Примерные задания на олимпиаду русский медвежонок. Международный конкурс по языкознанию

Здесь представлены задания и ответы на конкурс "Русский медвежонок" за 2013-2014 год для 2 и 3 классов.

Внимание:
ответы находятся внизу страницы, после вопросов.

Вопросы, оцениваемые в 3 балла
1. «Послезавтра у меня день рождения», - сказала Лиза в воскресенье. В какой день недели у Лизы день рождения?
Варианты:
(А) в понедельник
(Б) во вторник
(В) в среду
(Г) в пятницу
(Д) в субботу.

2. - Куда пошла мама? - спросила Маша у младшего брата.
- В магазин, купить кочан этой... как ее... - ответил брат и запнулся. Но Маша все равно сразу поняла, что мама пошла за...
Варианты:
(А) капустой
(Б) картошкой
(В) морковкой
(Г) редиской
(Д) колбасой

3. К какому слову нельзя добавить слово «слишком»?
Варианты:
(А)горячая
(Б) жидкая
(В) соленая
(Г) манная
(Д) кислая

4. В рассказе Л Пантелеева четырёхлетнюю девочку учат буквам:
- А это вот, Иринушка, буква «…»
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит:
- Ты?
Какую букву назвали Иринушке?
Варианты:
(А) А
(Б) И
(В) Т
(Г)Ы
(Д) Я

5. В одном из стихотворений С. Я Маршака рассказывается, что Влас - водопроводчик, Дима - доктор, Толя - тракторист, а Игорь - ...
Варианты:
(А) шофер
(Б) учитель
(В) художник
(Г) инженер
(Д) электрик

Как сделать такие снежинки из бумаги - смотрим .

6. Из какого слова нельзя получить другое слово, добавив букву «у» в начало?
Варианты:
(А) гол
(Б) дар
(В) дочка
(Г) дача
(Д) из всех этих слое можно получить другое слово

7. В каком слове на месте прочерков нужно вставить не такие гласные, как в остальных словах?
Варианты:
(А)г_л_дать
(Б) г_в_рить
(В) г_л_ва
(Г) с_п_ги
(Д) х_р_шо

8. Газета «Гудок» была основана в 1917 году как газета
Варианты:
(A) железнодорожников
(Б) врачей
(B) пекарей
(Г) плотников
(Д) театральных актеров

9. Дождь льёт как из...
Варианты:
(А) чашки
(Б) ложки
(В) пушки
(Г) тучи
(Д) ведра

10 Болгарский язык родствен русскому. Какие профессии по-болгарски называются разузнавач. ковач и чистач?
Варианты:
(А) уборщик, разведчик, кузнец;
(Б) разведчик, кузнец, уборщик;
(В) уборщик, кузнец, разведчик;
(Г) разведчик, уборщик, кузнец;
(Д) кузнец, разведчик, уборщик.

Вопросы, оцениваемые в 4 балла

11. Писатель дал своим героям необычные имена. Какое из них он не сможет перенести со строчки на строчку?
Варианты:
(А) Фаэт
(Б) Кария
(В) Аталь
(Г) Золинь
(Д) Астрель

12. Какое отчество у дочери Якова?
Варианты:
(А)Якововна
(Б) Яковична
(В) Яковлична
(Г)Яковевна
(Д) Яковлевна

13. Бабушка связала Васе теплый свитер и сказала: «Вот наступит зима и пригодится тебе эта… »
Варианты:
(А) поделка
(Б) покупка
(В) находка
(Г) новинка
(Д) обновка

14. Повторять «ОйI» - это ойкать.
А от какого слова обычно не образуется название действия?
Варианты:
(А) мяу
(Б) ква
(В) ау
(Г) хи-хи
(Д) ха-ха

15. На лужайке теленок, ягненок, жеребенок, овечка, овчарка. Кто из них родня барана?
Варианты:
(A) овечка и овчарка
(Б) телёнок и ягненок
(B) ягнёнок и овечка
(Г) жеребенок и овчарка
(Д) овечка, ягнёнок и овчарка

16. Будем составлять предложение из слов: задачу, я, а, эту, решил (не забыв в конце поставить точку). Какое слово надо поставить первым?
Варианты:
(А) задачу
(Б) я
(В) а
(Г) эту
(Д) решил

17. Учитель музыки попросил закончить ряд: гнездо, пюре, цунами, арфа, фасоль, кастрюля....
Варианты:
(А) сила
(Б) лягушка
(В) такси
(Г) пианино
(Д) желе

18. В каком словосочетании слово листок можно понять по-разному?
Варианты:
(A) жёлтый листок
(Б) дубовый листок
(B) берёзовый листок
(Г) опавший листок
(Д) тетрадный листок

