Объединение румынии и молдавии. Молдаване и румыны: один народ или два разных

В феврале дискуссии о возможности скорого объединения Молдавии с Румынией вспыхнули в Кишиневе с новой силой. Поводом послужили и тайное избрание 20 января правительства во главе с премьер-министром Павлом Филипом, и связанные с этим массовые протесты. Свою роль сыграли и новые партии, открыто продвигающие идеи унионизма, и громкие заявления румынских политиков. НАТО планирует модернизацию молдавской армии, а прогноз Stratfor на 2016 год гласит: «к западу от России Польша, Венгрия и Румыния будут стремиться вернуть регионы, утраченные в пользу России в разные моменты». «Лента.ру» проанализировала перспективы скорого объединения двух стран.

Контрольный выстрел

Контрольным выстрелом стала представленная 18 февраля на пресс-конференции в Бухаресте стратегия объединения двух стран, подготовленная Национал-либеральной партией (НЛП), которую до вступления в должность возглавлял нынешний президент Румынии Клаус Йоханнис. Документ предполагает создание единого социально-экономического, культурного, информационного пространства, открытие рынка рабочей силы в Румынии для всех граждан Молдавии, увеличение поддержки из румынского госбюджета молдавских СМИ, в том числе общественного телевидения, а также продвижение культурных ценностей для «развития румынской идентичности». В длинном перечне пунктов есть и положение о разработке нормативной базы для формирования общей жандармерии и полиции. Это политический документ, пояснил вице-председатель НЛП, депутат парламента Виорел Бодя. «Мы намерены привлечь к нему внимание других политических партий, руководства страны и гражданского общества. Мы заинтересованы в реализации последовательных действий в решении бессарабского вопроса», - подчеркнул он.

О чем говорят президенты

Идею объединения давно и упорно продвигает и бывший президент Румынии Траян Бэсеску. «Мы - нация, живущая в разных государствах из-за того, что так решили Гитлер и Сталин. Объединение произойдет, когда румыны с обоих берегов Прута захотят жить в одном государстве. Это реальность, и ни одна близкая Румынии страна не воспротивится исполнению этого идеала», - заявил он в интервью молдавским СМИ. По его мнению, если граждане «двух румынских государств» решат вопрос объединения демократическим путем, «никто этому не воспротивится», в том числе Москва.

Действующий глава Румынии Клаус Йоханнис считает, что вопрос об объединении вполне обсуждаем, но при условии стабилизации ситуации в Кишиневе и в Бухаресте. Об этом он сказал в ходе публичных дебатов «Диалог ради Румынии. Политическая весна гражданского общества». Первый шаг, считает Йоханнис, - это европейская ориентация и стабилизация экономической ситуации Молдавии, второй - европейская интеграция страны и объединение как один из ее аспектов. «Ставить сейчас вопрос об объединении Молдовы с Румынией представляется несерьезным. Посмотрите вокруг: приднестровская проблема, экономическая нестабильность, коррупция, которая есть на обоих берегах Прута», - объяснил он свою точку зрения.

Сближение двух берегов - экономическое, политическое, информационное - должно стать одной из основных задач как политического класса, так и общества. Такую политическую линию обозначил молдавский президент Николай Тимофти 17 февраля во время своего официального визита в Бухарест. Две страны «объединены кровью, историей, духом, и нужно лишь возвести в превосходную степень это общее богатство во имя совместного процветания и безопасности», процитировала его пресс-служба. Тимофти отметил, что политический кризис в Кишиневе оживил диалог с Бухарестом. «Трудности сблизили еще больше, а перспективы сотрудничества все более очевидны и неизбежны», - убежден молдавский президент.

Смена партнеров

После того как к власти в Кишиневе пришли в 2009 году проевропейские силы, из риторики представителей правящего класса исчезли упоминания о России как о стратегическом партнере. Ее место заняла Румыния. Между Кишиневом и Бухарестом крепнут экономические связи на фоне их ослабления с Москвой. «Для этого молдавским властям пришлось спровоцировать эмбарго со стороны РФ. Газопровод Яссы - Унгены в шаге от запуска, модернизируются электросети, обсуждается запуск европейской железной дороги Яссы - Унгены, идет активное строительство мостов через Прут. Кредит в 150 миллионов евро должен привязать Республику Молдову к Румынии», - пишет в своем блоге депутат от пророссийской Партии социалистов, политолог Богдан Цырдя.

