Система образования в Китае — как протекает процесс обучения? Как устроены китайские школы

Китай до сих пор не может сравниться по популярности с такими лидерами на рынке образования, как Великобритания, США и Германия, но огромный потенциал страны, невысокая стоимость обучения и возможность стать специалистом со знанием восточного языка открывает большие возможности для построения карьеры.

Преимущества и недостатки

Плюсы

  1. Китай является одним из важных партнеров России, и роль страны на мировой арене только укрепляется, поэтому получить образование в Китае и выучиться китайский язык — очень дальновидный шаг для молодых карьеристов.
  2. Низкая стоимость высшего образования и возможность получит стипендию.
  3. Широкие возможности и для тех, кто хочет построить карьеру в бизнесе, и для тех, кто планирует заниматься наукой.

Минусы

  1. Китайское образование не такое престижное, как американское и европейское.
  2. Для обучения на многих программах нужно хорошо знать непростой китайский язык.
  3. Плохая экология в крупных городах и своеобразная китайская культура.

Система образования КНР полностью контролируется государством, даже на уровне частных высших школ. Низшие ступени системы были построены по советскому образцу, вплоть до начала учебного года в сентябре.

Базовое образование

Школьное образование разделяется на начальное, неполное среднее, среднее. Из начальной школы (1-6 класс) дети переходят в среднюю школу автоматически, без экзаменов. Еще три года понадобится школьнику, чтобы получить неполное среднее образование. После этого многие школьники заканчивают учебу, начиная работать, поступая в средние технические училища, техникумы. Желающим получить полное среднее образование - предстоит три года учебы, выпускной экзамен. Программы средних школ общие для всей страны, как и перечень учебных дисциплин.

Для иностранцев открыты не все средние школы страны, их перечень утверждается Министерством образования КНР. Основой образования для промышленности стала огромная сеть профессионально - технических училищ, техникумов, специализированных средних колледжей. В них большее внимание уделяется теоретическим дисциплинам, необходимым для конкретной специальности, практическому обучению профессии, производственным стажировкам. Всех специализированных среднетехнических учебных заведений - более двенадцати тысяч, к ним относятся и школы профессиональной ориентации.

Высшее образование КНР

В отличие от средней школы, высшее образование перестроено по международным образцам. Лучшие университеты проводят обучение на английском языке (параллельно с китайским), приглашают западных профессоров, применяют современные методики. Одновременно с перестройкой высшего образования были разрешены частные высшие школы, которых за короткое время открылось более полутора тысяч (более 50% образовательного сектора).

К лучшим ВУЗам страны относится Пекинский Университет, крупнейший в Китае. Разветвленная структура университета включает 12 факультетов, 31 колледж, общее число студентов превышает 46000. В различных рейтингах Пекинский университет ставится на первое место в Азии (делит его с Токийским университетом), входит в мировую двадцатку.

Шанхайский университет немногим уступает Пекинскому по количеству студентов (43000), превосходит его по количеству факультетов (23 факультета), предлагает 59 докторских программ, 148 магистерских специальностей.

Считается, что в Шанхае лучший в стране уровень преподавания права, экономики, управления и менеджмента.

Несмотря на отсутствие теоретических ограничений, иностранцев принимают не все ВУЗы Китая. Иностранные студенты обучаются только в 450 из двух тысяч государственных вузов.

Во всех высших школах обучение платное. По европейским меркам, его стоимость невысока - около 32000 юаней в год (менее $5000). Кроме того, правительство выделяет для иностранцев 10 тысяч грантов. Тем не менее, поступить в университет очень трудно - требуется сдать экзамены по семи дисциплинам, среди которых труднейшим для иностранцев становится китайский язык. Для учебы на английском языке нужен международный сертификат. Конкурсы ВУЗов огромны, доходят до сотен претендентов на одно место.

Лучшим путем для поступления считается предварительная учеба на подготовительном отделении, к которой часто прибегают и перед поступлением в магистратуру для продолжения образования после российского вуза. Также существуют компании, которые предлагают пройти обучение за счет грантов, что сильно экономит бюджет и упрощает процедуру поступления. Самой известной является mychina.org.

Стоимость жизни во время учебы несравнима с американскими, европейскими реалиями. Даже в самых дорогих городах достаточно десяти долларов в день, но возможности поиска дополнительной работы крайне ограничены.

Полезные ссылки

Образование в Китае в наши дни

Кратко рассмотрим образование в Китае в наши дни .

Право на получения образование простые люди получили только с 1949 года, то есть со времени образования КНР.

В древности, основной целью образования было воспитать чиновников, так как люди, сдающие экзамены, имели право занимать государственные должности.

В настоящее время образование делится на несколько ступеней : начальное образование, среднее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование.

Согласно закону об обязательном образовании в КНР (义务教育法), в настоящее время обязательным считается девятилетнее образование. Стоит отметить, что в 80-е годы обязательным считалось только начальное образование, 6-летнее.

Начальное образование (初等教育) в Китае предполагает 6-летнее обучение. Курс обучения включает в себя такие предметы, как математика, история, природоведение, музыка, рисование, физкультура и др., а также воспитывают у учащихся любовь к родине и уважение к социализму.

Среднее образование (中等教育) состоит из двух этапов (初中 и 高中), каждый по три года. К вышеперечисленным предметам добавляются еще иностранный язык, политика, география, физика, химия и др.

Среднее профессиональное образование (中等职业技术教育) представлено профессиональными училищами (中等专业学校), техникумами (技工学校) и профессиональными школами (职业学校). Срок обучения от 2 до 4 лет, на некоторых специальностях до 5 лет (например, медицина). Набор изучаемых предметов полностью зависит от выбранной специальности – финансы, медицина, сельское хозяйство, кулинарное искусство, техника, туризм и так далее. По окончании, многие выпускники получают работу по распределению в различные учреждения, в зависимости от выбранной специальности.

Высшее образование (高等教育) построено по принципу болонской системы, но при этом Китай в этой системе не участвует. Продолжительность обучения – 4 года. Выпускники выходят бакалаврами. Магистратура – еще два (или три) года (бакалавриат – 本科, магистратура – 专科).

В Китае существует два уровня образования для аспирантов – аспирантура и докторантура. К аспирантам (кандидатам – 硕士) и к докторам (博士) предъявляют различные требования. Кандидаты должны любить Родину, быть высоконравственными, владеть одним иностранным языком, и уметь вести научно-исследовательскую деятельность. Срок обучения на аспирантуре – 2-3 года. Требования к докторам в чем-то совпадает с требованиями к аспирантам, отличие только в том, что доктора должны овладеть двумя иностранными языками и вести какую-либо научно-исследовательскую деятельность.