19. Миша писал сочинение об осени и вспоминал подходящие слова. Темный и светлый - пара слов с противоположным значением. Если слова холодный, ясный, хмурый, теплый, яркий разбить на такие пары, одно останется лишним. Какое?
Варианты:
(А) холодный
(Б) ясный
(В) хмурый
(Г) тёплый
(Д) яркий

20. Как заканчивается стихотворение Г. Ляховицкой «Забота»?
стать!
настоящим
джинном
вырастать -
над кувшином
вдруг огнём
научиться
ловко в нём,
уместиться
чтобы мог малютка-джиннчик
нужен маленький кувшинчик,
беспокоится о сыне:
Взрослый джинн в большом кувшине
Чтобы что-нибудь понять,
надо...
Варианты:
(A) снова прочитать
(Б) громко прочитать
(B) строчки сосчитать
(Г) снизу вверх читать
(Д) поперек читать

Вопросы, оцениваемые в 5 баллов

21. Сколько в современном русском алфавите букв, названия которых не включают в себя сами эти буквы?
Варианты:
(А) одна;
(Б) две;
(В) три;
(Г) четыре;
(Д)пять.

22. В семье Ивановых Вася - средний из сыновей, а Таня - младшая из дочерей. Что можно точно сказать про эту семью?
Варианты:
(A) в ней не больше четырёх детей;
(Б) в ней не больше пяти детей;
(B) в ней не больше шести детей;
(Г) в ней не меньше пяти детей;
(Д) в ней не меньше шести детей.

23. Сколько в русском языке названий месяцев, состоящих ровно из пяти звуков?
Варианты:
(А) ни одного;
(Б) одно;
(В) два;
(Г) три;
(Д) четыре.

24. В какой паре слова связаны по смыслу не так, как в остальных?
Варианты:
(А) солить - соль
(Б) красить - краска
(В) клеить - клей
(Г) пудрить - пудра
(Д) рисовать - рисунок

25. Даны слова: выпучить, выпятить, надуть, оскалить . Что лишнее?
Варианты:
(А) щеки
(Б) нос
(В) зубы
(Г) грудь
(Д) глаза

26. К 1878 году в семье известного русского купца и покровителя искусств Саввы Ивановича Мамонтова было четверо детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера. В 1878 году родилась дочь, которую назвали...
Варианты:
(А) Вероника
(Б) Александра
(В) Ольга
(Г) Елизавета
(Д) Катерина

27. Родители назвали дочь и сына именами, начинающимися с одного и того же звука. Детей зовут..
Варианты:
(А) Юля и Ян
(Б) Оля и Олег
(В) Маша и Миша
(Г) Соня и Сеня
(Д) Надя и Даня

28. Педро Санчес Гарсиа – испанец. Его папу зовут Антонио Санчес Родригес, а маму - Мария Гарсиа Веласкес. Хуан Фернандес Гомес тоже испанец. Как могут звать его родителей?
Варианты:
(A) Федерико Гомес Лопес и Тереса Санчес Фернандес
(Б) Диего Фернандес Гарсиа и Лусия Санчес Родригес
(B) Хосе Гомес Фернандес и Хуана Гарсиа Лопес
(Г) Алехандро Фернандес Лопес и Луиса Гомес Гарсиа
(Д) Мигель Гарсиа Фернандес и Рамона Фернандес Санчес
Ответы на "Русский медвежонок 2013-2014" - 2-3 класс:

1 (Б) во вторник
2 (А) капустой
3 (Г) манная
4 (Д) Я
5 (Г) инженер
6 (Д) из всех этих слое можно получить другое слово
7 (Г) с_п_ги
8 (A) железнодорожников
9 (Д) ведра
10 (Б) разведчик, кузнец, уборщик;
11 (В) Аталь
12 (Д) Яковлевна
13 (Д) обновка
14 (Д) ха-ха
15 (B) ягнёнок и овечка
16 (В) а
17 (В) такси (оканчивается на ноту «си»)
18 (A) жёлтый листок
19 (Д) яркий
20 (Г) снизу вверх читать
21 (В) три
22 (Г) в ней не меньше пяти детей
23 (Б) одно
24 (Д) рисовать - рисунок
25 (Б) нос
26 (Б) Александра (последняя буква имени «Савва»)
27 (А) Юля и Ян
28 (Г) Алехандро Фернандес Лопес и Луиса Гомес Гарсиа

Задания конкурса

«Русский медвежонок – языкознание для всех».

2-3 класс.

Презентацию выполнила

учитель начальных классов

МОАУ СОШ с УИОП № 10

им. К.Э.Циолковского г. Кирова

Ральникова Римма Яковлевна


Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…

К. Г. Паустовский


Дорогие ребята!

