Игры для детей с водой в доу. Что нужно приготовить для игр с водой. Игры с водой для малышей

У бассейна

Игра проводится летом, в жаркую погоду.

Цель — развитие математических представлений, совершенствование вычислительных навыков.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные пластмассовые цифры и знаки.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду цифры и математические знаки, а на песке или скамейке выкладывает примеры, в которых пропущены цифры или знаки.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна (). Он показывает им примеры на песке или скамейке, в которых пропущены цифры и знаки: 2+...=5, ...-7=3, 4...4=8, 9...5=4 и т.п., и объясняет, что пропущенные цифры и знаки можно найти в бассейне. Дети вылавливают цифры и знаки и восстанавливают запись, а потом проверяют, правильно ли они это сделали.

Ловись, буква

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми старшей или подготовительной к школе группы.

Цель

Оборудование:

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду буквы, а на песке или скамейке выкладывает слова, в которых пропущены буквы.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна (Можно и не делать этого. Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно сделать). Он показывает им слова на песке или скамейке, в которых пропущены буквы: м...к, д...м, с...н, с...м, р...ма, лис..., ...олк, п...лка, б...лка, с...акан, ли...он и т.п., и объясняет, что пропущенные буквы можно найти в бассейне. Дети вылавливают буквы, находят им место в словах, а потом читают полученные слова.

Волшебные слова

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна с водой.

Цель — совершенствование навыков составления и чтения слов.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные пластмассовые буквы.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду буквы, а на песке или скамейке выкладывает слова: кот, дом, рак, бант, булка, мышка и т. п.

Ход игры

Педагог зовет детей к бассейну. Он показывает им слова на песке или скамейке и предлагает их прочитать, а потом превратить эти слова в другие, заменив в каждом слове только одну букву. Дети вылавливают буквы из бассейна, меняют одни буквы на другие и получают новые слова: кит, сом, лак, фант, белка, мишка и т. п.

Продолжи узор

Цель

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные геометрические фигуры, подбор которых зависит от того, в какой возрастной группе проводится игра.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду геометрические фигуры, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна. Он показывает им узор, который нужно продолжить, выловив нужные геометрические фигуры из бассейна. Дети вылавливают фигуры и продолжают узор.

Можно и не делать этого. Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно сделать.

Можно и не делать этого. Пусть инициатива будет исходить от детей, и они сами решат, что им нужно сделать.

Цветочная мозаика

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, лепестки цветов из яркой ткани, магнитная доска, предметные картинки с изображениями цветов.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду лепестки, вырезанные из разноцветных тканей, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, на которой находятся предметные картинки с изображениями цветов.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске цветочный узор из выловленных в бассейне лепестков. Дети вылавливают лепестки и составляют из них узор.

Птичий двор

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений домашних птиц и их птенцов, предметные картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов, магнитная доска.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений домашних птиц и их птенцов, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, на которой находятся картинки с изображениями домашних птиц и их птенцов.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения домашних птиц и их птенцов, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно предложить детям вспомнить стихи о тех птицах и птенцах, изображения которых они составили.

В деревне

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений домашних животных и их детенышей, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, магнитная доска.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений домашних животных и их детенышей, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, на которой находятся картинки с изображениями домашних животных и их детенышей.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения домашних животных и их детенышей, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно предложить детям вспомнить загадки о тех животных и их детенышах, изображения которых они составили, или загадывает загадки сам.

Лесные малыши

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений диких животных из разноцветной бумаги, предметные картинки с изображениями детенышей диких животных.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений диких животных, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, на которой находятся картинки с изображениями детенышей диких животных.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения детенышей диких животных, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно предложить детям вспомнить стихи или загадки о тех детенышах, изображения которых они составили. Педагог может сам загадать детям загадки.

На улице нашей машины, машины...

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений различных машин из разноцветной бумаги, предметные картинки с изображениями машин.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений машин, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, в верхней части которой прикреплены предметные картинки с изображениями машин.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения машин, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Можно загадать детям загадки о тех машинах, изображения которых они составили.

В синем море волны плещут...

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, детали плоскостных изображений различных кораблей и парусников из разноцветной бумаги, предметные картинки с изображениями кораблей и парусников.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в воду детали плоскостных изображений кораблей и парусников, вырезанные из разноцветной бумаги, и ставит рядом с бассейном магнитную доску, в верхней части которой прикреплены предметные картинки с изображениями кораблей и парусников.

Ход игры

Педагог предлагает детям поиграть у бассейна и выложить на магнитной доске изображения кораблей и парусников, выловив детали изображений из бассейна. Дети вылавливают детали и составляют из них изображения. Педагог может загадать детям загадки.

Вспомни сказку

Игра проводится летом, в жаркую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие навыка пересказа знакомой сказки.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, плоскостные изображения героев знакомой детям сказки из дерева или пластика, наборное полотно.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в воду плоскостные изображения и ставит радом с бассейном наборное полотно.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки фигурки героев сказки, педагог предлагает им достать фигурки, расставить их на наборном полотне, вспомнить и рассказать сказку или разыграть ее по ролям.

Дюймовочка

Игра проводится летом, в жаркую погоду, у бассейна.

