Какие мировые религии исповедуются на территории рф. Религии россии

Ты конечно слышал слова – церковь, мечеть, Иудаизм, Будда, мусульманин, Православие? Все эти слова тесно связаны с верой в Бога. В нашей многообразной и многонациональной стране, есть четыре основные религии. Они разные, но все говорят о том, что нужно любить человека, жить в мире, уважать старших, делать добрые дела на благо людей, защищать свою Родину.

1. РУССКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО

всё, что должен знать

Это самая распространенная религия в нашей стране, которая насчитывает многовековую историю (более тысячи лет). В течение долгого времени Православие было единственной религией, которую исповедовал русский народ. И до сегодняшнего дня большая часть русского народа исповедует Православную Веру.

Основа Православия — вера в Бога-Троицу, в Отца, Сына, и Святого Духа.

В 1988 г. православные народы России отметили 1000-летие принятия христианства. Эта дата обозначила годовщину его утверждения в качестве официальной религии древнерусского государстваКиевской Руси, произошедшего, согласно летописям, при святом князе Владимире Святославовиче.

Первым христианским храмом, воздвигнутым в столице Киевской Руси, стала церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Каждый православный должен выполнять 10 заповедей, которые Бог дал Моисею и израильскому народу. Они были записаны на каменных досках (скрижалях). Первые четыре говорят о любви к Богу, последние шесть о любви к ближнему, то есть ко всем людям.

Библия, как священная книга христианства - это собрание книг, которые в христианстве считаются Священным Писанием, ибо все, что записано в библейских книгах, продиктовано людям самим Богом. По своему составу Библия разделяется на две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАН

1-я заповедь.

Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.- этой заповедью Бог говорит, что нужно познавать и почитать Его одного, повелевает веровать в Него, надеяться на Него, любить Его.

2-я заповедь.

Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. – Бог запрещает поклоняться, идолам или каким-либо вещественным изображениям придуманного божества, Иконам, или образам, не грешно кланяться, потому что, когда мы молимся перед ними, то мы кланяемся не дереву или краскам, а изображенному на иконе Богу или святым Его, представляя их самих в уме перед собой.

3-я заповедь.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Бог запрещает употреблять имя Божие, когда не должно, например, в шутках, в пустых разговорах. Этою же заповедью запрещается: ругать Бога, клясться Богом если говорите неправду. Имя Бога можно произносить, когда молимся, ведем благочестивые разговоры.

4-я заповедь.

Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. Он повелевает нам шесть дней недели работать, а седьмой день посвящать на добрые дела: молиться в церкви Богу, читать дома душеполезные книги, подавать милостыню и проч.

5-я заповедь.

Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. — этой заповедью Бог повелевает почитать родителей, слушаться их, помогать им в трудах и нуждах.

6-я заповедь.

Не убивай. Бог запрещает убивать, то есть лишать жизни человека.

7-я заповедь.

Не прелюбодействуй. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние, неумеренность в пище, пьянство.

8-я заповедь.

Не укради. Нельзя брать себе чужого каким бы то ни было незаконным путем.

9-я заповедь.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Бог запрещает обманывать лгать, ябедничать.

10-я заповедь.

Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего. Этой заповедью запрещается не только делать что-то плохое ближнему, но и желать ему худого.

Защита Отечества, защита Родины — это одно из величайших служений православного христианина. Православная Церковь учит, что любая война есть зло, потому что связана с ненавистью, рознью, насилием и даже убийством, которое является страшным смертным грехом. Однако война в защиту своего Отечества благословляется Церковью и воинская служба почитается как высочайшее служение.

2. ИСЛАМ В РОССИИ

всё, что должен знать

«Сердце Чечни», Фото: Тимур Агиров

Ислам — это самая молодая из мировых религий.

Термин «ислам» означает «подчинение» воле Бога, а того, кто подчиняется, называют «муслим» (поэтому «мусульманин»). Число мусульман — граждан Российской Федерации оценивается сегодня примерно в 20 миллионов человек.

Аллах — имя Бога мусульман. Во избежание праведного гнева Аллаха и для достижения вечной жизни необходимо во всем следовать его воле и соблюдать его заповеди.

Ислам — не только религия, но и образ жизни. К каждому человеку приставлены два ангела: один записывает его добрые дела, другой — плохие. В низших рядах этой иерархии находятся джинны. Мусульмане верят, что род джиннов был создан из огня, они обычно злые.

Бог провозгласил, что придет день, когда все предстанут перед Его судом. В тот день дела каждого человека будут взвешены на весах. Те, чьи добрые дела перевесят плохие, получат в награду рай; те же, чьи злые дела окажутся тяжелее, будут приговорены к аду. Но то, каких дел в нашей жизни больше, хороших или плохих известно только Богу. Поэтому ни один мусульманин не знает наверняка, примет ли его Бог в рай.

Ислам учит любить людей. Помогать нуждающимся. Уважать старших. Почитать своих родителей.

Молиться (салят). Мусульманин каждый день должен произносить семнадцать молитв — ракатов. Молитвы совершаются пять раз в сутки — на восходе солнца, в полдень, в 3-4 часа дня, на закате и через 2 часа после заката.

Подавать милостыню (закят). Мусульмане обязаны отдавать одну сороковую часть своих доходов бедным и нуждающимся;

Совершить паломничество (хадж). Каждый мусульманин хотя бы раз в жизни обязан совершить путешествие в Мекку, если только ему позволяют здоровье и средства.

Мусульманские храмы называются Мечетями, крышу мечети венчает минарет. Минарет – это высокая около 30 метров башенка, с которой муэдззин призывает верующих на молитву.

Муэдззин, муэззин, азанчи - в исламе, служитель мечети, призывающий мусульман на молитву.

Главная книга мусульман: Коран — по-арабски это означает «то, что читают, произносят».

Дошедшие до нас старейшие списки Корана датируются VII – VIII веками. Один из них хранится в Мекке, в Каабе, рядом с чёрным камнем. Ещё один находится в Медине в специальном помещении, расположенном во дворе мечети Пророка. Есть древний список Корана в Национальной библиотеке Египта в Каире. Один из списков, получивший название «Коран Османа», хранится в Узбекистане. Своё название этот текст получил из-за того, что, согласно традиции, он был залит кровью халифа Османа, убитого в 656 г. На страницах этого списка действительно есть следы крови.

Коран состоит из 114 глав. Их называют «сурами». Каждая сура состоит из стихов («айятов» — от арабского слова, означающего «чудо, знамение»).

Позднее Корана появились хадисы – рассказы о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников. Их объединили в сборники под названием «сунна». На основе Корана и хадис мусульманские богословы разработали «шариат» — «правильный путь» — комплекс принципов и правил поведения, обязательный для каждого мусульманина.

3. БУДДИЗМ В РОССИИ

всё, что должен знать

Буддизм – это сложное религиозно-философское течение, состоящее из множества ответвлений. Споры относительно канона священных текстов ведутся между различными конфессиями уже много сотен лет. Поэтому дать однозначный ответ на вопрос, какие же именно тексты составляют священную книгу буддизма, сегодня практически невозможно. Такой определенности, как со священным писанием у христиан, здесь нет и в помине.

Следует понимать, что буддизм не является религией, а значит, не подразумевает безрассудного преклонения перед неким божественным существом. Будда – не бог, а человек, достигший абсолютного просветления. Стать Буддой может практически любой человек, долженствующим образом изменивший свое сознание. Следовательно, священным может почитаться почти любое руководство к действию от того, кто достиг некоторых успехов на пути просветления, а не какая-то определенная книга.

По тибетски слово «БУДДА» означает – «тот, кто избавился от всех плохих качеств и развил в себе все хорошие качества».

В России буддизм начал распространяться около 400 лет тому назад.

Первые ламы-монахи пришли из Монголии и Тибета.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим указом официально признает буддийскую религию.

В своей жизни буддисты руководствуются проповедями Будды о «четырех благородных истинах» и «восьмеричном пути»:

Первая истина говорит о том, что существование есть страдание, которое испытывает каждое живое существо.

Вторая истина утверждает, что причиной страдания являются «беспокоящие эмоции» – наши желания, ненависть, зависть и другие пороки человека. Действия образуют карму человека и он в следующей жизни получает то, что заслужил в предыдущей. Например, если человек в настоящей жизни совершал плохие поступки, в следующей жизни он может родиться червяком. Закону кармы подвержены даже боги.

Третья «благородная истина» говорит, что пресечение беспокоящих эмоций ведет к прекращению страданий, то есть если человек внутри себя погасит ненависть, злость, зависть и другие эмоции, то страдания его могут прекратиться.

Четвертая истина указывает на срединный путь, согласно которой смысл жизни состоит в получении удовольствий. Этот «срединный путь» именуется «восьмеричным», поскольку состоит из восьми ступеней или шагов: понимания, мысли, речи, действия, образа жизни, намерения, усилия и сосредоточения. Следование этим путем ведет к достижению внутреннего спокойствия, так как человек умиротворил свои мысли и чувства, развивает в себе дружелюбие, сострадание к людям.

