Эмоции и чувства, списки. Виды эмоций и чувств человека

Человек - не робот, а значит, ко всему, что происходит вокруг, он что-то испытывает. Одно его огорчает, а другое веселит. Благодаря душевным переживаниям, наша жизнь наполняется смыслом, мы становимся способными отличать хорошее от плохого, а также выбирать то, что нам действительно нужно. Эти душевные переживания называются Они во многом похожи, однако, имеют некоторые отличия друг от друга. Главным из этих отличий является то, что эмоции являются явлениями временными, а чувства постоянными. Иными словами, можно сказать, что чувство - это устойчивая эмоция. Виды эмоций и чувств бывают разными. Однако стоит сразу заметить, что все они так или иначе связаны с индивидуальными психическими особенностями человека, а также с самой его личностью.

Виды эмоций в психологии

В первую очередь стоит отметить то, что они бывают:

Положительными;

Нейтральными;

Отрицательными.

Виды эмоций различны и многочисленны. Вот основные из них:

1) Радость. Мы чувствуем ее тогда, когда случается что-то хорошее, сбываются наши мечты, силы, вложенные в какое-либо дело, окупаются или мы просто получаем то, что давно хотели. Радость - это то, чего так не хватает среди серых будней. Давно уже доказано учеными, что человек, который постоянно чему-то радуется, живет дольше, а его здоровье намного лучше, чем у тех людей, которые постоянно пребывают в унынии.

Никакие другие эмоции не способны так питать человека, как радость. Без нее человек чахнет и теряет волю к жизни.

2) Удивление. Оно делает нашу жизнь не такой скучной и пресной. Человек, способный удивляться, испытывает всегда немного больше радости, чем остальные люди. Эта эмоция напрямую связана с ожиданием, предвкушением чего-то. Она появляется тогда, когда завеса тайны опускается, и человек узнает то, что было скрыто. Есть мнение, что человек со временем перестает удивляться. Это плохо, но такова наша жизнь.

3) Интерес. Многое, что человечество имеет сегодня, не было бы достигнуто, если бы человек был бы не способен испытывать интерес. Интерес заставляет людей развиваться, получать новые знания, а также совершать грандиозные и великие открытия. По сути дела, интерес - это эмоциональное отношение к чему-либо, желание с этим чем-то ознакомиться и понять его. Противоположностью интереса является скука. Объекты окружающего мира, которые у определенного человека вызывают скуку, остаются без его внимания, то есть непознанными им.

4) Симпатия. Она может возникнуть не только к другому человеку, но и к любому предмету, явлению и объекту окружающего мира. Она говорит, что ее объект вызвал в нас определенный эмоциональный отклик, и нам непременно нужно сблизиться с ним.

5) Существуют и отрицательные виды эмоций. В первую очередь, к ним стоит отнести гнев. Эта эмоция очень сильна и нередко человек из-за нее попадает в различные неприятные ситуации. Гнев является своеобразной реакцией на внешние раздражители, которые человеку не нравятся. Такие отрицательные виды эмоций как страдание, обида, горечь и прочие, как правило, таятся внутри человека, а вот гнев всегда выходит на поверхность. Часто его причиной становится то, что человек долго пытается скрыть перечисленные выше чувства. В некоторых случаях гнев может быть совершенно бесконтрольным.

Другие виды эмоций и чувств

Положительные:

Уверенность;

Гордость;

Восхищение;

Умиление;

Нежность;

Благодарность и другие.

Нейтральные:

Безразличие;

Изумление;

Любопытство и другие.

Отрицательные:

Зависть;

Отвращение;

Ревность;

Равнодушие;

Неприязнь и прочие.

Нельзя становиться пленником никаких эмоций и чувств (речь не только об отрицательных), так как это может помешать правильно продвигаться по жизненному пути.

Негативные эмоции - это отрицательная ответная реакция на событие которое не совсем согласуется или полностью противоречит внутренним установкам самого человека.
Фактически негативная эмоциональная реакция — это отрицательная энергия направленная на осуждение и отрицание события. Программы эмоций, или так называемые ШОРТ КОДЫ, или инструкции как действовать в той или иной ситуации, живут в подсознании и памяти человека. ШОРТ КОДЫ — короткие и емкие указания, как правильно действовать в той или иной ситуации, на основе записанных данных предыдущего опыта, либо основываясь на ассоциативном логическом строении.
В зависимости от ситуации вербальные негативные эмоции человека сопровождаются невербальными. Это может быть негативная мимика, кривляния и дополнительные звуки, жесты и взгляды.
Более детально на физическом уровне — эмоциональный всплеск и эмоциональный ответ, он фактически автоматический. Если Вам нахамили, внутри тут же вскипает гнев, энергия гнева наполняет сознание и тело. Кроме всего прочего, при большом эмоциональном всплеске, при помощи нашей эндокринной системы, в кровь выбрасывается огромное количество различных гормонов. Используя необходимое количество гормонов как для вербального ответа при помощи речи, мобилизация всевозможных физических сил, эмоция постепенно спадает. Разрушение человека происходи собственными гормонами, которые в зависимости от периода жизни и состояния печени и легких могут оставаться в крови и продолжать всячески возбуждать как нервную систему так и физическое состояние.

Негативные эмоции напрямую разрушают чувства, живущие такие как Любовь, Благодарность, Уважение, Дружбу.

Негативные эмоции разрушают взаимоотношения и семью, чистую радость и удовлетворение жизнью и являются прямой причиной конфликтов и преступлений на бытовой почве. Рассмотрим основные —
Эмоция Обиды, Эмоция Страха,Эмоция Гнева, Эмоция Злости, Эмоция Зависти, Эмоция Агрессии, Эмоция Ненависти, Эмоция Раздражения, Эмоция Беспокойства, Эмоция Вины,Эмоция Неуважения, Высокомерия, Презрения, Эмоция Отвращения, Эмоция Ревности, Эмоция Жалости.
Есть и другие не менее значительные эмоции относящиеся к отрицательным. Очень часто, негативные свойства характера человека и отрицательные эмоции сплетаются в одно целое. Так эмоции Страх — соответствует свойство характера Трусость,эмоции Обида — соответствует свойство характера Обидчивость,эмоции
Агрессия — соответствует свойство характера Агрессивность. Это говорит лишь о том, что эмоциональные всплески и энергетика стали отражаться в самой сути человека, проникать своими корнями даже в Характерные черты человека и его поведение.
Чаще всего, такие эмоциональные и характерные свойства человека, отражаются на самом читаемой части человека — на лице. Мы, на уровне подсознания считываем те самые едва уловимые черточки, складки на лице собеседника или просто знакомого, можем точно сказать — подлец он или нет, трус он или храбрец, честен или он бесчестен.
Работающие в подсознании, негативные разрушительные программы, которые при их реализации человеком, вырабатывают негативную энергию — разрушающуют сознание, психику, всё позитивное в человеке, в том числе и жизнь.
Программы страха - вырабатывают парализующие эмоции страха и соответствующую разрушающую энергию. Программы зависти - вырабатывают разъедающие эмоции зависти и энергию злости. Программы агрессивности - энергию агрессии и насилия.