Вам предстоит выполнить задания игры-конкурса "Русский медвежонок".Из пяти ответов нужно выбрать только один правильный.

Будьте внимательны, старательны! Не торопитесь, рассуждайте!

У вас всё получится!


Задачи, оцениваемые

в 3 балла.


  • «Послезавтра у меня день рождения», - сказала Лиза в воскресенье. В какой день недели у Лизы день рождения?

(А) в понедельник;

(Б) во вторник; (В) в среду; (Г) в пятницу; (Д) в субботу.


2.К какому слову нельзя добавить слово слишком?

(А) горячая; (Б) жидкая;

(В) солёная; (Г) манная;

(Д) кислая.


3.В одном из стихотворений С. Я. Маршака рассказывается, что Влас ― водопроводчик, Дима ― доктор, Толя ― тракторист, а Игорь ― …

(А) шофёр; (Б) учитель;

(В) художник; (Г) инженер; (Д) электрик.


4.В каком слове на месте прочерков нужно вставить не такие гласные, как в остальных словах?

(А) г_ л_дать;

(Б) г_ в_рить; (В) г_ л_ва; (Г) с_ п_ги; (Д) х_ р_шо.


5.Дождь льёт как из...

(А) чашки;

(Б) ложки;

(В) пушки;

(Г) тучи;

(Д) ведра.


6.Болгарский язык родствен русскому. Какие профессии по-болгарски называются разузнава́ч, кова́ч и чиста́ч?

(А) уборщик, разведчик, кузнец; (Б) разведчик, кузнец, уборщик; (В) уборщик, кузнец, разведчик; (Г) разведчик, уборщик, кузнец; (Д) кузнец, разведчик, уборщик.


Проверь себя!

1. (Б) во вторник

2. (Г) манная

3. (Г) инженер

4. (Г) с а п о ги

5. (Д) ведра

6. (Б) разведчик, кузнец, уборщик.


Максимальный бал – 18.


Задачи, оцениваемые

в 4 балла.


1.Писатель дал своим героям необычные имена. Какое из них он не сможет перенести со строчки на строчку?

(А) Фаэт; (Б) Кария;

(В) Аталь; (Г) Эолинь;

(Д) Астрель.


2.Бабушка связала Васе тёплый свитер и сказала: «Вот наступит зима, и пригодится тебе эта …».

(А) поделка; (Б) покупка;

(В) находка; (Г) новинка;

(Д) обновка .


3.На лужайке телёнок, ягнёнок, жеребёнок, овечка, овчарка. Кто из них родня барана?

(А) овечка и овчарка;

(Б) телёнок и ягнёнок;

(В) ягнёнок и овечка;

(Г) жеребёнок и овчарка;

(Д) овечка, ягнёнок и овчарка.


4.Учитель музыки попросил закончить ряд: гнездо, пюре, цунами, арфа, фасоль, кастрюля, … .

(А) сила; (Б) лягушка;

(В) такси; (Г) пианино;

(Д) желе.


5.В каком словосочетании слово листок можно понять по-разному?

(А) жёлтый листок;

(Б) дубовый листок;

(В) берёзовый листок;

(Г) опавший листок;

(Д) тетрадный листок.


6.Миша писал сочинение об осени и вспоминал подходящие слова. Тёмный и светлый - пара слов с противоположным значением. Если слова холодный, ясный, хмурый, тёплый, яркий разбить на такие пары, одно останется лишним. Какое?

(А) холодный; (Б) ясный;

(В) хмурый; (Г) тёплый;

(Д) яркий.


Проверь себя!

1. (В) Аталь

2. (Д) обновка

3. (В) ягнёнок и овечка

4. (В) такси

5. (А) жёлтый листок

6. (Д) яркий.


Посчитай количество своих баллов, запиши.

Максимальный бал – 24 .


Задачи, оцениваемые

в 5 баллов.


1.Сколько в современном русском алфавите букв, названия которых не включают в себя сами эти буквы?

(А) одна; (Б) две;

(В) три; (Г) четыре;

(Д) пять.


2.Сколько в русском языке названий месяцев, состоящих ровно из пяти звуков?

(А) ни одного; (Б) одно;

(В) два; (Г) три;

(Д) четыре.


3.Даны слова: выпучить, выпятить, надуть, оскалить. Что лишнее?

(А) щёки;

(Б) нос;

(В) зубы;

(Г) грудь;

(Д) глаза.


4.К 1878 году в семье известного русского купца и покровителя искусств Саввы Ивановича Мамонтова было четверо детей: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера. В 1878 году родилась дочь, которую назвали

(А) Вероника;

(Б) Александра; (В) Ольга; (Г) Елизавета;

(Д) Катерина.


