Когда произошло царствование екатерины 2. Правление императрицы Екатерины II. Справка

17 ноября 1796 года умерла Екатерина II. 34-летнее правление императрицы ознаменовалось как неудачами, так и заметными успехами. В частности, было построено 144 города и одержано 78 военных побед. Во время ее правления активно развивались медицина, образование и наука. Мы решили рассказать о пяти славных делах Екатерины II.

Образование и наука

Екатерина с восторгом воспринимала идеи Просвещения и придавала большое значение образованию. В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища.

Кроме того, при Екатерине уделялось особое внимание развитию женского образования. В 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

Однако историки отмечают и негативные стороны екатерининских инициатив в области образования и науки. В частности, они указывают на то, что работа академии строилась в основном не на выращивании собственных кадров, а на приглашении именитых зарубежных ученых.

Медицина и социальная политика

При Екатерине в России развивались новые направления медицины: были открыты больницы для лечения сифилиса, психиатрические больницы и приюты. Издан ряд фундаментальных трудов по вопросам медицины.

В губерниях были открыты приказы общественного призрения. В Москве и Петербурге — Воспитательные дома для беспризорных детей, где они получали образование и воспитание. Для помощи вдовам была создана Вдовья казна.

При царице было введено обязательное оспопрививание. Борьба с эпидемиями в России стала приобретать характер государственных мероприятий, непосредственно входивших в круг обязанностей императорского Совета, Сената.

Собирание земель и прирост населения

В период правления Екатерины у Польши и Турции были отвоёваны земли с населением до 7 млн человек. Екатерина Великая утвердилась на берегах Черного моря, отодвинув границы на юг и включив в состав империи Крымский полуостров.

В екатерининскую эпоху расцвел талант полководца Александра Суворова. В июле 1789 года он разбил турок при Фокшанах, а в августе 1789 года — на реке Рымник. Ранним утром 11 декабря 1790 года русскими войсками был начат штурм крепости Измаил. Через 6 часов Измаил был взят. Русским войскам был открыт путь на Стамбул.

Блестящие победы были одержаны и на море. Командующий молодым Черноморским флотом Ушаков в 1791 году разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. После этого турки поспешили сесть за стол переговоров. Согласно мирному договору, Османская империя признавала Крым владением России; в состав России вошли территории между реками Буг и Днестр, а также Тамань и Кубань; Турция признавала российское покровительство Грузии.

В период правления Екатерины общая численность населения империи увеличилась с 19 млн человек (1762 год) до 36 млн (1796 год).

Укрепление армии и флота

Военных успехов невозможно было бы добиться без укрепления армии и флота, что тоже является заслугой Екатерины. В период ее правления армия со 162 тыс. человек усилена до 312 тыс. Флот, в 1757 году состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 году насчитывал в своём составе 67 линейных кораблей, 40 фрегатов и 300 гребных судов. Расходы на армию выросли при Екатерине в 2,6 раза.

Строительство городов

Считается, что благодаря Екатерине Великой было построено 144 города. В 1794 году Екатерина II издала указ, благодаря которому на берегу Черного моря началось строительство Одессы, нового портового города. Строительство города императрица доверила талантливому военному инженеру Францу де Воллану. Город назвали Одессой, в честь когда-то находившегося в этой местности древнегреческого поселения Одессос. Императрица всячески покровительствовала ему и выделяла огромные средства на строительство порта, школ, гимназий и других учреждений.

Императрица Екатерина 2 Алексеевна Великая

Екатерина 2 (род. 2 мая 1729 – ум. 17 ноября 1796). Годы правления Екатерины 2 — с 1762 по 1796 год.

Происхождение

Принцесса Софья-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская родилась в 1729 г. в Штеттине. Дочь Христиана Августа князя Ангальт-Цербстского, генерала прусской службы, и Иоганны Елизаветы герцогини Гольштейн-Готторп.

Прибытие в Россию

Прибыла в Санкт-Петербург 3 февраля 1744 г. и приняла православие 28 июня 1744 г. 1745 год, 21 августа — была обвенчана с троюродным братом – великим князем Петром Федоровичем.

От природы была одарена большим умом, сильным характером. Напротив, ее супруг был человеком слабым, дурно воспитанным. Не разделяя его удовольствий, Екатерина Алексеевна отдалась чтению и в скором времени от лирических романов перешла к книгам историческим и философским. Вокруг нее составился избранный кружок, в котором наибольшим доверием пользовались вначале князь Н.Салтыков, а потом Станислав Понятовский, впоследствии король Царства Польского.


Отношения великой княгини к императрице Елизавете Петровне не отличались особенной сердечностью, что было взаимно. Когда Екатерина Алексеевна родила сына Павла, императрица взяла ребенка к себе и редко позволяла матери видеться с ним.

Смерть Елизаветы Петровны

Елизавета Петровна умерла 25 декабря 1761 г. После вступления на престол императора Петра 3 положение его жены стало еще хуже. Дворцовый переворот 28 июня 1762 г. и гибель мужа возвели Екатерину 2 на Российский престол.

Суровая школа жизни и природный ум дали возможность новой императрице и самой выйти из довольно затруднительного положения, и вывести из него Россию. Казна была пустой, монополия подавляла торговлю и промышленность; крестьяне заводские и крепостные волновались слухами о свободе, то и дело возобновлявшимися; крестьяне с западной границы бежали в Польшу.

Екатерина 2

При этих обстоятельствах взошла Екатерина 2 на престол, права на который принадлежали по закону о престолонаследии ее сыну. Но она понимала, что малолетний сын сделался бы на престоле игрушкой разных дворцовых партий. Регентство было делом непрочным – судьба Меншикова, Бирона, Анны Леопольдовны у всех была на памяти.

Проницательный взгляд Екатерины одинаково внимательно останавливался на явлениях жизни, как в России, так и за границей. Спустя 2 месяца после вступления на престол, узнав, что знаменитая французская «Энциклопедия» осуждена парижским парламентом за безбожие и продолжение ее запрещено, императрица предложила Вольтеру и Дидро издавать эту энциклопедию в Риге. Одно это предложение склонило на ее сторону лучшие умы, дававшие тогда направление общественному мнению во всей Европе.

Екатерину короновали 22 сентября 1762 г. в Успенском соборе Московского Кремля и пробыла она в Москве осень и зиму. На следующий год состоялась реорганизация Сената, разделение его на шесть департаментов. 1764 год — был объявлен Манифест о секуляризации церковных владений, основаны Смольный институт благородных девиц и императорский Эрмитаж, первой коллекцией которого стали 225 картин, поступивших от берлинского коммерсанта И.Э.Гоцковского в счет погашения долга русской казне.

Заговор

1764 год, лето — подпоручик Мирович надумал возвести на престол содержавшегося в Шлиссельбургской крепости Ивана VI Антоновича, сына Анны Леопольдовны и герцога Антона-Ульриха Брауншвейг-Беверн-Люненбургского. Замысел не удался – Ивана Антоновича 5 июля во время попытки к его освобождению застрелил один из караульных солдат; Мировича казнили по приговору суда.

Внутренняя и внешняя политика

1764 год — князю Вяземскому, посланному усмирять крестьян, приписанных к заводам, велено было исследовать вопрос о выгоде вольного труда перед крепостным. Тот же вопрос предложили вновь учрежденному Экономическому обществу. В первую очередь надо было решить вопрос о монастырских крестьянах, принявший особенно острый характер еще при Елизавете Петровне. Елизавета в начале своего царствования возвратила имения монастырям и церквам, однако в 1757 г. она с окружавшими ее сановниками пришла к убеждению в необходимости передать управление церковным имуществом в светские руки.

Петр 3 велел исполнить предначертание Елизаветы и передать управление церковным имуществом коллегии экономии. Опись монастырского имущества производилась крайне грубо. При вступлении Екатерины 2 на престол архиереи подали ей жалобы и просили о возвращении им управления. Императрица по совету Бестужева-Рюмина удовлетворила их желание, отменила коллегию экономии, но не оставила своего намерения, а лишь отложила его исполнение. Она тогда же распорядилась, чтобы комиссия 1757 г. возобновила свои занятия. Приказано было произвести новые описи монастырским и церковным имуществам.

Зная, как переход Петра 3 на сторону Пруссии раздражал общественное мнение, императрица велела русским генералам соблюдать нейтралитет и этим поспособствовала прекращению войны.

Внутренние дела державы требовали особого внимания. Больше всего поражало отсутствие правосудия. Императрица по этому поводу выражалась энергично: «Лихоимство возросло до такой степени, что едва ли есть самое малое место правительства, в котором бы суд без заражения сей язвы отправлялся; ищет ли кто место – платит; защищается ли кто от клеветы – обороняется деньгами; клевещет ли кто на кого – все хитрые происки свои подкрепляет дарами».