Цель — развитие естественно-научных представлений.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, лист кувшинки или кубышки, лепестки цветов, камешки, маленькая куколка Дюймовочка.

Предварительная работа

Чтение сказки Г.-X. Андерсена «Дюймовочка».

Перед прогулкой педагог опускает в бассейн лист кувшинки и сажает на него маленькую куколку, бросает в воду лепестки цветов и камешки.

Ход игры

Когда дети во время прогулки обнаружат в бассейне фигурку Дюймовочки, педагог организует с ними беседу и спрашивает, почему они решили, что это Дюймовочка. Можно предложить детям сделать выборочный пересказ фрагментов сказки. Затем педагог обращает внимание детей на то, что в бассейне плавает не только лист кувшинки с Дюймовочкой, но и лепестки цветов, а на дне бассейна лежат камешки. По предложению педагога дети объясняют, почему лист и лепестки не тонут и плавают в воде, а камешки утонули и лежат на дне. Затем педагог просит детей назвать еще предметы, которые не утонут в воде, потому что они легче, чем вода. Завершить игру можно перечислением предметов, которые утонут в бассейне, потому что они тяжелее воды.

Поймай цифру

Игра проводится летом, в жаркую погоду у мини-бассейна, с детьми старшей группы.

Цель — развитие математических представлений.

Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 5 бамбуковых тросточек длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические цифры (1, 2, 3, 4, 5), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 5 ведерок с наклеенными на них цифрами.

Предварительная работа. Перед прогулкой педагог опускает в бассейн разноцветные цифры из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки разноцветные цифры, назовут их, расскажут, какого они цвета, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить пятерым детям поучаствовать в соревновании. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко цифры, такие же как та, что написана у него на ведерке. Далее по команде педагога дети ловят и складывают цифры в ведерки. Побеждает тот ребенок, который первым поймает все «свои» цифры. Далее игра продолжается со следующей группой детей.

Поймай схему

Игра проводится летом, в жаркую погоду у мини-бассейна, с детьми подготовительной к школе группы.

Цель — совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.

Оборудование : надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см1, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические прямоугольники с наклеенными на них схемами слов.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог опускает в бассейн прямоугольники из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.

Ход игры

Когда дети обнаружат в бассейне во время прогулки схемы слов, педагог может предложить им новую игру. Он должен достать удочки и предложить четверым детям попытаться поймать по одной схеме. Когда дети справятся с задачей, к ее выполнению приступает следующая четверка и так далее, пока все присутствующие на прогулке дети не поймают по одной схеме слова. Далее педагог предлагает детям подобрать слова к пойманным схемам. За каждое правильно подобранное слово педагог выдает фант. Побеждает тот, кто подберет к «своей» схеме наибольшее количество слов.

Образцы схем слов и слов к схемам:

ООО (усы, осы, ива, ивы, Ира, иду)

ООО (кот, нос, дом, шар, лук, рот)

ОООО (мама, папа, вата, рыба, каша, луна)

ОООО (стол, стул, кран, брат, план, штаб)

ОООО (бант, фант, торт, порт, куст, пост)

ООООО (банка, манка, палка, булка, галка, мышка).

Брызгалки

Игра проводится летом, в жаркую сухую погоду, с детьми любой возрастной группы.

Цель — развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса.

Оборудование : таз с чистой теплой водой, сосуды-брызгалки по числу детей.

Предварительная работа . Перед прогулкой педагог готовит таз с водой. Он предупреждает детей, что брызгалки они получают только для рисования на асфальте.

Ход игры

Педагог предлагает детям стать художниками-волшебниками и нарисовать на асфальте картины простой водой. Он помогает детям наполнить сосуды-брызгалки водой (Это могут быть самые маленькие пластиковые бутылки с дырочкой в пробке, в которую вставлена трубочка для коктейля). Дети придумывают, что они будут рисовать, и воплощают свои идеи. Все вместе они выбирают самый красивый рисунок.

Морской бой

Игра проводится летом, в жаркую сухую погоду, с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель — развитие меткости.

Оборудование: бассейн с чистой теплой водой, кораблики двух цветов по числу детей, каштаны или шишки (по 2—3 на каждого ребенка).

Предварительная работа

В совместной деятельности дети под руководством педагога изготавливают кораблики из цветной бумаги в технике оригами.

Перед прогулкой педагог готовит бассейн с водой.

Ход игры

Педагог предлагает детям разделиться на две команды. Каждая команда получает кораблики определенного цвета.

Кораблики спускаются на воду. Педагог или дети читают четверостишие:

На волнах кораблики. Только посмотри —

На волнах качаются, раз, и два, и три.

Красные и желтые на волнах морских,

Красные и желтые. Сосчитаем их.

Педагог предлагает детям сосчитать, сколько корабликов в красной и желтой флотилиях. Когда дети выполнят задание, педагог предлагает провести морской бой. Каждый играющий получает несколько каштанов или шишек. С помощью любой считалки выявляется команда, которая будет первой вести стрельбу. Дети выстраиваются в шеренгу вдоль бассейна на одной линии и каштанами или шишками пытаются потопить корабли соперника. Затем стрельбу ведет вторая команда. Побеждает команда, потопившая наибольшее количество кораблей противника.

Лето – это самое удачное время, чтобы разрешить детям играть с водой. Даже если малыш забрызгает одежду или промочит ноги, то жаркое солнышко согреет, обсушит кроху и не даст простудиться.

