Эссе по обществу шаблон егэ. Сбережения составляют самый богатый доход. И.Стобей. Подготовка к ЕГЭ: эссе по обществознанию

Действительно, не каждый абитуриент обладает литературными талантами и может в полной мере проявить свои творческие способности в ограниченное время в нужном месте — здесь и сейчас! Смотрите наш пример эссе по обществознанию.

Вспомним, что на экзамен ЕГЭ по обществознанию, согласно , отводится почти четыре часа. Отнимаем не менее 0,5 часа на работу с чистовиком части 1, не менее 1 часа на работу с черновиком, не менее 1 часа на работу с частью 2. Что остается? Всего 1,5 часа на ТВОРЧЕСТВО. Поэтому, получив цитату работать нужно точно и четко, выполняя КРИТЕРИИ проверки!

Всего 1 час на творчество!
Знание шаблона и реальных примеров — ключ к успеху! Готовьтесь сегодня!

Выигрывают знающие различные подходы к эссе!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли. Если этот критерий не выполнен, Ваше эссе не проверяется!

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. В своем сочинении вы используете

Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. Вы имеете точку зрения по поднятой автором проблеме, и обосновываете ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из

Один из шаблонов написания эссе мы уже осветили в . Сегодня приведем еще один. Чем больше шаблонов Вы имеете в запасе, тем больше Ваши шансы успешно справиться с этим заданием ЕГЭ! Рассматриваем еще один пример эссе по обществознанию.

Вот обсуждаемое сегодня проблемное высказывание:

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)

Сразу выполняем критерии!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт:

Великий немецкий философ Фридрих Ницше в своем высказывании выражает отношение к ценности жизни человека. Он считает, что условия жизни — вторичны, главное — это стремление к поставленной цели.

Показываем свою ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ. Это один из тех мыслителей, фразы которых наиболее часто предоставляются для обсуждения (наряду с Черчиллем, Аристотелем, Вольтером, Франклином, Пушкиным). Думается, знать некоторую информацию об этом деятеле нужно.

Великий немецкий философ, композитор XIX века, автор трудов «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», теории СВЕРХЧЕЛОВЕКА.
Один из наиболее спорных мыслителей в истории.

В свете условий жизни Ницше, его влияния на философскую и политическую мысль современности, а также исторические события XIX века, данная фраза мне кажется очень актуальной.

Демонстрируем свое внимание к истории, интерес, проявленный к цитате. Затем, идем через знание личности автора:

Ницше вошел в историю философии как великий Слепец. Всю свою жизнь он мучился от постепенной потери зрения. Завершил он свою жизнь в жутких болях, абсолютно слепым. Это не помешало ему написать ряд выдающихся философских трудов, например, «Так говорил Заратустра».

Из курса обществознания известно, что человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Жизнь — это форма активности любого существа, у человека проявляющаяся в деятельности. Деятельность человека, в отличение от других животных целеполагательная, а не инстинктивная. Поэтому, задавая вопрос о том, «зачем» жить человеку, он имеет ввиду цель его жизни.

Раскрываем смысл цитаты на историческом примере — условия жизни ужасные (боль, слепота), а цель достигнута! Показываем знание основных обществоведческих терминов, необходимых для рассуждений по этой цитате — (переходим к критерию 2).

Ключевая мысль трудов Ницше — идея о «сверхчеловеке». Это политический гигант, лидер, бросающий вызов низменным интересам толпы. Он ставит перед ней высокие духовные идеалы, подчиняет себе, ведет ее за собой. Многие видят в трудах Ницше философское обоснование формирования тоталитарных идеологий и государств XX века, фашизма.

  • Frizzle Fraz 2

    Чем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

  • Влад

    Великолепно!!! Спасибо вам,вы молодец!!!

  • Диана
  • Среднее общее образование

    Обществознание. Линия УМК под ред. Г.А. Бордовского (ВЕНТАНА-ГРАФ)

    Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

    Обществознание

    Подготовка к ЕГЭ: эссе по обществознанию

    В этом году критерии оценки ЕГЭ по обществознанию претерпели изменения. О том, как теперь будет оцениваться сочинение, а также о распространенных ошибках учеников рассказывает один из наших авторов, заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Санкт-Петербурга Ольга Соболева.

    Измененные критерии оценки

    Уже не в первый раз корпорация «Российский учебник» приглашает специалистов рассказать о задании № 29 из ЕГЭ по обществознанию. Актуальная информация постоянно трансформируется и дополняется. Например, в этом году изменилась формулировка задачи. Слово «проблема» заменили понятием «идея», и ученик может проработать не все идеи высказывания, а одну из них. Существенно поменялись критерии оценки:

    • 29.1 Раньше ребенок мог показать свое понимание темы в общем контексте сочинения. В 2018 году для этого необходимо будет выделить и сформулировать идеи высказывания. Если требование не выполнено, за все сочинение ставится 0 баллов
    • 29.2 Высший балл не будет получен, если теоретические рассуждения не связаны между собой. Поскольку все высказывания разные, нельзя сказать, сколько именно понятий должно быть раскрыто. Но для хорошей отметки, конечно, нужно выделить все тезисы.
    • 29.3 Раньше балл вычитался за наличие ошибок, теперь он начисляется бонусом за их отсутствие.
    • 29.4 По-прежнему необходимо привести два фактических аргумента из разных источников, но теперь эти примеры нужно представить развернуто и указать, как они связаны с высказыванием.

    Таким образом, критериев стало больше. Максимальное количество баллов за сочинение в 2018 году: 6.

    Учтем еще одно важное изменение. Раньше серьезным требованием было соответствие содержания одной науке. Но поскольку границы наук условны, теперь ученики могут рассматривать темы в разных контекстах, и это не будет ошибкой. Возьмем, например, высказывание из права: «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве (О. Фронтингем)» - его также можно отнести и к политике, и к социологии, и к философии.

