Зодчие построившие храм василия блаженного. Кто построил собор Василия Блаженного

  • Православный Собор Василия Блаженного (XVI век) является символом русской церковной архитектуры того времени.
  • В советское время здесь был музей, богослужения возобновились в 1991 году. Теперь проводятся каждую неделю.
  • Зодчего , построившего собор Василия Блаженного, звали Барма Постник.
  • Великолепно украшенная церковь была благодарением Всевышнему за выдающийся военный успех ‒ взятие Казани .
  • Собор состоит из девяти отдельных церквей , которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями.
  • В храме захоронены мощи Василия Блаженного, юродивого, который жил в Москве в XVI веке.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками. Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами. Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.

Св.Василия Блаженный и святыни собора

Святой Василий Блаженный, мощи которого захоронены в Соборе, жил в Москве в XVI в. и был юродивым — религиозным п одвижником, отринувшим мирские блага. Житие его гласит, что он круглый год ходил без одежды, спал на улице и соблюдал строгий пост. По преданиям, он сотворил многие чудеса и обладал даром провидения: его речей боялся сам Иван Грозный. Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней. В храме находится также могила блаженного Иоанна Московского.

Собор Василия Блаженного - популярный памятник православного христианства и русского зодчества. Он возвышается в центре Москвы. Датируется XVI веком.

Каноническое название постройки – собор Покрова Божией Матери, что на Рву. Другой вариант именования – собор Покрова Пресвятой Богородицы. Также известен многим как Покровский.

Интересно! Привязка «на рву» в названии также не случайна. Вплоть до 1813 года рядом с Кремлевской стеной был прокопан ров оборонительного назначения.

На самом деле собор Покрова Божией Матери - это не одна, а несколько церквей, объединенных в единый архитектурный ансамбль.

Строительство храма Василия Блаженного

Храм появился во времена Ивана Грозного. Даты строительных работ: с 1555 по 1561 гг. Царь пообещал в случае завоевания казанских ханов возвести собор. В честь каждой крупной победы строилась церковь. Название давалось сооружениям по имени святого, в чей календарный день было выиграно сражение. Так появилось восемь деревянных церквей. Главная победа пришлась на день Покрова Богородицы. Отсюда и название главного собора, каменного.

Сооружение переживало пожары, несколько войн и революции. За свою историю собор видоизменялся, перекрашивался, реконструировался многократно. Он «оброс» колокольней, галереей, оградой и прочими элементами. Среди известных архитекторов храма: Осип Бове (1817 г.), Иван Яковлев (1784-1786 гг.), Сергей Соловьев (1900-1912 гг.)

В 1918 году собор получил статус архитектурной ценности мирового уровня, стал охраняться государством. В начале 90-х прошлого века он в одновременном пользовании церкви и музея.

Собор во времена империи

О создателях сооружения ходят разные легенды. Одной достоверной версии нет. Большинство исследователей солидарны в идее, что возведение храма - «дело рук» мастера, прозванного Постником. Полное имя - Барма Иван Яковлевич.

Некоторые уверены, что московский собор Василия Блаженного сконструировал неизвестный итальянский архитектор.

Ранее бытовала версия, будто храм возводили Постник и Барма, то есть мастера было сразу два. Но в ней историки нашли слишком много несоответствий.

Интересно! Популярная легенда гласит: Иван IV велел ослепить зодчих Постника и Барму по окончании строительства. Он не хотел, чтобы мастера повторили свое творение где бы то ни было. Этот факт, скорее всего, вымышлен, так как не сходится с историческими событиями.

Почему храм Василия Блаженного так называют

В народе прижилось такое именование собора неспроста. Название храму дано по имени юродивого, который жил при Иване Грозном. Сам царь побаивался блаженного за дар ясновидения. Народ любил Василия. Когда он умер, его похоронили близ Троицкой церкви.

Василия Блаженного канонизировали через 29 лет после смерти. Его именем назвали одну из церквей храма. Здесь же хранятся мощи юродивого, ныне - святого.

Структура и параметры собора

Отличительная особенность храма - то, что он не имеет выраженного фасада. Каждая сторона выглядит «парадной».

Храм Покрова Божией Матери достигает высоты в 65 метров.

Интересно! В течение двух веков после своего появления это была самая высокая постройка Москвы.

Весь комплекс состоит из одиннадцати построек. Вокруг центральной церкви расположено еще восемь, четыре из которых сгруппированных ровно по сторонам света. Структура напоминает восьмиконечную звезду. Десятая церковь - «нижняя». Одиннадцатая постройка - колокольня.

Все церкви имеют единое основание, объединены закрытой галереей, внутренними общими переходами.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Правильный ответ - 11. Из них девять луковичных церковных, два шатрообразных с маленькими главками. Шатром завершаются купола центрального храма и колокольни. Все они красочных цветов, оформлены узорами. Объясняют это праздничное оформление тем, что купола храма символизируют образ Небесного Града Иерусалима.

