Имя существительное

1. Что такое имя существительное:

а) часть предложения

б) частица

в) часть речи +

2. На какие вопросы отвечает существительное:

б) кто? что? +

в) кому? чему?

3. Что обозначает существительное:

а) предмет +

б) признак

в) действие

4. На какой вопрос отвечает одушевлённое имя существительное:

5. На какой вопрос отвечает неодушевлённое имя существительное:

6. Как пишется собственное имя существительное:

а) с большой буквы +

б) через дефис

в) в скобках

7. Какими бывают имена существительные:

а) неопределённого числа

б) только единственного числа

в) множественного и единственного числа +

8. Какого рода бывают имена существительные:

а) мужского и женского

б) мужского, женского и среднего +

в) среднего

9. На какой вопрос отвечают имена существительные, принадлежащие к мужскому роду:

10. На какой вопрос отвечают имена существительные, принадлежащие к женскому роду:

11. На какой вопрос отвечают имена существительные, принадлежащие к среднему роду:

12. Необходимо определить число и род существительного слова Паровоз:

а) единственное число, средний род

в) единственное число, мужской род +

13. Необходимо определить число и род существительного слова Дорога:

а) единственное число, мужской род

б) единственное число, женский род +

в) единственное число, средний род

14. Необходимо определить число и род существительного слова Облако:

а) единственное число, средний род +

б) единственное число, женский род

в) единственное число, мужской род

15. Мягкий знак на конце после шипящих пишется у таких существительных:

а) женского и мужского рода

б) среднего рода

в) женского рода +

16. Количество падежей в русском языке:

17. Падеж имени существительного, отвечающий на вопросы кем? чем?

а) предложный

б) творительный +

в) родительный

18. Падеж имени существительного, содержащий в своём вопросе предлог:

а) предложный +

б) именительный

в) винительный

19. Из берлоги, необходимо определить падеж имени существительного:

а) дательный

б) творительный

в) родительный +

20. Предлог никогда не ставится перед существительным какого падежа:

а) именительного +

б) предложного

в) винительного

21. Имена существительные среднего рода относятся к какому из склонений:

а) к третьему

б) к первому

в) ко второму +

22. Какие существительные относятся к первому склонению:

а) женского и среднего рода с окончанием -а (-я)

б) женского рода с окончанием -а (-я)

в) женского и мужского рода с окончанием -а (-я) +

23. Тишь, необходимо определить склонение этого существительного:

а) первое

б) третье +

в) второе

24. Сарай, необходимо определить склонение этого существительного:

а) второе +

б) четвёртое

в) первое

25. Что означает просклонять существительное:

а) изменить окончание

б) поставить ударение

в) изменить его по падежам +

26. Имена существительные изменяются по:

а) падежам и лицам

б) числам, падежам и родам +

в) числам и родам

27. Неверно определено склонение какого из представленных существительных:

а) библиотека — 1-е склонение

б) молодость – 3-е склонение

в) бусинки — 2-е склонение +

28. В окончании какого из существительных пишется буква -е:

а) к дач… +

б) о площад…

в) в памят…

29. В окончании какого из существительных пишется буква -и:

а) по дорожк…

б) в деревн…

в) в жизн… +

30. Выберете существительное, у которого ставится в конце мягкий знак:

а) пейзаж…

Изучение русского языка - это тот процесс, который сопровождает всю жизнь человека. Как бы это парадоксально ни звучало, но в течение долгих лет мы каждый день узнаем что-то новое о своем родном языке. При этом доказано, что невозможно полностью выучить его. Причина кроется в довольно простой вещи - язык постоянно совершенствуется, и вносимые в него изменения не являются инициативой одного человека или группы людей. Носитель языка - народ. Как следствие, им же он и совершенствуется. Тем не менее есть ряд основных столпов, на которых строится вся грамматика русского языка. Они изучаются в школьной программе, начиная с начальной школы и заканчивая выпускными классами.

Для многих, кто предпочел гуманитарное образование, изучение на этом не заканчивается и продолжается в вузе, где более глубоко разбирается этимология тех или иных особенностей. Но остановимся на самом основном - том, что изучается одним из самых первых - частях речи. В данной статье попытаемся разобраться, на какие вопросы отвечает имя существительное, и поговорим обо всем, что с ним связано.