В особенности поражена была государыня, узнав, что в пределах Новгородской губернии брали с крестьян деньгами за приведение их к присяге на верность императрице. Такое положение правосудия заставило ее созвать в 1766 г. комиссию для издания Уложения. Этой комиссии она вручила свой «Наказ», которым комиссия должна была руководствоваться при составлении Уложения. «Наказ» был составлен на основании идей Монтескье и Беккарии.

Дела польские, возникшая русско-турецкая война 1768–1774 годов и внутренние смуты приостановили законодательную деятельность Екатерины до 1775 г. Польские дела вызвали раздел и падение Польши.

Русско-турецкая война кончилась Кючук-Кайнарджийским миром, который был ратифицирован в 1775 г. По этому миру Порта признала независимость крымских и буджакских татар; уступила России Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн; открыла русским судам свободный ход из Черного моря в Средиземное; даровала прощение христианам, принявшим участие в войне; допустила ходатайство России по делам молдавским.

Во время русско-турецкой войны в 1771 году в Москве свирепствовала чума, вызвавшая Чумной бунт. От этой чумы погибло 130 тысяч человек.
На востоке России разгорелся еще более опасный бунт, известный под названием Пугачевщины. 1775 год, январь — Пугачев был казнен в Москве.

1775 год — возобновилась законодательная деятельность Екатерины 2, вполне, впрочем, и перед тем не прекращавшаяся. Так, в 1768 г. упразднены были коммерческий и дворянский банки и учрежден так называемый ассигнационный, или разменный, банк. В 1775 г. прекращено было существование Запорожской Сечи, и без того клонившейся к падению. В том же 1775 г. начато преобразование провинциального управления. Издано было учреждение для управления губерний, которое вводилось целые 20 лет: в 1775 г. оно началось с Тверской губернии и кончилось в 1796 г. учреждением Виленской губернии. Таким образом, реформа провинциального управления, начатая Петром 1, была выведена Екатериной 2 из хаотического состояния и закончена.

1776 год — императрица велела в прошениях слово «раб» заменить словом «верноподданный».

К концу первой русско-турецкой войны получил особенно важное значение , стремившийся к великим делам. Вместе со своим сотрудником Безбородко он составил проект, известный под названием греческого. Грандиозность этого проекта – разрушив Оттоманскую Порту, восстановить Греческую империю, на престол которой возвести великого князя Константина Павловича, – понравилась Екатерине.

Ираклий 2, царь Грузии, признал протекторат России. 1785 год — ознаменован двумя важными законодательными актами: «Жалованной грамотой дворянству» и «Городовым положением». Устав о народных училищах 15 августа 1786 г. осуществлен был только в малых размерах. Проекты об основании университетов в Пскове, Чернигове, Пензе и Екатеринославе отложили. 1783 год — основана была Российская академия для изучения родного языка. Положено было начало образованию женщин. Учреждены воспитательные дома, введено оспопрививание, снаряжена экспедиция Палласа для изучения отдаленных окраин.

Екатерина 2 решилась сама осмотреть вновь приобретенный крымский край. Сопровождаемая австрийским, английским и французским послами, с громадной свитой в 1787 г. она отправилась в путешествие. В Каневе встретил императрицу Станислав Понятовский, король Польский; близ Кейдан – австрийский император Иосиф 2. Он с Екатериной 2 положил первый камень города Екатеринослава, посетил Херсон и осмотрел только что созданный Потемкиным черноморский флот. Во время путешествия Иосиф замечал театральность в обстановке, видел, как наскоро сгоняли народ в якобы строящиеся селения; но в Херсоне он увидал настоящее дело – и отдал справедливость Потемкину.

Вторая русско-турецкая война при Екатерине 2 ведена была в союзе с Иосифом 2 в 1787–1791 гг. Мирный договор заключили в Яссах 29 декабря 1791 г. За все победы Россия получила только Очаков да степь между Бугом и Днепром.

Вместе с этим шла с переменным счастьем война со Швецией, объявленная Густавом III 30 июля 1788 г. Она закончилась 3 августа 1790 г. Верельским миром на условиях сохранения ранее существовавшей границы.

Во время второй русско-турецкой войны произошел переворот в Польше: 1791 год, 3 мая — была обнародована новая Конституция, что привело ко второму разделу Польши в 1793 г., а затем и к третьему – в 1795 г. По второму разделу Россия получила остальную часть Минской губернии, Волынь и Подолию, по третьему – Гродненское воеводство и Курляндию.

Последние годы. Смерть

1796 год — последнем году правления Екатерины 2, граф Валериан Зубов, назначенный главнокомандующим в походе против Персии, покорил Дербент и Баку; успехи его были остановлены за смертью императрицы.

Последние годы правления Екатерины 2 омрачились реакционным направлением. Тогда разыгралась французская революция, и с российской домашней реакцией вступила в союз реакция общеевропейская, иезуитско-олигархическая. Агентом и орудием ее был последний любимец императрицы – князь Платон Зубов, вместе с братом графом Валерианом. Европейской реакции хотелось втянуть Россию в борьбу с революционной Францией, борьбу, чуждую прямым интересам России.

Императрица говорила представителям реакции любезные слова и не давала ни одного солдата. Тогда усилились подкопы под ее трон, возобновились обвинения, что она незаконно царствует, занимая престол принадлежащий ее сыну Павлу Петровичу. Существует основание предполагать, что в 1790 г. готовилась попытка возвести Павла Петровича на престол. С этой попыткой, вероятно, соединена высылка из Петербурга принца Фридриха Вюртембергского.

Домашняя реакция тогда же обвиняла государыню якобы в чрезмерном свободомыслии. Екатерина состарилась, былой отваги и энергии почти не осталось и следа. И вот при таких обстоятельствах в 1790 г. появляется книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» с проектом освобождения крестьян, как бы выписанным из статей «Наказа» императрицы. Несчастного Радищева сослали в Сибирь. Возможно, эта жестокость была как результат опасения, что исключение из «Наказа» статей об освобождении крестьян сочтут за лицемерие со стороны императрицы.

1796 год — был посажен в Шлиссельбургскую крепость Николай Иванович Новиков, столь много послуживший русскому просвещению. Тайным мотивом этой меры были сношения Новикова с Павлом Петровичем. 1793 год — жестоко потерпел Княжнин за свою трагедию «Вадим». 1795 год — даже Державин подвергся подозрению в революционном направлении за переложение 81-го псалма, озаглавленное «Властителям и судиям». Так закончилось поднявшее национальный дух просветительное правление Екатерины 2. Несмотря на реакцию последних лет, название просветительного останется за ним в истории. С этого правления в России стали сознавать значение гуманных идей, стали говорить о праве человека мыслить на благо себе подобных.

Литературное движение

Одаренная литературным талантом, восприимчивая и чуткая к явлениям окружающей жизни, Екатерина 2 принимала деятельное участие и в литературе той эпохи. Возбужденное ею литературное движение было посвящено разработке просветительских идей XVIII столетия. Мысли о воспитании, вкратце изложенные в одной из глав «Наказа», впоследствии были подробно развиты императрицей в аллегорических сказках «О царевиче Хлоре» (1781 г) и «О царевиче Февее» (1782 г) и, главным образом, в «Инструкции князю Н.Салтыкову», данной при назначении его воспитателем великих князей Александра и Константина Павловичей (1784 г).

Педагогические идеи, выраженные в этих сочинениях, государыня преимущественно позаимствовала у Монтеня и Локка; у первого она взяла общий взгляд на цели воспитания, вторым пользовалась при разработке частностей. Руководясь Монтенем, императрица выдвинула на первое место в воспитании нравственный элемент – посеять в душе человека гуманность, справедливость, уважение к законам, снисходительность к людям. Вместе с этим она требовала, чтобы умственная и физическая стороны воспитания получали надлежащее развитие.

Лично ведя воспитание своих внуков до семилетнего возраста, она составила для них целую учебную библиотеку. Для великих князей были написаны их бабушкой и «Записки касательно российской истории». В чисто беллетристических сочинениях, к которым принадлежат журнальные статьи и драматические произведения, Екатерина 2 является гораздо более оригинальной, чем в сочинениях педагогического и законодательного характера Указывая на фактические противоречия идеалам, существовавшим в обществе, ее комедии и сатирические статьи должны были в значительной мере содействовать развитию общественного сознания, делая более понятными важность и целесообразность предпринимаемых ею реформ.

Императрица Екатерина 2 Великая умерла 6 ноября 1796 г. и была похоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

28 июля 1762 г. произошел государственный переворот, возведший на государственный престол жену Петра III Екатерину Алексеевну, провозглашенную императрицей Екатериной II. Первые же царственные распоряжения новой императрицы Екатерины Алексеевны обнаруживают ее сметливый ум и умение ориентироваться в сложной обстановке.

