Цитаты из русской классики со словосочетанием «охватывает всех. Русский язык и культура речи литература Читая произведения русской классики охватывает

Горячий вихрь охватил Илью. Любо ему было стоять против толстенького человечка с мокрыми губами на бритом лице и видеть, как он сердится. Сознание, что Автономовы сконфужены пред гостями, глубоко радовало его. Он становился всё спокойнее, стремление идти вразрез с этими людьми, говорить им дерзкие слова, злить их до бешенства, – это стремление расправлялось в нём, как стальная пружина, и поднимало его на какую-то приятно страшную высоту. Всё спокойнее и твёрже звучал его голос.

Первое время своего пребывания в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.

Беседа текла, росла, охватывая черную жизнь со всех сторон, мать углублялась в свои воспоминания и, извлекая из сумрака прошлого каждодневные обиды, создавала тяжелую картину немого ужаса, в котором утонула ее молодость. Наконец она сказала...

Пьер знал, что все ждут только того, чтоб он, наконец, сказал одно слово, переступил через известную черту, и он знал, что он рано или поздно переступит через нее; но какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге.

Доведённый этим воем чуть не до сумасшествия, Лёнька вырвался от него, вскочил на ноги и стрелой помчался куда-то вперёд, широко раскрыв глаза, ослепляемый молниями, падая, вставая и уходя всё глубже в тьму, которая то исчезала от синего блеска молнии, то снова плотно охватывала обезумевшего от страха мальчика.

Нехлюдов уставился на свет горевшей лампы и замер. Вспомнив всё безобразие нашей жизни, он ясно представил себе, чем могла бы быть эта жизнь, если бы люди воспитывались на этих правилах, и давно не испытанный восторг охватил его душу. Точно он после долгого томления и страдания нашел вдруг успокоение и свободу.

Все , мешаясь вместе, составляло для Ивана Ивановича очень занимательное зрелище, между тем, как лучи солнца, охватывая местами синий или зеленый рукав, красный обшлаг или часть золотой парчи, или играя на шпажном шпице, делали его чем-то необыкновенным, похожим на тот вертеп, который развозят по хуторам кочующие пройдохи.

Первое чувство, которое охватило Аграфену, когда сани переехали на другую сторону Каменки и быстро скрылись в лесу, походило на то, какое испытывает тонущий человек. Сиденье у саней было узкое, так что на поворотах, чтобы сохранить равновесие, инок Кирилл всем корпусом наваливался на Аграфену.

В хорошие минуты Касатского не смущали эти мысли. Когда он вспоминал про это в хорошие минуты, он радовался, что избавился от этих соблазнов. Но были минуты, когда вдруг всё то, чем он жил, тускнело перед ним, он переставал не то что верить в то, чем жил, но переставал видеть это, не мог вызвать в себе того, чем жил, а воспоминание и - ужасно сказать - раскаяние в своем обращении охватывало его.

Раздражение, всегда дремотно таившееся в усталых грудях, просыпалось, требовало выхода, торжествуя, летало по воздуху, все шире расправляя темные крылья, все крепче охватывая людей, увлекая их за собой, сталкивая друг с другом, перерождаясь в пламенную злобу.

Мы все отшатнулись при виде открывшейся при этом картины. Вся грудь убитого представляла одну зияющую рану, прорезанную и истыканную в разных направлениях. Невольный ужас охватывал душу при виде этих следов исступленного зверства. Каждая рана была бы смертельна, но было очевидно, что большинство из них нанесены мертвому.

Впрочем, мальчику было не до собаки. Грозный вид дворника охватил его сверхъестественным ужасом, связал его ноги, парализовал все его маленькое тонкое тело. Но, к счастью, этот столбняк продолжался недолго. Почти бессознательно Сергей испустил пронзительный, долгий отчаянный вопль и наугад, не видя дороги, не помня себя от испуга, пустился бежать прочь от подвала.

Целых три дня продолжались эти галлюцинации, и доктор освобождался от них, только уходя из дому. Но роковая мысль и тут не оставляла его. Сидя в редакции «Запольского курьера», доктор чувствовал, что он стоит сейчас за дверью и что маленькие частицы его постепенно насыщают воздух. Конечно, другие этого не замечали, потому что были лишены внутреннего зрения и потому что не были Бубновыми. Холодный ужас охватывал доктора, он весь трясся, бледнел и делался страшным.

Давно Лаврецкий не слышал ничего подобного: сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего , что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса.

Мы решили не разлучаться, и все поехали в Петербург. Здесь сразу столичная жизнь с начинавшимся оживлением в студенческой среде охватила наш маленький земляческий кружок… И через год мы возвратились в родной город сильно изменившимися, особенно Израиль. Ему, вдобавок, пришлось надеть очки, и он, всегда серьезный и молчаливый, теперь положительно имел вид молодого ученого.

Сколько он хлопотал около Чижика, как ревностно трудились над ним доктора – умер мальчик! Обидно… Вот и его, Орлова, схватит однажды, скрючит, и кончено. Ему стало страшно, его охватило одиночество. Поговорить бы с умным человеком насчёт всего этого! Он не раз пробовал завести разговор с кем-либо из студентов, но никто не имел времени для философии. Приходилось идти к жене и говорить с ней. Он пошёл, хмурый и печальный.

Мне было стыдно. Я смотрел на долину Прегеля и весь горел. Не страшно было, а именно стыдно. Меня охватывала беспредметная тоска, желание метаться, биться головой об стену. Что-то вроде бессильной злобы раба, который всю жизнь плясал и пел песни, и вдруг, в одну минуту, всем существом своим понял, что он весь , с ног до головы, – раб.

