Эйфелева башня: пример упорства и успеха. Эйфелева башня: история, строительство, интересные факты, использование, отзывы

Наиболее посещаемой и фотографируемой достопримечательностью в мире является Эйфелева башня, расположенная в Париже. У миллионов людей по всему свету наиболее узнаваемым является этот образ. Справедливо стремление увидеть ее своими глазами, ведь Эйфелева башня - символ Парижа.

Эйфелева башня: краткое описание с фото

Узнайте немного новых фактов об этой 300 метровой красавице , познакомьтесь с её историей, а также лайфхаками для туристов из нашего обзора.

Найти самую главную достопримечательность Франции в Париже можно очень просто, ведь она видна с любой точки города. Даже если Вы заблудитесь, спросите любого горожанина об Эйфелевой башне на английском или французском, и Вам обязательно подскажут и укажут куда идти.

Где находится Эйфелева башня

Неважно, решите ли Вы добираться на метро или на лодке, на машине или на велосипеде - все способы добраться к Эйфелевой башне хороши и удобны! Вы можете также совместить посещение этой достопримечательности с прогулкой по улицам Парижа или по реке Сене. Ведь Эйфелева башня находится в самом центре Парижа, в двух километрах от Елисейских полей на Марсовом поле.

6 способов, как добраться до Эйфелевой башни:

  1. На метро. Станция метро, ближайшая к башне - это «Bir-Hakeim», 6 линия. Также можно доехать по 9 линии до станции «Trocadero» и пройти пешком до этой достопримечательности. На выходе из метро посмотрите, как Эйфелева башня расположена на карте Парижа и идите пешком около 500 м в выбранном направлении.
  2. На региональном поезде RER. По линии C, ближайшая станция к башне - «Champ de Mars» или «Tour Eiffel». Для того, чтобы дойти до самой знаменитой достопримечательности Франции со станции RER нужно всего несколько минут ходьбы.
  3. На автобусе. В направлении Эйфелевой башни по Парижу курсирует четыре автобуса. Их номера: 82, 42, 87 и 69. Ориентируетесь на остановку «Champ de Mars».
  4. На велосипеде. Это приятный способ прогуляться по Парижским улицам и посетить Эйфелеву башню. Вам даже не нужно знать ее адрес, чтобы без проблем доехать на велосипеде до самой достопримечательности.
  5. На лодке. Не все знают об этом оригинальном и интересном способе добраться до Эйфелевой башни. Река Сена протекает через сердце Парижа и предоставляет возможность туристам насладится лодочными прогулками, в том числе рядом с башней.
  6. На автомобиле. Если вы хотите добраться к Эйфелевой башне на машине, рекомендуем припарковаться в любой из ближайших подземных парковок рядом с расположением Эйфелевой башни. Хорошим выбором является парковка на набережной Бранли, которая расположена на карте Парижа менее чем в 300 метрах от знаменитой достопримечательности!

История

Возможно, Вам известно, что судьба довольно интересна и запутана. С самой своей постройки она не должна была стать символом Парижа. Она получила большое количество критики как от рядовых Парижан, так и от знаменитых. Например, Ги де Мопассан даже обедал в ресторане башни, чтобы ее не видеть.


фото: чертежи Эйфелевой башни

Однако затея Густава Эйфеля возвести входную арку на крупную Мировую выставку в 1889 году реализовалась и собственно, с данного момента отсчитывается история Эйфелевой башни. Хотя изначально она должна была довольно быстро закончиться. Через 20 лет башню собирались разобрать, но этого не произошло благодаря развитию радио, телевидению и сотовой связи во Франции.

Кто построил?

Смельчаком и талантливым архитектором, который построил Эйфелеву башню считается Гюстав Эйфель , но это не совсем так.

План построить башню высотой в 300 метров был задуман как часть подготовки к Всемирной выставке 1889 года.

Эмиль Нугье и Морис Кёхлин — два главных инженера в компании Эйфеля, которым пришла в голову идея очень высокой башни в июне 1884 г. Компанией к этому времени был прекрасно освоен принцип построения опор мостов, что легло в основу конструкции башни. Проект компании Эйфеля был смелым продолжением этого принципа, но высотой в 300 метров. 18 сентября 1884 г. был зарегистрирован патент «Для новой конфигурации, позволяющей строить металлические опоры и пилоны, превышающие высоту 300 метров».

Гюстав Эйфель действительно построил Эйфелеву башню, а архитектор Стефан Совестр составил этот грандиозный проект. Совестром было предложено большое количество усовершенствований изначального проекта, среди которых — большие арки у основания башни. Эти арки придают ей очень характерный внешний вид.

Строительство

После того, как был разработан проект, началось непосредственно строительство Эйфелевой башни. Это произошло 1 июля 1887 года и продолжалось 22 месяца. Все элементы башни были изготовлены на фабрике Эйфеля в пригороде Парижа.

Каждая из 18000 частей, используемая при строительстве башни, была специально разработана и рассчитана. Совестр начертил их с точностью до десятых долей миллиметра, а затем соединил вместе, образуя новые части, размером около пяти метров каждая.

Вся металлическая конструкция Эйфелевой башни держится с помощью заклепок . При ее строительстве сначала части конструкции были собраны на заводе с помощью болтов, а затем заменены одна за другой термически обработанными заклепками, которые сжимались при охлаждении и таким образом обеспечивали очень плотное прилегание.

Для установки каждой заклепки была необходима команда из четырех человек: один, чтобы её нагреть, другой, чтобы удерживать её на месте, третий, чтобы сформировать головку и четвертый, чтобы бить кувалдой. Лишь треть из 2500000 заклепок, используемых в конструкции Эйфелевой башни, были установлены непосредственно на месте.

Сборка башни была чудом точности для того периода. Строительные работы начались в январе 1887 года, и башня была построена в 1889 (г) по проекту Гюстава Эйфеля.

График строительства:

  • На строительные работы ушло 2 года, 2 месяца и 5 дней.
  • Первый этаж был закончен к 1 апреля 1888 года.
  • Второй этаж был закончен к 14 августа 1888 года.
  • Сборка была закончена раз и навсегда к 31 марта 1889 года.

Несколько цифр:

  • Эйфелева башня имеет 18038 металлических частей.
  • 50 инженеров и дизайнеров работало над проектом.
  • 150 рабочих трудилось над башней на заводе Левалуа-Пере.
  • Около 150 — 300 рабочих было на строительной площадке.
  • 2500000 заклепок установлено.
  • Конструкция Эйфелевой башни имеет массу/вес — 7300 тонн.
  • Использовано 60 тонн краски.
  • Установлено 5 лифтов.

Архитектурный стиль

Помимо того, что 300 метровая знаменитая постройка считается самым высоким и значительным сооружением тех времён, архитектура Эйфелевой башни стала провозвестником нового стиля - конструктивизма. Если быть точным, архитектурный стиль башни сочетает в себе элементы как конструктивизма, так и модернизма конца девятнадцатого начала двадцатого века.

Конструктивизм как стиль особенно прижился в архитектуре строений Советского союза. Отличительной особенностью этого стиля является создание выразительных и функциональных зданий за счёт форм, материалов и ровных цветов. Также строения в конструктивном стиле отличаются масштабностью, и 300 метров Эйфелевой башни тому пример.

С момента своей постройки Эйфелева башня окружена множеством событий. Перечислим только самое интересное об Эйфелевой башне, что не встретишь в путеводителях.