5.Родители назвали дочь и сына именами, начинающимися с одного и того же звука. Детей зовут...

(А) Юля и Ян;

(Б) Оля и Олег;

(В) Маша и Миша;

(Г) Соня и Сеня;

(Д) Надя и Даня.


6.В семье Ивановых Вася - средний из сыновей, а Таня - младшая из дочерей. Что можно точно сказать про эту семью?

(А) в ней не больше четырёх детей;

(Б) в ней не больше пяти детей;

(В) в ней не больше шести детей; (Г) в ней не меньше пяти детей;

(Д) в ней не меньше шести детей.


Проверь себя!

1. (В) три

2. (Б) одно

3. (Б) нос

4. (Б) Александра

5. (А) Юля и Ян

6. (Г) в ней не меньше пяти детей


Посчитай количество своих баллов, запиши.

Максимальный бал –



Материалы взяты с сайта http://www.rm.kirov.ru.

Русский медвежонок - языкознание для всех.

Задачи, оцениваемые в 3 балла


1. По шахматным полям ходит

Варианты:

(А) пёс; (Б) кот; (В) конь; (Г) бык; (Д) петух.


2. Какого слова не существует?

Варианты:

(А) прабабушки; (Б) правнуки; (В) прадети;

(Г) прадедушки; (Д) все эти слова существуют.

3. Смех, грохот, шелест. Какой из этих звуков обычно самый тихий, а какой самый громкий?

Варианты:

(А) самый тихий смех, самый громкий грохот;

(Б) самый тихий шелест, самый громкий смех;

(В) самый тихий смех, самый громкий шелест;

(Г) самый тихий шелест, самый громкий грохот;

(Д) самый тихий грохот, самый громкий смех.

4. Последняя согласная буква в алфавите это

Варианты:

(А) Я; (Б) Ш; (В) Ъ; (Г) Щ; (Д) Ь.


5. Маленький Федот решил наблюдать за погодой. Утром посмотрел в окно, дождь идёт. Записал в дневник: Идёт дождь. Днём посмотрел, а дождя нет. Записал: Дождь перестал. Вечером ещё раз посмотрел в окно. А там дождь. Что записать Федот?

Варианты:

(А) Дождь ещё идёт. (Б) Дождь опять идёт. (В) Дождь уже идёт.

(Г) Дождь всё идёт. (Д) Дождь пока идёт.


6. Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу У меня есть друзей?

Варианты:

(А) пара; (Б) трое; (В) пятерня; (Г) дюжина; (Д) сотня.

7. Винни-Пух и поросёнок Пятачок друзья. В этом предложении подчёркнутые части можно поменять местами: Поросёнок Пятачок и Винни-Пух друзья. В каком предложении этого сделать нельзя?

Варианты:

(А) Винни-Пух и Пятачок пошли в гости к Иа-Иа.

(Б) Винни-Пух сочинял кричалку и ел мёд.

(В) Пятачок споткнулся и упал.

(Г) Ослику подарили пустой горшочек и лопнувший шарик.

(Д) Иа-Иа было смешно и грустно.

8. Никто никогда не видел

Варианты:

(А) стаю уток; (Б) стаю акул; (В) стаю волков;

(Г) стаю коров; (Д) стаю ворон.

9. Петя опоздал на урок. Как ему правильно спросить: _______, можно войти?

Варианты:

(А) Разрешите; (Б) Простите; (В) Пустите;

(Г) Прошу; (Д) Проспал.

10. Студент из Германии, изучающий русский язык, вошёл на кухню и спросил:

Есть пить?

Пить есть, есть нет, - ответил ему второй студент.

Что он хотел сказать?

Варианты:

(А) В доме есть еда, но нет питья. (Б) В доме нет ни еды, ни питья.

(В) В доме есть питьё, но нет еды. (Г) В доме есть и еда, и питьё.

(Д) Мы будем сначала пить, а потом есть.

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Сёстры Саша и Глаша родились в один день. Они

Варианты:

(А) двойки; (Б) двойники; (В) двойнята;

(Г) двойняшки; (Д) двушки.

12. Стрекозе куёт __________

Крылышки-обновки,

А для мухи-цокотухи

Звонкие подковки.

Какое слово мы пропустили в этом четверостишии?

Варианты:

(А) петух; (Б) муравей; (В) пчела; (Г) паук; (Д) кузнечик.

13. Глухой слыхал, как немой сказал, что слепой видал, как хромой

Варианты:

(А) играл; (Б) читал; (В) болтал; (Г) бежал; (Д) лежал.

