Укрощение коня на аничковом мосту. Городские легенды: Аничков мост, кони, Клодт





















Через реку Фонтанку
Длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Неразводной трехпролетный каменный мост балочного типа.

Один из самых красивых и узнаваемых петербургских мостов , история которого берет начало от времен основания города.
До 1712 года Фонтанку называли Безымянным Ериком, или просто Ериком. А после того, как через эту реку перебросили трубы для устройства фонтанов Летнего сада, она стала именоваться «Фонтанной рекой». В то время это была серьезная водная преграда: в некоторых местах река разливалась до 200 метров, берега были заболоченными. Без моста через реку невозможно было представить себе путь в новый город. И в 1715 году Петр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». Мост «зделали». На его строительство потратили 50 рублей.
Переправа открылась в мае 1716 года. Изображений не сохранилось, но историки Петербурга сходятся в том, что это был один из множества типовых деревянных мостов легкой конструкции. Опоры, как тогда было принято, обили досками и разрисовали под каменные русты - «для виду».
Строили мост люди инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков . Батальон размещался на правом берегу Фонтанной реки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».
На мосту, который тогда был южной границей города, был шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату - деньгами или… камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Люди подлые (низкого происхождения), хоть и спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
В 1718 году мост отремонтировали, чтобы доставить к императорскому двору подарок от шаха Ирана - слона и лошадей (животных доставил в город дворянин Андреян Лопухин). В 1721 году, с развитием судоходства по Фонтанной реке, мост еще раз перестроили, сделав подъемной его среднюю часть. Ее разводили несколько раз в сутки: днем - для пропуска парусных судов, и ночью - чтобы в город не забегали волки.
Деревянный мост в сыром климате ветшал быстро, поэтому Аничков ремонтировался много раз - в 1726 и 1742 годах, а в 1749 архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от прежнего.

Топонимы Петербурга

В честь инженера Михаила Аничкова
Название «Аничков» прочно закрепилось за этой переправой. Мост много раз перестраивался, и всякий раз городские власти пытались переименовать переправу в «Невский мост». Но этот топоним не прижился в Петербурге, мост так и остался Аничковым. Гости Петербурга, не знающие истории моста, называют его Аничковым, с ударением на первом слоге (отчего всплывает образ некоей мифической Анички), а коренные петербуржцы говорят правильно: АнИчков мост, с ударением на втором слоге.

Когда в Петербурге встречали императрицу Анну Иоановну, которой предстояло занять престол после смерти Петра II, на Аничковом мосту возвели деревянные резные триумфальные ворота в честь новой русской императрицы. Ту же арку обновили для встречи следующей императрицы - Елизаветы Петровны. Сооружение, пришедшее в негодность, разобрали в 1751 году.

В середине XVIII века Петербург стал активно застраиваться, границы города отодвинулись. Была создана Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы, которая, в числе других, руководила работами по обустройству берегов малых рек и каналов, и возведению каменных мостов вместо деревянных. В числе первых семи мостов, которые следовало перестроить, был и Аничков мост. Мосты строились по типовому проекту французского инженера Ж.-Р. Перроне (правда, документального подтверждения этому нет) - со средними разводными пролетами, которые поднимались при помощи цепей, и украшены башенками. Чтобы представить себе, как выглядел Аничков мост (он строился в период между 1783 и 1787 годами), достаточно представить себе мост Ломоносова, который также входил в ту «адресную программу», и практически с того времени не изменился. Сохранился еще Старо-Калинкин мост, но он был позже перестроен.
Аничков стал, таким образом, одним из семи первых каменных мостов в Петербурге.
Он исправно служил городу еще несколько десятилетий, а потом оказался узок для широкого Невского проспекта, к тому же деревянные части конструкции стали совершенно непригодными. И в очередной раз Аничков мост подвергся реконструкции. Современный вид переправа получила в 1841 году (проект инженера И. Ф. Бутаца). Работы были завершены в рекордный срок - всего за семь месяцев. Мост перестал быть разводным, проезжая часть стала значительно шире, три пролета выложили из кирпича, опоры моста облицевали гранитом. Для декоративной решетки ограды моста использовали рисунки немецкого архитектора Карла Шинкеля (точно такие же русалки-женщины и русалки-лошади есть на Дворцовом мосту в Берлине). Интересно, что та же тема - с мифическими водными конями - гиппокампами - появляется на первом большом мосту в Петербурге - Благовещенском. Автор рисунка - Александр Павлович Брюллов (непонятно, чей гиппокам был первым - его или Шинкеля?). Башни с моста убрали, вместо них на опорах установили пьедесталы, на которых, как предполагалось, должны были стоять декоративные вазы.

Но вместо ваз в 1841 году на Аничковом мосту поставили четыре конные скульптуры работы петербургского ваятеля Петра Карловича Клодта. Сначала на западной части моста появились отлитые в бронзе первые две статуи - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». появились на западной стороне в 1841. Им соответствовали точно такие же статуи, но из гипса и выкрашенные под бронзу. В течение последующих десяти лет Петр Клодт будет отливать своих коней в бронзе, а император Николай будет дарить их европейским монархам. Таким образом, двойники клодтовских коней и их укротителей появятся в Берлине и Неаполе,; а также в Петергофе, Стрельне и в подмосковном имении Голицыных.
Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. В газетах писали: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми — смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».