Престолы Покрова на Рву

Собор представлен десятью самостоятельными церквями с престолами:

  • Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь расположен Центральный престол.
  • Адриана и Наталии. Церковь называлась ранее в честь святых Киприана и Иустины (северное направление). Высота постройки - 20,9 м. Здесь находится «Неопалимая Купина».
  • Трех Патриархов Константинопольских (северо-восток). Церковь высится в 14,9 м.
  • Святой Троицы (восток). Постройка имеет высоту в 21 м.
  • Александра Свирского (направление - юго-восток). Высота сооружения - 15 м.
  • Николая Чудотворца (престол южный). Высота - 28 м. Другое название - Николы Великорецкого.
  • Варлаама Хутынского (юго-запад). Высотой в 15,2 м. Церковь освещается самым древним паникадилом во всем соборе.
  • Входоиерусалимский (направление - запад). Отличается особенно нарядным убранством.
  • Григория Армянского (стоит на северо-западе). Высота - 15 м.
  • Василия Блаженного. Это нижняя пристройка. Только в ней из всех других проходят регулярные богослужения.

У храма есть общий подклет. В нем хранятся древние иконы, доступ к нему не доступен для массовых посещений.

На заметку! Монета номиналом 5 рублей 1989 года выпуска была выпущена с изображением на реверсе Покровского собора. Ее тираж - 2 миллиона экземпляров. Тираж улучшенного качества составляет 300 тысяч единиц. Сейчас коллекционеры могут купить эту монету за полторы-три тысячи рублей.

Информация для посетителей

Собор является филиалом Государственного исторического музея и открыт к посещению. Он входит в список мирового наследия ЮНЕСКО.

По воскресеньям здесь проходят богослужения.

Время работы и стоимость билетов

Собор как музей действует ежедневно:

  • летом - с 10:00 до 19:00;
  • 1 сентября - 6 ноября и весь май - с 11:00 до 18:00;
  • 8 ноября - 30 апреля - с 11:00 до 17:00.

Исключение: каждая среда в июне, июле, августе и первая среда остальных месяцев. В эти дни в комплексе санитарный день.

Музей работает на 1 час дольше во время школьных каникул. В некоторые праздники расписание работы может меняться. Уточняйте эти вопросы заранее.

Обратите внимание! Касса и вся территория закрываются за 45 минут до окончания рабочего времени.

Стоимость входного взрослого билета составляет 500 RUR. Цена единая для представителей всех стран.

В 600 рублей обойдется билет семейный (для пары с детьми младше 16-ти).

Под особую категорию попадают лица от 16 до 18 лет, студенты-очники, пенсионеры и льготники (репрессированные, члены многодетных семей и др.). Для них стоимость входного билета составляет 150 RUR.

Бесплатно попасть в музей могут дети до 16 лет, Герои войны, блокадники, узники, инвалиды, сироты, сотрудники музеев, паломники и т. п. Для получения права на льготный или бесплатный вход надо предъявить подтверждающий соответственный документ.

Как добраться

Основной ориентир - Красная площадь, собора Василия Блаженного не заметить нельзя. Он выделяется своими красочными главами куполов.

Ближайших станции метро три. Это «Охотный ряд», «Китай-город» и «Площадь Революции».

Покровский собор предлагает разные экскурсионные программы. По ним музей работает с 11:00 вплоть до 16:00. Программа зависит от возрастной группы, национальности, количества и интересов посетителей. Длительность составляет два или три часа. Экскурсия рассчитана на группы до 10 или до 15 человек.

Для младших школьников общая стоимость программы - 2500 RUR, для учащихся средних классов - 3000 RUR, для старшеклассников - до 4500 RUR(зависит от количества часов).

Стоимость экскурсии для взрослых групп - от 5000 RUR до 10000 RUR. Цена зависит от количества посетителей и выбранной программы.

В неурочное время есть возможность посетить специальную экскурсию за 1000 RUR для групп от 20 человек с гидом.

В некоторые праздники организуют тематические экскурсии.

Собор, носящий имя Василия Блаженного, в столице России городе Москве расположился на её главной площади - Красной. Во всём мире он считается символом России, подобно тому как символом для жителей США является Статуя Свободы, для бразильцев - статуя Христа с раскинутыми руками, а для французов - Эйфелева башня, находящаяся в Париже. В наши дни храм является одним из подразделений российского Исторического музея. В 1990 году он был внесён в список архитектурного наследия ЮНЕСКО.

Описание внешнего вида

Собор представляет собой уникальный архитектурный ансамбль, состоящий из девяти церквей, которые расположены на едином основании. Он достигает 65 метров в высоту и имеет 11 куполов - это девять куполов церквей, один купол, венчающий колокольню, и один, возвышающийся над приделом. В соборе объединены десять приделов (церквей), некоторые из них освящены в честь почитаемых святых. Дни, в которые отмечалось празднование их памяти, совпали со временем решающих боёв за Казань.

