Как устроено высшее образование в США: основные отличия от росcийcкой системы. Система образования сша

Публикации о проблемах образования в нашей стране вызвали оживленный отклик читателей. Наряду с комментариями и вопросами в редакцию поступили просьбы подробно рассказать о том, как устроена западная школа, с которой, похоже, наши чиновники срисовывают план переделки российского образования. Хорошо бы - об американской школе. К мысли о том, что американское школьное образование ужасно, нас приучили американские же фильмы. Однако везде и всегда есть хорошее и плохое. И если уж рассказывать, то о положительном опыте. Давний автор нашего журнала Валериан Матвеевич Хуторецкий, который уже много лет живет в Америке, подготовил для «Химии и жизни» обстоятельную статью о том, как устроена и как работает хорошая государственная школа в США. В этом году ее закончили внучки-близнецы Валериана Матвеевича, поэтому информация, что называется, из первых рук. Надеемся, что статья будет интересна и полезна не только учителям, но и тем, кому небезразлична судьба школьного образования, то есть всем нашим читателям.

Не надо иллюзий - в Америке тьма школ, где в классе заново учат читать и вычислять дроби, а девочки беременеют уже в средней школе. Но это относится главным образом к школам крупных городов. Многие из тех, кто работают в больших городах (city), стараются жить в соседних маленьких городках (town), где качество жизни выше. Речь пойдет не об американской школе вообще, а только о добротной государственной школе в хорошем пригородном районе. Здесь живет средний класс, к которому относятся лицензированные ремонтники, владельцы мелкого бизнеса, менеджеры разного ранга, риелторы и т. п., а не только, как принято считать в России, врачи, адвокаты и «программисты» всех видов. Недвижимость (дом и участок) в местах с хорошими школами может быть и в два раза дороже такого же по остальным параметрам жилья, что служит преградой для появления нежелательных соседей. Лично мне так и не удалось понять, что же первично - повышенная цена недвижимости или высокий уровень школы, но они, несомненно, связаны. Заметим, что хорошие школы случаются и в бедных местах, а плохие - в богатых. Выбирая место, где жить, разумные люди, имеющие или собирающиеся иметь детей, смотрят на рейтинг местной школы. А рейтинги тут есть для всего на свете.

Какие здесь школы

Школы в Америке бывают частные (private; если интернат, то boarding) и государственные или общественные (public). В частных школах и детских садах в 2009-2010 учебном году занимались 10% общего числа школьников и дошкольников США, или 5,5 миллионов человек. Некоторые дети по каким-то причинам не посещают школу вообще (home schooling), например по религиозным соображениям или чтобы окончить школу быстрее. Частные школы дают хорошее образование, но стоимость обучения в них начинается с 10 тысяч долларов в год. Верхний предел оплаты неизвестен, но 35 тысяч - реальная цифра. Общественные - бесплатны.

Обучение в школе разделено на три ступени: начальная (с первого по пятый классы, при ней же есть обязательный нулевой класс, детский сад), средняя (6-8 классы) и высшая, причем высшую школу в Америке (9-12 классы) не надо путать с высшей школой в России, где так называют вузы. Если переводить точно, то high или secondary school - это «высокая» школа, а higher, tertiary или post-secondary (колледж) - «более высокая», и ни одна из них не высшая (highest). Давайте называть ее старшей, что ли. Каждая из школ всех трех уровней - это полностью самостоятельное учреждение, обычно в отдельном здании и со своим учительским коллективом. Если в городке имеется, кроме одной-двух средних и нескольких начальных, еще и старшая школа, то в нем есть и отдел образования (Board of Education), который определяет, чему, как и по каким учебникам учить в этом округе. В другом городке программа будет несколько другой.

В по-настоящему хорошей школе многие десятки разнообразных курсов, причем многие из них преподают на университетском уровне. Выбор иностранных языков примерно такой: испанский, французский, латынь, китайский, немецкий, итальянский. Отсев в хорошей школе по сути нулевой, тогда как в Нью-Йорке государственную старшую школу оканчивают только 76% белых и 56% черных учеников. В штате Нью-Джерси в среднем отсев в государственных школах 1,7%.

Существуют и специальные школы для детей с отклонениями - в ту и другую сторону. В них учатся или особо одаренные (прием по конкурсу!), или требующие особого внимания дети - слепые, глухие, сильно отстающие в развитии. Дети-инвалиды и дети с легкими отклонениями в поведении и развитии посещают нормальные школы; близнецов разводят по разным классам. Есть специализированные школы, например физматшкола Stuyvesant, которую сокращенно именуют Стай, в Манхэттене (аналог московских школ № 2, 57, 179).

Самая дорогая покупка к школе - компьютер, который служит по меньшей мере четыре-шесть лет и стоит около 800 долларов. За год канцтоваров расходуется от силы на 100 долларов. Ланч стоит 2-4 доллара, но можно приносить еду из дома. Чтобы получать бесплатный ланч, достаточно подать соответствующее заявление. Поскольку «хорошая школа в хорошем районе» - понятие неопределенное, то скажем так: Департамент образования США отметил наградой «Голубая лента» 74 из 490 старших школ в штате Нью-Джерси. Таким образом, можем считать, что доля «хороших» школ примерно 15%.

Учителя и бюджеты

Учителя входят в профсоюз, их зарплата растет со стажем и не зависит от личных достижений. Для работы учителем нужен сертификат от штата, без этого вообще-то вести урок можно только в присутствии «настоящего» учителя. Большинство штатов признают сертификат, выданный другим штатом. Согласно опросу Национальной ассоциации учителей науки, в 2007 году примерно в половине старших и одной трети средних школ была нехватка учителей естественнонаучных дисциплин (здесь эти предметы называют «Наука»). В трудных ситуациях берут предметного специалиста (химика, физика и т.п.), и он год вечерами ходит на курсы для сертификации, ведя при этом занятия в школе. При учебе в четырехгодичном колледже можно взять соответствующий набор дисциплин и получить диплом и учительский сертификат. Примерно около трети курсов должны быть связаны со школьной работой, остальные - общее образование и научная специализация (математика, химия и др.).

Есть и специальные педагогические колледжи, где готовят именно учителей, чаще для начальной и средней школы. С ними не все и не всегда гладко, многие из них никем не аккредитованы. Как находят работу выпускники не аккредитованных колледжей, я не знаю. Может быть, именно из них выходят учителя для «плохих» школ крупных городов и удаленных поселков? Все учителя школы раз в год уходят на двухдневную конференцию по повышению квалификации, занятия на это время прекращаются. Еще где-то день в год учитель проходит дополнительную переподготовку, но тогда его кто-то замещает на уроках. В хорошей школе процентов десять учителей имеют докторскую степень (кандидаты наук), 73% - степень магистра. Нагрузка учителя - пять уроков в день, 25 - в неделю.

По идее, школы должны содержаться муниципалитетами, и в хорошем месте 87% средств действительно поступает из местного бюджета, и только 11% - из бюджета штата и 2% - из федерального. В плохой школе (обычно в бедном районе) картина иная: из местного бюджета поступает только 13%, из бюджета штата - 74% и из федерального - 12%. Средняя зарплата учителя (половина получает больше, другая половина - меньше) в хорошей школе 81 тысяча в год, в бедном районе - 59. Бюджет хорошей старшей школы с четырьмя сотнями выпускников, о которой дальше пойдет речь, в год составляет почти 40 миллионов долларов.

Когда из-за кризиса правительство штата Нью-Джерси срезало дотации хорошим школам, то жители некоторых округов с такими школами проголосовали за добровольное увеличение налогов, позволяющее сохранить высокий уровень преподавания. Надо заметить, что не у всех этих жителей есть дети, но хорошая школа повышает цену недвижимости в ее округе. Я хочу сказать, что они не обязательно альтруисты, они голосуют еще и за сохранение ценности принадлежащей им недвижимости, даже если за это надо доплачивать в форме несколько более высокого налога. Правительства и штата, и государства гораздо больше заинтересованы в том, чтобы не допустить превращения плохих школ в ужасающие, чем в поддержании уровня хороших школ.

Учебники, расписание и предметы по выбору

Американская начальная школа отличается от российской не только наличием кондиционеров, которые есть практически во всех учреждениях США, и перетасовыванием классов каждый год. Здесь нет строгой дисциплины в начальной школе: детям не мешают ходить по классу, они могут учиться, сидя в кружок на полу, кто-то может читать сам по себе. Их выводят на по- ляну около школы, а потом предлагают написать что-нибудь об увиденном: о кусочке коры в траве, червяке или жуке и т. п. Однако к пятому классу все уже сидят за одноместными партами и уроки имеют почти привычный нам вид.

