Что значит аккредитована. Новый порядок государственной аккредитации образовательной деятельности (Максименкова Е.А.)

Среди инструментов, с помощью которых возможно совершение определенных действий, или проверить соответствие какого-либо объекта определенным стандартам, нередко называют лицензию или аккредитацию.

Что такое лицензия

Лицензия означает право занятия какой-либо деятельностью . Оно подтверждается документом, который также называется лицензией. Заниматься таким делом можно, только имея на руках лицензию, выданную компетентным государственным органом. Государство обычно законодательно определяет перечень видов такой деятельности. Закон также определяет принципиальные ее положения и уполномочивает определенные государственные органы выдавать действующие бессрочно лицензии согласно их компетенции. Процедуры, связанные с обращениями в такие органы и выдачей лицензий устанавливаются документами правительства.

Лицензиями также именуются выдаваемые государственными органами разрешения на:

  • Вылов рыбы.
  • Строительство.
  • Продажу табачных изделий.
  • Управление транспортным средством.
  • Охоту на диких птиц и зверей.
  • Работу в конкретном радиочастотном диапазоне.
  • Производство оружия и пр.

Определенные особенности имеются в лицензировании высших учебных заведений . Это непростая процедура, которая определяет, насколько образовательный процесс в них отвечает утвержденному правительством положению о лицензировании деятельности в сфере образования. Местные органы власти и уполномоченный государственный орган обеспечивают соблюдение лицензионных процедур. Они касаются проверки материально-технической, социальной и кадровой обеспеченности, организации учебы. Если получены положительные результаты, выдается соответствующий документ, дающий право на ведение образовательной деятельности.

Широко распространено лицензирование в сфере патентного и авторского права . Оно осуществляется на основании лицензионных договоров. В первом случае обладатель патента или лицензиар таким договором предоставляет другому лицу (лицензиату) разрешение на использование принадлежащего ему объекта патентования, охраняемого государством. Лицензиат за это обязуется оплачивать обусловленную таким договором сумму за пользование патентом. Согласно исключительной лицензии право использования также передается в согласованных договором пределах. Однако у лицензиара остаются все права на патент, в том числе и право заключать и другие такие же договоры.

В области авторского права его обладатель дает лицензиату право копирования . распространение тиража произведения, его переработку, передачу по каналам связи и пр., которое может осуществляться в пределах и способами, предусмотренными лицензионным договором. Определенные особенности имеют лицензионные договоры в области программного обеспечения. Созданные правомерно согласно договору произведения называются лицензионными, а с нарушением исключительных прав автора — контрафактными.

Государством устанавливается уголовная ответственность за ведение лицензируемой деятельности без наличия лицензии, если при этом ему, юридическим лицам и гражданам причинен значительный ущерб или в крупном размере извлечен доход.

Зачем нужна аккредитация

Под аккредитацией понимается подтверждение уполномоченными государственными органами соответствия стандартам определенного объекта аккредитации . Обычно такой механизм используется для оценки уровня профессиональных услуг различными организациями. Чаще всего осуществляется аккредитация услуг в области:

  • Высшего образования.
  • Проведения в лабораториях испытаний товаров, приборов и пр.
  • Клинической диагностики.
  • Калибрования различных приборов и инструментов.
  • Сертификации товаров и услуг.

Обычно эта работа выполняется специальными госорганами, осуществляющие свою работу согласно правил, утвержденных правительством.

При аккредитации образовательных организаций присваивается или подтверждается их статус. Фиксируется их тип (среднее, высшее, профессиональное и пр.) и вид его функционирования (институт, академия, университет и пр.). Процедура аккредитации предусматривает в первую очередь оценку уровня реализуемых программ образования. В ее ходе определяется, насколько подготовка специалистов отвечает госстандартам в этой сфере. При положительном результате выдается соответствующее свидетельство. Этот документ о госаккредитации с приложением к нему дает вузу право предоставлять предоставленные законодательством льготы и выдавать выпускникам диплом, установленного государством образца.

Помимо государственной аккредитации существует практика аккредитации организациями общественности, профсоюзами . Такие мероприятия поднимают рейтинг вуза. В США и Канаде государство не занимается аккредитацией услуг в сфере медицины и образования. Эти функции принимают на себя авторитетные негосударственные объединения разного уровня.

