Международный день борьбы с фашизмом урок. Сценарий урока памяти «Международный день памяти жертв фашизма. Исполнение «Гимна России»

Международный день памяти жертв фашизма В 1962 г. второе воскресенье сентября каждого года объявлено Организацией Объединенных Наций Международным днём памяти жертв фашизма Почему в сентябре? Потому что именно в этом месяце началась (с нацистского вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года) и закончилась (капитуляцией милитаристской Японии 2 сентября 1945 года) Вторая мировая война.


Фашизм, нацизм - Сумма идей и ряд действий, направленная на установление господства одной расы (арийской) над другими методами порабощения и полного уничтожения. Возник в гг. в Италии и Германии.


Концентрационные лагеря - созданы для содержания взятых под арест врагов режима. С 1933 по 1939 гг. через гитлеровские концентрационные лагеря было «пропущено» около 1 млн. человек. Во время второй мировой войны через концлагеря «прошло» 18 млн. человек представителей народов всех стран Европы, из них 11 млн. были умерщвлены. Уже в 1933 г. в Германии существовало свыше 50 концентрационных лагерей..




Лагерные условия Каждодневный ад узника обычно начинался и оканчивался поверкой. Под колючим снегом и проливным дождём, в зной и лютый холод утром и вечером должны были стоять узники молодые, старики и даже дети. Фашисты специально затягивали поверки, которые длились несколько часов независимо от погоды.


Заключённые влачили голодное существование. Один раз в день кофе из жжёной брюквы, два раза суп из травы и от 180 до 270 граммов хлеба, наполовину с древесными опилками обычный рацион заключённого. Сначала суп давали горячим, но наступило время, когда его разливали по мискам в полдень и он стоял до вечера. Только большой голод заставлял есть эту похлёбку.




Часто отказывал водопровод, и узники не могли ни помыться, ни пополоскать посуду. Если заключённые промокли во время работы или на перекличке, то ложились спать в мокрой одежде и сушили её теплом собственного тела во время сна. В лагерных условиях даже самая незначительная болезнь становилась опасной. За короткое время тело больного покрывалось страшными ранами.







Наказания и казни Человек мог быть наказан за что угодно. Наказывали за то, что узник сорвал яблоко или принёс кусочек брюквы; за то, что курил или облегчался во время работы; за то, что не по форме был завязан платок; за то, что отсутствовала или была расстёгнута пуговица и даже за обмен собственного золотого зуба на хлеб. Заключённые, не понимавшие приказов (отдаваемых по-немецки) или недостаточно быстро их выполнявшие, были обречены на побои и преследования со стороны эсэсовцев и должностных.


Детей наказывали наравне со взрослыми, даже за самые невинные проступки. На детей, как и на взрослых, распространялась коллективная ответственность. Если в каком- нибудь помещении обнаруживали беспорядок, наказывали всех, независимо от возраста. В наказание, детей, например, заставляли сидеть в течение нескольких часов без движения на снегу.



11 миллионов людей, превращённых в пепел... Это 11 миллионов сложившихся личностей, это люди, которые могли дать новые жизни. Преступления против народов Европы, совершённые фашистской Германией, не имели себе равных в истории человечества. Об этом необходимо помнить, потому что случившееся один раз может повториться.




Международный день памяти жертв фашизма В этот день во всем мире: проходят общественные акции в память о десятках миллионов людей погибших в годы Второй мировой войны; принято посещать памятники, мемориалы, кладбища, где захоронены жертвы фашизма; принято ухаживать за безымянными, заброшенными, братскими могилами.




Современный неонацизм Австрия Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Великобритания Венгрия Германия Греция Россия США Украина Франция Хорватия Эстония Во многих государствах в последние десятилетия продолжают действовать подпольные или открытые организации, придерживающиеся идеологии нацизма


Национализм и неонацизм в Украине Эмблема батальона «Азов», добровольческого вооружённого формирования, многие члены которого придерживаются праворадикальных и неонацистских взглядов Британская газета The Telegraph отмечает, что привлечение формирований, подобных батальону «Азов» к спецоперации на востоке Украины «должно приводить европейцев в ужас», поскольку «источники их финансирования туманны, подготовка несовершенна и занимает всего две недели, а идеология должна настораживать». Издание отмечает, что как нацисты из Третьего рейха, батальон использует в качестве своей символики «волчий крюк», а члены открыто признаются, что являются расистами или антисемитами.


