Селиванов в.И. Волевое усилие. Волевое действие. Волевые процессы. Волевые состояния. Волевое усилие как один из механизмов волевой регуляции

Воля и ее роль в регуляции деятельности. Структура волевого акта.

Общее понятие о воли.

Бывает так, что просыпаясь, мы не сразу вскакиваем с постели, а нежимся несколько минут, т. е. не спешим выполнять действия.

Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий, поступков.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднительных условиях жизни. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим выделяется два основных действия: активизация и торможение.

Волевые или произвольные действия возникают у человека не сразу. Они развиваются на основе непроизвольных движений и действий.

Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, отдергивание руки от горячего и т. д.

Сознательные действия направлены на достижение цели.

Особенности волевых действий

Именно сознательность характеризует волевое поведение. Но не всякая цель может быть достигнута сразу. Проходит в несколько этапов. Феноменология воли:

Воля нужна при выборе цели, принятии решений, преодолении препятствий.

Признаки волевого поведения:

1.Преодоление препятствий(внутреннего или внешнего). Внутренние – это побуждение человека, направленные на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется гулять, а нужно делать уроки.

2.Осознанность.

3.Связь с мыслительной деятельностью и чувствами.

Функции воли:

1. Выбор мотивов и целей

2.организация психических процессов, выполняемых человеком.

3.мобилизация возможностей при преодолении препятствий.

Структура волевого действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда человек ясно видит свою цель, то сразу же переходит к действиям, то говорят о простом волевом акте. Например, просыпаетесь, и сразу встаете с кровати. Даже если не хочется вставать, вам не требуется много усилий и действий, чтобы достичь цели.



Сложное волевое действие предполагает, что между побуждением и непосредственным действием встают дополнительные звенья. Например, чтобы получить диплом, необходимо в течение 5 лет ежедневно ходить в вуз, готовиться к занятиям, писать рефераты… основными моментами (фазами) сложного волевого действия выступают:

  1. Возникновение побуждения . Это побуждение ведет к пониманию человеком того, что он хочет, к осознанию своей цели. Но не всякое побуждение носит осознанный характер н-р, «Пойди туда, не зная куда». В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание . Если мы осознаем лишь неудовлетворенность сложившейся ситуацией и потребность осознается нечетко, то причиной побуждения м. б. влечение. Оно обычно смутно, неясно: человек понимает что ему что-то не хватает, а что именно не знает. «Он сам не знает, что ему нужно». Влечение – примитивная биологическая форма активизации личности. Из- за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Человек не понимает, что ему нужно. Влечение – переходящее явление и потребность может либо угасать, либо переходить в желание. Желание - это знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание переходит в мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком. Для желания характерна осознанность цели, причин. При этом осознаются возможные средства и пути к достижению цели.
  2. Борьба мотивов . Это мысленное обсуждение человеком всех плюсов и минусов действий, как надо действовать. Борьба мотивов сопровождается внутренним напряжением и представляет собой переживание внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, личными мотивами и общественными интересами, «хочу» и «должен»… Представьте себе ваши два самых любимых желания, которые нельзя осуществить одновременно. Какое из них хотели бы получить первым? Задумались? Это и есть борьба мотивов. В психологии борьба мотивов и последующее решение, которое принимает человек, рассматривалось как ядро волевого акта. Выделяют внутреннюю и внешнюю борьбу мотивов. Внутренняя включает обдуманность действий, обсуждение поступка предстоящего, человек может бороться сам с собой. Внешняя борьба мотивов может проявляться в трудовых, научных коллективах, когда сталкиваются разные точки зрения. При борьбе мотивов человек может выбирать разные пути решения своих проблем: действовать или не действовать, лгать или нет… Т. е. в волевой процесс включаются мыслительные процессы.
  3. Мысленное моделирование ситуаций . Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении.
  4. В борьбе мотивов оформляется цель деятельности , осмысливается ее основная специфика. После того как принимается какое-то решение человек испытывает определенное облегчение. Это связано с тем, что наше мышление переключается на другое- мы думаем о том, как выполнить задуманное и внутренняя напряженность, вызванная борьбой мотивов начинает снижаться.
  5. Затем выбирают средства для ее осуществления. Есть легкие пути достижения цели (списать, болеть, для достижения «отличника», а есть сложные пути – прочесть много л-ры, ходить в библиотеку…
  6. Исполнение волевого действия. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении – это внутренняя подготовка будущего действия, это стремление к осуществлению цели. Н-р, студент принимает решение (намерение) в следующем семестре учиться на 5. Однако только намерения для исполнения волевого акта не достаточно. Это требует и приготовления заданий и т. д.

