Анна кашинская. Святая благоверная великая княгиня - инокиня анна кашинская

Анна Кашинская - дочь князя из города Ростова, Дмитрия Борисовича. Жена великого князя города Твери Михаила Ярославовича.

С молодости вынесла все горести, которые могут выпасть на долю женщине. Она рано лишилась отца, через несколько лет лишилась и родного дома в результате страшного пожара, уничтожившего все имущество княжеской семьи.

Главной добродетелью православных святых – было терпение и смирение, коими в полной мере обладала Святая Анна, покровительница города Кашина.

Житие Анны Кашинской

Родилась Анна около 1280г в городе Ростове. В ноябре 1294г вышла замуж. Она лишилась и своего первого ребенка – дочери Феодоры и рано стала вдовой. Ее мужа замучили в Золотой Орде в 1318 году за выказанное непочтение к татарскому хану и за отказ отречься от своей православной веры и поклониться идолам.

Оставшись одна после смерти возлюбленного супруга и будучи страстно верующей христианкой, Анна удалилась в Софийский монастырь города Твери и приняла постриг, получила при этом новое имя – Ефросиния. Вскоре после этого, уступив горячим просьбам сына своего князя Василия, новоизбранная монахиня перешла на жительство в Успенский монастырь, где после принятия схимы вернула свое крещеное имя – Анна.

В миру у святой Анны остались четыре взрослых сына – князь Василий, Дмитрий, Александр и Константин, все они были глубоко и истово верующие люди, готовые пострадать за свои убеждения. Святая Анна при жизни испытала все скорби, возможные для женщины и матери.

В 1325 году Дмитрий Михайлович, встретив в Орде князя Юрия Московского, которого все обвиняли в смерти князя Михаила, убил его, после чего был казнен ханом за неповиновение. В 1339 году младший сын Александр и внук Анны - Федор, так же были казнены: их четвертовали, а части тел были разбросаны по степи.

Явление Святой Анны

Не выдержав всех этих потерь, Анна скоропостижно скончалась (октябрь 1368г) и была погребена в Кашинском монастыре на кладбище при Успенской церкви. Имя ее было надолго и несправедливо забыто вплоть до 1611 года. Только после явления Святой Анны царю Алексею Михайловичу – тишайшему, благочестивому и справедливому царю, жители города Кашин вспомнили о всех благодеяниях Анны, многократно спасавшей их город от разорения и эпидемий.

Святая Анна Кашинская фото

Существует легенда, что в 1611 году Анна явилась страждущему канонику и исцелила его, а после сказала, что в год страшных испытаний (в это время Кашин осаждали литовские войска) она молит Иисуса Христа и Пречистую Деву Марию о спасении своих сограждан. Слухи о великих чудесах, совершаемых мощами Святой Анны, дошли до Патриарха Всея Руси Никона и он совместно с царем решил канонизировать святую и представить ее останки для поклонения.

Процедура эта произошла 12 июня 1650 года и ни одна святая, ни до, ни после не удостаивалась столь пышных празднеств и поклонения. При вскрытии гроба святой было обнаружено, что тела ее не коснулось тление, лишь только чуть-чуть на ступнях ног, а правая рука лежит у груди со сложенными двумя перстами, словно для благословения.

Символ Старой веры

Скорее всего, именно поэтому Святая Анна стала символом старой веры – раскольничьего движения и невольно послужила к спору между старообрядцами и новообрядцами. В 1665 году приверженцев старой веры, которые продолжали совершать крещение двумя перстами, назвали еретиками и предали анафеме.

В ответ на это приверженцы старой веры указывали на персты Святой Анны, сложенные для крещения, и многие шли в церковь, чтобы убедиться в правоте приверженцев старой церкви. Поэтому в 1677 году была отменена канонизация святой, поскольку новообрядцы не хотели усиления аргументов в пользу раскольников. Таким образом, Святая Анна вновь была забыта на долгие годы.

Обращения к святой Анне

Власти надолго забыли о благодеяниях Святой Анны, но простые христиане постоянно шли к ней на поклон с молитвами о помощи. Святая никому не отказывала в своих добрых делах. Ей молились о детях, о здоровье, о браке, в ее честь называли своих дочерей. В 1908 году о ней вспомнили, и в 1910 году был открыт первый храм, посвященный самой смиренной и долго терпеливой из всей православных святых.

Поскольку Святая Анна сама очень много вытерпела при жизни и знает, что такое- сиротская доля, и доля горькой вдовы, знает, что такое терять детей, то она продолжает помогать людям, пришедшим к ней с чистым сердцем, в их горестях. В годы войн и революций, православные продолжали обращаться к Святой Анне со своими мольбами, и она всегда слышала эти моления.