Части речи

Ни для кого не секрет, что в русском языке все слова подразделяются на части речи - большие группы, к которым принадлежат от нескольких слов до сотен тысяч. Те, в свою очередь, разделяются на самостоятельные и служебные. Об этом известно из школьной программы. Тем не менее нетрудно догадаться, что используются на порядок чаще, нежели служебные. Однако и без них невозможно говорить - сюда относятся всем известные и так далее. Все мы привыкли использовать слова. Имя существительное среди них будет преобладающим. Почему это так, будет сказано ниже.

Самостоятельные части речи: существительное

Итак, Вообще, само звучание этого слово указывает на его этимологию - «существует». Значит, оно указывает на какой-либо объект. Действительно, имя существительное обозначает предмет. Но это лишь условно. Под понятием предмета подразумевается не только нечто осязаемое, но еще и любые чувства, эмоции. Это станет понятно, когда разберемся, на какие вопросы отвечает имя существительное. Вообще, это нетрудно. Достаточно любого попросить назвать нечто «существительное», и на ум придет масса предметов. Таким образом, эта обозначает предмет, осязаемый или нет - это неважно. Словом, существительные окружают нас повсюду.

Вопросы существительных

Многие спрашивают о том, на какие вопросы отвечает имя существительное. Все довольно тривиально, потому что стоит посмотреть на любой предмет и мысленно спросить себя: «Что это?» Вот, собственно, и все. Имена существительные в речи отвечают на два главных вопроса: «кто?» и «что?». Первый тип вопроса используется для обозначения живого объекта, а именно человека, животного; второй можно задавать во всех остальных случаях. Кстати, интересный факт. В английском языке живым и одушевленным считается только человек.

Параметры имени существительного

Как и любая другая часть речи, существительное имеет некоторые параметры, использующиеся для его характеристики. Во-первых, это падеж - один из основных параметров этой части. Носит изменяемый характер. Склонение - зависит от рода и окончания существительного. Об этих двух характеристиках будет сказано отдельно. Значение имени существительного может зависеть от рода. В русском языке встречаются случаи, когда, несмотря на его очевидность, определить правильно род довольно трудно. От числа, единственного или множественного, зависит форма слова.

Падежи существительных

Как уже было сказано выше, эта часть речи имеет, по сути, два основных параметра - склонение и падеж. От того, какие значения они принимают, зависит, на какие вопросы отвечает имя существительное. Правила русского языка говорят о том, что существует шесть падежей, а именно именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В начальной школе многие их заучивали при помощи легкого стишка, в котором первые буквы слов обозначают падежи: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Только в таких падежах может находиться имя существительное. Таблица вопросов поможет соотнести слово и падеж.

Склонения существительных

Вообще, определено три склонения: первое, второе и третье. К первому относят все существительные мужского и женского рода, оканчивающиеся на -а, -я. Для второго склонения характерны существительные мужского и среднего рода с окончаниями -е, -о или нулевым. К последней группе относят слова женского рода с -ь на конце. Многие не в состоянии определить, к какой группе относится то или иное имя существительное. Примеры помогут с этим разобраться. Первое склонение - слова "папа", "мама" и так далее, второе - "слон", "конь", "окно", третье - "мать", "ночь". Соответственно всем этим трем примерам можно определить, к какой из групп относится существительное.

Существительные в речи

Как уже отмечалось, данная часть речи - одна из самых популярных. Это легко объяснимо, ведь мы прямо сейчас можем назвать любое имя существительное. Примеры могут быть самыми разными - от предметов, окружающих нас, до любой мысли или идеи, возникшей в голове. Так, нетрудно догадаться, почему эта часть речи играет настолько важную роль в нашей жизни, и ее изучению посвящено так много. По большому счету все люди - это существительные - одушевленные предметы. Например, под именем подразумевается живой человек, а значит, все личные названия также относятся к этой части речи. Можно сделать вывод, что без существительного невозможно существовать.

Роль в предложении

Предложения составляют слова. Имя существительное - это одно из главных его сегментов. Оно может принимать на себя сразу несколько вероятных ролей. Во-первых, как часто бывает, это главный член предложения - подлежащее. Однако для этого слово должно находиться в а именно отвечать на вопрос «что?» или «кто?». Во-вторых, существительное может становиться дополнением. Здесь оно может находиться в любом падеже, кроме именительного. В редких случаях, когда отсутствует глагол, существительное может принимать на себя роль сказуемого. Одним из наиболее простых примеров может служить предложение «Он - мужчина», где местоимение "он" - подлежащее, а существительное "мужчина" играет роль сказуемого.