Услуги лабораторий обычно аккредитуются на предмет соответствия международным стандартам. При этом процедура предполагает:

  • Намерение лаборатории пройти аккредитацию.
  • Отсутствие какой-либо связи с органом аккредитации.
  • Периодическую проверку органа аккредитации на компетентность.
  • Общедоступность правил, по которым проводится аккредитация.

Полученный аттестат аккредитации означает соответствие лаборатории международным стандартам. Аккредитация может проводиться специальным госорганом или уполномоченными негосударственными организациями.

Существуют специальные процедуры аккредитации средств массовой информации при государственных органах, общественных организациях, профессиональных объединениях и пр. Они требуют предоставления документов, подтверждающих компетентность конкретных СМИ и их работников. Такая аккредитация может быть постоянной или на определенный срок и подтверждается аккредитационной карточкой.

В чем разница

Принципиально лицензия от аккредитации отличается тем, что первая дает разрешение на осуществлении конкретных видов деятельности, регламентированных государством. Права по пользованию объектом патентования или авторского права могут передавать также правообладатели -физические лица.

Аккредитация означает специальную процедуру подтверждения уровня профессиональной квалификации организаций, оказывающих определенные услуги. Такие услуги могут не быть в перечне лицензируемых.

Формы аккредитации по уровню стандартов связаны с регионом действия стандартов и соответственно регионом аккредитации. Стандарты могут действовать на международном, национальном, региональном или местном уровнях. Также, стандарты могут иметь принадлежность к определенным объединениям (например, стандарты СРО) или организациям (например, стандарты JCI).


В соответствии с принадлежностью стандартов выделяют формы аккредитации:

  • международная аккредитация. Данная форма аккредитации проводится на соответствие международным стандартам. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности из различных стран мира. При такой форме аккредитации важным условием является не только соответствие международному стандарту, но и признание результатов аккредитации в различных странах. Если такого признания нет, то аккредитация не может считаться международной;
  • национальная аккредитация. Такая аккредитация осуществляется на уровне отдельных государств. Практически во всех странах мира существуют свои национальные системы аккредитации. В качестве стандартов аккредитации могут выступать как национальные, так и международные стандарты. Результаты аккредитации в национальной системе аккредитации имеют признание только в пределах данного государства. Однако если существует соглашение о взаимном признании результатов аккредитации между национальными системами аккредитации разных стран, то аккредитация в национальной системе «автоматически» получает статус международной аккредитации;
  • региональная аккредитация. В данном случае аккредитация проводится на соответствие региональным стандартам. Как правило, такая аккредитация связана с деятельностью предприятий и организаций, находящихся в пределах одного региона. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности именно этого региона. Следует отметить, что понятие «регион» довольно широкое. Оно может ограничиваться отдельным городом или областью (например, региональная аккредитация оценщиков Москвы), а может несколькими странами (например, система аккредитации высшего образования стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Однако, в большей степени, данная форма аккредитации относится к «малым» географическим размерам;
  • отраслевая аккредитация. Во многих отраслях экономической деятельности существует своя собственная аккредитация. Она связана со спецификой работы именно в этой отрасли (например, аккредитация образовательных учреждений, аккредитация аудиторов и пр.). Эта форма аккредитации подразумевает наличие отраслевых стандартов деятельности. Признание результатов аккредитации может существовать на разных уровнях: международном, национальном или региональном. Это зависит от наличия соглашений между участниками экономической деятельности в той или иной отрасли;
  • корпоративная аккредитация. Во многих странах законодательство позволяет создавать системы аккредитации отдельным предприятиям или даже физическим лицам. В этом случае возможна такая форма аккредитации, как корпоративная. Виды деятельности, по которым возможно создание корпоративной аккредитации, могут быть ограничены законодательно. В качестве стандартов аккредитации применяются как собственные стандарты (стандарты предприятия), так и национальные или международные стандарты. Применение собственных стандартов широко развито в автомобилестроении. Известные автоконцерны разрабатывают свои собственные стандарты и проводят аккредитацию поставщиков по этим стандартам.

Помимо «чистых» форм аккредитации, может существовать и смешанная. Например, отраслевая аккредитация будет носить международный характер, если участниками системы аккредитации являются компании (лица) из различных стран мира и между ними существует договоренность о взаимном признании аккредитации.