По форме обучения аспиранты делятся на два типа: с отрывом от производства и без отрыва от производства (днем работают, вечером и в выходные учатся).

Также стоит обозначить еще один вид образования – повышение квалификации или высшее образование для тех, кто уже работает (成人教育). В принципе, это может относиться и к вышеуказанным аспирантам. Из-за того, что днем они работают, а по вечерам и выходным учатся, этот вид образования еще называют 夜大学.

Сейчас в Китае много онлайн-университетов. Получить высшее образование можно не выходя из дома.

В последние годы государство уделяет образование все больше и больше внимания. На его развитие ежегодно тратятся огромные деньги.

StudyChinese.ru

Образование может быть одним из самых влиятельных сил в современном обществе. Хорошее образование, которое лелеет интеллект и любопытство может повлиять на детей, как только они приходят в школу.

Китай, с самым большим населением в мире, предоставляет своим гражданам разнообразную систему школьного образования: государственные школы для студентов всех возрастов, специализированные школы для инвалидов, частные школы и профессионально-технические учебные заведения, и многие другие учреждения в области образования, включая университеты.

Однако, так как он создается под влиянием принципиально иной культуры, некоторые структурные аспекты системы образования Китая могут показаться странными для иностранного взгляда и анализа. Вот некоторые сравнения между системами образования Китая и Америки.

Уровни образования в Китае

Система образования Китая состоит из трех основных уровней: первичное, вторичное и «послешкольное». Начальное образование является тем, что обычно мы называем начальными классами. Средняя школа делится на нижний уровень и верхний. Это эквивалентно средней школе. Разделение данных уровней схематически выглядит: 6-3-3, где с 1 класса по 6 будет принадлежать начальной школе, с 7 по 9 в другой, и с 10 по 12, включающий среднюю школу.

В США например, 1-го по 8 классов помечены и относительны годам учёбу. Они строятся по принципу -«первокурсник», «второкурсник», «младший» и «старший». «Китай имеет каждый класс с именем по чину в их образовательной подгруппе. Седьмой класс известен как 初一, восьмой является 初二 и девятый 初三. («一», «二», и «三» «один», «два» и «три» по-китайски.)

Требуется уровень образования

В отличие от США, где законы об обязательном образовании требуют от студентов необходимости оставаться в школе от 16 до 18 лет, все студенты в Китае обязаны пройти по крайней мере девять лет обучения. либо студенты могут выбрать, чем хотят заниматься в дальнейшем.

Школьный день

В Соединенных штатах, в то время, когда студенты торопятся выбежать из аудитории во время перемены, в Китае преподаватель решает, когда вы уйдете с урока. В отличие от американских школ, где образованием предусмотрено выбор факультативных занятий, выбирая биология или химия, студенты в Китае не выбирают одни и те же классы, вплоть до средней школы.

График учебного дня, также варьируется. В то время как в Америке, как правило, школа начинается в 8 и заканчивается где-то около 3, то для Китая предлагается вариант вечерние сессии, в течение средней и высшей школы.

В ходе подготовки к тестированию в университетах, студенты часто используют это время для самостоятельного изучения или пользуются репетиторами. Период обеда, также больше, чем у американских школ; некоторые китайские средние школы и средние школы предлагают перерывы на обед в течение дня, который может охватывать до двух часов.

Среднее образование в школах Китая

Китайское среднее образование уникально тем, что помимо традиционных, детям стараются привить моральные устои и помогают раскрыть творческий потенциал.

В Китае все дети в возрасте 6 лет должны идти в школу. Сначала они учатся шесть лет в начальной школе, потом еще три года в средней школе первой ступени. Это обязательное образование для всех. После окончании средней школы первой ступени можно поступать в среднюю школу высшей ступени, где учатся три года. Правда, для этого нужно сдать вступительные экзамены.

Государственные школы в Китае ориентированы на китайских детей, но некоторые из них имеют право принимать и иностранных учащихся.

В таком случае обучение будет платным, около 5 тыс. долл. за семестр. Обучение ведется на китайском языке, поэтому для поступления нужно сдать экзамен по китайскому, английскому и математике.

Кроме того, иностранным учащимся придется сначала год проучиться на подготовительной программе. Обойдется это, в среднем, в 28 тыс. юаней (4500 долл.) за семестр. Столько же стоит и семестр обучения по школьной программе после зачисления.

Как правило, китайские школы с международными отделениями для иностранцев расположены в крупных городах, особенно в Пекине и Шанхае. Учатся там, в основном, дети работников международных компаний.

Среди государственных школ Китая, принимающих иностранцев, Пекинская Средняя Школа имени Первого Октября, Средняя Школа при Народном Университете Китая, Пекинская Средняя Школа №4, Средняя Школа №2 при Восточно-Китайском Педагогическом Университете (Шанхай), Средняя школа при Фуданьском университете в Шанхае и Средняя Школа при Шанхайском Университете Цзяотун.

Частные школы

Есть в Китае и частные школы, и они пользуются большей популярностью у иностранцев.

Одна из лучших — школа-пансион Beijing New Talent Academy. Принимают сюда детей в возрасте от 18 месяцев (при школе есть детский сад) до 18 лет. Обучаться можно на китайском языке вместе с китайскими детьми или в существующем при школе Cambridge International Centre на английском по британской образовательной программе. Для поступления в школу нужно сдать экзамены по китайскому, английскому и математике. Если ребенок поступает в Cambridge International Centre, то нужно сдать экзамен по английскому и математике в соответствии с требованиями британской программы. Дети, которые учатся на английском, все равно изучают китайский язык и культуру.

Стоимость обучения в Beijing New Talent Academy — 76 тыс. юаней в год при обучении на китайском (12 тыс. долл.) и 120 тыс. юаней на англоязычной программе (20 тыс. долл).

Если американская система ближе, чем британская, можно выбрать Saint Paul American School в Пекине. Обучение в ней ведется по американской образовательной программе с обязательным изучением китайского языка и культуры.

В целом, государственные и частные школы Китая, принимающие иностранцев, ориентированы на детей, чьи родители проживают в стране, хотя многие школы имеют пансион. Большинство учеников международный программ в китайских школах — это дети экспатов. Почти все школы требуют, чтобы у иностранного ребенка, обучающегося в китайской школе, в стране был официальный опекун (им может быть родитель) — гражданин Китая или лицо, постоянно проживающее в Китае и имеющее вид на жительство. Опекун несет ответственность за школьника и является контактным лицом на случай, если возникнут проблемы.