Национализм и неонацизм в Украине Вооруженные столкновения в Украине привели к тому, что группировки неонацистов из стран Европы и России, предпочитающие силовые способы решения проблем, используют конфликт в своих целях и пытаются привлекать на свою сторону новых участников.


Международный день памяти жертв фашизма Не траурный мрамор, не скорбный гранит, Не статуй и стел миллионы – Лишь память людская навек сохранит Те муки, и слезы, и стоны. Не может быть кто-то превыше других, И это доказано жизнью! И значит, сегодня мы вспомним о них – О павших, о жертвах фашизма…

Урок мужества

«Фашизму - нет!».

Учитель: Умарова Т. В.

Дата проведения: 11.11. 2016 г.

Цели:

Повышение познавательного интереса обучающихся к вопросам патриотизма, неравнодушия, здорового образа жизни, бережного отношения к родным и близким;

Воспитывать патриотические качества у подрастающего поколения на примере единения всех народов в борьбе против фашизма во время Великой Отечественной войны;

Познакомить учащихся с началом возникновения фашизма в Германии, проанализировать последствия фашизма на примере документальных фильмов и исторических фактов;

- развивать у учащихся умение самостоятельно думать, принимать верные решения в любых жизненных ситуациях, иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать, вести самостоятельно научно-исследовательскую работу в поиске заданного материала, развивать нестандартное творческое мышление.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель : памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужас войны, посвящается наш урок, который называется: «Урок Мужества» .

Ученица: В день Победы,
Солдатскому братству верны,
Собираются в круг
Ветераны войны.

Без чинов и без званий –
Иваны, Петры -
Побратимы суровой
Военной поры.

Мчится время полным ходом,
Но у нас в стране родной
Не ушли в забвенье годы,
Что отмечены войной.

Ученица : На уроке в первом классе
Тихо шепчут малыши:

«Год Победы помнишь, Вася?
Сорок пятый! Запиши!»

«Сорок первый – сорок пятый!»
Учит наша детвора.

А для бывшего солдата
Это вроде как вчера…

2.Ведение в тему:

Кто такой герой? (ответы детей).

Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Что такое Отечество? (ответы детей).

Отечество, отчизна - родная страна.

Учитель: ребята, кто знает, когда началась Великая Отечественная война?(В 1941 году)

Да, ребята, 22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории страны.

3. Основная часть.
22 июня был выходной день. Спали города и сёла, после выпускных вечеров гуляла молодёжь. Выпускники мечтали о своём будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали 4 утра…

Слайд

И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолётов, лязг танков, пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая речь... Враг был жестоким и сильным…

Учащийся: 22 июня 1941 года в 12 часов Советское правительство обратилось по радио к народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну, заканчивалось оно словами «Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война!
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора,
Я уезжаю и обещаю
Верным Вам быть навсегда!

Учитель: а вот с какими словами в этот же день обратился к народу митрополит Московский и Коломенский глава православной церкви в России Сергий: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С божью помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может…»
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон. …Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как стояли пограничники! Но силы были, слишком, неравные.

30 сентября 1941года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» - так назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться фашисты в Москву, обойти город с севера и юга, зажать нашу армию в огромные «клещи». Слова Гитлера были таковы: «Город должен быть окружён так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребёнок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой.

2 октября 1941года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжёлые оборонительные бои. Началась великая МОСКОВСКАЯ БИТВА.

Слайд

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам прорваться к Волге и захватить СТАЛИНГРАД. Летом 17 июля 1942года началась СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.

Слайд

200 дней длилась Сталинградская битва.
1943год – это время КУРСКОЙ БИТВЫ.

Слайд

После Курска самым мощным было наступление советских войск на юго-западе страны, и к апрелю 1944года немецкие захватчики были разгромлены на всей территории Украины, а советские войска вышли к Государственной границе.

В феврале 1945года советские войска подошли к Берлину.30 апреля 1945года над зданием правительства Германии – рейхстагом взметнулось наше Красное знамя. Но фашисты продолжали сопротивление. И только 9 мая 1945года все гитлеровские войска сложили оружие.

СЛАЙДЫ 1, 2.