Разбор существительного

Нередко встречается задание, в котором требуется провести подробный разбор слова. Здесь разберем все по пунктам.

  1. Следует указать само слово, к какой части речи относится. В нашем случае это существительное, значит, следует определить, одушевленный этот предмет или нет. Следует отметить, что иногда в авторских произведениях слово вырвано из контекста и само по себе может обозначать нечто совершенно другое. К сожалению, что делать в таком случае, верного решения нет.
  2. Во втором пункте необходимо составить словосочетание с нашим существительным, определив вопрос. Также указать начальную форму - в единственном числе именительном падеже. Если отсутствует единственное число, например, как у слова «штаны», использовать во множественном.
  3. В третьем пункте указываются изменяемые и неизменяемые признаки. Ко второй группе относят склонение, род. К первой - падеж и число. Последнее, что следует разобрать, - это слова в предложении. Для этого составляется словосочетание, задается вопрос, при помощи которого определяется, «кем» является существительное в предложении.

Для того чтобы делать разбор без ошибок, необходимо хорошо ориентироваться в понятиях и уметь ими оперировать. Помимо этого, нужно иметь так называемое чутье, которое поможет правильно определять роль существительного в предложении и удачно задавать вопрос.

Примеры существительных

Порой бывает трудно определить значение имени существительного по той причине, что до сих пор вы никогда не встречались с таким словом. В этом нет абсолютно ничего страшного, потому что русский язык настолько богат, что ни один человек не может знать всех слов, которые в нем используются. Это и специальные термины, и местные словоформы. Конечно, общие слова могут «расшифровать» все. Хотя, например, слово "класс" - имя существительное? Не всегда.

Да, с одной стороны, оно может означать комнату для занятий, а с другой, оценочное суждение по поводу чего-либо, и это уже вовсе не существительное, а междометие. Это наталкивает на мысль, что определить, к какой части речи слово относится и какое имеет значение, можно исключительно в контексте. Однако большинство имен сущесвительных имеют одно значение.

Заключение

В заключение следует сказать, что каждый русский человек обязан знать свой язык. К сожалению, несмотря на то, что его изучению уделяется особое место в школьной программе, большинство жителей нашей страны не умеют правильно расставлять ударение и пишут с ошибками. Дело в элементарной грамотности, а не в науках. Развитая система не только школьного, но и высшего образования не гарантирует того уровня знаний, который должен иметь каждый гражданин. В большинстве случаев это зависит лично от человека, от его желания учиться правильно говорить и писать. Конечно, многое зависит от культуры языковой среды, в которой растет и воспитывается личность. Так, был проведен эксперимент, результаты которого указали на то, что ребенок, росший с грамотно говорящими родителями, обладал большей склонностью красноречиво излагать свои мысли, нежели его сверстник, воспитывавшийся в более агрессивной языковой среде. Таким образом, можно сделать вывод, что человека закладывается с самого детства и во многом определяет, насколько он будет грамотен в дальнейшем.

Тест по русскому языку

по теме: «Имя существительное»

Составлен на основе требований к Программе по письму специальной (коррекционной) школы VIII вида, по учебнику Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской «Русский язык» 6 класс, Москва, Просвещение, 2012г.

    Имя существительное – это:

А) часть речи

Б) часть слова

В) часть предложения

Г) частица

2 . Имя существительное отвечает на вопросы:

А) кто?

Б) что?

В) кто? что?

Г) какой? Какая? Какое?

3 . Имя существительное обозначает:

А) действие

Б) предмет

В) признак

Г) признак действия

4. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

А) что?

Б) кто?

В) когда?

Г) где?

5 . Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

А) что?

Б) кто?

В) когда?

Г) где?