  • На башне Гюставом Эйфелем выгравировано 72 имени выдающихся математиков и инженеров, принимавших участие в создании башни. Их закрашивали в начале 20-го века, но восстановили в 1986-87 годах.

  • Эйфелева башня славится количеством людей, которые спрыгивали с ее этажей. Так, в 1912 году изобретатель и портной Франц Райхельт решил испытать свой плащ — парашют и спрыгнул с первого уровня башни. Полет оказался неудачным, парашют не раскрылся.
  • Одна из неудавшихся самоубийц, спрыгнув с Эйфелевой башни, упала на крышу автомобиля. Позже она и владелец машины поженились.
  • С башней связано одно из громких мошенничеств в истории. Виктор Люстиг в 1925 году умудрился дважды продать Эйфелеву башню на металлолом и исчез с деньгами.
  • Во многих уголках нашего земного шара: в Торре дель Реформадор в Гватемале, в Дуранго в Мехико, в Филиатре в Греции, в Копенгагене в Дании, также как в США и Катие, и многих других установлены копии Эйфелевой башни.

Во времена войны

Во время второй мировой войны Эйфелева башня осталась единственным местом во Франции, не покоренным Гитлером. В архивах есть фотография, где присутствуют Адольф Гитлер и Эйфелева башня на фоне, но подняться на ее вершину завоевателю было не суждено.

Это произошло благодаря директору башни, который перед самым приездом Гитлера в Париж перерезал кабели и надёжно спрятал моторы, тем самым сломав лифт Эйфелевой башни. Так как мир был охвачен войной, починить лифт до самого освобождения Парижа так и не удалось. Зато, как только Адольф Гитлер оставил Францию, лифт на Эйфелевой башне магическим образом вновь заработал.

Этажи

Изначально Гюстав Эйфель построил башню высотой 300,65 метра, но со временем на нее была установлена новая антенна и сейчас высота Эйфелевой башни равна 324 метра.

Конструктивно это знаменитое сооружение разделено на три уровня, каждый из которых представляет собой пирамиду. Поэтому не совсем корректно говорить о том, сколько этажей у Эйфелевой башни. Ведь каждый из уровней имеет свой размер и форму.

Так, первый этаж Эйфелевой башни представляет собой пирамиду с четырьмя колоннами, над которыми расположена платформа. Высота колонн — около 58 м., а платформа имеет ширину 65 м.

От этой платформы ввысь уходят еще четыре колонны, заканчивающиеся платформой. Эта конструкция формирует второй этаж Эйфелевой башни. Высота колонн второго этажа равна уже 115,73 м., а платформы — 30 м. Здесь расположен ресторан и канистры с машинным маслом для подъёмника.

Также, как и предыдущие этажи, третий этаж Эйфелевой башни образован четырьмя колоннами и платформой, но на высоте 276,13 м. На этом уровне, на платформе шириной 16,5 м., находятся обсерватория, исследовательские лаборатории и маяк.

Внутри

Самый простой и популярный способ попасть на вершину Эйфелевой башни — это подняться на лифте. Однако, если Вы хотите сэкономить время и деньги, то можно воспользоваться ступеньками, находящимися внутри одной из ног башни. Рассчитывайте свои силы перед этим путешествием, ведь 1792 ступеньки ведут к вершине Эйфелевой башни. Воспользовавшись ступенями, у Вас есть все шансы побывать внутри башни в полном одиночестве. Так как большинство туристов предпочитают стандартную схему посещения внутренней части Эйфелевой башни - подъём на лифте.

Изнутри первого уровня Эйфелевой башни находится крупный ресторан. На втором уровне -главная смотровая платформа.На третий ярус главной достопримечательности Парижа возможно подняться только лишь в лифте. С этого лифта туристы попадают в закрытую двухуровневую капсулу -смотровую площадку. Она защищает туристов как от ветра, так и от падений. Также там есть небольшой музей — реконструкция о строительстве башни.

Как попасть без очереди?

Слава самого красивого и популярного сооружения делает Эйфелеву башню и самой разочаровывающей достопримечательностью мира. А всё из-за огромных очередей туристов, желающих оказаться на ее вершине. Однако, есть пара способов, как попасть на Эйфелеву башню без очереди.

  1. Подняться пешком по ступеням в дальней правой ноге Эйфелевой башни. Заплатив в 2 раза меньше, чем за подъём на лифте, Вы не только поднимитесь на эту знаменитую достопримечательность без очереди, но и сожжёте калории.
  2. Воспользоваться официальным сайтом и купить билет на подъем на парижскую знаменитость онлайн.
  3. Прийти во то время, когда очередь на лифт на Эйфелеву башню минимальна. Относительно времени года — это ноябрь и февраль. Также очередь значительно меньше после 8 часов вечера.

Вид на Париж

Самый фотографируемый, но от этого не менее прекрасный вид с Эйфелевой башни на Париж открывается с площадки второго уровня.

На первом уровне башни находятся рестораны, позволяющие наслаждаться одновременно изысканной едой и красивой панорамой Парижа. А перед Рождеством на этом уровне открывается бесплатный каток площадью 200 кв. м. Посетители могут получать удовольствие от панорамы Парижа во время катания на высоте 60 метров.

Если же высота в 280 метров Вам не страшна, то лучше подняться на третий уровень Эйфелевой башни, с которого можно увидеть и сфотографировать потрясающий вид на Париж. Ведь взгляд с высоты позволяет лучше понять город.

Чему нужно научиться перед посещением Эйфелевой башни? Неожиданно, но факт - фотографировать в ночное время! В момент зажжения огней большого города, Эйфелева башня выглядит особенно привлекательно и это подтвердит каждый турист!

Итак, как вы уже поняли, посещать Эйфелеву башню нужно в темное суток. Красивая подсветка башни не только ее украшение и шикарный фон для фотографии. В вечернее время, каждый час здесь начинается световое шоу - иллюминация. Наблюдать можно каждый час после включения основной подсветки до 01:00. Длится шоу 5 минут и наблюдать его лучше всего с обзорной площадки на площади Трокадеро.

Открывающийся вид на ночной город - незабываем. Но, если вы хотите все же посетить ее в дневное время, тогда вы обязаны здесь появится дважды, один раз ночью - посмотреть шоу, сделать фотографии, а второй раз - забраться на самый верх, чтобы проникнуться мощью самого сооружения, высота которого достигает 300 метров и увидеть Париж в радиусе 70 километров!

Как добраться до Эйфелевой башни

    Добираться сюда лучше всего на общественном транспорте.
  • На метро:
    Bir-Hakeim (M6 – 6 линия метро)
    Trocadéro (M9 – 9 линия метро)
  • На электричке RER:
    Champs de Mars — Tour Eiffel (RER C)
  • На автобусе:
    Остановка Tour Eiffel: № 82, 42;
    Остановка Champ de Mars: № 82, 87, 69

График работы

График работы Эйфелевой башни зависит от сезона. Туристический сезон начинается с середины июня и заканчивается в начале сентября, именно в этот период башня работает дольше обычного.

  • лифт и лестница 9:00 — 00:45, пускают до 24:00, последний лиф на третий уровень в 23:00.
  • лифт 9:30 — 23:45, последний сеанс в 22:30 — на второй уровень, в 23:00 — на третий уровень. 9:30 — 18:30
  • лестница последний сеанс в 18:00.

Уровни Эйфелевой башни

Эйфелева башня разделена на 4 уровня: наземный и три этажа с обзорными площадками.