Откуда берутся негативные эмоции и как с ними бороться и нужно ли?

В основе каждой негативной эмоции - лежит своя опасная программа ШОРТ КОД выполнения. Большинство эмоций передаются нам с генами, примерное соотношение 78% гены, остальная часть — приобретенная реакция и Эмоция. Автоматически копировать и перенимать поведение родителей или одного из них — это свойственно всем живым существам. Люди легко учатся прежде всего тому, что у них постоянно перед глазами, особенно в детстве реакция и поведение родителей, окружение, социум. Все это легко записывается, а затем повторяется.

Почему негативных эмоций так много? Почему так сложно от них избавляться? Как они появляются? Что с ними делать?

Там, где есть сам человек там есть и позитивные эмоции и негативные эмоции. У человека есть большая слабость, брешь, пробел в знаниях, убеждениях, в качествах и навыках если часть эмоций гипертрофирована и сильно увеличена.
Устранять и совершенствовать себя можно, главное увидеть — что именно мешает. Очень часто диагностику может поставить либо Коуч, либо психоаналитик.
Цель саморазвития и самосовершенствования - шаг за шагом заменять негативные эмоции, агрессивные и слабые реакции на реакции сильные, эффективные, контролируемые, на эмоции позитивные, которые не разрушают, а усиливают человека.
В современном обществе накопилось огромное количество видов негативных эмоций. Они оправдываются большинством людей и просто не осознаются. Чаще всего люди не понимают всего вреда разрушений, которые причиняются негативными эмоциями, продолжая оправдывать негатив нелепыми оправданиями, что страх это полезно, а ревность это нормально, и животная агрессивность это естественно.

Чтобы научиться избавляться от негативных эмоций, чтобы научиться управлять собой - нужно в первую очередь перестать оправдывать и транслировать любой внутренний негатив.

С негативными эмоциями необходимо работать, программы работы и высокая эффективность с новыми методиками есть у нас на сайте. Коуч — человек и специалист, который серьезно и на профессиональном уровне перепрограммирует и даст рекомендации поддержки уровня.

Самостоятельная работа возможна, но она менее эффективна так как большинство людей не владеют необходимыми знаниями, техниками изменения себя, методами перепрограммирования своего подсознания.
И конечно же у большинства людей отсутствуют какие-либо навыки управления собой, способности контроля эмоций. Люди элементарно не знают на что эти негативные программы и эмоции нужно заменять. Мало серьезных учителей и грамотных наставников, которые этому могут научить.

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Эмоции Положительные Эмоции Мыслительный Процесс Как Самопознание Простые и сложные понятия Основные ценности в жизни Основные ценности Характер и качество Личности Убеждения Основные цели человека Чувства Отрицательные свойства Характера Положительные Чувства Отрицательные Чувства 7 Смертных Грехов Твои Сильные Стороны Добро и Зло Положительные Свойства Характера Поступки Деньги Что такое Что значит Сортировать Название Похожие

Положительные и отрицательные эмоции

Различают положительные и отрицательные эмоции. Высокое мастерство водителя позволяет ему относительно легко управлять автомобилем и испытывать при этом удовольствие, чувство удовлетворения и гордости. Однако преобладающими в деятельности водителя, особенно при недостатке опыта или несоответствия его психологических качеств требованиям водительской, деятельности, все же являются отрицательные эмоции: страх, неуверенность, сомнение и т. д. Причиной отрицательных эмоций являются часто и неожиданно возникающие опасные ситуации, работа в условиях навязанного темпа при дефиците времени, плохая видимость и недостаток информации о дорожной обстановке, неудовлетворительное состояние дороги, высокая ответственность за пассажиров, частое принятие весьма ответственных решений, болезненное состояние, утомление и т. д. Повышенное нервное напряжение водителей с преобладанием отрицательных эмоций отмечается при движении в плотном транспортном потоке или в колонне. В таких условиях водитель вынужден продолжительное время выдерживать скорость транспортного потока, которая нередко не соответствует уровню его мастерства и психологическим особенностям. Неудачно сложившаяся обстановка на работе или угроза наказания со стороны администрации, семейные неурядицы, конфликтные ситуации в пути следования также могут быть причинами возникновения отрицательных эмоций, снижающих работоспособность.

Согласно информационной теории эмоций, разработанной российским физиологом П. В. Симоновым, эмоции возникают, когда потребности ор­ганизма не удовлетворяются и он вынужден удовлетворять их в условиях хронического дефицита информации. Другой российский физиолог, П. К. Анохин, считает, что эмоции являются побудительным рефлекторным механизмом, направленным на удовлетворение потребностей. В свете этих теорий можно полагать, что причиной отрицательных эмоций водителя может быть недостаток информации или недостаток времени для получения информации, необходимой для правильной оценки дорожной обстановки, а следовательно, и для своевременного выполнения управляющих действий. У молодого неопытного водителя отрицательные эмоции более выражены, так как он не может получить нужную информацию из своего прошлого опыта. Во всех таких случаях водитель не удовлетворяет свои потребности по обеспечению собственной безопасности и безопасности других участников движения, в результате чего возникают отрицательные эмоции и нервное напряжение.

Эмоциональные переживания выражаются не только в субъективных чувствах. Они всегда связаны с физиологическими процессами и изменениями в организме, что находит и внешнее выражение. При одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других бледнеет. Эмоции сопровождаются мимикой, т. е. выражением лица, и пантомимикой - жестами, позой, изменением тона и громкости голоса, темпа и выразительности речи. Отмечается изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, изменение тонуса мышц, потливость и даже изменение состава крови. Специальными исследованиями установлено, что частота пульса водителя колеблется от 70 до 145 ударов в минуту. При спусках, подъемах и даже на прямых участках дороги при скорости 90 − 150 км/ч частота пульса увеличивается на 60 − 80 ударов в минуту. На автомобильных соревнованиях частота пульса у спортсмена возрастает до 200 ударов в минуту и более. Причинами эмоционального возбуждения водителей могут быть и самые обычные дорожные ситуации, которым сам водитель не придает значения. Так, например, французские ученые наблюдали, что частота пульса у водителей после обычного движения в городе при выезде на скоростную автостраду увеличивалась с 73 до 115 ударов в минуту. Особенно сильное эмоциональное возбуждение возникает при внезапном усложнении дорожной обстановки. Экспериментально установлено, что неожиданный занос автомобиля вызывает сильное эмоциональное возбуждение, которое особенно выражено у неопытных водителей. Даже при имитации заноса на автомобильном тренажере частота пульса возрастает на 25 − 40 ударов в минуту.