6 . Собственные имена существительные пишутся:

А) в кавычках

Б) с большой буквы

В) с маленькой буквы

Г) через дефис

7. Имена существительные бывают:

А) единственного и множественного числа

Б) единственного числа

В) множественного числа

Г) неопределённого числа

8. Имена существительные бывают:

А) мужского и среднего рода

Б) женского и мужского рода

В) мужского, женского и среднего рода

Г) среднего и женского рода

9. Имена существительные мужского рода отвечают на вопрос:

А) чей? – (он мой)

Б) чья? – (она моя)

В) чьё? – (оно моё)

Г) чьи? – (они мои)

10. Имена существительные женского рода отвечают на вопрос:

А) чей? – (он мой)

Б) чья? – (она моя)

В) чьё? – (оно моё)

Г) чьи? – (они мои)

11. Имена существительные среднего рода отвечают на вопрос:

А) чей? – (он мой)

Б) чья? – (она моя)

В) чьё? – (оно моё)

Г) чьи? – (они мои)

12. Определи род и число существительного ПАРОВОЗ:

А) женский род, единственное число

Б) мужской род, единственное число

В) средний род, множественное число

13. Определи род и число существительного ДОРОГА:

А) средний род, единственное число

Б) мужской род, множественное число

В) женский род, единственное число

Г) женский род, множественное число

14. Определи род и число существительного ОБЛАКО:

А) мужской род, множественное число

Б) средний род, множественное число

В) женский род множественное число

Г) средний род, единственное число

15. У существительных какого рода после шипящих на конце пишется мягкий знак:

А) среднего рода

Б) женского рода

В) мужского рода

Г) мужского и женского рода

16. Сколько в русском языке падежей:

А) 3

Б) 5

В) 6

Г) 8

17. Какой падеж имён существительных отвечает на вопрос кем? чем?

А) Родительный падеж

Б) Творительный падеж

В) Дательный падеж

Г) Предложный падеж

18. Какой падеж имён существительных в своём вопросе содержит предлог:

А) Именительный падеж

Б) Винительный падеж

В) Творительный падеж

Г) Предложный падеж

19. Определи падеж существительного ИЗ БЕРЛОГИ:

А) Родительный падеж

Б) Предложный падеж

В) Дательный падеж

Г) Творительный падеж

20. Перед существительными какого падежа никогда не стоит предлог:

А) Родительного падежа

Б) Предложного падежа

В) Именительного падежа

Г) Винительного падежа

21. К какому склонению относятся существительные среднего рода:

А) к первому склонению

Б) ко второму склонению

В) к третьему склонению

Г) к четвёртому склонению

22. К первому склонению относятся существительные:

А) женского и мужского рода с окончанием А или Я

Б) женского и среднего рода с окончанием А или Я

В) Женского рода с окончанием А или Я

Г) мужского рода с окончанием А или Я

23. Определи склонение существительного ТИШЬ:

А) первое склонение

Б) второе склонение

В) третье склонение

Г) четвёртое склонение

24. Определи склонение существительного САРАЙ:

А) первое склонение

Б) второе склонение

В) третье склонение

Г) четвёртое склонение

25. Просклонять существительное – это:

А) изменить по падежам

Б) изменить по склонениям

В) изменить окончание

Г) поставить ударение

Ответы к тесту

Язык представляет собой сложную многоуровневую систему. Изучению каждого их языковых уровней посвящены специальные разделы языкознания.

Изучением форм словоизменения, строения слов, типов словосочетаний и предложений занимается грамматика, включающая в себя морфологию и синтаксис. Морфология изучает систему частей речи и их категории.

Понятие части речи

Под частью речи принято понимать категорию единицы языка, определяющуюся морфологическими и синтаксическими признаками. Для слов определенной части речи характерно наличие одного грамматического значения, общего набора морфологических признаков, общего лексического значения и выполнение одинаковой синтаксической функции.

В настоящее время в русском языке десять частей речи. Прежде всего, они делятся на самостоятельные (имеющие собственное значение) и служебные (служащие для связи слов в предложениях и словосочетаниях).

Имя существительное. Определение

Имя существительное — самостоятельная часть речи. Слова, относящиеся к этой группе, несут в себе общее грамматическое значение предметности, т. е. обозначают предмет. По общему значению предметности легко определить вопрос, на какой отвечают имена существительные. Это вопросы «кто» или «что». Например, что? — машина, кто? — лиса.

Имя существительное как часть речи обладает следующим набором морфологических признаков: род, тип склонения, одушевленность/неодушевленность, собственное/нарицательное. Это постоянные признаки существительного. Однако есть и другие. Помимо постоянных признаков существительное имеет и непостоянные (изменяемые) признаки. К ним относятся число и падеж.