    Распространенные ошибки

    Выделим основные трудности, с которыми ученики сталкиваются в задании № 29.

    • Выбор темы

    Ученику предложено 5 тем сочинения. Как сделать правильный выбор:

      • Понимать, что главный критерий - возможность выполнить все требования.
      • Заранее определить для себя основную науку. Быть готовым к смене выбора: на экзамене тема по этой науке может оказаться неприемлемой. При подготовке использовать списки тем, представленные в интернете.
      • При прочих равных условиях не выбирать образные темы. Каждый год встречаются формулировки, с которыми не справляются даже отличники. Например: «Семья это кристалл общества (В. Гюго)».
      • Ориентироваться на свои возможности и особенности, а не на рекомендации учителя. У педагога может быть предвзятое отношение к тем или иным темам. Мнения специалистов по поводу «удобства» и «неудобства» тем расходятся.
    • Ориентир на другие предметы

    Часто ученики стараются соблюсти в сочинении по обществознанию требования к сочинениям по другим предметам. Это не только не помогает, но и увеличивает вероятность ошибки. В действительности не учитываются:

      • объем (умение излагать мысли лаконично - это плюс),
      • грамматические ошибки (но не в тех случаях, когда они влияют на смысл),
      • структура,
      • стиль (уже не эссе),
      • правильная постановка проблемы,
      • знания об авторе высказывания (можно вписать, но это не оценивается),
      • моральная/идеологическая позиция (однако, нельзя нарушать законы РФ и не рекомендуется высказывать резкие позиции по любой теме).
    • Переписывание темы

    К сожалению, даже отличники из-за волнения иногда неправильно переписывают тему. Ошибкой может стать пропуск слова, пропуск или добавление частицы «не», пропуск или замена буквы, пропуск или добавление возвратной частицы, изменение знаков препинания. Все это меняет смысл темы и приводит к 0 за сочинение.

    • Шаблонные фразы

    Некоторые формулировки часто выглядят глупыми и раздражают экспертов. Например, «проблема, актуальная во все времена», «тема открывает огромный простор для размышлений» и другие. Это вовсе не значит, что их нужно непременно избегать. Главное, чтобы в тексте все было уместно и логично.

    • Неправильные примеры

    Что не засчитывается:

      • Домыслы («что было бы»).
      • Выдуманные примеры.
      • Факты, которые не являются фактами.
      • Примеры без конкретики.
      • Примеры, больше похожие на теории.
      • Пример с фактическими ошибками.
      • Примеры не из области представленной теории.
      • Примеры, опровергающие собственные теоретические положения ученика.
      • Модельные примеры (но могут быть исключения).
      • Примеры из одного вида источника.
    • Домашние заготовки

    Во многих работах встречаются лишние положения. Например, определение общества, неуместное использование определения науки - это в большинстве случаев портит работу и вызывает недовольство экспертов.

    Часто задаваемые вопросы

    Рассмотрим также распространенные вопросы по содержанию текста.

    Нужно ли соглашаться с автором? Не обязательно. Конечно, встречаются высказывания об относительности явлений, с которыми невозможно не согласиться, например: «Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер)». Но также есть и провокационные фразы, с которыми согласиться очень сложно. В любом случае в аргументации должна прослеживаться отношение экзаменуемого к теме.

    Как сформулировать смысл высказывания и сколько идей лучше раскрывать? Все зависит от конкретного высказывания. Лучше сузить изучение аспекта до одной науки.

    Можно ли выделить только часть высказывания? Специалисты считают, что нельзя, поскольку высказывание несет определенный смысл. Ученик должен показать, что понял высказывание целиком, даже если хочет уделить основное внимание одной его части.

    Как выучить теоретические положения? Когда понять и усвоить не получается, можно использовать простой прием: «Спиши правильно». Ученик должен за короткое время найти и списать из учебника теоретические обоснования по конкретной теме - это поможет запомнить положения.

    Методы подготовки

    В изданиях корпорации «Российский учебник» полностью реализована система подготовки к написанию сочинения по обществознанию. Авторы представляют памятки, примеры, списки тем, а также алгоритмы поэтапного формирования необходимых умений.

    Специалистов часто спрашивают, сколько нужно написать сочинений при подготовке. Ответ: как можно больше, чтобы «набить руку», и до 5 штук на высший балл. Кроме тренировки, ученику полезно вести копилку информации на выбранные темы, просматривать эталоны сочинений на тематических сайтах и проверять работы с учителем по пробным критериям.


    Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

    Вступление.

    Раскрытие смысла высказывания.

    Я согласен с данным мнением…

    Я не разделяю подобную точку зрения…

    Нельзя не согласиться с мнением …

    Поражает глубина мысли великого…

    Удивляет нестандартный подход к проблеме…

    Эта фраза заставляет задуматься над…

    Эта емкая фраза заставляет переосмыслить…

    Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению…

    Я не могу присоединиться к этому утверждению…

    Основная часть.

    Существует несколько подходов к данной проблеме…

    С незапамятных времен бытовало мнение…

    Посмотрим на проблему с другой стороны…

    Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,…

    Например,…

    Для полемического эссе:

    С одной стороны, ...

    С другой стороны,…

    Следует отметить…

    Необходимо заметить…

    Заключение

    Исходя из вышесказанного…

    Подводя итог размышлениям…

    Таким образом,…

    Итак,…

    Вот почему я согласен с мнением…

    Резюмируя сказанное, следует отметить…

    Предварительный просмотр:

    Готовим учащихся к написанию эссе по обществознанию и праву.

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

    Одна из главных претензий к заданию, связанному с написанием эссе, состоит в следующем: учащиеся, учителя и родители не знают, по каким критериям будет оцениваться данная работа. Применительно к пакту заданий для проведения ЕГЭ по обществознанию будет легко развеять миф о «непрозрачности критериев», обратившись к инструкции для учащихся:

    Последнее задание работы (С9) - задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке ответов № 2 запишите полный номер задания, выбранное высказывание, а затем развернутый ответ.