В средней школе вообще нет классов как постоянных коллективов: школьники переходят в разные коллективы для разных предметов, часть которых они уже выбирают сами. Базовые предметы, в том числе входящие в «Науку» - биология, химия, физика и науки о Земле (геология, породы и минералы, земная кора и т.п.), - остаются обязательными. Чтобы иметь право выбрать более сложную программу по предмету, нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе выбор предметов повышенного уровня сложности расширяется и дается свобода выбора некоторых необязательных предметов: на кулинарию, например, очень много желающих, в том числе мальчиков.

В старшей школе за четыре года надо обязательно пройти три курса более сложной и разнообразной (на выбор) «Науки» и три - математики. В 9-м классе наука - это «Основы химии и физики», в 10-м - биология. Хотя бы один из научных курсов должен быть с лабораторными работами, в хорошей школе - все. Выбор состоит в том, что можно или брать курсы разной сложности (см. ниже), или выбирать более узкие предметы, то есть это может быть экология, а не биология, астрофизика, а не физика и т.п. Обязательны в старшей школе по четыре годовых курса английского языка и литературы, физического воспитания, социальных и исторических наук и хотя бы один художественный курс. В каком порядке что проходить - дело вкуса, поэтому нормально, когда в одном классе сидят десятиклассники и ученики 12-го класса. Каждый зачтенный курс, длившийся весь год, дает пять кредитов. Некоторые предметы проходят за один семестр (2,5 кредита). Еще 15 кредитов (три годовых курса) нужно набрать из множества дополнительных курсов, но можно и просто брать еще по курсу в год из обязательных. Сумма к окончанию школы должна быть не менее 120 кредитов. Аналогично устроено университетское образование: общая сумма кредитов и список обязательных дисциплин, остальное - по выбору.

Все учащиеся называются студентами - почему бы и нет? Но вот когда первый раз слышишь о студентах детского сада, то веселишься, конечно. Каждый год и старшей школы, и колледжа имеет свое порядковое название: freshman - первый год, sophomore - второй, junior - третий, senior - четвертый.

Школьные учебники изданы на плотной бумаге, богато и полезно иллюстрированы, правда, из-за этого они очень тяжелые. Их сдают по окончании учебного года, поскольку они еще и дорогие (больше $100, если хотите собственный экземпляр), потом они переходят другому ученику. Чтобы решить проблему тяжелых рюкзаков, уже во многих штатах ввели лэптопы, объединяющие все учебники, дневник и домашние задания. У каждого школьника есть запирающийся шкафчик в коридоре, который в конце года освобождают.

Занятия в школе начинаются после первого вторника в сентябре, Дня труда, и заканчиваются 24 июня. Учебный год разделен на четыре четверти, которые не связаны с каникулами (четыре дня отдыха на День благодарения в ноябре, рождественские каникулы с 24 декабря по 3 января, предпоследняя неделя февраля и неделя в начале апреля). Занятия идут пять дней в неделю. В старшей школе день состоит из восьми уроков длительностью 43 минуты. За четыре минуты между уроками надо успеть перебраться в нужную предметную комнату (слово «кабинет» здесь означает шкаф), а школа длинная, ведь в ней всего два, редко три этажа. Так что движение в коридорах после звонка весьма и весьма оживленное. После четвертого урока 20 минут отводится на ланч.

В конце учебного года каждый ученик составляет список предметов, включая их уровень сложности, которые он хочет взять на будущий год. Поскольку один из восьми уроков - физкультура, то это семь предметов. Так что он набирает себе программу из семи курсов и согласует ее с советником (см. главу «Советники»). Канцелярия утрясает расписания всех студентов и присылает каждому готовое расписание на следующий год. Поменять учителя нельзя, кто достался, тот и будет.

Это расписание включает в себя номер комнаты, куда ты будешь весь год приходить. Например, первый урок каждый день и весь год будет физика (комната 129), второй - всегда история (комната 215), третий - геометрия (комната 117) и т. д. Исключение - физкультура, которая четыре дня в неделю. Обычно за счет нее раз в неделю проводят сдвоенные лабораторные работы. Таким образом, на каждый предмет отводится пять уроков в неделю.

Раз нет классов, то и классных руководителей, в нашем понимании, тоже нет. Каждый студент прикреплен к Home Room, то есть классной комнате. Туда после второго урока на пять минут (поэтому вторая перемена на пять минут длиннее) заходит один и тот же учитель, проводит перекличку и следит, чтобы все ученики прослушали текущие объявления по радио, если надо, раздает им учебные материалы или какие-нибудь формы, которые нужно заполнить и потом сдать в канцелярию или медсестре (справка от врача для участия в соревнованиях, разрешение от родителей на экскурсию и т. п.). Если учителю нечего добавить к радиотрансляции, то он распускает учащихся на перемену.

Типичный урок и домашнее задание

Типичный урок - оживленная лекция. Учитель вовлекает студентов в обсуждение предложенной заранее или излагаемой на уроке темы. Желающие поднимают руку и говорят, учитель подзуживает, обостряет вопросы. Участие в обсуждении - это не опрос, устных проверок знаний здесь не бывает. Некоторые учителя его вообще не оценивают, другие, особенно в языковых и исторических дисциплинах, учитывают по своему усмотрению. Такая форма «добровольного опроса» нацелена на закрепление узнанного и выработку собственного мнения, а не на поддержание в страхе: вызовут - не вызовут. Урок зачастую иллюстрируют показом слайдов через проектор с учительского ноутбука, опытов и фрагментов фильмов на иностранных языках.

Домашние задания все выполняют в письменном виде и сдают в классе или по Интернету - каждый день. Вы можете болеть, прихватить пару дней к празднику (записка от родителей) - пожалуйста, только вот домашние задания надо сдать, и не откладывая, за все дни отсутствия. Изредка вместо, а то и вместе с домашними заданиями случаются более крупные задания - «проекты». Обычно они гуманитарные. Например - сочинить коротенькую пьеску на французском языке и исполнить ее в классе (и повторить на родительском собрании). Или организовать дискуссию «Вы за совместное обучение мальчиков и девочек или против?»: одна группа студентов собирает аргументы «за», другая - «против», остальной класс судит. Часто задают создать презентации (Power Point), например по теме «Таблица Менделеева». Каждый представляет порученный ему элемент: положение в периодической таблице, свойства, применение.

Совместная работа, team work, рассматривается здесь как важный навык, приобретаемый в школе, поэтому и проекты, и классные работы зачастую выполняют два-четыре человека. В компьютерной науке (основы информатики и вычислительной техники) командная работа - правило, а не исключение. Задача проекта там ставится в самом общем виде: написать любое приложение для iPhone или придумать игру. Ребята сами собираются по два-четыре человека и работают вместе, иногда весь год. Если что-то не получается, идут с расспросами к другим группам, или учитель подсказывает, с кем надо посоветоваться.

Суммарная оценка за проект у разных учителей варьирует, но в целом она держится на уровне крупной контрольной работы. Вклад каждого в проект обычно не выделяют, всем поровну. Кроме домашних заданий есть контрольные работы (короткие, quiz, на 5-20 минут; более подробные, test, на 40 минут) и экзамены.

Оценки и сложности

Экзамены появляются к концу средней школы, а в старшей их проводят уже каждые полгода. Шпаргалки и списывание на экзаменах и контрольных (но не списывание домашних заданий, особенно в конце 12-го класса!) практически неизвестны. Внутришкольные экзамены, которые составляют сами учителя, могут быть вполне законно подкорректированы, если выясняется, что большинство неважно справилось с той или иной задачей или экзаменом в целом. Тогда проводят шкалирование (scaling): тем ученикам, которые набрали наибольший процент правильных решений, скажем 95%, засчитывают 100%, а остальным добавляют по 5%.

Количество задач или вопросов измеряется десятками; отводимое на экзамен время - 90 минут. Не все, но обычно большинство заданий представляют собой задачи на выбор правильного решения из предложенных ответов. Для подготовки к экзаменам специальных дней не отводят, а сами экзамены идут четыре дня подряд, а то и по два в день.

Все оценки выставляют в буквенной системе: A, B, C, D и F, с добавлением минусов и плюсов. За правильно решенные 93% и более ставят А, 90-92% - А с минусом, и т. д. Только 60% правильных ответов (D-) еще будет зачтено, но меньше - это уже F (failed).

Оценки в школе ставят, но их не сообщают в классе, только родителям и ученику. (Хотя во многих других городах страны сохраняется система ранжирования учеников.) Сейчас родителям просто дают пароль к сайту с текущими отметками их ребенка.

Хотя чужие отметки неизвестны окружающим, ближе к выпуску положение каждого в учебной иерархии не только известно, но и сопровождает заявление ученика о приеме в вуз. Оно обезличено и представляет собой процентную десятку по успеваемости, в которую попал ученик по своему среднему баллу: первая десятка, вторая десятка. Попадание в первую десятку добавляет к аттестату грамоту «С высшим отличием» (High Honors), во второй и третий - «С отличием» (Honors). В каждом выпуске есть лучший ученик года (valedictorian), иногда два, им предоставляется честь произнести речь перед выпускниками на торжественной церемонии. Другую категорию наград составляют призы многочисленных научных (Intel, Merck, Google и др.) и художественно-гуманитарных конкурсов и олимпиад.