Буддизм, как и христианство, имеет свои заповеди, основы учения, на которых базируется вся структура верования. 10 заповедей буддизма очень похожи на христианские. При всем внешнем сходстве заповедей в буддизме и христианстве глубинная суть у них различна. Кроме того, что буддизм фактически верой и не является, он никак не призывает к вере в бога или божество любого толка, его цель - духовное очищение и самосовершенствование. В этом плане заповеди - всего лишь руководство к действию, следуя которым можно стать лучше и чище, значит, приблизиться хоть на шаг к состоянию нирваны, абсолютного просветления, моральной и духовной чистоты.

4. ИУДАИЗМ В РОССИИ

всё, что должен знать

Иудаизм — одна из древнейших религий, сохранившаяся до наших дней и имеющая значительное число приверженцев главным образом среди еврейского населения в разных странах мира.

Иудаизм фактически является государственной религией Израиля.

Эта религия небольшого, но очень талантливого народа, внесшего огромный вклад в развитие человечества.

Иудаизм проповедует – душа человека не зависит от тела, она может существовать отдельно, потому что душу сотворил Бог и она бессмертна, а во время сна Бог все души забирает себе на небо. На утро одним людям Бог души возвращает, а другим нет. Те кому Он душу не возвращает умирают во сне, и проснувшиеся по утру иудеи благодарят Бога за то что он вернул им душу.

Верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания.

В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей — раввинов.

Тора – главная книга всех иудеев. Она всегда и вовсе времена пишется вручную, Тору хранят в синагогах (место, где молятся иудеи). Иудеи считают, что именно Бог дал людям Тору.

¤ ¤ ¤

Сейчас строится много красивых храмов, что бы люди могли приходить и общаться с Богом. И не важна какой ты религии, если живешь в России. Наша страна тем и прекрасна, что в ней люди различной веры и национальностей живут в мире и согласии. Один мусульманин, другой православный, третий буддист, — все мы должны уважать веру друг друга.

Потому что все мы – РОССИЯНЕ, граждане одной огромной и великой страны в мире!

За последние 10 с небольшим лет в России наступил период религиозного возрождения, возвращения населения к традиционным религиозным ценностям. Масса населения страны осталась верной своим религиозным убеждениям, о чем, в частности, свидетельствуют все объективно проведенные в последнее время опросы общественного мнения, а также стремление россиян совершать важнейшие религиозные таинства и обряды (например, такие как таинства крещения, миропомазания, причащения и брака у христиан, обряды обрезания и свадебные церемонии у мусульман и иудаистов, похоронные обряды у последователей самых различных религий и т.д.).

Самой влиятельной религией в России является христианство , и прежде всего одно из его важнейших направлений – православие , которое в нашей стране представляет в первую очередь Русская православная церковь . Согласно социологическому опросу, проведенному в 2002 г., православия сейчас придерживается 58 % . Если исходить из того, что население нашей страны, по данным Всеросийской переписи населения, составляло 9 октября 2002 г. 145,2 млн чел., то можно предположить, что православные насчитывают в ней примерно 84 млн чел.

Православие исповедует основная часть русского населения страны, а также бульшая часть таких , как , ижорцы, вепсы, саамы, коми, коми-пермяки, удмурты, бесермяне, чуваши, кряшены, нагайбаки, . Православными называют себя подавляющее большинство , чулымцев, кумандинцев, челканцев, шорцев, кетов, югов, нанайцев, ульчей, орочей, ительменов, алеутов, преобладающая часть , селькупов, тубаларов, тофаларов, эвенов, ороков, значительная часть энцев, теленгитов, негидальцев, небольшое число нивхов, хотя у многих из перечисленных народов Сибири и Дальнего Востока православная вера сочетается с пережитками шаманистских и других местных верований. Православными являются и большинство проживающих в России , греков и болгар. Православие распространено также среди части западных бурят, его придерживается часть (прежде всего донских) и моздокских кабардинцев.

По экспертной оценке, основанной на существовании определенной корреляционной зависимости между религиозной и этнической принадлежностью, православные преобладают среди верующих в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Исключение составляют лишь Чеченская Республика, Республика Ингушетия и Республика Дагестан, где православных немного, а также Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Республика Башкортостан, Агинский Бурятский автономный округ, где православные, хотя и не образуют большинства населения, представлены весьма большими группами (в некоторых из этих субъектов Российской Федерации они составляют лишь немногим менее половины верующих).

Помимо Русской православной церкви, к которой относится подавляющее большинство православного населения нашей страны, в России действует и несколько других православных церковных объединений и отдельных общин, однако численность их весьма невелика. Это Российская православная автономная церковь , церковные общины, подчиненные Русской православной церкви за границей , общины, признающие руководство Киевского патриархата , разные ветви Истинно православной (катакомбной) церкви, а также утратившие священство разрозненные группы так называемых «Истинно православных христиан». Наиболее известная община Русской православной автономной церкви находится в городе Суздале Владимирской области, есть последователи этой церковной организации в Москве, Уфе, Тюмени, Уссурийске (Приморский край), Оренбургской области, Удмуртской Республике и в ряде других мест. Приход, подчиненный Русской православной церкви за границей, имеется в Краснодаре, приход, подчиненный Украинской православной церкви Киевского патриархата, – в городе Ишиме Тюменской области. Численность в России последователей Российской православной автономной церкви, а также российских приходов Русской православной церкви за границей составляет в совокупности 50 тыс. чел.

В разных местах России проживают старообрядцы – православные христиане, не принявшие проведенных патриархом Русской православной церкви Никоном в середине XVII века реформ, заключавшихся прежде всего в приведении богослужебных книг в соответствие с аналогичными книгами у греков. Старообрядцы разделяются на большое число разных групп, которые могут быть сведены в две ветви: поповцев и беспоповцев. Поповцы включают три основных церковных объединения старообрядцев: Русскую православную старообрядческую церковь (Белокриницкая иерархия), Русскую древлеправославную церковь и единоверцев.

Наиболее близки к Русской православной церкви единоверцы – группа старообрядцев сохранившая службу по старым книгам, но подчинившаяся в 1800 г. руководству Русской православной церкви. Сами себя единоверцы обычно называют православными старообрядцами. Единоверцев сейчас мало – по приблизительным оценкам от 6 до 12 тыс. чел. Они имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, в поселке Большое Мурашкино (Нижегородская область).

Другое церковное объединение старообрядцев-поповцев – Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия ) является самой крупной старообрядческой организацией страны (около 1 млн сторонников). Возникнув в беглопоповской среде (беглопоповцы принимали священников, перебегавших из Русской православной церкви), эта церковь в конце концов в середине XIX века сумела создать свою иерархию. Более всего сторонников Белокриницкой иерархии в , а также в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Саратове, Республике Бурятия, Республике Саха (Якутия), Краснодарском крае, Пермской и других областях.

Еще одним объединением старообрядцев-поповцев является Русская древлеправославная церковь (по разным источникам от 250 тыс. до 500 тыс. и более чел.). Последователей этой церкви много в Москве, Московской Нижегородской, Читинской, Брянской и других областях. В Нижегородской области они сосредоточены в первую очередь в Семеновском, Уренском, Городецком районах. Недавно эта церковь раскололась, и из нее выделилась Древлеправославная церковь России, пользующаяся наибольшим влиянием в Курской области и Краснодарском крае. Сама же Русская Древлеправославная церковь теперь официально именуется Древлеправославной патриархией Московской и всея Руси.

К поповцам также относят две маленькие группы так называемых катакомбных единоверцев , впрочем, не поддерживающих с единоверцами Московского патриархата никаких отношений. Это андреевцы (около 10 тыс. чел.) и климентовцы (5 тыс. чел.). Первые встречаются в Республике Башкортостан и некоторых областях Урала, в , Краснодарском крае и Восточной Сибири, вторые – также в , на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Беспоповских объединений старообрядчества гораздо больше, чем поповских. Это Часовенное, Поморское, Федосеевское, Филипповское, Спасово согласия, бегуны, рябиновцы, мелхиседеки и др.

Последователи Часовенного согласия не считают себя беспоповцами и рассматривают отсутствие священства как временное явление. Общая численность их неизвестна, но, по-видимому, она сейчас не превышает 300 тыс. чел., хотя некогда была куда более значительной. Часовенные расселены преимущественно в Пермской, Свердловской, Саратовской и Тюменской областях, Алтайском крае, Красноярском крае и других регионах.

Поморское , или даниловское , согласие (официальное название этого церковного объединения — Древлеправославная поморская церковь ) выделяется среди большинства беспоповских согласий своей умеренностью и является из них самым многочисленным (в России — 800 тыс. чел.). Поморцы живут в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Республике Башкортостан, Самарской области, Алтайском крае и других местах.

Близкое к Поморскому Федосеевское согласие (10 тыс. чел.) имеет сторонников главным образом в Москве, Владимирской, Нижегородской, Пермской и Ленинградской областях.

Вышедшее из поморской среды Филипповское согласие , печально известное своими «гарями» (самосожжениями), сейчас, по одной из приблизительных оценок, насчитывают 200-300 чел. Филипповцы встречаются маленькими группами в городе Орле, Беловском и Гурьевском районах Кемеровской области. Единственная их хорошо организованная община находится в городе Кимры Тверской области.

Численность последователей Спасова согласия (называемых также нетовцами ), вероятно, составляет 30-40 тыс. чел. Спасово согласие в основном представлено в Нижегородской, Саратовской, Владимирской, Ульяновской областях, городах Саратове, Оренбурге, Самаре, Ульяновске, Пензе, Нижнем Новгороде, Владимире и других местах.