Вокруг храма построены церкви, посвящённые:

  • Пресвятой Троице.
  • Входу Господню в пределы Иерусалима.
  • Святому Николаю Чудотворцу.
  • Григорию Армянскому - просветителю, Католикосу всех армян.
  • Святым мученикам Киприану и Устинии.
  • Александру Свирскому - преподобному православному святому, игумену.
  • Варлааму Хутынскому - новгородскому чудотворцу.
  • Патриархам константинопольским, святителям Павлу, Иоанну и Александру.
  • Василию Блаженному - московскому юродивому, святому.

Строительство собора на Красной площади города Москвы по указу Ивана Грозного начали в 1555 г., продлилось оно до 1561 г. По одной версии, он был воздвигнут в честь взятия Казани и окончательного завоевания Казанского ханства, а по другой - в связи с православным праздником - Покровы Пресвятой Богородицы.

Имеется целый ряд версий возведения этого красивого и уникального собора. В одной из них говорится, что архитекторами храма были известный зодчий Постник Яковлев из Пскова и мастер Иван Барма. Имена этих зодчих узнали в 1895 году благодаря найденному рукописному сборнику XVII в. в архивах Румянцевского музея, где о мастерах имелись записи. Эта версия является общепризнанной, но ставится под сомнение некоторыми историками.

По другой версии, архитектором собора, как и большей части строений Московского Кремля, которые возвели ранее, был неизвестный мастер из Западной Европы, предположительно из Италии. Считается, что именно поэтому появился неповторимый архитектурный стиль, в котором сочетается зодчество эпохи Возрождения и изысканный Русский стиль. Однако на сегодняшний день никаких свидетельств, подтверждённых документами, у такой версии не существует.

Легенда об ослеплении и второе название храма

Бытует мнение, что зодчие Постник и Барма, построившие собор по приказу Иоанна Грозного, были ослеплены по завершении строительства, чтобы ничего похожего они больше не смогли возвести. Но эта версия не выдерживает критики, так как Постник после завершения возведения Покровского собора в течение нескольких лет занимался постройкой Казанского кремля.

Как уже говорилось, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву - это правильное наименование храма, а церковь Василия Блаженного - это разговорное название, которое постепенно заменило официальное. В названии храма Покровов Пресвятой Богородицы упоминается ров, который в то время проходил вдоль всей Кремлёвской стены и служил для обороны. Назывался он Алевизов ров, глубина его составляла около 13 м, а ширина - около 36 м. Своё название он получил по имени архитектора Алоизио да Карезано, работавшего в России в конце XV - начале XVI в. Русские звали его Алевизом Фрязиным.

Этапы строительства собора

К концу XVI в. появляются новые фигурные купола собора, так как первоначальные были уничтожены пожаром. В 1672 г. на юго-восточной стороне храма достраивается небольшая церковь прямо над местом захоронения Иоанна Блаженного (юродивый, чтимый московскими жителями). Во 2-й половине XVII в. вносятся существенные изменения во внешний облик собора. Деревянные навесы над галереями церквей (гульбищами), которые постоянно сгорали при пожарах, были заменены кровлей, поддерживаемой арочными кирпичными столбами.

Над папертью (крыльцо пред главным входом в церковь) надстраивается церковь в честь святой Феодосии Девы. Над белокаменными лестницами, которые ведут на верхний ярус собора, строятся сводчатые шатровые крыльца, сооружённые на «ползучих» арках. В это же время на стенах и сводах появляется орнаментальная полихромная роспись. А также она наносится на опорные колонны, на стены галерей, находящиеся снаружи, на парапеты. На фасадах церквей остаётся роспись, которая имитирует кладку из кирпича.

В 1683 г. по верхнему карнизу всего собора создаётся изразцовая надпись, которая опоясывает храм. Жёлтые буквы большого размера на тёмно-синем фоне изразцов вещали об истории создания и обновления храма во 2-й половине XVII в. К сожалению, через сто лет надпись уничтожили во время ремонтных работ. В восьмидесятые годы XVII в. перестраивается звонница. На месте старой звонницы возводится новая, двухуровневая колокольня с открытой площадкой для звонарей на втором ярусе. В 1737 г. во время сильного пожара собор значительно пострадал, особенно его южная часть и находившаяся там церковь.

Значительные изменения при ремонте собора в 1770-1780 гг. затронули и программу росписей. Под своды собора и на его территорию переместили престолы из деревянных церквей, располагавшихся на Красной площади. Эти церкви были разобраны во избежание пожаров, которые случались очень часто в то время. В тот же период престол Трёх Константинопольских патриархов переименовывают в честь Иоанна Милостивого, а храм Киприана и Иустины называют именем святых Адриана и Наталии. Изначальные названия храмов были им возвращены с наступлением ХХ в.