И в наши дни в ХХ1 веке Святая Анна слышит молитвы, обращенные к ней, и остается защитницей вдов и сирот, и всех недужных и страждущих телом и душой.

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 - 2 октября 1368) - тверская княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского.

В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским, сыном великого князя Ярослава Ярославича. У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василий Ростовский, Александр Невский).

http://radioblago.ru/arc/GrajdaneNeba/jitiya/oct/15oct/15.blg.kn.Anna-Kashinskaya-arpgg2bjhk6.mp3
Михаил Тверской и Анна Кашинская

По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем Владимирским. Получив Владимирский престол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. Князь Юрий Данилович Московский, «перекупив» в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. Анна провожала мужа до Нерли. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Младший сын Василий построил для неё в городе Кашине Успенский монастырь, куда она и перебралась, по просьбе Василия. Там в непрестанной молитве она провела остаток дней. За три года до её смерти всю княжескую семью выкосил страшный мор. У княгини не осталось никого из родных, кроме Василия. Неразлучные в жизни, они и умерли в один год - 1368. Перед смертью она приняла схиму с именем Анна и преставилась 2 октября 1368 года . Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

Рака с мощами Анны Кашинской

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников (из-за того, что пальцы правой руки её нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения, а приказано было креститься тремя пальцами), и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви.

Несмотря на деканонизацию (которая длилась 230 лет), почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899-1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. На повторную канонизацию было дано согласие Николая II.

Парад в день празднования святой Анны кашинской. Фото В.Колотильщикова. Нач. XX в

Ныне святые мощи почивают во вновь открытом после реставрации Вознесенском соборе , ставшем кафедральным, т.е. главным собором города Кашина . Начиная с 1994 г. 25 июня, в День города и День почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, после литургии совершается Крестный ход с ее мощами по маршруту: Вознесенского собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

Вид Вознесенского собора, 1909 г
Кашин. Рака с мощами Анны Кашинской

В октябре 2011 года ковчег с мощами святой княгини Анны Кашинской был помещен в новую серебряную раку. Рака весом 54 килограмма была изготовлена на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов. Благодаря общим усилиям было собрано более 3,5 млн. рублей и создано настоящее произведение искусства. Изготовил раку опытный мастер из Сергиева Посада.

Серебряная рака для мощей святой княгини Анны Кашинской

Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва преподобной княгине Анне Кашинской
О, преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к раце честных мощей твоих, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих: аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши, и не отступаеши от нас духом, сохраняюще нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему: аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь
Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Закон Божий. Благоверная княгиня Анна Кашинская

Святой княгине Анне на протяжении многих столетий поклоняются православные христиане не только в России, но и за рубежом. Молитва перед этой иконой способна защитить ваш дом и семью от горя и потерь.

История иконы

Благоверная княгиня Анна Кашинская жила на Руси в 13 веке. Анна была дочерью Ростовского князя и княгини. С самого детства Анна проявляла усердие в молитве и росла кроткой и благочестивой. За свою жизнь княгиня претерпела множество лишений и бед. После ранней смерти отца Анна вышла замуж по большой любви, но вскоре ее муж был убит татарским ханом за отказ поклоняться языческим богам.

Смерть братьев, выросших сыновей, мстящих за смерть отца, и множество новых потерь привели святую к мысли о монастыре и постриге. Священник благословил Анну на это послушание, и она приняла постриг, поселившись в Софийском монастыре. Княгиня непрестанно молилась за своих невинно убиенных родных, и наконец, ее душа нашла покой.

Анна отошла ко Господу с молитвой на устах в 1368 году. Сразу после смерти княгини на ее могиле начали происходить чудеса исцеления безнадежно больных людей. В 1649 святая была канонизирована, а ее образ был написан иконописцами Софийского собора.

Где находится икона

Копий и списков иконы княгини множество, но первоначальный образ, так же как и нетленные мощи святой, находится в Вознесенском кафедральном соборе в городе Кашине.

Описание иконы

На иконе великая княгиня Анна изображена стоящей на берегу реки Нерль. Святая смиренно принимает благословение Божье, отправляясь на нелегкое послушание. Княгиня изображается в одеянии монахов — схиме, с четками в одной руке. Вторую руку святая прижимает к сердцу.

Этот образ указывает каждому православному человеку на то, что перед лицом любой скорби он должен быть смиренным и полагаться на волю Господа. Только этот путь является возможным для постижения благодати Божьей, и только следуя ему, можно войти в Царствие Небесное.

