. Китайское образование не такое престижное, как американское и европейское.
  2. Для обучения на многих программах нужно хорошо знать непростой китайский язык.
  3. Плохая экология в крупных городах и своеобразная китайская культура.

Система образования КНР полностью контролируется государством, даже на уровне частных высших школ. Низшие ступени системы были построены по советскому образцу, вплоть до начала учебного года в сентябре.

Базовое образование

Школьное образование разделяется на начальное, неполное среднее, среднее. Из начальной школы (1-6 класс) дети переходят в среднюю школу автоматически, без экзаменов. Еще три года понадобится школьнику, чтобы получить неполное среднее образование. После этого многие школьники заканчивают учебу, начиная работать, поступая в средние технические училища, техникумы. Желающим получить полное среднее образование - предстоит три года учебы, выпускной экзамен. Программы средних школ общие для всей страны, как и перечень учебных дисциплин.

Для иностранцев открыты не все средние школы страны, их перечень утверждается Министерством образования КНР. Основой образования для промышленности стала огромная сеть профессионально - технических училищ, техникумов, специализированных средних колледжей. В них большее внимание уделяется теоретическим дисциплинам, необходимым для конкретной специальности, практическому обучению профессии, производственным стажировкам. Всех специализированных среднетехнических учебных заведений - более двенадцати тысяч, к ним относятся и школы профессиональной ориентации.

Высшее образование КНР

В отличие от средней школы, высшее образование перестроено по международным образцам. Лучшие университеты проводят обучение на английском языке (параллельно с китайским), приглашают западных профессоров, применяют современные методики. Одновременно с перестройкой высшего образования были разрешены частные высшие школы, которых за короткое время открылось более полутора тысяч (более 50% образовательного сектора).

К лучшим ВУЗам страны относится Пекинский Университет, крупнейший в Китае. Разветвленная структура университета включает 12 факультетов, 31 колледж, общее число студентов превышает 46000. В различных рейтингах Пекинский университет ставится на первое место в Азии (делит его с Токийским университетом), входит в мировую двадцатку.

Шанхайский университет немногим уступает Пекинскому по количеству студентов (43000), превосходит его по количеству факультетов (23 факультета), предлагает 59 докторских программ, 148 магистерских специальностей.

Считается, что в Шанхае лучший в стране уровень преподавания права, экономики, управления и менеджмента.

Несмотря на отсутствие теоретических ограничений, иностранцев принимают не все ВУЗы Китая. Иностранные студенты обучаются только в 450 из двух тысяч государственных вузов.

Во всех высших школах обучение платное. По европейским меркам, его стоимость невысока - около 32000 юаней в год (менее $5000). Кроме того, правительство выделяет для иностранцев 10 тысяч грантов. Тем не менее, поступить в университет очень трудно - требуется сдать экзамены по семи дисциплинам, среди которых труднейшим для иностранцев становится китайский язык. Для учебы на английском языке нужен международный сертификат. Конкурсы ВУЗов огромны, доходят до сотен претендентов на одно место.

Лучшим путем для поступления считается предварительная учеба на подготовительном отделении, к которой часто прибегают и перед поступлением в магистратуру для продолжения образования после российского вуза. Также существуют компании, которые предлагают пройти обучение за счет грантов, что сильно экономит бюджет и упрощает процедуру поступления. Самой известной является mychina.org.

Стоимость жизни во время учебы несравнима с американскими, европейскими реалиями. Даже в самых дорогих городах достаточно десяти долларов в день, но возможности поиска дополнительной работы крайне ограничены.

Полезные ссылки

Образование в Китае в наши дни

Кратко рассмотрим образование в Китае в наши дни .

Право на получения образование простые люди получили только с 1949 года, то есть со времени образования КНР.

В древности, основной целью образования было воспитать чиновников, так как люди, сдающие экзамены, имели право занимать государственные должности.

В настоящее время образование делится на несколько ступеней : начальное образование, среднее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование.

Согласно закону об обязательном образовании в КНР (义务教育法), в настоящее время обязательным считается девятилетнее образование. Стоит отметить, что в 80-е годы обязательным считалось только начальное образование, 6-летнее.

Начальное образование (初等教育) в Китае предполагает 6-летнее обучение. Курс обучения включает в себя такие предметы, как математика, история, природоведение, музыка, рисование, физкультура и др., а также воспитывают у учащихся любовь к родине и уважение к социализму.

Среднее образование (中等教育) состоит из двух этапов (初中 и 高中), каждый по три года. К вышеперечисленным предметам добавляются еще иностранный язык, политика, география, физика, химия и др.

Среднее профессиональное образование (中等职业技术教育) представлено профессиональными училищами (中等专业学校), техникумами (技工学校) и профессиональными школами (职业学校). Срок обучения от 2 до 4 лет, на некоторых специальностях до 5 лет (например, медицина). Набор изучаемых предметов полностью зависит от выбранной специальности – финансы, медицина, сельское хозяйство, кулинарное искусство, техника, туризм и так далее. По окончании, многие выпускники получают работу по распределению в различные учреждения, в зависимости от выбранной специальности.

Высшее образование (高等教育) построено по принципу болонской системы, но при этом Китай в этой системе не участвует. Продолжительность обучения – 4 года. Выпускники выходят бакалаврами. Магистратура – еще два (или три) года (бакалавриат – 本科, магистратура – 专科).