Отделившийся от филипповцев бегунский , или страннический , толк , отличающийся общественным нигилизмом, имеет сейчас только около 1 тыс. сторонников. Сами бегуны называют себя истинно православными христианами странствующими . Они в основном сосредоточены в настоящее время в Кемеровской, Пермской, Ярославской, Томской областях, к северо-западу от города Томска. Ответвившиеся от спасовцев самокрещенцы (бабушкины, самокресты) весьма малочисленны, их не более нескольких тысяч человек. Они встречаются в Оренбургской, Нижегородской и ряде других областей.

Близок к самокрещенцам Рябиновский толк , признающий только восьмиконечный крест, изготовленный из рябины, и насчитывающий в настоящее время лишь очень небольшое число сторонников. Главными центрами сосредоточения последователей этого толка является город Чистополь в Республике Татарстан (Татарстан) и город Стерлитамак в Республике Башкортостан.

Не вполне ясно происхождение беспоповского толка мелхиседеков , последователи которого причащаются хлебом и вином, выставляемыми накануне перед иконами. Мелхиседеки имеются в Республике Башкортостан в городах Уфа, Благовещенск, Стерлитамак, Ишимбай, Бийск и в поселке Залесово Алтайского края (около 1 тыс. чел.).

Подавляющее большинство старообрядцев – русские, хотя есть среди них также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и представители других народов.

Помимо старообрядцев из православной среды вышли и другие деноминации, в разной мере отошедшие от православия.

Так, к православию довольно близки иоанниты – почитатели жившего в XIX — начале XX в. православного священника Иоанна Кронштадтского, которого они считали чудотворцем. Численность иоаннитов в России – 1 тыс. чел., их можно встретить в Санкт-Петербурге, Воронеже, Ярославле.

Весьма далеко отошли от православия, да и от христианства вообще, так называемые духовные христиане , считающие, что Святой Дух может воплощаться в людей. К духовным христианам относятся хлысты, скопцы, духоборцы и молокане.

Хлысты , прославившиеся своими экстатическими радениями, в настоящее время насчитывают около 10 тыс. чел. Они делятся на большое число сект (постники , Старый Израиль , Новый Израиль , Духовный Израиль , Новохристианский союз , Искупленный Израиль и др.). Хлысты сосредоточены в основном в городе Жердевка Тамбовской области, а также в городах Тамбов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Лабинск (Краснодарский край), Ставрополь, Самара, Оренбург.

От хлыстов отделилась секта скопцов , решившая бороться с получившим распространение у хлыстов блудом с помощью кастрации, за что и получила свое название. Эта малочисленная в России секта имеет небольшое число последователей в Москве, Дмитровском районе Московской области, Ярославле.

Весьма отдалились от христианства духоборцы , отвергшие Библию. В России их численность составляет 10-20 тыс. чел. Проживают духоборцы в Тамбовской, Ростовской, Оренбургской, Тульской областях, в Краснодарском крае и на Дальнем Востоке.

Молокане , также значительно отдалившись по своему вероучению от христианства, все же не отказались от Библии, хотя и толкуют ее аллегорически. В России живет приблизительно 40 тыс. молокан, в основном сосредоточенных в Тамбовской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.

По этнической принадлежности большинство духовных христиан – русские.

К духовным христианам по некоторым позициям близки толстовцы и трезвенники.

Последователи религиозно-нравственного учения Льва Толстого основали свою организацию, которая получила название Духовное единство . Толстовцев (их численность не превышает 500 чел.) можно встретить в Москве, Ярославле, Самаре, .

Трезвенники , считающие, что в случае полного искоренения алкоголизма на Земле установится Царство Божие, представлены несколькими группами. Самая значительная и известная из них – чуриковцы (4 тыс. чел.) – названа так по фамилии своего основателя Ивана Чурикова. Живут они в Ленинградской, Вологодской, Ярославской областях, Санкт-Петербурге и некоторых других местах.

Из недр православия также вышли две секты, приблизившиеся к иудаизму. Это иеговисты-ильинцы и субботники. Секта иеговистов-ильинцев была основана в середине XIX в. штабс-капитаном русской армии Н.С. Ильиным, считавшим, что скоро должен наступить Армагеддон – война Бога с Сатаной. Ильин включил в вероучение своей секты ряд элементов иудаизма. Последователи этой секты (их численность не превышает нескольких тысяч человек) в основном сосредоточены на Северном Кавказе.

Еще более уклонилась в сторону иудаизма возникшая еще в XVII в. секта субботников, отвергающая Евангелие. Число субботников составляет около 7 тыс. чел., сконцентрированы они около города Балашов Саратовской обл., а также в селе Михайловка Воронежской обл..

В России живут и представители такого направления христианства, как римский католицизм . Разные источники приводят весьма различные данные о численности католиков в России – от 300 до 500 тыс. и более чел. Этнический состав католического населения России довольно сложен: католиками являются подавляющее большинство , значительная часть венгров, меньшинство украинцев, белорусов и немцев, живущие в России малочисленные группы испанцев, итальянцев, французов и представителей некоторых других национальностей, а также маленькие группы русских и армян. Католики России в основном придерживаются трех практикуемых в католицизме обрядов: латинского (поляки, литовцы, немцы, испанцы, итальянцы, французы, большинство католиков-белорусов, часть католиков-русских), византийского (католики-украинцы, небольшая часть католиков-белорусов и маленькая группа католиков-русских) и армянского (армяно-католики). Католические приходы имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Марксе (Саратовская область), Волгограде, Астрахани, Перми, Оренбурге, Иркутске, и ряде других городов.

Некоторые черты католицизма заимствовала и проникшая в нашу страну маргинальная христианская религиозная организация – Новоапостольская церковь (по разным оценкам от 6 до 50 тыс. чел.).

Хотя последователи протестантизма впервые появились в России еще в XVI веке, это направление христианства не получило сколько-нибудь широкого распространения среди коренного населения страны. В целом эта картина не изменилась и после того, как начиная с конца 1980-х годов в нашей стране появилось большое число миссионеров прежде никогда не функционировавших на территории России протестантских деноминаций. По имеющимся оценкам протестантизма сейчас придерживается не более 1% населения страны. В России представлены следующие течения протестантизма: англиканство, лютеранство, кальвинизм (в форме реформатства и пресвитерианства), меннонитство, методизм, перфекционизм, пятидесятничество и близкое к нему харизматическое движение, баптизм, адвентизм, реставрационизм.

Довольно широко представлено в России одно из основных течений протестантизма – лютеранство (по некоторым оценкам – до 270 тыс. последователей). Оно преимущественно распространено среди большей части живущих в нашей стране немцев, и . В России действуют Евангелическо-лютеранская церковь в России , на , в и Средней Азии (200 тыс. сторонников, главным образом немцы, но также часть эстонцев, латышей, финнов; с церковью организационно связаны и живущие в России реформаты-немцы), Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (20 тыс. чел., в основном живущие в Ленинградской области финны-ингерманландцы), Евангелическо-лютеранская церковь (10 тыс. чел., объединяет часть проживающих в России латышей), Единая евангелическо-лютеранская церковь России , которая ввела в культ ряд элементов католицизма, и некоторые другие лютеранские церкви. Лютеране живут в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве, Омской, Новосибирской, Оренбургской, Волгоградской областях и некоторых других местах.

В России представлен и кальвинизм – течение протестантизма, более радикально, чем лютеранство, порвавшее с католицизмом. В стране действуют две ветви кальвинизма – реформатство и пресвитерианство. Реформатство (5 тыс. сторонников) распространено среди большей части живущих в России венгров, которые объединены в Реформатскую фундаменталистскую церковь . Его придерживается также очень небольшая группа русских, живущих в Твери. В стране есть также немцы-реформаты, однако они, как уже отмечалось, организационно объединены, как и в Германии, с местной Евангелическо-лютеранской церковью. В результате деятельности корейских миссионеров в России появились и последователи другой ветви кальвинизма – пресвитерианства . В стране сейчас имеется несколько пресвитерианских церквей (общая численность пресвитериан – 19 тыс.чел.).

Часть немецкого населения страны придерживается меннонитства . Данные о численности меннонитов в стране очень противоречивы. По одной из оценок меннонитов в России 140 тыс. чел., по другой — только 6 тыс. чел. (такое возможное резкое уменьшение их числа связывается с массовым отъездом в ).

В последнее десятилетие в результате прозелитической деятельности в России появилась заметная по численности группа методистов (12 тыс. чел.). Часть из них связана с одной из крупнейших протестантских организаций Объединенной методистской церковью (5 тыс. чел.), другая часть – с Корейской методистской церковью (7 тыс. чел.). К методизму близок перфекционизм , сторонниками которого в России являются 2,5 тыс. чел. В нашей стране имеются филиалы четырех наиболее крупных перфекционистских церквей США: Христианского и миссионерского альянса (1,6 тыс. сторонников), Церкви назарянина (250 чел.), Церкви Бога [Андерсон, Индиана] (300 чел.) и Уэслианской церкви (150 чел.).