Какое-то странное волнение охватило Галактиона, точно он боялся чего-то не довезти и потерять дорогой. А потом эта очищающая жажда высказаться, выложить всю душу… Ему сделалось даже страшно при мысли, что отец мог вдруг умереть, и он остался бы навсегда с тяжестью на душе.

– Ты колдунья, Вера. Да, сию минуту я упрекал тебя, что ты не оставила даже слова! – говорил он растерянный, и от страха, и от неожиданной радости, которая вдруг охватила его. – Да как же это ты!.. В доме все говорили, что ты уехала вчера…

Нехлюдов вспомнил всё , что он видел вчера, дожидаясь в сенях, и понял, что наказание происходило именно в то время, как он дожидался, и на него с особенной силой нашло то смешанное чувство любопытства, тоски, недоумения и нравственной, переходящей почти в физическую, тошноты, которое и прежде, но никогда с такой силой не охватывало его.

В предместье мы опять очутились в чаду китайской городской жизни; опять охватили нас разные запахи, в ушах раздавались крики разносчиков, трещанье и шипенье кухни, хлопанье на бумагопрядильнях. Ах, какая духота! вон, вон, скорей на чистоту, мимо интересных сцен! Однако ж я успел заметить, что у одной лавки купец, со всеми признаками неги, сидел на улице, зажмурив глаза, а жена чесала ему седую косу. Другие у лавок ели, брились.

Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Мне иногда бывает его жаль. Жаль хорошего человека, у которого вся жизнь ушла на изучение тоненькой книжки устава и на мелочные заботы об антабках и трынчиках. Жаль мне бедности его мысли, никогда даже не интересовавшейся тем, что делается за этим узеньким кругозором. Жаль мне его, одним словом, той жалостью, что невольно охватывает душу, если долго и пристально глядишь в глаза очень умной собаки…

Прошке казалось, что воздух затуманился, небо заволакивается тучами, листья шепчутся тревожно, точно перед наступлением грозы. Еще через несколько минут ему послышалось даже глухое рокотание грома, и он стал испытывать беспокойство и желание проснуться, чтоб укрыться от близкого дождя. Но дремота все крепче и крепче охватывала его, сковывая все члены.

Никакой резкий стук или крик не вырывался отдельно, все утопало в общем шуме, гуле, грохоте, и все составляло непрерывно и стройно текущую реку звуков, которая с такою силою охватила нас, овладела нами, что мы долго не могли выговорить ни одного слова.

Она притянула к себе Сашу и принялась расстегивать его блузу. Саша отбивался, цепляясь за ее руки. Лицо его делалось испуганным, и, подобный испугу, стыд охватил его. И от этого он словно вдруг ослабел. Людмила сдвинула брови и решительно раздевала его. Сняла пояс, кое-как стащила блузу. Саша отбивался все отчаяннее. Они возились, кружились по горнице, натыкались на столы и стулья. Пряное благоухание веяло от Людмилы, опьяняло Сашу и обессиливало его.

С момента, когда он велел Гавриле грести тише, Гаврилу снова охватило острое выжидательное напряжение. Он весь подался вперед, во тьму, и ему казалось, что он растет, – кости и жилы вытягивались в нем с тупой болью, голова, заполненная одной мыслью, болела, кожа на спине вздрагивала, а в ноги вонзались маленькие, острые и холодные иглы. Глаза ломило от напряженного рассматриванья тьмы, из которой – он ждал – вот-вот встанет нечто и гаркнет на них: «Стой, воры!..»

Она подняла на меня свои кроткие большие глаза с опухшими от слез веками. Меня охватила какая-то невыразимая жалость. Мне вдруг захотелось ее обнять, приласкать, наговорить тех слов, от которых делается тепло на душе. Помню, что больше всего меня подкупала в ней эта детская покорность и беззащитность.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Подготовка к зимней сессии

Задания к практическим занятиям:

НОРМАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Вопросы и задания:

  1. Дайте определение следующим понятиям: язык, речь, культура речи, речевая культура, национальный язык , литературный язык , диалект , социолект , просторечие .
  2. Сравните объем понятий русский национальный язык и русский литературный язык .
  3. Каковы основные признаки литературного языка ?
  4. Что такое языковая норма ? Каковы признаки нормы? Что такое орфоэпия ? С каким разделом языкознания связана орфоэпия? Назовите типы орфоэпических норм.
  5. Что такое акцентология? В чём особенность русского словесного ударения? Выпишите из орфоэпического словаря не менее 10 примеров акцентологических вариантов. Проанализируйте пометы в словарных статьях: какие из них являются разрешительными, какие – запретительными. Запишите выходные данные словаря, с которым вы работали.
  6. Что такое лексика? Какой раздел языкознания изучает лексические единицы? С чем могут быть связаны нарушения лексических норм?
  7. Объясните различия в значениях и употреблении паронимов, составьте с ними словосочетания: гордость – гордыня, невежа – невежда, нетерпимый – нестерпимый, надеть – одеть, представить – предоставить.
  8. Из каких подсистем состоит грамматика? Какие подтипы грамматических норм выделяются? Что регулируют эти нормы?
  9. Поставьте имена существительные в именительный падеж множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление: адрес, бухгалтер, век, год, директор, договор, доктор, лектор, ректор, рапорт, мичман, ордер, токарь, профессор, шофёр, слесарь, снег, сорт, суп, том, трактор, трюфель, ястреб .
  10. Поставьте имена существительные в родительный падеж множественного числа. Выделите окончания. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними. Поставьте ударение в образованных словоформах: ампер, апельсин, баклажан, баржа, ботинок, валенок, вафля, головня, грамм, дупло, килограмм, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свадьба, свеча, солдат, сплетня, туфля, юноша, черешня, яблоко, яблоня.
  11. Раскройте скобки, выделите окончания склоняемых слов: смотрел фильм с майором (Пронин) – увлёкся английским писателем (Джозеф Кронин); не согласен с (доктор Углов) – не согласен с (прусский военный теоретик Адам Генрих Дитрих фон Бюлов); зачитался английской писательницей Джейн Остин) – заинтересовался английским лингвистом (Джон Остин) – увлёкся певцом (Женя Осин).
  12. В чем особенности склонения количественных и порядковых числительных? Запишите словами следующие сочетания и просклоняйте их: 711 километров, 153 экземпляра, «014 год.
  13. С какими существительными употребляются собирательные числительные?
  14. Дайте определение синтаксическим связям: согласованию, управлению, примыканию.
  15. Составьте словосочетания по образцу: подготовка и руководство (аспиранты) – подготовка аспирантов и руководство ими. 1. Восхищаться и преклоняться (мужество солдат).2.Сбор и обмен (информация). 3. Установка и уход (оборудование). 4. Познакомить и распространить (текст постановления). 5.Надняться и верить (победа).
  16. Как связаны между собой главные члены двусоставного предложения? Раскройте скобки и объясните выбор формы сказуемого: 1. Полгорода (остаться) без света. 2. В Лужники (прийти) более 80 тысяч зрителей. 3. 800 рублей, сэкономленных за лето, (потраченный) на покупку учебников. 5. СМИ России (представленный) ведущими телеканалами. 6. МВФ (выделить) очередной транш. 7.Семь студентов (сдать) экзамены на “отлично”.
    8. Женщина-хирург (выполнить) сложную операцию на сердце.
  17. Что такое деепричастие и деепричастный оборот? В чём особенность употребления деепричастных оборотов? В каких односоставных предложениях деепричастия и деепричастные обороты не употребляются? Соедините деепричастные обороты с одним из двух данных предложений:
    1. Открыв дверь ………а) я увидел отнюдь не простую обстановку гостиной

………б) моим глазам предстала странная картина

    1. Путешествуя вторым классом ….а) сервис был замечательным б) никто не ожидал такого хорошего сервиса
    2. Ничуть не смутившись ….. а) вся её фигура выражала уверенность б) она прошла мимо удивлённых гостей
    3. Свалившись с размаху в озеро …… а) стало стыдно за свою неуклюжесть б) он покраснел от стыда за свою неуклюжесть.
  1. Проанализируйте (по образцу) речевые ошибки в предложениях и отредактируйте высказывания:
пример-высказывание анализ речевой ошибки: какая норма нарушена, в чём именно заключена ошибка исправленный вариант
1. По приглашению друзей нам пришлось посетить этот чудесный городок. Нарушена лексическая норма – норма семантического согласования: в значении глагола “пришлось” есть компонент ‘вопреки желанию субъекта действия’, который противоречит общему смыслу высказывания. Неудачно выбран член синонимической парадигмы: довелось – посчастливилось – пришлось – удалось . По приглашению друзей нам посчастливилосьпосетить этот чудесный городок.
2. Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абоненту . Нарушена лексическая норма – неверно выбран член паронимической парадигмы: абонент (‘тот, кто пользуется абонементом’)– абонемент (‘документ, предоставляющий право пользоваться чем-либо’) Нужные вам книги можно заказать по межбиблиотечному абонементу.
3. Только бра освещал наше купе Нарушена грамматическая норма – синтаксическая: нарушена координация форм подлежащего и сказуемого из-за незнания рода несклоняемого существительного бра (следовательно, нарушена и морфологическая норма!) Только бра освещало ======== наше купе.
4. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.
5. Вопреки советов врача больной отказался от госпитализации
6. За день он проехал более семиста сорока километров.
7. Он живёт в полтораста километрах от города
8. Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами
9. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера .
10. Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу
11. На этой прекрасной выставке цветов хочется сказать «спасибо» её устроителям за организацию путешествия в мир иной, где так отдыхаешь душой!
12. Поступивших писем в редакцию было очень много.
13. Он неожиданно подскользнулся и упал
14. На моё день рождения я приглашаю самых близких друзей.
15. Когда они сели, она спросила, что любит ли он читать книги.
16. Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого у меня испортилось настроение.
17. Те, кто читали книги современных авторов, имели определенную точку зрения на пути развития русской литературы.
18. Многие не в состоянии были решить проблемы и оказались на краю бедности
19. Большая половина игры уже прошла .
20. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии нового ревизора приводит чиновников в оцепенение.
21. Очень заинтересовался английским лингвистом Джон Остиным.
22. Ударение падает на последний слог в обоих словах.
23. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей .
24. Эта статья до глубины души меня удивила.
25.Все уже предоставили свои дипломные работы к защите.

КОММУНИКАТИВНЫЙ И ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Вопросы и задания:

1. Выпишите из учебников по культуре речи определения следующих коммуникативных качеств речи: точность , понятность , богатство , чистота , уместность и выразительность .

2. Как вышеперечисленные коммуникативные качества речи связаны с правильностью речи ?

3. Какие функциональные стили речи вам известны? Во всех ли функциональных стилях в полной мере воплощаются коммуникативные качества хорошей речи? Аргументируйте свою точку зрения.

4. Что такое речевая коммуникация? Из каких компонентов состоит речевое общение? Как называется элементарная динамическая единица речевой коммуникации?

5. Каковы условия успешной коммуникации? Какие организационные принципы речевой коммуникации вы знаете? Следование каким правилам обеспечивает реализацию принципа кооперации (см. максимы Г.Грайса)?

