Нерукотворная икона иисуса христа. «Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища

(3 голоса : 5 из 5 )
  • свт.

Убру́с - 1) плат, полотно, полотенце; 2) Святый (Святой) Убрус - Нерукотворный Образ Спасителя; плат с нерукотворным изображением лика .

Сохранился ли Святой Убрус до наших дней?

Предание о Нерукотворном Образе Спаса доносит до нас историю происхождения этой .

Когда Едесский правитель, Авгарь Ухама, страдавший от тяжелой болезни (проказы), неизлечимой обычными врачебными средствами, узнал о , совершаемых Христом на территории Палестины, он отправил к Нему своего слугу Ананию (Ханнана), предварительно вручив ему послание, в котором просил об исцелении. Кроме того, зная о преследованиях Христа со стороны иудеев, Авгарь предложил Ему кров и убежище.

Ввиду необходимости исполнения главной задачи Пришествия в мир, Спаситель от приглашения отказался, однако пообещал прислать впоследствии одного из Своих учеников, который не только излечит Авгаря от телесной болезни, но и исцелит от неведения граждан его страны.

Анания был живописцем и имел поручение от Авгаря запечатлеть образ в случае, если Тот откажется прибыть в Едессу лично. Когда Анания хотел было взяться за написание образа, ему не удалось приблизиться к Спасителю, так как Он был тесним огромными толпами людей. Сколько он ни пытался воспроизвести на материи сияющее Божественной славой лицо, ему никак не удавалось достичь желаемого результата.

Тогда Господь, уразумев происходящее, повелел принести ему плат, после чего умыл Своё лицо и отерся. Таинственно и неизъяснимо на плате отпечатлелся Его Божественный . После того как Убрус был вручен живописцу Ханнану, тот доставил его в Едессу.

Авгарь принял Нерукотворнный Образ с благоговением и с тех пор исцелился, хотя болезнь всё же оставила на его плоти некоторые следы. Окончательно он был исцелен апостолом Фаддеем, который был направлен в Едессу апостолом Фомой после того, как Господь, искупив человеческий род и воскреснув, вознесся на Небеса и воссел одесную Отца.

Фома просветил горожан светом Евангельской проповеди и Едесса сделалась христианской.

Убрус был наложен на доску и утверждён в нише, располагавшейся в крепостной стене над городскими воротами. Все входившие в город через ворота должны были воздавать Нерукотворному Образу поклонение.

Когда, спустя годы, один из потомков Авгаря стал насаждать в Едессе веру, местный епископ, получив , пришёл ночью к воротам, зажёг перед Образом лампаду и замуровал вмещавшую его нишу, причём сделал это настолько искусно, что место хранения иконы уже ничем не выделялось на общем фоне стены. Со временем о местонахождении Образа забыли.

Прошли столетия, прежде чем Нерукотворный Образ вновь был явлен народу.

В 545 году, когда персидский царь Хосрой I (Хозрой I) осадил город Едессу и готовился им овладеть, епископу Евлавию было видение: Жена, явившаяся ему в Небесном величии, указала на место хранения Нерукотворного Образа и повелела взять этот Святой.

Подчиняясь Божественной воле, Евлавий вскрыл замурованную нишу и обнаружил утраченный было Святой Убрус. Образ оказался неповрежденным. Более того, на закрывавшей его каменной (керамической) плите он обнаружил ещё один образ Спасителя, чудесно отобразивший тот, который был запечатлен на Убрусе.

После того как перед Нерукотворным Образом было совершено моление, а затем, с крестным ходом он был пронесен по городским стенам, враг отступил.

Когда в VII веке арабы овладели Едессой, христианам было дозволено поклоняться Образу как святыне. Слава об этой нерукотворной иконе распространилась по всему Востоку.

В 944 году императоры Константин VII Порфирородный и Роман I Лакапин, движимые ревностью о Господе, договорились с властями Едессы о выкупе иконы. В дар за икону им было отправлено 12000 сребреников и 200 пленных сарацин. Вместе с тем было им было дано обещание, что отныне город не будет подвергаться нападениям со стороны императорских войск.

Горожане, конечно же, не хотели расставаться со своей святыней. Однако правителю удалось склонить их к согласию: кого увещеваниями, кого силой и принуждением, кого угрозами смерти.

15 августа 944 года Нерукотворный Образ был доставлен во Влахернский храм, оттуда - в храм «Фарос». 16 августа он был внесён в Константинопольский храм Премудрости Божьей. После чествований и поклонений Нерукотворному Образу, его возвратили в Фарос. В память об этих событиях Церковью был установлен особый Праздник. Он отмечается ежегодно 16 (29) августа.

Со временем Святой Убрус был утрачен.

Согласно наиболее распространённому мнению, он был похищен из Фароса по разграблении Константинополя крестоносцами в 1204 году и направлен в Венецию на корабле. До Венеции судно так и не дошло: затонуло в Мраморном море. Вместе с судном пошёл на дно и Убрус.

По одному частному преданию, Нерукотворный Образ в Мраморном море не тонул. В XIV веке Иоанн Палеолог передал его генуэзцам в знак признательности за помощь в освобождении некоторых земель от владычества сарацин. Так икона попала в Европу. Правда, впоследствии выяснилось, что образ, выдаваемый за оригинальный Святой Убрус, принадлежит более позднему письму.

Согласно другому преданию, тоже частному, Нерукотворный Образ Спасителя путём сложных перипетий попал на территорию Грузии. Раньше этот образ выставлялся для поклонения. Однако, и он оказался рукотворным.

Что такое Плат Вероники?

Почитаемый в Православной Церкви Святой Убрус не следует путать с известным на Западе Платом Вероники. Принципиальным отличием этой иконы является то, что Христос представлен на ней в терновом венце.

Согласно преданию Западной Церкви, происхождение этой иконы связано со следующим преданием. Вероника была той кровоточивой женой, которую исцелил Господь (). Она сопровождала Его во время шествия на Голгофу, к месту Его последних страданий и жертвенной смерти. Сочувствуя и желая хоть как-то помочь Своему исцелителю, она подала Ему плат, чтобы Он смог стереть с лица капли пота и крови. В знак благодарности Спаситель вернул этот плат с чудесно проявившемся на нём отпечатком Своего лица.
В другом варианте истории о происхождении плата сообщается, что Вероника, желая иметь при себе образ Христа, попросила написать его Евангелиста Луку. Но все его попытки не увенчались успехом. Тогда Господь, зная о её желании, Сам пришёл к ней на вечерю, умылся и приложил плат к лицу, после чего на нём и отобразился Его святой лик.

Также на статус Плата Вероники претендуют три реликвии, находящиеся: в соборе апостола Петра в Риме, в кафедральном соборе небольшой деревни итальянской провинции Абруццо, в монастыре испанского города Аликанте.