  1. В наземной уровне расположены банкоматы, информационное табло, сувенирные лавки (в опорах башни), буфет с закусками, гидравлические машины времен основания сооружения (которые можно увидеть лишь во время экскурсии), а так же бюст Г. Эйфеля, который расположен на углу Северного столба.
  2. На высоте 57 метров недавно прошла реконструкция. Теперь гулять по первому этажу можно видя землю под ногами, полы здесь стеклянные и прозрачные. Так же добавлены современные компьютеризированные информационные стенды вдоль террасы. Здесь можно увидеть остаток (4.30 метра в высоту) лестницы, которая изначально вела к самой вершине, в кабинет Г. Эйфеля. Детям будет интересно посмотреть на световое шоу, которое в интересной форме расскажет об Эйфелевой башне. Все развлекательные сервисы расположены в павильоне Ferrié. Буфет, зона релаксации, сувенирный магазин, комната Г. Эйфеля, которая используется для различных мероприятий, а так же ресторан The 58 Tour Eiffel – все это расположилось на первом уровне башни.
  3. Не менее интересным будет и второй уровень башни, на высоте 115 метров.Помимо обзорной площадки, здесь расположены сувенирная лавка, буфет с органическими закусками, информационные стенды, а так же ресторан Жюль Верн.
  4. На высоте более 276 метров находится обзорная площадка Эйфелевой башни, откуда открывается шикарный вид на столицу. Именно сюда стремятся попасть продвинутые туристы, чтобы под впечатлением от увиденного, выпить бокал шампанского в Champange bar (кстати недешевое удовольствие!)Помимо этого тут можно увидеть воссозданный кабинет Гюстава Эйфеля с восковыми фигурами, рассмотреть панорамные фотографии снятые с разных обзорных площадок, а так же ознакомится с макетом оригинальной башни 1889 года строительства в маштабе 1:50.

Панорамные виды с Эйфелевой башни

Отдельно хотелось бы подчеркнуть, что одеваться сюда стоит практично. Захватите с собой ветронепродуваемую куртку, поскольку на верхних площадках гуляет ветер. Многие посетившие башню в ветренную погоду (которая здесь встречается достаточно часто) утверждают, что башню слегка покачивает. Поэтому позаботьтесь о комфортной одежде и отправляйтесь покорять Эйфелеву башню.

Фото Эйфелевой Башни



Билеты на Эйфелеву башню

Цена билетов варьируется от того, как вы будете подниматься: пешком или на лифте. Если в ваши планы не входит посещение верхней площадки, тогда можно сэкономить, забравшись пешком. А вот если вы хотите посетить и третий уровень, придётся оплачивать лифт, который вас довезет с первого до третьего уровня и обратно.

Цены на билеты до второго уровня (115 метров):

  • Пешком взрослый: 10 евро
  • Пешком молодежный (12-24 года): 5 евро
  • Пешком детский (4-11 лет): 2,50 евро
  • На лифте взрослый: 16 евро
  • На лифте молодежный: 8 евро
  • Детский: 4 евро

Цены на билеты до третьего уровня (276 метров):

  • Взрослый: 25 евро
  • Молодежный (12-24 года): 12,50 евро
  • Детский (4-11 лет): 6,30 евро

Комбинированный билет на третий уровень (лестница+лифт)

  • Взрослый: 19 евро
  • Молодежный (12-24 года): 9,50 евро
  • Детский (4-11 лет): 4,80 евро
  • (цена: 43.00 €, 2.5 часа)
  • (цена: 45.00 €, 3 часа)
  • (цена: 25.00 €, 3 часа)

На Эйфелеву башню без очереди

Возле Эйфелевой башни всегда столпотворение туристов и гигантские очереди. Те, кто не в курсе, как избежать трехчасового простоя, стоят в общей очереди в билетную кассу, а потом простаивают очередь на лифт, который поднимает на все уровни башни. Занятие утомительное и удовольсвие мало приносящее, не так ли?

Выход из ситуации предельно прост - необходимо заранее купить билет на определеную дату и день. Сделать это можно через интернет. Поскольку способ известен многим, может так случится, что билеты на нужный вам день могут быть распроданы. В редких случаях может свезти, но это маловероятно. Поэтому билеты нужно искать за три месяца до планируемого визита в Париж. Такие билеты поступают в продажу в 8:30 утра по местному времени и в первые часы раскупаются без остатка.

Если дата не принципиальна, то можно найти билет и за месяц до визита. Распечатав билет, вы сможете попасть на Эйфелеву башню без очереди, при условии что вы не опаздаете более чем на 30 минут от указанного на билете времени посещения. Поэтому лучше быть в фойе башни за 10 минут до указанного времени.

Второй способ - купить экскурсию, в цену которой входит посещение Эйфелевой башни без очереди.

  • (62.50 €)
  • (43.00 €)

Панорамные рестораны

Коротко стоит упомянуть о ресторанах Эйфелевой башни. Цены очень высокие, причем растут они с поднятием на каждый уровень в геометрической прогрессии.

Из окон 58 Tour Eiffel (первый уровень) открывается великолепный вид на Сену и знаменитую площадь Трокадеро. Уютные просторные залы ресторана идеально подойдут как для романтического ужина, так и для торжественного приема (до 200 гостей).

Обед, стоимостью около 50 евро, состоит из трех блюд и напитка. В меню могут быть морепродукты, трюфели, ягненок и овощи, филе лосося с пюре из каштанов, десерт и неплохая карта вин. Ужин предоставляет более интересное меню. К примеру, закуска на выбор клиента, бокал шампанского, основное блюдо, оригинальный десерт и кофе обойдутся около 140 евро с человека. Столик необходимо резервировать заранее.

Заказав столик в Le Jules Verne (второй уровень) у окна открывается панорамный обзор на Париж со 124 метровой высоты. Роскошный интерьер обставлен антикварной мебелью, а первоклассное обслуживание, приятная музыка и внушительная коллекция вин обосновывают столь внушительный ценник в меню.

Обед из из лукового супа и холодной фуа-гра с инжирным джемом плюс пирожные с фисташками обойдется в 90 евро, а ужин из лобстеров обойдется минимум в 200 евро.

На самом верхнем уровне расположен Champagne Bar, где можно приобрести бокал настоящего франзуского шампанского. 100 мл шампанского обойдется от 13 до 22 евро.

Одним словом, если не разориться, то уменьшить толщину кошелька можно покушав на Эйфелевой башне и выпив бокал шампанского. Решайте, как говорится, сами нужно вам это или нет.

История Эйфелевой башни

В 1889 году празднованием столетия революции правительство Третьей республики задумало потрясти общественность. К юбилею народовластия было приурочено проведение очередной всемирной торгово-промышленной выставки. Инновации в производственных технологиях, появление новых видов продукции требовали широкой рекламы. Экспозиция была символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации достижений промышленности. Этот вид презентации товаров и технологий стал проводиться на постоянной основе.

Архитекторы, желая заглянуть в будущее и поразить воображение посетителей, предлагали различные варианты облика павильонов. Одним из оригинальных сооружений было 115 метровое крытое помещение галереи машин.

Особое внимание уделялось оформлению входного портала. Организаторы устроили особый конкурс. Было предложено к рассмотрению более сотни проектов. Среди них было сооружение в виде огромной гильотины – символа французской революции. Основные требования были следующие:

  • оригинальность архитектурного облика;
  • экономическая эффективность;
  • возможность демонтажа после окончания экспозиции.