В чем помогает икона княгини Анны Кашинской

Святая Анна за свою жизнь пережила множество лишений и потерь. Однако ее дух не был сломлен, и она до конца осталась истинно верующей и преданной нашему Господу и Воле Его. Православные всего мира молятся святой княгине, прося об утешении, даровании сил душевных, исцелении болезней и изгнании тоски.

Молитвы перед иконой святой Анны

«О, пресвятая и благословенная княгиня Анна, кротостью и милостью своею исцеляющая раны телесные и душевные! Смиренно молю тебя: усмири греховную тоску мою и подай утешение во всяком горе и печали. Сохрани душу мою и живот мой, дабы мог я восславить Господа нашего и познать благодать Духа Святого. Аминь».

Эта молитва от тоски читается для утешения в любом горе.

«Преблагая княгине, мир осветившая нетленным светом своей души, заступница и смиренная молитвенница о судьбах наших! Смиренно молим тебя: убереги, княгине, от бед и напастей смиренных и недостойных рабов Божьих, не оставь нас в геенне огненной на поругание диавола, умоли Господа нашего указать верный путь и освети наши души своим кротким светом. Аминь».

Очистить свою душу и приблизиться к благодати Божьей вам помогут молитвы о прощении грехов . Мы желаем вам мира в душе и счастливой жизни. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

25.06.2017 04:04

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

С вятая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII века в г. Кашине, входившем в Ростово-Суздальское княжество. Она была дочерью великого князя Ростовского Димитрия Борисовича. С юных лет святая Анна была воспитана в страхе Божием, научена смирению и послушанию. Ее наставником был святитель Игнатий, епископ Ростовский (+1288; память 28 мая), который известен строгим подвижничеством и миролюбием. Как и все княжеские дочери, святая Анна была научена разным видам рукоделия. Когда княжна подросла, слава о ее уме, скромности и красоте стала известна в других княжествах. Тверская княгиня Ксения отправила к Ростовскому князю Димитрию послов с таким наказом: «Есть бо у него... дщерь едина, зело добродетельна, премудра же и прекрасна, сию... желаю видети в супружестве сыну моему в жену; возлюбих бо ю добронравия ея ради». Посольство Тверской княгини увенчалось успехом: святая Анна была отдана в жены Тверскому князю Михаилу, впоследствии благоверному князю-мученику (+1318, память 22 ноября).

Венчание благоверной княгини Анны со святым князем Михаилом состоялось 8 ноября 1294 года в Преображенском кафедральном соборе в Твери. Таинство брака совершил епископ Тверской Андрей. Летописец замечает, говоря о женитьбе князя Михаила, что «бысть радость велия в Твери». Кашинцы же в связи с радостным событием построили в Кашине Михайловский храм и триумфальные ворота из Кремля к тверской дороге, назвав их также «Михайловскими». В кашинском Успенском соборе ежегодно 8 ноября была установлена праздничная служба.

Благоверная княгиня Анна была образцом христианской супруги и матери и украсилась многими семейными добродетелями. Святые супруги жили в любви и согласии, заботились о благе своего народа, были милосердны к бедным и сиротам. У них было пятеро детей: сыновья Димитрий (1299), Александр (1301), Константин (1306), Василий (1309) и дочь Феодора (1300),- которых они воспитали в страхе Божием и научили христианским добродетелям.

Несмотря на бедствия, святая Анна была счастлива. Невзгоды она переносила со свойственными ей смирением и покорностью воле Божией. В 1295 году Тверь была истреблена страшным пожаром. В 1296 году новый пожар уничтожил великокняжеский дворец; святые князь и княгиня едва спаслись. «Се же чудо бысть,- отмечает летописец,- како Бог заступи князя». В том же году был мор скота и сильная засуха, тяжело заболел великий князь. Любвеобильное и сострадательное сердце благоверной княгини Анны переживало все горести, выпавшие на долю ее народу. Постоянные междоусобицы князей, борьба за великокняжеский престол нередко вызывали походы князей друг на друга. Это приводило к разорению Отечества и многим другим бедам. Святой княгине Анне приходилось неоднократно провожать в походы мужа, оплакивая его как перед смертью.

