Отчет по самообразованию «Формирование у старших дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям

социального характера

Острые социальные дошкольного возраста дошкольников

Исходя из этого, целью моего самообразования является :

.

Задачи :

2. Разработать перспективный план работы с детьми .

4. Подготовить (провести) тему : «Особенности ».

Предполагаемые мероприятия :

1. Изучение литературы :

Детская безопасность : учебно - методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. - М,2013

Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности

3. Гарнышева Т. Т. ОБЖ для дошкольников . Планирование работы

4. Белая К. Ю. Формирование , пособие для педагогов дошкольных

5. Шипунова В. А. Детская безопасность

«Безопасность » с детьми 2-7 лет / авт. -сост. Т. Н. Сташкова - Волгоград, 2013

Сентябрь

НОД «Одному нельзя ходить»

Цель

«»

Игра-тренинг «Я потерялся»

Цель

НОД «Осторожно чужой!» , игра

Цель теме : «Азбука общения» .

Чтение сказок «Волк и козлята» , «Заюшкина избушка» .

Цель : закреплять правила поведения с незнакомыми людьми. Папка - передвижка «Безопасность - прежде всего »

Январь Прогулка-обследование «Внимание - опасность!»

Цель : учить находить во время прогулки по территории д/с опасные предметы и разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать. Папка - передвижка «Опасные предметы»

Игры : «Опасно - не опасно» , «Найди опасный предмет» .

Цель

НОД «В мире опасных предметов»

Цель

Оформление памятки :

НОД «Приключения колобка»

Цель

Консультация : «Осторожным надо быть!»

Итоговое развлечение : «Мы знаем все о безопасности »

Цель безопасного поведения .

социальной безопасности детей дошкольного возраста ».

Просмотр содержимого документа
«Самообразование»

МКДОУ д/с №7 комбинированного вида

Г. Россоши

План работы по самообразованию:

«Формирование социальной безопасности младших дошкольников »

Воспитатель: Горбунова Ю. Н.

План по самообразованию «Формирование социальной безопасности младших дошкольников»

«Формирование социальной безопасности младших дошкольников »

В условиях современного общества проблема сохранения жизни и здоровья отдельной личности и человечества в целом становится проблемой глобального характера. К природным факторам риска добавляются еще и чрезвычайные ситуации социального характера , которые не щадят и детское население страны.

Острые социальные проблемы современности сказываются на детях иначе, чем на взрослых. Такие особенности детей дошкольного возраста , как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым и одновременно зависимость от них, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению , слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Исходя из этого, целью моего самообразования является :

совершенствование методики руководства формирования социальной безопасности дошкольников .

Задачи :

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

2. Разработать перспективный план работы с детьми .

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

4. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему : «Особенности социальной безопасности детей дошкольного возраста ».

Предполагаемые мероприятия :

1. Изучение литературы :

1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Опасные предметы, существа и явления» Детская безопасность : учебно - методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М,2013

2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. - СПб, 2011

3. Гарнышева Т. Т. ОБЖ для дошкольников . Планирование работы , конспекты занятий, игр. -СПб, 2012

4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников , пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М, 2013

5. Шипунова В. А. Детская безопасность , учебно-методическое пособие., Цветной мир, 2013

6. Организация освоения образовательной области « Безопасность » с детьми 2-7 лет / авт. -сост. Т. Н. Сташкова – Волгоград, 2013

РАБОТА С ДЕТЬМИ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

Подготовить диагностику по теме.

НОД «Одному нельзя ходить»

Цель : закрепить с детьми важное правило - из д/с можно уходить только с родителями.

По итогам диагностики подготовить консультацию « Социальная безопасность и младший дошкольник »

Игра-тренинг «Я потерялся»

Цель : учить правильно себя вести, если потерялся на улице. Рекомендовать родителям закрепить с ребенком знание его имени и фамилии, домашнего адреса, ФИО родителей

НОД «Осторожно чужой!» , игра «О чем рассказать воспитателю»

Цель : учить детей сообщать воспитателю о появлении на участке незнакомого человека. Консультация по теме : «Азбука общения» .

Чтение сказок «Волк и козлята» , «Заюшкина избушка» .

Цель : закреплять правила поведения с незнакомыми людьми. Папка – передвижка « Безопасность - прежде всего »

Январь Прогулка-обследование «Внимание – опасность!»

Цель : учить находить во время прогулки по территории д/с опасные предметы и разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать. Папка – передвижка «Опасные предметы»

Игры : «Опасно - не опасно» , «Найди опасный предмет» .

Цель : тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья. Порекомендовать провести с детьми дома беседы на тему «Опасные предметы дома и на улице»

НОД «В мире опасных предметов»

Цель : закреплять знания детей об опасных предметах, встречающихся в жизни; дать представление о том, что они могут нанести вред нашему организму. Обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению. Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать умение слушать воспитателя и делать простейшие умозаключения.

Оформление памятки : «Какие предметы нельзя приносить в детский сад»

НОД «Приключения колобка»

Цель : знакомить с правилами поведения в разных ситуациях.

Консультация : «Осторожным надо быть!»

Итоговое развлечение : «Мы знаем все о безопасности »

Цель : закрепить знакомые детям правила безопасного поведения .

Провести диагностику. Подготовить сравнительный анализ диагностик детей в начале и конце года, и познакомить родителей с результатами проделанной работы.

Подготовить и провести консультацию для педагогов «Особенности социальной безопасности детей дошкольного возраста ».

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №51

Московского района Санкт-Петербурга

План работы по самообразованию

Воспитателя III старшей группы

Каргановой Анны Валерьевны

Образование: среднее-специальное

Педагогический стаж работы: 7 лет

2014г.

Тема: «формирование социальной безопасности дошкольников через игру ».

Направление: Познавательно-речевое

Дата начала работы над темой: сентябрь 2014 года

Предполагаемая дата окончания работы над темой : июнь 2014 года

Образовательная область : Познание

Актуальность данной темы :

Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях. По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Поэтому безопасность на сегодняшний день является актуальной проблемой современности.

Есть некая формула безопасности, которая изложена для детей стихотворной форме:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности - все избежать,

А где надо - на помощь позвать.

Цель:

Познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта.

Задачи:

Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;

Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

Формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;

Учить детей регулировать свои поведенческие реакции;

Учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

Развивать у детей самостоятельность и ответственность;

Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;

Обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.

Форма самообразования : индивидуальная.