    Пользуясь текстом, давайте выделим требования, предъявляемые к данному виду задания. Итак, это должен быть ответ:

    1) развернутый, бланк № 2, формата А4);

    2) составленный с опорой на

    3) опирающийся на

    4) представляющий свою позицию по данному вопросу;

    5} аргументированный.

    А теперь сопоставим данные требования с теми, которые представлены авторами в материалах для экспертов:

    При оценивании ответа необходимо выделить следующие пементы:

    Представление собственной точки зрения;

    Похоже, что никакой закрытой информации или неизвестных требований авторы заданий не предусматривают. Вся информация одинаково открыта как для сдающих экзамен, так и для принимающих его.

    ТЕМАТИКА

    Теперь обратимся к тематике, предлагаемой для написания эссе. Ниже приводится перечень тем, который можно обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию.

    Обращает на себя внимание тот факт, что все темы - афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

    Таким образом, учитель, планирующий вести подготовку учащихся к написанию эссе, подбирая темы для работ учащихся, будет ориентироваться на эти общие подходы к их подбору:

    Краткость;

    Связь с обществоведческими/правовыми явлениями, процессами, событиями;

    Однако неправильным будет ограничить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином «эссе», правильным будет познакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания.

    Воспользуемся комбинированным определением, составленным по мотивам нескольких словарных статей. Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

    Внимательное прочтение этого определения позволит нам также выделить некоторые специфические черты, которые должны присутствовать в работе эссеиста:

    Особенности языка (образность, афористичность, разговорные интонации и лексика);

    Свободная композиция (однако не предполагающая отсутствия композиции вовсе).

    Независимо от того, сколь свободным будет композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что в работе будет наличествовать традиционная триада в ее последовательности:

    Вступление;

    Основная часть;

    Заключение.

    В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, таблицей 1.

    Таблица 1

    Вступление

    Основная часть

    Заключение

    Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

    Во-первых, ...

    Во-вторых, ...

    В-третьих,.,

    Таким образом,

    Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

    Рассмотрим несколько подходов... ;

    Например, ...

    Подведем общий итог рассуждению...

    Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

    Проиллюстрируем это положение следующим примером...

    Итак, ...

    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

    Для полемического эссе:

    С одной стороны, ...

    С другой стороны, ...

    Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

    Кроме того, для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС-формулой:

    П - Положение (утверждение) - Я считаю, что...;

    О - Объяснение - Потому что...;

    П - Пример, иллюстрация - Например, ...;

    С - Суждение (итоговое) - Таким образом, ...

    Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.

    Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по обществознанию и праву. Принципы подбора работ могут быть самыми разными:

    Можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву, что особенно важно для ребят, участвующих в правовой олимпиаде) и т.д.

    АЛГОРИТМ

    Однако все эти рассуждения и подходы будут неполными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе по обществознанию или праву. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

    Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л.Карнаух и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.

    Алгоритм написания эссе

    1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

    2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

    а) интересна вам;

    б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

    в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, мс жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

    3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

    4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер).

    5. Для каждого аргумента подберите примеры, факт ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

    6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.).

    7. Подумайте, какие литературные приемы вы будет использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

    8. Распределите подобранные аргументы и/или контр аргументы в последовательности (это будет ваш условный план).

    9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно но написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору ци таты и т.д.).

    10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

    11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

    Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять.

    Предварительный просмотр:

    Л.В. Мостяева

    Технология подготовки учащихся к написанию творческих работ

    Так случилось, что за последнее время в активный словарь учащихся и учителей, работающих в сфере гражданского образования, вошли новые термины и понятия, прежде не использовавшиеся и еще сегодня не до конца понятые, но чрезвычайно модные, а поэтому популярные. К таковым с полным основанием можно отнести часто используемое задание по написанию творческой работы (или сочинения-эссе), как правило, направленное на комплексную проверку уровня подготовки учащихся в сфере гражданского образования. Эта форма проверки подготовленности учащихся активно задействуется и в рамках школьных предметов: в обществознании (в том числе в экономике и праве), истории, русском языке, литературе, иностранных языках, реже - в географии, информатике, биологии, химии, физике и других предметах. Ежегодные правовые и обществоведческие олимпиады для учащихся также предусматривают написание и защиту эссе. Этот перечень можно продолжить, припомнив, что и взрослые люди, устраиваясь на работу, претендуя на обучение в том или ином вузе, участвуя в профессиональных и иных конкурсах (например, «Учитель года») подвергаются подобному испытанию.

    Опыт участия в организации и проведении школьных олимпиад по истории, обществознанию, праву, граждановедению позволяет констатировать, что, к сожалению, далеко не каждый призер олимпиады приходит к финалу с четким пониманием, в чем суть задания.

    Людмила Васильевна Мостяева - доцент кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования Рязанского областного института развития образования, кандидат исторических наук.

    Опыт участия в организации и проведении школьных олимпиад по истории, обществознанию, праву, граждановедению позволяет констатировать, что, к сожалению, далеко не каждый призер олимпиады приходит к финалу с четким пониманием, в чем суть задания. Отсюда несколько моделей поведения: предварительное заучивание некоторых «образцовых» эссе и попытка подогнать под предложенную тематику на олимпиаде или конкурсе (что далеко не всегда может увенчаться успехом) или муки выбора темы и такие же муки написания и защиты самой работы без понимания, что и как нужно делать. Поэтому на момент конкурса, экзамена или иного испытания, связанного с написанием эссе, самым распространенным вопросом со стороны учащихся, а также их родителей и педагогов можно признать вопрос: как научиться хорошо писать и представлять эссе?

    Именно эти затруднения учащихся, наблюдаемые ежегодно на олимпиадах, а также при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию, побудили меня взяться за обсуждение такой сложной темы. Сложность определяется ее двоякой важностью: с одной стороны, подготовкой учащихся к единому государственному экзамену, а с другой, формированием общеучебного умения, связанного с формулированием, высказыванием и обоснованием собственной позиции, своего отношения к заданной теме. И это умение, несомненно, пригодится выпускнику независимо от того, как и в чем он в дальнейшем самореализуется, где именно будет его использовать.