6. Выпишите из учебников по культуре речи максимы Г.Грайса и Д.Сёрля. Какие из качеств хорошей речи могут быть соотнесены с максимами (постулатами) коммуникации Г.Грайса и Д.Сёрля?

7. Законспектируйте материал темы 10 «Изобразительно-выразительные средства русского языка» по учебнику под ред. Д.А.Романова.

8. Что такое доказательность и убедительность речи? Как определяется доказательство в логике, какова его структура?

9. Что такое этика? Что такое этика общения? Каким правилам необходимо следовать, чтобы наша речевая деятельность не противоречила принципу вежливости?

Подготовка к зачёту

Повторите изученный материал по следующим вопросам:

1. Язык и речь. Основные функции языка.

2. Язык и культура. Культура речи как раздел языкознания и как учебная дисциплина.

3. Речевая культура. Типология речевых культур.

4. Национальный язык. Литературный язык и его признаки.

5. Понятие о языковой норме. Система норм современного русского языка.

6. Акцентологические нормы.

7. Собственно орфоэпические нормы.

8. Лексические нормы.

9. Особенности употребления фразеологизмов.

10. Морфологические нормы.

11. Синтаксические нормы.

12. Речевая коммуникация. Модель речевой коммуникации и её компоненты.

13. Организационные принципы речевой коммуникации.

14. Коммуникативные качества хорошей речи.

15. Этические принципы речевой коммуникации. Речевой этикет.

16. Вербальные и невербальные средства общения.

17. Понятие о функциональном стиле и стилеобразующих факторах. Система функциональных стилей современного русского языка.

18. Научный стиль: стилевые черты, языковые особенности, подстили и жанры.

19. Публицистический стиль: стилевые черты, языковые особенности, подстили и жанры.

20. Официально-деловой стиль: стилевые черты, языковые особенности, подстили и жанры.

21. Разговорный стиль: стилевые черты, языковые особенности, подстили и жанры.

22. Специфика стиля художественной литературы.

23. Специфика делового общения. Текстовые и языковые особенности документов.

24. Средства выразительности и изобразительности речи.

26. Фигуры речи.

27. Основные лингвистические словари.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2007.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008.
  3. Гойхман, О.Я. Русский язык и культура речи: учебник /О.Я.Гойхман. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. – URL: http://ibooks. ru /reading.php
  4. Головин А.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.
  5. Русский язык и культура речи. Под ред. проф. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М., 2009.
  6. Русский язык и культура речи. Под ред. доктора филологических наук Д.А.Романова. – Тула, 2010.
  7. Синцов, Е.В. Русский язык и культура речи: учебное пособие. / Е.В. Синцов. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 160 с. – URL: http: // www bibliocub/ ru

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

  1. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974
  2. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.
  3. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. – М., 2008.
  4. Букина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. Орфографический словарь русского языка. – М., 2008.
  5. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Фразеологический словарь русского языка. – М.,2000.
  6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М.,1989.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. – М.2003.
  8. Лингвистический энциклопедический словарь. Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.,1990.
  9. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.
  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,2000.
  11. Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И.Аванесова. – М.,1981.
  12. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. – М.,2008.
  13. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.,1978.
  14. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке. Словарь-справочник. – М.,1981.
  15. Русский язык. Энциклопедия. Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1998.
  16. Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник. – М.,1960.
  17. Словарь русского языка в 4-х томах (МАС). Под ред. А.П. Евгеньевой. – М.,1984.
  18. Словарь синонимов под ред. А.П. Евгеньевой. – М.,1975.
  19. Словарь трудностей русского языка. – М.,1984.
  20. Трудности русского литературного языка – М.,1994.
  21. Современный словарь иностранных слов. – М.,1999.

Тему лучше изучать по учебникам Введенской и Павловой.

Тема. Синтаксические нормы русского языка. Осложненное предложение. Сложное предложение

Практическое занятие 19.

Цель: углубление знанийо синтаксических нормах русского литературного языка.

Освоение темы направлено на формирование следующих компетенций:

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6).

Организационная форма: беседа.

Вопросы для обсуждения:

1. Нормы управления.

2. Трудности употребления обособленных оборотов.

3. Трудности употребления сложных предложений.

При подготовке к занятию студент должен обратиться к следующей литературе: Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика: учебное пособие/ Д.Э. Розенталь.- М.: 2011.- 81 с.; Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с., а также воспользоваться ресурсами Интернет: e.lanbook.com - Электронно-библиотечная система «Лань», www.biblioclub.ru - Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями

Задание 1. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления.

Уверенность (свои силы) - вера (победа). Отзыв (книга) - рецензия (книга). Обрадоваться (победа) - обрадован (победа). Рассердиться (неуместная шутка) - рассержен (глупая выходка). Удивляться (исключительные способности) - удивлен (исключительные способности). Обращать внимание (недостатки) - уделять внимание (каждый клиент). Предостеречь (опасность) - предупредить (опасность). Превосходство (противник) - превосходить (противник). Препятствовать (развитие) - тормозить (развитие). Различать (плохое и хорошее) - отличать (плохое и хорошее). Восхищаться (его смелость) – преклоняться (его смелость) - удивляться (его смелость). Усваивать (язык) - овладевать (профессия). Опираться (помощь) - базироваться (результаты). Платить (проезд) - оплачивать (проезд). Преисполнен (решимость) - проникнут (отвага). Свойственно (этот человек) - характерно (этот человек).