В предложении имя существительное чаще всего выполняет роль подлежащего или дополнения, но может выполнять и любую синтаксическую функцию в зависимости от контекста.

Нарицательное и собственное имя существительное

Все обилие имен существительных русского языка делится на две группы. В одну группу входят слова, обозначающие однородные предметы и явления (дождь, дорога, велосипед). Они называются нарицательными. В другую группу входят слова, обозначающие один конкретный предмет или лицо. Сюда относят имена людей, их фамилии, клички животных, астрономические и географические наименования, а также названия произведений искусства, различных изданий, книг, фабрик и другие. Такие слова называются именами собственными и пишутся с заглавной буквы. Например: "Известия", Алексей, "Мертвые души" и т. д.

Стоит отметить, что по тому, является слово нарицательным или собственным, нельзя определить вопрос, на какой отвечает имя существительное. Например, нарицательные слова камень (что?) и мальчик (кто?), собственные имена Мария (кто?) и Эверест (что?).

Одушевленное и неодушевленное имя существительное

Одушевленными считаются имена существительные, называющие живые предметы. Это слова, отвечающие на вопрос кто? (человек, собака, друг). Слова, называющие неживые предметы, считаются неодушевленными существительными. Вопрос, на какой отвечает неодушевленное имя существительное, — что? (дерево, стул, молоко).

Род имени существительного

Еще один неизменяемый морфологический признак имени существительного — род. Такие слова могут быть женского, мужского или среднего рода. Нужно отметить, что для одушевленных существительных существует соотнесенность рода с половой принадлежностью (мальчик — м.р., девочка — ж.р.). У неодушевленных предметов такое соотношение отсутствует. Такого плана существительные называют средним родом (бревно — с.р.). Однако, главный морфологический показатель рода — окончания. Для каждого рода существует свой набор. При этом нужно помнить, что у неизменяемых имен существительных нельзя определить род по окончанию. В этом случае род определяется по значению слова и по формам слов, связанных с ним.

Отдельную группу составляют имена существительные, называющие лиц и мужского и женского пола. Их принято называть существительными общего рода. Например, соня, недотрога, плакса, молодец, умница, обжора и т.п.

Число имени существительного

Число, в качестве морфологического признака имени существительного, интересно тем, что для одних слов оно является изменяемым признаком, а для других — постоянным. Так большее количество существительных русского языка имеет форму единственного числа и форму множественного числа и окончания, присущие этим формам (книга — книги, море — моря, круг — круги). У некоторых существительных при изменении числа меняется не только окончание, но и основа слова (ребенок — дети, человек — люди). При изменении числа, вопрос, на какой имя существительное отвечает, не изменяется (кто? — малыш, кто? — малыши, что? — тетрадь, что? — тетради).

Однако есть и немало существительных, которые имеют либо форму единственного числа либо форму множественного числа. Например: молодежь, мел, Африка, зависть, очки, Альпы, хлопоты, всходы.

Падеж существительных

Падеж — непостоянный морфологический признак существительного. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Необходимо знать, на какие вопросы отвечают падежи имен существительных, чтобы правильно определять форму слова. Ввиду того, что слова этой группы могут быть одушевленными или неодушевленными, для каждого падежа есть два вопроса:

  1. И.п. - кто? что? (брат, лист).
  2. Р.п. - кого? чего? (брата, листа).
  3. Д.п. - кому? чему? (брату, листу).
  4. В.п. - кого? что? (брата, лист).
  5. Т.п. - кем? чем? (братом, листом).
  6. П.п. - (о) ком?, (о) чем? (о брате, о листе).

Важно запомнить, что существует группа неизменяемых имен существительных. Они имеют одну форму во всех падежах, например, кофе, какаду, жалюзи и т.п. Падеж для этих слов определяется при помощи падежных вопросов, задаваемых от связанных с ним изменяемых слов. Например: Кофе готов (и.п.). У нас нет кофе (р.п.). Он обрадовался кофе (д.п.). Я пью кофе (в.п.). Он обжегся кофе (т.п.). Разговоры о кофе (п.п.).

Склонение существительных

В зависимости от того, как изменяется имя существительное по числам и падежам, в русском языке три типа склонения.