В 1318 году святой князь Михаил, чтобы отвратить нашествие татар на Тверь, которое должно было принести смерть многим людям, разрушение храмов и монастырей и разорение всей Тверской земле, отправился в Орду. Святая княгиня Анна знала, что он едет на верную смерть, но как истинная христианка и патриотка мужественно благословила его в этот путь. Перед разлукой она увещевала благоверного князя: «Молю тебя, господин мой... когда предстанешь пред нечестивым царем, как добрый воин Христов, и когда предадут тебя злоковарным мукам, не бойся грядущих на тебя зол, да не устрашит тебя ни огонь, ни колеса, ни меч, ни сечиво, но будь терпелив, пойдя на сие добровольно... Возлюби, господин мой, Единого Господа Иисуса Христа». В прощальных словах святой княгини Анны - вся глубина ее любви к Богу, ее жертвенная преданность Его святой воле, величие ее христианской души.

Святая Анна с детьми проводила святого князя Михаила до реки Нерль. Полагают, что близ деревни Малиник Калязинского уезда было последнее прощание благоверных супругов. Святой князь Михаил был замучен в Орде 22 ноября 1318 года. Только в июле следующего года узнала благоверная княгиня Анна о мученической кончине своего супруга. Узнав о том, что святые мощи его привезены в Москву, она отправила туда посольство. Нетленное тело святого мученика было перенесено в Тверь и погребено в Преображенском соборе.

В последующие годы скорби благоверной княгини Анны еще более умножились. В 1325 году в Орде был замучен ее старший сын - великий князь Тверской Димитрий Грозные Очи. В 1327 году второй сын Александр разбил татарское войско, опустошавшее тверские земли. В отместку хан собрал новое войско и разгромил Тверь; князь Александр вынужден был скрываться во Пскове. Десять лет многострадальная мать не видела сына, а в 1339 году князь Александр и его сын Феодор были убиты в Орде. Древнее житие так описывает жизнь благоверной княгини Анны до принятия монашества: «Еще в дому своем она... частым молением выну Богу молящи, яко да и ю не лишит достояния святых лику. И многу посту и воздержанию себе вдавши, кротостию и смирением украшашеся, нищих питая, и странных и убогих повелеваше в дом свой вводити и питати, и сирот, и вдовиц заступая». После смерти князя Михаила святая Анна решила исполнить свое давнее желание-«едину Богу в молчании работати». Она приняла постриг в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Переменив княжеские палаты на убогую иноческую келлию, святая Анна стала подвизаться в еще большем посте, бдении и молитве.

По-матерински сострадая бедным и несчастным, она по-прежнему старалась им помочь.

В 1365 году младший сын благоверной княгини Василий, единственный оставшийся в живых к тому времени, упросил свою мать-старицу переселиться в его удельное княжество - на родину святой Анны. Со скорбью провожала Тверь благоверную инокиню Евфросинию в Кашин. С великой радостью встречали ее там кашинцы. Все жители вышли навстречу известной своим благочестием святой подвижнице. В Кашине был сооружен Успенский монастырь, где святая приняла схиму с именем Анна. Всенощные бдения, непрестанная молитва, воздержание - были каждодневным подвигом схимонахини Анны. Святая пребывала в безмолвии, которое прерывала только для наставления князя Василия. Она учила его помнить о смерти, держаться правды, быть смиренным, кротким и долготерпеливым.

Господь открыл святой Анне день смерти. Она скончалась в глубокой старости 2 октября 1368 года и была погребена в соборном храме в честь Успения Божией Матери. Святая благоверная княгиня Анна не оставила и по смерти свое земное Отечество: молитвами своими она оберегала город Кашин от несчастий. Неоднократно в городе возникал пожар, но быстро прекращался, не распространяясь на большие пространства. В 1606-1611 годах поляки несколько раз осаждали Кашин, но не могли взять его.

После кончины благоверная княгиня Анна чтилась местно, но по прошествии нескольких столетий память о ней ослабела. Когда в 1611 году святая Анна исцелила пономаря Успенского храма Герасима от тяжкой болезни (святая явилась ему в схимническом одеянии), почитание благоверной княгини Анны возобновилось; у гробницы святой стали происходить исцеления. В 1649 году, по ходатайству духовенства и граждан Кашина, царь Алексей Михайлович распорядился освидетельствовать мощи княгини Анны. 21 июля 1649 года архиепископ Тверской и Кашинский Иона с клиром открыл гробницу и обрел нетленные мощи благоверной княгини Анны. В том же году Собор Русской Церкви постановил причислить благоверную княгиню Анну к лику святых и открыть ее честные мощи для всеобщего поклонения. На обретение мощей была составлена служба.