В 1998 г. на сентябрьском заседании Постоянного Комитета ВСНП принят новый Закон КНР о высшем образовании. Закон вступил силу с 1 января 1999 года.

Общее руководство сферой высшего образования осуществляется Госсоветом через подчиненные ему ведомства (в настоящее время 70% из 2200 вузов находятся в компетенции министерства образования КНР, остальные являются ведомственными). Разрешение на создание или изменение статуса вузов осуществляется административными органами Госсовета, провинций, автономных районов, городов центрального подчинения либо другими организациями по их поручению. Одновременно указывается, что наряду с существованием вузов общенационального и провинциального подчинения государство "поощряет в рамках закона их создание и финансирование профессиональными, предпринимательскими организациями, общественными коллективами, другими общественными организациями и гражданами". Тем самым впервые допускается в принципе идея учреждения и легализации частных вузов.

Закон предусматривает три разновидности высшего образования: курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года), бакалавриат (4-5 лет) и магистратура (дополнительно 2-3 года). Устанавливаются три учебные степени: бакалавр, магистр и доктор наук. Предусматриваются должностные категории: ассистент, преподаватель (лектор), доцент и профессор. Закрепляется платная система обучения. Исключение делается лишь для студентов из нуждающихся семей (льготная оплата или бесплатное обучение). Лучшие студенты могут претендовать на стипендии и разовые материальные поощрения.

Помимо ссылок на государственные и другие местные источники финансирования, нет указаний на формальный запрет на получение средств от иностранных контрагентов, как на регулярной, так и на разовой основе (на практике в Китае широко допускается получение спонсорской помощи от зарубежных соотечественников и западных доноров; в стране существует несколько готовящих магистров бизнес-школ с иностранным финансированием и преподаванием).

Указывается, что стоимость обучения, финансирование учебного процесса и источники поступления средств устанавливаются административными органами Госсовета и провинций в зависимости от себестоимости обучения в каждом отдельном вузе. Получаемая оплата за обучение должна использоваться строго в соответствии с установленными правилами и не может быть направлена на другие цели. Государством предоставляются соответствующие льготы на приобретение вузами импортного оборудования и материалов.

Подчеркивается, что целью создания вуза должно быть служение государственным и общественным интересам, а не извлечение прибыли. В то же время закон формально не запрещает достаточно распространенную сегодня в КНР практику ведения вузами коммерческой деятельности (сдача помещений в аренду, издательские и типографские услуги и т.д.). Вузами был создан ряд предприятий по освоению высоких технологий с целью содействия развитию НИОКР. В результате этого сформировался ряд известных конкурентоспособных прибыльных компаний. В 1997 г. доходы предприятий при китайских вузах составили 20,55 млрд. юаней с налогом на прибыль — 2,73 млрд. юаней. К концу 1999 г. валовая продукция данных предприятий достигнет 100 млрд. юаней.

В документе говорится, что иностранцы — при условии соответствия предъявляемым требованиям — могут обучаться в китайских вузах, а также вести научную или преподавательскую работу (сегодня в вузах КНР работает около 30 тыс. иностранных преподавателей, в основном из США и Западной Европы).

Закон разрешает образовывать в вузах студенческие организации, деятельность которых должна "регулироваться внутренним распорядком и согласовываться с учебной администрацией".

В целом новый закон значительно расширяет возможности участия негосударственных структур в деле развития высшего образования — область, считающаяся в Китае приоритетной в контексте усилий по преодолению культурного и технологического отставания от передовых держав. При этом, несмотря на сохраняющиеся у государства традиционные, идеологические, политические и административные рычаги контроля над образовательной сферой, закон позволяет в определенной степени ослабить его в случае учебных заведений, создаваемых другими общественными структурами. В отличие от государственных вузов они не обязаны работать под руководством парткомов, а "в соответствии с законодательными положениями об общественных организациях". По сравнению с прошлым существенный акцент делается на приобретении глубоких специальных и профессиональных знаний, в частности, указывается, что учеба является "важнейшей обязанностью студентов", а их "участие в общественной жизни не должно отражаться на выполнении учебных задач". Характерным является и то, что на деле происходит значительное перераспределение прав от Центра в пользу административных органов провинциального уровня и самих вузов, поднимается значение вузовской науки и ее связей с НИИ системы АН КНР и промышленным производством.

Принятие нового закона закрепляет права и обязанности профессорско-преподавательского состава и учащихся вузов КНР, создает дополнительные возможности для поощряемого со стороны государства роста у китайской молодежи тяги к получению высшего образования (ежегодно лишь 1 млн. или 4% китайской молодежи соответствующей возрастной категории может поступить в вузы). По всей видимости, он сможет повысить статус китайской высшей школы и таким образом сбалансировать модную сегодня в КНР тенденцию к получению высшего образования за границей (за 20 лет на Запад, прежде всего в США, выехало на учебу 270 тыс. чел.).

Следует отметить сохраняющийся в КНР высокий престиж российской высшей школы.

Между Россией и Китаем действует соглашение о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях. Однако в связи с отсутствием централизованной государственной информационной и рекламной поддержки усилия отдельных российских вузов по привлечению китайских студентов на коммерческой основе пока не дают эффективных результатов (в вузах США обучается 40 тыс. китайцев, а в российских — 8 тыс.).

Увеличивается количество учебных заведений, расширяется деятельности негосударственных образовательных учреждений, начинается процесс децентрализации в системе управления вузами, создаются многопрофильные университеты и специализированные институты.

С 1997 г. отменен старый порядок приема в вузы, разделявший студентов на категорию, принятую по директивному плану государства, и категорию, принятую по регулируемому плану. Все студенты принимаются в едином порядке и должны платить за обучение. Для тех студентов, кто переживает финансовые трудности, открывается банковский кредит и предоставляются стипендии, трудоустройство.

Начинается Программа 211 согласно которой в 100 наиболее важных вузах, в ряде приоритетных дисциплин и специальностей на самый высокий уровень должна быть выведена преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы в ХХI веке эти вузы стояли в ряду наилучших вузов мира.

Китай имеет давнюю историю частного образования. Первые заведения частного высшего образования - Шуюаны (академии) - возникли 1300 лет назад. Современные частные вузы появились в начале 90-х годов двадцатого века. Университет Фадан и Китайский университет были основаны в 1905 году, вслед за ними, в 1919 году, появился университет Сямынь и университет Нанкэй. В первой половине двадцатого века частный сектор являлся важным компонентом в системе высшего образования. К 1949 году 93 университета из 223, над которыми коммунисты взяли контроль, были частными вузами (Lin, 1999. С. 88). Вследствие национализации в начале 1950-х, все частные вузы были закрыты или объединены с государственными. В период с 1952 по 1982 год частное высшее образование полностью исчезло.