    Кроме того, опыт общения с учителями граждановедения, обществознания и права показывает, что пока целенаправленной подготовки учащихся к написанию эссе по предмету не ведется. В педагогическом сообществе бытуют разные, иногда противоположные представления о том, как должно выглядеть эссе, каким может быть алгоритм его написания и т.д. Разночтения существуют и по вопросу оценивания эссе.

    Не претендуя на истину в последней инстанции, рассмотрим некоторые технологические аспекты подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию подробнее.

    Одна из главных претензий к заданию, связанному с написанием эссе, состоит в следующем: учащиеся, учителя и родители не знают, по каким критериям будет оцениваться данная работа. Применительно к пакету заданий для проведения ЕГЭ по обществознанию будет легко развеять миф о «непрозрачности критериев», обратившись к инструкции для учащихся:

    Последнее задание работы (С9) - задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке ответов №2 запишите полный номер задания, выбранное высказывание, а затем развернутый ответ.

    В ответе следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

    Пользуясь текстом инструкции, предложите учащимся (родителям, педагогам) выделить требования, предъявляемые к данному виду задания.

    Поработав с текстом, изучив его внимательно, учащиеся сообщат, что это должен быть ответ, соответствующий следующим критериям (жирным шрифтом мы выделяем слова из текста инструкции, чтобы показать, как можно при внимательном прочтении предварительных установок для учащихся подготовиться к грамотному оформлению ответа):

    1) развернутый, но достаточно компактный (предлагается специальный бланк №2, формата А4);

    2) составленный с опорой на понятия обществоведческого курса;

    3) опирающийся на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт;

    4) представляющий свою позицию по данному вопросу;

    5) аргументированный.

    Затем предложим сопоставить данные требования с теми, которые представлены авторами в материалах для экспертов. Согласно им, при оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

    - представление собственной точки зрения;

    Раскрытие проблемы на теоретическом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов;

    Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

    В результате проведенного сравнения можно сделать два основных вывода. Во-первых, никакой закрытой информации или неизвестных требований к эссе не существует. Вся информация одинаково открыта как для сдающих экзамен, так и для принимающих его (в данном случае). Во-вторых, качество эссе будет главным образом зависеть от трех взаимосвязанных составляющих:

    Исходный материал, который вы собираетесь использовать (в нашем случае - собственные знания по предмету обсуждения, идеи и накопленный опыт по данной проблеме);

    Качество обработки имеющегося исходного материала (его организация);

    Аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами).

    Теперь обратимся к тематике, предлагаемой для написания эссе. Ниже приводится перечень некоторых тем, которые можно обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию.

    С9.1 Философия

    «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)

    С9.2 Культурология

    «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр)

    С9.3 Экономика

    С9.4 Социология

    «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеции)

    С9.5 Политология

    «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.Н. Чичерин)

    С9.6 Правоведение

    «Реформу нравов следует начинать с реформы законов» (К. Гельвеции)

    Обращает на себя внимание тот факт, что все представленные выше темы - афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.

    Таким образом, готовясь к написанию эссе, подбирая темы для работ, учащиеся могут ориентироваться на эти общие подходы к их подбору:

    Краткость;

    Связь с обществоведческими (правовыми) граждановедческими явлениями, процессами, событиями; опора на прочитанную литературу, источники;

    Проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки.

    Однако неправильным будет ограничить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином эссе, правильным будет познакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания.

    Воспользуемся комбинированным определением, составленным на основе нескольких словарных статей.

    Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

    Предложите учащимся (родителям, педагогам) внимательно прочитать это определение и выделить некоторые специфические черты, которые должны присутствовать в работе эссеиста.

    Особенности эссе как литературного жанра

    Особенности объема

    Как правило, это небольшая работа

    Индивидуальность работы

    Субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

    Особенности стиля

    Образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

    Особенности композиции

    Композиция свободна, однако это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции; в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

    Можно заметить, что независимо от того, сколь свободным окажется композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что работа не обойдется без традиционной триады в ее классической последовательности:

    Вступление (суть и обоснование выбора данной темы); нелишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под тендерными отношениями я подразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);

    Основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала);

    Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.).

    В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться представленной ниже таблицей.

    Вступление

    Основная часть

    Заключение

    Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

    Во-первых,... Во-вторых,... В-третьих,...

    Таким образом,...

    Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

    Рассмотрим несколько подходов... Например,...

    Подведем общий итог рассуждению...

    Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

    Проиллюстрируем это положение следующим примером...

    Итак,...

    Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

    Для полемического эссе: С одной стороны,... С другой стороны, ...

    Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...

    Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПCформулой: П - Положение (утверждение) - Я считаю, что...; О - Объяснение - Потому что...; П - Пример, иллюстрация -Например,...; С - Суждение (итоговое) -Таким образом,...

    Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту. Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по граждановедческой тематике. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:

    Это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

    Портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

    Можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву или граждановедению, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде).

    Однако все эти рассуждения и подходы будут неполными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

    Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л. Карнаух, и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.

    Алгоритм написания эссе:

    Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

    Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

    Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

    Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

    Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

    Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.);

    Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

    Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

    Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

    Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

    Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

    Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

    Структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

    Искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

    Единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

    Объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

    Привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

    Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.

    В ходе обсуждения с учителями истории, граждановедения, обществознания и права проблем подготовки учащихся к написанию эссе мы определили некоторые аспекты, заслуживающие внимания школьников и педагогов.

    На что стоит обратить внимание при написании эссе

    1. Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

    2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

    3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

    а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

    б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

    в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

    г) умение понимать аналитические подходы и модели;

    д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

    4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.

    Чего следует избегать при написании эссе:

    1. Непонимания сути заявленной темы.