14. Заливные..., наливные..., проливные...

Варианты:

(А) яблочки, луга, дожди; (Б) луга, яблочки, дожди;

(В) дожди, луга, яблочки; (Г) дожди, яблочки, луга;

(Д) яблочки, дожди, луга.

15. Расставьте предложения в правильном порядке:

1) Испугался лосёнок и обратно в лес убежал.

2) Вышел как-то раз лосёнок на опушку.

3) Это трактор мотор заводил.

4) А там что-то вдруг как затарахтит!

Варианты:

(А) 4, 3, 2, 1; (Б) 1, 4, 3, 2; (В) 3, 4, 2, 1; (Г) 2, 1, 3, 4; (Д) 2, 4, 3, 1.

16. Какое из имён описывает внешность сказочной героини не таким способом, как остальные?

Варианты:

(А) Белоснежка; (Б) Синеглазка;

(В) Златовласка; (Г) Чернобровка;

(Д) все четыре имени описывают внешность сказочной героини

Одним и тем же способом.

17. В русской литературе позапрошлого века иногда встречается выражение ушатая шапка. А сейчас мы обычно называем этот головной убор...

Варианты:

(А) ушастая шапка; (Б) ушастик; (В) ушанка; (Г) ушан; (Д) ушат.

18. По-шведски мур мать, фар;отец, барн ребёнок, барнбарн внук или внучка. Кто такие мурмур и фарфар?

Варианты:

(А) матери и отцы; (Б) мамочка и папочка; (В) бабушка и дедушка;

(Г) дочь и сын; (Д) тётя и дядя.

19. В каком слове не спрятано число?

Варианты:

(А) внутри; (Б) родинка; (В) подвал; (Г) стол; (Д) путешествие.

20. Какие из подчёркнутых букв слова тетрадка обозначают звук [т]?

Варианты:

(А) первая и вторая; (Б) первая и третья; (В) вторая и третья;

(Г) только вторая; (Д) все три.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов


21. Дима с Таней играли в Слова(наподобие игры в Города, но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился: автобус суббота атом моток колос соль.

Какое слово стояло на месте многоточия?

Варианты:

(А) кошелёк; (Б) колобок; (В) котелок; (Г) котёнок;

(Д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит.

22. Какой цветок трёхлетняя Таня называет позвоночник?

Варианты:

(А) подснежник; (Б) подсолнечник; (В) одуванчик;

(Г) колокольчик; (Д) василёк.

23. Закончите скороговорку:

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,

Перевыколпаковать, надо колокол …

Варианты:

(А) перековать, перевыковать;

(Б) переколовать, перевыколовать;

(В) переколоковать, перевыколоковать;

(Г) переколоколать, перевыколоколать;

(Д) переколоколовать, перевыколоколовать.

24. Здесь... и груши

Бегут по сторонам

И яблоки и...

Протягивают нам.

Как правильно заполнить пропуски в этом четверостишии из стихотворения Льва Друскина?

Варианты:

(А) яблоки, груши; (Б) яблони, груши; (В) яблоки, вишни;

(Г) яблони, вишни; (Д) ясени, груши.

25. В какой паре слов нет общих звуков?

Варианты:

(А) рот род; (Б) нос нёс; (В) нос сон;

(Г) мяч - матч; (Д) лес - лось.

26. Даны слова родственного русскому сербского языка с переводом на

Русский («jу» читается в сербском, как русское):

Чита - читает, читаjу, читают, знам, знаю знаjу, знают, игра, играет, играмо, играем.

Как будет по-сербски читаем, знает, играю?

Варианты:

(А) читамо, зна, играм; (Б) читам, зна, играjу;

(В) читамо, зна, играjу; (Г) читамо, знат, играм;

(Д) читам, знат, игра.

27. Когда у свиньи рождаются поросята, говорят, что она опоросилась. А про корову, что она отелилась. А как правильно сказать про только что родившую лошадь?

Варианты:

(А) олошадилась; (Б) оконилась; (В) ожеребятилась;

Г) ожеребёнилась; (Д) ожеребилась.

28. Ы, Й, Ё, Щ, ... . Какой буквой можно продолжить этот список?

Варианты:

(А) Ч; (Б) Ъ; (В) Ь; (Г) Э; (Д) Я.