Помимо амнистий и награждений, столь обычных для любого переворота, Екатерина предпринимает ряд экстренных мер. Почти тотчас всю армейскую пехоту Петербургского и Выборгского гарнизонов она подчиняет лично преданному ей К. Разумовскому, а кавалерию - графу Бутурлину. Немедленно в армии были отменены все нововведения прусских порядков. Уничтожена зловещая Тайная канцелярия. Запрещением вывоза хлеба довольно быстро ликвидируется резкий взлет цен на хлеб в Петербурге. Кроме того, новая императрица 3 июля снижает и цены на соль.

Шестого июля был издан манифест о воцарении Екатерины. В сущности, это был памфлет против Петра III. Выпятив все наиболее «противныя» тогдашнему обществу поступки Петра III, новая императрица расписала недостойное отношение бывшего императора к русской церкви и православию вообще. Екатерина отменяет и указ Петра III о секуляризации церковных имений.

И все же первое время взнесенная на трон Екатерина чувствует себя неуверенно и крайне боится придворных интриг. Она делает отчаянные попытки задушить готовый вот-вот вспыхнуть вновь свой старый роман со С. Понятовским.

И все же главная опасность в придворной ситуации была не в Понятовском - был живой, хотя и бывший уже император Петр III. Именно это обстоятельство гложет новую императрицу первые дни и ночи после переворота. Для ликвидации отрекшегося Петра III не нужны были специальные заговоры: вдохновители переворота 28 июня с первого взгляда понимали желания новой царицы. Ход дела в Ропше до сих пор неизвестен, но то немногое, что известно, заставляет не сомневаться в убийстве Петра Федоровича. Отправленный в Ропшу, Петр III был в трансе, недомогал. 3 июля к нему был послан лекарь Лидерс, а 4 июля - второй лекарь - Паульсен. Весьма симптоматично, что 6 июля утром, в день убийства из Ропши был похищен камердинер Петра III, вышедший в сад.

Вечером того же дня всадник доставил Екатерине II из Ропши пакет, где была записка с пьяными каракулями Алексея Орлова. В ней, в частности, говорилось: “Матушка! Готов идти на смерть; но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда ты не помилуешь. Матушка - его нет на свете. Но никто сего не думал, как нам задумать поднять руки на государя! Но, государыня, свершилась беда. Он заспорил за столом с князь Федором; не успели мы разнять, а его уже и не стало».

Момент был критический, ведь «милосердная государыня” могла и прогневаться и даже наказать виновных, погубивших несчастного Петра III. Но она этого не сделала - никто из присутствовавших в Ропше ни в июле 1762 г., ни потом наказаны не были. Скорее наоборот, все успешно продвигались по служебным и иным ступеням. Само убийство было скрыто, так как было объявлено, что Петр III скончался от геморроидальных «прежестоких колик». Вместе с тем записка Орлова свято хранилась Екатериной II более тридцати лет в особой шкатулке, где и нашел ее сын, император Павел. Видимо, это должно было служить свидетельством личной невиновности перед сыном.

Торжественный въезд Екатерины II в Москву произошел 13 сентября. 22 сентября в Успенском соборе Московского Кремля состоялся традиционный пышный спектакль коронации.

Дворянские аристократические круги как раньше, так и теперь не замедлили обратиться к проектам ограничения самодержавной власти. В частности, Никита Панин неутомимо Стал добиваться утверждения проекта ограничения власти самодержца так называемым императорским советом. Когда нажим Панина достиг максимума (в декабре 1762 г.), Екатерина была вынуждена подписать указ в целом. Но в тот же день, решившись пойти на риск, она рвет его.

Наконец, еще один штрих в придворной борьбе за трон - “дело Мировича». Еще в сентябре 1762 г. в Москве на обеде у поручика Петра Хрущева зашла речь о правах на престол печально знаменитого Ивана Антоновича. Один из офицеров Измайловского гвардейского полка, некий И. Гурьев неосторожно заметил, что уже около 70 человек стараются об “Иванушке”. В итоге же и Хрущов, и Гурьев были сосланы навечно в Сибирь. Настороженная императрица через Никиту Панина дала строжайшие инструкции по охране Ивана Антоновича Приказ гласил теперь о немедленном уничтожении знатного арестанта при малейшей попытке к его освобождению. Но не прошло и двух лет, как такая попытка состоялась.

На охране Шлиссельбургской крепости стоял в те годы Смоленский пехотный полк. Подпоручик этого полка Василий Мирович случайно узнал, что в крепости заключен бывший император Иван Антонович. Честолюбивый подпоручик вскоре решил освободить узника и провозгласить его императором. Заготовив подложный манифест и присягу и найдя немногих сторонников в полку, в ночь на 5 июля с небольшой командой он арестовал коменданта Бередникова и напал на гарнизонный караул, угрожая ему незаряженной пушкой. Но все было тщетно. Как потом выяснилось, капитан Власьев и поручик Чекин, увидав происходящее, тотчас убили заключенного. Верховный суд приговорил Мировича к смертной казни. На петербургском обжорном рынке палач отрубил ему голову. Труп казненного и эшафот были тут же сожжены. В сущности, это была неудачная попытка типичного дворцового переворота, с той только разницей, что руководитель готовил его неумело, не сосредоточив в своих руках основные рычаги механизма переворота.

Все эти, иногда и острые, дворцовые интриги и конфликты, хотя и создавали вокруг трона обстановку неуверенности, но отнюдь не определяли сложности социально-политической обстановки в стране в целом.

Екатерина II и “просвещенный абсолютизм”

Царствование Екатерины II продолжалось более 30 лет и оставило глубокий след в отечественной истории, породив самые разноречивые суждения и о самой Екатерине и о результатах ее правления. За 17 лет прожитых в России до восшествия на престол. она сумела неплохо узнать страну, ее историю, традиции и обычаи. Довольно рано Екатерина пристрастилась к чтению и вскоре от французских романов перешла к трудам философов-просветителей - тех, кто был в то время властителями дум образованной Европы. Впоследствии, уже став императрицей она и сама занималась сочинительством. Ее перу принадлежат пьесы. статьи, сказки, мемуары, работы по истории, языкознанию. И это помимо разнообразной переписки, а также работы над законопроектами, лишь часть из которых ей удалось реализовать.

Увлекаясь возвышенными идеями, Екатерина, тем не менее, готова была пожертвовать чем угодно ради сохранения власти. При этом за время пребывания на вторых ролях она стала опытным царедворцем, хорошо разбиралась в людях, знала психологию, умело использовала их достоинства и недостатки, научилась угождать, нравиться. Императрица была не безразлична к лести, но важные посты при ней получали прежде всего те, кто обладал необходимыми знаниями и способностями. Впрочем, все они были лишь слугами, талантливыми исполнителями воли императрицы, никогда и ни с кем не делившей своей власти.

Итак, ко времени вступления на престол у Екатерины сложилось определенное представление о том, что необходимо делать для процветания государства. поскольку идейно эта программа, а следовательно, и внутренняя политика Екатерины II основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период в литературе получил название “просвещенного абсолютизма”. Идеи “просвещенного абсолютизма” были в этот период (несколько десятилетий перед Французской революцией 1789 г.) достаточно широко распространены в Европе. Под влиянием этих идей изменилось само представление о роли монарха и его взаимоотношениях с подданными. В монархе начинают видеть как бы первого слугу государства, главу общества, о котором он обязан заботиться. Составной частью идеологии “просвещенного абсолютизма” была теория общественного договора, сформулированная еще в XVII в. Томасом Гоббсом и др. мыслителями. Согласно ей государство создано людьми договорившимися между собой о передаче ему, государству, части своих прав, чтобы оно их защищало. Значит, раз государство - творение человеческих рук, то, следовательно, его можно совершенствовать для общего блага с помощью удобных и полезных законов. Эти идеи развивали французские просветители, в частности, Шарль Луи Монтескье, автор сочинения “о духе законов”, которое высоко ценила Екатерина II. Монтескье полагал, что есть три формы правления: монархия, республика и деспотия. Чтобы монарх не стал деспотом необходимы законы, по которым он будет править и которые будут определять его, а также и его подданных права и обязанности. Далее необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Задача монарха - постепенно совершенствовать законы. Это разделение гарантирует и политические свободы граждан. При соединении в одних руках хотя бы двух из этих функций неизбежно наступает произвол. Объем прав и обязанностей граждан зависит от их принадлежности к тому или иному сословию - духовенству, дворянству или к горожанам. Сформулированные Монтескье идеи были взяты Екатериной на вооружение и стали фактически основой ее теоретических воззрений. Впрочем, далеко не все историки согласны с тем, что Екатерина II действительно всерьез разделяла идеалы Просвещения. Эти воззрения наложились на представления императрицы о национальных интересах и нуждах России. Прежде всего Екатерина считала себя наследницей и продолжательницей дела Петра Великого, с которым всю жизнь как бы соревновалась в славе. Вместе с тем, считая главной заслугой Петра европеизацию России, она относилась весьма критично к современной ей Европе и вовсе не считала необходимым заимствовать оттуда все подряд. Более того, став с годами истинной патриоткой, она была убеждена, что это Европе следует во многом брать пример с России.