Как нельзя кстати пришлось предложение компании Г.Эйфеля, которая спроектировала стальную вышку высотой в 300 м. Прецедентов этому строению в мире не существовало. Однако инженерные расчеты основывались на значительном опыте строительства железнодорожных мостов, сложность и ответственность конструкций которых не уступала задуманной башне. Ну а футуристический дизайн был вне конкуренции.

Эти аргументы склонили членов комиссии в пользу предложения Эйфеля, и ему была выдана привилегия на изобретение. В создании проекта принимали участие инженеры компании Морис Кехлен и Эмиль Нугье.

Парижане не разделяли оптимизма организаторов выставки. Широкая публика, опасаясь, что циклопическое сооружение испортит особенный архитектурный облик столицы, не на шутку ополчилась как на самого Эйфеля, так и на оргкомитет. Вскоре после опубликования результатов конкурса в парижской газете «Le Temps» (Время) был опубликован протест виднейших деятелей искусства, в числе которых были Ги де Моппасан, Э.Золя, А.Дюма (младший). Писатели, художники, скульпторы выражали возмущение по поводу строительства бесполезной и «ужасной Эйфелевой башни». Не осталась в стороне и церковь.

Клерикалы, поддерживая общую истерию, предсказывали скорое падение башни и последующий конец света. Косность духовенства, граничащая с невежеством, весьма характерное явление при создании революционных проектов. Какими только обидными ярлыками не клеймили детище Эйфеля: железный монстр, скелет колокольни, решето в виде свечи.

Но прогресс и здравый смысл не остановить. Оргкомитет выставки, одобрив строительство, предоставил всего лишь меньше четверти необходимых средств. Эйфель предложил финансировать проект из средств собственной компании, если ему предоставят эксклюзивное право на получение прибыли в течение всего срока эксплуатации. Соглашение было достигнуто и автору было выдано полтора миллиона франков золотом. Чудо-башня была построена. Затраты окупились всего за год.

Через 20 лет эксплуатации, согласно договору, башня должна была быть демонтирована. Спасти от сноса ее могло только вмешательство мощного лоббиста. И таковой был найден в лице военного ведомства. Еще в 1898 году на верхней площадке был установлен передатчик и проведен первый сеанс радиосвязи. Эйфель предложил министерству обороны использовать башню в качестве антенны для передачи радиосигнала на дальние расстояния. Таким образом, он явился не только строителем, но и спасителем уникального сооружения, ставшего самым ярким символом Франции.

«Железная дама», прославившая своего создателя, затмила его талант мостостроителя и гениального инженера. Мало кто знает, что Густав Эйфель в 1885 спроектировал внутреннюю конструкцию статуи Свободы. Сам инженер с юмором говорил, что ему следует ревновать башню: детище известней творца.

Новое сооружение явилось не только олицетворением творческого подъема, но и воплощением технологического прорыва в металлургии. Материалом для башни послужил особый вид мягкого железа. Производилось оно путем процесса пудлингования, в ходе которого чугун превращался в малоуглеродистое железо. Прочностные характеристики позволили архитекторам реализовывать самые смелые замыслы. Благодаря легкости и прочности, появилась возможность строительства габаритных сооружений.

Строительство началось 26 января 1887 года на Марсовом поле земляными работами по устройству котлована. Чтобы в углубление не проникали грунтовые воды, была применена отработанная при возведении мостов система кессонных устройств, создававшая избыточное давление в рабочем пространстве и предотвращавшая проникновение влаги.

Одновременно на заводе Эйфеля в предместье Парижа Лаваллуа-Парре было запущено поточное производство деталей металлического каркаса. Общее количество несущих и фасонных элементов достигало 18 тысяч, для их сборки было изготовлено два с половиной миллиона заклепок. Конструкторы, используя приемы судостроительных технологий, скрупулезно до микрона расчерчивали геометрию каждого вида сегментов и точки креплений клепочных и болтовых соединений. Технологические отверстия просверливались на заводе. Пошли в дело и уже изготовленные детали для других сооружений. Каждый комплект металлических элементов снабжался подробными чертежами и рекомендациями по монтажу.

Архитектор Стефан Совестр для облагораживания эстетического облика сооружения предложил облицевать металлические опоры первого яруса декоративным камнем, а также соорудить арочные конструкции для оформления главного входа на выставку. Если бы это решение было реализовано, башня была бы лишена целостного архитектурного экстерьера.

Для облегчения монтажа на большой высоте, самые крупные фрагменты конструкции весили не более трех тонн. Когда высота возводимого сооружения переросла стационарные краны, Эйфель сконструировал оригинальные подъемные механизмы, передвигающиеся по рельсовым направляющим будущих лифтов.


Высокая культура производства позволила достичь невиданных темпов строительства. При укрупненной сборке на строительной площадке необходимость подгонки отдельных элементов сводилась практически к нулю – брак в работе был исключен. На строительстве одновременно было задействовано всего около 300 инженеров, мастеров и рабочих-монтажников. Строительные работы были завершены через два года два месяца и пять дней. Эйфель уделял особое внимание технике безопасности. В период строительства удалось избежать несчастных случаев, погиб только один человек. Это трагическое происшествие к производственному процессу отношения не имело.

31 марта 1889 года Густав Эйфель пригласил чиновников подняться по ступенькам на вершину самого высокого сооружения в мире.

Криволинейная форма башни вызвала немало критики со стороны современных автору проекта специалистов. Однако дерзновенное решение Эйфеля было продиктовано необходимостью противостоять значительным ветровым нагрузкам и линейному расширению металла в жаркое время года. Жизнь подтвердила правоту инженера: за всю историю наблюдений во время самого сильного урагана (скорость ветра достигала почти 200 км/ч) верхушка башни отклонилась всего на 12 см.

Конструкция представляет собой удлиненную пирамиду, образуемую четырьмя наклонными колоннами. Колонны, каждая из которых имеет отдельный фундамент, соединяются в двух точках: на высоте 57,6 м и 115, 7 м. Нижнее соединение устроено в форме арки. На своде покоится первая платформа – квадрат со стороной 65 м. Здесь располагается одноименный ресторан и магазин сувениров. На втором ярусе – сторона площадки 35 м – также находится ресторан «Жюль Верн» и обширная смотровая площадка. Первоначально здесь размещались резервуары для гидросистемы лифтовых механизмов. Самая верхняя площадка имеет размеры 16 на 16 м. На каждый из ярусов посетителей поднимает отдельная система пассажирских лифтов. До наших дней дожили два оригинальных лифта, установленных еще в 1899 году. Если кто-нибудь задумает пешком подняться на самую верхнюю площадку, то ему придется преодолеть 1710 ступеней.

Основные параметры башни следующие:

  • общий вес конструкции 10 100 тон;
  • масса металлического каркаса 7 300 тон;
  • высота сооружения первоначальная 300,6 м, после сооружения новой антенны в 2010 году — 324 м;
  • высота смотровой площадки 276 м;
  • наибольшая длина стороны основания 125 м.

Если расплавить весь использованный металл и разлить на площади основания, то высота массива составит всего шесть метров. Это говорит об исключительной эргономичности конструкции. Каждые семь лет производится покраска всех металлических поверхностей. На эти работы уходит до 60 т материала. Башня в разные эпохи окрашивалась в разные цвета. Последние десятилетия используется оригинальный колер, называемый «коричневым-эйфелевым».

Открытие всемирной выставки сопровождалось яркой, по тем временам, иллюминацией башни. Были использованы 10 тысяч ацетиленовых светильников. Установленный на вершине маяк подсвечивался тремя цветами французского триколора. В начале XX века на сооружении начали монтировать электрическую систему освещения.