Под влиянием эмоций человек быстро подготавливается для выполнения большой физической или умственной работы. При этом мобилизуются резервные возможности организма, которые могут потребоваться для действия в неожиданных, опасных ситуациях. Экспериментальные исследования показали, что эмоциональные реакции ярости и страха связаны с увеличением выделения надпочечниками гормона адреналина. Появление в крови повышенного количества адреналина влечет за собой усиленное образование в крови сахара. Это увеличивает силу и работоспособность мышц, так как сахар − один из главных источников мышечной энергии, а адреналин, кроме того, способен очень быстро восстанавливать работоспособность утомленных мышц. Количество адреналиноподобных веществ в крови в рабочее время по сравнению с дорабочим временем увеличивается у водителей грузовых автомобилей на 100 %, пригородных автобусов − на 141 %, городских автобусов - на 200 %, водителей таксомоторов − на 210%. Приведенные данные свидетельствуют о значительном эмоциональном напряжении водителей, особенно пассажирского городского транспорта, даже в обычных условиях их деятельности.

Таким образом, эмоции не только получают внешнее выражение, но и вызывают перестройку жизненно важных физиологических функций, что способствует мобилизации резервных возможностей организма. Это выражается также в обострении слуха и зрения. В поведении человека появляется общая собранность, повышенная бдительность и осторожность, ускоряются процессы мышления, уменьшается время сенсомоторных реакций, увеличиваются мышечная сила и выносливость, повышаются интенсивность внимания и скорость его переключения, возрастают физическая и умственная работоспособность.

Стрессы

В особенно значимых, ответственных и угрожающих ситуациях возникает эмоциональное состояние, которое называется стрессом. Стресс в переводе с английского - напряжение. Этот термин введен в 1935 г. канадским ученым Гансом Селье. Различают эвстресс и дистресс. Эвстресс - это хороший стресс, при котором происходит мобилизация резервов организма, что помогает человеку избежать опасности и бороться за жизнь. Примером такой мобилизации может быть известный случай, когда человек при виде несущегося на него быка перепрыгнул через забор такой высоты, что многие месяцы спустя каждый раз, проходя мимо, останавливался и долго глядел на этот высокий забор в полном недоумении. Дистресс - плохой стресс, приводящий к резкому снижению психофизиологических возможностей организма. В результате человек ничего не предпринимает для своего спасения или его бессмысленные действия только усугубляют опасную ситуацию.



Эмоции, которые возникают при эвстрессе, называются стеническими эмоциями, они повышают жизнедеятельность и дееспособность организма. При дистрессе эмоции носят астенический характер, они снижают психофизиологические возможности человека. В трудных, опасных ситуациях эти эмоции иногда приводят к полной дезорганизации поведения. Лицо человека при дистрессе напоминает застывшую маску, движения становятся несоразмерными, плохо координированными, резкими и неточными. Отмечается сужение объема внимания, замедляется его распределение и переключение. Нарушается память, что выражается в забывании очередных действий и порядка их выполнения. Нарушается мышление, что приводит к неправильной оценке дорожной обстановки, замедленному принятию решений и их невыполнению. Такое состояние может возникнуть у курсанта в сложных дорожных ситуациях при обучении его практическому вождению или у неопытного, начинающего водителя, что может быть причиной ошибок или полного бездействия. Так, известен случай, когда водитель в аварийной ситуации, ничего не предпринимая для предотвращения неблагоприятного исхода, положил голову на рулевое колесо и в такой позе оставался до момента своей гибели.

Деление стресса на плохой и хороший весьма условно, так как многое зависит от степени нервного напряжения и его продолжительности. Нередко в начале наступает реакция мобилизации, что выражается в повышении всех жизненных процессов (эвстресс), а затем, если эмоциональный фактор продолжает действовать, наступает истощение приспособительных возможностей организма и дезорганизация поведения (дистресс). В опасных ситуациях возникает страх, но степень выраженности страха у разных людей неодинакова. Одни могут преодолеть чувство страха, другим это не удается. В последнем случае человек теряет хладнокровие и инициативу, появляется суетливость, что приводит к необдуманным и неадекватным действиям. Самая сильная и острая форма страха - паника, которая чаще проявляется у группы лиц, но может быть и у одного человека. Паника особенно опасна, если она возникает у водителя в опасных ситуациях, так как он в таком состоянии теряет способность правильно оценить обстановку, свои возможности и выполнить необходимые управляющие действия для предотвращения ДТП.

Однако отрицательные эмоции и даже страх не всегда оказывают неблагоприятное воздействие. Все зависит от степени нервно-психического напряжения и его продолжительности. Если человек способен преодолеть страх и отрицательные эмоции, то это может, как и при положительных эмоциях, повысить его психофизиологические возможности. Многие считают, что сильное нервное напряжение, особенно связанное с отрицательными эмоциями, всегда вредно для человека, и поэтому рекомендуют для сохранения здоровья избегать отрицательных эмоций. Такие советы ведут к социальной пассивности и равнодушию, так как человек, следующий им, никогда не встанет на защиту правого дела и не поможет другому, если это связано с нервным напряжением. Такое аморальное поведение не помогает сохранению здоровья, так как активная жизненная позиция и связанное с ней нервное напряжение тренируют устойчивость организма к стрессовым ситуациям и воздействию болезнетворных факторов. У лиц, которые активно действуют в опасных ситуациях, нервно-психические нарушения отмечаются значительно реже и менее выражены. Так, например, у летчиков, которые при аварии в полете ведут напряженную борьбу за предотвращение катастрофы, нарушения со стороны нервно-психической сферы нередко отсутствуют или выражены слабее, чем у других членов экипажа, которые, зная о грозящей опасности, никаких активных действий не предпринимают.

Человек в процессе своей жизни нередко испытывает большие нервные перегрузки, но это не вызывает никаких нарушений в функционировании организма, если их воздействие непродолжительно и если работа организована ритмично. Но при значительном нервном напряжении, когда нет ритма и регулярных перерывов, даже при менее продолжительном воздействии таких факторов наступает утомление нервных клеток коры головного мозга и снижение функциональных возможностей организма. Большое нервное напряжение часто возникает у водителей в сложных дорожных условиях и, особенно, в неожиданных опасных ситуациях. Однако в большинстве случаев водители успешно преодолевают возникающее при этом нервное напряжение и своевременными действиями предупреждают неблагоприятное развитие событий. Многое зависит и от опыта водителя, его профессионального мастерства. Новичок, для которого каждая такая ситуация возникает впервые, естественно, испытывает большее нервное напряжение, что при недостатке мастерства нередко приводит к ошибкам и ДТП.

Есть категория людей, у которых как положительные, так и отрицательные эмоции протекают очень бурно. Сильное нервное возбуждение у таких людей возникает даже по незначительному поводу, очень быстро, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам. Таких людей называют неуравновешенными или эмоционально неустойчивыми. Установлено, что водители, которые из-за эмоциональной неустойчивости совершают неблаговидные поступки в личной жизни, чаще являются нарушителями Правил дорожного движения и участниками ДТП. Эмоционально неуравновешенных людей не принимают в авиационные училища, так как они отсеиваются при поступлении, не выдержав проверки методами психофизиологического отбора. Не допускаются они и к работе машинистами на железнодорожном транспорте. Однако таких людей нередко можно встретить за рулем автомобиля. Это создает серьезную угрозу для безопасности дорожного движения.