Чтобы решение перешло в действие, необходимо заставлять себя делать это, т. е. принимать волевое усилие. Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии, это форма эмоционального стресса, помогающая человеку преодолеть трудности.

Детерминанты волевого усилия. (Рогов. С. 362)

Волевое усилие отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Факторы, влияющие на интенсивность волевого усилия:

  1. мировоззрения личности
  2. моральная устойчивость личности
  3. степень общественной значимости поставленных целей
  4. установка по отношению к деятельности
  5. уровень самоуправления и самоорганизации личности

Психологическая структура волевого акта (Рогов. С. 365)

Характеристика волевого действия (волевые качества)

Волевое действие каждого человека является отражением его индивидуальностии относительно устойчивой структуры личности. Именно воля позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами.

1. Одной из х-к является сила воли . Это внутренняя сила личности, хотя может иметь внешние проявления. Проявляется через препятствия.

2. Целеустремленность- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Так как человек ставит разные цели (отдаленные или близкие), то различают целеустремленность стратегическую (умение личности руководствоваться в жизни определенными принципами и идеалами) и целеустремленность оперативную (умение ставить ясные цели для отдельных действий).

3. Инициативность. Основывается на новых идеях, планах, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, изменения привычного течения дел, они не могут предпринять что-то сами. Именно инициативные люди часто становятся лидерами.

4. Инициативность тесно связана с самостоятельностью. Она проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждении.

5. Выдержка. Позволяет затормозить действия, чувства, мысли, не подходящие в данной ситуации, не нужные в данный момент. Сдержанный человек сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечит успех в достижении поставленной цели. Выдержка- это проявление тормозной функции воли.

6. Решительность. Это умение принимать быстрые решения. Решительность проявляется в выборе цели, в выборе правильных действий и средств достижения.

7. Самооценка, самоконтроль. Самооценка должна соответствовать самоконтролю, быть не завышено и не заниженной. Золотая середина самооценки обеспечивает 100% самоконтроль. Н-р, отрицательная самооценка ведет к тому, человек будет преувеличивать свои отрицательные качества, потеряет веру в себя и откажется от деятельности. Положительное отношение к себе приведет к самолюбованию.

Происхождение воли в онтогенезе. (Ильин Е.П. Психология воли. С. 167)

Имеются две противоположные точки зрения по вопросу о происхождении воли. И.М. Сеченов полагал, что волевые акты не даются готовыми от рождения, а проходят сложные этапы развития, начиная с рпождения. Беспорядочные движения превращаются в заученные, но еще не произвольные и лишь когда на основе возникающих ощущений у человека формируются представления и появляются произвольные движения.

Вундт (1912) считал произвольные движения первичными, а непроизвольными вторичными, возникающими на базе первых в результате автоматизации.

Павлов И.П. подчеркивал, что ни врожденность, ни приобретеннотсь произвольных движений не доказаны, но считал, что произвольные движения приобретаются.

Этапы формирования произвольного движения:

  1. Раннее детство. Развитие произвольного движения связано с осуществлением познавательных действий и с подражанием взрослых. Манипуляции с вещами приводят к определенным действиям. До двух летнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета (н-р, не имея ложки, показать как ею пользоваться). Поэтому существенным шагом в развитии произвольного движения является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка является представляемым. В 3 года действие без реального предмета могут сделать 94% детей. В период от 2-3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Поэтому у ребенка должна быть прочная выработка на два словесных сигнала взрослого: на слово «надо» и «нельзя». Эти слова учат способности к самообладанию, самостоятельности.
  2. Преддошкольный возраст. Игра – основа дошкольников. Дети способны сдерживать свое импульсивное поведение от 4 до 6 лет втрое раз дольше. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, обнаруживается послушание, обусловленное чувством обязанности и в случае невыполнения какой- либо обязанности, чувством вины перед взрослым. В конце преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: задание доводит до конца. Слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое проявление силы воли.
  3. Младший школьный возраст. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинает развитие сдержанности (выдержки) и терпения как основы дисциплинированного поведения. Начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание учебного материала, произвольное внимание, упорство в решении мыслительных задач. Развивается самостоятельность, но проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у него эмоций и желаний, а не в результате осмысленности ситуации. Нарастание самостоятельности и развитие самосознания толкают школьников на намеренное неподчинение общим правилам. Такое поведение они считают проявлением своей взрослости и независимости. Часто защищая свои решения, суждения, поступки, школьники проявляют упрямство. Проявление упрямства расценивают как упорство, настойчивость. У младших школьников возрастает выдержка (сдержанность), умение сдерживать свои чувства. Развитию воли способствует ряд обстоятельств: - связь заданий с потребностями и интересами школьника; - обозримость цели; - оптимальная сложность задания. Слишком легкие задания расхолаживают, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевого усилия; - наличие инструкции по выполнению задания.
  4. Подростковый возраст. Происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции. В тоже время волевая сфера слишком противоречива. Это связано с тем, что при возросшей активности подростка волевые механизмы еще недостаточно сформированы. Внешние стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) подростком воспринимаются иначе, чем в детстве. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, в следствие утверждения своего Я, права на собственное мнение. Половое созревание увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения, это тоже приводит к изменению волевой сферы: затрудняет применение запрещающих санкций, снижается выдержка, самообладание.
  5. Старший школьный возраст. Проявляют высокую настойчивость в достижении своих целей, резко увеличивается способность к терпению. Усилено формируется моральный компонент воли.

Патология воли.

6.9. Характеристики и виды волевого усилия

Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком силу воли.

Волевое усилие характеризуется и таким свойством, как лабильност ь (подвижность). Это свойство отчетливо проявляется в произвольном внимании и заключается в умении человека когда нужно - напрячь внимание, а когда можно - ослабить его интенсивность. Неумение расслаблять внимание приводит к быстрому психическому утомлению и, в конце концов, к невнимательности. То же можно сказать и о произвольном сокращении и расслаблении мышц.

Волевое усилие характеризуется также направленностью, в связи с чем различают такие его функции, как активация и торможение (запуск и остановку при наличии внешнего и внутреннего сопротивления, усиление и ослабление, ускорение и замедление). В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени: в одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно, в другом - сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время, в третьем - тормозит реакции.

Виды волевых усилий. Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу» [Великие пророки, 1998, с. 198].

Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега.

П. А. Рудик выделял следующие виды волевых усилий:

1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.

2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.

3. Волевые усилия при напряжении внимания.

4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.

5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима. Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.

Б. Н. Смирнов выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т. п. Все они, как писал упомянутый автор, являются приемами самомобилизации волевых усилий.

Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции. А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий - оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил.

При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Язык и сознание автора Лурия Александр Романович

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

автора Войтина Юлия Михайловна

Выполнение волевого акта

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

63. СТРУКТУРА ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием.Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно.

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

6.7. Природа волевого усилия Природа волевого усилия до конца еще не раскрыта. Каковы физиологические механизмы возникновения волевого усилия, каким путем человек регулирует его интенсивность, т. е. энергию, - все это остается пока не выясненным до конца (что дает

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

6.8. Самостимуляция как механизм актуализации волевого усилия Волевое усилие возникает не спонтанно, а под влиянием самостимуляции, которая является психологическим механизмом волевой активности. Одним из первых на сознательную самостимуляцию волевых усилий обратил

Из книги 100 способов уложить ребенка спать [Эффективные советы французского психолога] автора Бакюс Анн

8.3. Характеристики волевого поведения (сложные морально-волевые качества) Реальное волевое поведение человека часто определяется сочетанием многих личностных качеств, и не только волевых, но и нравственных (моральных). Поэтому при характеристике волевого поведения

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Оценка силы и длительности волевого усилия по А. Н. Шадрину Новизна подхода заключается в отказе от оценки субъективных ощущений испытуемого, обычно выражающихся в словесных формах типа «устал», «очень устал», «скоро не смогу» и т. д. В основу предлагаемой методики