Задание 2. Выпишите предложения, в которых встречаются ошибки в управлении

1) Следует уделять больше внимания на орфографию. 2) В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу. 3) По прибытию поезда мы сразу же отправились в центр города. 4) Докладчик отметил о недостатках работы стальцеха. 5) В отзывена книгу кратко излагается еесодержание. 6) Звезды, эти живые цветы неба, горели над нами. 7) Только отдельные вузы не приняли участия в соревнованиях по бегу. 8) Я очень сильно скучаю по вас. 9) Призывная комиссия выдала ему белый билет ввиду эпилепсии. 10) США, рассчитывая на скорую победу в Ираке, стремятся заручиться международной поддержкой.



Задание 3. Отредактируйте предложения, избавив их от нанизывания падежей.

1) Ученый из Дании по фамилии Мюнтер совершенно иначе подошел к дешифровке старинной записи текста эпохи государства Урарту. 2) Астрономические книги, хранившиеся в библиотеке, в большинстве своем являются копиями древних книг, составленных древними астрономами городов Двуречья. 3) Историк Никольский внес огромный вклад в дело изучения культуры государств исчезнувших цивилизаций.

4) В книге описан ход жестокой кровавой войны государств Востока, которая велась на протяжении ста с лишним лет, а также история развития государства Ван.

Задание 4. Объясните и исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

1)Неожиданно воцарилось молчание, поняв смысл которого, у меня испортилось настроение. 2) Потеряв общественные деньги, ей пришлось оправдываться перед всем коллективом. 3) Узнав эту прекрасную новость, радости его не было предела. 4) Слушая пение птиц и вдыхая аромат летнего вечера, казалось, что жизнь прекрасна и все еще впереди. 5) С грустью вспоминая о возможном, но ушедшем счастье, на ее лице появилась печать тоски и давней обиды. 6) рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось, что все уже позади. 7) Читая произведения русской классики, меня охватывает восторг и чувство гордости за отечественную литературу. 8) Проходя тяжелый горный перевал, им не раз приходилось останавливаться и ждать остальных членов экспедиции. 9) Будучи ребенком, его всегда интересовали вопросы, связанные с техникой. 10) Встретившись со старыми фронтовыми друзьями, на глазах его появились слезы.

Задание 5. Составьте, где это возможно, из двух предложений одно с деепричастным оборотом.

Образец: Я отредактировал рукопись. Я передал рукопись редактору. - Отредактировав рукопись, я передал ее редактору.

1. Я накупался вдоволь. Я возвратился домой. 2. Доктор познакомился с результатами исследования. Доктор рекомен­довал курс лечения. Петров имел судимость за хулиганство. На путь исправления Петров не встал. 4. Принять меры к задержанию преступника. Следователю удалось задержать преступника. 5. Выходит из такси. Босняцкому не дали сдачи. 6. Иметь свободное время. Я могу многое сделать. 7. Принять во внимание тяжесть совершенного преступления: Отказать в ходатайстве цехового комитета о передаче осужденного на поруки. 8. Свидетель Сидоров показал. Ему позвонили из магазина. 9. Подследственный хотёл скрыть сообщников. Он давал противоречивые показания.

Задание 6. Отметьте ошибки в построении сложных предложений

1) Паренек поинтересовался у нас, как долго мы будем еще заняты. 2) Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе об использовании предлогов. 3) Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного. 4) Группа специалистов осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который был смонтирован ими из новых материалов. 5) Инженер, который привел этот факт, оказался большим знатоком изучавшегося вопроса. 6) Я получила много писем от друзей и знакомых, писем, которые меня очень порадовали. 7) Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной. 8) Я все же надеюсь на то, что вы меня навестите. 9) Мне кажется, что этого человека в синих очках я где-то встречал. 10)На совещании обсуждалась подготовка сборной края по биатлону к предстоящим соревнованиям и нет ли возможности улучшить ее техническое оснащение.

Основная литература:

1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – 31-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2013. – 382 с.

3. Розенталь, Д.Э. Русский язык: учебное пособие / Д.Э. Розенталь – М., 2010. – 537 с.

Дополнительная литература:

1. Буторина, Е.П., Евграфова, С.М. Культура речи: учеб. пособие / Е.П. Буторина, С.М. Евграфова. – М.: ФОРУМ, 2009.

2. Голуб, И. Б. Новый справочник по русскому языке и практической стилистике: учеб. пособие / И. Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 464 с.

3. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2003. – 427 с.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

Интернет ресурсы:

1. http://www.ahmerov.com/book_630_chapter_3_Predislovie.html - Библиотека «онлайн».

2. http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека.

3. http://linglang.ru/pages/dict/general/?t202id=81554 - 2000 словарей и энциклопедий.

4. e.lanbook.com – Электронно-библиотечная система «Лань».

5. www.gramota.ru – Грамота. Ру: справочно-информационный портал «Русский язык».

РАЗДЕЛ 3. СТИЛИСТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Необязательно читать все произведения из школьной программы, чтобы хорошо написать сочинение в рамках единого госэкзамена по русскому языку. В предлагаемых разработчиками текстах поднимаются "вечные проблемы", вопросы, связанные с поведением человека на войне, а также c обеднением родного языка. Есть книги, которые при внимательном прочтении освободят вас от необходимости изучать десятки творений. Лайф составил список "спасительной" литературы.

Если вы действительно серьёзно читали все 10 книг, о которых мы будем говорить, то экзамен вы сдадите - аргументы подберёте к любой проблеме, но можно также и прочитать всего несколько трудов из списка, если у вас мышление ассоциативное, а любой факт из произведения вы можете "выкрутить" в свою пользу . Например, стоит выбрать, кто вам ближе: Шолохов или Толстой? Не обязательно читать оба романа-эпопеи (то есть "Тихий Дон" и "Войну и мир"), так как проблемы в них перекликаются. Достаточно действительно хорошо знать сюжетные линии одной из книг.