В Китае существует два уровня образования для аспирантов – аспирантура и докторантура. К аспирантам (кандидатам – 硕士) и к докторам (博士) предъявляют различные требования. Кандидаты должны любить Родину, быть высоконравственными, владеть одним иностранным языком, и уметь вести научно-исследовательскую деятельность. Срок обучения на аспирантуре – 2-3 года. Требования к докторам в чем-то совпадает с требованиями к аспирантам, отличие только в том, что доктора должны овладеть двумя иностранными языками и вести какую-либо научно-исследовательскую деятельность.

По форме обучения аспиранты делятся на два типа: с отрывом от производства и без отрыва от производства (днем работают, вечером и в выходные учатся).

Также стоит обозначить еще один вид образования – повышение квалификации или высшее образование для тех, кто уже работает (成人教育). В принципе, это может относиться и к вышеуказанным аспирантам. Из-за того, что днем они работают, а по вечерам и выходным учатся, этот вид образования еще называют 夜大学.

Сейчас в Китае много онлайн-университетов. Получить высшее образование можно не выходя из дома.

В последние годы государство уделяет образование все больше и больше внимания. На его развитие ежегодно тратятся огромные деньги.

StudyChinese.ru

Образование может быть одним из самых влиятельных сил в современном обществе. Хорошее образование, которое лелеет интеллект и любопытство может повлиять на детей, как только они приходят в школу.

Китай, с самым большим населением в мире, предоставляет своим гражданам разнообразную систему школьного образования: государственные школы для студентов всех возрастов, специализированные школы для инвалидов, частные школы и профессионально-технические учебные заведения, и многие другие учреждения в области образования, включая университеты.

Однако, так как он создается под влиянием принципиально иной культуры, некоторые структурные аспекты системы образования Китая могут показаться странными для иностранного взгляда и анализа. Вот некоторые сравнения между системами образования Китая и Америки.

Уровни образования в Китае

Система образования Китая состоит из трех основных уровней: первичное, вторичное и «послешкольное». Начальное образование является тем, что обычно мы называем начальными классами. Средняя школа делится на нижний уровень и верхний. Это эквивалентно средней школе. Разделение данных уровней схематически выглядит: 6-3-3, где с 1 класса по 6 будет принадлежать начальной школе, с 7 по 9 в другой, и с 10 по 12, включающий среднюю школу.

В США например, 1-го по 8 классов помечены и относительны годам учёбу. Они строятся по принципу -«первокурсник», «второкурсник», «младший» и «старший». «Китай имеет каждый класс с именем по чину в их образовательной подгруппе. Седьмой класс известен как 初一, восьмой является 初二 и девятый 初三. («一», «二», и «三» «один», «два» и «три» по-китайски.)

Требуется уровень образования

В отличие от США, где законы об обязательном образовании требуют от студентов необходимости оставаться в школе от 16 до 18 лет, все студенты в Китае обязаны пройти по крайней мере девять лет обучения. либо студенты могут выбрать, чем хотят заниматься в дальнейшем.

Школьный день

В Соединенных штатах, в то время, когда студенты торопятся выбежать из аудитории во время перемены, в Китае преподаватель решает, когда вы уйдете с урока. В отличие от американских школ, где образованием предусмотрено выбор факультативных занятий, выбирая биология или химия, студенты в Китае не выбирают одни и те же классы, вплоть до средней школы.

График учебного дня, также варьируется. В то время как в Америке, как правило, школа начинается в 8 и заканчивается где-то около 3, то для Китая предлагается вариант вечерние сессии, в течение средней и высшей школы.

В ходе подготовки к тестированию в университетах, студенты часто используют это время для самостоятельного изучения или пользуются репетиторами. Период обеда, также больше, чем у американских школ; некоторые китайские средние школы и средние школы предлагают перерывы на обед в течение дня, который может охватывать до двух часов.

Среднее образование в школах Китая

Китайское среднее образование уникально тем, что помимо традиционных, детям стараются привить моральные устои и помогают раскрыть творческий потенциал.

В Китае все дети в возрасте 6 лет должны идти в школу. Сначала они учатся шесть лет в начальной школе, потом еще три года в средней школе первой ступени. Это обязательное образование для всех. После окончании средней школы первой ступени можно поступать в среднюю школу высшей ступени, где учатся три года. Правда, для этого нужно сдать вступительные экзамены.

Государственные школы в Китае ориентированы на китайских детей, но некоторые из них имеют право принимать и иностранных учащихся.

В таком случае обучение будет платным, около 5 тыс. долл. за семестр. Обучение ведется на китайском языке, поэтому для поступления нужно сдать экзамен по китайскому, английскому и математике.

Кроме того, иностранным учащимся придется сначала год проучиться на подготовительной программе. Обойдется это, в среднем, в 28 тыс. юаней (4500 долл.) за семестр. Столько же стоит и семестр обучения по школьной программе после зачисления.

Как правило, китайские школы с международными отделениями для иностранцев расположены в крупных городах, особенно в Пекине и Шанхае. Учатся там, в основном, дети работников международных компаний.

Среди государственных школ Китая, принимающих иностранцев, Пекинская Средняя Школа имени Первого Октября, Средняя Школа при Народном Университете Китая, Пекинская Средняя Школа №4, Средняя Школа №2 при Восточно-Китайском Педагогическом Университете (Шанхай), Средняя школа при Фуданьском университете в Шанхае и Средняя Школа при Шанхайском Университете Цзяотун.

Частные школы

Есть в Китае и частные школы, и они пользуются большей популярностью у иностранцев.