Звучит песня «Хотят ли русские войны» .

Учащийся: н арод не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… Это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что «без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего».СЛАЙДЫ 3, 4.

Учащийся: много испытаний выпало на долю древней Руси и ее жителей. В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн, которые приходилось вести Руси, а затем России. Память о них живет в названии улиц, бульваров, проспектов нашего города и микрорайона. Например: улица Генерала Белова, улица маршала Захарова, улица Народного Ополчения и т.д. Память жива в песнях, написанных в годы войны о героях, которые защищали свою Родину. Это песня о 28 героях-панфиловцах, песня о Зое Космодемьянской, песня «Баллада о солдате», песня о защитниках Москвы и т.д. Многим из героев воздвигнуты памятники. Среди людей, живущих в России, нет, тех, кто не помнит и не знает о войне. Забыть этого нельзя! И сегодня когда фашизм вновь пытается поднять голову в своем новом, но близком к старому обличью, необходимо помнить к чему это уже один раз привело.

Звучит песня «Бухенвальдский набат. СЛАЙД 5.

Учитель : п есня была написана уже после войны в 1952 году. Композитор Вано Ильич Мурадели говорил по телефону поэту Соболеву: «Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам и музыка не нужна!» Свое название песня получила от памятника, установленного на том месте, где в фашистской Германии находился лагерь смерти Бухенвальд.З амысел песни возник у композитора Мурадели под впечатлением посещения другого лагеря смерти – Освенцима. «Увиденное меня потрясло, - рассказывал композитор. Сотни тысяч узников, замученных здесь, как бы взывали и сейчас к совести всего человечества: «Люди, не забывайте этого, не допустите, чтобы все могло повториться!»

Показ фрагмента из документального фильма «Обыкновенный фашизм».

Учитель: 7 лет работал известный немецкий скульптор Фриц Кремер над монументом борцам сопротивления фашизму в Бухенвальде. Скульптурная композиция была установлена в 1958 году в память о тысячах жертвах фашизма, замученных на этой гитлеровской «фабрике смерти». Он стремился воплотить в этом величественном сооружении знаменитую бухенвальдскую клятву: «Клянемся уничтожить фашизм до основания и построить мир свободы». Композиция изображает живых и погибших узников Бухенвальда, где в период 1937-1945 годов томились свыше 250.000 людей из 36 государств. По некоторым оценкам, 65.000 человек были убиты в лагере, погибли от голода или непосильного труда. А 10 апреля 1945 года свободу обрели около 21.000 человек, в том числе – 900 детей. Памятник жертвам Бухенвальда считается первым и одним из значительных монументов, установленных в Германии в память о людях, погибших в нацистских лагерях смерти. О них, положивших свои жизни и выживших в нацистской неволе, напоминает главный памятник комплекса: группа из 11 бронзовых фигур, расположенных вокруг башни с колоколом, откуда разносится знаменитый «бухенвальдский набат».

Показ фрагмента из фильма «Помни имя свое» (дети в фашистском концлагере)

Слушание песни «Хатынь» .

Учащийся: солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков, детей - каратели выгнали из домов. А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Объятые ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя. Фашисты подожгли сарай. Люди бросились к деревянным воротам сарая и стали колотить ногами, плечами, прося о помощи и милосердии, чтобы их выпустили. Мужчины навалились на двери, ворота распахнулись. Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться из огня. Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню дотла. Хатынь была стерта с лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей. Узкая дорожка ведет на большую поляну. Здесь была деревня. А сейчас на месте сожженных хат высятся монолитные столбы, напоминающие черные печные трубы. На них бронзовые колокола. Их печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашизма. И огромная плита, где высечены слова: «Люди добрые, помните, мы любили жизнь, И Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтобы нигде и никогда она в вихре пожаров не умирала!»

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ! Нельзя, чтобы это повторилось снова!!!»

Показ фрагмента из фильма про Хатынь.

Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его цивилизации. Советский Союз понес самые большие людские потери во второй мировой войне. Жертвами Великой Отечественной войны, продолжавшейся 1418 дней и ночей, стали 26 млн. 549 тыс. человек- солдат и офицеров, мирных жителей-убитых, погибших от голода, умерших от лишений. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся: любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы не дай Бог не повторилась страшная трагедия!