Подача документов в вузы завершается 31 декабря, а к 1 апреля все вузы присылают свои решения, и принятым лишь надо, чтобы их не выгнали из школы до получения аттестата. Поэтому во втором семестре последнего, 12-го класса учат- ся только энтузиасты или те, кто заканчивают АР курсы (см. ниже). Конкурс в университеты в первую очередь учитывает средний балл за 10-11-й и первый семестр 12-го класса - так называемый GPA (Grade Point Average), куда входят оценки по всем предметам, кроме физкультуры и здоровья, но включая художественные предметы. Поэтому желающих его повысить бывает много, и главный способ для этого - нет, не просто хорошо учиться. Для этого нужно еще повышать уровень сложности предметов, которые ты проходишь.

Каждый предмет в старшей школе имеет четыре уровня сложности. Названия этих уровней отличаются не только в разных штатах, но даже в округах. Довольно типичный набор: Сollege Level или Advanced Placement (AP, Эй Пи); Accelerated или Honors; CPA или standard; и CPB или essential. Два последних означают «Подготовка к колледжу» (College Preparation) А и В. «А» означает обычный, типичный уровень, «В» - чуть пониже. В аттестате эти уровни имеют разный вес. Если максимум в СРА и CPB оценивают в 4 балла, то максимум в Accelerated (Honors) дает 4,33, а в АР - уже 4,67 балла. Отбор на уровень Accelerated проводят по предыдущим оценкам; на АР, кроме этого, надо сдать вступительный экзамен.

Помимо оценки для выбора многих предметов повышенного уровня есть обязательные условия (prerequisites): чтобы взять продвинутую алгебру 2, надо сдать алгебру 1, а чтобы поступить на АР физику или АР статистику, надо закончить алгебру 2, так что выбор надо планировать далеко вперед. Чтобы остаться на Accelerated уровне на следующий год, достаточно среднего балла В с минусом, но чтобы с него перейти на уровень АР, надо иметь годовое А, изредка могут взять с А с минусом. АР - это высший уровень, соответствует первому курсу университета. Первые три АР курса (европейская история, биология, искусство) разрешается взять в 10-м классе, дальше - больше, а некоторые курсы доступны только в последнем классе.

Самые престижные университеты не рассматривают всерьез аттестаты со средней отметкой ниже 4,25, а это недостижимо без honors и AP курсов. Зато большинство университетов и колледжей в США засчитывают школьный АР курс как пройденный в университете курс. Многие школьники используют эту воз- можность, чтобы получить диплом бакалавра не за четыре года, а быстрее, что при стремительно растущей плате за обучение (последнее время около 10% в год), может сэкономить десятки тысяч долларов. Кроме того, много взятых АР курсов - это плюс при рассмотрении заявления о приеме в вузы, а конкурс в самые престижные колледжи превышает десять человек на место.

Говорят, что была в школе девочка, которая смогла взять 16 АР курсов. Подруга моей внучки осилила 14, но не с максимальными оценками, что снизило ее главный показатель - GPA. Увы, ее не взяли ни в один из выбранных ею престижных университетов. Советница (см. ниже) устроила ее в университет рангом пониже, куда она поначалу и не подавала документы, правда, на полное обеспечение (full ride): она ничего не платит ни за обучение, ни за проживание.

Частные экзамены

Средний балл (GPA) - это важно для поступления в вузы, это свидетельство качества усвоения школьного материала, индикатор стабильного интереса к учебе. После него второй по важности показатель - результаты экзаменов, проводимых частными организациями. Их цель - определить, насколько ученик готов продолжить учебу в колледже, то есть оценить его способности и рабочие навыки, а не сумму накопленных знаний. Для них школа в свободный день предоставляет место и учительский присмотр.

Эти экзамены платные и сдают их только те, кто собираются поступать в колледж, но в хорошей школе это практически все. По сути таких экзаменов два: SAT (Sholastic Assessment Test) и ACT (American College Testing), хотя в более распространен- ном SAT есть дополнительные разновидности. Сдавать можно любой из них или оба и в любом классе. Проводит SAT та же организация, College Board, которая проверяет и оценивает АР экзамены.

Обычный SAT (есть еще предметные SAT или SAT II, которые оценивают именно знания по химии, физике, экономике, языку и т. п.) состоит из трех частей, каждая из которых имеет вес максимум 800 очков: это критическое чтение (critical reading), куда входит проверка способности учащегося анализировать тексты, в частности, сравнить два текста разных авторов на сходную тему; письмо (writing) - умение выбирать правильные средства для передачи мыслей, в частности за 25 минут надо написать сочинение, желательно на пять параграфов с введением и заключением; и основы математики. Кроме заданий на выбор из четырех возможных вариантов, в SAT есть и задания, требующие ответа в свободной форме, причем сложность заданий различна. Он длится 3 часа 45 минут, и время редко бывает лишним.

Конечно, тестирование на сообразительность по такой системе напоминает упражнение в решении задач на скорость и тем самым позволяет оценить только способность решать проблемы, не требующие глубокого размышления, но ведь такие задачи, собственно, и предстоит решать в колледже. Кстати, способность концентрироваться на четыре часа - тоже умение, важное в колледже. Такой экзамен годится для того, чтобы ранжировать учеников для поступления в приличные, но не самые престижные университеты. Он проводится много раз в год, его можно пересдавать, правда, с 2011 года это стоит уже 50 долларов (в прошлом году было 25). В соответствии с будущей специальностью, требования университета к SAT различны в зависимости от специальности, которую выбрал абитуриент: если вы будущий артист, то математическим разделом могут вообще не интересоваться.

Итак, выпускник получает два важнейших документа: запись отметок аттестата с GPA и результаты SAT и/или ACT. Третий обязательный компонент для успеха при поступлении - это рекомендации, и самая важная из них - школьная характеристика. Советники (Guidance Counselor), которые пишут эту характеристику, играют заметную роль в школьной жизни. Они дают учащимся советы по поведению в школе, выбору предметов на год, изменениям в личном расписании, но, конечно, главная их работа - поступление в вузы. Их задача - знать студентов, а их по 50-60 на советника только в выпускном классе, поэтому они раздают студентам опросные листы, общаются с учителями по поводу своих подопечных и просто призывают их самих заходить почаще. С вопросом «Почему у моего Васи двойка по геометрии?» можно прийти прямо к учителю математики, но все остальное - к советнику, классных руководителей в школе нет.

При поступлении учитывается общественная деятельность - знакомо звучит, не правда ли? Практикуется система рекомендаций из тех мест, где абитуриент работал, по найму или добровольцем. Отдельные учителя, а также внешкольные преподаватели и тренеры художественных, балетных, спортивных, религиозных школ, студий и клубов могут дать свою рекомендацию - по просьбе студента, конечно. Все рекомендации направляются прямо в приемную комиссию (Admission Office) вуза, рекомендуемый их не видит.

Практически все вузы при поступлении требуют несколько рекомендаций и два-три кратких сочинения на свободную или заданную тему: от стандартной «Почему наш университет?» до экзотики типа «А как ты мог бы использовать умение писать задом наперед?». Эти сочинения - не вступительные экзамены (хотя кое-где и они практикуются), это дополнительный, помимо рекомендаций, материал для изучения личности поступающего.

При отборе студентов ценятся достижения в любом виде деятельности, особенно конкурсные. Будущий химик, имеющий диплом лауреата фортепианного конкурса, имеет преимущество при поступлении. Почему? Потому, что этот диплом показывает, что человек может чего-то добиться, победить, а химии научим. Спортивные достижения приветствуются, но в различных вузах в разной мере. В одних перспективных спортсменов ищут, приглашают и полностью или частично освобождают от платы за обучение и проживание. В других это плюс, но при прочих равных. Широко практикуется система собеседований (интервью), которые зачастую проводят прежние выпускники этого вуза, живущие или работающие неподалеку от абитуриента. Бывает и другая схема: представитель приемной комиссии приезжает в места, где много абитуриентов, и проводит интервью с ними в какой-нибудь из близлежащих школ.

По окончании 11-го (не последнего!) класса ученик обычно имеет согласованный с советником список потенциальных вузов для поступления. В нем три примерные градации: на пределе возможного, свой уровень и запас, куда вроде бы должны точно взять. Обычно список состоит из 10-15 названий. Хорошо бы больше, ведь многие выпускники 2011 года получили в ответ на них одно-два предложения, некоторые - ничего, но все имеет свою цену: в 2011 году подача каждого заявления стоила 75 долларов, плюс рассылка SAT в каждый колледж сверх первых пяти - еще пятнадцать (результаты примут только от проводившей экзамен организации).