Одна из лучших — школа-пансион Beijing New Talent Academy. Принимают сюда детей в возрасте от 18 месяцев (при школе есть детский сад) до 18 лет. Обучаться можно на китайском языке вместе с китайскими детьми или в существующем при школе Cambridge International Centre на английском по британской образовательной программе. Для поступления в школу нужно сдать экзамены по китайскому, английскому и математике. Если ребенок поступает в Cambridge International Centre, то нужно сдать экзамен по английскому и математике в соответствии с требованиями британской программы. Дети, которые учатся на английском, все равно изучают китайский язык и культуру.

Стоимость обучения в Beijing New Talent Academy — 76 тыс. юаней в год при обучении на китайском (12 тыс. долл.) и 120 тыс. юаней на англоязычной программе (20 тыс. долл).

Если американская система ближе, чем британская, можно выбрать Saint Paul American School в Пекине. Обучение в ней ведется по американской образовательной программе с обязательным изучением китайского языка и культуры.

В целом, государственные и частные школы Китая, принимающие иностранцев, ориентированы на детей, чьи родители проживают в стране, хотя многие школы имеют пансион. Большинство учеников международный программ в китайских школах — это дети экспатов. Почти все школы требуют, чтобы у иностранного ребенка, обучающегося в китайской школе, в стране был официальный опекун (им может быть родитель) — гражданин Китая или лицо, постоянно проживающее в Китае и имеющее вид на жительство. Опекун несет ответственность за школьника и является контактным лицом на случай, если возникнут проблемы.

В 1998 г. на сентябрьском заседании Постоянного Комитета ВСНП принят новый Закон КНР о высшем образовании. Закон вступил силу с 1 января 1999 года.

Общее руководство сферой высшего образования осуществляется Госсоветом через подчиненные ему ведомства (в настоящее время 70% из 2200 вузов находятся в компетенции министерства образования КНР, остальные являются ведомственными). Разрешение на создание или изменение статуса вузов осуществляется административными органами Госсовета, провинций, автономных районов, городов центрального подчинения либо другими организациями по их поручению. Одновременно указывается, что наряду с существованием вузов общенационального и провинциального подчинения государство "поощряет в рамках закона их создание и финансирование профессиональными, предпринимательскими организациями, общественными коллективами, другими общественными организациями и гражданами". Тем самым впервые допускается в принципе идея учреждения и легализации частных вузов.

Закон предусматривает три разновидности высшего образования: курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года), бакалавриат (4-5 лет) и магистратура (дополнительно 2-3 года). Устанавливаются три учебные степени: бакалавр, магистр и доктор наук. Предусматриваются должностные категории: ассистент, преподаватель (лектор), доцент и профессор. Закрепляется платная система обучения. Исключение делается лишь для студентов из нуждающихся семей (льготная оплата или бесплатное обучение). Лучшие студенты могут претендовать на стипендии и разовые материальные поощрения.

Помимо ссылок на государственные и другие местные источники финансирования, нет указаний на формальный запрет на получение средств от иностранных контрагентов, как на регулярной, так и на разовой основе (на практике в Китае широко допускается получение спонсорской помощи от зарубежных соотечественников и западных доноров; в стране существует несколько готовящих магистров бизнес-школ с иностранным финансированием и преподаванием).

Указывается, что стоимость обучения, финансирование учебного процесса и источники поступления средств устанавливаются административными органами Госсовета и провинций в зависимости от себестоимости обучения в каждом отдельном вузе. Получаемая оплата за обучение должна использоваться строго в соответствии с установленными правилами и не может быть направлена на другие цели. Государством предоставляются соответствующие льготы на приобретение вузами импортного оборудования и материалов.

Подчеркивается, что целью создания вуза должно быть служение государственным и общественным интересам, а не извлечение прибыли. В то же время закон формально не запрещает достаточно распространенную сегодня в КНР практику ведения вузами коммерческой деятельности (сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и т.д.). Вузами был создан ряд предприятий по освоению высоких технологий с целью содействия развитию НИОКР. В результате этого сформировался ряд известных конкурентоспособных прибыльных компаний. В 1997 г. доходы предприятий при китайских вузах составили 20,55 млрд. юаней с налогом на прибыль — 2,73 млрд. юаней. К концу 1999 г. валовая продукция данных предприятий достигнет 100 млрд. юаней.

В документе говорится, что иностранцы — при условии соответствия предъявляемым требованиям — могут обучаться в китайских вузах, а также вести научную или преподавательскую работу (сегодня в вузах КНР работает около 30 тыс. иностранных преподавателей, в основном из США и Западной Европы).

Закон разрешает образовывать в вузах студенческие организации, деятельность которых должна "регулироваться внутренним распорядком и согласовываться с учебной администрацией".

В целом новый закон значительно расширяет возможности участия негосударственных структур в деле развития высшего образования — область, считающаяся в Китае приоритетной в контексте усилий по преодолению культурного и технологического отставания от передовых держав. При этом, несмотря на сохраняющиеся у государства традиционные, идеологические, политические и административные рычаги контроля над образовательной сферой, закон позволяет в определенной степени ослабить его в случае учебных заведений, создаваемых другими общественными структурами. В отличие от государственных вузов они не обязаны работать под руководством парткомов, а "в соответствии с законодательными положениями об общественных организациях". По сравнению с прошлым существенный акцент делается на приобретении глубоких специальных и профессиональных знаний, в частности, указывается, что учеба является "важнейшей обязанностью студентов", а их "участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач". Характерным является и то, что на деле происходит значительное перераспределение прав от Центра в пользу административных органов провинциального уровня и самих вузов, поднимается значение вузовской науки и ее связей с НИИ системы АН КНР и промышленным производством.