С начала XIX в. в храме проводились следующие улучшения:

  • Внутри церкви были расписаны «сюжетным» масляным письмом, изображающим лики святых и сцены из их жизни. Роспись обновлялась в середине и в конце XIX в.
  • С фасадной стороны стены были украшены рисунком, похожим на кладку из крупного дикого камня.
  • Арки нежилого нижнего яруса (подклета) заложили, а в западной его части устроили жильё для служителей храма (причта).
  • Здание собора и колокольню объединили пристройкой.
  • Церковь Феодосии Девы, являющуюся верхней частью придела собора, переделали в ризницу - место, в котором хранились святыни и церковные ценности.

Во время войны в 1812 г. солдаты французской армии, занявшие Москву и Кремль, в подклете Покровского храма держали лошадей. Позже Наполеон Бонапарт, поразившись необыкновенной красотой собора, хотел перевезти его в Париж, но убедившись, что это невозможно, французское командование отдало приказ своим артиллеристам взорвать собор.

Освящение после войны 1812 года

Но войска Наполеона лишь разграбили собор, взорвать его не получилось, а сразу по окончании войны его отремонтировали и освятили. Территорию вокруг собора благоустроили и окружили чугунным решетчатым забором, созданным по проекту знаменитого зодчего Осипа Бове.

В конце XIX в. в первый раз был поднят вопрос о воссоздании собора в его первоначальном виде. Была назначена специальная комиссия по реставрации уникального архитектурного и культурного памятника. В неё входили знаменитые архитекторы, талантливые живописцы и известные учёные, которые и разработали план исследования и дальнейшего восстановления собора. Однако из-за отсутствия финансирования, Первой мировой войны и Октябрьской революции не получилось осуществить разработанный план по восстановлению.

Собор в начале ХХ века

В 1918 году собор практически первым был взят под государственную охрану как памятник мирового и национального значения. А с мая 1923 года собор открыли для всех желающих его посетить как исторический архитектурный музей. Богослужения в церкви Св. Василия Блаженного проводились вплоть до 1929 года . В 1928 году собор стал филиалом исторического музея, которым является и в наше время.

После Октябрьской революции новые власти находят средства и начинаются масштабные работы, которые носили характер не только реставрационных, но и научных. Благодаря этому становится возможным восстановление первозданного образа собора и воспроизведение в некоторых церквях интерьеров и убранства XVI-XVII вв.

С того момента и до нашего времени были осуществлены четыре масштабные реставрации, которые включали в себя как архитектурные, так живописные работы. Была воссоздана изначальная роспись, стилизованная под кирпичную кладку, с наружных сторон Покровского храма и церкви Александра Свирского.










Реставрационные работы в середине ХХ века

В середине ХХ века был проведён ряд уникальнейших реставрационных работ:

  • В одном из интерьеров центрального храма была открыта «храмозданная летопись», именно в ней зодчими была указана точная дата завершения возведения Покровского собора, ею является дата 12.07.1561 (в православном календаре - день равноапостольных Св. Петра и Св. Павла).
  • Впервые листовое железное покрытие на куполах заменяется на медное. Как показало время, выбор материала для замены оказался очень удачным, это покрытие куполов сохранилось до настоящего времени и находится в очень хорошем состоянии.
  • В интерьерах четырёх храмов проведена реконструкция иконостасов, которые почти полностью состояли из уникальных старинных икон XVI - XVII вв. Среди них имеются настоящие шедевры школы иконописи Древней Руси, например, «Троица», написанная в XVI в. Особой гордостью считаются собрания икон эпохи XVI - XVII вв. - «Никола Великорецкий в житии», «Видения пономаря Тарасия», «Александр Невский в житии».

Завершение реставрации

В 1970 годы на обходной внешней галерее под более поздними надписями обнаружили фреску, датируемую XVII в. Найденная роспись явилась основой для воспроизведения изначальной орнаментальной живописи на фасадах собора Василия Блаженного. Последние годы ХХ в. стали очень важными в истории музея. Как говорилось ранее, собор включили в перечень наследия ЮНЕСКО. После значительного перерыва в храме возобновляются богослужения.

В 1997 году в храме, который был закрыт в 1929-м, завершена реставрация всех внутренних помещений, станковой и монументальной росписи. Храм вводится в общую экспозицию собора на рву и в нём начинаются богослужения. В начале XXI в. семь соборных церквей полностью отреставрированы, обновлены и фасадные росписи, а также частично воссоздана темперная живопись.

Оказавшись в Москве, следует обязательно посетить Красную площадь и насладиться необычайной красотой собора Василия Блаженного: как внешними изысканными архитектурными элементами, так и его внутренним убранством. А также сделать фото на память на фоне этого прекрасного старинного сооружения, запечатлев его во всей величественной красоте.

  • Адрес: Россия, Москва, Красная площадь, 2
  • Начало строительства: 1555 год
  • Окончание строительства: 1561 год
  • Количество куполов: 10
  • Высота: 65 м.
  • Координаты: 55°45"09.4"N 37°37"23.5"E
  • Объект культурного наследия Российской Федерации
  • Официальный сайт: www.saintbasil.ru

12 июля 2011 года отпраздновал свой 450-летний юбилей самый известный православный храм России — Покровский собор, или Собор Василия Блаженного.