Колледжи выбирают не только по Интернету или очень информативному печатному справочнику «Fiske Guide to Colleges», включающему только 300 лучших из них, менее 10% от общего числа. В каникулы и выходные множество родителей с детьми путешествуют по стране, посещая дни открытых дверей в пред- полагаемых местах будущей учебы, чтобы самим увидеть, где дитятко будет жить, что есть, чему и как его будут учить.

Математики, химики, гуманитарии

Беда американской школы - математика. Запуганные ее жупелом педагоги ввели в средней школе «связанную с жизнью» математику (connected math), которая «доходчиво», то есть по готовым формулам, учит вычислять площадь амбара или периметр забора. Хотя в средней школе самое бы время оттачивать способности к абстрактному мышлению. В результате у детей развивается не понимание, а страх перед той самой дисциплиной, которая призвана создавать упрощенный, идеализированный образ сложных явлений в естественных науках. Если дома понимают, что происходит, и помогают ребенку, то можно уйти на год вперед: получить «отлично» в седьмом классе и в восьмом взять вместо Connected math нехитрую, но хотя бы разумную алгебру 1. Строгая математика появляется только в геометрии за 10-й класс или АР курсах математического анализа (Calculus).

Компьютерные классы в школе оснащены вполне прилично, но без роскоши. Их два в математическом департаменте (для геометрии и информатикии) и два в художественном, где проходят уроки архитектуры и компьютерной графики и дизайна. На уроках информатики изучают языки программирования Visual Basic и Java и реляционные базы данных.

Естественнонаучные предметы преподают на вполне достойном уровне. Обязательная химия в средней школе - это Периодический закон, строение атома, валентность и связи, молярные отношения, выражение концентраций. Биохимию проходят в курсе биологии, в нее входят метаболические циклы, строение углеводов, белка и ДНК. Годичный АР курс химии в старшей школе включает в себя газовые законы, строение кристаллов и растворов, кислотность и основность, окислительно-восстановительные реакции, строение молекул (s- и p-связи, гибридизацию, основы теории орбиталей, хиральность, изомерию), равновесия, уравнение Аррениуса и кинетику, начала органической и аналитической химии. Освоение такого курса в школе - серьезный труд, впрочем, то же относится и к курсам биологии и физики.

В лабораторных работах используют как нехитрые инструменты типа электронных весов, горелок, пипеток, бюреток, так и старый надежный спектрофотометр Spectronic 20, разработанный еще в конце 50-х и многократно модифицированный. Если кто помнит советский СФ-4, то Spec еще компактнее и проще. Результаты усредняют: «один опыт - не опыт».

Однако большинство выпускников школы выбирают на будущее гуманитарные специальности: политику, бизнес, искусство, психологию, языки, поэтому гуманитарная составляющая американского обучения проходит на очень высоком уровне. Мировая литература, кино и общество, Ближний Восток, русская история, макроэкономика, правительство США, шесть уровней китайского, четыре испанского - это просто примеры навскидку из предлагаемых гуманитарных курсов. С самого раннего возраста ученики усваивают конструкцию не только предложения, но и всего сочинения. Школьное сочинение (essay) в средней школе по любому предмету состоит не просто из введения, обсуждения и заключения. Расположение, назначение и объем каждой фразы в нем определены и закреплены многократным практическим повторением. В старшей школе для уроков творческого письма (есть такой предмет по выбору) дети ежедневно пишут по одной странице произвольных текстов или по рассказу раз в неделю.

Хотя в старшей школе обязательны только два года иностранного языка, колледжи обычно требуют не менее трех лет, и те, кто собираются поступать, вынуждены этому следовать.

Французский язык, начатый в 6-м классе (в начальной школе вполне без толку проходили испанский), дети знают достаточно хорошо, чтобы спокойно читать в оригинале «Маленького принца» и расспросить о дороге в Париже. С предметами по эстетическому воспитанию (живопись, рисование, кино, танцы, музыка, драма и пр.) здесь все в порядке, но подробнее о них говорить не будем. Подрабатывая летом в кинотеатре, моя внучка теперь не столько отрывает корешки билетов или продает попкорн, сколько расписывает стекла входной панели сценами из новых фильмов - хорошо учили рисованию и живописи, стало быть.

Не только уроки

По окончании учебного года в начальной, да кое-где и в средней школе устраивают Клубничный фестиваль (Strawberry Festival) - праздник на школьном дворе со множеством аттракционов, лотереями, состязаниями (какой визг стоит при перетягивании каната!), призами, мороженым, хот-догами. В это время действительно поспевает клубника, но в наши дни это уже к празднику отношения не имеет. В общем развлечении участвуют полицейские: измеряют своими радарами скорость бросания бейсбольного мяча. Одного из учителей приносят в жертву: сажают над прозрачным ящиком с мишенью, заполненным водой, и, если кто-то попадает в мишень, люк открывается и… жертва веселится со всеми вместе - жарко же.

В средней и особенно в старшей школе, где нет постоянных учебных коллективов, социальная жизнь разводит детей по группам, «кликам». В школе есть родительский комитет, почти на все мероприятия, кроме дискотек, родителей приглашают. Развлечения не заслоняют учебу, но создают благоприятный фон. В школьных печатных журналах публикуют литературные произведения и рисунки студентов, обычно из домашних заданий повышенных курсов. Школьная библиотека выписывает 140 журналов, включая некоторые научные. В холлах и коридорах сменяют друг друга выставки работ школьников, популярны концерты школьных оркестров, спортивные соревнования с другими городками, но центральное событие года - постановка мюзикла, на который собирается вся школа; даже баскетбольный матч учителей против учеников не вызывает такого наплыва зрителей.

Как известно, даты в США начинаются с месяца, поэтому 23 октября отмечают День моля (не забыли - 6,02х10 23 , число Авогадро). В этот день на химии устраивают пиротехнические безобразия, и пожарную сигнализацию в школе приходится отключать. Число пи равно 3,14 с копейками, так что 14 марта - Pi Day (пай дэй), рекомендованный конгрессом США для празднования по всей стране. Поскольку слово «пирог» (pie) звучит точно так же, то в этот день на математику приносят пироги, естественно, в форме круга, желательно самодельные. Там их тщательно разрезают, и дальше уже никакой математики. Всякий студент, изучающий в старшей школе физику, должен построить из деревянных зубочисток с помощью клея ПВА мост (для игрушечной машины) длиной 25 см и весом не более 60 граммов. Затем в обстановке всеобщего ажиотажа по строгим правилам ломают мосты, прошедшие ранее квалификационный минимум прочности. За самый прочный мост, а хорошие выдерживают и 50, а то и 70 кг, дают награду, которую упоминают в заявлении на прием в колледж.

Невозможно не восхищаться типичными стадионами пригородных школ с полноразмерными футбольными и бейсбольными полями, теннисными кортами, беговыми дорожками, освещением и трибунами на сотни зрителей. Столь же невозможно перечислить все клубы (кружки): дискуссионный, кино, шахматный, философский, ботанический, этнические и т. д., и т. п. Чтобы создать новый клуб, достаточно найти учителя, готового присутствовать на его собраниях (это входит в обязанности учителей), и, если надо, собрать или заработать деньги на его функционирование. Около школ не редкость объявления вроде «Моем машины за 5 долларов для сбора средств на фехтовальную команду».

До 12 лет детей запрещено оставлять одних - могут запросто лишить родительских прав, но с 13 лет ребенок имеет право работать, и многие начинают подрабатывать репетиторами или присматривая за маленькими детьми. Надо заметить, что работа старших школьников скорее правило, чем исключение. Это и возможность познакомиться с разными сторонами бытия (как вам - месяц обихаживать тропинки в национальном парке на Аляске, потом недельная экскурсия по этому штату?), и способ заработать карманные деньги. Просто так их и миллионеры не дают: непедагогично.

В религиозной и даже ханжеской Америке как религия, так и пропаганда атеизма в государственной школе не допускаются. Вообще вмешательство округа в учебный процесс - редкость. Но вот пример: захолустный школьный округ в Пенсильвании проголосовал за введение в школе, кроме эволюционной теории, еще и креационизма (точнее, так называемой теории разумного замысла - intelligent design). Бурный протест образованных учителей и родителей привел ко второму «обезьяньему процессу» - судебному разбирательству, точку в котором пришлось ставить уже Верховному суду США в 2005 году.

Зато в школе учат терпимому отношению к разного рода «инаковости», от расы до сексуальной ориентации. Азиатские дети в хорошей школе составляют на глаз процентов 10-15, афроамериканские - около двух. Расовые трения в хорошей школе обычно не бывают серьезными. Во всяком случае, среди друзей моих внучек представлены все расы.

Мотивация школьников

Моя шустрая внучка еще в шестом классе спросила китайскую подружку, круглую отличницу: «Чего надрываться ради А (пятерки), в чем разница, если будет А с минусом?» - «Разница будет в колледже, в который ты сможешь поступить», - был немедленный ответ.