    2. Отсутствия структурированности в изложении.

    3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

    4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

    5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

    6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

    7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

    8. Повторов без необходимости.

    Сделаем последние замечания, касающиеся устной презентации и защиты авторского эссе. Такой вид заданий также присутствует на граждановедческих и правовых конкурсах (например, на интеренет-олимпиаде в рамках российско-канадского проекта «Дух демократии», Всероссийской олимпиаде школьников по праву).

    Выделим те моменты, на которые в первую очередь обращают внимание члены жюри и зрители (слушатели):

    1. Общее впечатление: внешний вид; речь (грамотная, самостоятельная, без использования шпаргалок, уверенная, свидетельствующая о знании темы, образная); корректное и вежливое отношение к другим участникам конференции или конкурса.

    2. Логика построения выступления: наличие обращения к слушателям; определение актуальности работы; выявление проблемы, цели и задач работы; сообщение о наиболее важных содержательных элементах эссе (быть может, об открытиях, произошедших в ходе работы); примеры, иллюстрирующие представленные сюжеты работы; выводы по итогам работы; наличие завершающей фразы (общий итог, перспективы разработки проблемы и т.д.).

    3. Правильное использование специальных понятий в разработке темы.

    4. Грамотное использование наглядности (применение компьютерных технологий, проведение моментальных социологических опросов, наличие схем, графиков, таблиц, фотографий и т.д., работающих на раскрытие темы).

    Поэтому, готовясь к устной презентации и защите эссе:

    Продумайте свое обращение к зрителям/слушателям;

    Составьте структуру устной презентации (не обязательно она полностью повторит письменный вариант работы, но непременно будет в целом соответствовать ему);

    В том случае, если вы планируете использовать электронную презентацию: сделайте ее в соответствии со структурой устного выступления; подберите выигрышный иллюстративный ряд; избегайте стремления включить всю информацию (проговариваемые тексты) в слайды презентации; добейтесь синхронизации устного выступления и представления слайдов электронной презентации; будьте готовы к тому, что могут возникнуть неполадки с техникой (стоит продумать вариант презентации эссе без использования техники);

    Выучите структуру ответа: ключевая фраза, самые важные определения, идеи;

    Помните, что смысл выступления должен быть сформулирован в течение первых трех минут, остальное время будет затрачено на работу над содержанием вопроса;

    К каждой части выступления желательно привести пример и прокомментировать его;

    Придумайте эффектную, запоминающуюся концовку.

    Таким образом, подводя итог сказанному, попытаемся представить технологическую цепочку написания и представления эссе для ученика. Она может выглядеть следующим образом:

    1) постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);

    2) обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);

    3) планирование эссе (определение структуры);

    4) написание эссе;

    5) проверка и редактирование работы;

    6) подготовка презентации;

    7) презентация эссе.

    Технология подготовки учащихся к написанию эссе будет несколько иной (технология для учителя):

    1-й этап: организация самостоятельного знакомства учащихся с эссе - литературным жанром и требованиями к написанию эссе (в рамках конкретного испытания, например, ЕГЭ, олимпиады или конкурса);

    2-й этап: знакомство учащихся с образцами эссе (желательно по данному предмету);

    3-й этап: «проба пера», или проведение практической работы по освоению учащимися алгоритма написания эссе (отметим, что данный этап может быть организован в интерактивном режиме, учащиеся могут писать эссе в малых группах, используя все необходимые для работы материалы: от учебника, словарей до иных источников информации);

    4-й этап: подготовка презентации групповых эссе;

    5-й этап: презентация и коллективная оценка эссе, разработанных в группах;

    6-й этап: определение общих трудностей (ошибок, недочетов) в ходе написания эссе и путей их преодоления (исправления);

    7-й этап: написание индивидуальных эссе.

    В заключение обратимся к вопросу, озвученному нами в начале данной статьи: как научиться хорошо писать и представлять эссе? Ответ парадоксален - надо делать это! Тренироваться в написании и представлении эссе. И награда непременно найдет своего героя!



    07.11.2018

    Публикуем примеры готовых эссе по обществознанию для 2019 года.

    Каждое эссе проверено экспертом, разобран каждый критерий проверки и даны подробные рекомендации по тому над чем именно стоит работать в каждом из эссе. Эксперт: Ксения Кафтаева , проект ОКЕГЭ

    Свои вопросы и обсуждения оставляйте в комментариях ниже.

    • Критерии оценивания эссе по обществу

    Эссе №1

    «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.М. Сухомлинский).

    В.М. Сухомлинский говорил: «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»

    Смысл данного высказывания в том, что семья - это социальный институт, который оказывает огромное влияние на становление личности и является агентом первичной социализации, от которого зависит, каким станет человек в будущем. Именно семья воздействует на человека, формирует его мировоззрение и интересы

    Комментарий эксперта: Смысл фразы раскрыт верно, сформулирован тезис, который нужно доказать в эссе. Выделена идея, об актуальности писать необязательно.

    Из курса обществознания нам известно, что семья - это социальная система, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общим бытом, взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет определенные функции. К примеру, репродуктивная, заключающаяся в продолжении рода, экономическая, психологическая, социально-нравственная, функция социализации и духовно-нравственная, проявляющаяся во влиянии на развитие членов семьи. Родители воспитывают детей, показывая, «что такое хорошо, а что такое плохо» на конкретных примерах, учат добру. Они закладывают фундамент индивида, строят его личность кирпичик за кирпичиком.

    Комментарий эксперта: Дано объяснение ключевого понятия (семья), нужно подробнее написать про воспитальную функцию (именно в семье человек получает первые знания о нормах морали, правилах поведения в обществе), функцию социализации (в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире и формирует важные навыки - подумайте, какие).