Историся собора

Храм Василия Блаженного — всего лишь народное название собора Покрова Святой Богородицы на Рву. Что за ров такой? Дело в том, что вплоть до XIX века Красная площадь была окружена оборонительным рвом, который в 1813 засыпали. Именно возле этого рва и построили храм.

До середины XVI века на южной стороне Красной площади стояла небольшая церковь. Достоверно не известно, была она каменной или деревянной, но большинство исследователей все-таки склоняются к версии о Троицкой церкви, срубленной из дерева.

Вероятно, именно поэтому одна из церквей храма была освящена во имя Троицы. В середине XVI века деревянную церквушку снесли, а на ее месте основали новую — тоже деревянную. И лишь спустя год, в 1555, ее разобрали и заложили каменный храм в честь взятия Казани.

А кто же постороил Храм Василия Блаженного?

Существует несколько версий, кто же был архитектором чуда России.

По одной из них, над созданием храма трудились зодчие Постник и Барма. Когда они закончили строительство, Иван Грозный будто бы приказал выколоть обоим глаза, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Однако задокументировано, что Постник после участвовал в создании Казанского кремля, и значит, зрения не терял.

По другой версии, Постник и Барма были одним человеком — псковским мастером Постником Яковлевым, по прозвище Барма. В летописях мы можем встретить упоминания как о двух зодчих: «…дарова ему [Ивану Грозному] Бог двух мастеров русских по реклу Постника и Барму и была премудры и удобни таковому чудному делу», так и об одном: «сын Постникова, по реклу Барма».

Третья версия гласит, будто над храмом Василия Блаженного работал заморский архитектор, вероятно, из Италии — отсюда такой необычный внешний вид храма. Однако эта версия так и не нашла подтверждения.

10 церквей на одном основании.

Свое народное название храм получил благодаря приходу Василия Блаженного, пристроенного в конце XVI века. В 1557 скончался знаменитый юродивый и чудотворец Василий, который подолгу сидел у храма и завещал похоронить себя рядом с ним. По приказу Федора Иоанновича выстроили церковь, в которой и покоятся мощи святого.

Главное достоинство храма Василия Блаженного — его необычная архитектура. Если взглянуть на храм сверху, то можно заметить, как он был выстроен. По центру расположена главная столпообразная церковь в честь Покрова Божьей Матери.

Вокруг нее расположены четыре осевых церкви и еще четыре поменьше. Каждая из них также освящена в честь одного из праздников, на которые приходились решающие битвы при взятии Казани. Все девять церквей возвышаются на общем основании, обходной галереей и внутренними ступенчатыми сводами. Дополнительно примыкают приход Василия Блаженного и шатровая колокольня, построенная в конце XVII века.

Каждая церковь увенчана луковичной главкой, традиционной для русского храмового зодчества. Каждая луковка уникальна — резьба, узоры и всевозможные цвета создают праздничный, нарядный вид. Но ученые до сих пор спорят, что именно символизирует та или иная краска. По одной из версий, такие пестрые цвета можно объяснить сном блаженного Андрея Юродивого, того самого, который сподобился видения Пресвятой Богородицы. Предание гласит, что он увидел во сне Небесный Иерусалим, а в нем сады с прекрасными деревьями и несказанной красоты плодами.

Структура храма

Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (по числу престолов):

  1. Покрова Богородицы (центр.),
  2. Св. Троицы (вост.),
  3. Входа Господня в Иерусалим (зап.),
  4. Григория Армянского (сев.-зап.),
  5. Александра Свирского (юго-вост.),
  6. Варлаама Хутынского (юго-зап.),
  7. Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.),
  8. Николая Чудотворца Великорецкого (юж.),
  9. Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.))
  10. Плюс один купол над колокольней.

В старину Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у престола Его.

Собор состоит из восьми храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся в дни решающих боёв за Казань:

Троицы,
- в честь свт. Николая Чудотворца (в честь иконы его Великорецкой из Вятки),
- Входа во Иерусалим,
- в честь мчч. Адриана и Наталии (первоначально — в честь свв. Киприана и Иустины — 2 октября),
- свт. Иоанна Милостивого (до XVIII — в честь свтт. Павла, Александра и Иоанна Константинопольских — 6 ноября),
- Александра Свирского (17 апреля и 30 августа),
- Варлаама Хутынского (6 ноября и 1-я пятница Петрова поста),
- Григория Армянского (30 сентября).

Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца.

В 1670-х годах построена шатровая колокольня.

Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).

В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора.

Последний (перед революцией) настоятель собора, протоиерей Иоанн Восторгов, был расстрелян 23 августа (5 сентября) 1919 года. Впоследствии храм был передан в распоряжение обновленческой общины.

ПЕРВЫЙ ЭТАЖ

Подклет

В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м.

Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяженности не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями — продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом — кирпичом — они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.

Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли.

До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда свое имущество.

В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице. О ней знали только посвященные. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. была обнаружена потайная лестница.