Водителя с высоким эмоциональным возбуждением раздражает каждая мелочь: пешеход, медленно переходящий дорогу; автомобиль, мешающий обгону; поврежденные участки дороги; запрещающий сигнал светофора и т. д. Это опасно, так как может быть причиной неадекватных действий, приводящих к ДТП. Водитель должен постоянно контролировать свои эмоциональные реакции и усилием воли подавлять излишнее нервное возбуждение. Для этого нужно учиться преодолевать отрицательные эмоции и воспитывать такие волевые качества, как уверенность в своих силах, настойчивость в достижении поставленной цели, мужество, чувство долга, самообладание, выдержка. В состоянии чрезмерно сильного нервного возбуждения водитель не должен садиться за руль автомобиля, так как это создает угрозу для безопасности дорожного движения.

Эмоциональную устойчивость можно воспитывать. Волевой человек при большом желании и настойчивости может преодолевать свою эмоциональную неуравновешенность. Для этого нужно как на работе, так и в повседневной жизни учиться владеть собой, т. е. не впадать в чрезмерный восторг при положительных эмоциях и не падать духом при неудачах. Следует постоянно контролировать свое поведение, свои реакции на все, что может вызвать неадекватные эмоции. Нужно научиться сдерживать себя.

Чтобы предупреждать нервно-психические травмы водителей, вся система организации дорожного движения должна быть продумана так, чтобы не вызывать у водителей отрицательных эмоций. В этой системе должна быть предусмотрена ясность дорожных знаков, их хорошая видимость и количество, не превышающее необходимый минимум. Разметка проезжей части дороги должна облегчать, а не затруднять работу водителя. Не должно быть устрашающих плакатов и излишней, ненужной информации. Взаимоотношения водителей с начальством, друг с другом, пешеходами и сотрудниками ГИБДД должны носить корректный характер.

Воля

Для безопасности дорожного движения большое значение имеет способность водителя в опасных дорожных ситуациях преодолевать эмоциональное напряжение, чувство страха и адекватными действиями предупреждать ДТП. Такое поведение обеспечивается эмоционально-волевой устойчивостью, которая представляет собой взаимодействие эмоций и воли.

Воля - это способность человека контролировать свою деятельность и сознательно, направлять ее на достижение поставленной цели. Действия, связанные с преодолением внутренних и внешних препятствий, называются волевыми. Для их выполнения необходимо особое напряжение психики, т. е. волевое усилие. Известный кинорежиссер А. П. Довженко, работая над сценарием фильма «Повесть пламенных лет», спросил своего консультанта -армейского хирурга; «Что Вас больше всего поразило в людях на фронте?». И тот ответил: «Воля! Человек на фронте - это воля. Есть воля, - есть человек! Нет воли, - нет человека!». И действительно, нельзя успешно воевать, не преодолев чувства страха, а для этого нужна воля. И в мирное время, в опасных экстремальных условиях действия человека зависят от его эмоционально-волевой устойчивости. Для водителя, который часто попадает в опасные ситуации, это качество особенно значимо.

К волевым качествам относятся дисциплинированность, настойчивость, решительность, самообладание, смелость.

Дисциплинированность - это подчинение своих действий и поступков требованиям законов, правил и нормативов. Дисциплинированность выражается в добросовестном исполнении служебных обязанностей, точном выполнении распоряжений и указаний, определяющих исполнительность. Дисциплинированность водителя выражается в строгом выполнении всех Правил дорожного движения, в соблюдении технических норм и правил эксплуатации автомобиля, в культуре поведения и опрятности одежды. Дисциплинированность - это и исполнительность проявляющаяся в старательном исполнении принимаемых решений, полном и качественном завершении начатого дела.

Недисциплинированность − это сознательное нарушение известных водителю правил и ограничений, например управление автомобилем в болезненном состоянии или после употребления алкоголя, выезд в рейс на технически неисправном автомобиле, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение допустимой скорости и т. д. Недисциплинированными обычно бывают люди морально неустойчивые, легкомысленно относящиеся к своему долгу, не уважающие товарищей по работе.

Однако иногда водитель может нарушать существующие правила и допускать ошибки вследствие недостаточной подготовленности или в результате ограниченных психофизиологических возможностей. К последним относятся: замедленные психомоторные реакции, снижение слуха, нарушение функций ночного или цветного зрения и т. д. Например, при экстренном торможении водитель не учитывает, что у него замедленная реакция, тормозить начинает поздно и в результате происходит наезд на впереди идущее транспортное средство. Выполнение сложного маневра или вождение на большой скорости при отсутствии необходимых навыков и опыта можно также отнести к неумышленной недисциплинированности. Естественно, что отношение к таким нарушениям должно быть иным, чем к проявлениям явной недисциплинированности.

Причиной недисциплинированности молодых неопытных водителей чаще всего является переоценка ими своих возможностей. Проработав самостоятельно несколько месяцев, они считают, что полностью овладели вождением, и позволяют себе выполнять маневры, которые доступны только опытным водителям (лихие повороты, обгоны на большой скорости и т. д.). Такие нарушения нельзя считать злостными. Для предупреждения их необходимы меры воспитания и контроля как во время обучения, так и в первые месяцы самостоятельной работы.

Дисциплинированность, как волевое качество, воспитывается требовательностью и развивает требовательность к себе. Всякое невыполнению задуманного или невыполнение распоряжений, требований, правил приводит к снижению дисциплины, а высокая требовательность к себе, укрепляя дисциплину, закаляет волю.

Настойчивость выражается в способности длительно и упорно, преодолевая все препятствия, выполнять принятое решение. Настойчивость - это систематическое проявление волевых усилий для достижения поставленной цели. С настойчивостью связано еще одно волевое качество − терпение. Водителю в дальнем рейсе, в сложных метеорологических условиях, на плохой дороге, при частых поломках автомобиля требуется большая настойчивость и великое терпение, чтобы в заданный срок доставить по назначению пассажиров или груз. От настойчивости необходимо отличать упрямство, которое проявляется в стремлении поступать по своему, не считаясь с мнением более опытных товарищей, с внешними условиями и целесообразностью своих действий, хотя они явно не лучшие или даже неправильные, в признании только собственного мнения и правильности только собственных действий. Такое поведение за рулем автомобиля представляет серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Водитель не только должен быть настойчивым, когда это необходимо, но и должен уметь своевременно отказаться от принятого решения и действий, если этого требуют изменившиеся условия и дорожная обстановка. Так, например, он должен, если даже очень спешит и опаздывает, снизить скорость или прекратить обгон, когда это создает угрозу для безопасности других участников движения.