склонение

окончание

мама, дядя, зима, валя

стол, гром, орел

лето, здание, болото

тушь, ночь, дверь

Однако есть и существительные, которые в разных формах имеют окончания, присущие разным типам склонения. Такие существительные являются разносклоняемыми. Их правописание нужно запоминать.

Начальной формой имени существительного считается форма именительного падежа единственного числа.

Так как склонение не связано с одушевленностью или неодушевленностью, нельзя сказать, на какой вопрос отвечает склонение.

Имя существительное в системе знаменательных частей речи русского языка занимает центральное место. Без него не обходится построение предложений. Чтобы правильно употреблять в речи слова относящиеся к этой группе, верно определять их грамматические категории, прежде всего необходимо знать, на какой вопрос отвечает имя существительное.

Тест по русскому языку для 5 класса на тему «Имя существительное»

Ткаченко Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58 г. Арзамаса Нижегородской области
Описание. Тест «Имя существительное» предназначен для учащихся 5 класса, разработан в 4-х вариантах. Учитель может использовать его на уроках повторения и обобщения как тренировочный материал, а также как КИМ на уроках контроля знаний учащихся.
Цель: диагностика уровня усвоения программного материала учащимися по теме «Имя существительное».
Задачи:
- повторение и обобщение изученного материала по теме «Имя существительное»,
- закрепления навыка работы с тестами,
- контроль уровня усвоения теоретического материала по теме «Имя существительное».

Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 20 минут. Работа включает в себя 20 заданий, которые представляют собой задания с выбором ответа.
К каждому заданию предлагаются 4 варианта ответа, из которых только один верный.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Оценивание: «5» - от 90% до 100% правильных ответов;
«4» - от 80% до 90% правильных ответов;
«3» - от 60% до 80% правильных ответов;
«2» - ниже 60% правильных ответов.
Желаем успеха!
Вариант 1.

1) мышь
2) прыгать
3) мы
4) красный

1) конь
2) мяч
3) стол
4) дом

1) мороз
2) яйцо
3) кукла
4) море
Задание 4. Образуйте от существительного конь форму Д. п. ед. ч.:
1) коню
2) конём
3) коне
4) коням

1) ножницы
2) птицы
3) киты
4) берега

а) роскош…
б) (много) дач…
в) малыш…
г) мяч…
на лесной тропинке
1) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
3) неодушевленное, собственное, 2 склонение


1) Мама, ягода, юноша
2) Конь, рожь, брошь
3) Мама, море, ветка
4) Земля, кот, печка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму среднего рода.
1) Солнце осветило все вокруг.
2) Сверху посыпался иней.
3) Мы весело играли в футбол.
4) Маша читает что-то очень интересное.

1) газета Московский комсомолец
2) рассказы Горького
3) Машины игрушки
4) взобрался на Эльбрус
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме предложного падежа.
1) Шумит в густом лесу золотой дождь.
2) Девочка вырвала сорную траву и вскопала землю.
3) Усталый заяц вернулся с ночной охоты.
4) Мох спускается зелёными прядями до самой земли.

Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова гармошка:
1) 1 склонение, женский род
2) 1 склонение, мужской род
3) 2 склонение мужской род
4) 3 склонение, женский род

А. на лесной опушк… Б. одинокая б…рёзка В. К серой мыш…
Г. рыжая л…сичка
1) АБ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ

Ребята любят летние каникулы.
а) дополнение
б) подлежащее
в) сказуемое
г) обстоятельство

1) какаду
2) молния
3) зима
4) стая
1) дитя
2) зима
3) крыша
4) молоко

1) молодые шофера
2) квалифицированные инженеры
3) опытные инструкторы
4) незаменимые токари

С (небо) падали пушистые снежинки.
1) Родительного падежа
2) Винительного падежа
3) Именительного падежа
4) Предложного падежа

1) Ключ…к
2) Замоч…к
3) Ботиноч…к
4) Венич…к

1) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., одуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

Вариант 2.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) игра
2) игривый
3) играющий
4) играть

1) рожь
2) кот
3) девочка
4) мама
Задание 3. Найдите существительное мужского рода:
1) конь
2) роскошь
3) листва
4) зима
Задание 4. Образуйте от существительного мяч форму П. п. ед. ч.:
1) мяче
2) мяча
3) мячу
4) мячом
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только мн. ч.:
1) плоскогубцы
2) руки
3) носы
4) листва
Задание 6. В каком существительном после шипящего пишется ь?
а) печ…
б) плач…
в) смерч…
г) ключ…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
в красном платье