В подклете находятся иконы Покровского собора. Самая древняя из них — икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.

Также экспонируются две иконы XVII в. — «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».

Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII-XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО

Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Федора Иоанновича.

Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.

Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображен Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты.

На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы». В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Федора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.

На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море» и «Чудо о шубе». Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.

Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А.М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».

В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.

Над захоронением св. Василия Блаженного установлена рака, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.

На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.)

Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.

Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено ее декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти св. Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения.

ВТОРОЙ ЭТАЖ

Галереи и крыльца

По периметру собора вокруг всех церквей проходит внешняя обходная галерея. Первоначально она была открытой. В середине XIX в. застекленная галерея стала частью интерьера собора. Арочные входные проемы ведут с внешней галереи на площадки между церквами и соединяют ее с внутренними переходами.

Центральную церковь Покрова Богоматери окружает внутренняя обходная галерея. Ее своды скрывают верхние части церквей. Во второй половине XVII в. галерея была расписана растительным орнаментом. Позднее в соборе появилась сюжетная масляная живопись, которая неоднократно обновлялась. В настоящее время на галерее раскрыта темперная роспись. На восточном участке галереи сохранена масляная живопись XIX в. — изображения святых в сочетании с растительным орнаментом.

Резные кирпичные порталы-входы, ведущие в центральную церковь, органично дополняют декор внутренней галереи. Южный портал сохранен в своем первоначальном виде, без поздних обмазок, что позволяет увидеть его убранство. Рельефные детали выложены из специально сформованных лекальных кирпичей, а неглубокий декор выполнен резьбой на месте.

Раньше дневной свет проникал в галерею из окон, расположенных над проходами на гульбище. Сегодня ее освещают слюдяные фонари XVII в., которые ранее использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей напоминают изысканный силуэт собора.
Пол галереи выложен из кирпича «в елку». Здесь сохранились кирпичи XVI в. — более темные и устойчивые к стиранию, чем современные реставрационные кирпичи.

Свод западного участка галереи перекрыт плоским кирпичным потолком. Он демонстрирует уникальный для XVI в. инженерный приём устройства перекрытия: множество маленьких кирпичиков закреплены известковым раствором в форме кессонов (квадратов), ребра которых выполнены из фигурного кирпича.

На этом участке пол выложен особым узором в «розетку», а на стенах воссоздана первоначальная роспись, имитирующая кирпичную кладку. Размер нарисованных кирпичей соответствует реальному.

Две галереи объединяют приделы собора в единый ансамбль. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей». Пройдя загадочный лабиринт внутренней галереи, можно попасть на площадки крылец собора. Их своды представляют собой «цветочные ковры», хитросплетения которых завораживают и привлекают к себе взоры посетителей.

На верхней площадке северного крыльца перед церковью Входа Господня в Иерусалим сохранились основания столбов или колонн — остатки украшения входа.

ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО

Юго-восточная церковь освящена во имя преподобного Александра Свирского.

В 1552 г., в день памяти Александра Свирского, состоялась одна из важных битв Казанского похода — разгром конницы царевича Япанчи на Арском поле.

Это одна из четырех малых церквей высотой 15 м. Ее основание — четверик — переходит в невысокий восьмерик и завершается цилиндрическим световым барабаном и сводом.

Первоначальный облик интерьера церкви восстановлен во время реставрационных работ 1920-х и 1979-1980-х гг.: кирпичный пол рисунком в «ёлку», профилированные карнизы, ступенчатые подоконники окон. Стены церкви покрывает роспись, имитирующая кирпичную кладку. В куполе изображена «кирпичная» спираль — символ вечности.

Иконостас церкви реконструирован. Между деревянными балками (тяблами) вплотную друг к другу расположены иконы ХVI — начала ХVIII в. Нижнюю часть иконостаса закрывают подвесные пелены, искусно вышитые мастерицами. На бархатных пеленах — традиционное изображение Голгофского креста.

ЦЕРКОВЬ ВАРЛААМА ХУТЫНСКОГО

Юго-западная церковь освящена во имя преподобного Варлаама Хутынского.

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 15,2 м. Ее основание имеет форму четверика, вытянутого с севера на юг со смещением апсиды к югу. Нарушение симметрии в построении храма вызвано необходимостью устройства прохода между малой церковью и центральной — Покрова Богоматери.

Четверик переходит в невысокий восьмерик. Цилиндрический световой барабан перекрыт сводом. Церковь освещает древнейшее в соборе паникадило XV в. Столетием позднее русские умельцы дополнили произведение нюрнбергских мастеров навершием в форме двуглавого орла.

Тябловый иконостас реконструирован в 1920-е гг. и состоит из икон ХVI - ХVIII вв. Особенность архитектуры церкви — неправильная форма апсиды — определила смещение Царских врат вправо.

Особый интерес представляет отдельно висящая икона «Видение пономаря Тарасия». Она была написана в Новгороде в конце XVI в. Сюжет иконы основан на легенде о видении пономарю Хутынского монастыря бедствий, грозящих Новгороду: наводнения, пожаров, «мора».