Есть внутренняя мотивация, когда человек жить не может без знания и понимания, будучи даже в совершенно неподходящих для учебы условиях, как у Сократа, Ломоносова, нашего уже покойного современника, математика (и не только, он много для биологии сделал) И.М.Гельфанда. Сходное, пусть не столь масштабное, явление - ученики спецшкол в России и Америке.

Мотивация внешняя - это прежде всего установка в семье и стремление поступить в более престижный колледж. В развитии такой мотивации большую роль играют также учителя и сверстники, друзья: «С кем поведешься…». Вот внешнюю мотивацию и создает среда, в которую попадают ученики хороших школ. У молодой американской семьи среднего достатка есть выбор: купить (в рассрочку, конечно) роскошный дом в округе с посредственной школой или скромный домик в районе хорошей школы. Те, кто выбирают второй вариант, попадают в круг сосе дей-единомышленников: людей, ценящих образование своих детей выше личных удобств. В этой среде будут лучшие учителя, получающие в хорошей школе более высокую зарплату и работающие в нормальной человеческой атмосфере, будут сверстники, прошедшие отбор на мотивацию, если не внутреннюю, то хотя бы под давлением своих семей. Не вижу здесь большой разницы с российскими хорошими школами, лицеями, гимназиями и т. п.

Не желающих учиться хватает везде, дело в степени нежелания. Количественных данных у меня нет. Скажу так: в хорошей школе отнюдь не все рвутся к знаниям, но не бывает такого, что- бы кто-то пытался сорвать урок. Когда половина хочет учиться, а другая не знает, чего она хочет, то учеба идет вполне успешно. Если же в классе половина активно не желает ничего делать, то единицам, которые хотят учиться, приходится туго. Трудно ожидать от ребенка высокой мотивации к учебе, если он ест один раз в день - на бесплатном ланче в школе, поскольку его родители все тратят на наркотики или пропивают. Есть города, где дети, получающие бесплатный ланч, составляют абсолютное большинство, пусть он и не единственная их еда за день.

Заключение с послесловием

Я рассказываю лишь о своем опыте и не пытаюсь убедить вас, что американская школа - лучшая в мире. Я начал рассказ с того, что есть совершенно ужасающие школы и их, вероятно, не меньше, чем хороших. Но подчеркиваю, что рядом со школой моих внучек, вперемешку есть и плохие школы, и школы такого же уровня, как у них. Я бывал в них, говорил с родителями, читал о них отзывы, смотрел их рейтинги. Наша - не исключительная.

Американская система школьного образования не идеальна, но в своей лучшей форме она отвечает запросам современного постиндустриального американского общества. По существу, выбор вариантов обучения в ней свободен только в одну сторону - где труднее. Что полегче, то обязательно. Хотя еще один выбор, пожалуй, тоже есть: не хочешь учиться - не учись (после 16-летия). Не все учащиеся могут использовать предоставляемые им возможности полностью, нужен природный минимум способностей и постоянное внимание, да-да, «семьи и школы». Лучшие американские школы хороши, но системы, которая обеспечивала бы всем равные возможности для развития, здесь нет. Да и где она есть или хотя бы была?

Вчерне закончив эти байки, я сел читать «Химию и жизнь» за июнь 2011 года и обнаружил статью «Чему учить на уроках химии?». Мне кажется, что мои заметки вполне согласуются с некоторыми высказанными в ней мыслями. Гуманитарный крен в американском школьном образовании уже привел к тому, что специалистов по компьютерным и даже некоторым естественным наукам и технологиям приходится импортировать. Это легко осуществимо для США из-за более высокой зарплаты и лучшей организации работы. У России и в перспективе нет такой возможности, оставшихся бы удержать, поэтому система школьного образования для нее нужна самодостаточная, гораздо более научно-ориентированная, чем в США. Ведь из технаря переквалифицироваться в гуманитария можно, а в обратном направлении не получается.

Хуторецкий М.В.
«Химия и Жизнь» №10, 2011

Развитие образования в США началось еще с первой половины семнадцатого века. Жизнь колонистов, прибывших в страну, в то время была полной лишений и достаточно неустроенной, но уже стали открываться первые учебные заведения - это были как небольшие школы, так и довольно крупные образовательные центры. Например, всем известный был основан еще в 1636 году.

В Америке преимущественно государственное, оно финансируется за счет бюджетов штатов, федерального и местного. А вот система высшего образования в США устроена так, что большинство вузов функционируют на частной основе, поэтому они стремятся привлекать студентов со всего мира.

Структура

В зависимости от штата разнится возраст для начала обучения и его продолжительность. Для детей образование в США, как правило, начинается с пяти-восьми лет, а заканчивается в возрасте восемнадцати-девятнадцати лет. Сначала американские ребятишки идут в начальную школу и учатся в ней до пятого-шестого класса (зависит от школьного округа). Затем они поступают в среднюю школу, обучение в которой заканчивается восьмым классом. Старшая, или высшая, школа - это девятый-двенадцатый классы.

Девушки и юноши, получившие школьное образование в США, могут поступать в колледжи. Отучившись там в течение двух лет, они получают степень, которая равнозначна средне-специальному образованию в России. А можно отучиться в колледже или сразу же университете четыре года и получить степень бакалавра. Желающие затем могут продолжить обучение еще дальше и через два-три года получить степень магистра или доктора.

Начальная школа

Здесь обучаются ребятишки в возрасте от пяти до одиннадцати-двенадцати лет. Как и в России, все предметы преподает один учитель, за исключением музыки, изобразительного искусства и физкультуры. В числе академических предметов в программу обучения включены арифметика (иногда - начальная алгебра), письмо, чтение. Общественные и естественные науки в начальной школе изучаются мало и часто принимают форму краеведения. Особенности образования в США таковы, что обучение во многом состоит из экскурсий, художественных проектов и развлечений. Такая форма учебы произошла из течения прогрессивного образования, появившегося в начале двадцатого века, которое учило, что дети должны получать знания посредством обыденных действий и анализа их последствий.

Средняя школа

Здесь обучаются школьники от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати лет. Каждый учитель преподает свой предмет. В программу обучения входят английский язык, математика, социальные и естественные науки, физкультура. Также дети могут самостоятельно выбрать еще один или два класса обучения для себя: как правило, это предметы из области искусства, иностранных языков и технологий.

В средней школе учеников начинают делить на потоки: обыкновенные и продвинутые. Хорошо успевающие дети собираются в «почетные» классы, в которых весь материал проходится быстрее и предъявляются повышенные требования к обучению. Однако сейчас подвергается критике такое школьное образование в США: многие специалисты считают, что разделение хорошо успевающих и отстающих учеников не дает стимула последним подтянуться.

Старшая школа

Это последний этап среднего образования, включающий обучение в девятом-двенадцатом классах. В старшей школе ученикам предоставляется больше свободы в выборе предметов для изучения. Для получения диплома предусмотрены минимальные требования, устанавливаемые школьным советом.

Высшее образование в США

В стране действует около 4,5 тысяч высших учебных заведений. Более пятидесяти процентов студентов выбирают обучение по шестилетней программе (бакалавриат + магистратура). Образование в США ежегодно получают свыше полумиллиона иностранных студентов, больше половины из них составляют представители азиатских государств. Стоимость обучения ежегодно растет, причем это касается и государственных, и частных вузов. За год учебы приходится выкладывать от пяти до сорока тысяч долларов (в зависимости от учебного заведения). Вместе с тем малообеспеченным студентам многие вузы платят щедрые стипендии. В разговорной речи американцы обычно все высшие учебные заведения называют колледжами, даже если на самом деле это не колледж, а университет.

Типы вузов

Высшее образование в США условно можно поделить на три типа. Учебные заведения различаются главным образом атмосферой и количеством студентов. Колледж от университета отличается отсутствием/наличием научно-исследовательских программ и аспирантуры.

В колледжах в основном происходит обучение студентов, а научная работа остается за рамками образовательных программ. Как правило, те колледжи, которые предполагают четырехлетнее образование, являются частными и небольшими (принимают до двух тысяч студентов). Хотя в последнее время стали образовываться крупные колледжи штатов для талантливых молодых людей. По американским законам в такие учебные заведения может поступить житель той местности, где они располагаются, но на деле сделать это довольно сложно. Поскольку в разных школах стандарты обучения разные, колледжи не очень-то доверяют отметкам абитуриентов и предусматривают для них свои экзамены.

Все университеты страны тоже делятся на университеты штатов, финансируемые правительством, и частные учебные заведения. При этом по престижности первые несколько уступают вторым. Главная цель университетов штатов - обучать студентов своего региона, а для молодых людей из других штатов устанавливается конкурс, и с них взимается повышенная плата за обучение. В таких вузах часто страдает из-за слишком больших групп, бюрократии и недостаточного внимания преподавателей к студентам. Но, несмотря на это, многие выпускники школ и даже иностранные абитуриенты, желающие получить образование в США, устремляются в лучшие университеты штатов, в числе которых Мичиганский и Вирджинский, а также Калифорнийский университет в Беркли.