Реформы государственного управления

Вступив на престол, Екатерина не начала тотчас исполнять свои замыслы, а постаралась сперва поближе познакомиться с состоянием государственных дел. Для решения ряда насущных дел она создала несколько комиссий во главе с высшими сановниками. Тем самым она давала возможность подданным высказать свои пожелания. Однако решение некоторых проблем откладывать было нельзя, и уже в первые годы царствования Екатерины II, которые в целом прошли в подготовке реформ, было осуществлено несколько важных преобразований. Первое из них коснулось центральных органов управления страной. Это была сенатская реформа 1763 г.

Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины в значительной степени утратил свое значение в системе органов управления. Его указы исполнялись плохо, дела решались месяцами, а то и годами, а сами сенаторы были малокомпетентны (ЕII выяснила, что они не знают, сколько точно городов есть в Российской империи). Утвержденный Екатериной проект реформы Сената (подготовленный Никитой Паниным) предусматривал разделение Сената на 6 департаментов со строго определенными функциями каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенат лишился своей законодательной власти, но по прежнему сохранял функции высшего контрольного и судебного органа. Сочетание этих функций в одном учреждении стало главным недостатком реформы, но на некоторое время центральный аппарат управления заработал четче и эффективнее.

Другая важная реформа - секуляризация церковных земель В 1764 г. Екатерина подписала указ, по которому все монастырские земли с крестьянами передавались в ведение специально созданной Коллегии экономии, а сами крестьяне получили название экономических. Их правовой статус был приравнен к государственным. Все подати они отныне должны были платить напрямую государству, что было значительно легче. Около 2 миллионов крестьян избавились от монастырской барщины, их земельные наделы увеличились, им стало легче заниматься промыслами. Другим следствием реформы стало изменение положения Православной Церкви в государстве. С этого времени государство само определяло необходимое стране число монастырей и монахов, ибо содержало их на средства казны. Духовенство окончательно превращалось в одну из групп чиновничества.

Третье преобразование начала царствования Екатерины касалось системы управления территориями Империи. С давних пор в соответствии со средневековой традицией земли, в разное время попадавшие под власть московского царя, сохраняли некоторые особенности в управлении, а в отдельных случаях - даже элементы автономии. Даже исконно русская Новгородская губ. и в XVIII в. делилась на пятины. Сохранялись некоторые прежние привилегии у прибалтийского дворянства и т.д. Екатерина считала такое положение нетерпимым. Она была убеждена, что вся страна должна управляться по единым законам и принципам. Особое раздражение у нее вызывал статус Украины (самоуправление, городские вольности, ограниченное крепостное право для крестьян и др.). Осенью 1764 г. Екатерина приняла отставку последнего гетмана Украины гр. Кирилла Разумовского. В течение последующих десятилетий были окончательно уничтожены остатки украинских вольностей. Говоря о национальной политике Екатерины нельзя не упомянуть о приглашении в Россию немецких колонистов. Им предлагались пустующие черноземные земли на юге России и т.н. Новороссия позднее отвоеванная у Турции. Уже к сер. 60-х гг. XVIII в. в Россию прибыло более 30.000 переселенцев, которым были предоставлены налоговые льготы, большие земельные наделы (не менее 60 десятин), обеспечена свобода вероисповедания, предоставлена свобода от рекрутских наборов). Вообще Екатерина была весьма веротерпима. При ней значительно облегчилось положение иноверцев.

Деятельность “Уложенной комиссии”

Результаты деятельности образованных Екатериной комиссий не удовлетворили императрицу, поскольку она убедилась в том, что их члены заботятся в основном о своих узкосословных интересах. Ей пришла мысль расширить круг участников разработки новых законов, создав законодательную комиссию из представителей различных социальных групп и регионов страны. Это новое учреждение получило название Комиссии для сочинения проекта нового уложения или Уложенной комиссии. Подобные комиссии бывали в России и ранее, однако впервые шла речь о привлечении к работе выборных депутатов, которые к тому же должны были привезти с собой наказы своих избирателей. Сама Екатерина написала для депутатов Комиссии Наказ, в котором определила свои представления о содержании и характере законов, которые предстояло разработать.

Работа над Наказом продолжалась в 1765 - 1767 гг. Это был программный документ всего начального периода екатерининского царствования. Это был манифест “просвещенного абсолютизма”. Надо принять во внимание, что Наказ был всего лишь инструкцией для депутатов, которые сами должны были разрабатывать законопроекты. Однако выгоду от распространения Наказа получила и сама Екатерина - опубликованный на русском и европейских языках он широко разошелся по Европе и способствовал стремительному росту популярности Екатерины в образованных кругах европейских стран. Ее стали называть “философ на троне”.

Уложенная комиссия начала заседать в Москве в 1767 г. Она состояла из 572 депутатов от всех слоев населения России кроме крепостных. Ее функции ограничивались лишь подготовкой законопроектов, т.о. их полномочия были значительно уже, чем у европейских парламентариев. Огромное значение, однако, имела предоставленная депутатам возможность открыто высказываться по всем вопросам государственной жизни государства. Уже вскоре после начала заседаний выяснилось, что ее депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности. Сказывался низкий уровень образования большинства из них, отсутствие политической культуры, парламентского опыта, юридических знаний. Но главное - депутаты в своей массе оказались весьма консервативными: их волновали прежде всего узкосословные и групповые интересы. Идеи Наказа оказались забыты. Заседания продолжались до декабря 1768 г., на не принесли никаких плодов. Не было подготовлено ни одного законопроекта! Разочарованная Екатерина под предолгом начавшейся войны с Турцией распустила Комиссию. Работу продолжали только частные комиссии, работавшие над конкретными законопроектами. Окончательное упразднение Комиссии последовало только в декабре 1774 г.

Так закончился первый этап екатерининских реформ, характерной особенностью которого было стремление императрицы осуществить преобразования совместно с представителями различных социальных групп. Важнейшим выводом, сделанным Екатериной из этой попытки, было представление о глубоком консерватизме широких слоев ее подданных, а следовательно, и о невозможности по-настоящему радикальных реформ. Одновременно императрица получила картину настроений всех слоев общества и отныне вынуждена была учитывать их, определяя тактику и темпы дальнейших преобразований. Однако, дальнейшие реформы были отодвинуты серьезными внутри- и внешнеполитическими потрясениями.

wiki.304.ru / История России. Дмитрий Алхазашвили.

Тема этой статьи - биография Екатерины Великой. С 1762 по 1796 год царствовала эта императрица. Эпоха правления ее ознаменовалась закрепощением крестьян. Также Екатерина Великая, биография, фото и деятельность которой представлены в этой статье, существенно расширила привилегии дворянства.

Происхождение и детство Екатерины

Будущая императрица появилась на свет 2 мая (по новому стилю - 21 апреля) 1729 г. в Штеттине. Она была дочерью принца Анхальт-Цербстского, находившегося на прусской службе, и принцессы Иоганны-Елизаветы. Будущая императрица была в родстве с английским, прусским и шведским королевскими домами. Образование она получила домашнее: изучала французский и немецкий языки, музыку, богословие, географию, историю, занималась танцами. Раскрывая такую тему, как биография Екатерины Великой, отметим, что независимый характер будущей императрицы проявился уже в детстве. Она была настойчивым, любознательным ребенком, имела склонность к подвижным, живым играм.

Крещение и венчание Екатерины

Екатерина вместе с матерью в 1744 году была вызвана императрицей Елизаветой Петровной в Россию. Здесь ее крестили по православному обычаю. Екатерина Алексеевна стала невестой Петра Федоровича, великого князя (в будущем - императора Петра III). Она обвенчалась с ним в 1745 году.

Увлечения императрицы

Екатерина хотела завоевать расположение своего мужа, императрицы и русского народа. Личная жизнь ее, тем не менее, складывалась неудачно. Поскольку Петр был инфантилен, в течение нескольких лет брака супружеских отношений между ними не было. Екатерина увлекалась чтением трудов по юриспруденции, истории и экономике, а также французских просветителей. Ее мировоззрение сформировали все эти книги. Будущая императрица стала сторонницей идей Просвещения. Также она интересовалась традициями, обычаями и историей России.