Икона Спас Нерукотворный

Образ «Спас нерукотворный» по легенде является самым первым православным образом, который увековечил облик Господа Бога. Роль данной иконы очень важна для каждого христианина, довольно часто эту святыню ставят в один ряд с Животворящим Крестом и Господнем Распятием. Православные люди с давних времен проявляют интерес к значению иконы «Спас Нерукотворный», и в каких случаях к ней обращаются за помощью.


Легенды возникновения иконы «Спас Нерукотворный»

Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения:
на полотенце (Мандилиона);
на камне (Керамион).

Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.

Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.

Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями.

Роль образа «Спас Нерукотворный»

Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей:
Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой;
Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной;
Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих;
Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»;
На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос.

Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.


В каких случаях обращаются к лику «Спас Нерукотворный»:

при избавлении страшных недугах;
при получении благодати для себя и своих родных;
для укрепления физического и душевного состояния;
для защиты от плохих помыслов и жизненных неудач;
о поиске верного решения в трудных ситуациях и истинного пути.

Но прежде чем обратиться с просьбой к Господу Богу, перед его иконой нужно раскаяться и вознести молитву «Отче наш».

День почитания иконы «Спас Нерукотворный» является шестнадцатого (двадцать девятого) августа.

«Иисус Христос явил нам святой лик Свой, для того чтобы мы, смотря на икону, вечно помнили о его пришествии, мучениях, мучительной кончины для искупления грехов всего человечества» - так было произнесено на шестом Всемирном Собрании»

Данная икона, как гласит Священная Легенда, возникла вовремя мирского бытия Спасителя, и ныне получившая название Нерукотворный Спас. В Новом Завете нет свидетельств об этом случае, а память о нем записана в воспоминаниях православных историков и в церковных легендах.

Записи об иконе «Спас Нерукотворный»

Одно из первых письменных свидетельств о таком лике в Восточных странах относится к четвертому веку. Как утверждают историки, этим свидетельством является легендарная письменная просьба царя Авгаря обращенная к Иисусу и ответная записка Спасителя царю, которая содержалась в летописях Фаюмы приблизительно четвертого-пятого столетия и во время исследовательских работ в Эфесе в надписях, оставленных на древнем дверном косяке в одном из старых домов.

Существуют отсылки на откровения праведной аквитанской верующей, странствующей по божественным местам Востока Сильвии, которая примерно в пятом веке получила от Едесского монаха копии писем Авгаря и Иисуса.


В каких храмах в России хранится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом:
обрел зрение мужчина-слепец;
поддержка в прекращении восстании С. Разина;
паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века;
бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»

Тропарь, глас 2

Пресвятому облику Твоему преклоняемся, Милосердный, просим отпущение всех грехов наших, Господи Иисус, Отцовской волей подчинившийся Ты плотью, взошедший на Крест, и избавивший, Ты людской род от дел нечистых. Ради этого признательно поем Тебе: счастья явил всем, Спаситель наш, пришедший спасти людей.

Немногие задумывались над тем, откуда вообще возникли иконы. Почитание их настолько прочно вошло в православную традицию, что кажется, так было всегда. В истории христианства самой первой иконой стал «Спас Нерукотворный». Этот образ имеет очень интересную историю и глубокое богословское значение.


Возникновение первого образа

Церковное предание сохранило немного описаний внешности Христа, а в Библии об этом вообще не сказано ни слова. Но откуда тогда взялось изображение того лика, который всем хорошо знаком? Историю иконы «Спас Нерукотворный» донес до нас во всех подробностях римский историк Евсевий, ученик Памфила, родом из Палестины. Множество сведений о жизни того периода известно именно благодаря его трудам.

Слава Христа была настолько велика, что приходили к Нему даже из других стран. Вот и правитель г. Эдесса (на территории современной Турции) послал к нему человека с письмом. Авгарь был уже стал, его мучила болезнь ног. Христос обещал послать одного из своих учеников, чтобы помочь царю и просветить его народ светом Евангелия. Рассказывает об этом случае также Ефрем Сирин.

Авгарь отправил к Христу и художника, но тот был настолько ослеплен божественным сиянием, что просто не смог написать портрет Спасителя. Тогда Христос передал царю в качестве подарка полотно (убрус), которым отер лицо. На плате остался отпечаток лика - поэтому он называется нерукотворным - потому что сотворен не человеческими руками, а божественной силой (как Туринская плащаница). Так возникла первая икона - еще при жизни Спасителя. Послы доставили ткань в Эдессу, где она стала городской святыней.

После вознесения Христа туда отправился апостол Фаддей - он исцелил Авгаря, совершил еще много чудес и обратил местных жителей в христианство. Об этих событиях свидетельствует другой историк - Прокопий Кесарийский. А Евагрий из Антиохии повествует о том, как образ чудом избавил жителей города от вражеской осады.


Дальнейшая судьба чудесного плата

Сделавшись христианами, жители Эдессы повесили образ Спаса Нерукотворного (он еще называется Мандилион) над городскими воротами. Когда один из потомков Авгаря сделался язычником, благочестивые христиане заложили икону кирпичом, чтобы сберечь от поругания. Образ настолько долго скрывался, что о нем забыли. Во время очередной осады, уже в 6 в., епископ увидел видение, где ему было открыто нахождение святыни. При разборе кладки было обнаружено, что лик перешел и на кирпичи.

Мандилион был перенесен в собор, откуда выносился лишь 2 раза в году. Традиции прикладываться к святыням тогда не существовало, и даже приближаться к образу было запрещено. В конце 1 в. византийская армия осадила город, в обмен на мир было предложено отдать чудесное изображение Спасителя. Жители города согласились. Так икона Спас Нерукотворный попала в Константинополь. Этот день теперь является церковным праздником.

В 1011 г. неизвестным художником западной школы был сделан список, попавший в Рим. Хранился он в особом алтаре и назывался «вера эйкон» - истинный образ. Позже он стал известен под названием «Плат Вероники» и оброс собственными легендами. Таким образом Спас Нерукотворный имел большое значение и для развития западной иконографии.

К сожалению, оригинальный Мандилион не дошел до наших дней. Он был похищен во время одного из крестовых походов (1204 г.) - легенда гласит, что корабль, где находилась икона, пошел ко дну. Однако, те списки, которые хранятся в Ватикане (капелла Санта-Матильда) и Генуе считаются довольно точными.


Как выглядит Спас Нерукотворный

Описание иконы, хранившейся у царя Авгаря, дошло до нас благодаря историческим документам. Материя с отпечатком Лика была натянута на деревянную основу. Это единственный образ, который изображает Христа как человеческую личность. Другие изображения Спасителя делаются с атрибутикой, либо Господь совершает некие действия. Здесь же показан «портрет», лицо Христа, не дается «видение» автора, а представлен Образ, как он есть.