ТОП 10 игр с водой!

В этой статье я представляю вашему вниманию 10 идей игр с водой для детей. Поверьте, что это идеальный способ занять ребенка на даче, на летней площадке, на лужайке или во дворе многоэтажного дома.

  1. Стена с водопадами

Дети любят смотреть: как переливается вода с емкости в емкость, плавно стекает по стене и наполняет ведерко, поэтому рекомендую сделать своими руками стену для переливания воды.

Прикрепите пластиковые бутылки к стене в ступенчатом порядке и стена готова!

2. Бомбочки из губки

Ими можно играть и в воде и бросаться на суше.

Просто возьмите разноцветные мочалки, нарежьте их полосами. Чтобы сделать каждый шарик вам нужно будет взять 12 полос (желательно разноцветных) и нитью соединить их в центре.

3. Игра с воздушными шарами в емкости, наполненной водой.

Это идеальный способ игры в ванной.

Ванную заполните водой и положите в нее около 30 разноцветных надутых шаров. Детям очень нравится сжимать их, поворачивать, мять, подкидывать вверх или пытаться погрузить их в воду. Они хихикают от того, что шары выскальзывают с рук, меняют форму, проскальзывают между ног. Эта игра с водой и воздушными шарами предоставляет отличную возможность исследовать ощущения и использовать слова для описания чувств. Когда спрашиваешь: «Какие на ощупь шарики?» Детки отвечают: скользкие, мягкие, непослушные и т.д.

4. Игра «Переливашки».

Учимся наливать воду из кувшина в стаканчики.

Для этой игры вам понадобятся вода, пластиковые одноразовые стаканчики и пластмассовый кувшин. Ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

Перелив воды из емкости в емкость даст ребенку жизненный навык, чтобы впоследствии он смог налить себе воды, не разлив ее по столу и не облив ею себя.

5. Игра «Попади в яблочко»

Пятая игра – это бросание мокрых мочалок в нарисованную на асфальте мишень.

Нарисуйте на асфальте мишень и напишите на каждом секторе цифру в порядке возрастания по ходу приближения к центру. Дети поочередно будут бросать в мишень мокрые мочалки. Куда попала мочалка, столько баллов и заработал ребенок. Суммируя баллы, вы выявляете победителя.

Кстати, мочалки должны хорошо быть насыщены водой, чтобы во время их приземления на землю они не отскакивали.

6. Рисуем на мокром асфальте

Водой из шланга для полива или из емкости намочите асфальт и дайте детям мелки, краски и кисти для рисования. Поверьте, малыши часами будут водить по асфальту мелками и кисточками, изображая, что только им взбредет в голову. Дело в том, что мелки на мокром асфальте легко рисуют, а изображения получаются яркими и выразительными. С таким же азартом дети рисуют по асфальту красками и кисточками. Положительным моментом является и то, что рисунки легко смываются водой, и дети вновь имеют возможность проявлять свои художественные способности.

7. Игра «Стрелялки».

Седьмая идея –это отличный способ игры с водой для детей, если на улице не совсем ясная погода или похолодало.

Ребенок не будет контактировать с водой, а станет стрелять с водяного пистолета по пластиковым одноразовым стаканчикам. Для большего азарта можете выстроить ему пирамиду из пластиковых стаканчиков. Кстати, стрелять из водяного пистолета нравится не только мальчикам, но и девочкам.

8. Водная кровать

Гигантская водная кровать — вот еще один способ (восьмой в нашем перечне), который сможет закрыть ваше любопытство: «Какие летние игры для детей наиболее интересны и увлекательны?»

Для того чтобы сделать такую кровать вам не понадобится много денег и времени! Просто купите хорошего качества пластиковую пленку (достаточно прочную) и хорошую клеящую ленту (я использовала скотч). Разверните пленку на траве или брезенте, сложите ее пополам, концы склейте скотчем, оставляя маленькое отверстие. Вставьте в него шлангу и наполните изделие водой. Таким образом, вы сделаете водяную кровать. Рекомендую поверхность кровати тоже полить водой!

Поверьте! Дети с удовольствием резвятся на такой кровати!

9. Игры с водой для малышей

А девятый способ понравится родителям, которые ищут летние игры с водой для совсем маленьких детей.

Здесь подготовить игру совсем просто: возьмите емкость, наберите в нее воды и вкиньте туда игрушки, фигурки, детскую посудку. Разрешите малышу играть, плескаясь ручками в воде.

Вы только посмотрите: сколько восторга от игры!

10. Самодельный душ

И наконец, десятая идея: соорудите дождик из труб с отверстиями, как показано на рисунках.

Брызги воды из труб приведут ребенка ввосторг, вызовут необычайную радость и кучу положительных эмоций.

Читайте еще:

Занятия с ребенком 1 год

7 способов привить детям любовь к чтению!