К частным высшим учебным заведениям принадлежат наиболее известные американские вузы, а именно Стенфорд, Гарвард, Принстон, Йель, Калифорнийский технологический институт (Калтех). Большая часть частных университетов - средней величины, но есть и совсем маленькие (к примеру, Калтех), и очень крупные (например, Университет Южной Калифорнии).

Уровень образования в США

Высшее образование в Соединенных Штатах считается одним из самых лучших в мире. Вообще, уровень грамотности американцев достигает 99 процентов. По статистике 2011 года, 86 процентов молодых людей возрастом от двадцати пяти лет имели средне-специальное образование (школа + двухлетнее обучение в колледже), а 30 процентов - степень бакалавра (школа + четырехлетнее обучение в колледже или университете).

В отличие от успехов высших учебных заведений, среднее образование в США испытывает ряд сложностей. Как говорит министр образования Соединенных Штатов, школьная система в стране сейчас пребывает в стагнации и не может конкурировать со многими другими государствами. Около 25 процентов американских учеников не могут завершить обучение вовремя, поскольку не справляются с итоговыми экзаменами.

В заключение

Несмотря на ряд проблем, система образования в США зарекомендовала себя как одна из самых лучших в мире. Десятки тысяч людей ежегодно прибывают в Соединенные Штаты Америки из разных стран лишь с одной целью - учиться в и университетах. В США высших учебных заведений больше, чем в каком-либо другом государстве. А такие университеты, как Гарвард, Стенфорд, Кембридж, Принстон, давно уже стали синонимами высочайшего уровня образования во всем мире. Люди, окончившие их, имеют все шансы в будущем построить удачную карьеру.

Система обучения в США отличается от привычной нам: американские школьники получают среднее образование в течение 12 лет, год делится на два семестра, а система оценок основана на буквенном обозначении.

Иностранные студенты обычно начинают обучение в средних или старших классах американской школы.

Средняя школа называется Middle School (6-8 классы) или Junior High School (7-9 классы). Сюда поступают с 11 лет. В это время школьники изучают набор обязательных предметов (математика, английский язык, естественно-научные предметы, обществознание и искусство) и несколько предметов на выбор (журналистика, риторика, театральное искусство и многие другие).

Старшая школа - классы с 9 по 12 (High School) или с 11 по 12 (Senior High School). Предметов на выбор становится больше, студенты уже ориентируются на свои цели в поступлении в вуз. Школы в Америке предлагают широкий спектр предметов, от агротехники до 3D-дизайна.

Для получения диплома об окончании средней школы (High School Diploma) обычно необходимо набрать 20–24 кредита (специальных учебных единиц) за обязательные предметы и предметы по выбору в 9–12 классах. Каждый кредит - итог изучения одного предмета в течение одного учебного года. Требования к количеству кредитов могут различаться в зависимости от штата.

Почему США

Америка - страна возможностей, мультикультурного общества и высокого уровня жизни. Здесь сосредоточена деловая и экономическая элита мира. Университеты США занимают высшие строчки авторитетных рейтингов. Учеба в американской школе - первый шаг к поступлению в престижный вуз и блестящим карьерным перспективам.

Система образования в США считается одной из наиболее прогрессивных. В школах поощряется участие в реальных научных и технических разработках, развиваются лидерские качества и умение отстаивать свою точку зрения.

В последние годы именно США становится приоритетным направлением обучения у российских школьников. Родители видят для своих детей больше возможностей в Америке, чем, например, в плотно заселенной Европе, где бывает сложно получить рабочую визу и найти применение полученному образованию.

Частные школы США - наиболее престижные средние учебные заведения. Здесь целенаправленно готовят детей к поступлению в ведущие вузы, в том числе в элитные университеты Лиги Плюща. Со старшеклассниками работают карьерные консультанты, поэтому ребята уже знают, кем хотят стать, и выбирают предметы в зависимости от будущей специальности.

Иностранные студенты предпочитают обучение именно в частных школах-пансионах, и вот почему:

  • более высокий уровень подготовки студентов (что отражает процент поступивших в топовые вузы);
  • небольшие классы (10-15 человек), где преподаватели могут уделять внимание каждому;
  • учителя, заинтересованные в своем деле и успехах студентов;
  • технологичные классы и лаборатории;
  • прекрасные условия для спорта и творчества.

Американские школы-пансионы представляют собой безопасную и живописную территорию с учебными корпусами и резиденциями для проживания.

Большое внимание уделяется физической подготовке. Родители спортивно одаренных детей зачастую делают выбор именно в пользу таких школ, которые без отрыва от учебы готовят детей к профессиональной спортивной карьере.

Образовательные программы американских школ

В каждом штате не менее 50 частных школ, каждая из которых является самостоятельной образовательной единицей со своей администрацией и преподавательским составом.

Школы Америки не предполагают единой программы обучения с одинаковым набором предметов для всех учеников. Есть обязательные предметы и предметы на выбор. Чем старше становится ребенок, тем больше предметов он может выбрать - сообразно со своими планами на высшее образование.

Чтобы получить преимущество при поступлении, школьники могут проходить курсы углубленного изучения (Honors) и выбрать один или несколько предметов повышенной сложности AP (Advanced Placement). Чем выше уровень школы, тем больше предметов AP она предлагает.

В некоторых учебных заведениях можно учиться по международной программе старшей школы IB (International Baccalaureate), результаты которой принимают вузы по всему миру.

Стоимость обучения

Стоимость обучения в американской частной школе начинается от $ 39 300 в год. В эту сумму обычно входит проживание, питание, страховка, учебные материалы. Экскурсии и внеклассные занятия оплачиваются дополнительно.

Когда поступать

Идеальный возраст для поступления - 11–13 лет. В это время ребенку проще всего адаптироваться к новой системе, завести друзей, освоиться в другой стране. К старшим классам ему будет проще выбрать предметы для изучения и направление подготовки к вузу.

Подготовку к поступлению мы рекомендуем начать за год до начала учебы. У каждой школы свои требования к поступлению, условия могут различаться в зависимости от штата. В некоторых школах, помимо предоставления оценок за последние 2-3 года учебы, необходимо сдать тестирование по отдельным предметам.

Чем мы можем помочь

Специалисты IQ Consultancy помогут разобраться во всем многообразии американских школ и выбрать ту, которая подойдет именно вашему ребенку и раскроет его потенциал.

Мы поможем:

  • разобраться во всех тонкостях вступительных требований;
  • подтянуть английский и сдать TOEFL;
  • подготовить мотивационное письмо;
  • успешно пройти собеседование с приемной комиссией школы;
  • оформить все необходимые документы и визу.

Мы будем поддерживать связь с выбранной школой и поможем разрешить все возможные трудности и форс-мажоры. При необходимости порекомендуем языковой лагерь в США, организуем тур по школам, если вариантов будет несколько, и предложим услугу курирования ребенка на время обучения.

Общеизвестен тот факт, что система образования в США является одной из самых лучших в мире. Именно поэтому молодежь из разных стран нашей планеты стремится попасть на учебу в американские университеты, которые занимают ведущие места в рейтинге лучших вузов мира.

Пытаясь решить проблемы, существующие в системе образования России, многие специалисты стараются применить позитивный опыт других стран. Но прежде чем внедрить какое-либо новшество в наши детские сады, школы и вузы, с ним стоит внимательно ознакомиться и проанализировать все его плюсы и минусы.

Итак, рассмотрим особенности системы образования США и сравним ее с той, которая существует в нашей стране.

Обучение в Америке

Современная система образования США сложилась под непосредственным влиянием многих экономических, социальных и исторических факторов. Именно поэтому для нее характерны некоторые особенности, которые не совпадают с западноевропейскими стандартами. Так, в США нет единой государственной системы образования. К тому же каждый из штатов Америки имеет право самостоятельно определять ее структуру.

Вся территория США разбита на 15,5 тыс. школьных округов. Как правило, это небольшие образования, которые посещает до 50 тысяч учащихся. Но некоторые из таких школьных округов просто огромны. Примером тому может служить Нью-Йорк. В расположенном на его территории школьном округе обучаются около миллиона детей. Каждое из таких образований выполняет работы по взиманию налогов, направляемых на нужды учебных заведений, по разработке и принятию программ, набору педагогов и т. д.

В современной американской системе обучения присутствуют принципы самофинансирования, самоуправления и самоопределения. При этом осуществляется ее эффективное взаимодействие с федеральными и местными властями.

На сегодняшний день в систему образования США входят:

Дошкольные учреждения;
- общеобразовательные «всеохватывающие» 12-летние школы, дающие полное среднее образование;
- профессиональные и высшие учебные заведения.

Как правило, американские дети начинают свое обучение с дошкольного класса, а затем продолжают его в школе в течение двенадцати лет.

Начальное образование

Начальное обучение в США ребенок получает уже в возрасте пяти лет, находясь в старшей группе детского сада. Это время, когда начинается плавный переход от игры к чтению и письму.