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

§66. Анализ волевого действия Волевое действие, как мы знаем, предполагает предварительное осознание цели действия и средств, ведущих к достижению этой цели. Это значит, что человек, прежде чем приступить к действию, намечает мысленно, для чего и как он будет действовать,-

Из книги автора

Умственные усилия Если вы хотите почувствовать работу Системы 2 на полную мощность, проделайте следующее упражнение, которое за 5 секунд выведет вас на пределы когнитивных возможностей. Для начала придумайте несколько комбинаций из четырех разных цифр и запишите каждую

Из книги автора

Напряжение и усилия Симметрия многих ассоциативных связей стала главной темой при обсуждении ассоциативной связности. Как упоминалось раньше, люди, которые «улыбаются» или «хмурятся», засунув в рот карандаш или зажимая шарик между бровями, склонны испытывать эмоции,

Из книги автора

Из книги автора

Прикладывайте усилия Для успеха практики избавления от иллюзий мы советуем следующее: Осознанно работайте со своим партнером. Если вы состоите в отношениях, скажите ему: «Я собираюсь поработать над этим, и мне нужна твоя поддержка». Медитируйте. Работайте с телом

Из книги автора

64. Анализ сложного волевого действия Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются


Проявление волевых усилий в виде физического напряжения Если человек регулярно проявляет сознательные волевые усилия, то этим он сильно укрепляет свою полевую форму жизни. Существует много вариантом проявления волевых усилий, но в конечном итоге большинство из них проявляются внешне в виде тех или физических актов, типа напряжения мышц. Эта особенность была давно подмечена в Древнем Китае, где была разработана целая система подготовки и совершенствования сознания и тела на основе произвольных мышечных напряжениях.
Отдельные люди и у нас добивались значительных результатов в этом виде подготовки. Например, Александр Засс, благодаря оригинальной методике тренировки волевого напряжения мышц, добился потрясающих силовых результатов. При этом он имел обыкновенное телосложение.
Итак, обратимся к первоистокам укрепления полевой формы жизни, к древне даосской системе "Тайные основы преобразования мышц и костей, тонкое искусство продления жизни".
Предисловие Сюна. Юю было 17, когда его обозвали слабаком. Он разозлился, но слова вымолвить в ответ не смел. Ему посоветовали не злиться, а заняться преобразованием мышц. Он прозанимался 5 лет, и тогда смог поднять груз весом 300 кг и по площадке диаметром 3 метра носил 20 кругов. И убедился, что есть сила в пояснице. Потом поднимал груз на трёх пальцах, определяя их силу. Сейчас Юю 75 лет, кожа и мышцы - как у ребёнка гладкие, кости не выступают, люди не верят в его года.
Когда Юй руководил спортивным обществом тонких боевых искусств, среди занимающихся были такие, которым не могли помочь. Они были с постоянно холодной головой, плохим пищеварением, желудочные и лёгочные больные. Всего за два месяца, дойдя до 4-го упражнения первой ступени, у одного за другим состояние начало улучшаться. Со временем те, что не прекратили занятий, излечили все болезни. Такова эффективность работы по преобразованию мышц.