Согласно отчету Министерства финансов строительство стоило 195294 рубля серебром.
Но качество работ оказалось неудовлетворительным, и уже через несколько лет инженерная служба зафиксировала деформацию сводов. А через сорок лет, в начале XX века состояние Аничкова моста стало угрожающим. И Аничков мост в 1906—1908 годах перестроили, не меняя его облик. Работами руководил известный архитектор П.В.Щусев.

Страницы истории

Аничков мост во время войны
В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву.
Аничков мост серьезно пострадал от артиллерийских налетов. 6 ноября 1942 года на мосту разорвалась 250-килограммовая бомба. Чугунная решетка и одно из гранитных оснований рухнули в Фонтанку. Но уже в ноябре по Аничкову мосту вновь пошел блокадный трамвай, через несколько дней удалось восстановить ограду (пьедестал достали только после войны).
На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.

В середине 90-х годов на Аничковом мосту полностью заменили чугунную решетку. Ее отлили на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске (если постараться, на ограде можно найти герб этого города - гибрид стилизованной снежинки и ядра с протонами).
Последняя реконструкция моста была в 2007—2008 годах.

Вот и Аничков мост, где несчастных коней
По приказу царя так жестоко взнуздали...
Я хотел бы спросить этих сильных людей:
«Вы свободу держать под уздцы не устали?»
(Александр Розенбаум)

Ани́чков мост - один из самых известных мостов Санкт-Петербурга. Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. «Народная этимология», возводящая название к некоей Ане или Аничке, неверна.

До 1712 года Фонтанку называли Безымянным Ериком, или просто Ериком. А после того, как через эту реку перебросили трубы для устройства фонтанов Летнего сада, она стала именоваться «Фонтанной рекой». В то время это была серьезная водная преграда: в некоторых местах река разливалась до 200 метров, берега были заболоченными. Без моста через реку невозможно было представить себе путь в новый город. И в 1715 году Петр приказал: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост».


Неизвестный художник. Вид Аничкова Дворца и Невского проспекта от Фонтанки к Адмиралтейству. 2-я пол. XVIII в.

Приказ был исполнен к маю следующего года солдатами располагавшегося неподалёку адмиралтейского "строительного батальона". Руководил ими подполковник М. О. Аничков, фамилия которого впоследствии закрепилась в названии переправы.
Мост через Фонтанку стал пограничным для города. На его строительство потратили 50 рублей. Длина первого Аничкова моста составляла 150 метров, он перекрывал не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки. Ширина проезжей части была так узка, что на переправе не могли разъехаться две подводы. О размерах Аничкова моста можно судить по докладу от 15 мая 1716 года:
"На першпективе через реку Фонтанку сделано: намощено на обрубах длиннику 80 сажень, поперёк 3 сажени пластинами, да сверх пластин о весь мост намощено досками ширины 4,5 аршина, и подъёмные щиты сделаны, и во весь мост по обе стороны на перила положены брусья".
Для проводки по Фонтанке мачтовых судов упомянутые в докладе подъёмные щиты снимались и возвращались на место вручную. То есть разводного пролёта здесь изначально не было.
На мосту, который тогда был южной границей города, были шлагбаум и застава, где у въезжающих в город проверяли документы и брали плату – деньгами или… камнями, которые нужны были для мощения улиц. Ночью город закрывали на замок, и открывали только для дворян. Люди подлые (низкого происхождения), хоть и спешившие в Петербург по делам, должны были дожидаться утра.
Как любая деревянная постройка того времени Аничков мост быстро обветшал. В 1721 году, с развитием судоходства по Фонтанной реке, мост перестроили по проекту инженера Германа ван Болеса, реализацией которого занимался Доменико Трезини. Тогда сделали подъемной его среднюю часть. Ее разводили несколько раз в сутки: днем – для пропуска парусных судов, а ночью – чтобы в город не забегали волки.
Затем его ремонтировали в 1726 и 1742 гг., а в 1749 г. по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны - подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. При въезде на переправу установили фонари на высоких деревянных столбах. Длина того Аничкова моста была более 200 метров, что почти в четыре раза больше длины современного. Ныне длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина - 37,9 метров.

В 1780-х гг. берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На его быках находились башни с разводным механизмом. Аничков мост оградили каменные парапеты. В начале XIX века их заменили решётки с каменными тумбами, повторяющие ограду набережных Фонтанки. При въезде на мост установили каменные обелиски, на каждом из них повесили по два фонаря.
Булыжную мостовую на Аничковом мосту в 1832 году сменила торцевая мостовая.


Река Фонтанка у Аничкова моста. М.-Ф. Дамам-Демартре. 1813 г.


Аничков мост. 1830 г.

К середине XIX века Аничков мост для главной улицы Петербурга стал слишком узок. В 1839 году было принято решение о его перестройке. Соответствующий проект, утверждённый в декабре 1840 года, разработали инженеры И. Ф. Буттац, А. Х. Редер и А. Д. Готман. Для наблюдения за его реализацией был создан специальный комитет, который возглавил директор Путейского института генерал-лейтенант А. Д. Готман.
Строительные работы осуществлялись подрядчиком Макаром Пименовым. Они были начаты с разборки старой переправы, а 22 мая 1841 года в основание нового Аничкова моста был положен первый камень. Три арки выложили всего за четыре месяца - нужно было как можно скорее восстановить движение по магистрали. На период строительства движение транспорта осуществлялось по временному обходному деревянному мосту.