Подготовила Шадрунова Светлана Дмитриевна воспитатель МБДОУ № 54 «Искорка» г. Набережные Челны

Изучаем свойства воды

Всех детей очень привлекают игры с водой.
Если ваш малыш раскапризничался, то попробуйте отвлечь его, посадив в ванну, полную воды, и дав пустые баночки и бутылочки из-под шампуня, пластиковые стаканчики, губки и маленькие махровые полотенца. Очень скоро настроение ребёнка изменится - он будет занят интересной игрой.
Малыш начнёт переливать воду, наблюдать, как
тонут наполненные водой ёмкости и всплывают со дна пустые.
Летом, в тёплый солнечный день, можно организовать игры с водой на свежем воздухе,

налив её в тазик или надувной бассейн. Если вы вместе с ребёнком проводите время на берегу водоёма, то игры станут ещё более разнообразными и увлекательными. В ходе опытов и игр у юного экспериментатора наверняка появится масса вопросов, на которые вам непременно придётся отвечать.
Итак, ребёнок начинает знакомиться со свойствами воды. Для этого снабдите его всем
Приготовьте лейку, воронку, прозрачные ёмкости разной формы и величины, мерный стаканчик. В первую очередь обратите внимание ребёнка на то, что вода прозрачна. Дайте ребёнку небольшую игрушку или камешек и попросите спрятать в кулачок. Затем спросите: «Где же игрушка? Нет её не видно. А теперь давай спрячем игрушку в воду, положи её в таз». Выполнив задание, ребёнок убеждается, что игрушку лежащую на дне, видно. Объясните ребёнку, что вода прозрачная, поэтому в ней всё видно. Если у вас есть аквариум, рассмотрите вместе с ребёнком камешки, рыбок и растения в нём. Спросите у ребёнка, почему они так хорошо видны.
Продемонстрируйте ребёнку ещё одно свойство воды: вода не имеет вкуса. Для доказательства налейте в три чашки кипячёную
воду: в одну чашку положите чайную ложку саха-
ра, в другую - соли, а третью оставьте нетро-
нутой. Предложите ребёнку попробовать воду из всех чашек на вкус.
Убедиться в том, что вода не имеет запаха, можно понюхав разные жидкости, например, шампунь, фруктовый сок, водный раствор вале-
рианы и сравнив их запах с «запахом» чистой воды.
Покажите ребёнку, что вода льётся и прини-
мает форму того сосуда, в который налита. Для игры дайте юному исследователю лейку, наполненную водой, и несколько прозрачных баночек разной формы. Наливая в них воду, ребёнок сам убедится в свойстве воды заполнять собою сосуды любой формы.
Предложите ребёнку проверить поговорку «Водичка дырочку найдёт». Предложите для опыта пластиковую бутылку, в нижней части которой проделано несколько отверстий разной величины. Причём чем шире отверстие, тем толще будет струйка воды, льющейся из бутылки.
Для измерения объёма бутылок разной формы предложите ребёнку мерный стаканчик и воронку. Вставив воронку в горлышко бутылки, покажите ребёнку, как надо аккуратно вливать в неё воду из мерного стаканчика. Не забывайте при этом вслух считать количество стаканчиков, которые вливаются в
измеряемую ёмкость. Проделав то же самое с бутылкой другой формы, ребёнок узнает, в которую из них входит большее количество воды, и вместе с вами сможет сделать вывод о том, какая из двух бутылок больше.
Можно провести вместе с ребёнком и ещё
один интересный эксперимент, погружая в воду
предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребёнка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.
Следующий опыт докажет, что воздух легче воды и поэтому всегда стремится вырваться из воды наружу. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку и осторожно, горлышком
вниз опустите её в воду. Затем нагните бутылку под водой так, чтобы из неё кверху побежали пузырьки воздуха. Наверняка ребёнок захочет сам повторить этот опыт.
Познакомьте ребёнка со свойством воды - растворителя. Для этого дайте ребёнку несколько прозрачных стаканчиков с водой и краску, акварель или гуашь. Ему будет интересно получать разные оттенки одного и того же цвета, добавляя в один стаканчик больше краски, а в другой - меньше. Можно создать и три оттенка, добавив в воду только чуть-чуть краски. А если очень постараться, оттенков станет ещё больше. Окрашивание воды поможет ребёнку понять закономерности смешения цветов. Сочетание
красной и жёлтой краски даёт оранжевую воду,
жёлтой и синей - зелёную, синей и красной - фиолетовую.
Когда юный художник закончит свои опыты по окрашиванию воды, поставьте её в морозильник. А на следующий день покажите ребёнку цветные льдинки, вместе понаблюдайте, как они будут таять. Таким образом ребёнок узнает ещё об одном свойстве воды - её способности на морозе превращаться в лёд.
Для того, чтобы продемонстрировать ребёнку способность воды превращаться в пар
(испаряться), понаблюдайте вместе с ребёнком
за кипящей водой. А затем проведите опыт: накройте ёмкость с вскипячённой водой и посмотрите, как сконденсированный пар снова превращается в капли воды и подает вниз.
Налейте в блюдце немного воды и оставьте его на несколько дней. В конце концов вода испарится и блюдце станет пустым.
На прогулке вместе с ребёнком понаблюдайте
за лужей.В воде отражаются окружающие предме-
ты, но они мгновенно исчезают, если в лужу что-нибудь бросить. Лужи бывают разной вели-
чины и глубины: большие и маленькие, глубокие и мелкие - одни нужно обходить, а через другие можно просто перешагнуть. Глубину лужи
можно измерить палочкой или лопаткой.
Продемонстрируйте ребёнку животворное свойство воды. Для этого поставьте в воду ветки кустарника или дерева, через некоторое время на них появятся листочки. Если на улице лето или осень, то можно поставить в воду цветок, а другой такой же оставить без воды - пусть ребёнок сам понаблюдает, какой из них завянет раньше.
Вот сколько интересных наблюдений можно сделать, изучая свойства самой обыкновенной воды.