Иконописец изобразил панораму города с топографической точностью. В композицию органично включены сцены ловли рыбы, пахоты и сева, повествующие о повседневной жизни древних новгородцев.

ЦЕРКОВЬ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

Западная церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим.

Одна из четырех больших церквей представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства.

Во время реставрации открыты фрагменты архитектурного убранства ХVI в. Их подлинный вид сохранен без восстановления поврежденных деталей. Древней живописи в церкви не обнаружено. Белизна стен подчеркивает архитектурные детали, исполненные зодчими с большой творческой фантазией. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 г.

Существующий ныне иконостас перенесен в 1770 г. из разобранного собора Александра Невского Московского Кремля. Он богато украшен ажурными оловянными золочеными накладками, которые придают легкость четырехъярусной конструкции.

В середине XIX в. иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира.
В церкви представлена одна из святынь Покровского собора — икона «Св. Александр Невский в житии» ХVII в. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского.

В среднике иконы представлен благоверный князь, а вокруг него расположены 33 клейма с сюжетами из жития святого (чудесами и реальными историческими событиями: Невской битвой, поездкой князя в ханскую ставку).

ЦЕРКОВЬ ГРИГОРИЯ АРМЯНСКОГО

Северо-западная церковь собора освящена во имя преподобного Григория, просветителя Великой Армении (ум. в 335 г.). Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября (13 октября н.ст.). В 1552 г. в этот день состоялось важное событие похода царя Ивана Грозного — взрыв Арской башни г. Казани.

Одна из четырех малых церквей собора (высотой 15м) представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Ее основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды. Нарушение симметрии вызвано необходимостью устроить проход между этой церковью и центральной — Покрова Богоматери. Световой барабан перекрыт сводом.

В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI в.: древние окна, полуколонны, карнизы, кирпичный пол, выложенный «в елку». Как и в XVII в., стены побелены, что подчеркивает строгость и красоту архитектурных деталей.

Тябловый (тябла — деревянные балки с пазами, между которыми крепили иконы) иконостас реконструирован в 1920-е гг. Он состоит из окон XVI-XVII вв. Царские врата смещены влево — из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.

В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого, патриарха Александрийского. Его появление связано с желанием богатого вкладчика Ивана Кислинского переосвятить этот придел в честь своего небесного покровителя (1788 г.). В 1920-е гг. церкви вернули ее прежнее название.

Нижнюю часть иконостаса закрывают шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов. Интерьер церкви дополняют так называемые «тощие» свечи — большие деревянные расписные подсвечники старинной формы. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.

В витрине находятся предметы священнического облачения XVII в.: стихарь и фелонь, шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придает кандило XIX в., украшенное разноцветной эмалью.

ЦЕРКОВЬ КИПРИАНА И ИУСТИНЫ

Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины, живших в IV в. Их память отмечается 2 (15 н.ст.) октября. В этот день 1552 г. войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань.

Это одна из четырех больших церквей Покровского собора. Ее высота — 20,9 м. Высокий восьмигранный столп завершен световым барабаном и куполом, в котором изображена Богоматерь «Неопалимая Купина». В 1780-е гг. в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета.

Появление в росписи образов мучеников IV в. Адриана и Наталии связано с переименованием церкви в 1786 г. Богатая вкладчица Наталья Михайловна Хрущева пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь ее небесных покровителей. Тогда же был выполнен и позолоченный иконостас в стиле классицизма. Он являет собою великолепный образец искусной резьбы по дереву. В нижнем ряду иконостаса изображены сцены Сотворения мира (день первый и четвертый).

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули ее первоначальное название. Недавно она предстала перед посетителями обновленной: в 2007 г. росписи стен и иконостас были отреставрированы при благотворительной поддержке Акционерного общества «Российские железные дороги».

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ ВЕЛИКОРЕЦКОГО

Южная церковь освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Икона святителя была обретена в городе Хлынове на реке Великой и впоследствии получила название «Никола Великорецкий».

В 1555 г. по приказу царя Ивана Грозного принесли чудотворную икону крестным ходом по рекам из Вятки в Москву. Событие большого духовного значения определило посвящение одного из приделов строящегося Покровского собора.

Одна из больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп со световым барабаном и сводом. Её высота — 28 м.

Древний интерьер церкви сильно постарадал во время пожара 1737 г. Во второй половине XVIII — начале XIX в. сложился единый комплекс декоративного и изобразительного искусства: резной иконостас с полными чинами икон и монументальная сюжетная роспись стен и свода. В нижнем ярусе восьмерика представлены тексты Никоновской летописи о принесении образа в Москву и иллюстрации к ним.

В верхнем ярусе изображена Богоматерь на престоле в окружении пророков, выше — апостолы, в своде — образ Спаса Вседержителя.