Принятие нового закона закрепляет права и обязанности профессорско-преподавательского состава и учащихся вузов КНР, создает дополнительные возможности для поощряемого со стороны государства роста у китайской молодежи тяги к получению высшего образования (ежегодно лишь 1 млн. или 4% китайской молодежи соответствующей возрастной категории может поступить в вузы). По всей видимости, он сможет повысить статус китайской высшей школы и таким образом сбалансировать модную сегодня в КНР тенденцию к получению высшего образования за границей (за 20 лет на Запад, прежде всего в США, выехало на учебу 270 тыс. чел.).

Следует отметить сохраняющийся в КНР высокий престиж российской высшей школы.

Между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Однако в связи с отсутствием централизованной государственной информационной и рекламной поддержки усилия отдельных российских вузов по привлечению китайских студентов на коммерческой основе пока не дают эффективных результатов (в вузах США обучается 40 тыс. китайцев, а в российских — 8 тыс.).

Увеличивается количество учебных заведений, расширяется деятельности негосударственных образовательных учреждений, начинается процесс децентрализации в системе управления вузами, создаются многопрофильные университеты и специализированные институты.

С 1997 г. отменен старый порядок приема в вузы, разделявший студентов на категорию, принятую по директивному плану государства, и категорию, принятую по регулируемому плану. Все студенты принимаются в едином порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается банковский кредит и предоставляются стипендии, трудоустройство.

Начинается Программа 211 согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и специальностей на самый высокий уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира.

Китай имеет давнюю историю частного образования. Первые заведения частного высшего образования - Шуюаны (академии) - возникли 1300 лет назад. Современные частные вузы появились в начале 90-х годов двадцатого века. Университет Фадан и Китайский университет были основаны в 1905 году, вслед за ними, в 1919 году, появился университет Сямынь и университет Нанкэй. В первой половине двадцатого века частный сектор являлся важным компонентом в системе высшего образования. К 1949 году 93 университета из 223, над которыми коммунисты взяли контроль, были частными вузами (Lin, 1999. С. 88). Вследствие национализации в начале 1950-х, все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 год частное высшее образование полностью исчезло.

Частное (минбан) высшее образование вновь возникло в Китае в 1982 году, как следствие политической реформы бывшего лидера Дэн Сяо Пиня. Развитие частного высшего образования в этот период можно разделить на три фазы (Zha, 2001).

1. 1982–1986 гг.: Рост частного высшего образования.

В марте 1982 года, после тридцатилетнего отсутствия, в Пекине вновь был открыт первый частный вуз - Китайский социальный университет. В измененной конституции 1982 года говорилось: «Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные и прочие предприятия учреждать высшие учебные заведения различных типов в соответствии с законом» (статья 19). Это предполагало легальную основу функционирования частных вузов. Та же политика была определена в документе «Решение относительно Реформы Образовательной Системы», выпущенном Центральным комитетом Китайской Коммунистической Партии в 1985 году.

2. 1987–1992 гг.: Регулирование частного высшего образования.

Быстрое развитие вызвало некоторые проблемы, такие как низкий уровень управления и злоупотребления служебным положением. В результате, в 1987 году было провозглашено Временное Постановление о функционировании высших учебных заведений, в соответствии с которым социальные силы должны были решить эти проблемы. Местное постановление регулировало открытие и функционирование частных вузов.

3. 1992–2002 гг.: Новое развитие частного высшего образования.

В 1992 году «южный тур с инспекцией» Дэн Сяо Пиня и введение рыночной экономики положили основу учреждения большого числа частных вузов. В 1993 году Программа Образовательной Реформы и развития Китая впервые устанавливала политику, направленную на развитие частного образования как «сильной и активной поддержки, надлежащих руководящих принципов и умелого руководства». Эта идея повторилась в Постановлении о функционировании высших учебных заведений 1997 года, и была подтверждена Законом о Содействии частного высшего образования 2002 года.

Расширение частного высшего образования в Китае можно проследить на рис.

1. В последние несколько лет функционировало более тысячи частных вузов. В 2002 году 1 миллион 403 тысячи 500 студентов было зачислено в частные вузы, что составило 9,60 % от общего числа зачислений в 14 миллионов 625 тысяч 200 студентов (MOE, 2003). Большинство частных колледжей расположено в крупных городах с развитой экономикой. К примеру, на 2002 год в Пекине насчитывается 91 частный вуз с 198 тысячами студентов; в Шанхае - 177 частных вузов с 173 703 студентами (China Education Daily, 2003a, b).

Рис. 1. Развитие частного высшего образования в Китае (

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Быть китайцем нелегко. Когда вас таких больше полутора миллиардов в стране без социальных гарантий, надо сильно потрудиться, чтобы найти себе место под солнцем. Но китайские детки к этому готовы ― у них тяжелая работа начинается с первого класса.

В свое время я поработала учителем английского в четырех китайских школах (и в школе кунг-фу). Поэтому очень интересно сравнить российское образование и особенности школ Поднебесной.

Дети в школьной форме спортивных костюмах на занятии, посвященном Дню Земли, Ляочэн, апрель 2016.