Чаще всего встречается Спас на убрусе - лик изображается на фоне полотенца, с разными видами складок. Плат, как правило, белого цвета. Иногда лик изображается на фоне кирпичной кладки. В некоторых традициях полотенце держится за края летящими Ангелами.

Уникальность образа - в зеркальной симметрии, которую нарушают только глаза. Они немного скошены, что делает выражение лица более одухотворенным. Новгородский список считается античным воплощением идеальной красоты. Помимо симметрию, важную роль тут играет отсутствие эмоций - возвышенная чистота, духовный покой, которыми обладает Спаситель, как бы передаются и тому, кто смотрит на икону «Спас Нерукотворный».

Роль и значение образа в христианстве

Трудно переоценить значение иконы Спас Нерукотворный - его чудесное появление стало очень весомым аргументом в период иконоборчества. По сути, это основное доказательство того, что лик Христа может изображаться и пользоваться почитанием верующих, как возможность вознести хвалу Первообразу.

Именно оставшийся на ткани отпечаток стал одним из главных типов иконографии, который напоминает о божественном начале иконописи. Сама по себе она в первые века имела, в том числе, описательную функцию - библейские рассказы оживали перед глазами неграмотных христиан. К тому же книги, в том числе и Священное Писание, долгое время были очень большой редкостью. Также вполне понятно желание верующих иметь зримое воплощение Христа.

Изображение только лица Спасителя должно напоминать верующим, что их спасение возможно только в случае установления личных отношений с Христом как с Богочеловеком. Без этого никакие церковные обряды не могут служить «пропуском» в царство небесное. Взгляд Христа направлен прямо на зрителя - призывая каждого конкретного человека пойти за Собой. Созерцание иконы Спас Нерукотворный помогает понять, в чем заключается смысл христианской жизни.

В чем помогает Спас Нерукотворный

Каким же образом верующий может установить контакт с Богом? Чтобы икона Спас Нерукотворный стала настоящей защитницей, надо вести молитвенный диалог с Господом. В молитве человек высказывает свои прошения, надежды, даже обиды на близких выслушает Всевышний - только не должны они быть высказаны со злостью…

Образ Спасителя обязательно должен быть в каждом христианском доме. Просить у Него можно о чем угодно:

  • о помощи близким;
  • за детей;
  • о крепком здоровье;
  • о благосостоянии;
  • о помощи в работе, любых мирских делах.

Нельзя применять иконы при ворожбе, использовать их в разных магических ритуалах. Истории известны случаи, когда для магов такие попытки заканчивались очень плохо.

Какие молитвы лучше подходят для того, чтобы произносить их перед иконой «Спас Нерукотворный»? Прежде всего - «Отче наш», молитва данная людям самим Иисусом Христом во время земного пути. Каждый день должен начинаться с нее, даже перед приемом пищи истинно верующие люди читают ее, чтобы поблагодарить Господа за то, что у них есть. Перед тем, как уснуть, тоже можно прочитать, чтобы успокоить ум, очистить душу.

Где находятся иконы Спасителя

Хотя в России никогда не было оригинального Мандилиона, имелись списки, прославленные чудотворениями. Один из них долго находился в Новоспасском монастыре (возле Таганки), прославившимся как усыпальница семейства Романовых. Хотя первое чудо было явлено в г. Вятка, вскоре чудесная икона была торжественно перенесена в столицу. Случилось это в январе 1647 г.

Поначалу образ Спаса Нерукотворного находился на одной из башен Кремля, но в этом же году отправился в Спасо-Преображенскую церковь. Вот некоторые из чудес, совершенных по молитвам у вятской иконы:

  • прозрел полностью слепой мужчина;
  • помощь в подавлении бунта С. Разина;
  • крестный ход с иконой помог остановить пожар 1834 г.;
  • множество исцелений во время эпидемии холеры.

В годы революции чудотворный оригинал был утерян. На месте прежнего образа в настоящее время находится список.

Удивительный памятник российской культуры - Храм образа Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Небольшая изящная церковь создана совместными усилиями В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они создали проект здания, иконостас, все убранство, написали иконы, даже выложили мозаикой пол. Росписи на окнах принадлежат М. Врубелю. Храм освящен в 1882 г. Проехать из Москвы можно электричкой до станции «Хотьково».

Самая древняя в России икона Спас Нерукотворный относится к 12 в., написана в новгородской манере. Изображение плата на ней отсутствует, т.к. образ воспроизводит лик Спасителя, чудесно проявленный на кирпичах (в Эдессе). По мнению специалистов, данный извод может быть очень близок к оригиналу, появившемуся на убрусе. Хранился образ в Кремле, сейчас находится в Третьяковской галерее.

Молитва иконе

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш! Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих, Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О Всемилостивый Господи, Спасителю наш! Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом, славити не престанем во веки веков.
Аминь.

Спас Нерукотворный - икона, появившаяся при земной жизни Иисуса Христа. Образ Спаса Нерукотворного изображает только лик Христа, значение и символизм иконы акцентирует внимание на главной цели христианина - установлении личных отношений с Богом. Это образ, говорящий именно о личности, а не о деятельности Христа. В отличие от повествовательных икон, здесь Христос находится в прямом контакте, «лицом к лицу».

Почему Нерукотворный или История возникновения образа

Образ возник на полотенце (плате), которым утирал лик Иисус Христос, увидев, что присланный из Едессы Анания (Ханаан) собирается писать Его портрет. Ананию прислал больной проказой правитель Авгарь V Ухама с просьбой к Иисусу об исцелении. Анании было также поручено написать портрет Христа и принести его Авгарю, если Иисус прийти не сможет.

Важно! Икона Спаса Нерукотворного не имеет автора: ее явление - одно из важнейших чудес, совершившихся во время земной жизни Иисуса Христа.

Найдя Иисуса в толпе слушающих Его проповедь, Анания встал на камень и приготовился писать. Увидевший это Христос умылся водой и утер лик платом, на котором запечатлелся Его лик.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

Этот платок Анания отвез своему правителю, который образом Христовым был исцелен от проказы. Но не до конца - на лице его следы болезни оставались до тех пор, пока он не принял христианство и не поместил дарованный ему Спасителем образ над воротами города, свергнув висевшего там прежде идола.

Потомок Авгаря, вновь впавший в идолопоклонство, пытался уничтожить чудотворный образ. Икону сохранил местный епископ: он замуровал плат в городской стене. Место, где она была сохранена, было забыто жителями Едессы.

Важные события или Празднование в честь иконы

Церковь чтит образ Спаса Нерукотворного ежегодно 16 августа по новому стилю. В этот день на службе читается акафист этой иконе, поются молитвы, обращенные к ней. Дата выбрана неслучайно: 16 августа 944 года образ был перевезен в Константинополь. Его выкупили у Едессы Константин Багрянородный и Роман I.