Работа с детьми

I квартал

«По грибы и ягоды»

Проведение беседы:

Грибы съедобные и несъедобные.

«Один дома»

Проведение бесед:

Убережем дом от пожара; У меня зазвонил телефон; Звонок в дверь;

Опасные лекарства; Открытый кран; Осторожно газ;

«Я пешеход»

Проведение бесед по ПДД:

Правила перехода дороги; Правила для пассажиров; Правила для водителей будущих и настоящих; Правила для велосипедистов и водителей мопедов.

Просмотр анимационного фильма «Смешарики: Азбука Безопасности»

II квартал

«Осторожно Незнакомец»

Беседа о правилах поведения с незнакомыми людьми.

Просмотр анимационного фильма: «Аркадий Паровозов».

Проведение опроса: Что знают дети о личной безопасности?

«Опасность зимой»

Проведение бесед:

Осторожно гололёд; Опасные горки.

Просмотр анимационного фильма «Смешарики: Азбука безопасности»

III квартал

«Весна в городе»

Проведение бесед:

Осторожно сосульки; Тонкий лёд.

Просмотр анимационного фильма «Смешарики: Азбука безопасности».

Работа с родителями

Сроки: с 01.09.2014 по 30.06.2015гг

I квартал

Консультация для родителей: «Грибы».

Папка передвижка: «О правилах дорожного движения».

Анкетирование родителей: «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения».

II квартал

Ознакомление родителей с результатами опроса: «Что знают дети о личной безопасности».

Консультация: «Зимние травмы».

Папка передвижка: «Первая помощь при обморожениях»

III квартал

Памятка: «Как не надо лечить ребенка».

Консультация: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».

Памятка: «Клещевой энцефалит».

IV квартал

Консультация: «О летнем отдыхе детей».

Памятка: «Кусают?»

Самореализация

Участие в системе работы в ДОУ.

Посещение ООД у воспитателей своего ДОУ.

Посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка ООД в своей группе.

Используемая литература

Методическая

Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л. «Безопасность»

Гризлик Е.А. «Познаю мир»

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников старших групп с окружающей и социальной действительностью»

«Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Извекова Н.А., Медведева А.Ф.

Официальный текст «Правила дорожного движения Российской Федерации» 2007 г.

«Изучаем дорожную азбуку» Майорова Ф.С.

Р.Б.Стеркина“Безопасность” - С.П. “Детство-Пресс” 2004

О.А.Скоролупова“Правила и безопасность дорожного движения” – М.2004

Э.Я.Степаненкова “Дошкольникам о правилах дорожного движения” – М.1978

Т.А.Шорыгина “Безопасность для малышей” - М.2005

Т.А.Шорыгина“Основы безопасности” – М.2006

Т.А.Шорыгина“Правила пожарной безопасности для детей” – М.2007

Художественная литература:

Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. «Чудо – всюду. Мир вещей и машин»

С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Велосипедист»

В Кожевников «Светофор»

А.Северный «Светофор»

Я. Пишумов «Песенка о правилах»

Н.Носов «Автомобиль»

А. Дорохов «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара»

Так же использовались анимационные фильмы:

«Смешарики: Азбука безопасности»

«Аркадий Паровозов».

Приложение 1

Опрос детей:

«Что знают дети о личной безопасности?»

  1. Какие бывают грибы?

Назовите несъедобные грибы.

  1. Чего нельзя и что можно делать, если вы остались один дома?
  1. Знаете ли вы как вести себя на дороге?
  1. Как себя вести с незнакомым человеком?
  1. Что делать если вы потерялись в общественном месте?
  1. Какие опасности могут вас поджидать во время зимних прогулок?
  1. Чем опасен выход на лёд весной?
  1. Как надо себя вести во время поездки на природу?

По результатам ответов детей на заданные вопросы, будут даны рекомендации родителям и проведены дополнительные беседы с детьми.

Приложение 2

Грибы

Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда.

Сбор грибов - занятие, таящее в себе определённый риск. Увы, отравление грибами не столь уж редки.

Кто не слышал о чрезвычайной ядовитости бледной поганки? И всё же этот гриб, маскируясь то под шампиньон, то под сыроежку, нет- нет, да и попадёт к неопытному грибнику. В один из летних дней пятилетняя девочка, отправившись на прогулку в лес со своей двенадцатилетней сестрой, нашла гриб и попробовала его. Через несколько часов у неё началась тошнота, рвота. Её срочно госпитализировали. В больнице сделали промывание желудка и кишечника. После этого самочувствие девочки стало настолько хорошим, что родители вопреки советам врача поспешили забрать её из клиники. А спустя несколько часов состояние ребёнка ухудшилось, и вскоре девочка умерла. Как было установлено, причиной смерти явилось отравление бледной поганкой.

Именно так в большинстве случаев и происходит отравление детей, когда их оставляют без должного присмотра. Бледная поганка уже давно снискала себе дурную славу своей ядовитостью. Каждый год из-за неё страдают во всём мире сотни людей, многие из них погибают. Столь высокая смертность объясняется не только сильным действием яда, входящего в состав этих грибов, но и его необычными свойствами. Основную роль в механизме отравления бледной поганкой играет аманитотоксин. 25- ЗО миллиграммов этого яда, содержащегося в одном грибе бледной поганки, вполне достаточно, чтобы вызвать смертельное отравление. Кроме того, аманитотоксин совершенно не растворяется в воде, сохраняет свою ядовитость даже после 20- минутного кипячения. А, попав в организм, яд даёт знать о себе не сразу, а несколько часов спустя. Когда появляются признаки отравления, то спасать человека уже трудно: токсин гриба, проникший в кровь, удалить из организма сложно. Поэтому лечение не всегда даёт надёжные результаты.

Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6-12 часов после употребления грибов. Это - обильное слюнотечение, сильные коликообразные боли в животе,

неукротимая рвота, расстройство кишечника. Из-за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи. Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А через день-два может наступить трагическая развязка.