О составе трактата о преобразовании мышц

Первая ступень включает 8 упражнений, 5-е и 8-е предусматривают некоторое движение, в остальных движения отсутствуют. Вторая ступень включает 4 упражнения, из них 1-3 без движений, о движении 4-м будет сказано особо. В третьей ступени два упражнения, 1-е без движений, о движении во втором будет сказано особо. На что обращать внимание на тренировке. 1. Каждое упражнение начинают выполнять за 9 дыхательных циклов (один цикл - вдох и выдох) и доводят до 81. Дыхание должно быть медленным и долгим, нельзя допускать резкого и быстрого дыхания. Начиная с 9 дыханий тренируются до чистого выполнения без насилия, затем добавляют ещё 9 дыханий. Продвигаются постепенно без насилия. Каждый раз закончив упражнение, необходимо немного отдохнуть, только затем переходить к следующему. И отрабатывая растянутое дыхание, ни в коем случае недопустимо привлекать усилие. Если чувствуешь усталость, то необходимо отрегулировать дыхание и только потом продолжать. 2. Начинающие должны начинать с первого упражнения первой ступени, с 9 дыханий, и довести до 9х9=81 дыхания. Только почувствовав, что нет насилия, можно переходить ко второму упражнению. Но если вам это покажется слишком однообразным, можно последовательно пройти с 1-го по 8-е. В этом случае выполнять каждое упражнение только по 9 дыханий. Дозировку увеличивать постепенно, доводя каждое упражнение до 9х9=81 дыхания. Увеличение должно быть постепенным, пресекаются все попытки резкого и быстрого дыхания. 3. Дышать необходимо с сомкнутыми зубами, кончик языка поднять к нёбу, рот чуть приоткрыт. Сомкнутые зубы не позволяют потерять старые зубы. Приоткрытый рот способствует естественному дыханию. Касание кончиком языка нёба увеличивает слюноотделение. 4. Изучая данную методику, занимаются утром, в полдень, вечером - по крайней мере 1раз в день. Во время тренировки сознание делают единым, плечи опускают, грудь не выпячивают. Закончив упражнение следует сделать несколько шагов, немного отдохнуть. Если вы слишком переутомились, тренироваться не следует. Тренировка должна идти естественно, без насилия. 5. Выполняя движения: сжимая кулаки, надавливая ладонью, подпирание вверх, толкание вперёд или упирание ладонями влево и вправо, на каждый выдох и вдох необходимо добавлять одно напряжение. Например, после сжатия кулаков, сделать вдох и выдох, ещё немного усилить сжимающее усилие в кулаках, вдох и выдох - ещё усилить сжимающее усилие в кулаках, вплоть до 9х9 дыханий и только тогда расслабляют кулаки. Другими словами, усилие напряжения должно постепенно возрастать от одного дыхания к другому, достигая максимума на последних дыхательных циклах. Толчок вперёд, подпор вверх, упор ладонями влево и вправо выполняются аналогично. 6. Выполнение упражнений 1-й ступени не требует увеличения напряжения, необходима лишь естественность и продолжительность. Длительность в тренировке самопроизвольно увеличат вашу силу и укрепят полевую форму жизни. Во второй ступени, упражнения с 1 по 4 являются способом "складывания костей". Всё тело укорачивается на 5 цуней. При интенсивной тренировки этим способом может овладеть целеустремлённый ученик. Выполняя дыхание в упражнениях необходимо мысленно следить, чтобы вдыхаемая энергия (ци) опускалась, погружаясь в область чуть выше пупка. 7. Первое упражнение третьей ступени - метод "проглатывания инь ". Только целеустремлённые ученики, после нескольких лет тренировок, могут добиться в этом успеха. Второе упражнение предназначено для тренировки силы пальцев рук и поясницы. Выполнение этих упражнений в течении длительного времени приводит к продлению жизни, преобразованию слабости в мощь. 8. Здесь собрано 14 упражнений, каждое обладает своими особенностями. Во время практики их вы почувствуете на что они направлены и постепенно постигните их истинную суть. Методика тренировки по "Трактату о преобразовании мышц". Первая ступень. Упр. 1 . Ноги поставить устойчиво на ширине плеч, глаза смотрят горизонтально, зубы в полном прикусе, рот слегка приоткрыт, кончик языка касается нёба. Завершив каждый цикл дыхания, кулаки чуть сжимают, удерживают усилие и после следующего цикла дыхания ещё чуть сжимают, и так поступают до тех пор пока не достигнут 81 дыхания, после чего кулаки расслабляются. На первой ступени от вас не требуется чрезмерных напряжений. Всё делаете в пол силы. После подобной тренировки в течении нескольких месяцев сила кистей естественно возрастёт. Внимание: плечи должны быть опущены, грудь не выпячивать, мысленно на вдохе проводить энергию в область пупка. Вначале, сделайте 9 дыханий, расслабьте кисти. Затем постепенно увеличивайте число дыханий, при этом не насилуйте себя, добивайтесь естественности. Упр. 2 . Положение тела как в упр. 1. Но ладони отставлены влево и вправо. После каждого дыхательного цикла создавать ладонями надавливающее вниз усилие. При этом происходит