2) одушевленное, нарицательное, 2 склонение
3) неодушевленное, собственное, 1 склонение
4) неодушевленное, нарицательное, 3 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 2 склонения?
1) Сено, поле, море
2) Сено, молодежь, море
3) Ветер, буря, стужа
4) Лошадь, тётя, стол
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму женского рода.
5) 1) Маша читает что-то очень интересное.
6) 2) Сверху посыпался иней.
7) 3) Мы весело играли в футбол.
8) 4) Солнце осветило все вокруг.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) в сказке Царевна-лягушка
2) город Орёл
3) речка Обь
4) город Москва
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме родительного падежа.
1) Петя расстроен, потому что у него нет мяча.
2) Маленький ёжик вышел на прогулку.
3) За окном разыгралась вьюга.
4) В траве закраснелась земляника.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова полночь:
5) 1) женский род, 3 склонение
6) 2) женский род, 1 склонение
7) 3) женский род, 2 склонение
8) 4) мужской род, 3 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква е.
9) А. л…сник Б. ж…знь В. на лекци… Г. р…ка
10) 1) АГ 2) АБВ 3) АВГ 4) АБВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Девушка листала журнал, рассматривала фотографии людей и природы.
а) определение
б) дополнение
в) обстоятельство
г) сказуемое
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) кино
2) окно
3) зерно
4) сено
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) путь
2) синь
3) звон
4) стон
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) лучшие докторы
2) бдительные кондуктора
3) золотые купола
4) достойные повара
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Мама несет на (руки) маленькую дочку.
1) Предложный падеж
2) Дательный падеж
3) Творительный падеж
4) Именительный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква и?
1) Сухар…к
2) Ножич…к
3) Следоч…к
4) Огонёч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.

3) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 3.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) листва
2) надолго
3) кто-то
4) зимний
Задание 2. Выберите одушевленное имя существительное:
1) кот
2) колос
3) яйцо
4) молоко
Задание 3. Найдите существительное женского рода:
1) печка
2) юноша
3) солнце
4) день
Задание 4. Образуйте от существительного море форму П.п. мн.ч.:
1) морях
2) море
3) морями
4) морем

1) детвора
2) опилки
3) выборы
4) деньги

а) борщ…
б) лож…
в) молодеж…
г) глуш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
на крутом берегу
1) неодушевленное, нарицательное, 2 склонение
2) неодушевленное, нарицательное, 1 склонение

4) неодушевленное, собственное, 2 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 3 склонения?
1) роскошь, дичь, речь
2) мощь, помощь, (нет) груш
3) мелочь, дом, стая
4) дочь, синь, полянка
Задание 9. Укажите предложение, в котором имя существительное имеет форму мужского рода.
1) Был морозный день.
2) Голодной птице зима – это смерть.
3) Солнце осветило все вокруг.
4) Наступила долгожданная весна.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Мурзилка
2) Куликовская битва
3) озеро Байкал
4) Зимний дворец
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме именительного падежа.
1) Папа купил ковёр.
2) Папа купил ковёр.
3) Дикие ветки дают кислые яблоки.
4) Маленький котёнок весело прыгает в густой траве.
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова карандаш:
1) мужской род, 2 склонение
2) мужской род, 1 склонение
3) женский род, 1 склонение
4) средний род, 2 склонение

А. ш…нель Б. ц…фра В. лыж… Г. ц…ган
1) АБВ 2) АВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Моя мама – учитель литературы.
а) сказуемое
б) подлежащее
в) дополнение
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) метро
2) полотно
3) солнце
4) жгут
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) время
2) корма
3) рожь
4) мороз
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) пара носок
2) пара сапог
3) пара чулок
4) пара ножниц
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Шустрые белочки прыгают по (деревья).
1) Дательный падеж
2) Предложенный падеж
3) Родительный падеж
4) Винительный падеж

1) Кошелёч…к
2) Сухар…к
3) Трамвайч…к
4) Костюмч…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:

1) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., ж. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.
2) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
3) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
4) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпа, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.