Личная жизнь Екатерины II

Сегодня нам известно довольно много о таком важном историческом лице, как Екатерина Великая: биография, ее дети, личная жизнь - все это является объектом исследования историков и интереса множества наших соотечественников. Впервые мы знакомимся с этой императрицей еще в школе. Однако то, что мы узнаем на уроках истории, далеко не полная информация о такой императрице, как Екатерина Великая. Биография (4 класс) из школьного учебника опускает, например, ее личную жизнь.

Екатерина II в начале 1750-х годов завела роман с С.В. Салтыковым, гвардейским офицером. Она родила сына в 1754 году, будущего императора Павла I. Тем не менее слухи о том, что отцом его был Салтыков, являются необоснованными. У Екатерины во второй половине 1750-х годов был роман с С. Понятовским, польским дипломатом, ставшим затем королем Станиславом Августом. Также в начале 1760-х годов - с Г.Г. Орловым. Императрица родила от него сына Алексея в 1762 году, который получил фамилию Бобринский. Поскольку отношения с мужем ухудшались, Екатерина начала опасаться за свою судьбу и принялась вербовать при дворе сторонников. Искренняя любовь ее к родине, ее рассудительность и показное благочестие - все это контрастировало с поведением ее мужа, что позволило будущей императрице завоевать авторитет у населения Петербурга и великосветского столичного общества.

Провозглашение Екатерины императрицей

Отношения Екатерины со своим супругом в течение 6 месяцев его правления продолжали ухудшаться, став в конце концов враждебными. Петр III открыто появлялся в обществе своей любовницы Е.Р. Воронцовой. Возникла угроза ареста Екатерины и возможной ее высылки. Будущая императрица тщательно подготавливала заговор. Ее поддерживали Н.И. Панин, Е.Р. Дашкова, К.Г. Разумовский, братья Орловы и др. Однажды ночью, с 27 на 28 июня 1762 года, когда Петр III находился в Ораниенбауме, в Петербург тайно прибыла Екатерина. Она была провозглашена в казармах Измайловского полка самодержавной императрицей. К восставшим вскоре присоединились и другие полки. По городу быстро разнеслась весть о восшествии императрицы на престол. Петербуржцы встретили ее с восторгом. Гонцы в Кронштадт и в армию были посланы для предупреждения действий Петра III. Он же, узнав о том, что случилось, начал посылать предложения о переговорах к Екатерине, однако она их отвергла. Императрица лично выступила в Петербург, возглавляя гвардейские полки, и получила по дороге письменное отречение от престола Петра III.

Подробнее о дворцовом перевороте

В результате дворцового переворота 9 июля 1762 года к власти пришла Екатерина II. Произошел он следующим образом. Из-за ареста Пассека все заговорщики поднялись на ноги, испугавшись, что под пыткой их может выдать арестованный. Решено было послать за Екатериной Алексея Орлова. Императрица в это время жила в ожидании именин Петра III в Петергофе. 28 июня утром Алексей Орлов вбежал к ней в спальню и сообщил об аресте Пассека. Екатерина села в карету Орлова, ее привезли в Измайловский полк. Солдаты выбежали на площадь по барабанному бою и тут же присягнули ей. Затем она двинулась в Семеновский полк, который также присягнул императрице. Сопровождаемая толпой народа, во главе двух полков, Екатерина отправилась в Казанский собор. Здесь на молебне она была провозглашена императрицей. Затем она направилась в Зимний дворец и застала там Синод и Сенат уже в сборе. Они также присягнули ей.

Личность и характер Екатерины II

Интересна не только биография Екатерины Великой, но и ее личность и характер, наложившие отпечаток на ее внутреннюю и внешнюю политику. Екатерина II являлась тонким психологом и отличным знатоком людей. Императрица умело выбирала помощников, при этом не боясь талантливых и ярких личностей. Екатерининское время поэтому было отмечено появлением множества выдающихся государственных деятелей, а также полководцев, музыкантов, художников, писателей. Екатерина была в обращении со своими подданными обычно сдержанна, тактична, терпелива. Она являлась отличным собеседником, могла внимательно выслушать любого. По собственному признанию императрицы, творческим умом она не обладала, однако улавливала стоящие мысли и умела использовать их в своих целях.

Почти не было шумных отставок за время правления этой императрицы. Вельможи не были подвержены опале, их не ссылали и не казнили. Из-за этого время царствования Екатерины считается "золотым веком" дворянства в России. Императрица, вместе с тем, была весьма тщеславна и дорожила больше всего на свете своей властью. Она готова была пойти ради ее сохранения на любые компромиссы, в том числе в ущерб собственным убеждениям.

Религиозность императрицы

Показной набожностью отличалась эта императрица. Она считала себя защитницей православной церкви и ее главой. Екатерина умело использовала в политических интересах религию. По-видимому, вера ее не была очень глубокой. Биография Екатерины Великой отмечена тем, что она проповедовала веротерпимость в духе времени. Именно при этой императрице прекращено было преследование старообрядцев. Возводились протестантские и католические церкви и мечети. Тем не менее переход в другую веру из православия по-прежнему наказывался жестоко.

Екатерина - противница крепостного права

Екатерина Великая, биография которой нас интересует, являлась ярой противницей крепостного права. Она его считала противоречащим природе человека и антигуманным. Немало резких высказываний по данному вопросу сохранилось в ее бумагах. Также в них можно найти ее рассуждения о том, как можно ликвидировать крепостничество. Тем не менее императрица не решалась сделать в этой области что-либо конкретное из-за боязни очередного переворота и дворянского бунта. Екатерина, вместе с тем, была убеждена в том, что русские крестьяне духовно неразвиты, поэтому существует опасность в даровании им свободы. По мнению императрицы, жизнь крестьян достаточно благополучна у заботливых помещиков.

Первые реформы

Когда Екатерина вступила на престол, у нее была уже довольно определенная политическая программа. Она была основана на идеях Просвещения и учитывала особенности развития России. Последовательность, постепенность и учет общественных настроений были главными принципами осуществления данной программы. Екатерина II в первые годы правления провела реформу Сената (в 1763 году). Его работа в результате стала более эффективной. В следующем, 1764 году, осуществила секуляризацию церковных земель Екатерина Великая. Биография для детей этой императрицы, представленная на страницах школьных учебников, обязательно знакомит школьников с этим фактом. Секуляризация существенно пополнила казну, а также облегчила положение множества крестьян. Екатерина на Украине ликвидировала гетманство в соответствии с необходимостью унифицировать местное управление на всей территории государства. Кроме того, она пригласила в Российскую империю для освоения Причерноморья и Поволжья немецких колонистов.

Основание учебных заведений и новое Уложение

В эти же годы целый ряд учебных заведений был основан, в том числе и для женщин (первые в России) - Екатерининское училище, Смольный институт. Императрица в 1767 году объявила о том, что для создания нового Уложения созывается особая комиссия. Она состояла из выборных депутатов, представителей всех социальных групп общества, кроме крепостных крестьян. Для комиссии Екатерина написала "Наказ", который является, по сути, либеральной программой правления этой императрицы. Однако призывы ее не были поняты депутатами. По самым мелким вопросам они вели споры. Глубокие противоречия между социальными группами обнаружились в ходе этих дискуссий, а также низкий уровень у многих депутатов политической культуры и консерватизм большинства из них. Уложенная комиссия в конце 1768 года была распущена. Императрица оценила этот опыт как важный урок, который познакомил ее с настроениями различных слоев населения государства.

Разработка законодательных актов

После того как закончилась русско-турецкая война, длившаяся с 1768 по 1774 год, а также было подавлено восстание Пугачева, начался новый этап реформ Екатерины. Императрица стала разрабатывать уже сама важнейшие законодательные акты. В частности, был издан манифест в 1775 году, по которому дозволялось заводить без ограничений любые промышленные предприятия. Также в этом году была проведена губернская реформа, в результате которой новое административное деление империи было установлено. Оно сохранилось вплоть до 1917 года.

Раскрывая тему "Краткая биография Екатерины Великой", отметим, что императрица в 1785 году издала важнейшие законодательные акты. Это были жалованные грамоты городам и дворянству. Также была подготовлена грамота государственным крестьянам, однако в действие ее ввести не позволили политические обстоятельства. Основное значение данных грамот связано было с реализацией главной цели реформ Екатерины - создания в империи полноценных сословий по образцу Западной Европы. Грамота означала для русского дворянства юридическое закрепление практически всех привилегий и прав, имевшихся у него.