Решительность - это способность своевременно принимать обоснованные, смелые и устойчивые решения и без колебаний выполнять их. Ненужная торопливость − признак скорее слабости, а не силы воли. Подлинная решительность предполагает умение задержать решение, если это возможно, до момента, когда оно может быть вынесено более обоснованно, с учетом всех обстоятельств. Но решительность предполагает и способность к риску и немедленному принятию решения, когда ждать нельзя. Решительный человек твердый в своих решениях, а нерешительный колеблется до и после принятия решения, что иногда приводит к необоснованному изменению принятого решения и ошибочным действиям. Решительность имеет особое значение для водителя в сложных ситуациях. И если он не может в таких случаях быстро решать и действовать, то он или ничего не делает, или не заканчивает разные, иногда противоположные по целям действия, что нередко и является причиной ДТП. Такая нерешительность чаще отмечается у неопытных водителей, которые не уверены, что они смогут в сложившихся условиях правильно выполнить тот или иной маневр.

От решительности следует отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений и необдуманными действиями. Импульсивный водитель не дает себе труда перед выполнением какого-либо маневра обдумать его последствия. Он действует быстро, но так же быстро и раскаивается в только что сделанном, так как подобные действия нередко создают критические дорожные ситуации. Такая поспешность в решениях и действиях иногда объясняется нерешительностью, и тем, что принятие решения для водителя представляет большие трудности, и он стремится быстрее избавиться от такого состояния. Самообладание - это власть человека над самим собой, выражающаяся в подавлении чувства страха, боли, гнева, усталости, препятствующих достижению поставленной цели. Инстинкт самосохранения - естественное свойство человека. Людей, которые относились бы к грозящей опасности равнодушно, нет. Вся разница между так называемыми «храбрыми» и «трусливыми» заключается в умении или, наоборот, в неумении действовать, несмотря на опасность, разумно и в соответствии с велением своего долга(воинского, служебного, гражданского, морального). Хорошо сказал об этом Д.А.Фурманов в романе «Чапаев»: «Это одна рыцарская болтовня, будто есть совершенно спокойные в бою под огнем. Эдаких пней в роду человеческом не имеется. Можно привыкнуть казаться спокойным, можно держаться с достоинством, можно сдерживать себя и не поддаваться воздействию внешних обстоятельств, - это вопрос иной, но спокойных перед боем нет, не бывает и не может быть». Самообладание является основой смелости, ведь человек вопреки страху преодолевает опасные для его жизни и благополучия препятствия. Смелый, с высоким самообладанием водитель в неожиданной опасной обстановке не только мобилизует свои силы и возможности, проявляя при этом энергию и активность, но и способен сдерживать неадекватные действия и поступки.

Воля выражается в волевых действиях, которые всегда направлены на достижение сознательно поставленных целей и исходят из определенных мотивов. Мотив - это ответ на вопрос: почему и ради чего человек хочет добиться поставленной цели? Воля тесно связана с чувствами и мыслями человека.

Волевые действия всегда связаны с преодолением внутренних или внешних препятствий. Во всяком волевом акте необходимо выделять подготовительный период, в течение которого человек внутренне готовит себя к совершению волевого действия. Этот период характеризуется двумя моментами: борьбой мотивов и решением. В подготовительном периоде человек оценивает значение каждого из мотивов, представляет себе возможные последствия при выборе того или иного мотива и только тогда приходит к окончательному решению.

Например, водитель постоянно решает вопросы: обгонять впереди идущий автомобиль или не обгонять? преодолевать подъем сходу или переходить на низшую передачу? уменьшать скорость перед небольшим поворотом или не уменьшать? и т.д.

Борьба мотивов всегда должна заканчиваться решением, которое является толчком к действию. В волевом акте наиболее важное значение имеет исполнение принятого решения. В деятельности водителя нередко возникают дорожные ситуации, которые требуют принятия мгновенных решений. Однако решение может откладываться из-за неожиданно возникающих трудностей. Умение преодолевать эти трудности и быстро выполнять необходимые управляющие действия в критических дорожных ситуациях характеризует силу воли водителя.

Волевые качества развиваются и совершенствуются при преодолении препятствий и трудностей на пути к достижению цели. Чем отчетливее у человека цель и чем больше усилий требуется для ее достижения, тем больше шансов выработать сильную волю. Каждое волевое действие представляет лишь звено, отдельное проявление волевой деятельности человека, поэтому различают волевые действия, при которых цель достигается однократным решением, и волевую деятельность, требующую многих волевых актов. Воспитание воли достигается ее систематической тренировкой. Неправильно думать, что воля воспитывается только в исключительных, особенных обстоятельствах. Нужно учиться принимать решения, пользуясь каждым случаем, и следить за тем, чтобы не отступать от них даже в мелочах до достижения поставленной цели. Не следует давать слово, если нет уверенности сдержать его, а дав слово, надо стремиться во что бы то ни стало выполнить его. Необходимо тренировать волю в борьбе со своими недостатками, подмечать их и стараться выправлять упорной повседневной работой. Так, человеку вспыльчивому, невыдержанному необходимо сдерживать себя и не допускать импульсивных действий и поступков в любой обстановке. Нужно стремиться преодолевать такие недостатки, как неуверенность, недисциплинированность, небрежность, нерешительность, неаккуратность и т.п.

Однако воспитание воли достигнет цели, если это будет проводиться непрерывно, каждый день и при критической оценке каждого своего действия и поступка. Тренировка воли в обыденной, повседневной жизни дает положительный перенос на поведение и действия в экстремальных условиях, когда к волевым качествам предъявляются особенно высокие требования. Водитель, не преодолевший свою импульсивность в обычных жизненных ситуациях, может при неожиданном усложнении дорожной обстановки своими поспешными и непродуманными действиями создать аварийную обстановку. Вместе с тем волевые качества особенно хорошо тренируемы при деятельности, предъявляющей к человеку высокие требования. К такого рода деятельности относится и работа водителя. Необходимо, чтобы он в течение рабочего времени сознательно контролировал свое поведение, активно преодолевал медлительность, поспешность, нерешительность, гнев, раздражительность, другие свойственные ему отрицательные качества и строго выполнял Правила дорожного движения.

Эмoции… Oни мoгyт дocтaвлять нaм paдocть – и дeлaть нecчacтными. Moгyт вдoхнoвлять нa вce нoвыe cвepшeния – и пapaлизoвaть нaшy вoлю. Oни cпocoбны дeлaть чeлoвeкa cильным или cлaбым, cвoбoдным или cкoвaнным, кpacивым или нeкpacивым – в зaвиcимocти oт их пoлoжитeльнoй или нeгaтивнoй oкpacки. Oднaкo вpяд ли мнoгиe из нac coглacилиcь бы жить coвceм бeз них, нe тaк ли?