Наиболее крупную группу протестантов России образуют ныне сторонники пятидесятничества . Общая численность сторонников этого течения протестантизма – 416 тыс. чел. (в некоторых источниках приводится гораздо более высокая цифра – 1,4 млн чел., однако она, безусловно, является сильно завышенной). Самую крупную деноминацию российских пятидесятников образуют христиане веры евангельской (по разным источникам – от 100 до 187,5 тыс. чел.), относящиеся к группе пятидесятников двух благословений и тесно связанные с крупнейшей пятидесятнической организацией мира – Ассамблеями Бога . В России представлены и другие ветви пятидесятничества: пятидесятники трех благословений (Международная пятидесятническая церковь святости – около 3 тыс. чел.), пятидесятники-унитарии (Евангельские христиане в духе апостолов – от 6 до 15 тыс. чел.). Имеется и много других, независимых пятидесятнических объединений, а также значительная группа пятидесятников, которая предпочла не регистрироваться.

К пятидесятничеству тесно примыкает харизматическое движение, сторонники которого также появились в последние годы в России. Численность харизматов по разным оценкам составляет от 72 до 162 тыс. чел. Близки пятидесятничеству и т.н. церкви полного Евангелия .

Значительное число сторонников (381 тыс. чел.) имеет в России такое течение протестантизма, как баптизм . Самой крупной баптистской организацией страны является Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации (по разным оценкам – от 243 до 456 тыс. сторонников). Наряду с этим союзом в России действуют Независимые баптистские конгрегации (85 тыс. чел.), Совет церквей евангельских христиан-баптистов (от 23 до 50 тыс. последовате-лей), филиал американского Баптистского библейского товарищества (450 чел.). Свыше 90 % баптистов по национальности – русские.

В России имеются также адвентисты (111 тыс. чел.). Подавляющее большинство их – адвентисты седьмого дня (90 тыс. чел.), есть адвентисты-реформисты , или адвентисты седьмого дня верного остатка (20 тыс. чел.), и маленькая группка христиан седьмого дня (1 тыс. чел.).

Англиканство – наиболее близкое к католицизму и православию течение протестантизма – имеет на территории России очень небольшое число последователей (3,3 тыс. чел.), причем большинство из них – живущие в Москве англичане.

Остальные течения протестантов также представлены в России совсем малочисленными группами. Это реставрационисты (3,3 тыс. чел., в том числе последователи Церквей Христа – 3,1 тыс. чел., и сторонники Христианских церквей и церквей Христа – около 200 чел.), Армия спасения (3 тыс. чел.), плимутские , или христианские , братья (2,4 тыс. чел.), братья , или данкеры (1,8 тыс. чел.). Появились в стране и так называемые неденоминированные протестантские церкви.

Есть в России и так называемые маргинальные протестанты , сильно отошедшие от основ христианского вероучения: свидетели Иеговы (по разным оценкам – от 110 до 280 тыс. чел.), муниты , или сторонники Церкви объединения (30 тыс. чел.), мормоны , или последователи Церкви Иисуса Христа святых последних дней (от 4 до 20 тыс. чел.), сторонники Международной церкви Христа (12 тыс. чел.), последователи Христианской науки (несколько сот человек) и др.

Из христиан других направлений в России имеются последователи не согласившейся с решениями Халкидонского собора Армянской апостольской церкви (около 1 млн чел. – в подавляющем большинстве живущие в России армяне) и сторонники несторианской Ассирийской церкви Востока (около 1 млн чел. – живущие в нашей стране ассирийцы).

В Россию проник ряд сект индуизма , наиболее известной из которых является секта кришнаитов (официальное название – Международное общество сознания Кришны ). Она внедрилась в некоторых городах, по преимуществу достаточно крупных. Численность кришнаитов составляет 15 тыс. чел. Активно действуют в стране и миссионеры возникшей в XIX веке синкретической религии – бахаизма , а также основанной в США в XX веке Церкви саентологии . Среди тазов и живущих в России китайцев распространены китайские народные верования.

Особую религию исповедует живущая в России группа езидов, считающая себя отдельным народом.

В последнее время в стране возникли и собственные синкретические верования: Церковь последнего завета (сторонники ее, число которых достигает 24 тыс. чел., называются также по имени своего основателя виссарионовцами), Белое братство, секта Порфирия Иванова. Такого же типа верование – Марла Вера – появилось и у марийцев.

Далеко не все из перечисленных в тексте деноминаций смогли быть отражены на карте. Некоторые малочисленные, в основном протестантские, конфессии не позволил показать масштаб карты, а ряд небольших религиозных групп не нанесены на карту по причине неизвестности их точной локализации. Таким образом, настоящий текст можно рассматривать не только как пояснение к карте, но и как своего рода дополнение к ней.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Согласно Конституции, Российская Федерация – светское государство. Однако парадокс в том, что больше трети россиян считают, что в стране есть государственная религия – православие.

Конституция РФ о религии

В Конституции говорится, что люди имеют право на свободу совести и свободу вероисповедания, могут "исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".

Сколько в России верующих

Большинство верующих России – христиане (по большей части православные, в меньшей – католики и протестанты), мусульмане и буддисты. Определить точное число людей, исповедующих ту или иную религию, не представляется возможным, так как официальной статистики не ведется, и все данные опираются исключительно на социологические опросы, результаты которых зависят от того, кто их проводит.

Так, Русская православная церковь, базируясь на своих данных, утверждает, что в ее лоне находятся примерно 80-82 процента населения страны. Мусульмане считают, что к их конфессии принадлежит около 10-25 процентов россиян.

В то же время, по опросу ВЦИОМ 2010 года, православных в РФ 75 процентов (при этом половина всех опрошенных признались, что вообще ни разу не читали Священное Писание), мусульман – только 5 процентов, а 8 процентов людей мыслят себя атеистами.

В 2012 году была предпринята попытка составления Атласа Религий и Национальностей Российской Федерации. Согласно фундаментальным исследованиям для него, православных верующих в России оказался всего 41 процент, ислам исповедуют около 6,5 процента, буддистов обнаружилось менее полпроцента, порядка 14 процентов заявили о себе как о неверующих.

Можно предположить, что эти цифры наиболее точны и количество верующих, в России, действительно, гораздо меньше заявленного представителями конфессий. например, с 2013 года в программу для 4–5 классов средней школы введен курс "Основы религиозных культур и светской этики", в рамках которого родители учеников могут выбрать один из шести вариантов программы: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики. Согласно данным Минобразования, большинство россиян (43 процента) предпочти, чтобы их дети изучали светский модуль, и 31 процент высказались за православный.

Более-менее объективное представление о распространении веры дает также статистика количества религиозных организаций. Согласно сведениям РПЦ, на территории страны более 30 тысяч православных приходов, Центральное духовное управление мусульман России объединяет более 2500 общин (и их число постоянно растет).

Распространение религий в России

Согласно Атласу Религий и Национальностей Российской Федерации, православные верующие проживают по всей территории страны (наивысший процент – в Средней полосе России), больше всего мусульман на Кавказе, в республиках Татарстан и Башкортостан, а буддисты сконцентрированы в республиках Тыва, Калмыкия и Бурятия. В республиках Саха, Алтай и Северная Осетия до сих пор практикуют языческие культы (1,2 процента населения), а самыми атеистическими районами государства оказались Приморский и Алтайский края, Новосибирская и Амурская области и та же республика Саха.

Влияние церкви на жизнь в России

Несмотря на официально провозглашенный светский характер государства, последний проведенный в 2013 году опрос ВЦИОМ показал, что 44 процентов россиян считают православие государственной религией страны, а 56 процентов подтвердили, что православие оказывает влияние на разные сферы их жизни.

При этом остается спорным вопрос, что имеют в виду люди, признающие себя верующими. Например, лишь 4 процента признались, что полностью соблюдают все правила поста, 16 процентов соблюдают пост полностью или частично, а разными способами отмечать Пасху собирались 83 процента опрошенных. Многие верующие люди не в состоянии назвать день своих именин (и еще меньше тех, кто его действительно отмечает).

Суеверия

Хотя более всего распространены традиционные религии и официально признают себя язычниками примерно 1,2 процента людей, в России до сих пор сильны суеверия: люди не любят, когда им перебегает дорогу черная кошка, когда важные события приходятся на 13-е число месяца, стараются не рассыпать соль (считается, что это к ссоре) и не свистеть в помещении (не будет денег), а также многие не отмечают 40-й день рождения.

В нашей стране действует много религиозных течений. Свобода совести и вероисповедания, а также право на индивидуальное или коллективное исповедование любой не агрессивной религии на публичное распространение её убеждений и действия гарантированы Конституцией Российской Федерации. Религия в России представлена основными мировыми конфессиями и их идеологическими ответвлениями. Главной из них является христианство, его исповедует самая большая часть верующих. Многие граждане, особенно восточных и южных регионов страны, предпочитают ислам. В Хакассии, Бурятии и некоторых районах Алтая население склоняется к буддизму. В еврейских диаспорах по всей территории страны преобладает иудаизм.

Господствующим направлением в русском христианстве ещё со времён крещения Руси Великим князем Владимиром Красным Солнышком стало православие, заимствованное у Древней Византии. И только в западных областях РФ, примыкающих к Белоруссии и Прибалтике, исповедуется католическое христианство и протестантизм.

Так сколько же религий в нашем государстве, и каково число их приверженцев? По данным РАН от 2013 года:

  • православное христианство в России исповедует 79 процентов жителей страны;
  • духовное христианство, не имеющее отношения к религии, представлено 9 процентами;
  • мусульмане составляют 4 процента;
  • к иным верам принадлежат около 1 процента;
  • атеистами считают себя примерно 7 процентов российских людей.