Учащийся:

Какое страшное слово война!
Это голод, смерть и разруха,
Нам сегодняшним трудно понять,
Что такое хлеба осьмуха!
Мы по рассказам знаем о ней,
Много погибло мирных людей.
Хватит! Довольно жертв на планете,
Мы поколение - мирные дети!
Мы не допустим снова войны,
Встаньте против фашизма и Вы!!!

4. Рефлексия.

Учитель : Ребята, давайте «минутой молчания» почтим память всех погибших на этой страшной войне. (Все встают.)

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Учитель : Дети, родившиеся и выросшие после войны, должны знать, помнить и чувствовать значение этого трудного и героического времени, ценить подвиг народа, так как в этой войне погибло очень много людей. Ценить мир может только тот, кто помнит, что такое война!

Учитель : что вы, ребята, представляете, когда слышите слово «Война»?

Что вы представляете, когда слышите слово «Мир»?

Давайте сделаем коллективный плакат о мире, в память о погибших. Они отдали свои жизни за то, чтобы мы жили счастливо. Это будет нашей маленькой крупинкой в борьбе за мир!

Возьмите цветную бумагу и вырежьте из неё свои символы мира (голубей, цветы, шары, флажки, силуэты людей и т. д.). Из этих символов на листе ватмана (прикреплён на доске) мы составим композицию. (Дети вырезают символы мира и приклеивают к ватману).

Итог:

А теперь посмотрите на доску. Одна её часть – символ мирной жизни, вторая – военной. Какую жизнь выберете вы? Встаньте и подойдите к той части доски, которую вы выбрали. (Дети выходят)

Учитель : всего Вам мирного, доброго, ясного. Всего Вам светлого и прекрасного.

План – конспект

воспитательного мероприятия

Форма: круглый стол.

Цель : познакомить воспитанников с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»; изучить ряд исторических фактов.

Задачи :

  • развивать национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям иных культур;
  • воспитывать чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей;
  • формировать и развивать навыки поисковой деятельности (работа с историческими источниками, с художественной литературой).

Образовательные технологии:

  • элементы ИКТ – технологии;
  • элементы технологии сотрудничества;
  • элементы технологии критического мышления.

Оборудование : презентация, видеоролики, выставка военных книг, доклады по данной теме, музыкальное сопровождение, план-конспект.

Участники: кадеты 7 «____» класса

Дата и время проведения: ____ ____

Место проведения: ________________________

План:

I.) Вступительное слово.

II.) Основная часть.

III.) Рефлексия. Подведение итогов.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы будет говорить о важном. Тема нашего круглого стола — «Международный день памяти жертв фашизма». Вы узнаете об истории возникновения этого «Дня памяти», услышите о тяжелых годах Великой Отечественной Войны, мы будем говорить о создании в годы войны тысяч концлагерей и о тех людях, которые погибли там, о зверствах фашистов. Вы услышите документальные подтверждения очевидцев тех далёких и жестоких событий.

  1. Основная часть.

Воспитатель: Международный день памяти жертв фашизма отмечается ежегодно во второе воскресенье сентября. Он был установлен в 1962 году.

Ведущий: Дата неслучайно была определена именно в сентябре: на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты - день ее начала (1 сентября 1939 года) и день ее полного завершения (2 сентября 1945).

День скорби и боли, День памяти… В этот день миллионы людей, которые знают и помнят историю, склоняют головы в память о тех, кто был уничтожен самой безжалостной, самой бесчеловечной военно-политической машиной.

Желание построить «новый порядок» на деле вылилось в войну, охватившую весь мир, лагеря смерти, уничтожение миллионов людей.

День памяти жертв фашизма отмечается в каждой стране, которая непосредственно принимала участие в военных действиях. Этот день проходит под знаком посещения солдатских могил, памятников, мемориалов, возложения венков и цветов. Это трагический день, который останется надолго в памяти нескольких поколений.

Чтец:

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят.

Но выше подними Великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей…

Воспитатель: Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно, в результате их властвования. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил, так и тем, кто ей противостоял.

Война — какое страшное и жестокое слово. Достаточно вспомнить годы Великой Отечественной Войны, которые унесли миллионы жизней мирных людей, стариков, детей, и наши сердца начинают наполняться горестью, слезами, болью.