  1. Во многих школах Китая нет отопления, поэтому зимой учителя и ученики не снимают верхней одежды. Центральное отопление есть исключительно на севере страны. В центре и на юге Китая здания рассчитаны на теплый климат. Это значит, что зимой, когда температура может опуститься до нуля, а иногда и ниже, единственным средством обогрева являются кондиционеры. Школьная форма ― спортивный костюм: широкие штаны и куртка. Покрой практически везде одинаковый, отличаются лишь цвета костюма и школьная эмблема на груди. Все территории школ ограничены большими железными воротами, которые всегда держат закрытыми, открывая лишь для того, чтобы школьники могли выйти.
  2. В китайских школах каждый день делают зарядку (и не одну) и проводят общую линейку. Утро в школе начинается с зарядки, потом линейка, на которой сообщают основные новости и поднимают флаг ― школьный или государственный. После третьего урока все дети делают упражнения для расслабления глаз. Под успокаивающую музыку и голос диктора в записи школьники нажимают на специальные точки. Помимо утренней зарядки есть зарядка дневная ― около двух часов дня, когда под тот же неумолимый динамик школьники в едином порыве высыпают в коридор (если не хватает места в классах), начинают поднимать руки в стороны и вверх и прыгать.

Китайские школьники из города Цзинань делают зарядку на крыше.

  1. Большая перемена, она же перерыв на обед, обычно длится целый час . За это время дети успевают сходить в столовую (если столовой при школе нет, им приносят еду в специальных подносах-коробках), пообедать, а еще побегать, размять ноги, покричать и пошалить. Учителей во всех школах кормят обедом бесплатно. И кормят, надо сказать, очень хорошо. Обед традиционно состоит из одного мясного и двух овощных блюд, риса и супа. В дорогих школах еще дают фрукты и йогурт. В Китае любят покушать, и даже в школе традиции соблюдаются. После обеденного перерыва в некоторых младших школах даются пять минут «на сон». Кстати, пару раз мои ученики засыпали посреди урока, и бедняжек приходилось будить с обливающимся кровью сердцем.

Вариант скромного по китайским меркам школьного обеда: яйца с помидорами, тофу, цветная капуста с перцем, рис.

  1. К учителям отношение очень уважительное. Их называют по фамилии с приставкой «учитель», например учитель Чжан или учитель Сян. Или просто «учитель». В одной школе ученики ― не важно, мои или нет, ― встречая меня, кланялись.
  2. Во многих школах в порядке вещей физические наказания. Учитель может ударить ученика рукой или указкой за какую-то провинность. Чем дальше от больших городов и чем проще школа, тем больше это распространено. Моя китайская подруга рассказывала, что им в школе давали определенное время на то, чтобы выучить английские слова. И за каждое невыученное слово их лупили палкой.

Перемена во время занятий по игре на традиционных барабанах, город Аньсай.

  1. В классе висит рейтинг успеваемости учеников, что стимулирует учиться лучше. Оценки ― от А до F, где A ― самая высокая, соответствует 90―100 %, а F ― неудовлетворительным 59 %. Поощрение хорошего поведения ― важная часть образовательной системы. Например, за верный ответ или примерное поведение на уроке ученик получает звездочку определенного цвета или дополнительные баллы. За разговоры на уроках или проступки баллы и звездочки снимаются. Успеваемость школьников отражается на специальном чарте на доске. Конкуренция, так сказать, налицо.
  2. Китайские дети учатся больше 10 часов каждый день. Уроки обычно продолжаются с восьми утра до трех-четырех часов дня, после чего дети идут домой и делают бесконечное домашнее задание до девяти-десяти часов вечера. По выходным у школьников из больших городов обязательно проходят какие-то дополнительные занятия с репетиторами, они ходят в музыкалку, школы искусств и спортивные секции. Ввиду высочайшей конкуренции на детей с самого детства оказывается давление со стороны родителей. Если они не смогут хорошо сдать экзамен после начальной школы (а обязательное образование в Китае занимает 12–13 лет), то путь в университет им заказан.

1 сентября первоклассники «Школы Конфуция» в Нанкине принимают участие в церемонии написания иероглифа «жэнь» («человек»), с которой начинается их обучение.

  1. Школы делятся на государственные и частные . Стоимость обучения в частных школах может доходить до тысячи долларов в месяц. Уровень образования в них в разы выше. Особое значение придается изучению иностранного языка. 2–3 урока английского в день, и к 5–6 классу ученики элитных школ уже свободно говорят по-английски. Впрочем, к примеру, в Шанхае есть специальная государственная программа, оплачиваемая правительством, в рамках которой иностранные учителя преподают и в обычных, государственных школах.
  2. Система образования основана на механическом запоминании. Дети просто заучивают огромное количество материала. Учителя требуют автоматического воспроизведения, особо не заботясь о том, насколько выученный материал понятен. Но сейчас все большую популярность набирают альтернативные системы обучения: Монтессори или Вальдорф, направленные на развитие у детей творческих способностей. Разумеется, подобные школы ― частные, обучение в них стоит дорого и доступно очень небольшому количеству людей.
  3. Детей из бедных семей, которые не хотят учиться или слишком непослушны (по мнению родителей), часто забирают из общеобразовательного учебного заведения и отправляют в школы кунг-фу . Там они живут на полном пансионе, тренируются с утра до вечера и, если повезет, получают базовое начальное образование: они должны уметь читать и писать, а, учитывая систему китайского языка, это очень непросто. В таких заведениях физические наказания в порядке вещей.

Их с детства учат тому, что они должны быть лучшими, не важно в чем. Возможно, именно поэтому сейчас китайцы начинают занимать лидирующие места во всех отраслях науки, культуры и искусства. Конкурируя с европейцами, выросшими в более тепличных условиях, они часто не оставляют им шанса. Просто потому, что мы не привыкли учиться десять часов подряд. Каждый день. Круглый год.