Иконостас богато украшен лепным цветочным декором с золочением. Иконы в узких профилированных рамах написаны маслом. В местном ряду помещен образ «Святитель Николай Чудотворец в житии» XVIII в. Нижний ярус украшен гравировкой по левкасу, имитирующей парчовую ткань.

Интерьер церкви дополняют две выносные двусторонние иконы с изображением святителя Николая. С ними совершали крестные ходы вокруг собора.

В конце XVIII в. пол церкви покрыли белокаменными плитами. Во время реставрационных работ обнаружили фрагмент первоначального покрытия из дубовых шашек. Это единственное место в соборе с сохранившимся деревянным полом.

В 2005—2006 гг. иконостас и монументальную живопись церкви отреставрировали при содействии Московской международной валютной биржи.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.

Восточная освящена во имя Святой Троицы. Считается, что Покровский собор построен на месте древней Троицкой церкви, по названию которой часто именовали весь храм.

Одна из четырех больших церквей собора представляет собой двухъярусный восьмигранный столп, завершающийся световым барабаном и куполом. Ее высота 21 м. В процессе реставрации 1920-х гг. в этой церкви наиболее полно восстановили древнее архитектурно-декоративное убранство: полуколонны и пилястры, обрамляющие арки-входы нижней части восьмерика, декоративный пояс арочек. В своде купола маломерным кирпичом выложена спираль — символ вечности. Ступенчатые подоконники в сочетании с выбеленной гладью стен и свода делают церковь Троицы особенно светлой и нарядной. Под световым барабаном в стены вмонтированы «голосники» — глиняные сосуды, предназначенные для усиления звука (резонаторы). Церковь освещает старейшее в соборе паникадило русской работы конца XVI в.

На основе реставрационных исследований установлена форма первоначального, так называемого «тяблового» иконостаса («тябла» — деревянные балки с пазами, между которыми крепились иконы вплотную друг к другу). Особенность иконостаса — необычная форма низких царских врат и трехрядные иконы, образующие три канонических чина: пророческий, Деисус и праздничный.

«Троица Ветхозаветная» в местном ряду иконостаса — одна из наиболее древних и почитаемых икон собора второй половины XVI в.

ЦЕРКОВЬ ТРЕХ ПАТРИАРХОВ

Северо-восточная церковь собора освящена во имя трех Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового.

В 1552 г., в день памяти Патриархов, произошло важное событие Казанского похода — разгром войсками царя Ивана Грозного конницы татарского царевича Япанчи, шедшего из Крыма на помощь Казанскому ханству.

Это одна из четырех малых церквей собора высотой 14,9 м. Стены четверика переходят в невысокий восьмерик с цилиндрическим световым барабаном. Церковь интересна оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена композиция «Спас Нерукотворный».

Настенная масляная живопись выполнена в середине ХIХ в. и отражает в своих сюжетах тогдашнее изменение названия церкви. В связи с переносом престола соборной церкви Григория Армянского, она была переосвящена в память просветителя Великой Армении.

Первый ярус росписи посвящен житию святого Григория Армянского, во втором ярусе — история образа Спаса Нерукотворного, принесение его царю Авгарю в малоазийский г. Едессу, а также сцены из жития константинопольских Патриархов.

Пятиярусный иконостас сочетает барочные элементы с классическими. Это единственная в соборе алтарная преграда середины XIX в. Она была выполнена специально для этой церкви.

В 1920-х гг., в начале научной музейной деятельности, церкви вернули ее первоначальное название. Продолжая традиции русских меценатов, руководство Московской Международной Валютной Биржи содействовало реставрации интерьера церкви в 2007 г. Впервые за многие годы посетители смогли увидеть одну из интереснейших церквей собора.

КОЛОКОЛЬНЯ

Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы.

Ко второй половине XVII в. старая звонница обветшала и пришла в негодность. В 1680-х гг. ее сменила колокольня, которая и стоит по сей день.

Основание колокольни представляет из себя массивный высокий четверик, на который поставлен восьмерик с открытой площадкой. Площадка огорожена восемью столбами, соединенными арочными пролетами, и увенчана высоким восьмигранным шатром.

Ребра шатра украшены разноцветными изразцами с белой, желтой, синей и коричневой поливой. Грани покрыты фигурной зеленой черепицей. Завершает шатер небольшая луковичная главка с восьмиконечным крестом. В шатре находятся небольшие окошки — так называемые «слухи», предназначенные для усиления звука колоколов.

Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX вв. В 1990 г., после долгого периода молчания, они снова стали использоваться.

Высота храма составляет 65 метров.

В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Покровский собор — одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы (таким же, как Эйфелева башня для Парижа).



Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание – восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного – настоящее название

Храм Василия Блаженного – культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это – самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название – Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного – история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, – так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке – храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название – храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: “Лазарь, поставь на место!”. Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного – архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую – девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг – символ вечности, треугольник – символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка – начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду – символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого – Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца – Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного – задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного – прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…