За 400 лет до этого при осаде Едессы персами образ Спаса Нерукотворного был вновь обретен. Место, где была скрыта икона местному епископу указала Богородица. При вскрытии ниши в городской стене, оказалось, что образ неповрежденным сохранился на плате и запечатлелся на глиняной доске.

Деревянная резная икона «Спас Нерукотворный»

Жители города пронесли образ по крепостной стене с молитвой. Неприятель отступил. Едесса же стала ежегодно чтить святой образ.

В Константинополе реликвия находилась в Фаросском храме Божией Матери. Точная история первой иконы Спаса Нерукотворного неизвестна: есть только предания. Согласно одному из них он был похищен крестоносцами в XIII веке, но увозивший его корабль затонул. Другое предание гласит, что плат перевезли в XIV веке в Геную.

Сейчас никто не знает, где находится реликвия.

Как изображают образ Спаса Нерукотворного

После событий 544 года сформировались два канонических способа изображения Нерукотворного Образа: убрус и чрепие. Спас на убрусе - икона, где лик Христов помещается на фоне светлой материи(убруса). Иногда изображают также ангелов, придерживающих края плата. Спас на чрепии (черепице, кирпиче) изображается на темном фоне или на кирпичной кладке.

Важно! В Православной традиции этот образ рассматривается как одно из свидетельств истинности человеческого воплощения Бога и как основное доказательство необходимости иконопочитания.

Самые известные иконы Спаса Нерукотворного

В собрании Третьяковской галереи находится двусторонний образ работы новгородских мастеров XII века, с одной стороны которого Спас на чрепии, а с другой - Прославление Креста. Спас Нерукотворный в версии новгородской иконы XII века - один из наиболее известных списков с Едесской реликвии.

Спас Нерукотворный - первая работа каждого окончившего обучение иконописца.

Еще один особо чтимый Русской Православной Церковью список Нерукотворного Образа происходит с вятской земли. Он был перевезен в Москву из города Хлынова царем Алексеем Михайловичем. Произошло это тогда, когда на Руси свирепствовала моровая язва, от чего город Хлынов защитила икона Спаса Нерукотворного. Список с вятского образа был воссоздан над воротами тогда еще Фроловской, а в последствии - Спасской башни Московского Кремля.

Надвратная икона Спасителя на Спасской башне Московского Кремля

По легенде, во время крушения под Харьковом поезда император Александр III удерживал на своих плечах рушащийся вагон, в чем ему помогла икона Спаса Нерукотворного, которую он имел при себе.

Помолиться перед иконой Господа нашего Иисуса Христа «Спас Нерукотворный» можно обо всем, что важно для верующего. Полноценная духовная жизнь невозможна без молитвы и душе необходимы все четыре ее вида: хвалебная, просительная, покаянная и благодарственная.

Совет! Самой простой молитвой, запомнить которую под силу любому человеку, считается Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Икона Спас Нерукотворный

Икона Спаса Нерукотворного занимает особое место в иконописи, и ей посвящена обширная литература. Традиция гласит, что известная нам икона является рукотворной копией чудесно обретенного оригинала. Согласно преданию, в 544 году н.э. два нерукотворных изображения Иисуса были найдены в надвратной нише стены города Эдессы. Когда нишу открыли, в ней горела свеча и лежал плат с чудесным изображением, которое в то же время оказалось отпечатанным на керамической плитке, закрывающей нишу. Таким образом, сразу возникли две версии изображения: Мандилион (на плате) и Керамион (на плитке). В 944 г. Мандилион перемещается в Константинополь и через два десятилетия тем же путем следует и Керамион. Согласно свидетельствам паломников, обе реликвии хранились в сосудах-ковчегах, подвешенных на цепях в одном из нефов Храма Богоматери Фаросской, домовой церкви Императора /1-4/. Эта знаменитая церковь была также местом хранения других сопоставимых по значению реликвий. Сосуды никогда не открывались и обе реликвии никогда не демонстрировались, но списки начали возникать и распространяться по христианскому миру, постепенно приняв форму известного нам иконописного канона. После разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, Мандилион предположительно попал в Париж, хранился там до 1793 года и исчез во время французской революции.

Существует несколько версий предания о первоначальном происхождении Мандилиона. Наиболее популярное в средние века повествование называется в научной литературе epistula Avgari и его можно найти полностью в /4, 5/. Больной проказой эдесский царь Авгарь послал письмо Иисусу с просьбой приехать и исцелить его. Иисус ответил письмом, которое позже получило широкую известность в качестве самостоятельной реликвии, но не исцелило Авгаря. Тогда Авгарь прислал слугу-художника, чтобы тот нарисовал образ Иисуса и привез с собой. Приехавший слуга застал Иисуса в Иерусалиме и попытался его зарисовать. Видя неуспешность его попыток, Иисус попросил принести воды. Он умылся и утерся платом, на котором чудесно запечатлелся Его лик. Слуга увез с собой плат и, согласно некоторым версиям рассказа, с ним вместе отправился апостол Фаддей. Проходя мимо города Иераполя, слуга спрятал на ночь плат в груде черепицы. Ночью произошло чудо и изображение плата отпечаталось на одной из черепиц. Слуга оставил эту черепицу в Иераполе. Таким образом появился второй Керамион – иерапольский, который также в конце концов оказался в Константинополе, но имел меньшее значение, чем эдесский. В конце рассказа слуга возвращается в Эдессу, и Авгарь исцеляется, дотронувшись до чудесного полотенца. Авгарь поместил плат в надвратную нишу для всеобщего поклонения. Во времена гонений реликвия была замурована в нише ради сохранности, и о ней забыли на несколько столетий.

Историю Св. Мандилиона часто путают с историей плата Вероники – отдельной реликвии, хранящейся в Соборе Св. Петра в Риме и принадлежащей западной традиции. По преданию, в день распятия Св. Вероника дала полотенце Иисусу, изнемогающему под тяжестью своего креста, и он вытер им свой лик, отпечатавшийся на полотенце. Некоторые считают, что это и есть история возникновения иконы Спаса Нерукотворного, т.е. Мандилиона, но это совершенно независимая реликвия, независимое повествование и независимое изображение, имеющее другие типические черты. На большинстве иконописных версий плата Вероники глаза Иисуса закрыты и черты лица другие, чем на Мандилионе. Его главу венчает терновый венец, что согласуется с ситуацией рассказа. На Мандилионе глаза открыты, тернового венца нет, волосы и борода Иисуса мокрые, что согласуется с рассказом о слуге Авгаря, в котором Иисус вытирается полотенцем после умывания. Культ плата Вероники возник относительно поздно, около 12 века. Некоторые известные иконы, связанные с этим культом, являются в действительности версиями Св. Мандилиона и имеют византийское или славянское происхождение/6, 7/.