Так образом, общее число верующих в нашей стране, если не считать атеистов, приближается к 93%. Рассмотрим особенности каждого вероисповедания в России по отдельности. Все они имеют определённые исторические и национальные предпосылки и являются духовной основой объединения народов страны в одно государство.

Православие

Главным символом православия как одной из ветвей христианства является вера в Иисуса Христа – наместника на земле истинного Бога и Спасителя человечества. По нескольким версиям, изложенным в канонических и апокрифических Евангелиях, Бог Отец послал своего сына в наш грешный мир, чтобы исправить пороки людей, сделать их достойными внимания Божия. Иисус показал людям пример благочестия и подвижничества, и это стоило ему жизни. Он был распят на кресте рядом с обычными разбойниками, но на третий день после смерти произошло воскрешение, и он показал людям, что действительно умеет творить чудеса.

Главная концепция христианства заключается в том, что Бог един, но существовать он может сразу в трёх лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Отсюда и само происхождение слова «Троица», учение о которой ввёл в христианство Феофил Антилохский ещё в момент зарождения этой религии во II веке новой эры.

Будучи урождённым от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа, Иисус появился на Земле ради избавления человечества от Сатаны, наложившем на людей проклятие, греховность и смерть. Искупив эти напасти самим фактом своей смерти, Сын человеческий воскрес и тем самым показал другим возможность искупления грехов перед вратами Рая, дал веру в воскресение каждого и вечную жизнь для всех праведников.

Христианство олицетворяется именем основателя – Христос, потому что он имеет прямое отношение к образованию этой религии. Этот человек намеренно принёс себя в жертву ради других своих современников и предшественников, страдающих в результате отлучения ещё Адама и Евы от Бога. Христос опять обратил к ним лицо божье и через себя искупил часть их греха.

Вера во Христа

Почему верование во Христа стало одной из крупнейших мировых религий? Причина – в цельном мировоззрении, включающем в себя три принципа, без которых невозможна ни одна традиционная религия:

  1. Вера в существование Бога.
  2. Признание идеологии данной религии.
  3. Следование её канонам.

В противном случае речь может идти только о каком-либо шаманстве, фетишизме, магии или о чём-то подобном, являющимся нетрадиционным религиозным течением, или псевдорелигией.

Важной особенностью православия становится опора Бога на человека. Только человек, по утверждению Христа, есть мерило всего на свете. Эта мудрость пришла ещё от философов Древней Греции. Христианство принесло в неё лишь тесную связь человека и Бога. Всевышний корректирует поведение человека и приводит его мысли в порядок.

Декларацию учения Христа демонстрирует его «Нагорная проповедь», в которой он показывает своим ученикам и последователям истинный путь в Небесное Царство. Это своеобразный моральный кодекс христианства.

Современный мир многогранен. Это касается и религиозных течений, а также их проповедников. Они навязывают верующим определённые идеалы, иногда расходящиеся с их собственными нормами жизни. Православие в этом смысле никому ничего не навязывает, а просто призывает верить в Бога как в высшее олицетворение мировой справедливости, не входящей в противоречие с национальными интересами и являющейся официальной религией в России, такой же, как ислам, иудаизм и буддизм.

В православии Бог олицетворяет все лучшие качества человека – истину, мудрость, любовь, блаженство, добро, красоту, могущество, вечную жизнь. Все они находятся в гармоничном соотношении друг с другом.

Католицизм

Термин «католичество», что в переводе с греческого означает «всеобщий», впервые ввёл святой Игнатий Антиохский, последователь Иоанна Богослова, в 110 году новой эры. Позднее его официально закрепил Никейский собор. Этот термин свидетельствовал о начале раскола между Византийской и Римской христианскими церквями, касавшегося в основном некоторых базовых церковных ритуалов.

Данное вероучение, так же, как и православие, ориентировано на Священное писание, Библию и на Катехизис, в котором изложены таинства Католической церкви. Их семь:

  • крещение, процедура которого описана в канонических евангелиях;
  • таинство брака;
  • конфирмация, или миропомазание;
  • евхаристия;
  • таинство исповеди;
  • освящение елеем;
  • таинство священства.

Кроме того, в католической вере учитываются доктринальные положения, отличающие её от других конфессий, образующих христианство:

  • Святой Дух у католиков происходит в равной степени от Отца и Сына, а не кого-то одного из них (это выражается термином «филиокве»);
  • Дева Мария зачала непорочно, только затем её беременность Христом обратилась в телесную форму;
  • Грешники, отступающие от учения Католической церкви, попадают в Чистилище;
  • Раскаявшиеся грешники получают индульгенцию, прощающую грехи;
  • Культ Пресвятой Девы Марии;
  • Возвышение святых, мучеников, блаженных с оказанием им почестей, равных Богу;
  • Утверждение владычества Римской церкви над всеми католическими церквями мира в качестве прямого преемника святого апостола Петра;
  • Строгая субординация всех отделений католической церкви (сравните: православная церковь автокефальна, то есть независима ни от какой другой церкви);
  • Непогрешимость Папы Римского во всех вопросах, касающихся веры в Бога и нравственности.
  • Святость брака. Он не может быть расторгнуть лишь по желаниям сторон, только с разрешения церкви.

Разница православной и католической церкви

Разница между православной и католической церковью касается и обрядов. Латинские обряды имеют свои и особенности:

  • к символу веры Бога в филиокве всегда добавляется также имя Сына;
  • в любом церковном приходе обязательно наличие священника;
  • крещение у католиков осуществляется не путём погружения в воду, как в православии, а окроплением головы водой;
  • миропомазание может проводить лишь епископ, простой священник имеет на это право только в случае приближения смерти исповедуемого;
  • при Евхаристии употребляется не квасной хлеб, как у православных, а пресный;
  • миряне причащаются при помощи Тела или Крови Христа, священников причащают только Телом и Кровью, то есть полноценным причастием;
  • крестное знамение у католиков производится слева направо и всеми пальцами руки, так как они символизируют именно пять Христовых ран при распятии на кресте.

Протестантизм

Протестантизм – одно из направлений христианства, такое же главное, как католичество и православие. Оно представляет собой религиозное объединение протестантских церквей, идеологически берущих начало с эпохи Реформации и выступающих против классического католицизма в Европе, делая его то более либеральным, то более консервативным.

Протестантское богословие было сформировано XVI-XVII в.в. Основными идеологами протестантского учения в эпоху Реформации были Жан Кальвин, Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Ульрих Цвингли. Позднее его развивали Гарнак А., Шлейермахер Ф., Трельч Э. и другие. Новое течение в протестантской теологии знаменует богословие Дитриха Бонхеффера.

Основа протестантизма – те же самые верования в Бога, в его триединство, рай и ад, бессмертие человеческой души, что и у христиан. Но в отличие от католиков протестанты отвергают образ Чистилища, полагая, что только вера в Христа– смерть его на кресте и последующее воскресение из мёртвых – может дать окончательное прощение грешникам.

Протестанты считают, что единственный источник учения христиан – Библия. Изучение её канонов и применение их на собственной практике и есть самая важная задача истинно верующих. При этом миссионеры протестантизма стараются сделать Библию доступной всем верующим, переводя её на все их национальные языки. Эта книга, являющаяся по сути историей мытарств еврейского народа, для протестантов стала непререкаем авторитетом. С её помощью оцениваются все другие религиозные учения, поступки и мнения. Всё то, что не находит подтверждения в Библии, не подлежит исполнению верующих.

  • Непререкаемость Священного писания.
  • Священство для всех без исключения верующих.
  • Спасение с помощью личной веры.

К вере, учению о спасении, церкви и таинствам протестантское богословие в его классическом виде относится очень строго. Менее существенной для протестантов становится внешняя, обрядовая, сторона церковного быта. Отсюда широкое разнообразие формальностей при одновременном соблюдении основных постулатов учения.

Учения в протестантстве

Время сформировало в протестантстве множество собственных учений. Некоторые из них стали выходить за рамки классических доктрин. Например, убеждение адептов некоторых учений в обладании ими пророческого дара. Так была сформирована секта Адвентистов седьмого дня и некоторые другие течения, основанные на откровениях и видениях их основателей.

Из всех таинств, которых придерживаются протестанты, всеми учениями поддерживаются только два – причащение и таинство крещения. Все прочие считаются условными. При этом крещение может производиться в любом возрасте в то время, как для совершения причастия кандидат должен пройти конфирмацию – специальный подготовительный ритуал.

Исповедь и брак, а также другие подобные таинства у протестантов относятся просто к традиционным обрядам. Также они приветствуют молитвы в честь умерших, святых, хотя относятся к ним с почтением. Не поклоняются мощам умерших, считая этот обряд не соответствующим Священному Писанию и напоминающим обычное идолопоклонство.

В молитвенных домах у поклонников этой веры нет никакого декора, обычного для большинства церквей. Молитвы могут совершаться в любых зданиях, совершенно неприспособленных для богослужения, ибо оно, по убеждению верующих, должно быть сосредоточено не на созерцании красивого интерьера, а на молитвах, исполнении псалмов, церковной проповеди и пении гимнов на языке паствы.

Духовное христианство

В духовное христианство входит несколько течений, появившихся в России на рубеже XVII и XVIII веков. Самые известные из них:

  • духоборцы;
  • молокане;
  • скопцы;
  • хлысты, или христововеры.