October 9th, 2017

Да, Китай прет пока "по всем фронтам". Все спорят, как это у него так получается, но очевидно, что в основе всего лежит образование.

Китайские школьники постоянно побеждают на международных олимпиадах, Шанхай не раз занимал лидирующие места в тесте PISA, при этом учеников с детства учат соответствовать всем требованиям и во всем подчиняться учителям. Журналист Дженни Андерсон попыталась разобраться, насколько оправдан такой подход и в чем преимущества и недостатки азиатской модели образования.

Когда Ленора Чу, американка китайского происхождения, записала сына в элитную школу в Шанхае, ее ожидало много сюрпризов. Ее сына заставили есть яйца, которые он ненавидит. Когда Чу поставила под вопрос методы учителя, она получила выговор за сомнения в его авторитете. Ее ребенка научили тому, что дождик можно рисовать «правильно» и «неправильно». И школа отказалась выдать ему лекарство от астмы, поскольку его состояние не требовало такого большого внимания к его персоне.

В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок.

Как ни странно, на эти действия Чу ответила не осуждением, а похвалой. О своем опыте она рассказала в книге «Little Soldiers: An American Boy, a Chinese School, and the Global Race to Achieve» («Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений»), в которой разбирается секрет превосходной китайской успеваемости. По ее словам, успех Китая в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения. Кроме того, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

«Китайская мать знает, что если ее ребенка наказали в школе (неважно, каким образом), то он это, бесспорно, заслужил. Другими словами, дайте учителю спокойно делать свою работу», — пишет она в The Wall Street Journal.

Не так давно Эми Чуа опубликовала книгу «The Battle Hymn of the Tiger Mother» («Боевой гимн матери-тигрицы»), в которой она утверждает, что китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. Чу пишет, что учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.


В то же время, как пишет Чу, американские родители, наоборот, считают, что главное — подпитывать веру ребенка в собственные силы, даже если для этого приходится ставить пятерки за вполне средние работы по математике. Чу пытается разобраться, какая система лучше готовит детей к будущему и каких ролей стоит придерживаться родителям и учителям. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право ставить авторитет под сомнение или уважительное подчинение ему?

В глазах Чу и многих других существует устоявшийся образ сверхуспешных состоятельных американских родителей, которые ради результатов своих детей нивелируют власть учителей. Родители подрывают авторитет преподавателей, веря при этом, что они-то лучше знают, как надо (но будем честны: чаще всего все их познания в педагогике сводятся к воспоминаниям о собственной школе, которую они окончили еще до того, как в ней появился интернет). Она пишет: «Прогресс в американской системе тормозят родители, которые уверены, что все им что-то должны, и своей позицией обесценивают учебу: для наших детей мы требуем привилегий, которые мало связаны с образованием, и просим о пощаде при выставлении оценок за год, если они не добиваются нужных результатов. Наше общество многого ждет от учителей, а семья несет меньшую ответственность».

К аналогичным выводам по поводу американского образования пришли и сами американцы. Джессика Лэйхи, школьная учительница и автор книги «The Gift of Failure» («Дар ошибки»), считает, что дети становятся беспомощными по вине (любящих) родителей, которые стремятся защитить их. Когда мы вмешиваемся в драки своих отпрысков во дворе или вытягиваем оценки из учителей, мы мешаем им выработать нужные навыки и стать самостоятельными (и в результате все закончится такими явлениями, как «Школа для взрослых» (организация, где молодые люди учатся вести себя как взрослые. — Прим. ред.).


Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), утверждает, что хорошие учителя — главная причина академических успехов в шанхайских школах. Он говорит, что педагоги, за которыми он наблюдал в Китае, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. По словам Шлейхера, китайские преподаватели требуют высоких результатов, но они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места, в то время как у США результаты довольно средние. Конечно, Шанхай — это мегаполис, а США — огромная страна, отличающаяся большим многообразием, поэтому сравнивать их сложно. Например, в 2012 году штат Массачусетс занял бы девятое место по математике и четвертое — по чтению, что намного выше, чем позиция Соединенных Штатов в целом.

Журналистка Мина Чой, которая отдала детей в китайскую начальную школу, подробно описала плюсы и минусы шанхайской системы. У ее шестилетнего сына ежедневно было по три часа домашней работы и никакого общения с друзьями (все были слишком заняты уроками). Часто учеба заключалась в зубрежке и бездумном копировании, причем даже тогда, когда дело доходило до написания эссе: ее сыну советовали переписывать чужие работы, чтобы научиться писать самому. Иногда она задавалась вопросом: многие ли дети действительно понимают математику, а не просто заучивают ответы?



Тем не менее Чой уверена, что повторила бы этот опыт (по крайней мере, если говорить о младшей школе). Она говорит, что это «жесткая, требовательная система, в которой делается упор на усердную работу». Она не читала книгу Чу, но согласна с тем, что недостаток уважения к учителям в США — это проблема. Чой считает, что опытный учитель понимает лучше родителей, что должен знать семилетний ребенок, как он должен учиться и как его нужно учить. «В Америке мнение родителей равнозначно мнению учителя. Такого не должно быть», — рассказывает Чой. Эта нехватка уважения сказывается и на зарплатах учителей в США, и на том, как ничтожно мало правительство инвестирует в их профессиональное развитие. Жалобы родителей в Америке часто возникают именно потому, что они не верят в систему.

И Чу, и Шлейхер из ОЭСР предполагают, что есть еще одна критическая разница между США и Китаем. Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США и ряде европейских стран.