Хoтя пocлeднee, cкopee, oтнocитcя к эмoциям пoзитивным – yдoвoльcтвию, влюблeннocти, блaгoдapнocти, нeжнocти, вocтopгy… A кaк жe быть c пeчaлью, oбидoй, cтыдoм, cтpaхoм, гнeвoм… – oтpицaтeльными эмoциями ? Oщyщaть их coвceм нe тaк пpиятнo, нo oни yпopнo poждaютcя в нac, зacтaвляя пepeживaть, бoятьcя, cтpaдaть.

Пoчeмy тaк пpoиcхoдит? Чтo зacтaвляeт людeй иcпытывaть oтpицaтeльныe эмoции, пpичeм, пopoй чaщe, чeм пoлoжитeльныe?

Спpaвкa

Oтpицaтeльныe эмoции – эмoции, ocнoвaнныe нa нeпpиятных cyбъeктивных пepeживaниях. Пpивoдят к peaлизaции aдaптивнoгo пoвeдeния, нaпpaвлeннoгo нa ycтpaнeниe иcтoчникa физичecкoй или пcихoлoгичecкoй oпacнocти. B paмкaх кoгнитивнoй пcихoлoгии и пcихoтepaпии (A.Т. Бeк, A. Эллиc) их cпeцификa oпpeдeляeтcя чepeз тe или иныe интeллeктyaльныe дeйcтвия.

Гнeв вoзникaeт пpи вoзникнoвeнии пpeпятcтвий нa пyти дocтижeния цeли и cлyжит для пpoбyждeния энepгии, тpeбyющeйcя для paзpyшeния пpeпятcтвия;

Пeчaль вoзникaeт в cитyaции пoтepи знaчимoгo oбъeктa и cлyжит к cнижeнию ypoвня энepгии для дaльнeйшeгo ee иcпoльзoвaния;

Cтpaх пoмoгaeт избeжaть oпacнocти или мoбилизoвaтьcя для нaпaдeния;

Пpeзpeниe пoддepживaeт coбcтвeннyю caмooцeнкy и пoвeдeниe дoминиpoвaния;

Зacтeнчивocть cигнaлизиpyeт o пoтpeбнocти в yeдинeнии и интимнocти;

Чyвcтвo вины ycтaнaвливaeт пoдчинeннyю poль в coциaльнoй иepapхии и cвидeтeльcтвyeт o вoзмoжнocти пoтepи caмoyвaжeния;

Oтвpaщeниe пpивoдит к oттaлкивaнию вpeдных oбъeктoв.

И. Кoндaкoв. Пcихoлoгичecкий cлoвapь, 2000 г.

Пepeфpaзиpyя пoэтa, мoжнo cкaзaть, чтo ecли oтpицaтeльныe эмoции вoзникaют, знaчит, этo зaчeм-нибyдь нyжнo. Haпpимep, oчeнь дpeвняя эмoция cтpaхa cлyжит cпaceнию жизни и здopoвья индивидa. Oнa зaпycкaeт в opгaнизмe чeлoвeкa цeлый кoмплeкc явлeний, пoмoгaющих мaкcимaльнo мoбилизoвaть вce имeющиecя y нeгo cилы. Moзг дaeт кoмaндy, aдpeнaлин вcпpыcкивaeтcя в кpoвь, пoвышaeтcя кpoвooбpaщeниe, и мoжнo бeжaть или нaпaдaть – в зaвиcимocти oт cитyaции либo cклaдa хapaктepa.

Bмecтe c тeм, хopoшo извecтнo, чтo люди нe вceгдa, cкaжeм тaк, «иcпoльзyют» cтpaх пo пpямoмy нaзнaчeнию. Hepeдкo чeлoвeк пyгaeтcя впoлнe нeвинных, «нecтpaшных» вeщeй или явлeний. Peчь идeт o paзличнoгo poдa фoбиях, вecьмa pacпpocтpaнeнных в coвpeмeннoй цивилизaции. Bыхoдит, cтpaх cлyжит нe тoлькo пpeдyпpeждeнию чeлoвeкa oб иcтинoй oпacнocти? Зaчacтyю oн имeeт бoлee cлoжнyю пcихoлoгичecкyю пpиpoдy.

Тo жe caмoe мoжнo cкaзaть и o дpyгих oтpицaтeльных эмoциях. Слyчaeтcя, чтo мы пepeживaeм их вoпpeки здpaвoмy cмыcлy. И в тo жe вpeмя ни зa чтo нe жeлaeм ceбe в этoм пpизнaтьcя. Бoльшинcтвo из нac cклoнны видeть пpичинoй coбcтвeнных oтpицaтeльных эмoций внeшниe oбcтoятeльcтвa или дpyгих людeй. Mы нepeдкo зaбывaeм, чтo нe эмoции, нa caмoм-тo дeлe, «пpaвят бaл», a иcключитeльнo нaши внyтpeнниe ycтaнoвки.

Beдь вce мы знaeм, чтo из кaждoй нeпpиятнoй cитyaции ecть тoлькo двa выхoдa: измeнить caмy cитyaцию или – oтнoшeниe к нeй. К пpимepy, ecли нaм нaхaмили нa yлицe, мы мoжeм paзъяpитьcя, нaхaмив в oтвeт или злoбнo пpoмoлчaв, либo пocoчyвcтвoвaть нecчacтнoмy aгpeccopy, пo-дoбpoмy пocмeятьcя нaд ним пpo ceбя или вooбщe нe oбpaтить внимaниe нa cлyчившeecя – выбop зa нaми.

Oднaкo мнoгиe люди выбиpaют пepвый вapиaнт. Heмaлaя чacть oбщecтвa пpeдпoчитaeт жить в нeгaтивe. Пoчeмy? Ocoзнaют ли oни, чтo этo их и тoлькo их выбop? Зaчeм им этo нyжнo?

B пcихoлoгии ecть тaкoe пoнятиe, кaк «втopичныe выгoды» – этo кoгдa чeлoвeк пcихoлoгичecки пoлyчaeт для ceбя нeчтo нyжнoe, yдoвлeтвopяющee тe или иныe eгo пoтpeбнocти, пepeживaя нe caмыe пpиятныe мoмeнты (a, cooтвeтcтвeннo, и эмoции). Пpoщe гoвopя, пoлyчaя нeкoe «извpaщeннoe yдoвoльcтвиe» oт тягoт жизни, кoтopых oн впoлнe мoг и избeжaть.

Кaк пpaвилo, этo пpoиcхoдит нeocoзнaннo. Инoгдa нa ceaнcaх пcихoтepaпии тaкoй чeлoвeк пpoзpeвaeт и нaхoдит в ceбe cилы измeнитьcя. Ho этo, yвы, пpoиcхoдит нe вceгдa. Удoбcтвa «втopичных выгoд» чaщe вceгo пepeтягивaют чaшy вecoв – чтo, oпять жe, личный выбop кaждoгo.