Частное (минбан) высшее образование вновь возникло в Китае в 1982 году, как следствие политической реформы бывшего лидера Дэн Сяо Пиня. Развитие частного высшего образования в этот период можно разделить на три фазы (Zha, 2001).

1. 1982–1986 гг.: Рост частного высшего образования.

В марте 1982 года, после тридцатилетнего отсутствия, в Пекине вновь был открыт первый частный вуз - Китайский социальный университет. В измененной конституции 1982 года говорилось: «Государство поощряет коллективные экономические организации, государственные и прочие предприятия учреждать высшие учебные заведения различных типов в соответствии с законом» (статья 19). Это предполагало легальную основу функционирования частных вузов. Та же политика была определена в документе «Решение относительно Реформы Образовательной Системы», выпущенном Центральным комитетом Китайской Коммунистической Партии в 1985 году.

2. 1987–1992 гг.: Регулирование частного высшего образования.

Быстрое развитие вызвало некоторые проблемы, такие как низкий уровень управления и злоупотребления служебным положением. В результате, в 1987 году было провозглашено Временное Постановление о функционировании высших учебных заведений, в соответствии с которым социальные силы должны были решить эти проблемы. Местное постановление регулировало открытие и функционирование частных вузов.

3. 1992–2002 гг.: Новое развитие частного высшего образования.

В 1992 году «южный тур с инспекцией» Дэн Сяо Пиня и введение рыночной экономики положили основу учреждения большого числа частных вузов. В 1993 году Программа Образовательной Реформы и развития Китая впервые устанавливала политику, направленную на развитие частного образования как «сильной и активной поддержки, надлежащих руководящих принципов и умелого руководства». Эта идея повторилась в Постановлении о функционировании высших учебных заведений 1997 года, и была подтверждена Законом о Содействии частного высшего образования 2002 года.

Расширение частного высшего образования в Китае можно проследить на рис.

1. В последние несколько лет функционировало более тысячи частных вузов. В 2002 году 1 миллион 403 тысячи 500 студентов было зачислено в частные вузы, что составило 9,60 % от общего числа зачислений в 14 миллионов 625 тысяч 200 студентов (MOE, 2003). Большинство частных колледжей расположено в крупных городах с развитой экономикой. К примеру, на 2002 год в Пекине насчитывается 91 частный вуз с 198 тысячами студентов; в Шанхае - 177 частных вузов с 173 703 студентами (China Education Daily, 2003a, b).

Рис. 1. Развитие частного высшего образования в Китае (

Образование в Китае в настоящий момент в общем и целом копирует западные модели, но имеет ряд существенных особенностей.

Как известно, в мире существует два варианта развития образования, как школьного так и высшего. Первый, когда сразу сделали хорошо и потом просто развивали, и примеры здесь Великобритания, США и Сингапур, и второй, когда сначала все получилось отвратительно, что потом приходится все ломать и переделывать, как в России и Китае.

Образование в Китае развивалось сложно. Мы не будем брать древнюю историю и средние века, а начнем сразу с 20 века, когда в Китае начали появляться университеты под влиянием британского доминирования в регионе. С пришествием коммунистов к власти в 1949 году, Китай, ранее бывший, по сути, протекторатом Великобритании сменил курс на сотрудничество с Советским Союзом, переняв образовательную систему союзника — гуманитарные науки были задвинуты, и в приоритет были поставлены физико-математическая и естественная сфера, как в школе так и в звене высшего образования.

Далее, с началом «Культурной революции» в Китае в 1966 году, все ведущие специалисты ВУЗов были разогнаны товарищем Мао Цзедуном по подозрению в контрреволюции, школы и институты массово были закрыты, а дружба с СССР прекращена. Ситуация самодурства изменилась только со смертью диктатора и приходом к власти главного китайского реформатора Дэна Сяопина в 1977 году, который, по большому счету, и начал формирование образовательной системы Китая в её современном виде.

Общие факты об образовании и грамотности в Китае

Китай далеко не первый на 2016 год по уровню грамотности в азиатском регионе. Процент грамотных, то есть людей, умеющих читать и писать, составляет порядка 83%, что значит, что около 240 миллионов китайцев — письменно не свяжут двух слов. В тоже время Китай занимает первое место в мире по количеству образовательных учреждений — около 1 миллиона и количеству студентов, обучающихся за рубежом. Образование в Китае, в свете своей малодоступности крайне престижно и дорого. Родители часто копят деньги с самого рождения ребенка на ВУЗ, окончание которого гарантирует и им, и их чаду безбедную жизнь и старость.

Дошкольное и школьное образование в Китае

Обучение в Китае начинается для ребенка с трех лет, когда он идет в детский сад и заканчивает его в 6. Потом школа, которая делится на начальную — 6 лет, среднюю — 3 года, и старшую — также 3 года. В Китае установлено обязательное 9-летнее образование, после которого школьник может продолжить обучение в школе и поступать в университет или сразу пойти учиться в технический колледж, которые очень распространены в Китае в связи с большим дефицитом и дороговизной университетов. Для всего этого ему нужно сдать гаокао — китайский аналог ЕГЭ.

Обязательные предметы в школе Китая аналогичны предметам других развитых стран: языки, биология, математика, физика и тд. Сильный упор делается на приглашение иностранных учителей для преподавания английского языка. Европейская внешность учителя в Китае — гарантия достойной зарплаты.

Школьное образование в Китае минимально платное — нет сборов за само обучение, но есть на текущие расходы (транспорт, питание…).

Университеты в Китае

Как уже было отмечено, высшее образование является невероятно престижным для китайских семей. Накопить денег и отдать ребенка в университет, будь то китайский или зарубежный, является целью жизни абсолютного большинства родителей. Да, высшее образование в Китае платное, и для семьи, живущей в деревне и возделывающей рис на плантациях, плата является абсолютно неподъемной, несмотря на то, что китайское правительство пытается развивать систему грантов и целевого обучения, где государство оплачивает учебу, а выпускник потом должен отработать определенный срок в указанном государственном учреждении.

Китайская система ВУЗов Китая реформируется на протяжении последних 40 лет — многие неэффективные институции были закрыты, реорганизованы или объединены с другими. Стоимость обучения повышалась, а количество иностранных приглашенных преподавателей и менеджеров росло в геометрической прогрессии.