Чтобы избежать опасной встречи с ядовитыми грибами, нужно знать отличительные признаки грибов. Некоторые люди всерьёз думают, что ядовитые грибы как-то сигнализируют о своей ядовитости: неприятным запахом или вкусом, тем, что их не трогают черви и улитки. Как это ни печально, но подобные взгляды - опасное заблуждение. Отравившиеся, например, бледной поганкой нередко с большой похвалой отзывались о её вкусе, а запах её очень напоминает запах шампиньонов. Чем же тогда отличается этот гриб от шампиньона? Бледная поганка на нижней части ножки всегда имеет клубневидное вздутие, покрытое пленчатым чехлом. В верхней части ножки - пленчатое кольцо белого, зеленоватого или бледно-жёлтого цвета. Пластинки на нижней поверхности шляпки частые, белые, не меняющие своей окраски. В то же время у шампиньона эти пластинки - от бледно- розового до тёмно-бурого тонов, кольца, клубневидные утолщения на ножке и плёнки отсутствуют. Что же касается сыроежек, то главное отличие то же: у этого гриба нет клубневидного вздутия с пленчатым чехлом и кольца на ножке, характерных для бледной поганки.

Доскональное знание "портрета" бледной поганки позволит избежать опасных последствий. Разумеется, малыши не в состоянии всё это запомнить, поэтому за ними нужен, как говорится, глаз да глаз.

На первый взгляд разговор об отравлении мухоморами представляет лишь теоретический интерес: мухомор, особенно красный, трудно спутать с каким-нибудь съедобным грибом. И всё- таки даже красным мухоморов отравляются. А ведь существуют ещё серо-розовый и пантерный мухоморы, которые куда более скромны по виду.

И всё же отравления мухоморами крайне редки. Ядовитость мухоморов сильно преувеличена. Смертельные отравления очень редки и случаются лишь при поедании большого количества

мухоморов. Объясняется это просто. Яд мухоморов оказывает только функциональное действие на нервную систему пострадавшего и не вызывает повреждения внутренних органов. Химический состав яда мухоморов и механизм его действия на организм человека сейчас хорошо изучены. Основное ядовитое начало мухоморов - мускарин. Несмотря на название ("муска" - в переводе с греческого "муха"), мускарин совершенно безопасен для насекомых, но зато очень вреден для человека. 3-5 миллиграммов этого яда способны убить отравившегося. Принято считать, что такое количество мускарина содержится в 3 или 4 мухоморах. Своим названием мухомор обязан другим веществам, которые действительно убивают мух. Называются они токсоальбуминами. Симптомы отравления красным мухомором обычно развиваются спустя 30-40 минут 9реже через 1 -2 часа). Пострадавший обычно потеет, у него начинается слюнотечение, расстройство кишечника с болями в животе, сужаются зрачки, замедляется сердцебиение, падает артериальное давление, наступает удушье. Если же человек съел пантерный мухомор, расстройство центральной нервной системы выявляется более резко. Наиболее тяжело отравление мухомором протекает у детей. Приведём довольно характерный по обстоятельствам пример. В одной из сибирских деревень два мальчика в возрасте трёх и четырёх лет съели сушёные красные мухоморы, которые родители берегли для приготовления отравы для мух. Спустя полчаса у обоих ребят развилась рвота и расстройство кишечника, затем возникло обильное потоотделение и слюнотечение. К вечеру появились судороги, пульс стал плохо прощупываться, оба ребёнка потеряли сознание.

К счастью, медицинская помощь подоспела вовремя, и всё закончилось благополучно. Уже на пятый день дети совершенно здоровыми были выписаны из стационара. А эта история произошла в одном из дачных посёлков. Девочка трёх лет, гуляя по опушке леса рядом с домом. Нашла красный мухомор и решила попробовать его. К счастью, как потом выяснилось, она съела лишь часть гриба. Поэтому развилось не тяжёлое отравление. Однако девочку пришлось поместить в больницу.

Как видите, и в том и в другом случае виноваты родители, оставившие без присмотра маленьких детей. А ведь такая беспечность и неосторожность со стороны взрослых могла стоить жизни ребятам! Взрослые обязаны всячески стремиться оградить детей от нежелательных встреч. С этой целью необходимо организовать на протяжении всего летнего периода повсеместный утренний просмотр лужаек, мест прогулок и игр детей в учреждениях и на дачах, с тем, чтобы своевременно удалить замеченные ядовитые растения и грибы. В период лесных прогулок родители, воспитатели и другие взрослые должны осуществлять строжайший надзор со всеми детьми и особенно за теми, кто собирает цветы, грибы и травы, пробует их. Не следует так же забывать о тщательном контроле за использованием в пищу грибов, собранных более старшими детьми.

Чтобы проводить эти мероприятия, и родители, и работники детских учреждений должны сами хорошо знать существо данного вопроса. Нелишне также запастись специальной литературой, красочными таблицами, буклетами и плакатами. Как говорится, всякий гриб в руки берут, да не всякий - в кузовок кладут. Каждый взрослый. Которому доверено здоровье детей, должен хорошо знать, какой гриб взять, а какой выбросить. Итак, для того чтобы избежать отравления ядовитыми грибами, нужно собирать только те, которые вы хорошо знаете. Здоровье, и даже жизнь отравившегося грибами во многом зависят от того, насколько своевременно ему окажут медицинскую помощь. Следует помнить, что при любом отравлении грибами, пусть даже на первый взгляд не тяжёлый, необходимо немедленно обращаться к врачу. Но и до прихода врача нужно действовать быстро и решительно. При отравлении любым из ядовитых грибов следует постараться вывести ядовитые вещества из организма: принять слабительное, промыть желудок раствором марганцовокислого калия. Пострадавший ребёнок должен находиться в постели, ему вредно ходить и сидеть. Любое отравление грибами сопровождает рвота и расстройство кишечника, вызывающие обезвоживание организма и мучительную жажду. Чтобы облегчить состояние больного ребёнка, нужно давать ему холодную, слегка подсоленную воду, холодный чай, кофе, молоко.

Лечат отравление грибами, как правило, только в больницах. Чтобы врачу легче было разобраться в причинах отравления, остатки грибов следует сохранить для исследования в лаборатории.

Консультация о Правилах Дорожного Движения

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все: водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим примером должны научить и уберечь. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге", Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для отработки навыков поведения на дороге.

Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому, прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см - 1 метра от края проезжей части, обратите его внимание, что посмотреть налево и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть. Переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не бегом. Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные переходы, здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.

На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и жёлтый сигнал светофора - запрещающие. Особенно опасно выходить на дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины остановились, опасности нет. Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно. Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет. Большую опасность для детей представляют предметы загораживающие обзор это заборы, стоящие автомашины, зимой - сугробы, летом - кустарники, деревья. Лучше отойти от них подальше и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.