Правда, кредит, на который так рассчитывают молдавские власти, румыны пока выделили только на бумаге. Чтобы его получить, правительство должно выполнить ряд условий. Как заявил премьер-министр Румынии Дачиан Чолаш после встречи со своим молдавским коллегой Павлом Филипом, первый транш в 60 миллионов евро будет отправлен в Кишинев, когда молдавские власти продемонстрируют прогресс в проведении реформ. «Мы готовы поддержать новое правительство, так как это важно с точки зрения региональной безопасности - нам необходима стабильность. Мы призываем власти Молдавии прислушаться к гражданскому обществу страны, которое стремится в ЕС», - уточнил Чолаш.

В конце декабря в Кишиневе были обнародованы результаты социологического исследования: в Евросоюз стремится 39 процентов населения, присоединяться к Румынии не хотят 53 процента, а сторонников объединения - 21 процент. В феврале 2014 года в Гагаузской автономии, где проживает преимущественно русскоязычное население, был проведен консультативный референдум о геополитической ориентации региона. Идею «отложенного статуса автономии», дающую Гагаузии право на самоопределение в случае утери Молдавией независимости, поддержали тогда 98,8 процента участников голосования.

Рулевые в партии

Между тем в Кишиневе как грибы после дождя растут партийные формирования, декларирующие своей целью объединение с соседней страной. Самые крупные среди них - правящая Либеральная партия во главе с Михаем Гимпу, национал-либеральная партия во главе с Виталией Павличенко и Правая партия, вице-председателем которой недавно был избран Илья Илашку, участник вооруженного конфликта в Приднестровье. В 1992 году он был членом диверсионной группы «Бужор» и организовывал покушения на приднестровских политиков. В Тирасполе его задержали и приговорили в 1993 году к смертной казни, впоследствии замененной на пожизненное заключение. В тюрьме он был избран депутатом молдавского парламента, а затем и румынского сената. В 2001 году приднестровцы передали Илашку молдавским властям, он был освобожден и уехал в Румынию.

Фото: Константин Черничкин / Reuters

Лидер «Правой партии» Анна Гуцу известна тем, что, будучи депутатом молдавского парламента от Либеральной партии, предложила перевести русские школы на платную основу. Ее также можно охарактеризовать как ярую сторонницу объединения с Румынией и вступления Молдавии в НАТО. По мнению Гуцу, уже сегодня ничто не мешает объединению - ни Гагаузия с ее «отложенным статусом», ни Приднестровье с его замороженным конфликтом. «Проблему Приднестровья, к примеру, вполне можно решить с помощью НАТО. Потому что приднестровский конфликт в момент, когда Республика Молдова объединится с Румынией, становится конфликтом на территории страны-члена НАТО и члена ЕС. Этот конфликт может в любой момент разморозиться, что невыгодно и России», - заявила недавно Гуцу в эфире одной из передач на местном телевидении. А жителей Гагаузии, считает политик, можно просто «заманить калачом». «На территории Румынии все нацменьшинства чувствуют себя прекрасно, может быть, даже лучше чем здесь! Там есть и русские, и украинцы, и венгры, для них созданы абсолютно все условия, и никто не ущемляет их права», - подчеркивает она.

Unirea-2018

В Кишиневе все чаще говорят о проекте Unirea-2018 («Объединение-2018). По словам политического аналитика, директора Института проблем безопасности, бывшего замминистра иностранных дел Валерия Осталепа, «план по исчезновению Молдавии как государства существует». «Уже есть бюджет, люди. Исполнители всего этого - румынские коллеги под руководством США», - не сомневается эксперт.

Той же точки зрения придерживается лидер оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон. Реализация проекта, указывает он, может превратить Молдавию в «кровавый котел». «Поднимутся Приднестровье, Гагаузия, болгары и север Молдовы, где много русских. Сюда войдут румынские войска, а с другой стороны - украинские. В Приднестровье 200 тысяч российских граждан и российская армия. Для Европы это страшный сон. Война будет идти не просто в Украине, а прямо в Евросоюзе», - предупреждает политик.

Однако далеко не все согласны с подобными прогнозами. Например, депутат от Либерально-демократической партии, член молдавской делегации в ПАСЕ Валериу Гилецкий «о таких планах не слышал». С его точки зрения, «если люди в большинстве своем поддерживают идею выхода из какого-то союза или хотят с кем-то объединиться, это может произойти только на демократической основе, без всяких секретных планов». Бывший депутат парламента Стелла Жантуан, в свою очередь, уверена, что, хотя Бухарест и расширяет сферу своего влияния на молдавскую политику, говорить об объединении не приходится, потому что и у Румынии есть территориальные проблемы с Венгрией. А покушение Бухареста на территорию левого берега Прута, резюмирует эксперт, может вызвать перекройку границ в самой Румынии, потом в Польше и далее по списку.