Церковное прославление благоверной княгини Анны и торжественное открытие ее мощей состоялось 12 июня 1650 года. В тот день святые мощи благоверной княгини Анны были перенесены из деревянного Успенского собора в древний каменный Воскресенский собор. На перенесение мощей иеромонах Епифаний Славинецкий составил службу. Тогда же было установлено общецерковное празднование два раза в год: 21 июля, в день обретения мощей, и 2 октября, в день кончины. Ныне память святой Анны празднуется также и 12 июня, в день перенесения мощей. Житие благоверной княгини Анны написано вскоре после ее прославления старцем Соловецкого монастыря Игнатием (впоследствии митрополит Сибирский).

В 1677 году Патриарх Иоаким (1674-1690) и Собор упразднили празднование памяти благоверной княгини Анны в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего ее имя в своих целях. Однако в народе почитание святой Анны не прекратилось. Память о святой поддерживалась чудесами от ее мощей. Во время войны 1812 года по молитвам благоверной княгини Анны Кашин был избавлен от разорения французами. Благодарные жители города в 1817 году перенесли святые мощи благоверной княгини Анны из древнего в новосооружаемый Воскресенский собор. В 1848 году во время холеры мор прекратился после крестного хода по городу с иконой святой Анны. К святым мощам приходило множество богомольцев из других губерний страны.

В 1909 году, по многочисленным прошениям кашинцев, церковное почитание святой благоверной княгини Анны было восстановлено. Празднование приурочено к 12 июня, дню первого перенесения ее мощей. Ныне святые мощи почивают в храме в честь святых апостолов Петра и Павла в г. Кашине.

4.6 (91.11%) 18 votes

25 июня (12 июня ст. ст . ) Церковь чтит память св. блгв. княгини инокини Анны Кашинской, а 3 августа (21 июля ст.ст.) вспоминает обретение честных мощей св. блгв. княгини инокини Анны Кашинския.

По случаю праздника напомним нашим читателям непростую историю, связанную с почитанием святой благоверной княгини.

Великим старообрядческим праздником назвал день памяти св. благоверной княгини инокини Анны Кашинской старообрядческий епископ Михаил (Семенов):

Праздник 12 июня (день церковного прославления благоверной княгини Анны 1650 года по старому стилю) может с чистой совестью праздновать только старообрядчество, за предания которого пострадала княгиня , – писал он. – Старообрядчество, которое не закрашивало икон святой, а благоговейно поклонялось им и лобызало их “.

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году ее канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых.

Ниже мы приводим непростую и поучительную историю святой от Никиты Шевцова, опубликованную на сайте Русской народной линии , а в качестве справки – интересный материал о практике «снятия святости» с канонизированных святых в господствующей Церкви уже в наше время…

Слёзы Анны Кашинской

Княгиню прославили… “Исключили” из святых… И вновь прославили …

Однажды, оказавшись в церкви на кладбище парижского предместья Сент-Женевьев де Буа, где похоронены многие наши знаменитые соотечественники, я купил церковный календарь. Просматривая его, увидел на одной из страничек короткий рассказ об издавна почитаемой на Руси преподобной Анне Кашинской. С тех пор меня не покидало желание побывать в тех местах, где обрела вечный покой эта святая – единственная, которая была канонизирована дважды .

Спустя годы я оказался в небольшом городке Кашине, на окраине Тверской области. При первом знакомстве Кашин может показаться невзрачным, если идти от вокзала к центру города. Но стоит оказаться в его исторической части, там, где река Кашинка делает невообразимую петлю, то будто оказываешься на сказочном полуострове с древними церквами и торговыми рядами.


Вид Вознесенского собора г.Кашина, 1909 г

Когда-то богатые кашинские купцы не жалели денег на украшение своих домов с причудливыми портиками и мезонинами. Подчас их запросы перехлестывали через край. В городе до сих пор сохранился дом купца Капитонова, отправившего губернским властям прошение разрешить ему позолотить крышу своего дома. Ответ не заставил себя ждать и был на редкость лаконичным: “Дурак, сам царь живет под железной крышей. А ты чего надумал!”

А купцу Капитонову просто очень хотелось, чтобы крыша его дома так же причудливо играла золотым отблеском под лучами северного солнца, как и купола тридцати соборов и церквей, насчитывавшихся в те времена в Кашине, чтобы и его особняк придавал еще больше праздничности любимому городу.