Начальная система образования в США ориентируется на переживании малышом собственного социального опыта. В английском языке это именуется таким многозначным словом, как experience. Под этим подразумевается получение ребенком навыка самостоятельности, воспитания в нем уважительного отношения к сверстникам, а также адекватного понимания окружающего его мира, что достигается без многознания и излишнего теоретизирования.

Система образования в США предусматривает, что на данном этапе с группой, состоящей из двадцати детей, работает педагог с помощником. Большую роль в воспитательной работе играют и волонтеры. Они помогают организовать досуги, экскурсии и занятия.

Кто такие волонтеры? Это, как правило, мужчины и женщины зрелого возраста, которые безвозмездно трудятся ради общественного блага. В школах и детских садах они помогают учителям и воспитателям, занимаясь с детьми и отдавая им тепло своей души.

Но не только этим система образования в США отличается от российской. Еще находясь в детском саду, каждый ребенок может посещать библиотеку и работать на компьютере. А те дети, которые имеют определенные проблемы с общением, выделяются в отдельные небольшие группы. В каждой из них с тремя воспитанниками работает только один педагог. Это позволяет уделить больше внимания каждому ребенку и развить в маленькой личности индивидуальные творческие способности.

Чем еще система дошкольного образования в США отличается от российской? Удивительно, но в детских садах Америки вы не найдете кроваток. Дети, решившие отдохнуть, просто расстилают полотенце на ковре и спят, пока воспитатель читает им сказку. Такие принципы существуют в общественных детских садах, которые посещают более пятидесяти процентов пятилетних американцев. Но в США существуют и частные дошкольные учреждения. Они удовлетворяют более широкий спектр родительских требований.

Комплектование классов

Система среднего образования в США включает в свой состав школы, которые, в отличие от российских, располагают каждое из своих звеньев (начальное, среднее и старшее) в отдельных зданиях. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, межвозрастные группы не пересекаются между собой, что исключает вероятность возникновения конфликтов. Но при этом дети из одной семьи, обучающиеся в разных звеньях, не имеют возможности ходить в одно учебное учреждение.

Система школьного образования в США, представленная начальным уровнем, включает в себя обучение с 1-го по 5-й класс. В этом звене все занятия проводятся одним педагогом. Формируются классы целенаправленно. В каждый из них детей направляют по результатам предварительного тестирования. При этом выделяют три основные группы. В первую из них попадают самые способные ученики. Занятия с ними проводятся на самом серьезном уровне. Это группа одаренных детей, к которым предъявляют самые серьезные требования. Каждый год в таком классе меняется педагог и состав учеников.

Переформирование групп проводится с целью воспитания у ребенка индивидуализма, а также ровных и доброжелательных отношений с разными людьми. В этом случае американским школьникам просто нет времени на установку личных привязанностей с учителями и одноклассниками. Конечно, отношения в таком коллективе складываются довольно прохладные, но это позволяет детям не центрироваться на каком-либо одном человеке. Ежегодная смена преподавателей и одноклассников позволяет американскому ребенку сохранять спокойствие в ситуациях неопределенности, а также снизить общую тревожность за свое будущее.

Начальная система образования России и США отличается и тем, что в наших школах учитель проводит занятия с одними и теми же учениками с первого по четвертый класс. Кроме того, в Америке меньше времени отводится на арифметику. Набор же остальных предметов практически ничем не отличается от того, который существует в российских школах. Длина учебной недели составляет пять дней.

Средняя школа

В этом звене дети обучаются с шестого по восьмой класс. Причем для средней школы в США нет единых учебников и программ. Разработкой своих собственных рекомендаций занимается каждый из округов, а программы по предмету разрешено составлять самим преподавателям. Стоит заметить, что школьные учителя в Америке – это люди, закончившие соответствующие факультеты в колледжах и университетах. Другими словами, их уровень квалификации по соответствующему предмету не вызывает никаких сомнений. Но и после получения диплома работать с детьми они могут только лишь имея подтверждение педагогической квалификации.

Основные школьные предметы

В Америке существует определенный перечень уроков, которые должны входить в школьную программу. Действует система образования США на английском языке. Именно поэтому его изучение относят к обязательным предметам. Кроме того, в школьную программу входит математика и естествознание, физкультура с гигиеной, труд, изобразительное искусство и домоводство. Все уроки длятся от 40 до 50 минут.

Перемены же в США короткие. Детям дают от 3 до 5 минут только для того, чтобы достать из шкафчика тетради и учебники для следующего урока. Именно поэтому, в отличие от российских школ, в США невозможно найти детей, которые не знают, чем себя занять между звонками.

В Америке учащиеся занимаются не более чем на шести уроках в день. В средней школе, так же, как и в начальной, учебная неделя состоит из пяти дней.

Если провести сравнение системы образования России и США, то в Америке дети с огромным удовольствием занимаются спортом и поют. В этой стране школы гордятся подобными коллективами. У наших детей также есть возможность для развития своих спортивных и музыкальных способностей. Однако все это включается в систему дополнительного образования. А самые талантливые дети посещают специализированные спортивные и музыкальные школы. В США одаренные школьники имеют возможность развиваться, не покидая стен своего учебного заведения. В этой стране считается, что интеллектуальное, духовное и физическое развитие ребенок должен получать одновременно. Именно поэтому здесь не существует делений на культурно-спортивные мероприятия и непосредственно учебные занятия. Это большой плюс американской школы, так как происходит гармоничное развитие детей без «перекосов» то ли в область излишнего развития мускулатуры, то ли в сферу художественного отрыва от существующей реальности.

Старшая школа

На данной ступени образования детей обучают с девятого по двенадцатый класс. В этом звене разрабатываются такие учебные программы, в которых предусматривается непрерывное обучение английскому языку. Среди других предметов находятся социальные науки, изучению которых отводится не менее трех лет. Математику и предметы естествознания детям преподают на протяжении двух лет.

Среди особенностей американской школы старшего звена можно выделить существование трех направлений – академического, профессионального и многопрофильного. Ученик имеет право на свой выбор только после проведения независимого компьютерного тестирования.

Тот из учеников, кто выбрал академический профиль, может получить хорошую научную подготовку. Она понадобится для получения дальнейшего образования. Профессиональный профиль позволит получить навыки, нужные для непосредственной практической деятельности. При этом детям дается меньший объем общеобразовательных знаний.

Обоснованный выбор того или иного профиля старшего школьного звена школьникам помогают сделать консультанты. При этом каждый ребенок получает то образование, на которое он способен.

Российские же старшеклассники, как правило, представляют себя в будущем только в качестве студентов престижных вузов. К получению ребенком высшего образования стремятся практически и все родители. Что касается американской системы обучения, то она, в отличие от нашей, ориентирует учеников на то, что, несмотря на любые способности, они всегда найдут свое место в жизни. Это позволяет детям не бояться своего будущего и быть более раскованными.

В разных странах мира обучение может отличаться весьма существенно. Так, разнится и система образования Великобритании и США. На уровне старшей школы в Англии у детей нет каких-либо обязательных предметов, по которым им предстоит сдача экзаменов. Здесь все связано с теми требованиями, которые выдвигают университеты, в которые будут поступать нынешние старшеклассники. То есть выбор своей будущей профессии английские дети делают заранее, чтобы обратить особое внимание на тот или иной предмет.

А вот в Японии старшее звено не дает детям возможность выбора. Здесь существует большое число обязательных предметов, которые должны знать все без исключения.

Школьные рейтинги

Оценка знаний в американской школе предусматривает существование пятибалльной шкале, имеющей буквенные обозначения. В ней А означает отлично, В – хорошо, С – удовлетворительно, D – плохо, а F – неудовлетворительно. Часто к оценкам американских детей преподаватели добавляют плюс или минус.

Внутриклассный контроль состоит из тестов и зачетов. Он проводится на усмотрение учителя. Есть в американской школе и внутришкольный контроль. Его осуществляет администрация школы. Все это очень похоже на российскую систему.

Профессиональное образование

Этот тип обучения проводится в средних школах. Также его осуществляют региональные профессиональные центры и центры профессиональных навыков. Здесь учащимся предлагается освоение разнообразных специальностей до достижения ими уровня квалифицированного рабочего.

Система профессионального образования США имеет весьма внушительные масштабы. Как правило, ученики проходят не менее двух-трех курсов обучения. В некоторых школах по такой программе занимается практически две трети детей.

Система профессионального образования готовит не только рабочих, но и персонал, которых будет занят в сфере услуг, конторских служащих и т. д.

Для того чтобы учащиеся овладели подобными навыками, в средних школах Америки формируются специализированные потоки и отделения. Во многих учебных заведениях работают мастерские, а изучение предметов по профессиональной специализации организуется непосредственно на уроках.