    Примером идеальной модели семьи является семья Гриневых из произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Родители смогли дать Петру нужные знания об окружающем, навыки, умения, сложившиеся нормы, представления о моральной и аморальной деятельности. Именно это способствовало не только наличию у главного героя таких качеств, как мужество, честность, добро, но и становлению достойной личности в обществе.

    Комментарий эксперта: Нет тезиса перед аргументом, но твой пример иллюстрирует функцию социализации и воспитательную функцию, он связан с тем, что ты писала ранее. Это пример того, как еще в детстве у ребенка сформировались взгляды и представление о добре и чести. И да, нужен конкретный пример (какие поступки Гринева можно считать добрыми и достойными?). Пусть будет зачтено.

    Другим примером, подтверждающим высказывание, можно назвать личность Ивана IV Грозного. Он рано потерял своих родителей и оказался в среде противоборства бояр. Иван был предоставлен сам себе и жил в жестоком окружении. У него не было полноценной семьи, которая смогла бы дать ему основные понятия о морали, добре и зле. Это отразилось на характере царя, он стал жестоким, злым и равнодушным.

    Комментарий эксперта: Снова нет тезиса. Какую мысль ты доказываешь? Да, из примера это понятно, но если нет тезиса, то нет и примера. Этот пример не зачтен. Еще нужно показать пример жестокости царя и его жестокое окружение в детстве.

    Итак, подводя итог можно сказать, что В. Сухомлинский был прав в своем высказывании, говоря, что семья - это первичный агент социализации человека и что именно семья воспитает в человеке способность творить добро.

    Комментарий эксперта: Вывод соответствует теме, хорошо.

    • 29.1 - 1 балл
    • 29.2 - 1 балл
    • 29.3 - 1 балл
    • 29.4 - 1 балл (могло бы быть и 0, зависит от эксперта).

    ИТОГО: 4 балла

    Эссе №2

    Политология: «Революции - варварский способ прогресса». (Ж. Жорес)

    В своём высказывании Жан Жорес утверждает,что революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве. Я согласна с высказыванием автора, ведь, действительно, революция ведёт к коренным переменам,связанным с агрессивной деятельностью и направленным на насильственное изменение общественного строя.

    Комментарий эксперта: Смысл высказывания раскрыт верно, тезис сформулирован (революция является формой прогресса, но в то же время он указывает на то, что это жестокая,грубая перемена в общественном устройстве.) Собственное мнение по теме сформулировано.

    Необходимо заметить,что прогресс-это поступательные движения общества от низшего к высшему,от менее совершенного к более совершенному. Прогресс обычно приводит позитивным изменениям в обществе. А под революцией понимается коренной переворот в жизни общества,который приводит к новому общественному и политическому строю и установлению новой власти.Революция сопровождается огромными жертвами,насилием и разрухой во всех сферах жизни общества.

    Комментарий эксперта: Раскрыт смысл ключевого понятия (революция), но есть и лишние понятия (раскрывать смыл понятия прогресс тут не нужно, достаточно просто упомянуть, что прогресс приводит в позитивным изменениям, совершенствованию общества. Уместно перечислить характерные черты революции.

    Аргументируя данную точку зрениях, стоит упомянуть революцию 1917г в России,которая повлекла за собой жестокую конфронтацию в обществе и стране в целом. Несмотря на то, что экономика государства вышла на новый уровень,гражданская война унесла миллионы невинных людей,привнесла голод и разруху.

    Комментарий эксперта: Нет тезиса перед фактическим аргументом. Неясно, какую мысль ты доказываешь. Нужны конкретные факты и случаи: что именно происходило в стране, как изменилась экономика после революции и какие жертвы были во время революции. Посмотри учебники истории и статистику. Пока этот пример слишком общий.

    Вторым аргументом хотелось бы привести Евромайдан на Украине. Его положительными результатами стала смена правительства,а также подписание соглашения ассоциации с Евросоюзом. Но средства для достижения были крайне жестоки,поэтому к итогам массовых акций протестов относятся кровопролитные столкновения, огромное количество пострадавших мирных жителей и миллионы беженцев.

    Комментарий эксперта: Лучше не трогать современную политику, потому что взгляды у всех разные. Кто-то считает, что вступление в Евросоюз и смена правительства в Украине - это хорошо, а кто-то такого мнения не разделяет.

    Опять же, желательно приводить конкретные факты, пример того, как кто-то пострадал. Перед аргументом опять нет тезиса, который ты подтверждает примером, два примера однотипны по содержанию.

    Таким образом,подводя итог вышеизложенному,можно сделать вывод о что автор был прав,утверждая о том,что революция -это способ прогресса,движения к лучшему,но совершаемое варварскими методами,т.е с применением силы.

    Комментарий эксперта: Вывод хороший, помни о том, что вывод должен обобщать все то, что ты писала ранее.

    БАЛЛЫ:

    • 29.1 - 1 балл
    • 29.2 - 1 балл
    • 29.3 - 1 балл
    • 29.4 - 0 баллов
    • ИТОГО: 3 балла

    Эссе №3

    «Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста» (Альберт Эйнштейн).

    Основная идея данного высказывания заключается в том, что обязанностью любой школы в первую очередь является не преподавание конкретных дисциплин, а развитие в человеке духовных и социальных качеств.Автор размышляет о значимости школы как источника формирования личности. Я полностю согласна с мнением Альберта Эйнштейна и считаю, что эта тема актуальна для всего мирового сообщества.

    Комментарий эксперта: Хорошо. Об актуальность лучше не писать.

    Рассмотрим данное высказывание с точки зрения социальной науки. Личность- это понятие, характеризующее человека как социальное существо, которое имеет свои индивидуальные качества и предпочтения, образующиеся в условиях общества. Школа,как социальный институт,учит человека общепринятым нормам поведения,знакомит с культурой и тем самым адаптирует каждого к жизни в социуме.Совсем другое значение в жизни имеетспециалист,человек получивший определённые познания и навыки в одной области.Такой субъект может быть хорошо проинформирован и обучен своей профессии, и при этом не влиять на структуру общества в целом.Таким образом роль специалиста ограничена лишь определённой сферой деятельности, а роль личности бесценна для всего мирового сообщества.