Формы аккредитации по объектам аккредитации связаны с правовым статусом заявителей (организаций или лиц, желающих получить аккредитацию).

Основных форм аккредитации по этому признаку две:

Юридические и физические лица могут быть аккредитованы в различных системах аккредитации, связанных с принадлежностью стандартов (например, юридические лица могут иметь международную, национальную и пр. аккредитацию). Однако на аккредитацию юридических и физических лиц еще влияет вид осуществляемой деятельности.

В Российской Федерации основным документом, регламентирующим вопросы аккредитации, является Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В соответствии с этим законом национальную аккредитацию могут получить только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Физические лица могут выступать экспертами национальной системы аккредитации.

Еще одним вариантом аккредитации, который может быть отнесен к этой форме аккредитации, является аккредитация вида деятельности . Под видом деятельности понимается какая-либо услуга или вид работ. Примерами могут являться образовательные программы, медицинские услуги, программы для информационных систем. В этом случае аккредитацию получает не юридическое или физическое лицо, а некий комплекс организационно-методических мероприятий.


Формы аккредитации по статусу применения имеют два варианта:

  • обязательная аккредитация;
  • добровольная аккредитация.

Обязательная аккредитация регулируется и осуществляется государственными органами. Эта форма аккредитации напрямую связана с вопросами здоровья и безопасности граждан и государства в целом. Например, в Российской Федерации обязательная форма аккредитации применяется к вооружению и военной технике, работам в сфере атомной энергетики, работам, связанным с воздушными, морскими и речными перевозками, обеспечением санитарно-гигиенического благополучия граждан и др.

Добровольная форма аккредитации применяется там, где нет прямой угрозы безопасности и здоровью граждан и государству. Регулирование этой сферы со стороны государства существует, но оно ограничивается уровнем законов, установлением правил, норм и принципов проведения аккредитации. Однако в Российском законодательстве необходимо обращать внимание на указание формы аккредитации в законах, которые регулируют конкретный вид деятельности.

Различие между добровольной и обязательной формами аккредитации может быть выражено следующим образом:

  • при добровольной форме аккредитации организация (или физическое лицо) самостоятельно принимает решение об аккредитации. Организация (или физическое лицо) может заниматься выбранным видом деятельности вне зависимости от наличия аккредитации;
  • при обязательной форме аккредитации организация (или физическое лицо) не может заниматься выбранным видом деятельности без наличия аккредитации. Если организация (физическое лицо) занимается выбранным видом деятельности без аккредитации, то такая деятельность будет считаться незаконной и преследоваться в рамках уголовного или административного права.

Формы аккредитации могут различаться по срокам. В зависимости от правил, установленных в системе аккредитации, она может быть бессрочной или иметь ограниченный срок действия. Наличие бессрочной аккредитации вовсе не означает, что после ее получения за организацией (лицом) не будет осуществляться контроль. Как правило, после получения аккредитации (как срочной, так и бессрочной) проводится периодическая проверка на соответствие критериям аккредитации. Если организация или лицо нарушит требования и критерии аккредитации, то аккредитация будет аннулирована.

Система аккредитации

Система аккредитации представляет собой набор организационных, документационных и технических элементов, осуществляющих взаимодействие между собой для повышения взаимного доверия к работам и услугам участников системы и достижения целей аккредитации.

Из данного определения следует, что у любой системы аккредитации существуют:

  • цель, ради которой создается система аккредитации;
  • организационные, документационные и технические элементы, обеспечивающие работу системы аккредитации;
  • участники системы, которые взаимодействуют между собой и с элементами системы аккредитации;
  • работы и услуги, которые выполняют либо сами участники системы, либо выполняются для участников системы аккредитации.

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

Что такое государственная аккредитация специальности и чем грозит ее отсутствие?

Военкомат не дремлет - это расхожее выражение, по всей видимости, известно многим. И приведено оно здесь не случайно. Дело в том, что поступление в вуз на очную форму обучения далеко не всегда является гарантией получения отсрочки от службы в армии, причем безотносительно к тому есть ли в вузе военная кафедра или она отсутствует. Причина состоит в том, что взаимоотношение с военкоматом во многом зависит от специальности, на которую поступает абитуриент, а именно от того аккредитована ли она или нет. Что же такое государственная аккредитация, кто ее проводит и каковы могут быть причины ее отсутствия?