Высшее образование

Удивительно, но в Америке такого понятия, как вуз, просто не существует. Система высшего образования в США считается послешкольной. При этом она включает в себя разнообразные учреждения, работа которых базируется на:

Гибкости учебных программ, а также их мобильной адаптации к различным социальным потребностям;
- многообразии форм обучения;
- высокой демократичности учебных процессов;
- свободе выбора самим студентом программы и формы обучения.

Система высшего образования в США включает в себя государственные и частные вузы, которые играют весомую роль в обучении студентов. Это многочисленные колледжи и университеты, представляющие собой заключительный этап образовательного процесса.

Абитуриентам США предоставляется возможность подачи документов одновременно в несколько вузов. Это значительно увеличивает шанс на поступление.

Колледжи предлагают своим студентам четырехлетний курс обучения. При его завершении и сдаче соответствующего экзамена выдается степень бакалавра. В колледжах можно получить и степень магистра. Для этого необходимо проучиться еще один-два года и защитить аналитический доклад научного направления.

Высшим этапом вузовского образования являются докторские программы. Они ориентированы на самостоятельную научную работу тех учащихся, которые имеют степень магистра.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что система образования в США принципиально отличается от той, которая существует в России. Она адаптирована к потребностям, существующим в обществе. К тому же американскую систему отличает гибкость и способность к изменениям для осуществления дальнейшего развития научно-технического прогресса. Конечно, она отучает детей от способности создавать решения, предлагая готовые варианты ответов к тестам. Но, с другой стороны, такая система готовит отличных специалистов своего дела, пусть даже и очень узкого. При этом экономика страны получает именно те кадры, которые ей нужны.

Сегодняшняя система образования Соединенных Штатов Америки обладает целым рядом отличительных черт, сформировавшихся под влиянием специфических условий развития страны. Самой существенной особенностью можно считать факт отсутствия в США единой государственной системы обучения: любой из штатов имеет возможность проводить самостоятельную политику в этой сфере.

Система образования в США включает:

  • Дошкольные учреждения - здесь воспитываются и овладевают элементарными знаниями малыши 3–5 лет.
  • Начальная школа, 1-8 класс - учатся дети 6-13 лет.
  • Средняя школа, 9-12 класс - обучение подростков 14-17 лет.
  • Высшее образование длится от 2 до 4 лет.

Американская система образования устроена более демократично, чем европейская, и не имеет жесткой иерархической структуры.

Дошкольное

К учреждениям дошкольного образования в США относятся детские сады, имеющие ясельные группы для совсем маленьких, и специальные центры, готовящие малышей к будущему обучению. Эти заведения находятся в собственности государства или частных лиц. Деятельность приватных предприятий контролируют органы власти, стимулируя внедрение передовых методик в практику обучения и оказывая финансовую помощь. Несомненное преимущество такой организации дошкольной системы образования - мобильность в отношении различных педагогических инноваций.

Это благотворно влияет на повышение общего уровня следующего школьного этапа образования, поскольку каждый ребенок имеет возможность с самого раннего возраста приобщиться к учебному процессу, проявить и развить свои способности.

По достижении пятилетнего возраста воспитанники переходят в старшие группы детского сада, которые условно можно считать нулевыми классами начальной школы. На этом этапе происходит плавный переход от игровой формы проведения занятий к традиционной.

В США существуют так называемые дошкольные лаборатории, которые открываются при высших педагогических заведениях и служат исследовательской базой для подготовки будущих преподавателей. Такие экспериментальные отделы замечательно оборудованы и создают оптимальные условия для воспитания и развития детей. Рассчитаны они на малышей от 3 до 6 лет.

Школьное

Система школьного образования в США представлена различными типами заведений, которые самостоятельно устанавливают периоды обучения. Но обязательное для всех учреждений условие - наличие дошкольной группы предварительной подготовки.

Осваивать знания дети начинают в шестилетнем возрасте и, в зависимости от политики и программы конкретного учебного учреждения, учатся 6-8 лет до следующего этапа - младшей средней школы, где их обучают с 7 по 9 класс. Завершающая ступень - старшая средняя школа (10–12 классы) обязательна для тех, кто собирается поступать в вузы.

В маленьких населенных пунктах среднеобразовательная школа придерживается традиционной схемы: восьмилетний стартовый курс плюс четыре года полного среднего образования. В последнее время проявляется тенденция к урезанию начальной ступени в пользу более скорого перехода к системе предметного преподавания.

В США параллельно функционируют различные типы школ - государственные, частные и заведения при церквях (образование в них получает примерно 15% учащихся).

В общей сложности в Соединенных Штатах насчитывается более 90 000 государственных и почти 30 000 частных школ. В них 3 миллиона учителей не менее 55 миллионов учеников.

Система частных школ - это привилегированное платное обучение, которое предоставляет выпускникам хорошие стартовые возможности, открывая двери элитных высших учебных заведений. Таких школ в США насчитывается около трех тысяч.

Образование в Америке не носит обязательного характера, но практически все дети из детских садов и подготовительных центров переходят в школы, а 30% выпускников средних школ становятся студентами вузов. Продолжительность учебного года, разделенного на четверти, составляет в среднем 180 дней. Рабочая неделя - пятидневка. Занятия длятся с половины девятого утра до трех-четырех дня. С восьмого класса школьники имеют право выбора предметов для изучения, но существуют и обязательные для всех – математика, родной язык, естествознание, обществоведение и еще ряд дисциплин.

Средние школы могут быть академическими, профессиональными и многопрофильными. Учреждения первого типа готовят учащихся к поступлению в вузы. В них каждый ребенок обязательно проходит тест IQ для выяснения уровня интеллекта (умственной одаренности). Если показатель ниже 90, ученику рекомендуют сменить учебное заведение. Профессиональные школы ориентируют учащихся на получение прикладных знаний, которые можно применять в практической деятельности, а многопрофильные – сочетают в себе черты школ первого и второго типа.

Высшее

Американская система высшего образования представлена университетами и колледжами. В США понятия «вуз» в привычном для нас понимании не существует - есть в буквальном переводе «послесредняя школа» (в оригинале – postsecondary school), включающая в себя как высшие учебные заведения, так и те, которые у нас принято относить к средним профессиональным. В разговорной речи все вузы американцы называют колледжами, даже если имеются в виду университеты.

Система высшего образования в США включает разнообразные типы и виды учебных организаций и базируется на следующих принципах:

  • Гибкость учебных программ, их мобильная адаптация к насущным социальным потребностям.
  • Многообразие форм обучения, курсов и программ.
  • Высокая демократичность образовательного процесса.
  • Децентрализованное управление учреждениями.
  • Свобода выбора студентом формы и программы обучения.

Наряду с государственными в стране функционируют и частные вузы, которые играют отнюдь не последнюю роль в системе высшего образования США. Обучение стоит дорого и в тех, и в других, но для особо одаренных студентов существуют специальные стипендии.

Всего в США более 4000 колледжей и университетов, из них 65 % - частные. Соотношение количества преподавателей и студентов в американских высших учебных заведениях – приблизительно 1к 7,5 (2 и 15 миллионов соответственно).

Каждое учебное заведение имеет собственную процедуру приема, которая зависит от уровня и престижа отдельно взятого колледжа или университета. В одних вузах для зачисления понадобятся вступительные экзамены, в других - собеседования, тесты или конкурс школьных дипломов. Есть и такие, где достаточно представить диплом об успешном окончании средней школы (это, как правило, колледжи). Дополнительным преимуществом будут рекомендательные письма от общественных и религиозных организаций, свидетельства об активном участии в фестивалях, олимпиадах, спортивных состязаниях и т. д. Немаловажное значение придается мотивации абитуриента в отношении сделанного им профессионального выбора. Наиболее престижные университеты проводят конкурсный отбор, поскольку количество желающих поступить на учебу намного превышает число свободных мест.

Американский абитуриент имеет право одновременно подать документы сразу в несколько вузов для увеличения своих шансов на поступление. Вступительные испытания – тесты или экзамены - проводят специальные службы, а не преподаватели этого университета или колледжа. Каждый вуз сам определяет количество студентов, которое будет принято - единого плана в стране нет. Любопытно, что и срок обучения не ограничивается, поскольку у всех учащихся разные финансовые возможности и жизненные обстоятельства.

Интересно, что в стенах американских вузов каждый студент проходит обучение в соответствии с индивидуальной программой, а не в рамках традиционной для наших учебных заведений академической группы.

Колледжи в большинстве случаев имеют четырехлетний учебный курс, завершающийся присвоением степени бакалавра. Для ее получения надо сдать соответствующие экзамены и набрать определенное количество баллов. Магистром можно стать, добавив к бакалавриату еще год или два и защитив научный аналитический доклад.

Высший этап вузовского образования - докторские программы, ориентированные на самостоятельную работу в области науки. Чтобы поступить в докторантуру, кандидату в большинстве случаев нужна магистерская степень.

В итоге можно сказать, что система образования в США прекрасно адаптирована к постоянно растущим потребностям общества и готова к гибким изменениям для соответствия направлениям развития научно-технического прогресса