В данном очерке я размышляю об удивительной харизме этой единственной в своем роде иконы, пытаюсь собрать вместе и сформулировать разные аспекты её символического значения и разгадать загадку её притягательной силы.

ЛИК СПАСИТЕЛЯ
Спас Нерукотворный – это единственная икона, изображающая Иисуса просто как личность, как человека, имеющего лицо. Остальные иконические образы Иисуса показывают Его совершающим какое-либо действие или содержат указания на Его атрибуты. Вот Он сидит на троне (значит Он – Царь), вот Он благословляет, вот Он держит в руках книгу и указывает на написанные там слова. Множественность образов Иисуса богословски правильна, однако может скрыть основную истину христианства: спасение приходит именно через личность Иисуса, через Иисуса как такового, а не через какие-то его отдельные действия или атрибуты. Согласно христианскому учению, Господь послал нам Своего Сына как единственный путь к спасению. Он Сам – начало и конец пути, альфа и омега. Он спасает нас самим фактом своего вечного присутствия в мире. Мы идем за ним не в силу каких-то обязательств или рассуждений или обычаев, а потому, что Он нас зовет. Мы любим его не за что-то, а просто за то, что Он есть, т.е. примерно так же, как любим мы не всегда объяснимой любовью избранников или избранниц наших сердец. Именно этому отношению к Иисусу, отношению в высшей степени личному и соответствует образ, изображенный на Св. Мандилионе.

Эта икона сильно и явно выражает самое сущность христианской жизни – необходимость для каждого установить личное отношение с Богом через Иисуса. С этой иконы Иисус смотрит на нас так, как ни с какой другой, чему способствуют преувеличенно большие и слегка скошенные глаза. Этот Иисус смотрит не на человечество вообще, а на конкретного зрителя и ожидает столь же личного ответа. Встретившись с Его взглядом, трудно укрыться от безжалостных мыслей о себе и своем взаимоотношении с Ним.

Икона-портрет дарит значительно большее ощущение прямого контакта, чем икона с повествовательным содержанием. Если повествовательная икона передает историю, то икона-портрет выражает присутствие. Икона-портрет не отвлекает внимание на одежду, предметы или жесты. Иисус здесь не благословляет и не предлагает словесных формул спасения, за которые можно спрятаться. Он предлагает только Себя. Он есть Путь и Спасение. Остальные иконы – это о Нём, а здесь Он сам.

ФОТОПОРТРЕТ
Св. Мандилион - это единственный в своем роде ‘фотопортрет’ Иисуса. Это собственно и не рисунок, а именно отпечаток лица, фотография в прямом материальном смысле. Будучи стилистически нейтральным изображением лица как такового, наша икона имеет что-то общее с не слишком почетным, но совершенно необходимым и распространеным в нашей жизни жанром паспортного фото. Так же как и на паспортных фото, здесь изображено именно лицо, а не характер или мысли. Это просто портрет, а не психологический портрет.

Обычный фотопортрет изображает собственно человека, а не его видение художником. Если художник заменяет оригинал образом, отвечающим его субъективному видению, то портретное фото запечатлевает оригинал как он есть физически. Так же и с этой иконой. Иисус здесь не интерпретирован, не преображен, не обожествлен и не осмыслен - Он есть как Он есть. Напомним, что Бог в Библии неоднократно именуется «сущим» и говорит о себе, что Он «есть что Он есть».

СИММЕТРИЯ
Среди других иконических образов, Спас Нерукотворный уникален своей симметрией. На большинстве версий Лик Иисуса почти полностью зеркально симметричен, за исключением скошенных глаз, движение которых придаёт лицу жизнь и одухотворяет его/8/. Эта симметрия отражает, в частности, фундаментально важный факт творения – зеркальную симметрию облика человека. Симметричны и многие другие элементы Божьего творения (животные, элементы растений, молекулы, кристаллы). Пространство, основная арена творения, само по себе обладает высокой степенью симметрии. Православный храм также симметричен, и Нерукотворный Образ часто занимает в нём место на основной плоскости симметрии, связывая симметрию архитектуры с асимметрией иконописи. Он как бы прикрепляет к стенам динамичный в своем многообразии и красочности ковер храмовых росписей и икон.

Так как согласно Библии человек создан по образу и подобию Божию, можно предположить, что симметрия – один из атрибутов Бога. Спас Нерукотворный выражает таким образом симметрию Бога, творения, человека и храмового пространства.

ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ
На приведенной в заголовке новгородской иконе 12 века из Третьяковской галереи (это древнейшая русская икона Спаса) Св. Лик выражает позднеантичный идеал красоты. Симметрия – это лишь один из аспектов этого идеала. Черты лица Иисуса не выражают боль и страдания. Этот идеальный образ свободен от страстей и эмоций. В нем видится небесное спокойствие и мир, возвышенность и чистота. Это сочетание эстетического и духовного, прекрасного и Божественного, которое так же сильно выражено в иконах Богоматери, как бы напоминает нам о том, что красота спасет мир...

Тип лица Иисуса близок к тому, который в эллинистическом искусстве называют «героическим» и имеет общие черты с позднеантичными изображениями Зевса/9/. Этот идеальный Лик выражает соединение в единой личности Иисуса двух природ – Божественной и человеческой и использовался в ту эпоху и на других иконах Христа.

КРУГ ЗАМЫКАЕТСЯ
Спас Нерукотворный – это единственная икона, в которой нимб имеет форму полностью замкнутого круга. Круг выражает совершенство и гармонию мирового устройства. Положение лика в центре круга выражает полноту и завершенность совершенного Иисусом акта спасения человечества и Его центральную роль в мироздании.

Изображение головы в круге напоминает также о положенной на блюдо голове Ионна Предтечи, предварившего своим страданием крестный путь Иисуса. Образ головы на круглом блюде имеет также очевидные евхаристические ассоциации. Круглый нимб, содержащий лик Иисуса, символически повторяется в круглых просфорах, содержащих Его тело.

КРУГ И КВАДРАТ
На новгородской иконе круг вписан в квадрат. Высказывалось мнение, что геометричность этой иконы создает образ парадокса Боговоплощения через идею квадратуры круга, т.е. как совмещение несовместимого /10/. Круг и квадрат символически изображают Небо и Землю. Согласно космогонии древних, Земля – это плоский квадрат, а Небо – это сфера, по которой обращаются Луна, Солнце и планеты, т.е. мир Божественного. Этот символизм можно найти в архитектуре любого храма: квадратный или прямоугольный пол символически соответствует Земле, а свод или купол потолка – Небу. Поэтому сочетание квадрата и круга – это фундаментальный архетип, выражающий структуру Космоса и имеющий в данном случае особое значение, так как Христос, воплотившись, соединил Небо и Землю. Интересно, что круг вписанный в квадрат (а также квадрат, вписанный в круг), как символическое отображение структуры Мироздания, используется в мандале, основной иконе тибетского буддизма. Мотив квадрата, вписанного в круг можно также увидеть и в иконе Спаса в рисунке кресчатого нимба.