Ведущий: В музее частном стройными рядами
Лежат в шкафах медали и кресты,
Орлы… как будто бы блестят из дали,
Из времени ушедшей темноты.
Вот этот крест фашистскому солдату
Подарен был заслуженно вполне,
За то, что тот фашист – из автомата –
Убил немало русских в той войне.

А крест другой, быть может, стал наградой
За тысячи мучительных смертей,
За то, что в ленинградскую блокаду
Страна теряла взрослых и детей.
А эти разные значки, медали
Со свастикой и кровью на мечах
За то фашистскому солдату дали,
Что он сжигал живых людей в печах…
Лежат награды за чужие жизни,
За страшную и долгую войну,
Ничто не может восхищать в фашизме
Того, кто любит русскую страну.

Воспитатель: День памяти учит нас не только оценивать то, что было на Земле несколько десятилетий назад. Грош цена тому, кто помнит историю и не извлекает уроков на будущее.

Сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного превосходства. «Объединиться, чтобы противостоять экстремизму», - лозунг Дня памяти жертв фашизма.

Ролик «Жертвы фашизма».

Ведущий : Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов. Хатынь – одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни: взрослые, старики, женщины, дети – были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.

Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянное строение быстро загорелось. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать… Но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов.

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.

Ведущий: Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Чтец:

Фашист стоял, слегка расставив ноги,

А рупором усиливалась речь

О том, что для евреев нет дороги,

Иной дороги, чем дорога в печь.

Надменность и презрение во взгляде.

И черный автомат наперевес.

Казалось, утро в лагерном наряде

Легло к его ногам, сойдя с небес.

А женщина стояла у барака.

Раздели заключенных догола.

Война, как кровожадная собака,

Давным-давно всех близких унесла.

И право жить, дарованное Богом,

Утеряно, как полушалок с плеч.

И женщина шагнула на дорогу,

Дорогу, упиравшуюся в печь.

Но будто натолкнулась на преграду,

И, словно молоко, вскипела кровь:

Фашист сверлил ее надменным взглядом.

Так смотрят на зверей и на рабов.

А до конца шагов осталось мало,

Но ей не одолеть стыда черту.

Она себя руками прикрывала,

Руками прикрывала наготу.

И этот жест, знакомый всем от века,

Казалось, объяснил ему без слов:

Она прожить стремится Человеком

Оставшиеся несколько шагов.

И столько в жесте женственного было,

Что он внезапно понял, почему

Жила в еврейке нравственная сила

Быть Человеком вопреки всему.

И в этой мысли новизна сквозила

Такая, что он дрожь сдержать не смог.

Она его, фашиста, победила.

Он понял это. И нажал курок…

Воспитатель: Ребята, а что такое «концлагеря» в годы войны ? Зачем и для чего их создавали? Что вы об этом знаете?

Высказывания и размышления воспитанников.

Воспитатель: Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. 01.09.1939г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти.

Главной целью фашистов в этих лагерях было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных и уничтожение людей по национальному признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 миллионов человек. В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки. Обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов.

Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сколько зверства, страданий и горя принесли фашисты мирным людям!

Существуют документы и свидетельства очевидцев, которые подтверждают эти факты.

Ведущий: Из воспоминаний Шломо Венезия – одного из немногих выживших узников ОСВЕНЦИМа: «Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 — 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впереди идущих. В результате, в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда».

В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 он был освобожден Советской Армией.

БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь… «Каждому своё» – девиз, написанный на воротах Бухенвальда. Один из первых лагерей смерти, построенных в Германии в 1937 году. В лагере было 52 основных барака. От холода ни один человек не выжил. В Бухенвальде было 56 тысяч заключенных.

Ведущий: ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г. близ Мюнхена. Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек.

МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша). В 1941-1944 истреблено около 1,5 млн. человек.

ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около 10 тыс. человек, в Треблинке II – около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи)…

МАУТХАУЗЕН был одним из самых страшных концлагерей. Даже его персонал, а это полторы сотни охранников, шутили, что из Маутхаузена можно сбежать не иначе, как через трубу крематория.

Узниками Маутхаузена было около 335 тысяч человек; казнено свыше 122 тысяч человек. Больше всех - свыше 32 тысяч - советских граждан.