Последние и неосуществленные реформы, которые предложила Екатерина Великая

Биография (краткое содержание) интересующей нас императрицы отмечена тем, что она до самой своей смерти проводила различные реформы. Например, реформа образования была продолжена в 1780-е годы. Екатерина Великая, биография которой представлена в этой статье, создала сеть основанных на системе классно-урочной школьных учреждений в городах. Императрица в последние годы своей жизни продолжала планировать серьезные преобразования. Реформа центрального управления была намечена на 1797 год, а также введение в стране законодательства о порядке престолонаследования, создание основанной на представительстве от 3-х сословий высшей судебной инстанции. Однако не успела завершить обширную программу реформ Екатерина 2 Великая. Краткая биография ее, тем не менее, была бы неполной, если бы мы не упомянули обо всем этом. В целом все эти реформы были продолжением преобразований, начатых Петром I.

Внешняя политика Екатерины

Чем еще интересна биография Екатерины 2 Великой? Императрица вслед за Петром считала, что Россия должна активно действовать на мировой арене, проводить наступательную политику, даже в какой-то мере агрессивную. После восшествия на престол она разорвала союзный договор с Пруссией, заключенный Петром III. Благодаря усилиям этой императрицы удалось восстановить герцога Э.И. Бирона на курляндском престоле. Поддерживаемая Пруссией, в 1763 году Россия добилась избрания на польский трон Станислава Августа Понятовского, своего ставленника. Это привело, в свою очередь, к ухудшению отношений с Австрией из-за того, что та опасалась усиления России и начала подстрекать к войне с ней Турцию. В целом для России была успешной русско-турецкая война 1768-1774 года, но непростая обстановка внутри страны побуждала ее искать мира. А для этого нужно было восстановить прежние отношения с Австрией. В конце концов компромисс был достигнут. Польша пала его жертвой: первый ее раздел осуществили в 1772 году Россия, Австрия и Пруссия.

Был подписан Кючук-Кайнарджийский мир с Турцией, обеспечивший независимость Крыма, выгодную для России. Империя в войне Англии с колониями Северной Америки заняла нейтралитет. Екатерина отказалась помочь войсками английскому королю. К Декларации о вооруженном нейтралитете, созданной по инициативе Панина, присоединился целый ряд государств Европы. Это способствовало победе колонистов. В дальнейшие годы происходило укрепление позиций нашей страны на Кавказе и в Крыму, которое завершилось включением последнего в состав Российской империи в 1782 году, а также подписанием в следующем году Георгиевского трактата с Ираклием II, Картли-Кахетинским царем. Это обеспечило присутствие в Грузии русских войск, а затем и присоединение ее территории к России.

Укрепление авторитета на международной арене

Новая внешнеполитическая доктрина правительства России сформировалась в 1770-е годы. Это был Греческий проект. Главной целью его было восстановление Византийской империи и объявление императором князя Константина Павловича, который был внуком Екатерины II. Россия в 1779 году существенно укрепила свой авторитет на международной арене, участвуя как посредник между Пруссией и Австрией в Тешенском конгрессе. Биография императрицы Екатерины Великой также может быть дополнена тем, что она в 1787 году в сопровождении двора, польского короля, австрийского императора и иностранных дипломатов совершила путешествие в Крым. Оно стало демонстрацией военной мощи России.

Войны с Турцией и Швецией, дальнейшие разделы Польши

Биография Екатерины 2 Великой продолжилась тем, что она начала новую русско-турецкую войну. Россия действовала теперь уже в союзе с Австрией. Практически в это же время началась также война со Швецией (с 1788 по 1790 год), которая пыталась взять реванш после поражения в Северной войне. Российской империи удалось справиться с обоими этими противниками. В 1791 году закончилась война с Турцией. Ясский мир был подписан в 1792 году. Он закрепил влияние России в Закавказье и Бессарабии, а также присоединение к ней Крыма. 2-й и 3-й разделы Польши произошли в 1793 и 1795 годах соответственно. Они положили конец польской государственности.

Императрица Екатерина Великая, краткая биография которой была нами рассмотрена, скончалась 17 ноября (по старому стилю - 6 ноября) 1796 года в Санкт-Петербурге. Настолько значительным является ее вклад в русскую историю, что память о Екатерине II хранят многие произведения отечественной и мировой культуры, включая творения таких великих писателей, как Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, Б. Шоу, В. Пикуль и др. Жизнь Екатерины Великой, биография ее вдохновляла многих режиссеров - создателей таких фильмов, как "Каприз Екатерины II", "Царская охота", "Молодая Екатерина", "Сны о России", "Русский бунт" и др.

  • Глава 2. Древняя Русь
  • 2.1. Образование и развитие Древнерусского государства
  • 2.2. Феодальная раздробленность на Руси
  • 2.3. Монголо-татарское нашествие
  • Глава 3. Образование и развитие единого российского государства в XIV-XVII вв.
  • 3.1. Объединение русских земель вокруг Москвы: предпосылки, особенности, этапы (XIV – XVI вв.)
  • 3.2. Социально-политическое развитие единого российского государства в XV – XVI вв.
  • 3.3. Россия в период Смуты
  • 2.4. Российское государство и общество в XVII веке
  • Глава 4. Россия в XVIII столетии
  • 4.1. Россия в годы правления Петра I. Оценка реформ и личности Петра I
  • 4.2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг.).
  • 4.3. Россия в годы правления Екатерины II.
  • Глава 5. Российская империя в первой половине XIX века
  • 5.1. Социально-экономическое развитие России (население и его социальная структура, кризис крепостничества, начало промышленного переворота)
  • 5.2. Внутренняя политика при Александре I
  • 5.3. Внешняя политика России в первой половине XIX века
  • 5.4. Внутренняя политика при Николае I
  • 5.5. Освободительное движение и общественно-политическая мысль
  • Глава 6. Россия во второй половине XIX века
  • 6.1. Реформы 60–70-х гг. И контрреформы 80–90-х гг. В России
  • 6.2. Общественно-политические движения в России во второй половине XIX века (консервативное, либеральное, радикальное)
  • 6.3. Внешняя политика России во второй половине XIX века
  • Глава 7. Россия на рубеже XIX-XX веков
  • 7.1. Россия на рубеже веков. Развитие промышленности и сельского хозяйства
  • 7.2. Революция 1905–1907 гг. Российская многопартийность
  • 7.3. Третьеиюньская монархия. Реформы п.А. Столыпина
  • 7.4. Внешняя политика России. Первая мировая война
  • Глава 8. Ссср в 1917-1939 годах
  • 8.1. От Февраля к Октябрю. Установление Советской власти и гражданская война в России. Политика «военного коммунизма»
  • 8.2. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • 8.3. Форсированное строительство социализма: индустриализация и коллективизация
  • 8.4. Политическая борьба 20-х – 30-х годов. Формирование культа личности и.В. Сталина
  • 8.5. Преобразования Советской власти в области культуры. Отношения с церковью
  • 8.6. Внешняя политика Советского государства в 20-е – 30-е годы
  • Глава 9. Ссср в годы второй мировой войны и послевоенный период. 1939-1953 гг.
  • 9.1. Внешняя и внутренняя политика ссср накануне Великой Отечественной войны
  • 9.2. Ссср в годы Великой Отечественной войны
  • 9.3. Международные отношения и проблемы внешней политики ссср в послевоенные годы
  • 9.4. Развитие ссср в послевоенные годы: восстановление экономики и общественно-политические отношения
  • Глава 10. Советское общество в середине 50-х – 1991 гг.
  • 10.1. Развитие и реформирование советского общества в годы руководства н.С. Хрущева
  • 10.2. Эволюция и стагнация советской социалистической системы (1965-1985 гг.)
  • 10.3. Политическое и социально-экономическое развитие ссср в период «перестройки»
  • Глава 11. Постсоветская Россия (1991 г. – начало XXI в.)
  • 11.1. Демонтаж союзной государственности. Политическое развитие России в 1992-2008 гг.
  • 11.2. Экономическое реформирование России
  • 11.3. Россия и внешний мир
  • Методические указания по выполнению письменных работ
  • 1. Порядок выбора варианта домашнего задания
  • 2. Порядок выполнения домашнего задания
  • Варианты домашних заданий по курсу История
  • Часть 1. Тема: «Образование Древнерусского государства (IX–нач.XII вв.)». Раскрывая содержание темы, обратите внимание на следующие моменты:
  • Часть 2. Проследите, как шел процесс эволюции политического строя России во второй половине XVII века.
  • Часть 2. Проследите, как менялось положение дворянства на протяжении XVIII в. Какой документ окончательно утвердил его главным привилегированным сословием империи?
  • Часть 2. В свое время н.М. Карамзин подверг резкой критике Ярослава Мудрого за введение удельной системы. Чем Вы можете объяснить такую оценку знаменитого историка?
  • Требования, предъявляемые к оформлению библиографического списка
  • Оформление таблиц и схем
  • Динамика роста государственных доходов за определенный период времени (б)
  • Образец титульного листа домашнего задания
  • 200__ Контроль знаний студентов
  • Сведения о ппс
  • Использование инновационных методов
  • 4.3. Россия в годы правления Екатерины II.