ЛИК И КРЕСТ
Кресчатый нимб является каноническим элементом почти всех основных типов икон Иисуса. С точки зрения современного зрителя, сочетание головы с крестом выглядит как элемент распятия. В действительности наложение лица на крестообразный мотив скорее отражает конечный результат своеобразной конкуренции изображений креста и Лика Иисуса за право служить государственной эмблемой Римской Империи. Император Константин сделал именно крест основным символом своей власти и императорским штандартом. Иконы Христа вытесняют крест на государственных изображениях начиная с 6 века. Первым сочетанием креста с иконой Иисуса были, по-видимому, круглые изображения Иисуса, прикрепляемые к военным крестам-штандартам подобно тому, как к таким же штандартам прикреплялись портреты императора /11/. Таким образом, сочетание Иисуса с крестом указывало скорее на Его властные полномочия, чем на роль Жертвы /9 (см. гл.6)/. Не удивительно, что идентичный кресчатый нимб присутствует и на иконе Христа-Вседержителя, в которой роль Христа как Владыки подчеркивается особенно явно.

Буквы, изображаемые в трех перекладинах креста, передают транскрипцию греческого слова «о-омега-н», означающее «сущий», т.е. так называемое небесное имя Бога, которое произносится как «хэ-он», где «хэ» - артикль.

‘АЗ ЕСМЬ ДВЕРЬ’
Икону Спаса Нерукотворного часто размещают над входом в сакральное помещение или пространство. Вспомним, что он был обретен в нише над воротами города Эдессы. В России его также часто помещали над воротами городов или монастырей, а также в храмах над входными дверями или над царскими вратами алтарей. При этом подчеркивается сакральность охраняемого иконой пространства, которое тем самым уподобляется Богохранимому граду Эдессе/1/.

Здесь есть и другой аспект. Подчеркивая, что путь к Богу лежит только через Него, Иисус называет себя дверью, входом (Ин. 10:7,9). Так как сакральное пространство ассоциируется с Царством Небесным, то проходя под иконой в храм или алтарь, мы символически совершаем то, к чему нас приглашает Евангелие, т.е. проходим через Иисуса в Царство Небесное.

ГЛАВА И ТЕЛО
Св. Мандилион – это единственная икона, на которой изображена только голова Иисуса, даже без плеч. Безтелесность лика говорит о примате духа над телом и порождает множественные ассоциации. Голова без тела напоминает о земной смерти Иисуса и создает образ Жертвы, как в смысле его распятия, так и в смысле евхаристических ассоциаций, о которых говорилось выше. Изображение одного Лика соответствует православному богословию иконы, согласно которому на иконах изображается личность, а не человеческая природа /12/.

Изображение головы также напоминает об образе Христа как Главы Церкви (Ефес 1:22,23). Если Иисус – это Глава Церкви, то верующие – это её тело. Изображение Лица продолжается вниз расширяющимися линиями мокрых волос. Продолжаясь вниз, в пространство храма, эти линии как бы охватывают верующих, которые тем самым становятся Телом, выражая полноту церковного существования. На новгородской иконе направление волос подчеркнуто резко прочерченными белыми линиями, разделяющими отдельные пряди.

КАК ВЫГЛЯДЕЛ СВ. МАНДИЛИОН?
Судя по историческим свидетельствам, эдесский Мандилион представлял собой изображение на плате, натянутом на небольшую доску и хранился в закрытом ларце /2/. Вероятно, имелся золотой оклад, который оставлял открытым только лицо, бороду и волосы. Епископ Самосаты, которому было поручено привезти Св. Мандилион из Эдессы, должен был выбрать подлинник среди четырех претендентов. Это говорит о том, что уже в Эдессе с Мандилиона делались копии, которые были также изображениями на тканевой основе натянутыми на доску. Эти копии по-видимому и послужили началом традиции изображений Нерукотворного Образа, так как нет никаких сведений о копировании Мандилиона в Константинополе. Так как иконы вообще как правило пишутся на тканевой основе (паволока) натянутой на доску, Св. Мандилион является прото-иконой, прототипом всех икон. Из сохранившихся изображений наиболее близкими оригиналу считаются несколько сохранившихся в Италии икон византийского происхождения, датировка которых дискутируется. На этих иконах Св. Лик имеет натуральные размеры, черты лица восточные (сиро-палестинские) /13/.

СКРИЖАЛЬ НОВОГО ЗАВЕТА
Значение Мандилиона в Византии было сопоставимо со значением Скрижалей Завета в древнем Израиле. Скрижали были центральной реликвией ветхозаветной традиции. На них самим Богом были начертаны заповеди, составлявшие главное содержание Ветхого Завета. Присутствие Скрижалей в Скинии и Храме подтверждало подлинность Божественного происхождения заповедей. Так как в Новом Завете главное – сам Христос, то Св. Мандилион – это скрижаль Нового Завета, его зримый Богоданный образ. Этот мотив явно звучит в официальном византийском повествовании об истории Мандилиона, в котором рассказ о его перенесении в Константинополь созвучен Библейскому повествованию о перенесении скрижалей в Иерусалим Давидом /14/. Так же как и скрижали, Мандилион никогда не демонстрировался. Даже императоры, поклоняясь Мандилиону, лобызали закрытый ларец. В качестве скрижали Нового Завета, Св. Мандилион стал центральной реликвией византийской империи.

ИКОНА И РЕЛИКВИЯ
Византийское благочестие стремилось к синтезу иконы и реликвии /15/. Иконы часто возникали вследствие стремления «размножить» реликвию, освятить ей весь христианский мир, а не только небольшую часть пространства. Икона Спаса Нерукотворного напоминала не только только о реальности земной жизни Спасителя, но и о реальности и подлинности самого Святого Плата. На связь с реликвией указывают складки материи, изображенные на многих версиях иконы Св. Мандилиона. На иконах Св. Керамиона изображен тот же лик, но фон имеет фактуру черепицы.

Впрочем, прямая связь с реликвией подчеркивалась не всегда. На иконе, представленной в заголовке, Лик изображен на однородном золотом фоне, символизирующем Божественный Свет. Таким способом усиливается эффект присутствия Иисуса, подчеркивается Его Божественность и факт Воплощения, а также и то, что источником спасения является сам Иисус, а не реликвия. Вольф /10/ указывает на «монументализацию» Лика, освобожденного от тканевой основы, его перемещение с материи в сферу духовного созерцания. Высказывалась также гипотеза, что золотой фон новгородской иконы копирует золотой оклад иконы-прототипа /16/. Новгородская икона была процессионной, выносной, чем объясняются её большие размеры (70х80см). Так как размер Лика больше человеческого лица, этот образ не мог претендовать на роль прямой копии Св. Мандилиона и служил его символическим заместителем в богослужениях Страстной Недели и праздника иконы 16 августа.