При этом, по иронии, как замечает Чу, американцы не боятся требовать от своих детей усердия и высоких результатов, когда речь идет о спорте. Если ребенок становится последним, то это потому, что ему нужно больше работать, а не потому, что он не способен пинать мяч. «Для нас девятое место в стометровке значит, что Джонни надо больше тренироваться, а не то, что он хуже других. И мы не сильно переживаем по поводу его самооценки».

Исследование Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывает, что дети, которые верят, что старания важнее способностей, учатся лучше. Чу пишет: «Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню. Чу отмечает, что в США «родители протестовали, когда политики пытались ввести аналогичные меры», например единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, которое показывает, что дети азиатского происхождения учатся лучше белых не из-за выдающихся способностей, а благодаря старательности и вере в то, что их усилия важны.



Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

Профессор Школы образования при Канзасском университете Юн Чжао указывает на то, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством (он использует данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), самого масштабного в мире исследования этой сферы). Исследовательская и консалтинговая компания ATKearney пошла еще дальше, показывая, что предположительный предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях. Так что дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом.

Журналистка Чой считает, что у восточноазиатского подхода есть и другие недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в свою очередь, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Чой, которая покинула Шанхай четыре года назад, говорит, что система образования там «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям. Чу ссылается на исследование 2004 года, которое защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно (но все равно все зависит от контекста), существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

На самом деле польза есть и от индивидуального подхода, и от группового; и от академических успехов, и от личностного развития. Чжао говорит, что США и Великобритания стремятся к азиатской виртуозности в плане тестов, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее однообразной, уделять больше внимания творчеству и самостоятельности в решении задач. Он пишет, что «жители Восточной Азии стали первыми свидетелями того, как сильно их собственная система образования навредила детям: речь идет о высокой тревожности, сильном стрессе, плохом зрении, недостаточной уверенности, низкой самооценке и недоразвитых бытовых навыках». А, например, в Финляндии, где подход к образованию более сбалансирован, чем в Китае или США, дети, у которых меньше домашней работы и серьезных контрольных, чаще радуются жизни и при этом добиваются отличных результатов на тестировании PISA.

Когда выбирать приходится из двух крайностей, любой вариант кажется немного рискованным. «Я скорее предпочту слишком высокий уровень образования, чем слишком низкий», — сказала (и написала об этом эссе) Чой, подразумевая более строгое китайское расписание.

Чу говорит, что ее детям досталось лучшее из обеих систем. «Мой сын включает воображение, когда рисует, у него отличное чувство юмора и чертовски сильный удар справа в теннисе. Ни одно из этих качеств не угасло, и теперь я разделяю веру китайцев в то, что даже очень маленькие дети могут развить таланты, которые требуют серьезных усилий».


источники
Ksenia Donskaya
http://www.chaskor.ru/article/diktatura_uchitelej_42522


Всегда удивлялась насколько китайцы энергичная нация. Работают много, быстро, с энтузиазмом. В отличие, скажем, от южных корейцев - те, хоть и трудяги, но не торопливы и не столь энергичны. В чём кроется секрет работоспособности китайского населения? Думаю, во многом это определяется системой школьного воспитания, очень отличной от западной.

Сегодня уже 99 % детей в Китае посещают школы, хотя до 1949 года 80 процентов населения страны было неграмотными. Китайцы ценят образование, в прямом и переносном смысле. Всё образование платное. Даже за начальное школьное (не говоря уже про ВУЗы) приходится платить, на что у семей обычно уходит треть семейного дохода.
Школы в Китае проводят двенадцатилетнее образование, которое разделено на три уровня: начальная школа и две ступени средней школы.

Чтобы ребенок получил хотя бы обязательное среднее образование, он должен проучиться в школе как минимум 9 лет: 6 лет в начальной школе и три года первой ступени средней школы.

Главное отличие китайских школ от русских - это сильная загруженность уроками. Если в школах России первоклассники учатся максимум до 13 часов дня, то обычный день китайского школьника начинается в 7-30 и заканчивается примерно в 4-30, то есть 9 часов, проведённых в школе. И это не случайно. Основной упор в китайских школах делается на китайский язык и алгебру. Не так быстро выучить несколько тысяч иероглифов, их написание и произношение. Ведь даже, чтобы прочитать газету китайцу нужно знать минимум 5 тысяч иероглифов (из 50 возможных). Обучение родному языку развивает у детей способности к математике. В математике китайские школьники зачастую впереди европейских.

Из-за большой нагрузки учебный день разделен на две части. С 8 и до пол двенадцатого дети изучают основные предметы: китайский и иностранный языки, математику, которые в расписании каждый день. Потом, дети до 14 часов дня могут отдохнуть и пообедать, а затем продолжить учебу. Во второй половине дня ученики в китайских школах изучают второстепенные предметы: пение, труд, физкультуру и рисование. А ещё факультативы и домашнее задание, которое дети успевают сделать только часам к 10-11 вечера... В 11 или даже в 12 ночи китайские школьники ложатся спать, а вставать уже надо в 5-30, так как уроки начинаются в 7-25. Сложно представить, что к такому режиму можно привыкнуть...

Что касается дисциплины, то в китайских школах она жесткая: стоит пропустить без уважительной причины 12 уроков - и ты отчислен.
И тем не менее китайские дети не выглядят уставшими и утомлёнными от раннего вставания, обилия уроков и кучу математики. Возможно из-за того, что урокам физкультуры здесь отводится не последнее место. Как известно, Китай - самая мощная из стран школьно-олимпийского движения. Китайцы первыми поняли, какой авторитет на международной арене приносят стране победы ее подростков.