Полезные и забавные
игры с водой

В этой главе описываются игры, в которые
можно играть и дома, и на улице в жаркую погоду. Главное, что их объединяет, - это то, что, играя в них, ребёнок получает новые знания и полезные навыки. Некоторые из этих игр могут быть проведены как весёлые конкурсы или соревнования. А участвовать в этих соревнованиях могут не только дети, но и их родители.
Купание игрушек
Предложите ребёнку самому искупать свои иг-
рушки в тазу с тёплой водой. Дайте ему для этого всё необходимое: таз, мыло, щётку, губку
и полотенце. Если в воду добавить пеномоющее средство, то это занятие для ре-
бёнка станет более привлекательным.

Стираем - маме помогаем.
Когда вы соберётесь стирать, привлеките к этому полезному делу и своего ребёнка, обеспечив его для этого всем необходимым. Пусть он рядом с вами в маленьком тазике постирает носовые платочки или кукольное платье, а затем, отжав, повесит их сушиться. Можете попутно загадать маленькому помощнику загадки или прочитать стихотворения.

Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, мыть,стирать не ленится.
(мыло)

Постираем мы сейчас, нужно мыло, нужен …
(таз)

Я один у мамы сын, нет у мамы дочки.
Как же маме не помочь постирать платочки.
Мыло пенится в корыте, я стираю-посмотрите.
Вот старательные дочки постирали все платочки.
А потом погладят сами - помогать умеют маме.

Рыбалка

Приобретите в магазине игру, в которой пластмассовые рыбки с металлической серединкой ловятся магнитной удочкой. Если вам не удалось купить игру, то можно изготовить её самим, вырезав рыбок из тонкого пластика и надев на каждую из них по металлической канцелярской скрепке. Удочку тоже изготовить нетрудно, нужен лишь магнит.
Готовых рыбок бросьте в таз или прозрачную банку с водой. Пусть ребёнок

ловит их удочкой, приговаривая: «Ловись, рыбка, большая и маленькая!» В ходе игры объясните ребёнку, почему рыбки притягиваются к магнитной удочке. А с самодельной удочки можно снять скрепку и продемонстрировать ребёнку, что рыбка перестала «ловиться».

Уровень
(игра для детей старшего дошкольного возраста)
Расскажите ребёнку, что строители в своей работе пользуются одним самым простым и удобным прибором, который называется уровень. С его помощью рабочие определяют, ровно ли сделан в доме пол, нет ли наклона в какую либо сторону. Прибор этот можно изготовить самим. Для этого понадобится
прозрачная трубка диаметром от 1,5 до 4 см и длиной 10-18 см, запаянная или крепко закупоренная пробкой с одного конца. В неё необходимо набрать воду почти до самого края, а затем надёжно заткнуть пробкой. Важно, чтобы у поверхности остался один
пузырёк воздуха. Когда вы положите «уровень» на горизонтальную поверхность, пузырёк воздуха начнёт двигаться, а затем остановится ровно посередине трубки. Если поверхность наклонная, то пузырёк убежит от центра к краю. Попросите ребёнка проверить, ровно ли у вас доме стоит стол, нет ли, пусть даже небольшого, наклона у пола или подоконника.

Тонущий корабль

На поверхность воды в таз или ванну положите мыльницу, миску или небьющуюся
тарелку. Затем покажите ребёнку, как из лейки или другой посуды с носиком тонкой струйкой лить в неё воду, ожидая момента, когда уровень воды в плавающей ёмкости достигнет критического и она начнёт крениться и тонуть. Предложите юному испытателю самому провести этот опыт.
Можно организовать эту игру для 2 детей, внеся в неё соревновательный момент. Пусть
дети льют воду в одинаковые ёмкости очень тонкими струйками так, чтобы «корабли» дольше оставались на поверхности. Выигрывает
в этом соревновании тот, у кого корабль затонет последним. Спросите у ребёнка, почему корабль сначала плавал, а потом затонул.

Дальнее плавание

Сделайте вместе с ребёнком бумажный кораблик (как это сделать показано на рисунке), а затем спустите его на воду в таз или ванну. Покажите ребёнку, как надо на него подуть, чтобы кораблик начал двигаться, удаляясь от вас. Чем сильнее и дольше будет воздушная струя, которую вы выдуваете, тем дольше будет плыть кораблик. Посоревнуйтесь с ребёнком в том, чей кораблик уплывёт дальше. Спросите у ребёнка, от чего, по его мнению, зависит дальность пути кораблика.

Игры с водой в жаркий летний день

В эти весёлые игры можно играть, отдыхая в жаркий солнечный день на даче или загорая на пляже, когда нестрашно оказаться мокрым с ног до головы, а наоборот, приятно побрызгать друг на друга водой.