Воспитатель:

У фашистских преступлений нет срока давности. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами…

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Закончите фразу:

* Я узнал, что…

* Меня ужаснуло больше всего…

* Я постараюсь…

* Я понял, что от меня зависит……

* В целом…

Заключительное слово воспитателя: Наше мероприятие подходит к концу. Я надеюсь, что сегодняшняя тема была для вас важной и интересной.

История – мудрый учитель. Она не жестока сама по себе, как не может быть жестока наука памяти. Я верю в мудрость людей, в их желание оставить потомкам красивый мир, в котором живут свободные люди. И эту мудрость мы впитываем из истории – науки, которая не дает забывать.

Сценарий урока памяти «Международный день памяти жертв фашизма».

Катя

В музее частном стройными рядами:
Лежат в шкафах медали и кресты,
Орлы… как будто бы блестят из дали,
Из времени ушедшей темноты.
Вот этот крест фашистскому солдату
Подарен был заслуженно вполне,
За то, что тот фашист – из автомата –
Убил немало русских в той войне.
А крест другой, быть может, стал наградой
За тысячи мучительных смертей,
За то, что в ленинградскую блокаду
Страна теряла взрослых и детей.
А эти разные значки, медали
Со свастикой и кровью на мечах
За то фашистскому солдату дали,
Что он сжигал живых людей в печах.
Лежат награды за чужие жизни,
За страшную и долгую войну,
Ничто не может восхищать в фашизме
Того, кто любит русскую страну.
Вед.1 День памяти жертв фашизма был определен именно в сентябре, так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения. Вед.2 День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей,сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода. Вед.1 Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У. тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдата. Вед.2 Фашизм - самая страшная идеология, ведь по ее канонам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира. Никита

Не траурный мрамор, не скорбный гранит,
Не статуй 4 i стел миллионы-

Лишь память людская навек сохранит

Те муки, и слезы, и стоны.

Не может быть кто-то превыше других,

И это доказано жизнью!

И значит, сегодня мы вспомним о них -

О павших, о жертвах фашизма...

Звучит классическая музыка «Адажио» Альбиони, появляются девушки-старшеклассницы, в платках.. Становятся полукругом.

Таня. Ах, как рано мы вас потеряли-

Сильных, смелых, таких молодых...

Никого потом не замечали,

Потому, что не надо других

Маша. Ах, как горько, как больно, как страшно

Провожать сыновей на войну!

И, лелея в душе день вчерашний,

Принимать на себя всю вину.

Аня. Ах, как жалко, жалко, как жалко,

Что сиротами дети росли...

Рябитишек - их было так мало,

Что сказать слово «папа» могли!

Марина. Слово «папа» родному, живом

Без конца, без конца повторять!

Еще больше жаль тех, у которых

Всё воина умудрилась отнять!

Лена. Много дней прошло... Десятилетий...

Говорят - все быльем поросло...

Только все же, кто за это в ответе-

За войну, за проклятое зло?

Музыкальный номер - песня.

Вед.1 А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Настя. Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

Вика. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.

Настя. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью.

Вика. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Настя. Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Вед. 2 Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. 1.09.1939 г.напала на территорию Польши - именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР. Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в

животных и уничтожение людей по национальному признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

Вед.1 В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать
по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в
газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить
раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было
выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Вед.2 Вот 5 основных лагерей смерти.

Таня. ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

Вед.1 Из воспоминаний Шломо Венезия - одного из немногих выживших узников Освенцима: "Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впередиидущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда".

Вед.2 Освенцим...фабрика смерти. Это преступление останется на совести нацизма навсегда. Человечеству хочется приглушить боль, хочется стереть из памяти это кровавое место... Но забывать Освенцим нельзя, потому что забвение - это верный путь к повторению.

Маша. БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56-тыс. заключенных. В 1958 г. в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

Аня. ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 г.на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек, замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 г. в Дахау открыт памятник погибшим.

Марина. МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша).В 1941-1944 истреблено

около 1,5 млн. человек.

Лена. ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около. 10 тыс. человек, в Треблинке II- около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи).. В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище, в центре- монумент.

Музыкальный номер - танец .