Перестройка моста в 1841 году

Кирпичные своды нового Аничкова моста облицевали розовым гранитом, который в то время завозили в Петербург для возведения Исаакиевского собора. Все работы были завершены уже к осени, они длились всего шесть месяцев. Мост перестал быть разводным, проезжая часть стала значительно шире.
Для декоративной решетки ограды моста использовали рисунки немецкого архитектора Карла Шинкеля (точно такие же русалки-женщины и русалки-лошади есть на Дворцовом мосту в Берлине). Интересно, что та же тема – с мифическими водными конями – гиппокампами – появляется на первом большом мосту в Петербурге – Благовещенском. Автор рисунка – Александр Павлович Брюллов (непонятно, чей гиппокамп был первым – его или Шинкеля?).


В начале ноября 1841 года на Аничковом мосту были установлены перила и гранитные пьедесталы для статуй. По отчётам Министерства финансов строительство переправы обошлось в 195 294 рубля серебром. Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года (?). Движение по Аничкову мосту было открыто в январе 1842 года.
Изначально предполагалось украсить своды моста бронзовыми декоративными накладками, на каждом из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях - конные группы. Но в процессе строительства было решено ограничиться только последними.
В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы у Адмиралтейского бульвара. Тогда её собирались украсить двумя скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены львы и вазы. Укротителей коней же, по предложению скульптора, было решено установить на перестроенном Аничковом мосту.
Из литейной мастерской на Васильевском острове к Фонтанке клодтовских коней переместил взвод сапёров. По сведениям А. Л. Пунина это произошло 20 ноября 1841 года, а через два дня их установили на пьедесталах у западного берега реки. Это противоречит тому, что именно 20 ноября произошло торжественное открытие переправы.
Сначала на западной части моста появились отлитые в бронзе первые две статуи - «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Им соответствовали точно такие же статуи, но из гипса и выкрашенные под бронзу на восточной части.
Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их в 1842 году по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Кони Клодта оказались в Берлине. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре.
Гипсовые скульптуры на восточном берегу Фонтанки быстро пришли в негодность. Обер-полицмейстер сообщал президенту Академии художеств, что "у алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной". В конце концов у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер докладывал об опасности для пешеходов.
Новые бронзовые скульптуры на Аничковом мосту были установлены 9 октября 1843 года. Но в апреле 1846 года их сняли с переправы и снова подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. Этим подарком русский царь отблагодарил сицилийского монарха за пышный приём его супруги. Скульптуры отправились в Неаполь, их место снова заняли гипсовые копии. В конце концов Клодт отказался от установки на Аничковом мосту копий и решил создать две новые композиции, развить сюжет "Покорение коня человеком".


По замыслу скульптора находясь на Аничковом мосту нельзя увидеть все четыре фигуры. Их нужно рассматривать постепенно, одну за другой. Наиболее полно сюжет Клодта раскроется, если начать обзор ансамбля с западной стороны, от первой группы, изображающей укротителя с кордой в руках.


Затем надо перейти Невский проспект, затем через мост на его восточную сторону. Вторая скульптура передаёт усиленную динамику борьбы. Человек повержен конём, который почти вырвался на свободу.


В третьей группе драматизм постепенно спадает, а четвёртая показывает укротителя, спокойно шагающего рядом с конём, чья спина укрыта шкурой барса.


Процесс укрощение коня символизируется в том числе тем, что кони третьей и четвёртой группы, в отличие от первых, подкованы.
Кони на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга. Ещё три пары таких же скульптурных групп впоследствии были установлены в Стрельне, в Петергофе и в усадьбе Голицыных Кузьминки под Москвой.

В газетах того времени писали: «Новый Аничков мост приводит в восхищение всех жителей Петербурга. Толпами собираются они любоваться удивительной пропорцией всех частей моста и лошадьми - смело скажем, единственными в мире. В Аничковом мосту есть что-то открытое, ловкое, привлекательное! Въехав на мост, кажется, что отдохнул!.. Ни одно из петербургских сооружений не произвело такого впечатления на жителей столицы, как Аничков мост! Честь и слава строителям!».


Людвиг-Франц-Карл Людвигович Бонштедт. Аничков мост на Невском проспекте.

Несмотря на протесты Академии художеств, городская администрация продолжала совершенствовать Аничков мост. Вскоре после его открытия на нём появились фонари только входящего в моду газового освещения. В 1890-х годах здесь поставили часовенку высотой не более 1,5 метров.


При осмотре Аничкова моста 9 октября 1902 года его состояние было признано аварийным. Когда по Невскому проспекту было решено пустить трамвай, с ремонтом переправы медлить стало невозможно. Для замены старых сводов требовалось разобрать и устои, то есть старый мост подлежал полной разборке. Воссоздание Аничкова моста по старому проекту требовало больших временных и финансовых затрат. Поэтому комиссия городской железной дороги под руководством инженера А. П. Пшеницкого рассматривала альтернативный вариант реконструкции, который предполагал создание металлической однопролётной переправы вместо кирпичной трёхпролётной. Это предложение взволновало общественность города, требующую воссоздание Аничкова моста. 25 апреля 1905 года Академия художеств высказалась за сохранение исторического облика переправы. Мало того, даже патина на скульптурах Аничкова моста должна была остаться нетронутой, дабы клодтовские скульптуры не казались новоделом.