При этом не забывайте, что аргументов должно быть два, а значит примерами из одного произведения не обойтись.

1. "Война и мир" Льва Николаевича Толстого

На примере историй трёх семей на фоне войны с Наполеоном показаны многие вечные проблемы - это проявление лучших (или худших) качеств человека в критические моменты (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неопытность молодой души (Наташа Ростова) и влияние окружения на становление личности (Анатоль и Элен Курагины, Андрей и Марья Болконские, Наташа, Николай, Пётр и Вера Ростовы), выбор пути или поиск смысла жизни (Пьер Безухов, Андрей Болконский). Также Толстой говорит о милосердии в лице, например, Наташи Ростовой, о долге - в лице Болконских, о ветрености и малодушии - Анатоль Курагин, Наташа Ростова. Не забывает автор и о проблеме социального расслоения, жажде власти - это два противоположных мира семей Курагиных и Ростовых.

Практически в каждой главе романа, в каждом эпизоде можно найти аргументацию к той или иной проблеме в экзаменационном тексте.

2. "Тихий Дон" Михаила Александровича Шолохова

В романе-эпопее, посвящённом жизни казаков в период Гражданской войны, одна из центральных тем - женская любовь и её глубина (Наталья и Аксинья). Также важнейшая проблема, поднятая Шолоховым, - выбор пути человеком. Это терзания Григория Мелехова (как на войне, так и в личной жизни). Классик говорит о бесконечном стремлении к счастью вопреки любым препятствиям (история любви главных героев), а также о человеческой похоти, влиянии инстинктов на жизнь человека (жена старшего брата Григория). Сквозь всё произведение прослеживается и тема рока, неотвратимости, искупления грехов. Шолохов, рассказывая о семье Мелеховых, говорит и о долге перед родителями, противостоянии разных поколений и предательстве.

3. Любая книга из цикла "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина

Вне зависимости от того, поклонник вы сериала или серии произведений фантаста, созданная американским писателем реальность настолько глобальна, что воплощает все радости и пороки человеческой жизни, или, как бы сказал Бальзак, "человеческой комедии". История противостояния домов (влиятельных семей) за престол вскрывает самые ужасные стороны людской души - Мартин говорит о правилах честной и нечестной войны, о проблеме несправедливости, ненависти и корысти в обществе, об инцестах, алчности и милосердии, о проблеме долга перед семьёй и государством, о бесчестии вне зависимости от социального достатка, о чванстве, о присутствии соревновательного духа между членами семьи. Нет даже смысла всё перечислять и указывать конкретных героев - их много, и пороки и достоинства есть в каждом из персонажей цикла. Аргумент практически к любой проблематике вы найдёте в истории Вестероса. Даже о противодействии прогрессу и неприятии нового можно рассказать на примере истории об экспериментах над Горой.

4. "Преступление и наказание" Фёдора Михайловича Достоевского

Одно из важнейших произведений школьной программы - это история о "маленьких людях", "тварях дрожащих". В романе поднимается также широкий спектр вопросов - двойничество души, присутствие в каждом человеке двух полюсов - добра и зла, искупление грехов, выбор пути (снова главные герои, Мармеладов), жизненные приоритеты и становление личности, роль религии в жизни человека, алчность и цинизм (старуха-процентщица, Свидригайлов), изменение восприятия мира в зависимости от внутренних переживаний человека (Санкт-Петербург), чувство вины, неотвратимость наказания, экстремизм и т.д. Большинство проблем романа показаны через личности главных героев - Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой.

5. "Гроза" Александра Николаевича Островского

Пьеса, посвящённая социальным и бытовым проблемам (как и "Бесприданница") , показывает тёмный мир, в котором нет места для светлых эмоций. Они просто погибают под натиском человеческой "простоты", ненависти, консерватизма и невежества. В произведении можно найти аргументы на темы предательства (измена Катерины мужу), неспокойствия человеческой души, постоянного поиска нового (также Катерина), социального расслоения, следования традициям и неприятия молодёжи старым поколением (Кабаниха и Катерина, Тихон), рока (графиня и предзнаменование смерти), чувства вины, подавления сердцем слова разума, лжи в кругу близких, подросткового максимализма, воровства среди богатого сословия (Дикой), власти, превратностей любви, взаимоотношений отцов и детей и так далее.

6. "За рубежом" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

Привести аргументы из сатирического произведения классика можно на темы патриотизма (любовь к Родине, неприятие чужого, хоть и лучшего), противостояния Запада и Востока, России и Европы, бедных и богатых (беседа русского и немецкого мальчика), чувства толпы, потребительского общества, забвения традиций, человеческого фактора в отношениях, профессионального долга, особенностей менталитета разных народов и так далее.

7. "Капитанская дочка" Александра Сергеевича Пушкина

Немаловажно и прочитать небольшое произведение нашего светила, потому как эта повесть (кстати, аргумент такой можно взять и из романа "Война и мир") поднимает проблему о роли личности в истории (Емельян Пугачёв и Екатерина II). Также нельзя не сказать о милосердии (снова императрица), поведении человека в критической ситуации, долге перед государством, родительской строгости (в лице отца Петра Гринёва), предательстве (Швабрин и Гринёв), чувстве собственничества (Швабрин), социальном неравенстве и, конечно, о любви - капитанской дочки и Гринёва.