Вед.1 Только с приходом наших войск закончился весь этот ужас. Вспоминает Василий Яковлевич Петренко, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант в отставке:

Вед.2 "Меня, не раз видевшего своими глазами гибель людей на фронте, поразила такая невиданная жестокость нацистов к заключенным лагеря, превратившимся в живых скелетов. Потом я увидел детей... Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое - как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих людей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими..."

Вед.1 Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, ч- убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из вас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Пусть никогда не повторится такое.

Вед.2 Давайте сегодня минутой молчания почтим память трагически погибших.

Минута молчания. Метроном.

Никита.

Для скорби не нужно ни слов и ни повода,

Когда вспоминают тех, кто погиб

Под бомбами, взрывами, от пуль иль голода,

Кто был на войне этой черной убит.

Пусть войны останутся страницей в истории,

Чтоб ужаса, страха не знали все мы.

Пусть дети не знаю даже в теории

Коричневой, грязной, отвратной чумы.

Вед.1 Но и сегодня немало тех, кто живет идеей врожденного

превосходства. Поэтому лозунг Дня памяти жертв фашизма – объединиться, чтобы противостоять экстремизму.

Вед.2 Миллионы людей погибло, чтобы на Земле был вечный мир. Поэтому так щемит сердце, когда слышишь, сегодня о войнах, терроризме, о жертвах националистических организаций. Дети Беслана, зрители «Норд-оста», жертвы взрывов в московском метро, жертвы противостояния на территории Украины, жертвы необъявленной войны, едва начавшегося XXI века.

Вед.1 Сегодня, к великому сожалению живущих борцов с фашизмом и к великому стыду их потомков, делаются попытки реабилитации фашистских преступников. Нестабильность политической ситуации в стране и пропаганда фашистской идеологии привели к тому, что на территории Украины в результате военного противостояния стали жертвами сотни мирных жителей - женщин, стариков и детей. События в Одессе называют Одесской Хатынью.

Вед.2 У фашистских преступлений нет срока давности, а это значит, что попытки прославления фашизма можно и должно считать пособничеством в его распространении. Этим попыткам не должно быть места в современном мире. Человечество заплатило слишком высокую цену, чтобы избавиться от коричневой чумы. Кошмар Второй мировой не должен повториться никогда, а память о жертвах фашизма должна жить в веках. Всё это полностью зависит от нас с вами...

Музыкальный номер - песня.

Вед.1 Мы, молодое поколение, должны думать, каким будет XXI - й век и помнить, какой ценой завоевано наше счастье.

Вед.2 Давайте помнить о том, что

История - не забвенье, не архив, куда грехи свои сдают.

Она тот высший суд,

Где нет прощенья,

Где срока давности не признают...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

День памяти жертв фашизма – это день памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше – мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

4 слайд

Описание слайда:

Только благодаря силе и мужеству русских воинов, защитивших нашу Родину в 40-е годы 20-го столетия, многие из нас получили право на жизнь в свободной стране. Благодаря смертям многих отцов, сыновей и мужей сегодня в России каждый имеет право на достойную и свободную жизнь. Этот праздник учрежден в честь тех, кто, не задумываясь о своей смерти, встал на защиту детей и женщин, не пустил врага на наши земли и прекратил фашистский беспредел.

5 слайд

Описание слайда:

Фашизм – явление, пагубное влияние которого ощутили многие страны. И ни одна из них не выиграла от фашистских действий. Фашизм – самая страшная идеология, ведь по ее законам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира.

6 слайд

Описание слайда:

История возникновения Международного дня памяти жертв фашизма День памяти жертв фашизма - международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма. Этот день был определён в 1962 году. Выбор пришёлся на сентябрь, так как на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты - день её начала (1 сентября 1939 года) и её окончания (2 сентября 1945 года). Это и стало одним из определяющих факторов установления дня траура на второе сентябрьское воскресенье.