Наличие аккредитации подтверждает, что качество подготовки студентов по данной специальности соответствует государственным требованиям. Это означает, что после окончания вуза и успешной защиты диплома, выпускник становится квалифицированным специалистом и получает документ о высшем профессиональном образовании государственного образца подтверждающий этот статус. Аккредитация проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Почему специальность может не пройти аккредитацию? Причин несколько. Самый негативный вариант это когда качество образовательных программ того или иного вуза не отвечает действующим стандартам, соответствие которым устанавливается раз в 5 лет. В таком случае, государство отказывается от финансирования подобной специальности, и соответственно не выделяет на нее бюджетные места.

Другая, менее значимая, но зато более распространенная причина, по которой отсутствует аккредитации это новизна общеобразовательных программ. По действующим правилам для прохождения аккредитации необходимо чтобы состоялся первый выпуск по специальности, на которую производился набор. В свою очередь отсутствие выпускников изначально подразумевает невозможность проведения аккредитации со всеми вытекающими отсюда последствиями во взаимоотношении с военкоматом. Возможно именно по этой причине многие вузы стараются заблаговременно информировать об этом абитуриентов, в том числе и во время подачи ими документов.

Немаловажный вопрос - где можно получить информацию об аккредитованных специальностях? Как правило, в приемной комиссии. Еще - на официальном сайте вуза, где, как правило, размещаются лицензия и свидетельство о государственной аккредитации с приложениями, в которых как раз и указывается перечень образовательных программ прошедших аккредитацию. Если же по каким-то причинам ознакомиться с этой информацией не удалось, следует, как минимум, задуматься над тем, почему происходит подобное. За разъяснениями можно обратиться в Рособрнадзор, либо воспользоваться сайтом Национального аккредитационного агентства (www.nica.ru), откуда можно узнать об аккредитованных специальностях любого вуза, причем вне зависимости от того, государственный он или нет.

И последнее. Есть понятие аккредитации образовательных программ и групп специальностей. Вуз имеет право проводить набор по неаккредитованным программам в составе аккредитованных укрупненных направлений подготовки. Но будут ли вовремя поданы и оформлены все необходимые документы по аккредитации программ, и не произойдет ли при этом какая-нибудь задержка, вот что остается неясным. Имейте это ввиду.

По данным на 2016 год, 40% выпускников 9-х классов поступает в учреждения системы профессионального образования, а только 60% переходит в десятый класс. Все 3200 колледжей и техникумов России по ФГОС обязаны проходить государственную аккредитацию. Для чего она проводится и что это такое?

Виды аккредитации:

  • государственная;
  • общественная.

Государственная аккредитация - подтверждение на федеральном уровне того, что действующие образовательные программы колледжа и техникума законны и качественны.

На что обращают внимание при проведении экспертизы в рамках аккредитации в СПО? Главное - это соответствие итогового качества подготовки студентов с содержанием образовательной программы.

— Сведения о реализации заявленных для государственной аккредитации образовательных программ в обязательном порядке должны содержать полные тексты согласованных с представителями работодателей программ в соответствии с требованиями 273-ФЗ и конкретных ФГОС, в т. ч. УП, включая ИУП (при наличии), КУГ, рабочие программы модулей и дисциплин, методические и оценочные материалы с положительными заключениями работодателей и иные материалы, ежегодно обновляемые в соответствии с ЛНА организации, - прокомментировала на одном из вебинаров «Академии профессионального развития» эксперт в области образовательного права Елена Васильевна Зачесова.

Проведение экспертизы совершается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (специальной комиссией Рособрнадзора). Решение об аккредитации может быть положительным или отрицательным, но в любом случае органом должно выдаваться свидетельство.

Сроки действия этого свидетельства несколько различаются для учреждений, работающих по разным направлениям:

  • 6 лет. Основные образовательные направления (сюда же входит СПО).
  • 12 лет. Общеобразовательные программы.

Если колледж успешно прошел проверку, руководству колледжа отдадут:

  • соответствующее свидетельство;
  • приложения к нему.

Приложения к свидетельству нужны для подтверждения его действительности. Именно в приложениях указываются аккредитованные образовательные программы. По этим программам образовательное учреждение может предоставлять учащимся льготы и выдавать дипломы.