Университетская система Китая заимствована с Запада — поступление происходит по результатам тестирования, 4 года бакалавриата, 2 года магистратуры и около 3 лет, если вы хотите стать доктором наук. Приоритетным в Китае является техническое, естественно научное образование в связи с лучшими гарантиями трудоустройства. Гуманитарные и общественные науки имеют второстепенное значение.

В 1993 году китайским правительством был составлен рейтинг 100 ВУЗов Китая, которые могут рассчитывать на государственную поддержку, также была создана Лига C9 лучших китайских университетов — Пекинского, Шанхайского, Харбинского политехнического, Нанкинского и других по аналогии с американской Лигой Плюща. Субсидирование этих ВУЗов составляет примерно 10% процентов от общего бюджета, расходуемого на университеты в Китае. 10% — это много.

Многие указывают на большую коррумпированность сферы высшего образования в Китае, хотя правительство всеми силами (в том числе казнями) пытается бороться с кумовством и взяточничеством. Так как конкурс на поступление в китайский ВУЗ в среднем составляет 200-300 человек на платное место, что невероятно даже для Гарварда, связи имеют колоссальное значение.

Тенденции образования в Китае

Китай, будучи социалистическим государством активно поощряет открытие частных школ и университетов, что связано с попытками за счет частной инициативы закрыть огромный дефицит образовательных учреждений Китая и поднять уровень грамотности. На настоящий момент в Китае порядка 70 тысяч НОУ (некоммерческое учебное заведение), которые получают гранты и субсидии от государства.

Вторым моментом является то, что Китай вестернизируется. Там регулярно проходят реформы упрощения китайского языка, что должно повысить грамотность и сделать доступным письмо и чтение для многих, а также Китай последние 20 лет стимулирует своих абитуриентов и студентов учиться и доучиться за рубежом, чаще в англоязычных странах.

Использованы материалы сайта экономическое-развитие-китая.рф; chinahighlights.com; UNESKO World Data on Education; economist.com

Китай - это современная перспективная страна, которая в последние годы занимает ведущее положение не только на мировом рынке, но также в сфере культуры и науки. Из нашей статьи вы узнаете, как складывалась система от древности до наших дней. Также мы расскажем про самые важные университеты страны и про то, как иностранцы могут в них поступить.

Образование в древнем Китае

С давних времен китайцы трепетно относились ко всему, что связано со знаниями и учебой. Учителя, научные деятели, философы и поэты были уважаемыми людьми, часто занимали высокие должности в государственной системе. Первоначальные знания дети получали в семье - их учили уважать старших и следовать нормам поведения в обществе. В зажиточных семьях малышей с трех лет учили счету и письму. С шестилетнего возраста мальчики отправлялись в школу, где постигали искусство владения оружием, верховой езде, музыки и написанию иероглифов. В больших городах школьники могли пройти две ступени образования - начальную и высшую. Обычно здесь учились дети знати и зажиточных горожан, поскольку стоимость занятий была достаточно высока. В сельских школах ученики просиживали за книгами целый день, не знали праздничных дней и веселых игр. Не редки были и - вместо цветов дети несли учителю бамбуковую палку, правда, в красивой упаковке. Однако знания, которые они получали в стенах школы, были довольно скудными. Ученикам внушалось, что Китай - это весь мир и дети смутно представляли, что происходит в соседних странах. Хочется отметить, что девочкам путь в школу был заказан, так как их готовили к роли жены и матери семейства. Но в знатных семьях девушки учились читать и писать, танцевать, играть на музыкальных инструментах и даже владению некоторыми видами оружия. С популяризацией учения Конфуция история образования Китая перешла на новый уровень. Впервые к ученикам стали относиться уважительно, учили задавать вопросы и находить на них ответы. Новый подход содействовал воспитанию уважения к учебным наукам, и способствовало тому, что образование стало неотъемлемой частью государственной политики.

Система образования в Китае

В наши дни правительство этой великой страны делает все, чтобы граждане могли учиться. Это при том, что в середине прошлого века 80 % населения было неграмотным. Благодаря государственным программам по всей стране активно открываются школы, технические колледжи и высшие учебные заведения. Однако проблема сохраняется в сельских районах, где до сих пор люди живут в соответствии с древними традициями. Главной особенностью образования в Китае является то, что обучение на всех уровнях можно получить бесплатно. Сама система очень напоминает российскую. То есть с трех лет малыши идут в детский сад, с шести лет в школу, а по ее окончании в институт или профессиональное училище. Рассмотрим все ступени более подробно.

в Китае

Как известно, большинство семей в этой стране растит по одному ребенку. Именно поэтому родители рады, что малыши могут воспитываться в детском коллективе. Детские сады Китая делятся на государственные и частные. В первых большое внимание уделяется подготовке к школе, а во вторых - развитию творческих способностей. Такие дополнительные занятия, как танцы и музыка обычно оплачиваются отдельно. Многие знания, которые дети получают в детских садах, можно применять на практике. Так, например, они учатся сажать растения и ухаживать за ними. Вместе с педагогом готовят еду и учатся ремонтировать одежду. Оригинальный подход к образованию мы можем увидеть в сети частных детских садов «Хунин». Целый коллектив педагогов под руководством председателя Ван Хунина разработал для детей единую программу обучения.

Школа в Китае

Перед поступлением в первый класс дети проходят целый ряд тестов, а затем включаются в серьезную работу. Здесь не делают поблажек даже самым маленьким ученикам, и родителям нередко приходится нанимать репетиторов. Школьное образование в Китае построено так, что дети постоянно должны конкурировать друг с другом за звание лучшего. Поэтому не удивительно, что нагрузки во всех классах просто огромные. В конце седьмого класса все ученики сдают экзамен, который определят, готов ли ребенок к высшей школе. Если нет, то дорога к дальнейшему обучению, а впоследствии и к престижной работе, ему будет закрыта. Перед поступлением в ВУЗ школьники сдают единый государственный экзамен, который проводится по всей стране в одно и то же время (Кстати, именно эту идею позаимствовали и успешно внедрили в России). Каждый год все больше китайцев успешно сдает экзамены в престижные ВУЗы по всему миру. Их с удовольствием принимают, поскольку эти студенты очень усердны, собраны и относятся к учебе очень серьезно.

Как и другие образовательные учреждения в Китае, школы бывают не только государственными, но и частными. Иностранцы могут поступить в любую из них, сдав необходимые экзамены. В поступить, как правило, гораздо легче, да и обучение нередко ведется на двух языках (один из них английский). Есть в Китае школа, где учат на русском и китайском языке, а находится она в городе Инин.