Ещё китайские школы особенны тем, что в каждом классе в среднем по 30-40 учеников. В школе ребёнок обязан быть лучшим без вариантов. Это просто необходимо для того, чтобы в дальнейшем поступить в институт и иметь какие-то перспективы на будущее. Большинство детей даже посещают дополнительные занятия по выходным. Хотя огромное количество уроков математики не пропадут даром в любом случае - как минимум математическое мышление пригодится у нас на рынке:)
Стоит упомянуть, что оценивание достижений детей во время учебы проводится по сто бальной системе. Все текущие результаты выставляются в классный журнал, и родители, при желании, могут контролировать успеваемость своих детей.

В Китае действует система единого государственного экзамена, его сдают по всей стране, и в вузы зачисляются самые лучшие. Все высшие учебные заведения ранжируются по уровню престижности, и для поступления необходимо набрать определенное количество балов на школьных экзаменах. Заявление можно отсылать в несколько учебных заведений, у которых проходной бал ниже или соответствует тому числу балов, которое было набрано во время экзаменов.

Система образования в Китае: основные особенности

За последние годы Китай смог достаточно удивить все страны мира своим резким и уверенным экономическим ростом. Также стремительно развивается и система образования в Китае. Сейчас очень странно слышать, что еще в 40-х годах почти 80% населения Китая (оно составляет около 500 миллионов человек) были неграмотны.

Сейчас эта проблема решена, благодаря развитию образования в Китае. По стране было открыто множество современных школ. Также система образования в Китае пополнилась профильными университетами. Нужно отдать должное правительству Китая, ведь работа была проведена очень глобальная. На данный момент почти все районы страны подвергнуты обязательному начальному образованию, а 99% всех детей страны посещают школу.

Система образования в Китае включает в себя дошкольные, школьные и высшие учебные заведения.

Образование в Китае: дошкольные учебные учреждения

В Китае дошкольные учебные учреждения, а по-простому детские сады, полностью походят на наши. Китайские дети посещают их три года, начиная с трехлетнего возраста. Основной целью данных заведений является обучение детей элементарным знаниям, которые понадобятся при переходе в школу.

Школа как основная часть образования Китая

Следующая ступень, которую включает в себя система образования в Китае, это школа. Хочу отметить тот факт, что образование в Китае платное. Ученые даже провели некие подсчеты, и оказалось, что китайские семьи отдают на образование своих детей почти третью часть своих доходов.

Китайские дети посещают школу начиная с шести лет. Длительность же обучения составляет 12 лет. Каждый день у китайского школьника в среднем 6 уроков. Китайские школы отличаются жесткой дисциплиной. Например, если ученик пропустил 12 уроков без уважительной причины, в системе образования Китая предусмотрены санкции – его отчисляют. У каждого класса есть своя собственная аудитория, таким образом, не ученики приходят к учителю, а наоборот.

Средняя школа в Китае

Следующая ступень образования в Китае: средняя школа

По окончанию девяти классов китайских школьников ждет очень серьезное испытание. Образование в Китае предусматривает выпускные экзамены, согласно результатам которых будет понятно, смогут ли они продолжить учиться в средней школе и соответственно позже поступить в университет. Все родители крайне переживают за успех своих детей на этих экзаменах, ведь, по сути, от этого результата зависит их будущее и будущее кошелька их родителей.

Система образования в Китае предусматривает для своих учеников единый государственный экзамен, который сдается одновременно во всех уголках страны. Только самые лучшие ученики могут быть приняты в высшие учебные заведения.

Вершина образования в Китае: высшие учебные заведения

В связи с необходимостью большого количества квалифицированных кадров в системе образования в Китае делают большой акцент на высшие учебные заведения . Большинство китайских университетов представляют собой комплексы внушающего размера. Их можно даже назвать своего рода студенческими городками, на территории которых есть все необходимые заведения, начиная с учебных корпусов, заканчивая столовыми и прачечными. Конечно, учитывая перенаселенность страны, то такое обустройство вполне объяснительно и целесообразно.

Как я уже говорил, образование в Китае платное для всех, поэтому каждый год студентам приходится платить за обучение от 300 до 1000 долларов. Такая сумма зачастую слишком велика для обычного сельского жителя, поэтому государство дает малоимущим студентам кредиты. Однако если студент решит после учебы вернуться жить и работать обратно в село, то кредит возвращать уже не нужно будет, в обратном случае одолженные у государства деньги вернуть придется.

СПОРТ
Система образования в Китае не включает спорт, но я хочу затронуть эту тему, потому что считаю, что спорт играет очень важную роль в воспитании нации.

Большинство китайцев встают каждый день очень рано и обязательно начинают свой день с зарядки. Вы почти не встретите на улицах Китая человека, который не занимается хоть каким-нибудь видом спорта. Даже пожилые люди начинают свой день с длительной прогулки. Китайцы – очень активная и спортивная нация, благодаря чему еще и относится к нации, в которой чуть ли не самое большое количество долгожителей.

Нам определенно есть чему поучиться у жителей Поднебесной. Не упускайте возможности – начните день с занятий спортом, освойте игру на музыкальном инструменте или запишитесь на кулинарные курсы и научитесь готовить традиционное восточное блюдо. Но для начала – приезжайте в Китай. Образование в Китае доступно и для вас! Все еще думаете, что на сбор документов для визы уйдет полгода? Разобьем этот стереотип в пух и прах и без труда