В середине 20-х годов известный автомобильный магнат Анри Ситроен превратил башню в самую высокую в мире рекламу. Использовав 125 тысяч лампочек по всей высоте, он устроил световое шоу, которое попеременно изображало десять образов: падающие звезды, силуэт конструкции, дата постройки и название одноименного концерна. Это мероприятие длилось девять лет до 1934 года. В 1985 году Пьер Бидо придумал освещать конструкцию башни снизу светом прожекторов. Более трехсот специально изготовленных осветительных приборов были установлены на разных уровнях. Натриевые лампы в ночное время окрасили металлический гигант в золотистый цвет.


Современные технологии в индустрии осветительных приборов позволили придать всемирно известному памятнику новый облик. В 2003 году бригада промышленных альпинистов из 30 человек за несколько месяцев установила сорокакилометровую систему электропроводки, включающую 20 тыс. лампочек. Стоимость этого обновления обошлась в четыре с половиной миллиона евро.

В мае 2006 года в честь двадцатилетия Евросоюза башню впервые подсветили синим цветом. А в 2008, когда Франция председательствовала в Совете Европы, в течение полугода сооружение отличалось оригинальной иллюминацией: синий фон с золотыми звездами. Следует отметить, что система освещения главного символа Франции является оригинальной конструкцией и защищается законом об авторском праве.

Как добраться

Адрес: 5 Avenue Anatole France, Paris 75007
Телефон: +33 892 70 12 39
Сайт: tour-eiffel.fr‎
Метро: Bir-Hakeim
Поезд RER: Champ de Mars - Tour Eiffel
Время работы: 9:00 - 23:00; 9:00 - 02:00(летом)

Цена билетов

  • Взрослый: 17 €
  • Льготный: 14.5 €
  • Детский: 10 €

Современный Париж трудно себе представить без Эйфелевой башни, один из самых известных символов Парижа и Франции. Спроектированная Гюставом Эйфелем, 300 метровая башня стала на тот момент самым высоким сооружением в мире (1889). С момента завершения строительства она привлекла уже больше 200 млн посетителей, и на сегодняшний день является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей в мире. Эйфелева башня продолжает оставаться самым узнаваемым сооружением в мире, наиболее часто фотографируемой достопримечательностью Франции.

Построенная для Всемирной выставки 1889 мира, башня олицетворяла собой революцию в мире архитектуры. Она стала не только самым высоким сооружением в мире – этот титул оставался за ней до момента завершения строительства Эмпайр Стейт Былдинг в Нью-Йорке в 1929 году - но и ознаменовала радикальный отход от стандартно низких, кирпичных зданий Парижа.

Как и колесо обозрения Лондонский глаз , Эйфелеву башню простроили на кратковременный период. Но неожиданная популярность среди парижан и гостей столицы внесла свои коррективы и сегодня это одна из самых популярных достопримечательностей Франции, принимающая в год более 6 млн посетителей.

Технические предпосылки строительства Эйфелевой башни

Конец XIX века ознаменовался множеством изобретений, коренным образом изменивших человеческую жизнь: от телефона до гоночных автомобилей. "Грандиозная железная леди" Густава Эйфеля стала олицетворением творческого подъема того периода, иногда называемым "весной технологий", и символизировала начало крупномасштабных перемен в жизни человечества, продолжающихся и поныне.

В Великобритании конструкции из чугуна впервые начали применять в строительстве с 1779 года, во Франции с 1803 года. Примерно в 1845 году, прочный ковкий чугун ознаменовал собой будущие изменения в концепции строительства. Использование металла в архитектуре стало одним из самых оригинальных форм творческого выражения 19 века. Благодаря своей легкости и прочности, он позволял быстрое и экономичное строительство высоких сооружений.

История Эйфелевой башни

Талантливый инженер Густав Эйфель родился 15 декабря 1832 в Дижоне, Франция. Закончив престижный инженерный колледж Еколе Сентрале в Париже, он осуществил ряд строительных проектов, принесших ему славу талантливого инженера, в частности самый высокий в мире на тот момент железнодорожный мост Виадук Гарабит и внутренний каркас Статуи Свободы в Нью-Йорке. Строительство Эйфелевой башни в 1889 году стало венцом его карьеры.

2 мая 1886 французское правительство объявило конкурс на лучший проект строительства башни высотой 300 метров. Проекты участников конкурса должны соответствовать двум главным требованиям:

Самоокупаемость;

Возможность демонтажа по окончании работы Всемирной выставки.

Как ни странно, подобный проект строительства башни составили два главных инженера компании Эйфеля еще в июне 1884 года, задолго до объявления конкурса французским правительством. Она имела форму высокой пирамидальной колонны с четырьмя опорами в нижней части, по мере поднятия верх колонны соединялись вместе. Проект строительства башни стал смелым переносом основных принципов мостостроения на высоту 300 метров, эквивалентной символической цифре 1000 футов.

1 мая 1886 началось рассмотрение архитектурных и инженерных проектов, определяющих архитектурный облик будущей Всемирной выставки. В конкурсе принимают участие 107 претендентов. Предпочтение отдали проекту Густава Эйфеля.

Исполнительный комитет по проведению Выставки предоставил лишь около четверти необходимых средств для сооружения. Густав заключил сделку, сделавшей его очень богатым человеком: он согласился финансировать строительства башни из собственных средства, но настоял на единоличном контроле и получении прибыли на протяжении двадцати лет. Согласие была достигнуто. Неожиданностью для всех стало то, что все расходы на ее строительство окупились в течение первого года эксплуатации.

Строительство башни Эйфеля

Все компоненты башни изготавливались на заводе Эйфеля в Леваллуа-Перре вблизи Парижа. Каждую из 18 000 деталей рассчитали и расчертили с точностью до десятой доли миллиметра. От 150 до 300 рабочих под руководством команды конструкторов осуществляла монтаж этой гигантской конструкции.

Все металлические части башни скреплялись вместе заклепками, наиболее усовершенствованный метод строительства на тот момент. Сначала фрагменты конструкции собирали на заводе с помощью болтов, а затем на месте монтажа заменяли предварительно разогретыми заклепками. Группы из 4 человек монтировали конструкцию: один разогревал, другой удерживал на месте, третий формировал шляпку, четвертый забивал ее с помощью молота. Стянувшись при охлаждении, заклепки плотно прилегали к конструкции, обеспечивая ее прочность.

Монтажные работы продолжались два года и два месяца - с 28 января 1887 по 31 марта 1889. Рекордным срокам строительства способствовали чертежи высокого качества.

Протесты против строительства Эйфелевой башни

Как и в случае со многими крупными архитектурными проектами, составляющие сегодня часть культурного наследия Франции, башня встретила активное неприятие художественной и литературной элиты Парижа, полагавших, что она уродует ландшафт города, и требовали ее демонтажа. Многие из строившихся архитектурных символов Парижа сначала вызывали бурю протестов, критики, осуждения. Протесты предшествовали строительству таких выдающихся сооружений как Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду и Пирамида музея Лувр , но с течением времени парижане быстро привыкали и изменяли свое отношение.

Показательной стала опубликованная в газете Le Temps статья "Протест против строительства башни месье Эйфеля", адресованная назначенному директору по организации проведения Всемирной выставки месье Альфанду. Статью подписали ряд громких имен в мире литературы и искусства: Мопассан, Эмиль Золя, Шарль Гарнье, Александр Дюма младший. В письме, в частности, указывалось: "Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни".