Гордились кашинцы его историей, сравнивая дела предков с подвигами былинных героев, чьими именами даже мосты называли – Ильинский, Добрынинский. Но особым почитанием пользовалась в Кашине преподобная Анна, считавшаяся покровительницей и защитницей города. Почему она решила взять его под свое окормление? Давайте перенесемся в далекий XIII век, когда истерзанная Русь оказалась под татаро-монгольским игом. В 1294 году ростовская княжна Анна была выдана замуж за тверского князя Михаила, который был “телом велик зело и крепок, мужествен и страшен взором”, как повествует Никоновская летопись. Хотел оградить он свой народ от произвола завоевателей, а потому принял мученическую смерть в Золотой Орде. Убили его, сердце вырезали. И стал Михаил единственным тверским князем, причисленным к лику святых.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

После смерти мужа вдову постигают два новых удара. Сначала там же, в Золотой Орде, был убит ее старший сын Дмитрий по прозвищу Грозные Очи, а потом другой сын – Александр. После умирает третий сын – Константин. С достоинством приняла Анна тяжкие удары судьбы. Не озлобилась она на людей, а твердо решила посвятить оставшуюся жизнь защите несчастных, обездоленных, страждущих. Свое предназначение она стала свято выполнять, когда, потеряв мужа и сыновей, ушла в монастырь.

Монашество Анна приняла, судя по всему, между 1339-1346 годами. Став монахиней, она, как повествует составленное в XVII веке житие Анны Кашинской, “цвела добродетелями и Богу угождала”, призывая своих ближних “от насилия изымать сирых и убогих”. А потом обратился к Анне ее единственный оставшийся в живых сын Василий с просьбой переехать в его удел, в Кашин, где он построил для нее монастырь.

святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская

Анне тяжело было расставаться с Тверью, которой правил ее любимый супруг и где она была так счастлива. Но в конце концов согласилась. И стал ее приезд великим праздником для кашинцев, которые всем городом вышли встречать ее. В Кашине она прожила почти двадцать лет и пользовалась всеобщим почитанием и поклонением. И великая скорбь охватила горожан, когда в 1368 году она ушла в мир иной. В тот же год умер и князь Василий.

Шли годы, и казалось, угаснет память об Анне вместе с родом удельных кашинских князей. Но вот почти три столетия спустя об Анне вновь заговорили в связи с удивительными событиями, имевшими непосредственное отношение к Кашину. В Смутное время в период между 1606 и 1611 годами трижды подходили к городу поляки и всякий раз уходили, так и не сумев овладеть Кашиным. А тут вдруг вспыхнул пожар и также быстро прекратился. И стали задумываться кашинцы: не охраняет ли их некая чудодейственная сила?

Слухи о праведнице вскоре дошли и до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей Анны из деревянного собора в каменный Воскресенский. Царь сам вместе с боярами поднял на плечи мощи преподобной Анны и перенес их на новое место.

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году ее канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось происходившими на Руси важными религиозно-политическими событиями, связанными с борьбой со старообрядчеством. Ведь все хорошо помнили, что при первом вскрытии гроба Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей. Но на руке были соединены не три, а два пальца. Так крестились раскольники. Поэтому у церковных иерархов возникли серьезные опасения, что Анна может стать символом старообрядчества. Это и предопределило ее деканонизацию.

Но кашинцы продолжали почитать свою заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили стороной этот тверской городок. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской. Она состоялась 25 июня 1909 года, вскоре после того как в России был принят закон о старообрядцах, предоставлявший им право свободного вероисповедания и гражданские права. В день повторной канонизации Анны в тихий Кашин, украшенный флагами и гирляндами, пришли свыше ста тысяч богомольцев.


Парад в день празднования святой Анны кашинской. после повторной канонизации

Казалось бы, своими слезами и страданиями святая Анна наконец-то вымолила себе вечный покой. Но, видно, еще не до конца испила она чашу страданий и гонений. Тяжкие испытания выпали на ее долю в послереволюционные годы. В январе 1930 года мощи Анны стали объектом атеистической пропаганды. В Кашин приехала комиссия, в присутствии которой были вскрыты мощи святой. Происходившее засняли на кинопленку. Вскоре в “Правде” появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами преподобной Анны – это “поповский обман”, подлежащий решительному разоблачению.

Ну а затем начались многолетние скитания ее мощей, которые прекратились лишь в начале 90-х годов прошлого столетия. После того как Воскресенский собор был закрыт, они одно время были экспонатом в краеведческом музее. Потом их перенесли в храм Вознесения, который при Хрущеве тоже закрыли. После этого мощи побывали еще в двух городских храмах. И лишь 25 июня 1993 года это неслыханное кочевье завершилось. В этот день мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской были перенесены во вновь открывшийся кафедральный собор Вознесения, где и по сей день находятся.