Принятый к реализации проект реконструкции Аничкова моста составили С. П. Бобровский и Н. Г. Кривошеин. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. При этом устои и быки остались прежними, тогда как кирпичные своды были переложены. Для удобства пешеходов узкие сходни с моста заменили широкими ступенями.

После реконструкции переправы на ней появилась табличка "Аничкин мост". Это не осталось незамеченным потомками М. О. Аничкова, обратившимся в городскую управу с просьбой исправить ошибку, ведь их предки носили фамилию Аничковы, а не Аничкины. После наведения справок, городская управа, будучи не полномочной изменять название, обратилась в городскую думу, которая и восстановила историческую справедливость.


Предложения по "улучшению" Аничкова моста возникали и после его ремонта. В 1912 году гласный член городской думы архитектор А. П. Ковшаров предлагал нарастить пьедесталы гранитными плитами дабы кони были видны ещё лучше.
В 1938 году на Аничковом мосту, равно как и на всём Невском проспекте, торцевую мостовую сменил асфальт.

В начале войны конные скульптуры с постаментов сняли, но вывезти не успели. Коней Клодта поместили в ящики и закопали во дворе Аничкова дворца. А на их месте стояли ящики, в которых блокадники выращивали летом траву.
Аничков мост серьезно пострадал от артиллерийских налетов. 6 ноября 1942 года на мосту разорвалась 250-килограммовая бомба. Чугунная решетка и одно из гранитных оснований рухнули в Фонтанку. Но уже в ноябре по Аничкову мосту вновь пошел блокадный трамвай, через несколько дней удалось восстановить ограду (пьедестал достали только после войны).
На гранитных парапетах и перилах остались следы снарядов. Один из этих страшных следов заделывать не стали, оставив память о блокаде. Клодтовские кони, благополучно пережившие вражескую осаду, вернулись на место к 1 мая 1945 года.


Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

В середине 90-х годов на Аничковом мосту полностью заменили чугунную решетку. Ее отлили на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске (если постараться, на ограде можно найти герб этого города – гибрид стилизованной снежинки и ядра с протонами). В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин.
Последняя реконструкция моста была в 2007-2008 гг.

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры - ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях коня.
Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж - немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле - список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить - АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда - они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.


Кони Марли в Париже

Аничков мост в искусстве:

Четыре черных и громоздких,
Неукрощенных жеребца
Взлетели – каждый на подмостках –
Под стянутой уздой ловца.
Как грузен взмах копыт и пылок!
Как мускулы напряжены
Какой ветвистой сеткой жилок
Подернут гладкий скат спины!

"Аничков мост" Владимир Нарбут (1913)

Лошадь влекли под уздцы на чугунный
Мост. Под копытом чернела вода.
Лошадь храпела, и воздух безлунный
Храп сохранял на мосту навсегда...
Все пребывало. Движенья, страданья -
Не было. Лошадь храпела навек.
И на узде в напряженьи молчанья
Вечно застывший висел человек.

Александр Блок

Веленью мастера покорны,
Пройдя чистилище огня,
Взвились на воздух вихрем чёрным
Четыре бронзовых коня! . .

И в тот же миг четыре юных
Могучих всадника, с земли
Вскочив, поводья, словно струны,
В единоборстве напрягли! . .

Напрасно кони бьют копытом,
Сорваться с места норовят,
И ржут, и прядают сердито,
И рвут поводья и храпят! . .

Но мышцы юношей могучих
Сноровка, разум и напор,
Остепеняя нрав кипучий,
Уже решают старый спор! -

Поводья натянув тугие,
Смиряют дикий нрав коня…
Так город мой смирял стихии
Воды, и стали, и огня! . .

Кони на Аничковом мосту!.. Николай Леопольдович Браун (1956)

Над Фонтанкой застыли, молчанье храня,
В разных группах четыре могучих коня.
Рядом с ними они – молодцы – удальцы.
Держат столько, уж, лет тех коней под уздцы.

Вены вздулись у ног - силам есть же предел.
Ну, еще бы рывок - этот конь бы взлетел.
Опьяненный свободой, далекой пока.
Конь не чувствует как, губы рвут удила.

А река под мостом, тихо воды несет.
И задумчиво ждет жаркой схватки исход…
Тех коней, как и нас, что-то держит всегда.
Но, когда - нибудь конь разорвет удила.

Аничков мост. Иван Александрович Солопчук

Вовсе не Анечка - Анна
Имя мосту подарила,
А инженер, подполковник,
Я расскажу, как всё было:

Звали его Михаилом.
Знали: Аничков в округе
Жил, в слободе за Фонтанкой,
И батальон - друг за друга!

В век восемнадцатый, бурный,
Строил он путь через реку.
Мост и фамилия схожи -
Слава пришла к человеку!

Мост был тогда трёхпролётным.
Башен - четыре, гранитных.
Средняя часть, что подъёмна,
Деревом пахла элитным.