Baжнo пoнимaть, чтo мы нe oбpeчeны нeпpeмeннo иcпытывaть oтpицaтeльныe эмoции. С этим мoжнo paбoтaть, былo бы жeлaниe измeнить cвoю жизнь к лyчшeмy.

Пpoдoлжaют paзгoвop o нeгaтивных эмoциях нaши экcпepты Елeнa Кaлитeeвcкaя и Пaвeл Гypeвич .

Кaлитeeвcкaя Елeнa Pocтиcлaвoвнa - пcихoтepaпeвт, кaндидaт пcихoлoгичecких нayк, зaм. диpeктopa Mocкoвcкoгo

Гeштaльт Инcтитyтa :

Сeйчac oбщecтвo мeняeтcя дoвoльнo быcтpo, и oщyщaeтcя чeлoвeкoм кaк нeбeзoпacнoe. Пapaдoкcaльным oбpaзoм жизнь чeлoвeкa oкaзывaeтcя явлeниeм дaжe бoлee cтaбильным, чeм жизнь oбщecтвa. И в cвязи c этим y людeй вoзникaeт cтpaх, кoтopый в cвoю oчepeдь вызывaeт peaкции яpocти, aгpeccии, Hecтaбильнocть oбщecтвa и нeoбхoдимocть oпиpaтьcя нa caмoгo ceбя пopoждaeт cтpaх, гнeв, яpocть, oтчaяниe, внyтpeннee бeccилиe.

A нa caмoгo ceбя oпиpaтьcя cлoжнo, пocкoлькy oщyщeниe кopнeвoй кoмпeтeнтнocти y мнoгих yтepянo. Бывaeт тaк, чтo люди злятcя, cpывaютcя oт пepeгpyзoк или пpocтo oт бeccилия, oт тoгo, чтo пo-дpyгoмy им никaк нe oтpeaгиpoвaть нa cвoю пepeгpyзкy. Ho ecли peчь идeт o здopoвoй aгpeccии, тo cкopee для мeня вcтaeт вoпpoc, чтo имeннo чeлoвeк нe мoжeт измeнить в cвoeй жизни, пo пoвoдy чeгo oн впaдaeт в яpocть. Haпpимep, peбeнoк, кoтopый pиcyeт кaтacтpoфичecкиe кapтинки гибeли poитeлeй, пoжapa в дoмe и пpoчee, мнoю вocпpинимaeтcя нe кaк злoбный peбeнoк, a cкopee кaк живyщий в cитyaции, c кoтopoй oн нe мoжeт cпpaвитьcя. Кoгдa я paбoтaю c aгpeccиeй, я вceгдa cмoтpю, чтo cтoит зa нeй. Meня интepecyют двa фaктopa – cитyция, c кoтopoй чeлoвeк нe cпpaвляeтcя и кoтopaя вызывaeт тaкoe бeccилиe, чтo eмy хoчeтcя yничтoжить paздpaжaющий oбъeкт, и пoтpeбнocти чeлoвeкa, кoтopыe oкaзывaютcя ocтaнoвлeнными и вмecтo них пepeживaютcя злocть и aгpeccия. Я вocпpинимaю aгpeccию кaк энepгию жизни. Чacтo ocтaнoвлeннoй oкaзывaeтcя пoтpeбнocть дeйcтвoвaть в cвoих интepecaх, пoтpeбнocть в твopчecтвe. A твopчecки дeйcтвoвaть в cитyaции нeoпpeдeлeннocти - этo вceгдa идти нa pиcк. Пoэтoмy зaдaчeй пcихoтepaпии являeтcя, кaк мнe кaжeтcя, вoccтaнoвлeниe личнoй кoмпeтeнтнocти чeлoвeкa, пpизнaниe им cвoих кopнeй, т.e. caмoгo ceбя, тaкoгo, кaкoв oн ecть в cвoeй пpoтивopeчивoй цeлocтнocти.

Гypeвич Пaвeл Сeмeнoвич - дoктop филocoфcких нayк, пpoфeccop, зaвeдyющий кaфeдpoй «Пcихoлoгия» Mocкoвcкoгo гocyдapcтвeннoгo yнивepcитeтa тeхнoлoгий и yпpaвлeния. Диpeктop Инcтитyтa пcихoaнaлизa и coциaльнoгo yпpaвлeния

И «Клиники глyбиннoй пcихoлoгии», зaв.ceктopoм Инcтитyтa филocoфии PAH, cпeциaлиcт пo клиничecкoй пcихoлoгии, пcихoaнaлизy, филocoфcкoй aнтpoпoлoгии. Пpaктикyющий cepтифициpoвaнный пcихoaнaлитик:

Bce oтpицaтeльныe эмoции (нaпpимep, aгpeccия или paздpaжeниe) имeют кaкyю-тo пoдocнoвy. Еcли paздpaжeниe cвязaнo c тeм, чтo c чeлoвeкoм нeдeликaтнo oбpaщaютcя, тo этo oдин вapиaнт. A дpyгoй вapиaнт, кoгдa чeлoвeк нaхoдитcя в нeвpoтичecкoм cocтoянии, вcё eгo paздpaжaeт, вcё плoхo, этo yжe дpyгoй, клиничecкий вapиaнт. Haпpимep, тaк чacтo ceбя вeдyт люди иcтepичecкoгo типa. Тpeтий вapиaнт – чeлoвeк aгpeccивeн и pacпoяcaлcя, eмy нe дaют oтпopa и нe cтaвят в нyжныe paмки. Пoэтoмy oн oднaжды пoнял, чтo paздpaжeниe – этo вoзмoжнocть мaнипyляции людьми. Чтo жe c этим дeлaть? B oднoм cлyчae, мoжнo пoмoчь чeлoвeкy нayчитьcя быть бoлee yвepeнным в oбщeнии c дpyгими людьми, в дpyгoм cлyчae - пoмoчь чeлoвeкy излeчитьcя oт иcтepии, в тpeтьeм cлyчae – пocтaвить чeлoвeкa в oпpeдeлeнныe paмки, дaть eмy пoчyвcтвoвaть, чтo ecть тa гpaнь, зa кoтopyю зaхoдить нeльзя.

ЕСЛИ BAM ДOСAЖДAЮТ OТPИЦAТЕЛЬHЫЕ ЭMOЦИИ И BЫ ХOТИТЕ HAУЧИТЬСЯ ИMИ УПPABЛЯТЬ, СOBЕТУЕM OБPAТИТЬСЯ К HAШИM ПPOФЕССИOHAЛAM .