8. "Русский язык на грани нервного срыва" Максима Анисимовича Кронгауза

Как и в случае с "Игрой престолов" (первой частью), необязательно читать - можно посмотреть фильм. "Великого Гэтсби" любят далеко не все - для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были - например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого "сословия", отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, "маленького человека". Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

10. "На Западном фронте без перемен" Эриха Марии Ремарка

О смирении, воинском долге, отчаянии потерявшего близких, неотвратимости смерти, равенстве перед войной и гибелью всех людей (вне зависимости от достатка, родословной и рода деятельности), дружбе и безразличии на войне к вещам, важным в мирное время, рассказывает Ремарк. В небольшом произведении можно найти аргументы почти на любую военную проблематику.

У многих из нас словосочетание «русская классическая литература» вызывает приступ сонливости в сочетании с мыслью «лучше я все-таки посмотрю сериал».

Фото tumblr.com

Сюжет: Книга эта, как ты наверняка знаешь, о любви трагической, разрушающей и в то же время искренней и всепоглощающей. В первом случае она счастливая и заканчивается хэппи-эндом, мы о Константине Левине и Китти Щербатской, а во втором случае это любовь Анны Карениной и Алексея Вронского...

Почему тебе это понравится: Во-первых, в «Анне Карениной» совсем нет войны, поэтому не бойся открывать эту книгу, если у тебя не пошла «Война и мир». Во-вторых, процентов девяносто девушек возрастной категории 14+ называют «Анну Каренину» своей любимой книгой – и мы уверены, что ты к ним присоединишься, прочитав это произведение. И, наконец, учти тот факт, что «Анна Каренина» – одно из любимых произведений русских классиков за рубежом. Может быть, потому, что она похожа на сценарий к невероятно трагичному голливудскому фильму. Но, увы, американцам так и не удалось экранизировать это произведение достойно.

Сюжет: Двадцатилетний романтик Александр Адуев живет в деревне под крылом заботливой матушки, встречается с девушкой Соней и мечтает стать знаменитым поэтом. Большие амбиции и жажда славы заставляют молодого человека покинуть родное гнездо и отправиться в Петербург – как говорится, людей посмотреть и себя показать. В столице за воспитание чувствительного юноши берется его дядя Петр Адуев, циник и скептик, который ставит себе цель выбить из племянника «романтическую дурь», в то время как по натуре добрый и восторженный Александр пытается построить писательскую карьеру и найти свою настоящую любовь.

Почему тебе это понравится : В эту невероятно трогательную, смешную и честную историю невозможно не влюбиться с первой же страницы. Вся соль книги – в диалогах старшего и младшего Адуевых, над которыми ты будешь и смеяться, и плакать. Однако хорошо подумай, прежде чем читать «Обыкновенную историю» – эта книга способна снять розовые очки с самого неисправимого романтика.

Сюжет: Спорим, ты не знала, что автор романа «Отцы и дети» сочинил целый ряд мистических рассказов о вампирах, привидениях, зомби и прочей нечисти? Очень зря. Так вот, под конец жизни старик Тургенев ударился в оккультизм и, слегка подражая американцу Эдгару По (ну ты ведь читала «Лигейю» или «Падение дома Ашеров»?), написал с десяток леденящих душу повестей, которые мы настоятельно рекомендуем не читать на ночь. Среди лучших – рассказы «После смерти (Клара Милич)», «Песнь торжествующей любви», «Собака», «Рассказ отца Алексея», «Сон», «Призраки» и «Стук…Стук…Стук!..».

Почему тебе это понравится: Потому что это отличная возможность сравнить Эдварда Каллена с вампирами XIX века. Да и сам факт того, что автор «Отцов и детей» стоял у истоков фантастической литературы, кажется нам очень крутым.

Сюжет: Главного героя этого остросюжетного романа зовут Аркадий Долгорукий, ему девятнадцать лет, и у него есть идея-фикс – стать богатым и влиятельным, как Ротшильд. Ну а поскольку такие мысли просто так не появляются, поясним, что Аркадий внебрачный ребенок богатого дворянина, выросший как крестьянский сын, то есть унижений гордому и самолюбивому подростку пришлось вкусить немало. Окончив гимназию, Аркадий по приглашению своего родного отца отправляется в Петербург. По чистой случайности в его руках оказываются два письма, способных разрушить репутацию самых влиятельных людей Петербурга, и Аркадий поневоле оказывается втянут в интриги высшего общества. Удастся ли в итоге амбициозному подростку стать Ротшильдом? Об этом ты узнаешь, дочитав до конца этот увлекательнейший роман с почти детективным сюжетом.

Почему тебе это понравится: Читай, если тебе интересно узнать, как бы выживал Дэн Хамфри в Петербурге второй половины XIX века.

Сюжет: Действие романа происходит в тринадцатом больничном корпусе – том самом, где лежат пациенты, больные раком. Героев много, и они постоянно сменяют друг друга. Сменяют потому, что их выписывают, а выписывают не потому, что вылечивают, а потому, что они скоро умрут, а больнице не нужны «отрицательные» показатели. Несмотря ни на что они живут, мечтают, влюбляются и абсолютно все надеются на выздоровление.

Почему тебе это понравится: Несмотря на тяжелую тему, роман нобелевского лауреата читается на одном дыхании, а с полюбившимися героями не хочется расставаться. Эта книга тронет тебя не меньше, чем все популярные нынче романы о больных раком подростках.