Консультация: "Первая помощь при обморожениях "

Переохлаждение:

В результате длительного воздействия низкой температуры окружающего воздуха у ребёнка возникает ознобление. Повреждённые участки кожи внешне представляют собой уплотнения красного или синюшнее-багрового цвета. Ознобление сопровождается зудом, жжением, болью, которая усиливается, если этот участок быстро согревать. Переохлаждаются чаще ноги и руки. Воспитатель, собирая детей на прогулку, следит за тем, чтобы у них были сухими обувь и варежки. В особом внимании нуждаются дети ослабленные, перенесшие заболевания.

Резкое понижение температуры тела приводит к замерзанию.

Ребёнок в таком состоянии теряет сознание, кожные покровы бледнеют, пульс редкий. После принятия первой помощи у замёрзших отмечается сонливость, ослабление памяти, расстройство психики. Частым осложнением замерзания является воспаление лёгких, почек, острые расстройства пищеварения.

Первая помощь замёрзшему ребёнку заключается в согревании его в горячей ванне, одновременно проводится массаж. Как только ребёнок придёт в сознании, ему необходимо дать горячее питьё, еду, уложить в постель, срочно вызвать врача или доставить в лечебное учреждение.

Обморожение:

Чаще наблюдается у детей ослабленных, у тех, кто носит слишком тесную обувь. Оно может быть даже при О температуре. Дети отмораживают пальцы рук и ног, уши, кончик носа.

Различают три степени обморожения: Обморожение 1 степени бывают при кратковременном действии холода. После отогревания поражённые участки кожи краснеют и припухают, появляется небольшая боль, жжение. Через 2-3 дня краснота и отёк проходят и на коже никаких следов обморожения не остаётся. Обморожение 2 степени наступает при длительном действии холода. Кожа при обморожении резко бледнеет. Позднее появляются пузыри. Наполненные светлой или кровянистой жидкостью.

Обморожение 3 степени и 4 степени возможно при длительном действии низких температур, при этом омертвевают не только мягкие ткани, но и кости, развивается гангрена. Характерно повышение температуры, общая интоксикация, беспокойное поведение и озноб. Первая помощь при обморожении заключается в скорейшем восстановлении кровообращения на участке поражения. Обмороженные руки или ноги отогревают в тёплой воде. Повреждённое место осторожно обнажают, погружают в тазик с водой 18-20° и проводят лёгкий массаж. Массировать начинают с пальцев вверх. Во время массажа надо заставлять ребёнка шевелить пальцами, чтобы быстрее восстановить кровообращение. При полном отогревании кожа становится ярко-розовой и появляется боль. Затем отмороженное место осторожно вытирают, протирают спиртом, накладывают сухую стерильную повязку и тепло укутывают.

При обморожении щёк и носа отогревают их прямо на улице, растирая поражённый участок круговыми движениями. Не следует обмороженное место растирать снегом, так как мелкие льдинки могут оцарапать кожу, кроме того можно занести инфекцию, тереть лучше мягкой шерстяной варежкой или рукой до полного восстановления кровообращения. При более тяжёлых формах срочная госпитализация в больницу.

КАК НЕ НАДО ЛЕЧИТЬ РЕБЕНКА.

  1. Не надо искать в каждой болезни ребенка чью-то, в том числе и свою вину. Не на каждую беду есть вина. Даже при правильнейшем образе жизни и прекрасной наследственности некоторые болезни практически неизбежны.
  2. Не укладывать насильно в постель, если ребенок бодр и активен, даже при повышенной температуре, не лишать возможности играть, а при не заразности - общаться с детьми.
  3. Не купать; здоров ли ребенок или болеет, ни в коем случае не закупоривать и не перегревать помещение.
  4. Не кормить насильно и не навязывать еду.
  5. Не пичкать лекарствами. Любое лекарство - только по предписанию врача. Никаких лекарств «на всякий случай». Ни в коем случае не устраивать коктейли из разных рецептов. Лучше, меньше да лучше. Перелечить так же страшно, как не долечить.
  6. Не стесняться в вызове врача к ребенку. Если приходится показывать ребенка многим врачам, и диагнозы не совпадают, то необходимо решиться сделать выбор в пользу какого то одного врача и следовать его предписаниям.
  7. Не таскать ребенка без явной надобности по различным обследованиям. Перестраховка, могущая принести вред.
  8. Не создавать в доме обстановки тревожного ожидания всевозможных болезней. Ребенок доверчив, внушаем! Если вы постоянно тревожитесь о его здоровье, если ждете болезней, то ваш настрой может превратиться в его трудно излечимый невроз и действительно породить уйму недугов, которых могло и не быть.
  9. Не приставить с расспросами относительно самочувствия, стараться вообще не спрашивать, наблюдать незаметно для ребенка. Не забудем всякий вопрос, как и взгляд, вздох, движение есть прямое или косвенное внушение.
  10. Не ублажать сверх обычного во время болезни. Следить за тем, чтобы ребенок не получал впечатления, что болеть выгодно это чревато и порчей характера, и многими дополнительными болезнями. Похвалы, подарки, ласки, все внешние проявления внимания и заботы - лишь в степени, необходимой для поддержания спокойствия и уверенности в выздоровлении.

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого гола жизни у ребенка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово- копчиковый кифоз формируется первым. еще на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку. появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить

четкие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам

жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нередко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние

условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных

учреждений, должны контролировать позы детей при сидении,

стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела; Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы; Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание. Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий: Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты. Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ!

Клещевой энцефалит протекает в виде тяжелого заболевания с поражением нервной системы, и нередко приводит к инвалидизации.

Переносчиком инфекции являются иксодовые клещи, в организме которых происходит размножение и накопление вируса. Вирус сохраняется в клещах долгое время и может перезимовывать в них.

Инфицирование человека вирусом клещевого энцефалита происходит во время кровососания зараженных вирусом клещей. При присасывании клеща ощущения боли, как правило, не возникает, и укус остается незамеченным. При этом передача вируса может происходить уже в первые минуты присасывания клеща к человеку. Даже удаление клеща не устраняет передачу инфекции, поскольку в коже человека сохраняется слюна клеща, содержащая вирус. В жилые помещения клещи попадают на одежде, с цветами, а также животными.

Заболевания человека связаны с периодом наибольшей активности клещей - весенне- летний период. Сезон нападения иксодовых клещей начинается каждый год с 20 чисел апреля и заканчивается в конце октября месяца. Болеют преимущественно люди, которым приходится чаще бывать за городом, в лесных массивах, хотя подвергнуться нападению клещей можно и при посещении кладбищ, пригородных парков.