История

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии .

XX век

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении .

Распад СССР

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х . Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989 . Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску . Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья , последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта .

Настоящее время

Молдавия

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией . В () среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически» .

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами .

Приднестровье и Гагаузия

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии . Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

Румыния

Опросы

По данным социологического опроса, проведённого в 2006 году в Румынии, идею присоединения Молдавии поддерживают 44 % населения, а 28 % высказалось против.

В октябре 2009 года IMAS-Inc провела социологический опрос в Молдавии. Респондентов просили оценить отношение между идентичностью молдаван как румын по шкале от 1 (полностью один народ) до 5 (два разных народа). Опрос показал, что 26 % от всех принявших участие, заявили, что молдаване и румыны это полностью один народ, а 47 % заявили, что это частично или полностью разные народы. Результаты отличались в разных категориях респондентов. К примеру, 33 % молодых опрашиваемых (18-29) указали, что румыны и молдаване это один народ, 44 % - что разный, среди пожилых респондентов (более 60) проценты были другими 18,5 % и 53 %. Процент тех, что считает румын и молдаван одним народом выше среди людей, для которых румынский родной язык (30 %), среди городских жителей (30 %), среди людей с высшим образованием (36 %), и среди жителей столицы (42 %) .

Гипотетические результаты объединения

Ожидаемые результаты объединения на основе статистических данных за 2010 год:

Примечания

  1. «Пляски гагаузских аборигенов перед молдавскими конкистадорами»: Гагаузия за неделю - Новости Молдавии - ИА REGNUM
  2. «Unionistii trebuie pedepsiti din toate punctele de vedere!»
  3. И. А. Ожог, И. М. Шаров Краткий курс лекций по истории румын. Новая история . - 1992.
  4. Олег Гром. Региональный, этнокультурный и имперский проекты национальной идентичности в Бессарабии (1905-1912) , 2007

В начале марта около 100 молдавских населенных пунктов подписали совместную декларацию об объединении с Румынией.

«В целях восстановления исторического права жить вместе с братьями из-за Прута заявляем о немедленном и безусловном объединении с Родиной-матерью Румынией», — говорится в документе, который к 13 марта подписали члены 108 сельских и городских советов. 25 марта сторонники объединения планируют провести митинг в Кишиневе, на который, по их прикидкам, должно прийти более 100 тысяч человек.

Движение за объединение с Румынией активизировалось в стране в предвыборный год. В мае в стране пройдут выборы мэров в крупнейших городах, — Кишиневе и Бельцах — где живет 30% населения страны. Потом последуют и досрочные парламентские выборы.

«Восстановление исторической справедливости»

История взаимоотношений Румынии и Молдавии насчитывает много столетий. В Средние века молдавские княжества то попадали в зависимость от румынских князей, то освобождались от нее. В 1503 году Бессарабия была присоединена к Османской империи, а в 1812 году по Бухарестскому мирному договору оказалась в составе Российской империи. Только в ХХ веке Молдавия безо всяких оговорок впервые вошла в состав Румынии по результатам Первой мировой войны и распада Российской империи. Однако в 1940 году она вновь оказалась в составе СССР.

После начала распада Советского Союза в Молдавии начался политический кризис. Часть населения поддерживала идею идентичности молдавского и румынского языков, выступая за объединение двух стран. В противовес им просоветски настроенные жители Приднестровья и части других молдавских регионов выступили за сохранение Молдавской ССР в составе Союза. Однако в итоге победила третья сторона: сторонники независимости.

Официальным стартом нынешней кампании юнионистов (так называют сторонников объединения) можно считать 18 февраля 2016 года, когда на пресс-конференции в Бухаресте была представлена стратегия объединения двух стран, подготовленная Национал-либеральной партией (НЛП). Ее возглавляет действующий президент Румынии Клаус Йоханнис , который называет объединение двух стран чуть ли не ключевой задачей своего срока.

Масштабный документ предлагает создать единое социально-экономическое, культурное и информационное пространство, открыть рынки рабочей силы в Румынии для всех граждан Молдавии, увеличить поддержку из румынского госбюджета молдавских СМИ, в том числе общественного телевидения, а также продвигать культурные ценности для «развития румынской идентичности». Предлагается и начать разработку нормативной базы для создания общей жандармерии и полиции. По мнению Йоханнеса, очередным шагом для объединения двух стран должна стать евроинтеграция Молдавии.