не столько надавливание вних, сколько натягивание на себя пальцев рук. По мере надавливания ладони опускаются не расслабляясь. Это упражнение увеличивает силу рук. Внимание : плечи опустить, грудь вобрать, энергию мысленно погружать в область пупка. Во время надавливания вниз пальцы отгибать наружу. Упр. 3 . Ладони толкают вперёд с выдохами и вдохами. Исходное положение, как в упр. 1. Ладони толкают вперёд, большие и указательные пальцы образуют треугольник. Каждый раз, завершив вдох и выдох, ладони "подталкиваются вперёд" (просто создаётся впечатление подталкивания вперёд, на самом деле руки на месте, лишь напряжение возрастает) , при этом пальцы оттягиваются внутрь. По мере "толкания" ладони продвигаются дальше вперёд, и только выполнив 9х9=81 дыхание, расслабляются. Упражнение увеличивает силу кистей и пальцев рук. Внимание: руки и запястья немного согнуты, энергию погружать в пупочный центр, пальцы оттягивать внутрь на себя. Упр. 4 . Левая и правая ладони подпирают с выдохами и вдохами. Исходное положение прежнее. Руки вытянуты влево и вправо горизонтально ладонями вверх. Представьте, что на ладонях находятся тяжёлые предметы. Завершив каждый цикл дыхания, мысленно подпирают ладонями вверх - только мысленно, увеличивают напряжение, ладони при этом неподвижны. И так 9х9=81 дыхание. Это укрепляет руки. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию опускать в область пупка, кисти вытягивать горизонтально и держать неподвижно. Упр. 5 . Разведение и сведение ладоней с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Ладони плотно смыкаются на уровне груди, большие пальцы "приклеиваются" (неподвижно прижимаются) к телу. На вдохе ладони расходятся, на выдохе снова смыкаются; тренируют до 9х9=81 дыхания. В этом упражнении лёгкие, то расправляются, то сжимаются, это помогает в случае туберкулёза. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию забирать в область пупка; когда ладони расходятся и сходятся, пальцы отгибать, большой палец "приклеен" (прикасается) к телу; локти вверх не поднимать (см. рис. 5-1, 5-2); сдвигают ладони на уровне груди. Руки в такт дыханию разводят, сводят и заканчивают упражнение в положении, показанном на рис. 5-а. Упр. 6. Упор ладонями влево и вправо с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Ладони разведены влево и вправо в позе упирания, центры ладоней направлены наружу, пальцы направлены вверх, кончики пальцев оттянуты к голове. При каждом дыхании ладони как бы упираются наружу. Количество дыханий прежнее 9х9=81. Чем сильнее упор, тем дальше расходятся ладони. Расслабление только после окончания всего дыхательного цикла. Это упражнение увеличивает силу предплечья и плеча. Внимание: плечи погрузить, грудь подобрать, энергию погружать в область пупка, кончики пальцев оттягивать к голове. Упр. 7. Упор ладонями вверх с выдохами и вдохами. Положение ног прежнее, кисти, вывернув ладони, упираются вверх, центры ладоней обращены к небу, большие и указательные пальцы рук, располагаются друг против друга, образуют треугольник, обращённый к небу. На вдохе зубы плотно сжимать, на выдохе рот раскрывать, кисти упираются высоко вверх - чем сильнее напряжение, тем выше, пока не завершиться 81 дыхание. Это упражнение избавляет от неприятного запаха изо рта. Внимание: энергию погружать в область пупка, голову откинуть назад, глаза смотрят в тыльную сторону ладоней, грудь и живот не выпячивать, пальцы оттягивать вниз. Упр. 8. Свешивание кистей с выдохами и вдохами. Положение тела прежнее. Туловище нагибают до 900, кисти постепенно свешиваются вниз. Когда туловище наклоняется вниз - выдох, поднимается вверх - вдох. Кисти по мере наклона туловища опускаются всё ниже. Если дыхание слишком быстрое, то поднявшись в вертикальное положение, можно сделать вдох и выдох, после чего снова наклонить туловище вниз. Если усталость не чувствуется, можно повторить до 81 дыхательного цикла. Внимание: погрузить плечи, подобрать грудь, энергию погружать в область пупка; когда кисти свешиваются вниз, плечи немного перемещаются расслаблено; кисти должны быть расслаблены, никаких напряжений. Это упражнение эффективно в случае избытка жира в области живота. Оно способствует его уменьшению, утоньшению талии. Если жира слишком много, то для быстрого успеха, упражнение необходимо выполнять 3-5 раз в день по 9х9=81 дыханий. Эффект скажется уже через месяц. Вторая ступень. Упр. 9. Лукообразный шаг, потягивание корпуса вправо с выдохами и вдохами. Правую ногу отставить вправо на шаг, образуя правый лукообразный шаг. (Этот шаг, т.