В Московском районе в 2008 г. от укусов клещей пострадало 636 человек, из них детей до 14 лег - 124; клещевым энцефалитом заболело 4 взрослых; клещевым боррелиозом заболело 20 человек, из них детей до 14 лет - 1.

Единственным надежным способом профилактики клещевого энцефалита является вакцинация. Только своевременно сделанная прививка защитит вас от этого опасного заболевания, Начинать прививаться следует с октября месяца. Вакцина от клещевого энцефалита вводится двухкратно с интервалом в б месяцев между прививками с ревакцинацией через год или по экстренной схеме в течении года. Сделать прививку бесплатно вы можете в прививочных кабинетах поликлиник по месту жительства.

При посещении лесопарковых зон и лесных массивов НЕ ЗАБЫВАЙТЕ руководствоваться следующими правилами:

Во время пребывания в лесу необходимо носить закрытую одежду, плотно прилегающую к телу, хорошо заправленную в сапоги, головной убор;

«постоянно проводить осмотры для обнаружения клещей: каждые 10-15 минут поверхностные осмотры и каждые 2 часа со снятием одежды для просмотра внутренних швов, карманов;

В лесу не садится на траву, для стоянки выбирать участки, лишенные растений или сухие сосновые места;

Применять репелленты, которые можно приобрести в аптеках или хозяйственных магазинах;

Обязательно кипятить козье молоко в период с апреля по сентябрь;

В случае присасывания клеща обратится за медицинской помощью;

Если нет такой возможности, удалить клеща самостоятельно пинцетом, ниткой, завязанной у хоботка, или пальцами, обернутыми марлей, раскачивая из стороны в сторону, а место извлечения клеща смазать йодом или спиртом; снятого клеща сжигают или можно отнести для исследования в поликлинику больницы №30 им.С.П.Боткина;

Нельзя раздавливать клеща руками, так как вирус может попасть через микротрещины на руках в организм человека и вызвать заболевание;

При повышении температуры, появлении головной боли, головокружении, тошноте, рвоте в течении 21 дня после укуса клеща немедленно обратится к врачу.

Отдел здравоохранения

администрации Московского района

Территориальный одел Роспотребнадзора

Если вас укусил клещ

Если Вас укусил клещ, обратитесь в медицинское учреждение. В первые 2-е суток после укуса клеща лечебное учреждение удаляет клеща и направляет в лабораторию для обнаружения вируса клещевого энцефалита, выдав на руки пострадавшему направление на бесплатное исследование клеща. Клещ в пробирке доставляется в лабораторию пострадавшим самостоятельно. Адреса лабораторий:

Невский проспект, 146, вход с пр. Бакунина, д. 1 (М «пл. Восстания»)

с 9-00 до 17-00 часов ежедневно (в т.ч. в выходные и праздничные дни)

ул. Оборонная, д. 35 (М «Нарвская») с 9-00 до 16-00 по рабочим дням педели. В течение 3 суток с момента укуса:

Детям до 18 лет вводится противоклещевой иммуноглобулин в Детской инфекционной больнице № 3 (Большой пр. В.О., д.77/17, круглосуточно).

Взрослым экстренная профилактика клещевого энцефалита проводится в Клинической инфекционной больнице им. СП. Боткина (ул. Миргородская, д.З, круглосуточно) препаратом «йодантипирин».

Информация отдела здравоохранения администрации района

Консультация "О летнем отдыхе детей "

О путешествиях с детьми

Солнце хорошо, но в меру

Осторожно: тепловой и солнечный удар! Купание - прекрасное закаливающее средство

Лето не только время путешествий, но и наиболее благоприятная пора для отдыха, закаливания и оздоровления детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем. Вместе с тем возникает немало вопросов, как это лучше сделать. И здесь, как нам кажется, в известной мере вам могут пригодиться наши советы.

О путешествиях с детьми

Ехать или не ехать с ребёнком на юг? - вопрос встаёт перед родителями довольно часто.

Что можно посоветовать по этому поводу? Если вы живёте в средней полосе и если речь идёт о грудном ребёнке, то вряд ли стоит отправляться с ним в продолжительную поездку. Поэтому самое лучшее - вывезти его на дачу. Точно так же нужно поступить и в тех случаях, если вашей дочери или сыну не исполнилось ещё трёх лет. Чем меньше ребёнок, тем тяжелее он приспосабливается к изменениям обстановки и климата. В этих благодатных местах в первые дни малыши становятся капризными, у них пропадает аппетит, появляются нарушения пищеварения и сна. Приспособление к новым климатическим условиям у детей первых трёх лет жизни продолжается иногда неделю, а то и две. Едва ребёнок успеет привыкнуть к новому климату, как надо собираться в обратный путь. Такой отдых для ребёнка чреват развитием различных заболеваний. В результате все затраты, заботы и хлопоты могут пойти впустую.

Солнце хорошо, но в меру

Летом дети максимальное время должны проводить на воздухе. Это касается и самых маленьких - грудных детей. Однако если более старшим дошкольникам разрешается понемногу загорать, то малышам прямые солнечные лучи могут причинить вред. Самая большая опасность - перегрев организма, солнечные ожоги, солнечный удар, поскольку маленький ребёнок обладает менее совершенной терморегуляцией и кожа его очень нежна. До трёх лет световоздушные ванны можно проводить под навесом или в тени деревьев. При этом нужно соблюдать принцип постепенного обнажения тела ребёнка. Сначала от одежды освобождаются руки и ноги, а затем остальные части тела. Уже с 1,5 летнего возраста световоздушные ванны ребёнок может принимать в одних трусиках. Продолжительность первой такой ванны - 5 минут, затем время постепенно увеличивается до 30-40 минут. Световоздушные ванны особенно рекомендованы детям с ослабленным организмом. Лучшее время проведения - с 9 до 12 часов, на юге - с 8 до 10 часов. Каждую световоздушную ванну лучше всего заканчивать водной процедурой.

Дети дошкольного возраста после недельного курса световоздушных ванн могут начать принимать солнечные ванны. Загорать ребёнок может лёжа, а ещё лучше во время игр и движении.

Солнечные ванны в сочетании со световоздушными ваннами, а также водными процедурами оказывают прекрасное укрепляющее действие. Дети становятся устойчивее к гриппоподобным заболеваниям, нежели те ребята, которые мало загорали.