    Правление Екатерины II (1762-1796), продолжавшееся 34 года и отмеченное многими важными событиями, оставило яркий след в истории нашей страны. Впоследствии период ее царствования и успешных деяний назовут «золотым екатерининским веком».

    Царствование Екатерины II имело своеобразные, характерные черты. Во-первых, она провозгласила себя продолжательницей дел Петра I и в своей практической деятельности следовала начатым им курсом. Во-вторых, во внутренней политике императрицы либеральные идеи сочетались с реакционными. В-третьих, период ее длительного правления не был однородным. Он подразделяется на несколько этапов: 1) первые годы правления; 2) политика «просвещенного абсолютизма»; 3) правление после Пугачевского восстания; 4) политика последних лет царствования.

    В первые годы своего правления императрица стремилась навести порядок, устранить «завалы», доставшиеся ей от прежних правителей страны и обустроить Россию в соответствии со своими либеральными взглядами. В целом это был период активных реформаторских инициатив Екатерины II. Сенатская реформа 1763 г., секуляризация церковно-монастырского землевладения, ликвидация гетманства на Украине – таковы плоды раннего (1762-1765 гг.) этапа деятельности царицы.

    В первые годы нахождения у власти Екатерине II пришлось решать непростой вопрос об отношении светской власти к церкви. Последняя и после церковных реформ, секуляризации ее земель, продолжала оставаться крупным корпоративным собственником. Монастырям и церквам принадлежали огромные земельные угодья, на которых трудились 910 тыс. крепостных крестьян. В определенных вопросах духовенство старалось показать свою независимость. Все это не нравилось императрице. Но в первый год правления она ничем не проявила своего негативного отношения к церкви, а наоборот, в Манифесте о вступлении на престол Екатерина II мотивировала свой приход во власть желанием спасти церковь и веру от «поругания». Но уже через полгода, в 1763 г., по указанию императрицы был составлен план полной секуляризации церковно-монастырского землевладения, что и нашло отражение в Указе, подписанном в феврале 1764 г. Сама секуляризация прошла в 1764-1767 гг. Доходные имения церквей вместе с крестьянами были переданы из Синода коллегии экономии при Сенате. Бывших церковно-монастырских крестьян стали называть «экономическими», а по сути они стали государственными, поскольку платили оброк в казну. Государство само стало определять штаты монастырей и выделять деньги на их содержание. В результате число монастырей сократилось с 954 до 385.

    Государство стало получать от секуляризованных земель примерно 750 тыс. рублей дохода в год. Это позволило императрице ослабить финансовый кризис начала 60-х гг., пополнить казну, рассчитаться с армией, которая давно не получала жалованья. Решительность, деловитость, расчетливость молодой государыни напомнили ее современникам о петровских временах.

    С середины 60-х гг. Екатерина II стала проводить политику «просвещенного абсолютизма». Последняя была характерна не только для России, но и для ряда европейских стран (Пруссии, Австрии, Швеции). Эта политика сформировалась под влиянием распространенной в Европе в XVIII в. просветительской идеологии. Французские просветители (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо) один из путей достижения свободы, равенства, справедливости видели в деятельности просвещенных монархов-мудрецов на троне. Реально политика «просвещенного абсолютизма» сводилась к тому, чтобы «сверху» проводить экономическую, политическую и культурную модернизацию страны, не меняя по существу абсолютной формы правления.

    Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II проявилась в активном покровительстве развитию культуры и образования, сближении прав сословий, публичном обсуждении проблем создания правового государства и гармонично развитого общества, совершенствовании налоговой и финансовой систем, упорядочении законодательства, урегулировании отношений с церковью.

    Ярким примером политики «просвещенного абсолютизма» императрицы стал созыв в 1767 г. специальной (Уложенной) комиссии из представителей разных национальностей, сословий и вер для разработки нового законодательства (Уложения) взамен устаревшего Уложения 1649 г. В целях идейного руководства Екатерина II представила комиссии специально написанный Наказ, где она изложила некоторые идеи французских просветителей. Созыв комиссии, екатерининский Наказ, составленный в либеральном духе, произвели большое впечатление на просвещенное российское общество и Европу, закрепив за Екатериной II статус «просвещенной правительницы». Однако, встретив сопротивление депутатов-дворян и убедившись в бесплодности работы комиссии, императрица распустила ее на неопределенный срок и больше не собирала. В дальнейшем она самостоятельно стала подготавливать законодательные акты, составившие основу «просвещенного» абсолютизма».

    В русле данной политики развитие получили культура, наука и образование, искусство. Так, в 1765 году возникает Вольное экономическое общество, предназначенное для популяризации передовых агрономических знаний и содействия помещичьему рационализаторству. Но здесь же рассматривался по рекомендации императрицы и вопрос о положении владельческих, крепостных крестьян. Таким образом, она желала обратить внимание членов общества, помещичьи круги на невыносимость крепостного права, которое в России было сродни рабству.

    Большой шаг вперед сделала русская наука. Существовавшая с петровских времен Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет двадцать пять томов древних русских документов. В 80-е годы было предпринято первое издание сочинений М.В. Ломоносова, был подготовлен шеститомный «Словарь Российской академии», содержавший объяснение 43 тысячам слов русского языка. Начали выходить два периодических издания Академии журналы «Собеседник любителей российского слова» и «Новые ежемесячные сочинения». Успехи Академии в 80-90-е годы неразрывно связаны с именем княгини Е. Дашковой, которая была директором Академии с 1783 по 1795 годы.

    При Екатерине II были заложены основы системы народного образования без сословных преград (за исключением крепостных крестьян). Уже в «Наказе» 1767 г. императрица обратила внимание на воспитательное образование и стала заботиться об учреждении учебно-воспитательных заведений. В Москве был образован воспитательный дом И.И. Бецкого для детей из деревни. Воспитанники становились в дальнейшем садоводами, лесоводами, фельдшерами. Наиболее способные продолжали образование в университетах, медико-хирургической академии. По инициативе И.И. Бецкого было создано образовательное учреждение для девушек-сирот из дворянского сословия, которое известно в истории как Общество благородных девиц, или Смольный институт. Таким образом, политика «просвещенного абсолютизма дала плодотворные результаты в культурно-образовательной и научной областях.

    После Пугачевского восстания (1773-1775 гг.) Екатерина II скорректировала свою внутреннюю политику. Она стала больше внимания уделять реформированию государственного устройства, окончательно сделала ставку на дворянство как на опору самодержавия, пошла на уступки дворянам и купечеству.

    За время своего правления Екатерина II так и не решилась на коренную перестройку высшего центрального аппарата, как это сделал в свое время Петр I, но она усовершенствовала систему местного управления. С 1775 г. Российская империя была разделена на 50 губерний (вместо прежних 20) с населением от 300 до 400 тыс. человек в каждой, с подразделением на уезды в 20-30 тыс. человек. Во главе губернии стоял губернатор, обладавший теперь властью с распорядительными и полицейскими функциями. Главой уезда был капитан-исправник.

    В целом утвержденные императрицей 7 ноября 1775 г. губернские учреждения представляли собой довольно сложную систему административных и судебных органов, сословных и общих. На уездном и губернском уровнях существовали сословные суды: суды для дворян, городовой и губернский магистраты для купцов и мещан, расправы для однодворцев и государственных крестьян. Для всех сословий высшими судебными инстанциями были уголовная и гражданская палаты.

    Новым моментом в системе местного управления было то, что в некоторых учреждениях (в губернском городском совестном суде по уголовным делам и в приказе общественного призрения) присутствовали выборные заседатели от трех сословий. К недостаткам новой системы управления относились: сложность и дороговизна управления, особенно судебных органов, плохое ведение дел на местах из-за отсутствия квалифицированных кадров.

    С введением губернских учреждений большинство петровских коллегий (юстиц-коллегия, ревизион-коллегия и другие) были закрыты, а их дела переданы в другие государственные структуры (в казенную палату, палаты гражданского и уголовного суда, губернские управления). Усиление власти на местном уровне было обусловлено тем, что императрица извлекла урок после «пугачевщины».