А в девятнадцатом веке
Мост этот был переделан:
Башни исчезли. Русалки
Из чугуна на перилах

Вместе с морскими коньками
Зеленью дышат речною,
Будто немецкие сказки
Тихо нам шепчут с тобою!

Замерли Клодта творенья
На пьедестале из камня.
Неукротимые кони -
В бронзе отлиты созданья!

Сколько же раз вас дарили!
Место искали получше!
Вы, беспокойные кони,
Радость несёте идущим!

Видишь, скакун чистокровной
Гордой арабской породы,
Юношей вмиг укрощённый,
Смотрит в холодную воду..

Аничков мост. Маргарита Люблинская


Андрей Ефимович Мартынов. Вид Невского проспекта от Фонтанки на Адмиралтейство. 1809-10гг.


П.А. Александров. Вид старого Аничкова моста и дома Нарышкина на Фонтанке 1825 г.



Василий Семенович Садовников. Аничков мост


Иосиф Иосифович Шарлемань. Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге (1850-е годы)


Карл Петрович Беггров. Перспектива Фонтанки от Аничкова моста"


Луи Жюльен Жакотте. Аничков мост. 1850.


Паоло Сала. Аничков мост на Невском проспекте в сумерки.


Виктор Владимирович Меркушев. Аничков мост


Александр Александровский. Аничков мост. Фонтанка. Санкт-Петербург


Азат Галимов. Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Вид на Аничков мост


Евгений Малых. Санкт-Петербург. Аничков мост


Бэгги Боем. Скульптура Аничкова моста


Олег Ильдюков. Аничков мост на Фонтанке


Биктимирова. Аничков мост


Сергей Ракутов. Аничков мост


Екатерина Шахова. Аничков мост


Оксана Пивоварова. Аничков мост


Ольга Литвиненко. Аничков мост. Зима


Сабир Тахир-оглы Гаджиев. Аничков мост


Надежда Иванова. Аничков мост

– Безымянный Ерик. «За Большою Невой на Фантанной реке по першпективе зделать мост», - приказал Петр I и в 1715 году деревянная переправа была сооружена. Назвали ее Аничков мост - по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался в этом месте и строил эту переправу. Длина ее была более 150 метров и перекрывала всю заболоченную пойму реки.

Тогда это была окраина Санкт-Петербурга и здесь находилась пограничная застава, на которой проверяли паспорта и брали плату за въезд в город. Платить можно было и деньгами и булыжниками, которыми мостили дороги. На ночь шлагбаум опускали и караульные укрывались в шалаше, а позже для них построили караульный дом, где они проверяли документы и прятались от непогоды.

В 1726 году переправу сделали разводной и открывали ее для прохода судов с высокими мачтами, а чтобы волки не смогли пройти в город, ее открывали и на ночь.

В 1749 году по проекту архитектора Семена Волкова был построен новый деревянный мост. По одной из версий его специально укрепили, чтобы провести слонов, подаренных императрице Елизавете Петровне в дар от персидского шаха Ирана. Переправа не имела разводного пролета и была обшита досками, оформленными под гранит.

Каменный Аничков мост

Исследования в 1843 и 1847, 1855 и 1899 годах показали, что переправа имеет конструктивные недостатки и вследствие этого разрушается. По проекту архитектора Петра Щусева в 1906-1908 годах проведен ремонт - была выполнена гидроизоляция конструкций, а кирпичные своды переложены и облицованы розовым кирпичом.

Во время Великой Отечественной войны снаряды повредили гранитные парапеты и перила, а на одном из гранитных постаментов и сейчас можно видеть вмятину от снаряда.

В 2007-2008 годах были устранены трещины покрытий, выполнены гидроизоляция, ремонт арочной кирпичной кладки и замена каменных блоков.

Скульптуры коней на Аничковом мосту

В 1841 году Петербургский скульптор Петр Карлович Клодт работал над композициями скульптур «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы», которые должны были установить на набережной Невы напротив Академии художеств . Но после того, как набережную украсили сфинксы , отлитые бронзовые скульптуры поместили с западной стороны Аничкова моста, ближе к Адмиралтейству . А с восточной стороны поместили их временные копии из гипса, которые планировалось заменить на бронзовые фигуры. Петр Клодт отлил скульптуры из бронзы, но прошло почти десять лет, прежде чем композиция была завершена. Коней несколько раз дарили и они украшали то один, то другой дворец.

  • В 1842 году по приказу Николая I скульптуры отправили в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV и сейчас они находятся у ворот Королевского дворца в Берлине
  • В 1844 году вновь отлитые кони установили на мосту, а через 2 года их подарили королю Сицилии Фердинанду II в знак благодарности за гостеприимство во время путешествия по Италии императрицы. В настоящее время скульптуры находятся перед Королевским дворцом в Неаполе
  • Следующие скульптурные группы коней были установлены у Дворцового павильона Бельведер в Луговом парке Петергофа , но во время Великой Отечественной войны они безвозвратно исчезли
  • Кони стали также украшением дворцово-паркового ансамбля князя Алексея Федоровича Орлова в Стрельне . Во время войны скульптуры из Орловского парка были похищены фашистами
  • В усадьбе Голицыных в Кузьминском парке кони были установлены у Конного Двора перед Музыкальным павильоном и сохранились до наших дней