В уже аккредитованных организациях результат экспертизы предоставляется не позднее, чем через 105 дней со дня приёма заявления и документов от колледжа или техникума. Если речь идёт о переоформлении свидетельства о госаккредитации, то оно осуществляется не более чем за 45 дней со дня регистрации заявления от заявителя. Выдача дубликата занимает не более 15 дней.

Обычно, проверяющие требуют документы организации в распечатанном виде. Но закон разрешает их предоставлять и в электронном виде.

— Если в ПОО имеется ЛНА о правилах делопроизводства и документооборота, то согласно нему и следует хранить и предоставлять документы, - считает Елена Зачесова. - Но с другой стороны, как-то следует убедить членов аккредитационной комиссии, что можно ваши электронные документы читать с экрана и ничего не распечатывать. Аргументов масса, но я бы сослалась не на норматив, а на образец для подражания - Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2011 N 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности». Если уж Правительство против бумажек, то и ваше ПОО - тоже.

Общественная аккредитация подразумевает признание уровня или заслуг образовательной организации какими-либо общественными профорганизациями, союзами, ассоциациями. Заменить общественной аккредитацией государственную нельзя. Но общественная аккредитация влияет на престиж образовательного учреждения.

Приведём пример общественной аккредитации российского вуза. В апреле 2017 года Королевский колледж врачей и хирургов Канады решил провести институциональную аккредитацию одного из наших медицинских университетов. В результате наше образовательное учреждение получило статус аккредитованного на международном уровне высшего учебного заведения и повысило свой авторитет.

По каким причинам можно получить отказ в аккредитации?

Отказ в экспертном заключении по государственной аккредитации колледжа может быть в двух случаях:

  • если образовательная организация предоставила документы с ложной информацией;
  • в результате отрицательного заключения аккредитационной экспертизы.

Каковы последствия провала аккредитации?

Если колледж не получит свидетельство, то он не сможет продолжать обучать студентов. И даже сегодняшние выпускники не смогут забрать свои дипломы.

В медиасреде практически нет историй об учреждениях СПО, не прошедших аккредитацию, зато множество подобных историй о вузах.

Так, в начале июня 2017 года на городском сайте Омска была опубликована новость о том, что Комиссия Рособрнадзора не продлила аккредитацию подразделению одного вуза в Омске. На сайте вуза есть информация, что студентов обучают по 7 направлениям, а в данный момент аккредитация на выдачу диплома осталась лишь у профиля «Управление качеством». Остальные не прошли. Большинство выпускников 2017 года не получат дипломы в этом учебном заведении. Вузу придётся принимать меры. Например, договариваться с другими высшими учебными заведениями, чтобы те выдали их выпускникам дипломы.

Аналогичная ситуация может произойти и в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Обжалование или что делать, если колледж не прошел аккредитацию?

Представитель учреждения СПО может обжаловать решение, а также действия или бездействие проверяющих.

Обжалование возможно в случаях, если:

  • срок регистрации запроса заявителя о предоставлении госаккредитации был нарушен;
  • был нарушен срок предоставления госаккредитации;
  • у заявителя потребовали документы, которые не предусмотрены нормативно-правовыми актами РФ для предоставления госаккредитации;
  • отказали в приёме документов;
  • отказали по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ;
  • затребовали с заявителя какие-либо платы, которые не предусмотрены законодательством РФ;
  • отказали в исправлении ошибок в выданных документах или нарушили сроки по их исправлению.

Документ для обжалования нужно подавать распечатанным на бумаге.

В жалобе необходимо указать:

  • Название уполномоченного органа, указание должностного лица или гражданского госслужащего, которые предоставляли госуслугу и действия которых обжалуются.
  • ФИО, данные о месте жительства заявителя и контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты).
  • Данные о предмете обжалования.
  • Разъяснения претензий. Если у заявителя есть доказательства (к примеру, документы), их нужно отправить вместе с жалобой.

Если обжалуется отказ в приёме документов, отказ в исправлении опечаток/ошибок или нарушение сроков их исправления, то в течение 5 дней уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу. В остальных случаях срок рассмотрения - 15 дней со дня регистрации.

Если в ходе рассмотрения жалобы или по результатам её рассмотрения обнаруживается административное правонарушение или преступление, то должностное уполномоченное лицо должно немедленно направить соответствующие материалы в прокуратуру.

Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международной конференции «Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов» .