Ответы:

1 (В) - конь

2 (В) - прадети

3 (Г) - самый тихий - шелест, самый громкий - грохот

5 (Б) Дождь опять идёт

6 (В) пятерня

7 (В) Пятачок споткнулся и упал

8 (Г) стаю коров

9 (Б) Простите

10 (В) В доме есть питьё, но нет еды

11 (Г) двойняшки

12 (Д) кузнечик

13 (Г) бежал

14 (Б) луга, яблочки, дожди

15 (Д) 2, 4, 3, 1

16 (А) Белоснежка

17 (В) ушанка

18 (В) бабушка и дедушка

19 (Д) путешествие

20 (В) вторая и третья

21 (В) котелок

22 (Г) колокольчик

23 (Д) переколоколовать, перевыколоколовать

24 (Б) яблони, груши

25 (Д) лес, лось

26 (А) читамо, зна, играм

27 (Д) ожеребилась

28. Первоклассник Вася увидел перед собой список:

абрикос, ананас, банан, булка, грейпфрут, кабачок, котлета, огурец, репа, слойка, сок, суп.

Посмотрев на него, он разделил все слова на четыре группы по форме букв:

1) ананас, котлета, сок; 2) банан, кабачок, слойка;

3) огурец , репа, суп; 4) абрикос, булка, грейпфрут.

В какие группы Вася отнёс слова борщ имолоко ?

Время на выполнение работы ― 75 минут с момента выдачи заданий.

Задания игры нельзя публиковать и обсуждать в интернете до 8:00 дня, следующего за днём проведения конкурса (по московскому времени). Нарушители этого правила будут дисквалифицированы.

Внимание! Во исполнение Закона РФ « О персональных данных»

результаты участников «Русского медвежонка» будут публиковаться в интернете без указания фамилий и имён авторов.

Свой результат можно будет узнать только по линейке ответов.

Результаты будут опубликованы не позднее 20 января 2015 года на сайте http://www.rm.kirov.ru/ . Распечатки результатов с указанием имён и фамилий должны быть разосланы региональными оргкомитетами по школам не позднее 5 февраля 2015 года.

Форум « Русского медвежонка»: http://cdoosh.ru/forum/

Обработка результатов конкурса и персональных данных участников (фамилия, имя, класс, школа) осуществляется автоматизированным способом АНОО «Вятский центр дополнительного образования», ООО «Игра», ООО «Слово» с согласия законных представителей субъектов персональных данных. Согласие может быть отозвано путём письменного уведомления операторов.

Листок с заданиями является собственностью участника и после конкурса остаётся ему на память.

ЗАДАЧИ КОНКУРСА

« Русский медвежонок» – 2014

2–3 классы

Задачи, оцениваемые в 3 балла

1. Когда ребятам что-то очень нравится, они говорят...

(А) Имя!(Б) Отчество!(В) Фамилия!(Г) Школа!(Д) Класс!

2. При написании какого из этих слов дважды используется одно и то же правило?

(А) щука ; (Б)чудо ; (В)чаща ; (Г)шило ; (Д)лыжи .

3. У чего не бывает крышки?

(А) у кастрюли; (Б) у сковороды; (В) у шкатулки; (Г) у сундука; (Д) у избушки.

4. Сестра- сёстры, стол- столы, голос- голоса, плечо- плечи,

брат - ... .

(А) браты ; (Б)брата ; (В)братья ; (Г)братия ; (Д)братики .

5. Здравствуйт_, до свидани_, спасиб_, пожалуйст_, извинит_.

Какой буквой нельзя заполнить ни один из пропусков? (А) а ; (Б)о ; (В)и ; (Г)е ; (Д)я .

6. В подписи под фотографией стёрлось число: «... годика». А какое оно было, скорее всего?

(А) 1; (Б) 3; (В) 5; (Г) 22; (Д) 33.

7. Корова говорит « Му!», собака ― « Гав!», кошка ― « Мяу!». А кто говорит самое длинное « слово»?

(А) утка; (Б) свинья; (В) лошадь; (Г) лягушка; (Д) петух.

8. В древнегреческом языке букваальфа обозначала звук [а], буквамю ― звук [м]. Какой звук обозначала букватау ?

(А) [б]; (Б) [в]; (В) [н]; (Г) [т]; (Д) [у].

9. Какую вывеску можно увидеть на почте?

(А) посылка отправок; (Б) поправка отсылок; (В) отправка посылок; (Г) отсылка поправок; (Д) заправка присылок.

10. Какое из этих сказочных имён ни к чему не призывает? (А)Дуремар ; (Б)Вырвидуб ; (В) Тяни-Толкай ; (Г)Покатигорошек ; (Д)Мойдодыр .

2‒3 классы

Задачи, оцениваемые в 4 балла

11. Какой вопрос можно закончить и словаминаш сосед , и словами

наши соседи?

(А) Ты …? (Б)Вы …? (В)Он …? (Г)Она …? (Д) никакой.