Меткий стрелок
Для этого соревнования на стол или скамейку нужно поставить бутылки по количеству игроков. На горлышко каждой бутылки положите лёгкий пластмассовый шарик (для игры в настольный теннис). Каждому ребёнку изготовьте по брызгалке. Её можно сделать из любой пластиковой бутылки, проткнув в крышке отверстие диаметром в 3-5 мм. Брызгалки заполняются водой. Теперь всё готово для состязания в меткости.
Участники игры становятся на определённое расстояние (отмеченное чертой) и с помощью водяной струи из брызгалки пытаются сбить шарики с бутылки. Побеждает тот, кому первому это удалось.

Мокрый бой
Двое или больше детей, вооружившись брызгал-
ками, пытаются облить друг друга водой. Участники игры поочерёдно то уворачиваются
от струи, то, наоборот, идут в атаку на противника, стараясь обрызгать его водой. Перемирие наступает лишь тогда, когда в брыз-
галках заканчивается вода. Победителем в этой игре считается тот, кому удалось больше намочить соперника.

Пятнашки с брызгалками
Игра напоминает традиционные пятнашки, отличаясь от них лишь тем, что водящий не пятнает игроков рукой, а пытается обрызгать их струёй воды. Тот, кого ему удалось облить водой, становится водящим и получает брызгалку. А водящий превращается в игрока.

Перечерпай воду
Для этой игры двум игрокам дать одинаковые тазики или ведёрки с водой и кружки одного объёма. Игроки соревнуются в том, кто быстрее сумеет вычерпать воду из ведра с помощью кружки, перелить её в тазик и при этом не разлить воду.

Водоносы
Каждому игроку дают наполненный до краёв стакан с водой. Дети по сигналу ведущего бегут
к финишу и возвращаются обратно на линию старта. Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.

В мире нет ничего более покорного и слабого, чем вода.

Тем не менее, нет ничего жесткого и сильного,что может превзойти ее.

Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт выхода из множества жизненных ситуаций, ведь в сказке все заканчивается хорошо!

Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Цель применения игр с водой:

1. Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;

2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи, игры являются хорошей профилактикой оптической дисграфии;

3. Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия ребенка;

4. Стабилизировать проблемы детей, возникающие в адаптационный период посещения ДОУ, а также снижать проявления гиперактивности ребенка.

Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:

1. Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).

2. Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

3. Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

4. Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.

5. Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.

6. Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

7. Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

8. В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.

10. Формируем геометрические представления, для чего используем пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д.

11. Снимаем психическое напряжение и агрессию.

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Оборудование для игр с водой:

· стол для игр с водой или таз;

· бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)

· пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).

· разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды;

· игрушки и приспособления для игры с водой;

· природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);

· удочки-игрушки;

· ложки, половники;

· пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.;

· стаканчики разного объема;

· набор резиновых игрушек;

· игра рыбалка;

· ситечки, пинцеты, сачки;

· водоплавающие свечи;

· трубочки; губки; краски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 «Искорка»

Картотека игр с водой

Педагог-психолог

Талипова Ю.Р.

г. Сургут

Пояснительная записка

В мире нет ничего более покорного и слабого, чем вода.

Тем не менее, нет ничего жесткого и сильного,что может превзойти ее.

Лао-Цзы

Игра с водой – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт выхода из множества жизненных ситуаций, ведь в сказке все заканчивается хорошо!

Игры с водой имеют терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятное успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

Цель акваметода:

  1. Способствовать физическому развитию ребенка: закаливанию, развитию тактильно-кинестетической чувствительности и тонкой моторики рук, так как регулярные выполнения упражнений в воде являются профилактикой заболеваний, формируют оздоровительные процессы в организме;
  2. Способствовать концентрации внимания, развитию логики и речи, игры являются хорошей профилактикой оптической дисграфии;
  3. Способствовать развитию художественно-эстетического восприятия ребенка;
  4. Стабилизировать проблемы детей, возникающие в адаптационный период посещения ДОУ, а также снижать проявления гиперактивности ребенка.

Организуя игры детей с водой, решаем следующие задачи:

1. Способствуем физическому развитию ребенка (развиваем мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию).

2. Знакомим ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами воды. в процессе игр с водой и различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире.

3. Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, по всей поверхности, под водой, слева, справа, в центре).

4. Расширяем и обогащаем словарный запас малыша.

5. Способствуем овладению детьми элементарными математическими понятиями: полный - пустой, далеко - близко. помещая в воду заданное количество игрушек, природного материала, соотнося одно количество с другим, у детей формируются количественные представления.

6. Сравнение количества предметов, находящихся на воде и под водой способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка.

7. Бросая в воду заданное количество предметов, дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого.

8. В процессе таких игр развиваем тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие игрушки, цифры или буквы и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество.

9. В процессе сравнения формируем представления о величине. Например, пуская кораблики по воде, ребенок называет их величину: большой кораблик, средний и маленький. Камешек тяжелее листочка, поэтому он тонет, а листочек легкий, поэтому он плавает на воде.
10. Формируем геометрические представления, для чего используем пластиковые геометрические фигуры. Дети учатся составлять из этих фигур различные картины, которые располагаются на кафельной стене: орнамент, дом, дорожку и т. д.

11. Снимаем психическое напряжение и агрессию.

Организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово. Такие игры, желательно сопровождать прослушиванием аудиозаписей - шума дождя, водопада, журчания ручейка, рокота прибоя. Эти игры хороши тем, что в них могут участвовать как дети, так и взрослые. Помните, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищено, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.