В 1846 году Петр Клодт решил не делать копии коней и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». В 1850 году две новые группы были установлены в восточной части моста и замысел скульптора был полностью воплощен в четырех скульптурных группах:

  • Первая группа в западной части моста – «Конь с идущим юношей» . Животное еще покорно и обнаженный атлет сдерживает вздыбленного коня, взяв его за узду
  • Смежная группа изображает борьбу - ноги коня раскинуты и голова высоко вздернута, пасть оскалена и ноздри раздуты, а юноша с трудом сдерживает вырывающееся животное
  • В третьей группе , расположенной ближе к Дворцу Белосельских-Белозерских, водитель повержен на землю и конь почти вырвался. Голова лошади победоносно поднята и юноша с трудом удерживает животное одной левой рукой
  • И наконец, в четвертой группе мы видим, что атлет покоряет коня . Припав на колено, он двумя руками сжимает узду и укрощает животное

Петр Клодт своей композицией прославляет человека, покорившего природу. На одном из постаментов мы видим бронзовую доску с надписью «Лепил и отливал барон Петр Клодт в 1841 году».

Во время Великой Отечественной войны скульптуры закопали в сквере у Аничкова Дворца и на постаменты их возвратили накануне 1 мая 1945 года. Еще раз они покинули Аничков мост во время реставрации в 2001-2002 годах и были отреставрированы к 300-летию Северной столицы.

Аничков мост - название

Хотя название переправы и произошло от фамилии инженер-полковника, Михаила Аничкова, чей батальон располагался рядом и строил Аничков мост, многие петербуржцы упорно хотят связать это название с трагической любовной историей к некой Анечке и приписывают эту романтичную любовь чуть ли не всем строителям переправы. Говорят, что в 19 веке здесь висела табличка с надписью Аничкин мост и по легенде на этом месте развивалась эта трагическая любовь.

Легенды и мифы

  • Говорят, что при торжественном открытии скульптурных композиций Николай I хлопнул скульптора по плечу и сказал: «Ну Клодт, ты лошадей делаешь лучше, чем жеребец»
  • Однажды Клодт был вместе с императором на приеме в Берлине. Скульптор взял лошадь напрокат и не справился с ней, в результате потерял шляпу и еле удержался в седле. Но Николай I поддержал соотечественника: «Ты лучше лепишь лошадей, чем ездишь на них»
  • Рассказывают, что скульптор как-то обогнал повозку с императором, что делать было строго запрещено и Николай I погрозил ему пальцем. Когда второй раз это повторилось, император гневно погрозил скульптору кулаком, а вскоре пришел к нему в мастерскую, оглядел бронзовые скульптуры и сказал: «За этих – прощаю»
  • Решив отомстить одному их своих обидчиков, Петр Клодт изобразил лицо этого человека под хвостом одного из вздыбленных коней и современники скульптора легко узнавали образ несчастного. Правда, есть мнение, что под хвостом изображен Наполеон, злейший враг любимой России
  • Загадочна и причина смерти великого скульптора. Нашлись злые люди, сказавшие Клодту, что у двух его коней нет языков. Скульптор сильно расстроился и стал сторониться общества, а вскоре заболел и умер, возможно, по этой причине
  • Кони, смотрящие в сторону Адмиралтейства подкованы, а смотрящие в сторону площади Восстания – не подкованы. В 18 веке на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы. По легенде, те кони, что смотрят на Литейный, в сторону кузниц, не подкованы, а подкованные кони идут от кузниц
  • В 1739 году Комиссия по Санкт-Петербургским строениям постановила именовать мост Невским, но это название так и не прижилось
  • Петр Клодт является также автором памятника Николаю I , расположенного рядом с Исаакиевским собором и знаменательного тем, что имеет всего две точки опоры. Скульптор создал также памятник Ивану Крылову в Летнем саду , модель коней Нарвских ворот и квадригу Аполлона Большого театра
  • В начале 20 века в Москве у Ипподрома на Беговой аллее установлены композиции коней, выполненные внуком Петра Клодта скульптором Константином Клодтом
  • Чугунные решетки в середине 1990-х годов были сняты, зарисованы и заново перелиты в Челябинской области на заводе в городе Снежинске, о чем свидетельствует эмблема города на перилах
  • Правильно ударение надо ставить на втором слоге слова Аничков
  • Рядом с Аничковом мостом находятся такие достопримечательности Санкт-Петербурга как Аничков Дворец, Дворец Белосельских-Белозерских и Фонтанный двор

Аничков мост и народный фольклор

Существует фольклорное название переправы – мост шестнадцати яиц. До 1917 года это был мост восемнадцати яиц, поскольку кроме четырех скульптур у переправы находился еще и городовой.

В пору борьбы с алкоголизмом родилось фольклорное выражение «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда – они коней держат».

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет всемирную известность и его изображение можно видеть не только в фотоработах, но и во многих произведениях живописи, о нем сложены и стихи. Композиция «Укрощение коня» стала одним из символов Санкт-Петербурга.

Аничков мост - одна из известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он расположился между 66 и 68, 39 и 41 домами Невского проспекта. Назван мост в честь подполковника-инженера Михаила Аничкова, батальон которого при Петре Первом дислоцировался за Фонтанкой в старой финской деревушке, прозванной Аничковой слободой.