Вариант 4.
Задание 1. Из предложенных вариантов выберите имя существительное:
1) изморось
2) моросящий
3) моросит
4) подморозило
Задание 2. Выберите неодушевленное имя существительное:
1) потолок
2) заяц
3) щенок
4) муха
Задание 3. Найдите существительное среднего рода:
1) зерно
2) дядя
3) роскошь
4) слон
Задание 4. Образуйте от существительного юноша форму Р. п. ед. ч.:
1) юноши
2) юноше
3) юношей
4) юношу
Задание 5. Найдите существительное, имеющее форму только ед. ч.:
1) горе
2) очки
3) брюки
4) сани
Задание 6. В каком существительном после шипящего НЕ пишется ь?
а) камыш…
б) суш…
в) тиш…
г) мыш…
Задание 7. Укажите верную морфологическую характеристику имени существительного, входящего в состав данного словосочетания
научила Таню
1) одушевленное, собственное, 1 склонение
2) неодушевленное, собственное, 2 склонение
3) одушевленное, нарицательное, 3 склонение
4) одушевленное, нарицательное, 1 склонение
Задание 8. В каком варианте ответа перечислены существительные 1 склонения?
1) доброта, высота, синева
2) красота, мгла, тень
3) солнце, изморось, весна
4) капля, дождь, облако
Задание 9. Укажите предложение, в котором все существительные имеют форму мужского рода.
1) А вот и лесной царь – белый гриб.
2) Рыхлый снег раскрывал мне тайны ночной жизни жи¬вотных.
3) Большому кораблю – большое плаванье.
4) Остро пахло сырой землёй, прелыми листьями.
Задание 10. Укажите вариант ответа, в котором нужно поставить кавычки:
1) журнал Огонёк
2) кошка Мурка
3) студент Иванов
4) пёс Бобик
Задание 11. Укажите предложение, в котором выделенное существительное употреблено в форме дательного падежа.
1) Летом я отправлюсь к дедушке в деревню.
2) Издали раздается гул паровоза.
3) С крыши стекают мутные потоки воды.
4) Зимой хорошо сидеть у печки!
Задание 12. Укажите верную морфологическую характеристику слова сокровищ:
1) средний род, 2 склонение
2) мужской род, 2 склонение
3) женский род, 3 склонение
4) мужской род, 1 склонение
Задание 13. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все слова, в которых пропущена буква и.
А. птиц… Б. революц…я В. щипц… Г. ц…рк
1) БГ 2) АБВ 3) АВГ 4) БВГ
Задание 14. Каким членом предложения является выделенное существительное в предложении
Таня сидела у окна и тихо плакала.
а) подлежащее
б) дополнение
в) обстоятельство
г) определение
Задание 15. Укажите неизменяемое существительное.
1) пальто
2) ружьё
3) малинник
4) свежо
Задание 16. Укажите разносклоняемое существительное.
1) имя
2) филе
3) метро
4) лассо
Задание 17. В каком варианте ответа допущена ошибка в употреблении существительного:
1) красивая тюль
2) ценный комментарий
3) важная бандероль
4) темная вуаль
Задание 18. В форму какого падежа нужно поставить выделенное существительное в предложении
Зеленый лес зашумел от порывов (ветер).
1) Родительный падеж
2) Винительный падеж
3) Дательный падеж
4) Предложенный падеж
Задание 19. В каком существительном пропущена буква е?
1) кулёчек
2) Балконч…к
3) Попугайч…к
4) Гвозд…к
Задание 20. Укажите вариант ответа с ошибкой в морфологическом разборе:
1) в белой шляпе – сущ., н.ф. – шляпы, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.
2) зелёное яблоко – сущ., н.ф. - яблоко, нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в ед. ч., в В.п.
3) читать книгу – сущ., н.ф. – книга, нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В.п.
4) заботиться о котёнке – сущ., н.ф. – котёнок, нариц., одуш., м. р., 2 скл., в ед. ч., в П.п.

Примечание.
Ответы.

В предложенных тестах правильный ответ ко всем заданиям находится под цифрой 1. Учитель, планирующий использовать данную разработку, в праве поменять местами правильные ответы.

Использованная литература:
1. Бояринова И.П., Ермилина О.Е. Русский язык и культура речи. Интернет-курс для подготовки к ЕГЭ.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2013.