Оборудование для игр с водой:

  • стол для игр с водой или таз;
  • бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.)
  • пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола).
  • разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды;
  • игрушки и приспособления для игры с водой;
  • природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);
  • удочки-игрушки;
  • ложки, половники;
  • пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.;
  • стаканчики разного объема;
  • набор резиновых игрушек;
  • игра рыбалка;
  • ситечки, пинцеты, сачки;
  • водоплавающие свечи;
  • трубочки; губки; краски.

Игра « Цветная вода »

Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения

Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.

Вариант 1.

Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства": "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.

Вариант 2.

Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры - организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию - предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: "Давай откроем кран. А где наша бугылка? Вот она, нальем в нее водичку - ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль -течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо" и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.

Игра « Смешиваем краски »

Цель : установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого - зеленый, из красного и синего -фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски - вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона.

Экспериментируйте вместе с ребенком!

Игра « Кукольный обед »

Цель: установление контакта с ребенком, снятие психоэмоционального напряжения.

Оборудование: стаканчики, куклы, игрушки.

Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе…

Можно затеять игру в "Ресторан" или "Кафе", учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей". Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

Игра « Переливание воды »

Цель:

Чтобы ребенку было удобнее достать до крана, пододвиньте к раковине стул. Возьмите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: "Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая бутылочка, а теперь - полная". Можно переливать воду из одной посуды в другую.

Игра « Открывай - закрывай »

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Оборудование: пластиковая бутылка, водопроводный кран.

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. Затем подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте свое действие словами: "Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Скажи: "Лена (побуждайте ребенка использовать обращения), открывай!" Вот, открыла - снова потекла водичка буль-буль-буль!" В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

Игра « Фонтан »

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.

Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.

Игра « Бассейн »

Цель:

Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!"

Игра « Озеро »

Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т.д.

Игра « Море »

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.

Игра « Купание кукол »

Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: "А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?" и т.д.

Игра « Мытье посуды »

Цель : получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.

Вымойте посуду после кукольного "обеда", используя губку и средство для мытья посуды: "Будем мыть посуду. Открывай кран! Здесь какая вода? Горячая. А здесь? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и горячую - тогда получится теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"

Игра « Мыльные пузыри »

Цель:

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока не "поймают" все до одного, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении.

Игра « Плыви, кораблик! »

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

Игра « Бульки »

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

Дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра покажет, сформирован ли у ребенка целенаправленный выдох и сильно ли он дует. Играя с мыльными пузырями, соблюдайте меры предосторожности. Следите, чтобы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, если привык пить сок из пакетиков через трубочку, или захочет попробовать жидкость для мыльных пузырей на вкус. Поэтому используйте безвредные вещества и понемногу.

Игра « Пенный замок »

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.

В небольшую мисочку налейте немного воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Возьмите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку - это "принц, который живет в пенном замке.

Игра « Праздник на воде »

Цель:

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну или несколько плавающих свечей - в темной комнате (например, в ванной с прикрытой дверью) получится эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости можно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

Игра « Льдинки »

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Заранее приготовить лед. На занятии достаньте лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: "Смотри, как водичка замерзла - стала холодная и твердая". Погрейте кусок льда в ладошке: "Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая - давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает - это лед тает и снова превращается в воду".

Игра « Тает льдинка »

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи или над включенной плитой. Или в стеклянный стакан налейте горячую воду (можно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лед в воде разной температуры.

А когда ребенок будет пить очень горячий чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, чтобы "чай быстрее остыл". Также можно охладить сок для мишки, мишка пьет и приговаривает: "Ах, какой холодненький сок!"

Игра « Разноцветный лед »

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.

Можно приготовить разноцветный лед, добавив в воду краски. Или порисовать краской на большом куске льда.

Игра «Веселые кораблики»

Цель : активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы- лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

Игра «Нырки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.

Игра «Ловкие пальчики»

Цель:

Д ети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

Игра «Бульбочки»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

Игра «Тонет - не тонет»

Цель : знакомство со свойствами воды и предметов.

Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

Игра «Морские сокровища»

Цель:

Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

Игра «Веселые зверушки»

Цель: развитие зрительной координации, знакомство со свойствами воды.

игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.

Игра «Достань ракушку» («Достань камешек»)

Цель: развитие внимания, координация движений.

На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь малышу.

Игра «Поймай льдинку»

Цель : развитие координации движений, знакомство детей со свойствами различных материалов.

Воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?- Они растаяли, превратились в воду».

Игра «Тёплый – холодный»

Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».

Воспитатель наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки - в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Воспитатель предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

Игра «Капитаны»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Воспитатель наполняет емкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега к другому. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет.

«Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» - взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П - П - П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П». Предлагает подуть так же и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно.

Во время игр педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игры с песком и водой должны

Игра « Переливание воды из кружки в кружку или через воронку»

Цель: дать представление о свойствах воды- «льется», О «мокром», о «сухом».

Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу». (называет кто кому нальет).

Игра «Мокрое - сухое»

Цель : закрепить понятие о «мокром» и «сухом». Закрепить название одежды.

Группа детей стоит около таза с водой.

«Сегодня я хочу постирать кукольное белье»_ говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму.В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим. Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды).