Деревянный мост

До 1712-1714 годов Фонтанку знали как Безымянного Ерика. Прокладываемый в то время Невский проспект считался одной из важных улиц столицы - в месте, где пути пересекались, требовалась постоянная переправа.

В 1715-м году императором Петром І был издан указ о строительстве моста на Фонтанной реке. Строительные работы завершились в мае 1716-го года. Так появилась деревянная балочная многопролетная переправа на свайных опорах. Мост перекрывал не только сам проток, но и заболоченную пойму. Переправа получилась внушительных размеров (речь идет о ее длине), впрочем, по-другому и быть не могло, ведь сама Фонтанка в ширину достигала 200 метров.

Протяженность моста - 150 метров. Строительством переправы занимался инженерный батальон под командованием Михаила Аничкова.

Еще в эпоху Петра I мост перестраивался. Так, в 1721-м году его расширили, сделали 18 пролетов. Средняя часть стала подъемной, поскольку на тот момент Фонтанная река была очищена и углублена настолько, что по ней даже начали ходить суда.

В 1726-м и 1742-м годах производился капитальный ремонт моста. В 1749-м архитектором Семеном Волковым была построена новая деревянная переправа, которая практически не имела никаких отличий от типовых конструкций тех времен. Согласно одной из версий, мост выполнили без разводных пролетов и укрепили для того, чтобы можно было доставить царю слонов, подаренных иранским шахом.

Если верить другим сведениям, то, согласно чертежу 1750-го года, строительство переправы было ориентировано на простую балочную систему с подъемным пролетом. Устройства, поднимающие среднюю часть моста, выполнили в виде «журавлей». В процессе реконструкции было принято решение о сохранении всех восемнадцати пролетов, отделанных под каменный руст. Ограждением моста служили деревянные балясины, стоящие между тумбами и увенчанные вазами.

До конца 18 столетия Фонтанка считалась границей города, а Аничков мост в Санкт-Петербурге, в свою очередь, - пропускным пунктом.

Каменный мост с башенками

К середине 18 столетия город вышел за пределы своей естественной границы, начали застраиваться пригородные территории. Этим можно объяснить широкую деятельность государственных учреждений Российской империи, которые занимались вопросами планировки и застройки городов, урегулирования небольших рек и каналов.

Согласно проектам Комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга, в 1780-1789-х годах проводились работы по обустройству Фонтанной реки. В этом участвовала специально учрежденная комиссия, которая до 1783 г. находилась под руководством генерала Ф.В. Бауэра. В ходе проведенных работ были построены каменные береговые стены, имеющие спуск к воде, и 7 однотипных мостов из камня с деревянными разводными пролетами посредине и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался с 1783 по 1787 гг. Бытует мнение, что автор этого проекта - известный мостостроитель Франции Ж.Р. Перроне. Но это не подтверждено документально. Переправы школы знаменитого француза продолжали строить до 19 века.

Аничков мост, история создания которого исчисляется десятилетиями, обрел новый вид. Боковые пролеты переправы сделали одинаковыми по величине и перекрыли коробовыми сводами из камня, средний пролет был деревянным и подъемным. Между четырьмя надстроенными башнями протянули тяжелые цепи, при помощи которых и поднимались полотна разводной части.

В 1841-м году на западной стороне переправы появились первые статуи из бронзы: «Юноша, берущий коня под уздцы» и «Конь с идущим юношей». Скульптуры восточного берега были повторением западного, только отлиты они были из гипса, окрашенного под цвет бронзы.

Новые бронзовые кони с литейного двора по приказу Николая I были отправлены в качестве подарка королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV. Скульптуры до настоящего времени находятся в Берлине. И только в 1844-м году гипсовые статуи заменили новыми, бронзовыми. Правда, простояли они совсем немного. Через пару лет император отблагодарил ими «короля обеих Сицилий» за его гостеприимство.

Копии коней Клодта находились и в Стрельне, в Петергофе, а также в усадьбе Голицыных. И каждый раз их снимали с моста, возвращая на место гипсовые. В 1851-м году мост наконец-то окончательно укомплектовали. Скульптор отказался от повторения прежних статуй. Он принялся за работу над созданием двух новых композиций. Кони еще два раза покидали Аничков мост в Санкт-Петербурге. Во время блокады 1941-го года их сняли и закопали в дворцовом саду, в 2000-м отправили на реставрацию к юбилею города. Всем, кто видел Аничков мост, скульптуры коней запомнятся надолго.

Современная реставрация

В 2007-2008 годах провели реконструкцию одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга (СПб). Аничков мост подвергся капитальному ремонту. В первую очередь занялись устранением трещин в асфальтобетонном покрытии над промежуточными опорами и устоями, также избавились от дефектов вдоль водоотводных лотков и произвели ремонт гидроизоляции. Победила в тендере компания «Пилон», основной сферой деятельности которой последние 10 лет было благоустройство и ремонт набережных Фонтанки. В качестве генерального проектировщика выступило НПО «Ранд».

В ходе реконструкции планировалось заменить наиболее опасные фрагменты арочной кирпичной кладки и переложить 20 рядов свода в зоне, где основная опора приходится на гранитные устои. Также требовалось обновление некоторых каменных блоков, треснувших от нагрузки или сильных морозов.