12. Настя побывала в зоопарке и пишет сочинение:У каждого зверя в зоопарке есть своя пара: у слона ― слониха, у лося ― лосиха,

у зайца ― зайчиха, ... . Какая пара не подойдёт, чтобы продолжить предложение?

(А) у лисы ― лисица; (Б) у медведя ― медведица; (В) у волка ― волчица; (Г) у льва ― львица; (Д) у тигра ― тигрица.

13. Футбол ,волейбол ,теннис ,бокс . Выберите в правильном порядке названия мест, где занимаются этими видами спорта:

(А) корт, площадка, поле, ринг; (Б) поле, площадка, корт, ринг; (В) ринг, поле, площадка, корт; (Г) площадка, корт, поле, ринг; (Д) поле, ринг, корт, площадка.

14. Дождь ,снег ,иней . Что может и идти, и лежать? (А) толькодождь ; (Б) толькоснег ; (В) толькоиней ; (Г) идождь , ииней ; (Д) иснег , ииней .

15. Зачем это хта - обязательно та,

А жерка, как правило, эта?

Про какие предметы мебели пел Винни-Пух?

(А) про хту и жерку; (Б) про этухту и тужерку; (В) про тухту и этужерку; (Г) про тахту и этажерку; (Д) про этахту и тажерку.

16. От многих слов, обозначающих предметы, можно образовать уменьшительные слова:дом -домик ,книга -книжка ,поле -полюшко . В каком ответе второе слово - уменьшительное от первого?

(А) беседа - беседка; (Б) быль- былинка; (В) речь - речка; (Г) рассказ - рассказик; (Д) часть - частушка.

17. В Королевстве кривых зеркал, куда попала Оля, у неё оказалась подружка Яло - её зеркальное отражение. Оля записала под диктовку Яло имена жителей этого королевства, но в одном ошиблась. В каком из имён ошибка?

(А) Абаж ; (Б)Анидаг ; (В)Аксал ; (Г)Гурт ; (Д)Нушрок .

18. Над магазином висит вывеска:Вы____ка прямо из ____ки! Что мы дважды пропустили в этой вывеске?

(А) пуш ; (Б)руч ; (В)руб ; (Г)тач ; (Д)печ .

19. Шла Саша по шоссе и сосала сушку- это…

(А) загадка; (Б) пословица; (В) поговорка; (Г) скороговорка; (Д) считалка.

20. Раньше от этого озорника житья не было, а теперь он стал как...

(А) шёлковый; (Б) бархатный; (В) трикотажный; (Г) льняной; (Д) кружевной.

Задачи, оцениваемые в 5 баллов

21. Мне нужны такие вещи: Молоток, тиски и клещи, Ключ, напильник и ножовка, А всего нужней ― сноровка.

Как называется это стихотворение Б. Заходера?

(А) « Дворник»; (Б) « Слесарь»; (В) « Сапожник»; (Г) « Портной»; (Д) « Фокусник».

22. Какое слово в древнерусском языке означало ‘младший сын’? (А)близнец ; (Б)братец ; (В)красавец ; (Г)мизинец ; (Д)первенец .

23. По названиюспаниель можно догадаться, что эта порода собак происходит из...

(А) Сингапура; (Б) Польши; (В) Японии; (Г) Исландии; (Д) Испании.

24. Лёва составил список того, что выращивает в огороде его бабушка:

баклажаны, кабачки, картофель, морковь, огурцы, петрушка, помидоры, щавель.

Потом он вписал в список ещё одно слово после слова картофель . Какое?

(А) укроп ; (Б)лук ; (В)капуста ; (Г)репа ; (Д)тыква .

25. Какая часть дома по-голландски называется trap (читается « трап»)?

(А) стена; (Б) крыша; (В) дверь; (Г) окно; (Д) лестница.

26. Во всех парах слова различаются ровно одним звуком, кроме одной. Какой?

(А) лама― рама; (Б) шесть― сесть; (В) руки― реки; (Г) палка― полка; (Д) пил ― пел.

27. Даня придумал простой способ зашифровки чисел. Число 57 он записывает как ПС, 179 - как ССД, 308 - как ТВ. Сколько разных чисел может означать запись ДО?

(А) четыре; (Б) пять; (В) шесть; (Г) семь; (Д) восемь.

Среди многочисленных соревнований для школьников значительной популярностью пользуется международная олимпиада «Русский медвежонок – языкознание для всех». За прошедшие годы число участников возросло с нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов в 2017-2018 году. Помимо России эта олимпиада проходит также в других странах мира. Наибольший интерес к ней проявляют русскоязычные жители так называемого «постсоветского пространства» (Белоруссия, Казахстан, Украина, Молдавия, Литва, Латвия и др.).