е. стойка, образуются так. Поставив ступни параллельно на ширине плеч, правую ступню выдвинуть вперёд на шаг параллельно самой себе, а левую развернуть влево на 450). Корпусом тянуться вперёд вправо, затем правую ладонь помещают за спину, а левую руку, согнув дугой, помещают перед грудью центром ладони наружу. Глаза смотрят на левую пятку. В этом упражнении, встав в стойку, плотно соединяют зубы, лишь затем выполняют от 1 до 81 дыхания. Внимание: данное упражнение представляет собой "правое сложение костей", но при выполнении не в молодом возрасте, успеха добиться трудно. Во время вдохов и выдохов тело совершенно неподвижно. Аналогично выполняют изгиб влево с левым лукообразным шагом. Упр. 10. Сжимать кулаки и обращать лицо вверх с выдохами и вдохами. Ноги, как и в предыдущем упражнении, т.е. в правом лукообразном шаге, туловище держать ровно. Правую руку согнуть в локте и, сжав кулак, поместить его над головой. Голову откинуть назад, глаза смотрят на центр правой ладони. Левую руку сжать в кулак и свесить вниз, центр ладони обращён назад. (рис. 10-а). Прикус зубов плотный. Продолжать выдохи и вдохи 81 раз, лишь потом расслабиться. Упражнение полезно при толстой шее. Внимание: во время вдохов и выдохов всё тело неподвижно, правая рука слегка согнута в запястье внутрь, голова откинута назад, шея напряжённо вытянута. Аналогично выполняют в левую сторону. Упр. 11. Упирание одной ладонью вверх, свешивание другой вниз с выдохами и вдохами. Положение ног - как в предыдущем упражнении: правый лукообразный шаг. Корпус вытянут ровно. Правая ладонь упирается вверх, центр ладони обращён к небу, пальцы отогнуты вниз к голове. Левую ладонь свешивают вниз, пальцы направлены к земле, центр ладони направлен к бедру. Глаза смотрят горизонтально. Прикус зубов плотный, выполняют 81 дыхание, затем расслабляются. Это упражнение оказывает взаимосвязанное действие с упр. 9 первой ступени. Внимание: при выполнении дыхания всё тело неподвижно. После завершения каждого выдоха-вдоха нужно упирать вверх правую ладонь, а левую тянуть вниз: смысл в растягивающем действии на кости. Аналогично выполняют в левую сторону. Упр. 12. Поднимании и опускание в присяде с выдохами и вдохами. Носки ступней "приклеить" к земле на расстоянии 40 см. друг от друга, руки поставить на пояс, туловище медленно опустить в присяде. При приседании пятки отрываются от земли, центр тяжести сохраняется только носками ног. Глаза смотрят горизонтально, прикус зубов плотный. Приседать до горизонтального положения бёдер. Подниматься и приседать до 81 дыхания. Длительная тренировка делает шаг устойчивым, почки крепкими, в старости не будет слабости в ногах. Внимание: во всём комплексе "преобразования мышц", только упр. 5, 12 и 14 содержат движения. В данном упражнении - приседая выдыхают, вставая вдыхают. При вставании используют носки ног, при стоянии - пятки покоятся на земле, при приседании вновь отрываются от земли. Третья ступень. Упр. 13 . Проглатывание Инь с выдохами и вдохами. Ступни "приклеены" к земле, расстояние между ними несколько больше 30 см. Руки помещены за спину, правая кисть сжата в кулак, левая сжимает правое запястье. Туловище слегка в присяде, колени немного согнуты, глаза смотрят горизонтально, зубы в плотном прикусе, кончик языка касается нёба. Выполняют непрерывно 81 выдох и вдох. Данное упражнение эффективно для молодых при длительной тренировке. В зрелом возрасте потренируешься несколько месяцев и результат будет неожиданный. В данном упражнении, стоя в положении "стояние столбом" , втягивая с дыханием энергию и опуская её в область пупка, можно излечить все хронические болезни. Внимание: в положении "стоя столбом" анус слегка напряжён и поднят (это способствует лучшему удержанию энергии в организме и концентрации её в соответствующем энергетическом центре - поле пилюли по китайски). Упр. 14. Отжимание с выдохами и вдохами. Всё тело выровнено в упоре, носки ног и пальцы "приклеены" к земле. Опускают и поднимают тело с выдохами и вдохами 81 раз. Вес тела в основном держат на кистях. Использовать кисти можно трояко. В первом случае движутся, "приклеив" к земле ладони. После чистого овладения, во втором варианте, ладони заменяют кулаками. После чистого овладения этим, при выполнении без перенапряжения, переходят к третьему варианту: кулаки заменяют пальцами. Пальцы также можно располагать по-разному: под углом и вертикально. Под углом - ногти обращены вверх, в вертикальном - ногти перпендикулярны земле. В данном упражнении трудней всего использовать пальцы. Выполнение подъёмов и опусканий туловища начинайте с небольшого числа раз, постепенно увеличивая количественно (число раз) и качественно (становясь на пальцы) нагрузки. В этом случае у вас не будет никаких затруднений. В дальнейшем, уменьшают количество пальцев, доводя до одного большого пальца - такова максимальная задача. Здоровые люди, выполняя это упражнение, через несколько месяцев достигают поразительных результатов в отношении силы пальцев, рук, поясницы. При выполнении этого упражнения больше года, можно гнуть медные монеты. Движения должны быть медленные. Внимание: данные движения нельзя выполнять страдающим туберкулёзом, болезнями сердца и желудка.