Эксплуатация моста

При блокаде Ленинграда конные группы закопали на территории Дворца пионеров. Гранитные постаменты были заставлены ящиками с засеянной травой. В результате прямых попаданий взрывных устройств Аничков мост был сильно разрушен. В 1942-м году, 6 ноября, на переправу прилетела бомба весом 250 кг, отчего в Фонтанку упали гранитная тумба и 30 метров решетки, сделанной из чугуна. Тем не менее, на следующий день возобновили трамвайное движение по мосту, а еще через 5 дней завершили работы по восстановлению ограды. Новые части решетки отличаются только клеймом «Лентрублит». Скульптуры животных вернули на мост к 1 мая 1945-го года.

Близлежащие достопримечательности

Вы планируете посетить вторую столицу России и не знаете, что же стоит посмотреть? Как говорилось выше, одной из достопримечательностей считается Аничков мост. Петербург богат различными переправами и удивительными памятниками архитектуры. Недалеко от Аничкова моста находятся Михайловский сад, памятник Чижику-Пыжику, Храм Спаса-на-Крови, Русский музей, Летний сад и Фонтанный дом.

Образовательный центр «Аничков мост»

Местным жителям известно, что не только достопримечательность Петербурга носит название «Аничков мост». Так еще именуется европейский образовательный центр. В нем объединено два творческих коллектива, оба известны не только в России, но и в Европе. Компания работает с детскими дошкольными образовательными учреждениями, воплощая в жизнь методики раннего развития.

Фольклорное имя

У жителей Петербурга хорошее чувство юмора, и они подшучивают над своим городом весьма изящно и элегантно. Так, к примеру, Исаакиевский собор получил название «Чернильницы», памятник Петру Первому - «Медного всадника», а Аничков мост стали называть «Мостом шестнадцати яиц».

С конями, которые создал знаменитейший и своеобразнейший скульптор Петр Карлович Клодт, связано много разных историй, больше похожих на байки. Мы не будем их все пересказывать – только две и еще реальный один случай из жизни. Речь пойдет о конях на Аничковом мосту, перекинутом через реку Фонтанка и служащего частью Невского проспекта в Петербурге.

Любовнику жены не повезло

Говорят, что Клодту изменила жена. Он вычислил соблазнителя. Но не убил, не вызвал на дуэль, а… увековечил в скульптуре. Точнее, в ее части. А еще точнее, в гениталиях одного из четырех коней на Аничковом мосту. На фотографии лицо увидеть сложно, да и не дает она полного представления. Правда, и на самом коне увидеть непросто, если не знаешь этого и специально не ищешь. Уж простите, мы посмотрели под хвост каждому коню, везде всё нормально, и только под одним действительно лицо. Мы обвели красной линией «лицо» обольстителя жены Клодта. Для подсказки: нос смотрит вниз.

Для тех, кто решит проверить: речь идет о коне, который находится на нечетной стороне Невского проспекта на том берегу Фонтанки, который ближе к Адмиралтейству.

«Сыскать мне сейчас же пятую ж…»

Эту легенду мы взяли из книги «История Петербурга в городском анекдоте» известного петербургского историка и писателя Наума Синдаловского, чьи произведения мы крайне рекомендуем. Когда их читаешь, начинаешь понимать, что историю Северной столицы если до этого и знал, то только по верхам.

Один умник в царствование Николая I как-то написал на одном из коней:

«Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Анúчковом мосту
На удивленье всей Европы
Поставлены четыре жопы…»

Николай I прямо на полицейском рапорте написал поручение:

«Сыскать мне сейчас же пятую жопу
И расписать на ней Европу!»

Кстати, в наши времена обнаженные мужчины с конями у некоторых петербургских политических деятелей явно вызвали бы нездоровый интерес. Вообще, даже странно, что пока никто из местных политиков, которые уже сами по себе в силу своей придурковатости стали анекдотами, не потребовал демонтировать скульптуры Клодта и переплавить их, допустим, на памятник Путину. Видимо, опасаются, что памятнику достанется. Точнее, тому месту, где Николай I предполагал начертить карту части континента.

Если есть конь – на нем можно сидеть

Однажды вечером 20 ноября какого-то недавнего года (конец 90-х – начало 2000-х) один известный петербургский бизнесмен из Морского порта Санкт-Петербурга, потом занимавший руководящие федеральные должности, праздновал свой день рождения.

Праздновал так хорошо, что к тому моменту, когда его машина проезжала по Аничковому мосту, он смог лишь промычать, что ей надо остановиться. Слава богу, водитель был трезвый и притормозил. Бизнесмен показал своим помощникам с использованием мычания и жестов на коня. Те удивились. Потом поняли, чего же хочет шеф. Через некоторое время он уже восседал верхом и, наверное, в мыслях даже куда-то мчался рысью или галопом. Милицейская (тогда еще была милиция) машина тоже припарковалась рядом, но стражи порядка быстро успокоились тем, чем они обычно успокаиваются. Собственно, серьезного нарушения порядка все равно не было.

Что интересно: день рождения Аничкова моста в его современном прочтении, то есть с конями, тоже приходится на 20 ноября. Он был открыт в этот день в 1841 году. Кто его знает, может быть, дух Петра Карловича, вселившись в нетрезвого петербургского бизнесмена, пришел поздравить свое самое знаменитое детище.