И такую реакцию вполне можно понять. Так уж получилось, что те немногие произведения русских классиков, которые входят в список литературы в школах, формируют у школьников представление о том, что русская литература – это невообразимо скучное, растянутое на тысячу страниц повествование о страданиях русского народа, войне и тяжкой доле русской женщины. Это ошибочное мнение. Сокращенные до минимума школьные списки литературы создают ложное впечатление, что Толстой, Тургенев, Достоевский, Гончаров – авторы одного романа (и притом не самого интересного, как считают многие), в то время как их перу принадлежат десятки увлекательнейших произведений. Мы составили для тебя свой, альтернативный список произведений из русской классики, которые ты не сможешь закрыть, не дочитав до последней страницы. Однако будь осторожна: если начнешь читать вечером, рискуешь не оторваться до самого утра!

Сюжет одной из самых известных лирических повестей Ю.П. Казакова довольно обыденный: старшеклассник Алеша знакомится с девушкой Лилей, которая становится его первой любовью. Однако благодаря очень глубокому анализу психологического состояния главного героя эта история воспринимается как совершенно уникальная и неповторимая, и в то же время близкая и понятная каждому, кто хоть раз в жизни был влюблен.

«Нaверное, никогдa невозможно с точностью укaзaть минуту, когдa пришлa к тебе любовь. И я никaк не могу решить, когдa я полюбил Лилю. Может быть, тогдa, когдa я, одинокий, бродил по Северу? А может, во время поцелуя нa плaтформе? Или тогдa, когдa онa впервые подaлa мне руку и нежно скaзaлa свое имя: Лиля? Я не знaю. Я только одно знaю, что теперь уж я не могу без нее. Вся моя жизнь теперь делится нa две чaсти: до нее и при ней. Кaк бы я жил и что знaчил без нее?»

Почему тебе это понравится: Потому что мы любим мимимишные истории о первой любви, а «Голубое и зеленое» – лучший образец жанра.

Сюжет: Еще одна невероятно трогательная история любви «на порыдать». Главная героиня Джемма – типичная «тургеневская девушка», главный герой Санин – также типичный тургеневский персонаж – безвольный молодой человек, замечательный по своим нравственным качествам, но совершенно не способный бороться за свою любовь. Они встречаются, очаровываются друг другом и, конечно же, влюбляются. Потом по какому-то дурацкому стечению обстоятельств Санин бросает девушку и только через 30 лет он понял, что совершил огромную ошибку.

Почему тебе это понравится: Эта повесть похожа на сдобную булочку, политую карамельным сиропом и посыпанную ванилью – настолько она атмосферная и «вкусная». Если такое количество сладкого тебя не пугает, то скорее читай – только не расстраивайся, когда дойдешь до горького шоколада в начинке (спойлер) J

Вместо какого фильма или сериала почитать: Если возникло желание в сто первый раз пересмотреть «Письма к Джульетте», читай «Вешние воды». Книга и фильм имеют много общего: помимо «ванильной» любовной истории, оба они насыщены культурными отсылками и передают итальянский национальный колорит.

Сюжет: Если имя Остапа Бендера до сих пор ни о чем тебе не говорит, то скорее-скорее-скорее ищи роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и его продолжение «Золотой теленок». Эти произведения не заставляют читать в школе из-под палки, так как предполагается, что ты и сама их прочтешь – для собственного удовольствия. История неудачливых жуликов, которые рыщут по стране в погоне за бриллиантами, зашитыми в обивку стула, а затем пытаются отнять миллион у подпольного миллионера, заставляет читателей всех возрастов смеяться уже не один десяток лет.

В. П. Аксенов «Звездный билет»

Сюжет: Димке Денисову 17 лет, и он только что окончил школу с тройками в аттестате. У Димки есть старший брат Виктор, который работает в университете и собирается защищать диссертацию. Он – гордость родителей и пример для младшего брата. Только вот Димка и его друзья Алик, Юрка и Галя против того, чтобы родители решали, что будет с их жизнью. Ребята решают не поступать в университет и вчетвером сбегают из дома. Неуловимая четверка садится на поезд в Эстонию, и приключения «пожирателей километров» начинаются…

Почему тебе это понравится: Твои сверстники из шестидесятых годов прошлого века до дыр зачитывали повести Василия Аксенова. Герои «Звездного билета» - молодые, веселые, романтичные ребята, которые мечтают вырваться из-под родительского контроля и самостоятельно принимать решения относительно своего будущего. Времена меняются, но радости и проблемы героев этой книги окажутся близки и нам с тобой.

«Да не хочу я этого! – отчаянно кричит Димка. – К черту! Думаешь, я мечтаю пойти по твоим стопам, думаешь, твоя жизнь для меня идеал? Ведь твоя жизнь, Виктор, придумана папой и мамой, еще когда ты лежал в колыбели. Отличник в школе, отличник в институте, аспирант, младший научный сотрудник, кандидат, старший научный сотрудник, доктор, академик… дальше кто там? Всеми уважаемый покойник? Ведь ты ни разу в жизни не принял по-настоящему серьезного решения, ни разу не пошел на риск. К черту! Мы еще не успеем родиться, а за нас уже все продумано, уже наше будущее решено. Дудки! Лучше быть бродягой и терпеть неудачи, чем всю жизнь быть мальчиком, выполняющим чужие решения»

Е. Л. Шварц «Дракон»

Почему тебе это понравится: В пьесе Евгения Шварца «Дракон», несмотря на совершенно классический сказочный сюжет, заложено много смыслов. Если ты хорошо знаешь историю, то соотнесешь события пьесы со временем ее создания (1940-е годы) и увидишь в ней социальную сатиру (не зря власти запретили ее постановку сразу же после генеральной репетиции), если же нет, то просто насладишься романтической любовной историей.

Вместо какого фильма или сериала посмотреть: Читай пьесу вместо «Беовульфа» и всей киноэпопеи про Мерлина в Камелоте.