Среднее образование

Как и в России, здесь есть профессиональные училища, которые обучают студентов выбранной профессии. Основные направления среднего образования в Китае - это сельское хозяйство, медицина, право, фармацевтика и так далее. За три или четыре года молодые люди получают профессию и могут приступать к работе. Иностранцы, поступившие в подобные учебные заведения, первый год осваивают язык, а все остальное время посвящают учебе.

Высшее образование

В стране работает множество государственных ВУЗов, которые принимают студентов по результатам школьных экзаменов. Обучение здесь платное, но цены сравнительно низкие. Однако жителям сельской местности часто даже такая плата кажется высокой, и они вынуждены брать кредиты на обучение. Если молодой специалист согласен после окончания университета вернуться в глубинку, то возвращать деньги ему не придется. В случае если он амбициозен и планирует начать свой бизнес в городе, то долг придется вернуть полностью. Высшее образование в Китае может получить любой иностранный студент, сдавший языковой тест. Причем он может выбрать программу на английском языке, китайский учить параллельно. Чтобы облегчить адаптацию таким учащихся, для них часто открывают подготовительные курсы языковой подготовки. Через год или два интенсивной подготовки студент может перейти к обучению по специальности.

Университеты

Рассмотрим наиболее популярные и престижные ВУЗы страны:

  • Пекинский университет - это старейшее учебное заведение страны находится в районе Хайдань, одном из самых прекрасных мест земли. Удивительные сады, которые раньше принадлежали императорской династии, производят неизгладимое впечатление на туристов. Сам студенческий городок состоит из учебных корпусов, общежитий, кафе, ресторанов, магазинов и досуговых центров. Местная библиотека является самой крупной в Азии.
  • Университет Фудань - один из самых старых в стране. Известен тем, что первым заменил систему семестров «уровнями» и доказал, что такой подход наиболее эффективен. Кроме того, преподаватели данного ВУЗа ставят цель раскрыть потенциал студентов, чтобы направить молодые таланты на службу своей стране.
  • Цинхуа - один из лучших технических ВУЗов в Китае, который также входит в сотню Среди его учеников много известных ученых, политиков и публичных деятелей.

Заключение

Как вы могли убедиться, путь образования в Китае очень похож на тот, что проделывают ученики в России. Мы надеемся, что вам пригодится собранная нами информация, если вы решили стать студентом одного из учебных заведений страны.

Система образования в Китае включает в себя базисное образование (дошкольное, общее начальное и среднее), среднее профессионально-техническое, общее высшее образование и образование для взрослых.

Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в начале июля. Также студенты имеют длительные зимние каникулы, которые длятся с конца декабря и приблизительно до начала февраля (китайский новый год).

Дошкольное образование (Preschool education).

Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады (Preschool, Kindergarten, Nursery school). Туда принимают детей в возрасте от 3 до 6 лет. В стране насчитывается около 150 тысяч детских садов. Детские сады делятся на государственные и частные.

Начальное образование (Primary education)

Начальное образование (Primary education) дети получают в шестилетних общеобразовательных начальных школах (Primary school) с полным днём обучения. В учебные программы включены такие предметы как нравственное воспитание, китайский язык , политика, история, география, физика, химия, биология, физкультура, музыка, искусство, трудовые навыки и др. Дети, окончившие начальную школу, могут без приёмных экзаменов поступить в средние школы по месту жительства.

Общее среднее образование (Secondary education)

Общее среднее образование (Secondary education) предлагают общие средние школы. Обучение поделено на две ступени. Средние школы 1 ступени (Junior middle school) дают неполное среднее образование. Срок обучения в них составляет три года.

На этом этапе заканчивается девятилетнее обязательное образование. Получение дальнейшего образования – в средних школах 2 ступени и высших учебных заведениях уже не является обязательным для граждан КНР.

Средние школы 2 ступени (Senior middle school) дают полное среднее образование, после которого выпускники могут продолжать обучение в университетах. По окончании школы ученики сдают выпускной экзамен, результаты которого определяют их шансы на зачисление в тот или иной университет.

В сфере среднего образования по-прежнему действуют ведомственные ограничения на прием иностранных студентов. В частности, не все школы КНР вправе принимать на учебу иностранных школьников, такое право имеют только ведущие школы, так называемые key-school.

Для иностранных школьников в КНР существует ряд требований и ограничений. В частности, согласно законодательству КНР, у иностранного школьника (при отсутствии родителей в Китае) обязательно должен быть официальный опекун/попечитель.

Высшее образование (Higher education)

Вузы Китая (University, college, etc.) разделены на несколько иерархических категорий по степени престижности. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене, выпускники могут претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в ВУЗ соответствующей категории или более низкой категории. Поступление в китайские университеты происходит в условиях жесткой конкуренции: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место.

В Китае, как и на Западе, действует стандартная трёхуровневая программа подготовки. Бакалавриат. Срок обучения: четыре, реже пять лет. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Бакалавр».

Магистратура. Срок обучения: два-три года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Магистр».

Докторантура. Срок обучения: два-три, реже четыре года. После успешного окончания этого этапа выпускники получают законченное высшее образование с присвоением степени «Доктор».

Среднее специальное образование (Vocational education)

Альтернативу общему образованию составляет среднее специальное образование (Vocational education). В систему профессионального образования в Китае входят высшие и средние профессиональные школы, средние техникумы, средние школы профессиональной ориентации, центры профессиональной подготовки, школы технической подготовки для взрослых и другие подобные заведения (secondary vocational schools, secondary specialized schools, vocational senior high schools, skilled workers’ schools, vocational and technical institutes, vocational universities).

В отличие от общего образования, основной целью среднего специального образования является техническая подготовка специалистов к будущей работе, изучение теоретических основ и развитие практических навыков, относящихся к выбранной профессии, в значительно меньшей степени уделяется внимание общеобразовательным дисциплинам.

Система среднего специального образования в Китае подразделяется на три уровня: начальный, средний, высший.

Профессиональные школы начального уровня принимают выпускников общеобразовательной начальной школы – с 12 лет. Обучение в школах начального уровня занимает три-четыре года.

Профессиональные школы среднего уровня принимают лиц с неполным средним образованием (после общей школы первой ступени), то есть лиц, закончивших этап обязательного 9-летнего образования. Обучение в школах этого уровня занимает три-четыре года. Выпускники профессиональных школ готовы к началу профессиональной деятельности по своей специальности.

Профессиональные учебные заведения высшего уровня принимают лиц с полным средним образованием (после окончания школы второй ступени). Задачей образовательных учреждений этого уровня является подготовка всесторонне развитых квалифицированных специалистов в своей области. Программы обучения занимают два-три года. Выпускники средних специальных учреждений высшей категории вправе начинать профессиональную деятельность либо поступать в ВУЗы общего профиля для получения степени бакалавра.