Другие критики проекта пошли еще дальше, публикуя статьи с оскорбительными выражениями: "самый высокий фонарный столб в мире ", "железный монстр", "скелет колокольни", "металлическая опора гимнастического снаряда, незавершенная, путанная и деформированная", "высокая и худая пирамида железных лестниц, этот гигантский неуклюжий скелет на фундаменте, построенный, судя по всему, для того, чтобы выдержать огромный монумент Циклопа ","недостроенная фабричная труба, гриль в виде колокольни, решето в виде свечи ".

Но время все расставило на свои места, не стала исключением и Эйфелева башня. Уже на этапе завершения строительства критические аргументы исчезли сами по себе в присутствии уже построенного шедевра. Во время Всемирной выставки 1889 года башню посетили 2 млн человек.

Научное использование Эйфелевой башни

Карьера Эйфеля как предпринимателя завершилась с провалом проекта Панамского канала, где он работал инженером и поставлял машины, изготовленные на принадлежащем ему машиностроительном заводе Левалуа-Перре близ Парижа. Густава обвинили в махинациях, связанных со строительством Панамского канала, суд приговорил его к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа. Кассационный суд, правда, отменил приговор в связи с истечением срока давности.

С тех пор Эйфель посвятил все свое время работе башни и проведению различных научных экспериментов. После первых успешных передач радиосигналов в 1898 году, Эйфель сделал предложение военному руководству Франции использовать башню в качестве радиоантенны для передачи сигналов на большие расстояния. Действительно, именно благодаря этим экспериментам Эйфелева башня продолжила свое существование, поскольку рассчитана простоять всего 20 лет, до 1909 года, а затем ее собирались демонтировать! Еще до 1909 года ее пытались несколько раз демонтировать. Спас от демонтажа сам Эйфель, убедивший военное руководство в целесообразности использовать ее для передачи радиосигналов. Именно Эйфелю мир обязан сохранением одной из самых красивых башен и инженерных чудес в истории человечества. С признанием научной практичности, она завоевала право быть сохраненной в качестве памятника. Сегодня Эйфелева башня насчитывает несколько десятков антенн, в том числе телевизионную антенну высотой 324 метра.

Популярность Эйфелевой башни

Эйфель и представить не мог, что реализация его проекта станет всемирно известным символом Парижа, воспроизводимым в различных уголках планеты. Как одна из наиболее знаковых фигур в мире, Эйфелева башня стала источником вдохновения для создания многих подобных сооружений по всей планете. Копию башни построили в более 30 городах мира, в том числе Лас-Вегасе , Токио, Берлине. Она неразрывно связана с тем, что мы сегодня называем "Седьмым искусством": кино. Эйфель желал использовать образ башни в своих коммерческих интересах, но, столкнувшись с общим протестом, отказался от своих прав и позволил символу стать общественным достоянием.

В 2003 году «Железную леди» посетил 200 млн посетитель за 114 лет своего существования. Члены королевских семей, кинозвезды, туристы, мировые знаменитости, путешественники - эти "граждане Эйфелевой башни" все вместе стали частью истории одной из самых знаменитых достопримечательностей французской столицы. Наравне с египетскими пирамидами, Пизанской башней, Акрополем, Колизеем и Статуей Свободы , Эйфелева башня вызывает любопытство и восхищение миллионов. Начиная с 1998 года, более 6 млн человек посещают этот архитектурный памятник ежегодно! Это наиболее признанное архитектурное сооружение мира.

История башни неразрывно связанна с многим историческим событиям Франции. Так, в годы Второй мировой войны она была “союзником” французского сопротивления. После оккупации Парижа в 1940 году, французы вывели из строя все лифты, и в итоге Гитлер так и не смог подняться на башню во время своего “визита триумфатора” в Париж, ограничившись фотографированием на ее фоне. Вспоминая этот эпизод, во Франции говорят “Башня победила Гитлера”. Кстати, немцы так и не смогли толком закрепить свой флаг на ее вершине. Опять же из-за отсутствия возможности подняться на самую верхушку сооружения. Сломанные лифты, которые немецкие оккупанты не смогли несколько лет отремонтировать, странным образом заработали буквально на следующий день после освобождения Парижа.

Иллюминация Эйфелевой башни

Размеры и форму Эйфелевой башни использовали для создания сложных и оригинальных инноваций в освещении. Она выполняла функцию парижского маяка, на ней устанавливались рекламные знаки, осветительные приборы, ее превращали в новогоднюю елку и театр фейерверков. Ее искусственная иллюминация постоянно развивалась и улучшалась на протяжении многих лет, используя самые современные достижения в области освещения: с газа на электричество, из ламп накаливания до неоновых и натриевых ламп.

Впервые Эйфелеву башню осветили в день открытия в 1889 году. Тогда освещение состояло из 10 тысяч газовых фонарей, двух прожекторов и установленного на верхушке маяка, свет которого символизировал цвет национального флага Франции: синий, белый и красный. В 1900 году на конструкциях “Железной леди” появились электрические лампы. В 1925 году Андре Ситроен разместил на башне рекламу, названную им “Эйфелева башня в огне”. 125 тысяч электрических лампочек поочередно изображали силуэт башни, звездный дождь, полет комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилию Ситроен. Эта рекламная акция продолжалась до 1934 года, а башня стала самым высоким местом в мире для рекламы.

Новую систему освещения официально открыли 31 декабря 1985. Создана Пером Бидо, дизайнером освещения, она состояла из 336 прожекторов, оснащенных натриевыми лампами, освещавших башню желтоватым цветом. Направленные вверх лучи света освещали ее каркас изнутри. Эта система заменила собой предыдущую, установленную еще в 1958 году и встретила всеобщее признание в мире. Многие другие крупные города начали использовать подобную систему для освещения ночью своих памятников. Летом 2003 года башня “оделась” в новые осветительные одеяния. За несколько месяцев бригада верхолазов из тридцати человек опутала конструкции башни 40 километрами проводов и установила 20 тысяч лампочек, изготовленных по специальному заказу одной из французских компаний. Новая иллюминация, стоившая 4,6 млн. евро, напоминала освещение в Новогоднюю ночь 2000 года.

9 мая 2006 года, в честь 20-летия празднования Дня Европы, Эйфелеву башню впервые на короткий период подсветили синим цветом. А с 1 июля по 31 декабря 2008, во время председательства французского президента в Совете Европейского Союза, она на долгое время кардинально поменяла свою традиционную подсветку.

Практическая информация

Посетители могут пользоваться лестницей или лифтами для поднятия на Эйфелеву башню.

Лестницы являются открытыми для всех желающих и ведут только на площадку второго этажа (115 м).

На башне установлены три лифта, но все вместе они никогда не работают в связи с необходимостью ежедневного технического обслуживания и вопросами безопасности.

Чтобы добраться до вершины (276 м), посетители должны воспользоваться еще одним лифтом со второго этажа. С высоты открывается чудесная панорама Парижа. Во время наибольшего наплыва туристов (май-сентябрь), приходится долго ждать в очереди для подъема наверх.

Магазин “Эйфелевой башни” предлагает большой выбор сувениров, главной тематикой служит Париж, “Железная леди”, брелки, почтовые открытки, медали, канцелярские принадлежности, одежда, посуда. Большинство этих предметов можно приобрести только здесь.