Игра «Горячо-холодно»

Цель: дать представление о холодной, теплой и горячей воде.

Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.

Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.

Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.

Игра «Уточки плавают»

Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».

Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!

А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.

Была одна уточка, а теперь сколько?

После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и отереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.

Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.

Игра «Вода принимает форму»

Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

Игра «Чистюли»

Цель: привитие элементарных трудовых навыков.Дать понятие о «грязном» и «чистом».

Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.

В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.

Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.

Игра «Попади в цель»

Цель: научить подбрасывать вверх мяч и ловить.

Вырабатывать меткость. Дать понятие о расстоянии «ближе» и «дальше».

Небольшая группа детей стоит или сидит полукругом на расстоянии 2, 5 метра от таза с водой. Воспитатель предлагает ребенку взять мяч из корзины, указывает как встать на расстоянии 1метр от таза, предлагает бросить в него мяч. Если мячик не попал в цель, предлагает бросить еще раз, но встать ближе.После 3-х мячей ребенок должен собрать их, положить в корзину и сесть на место.

Игра «Самодельный водопад»

Цель: развитие мелкой моторики.

Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.

Литература.

  1. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Часть 1. Сфера, 2012.- 128с.
  2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1.
  3. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
  4. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006.
  5. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - Спб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010 - 64с., ил.
  6. Соколовская Н.В. Адаптация ребёнка к условиям детского сада. Волгоград, Издательство «Учитель», 2008.

Вода – увлекательная среда для ребенка. Она успокаивает и развивает малыша

  • Поскольку у воды бывает разная температура, то холодная, то горячая, если ее подкрасить, она приобретает разные цвета и оттенки
  • К тому же вода может так интересно переливаться через край посуды и растекаться по полу или вдруг исчезать, впитываясь в губку. Все это так интересно для крохи.

Не запрещайте своему ребенку играть, ведь такие игры с водой хорошо развивают аккуратность, внимание, наблюдательность, глазомер.

Для игры с водой всего-то нужно небольшая емкость и вода из-под крана.

Из чашки в чашку чайной ложкой

Возьмите два пластмассовые чашечки, столовую и чайную ложки. Берем теплую воду, наливаем в одну из чашек. Показываем малышу, как играть с водой, переливая ее ложкой из одной чашки в другую. И дайте возможность ребенку самому поиграть, переливая воду то столовой ложкой, то чайной.

  • Такое, простое на первый взгляд, занятие прекрасно развивает мелкую моторику. И в тоже время кроха усваивает такие понятия, как «пустой - полный».

Наливаем-выливаем

Для игры с водой игры нужна небольшая емкость (ведерко или таз) с водичкой и две чашки (большая и маленькая). Ставим на пол ведерко с водой и показываем, как нужно играть: зачерпывать маленькой чашкой воду из ведра, а после переливать ее в большую. Играя, ребенок узнает свойства веществ и, развивает координацию движений.

Губка

Приготовьте поролоновую губку и две емкости. Одну из емкостей заполните водой. Покажите малышу, как пользоваться губкой, и как с ее помощью переливать воду из одной емкости в другую. Разрешите ребенку самому сделать это. Игра хорошо развивает мелкую моторику рук.

Кораблики

Возьмите мелкие кусочки бумаги и таз. Налейте в таз воды и вместе с малышом бросьте туда кусочки бумаги. После подуйте на них и предложите ребенку сделать тоже. Такие игры с водой способствуют развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Сито

Для такого занятия приготовьте емкость с водой, чашка и сито. Малышу нужно набирать воду в чашечку и лить ее в сито. Доступно расскажите крохе, почему вода протекает через сито. Играя, малыш узнает свойства веществ и назначения предметов.

Плавает, тонет

Соберите различные небольшие предметы такие как, камушки, пуговицы, бусинки, ракушки, мелкие игрушки, лоскуты ткани и пусть ребенок по очереди бросает их в воду и наблюдает. Одни предметы останутся на поверхности, другие сразу же утонут. Постарайтесь в доступной форме объяснить, почему так происходит. Такое занятие полезно крохе, ведь так познаются свойства предметов и осваиваются основы классификации.

Прыгающий шарик

Вам потребуются: пластмассовый шарик для настольного тенниса. Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.

Дождик

Возьмите небольшую детскую лейку, пластмассовые игрушки и таз или миску с водой. Предложите малышу устроить куклам «душ». Пусть ребенок набирает воду в лейку и поливает игрушки. Обратите внимание крохи на то, как течет вода из лейки, что ее струйки похожи на дождик. Прочитайте стихи про дождь. А после «игрушечного купания» дайте ребенку небольшое полотенце и покажите, как правильно вытереть игрушки. Когда малыш хорошо освоит такие действия, можно переходить на полив цветов.

Поливаем цветы

  • У вас есть небольшая детская лейка, покажите ребенку, как поливать цветы, растущие дома на подоконнике. Расскажите малышу, что для того, чтобы растения росли и красиво цвели за ними нужно ухаживать: удобрять и поливать. Рассмотрите вместе с малышом капельки воды, которые остались на листочках растения
  • Уважаемые родители, если Вам была полезна статья Игры с водой для детей раннего возраста, поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки ниже, возможно кто-то ищет сейчас в интернете такую же информацию. Спасибо!