    В годы правления Екатерины II окончательно оформились права дворян как высшего, привилегированного сословия Российской империи. С введением положения о губерниях 1775 г. дворянству было предоставлено право широкого и влиятельного участия в местном управлении и суде. Жалованная грамота дворянству 1785 г. точно определила и закрепила личные и общественные права дворян. Права личные: наследственность дворянского достоинства; судимость только в дворянском суде; свобода от личных податей и телесных наказаний; исключительное право на владение землей с крепостными; право заводить фабрики и заводы, заниматься торговлей; полное право на все, что находится в имении дворянина. Общественные права: право создавать свои губернские и уездные собрания; право выдвигать своих кандидатов на должностные посты в административных и судебных органах.

    В течение второй половины XVIII в. значительно увеличилось дворянское землевладение. Часть земель дворянство получило на законных основаниях (за службу в армии, за заслуги перед Отечеством, через наследования). Но часть земель помещиками была самовольно захвачена и юридически закреплена в ходе генерального межевания, которое проходило с 1766 по 1843 гг. К концу XVIII в. в руках дворянства было сосредоточено более 61% пахотной земли в государстве и 51% всех крестьян России.

    Существенные изменения произошли в жизни купеческого сословия. В 1775 г. купечество, разделенное на 3 гильдии, было освобождено от подушной подати и обложено взамен того гильдейской пошлиной в 1% с заявленного по совести капитала. Положение о губерниях предоставило купечеству и мещанству участие в городском управлении и суде.

    Жалованная грамота городам 1785 г. установила состав, управление и права городского общества. Городские обыватели были поделены на шесть классов: 1) настоящие городские обыватели; 2) купцы трех гильдий; 3) ремесленники; 4) иногородние и иностранные гости; 5) именитые граждане (городские выборные лица, ученые с академическими и университетскими аттестатами, художники и артисты, предприниматели с капиталом не менее 50 тыс. рублей); 6) посадские люди. Наибольшие права в городе имели представители 1 и 5 классов. К примеру, именитые граждане были освобождены от рекрутской повинности, к ним не применялись телесные наказания, они могли иметь загородные дома и сады, ездить по городу в карете, запряженной четверкой лошадей. Раз в три года городские жители всех классов созывались на общее собрание для выбора должностных лиц. Участвовать в управлении могли городские обыватели не моложе 25 лет и владевшие капиталом, проценты с которого были не ниже 50 рублей. Текущими делами в городе занималась шестигласная дума, составленная из 6 гласных (от каждого из шести классов).

    Щедро пожалованные императрицей права, свободы дворянству и некоторым другим сословиям дали основание им назвать период правления Екатерины II «золотым веком».

    В отношении же крестьянского сословия, самого многочисленного, также были предприняты меры по устройству его быта, судопроизводства. С 1775 г. свободное сельское население получило свой сословный суд, оно могло принять участие в местном управлении наряду с другими сословиями. Был даже составлен проект жалованной грамоты свободным крестьянам, но он не был принят к исполнению. В тоже время усилилась крепостная зависимость владельческих крестьян от помещиков. Крепостные крестьяне были лишены своих личных и гражданских прав, став для их владельцев просто товаром, «вещью», которыми они могли распоряжаться по своему усмотрению.

    Усиления крепостного права, распространение его на прежде свободных людей и территории (Дон, Украину, Урал, Поволжье), возрастание различного рода повинностей, ограничение прав казаков, ломка традиционного уклада жизни, нарушение религиозных норм вызывали недовольство, волнения. Однако XVIII в. по количеству народных выступлений уступает «бунташному» XVII в. Самыми крупными и масштабными (по количеству и составу участников, охвату территории) выступлениями XVIII столетия были восстание казаков и беглых крестьян Дона под руководством Кондратия Булавина (1707-1708 гг.) и казацко-крестьянская война 1773-1775 гг. под руководством донского казака Емельяна Пугачева. Отдавая дань уважения борьбе народных масс против разных форм угнетения и притеснений, современные исследователи в то же время отмечают бессмысленность погромов и жестокость нравов со стороны восставших, идеализацию личностей их предводителей в исторических песнях и сказаниях.

    В период правления Екатерины II, как и во времена Петра I, во внешней политике решалось сразу несколько стратегических задач. Первая задача – собрать воедино русские земли на северо-западе Европы. Вторая задача – обезопасить рубежи России с юго-востока, добиться полного выхода в Черное, а затем в Средиземное моря, взять под протекторат России православных христиан на Кавказе, в Османской империи. Для выхода к морям и возвращения южных территорий Россия провела две русско-турецкие войны 1768-1774 и 1787-1791 гг. Эти войны принесли лавры победителей князю Г. Потемкину, полководцам П. Румянцеву, А. Суворову, М. Кутузову и другим. После победоносных войн наша страна стала превращаться в Черноморскую державу, потеснив Турцию.

    При решении внешнеполитических задач использовались также дипломатические приемы, подкупы, хитрость. Так, Екатериной II и князем Г. Потемкиным было решено экономически ослабить Крымское ханство путем вывоза исправно платящего налоги населения на территории Российской империи. Второй задачей российского правительства было заселить тогда еще безлюдный Новороссийский край и степи Дона. В 1778-1779 гг. из Крыма было вывезено около 30 тыс. армян, греков и грузин. Крымские армяне поселились на Дону, на территориях за крепостью святого Дм. Ростовского. Здесь они основали г. Нор-Нахичеван и пять поселений. Переселенцам была предоставлена широкая автономия.

    В 1783 г. крымский хан Шагин-Гирей обратился с просьбой к царскому правительству о вхождении ханства в состав Российского государства. После присоединения Крыма в бухте, вблизи крепости Севастополь, стали строить корабли Черноморского флота.

    В дальнейшем объектами российской внешней политики стал Северный Кавказ и Закавказье, находившиеся под экономической и духовной властью Османской империи и Персии. В северокавказском регионе для закрепления территорий и вытеснения Турции российское правительство пошло на строительство крепостей. Были заложены Владикавказская, Георгиевская и другие крепости. При завоевании западной части Предкавказья большую роль сыграли войска, составленные из украинских казаков. В благодарность за это Екатерина II подарила им земли Кубани. Продвижение России на Кавказ вызвали недовольство и волнения среди части горских народов.

    Вторая половина XVIII в. ознаменовалась усилением тяги к России со стороны Грузии и Армении, страдавших от набегов и гнета турок, персов и горцев. Грузинские князья и армянские католикосы (главы армянской церкви) неоднократно обращались к российским правителям за помощью. В 1783 году между Россией и Грузией был заключен Георгиевский трактат, по которому Восточная Грузия перешла под покровительство России. Армянскому народу Екатерина II пообещала помощь и защиту, дала согласие на переселение армян в Россию.

    Вопрос о северо-западных и западных русских землях решился с разделом ослабленной Речи Посполитой (1772,1793,1795 гг.). К России были присоединены восточная часть Польши, Западная Украина (кроме Галиции), Белоруссия, Курляндия, большая часть Литвы. Раздел Польского государства осложнил русско-польские отношения.

    С 90-х гг. внимание России было обращено в сторону революционной Франции. Вначале Екатерина II сочувствовала восставшим, благожелательно отнеслась к французской декларации и читала ее своему внуку Александру I, но после казни французского короля в январе 1793 г. императрица разорвала дипломатические отношения с Францией, наложила запрет на французские книги, приостановила действие торгового договора 1787 г., закрыла для французских судов российские порты, выслала из страны ряд французских эмигрантов, лояльно настроенных к революции, отозвала из Франции всех русских подданных.

    В конце правления Екатерины II во внутренней политике намечается отход от либеральных идей, усиливаются реакционные черты (преследование А. Радищева, запрет на издание вольнодумных произведений и т.п.).

    В современной историографии век Екатерины II характеризуется как вторая и небезуспешная попытка европеизировать и модернизировать российское государство и общество. Еще при жизни современники называли Екатерину II Великой. Своими деяниями Екатерина II, немка по происхождению, приумножила могущество и влияние России в международных делах, способствовала становлению зачатков гражданского общества в стране, развитию культуры и образования.

    Замыкает XVIII в. правление Павла I Петровича (1796-1801 гг.). При нем произошел резкий поворот во внешней и внутренней политике. Так, император за пять лет своего правления успел ограничить дворянское самоуправление, затруднил уход со службы, издал указ о трехдневной барщине, ввел в армии прусские порядки, искоренял те обычаи в столичном обществе, которые установились при его матери. Это вызвало недовольство элиты общества. Развязка наступила в следующем столетии.

    Таким образом, в XVIII в. реформы и преобразования позволили России сделать резкий рывок вперед. Однако российская модернизация, по мнению некоторых исследователей, отличалась от того, что было в других странах. Это была экстенсивная модернизация, которая была направлена на присвоение и освоение чужих культурных и технических результатов, достижений. Но европейские новшества охватили лишь незначительную часть российского общества, а освоенных европейских ресурсов хватило на столетие, что в дальнейшем вновь подводило наше государство и общество к необходимости проведения очередной модернизации.