Рогожское братство Честного Креста издало крайне познавательную брошюру о своём расследовании подделки покрова святой

Настоятель собора отец Дмитрий рассказал мне, что Кашин, чтобы помолиться над мощами преподобной княгини, приложиться к ним, регулярно посещают паломники со всей России. К Анне обращаются со своими горестями и надеждами, получая утешение. Удивительная вещь, говорит отец Дмитрий, очень часто в день почитания Анны Кашинской во время утренней литургии начинается дождь. Но когда вслед за ней наступает черед Крестного хода, он обычно прекращается, и небо светлеет, выглядывает солнце, иногда появляется радуга…

Немало историй связано с исцеляющей силой мощей святой Анны. Сравнительно недавно к ним поднесли тяжело больную женщину, которая не могла ходить, и, казалось, дни ее были сочтены. Но, приложившись к мощам, она встала на ноги.

Но мы не гонимся за чудесами, говорит о. Дмитрий. Главное, что, приходя к преподобной Анне, люди обретают веру, их сердца наполняются любовью к Богу и ближним.


Последние разоблачения были сделаны уже после повторной канонизации

О благоверной напоминает и минеральная вода, на базе которой несколько десятилетий назад в городе был создан санаторий. Эта вода разливается и продается в Тверской области и за ее пределами. Существует легенда, что в эту целебную воду превратились слезы Анны, которые она выплакала, молясь за Кашин и его жителей…

Ее заступничеством многие объясняют тот факт, что в годы Великой Отечественной захватившие Тверь фашистские войска так и не смогли овладеть Кашином. Они были остановлены в тридцати километрах от города. Немецкой авиации не удалось разбомбить железнодорожный мост через Волгу, находившийся примерно в десяти километрах от Кашина.


Подлинный покров святой

Интересно, что в годы войны именно в Кашин из Калинина были эвакуированы многие государственные учреждения. Хоть и считали партийцы себя атеистами, но все же многие втайне надеялись на защиту святой Анны.

Мы не знаем, как выглядела Анна Кашинская. Самое ее первое иконописное изображение относится к XVII веку. На иконе она предстает старицей со скорбным лицом и четками в руках. С теми же четками ее можно увидеть на другой иконе, только молодую и красивую. Но какой бы ни изображали ее, она по-прежнему вызывает восхищение, ее помнят и чтут.
Кашин Тверской области

ГОНЕНИЯ НА СВЯТЫХ

ИЗ КНИГИ Ф. Е. МЕЛЬНИКОВА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ СО ВРЕМЕН ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ДО РАЗГРОМА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ»).

Спустя 27 лет после торжественного прославления, святая благоверная княгиня Анна Кашинская была дерзко исключена из лика святых. Поводом к этому необычайному событию послужили следующие обстоятельства. В то время как Никон и его единомышленники объявили старые обряды, в особенности двоеперстие, страшной ересью, духовенство г. Кашина, воспротивившееся никоновской реформе, стало указывать на мощи святой Анны, как на доказательство правоты и спасительности древних обрядов: мощи святой княгини почивали с рукой, сложенной двоеперстно, и на покрове, вышитом царственными руками, она была изображена также с двоеперстным сложением. Для кашинцев было бесспорно, что двоеперстие не есть ересь, а совершенно православный святой обряд, в противном случае Господь не прославил бы двоеперстие нетлением на руке святой Анны. Сведение о таком чудесном свидетельстве в пользу двоеперстия доходили до Москвы, о них узнал и патриарх Иоаким.

В конце 1676 г. новый царь, Феодор Алексеевич, стал собираться в г. Кашин на поклонение святой Анне Кашинской. Обозрение святой, ясно свидетельствовавшей своим нетлением, что в древности Русская Церковь знаменовалась двоеперстием, могло убедить юного царя в правоте и спасительности старой веры. А это повело бы к разрушению всей никоновской реформы и к уничтожению всех соборов, которые с таким жаром проклинали и еретичили старые обряды древней Церкви. Иоаким, ревностный сторонник и защитник никоновских обрядов и книг, счел нужным принять решительные меры в устранение столь убедительного свидетельства в пользу двоеперстия. Он немедленно отправил в Кашин особую комиссию «досмотреть» мощи святой Анны и произвести о них следствие. По возвращении комиссии в Москву, патриарх Иоаким созвал в феврале 1677 г. малый собор из находившихся в Москве архиереев. Собор определил впредь, до большого собора: кашинский храм, построенный во имя святой Анны, запечатать, чтобы никакой и никому не совершалось в нем службы, ни празднества, ни молебнов не петь святой Анне и доставить в Москву для рассмотрения покров с ее гроба и иконы с ее изображением. Поездка царя Феодора Алексеевича после сего не состоялась, но не известно, по каким причинам: вследствие ли этого соборного решения или по другим каким-либо обстоятельствам. Двоеперстное сложение, изображенное у святой Анны на покрове, было зашито триперстием, и в таком переделанном виде покров был возвращен в город Кашин.