Организаторы

«Русский медвежонок» проводится с 2000 года совместно несколькими организациями, в частности:

  • ООО «Слово»;
  • ООО «Игра»;
  • «Вятский центр дополнительного образования»;
  • «Центр дополнительного образования одаренных школьников» (город Киров).

По сложившейся традиции научное руководство и общую поддержку конкурсу осуществляет Институт лингвистики при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ, Москва).

Миссия конкурса

Главной целью «Русского медвежонка» является провоцирование интереса к русскому языку среди молодежи, повышение грамотности подрастающего поколения. Кроме того, учредители олимпиады заявляют, что она помогает подготовиться к экзаменам. Отдельно проводятся игры-конкурсы с тем же названием для школьных учителей, а также для лиц, изучающих русский язык как иностранный. В центральный оргкомитет конкурса, который базируется в Кирове, входят сотрудники РГГУ, ведущие лингвисты страны, кандидаты филологических наук. Они же являются членами Методической комиссии, которая разрабатывает тестовые задания.

Требования к участникам

К участию в «Русском медвежонке» в 2018-2019 году допускаются все желающие школьники, начиная со второго класса. Первоклассники могут попробовать свои силы в частном порядке. Олимпиада проводится в образовательных учреждениях, которые прошли авторизацию в центральном или региональном оргкомитете «Русского медвежонка». Для официальной регистрации статус учебного учреждения (муниципальная школа, негосударственная гимназия и др.) значения не имеет.

Обязательное требование к потенциальным участникам - уплата денежного взноса. Его размер географически дифференцирован, обычно он составляет 70-80 рублей (наибольшая сумма для Москвы и некоторых других территорий). Дети-сироты, дети-инвалиды и учащиеся школ-интернатов освобождаются от уплаты обязательного денежного взноса. Им необходимо представить соответствующие документы.

Важно! Данный конкурс не является коммерческим, внесенная плата используется для покрытия организационных издержек, а также для покупки ценных подарков для победителей и призеров.

На официальном сайте состязания www.rm.kirov.ru можно найти статистику и задания за прошедшие годы, которые помогут школьникам, их родителям и учителям лучше готовиться к олимпиаде.

Организационные вопросы

«Русский медвежонок» проводится единовременно, без предварительного отбора, как правило, в середине ноября. Соревнования проходят в зарегистрированных образовательных учреждениях, в очной форме. Участникам необходимо аккуратно заполнить предварительно разосланные по регионам бланки с заданиями конкурса. Они включают тестовые вопросы трех степеней сложности с несколькими вариантами ответов (28 вопросов для младших классов, 30 для всех остальных). Задания заметно отличаются в зависимости от возраста участников. Всего выделено пять целевых групп:

  • учащиеся 2-3 классов;
  • учащиеся 4-5 классов;
  • учащиеся 6-7 классов;
  • учащиеся 8-9 классов;
  • учащиеся 10-11 классов.

Вопросы требуют от школьников не только формальных знаний, но и наличия воображения, творческих способностей, интуиции и даже чувства юмора. Для правильного ответа на большинство вопросов углубленное изучение русского языка и литературы не обязательно.

Точная дата проведения соревнований назначается заранее. Время, отведенное на выполнение заданий, обычно составляет около полутора часов. По ходу состязаний конкурсанты не должны совещаться друг с другом, получать какие-либо подсказки от взрослых. Нельзя пользоваться словарями, учебниками, шпаргалками или любыми электронными устройствами. За нарушения правил олимпиады налагается дисквалификация.

Проверку работ осуществляет специальная оценочная комиссия, состоящая из профессиональных филологов, лингвистов, научных сотрудников РГГУ. В январе-феврале 2019 года центральный оргкомитет объявит результаты олимпиады, которые будут разосланы по всем учебным заведениям, участвовавшим в конкурсе. Лауреатам выдают дипломы, а также дарят различные призы (кружки с эмблемами соревнований, медали, значки, брелоки, ручки, брошюры и др.). Каждый участник имеет право на получение памятного сертификата.

Для обсуждения спорных ситуаций, итогов соревнований и прочих тем организаторы конкурса создали специальный Интернет-форум cdoosh.ru/forum/index.php . Любой желающий может зарегистрироваться на этом ресурсе и задать интересующие его вопросы.

Большинство участников «Русского медвежонка» не становятся профессиональными филологами или лингвистами. Организаторы этого игрового конкурса не преследуют таких целей. Однако олимпиада дает возможность детям и подросткам испытать себя, проверить свои знания русского языка, победить распространенные опасения и фобии перед неизбежными экзаменами. Приобретенный опыт и навыки участника «Русского медвежонка», наверняка, окажутся полезными в дальнейшей учебе и для успешной карьеры в будущем.