7 слайд

Описание слайда:

Главой немецкого правительства Гитлер был назначен 30 января 1933 года. Он начал проводить свою политику, важной частью которой был антисемитизм. Антисемитизм – это отрицательное отношение к евреям, неприязнь и предубеждение к ним, которые основаны на религиозных или этнических предрассудках, является разновидностью ксенофобии. 2 августа 1934 года скончался Президент Германии - Гинденбург. После этого президентство в стране было упразднено. Гитлер получил полномочия главы государства как «Фюрер и Рейхсканцлер». Это дало ему возможность начать захват территорий других государств и развязать одну из величайших войн в истории человечества. Гитлер начал массовые преследования евреев и цыган. Они лишались гражданских прав, позднее, уже во время Второй мировой, началось их физическое истребление. В истории это явление получило название «холокост». Гитлер был намерен полностью истребить нацию евреев. В результате, было уничтожено 60 % европейских евреев и около трети еврейского населения всего мира. Кроме того, было также уничтожено около трети цыганского народа. Тотальному истреблению подвергались также последователи некоторых религиозных сект, чернокожие выходцы из Африки, проживающие в Германии, душевнобольные люди и инвалиды.

8 слайд

Описание слайда:

Концентрационные лагеря Третьего рейха Первые концлагеря были исправительно-трудовыми и располагались в самом Третьем рейхе. Их создание началось сразу после прихода нацистов к власти в 1933 г. с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму. По указу рейхспрезидента от 28 февраля 1933 года «О защите народа и государства» лица, подозреваемые во враждебности к режиму, могли подвергаться так называемому защитному аресту на неопределенный срок. Первыми узниками концлагерей стали члены КПГ и СДПГ. В июле 1933 г. число «превентивно» арестованных достигло 26 789, однако затем многие были освобождены и в конце 1937 г. число заключенных концентрационных лагерей уменьшилось до 8 тыс. После этого в концлагеря стали направлять уголовных преступников и так называемый асоциальный элемент - бродяг, пьяниц и т.п. Примерно в то же время германские евреи впервые стали подвергаться заключению в концлагеря лишь в связи со своей национальностью.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Концентрационные лагеря Третьего рейха Ранние концлагеря ещё не имели единой структуры и различались как с точки зрения управления, так и с точки зрения охраны. С мая 1934 г. малые концлагеря поэтапно закрывались, а заключенные переводились в крупные концлагеря. С 1934 г. концлагерями ведала Инспекция концентрационных лагерей, которая в 1942 г. вошла в состав Главного административно-хозяйственного управления СС. В 1934-39 годах Инспектором концентрационных лагерей был Теодор Эйке, который до того был комендантом лагеря Дахау, одного из первых концентрационных лагерей. Эйке в октябре 1933 г. ввёл «лагерный распорядок», который с незначительными отклонениями был введён почти во всех существовавших на тот момент лагерях и сохранился до 1939 г. Охраняли концлагеря отряды «Мёртвая голова». Вход в концлагерь Ораниенбург, 1933 г.

11 слайд

Описание слайда:

С началом войны лагерная система была расширена. Освобождения из концлагерей были отменены. Одновременно изменился и состав заключённых: кроме увеличившегося числа политических заключенных из Третьего рейха в лагерях в больших количествах оказались арестанты из оккупированных областей, в том числе советские военнопленные и люди, арестованные по приказу «Ночь и туман» (7.000 подозреваемых в участии в движении Сопротивления во Франции, Бельгии и Нидерландах, которые были вывезены в Германию и там приговорены). Во время Второй мировой войны в лагерях содержались также участники движения Сопротивления из других оккупированных стран.

12 слайд

Описание слайда:

Еврейское гетто в Варшаве. Варшавское гетто - еврейское гетто в Варшаве, созданное нацистами в период оккупации Польши. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Злодеяния гитлеровцев. Гатчина январь 1944 г. Казненные фашистами советские граждане.

15 слайд

Описание слайда:

Лагерь советских военнопленных. 1942 г. Количество военнопленных, попавших в плен, долгое время является предметом дискуссий, как в российской (советской), так и в немецкой историографии. Германское командование в официальных данных указывает цифру в 5 млн 270 тыс. человек. По данным Генштаба Вооружённых Сил Российской Федерации, потери пленными составили 4 млн 559 тыс. человек

16 слайд

Описание слайда:

Характерной особенностью политики геноцида и «выжженной земли» стало уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. За годы оккупации (1941-1944гг.) гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций. Тысячи деревень сметались с лица земли, население истреблялось, угонялось в лагеря смерти или в фашистское рабство. Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. Особой жестокостью отличался батальон СС, возглавляемый бывшим уголовником, эсэсовцем Дирлевангером. Сожженные города и села в Белоруссии.