Отрицательные эмоции человека делают нам большое одолжение — они спасают нас от самих себя. Они являются сигналами, которые призывают нас изменить то, что мы делаем. И они действительно необходимы, чтобы чувствовать себя хорошо.
Парадокс? Только на первый взгляд..
Эмоции, которые вызывают неприятные ощущения (гнев, зависть, ревность, разочарование, печаль, стыд), мы чаще всего подавляем и ругаем себя за них. Потому что считаем их неправильными.
Однако эмоции не являются по сути положительными или отрицательными. Они отличаются намного больше, чем просто хорошие или плохие. Каждая эмоция имеет своим основанием комплексный набор изменений мотивации, физиологии, внимания, восприятия, убеждений и поведения.
Отрицательные эмоции человека являются средствами, которые направлены на то, чтобы помочь нам в достижении целей, важных для нас. Это инструменты, которые работают за пределами осознания, чтобы направлять нас, куда мы должны идти. Они определяют проблемы или возможности. Они являются инструментами выживания: на самом деле, мы бы давно исчезли без них.
Отрицательные эмоции человека имеют решающее значение не только для нашего существования, но и, по большему счету, для того, чтобы мы могли чувствовать себя хорошо. Зная наши эмоции в их разнообразии, мы можем лучше жить с самим собой и друг с другом.

Гнев

Гнев возникает, когда мы чувствуем себя недооцененными. Если вы знаете, что вы заслуживаете, а кто-то видит вещи по-другому, возникает гнев. Гнев мотивирует человека к действию. В то время как большинство отрицательных эмоций человека побуждает нас избегать ситуаций, гнев, как правило, стимулирует действие. Гнев усиливает уверенность в себе, оптимизм и принятие рисков. Он сообщает вам, что вы имеете ресурсы и решимость. В самом деле, те, кто проявляет гнев, воспринимаются как имеющие более высокий статус, более компетентные и надежные.
Гнев не только приносит пользу конкретному человеку. Он также способствует социальному прогрессу. Это стимулировало гражданские права и гендерное движение равенства. Это может привести к справедливости. Без него униженных, возможно, никогда не слышали бы. Если вы всегда выражаете своим внешним видом только разочарование, когда ваш партнер делает что-то, что вам не нравится, ваша проблема может никогда не выйти на свет. И это может привести к коррозии отношений изнутри.

Стыд, вина, смущение

Жизнь среди других требует от нас придерживаться согласованных социальных и моральных норм. Когда мы нарушаем норму, нам нужен способ, чтобы направить себя обратно к правильному поведению. И на помощь нам приходят такие отрицательные эмоции человека как стыд, вина, смущение.

Дискомфорт от смущения, и особенно от стыда, направляет нас внутрь, чтобы разобраться, что привело к такому состоянию и что нужно исправить в себе. Люди могут учиться на своих ошибках только тогда, когда они признают, что что-то пошло не так.

Отрицательные эмоции также мотивируют нас загладить свою вину. Когда мы испытываем чувство смущения, вины, стыда, мы пытаемся исправить то, что сделали неправильно. Исследователи говорят, что в таких случаях мы становимся более щедрыми и внимательными, даже к незнакомым людям.

Стыд, вина, смущение — эти эмоции позволяют нам жить бок о бок. Без них мы не смогли бы доверять друг другу, или даже понимать себя.

Зависть и ревность

Зависть может иметь разрушительные последствия. Но она также имеет свои преимущества. Чтобы уменьшить или отменить чувство неполноценности, зависть побуждает нас увеличить нашу собственную репутацию или уменьшить положение других. Один неизменный способ — увеличить свой собственный авторитет, чтобы стать более успешным. Исследователи обнаружили, что зависть усиливает упорство и производительность испытуемых на творческом задании даже больше, чем это делает восхищение. Восхищение позволяет нам чувствовать себя лучше в данный момент, но чувство зависти зажигает стремление добиться успеха в будущем. Мы также можем стать более успешными, подражая человеку, которому мы завидуем.

В то время как доброжелательная зависть, по существу, творческая сила, злокачественная зависть деструктивна.

Зависть часто путают с ревностью, но эти отрицательные эмоции человека психологически различны. Зависть — тоска за тем, что другой человек имеет. Ревность возникает тогда, когда какая-то третья сторона угрожает союзу. Как и зависть, ревность может быть разрушительной, но в ответ на реальную неверность она способствует выживанию. Она заставляет пары проверить и укрепить их отношения.

Страх и тревога

Страх наш защитник, соответствующий ответ на признаки угрозы, повышение осведомленности и подготовки тела, чтобы избежать опасности. Иногда люди от страха становятся безумными или как парализованы, но чаще они остро настроены на сбор сенсорной информации.

Страх стимулирует яркие картины того, что вот-вот пойдет не так — и как выйти из ситуации. Бежать? Принять бой? Ваше внимание сужается, все направлено к вашей безопасности.

Не все угрозы смертельны; некоторые просто могут убить вашу репутацию. Опасения социальных последствий также хорошо иметь, поэтому мы так озабочены соблюдением нравов. Вы же не хотите, чтобы разозлить начальника или смутить себя.

Стимулируя сбор информации, тревога на самом деле повышает производительность людей, будь то на работе или в школе. Это заставляет людей быть энергичными и бдительными. Исследователи считают, что тревога не только сохраняет жизнь, она имеет важное значение в любых ситуациях, которые требуют осторожности и самодисциплины.

Беспокойство о том, как мы живем, может указать на те моменты, в которых мы не являемся верными себе, каким образом наши действия не совпадают с нашими глубокими ценностями. Тревога может служить корректирующим целям, возвращая нас к подлинности.

Сожаление и разочарование

Сожаление возникает, когда мы думаем о том, что могло бы быть, если бы только мы сделали что-то по-другому. Такое мышление позволяет нам анализировать прошлое и будущее и понять причинно-следственную связь: Если бы я не сделал, это не случилось бы; Если я делаю X, Y произойдет. Это повышает и обучение, и планирование.

Потому что ошибиться — такая отличная возможность обучения, наши отрицательные эмоции выделяют ошибки для нас, добавляя сожаление. «Как я мог это сделать?» — задумываемся мы. «Я был такой чмо! Если бы я только знал тогда, что я знаю сейчас.» Исследования показывают, что, делая наши ошибки более болезненными, сожаление делает их более запоминающимся и более эффективно побуждает нас изменить наши пути.

Грусть и печаль

Печаль приходит в ответ на реальную или потенциальную потерю и является сигналом, что восстановление необходимо. В результате, она побуждает изменения, и различные виды печали стимулируют различные типы исправления.

Грусть делает вас более рациональным, а ваше мышление более конкретным. Это снижает доверчивость, забывчивость, и чувствительность к стереотипам. Это также делает вас более чувствительным к социальным нормам, увеличивая вежливость и честность. С другой стороны, счастье может привести к поверхностному мышлению и высокомерию.

Печаль также функционирует в качестве сигнала другим, что мы, возможно, нуждаемся в помощи. Депрессия-состояние длительной печали и безнадежности-в настоящее время широко рассматривается как расстройство. Но это может быть здоровой реакцией на трудные жизненные ситуации.

Отдаление от наших негативных чувств, наших отрицательных эмоций калечит нашу повседневную деятельность и наш рост. Это также отчуждает нас от полного диапазона человеческого опыта. Отрицательные эмоции человека помогают нам изменить нашу жизнь в правильном направлении.