У всех этих, как они сами себя называли, людей Божьих в богослужениях отсутствовала всякая православная ортодоксальность. Это можно объяснить, скорее всего, просто бедностью паствы, происходившей из беглых крепостных крестьян. Именно поэтому их преследовали в России и в императорский, и в советский периоды.

Хлысты

Хлысты являются самым древним нетрадиционным течением в духовном православном христианстве Руси. По одной из версий, оно развилось из старообрядчества во время гонений на него со стороны официальной православной церкви при патриархе Никоне и государе Алексее Михайловиче. Позднее секта хлыстов раздробилась на несколько общин, которые совершенно не зависели друг от друга, поэтому их культ стал во многом различен.

Библия толкуется христововерами как аллегория, разрешающая верующему общаться с Богом, Сыном и Святым духом напрямую без посредников в виде православной церкви. По их убеждению, Бог воплощается в праведном человеке, и тогда он становится своеобразным образом Христа – хлестом, пророком или богородицей.

Религиозная традиция христововеров была очень аскетична. В основном она представляла собой так называемые радения – молитвенные ритуалы, доводящие верующих до экстаза и даже до помутнения сознания. Какое-то время хлысты ещё посещали православные церкви, потом образовали свои собственные общины, которые они называли «кораблями». После отмены Крепостного права эти корабли приобрели свои собственные символические названия, такие, например, как Старый или Новый Израиль и Постники.

Советская власть, не склонная к признанию религии вообще, преследовала и хлыстов. Число их общин значительно уменьшилось и примерно к середине 70-х годов минувшего века сведений о деятельности хлыстов в России уже не наблюдалось.

Скопцы

Являются радикальным крылом оппозиционного православного христианства. Этимологически оно восходит к хлыстам. Кондратий Селиванов, его основатель, объявил себя Божьим сыном и стал проповедовать физическое ослепление своей паствы (скопчество) в качестве единственного средства от мирского соблазна, ведущее к спасению души.

В отличие от христоверничества, затрагивавшего в основном крестьянскую среду, скопчество приобрело популярность у купечества, даже у дворян. Последнее обстоятельство давало их общинам значительные богатства. В период коллективизации это сыграло с ними злую шутку. Общины скопцов была разгромлены как кулаческие.

Молокане

Это одни из поздних ответвлений русского духовного христианства, по сути – классический протестантизм. Библия здесь выступает как основной закон поведения верующих. На своих молитвенных собраниях молокане занимались чтением текстов из Священного писания. У молокан не приветствуются никакие религиозные обряды, даже крещение водой. Они крестятся Святым Духом, то есть постоянной верой в Бога. Благочестие для них превыше всего точно так же, как для протестантов.

К концу XIX века молокане разделились на постоянных и «прыгунов». Последнее название отражает особенность молитвенного ритуала: они вздевают руки и прыгают во время экстаза. Из-за своей эксцентричности многие молокане было сосланы на Кавказ или эмигрировали в Америку.

В настоящее время молоканские центры действуют во всех крупных городах страны. В основном они представляют постоянных молокан, близких к протестантам, но русским.

Духобрцы

Русские духоборцы тоже близки к протестантизму. Они отвергают все атрибуты внешней религиозности, в молельных домах нет икон, отсутствует священство и почтение к таинствам. Они видят Бога во всех явлениях и предметах природы, превозносят личное общение с Богом. В Библии они не видят святую книгу и предпочитают духоборческие псалмы в оригинальном изложении. Большое количество духоборцев сейчас живет на Кавказе и в Канаде.

Ислам

По уверениям мусульманских богословов, ислам возник примерно в 662 г. Новой эры. Он вобрал в себя многое из догматики иудаизм и христианства, в том числе их мифологию. Это позволило исламу в довольно короткое время стать полноценной религией со своей Библией, которая здесь называется Кораном, а изречения Бога (Аллаха) – суннами.

Основные каноны ислама изложены в «Столпах Веры»:

  • Аллах – единственный творец всего существующего на свете, вера в него непреложна;
  • Многобожие – грех, страшнее которого нет;
  • Ангелы – ближайшие помощники Аллаха, вера в них должна быть так же крепка, как в самого Бога;
  • Все писания, которые ниспосланы на землю Аллахом, священны и принимаются слепо, на веру;
  • Пророки считаются посланниками Аллаха, их следует принимать с высшими почестями;
  • Судный день неизбежен, миру грозит вселенская катастрофа. Но он погибнет и снова воскреснет;
  • Ад и рай существуют;
  • Судьба человека предопределена. Всё происходит только по воле Аллаха.

К вероисповедальным столпам ислама, практикующимся в мусульманской традиции, относятся:

  • шахад – ритуалы для исповедания веры;
  • намаз – общение с Богом через молитву;
  • закят – вид налога с паствы для нужд бедных мусульман;
  • саум – соблюдение религиозного поста в девятый месяц исламского календаря (Рамадан);
  • джихад – борьба за чистоту веры.

Иудаизм

В иудаизме отсутствует какой-либо определённый символ веры в виде коротко сформулированного учения. Еврейские богословы ориентируются в основном на заповеди Моисея, завещанные им народу по пути следования из египетского рабства. Всего их 613, более известны только 10. Но, по мнению богословов и философов, это просто субъективная точка зрения некоторых теологов.

В фундамент иудаизма заложены следующие принципы:

  • вера в Яхве, единого и неоспоримого Бога;
  • вера в то, что еврейский народ – богоизбранный;
  • вера в явление на землю Мессии;
  • вера в бессмертную душу;
  • вера в загробное царство и вечную жизнь.

Иудаизм – монотеическая религия. Её Бог является вечным, нематериальным, вездесущим и бестелесным. Поклонение кому-либо, кроме Яхве – великий грех: ни звёздам, ни ангелам, ни святым.

Мир создан Богом просто взглядом всего за семь дней. Человек – вершина этого миротворения. Человек и материален, и духовен. По факту своего создания Богом он не может быть исконно грешным в принципе. Все человеческие грехи являются следствием недостаточной веры во Всевышнего.

Только Яхве – единственно истинный Бог, а значит, поклоняться нужно только Яхве, или Иегове. Измена своему Богу – самый тяжкий грех. Иегова специально дал свободу евреям, возвысил их, чтобы они могли достойно общаться с Богом. Только поэтому евреи становятся истинно свободным народом. Если человек из другой религии переходит в иудаизм, за ним признаётся право такого выбора. Отказ же от иудаизма запрещён.

Евреи произошли от Авраама по воле Бога. С ним и его потомками Господь заключил вечный союз. Символом этого союза стал обряд обрезания. Последователи иудаизма склонны к мессианизму. Но стремятся обратить в свою веру других и карают врагов.

Богооткровение – основная концепция иудаизма. Люди в ней стоят на втором месте после Бога и становятся самым совершенным творением на Земле. Некогда человек по глупости отвернулся от Бога, скрылся от него, прошёл путь многочисленных ошибок, связанных со страданиями и преступлениями. Только верность Богу, любовь к нему может вернуть людей к счастливой жизни.

Буддизм

Буддизм относится к древнейшей мировой религии, возник в Древней Индии и до сих пор является там ведущей конфессией. На карте русского государства ее исповедуют в Бурятии и некоторых районах Алтая. Основное отличие буддизма от других вероисповеданий – стремление верующих не к Богу, а к нирване.

К ней приходят путём самоотречения от соблазнов внешней жизни, сосредоточении на главном, то есть в вечном благе. Нирвана достигается с помощью медитации. Кто пройдет этот путь до конца и с успехом, может рассчитывать на лавры Будды. Иначе говоря, Богом станет каждый, если будет стремиться к этому.

Многообразие религиозной картины, существующей в России, позволяет не только осознать всё величие и многогранность культуры, но и воспользоваться её плодами для достижения всеобщего блага народов страны. Каждая из наших религий создаёт особый фрагмент в картине окружающего мира, дает осмыслить себя в нём, внести свой вклад в объединение общества.

Основные религиозные конфессии на территории России и их роль в духовном воспитании защитников Отечества

ВОПРОСЫ:

1. Основные религиозные конфессии на территории России.

2. Роль религии в духовном воспитании военнослужащих ВС РФ.

«Если Россы всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то Слава будет их вечным спутником, и горе злодею, покусившемуся на хранимую Богом святую Русь».

Фельдмаршал М.И. Кутузов

Религия в современном мире остается постоянно действующим весомым фактором социального развития, охватывающим все сферы жизнедеятельности общества и, в частности, его вооруженной части. Более того, мировые и некоторые национальные религиозные конфессии к началу третьего тысячелетия усилили свое влияние на политику как отдельных государств, так и на мировой политический процесс в целом.

В мире, по данным, приведенным генерал-полковником В.А. Азаровым, насчитывается 1 миллиард 890 миллионов христиан (1 млрд. 132 млн. католиков, 558 млн. протестантов, 200 млн. православных); 1 млрд. 200 млн. мусульман; 359 млн. буддистов. Если учесть количественный состав китайцев, индусов и евреев, то получится огромное число приверженцев соответственно таких национальных религий (философских систем), как конфуцианство, даосизм (не менее 500 млн. человек), индуизм (859 млн.) и иудаизм (20 млн.).