    Комментарий эксперта: Теория неплохая, но было бы уместно более подробно поговорить о школе и образовании, о функциях образования (воспитательная, социализации), о тенденциях в образовании (гуманизация).

    В качестве подтверждения, вышесказанного, приведу таких великих личностейкак Лев Толстой,Уинстон Черчилль,Константин Циолковский. Деятелность этих людей повлияла на всю историю человечества, а ведь все они были двоечниками.Плохая учёба в школе никак не повлияла на дальнейшие успехи этих гениев в области литературы, политики и науки.

    Комментарий эксперта: Это не фактический пример. Должен быть четкий ФАКТ, конкретный и полный.

    В завершении хочу сказать, что школа - это не место, где воспитывают успешного и великого человека, это место, где формируется гармоничный индивидуум.

    Комментарий эксперта: Ты писала о личности, а пришла к индивидууму. Нелогично. Вывод не соответствует всему, что ты писала ранее.

    • 29.1 - 1
    • 29.2 - 1
    • 29.3 - 0
    • 29.4 - 0

    ИТОГО: 2 балла

    Эссе №4

    Политология: Забота о человеческой жизни и счастье, а не об их разрушении – это первая и единственная законная задача хорошего правительства» (Томас Джефферсон).

    В данном высказывании автор затрагивает идею роли государства в жизни граждан. По мнению автора, самой главной функцией демократического государства является обеспечение защиты прав и свобод, нормальных условий жизни, предоставление различных благ для граждан; невыполнение закрепленных законом функций государством, а также реализация политических решений не соответствующих воле граждан снижает уровень легитимности власти.Я согласна с мнением автора.В данном высказывании можно выделить следующие аспекты: функциидемократического государства и взаимоотношения государственной власти и граждан в демократическом государстве.

    Комментарий эксперта: Хорошо.

    Рассмотрим первый аспект с теоретической точки зрения. Демократическое государство – это государство, в котором народ признается в качестве основного источника власти, а граждане наделены широким кругом прав и свобод, в том числе правом участвовать в управлении государством. Выделяют следующие функции демократического государства:политическую,социальную, экономическую, культурную, а также охрану правопорядка, прав и свобод гражданина. Политическая функция государства заключается в обеспечении народовластия,создание условий для деятельности социальных институтов. Социальная заключается в обеспечении нормальных условий жизни, реализацию прав граждан на охрану здоровья, образование, отдых жилище. Экономическая функция государства заключается в обеспечении занятости, распределении государственного бюджета, развитии экономики. Последняя из перечисленных функций подразумевает обеспечение точного соблюдения законодательства, охрана прав и свобод граждан, борьба с правонарушителями и др. Таким образом, только выполняя данные функции, направленные на обеспечение достойной жизни личности, государство может считаться легитимным, потому что граждане признают такую власть и подчиняются ей.

    Комментарий эксперта: Отличная теория, умница!

    Приведу пример из СМИ. В статье газеты «Аргументы и факты» привели рейтинг стран, где существует наиболее сильная демократия. США является сильным демократическим правовым государством, которое обеспечивает своим гражданам политические права и свободы, именно поэтому там высоко развито гражданское общество. Его наличие свидетельствует о развитой политической свободе граждан. По качеству жизни, ИЧР и другим показателям США занимает также лидирующие позиции, это позволяет государственной власти быть стабильной и сильной, потому что американцы удовлетворены действующей властью. Государство выплачивает большие социальные пособия, разрабатвает специальные программы помощи нуждающимся, поощряет открытие новых рабочих мест, делает медицину более качественной и доступной, образование также является бесплатным для американцев.

    Таким образом, данный пример свидетельствует о реализации США важнейшей государственной функции – социальной, направленной на обеспечение достойной жизни гражданина.

    Рассмотрим второй аспект с теоретической точки зрения. Выделяют основныме проявления взаимотношений государственной власти и граждан: граждане участвуют в формировании и осуществлении государственной власти (т.е как только граждане будут недовольны государственной властью, они имеют право ее поменять посредством выборов – важного демократического института), органы гос власти сменяемы и подотчетны избирателям, существует гласность и отсутствует цензура в СМИ (таким образом происходит обраная связь между этими сбъектами политики, граждане могут критиковать власть), никакая идеология не может быть государственной, а приоритетом является обеспечение правового и политического равенства граждан. Также важным является политический плюрализм, реальное осуществление принципа разделения властей. В демократическом государстве политические решения принимаются на основе принципа большинства при уважении и учете интересов меньшинства, что является важным при стремлении государства реализовать многочисленные потребности общества. Государственная власть осуществляется через государственныйй аппарат – систему гос органов, учреждений и организаций,при помощи которых осуществляются права человка. Таким образом мы видим, что государственная власть в демократическом государстве ориентирована на интересы граждан, их связь прочна.

    Приведу пример из истории. Древняя Греция было первым демократическим государством. С самого детства жителей страны привлекали к участию в общественной и политической жизни государства. Также при рождении греки обладали разнообразными политическими правами и свободами. Именно поэтому каждый грек с особой ответственностью относился к политической жизни:граждане участвовали в выборах, голосованиях и собраниях для того,чтобы решить важные государственные вопросы, потому что каждый голос был учтен и ценился. Это показывает,что государственная власть отвечала взаимностью своим гражданам, стремилась удовлетворить их потребности, максимально защитить их права и свободы. Таким образом, в соответствии с активным политическим участием граждан, их политической грамотностью, политическое управление в Древней Греции осуществлялось на том же высоком уровне.