В Молдавии кампанию за воссоединение с южным соседом ведет «Блок национального единства» (БНЕ). Это румыно-молдавская организация, выступающая за «восстановление исторической справедливости». Сбор подписей за объединение с Румынией БНЕ собиралась приурочить к 27 марта. Для организации это сакральная дата: ровно сто лет назад в этот день Бессарабия вступила в состав Румынии. Митинг в молдавской столице, на который планируют собрать 100 тысяч человек, также будет приурочен к этой дате.

«Люди разочаровались в идее молдавской государственности»

Если предыдущий президент Молдавии Николай Тимофти поддерживал идею объединения двух стран, то нынешний глава государства и лидер Партии социалистов Игорь Додон выступает против. Додон запустил кампанию по сбору подписей против объединения стран, в которую включились 250 населенных пунктов страны (из 898, которые есть в Молдавии). Президент подчеркнул, что присоединение к Румынии вызовет гражданскую войну. 7 марта Додон созвал Совет безопасности, на котором осудил юнионистскую декларацию.

«Совет считает эти действия грубым нарушением положений конституции, мы предлагаем изменить уголовное законодательство и ввести уголовную ответственность за подобные действия. В ближайшее время такие поправки будут разработаны и переданы парламенту», — пообещал Додон.

Парламент страны, который контролирует Демократическая партия, выступающая за вступление страны в ЕС, ответил на это заявление молчанием. Ранее там одобрили законопроект, предлагающий заменить в конституции государственный язык с молдавского на румынский. Однако, как считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер , на самом деле Демпартия смотрит на вопрос присоединения к Румынии только с точки зрения своих интересов.

— Она (Демпартия) и контролирующий её олигарх Владимир Плахотнюк просто хотят остаться у власти. Под какими лозунгами это произойдет, им не так важно, — заявил эксперт.

По словам Брутера, за последние 10 лет поддержка идеи воссоединения с Румынией в Молдавии действительно выросла почти на 10% (примерно до 30%). Однако одновременно выросло и число людей, которые выступают за интеграцию в восточном направлении: либо за тесное сотрудничество с Россией, либо за воссоединение с Приднестровьем. Такое развитее событий в стране поддерживают около половины населения.

«Объединение с Румынией может произойти только в том случае, если США решат, что они не справляются с ситуацией в Молдавии и страна вот-вот выберет путь в сторону РФ», — считает Брутер. Между тем в США, по мнению эксперта, хотели бы, чтобы Плахотнюк отошел от власти и на его место пришли более «правильные» с точки зрения Вашингтона люди. «Рейтинг Демократической партии падает. Из-за этого они даже не стали выдвигать своих кандидатов на выборах в крупнейших городах страны Кишиневе и Бельцах, где живет 30% населения страны».

На фоне больших экономических проблем у граждан крепнет уверенность в том, что молдавская государственность — неудачный эксперимент, считает политолог. Отсюда и растущая популярность политических сил, которые выступают за интеграцию с другими государствами. Однако в какую именно сторону качнется чаша весов, сказать сложно. «Это покажут предстоящие выборы», — считает Брутер.

МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ
Территория, занятая современной Молдавией, издавна попадала в сферу интересов разных государств, в частности в последние столетия - Османской и Российской империй. Независимое Молдавское княжество, которое включало нынешнюю Молдавию, возникло в середине 14 в. Несмотря на активное сопротивление князя (господаря) Стефана III Великого (1457-1504), одержавшего ряд крупных побед, Молдавии не удалось противостоять военной мощи Османской империи. Потерпев поражение, Молдавия была вынуждена платить дань, правители Османской империи назначали молдавских господарей. Молдавские земли неоднократно опустошались иностранными армиями, которые вторгались в ее пределы. Современное деление на восточную и западную Молдавию восходит к самому началу 18 в. Часть территории, расположенную к востоку от Днестра, Османская империя уступила России в 1792 по Ясскому мирному договору. Бессарабия была аннексирована Россией после Русско-турецкой войны 1806-1812. В 1858 западная часть Молдавии вместе с Валахией составили основу Румынского государства.
В период российского правления численность населения Бессарабии быстро возросла за счет естественного прироста и притока иммигрантов, главным образом русских и украинцев, а также болгар и гагаузов. В 1918 под влиянием России политические лидеры Бессарабии сформировали национальный совет Сфатул Цэрий. В марте того же года он проголосовал за объединение с Румынией.
Советская Россия не признавала этот политический акт. Коммунисты Бессарабии агитировали за объединение с СССР. Советские власти в 1924 создали к востоку от Днестра Молдавскую Автономную Социалистическую Республику, где молдаване составляли меньшинство населения. Это образование вошло в состав Украинской ССР. Столицей Молдавской АССР в 1925 стал город Балта, а в 1929 - Тирасполь.
В июне 1940 под сильным политическим давлением Румыния уступила Бессарабию СССР. 2 августа 1940 была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика, объединившая большую часть Бессарабии и значительную (но не всю) часть Молдавской АССР. Северные и южные районы Бессарабии отошли к Украине.
Образование Молдавской ССР сопровождалось значительными социальными и экономическими изменениями. Многие этнические румыны, в основном представители среднего и высшего классов, переселились из Бессарабии в Румынию. В самой Бессарабии в послевоенные годы происходили репрессии, немало людей погибло от голода. Нехватка рабочих рук стимулировала массовую иммиграцию из других советских республик, в основном из России и Украины.
В советский период в Молдавии наблюдался значительный экономический рост. Однако большинство молдаван проживало в сельской местности, поэтому у них не было доступа к специальному образованию и квалифицированному труду. Структура занятости среди этнических групп претерпела значительную трансформацию. Немолдаване играли весьма существенную роль в городской экономике, а молдаванам доставались менее престижные и низко оплачиваемые виды деятельности. Такая модель развития в условиях интеграции страны в общесоветскую экономику породила межэтнические конфликты. Утверждалось, что Молдавия и Румыния - две разные страны, а молдаване и румыны - совершенно разные нации. Эта позиция особенно бросалась в глаза при манипуляциях в вопросе о языке. Согласно официальной советской версии, выработанной еще в 1930-х годах, молдавский язык отличается от румынского, и это аргументировалось прежде всего тем, что в молдавской письменности используется кириллица. В годы Второй мировой войны началась волна новых репрессий против молдаван. Экономическая и политическая элита в 1940-1941 вслед за присоединением Бессарабии к СССР подверглась репрессиям; новая волна репрессий началась после освобождения региона Советской армией в 1944. В 1946-1947 Молдавия пережила сильную засуху. Органы советской власти отказывались уменьшить обязательные поставки зерна государству, что привело к голоду и гибели тысяч людей. Сразу после этого бедствия была проведена насильственная коллективизация, более 30 тыс. человек были депортированы. Руководство республикой перешло к представителям немолдавской национальности.
Все эти обстоятельства способствовали росту молдавского национального движения, которое усилилось во второй половине 1980-х годов. В середине 1988 известные молдавские писатели активно участвовали в организации Демократического движения поддержки перестройки и потребовали от КПМ принятия законов о демократизации и реформе языка. Основным объектом критики стало засилье русского языка в средствах массовой информации.
В 1989, несмотря на уступки правительства, волнения продолжали нарастать. 27 августа 1989 активисты, выступавшие за реформы, предприняли массовую демонстрацию свой силы: в манифестации в центре Кишинева приняли участие свыше 100 тыс. человек. 31 августа Верховный совет Молдавии постановил считать румынский язык государственным языком, как того требовал Народный фронт.
Возросшее влияние Народного фронта в сочетании с перспективой достижения полного контроля в управлении государством со стороны молдаван вызвало негативную реакцию у республиканских меньшинств, особенно у русских и менее многочисленных гагаузов. Большая часть русских поддерживала "Единство" - политическое движение, которое возникло в Приднестровье и отстаивало сохранение русского языка в качестве государственного. Его лидеры обвиняли молдавских национальных лидеров в целенаправленном разжигании межэтнических конфликтов. Ведущая политическая организация гагаузского меньшинства Гагаузский народ в основном поддержала инициативы русских активистов, а также выдвинула предложение, чтобы южные районы, где компактно проживают гагаузы, получили статус автономий с особыми полномочиями, позволяющими защищать их культурные и экономические интересы.
Выборы в республиканский Верховный Совет в 1990 привели к дальнейшей поляризации сил. Из списка кандидатов от Народного фронта был избран 101 депутат (27% от общего числа). Почти равный по силе парламентский блок составили представители консервативных движений и национальных меньшинств. Тем не менее Народному фронту при поддержке центристских депутатов удалось взять под контроль более половины голосов в новом законодательном органе. Сторонник Народного фронта Мирча Снегур был избран председателем Верховного Совета (он стал называться президентом республики в сентябре 1991 и являлся единственным кандидатом на президентских выборах в декабре того же года). Ион Хадыркэ, председатель исполнительного совета Народного фронта, стал первым заместителем председателя Верховного Совета МССР.
Почти одновременно вспыхнул острый конфликт в рамках законодательной власти. Прошло предложение о восстановлении прежнего молдавского флага, несмотря на активное противодействие оппозиции; против него активно выступили в районах, где проживали национальные меньшинства. В состав правительства, избранного Верховным Советом, вошли преимущественно молдаване, что давало представителям меньшинств минимальную надежду на учет их интересов при решении ключевых вопросов. После ряда силовых столкновений в Кишиневе 100 депутатов, находившихся в оппозиции к Народному фронту, вышли из состава парламента 24 мая 1990. Городские администрации Тирасполя, Бендер и Рыбницы официально объявили о приостановлении действия закона о национальном флаге на подчиненных им территориях. 21 августа 1990 было объявлено о создании Гагаузской ССР, в состав которой вошли пять районов компактного проживания гагаузов. 2 сентября 1993 славяне Приднестровья приняли Декларацию об образовании Приднестровской Молдавской ССР. Напряженность между сторонниками автономии и правительством Молдавии резко возросла.