Интересно, что оборотная сторона новгородского Мандилиона как раз иллюстрирует использование икон для «размножения» реликвий. На ней представлена сцена Поклонения Кресту /17/, содержащая изображение всех основных страстных реликвий из церкви Богоматери Фаросской (терновый венец, губка, копье и т.д. /4/). Так как в древности изображение рассматривалось как заместитель изображаемого, наша икона создавала в пространстве новгородского храма своего рода эквивалент церкви Богоматери Фаросской – основного храма-реликвария Византии.

БОГОВОПЛОЩЕНИЕ И ОСВЯЩЕНИЕ МАТЕРИИ
Боговоплощение единодушно признаётся ключевой темой Мандилиона. Хотя явление Христа в материальном мире и является темой любой иконы, в рассказе о чудесном отображении Лика Христа на плате не только подтверждается с особенной ясностью доктрина о Боговоплощении, но и создается образ продолжения этого процесса после земной смерти Иисуса. Уходя из мира, Христос оставляет в нем свои «отпечатки» на душах верующих. Подобно тому, как Св. Мандилион силой Св. Духа перешел с плата на черепицу, той же силой передается и образ Божий от сердца к сердцу. В церковной иконописи Мандилион и Керамион иногда помещают в основании купола напротив друг друга, чем воссоздается ситуация чудесного воспроизведения образа /1/.

Св. Мандилион занимает особое место как среди икон, так и среди реликвий. Многие реликвии являются обычными предметами, уникальными в силу своей близости к Божественному (например, пояс Богоматери). Мандилион же являлся материей, непосредственно измененной целенаправленным Божественным воздействием и может рассматриваться как прообраз преображенной материальности будущего века. Реальность преображения ткани Мандилиона подтверждает реальную возможность обожения человека уже в этом мире и предвещает его преображение в будущем, причем не в виде бестелесной души, а в качестве обновленной материальности, в которой Образ Божий будет таким же образом «просвечивать» через человеческую природу, как Св. Лик просвечивает через ткань Мандилиона.

Изображение ткани на иконах Спаса Нерукотворного имеет более глубокий смысл, чем просто иллюстрация натуральности Св. Плата. Ткань Плата – это образ материального мира, уже освященного присутствием Христа, но еще ожидающего грядущее обожествление. Это многозначный образ, отражающий как потенциальную обожествляемость материи нашего мира уже сегодня (как в Евхаристии), так и её грядущее полное обожение. Ткань Плата обозначает также и самого человека, в котором Христос властен явить свой образ. С этим кругом образов связан и евхаристический смысл Мандилиона. Образ Св. Лика, проступающий на Мандилионе, подобен Телу Христову онтологически существующему в евхаристическом хлебе. Нерукотворный образ не иллюстрирует, а дополняет причастие: то, что не видно в Евхаристии, доступно созерцанию на иконе. Не удивительно, что Св. Мандилион широко использовался в иконографических программах алтарей /18,19/.

Вопрос о природе Мандилиона, как и сам парадокс Боговоплощения, труден для рационального осмысления. Мандилион – это не иллюстрация Боговоплощения, а живой пример воплощения Божественного в материальное. Как понимать святость Мандилиона? Свято ли только само изображение, или материал тоже свят? В Византии в 12 веке происходили на эту тему серьезные богословские дебаты. Дискуссия закончилась официальным утверждением о святости только изображения, хотя практика почитания этой и других реликвий свидетельствует скорее об обратном.

ЗНАМЯ ИКОНОПОЧИТАНИЯ
Если язычники поклонялись «Богам сделанным людьми» (Деяния, 19:26), то христиане могли противопоставить этому Нерукотворный Образ, как материальное изображение, сделанное Богом. Создание Иисусом собственного изображения являлось сильнейшим доводом в пользу иконопочитания. Икона Спаса занимает почетное место в иконографических программах византийских храмов вскоре после победы над иконоборчеством.

Сказание об Авгаре заслуживает внимательного прочтения, так как оно содержит богословски значимые идеи, связанные с иконопочитанием:
(1) Иисус хотел иметь Своё изображение;
(2) Он послал вместо себя Своё изображение, подтверждая тем самым правомочность почитания изображения как Своего представителя;
(3) Он послал изображение в ответ на просьбу Авгаря об исцелении, что прямо подтверждает чудотворность иконы, а также потенциальную целительную силу других контактных реликвий.
(4) Посланное до этого письмо не исцеляет Авгаря, что согласуется с тем, что экземпляры священных текстов, несмотря на практикующееся поклонение им, как правило не играют роли чудотворных реликвий в православной традиции.

В сказании об Авгаре примечательна также роль художника, который оказывается неспособным нарисовать Христа своими силами, но приносит заказчику изображение, начертанное согласно Божественной воле. Этим подчеркивается, что иконописец является не художником в обычном смысле, а исполнителем Божьего замысла.

НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ НА РУСИ
Почитание Нерукотворного Образа приходит на Русь в 11-12 веках и распространяется особенно широко начиная со второй половины 14 века. В 1355 г. новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список Св. Мандилиона, для которого был сразу заложен храм-реликварий /7/. Почитание копий Св. Мандилиона внедрялось как государственный культ: по всей стране стали возникать церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному Образу и получавшие название «Спасских». Перед иконой Спаса молился Дмитрий Донской, воспитанник митрополита Алексия, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с иконой Спаса сопровождала русское войско в походах начиная от Куликовской битвы вплоть до первой мировой войны. Эти хоругви начинают называть «знамения» или «знамена»; слово «знамя» заменяет древнерусское «стяг». Иконы Спаса размещаются на крепостных башнях. Также как и в Византии, Спас Нерукотворный становится оберегом города и страны. Распространяются образы для домашнего использования, а также миниатюрные изображения Спаса, использующиеся как амулеты/20/. Церковные здания на книжных иллюстрациях и иконах начинают изображать с иконой Спаса над входом в качестве обозначения христианской церкви. Спас становится одним из центральных образов русского православия близким по значению и смыслу к кресту и распятию.

Возможно, сам митрополит Алексий был инициатором использования Нерутворного Образа в иконостасах, которые приобретают близкий к современному вид именно в эту эпоху /7/. В связи с этим возник новый тип огромных икон Спаса с размером лика намного превосходящим натуральный. Св. Лик на этих иконах приобретает черты Небесного Иисуса, Христа-судии Последнего дня /21/, что было созвучно распространенным в ту эпоху ожиданиям близкого конца света. Эта тема присутствовала и в западном христианстве того времени. Данте в Божественной Комедии использовал иконографию Св. Лика для описания лицезрения Божества в Судный День /7/.