Осторожно: тепловой и солнечный удар! Специалисты не делают больших различий между этими состояниями. В основе как теплового, так и солнечного удара лежит перегревание организма. Причиной теплового удара является затруднение теплоотдачи с поверхности тела. Часто это связано с длительным пребыванием в жаркой, влажной атмосфере. При солнечном ударе возникает нарушение кровообращения в головном мозге. Чем меньше возраст ребёнка, тем он чувствительнее к действию жары и солнечных лучей. Поэтому перегрев организма у маленького ребёнка иногда может уже случиться во время приёма световоздушных ванн. При лёгком солнечном или тепловом ударе симптомы в основном однотипны. Это - головокружение, слабость, головная боль. У малышей часто отмечается расстройство кишечника. В тяжёлых случаях могут появиться судороги, рвота, потеря сознания. Во всех таких ситуациях нужно срочно вызвать врача, а до его прихода перенести ребёнка в тень, смочит голову и грудь холодной водой, не переносицу положить холодный компресс, приподнять голову. Дайте ребёнку попить и успокойте его.

Купание - прекрасное закаливающее средство Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила: Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1,5 часа после еды

В воде дети должны находиться в движении При появлении озноба немедленно выйти из воды Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Кусают?

Лето... Для многих это сезон отпусков, а значит, хорошего настроения.

Однако все положительные эмоции могут свести на «нет» болезненные укусы агрессивных насекомых и членистоногих, максимальная активность которых выпадает как раз на лето. И если бы дело ограничилось только испорченным настроением, было бы лишь полбеды. Но ведь вся это враждебно настроенная жаляще-кусачая «братия» способна доставить серьезные проблемы, угрожая в некоторых случаях не только здоровью, но и жизни человека!

Укусы комаров

Уж кто-кто, а комары настолько часто кусали каждого из нас, что информация о возможной опасности таких укусов кажется преувеличенной. Тем не менее она существует...

Чаще всего при укусах комаров возникает местная реакция в виде небольшой отечности, покраснения и зуда. Как правило, через несколько часов или в ближайшие дни эти симптомы бесследно исчезают. Иногда реакция бывает более выраженной, и тогда опухает не только место укуса, но и вся «прилегающая территория». Многие при виде распухшей руки или ноги впадают в панику, однако такие реакции в большинстве случаев не имеют каких-либо серьезных последствий.

Гораздо страшнее, если человек страдает аллергией на укусы комаров. Огромный, долго заживающий волдырь в месте укуса, сыпь по всему телу и даже приступы удушья - это признаки аллергии. Неблагоприятные симптомы могут возникнуть и в случае множественных комариных укусов: появляется общая слабость, головная боль, повышается температура, возможны тошнота и рвота.

Дополнительную опасность представляют расчесы, через которые в организм легко могут проникнуть самые различные болезнетворные микробы. Заживление укушенных мест при этом замедляется, может появиться гной.

Что делать?


Хайлова Светлана Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад №101" города Новокузнецка
воспитатель

Тема: «Правила дорожного движения для дошкольников»

Цель работы по самообразованию: Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  1. Углублять знания, формировать и закреплять практические умения и навыки безопасного поведения на улице;
  2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  3. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  4. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
  5. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Актуальность темы:

Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей. А так как я - мама четверых детей и по роду своей деятельности несу ответственность за своих воспитанников, то эта проблема представляется мне настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы по самообразованию.

Ожидаемые результаты:

1 . Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2 . Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4 . Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Дата начала работы над темой ______________

Предполагаемая дата окончания работы _____________

№ п\п

Форма работы

Практические выходы

Изучение нормативно-правовой документации.

Закон «Об образовании»,

СанПин 2.4.1.3049-13,

ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного уровня.

В течение года

Посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер-классов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Обзор в Интернете информации по теме.

Участие в конкурсах профессионального мастерства.

Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (публикации в специализированных изданиях, статьи в методические журналы, буклеты, размещение материалов на образовательных сайтах, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

СЕНТЯБРЬ

1. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения.-СПб., издательство «Детство-Пресс», 2009

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Комплексная НОД по рисованию и ПДД с просмотром м.ф. «Светофор» (серия «Смешарики»)

Целевая прогулка «Мы по улице идем»

Создание уголка по Правилам дорожного движения

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Дорожная азбука»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Анкетирование среди родителей «Грамотный пешеход»

Памятка для родителей «Дорожная азбука»

ОКТЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дощкольных учреждений и родителей. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2012.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Просмотр презентации «Ситуации на дороге», отгадывание загадок по ПДД.

Сюжетно - ролевая игра «Мы едем в гости» (учить правилам поведения в общественном транспорте)

Чтение Автодорожных стихов

Работа с воспитателями.

Консультация «Развивающая среда в группах по ПДД в соответствии с ФГОС ДО»

На методическом часе

Работа с родителями.

Памятка для родителей «О безопасном маршруте следования и о сложных участках на дороге»

Создание альбома «Мой безопасный путь из дома в детский сад»

Распространение среди родителей

НОЯБРЬ

Изучение методической литературы.

Правила дорожного движения. Младшая и средняя группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей»

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Электронная дидактическая игра по правилам дорожного движения «Подумай и ответь»

Чтение М.Пожарский «Машины»

Просмотр м.ф. «Правила дорожного движения с тетушкой Совой»

Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»

Изготовление светофора для подвижной игры

Работа с родителями.

Памятки «О правилах перевозки детей в автомобиле»

Конкурс фотографий «Мое детское автомобильное кресло»

Работа с воспитателями.

Памятка для воспитателей «Методика работы с детьми младшего и среднего возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по привитию навыков безопасного поведения на дороге»

Размещение на сайте ДОУ

ДЕКАБРЬ

Изучение методической литературы.

Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и правилам дорожного движения. - СПб., «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на

методическую

литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка к пешеходному переходу

Просмотр презентации «История автомобиля»(познакомить детей с историей автомобиля)

Конструирование с мелким строительным материалом «Я строю легковой автомобиль»

Подвижная игра «Будь внимателен»(учить действовать по звуковому сигналу)

Самостоятельная разработка презентации

Работа с воспитателями.

Буклет «Правила безопасного поведения в темное время суток»

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Фотоконкурс «Стань ярким, стань заметным!»

Размещение на сайте ДОУ

ЯНВАРЬ

Изучение методической литературы.

Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф.

Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ

Сфера, 2008.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Целевая прогулка «Автозаправочная станция»

Дидактическая игра «Назови правильно»

Чтение А.Тюняева «Правила дорожного движения»

Просмотр м.ф. «Машинки, дорожные знаки, светофор, правила дорожного движения - Тики Таки» (https://www.youtube.com)

Аннотация на методическую литературу

Работа с воспитателями.

Работа с родителями.

Изготовление папки-передвижки «Статистика детского дорожно - транспортного травматизма в период новогодних каникул»

Распространение среди родителей

ФЕВРАЛЬ

Изучение методической литературы.

Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. -

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД «Дорожный знак - мой лучший друг!»с рассматриванием плакатов

Рисование на тему «Дорожный знак»

Просмотр м.ф. «Робокар Поли - правила дорожного движения. Переходим проезжую часть.»

Изготовление трафаретов машин, которые одеваются на грудь ребенка

Работа с воспитателями.

Распространение среди коллег

Работа с родителями.

Совместное мероприятие для детей и родителей

викторина «Дорожная Азбука»

Памятки «О безопасном катании на коньках, санках, с ледяных горок»

МАРТ

Изучение методической литературы.

Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено.

Данилова Т.И. Программа «Светофор»Обучение детей дошкольного возраста ПДД.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Дошкольная педагогика»

Аннотация на методическую литературу.

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД. Тема: «Зайчик в гостях у детей»

(заучивание считалок)

Чтение М.Дружинина «Служебные машины»

Изготовление картотеки считалок, скороговорок и загадок на тему

Работа с воспитателями.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов для

воспитания интереса к изучению правил

дорожного движения

На методическом часе

Работа с родителями.

Открытый просмотр НОД для родителей.

Оформление папки-передвижки «Осторожно, гололед!»

Распространение среди родителей

АПРЕЛЬ

Изучение методической литературы.

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

НОД по ПДД с использованием ТРИЗ. Тема: «Наша Таня громко плачет… »

Изготовление книжки - самоделки «Дорожная азбука»

Изготовление воспитателем пособий по теме

Работа с воспитателями.

Семинар-практикум для педагогов «Роль

воспитателя в формировании у детей навыков

осознанного безопасного поведения на дорогах

На педагогическом часе

Работа с родителями.

Родительское собрание «Островок безопасности» с использованием ИКТ

Изучение методической литературы.

Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. -Волгоград: ИТД «Корифей»,

Изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Дошкольная педагогика»

Работа с детьми по изученной теме.

Развлечение по ПДД «В гостях у Светофорчика»

Работа с воспитателями.

Педагогическая гостиная «Формирование основ

безопасного поведения на дорогах города»

Распространение среди педагогов

Работа с родителями.

Встреча детей и родителей с инспектором ГИБДД

Размещение на сайте ДОУ

Составить отчёт и презентацию о работе по самообразованию.

Представление отчета на лесенке успеха в ДОУ

светлана чаманова

«Формирование у старших дошкольников осторожного

и осмотрительного отношения к потенциально опасным

для человека ситуациям »

Цель :

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей социальной среде.

Задачи :

Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу формирования у детей основ безопасного поведения

Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;

Систематизировать опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям в форме методических рекомендаций для педагогов.

Проблема :

Помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в опасной среде .

Актуальность темы обусловлена следующим : в дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту , на природе, транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению , как правильно действовать в определенной ситуации , но ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации , в которые они могут попасть , невозможно.

Поэтому возникла необходимость сформировать у ребенка - дошкольника понятия «опасность – безопасность » , позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность . Значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения .

Основная задача в работе ДОУ – охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Формирование основ безопасного поведения у старших дошкольников в быту , социуме, природе – составная часть общей воспитательно – образовательной работы, при этом тесно связывая процесс с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей. Что позволяет составлять и решать задачи относительно системы «Опасность – причина – последствия» .

Дошкольникам необходимо представить следующее :

- Опасность – от чего ждать беды, что грозит самому , окружающим, природе;

Причина – отчего случилась беда , что способствовало реализации опасности ;

Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.

При моделировании работы с детьми внутри каждой темы, я самостоятельно определяю содержание, форму и последовательность изложения материала, место данной работы в образовательном процессе с учетом условий дошкольного учреждения , возрастных особенностей детей, собственных возможностей и способностей. При этом использую следующие формы работы : непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность, экскурсии, беседы, исследовательскую деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, оформление предметно-пространственной среды, информационно компьютерные технологии. Совместно с руководителем физического развития, музыкальным руководителем проводим : физкультурные развлечения, праздники, в ходе которых закрепляются знания детей по основам безопасности детей дошкольного возраста . При раскрытии каждой задачи придерживаюсь следующей последовательности :

Ознакомительная информация в виде бесед , рассматривания иллюстраций, таблиц, чтение познавательной и художественной литературы.

Углубленное изучение материала.

Обобщение знаний, умений, навыков.

Для реализации задач по формированию у старших дошкольников осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям наиболее эффективными являются следующие формы работы с детьми :

Образовательные ситуации ; «Один дома. В дверь стучат» , «Электроприборы и электричество» , «Чтоб не ссориться с огнем» , «Спички детям не игрушка» , «Правила поведения с незнакомыми людьми» , «Правила обращения с животными» , «Внешность может быть обманчива» , «Опасности вокруг нас » , «В гости к светофорику» , «В стране дорожных знаков» , «Землетрясение» , «Осторожно – ядовитые растения » ;

Беседы, основанные на опыте детей : «Злой и добрый огонь» , «Безопасный город » , «Мои помощники на дорогах» , «Моя безопасность в моих руках » , «Работа сотрудника ГИБДД» , «Что будет, если…поджечь траву, развести костер в лесу?» , «Игры во дворе и дома» ;

Беседы по иллюстрациям, сюжетным картинкам из серии «Дорожная безопасность » , «Пожарная безопасность » , «Электроприборы» ;

- развлечения, досуги : «Мы юные пожарные» , «Путешествие в страну дорожных знаков» ;

Игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые) ;

Экскурсии по ДОУ, в пожарную часть, на перекресток, библиотеку;

Наблюдения;

Эксперименты и опыты;

Игровые тренинги; «Дым в группе. Как поступить» , «Вызов службы 01» , «Если в доме что- то загорелось, что делать?» , «Разговор с диспетчером пожарной части» ;

Моделирование заданных ситуаций .