Эйфелева башня имеет два ресторана на втором этаже с панорамным видом на город, и бар на самом верху.
Зимой, на втором этаже Эйфелевой башни открывают небольшой каток.

Башня открыта ежедневно круглый год без выходных:

На Пасху и во время весенних каникул башня остается открытой до полуночи.

Доступ к вершине башни может быть временно закрытым из-за неблагоприятных погодных условий или большого наплыва посетителей.

Являетесь ли вы счастливчиком, который посетил Париж, или всего лишь мечтаете туда попасть, то, скорее всего, вы знаете о самой любимой достопримечательности французской столицы – Эйфелева башня.

Эйфелева башня (La Tour Eiffel говоря на французском) – была главным экспонатом Парижской и Всемирной выставки в 1889 г. Она была построена в честь столетия со дня Французской революции, и должна была продемонстрировать промышленную доблесть Франции во всем мире.

Обычно приписывают проектирование башни французскому инженеру Гюставу Эйфелю, которая носит его имя. На самом деле это два менее известных человека – Морис Кёхлин и Эмиль Ноугир, которые придумали оригинальные чертежи для памятника.

Они были главными инженерами для Compagnie de Etablissements Eiffel – инженерной фирмы Гюстава Эйфеля. Вместе с Гюставом и французским архитектором Стивеном Саувестри, инженеры представили свой план на конкурс, который должен был стать центральным для ярмарки 1889 года в Париже.

Дизайн выиграла компания Эйфеля, и строительство башни началось в июле 1887. Но не все были довольны идеей гигантского металлического памятника, который должен был стать в центре города. Когда строительство башни началось на , группа из триста художников, скульпторов, писателей и архитекторов, направили обращение к главе Парижской выставки, умоляя его прервать строительство “ненужной башни”, которая будет “стоять над Парижем”, как “черная большая дымовая труба”. Но протесты сообщества Парижа не были услышаны. Строительство башни было завершено всего за два года, 31 марта 1889 года.

Процесс строительства Эйфелевой башни


Каждая из 18,000 частей, используемых для постройки башни, была рассчитана специально для данного проекта и подготовлена на заводе Эйфеля на окраинах Парижа. Структура состоит из четырех огромных арок из кованного железа, установленных на каменных опорах.

Для строительства башни потребовалось 2,5 миллиона собранных заклепок и 7500 тонн чугуна. Для того, чтобы защитить башню от внешних факторов, рабочие окрашивали каждый дюйм, подвиг который потребовал 65 тонн краски. С тех пор башня была перекрашена 18 раз.

Факты, которые Вы не знали, об Эйфелевой башне:

– Гюстав Эйфель использовал решетки из кованого железа, чтобы построить башню. Дабы продемонстрировать, что металл может быть столь же сильным, как камень, но более легким.

– Также Гюстав Эйфель создал внутренний каркас для статуи Свободы.

– Общая сума от строительства Эйфелевой башни составила 7,799,502.41 французских золотых франков в 1889 году.

– Эйфелева башня имеет длину 1063 футов (324 метров) в высоту, в том числе и антенны, которые расположены в верхней части. Без антенны она составляет 984 футов (300 м).

– На тот момент, это была самая высокая структура, пока не был построен Крайслер-билдинг в Нью-Йорке в 1930 году.

– Башня слегка раскачивается на ветру, но солнце влияет на башню больше. По мере того, какая сторона башни нагревается на солнце, верхние ходы могут меняться на 7 дюймов (18 сантиметров).

– Вес башни около 10000 тонн.

– На Эйфелевой башне около 5 миллиардов огней.

– Французы придумали прозвище для своей башни – Ла-Дам де Фер, (Железная леди).

– Один лифт башни путешествует общее расстояние в 64,001 миль (103000 км) в год.

Использование башни


Когда Compagnie Des Etablissements Eiffel выиграла тендер, чтобы начать строительство башни на Марсовом поле, было понятно, что структура носит временный характер и будет удалена после 20 лет. Но Гюстав Эйфель не был заинтересован в том, чтобы его любимый проект демонтировали спустя пару десятилетий, и поэтому он принялся делать башню незаменимым инструментом для общества.

Уже через несколько дней, после её открытия, Эйфель установил метеорологическую лабораторию на третьем этаже башни. Он предложил использовать лабораторию ученым, для своих исследований на всей тяжести электричества. В конечном счете – это была огромной высоты башня, а не лаборатория, которая спасла её от вымирания.

В 1910 году Париж принял концессию Эйфеля, из-за корысти этой структуры, в качестве передачи беспроводного телеграфа. Французские военные использовали башню, чтобы поддерживать связь в Атлантическом океане и перехвату данных противника, во время Первой мировой войны. На сегодняшний день башня включает в себя более 120 антенн, как радио и телевизионные сигналы по всей столице, и за ее пределами.

Башня сегодня


Эйфелева башня до сих пор является главным элементом городского пейзажа города. Более 8 миллионов туристов каждый год посещают это культовое сооружение. С момента своего открытия в 1889 году, 260 миллионов граждан со всего мира, когда находились в Париже, шли смотреть на это архитектурное чудо.

У нее есть, что Вам предложить. Три платформы у башни являются домом: для двух ресторанов, нескольких буфетов, банкетного зала, бара для шампанского и многих сувенирных магазинов. Экскурсионные туры доступны для детей и туристических групп.

Башня открыта для посещения круглый год. С июня по сентябрь – башня остается открыта и после полуночи. Цены варьируются, но посетители могут рассчитывать на оплату от $ 14 (11 евро) до 20 (15,5 евро) за человека. В состав билета входит доступ к трем общественным лифтам башни и 704 лестницы. Билеты, в том числе и со скидкой, можно заказать через интернет или в кассе возле башни.

Практическая информация

Местоположение : Champ de Mars, 5 Avenue Anatole France, 75007 Paris, Франция.

Время работы : Воскресенье – Четверг с 9:30 до 23:00. Пятница, Суббота с 9:30 до 00-00.

Способы проезда :

На метро, остановки Bir-Hakeim (3 минуты, линия 6), Трокадеро (5 минут, линия 9), École militaire (5 минут, линия 8);

Поезда RER: остановка Champs de mars (1 минута ходьбы);

Машине: Если Вы хотите приехать к Эйфелевой башне на машине, мы рекомендуем Вам припарковаться на любой из подземных автостоянок, ближайших к Эйфелевой башне. Хорошим выбором является автостоянка Quai Branly, расположенная менее чем в 300 метрах от башни!

Эйфелева башня, символ Парижа, имеет непростую историю. Сначала ее категорически не принимали, затем привыкли, а теперь невозможно представить столицу Франции без этого удивительного сооружения.

Местоположение

Знаменитый символ Парижа, придающий городу знакомый всему миру вид, располагается на бывшем военном плацу, который превращен в красивый парк. Он разделен на аллеи, украшенные небольшими водоемами и цветочными клумбами. Напротив башни находится Йенский мост. Изящная ажурная конструкция видна со многих точек в Париже, хотя Эйфель изначально этого не планировал. Башня должна была выполнить одну функцию - стать необычным входом на Всемирную выставку.

Утверждение проекта и назначение конструкции

История Эйфелевой башни началась в конце XIX века. В 1889 году в столице Франции должна была состояться Всемирная выставка. Это событие имело огромное значение для страны. Оно было приурочено к столетию со дня и должно было продолжаться в течение 6 месяцев.