Образ Спаса приобрел новые оттенки смысла в контексте идей исихазма. Образы Мандилиона, особенно на крупных иконах, кажутся «заряженными» нетварной энергией, излучают неземную силу. Не случайно, в одном из рассказов о Мандилионе сам образ становится источником нетварного Света, подобного Фаворскому /14/. Новая трактовка темы преображающего фаворского света появляется на иконах Симона Ушакова (17 век), на которых сам Св. Лик становится источником нездешнего сияния /22/.

СЛУЖБА ИКОНЕ
Общецерковный характер поклонения Св. Мандилиону выразился в существовании праздника иконы 16 августа, в день переноса реликвии из Эдессы в Константинополь. В этот день читаются особые библейские чтения и стихиры, выражающие богословские идеи, связанные с иконой /12/. Стихира празднику передает изложенное выше сказание об Авгаре. Библейские чтения излагают важнейшие этапы истории Воплощения. Ветхозаветные чтения напоминают о невозможности изображения Бога, остававшегося невидимым, тогда как Евангельские чтения содержат ключевую для богословия Мандилиона фразу: «И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи видевшие то, что вы видите!» (Лк. 10:23).

Существует также канон нерукотворному образу, авторство которого приписывают Св. Герману Константинопольскому /12/.

ЛИТЕРАТУРА
/1/ А. М. Лидов. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., Феория. 2009. С нашей темой наиболее близко связаны главы «Мандилион и Керамион» и «Святой Лик – Святое Письмо – Святые Врата», с. 111-162.
/2/ А. М. Лидов. Святой мандилион. История реликвии. В книге «Спас Нерукотворный в русской иконе». М., 2008, с. 12-39.
/3/ Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М., 1986. с. 59-60.
/4/ Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники (редактор-составитель А.М. Лидов). М., Прогресс-Традиция, 2006. Часть 5. Реликвии Константинополя, с.167-246. Текст epistula Avgari можно найти в Части 7. с. 296-300.
/5/Е. Мещерская. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М., Присцельс, 1997. 455 с. См. главу «Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века»,
Данная версия Еpistula Avgari была популярна в средневековой России.
/6/ В Риме было несколько древних изображений Христа византийского происхождения включая несколько копий Св. Мандилиона. Согласно Л. М. Евсеевой /7/ их образы конвергировали и к 15 веку образовался известный образ Христа с Плата Вероники с длинными симметричными прядями волос и короткой слегка раздвоенной бородой, см:
http://en.wikipedia.org/wiki/Veil_of_Veronica
Этот иконографический тип оказывал влияние и на поздние русские иконы Спаса. Высказывается также предположение, что имя «Вероника» происходит от «vera icona» (истинный образ): первоначально так называли римские списки Св. Мандилиона, потом возникла легенда о Веронике и появился сам Плат Вероники, первые достоверные сведения о котором датируются 1199г.
/7/ Л.М.Евсеева. Нерукотворный образ Христа» митрополита Алексия (1354-1378) в контексте эсхатологических идей времени. В книге «Спас Нерукотворный в русской иконе». М., 2008, с.61-81.
/8/ На многих иконах Спаса (включая и новгородскую икону в иллюстрации) можно заметить небольшую намеренную асимметрию лика, которая, как было показано Н. Б. Тетерятниковой, способствует «оживлению» иконы: лик как бы «поворачивается» в сторону зрителя, смотрящего на икону под углом. N. Teteriatnikov. Animated icons on interactive display: the case of Hagia Sophia, Constantinople. В книге «Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси», ред.-сост. А.М. Лидов, М.: Индрик, 2011, с.247-274.
/9/ H. Belting. Likeness and presence. A history of image before the era of art. Ch .11. The Holy Face. The University of Chicago Press, 1992.
/10/ Г. Вольф. Святой лик и святые стопы: предварительные размышления перед новгородским Мандилионом. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, 281-290.
/11/Крестов с портретами императоров сохранилось немного. Наиболее ранний пример – крест 10 века с портретом императора Августа хранящийся в сокровищнице Аахенского собора и использовавшийся в коронационных церемониях императоров Каролингской династии. http://en.wikipedia.org/wiki/Cross_of_Lothair
/12/ Л. И. Успенский. Богословие иконы православной церкви. М., 2008. Гл. 8 «Иконоборческое учение и ответ на него церкви», с. 87-112.
/13/ См. http://en.wikipedia.org/wiki/File:Holy_Face_-_Genoa.jpg http://en.wikipedia.org/wiki/File:39bMandylion.jpg
/14/ Повесть о перенесении Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь. В книге «Спас Нерукотворный в русской иконе». М., 2008, с.415-429. Интересно, что в другом византийском сочинении набор страстных реликвий хранившихся в церкви Богоматери Фаросской сравнивается с Декалогом (десятью заповедями).
/15/ И. Шалина. Икона «Христос во гробе» и нерукотворный образ на Константинопольской плащанице. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, с. 305-336. http://nesusvet.narod.ru/ico/books/tourin/
/16/ И.А.Стерлигова. Драгоценный убор древнерусских икон ХI-XIV веков. М., 2000, с. 136-138.с.
/17/ Оборотная сторона новгородского Мандилиона:
http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?big=on&img=28485
/18/Ш. Герстель. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах. Из сборника «Чудотворная икона в Византии и древней Руси», ред.-сост. А.М. Лидов. М., «Мартис», 1996. С. 76-89.
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/gerstel.htm .
/19/М. Эмануэль. Спас Нерукотворный в иконографических программах церквей Мистры. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, с. 291-304.
/20/А. В. Рындина. Образ-реликварий. Спас Нерукотворный в малых формах русского искусства XIV-XVI. Из сборника «Восточнохристианские реликвии», ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003, с. 569-585.
/21/Пример подобной иконографии см.
http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=719
/22/ Образ Спаса был для Ушакова основным, программным и был повторен им многократно. В отличие от древних икон, где Божественный свет передается фоном и разлит по всей плоскости иконы, у Ушакова «нетварный свет» просвечивает через сам лик. Ушаков стремился к сочетанию православных принципов иконописи с новыми техническими приемами, позволяющими передать Св. Лик «светло, румяно, тенно, тенно и живоподобно». Новый стиль был одобрительно воспринят большинством современников, но вызвал критику ревнителей старины, которые называли ушаковского Спаса «одутловатым немчином». Многие считают, что «световидные» лики Ушакова передают скорее физический, тварный, чем нетварный свет, и что этот стиль означал распад византийского иконного образа и его замену на эстетику западного искусства, в котором прекрасное занимает место возвышенного.