Воля - свойство человеческой психики, проявляющееся в активной саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям и воздействиям.

В качестве основных функций воли выделяют:

Выбор мотивов и целей;

Регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

Организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

Мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Волевой акт – сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность, определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Основные признаки воли:

а) приложение усилий для выполнения волевого акта;

б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

Среди уровней психической регуляции выделяются следующие: непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования); волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

Функцией волевой регуляции является: повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.

Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей.

Выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения,2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов,4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

Наиболее важными волевыми свойствами являются - целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность - способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.

Развитие воли у человека связано: а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные; б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;в) с выработкой волевых качеств личности;г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

Волевое усилие может быть не только физическим, но и интеллектуальным. Приведу описание интеллектуального волевого усилия, сделанное знаменитым парапсихологом В. Мессингом: «Мне надо собрать все свои силы, напрячь все свои способности, сконцентрировать всю свою волю, как спортсмену перед прыжком, как молотобойцу перед ударом тяжелой кувалдой. Мой труд не легче труда молотобойца и спортсмена. И те, кто бывал на моих психологических опытах, иной раз видели капли пота, выступающие у меня на лбу» [Великие пророки, 1998, с. 198].

Интеллектуальные волевые усилия прилагаются человеком, например, тогда, когда он вчитывается в сложно написанный текст, пытаясь понять, что хотел сказать автор. К этому же виду волевых усилий можно отнести и напряжение внимания спортсмена на старте, когда он ждет сигнала к началу бега.

П. А. Рудик выделял следующие виды волевых усилий:

1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.

2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.

3. Волевые усилия при напряжении внимания.

4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.

5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима.

Придерживаясь этого принципа классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.

Б. Н. Смирнов выделял мобилизующие и организующие волевые усилия. Мобилизующие волевые усилия содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т.

Организующие волевые усилия проявляются при технических, тактических и психологических трудностях в преодолении препятствий и реализуются путем употребления другой группы приемов психической саморегуляции. А именно используются различные виды произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями; противодействие отвлекающим внимание факторам (подавление непроизвольного внимания); идеомоторная подготовка; контроль за расслаблением мышц; регуляция дыхания; наблюдение за соперником; решение тактических задач и т. д. Основное назначение организующих волевых усилий - оптимизация психического состояния, координация движений и действий, экономное расходование сил.

При таком широком спектре функций, выполняемых организующим волевым усилием (сюда входит все, что не связано с мобилизацией), возникает сомнение: действительно ли выполнение всех этих контрольных действий связано с волевым напряжением, а не с волевым импульсом и простым привлечением внимания к решаемой задаче; не принимается ли за волевое усилие простая команда начать то или иное действие?