1

Работа посвящена анализу системы образования в Китае, рассмотрены ступени образования: от дошкольного до высшего. Китай является лидером в мире по количеству населения и у страны есть своя уникальная система образования. Исследование показало, что в стране существует бесплатное девятилетнее школьное образование, обучение в старшем звене школы и в высших учебных заведениях является платным. Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Прием в университеты осуществляется по результатам единого государственного экзамена Основная цель общеобразовательных школ в КНР – сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны. Система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся: высокие проходные баллы в вузы и платное обучение.

система образования

уровни обучения

вузовское и профессиональное образование

1. Закон об обязательном образовании Китайской Народной Республики // Министерство Образования КНР [Электронный ресурс]. – URL:http://en.moe.gov.cn/Resources/Laws_and_Policies/ (дата обращения: 10.09.2017).

2. Хао Кэмин, Цай Кэюн. Развитие системы образования в КНР / Хао Кэмин, Цай Кэюн. – М.: НИИВСИ, 1989. – 43 с.

3. Хижина В.И. Современная система обязательного образования в Китае /В.И. Хижина // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2014. – № 11. – С.75–78.

4. Краснова А.А. Развитие системы непрерывного образования в Китае /А.А. Краснова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2015. – № 3. – С. 96–105.

5. Машкина О.А. Образование как фактор инновационного развития КНР /О.А. Машкина // Экономика образования. – 2011. – № 3. – С. 88–106.

6. Ван Ди. Система школьного образования в современном Китае /Ди Ван // Сибирский вестник специального образования. – 2015. – № 1(14). – С. 11–13.

7. Суворова Е.А. Становление системы образования в Китае во второй половине ХХ в. /Е.А. Суворова // Россия и АТР. – 2015. – № 1(87). – С. 198–204.

8. Машкина О.А. Образование как приоритет социально-экономического развития КНР /О.А. Машкина // История и современность. – 2012. – № 2. – С. 197–203.

9. Ши Дань Дань. Система образования в Китае / Дань Дань Ши //Актуальные проблемы подготовки бакалавров и магистров в условиях становления уровневого образования: сборник научных статей / отв. редактор: Г. М. Федосимов. – Курган: Изд-во: Курганский гос. ун-т, 2016. – С. 222–225.

10. Чэнь Чжаомин. Реформирование системы образования в Китае / Чэнь Чжаомин // Педагогика. Гуманитарный вектор. – 2010. – № 1. – С. 61–65.

11. Арефьев А.Л. Российские студенты в китайских вузах /А.Л. Арефьев // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 118–126.

Тенденцией развития постиндустриального общества является увеличение числа людей с высшим образованием. Однако рынок труда во многих странах говорит об их переизбытке и нехватке рабочих кадров. А как эту проблему решают в Китае? В связи с этим актуальным является изучение системы образования в Китае. Цель исследования - проанализировать структуру образования в Китайской народной республике, выяснить, насколько она соответствует запросам времени.

Был проведен теоретический анализ педагогической, исторической литературы в аспекте изучаемой проблемы, привлечен опыт работы в Хэнаньском университете, интервью со студентами Китая, обучающимися в Чувашском государственном университете, и студентами ЧГУ им. И.Н. Ульянова, прошедших обучение по обмену в КНР.

Многие страны поддержали болонский процесс, переход к многоуровнему образованию, системе бакалавриата и магистратуры. В стороне не остался и Китай. Однако его система имеет ряд особенностей, отличных от других стран. Процесс получения знаний в Китае основан на плановом развитии общественного образования. Система образования в Китае, на первый взгляд, кажется сложной, но на самом деле каждый переход от одной ступени образования к другой помогает лучше понять способности учащегося и направить его в нужное русло дальнейшего обучения (рисунок).

Схема образования в КНР

Образовательная система включает: дошкольное образование, начальную школу, неполную и полную средние школы, университет, докторантуру.

Первый этап - это детский сад, его могут посещать дети с 3 лет. Дошкольные учреждения бывают двух типов: государственные и частные. Важно отметить, что посещение детского сада является частью образовательного процесса. Без его посещения детей не принимают в школу, так как именно здесь начинают изучать пинины, без которых невозможно освоение китайской письменности.

Достигнув 6-и летнего возраста, дети поступают в начальную школу или неполную среднюю школу, где обучаются 6 лет. В начальной школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала ребенка. Много времени дети проводят над занятиями по физическому воспитанию, учатся играть на музыкальных инструментах, совершенствуют знания по английскому и русскому языкам. Уроки начинаются в 7.00 утра. Каждое утро все учащиеся совместно с преподавателями занимаются физзарядкой. Затем с 8.00 до 12.00 изучаются естественно-математические дисциплины. С 12.00 до 13.00 перерыв на обед, в течение которого дети могут и поспать в школе, и после обеда проводятся еще три урока дисциплин гуманитарного цикла. Затем дети выполняют домашние задания и только к 16.00 они могут идти домой. Окончив начальную школу, учащиеся переходят в полную среднюю школу или в профессиональную среднюю школу, в которой обучаются 4 года. Уже на этом этапе дети, их родители должны определиться, будут ли ориентироваться на поступление в вуз или получение рабочей профессии.

Среднее образование делится на две ступени, каждая ступень состоит из трех лет обучения. Шестилетнее начальное обучение и трехлетнее обучение в средней школе первой ступени являются обязательными и бесплатными. В 1986 году в Китае был принят закон об 9-и летнем обязательном образовании . В районах, где в основном осуществлено всеобщее среднее образование первой ступени, все учащиеся, окончившие начальную школу, могут поступить в среднюю школу по месту жительства .