Одна из задач выставки - демонстрация технических новинок, поэтому создатели павильонов соревновались, чей проект будет более всего отражать будущее. Входом на выставку должна была служить арка. Архитекторам дали задание подготовить проект сооружения, которое будет демонстрировать техническую мощь страны и достижения инженерной мысли.

Предложение об участии в конкурсе от парижской администрации поступило во все инженерные и конструкторские бюро города, в том числе и к Гюставу Эйфелю. У него не было готовых решений, и он решил поискать что-нибудь подходящее в проектах, которые были отложены. Там-то он и нашел эскиз башни, созданный Морисом Кешленом, его сотрудником. С помощью Эмиля Нугье проект сооружения был доработан и представлен на конкурс Эйфелем. Предусмотрительный инженер сначала получил совместно с создателями проекта патент на него, а потом выкупил его у Кешлена и Нугье. Таким образом, владения на чертежи башни перешло к Гюставу Эйфелю.

На конкурс было предложено много интересных и неоднозначных проектов, и история Эйфелевой башни могла так и не начаться. Инженер внес в конструкцию изменения, чтобы придать ей большую декоративность, и из четырех оставшихся в конце конкурса претендентов комиссия выбрала его.

Эйфелева башня - год начала строительства и этапы возведения

К строительству гигантского сооружения приступили 28 января 1887 года. Оно продолжалось в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней. По тем временам это была невиданная скорость. Объяснялось все высочайшей точностью чертежей, в которых был скрупулезно точно указан размер более 18 тысяч деталей конструкции. Кроме того, чтобы максимально ускорить темп работ, Эйфель применял заранее изготовленные части башни. Для соединения всех деталей конструкции было использовано два с половиной миллиона заклепок. В подготовленных заранее частях отверстия для заклепок уже были высверлены, а большая часть из них была установлена, что значительно ускоряло сборку.

Эйфелем было предусмотрено, чтобы ни одна из заготовленных заранее балок и других частей конструкции не весила более 3 тонн - так их легче было поднимать кранами. Когда же высота башни переросла размер подъемных устройств, на помощь пришли сконструированные архитектором специально для этого мобильные краны, которые двигались по рельсам, созданным для будущих лифтов.

Самым сложным для были не работы на самом верху, на 300-метровой высоте, а возведение первой платформы башни. Наполненные песком металлические цилиндры удерживали вес четырех наклонных опор. Постепенно выпуская песок, их можно было установить в правильном положении. Когда это было сделано, первую платформу установили строго горизонтально.

Стоимость работ по возведению башни составила почти 8 миллионов франков. Затраты на строительство удалось окупить в течение времени работы выставки (6 месяцев).

Вес и размер сооружения

Сколько метров Эйфелева башня имела в высоту сначала? Она составляла 300 метров и была намного больше поражающей воображение своими размерами (93 метра вместе с гранитным пьедесталом).

А сколько метров Эйфелева башня в высоту имеет сейчас? После установки новой антенны она стала на 24 метра выше. Общий вес башни составляет 10 тысяч тонн. С каждой покраской вес здания увеличивается еще на 60 тонн.

Судьба башни после выставки и отношение к ней парижан

По договору, заключенному с Эйфелем, башню должны были демонтировать через 20 лет после возведения. Успех ее был оглушительным - за время работы выставки более двух миллионов человек захотели посмотреть на гениальное сооружение, не имевшее равных в мире. За год удалось окупить большую часть расходов на строительство. Но восхищение посетителей выставки не разделяла творческая интеллигенция Парижа. Эйфелева башня (Франция не знала более противоречивого мнения о каком-либо другом сооружении) вызывала возмущение и раздражение у художников и писателей. Они считали ее уродливой, похожей на фабричную трубу, и опасались, что она нарушит уникальный облик Парижа, складывающийся столетиями.

История Эйфелевой башни могла закончиться ее демонтажем, если бы не наступившая эра радио. На здании были установлены радиоантенны, и постройка приобрела значительную стратегическую ценность. О сносе башни теперь не могло идти речи. В 1906 году в Эйфелевой башне разместили радиостанцию, а в 1957 году на ее вершине появилась телевизионная антенна.

Описание Эйфелевой башни и причины особенности ее конструкции

Нижний этаж сооружения представляет собой пирамиду. Она образована четырьмя наклонными опорами. На них покоится первая квадратная (65 метров в поперечнике) платформа башни. Опоры соединены арочными ажурными сводами. Выше на четырех опорах лежит вторая платформа. Следующие четыре колонны башни начинают переплетаться и соединяются в огромную колонну. На ней находится третья платформа. Выше ее расположены маяк и небольшая площадка чуть больше метра в поперечнике.

На первой площадке, по задумке архитектора, располагался ресторан. На второй находились еще один ресторан и емкости с машинным маслом для обслуживания лифтов. Третья площадка была отдана под лаборатории (астрономическую и метеорологическую).

За необычную форму башни в свое время Эйфель был раскритикован. На самом деле гениальный инженер и архитектор прекрасно понимал, что для такого высокого строения главную опасность представляет сильный ветер. Конструкция и форма башни призваны выдерживать большие ветровые нагрузки.

Эйфелева башня: интересное о знаменитом символе Парижа

Адольф Гитлер во время оккупации Франции немецкими войсками побывал в Париже и изъявил желание подняться на Эйфелеву башню. Но прямо перед его приездом привод лифта был серьезно поврежден, а чинить его в военных условиях не представлялось возможным. Лидер Германии так и не смог подняться на башню. После освобождения столицы Франции лифт заработал через несколько часов.

Архитектор Эйфелевой башни был очень озабочен вопросами безопасности, поскольку работа велась на очень большой высоте. За всю историю строительства ни один из рабочих не погиб - это настоящее достижение для тех лет.

С Эйфелевой башней связаны и неприятные события - в 2009 году ей присудили третье место по популярности у самоубийц.

Для того чтобы перекрасить башню, понадобится полтора года работы и 60 тонн краски.

В день башня потребляет столько же электроэнергии, как небольшая деревня в сто домов.

Знаменитый символ Парижа имеет собственный запатентованный цвет - «коричневый эйфелевый». Он максимально приближен к настоящему бронзовому оттенку конструкций сооружения.

В мире существует более 300 копий знаменитой башни. Несколько из них находятся на территории России: в Москве, Красноярске, Перми, Воронеже и Иркутске.

Эйфелева башня в культуре

Знаменитое сооружение не раз становилось объектом интереса художников, поэтов, писателей и режиссеров.

История Эйфелевой башни зафиксирована в документальных источниках, а ее возможное будущее не раз было показано в апокалиптических лентах. Один из наиболее интересных фильмов - документальная лента «Будущее планеты: жизнь после людей». В ней показано, что без обслуживания Эйфелева башня долго не сможет противостоять своим главным врагам: ржавчине и ветру. Примерно через 150-300 лет ее верхняя часть на уровне третьей платформы разрушится и упадет.

Но чаще всего Эйфелеву башню можно увидеть на полотнах художников. Жан Беро, известный своими жанровыми работами, изображающими повседневную жизнь Парижа, создал картину «Около Эйфелевой башни», на которой парижанка с удивлением рассматривает огромное сооружение. Очень много работ творению Эйфеля посвятил Марк Шагал.

Заключение

Одной из самых узнаваемых построек мира является Эйфелева башня. Франция по праву гордится этим удивительным символом Парижа. Вид, который открывается с вершины башни на город, великолепен.

Полюбоваться им можно в любой день - гениальное творение Гюстава Эйфеля открыто для посетителей и в выходные дни.