В середине 1992 вооруженные столкновения между правительством и приверженцами автономии достигли кульминации и переросли в гражданскую войну. К концу лета 1992 число погибших в ней превысило 300 человек. Большая часть города Бендеры, который стал главным центром конфликта, была разрушена, и тысячи беженцев покинули этот район. После установления перемирия начались переговоры о будущем страны.
Конфликт в Приднестровье усилил поляризацию молдавского общества и привел к снижению популярности Народного фронта. Рост неприязни к депутатам Народного фронта, число которых постоянно уменьшалось за счет перехода в оппозиционные партии, привел к тому, что парламент проголосовал за самороспуск и проведение новых выборов 27 февраля 1994.
Эти выборы были отмечены резким изменением политического курса - отказом от политики, проводившейся на ранних этапах периода независимого развития. Крайне экстремистские прорумынские националистические партии в основном утратили свое политическое влияние, на смену им выдвинулись партии, отстаивавшие национальную независимость. Наибольшую популярность приобрела Аграрная демократическая партия (АРП), за которую отдали голоса 43,2% электората; она получила в парламенте 56 из 104 мест. Социалистический блок, союзник аграриев, получил 28 мест. Прорумынские партии набрали всего 17% голосов.
Окончательные результаты выборов незамедлительно сказались на политической жизни Молдавии. Правительство аграриев, имея большинство мест в парламенте, достигло политического консенсуса и немедленно приступило к переориентации внешней и внутренней политики. Власти подписали соглашение с Гагаузией, разрешив тем самым критическую ситуацию, продиктованную стремлением гагаузов к автономии. 23 декабря 1994 парламент Республики Молдова принял закон о территориальной автономии Гагаузии (Гагауз Ери). С 1992 большей автономии добивается южный, населенный в основном болгарами, Тараклийский район. Предпринимались шаги к урегулированию отношений с властями Приднестровья, хотя не столь активные из-за нежелания Тирасполя и Москвы идти на компромисс. 29 июля 1994 была введена в действие новая конституция. Этот документ отразил "молдавскую" ориентацию нового политического большинства. Ссылки на румынский язык и румынский народ, которые характеризовали главные положения ранних проектов конституции, были изъяты и заменены ссылками на молдавский язык и молдавский народ, в то время как национальная независимость сохранялась в качестве главного принципа молдавской государственности.
Разочарование в этих дополнениях к конституции вызвало протест со стороны студенческих групп в марте-апреле 1995. Чтобы обуздать проявления недовольства, президент Снегур ввел шестимесячный мораторий на обсуждение вопроса о языке и создал специальную комиссию для его рассмотрения. В то же время парламент дважды - в 1994 и 1995 - отвергал предложение признать румынский в качестве государственного языка.
В июне 1995 президент Снегур отошел от руководства АДП, не согласившись с ее требованием утвердить румынский язык в качестве государственного. Конфликты Снегура с руководством АДП не прекращались. Когда он в 1996 попытался отправить в отставку министра обороны Павла Крянгэ, парламент признал это решение неконституционным.
На президентских выборах в ноябре 1996 ни один из кандидатов не набрал необходимых 50% голосов. Повторные выборы состоялись в декабре, в первом туре Снегур получил 39% голосов, а кандидат от АДП Петр Лучинский - 28%. Лучинский выиграл второй тур с 54% голосов и в январе 1997 вступил в должность президента.
В первый год президентства Лучинский настойчиво поддерживал экономические реформы. Основным оппонентом рыночных реформ выступала ПКМ. На парламентских выборах в марте 1998 коммунисты завоевали 30% голосов (40 мест) в парламенте. Поскольку ни одна из партий не получила решающего большинства мест, было сформировано коалиционное правительство с участием Движения за демократическую и процветающую Молдавию, Демократической конвенции Молдавии и Партии демократических сил. Новый парламент признал румынский государственным языком Молдавии.
Конституция 1994 подтвердила неизменный нейтралитет Республики Молдовы в международных отношениях. Статус Приднестровья специально не оговаривался, но констатировалось, что населенным пунктам левобережья Днестра могут быть предоставлены особые формы и условия автономии. Детальные переговоры по поводу статуса Приднестровья велись в 1995. В середине 1996 правительства Молдавии и Приднестровья пришли к соглашению об автономном статусе Приднестровья. Ход переговоров сдерживался из-за непрекращавшихся споров об условиях вывода российских войск и военной техники из Приднестровья. Восточная часть бывшей Молдавской ССР, непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) со столицей в Тирасполе де-факто не входит в состав Республики Молдова. Законодательная и исполнительная ветви власти ПМР игнорируют законы Молдавии. ПМР имеет все атрибуты государственности (флаг, столицу, президента, парламент, таможни, милицию, финансы).
В противоположность ПМР лидеры Гагаузии в конце 1994 достигли соглашения с правительством Молдавии об условиях автономии. В соответствии с ними районам Гагаузии гарантировалось местное самоуправление, и гагаузский язык стал одним из трех официальных языков - наряду с молдавским и русским. Народное собрание Гагаузии (Халк Топлошу) получило ограниченные законодательные полномочия. Высшим должностным лицом Гагаузии является ее глава (башкан), который избирается сроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании на альтернативной основе. На региональном референдуме, состоявшемся в марте 1995, были определены официальные границы Гагаузии.
К концу 1998 Молдавия столкнулась с сильнейшим за годы независимости кризисом. В экономике он был обусловлен резким падением торгового оборота с Россией после дефолта 17 августа 1998, дальнейшим снижением промышленного производства и сокращением ВВП (в 1998 по сравнению с 1997 соответственно на 10% и 7%), девальвацией лея на 50%, ростом цен на продукты на 20-40%. У половины трудоспособных граждан Молдавии средняя месячная заработная плата не превышала 20 долл. Принятый 12 декабря 1998 бюджет (доходная часть - 2,25 млрд. лей, или 300 млн. долл., расходная - 2,45 млрд. лей, или 330 млн. долл.) принимался с расчетом на кредиты МВФ, которые в 1999 поступали с задержками. В январе 1999 цены на коммунальные услуги и некоторые товары поднялись на 70%.
Выход из кризиса руководство Молдавии видит в ужесточении финансовой дисциплины и переориентации торговых связей на страны СНГ, Ближнего Востока и Китая. Во внутренней политике президент Лучинский на консультативном референдуме 23 мая 1999 в ходе выборов в местные органы власти поставил вопрос о введении президентского правления, изменив тем самым некоторые положения Конституции 1994. Это предложение не получило поддержки большинства. Во внешней политике Молдавия проводит прозападный курс, с осуждением агрессии НАТО против Югославии выступают только коммунисты.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МОЛДАВИЯ. ИСТОРИЯ" в других словарях:

    Молдавское княж … Википедия

    Республика Молдова, государство в Юго Восточной Европе. Молдова румынское название исторической области Молдавия, лишь небольшая ее часть находится в пределах рассматриваемой республики, а большая (западная) часть в Румынии. Площадь республики 33 … Энциклопедия Кольера

    История Молдавии Молдавское княжество Бессарабская губерния Молдавск … Википедия

    Республика Молдова, гос во на Ю. Вост. Европы. Название унаследовано от истор. территории Молдова, получившей наименование по р. Молдова, пп Сирета. Гидроним объясняют из др. герм. Mulde лощина со слав, окончанием ова. Географические названия… … Географическая энциклопедия

С каким государством сегодня граничит Приднестровская Молдавская Республика? С Республикой Молдова или уже с Румынией? Этот вопрос отнюдь не праздный и, пожалуй, многие маститые эксперты затруднятся ответить на него прямо, без оговорок. Дело в том, что процесс «переваривания» Румынией Молдавии, начало которому было положено в конце 80-х начале 90-х прошлого столетия, за 20 лет дал вполне ощутимые результаты. Не исключено, что это началось гораздо раньше, а вот очевидным стало в 80-х. Иначе откуда вдруг, как грибы после дождя, в тогда еще Советской Молдавии, одновременно появились многочисленные сторонники «румынизации» Молдавии - политики, общественные деятели разного калибра, художники, поэты, артисты и другие деятели культуры, представители трудовых коллективов? Именно в те годы отмечен резкий всплеск русофобских и румынофильских настроений в молдавском обществе. Чего только стоят «Десять заповедей бессарабского румына», написанные Хадыркэ, Виеру, Лари, Матковским, Цуркану, Чимпоем, Нэстасе, Друцэ и другими деятелями культуры и представителями молдавской интеллигенции, писавшими раньше стихи про Ленина и тексты к песням, исполняемым звездами советской эстрады.