Для поступления в среднюю школу высшей ступени учащиеся сдают конкурсные приемные экзамены. На высшей ступени учатся дети, успешно сдавшие вступительные экзамены. Особенностью китайского образования является то, что эта ступень является платной. Но если ученик не смог сдать экзамены, то никакая оплата его не спасет. Таким образом, образовательная политика Китая предъявляет жесткие требования как к знаниям школьников, так и отсеивает тех, кто в будущем будет не способен оплачивать свое обучение. Из трех лет обучения состоит и вторая ступень среднего образования. Частью ее является двухгодичная школа, где учащиеся разделяются на профессиональные и специализированные классы. Выпускники профессионально-технических средних школ могут поступать в средние профессиональные учебные заведения, где, как правило, обучение длится три года . Исследователь О.А. Машкина указывает, что два потока решают разные задачи. Общеобразовательные школы готовят школьников к поступлению в вуз, а профессиональные школы дают выпускникам знания, которые им позволят найти работу после завершения обучения . В общей сложности дети учатся 12 лет в средней полной общеобразовательной школе, и за все эти годы они несколько раз проходят жесточайший отбор в виде переводных отборочных экзаменов. На каждом этапе происходит отсеивание учащихся по интересам и способностям к изучению различных дисциплин. Учащиеся во всех учебных заведениях в Китае очень дисциплинированы. В школе строгое требование к пропускам, если учащийся пропускает без уважительной причины 12 уроков, то его отчисляют из средней школы. По окончании седьмого класса учащиеся должны пройти итоговое комплексное тестирование, и тех, кто успешно их проходит, ждет высшая школа (еще не вуз), которая является подготовительным этапом для поступления в университет. Для получения аттестата о школьном образовании каждому выпускнику необходимо сдать экзамены: математика, китайский язык, физика, иностранный язык, история, политология, биология и информатика. Для поступления в вуз необходимо каждому ученику сдать специальный экзамен по установленному правилу . Единый государственный экзамен действует с 1978 года . Те же дети, которые не сдали единый государственный экзамен, лишаются возможности в дальнейшем обучаться в вузах, их ждет профессиональная школа, где они получают рабочую профессию.

Основная цель общеобразовательных школ в КНР - сформировать рабочие кадры с профессионально-техническим уклоном и подготовить к поступлению в вузы страны.

Профессионально-технический профиль подразделяется на: технический и профессиональный (сельскохозяйственный). В специально-технических школах (как колледжах в РФ) учащиеся в течение 4-х лет получают знания по различным профессиям. В основном востребованы такие специальности, как инженер топливно-энергетической, литейной, фармацевтической и легкой промышленности. В профессиональных школах в течение трех лет готовят работников сферы услуг и сельского хозяйства.

В вуз рекомендуются только самые лучшие выпускники школ. Абитуриенты сдают от четырех до семи вступительных экзаменов. Университеты сами назначают и количество экзаменов и разрабатывают свои программы. Самый большой конкурс в технических вузах, конкурсный отбор в них жесткий. На одно место претендуют от 150 до 300 абитуриентов. Кому посчастливилось поступить в долгожданный вуз, не могут позволить себе расслабиться и плохо учиться. В результате реформы управления вузами в 2007 г. в стране стало насчитываться 1908 государственных вузов, из них 443 - комплексные и многопрофильные университеты, 672 - естественнонаучные и технические, остальные - моноспециализированные вузы .

Учеба во всех учебных заведениях начинается в сентябре и состоит из двух семестров. Соответственно каникулы бывают в феврале один месяц и один месяц летом. Занятия в вузе начинаются с 8.00 и продолжаются до 18.30 с перерывом с 12.00 до 14.00. С половины седьмого до девяти вечера проводятся различные факультативы, которые обязательны для всех.

К пропускам занятий в вузах относятся серьезно. Количество трех пропусков без уважительной причины становится поводом для повторного года обучения. Студент может посещать занятия, но к экзаменам он не допускается. Ему приходится повторно обучаться на этом же семестре с другими студентами, повторно прослушать дисциплины, и лишь тогда он будет допущен к сессии. Если студент был отчислен из вуза, он лишается права восстанавливаться или обучаться в другом вузе. Такому студенту остается лишь приобрести рабочую профессию и идти работать.

Для того чтобы получить высшее профессиональное образование, в Китае нужно пройти специальные подготовительные курсы со сроком обучения 2 года, по окончании которых выпускники курса, сдав экзамены, направляются в университет. Во всех университетах двухуровневая система подготовки бакалавров и магистров. Самые талантливые рекомендуются вузами в докторантуру, где 2-3 года пишут диссертацию и получают степень доктора наук.

Учеба в университетах Китая платная, она составляет примерно от 700 до 6000 долларов в год в зависимости от престижности вуза. Оплата осуществляется в юанях. В зависимости от специальности она может варьироваться от 5000 до 10000 юаней. Это огромные деньги для среднего жителя страны, и поэтому многие родители берут кредит в банках для того, чтобы оплатить обучение детей. Но есть важная деталь, если выпускник вуза едет в сельскую местность работать по специальности, то кредит ему списывается. Если же выпускник занимается предпринимательством и открывает свое дело, то кредит ему приходится выплачивать банку в полном объеме. Можно получить и субсидию . Она может частично покрывать обучение. В 1993 году согласно «Программе реформирования и развития образования» была отменена система полного государственного обеспечения студентов . У китайских студентов есть поговорка «умный студент - богатый студент». Именно отличившиеся в обучении студенты получают стипендии и тем самым покрывают свои расходы.

Китайские студенты отличаются своей собранностью, дисциплинированностью и трудолюбием. Они понимают, что только обучение в вузе может им дать знания, престиж и будущую высокооплачиваемую работу. Для студентов государство делает все: все аудитории оснащены современной аппаратурой, в библиотеках есть электронные варианты книг, студенческие библиотеки работают до 22.00 вечера. Общежития для студентов расположены в студенческих городках и находятся недалеко от места учебы.

На всех факультетах обязательным является изучение иностранных языков. Возрастная шкала образования в КНР ориентирована с 3-х до 45 лет. В каждом вузе имеется свое издательство. В научных журналах за определенный небольшой гонорар публикуются статьи преподавателей и студентов. Сегодня образование в Китае стало доступно и иностранным гражданам. Китайское правительство выделяет ежегодно тысячи стипендий для бесплатного обучения иностранных студентов в их стране .

Таким образом, образовательный процесс начинается с детского сада, где дети получают первые знания о китайской письменности. Затем следует бесплатное школьное девятилетнее образование. Это позволяет получить общие знания всем детям, вне зависимости от благосостояния семьи. Далее обучение проходит по профилям, в зависимости от выбора направления учащегося: либо ориентация на вузовское образование, либо на профессиональное. Государственная образовательная политика направлена, таким образом, на раннюю диагностику профессиональной ориентации учащихся. Наличие профессиональных школ позволяет решить проблему профессиональных рабочих кадров. Платное вузовское образование, с одной стороны, ограничивает доступ к нему, с другой стороны, возможность получения стипендий (субсидий) за хорошую учебу стимулирует студентов быть лучшими в вузе. Болонская система позволяет китайским студентам при знании русского языка продолжить свое обучение в магистратуре в России. Таким образом, система образования Китая предъявляет высокие требования к обучающимся, но и представляет им достойные условия для обучения и развития.

Библиографическая ссылка

Азитова Г.Ш., Краснова М.Н. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26953 (дата обращения: 02.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»