Подобран и изготовлен дидактический материал по ПДД





В группе создан уголок ПДД


В рамках тематической недели «Электроприборы. Пожарная безопасность » был оформлен уголок пожарной безопасности


Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств, заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.

Список художественной литературы :

О правилах дорожного движения :

Н. Носов «Автомобиль» , «Дорожная сказка» , «Подарок от зебры»

О. Камакин «Сказка про убежавшие велосипеды» , «Путешествие друзей» , «Сказка про грузовик» , «Сказка о правилах дорожного движения»

С. Михалков «Дядя Степа – милиционер» , «Скверная история»

А. Северный «Светофор»

О правилах пожарной безопасности :

Л. Толстой «Пожарные собаки»

Б. Житков «Пожар» , «Дым» , «Пожар в море»

Ю. Яковлев «О чем поет огонь»

Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»

О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра» , «Семь небесных коней»

Б. Ильин «Солнечный факел»

О правилах поведения на природе :

Е. Крутовская «Таежное сердце»

Л. Толстой «Два товарища»

К. Ушинский «Умей обождать»

С. Михалков «Лесной переполох»

В. Благинина «Огонек»

Выделила следующие направления работы по реализации данной задачи : правила поведения в экстремальных ситуациях , типичных для того или иного времени года (гроза, гололед, обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми, знакомство с правилами дорожного движения. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами.

Работу с детьми я построила по основным направлениям, которые включают следующие разделы :

Ребенок и пожарная безопасность

Ребенок и дорожная безопасность

Ребенок и природа

Изготовлены дидактические игры по пожарной безопасности




С целью изучения образовательных потребностей родителей было проведено анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту , на дороге, и других ситуациях «Ребенок и опасные ситуации » , «Безопасность ребенка глазами родителей» . По результатам анкетирования были предложены консультации.

Оформлены папки передвижки по ПДД и пожарной безопасности .

Совместно с родителями изготовлена книжка – самоделка «Не шути дружок с огнем, чтобы не жалеть потом» .







Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

присмотра и оздоровления № 72

Перспективный план по самообразованию

тема:

«Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих».

Воспитатель:

Задорова Н.В.

гАнгарск 2015

Перспективный план на 2015 – 2016 учебный год.

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать чувство

самосохранения представления об улице, проезжей части и тротуаре.

Формировать знания детей правила безопасности во время проведения зимних игр.

Знакомство с правилами на воде.


Месяц.

Работа с детьми.

Работа с родителями,

коллегам.


Сентябрь

1.НОД. по теме: «Знай и выполняй правила уличного движения».

2. Дид. игры «Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица пешеход».

3. Беседа по теме: «Дорога – не место для игр».

4. Сюжетно – ролевые игры «Регулировщик».

5. НОД. Художественное творчество по теме: «Дорожные знаки».

1. Просмотр мультфильма

«Смешарики правило безопасности на дороге».

2. Индивидуальные беседы.

3. Папка: «Безопасность на дорогах», «Школа дорожных наук».

4.Памятка для родителей: «Что я знаю о ПДД».


Октябрь

1. НОД. По теме: ««Внешность человека может быть обманчива».

2.Беседа по теме «Опасные прохожие».
3. Чтение С.Михалков «Дядя Стёпа».

4. Н/П игра «Мир вокруг нас», «Из чего сделано».

5.Обсуждение проблемной ситуации «Мы в общественном транспорте», «Как вести себя если»

6. С/Р игра «Милиция».

1.Попросить сделать фотографии « Как мы играем на улице »,

2.Буклет для родителей «Осторожно незнакомец».


Ноябрь

1. НОД по теме «Я знаю, что можно, а что нельзя».

2. Дид. игра ««Я знаю - это опасно», «Бывает – не бывает?»

3. Рассматривание иллюстраций различного вида транспорта.

4. Беседа «Мой дом», «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Безопасность в нашей группе».

1.Идивидуальная беседа «Каждой вещи свое место».

2.Распичатать раскраски по теме: острые и клюющие предметы.

3. Создание книги «Опасности вокруг нас».


Декабрь

1. НОД. по теме «Пожароопасные предметы». (Составление модельных схем о правилах пожарной безопасности).

2. Беседа:по теме «Спички не тронь - в спичках огонь».

3.Чтение рассказа Шорыгина Т.А. «Пусть елка новогодняя нам радость принесет». Чтение С.Маршак «Конь – огонь»,

«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

4. Сюжетно ролевая игра «Пожарная машина спешит на помощь».

5. Оформление рисунков по теме: « Безопасный Новый год!».

1.Оформить папку передвижку «Пожарная безопасность в быту».
Работа с коллегами и родителями.

2.Оформить буклеты «Новый год у ворот».

3.Памятка «Об огне, его пользе и вреде.


Январь

1. НОД. по теме «Зимние забавы»

2. Рассматривание иллюстраций, картины «Зимние забавы».

3. Раскраски по теме.

4. Беседа с детьми на тему: «Правило поведения во время игр забав».

5.Заучивание стихотворения Г. Лаптевой «Снежный ком».

6. Хороводная игра « Заморожу, замарожу»

1.Беседа с родителями «Развить желание пользоваться спортинвентарём»,

«Соблюдать правила безопасности во время игр на улице»,

2.Оформить папку передвижку «Обморожение детей во время прогулок».

3.Попрасить родителей принести пословицы здоровье.


Февраль

1. НОД. по теме: «К кому можно обратиться, если ты потерялся». ».

2. Дид. игра «Незнакомец звонит в дверь».

3. Чтение сказки «Кот, петух, лиса».

4.Заучивание стихотворения Г. Шалаевой

«Если в дверь звенит звонок…»

5.Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

6.Настольно – печатные игра: «Как избежать неприятности».

1. Обыгрывание ситуаций «Звонок по телефону», «Звонок в дверь».

2.Просмотр телепередачи «Жди меня».


Март

1. НОД. по теме: «Когда нет дома родителей ».

2. Рассматривание иллюстраций «Электроприборов».

3.Дид. и «1,2,3, что может быть опасно – найди».

4. Беседы по темам: «Лекарства и бытовая химия».

«Балкон. Лестничные перила».

«Острые, колющие и режущие предметы».

5. Дид. игра «Четвертый лишний».

1.Индивидуальная беседа с родителями на тему: «Ребенок один дома».

2. Беседа родителей со своими детьми дома «Моя семья».


Апрель