Соотношение верующих в России по конфессиональной приверженности (по тем же данным) представлено следующим образом. Православные христиане - 67 процентов; мусульмане - 19 процентов; православные-старообрядцы - 2 процента; буддисты - 2 процента; протестанты - 2 процента; иудеи - 2 процента; адепты иных традиционных религиозных конфессий - 1 процент; нетрадиционных - 5 процентов.

Таким образом, основные - многочисленные, сохраняющиеся на протяжении длительного времени на территории нашей страны - традиционные российские религиозные конфессии -это христианство, ислам, буддизм, иудаизм.

Если говорить о самых многочисленных религиозных конфессиях нашей страны - православии и исламе (который традиционно исповедуют, например, народы Поволжья и Северного Кавказа), то опыт многовекового мирного сосуществования позволяет и в дальнейшем надеяться на исключение конфликтов на религиозной почве между российскими православными христианами и мусульманами, на то, что в случае опасности все встанут на защиту России плечом к плечу.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой в 2000 г., говорится: «Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости... Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

«Основные положения социальной программы российских мусульман» гласят: «Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности - одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины... Мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Духовным основанием данных социальных положений для российских мусульман являются слова Пророка Мухаммеда: «Любовь к Родине - часть твоей веры».

Русская Православная Церковь оказала сильное влияние на становление и укрепление государственной власти, особенно в первые века христианства на Руси. Так, историк В.О. Ключевский писал, что церковь того периода «являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка».

РПЦ превратилась в государственный институт в начале XVIII века по воле императора Петра I. Такая форма государственно-церковных отношений с незначительными изменениями просуществовала вплоть до 1917 года. Церковь в тот период выполняла и роль государственной воспитательной структуры в Русской армии и Российском Императорском Флоте. Сам Петр I, напутствуя российских воинов перед Полтавской битвой, говорил: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за православную нашу веру и церковь».

После Октябрьской революции 1917г. отношения Советского государства и церкви стали формироваться на основе принятого 20 января 1918 г. Совнаркомом Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах, который принято называть «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет СНК совершенно изменил сущность государственно-церковных отношений, до крайности осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью.

В конце 30-х годов минувшего столетия начали происходить некоторые изменения в государственно-церковных отношениях. Как следует из протокола заседания политбюро центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) от 11 ноября 1939 года, оставшихся в живых священников начали освобождать из мест заточения еще до начала Великой Отечественной войны. Один из пунктов этого документа гласит: «Указания товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за № 13666-2 «О борьбе с попами и религией», адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК - ОГПУ - НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православно верующих, - отменить».

С началом Великой Отечественной войны власть в лице И.В. Сталина фактически повернулась лицом к церкви. Открылись храмы, монастыри, духовные семинарии; величайшие православные святыни, иконы Божией Матери на самолетах облетели вокруг главных русских городов; было восстановлено Патриаршество, упраздненное императором Петром I...

С первых дней войны И.В. Сталин и его ближайшее окружение стали на путь духовного сплочения общества. В Заявлении Советского правительства от 22 июня 1941 года было сказано, что начавшаяся война является «Отечественной войной за Родину, за честь, за свободу...», что надо мобилизовать все силы народа ради победы. Это был призыв забыть обиды прошлого и собрать воедино всех граждан страны, независимо от их взглядов, в том числе и по отношению к религии. Лично И.В. Сталин использовал религиозную терминологию в своем радиообращении к гражданам СССР от 3 июля 1941 года. Он обратился к советскому народу со словами «братья и сестры», обратился к памяти великих православных предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского.., а завершил речь утверждением «Наше дело правое - победа будет за нами!» Говоря эти слова, секретарь ЦК ВКП (б), не боялся быть непонятым всем прогрессивным человечеством и многоконфессиональным, как сейчас говорят, населением нашей страны. Этой речью он показал, что прекращаются гонения и начинается время сотрудничества с верующими.

С 22 июня 1941 года перестали выпускаться антирелигиозные труды (до войны только периодических изданий было около сотни, а всего до 1940 года в Советском Союзе ежегодно выходило около 2 тысяч названий антирелигиозной литературы тиражом более 2,5 миллиона экземпляров). Прекратил свою деятельность «Союз воинствующих безбожников».

Во время Великой Отечественной войны религиозные лидеры различных конфессий СССР призывали верующих к сплочению и мобилизации всех сил ради победы. В качестве примеров можно привести обращения к пастве главы Русской Православной Церкви патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия в послании «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», обращение к умме - мусульманскому сообществу - председателя Центрального духовного управления мусульман муфтия Абдурахмана хазрата ибн шейха Зайнуллы Расули (Расулева), руководителей других конфессий. Эти обращения проникнуты духом патриотизма, желанием донести до верующих боль за судьбу страны и мобилизовать их на защиту Отечества.

Во время войны Русская Православная Церковь не могла заниматься всесторонним духовно-религиозным обеспечением крупных военных операций. Но ее деятельность была многогранной и осуществлялась по следующим основным направлениям:

Обоснование защиты Отечества и Веры, необходимости ведения войны с агрессором, праведности ее целей;

Духовная защита политики своего Отечества и разоблачение государственной политики неприятеля, богопротивной человеконенавистнической идеологии фашизма;

Укрепление веры в Божью милость, дарующую победу, и в Божью волю, обрекающую противника, к которому как к врагу Божьему неприменима заповедь «Не убий», на поражение;

Обращение к религиозно-духовным и национально-культурным истокам традиций патриотизма, верности христианскому и воинскому долгу.

В мае 1942 года в Уфе собрался мусульманский съезд, на котором было принято «Обращение представителей мусульманского духовенства к верующим по поводу немецко-фашистской агрессии». В этом документе перед мусульманами ставились задачи на время войны: всемерная помощь воинам и мирный труд во имя победы приравнивались к участию в сражении. Верующим разъяснялось, что победа над фашизмом спасет всю мусульманскую цивилизацию, весь мир от разрушения и порабощения.

Церковь готовила и проводила внешние акции по поиску путей к объединению союзников, сочувствующих и консолидации с ними в борьбе с врагом.

В сентябре 1943 г. митрополитов Сергия, Александра и Николая принял И. В. Сталин, а уже 7 ноября того же года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий отслужил торжественную литургию по случаю 26-й годовщины Октябрьской революции, произнес благодарственную молитву «О богохранимой стране нашей и ее правительстве, возглавляемом Богом дарованным вождем».

Патриотическая позиция Русской Православной Церкви и других религиозных конфессий выразилась и в значительной материальной помощи воюющей армии. В декабре 1942 г. митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. В короткий срок из приходов поступило более 8 млн. рублей, много золотых и серебряных вещей. Всего за 1941 - 1945 гг. по приходам было собрано более 200 млн рублей на нужды фронта (среднемесячная зарплата рабочего составляла в то время 700 рублей). Кроме денег, верующие собирали также теплые вещи для воинов.

«Патриотическая деятельность Церкви, - отмечалось в докладе на Соборе РПЦ, состоявшемся в январе 1945 г., - выразилась и выражается не в одних вещественных жертвах. Это, быть может, самая малая доля в общем деле помощи, какую оказывала и оказывает Церковь в годину военного испытания. Забота о нашей несравненной, доблестной, великой Красной Армии проявляется главнейшим образом в непрестанной молитве не только отдельных лиц, но и Церкви в целом, о даровании нашим защитникам от Господа сил и победы над врагом».

3 марта 1943 года в газете «Известия» была опубликована телеграмма главы Центрального духовного управления мусульман муфтия Абдурахмана хазрата ибн шейха Зайнуллы Расули (Расулева) И.В. Сталину. Он сообщал, что лично вносит 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны и призывает мусульман жертвовать на нее. В 1943 году ЦДУМ собрало 10 млн. рублей на строительство танковой колонны. Многие мусульмане вносили крупные суммы на строительство боевой техники. В короткий срок в регионах традиционного распространения ислама были собраны значительные средства: в Туркмении -243 млн. рублей, в Узбекистане -365 млн, в Казахстане - 470 млн. рублей. Как родных принимали, например, узбекские семьи эвакуированных детей, оставшихся без родителей. Их национальность и вероисповедание для приемных родителей не имели значения.

Большая помощь оказывалась раненым и больным воинам. Так, архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), являясь крупнейшим специалистом в области гнойной хирургии, возглавлял военный госпиталь в Красноярске.

Церковь с первых дней войны четко определила свою позицию по отношению к предателям, как проживающим на территории СССР, так и находящимся в эмиграции. Повешенный после окончания Великой Отечественной войны белогвардейский генерал Краснов перед смертью признал: «Среди нас господствовало мнение - хоть с чертом, но против большевиков...» Иерархи православной церкви считали, что, подчинив себя черту, дьяволу, сатане, они встали на путь Иуды и перешли в день 22 июня 1941 г. ту грань, которую нельзя преступать верующему никогда и ни при каких обстоятельствах.

После смерти И.В. Сталина на церковь вновь начались гонения, правда, они были уже не столь масштабными, как в 20-х - начале 30-х годов XX века.

Сегодня можно констатировать возрождение духовного, религиозного сознания людей, живущих в России. Этому способствовали определенные шаги со стороны государства. И в частности, пример Президента России В.В. Путина, который, не скрывая своей приверженности православию, может служить образцом веротерпимости и взаимопонимания с представителями различных религиозных конфессий.