    Подводя итог, хочется отметить, что сотрудничество граждан и органов государственной власти в решении политических проблем делает государство более сильным, отчего выигрывают все субъекты политики. Если инетересы гражданина в демократическом государстве будут нарушены, то государственная власть сменится, управлять государством будут другие лица, потому что данная функция обязательно должна быть реализована, народ – источик власти, а значит он заслуживает хорошего руководителя

    Комментарий эксперта: Прекрасное эссе, не к чему придраться! Умница! Рассмотрены два аспекта, все по структуре, четко. ФАКТИЧЕСКИЕ аргументы подтверждают разные тезисы, они из разных источников и не повторяются по содержанию. Теоретическая часть аргументации отличная.

    • 29.1 - 1
    • 29.2 - 2
    • 29.3 - 1
    • 29.4 - 2

    ИТОГО: 6 БАЛЛОВ - идеал!

    Эссе №5

    Экономика: «Все хозяйственные операции можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукты, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, из остальных факторов мало что удастся сделать» (Ли Якокка).

    Данным высказыванием Ли Якокка хотел сказать, что существует 5 факторов производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности и информация), из которых самыми важными являются предпринимательские способности. Предпринимательские способности объединяют остальные факторы производства. Без людей не было бы самого производства, несмотря на то, что другие факторы имелись бы.

    Комментарий эксперта: Неплохо раскрыт смысл высказывания, НО! Труд - это же тоже люди. И без труда, как говорится, не выташишь и рыбку. Обрати на это внимание.

    Рассмотрим факторы производства детальнее. Учёные-экономисты дают следующее определение факторам производства: это используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющий степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Как ранее уже говорилось, основной фактор производства - предпринимательские способности, т.е. способности человека использовать определённое сочетание ресурсов для производства товаров, принимать последовательные решения, создавать новшества и идти на риск. Не мало важен и труд - все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Но так же, как ограничены такие ресурсы как земля, капитал и информация, ограничены и предпринимательские способности. Их ограниченность связана с индивидуальными особенностями людей, редкостью таланта. Труд как фактор производства ограничен количеством трудоспособного населения и его территориальным размещением. Подводя итоги, хочется отметить, что один человек не может полностью самостоятельно организовать целое производство, необходимо объединиться нескольким людям для воссоздания общей цели.

    Написание грамотного мини-сочинения по обществознанию в крайне важно на тестировании ЕГЭ. Более того, важно не столько само написание, сколько в принципе умение писать сочинения. Вы должны понимать, что этот навык важен для выполнения в принципе 2 части теста ЕГЭ. Ну, сможете ли вы к примеру выполнить задание 25, если не владеете терминами? Нет. Так и в эссе по обществознанию надо уметь использовать термины.

    В ноябре 2015 года мы проводили , в материалах которого содержится методика написания эссе. Она же есть и в видеокурсе «Обществознание. ЕГЭ на 100 баллов» .

    Ну, а если вы хотите проверить существующее ваше эссе, или попрактиковаться в его написании, равно как и попрактивоваться в других заданиях: милости просим получить материалы .

    Ниже приводится пример эссе по обществознанию, написанный по всем правилам и канонам. Более того, пример этого эссе отличается от того, которое я приводил . Синим отмечена объяснение проблемы, а также ее аспекта; красным — теоретическая аргументация, зеленым - фактическая аргументация, коричневым — выводы. Пример эссе был написан мною вчера на наших курсах подготовки к ЕГЭ с детальным объяснением ученику, как конкретно, что надо делать.

    «Большинство имеет за собой власть, но не право: меньшинство всегда имеет за собой право»

    В данном высказывании поднимается проблема соотношения влияния большинства (например проголосавших за что-либо) и учета мнения меньшинства при реализации власти; а также проблема реализации прав. Данная проблема актуальна как для демократических режимов, так и для недемократических.

    Рассмотрим данное высказывание с позиций теории элит. Согласно этой теории общество делится на элиту (организованное меньшинство) и класс управляемых, к которому относится большинство людей. Большинство людей может либо поддерживать существующую элиту, и тогда она имеет право принимать государственные решения. В этом случае политологи говорят о легитимности власти. Или же большинство может не поддерживать существующую элиту, и тогда можно говорить о кризисе легитимности. В любом случае данное высказывание имеет под собой реальную основу: большинство имеет власть выбирать себе ту или иную политическую элиту, и вместе с этим передавать ей (элите) право принимать государственно значимые решения.

    Выше мы писали, что данное высказывание может быть справедливо как для демократического режима, так и для недемократического режима. Разберем некоторые примеры.

    Так, современные США проводят явную внешнюю политику, направленную на дестабилизацию равновесия в мире. Примерами этой политики могут служить «арабская весна» в Ливии в 2011 году, когда там был свергунт Муамар Каддафи, или двумя годами позже та же участь постигла Египет.

    Если говорить о недемократических государствах, то примером может служить политика нацистской Германии в период с 1933 по 1945 годы, которая де-факто поддерживалась большинством немцев.

    С другой стороны, в данном высказывании есть ещё один аспект, который актуален только для демократического режима. А именно при голосовании над принятием какого-либо решения большинство имеет и власть и право принять его. Но при этом учитывается мнение меньшинства, у которого есть на это право.

    Например, при избрании в парламент страны, большее количество мест занимает победившая на выборах партия. Но партии, получившие меньше голосов избирателей, тоже получают места в Парламенте. В этом и кроется право меньшинства на учет его мнения.

    Но для недемократических режимов данная ситуация не применима, так как после принятия решения, если меньшинство заявляет какие-то права на его пересмотр, оно (меньшинство), как правило, подвергается репрессиям. Так происходило и в нацистской Германии, и в СССР периода сталинизма и в Комбодже при Поле Поте.

    Таким образом, заявленное в теме эссе высказывание справедливо лишь отчасти: при рассмотрении политической жизни с точки зрения теории элит, если понимать под большинством граждан государства, а под меньшинством – элиты, тогда высказавание справедливо: большинство имеет власть, а меньшинство право. Но при рассмотрении высказывания с позиций избирательных технологий оно справедливо только для демократии, и не справедливо для недемократических режимов.