Большой собор по делу святой Анны Кашинской был созван патриархом Иоакимом в Москве 1-го января 1678 г. Не отрицая нетленности мощей, почивающих в Кашине, собор высказал сомнение в принадлежности их святой благоверной княгине Анне. Он назвал их в своем определении «именуемыми великия княгини Анны» и постановил, чтобы они стояли как «простое» тело вместе с другими князьями-покойниками. Относительно самой Анны собор определил, чтобы по ней, как по обычной покойнице, пелись только панихиды и творилась милостыня. Но самой ей молиться как святой отнюдь нельзя. Храм, построенный во имя ее, переименовать в храм Всех Святых. «Житие» святой Анны собор признал неправым и ложным. Составителя его и лиц, внимающих житию святой Анны, собор уподобил чародеям и блудникам, убийцам и идолослужителям и возгласил, что всем им участь в озере, горящем огнем и серою. Под строгим запрещением собор требовал, чтобы никто не внимал житию и канонам святой Анны, чтобы все, у кого они есть, доставили их тверскому архиепископу, а также, чтобы были доставлены и иконы с изображением святой Анны. Собор повелевал, чтобы житие святой Анны было даже сожжено. Он приводил определение Шестого Вселенского собора, предающего анафеме принимающих ложные повести о святых мучениках христианах. Если же кто, заключал иоакимовский собор свое определение по делу святой Анны Кашинской, явится непокорником сему нашему соборному изречению и будет иметь у себя явно или тайно житие и каноны княгини Анны или только читать их и внимать им, таковых мы осуждаем и анафеме предаем. (стр.354-356).

О старообрядческом храме св. Анны Кашинской

Единственный старообрядческий храм во имя св. благоверной Анны Кашинской находится в посёлке Кузнецы. Это 55 км от Москвы по Егорьевскому шоссе. За несколько лет храм изменился до неузнаваемости благодаря местной общине и помощи соседней общины г.Павловского Посада.

фото храма прп. Анны Кашинской до революции. Храм был построен за четыре месяца и успел стать первым в мире храмом, освящённым во имя этой святой.

В 1990-е частным владельцем храма в Кузнецах, который не стоял на госохране как памятник архитектуры и потому был приватизирован вместе с фабрикой, цехом которой числился, оказался небезызвестный миллиардер Брынцалов. Он и отдал церковь законным владельцам – старообрядцам.


Храм св. Анны Кашинской в 1990-е

Столь активное нынешнее возрождение храма во многом связано с тем, что его настоятелем теперь является протоиерей Евгений Кузнецов, присоединённый в сущем сане от РПЦ МП в мае 2012 г. (см. п. 7: постановления Совета Митрополии от 2012 года ).


современный внешний вид храма (2013 год)

До того он около 20-ти лет служил в одном из окрестных приходов МП, пользовался уважением многих людей, и привёл с собою часть своих тамошних духовных чад. Они и составляют теперь основу местной общины, возрождают замечательный храм. Помоги им Бог!

Материал по теме

Основательное расследование сайт истории подмены церковного праздника Рождества Христова коммерческо-идеологическим суррогатом.


Иногда бывает, что историю приходится править…

Крайне любопытные материалы открытой научной конференции в РГБ по теме «Как противостоять фальсификации российской истории»

ДОКЛАД:

«Влесова книга» как историко-филологический фальсификат

Шалыгина Наталья Владимировна , кандидат филологических наук, доцент Православного университета имени св. Иоанна Богослова

Обобщен богатый фактический материал о том, что «Влесова книга» является полной исторической фальшивкой как с точки зрения лингвистического и филологического анализа, так и с точки зрения исторической несостоятельности версии о её обретении. Приводятся примеры подмен, новейших изменений и дополнений, вносимых в новых редакциях издания в ответ на аргументы научной критики, а также вероломной подмены негативных отзывов на эту книгу свидетельствами о её действительности от тех же авторов.

Научно обоснованное разоблачение наукообразной версии мировой истории от специалистов из уполномоченной комиссии Российской Академии Наук.


О рыбном дне, застое и большой политике

Удивительное расследование сайт о популярном советском мифе 1980-х – создании антиправославной диетической традиции “рыбного дня” в четверг в противовес древней Православной традиции держать пост по средам и пятницам.

Исследование сайт о том, почему сами католики исключили святого Валентина из поминовения 14 февраля, а наши не помнящие родства иваны да марьи взахлёб рисуют сердечки в надежде на взаимность.