Само слово «религия» (от лат. - reli-gio) означает «совестливость, благочестие, благоговение, святость, богослужение». Западный христианский мыслитель Лактанций, живший в IV веке, рассматривая дефиницию «религия», сделал вывод, что слово происходит от латинского жеreligio, -are(связывать, соединять) и, соответственно, религия есть союз благочестия человека с Богом. Считается, что данное определение раскрывает самое существенное в религии: живое соединение человеческого духа с Творцом, стремление души человека к Богу, нравственный союз с Ним, чувство бытия Высшего Существа.

Идеи экуменизма, то есть - объединения религиозных конфессий и создания единой мировой религии, как показала практика, вряд ли могут быть реализованы на нашей планете. Но, тем не менее, приверженцам разных религиозных конфессий приходится тесно общаться. Например, в условиях военной службы в Вооруженных Силах России. И здесь просто необходимы взаимное уважение, взаимопонимание и веротерпимость.

Результаты исследований, проведенных военными социологами и психологами, показали, что в настоящее время невозможно игнорировать религиозный фактор в воинском воспитании. По их наблюдениям, в боевой обстановке религиозность военнослужащих возрастает. Как говорится, на войне атеистов нет.

Для многих современных военнослужащих характерны невысокая степень выраженности религиозных чувств, поверхностное знание основ того или иного вероучения и низкая культовая активность. При организации и проведении воспитательной работы в воинских коллективах необходимо бережно относиться к подобным зачаткам духовности, и если у офицера-воспитателя не хватает религиоведческих знаний и собственного духовного, религиозного опыта, то не стоит вступать в теологические дискуссии.

В ряду духовных основ воинского воспитания важное место принадлежит предмету веры военнослужащих. Речь не идет только о религиозной вере, хотя она и играет большую роль в духовной жизни общества, а об убежденности в исторической правоте существования и развития Отечества. «Горе тем странам, - писал французский военный теоретик Г. Жомини, - в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего обороне Родины свою жизнь, свое здоровье или свое имущество». Вера - это то, что принимают за главное и существенное в жизни, что для людей действительно есть самое важное, чем они дорожат и чему они служат; что составляет предмет их желаний и предмет их действий.

Вера в Россию, в свой народ, в истинность защищаемых духовных ценностей и идей - основа воинского воспитания. Кстати, эти идеи выражены в словах Государственного гимна Российской Федерации: «Россия - священная наша держава... Хранимая Богом родная земля!».

Религиозный фактор взаимодействует с другими факторами общественной жизни, особенно тесно он связан с национальным фактором. Его влияние не всегда носит позитивную направленность. Основными проявлениями негативного воздействия религиозного фактора на военную безопасность России являются появление в воинских коллективах противоречий на религиозной почве; проникновение в структуру военной организации идей мистицизма и оккультизма; распространение среди военнослужащих идей религиозного пацифизма. Впрочем, проблему уклонения от военной службы на почве религиозных пацифистских убеждений фактически удалось решить: действующее законодательство позволяет членам различных религиозных объединений, буквально следующих заповеди «Не убий», пройти альтернативную гражданскую службу. Как и предполагалось специалистами, непричастными к спекуляциям на данной проблеме, «альтернативщиков» оказалось немного.

Религиозные различия, если их не учитывать при организации и проведении воспитательной работы с военнослужащими, могут стать поводом для возникновения конфронтации групп верующих различной конфессиональной принадлежности. К примеру, свыше 20 процентов верующих заявляют, что для них имеет значение религиозная принадлежность сослуживцев. Беспокоящим фактором является противоречие между требованиями, которые религиозная обстановка в воинских коллективах предъявляет к религиоведческим знаниям офицеров-воспитателей и отсутствием таковых у большинства из них. Требуется, в частности, знание основ того или иного вероучения, его культа, особенностей психологии сторонников определенной конфессии, требований, которые предъявляет религия к верующим военнослужащим в отношении военной службы. Некомпетентность в этих вопросах может стать причиной фактического оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, причиной возникновения конфликтов на религиозной почве, уклонения верующих от исполнения служебных обязанностей. Приходится констатировать и такой факт: в настоящее время возможность реализации прав верующих военнослужащих все еще серьезно зависит от духовных воззрений конкретного командира, начальника.

Быстро развивающийся процесс взаимоотношений вооруженной организации общества с религиозными конфессиями входит в противоречие с неразработанностью соответствующей нормативно-правовой базы. Назрела настоятельная необходимость определения обязанностей командиров по реализации прав верующих военнослужащих и порядок их реализации.

В этом плане можно обратиться к опыту соответствующей регламентации в Русской армии и Российском Императорском Флоте. К слову, учитывая, что они комплектовались не только православными людьми, но и представителями других вероисповеданий в штабах военных округов и на флотах имелись, как правило, мусульманский мулла, католический ксендз, иудейский раввин. Проблемы межконфессиональности решались также за счет того, что в основу деятельности военного духовенства закладывались принципы единобожия, уважения других вероисповеданий и культовых прав их представителей, веротерпимости, миссионерства.

В рекомендациях военным священникам, опубликованным в «Вестнике военного духовенства» (1892 г.), разъяснялось: «...Все мы, христиане, магометане, евреи вместе одновременно молимся Богу нашему, - потому Господь Вседержитель, сотворивший небо, землю и все, что на земле, есть для всех нас единый истинный Бог».

Правовой базой отношения к воинам-иноверцам служили воинские уставы. Так, устав 1898 г. в статье «О богослужении на корабле» предписывал: «Иноверцы христианских исповеданий совершают общественные молитвы по правилам своей веры, с разрешения командира, в назначенном месте, и, по возможности, одновременно с православным богослужением. Во время продолжительных плаваний они увольняются, по возможности, в свою церковь для молитвы и для говения». Этим же уставом разрешалось находящимся на корабле мусульманам или евреям «читать общественные молитвы по правилам своей веры: мусульманам - по пятницам, евреям - по субботам». В главные праздники иноверцы, как правило, освобождались от службы и увольнялись на берег.

Вопрос межконфессиональных отношений регулировался и циркулярами протопресвитера (главного военного священника). В одном из них предлагалось: «Избегать, по возможности, всяких религиозных споров и обличений иных исповеданий» и следить, чтобы в полковые и госпитальные библиотеки не попадала литература «со встречающимися резкими выражениями по адресу католичества, протестантизма и других вероисповеданий, так как подобные литературные произведения могут оскорблять религиозное чувство принадлежащих к этим исповеданиям и ожесточать их против Православной Церкви и в воинских частях сеять пагубную для дела вражду». Величие православия военным священникам рекомендовалось поддерживать «не словом обличения инакове-рующих, а делом христианского самоотверженного служения как православным, так инословным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество».

Кстати сказать, императорское разрешение на строительство первой мечети в Москве было дано после победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Именно за верность и кровь, пролитую российскими мусульманами за Отечество на поле брани.

Развитие религиозной ситуации в стране и Вооруженных Силах РФ объективно требует скорейшей и глубокой разработки Министерством обороны Российской Федерации продуманной политики в отношении всех религиозных организаций страны. Продолжая развитие и углубление продуктивного соработничества с Русской Православной Церковью, необходимо сотрудничать в деле духовного воспитания военнослужащих ВС РФ и с другими традиционными для нашей страны религиозными конфессиями, признающими защиту Родины - России священным долгом и почетной обязанностью для своих приверженцев.

Готовясь к проведению занятия, следует, насколько это возможно, изучить духовные источники, комментарии к ним, поработать с религиоведческой литературой.

Во вступительном слове необходимо остановиться на исторической роли религии в жизни нашей страны и ее народа, подчеркнуть значение традиционных для России духовно-религиозных ценностей в достижении военных побед. В процессе занятия стоит привести примеры воззрений великих отечественных полководцев, флотоводцев, военачальников на феномен религиозной духовности, рассказать о проявлениях героизма воинов, сражавшихся за Веру и Отечество.

Желательно рассказать обучаемым об основах веры традиционных российских религиозных конфессий, особо выделяя общие, объединяющие начала, отношение к защите Отечества. Говоря о внутренне присущей нашему народу веротерпимости, важно уделить внимание проблемам духовной безопасности российского общества, акцентировать внимание обучаемых на опасности религиозной экспансии со стороны нетрадиционных для России религиозных и псевдорелигиозных объединений, подмены традиционных духовно-религиозных ценностей на чуждые духовности нашего народа.

Используя методы систематизации, исторического сопоставления, историко-философского и социально-философского анализа, следует на конкретных примерах и умозаключениях показать обучаемым, что возрождение традиционной духовности может стать залогом непобедимости нашего народа, основой жизнеспособности России.

1. Золотарев О. Стратегия духа армии. Армия и Церковь в русской истории, 988 - 2005 гг. Антология: 2-е изд., доп.: в 2-х кн. - Челябинск: Социум, 2006.

2. Ивашко М., Курылев В., Чугунов А. Господь - Знамя мое. - М., 2005.

3. Игумен Савватий (Перепелкин). Рождество в Грозном. Записки православного пастыря. // Ориентир. - 2004. - № 9.

4. Пончаев Ж. Для возрождения России нужны вера и нравственность. // Ориентир. - 2005. - № 10. £М

5. Чижик П. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности государства. - М., ВУ., 2000.

Капитан 2 ранга

Михаил СЕВАСТЬЯНОВ