Замечу, что в конце 80-х - начале 90-х в СССР было немало очагов национализма, но молдавские националисты имели одну очень существенную отличительную черту - они не называли себя молдаванами, что было бы логично, они называли себя румынами. Например, украинским «руховцам» (представителям Народного Руха - брата-близнеца Народного фронта Молдавии), даже спьяну не пришло бы в голову называть себя, например, румынами или кем-либо еще - только украинцами. В школах РМ с того времени начали изучать Историю румын, отказались называть свой язык молдавским.

Сегодня ни для кого не секрет, что Румыния оказывала всестороннюю помощь Республике Молдова во время конфликта с ПМР. Снабжала оружием, техникой, поддерживала дипломатически и информационно. Расчет был сделан на то, что удастся быстро и жестоко разделаться с Приднестровьем, а затем Молдова поглотит его. Потом должно было произойти объединение Молдавии и Румынии. С цветами, транспарантами, на волне братской любви. Однако сценарий реализовать не удалось. Приднестровье захватить не получилось, а объединяться с Молдовой, оставив фактически в тылу пророссийскую Приднестровскую Молдавскую Республику, в Бухаресте не захотели. Да и Вашингтон этого не одобрил бы. Тогда, как и сегодня, Румыния надеется «сорвать весь банк», полностью заполучив территорию бывшей МССР. Поэтому Румыния сменила тактику, но оставила прежнюю стратегию, перейдя к ползучей экспансии.

В 1998-2000 годах к власти в Румынии пришли партии, входящие в Демократическую конвенцию Румынии (ДКР), а в Кишиневе - альянс «За демократию и реформы». Как отмечает директор программ Ассоциации внешней политики Виктор Кирилэ, в тот период политический диалог Республики Молдова и Румынии расширяется и активизируется на трех важных уровнях: глав государств, парламентов и правительств. Только в 1998 году президентам Республики Молдова и Румынии Петру Лучинскому и Эмилу Константинеску удалось провести три встречи. В этот же период председатель парламента РМ Думитру Дьяков совершает два рабочих визита в Бухарест (в июне 1998 года и апреле 1999 года), а в апреле 2000 года в Кишинев совершает рабочий визит председатель Сената Румынии Мирча Ионеску Куинтус. Кроме того, на уровне двух правительств в мае 1999 года состоялся официальный визит в Кишинев премьера Румынии Раду Василе, а в августе того же года официальный визит в Бухарест совершил премьер-министр РМ Ион Стурза. В апреле 2000 года стороны парафировали Договор о привилегированном партнерстве и сотрудничестве Республики Молдова и Румынии, правда, правительства его не подписали. В этот же период Румыния становится вторым по значимости после России торговым партнером Молдавии, также происходит подключение РМ к румынской энергосистеме.

После прихода к власти в Молдавии Партии коммунистов Республики Молдова во главе с Владимиром Ворониным многим казалось, что теперь дружбе Молдавии и Румынии пришел конец. Слишком уж громогласно Владимир Николаевич во время предвыборной кампании заявлял, что Молдавия меняет свой политический вектор с прозападного и прорумынского на пророссийский, и теперь не может быть и речи об отказе от молдавской государственности. Однако именно в период его правления в Молдавии была зарегистрирована Бессарабская митрополия румынского патриархата. Бессарбская митрополия - это идеологическая структура, которая получает деньги из Румынии. Находясь на территории той же Молдавии и той же Украины, фактически является структурой другого государства. Священнослужители Бессарабской митрополии действуют активно. Они не только общаются с местным населением и убеждают его в том, что мать-Румыния хочет только блага для своих чад, но и вытесняют представителей Митрополии Молдавии. То есть в стране, благодаря ПКРМ, сегодня во многих населенных пунктах фактически окормляют паству румынские пастыри. Кроме того, Воронин уравнял в правах ветеранов, воевавших на стороне фашистской Германии и Румынии во время Великой Отечественной войны и сражавшихся в рядах Красной Армии.

С 2005 года Владимир Воронин, после провала подписания «меморандума Козака», находясь под впечатлением от цветных революций в Грузии и Украине, уже не помышляет о СНГ. Он начинает «активно дружить» со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску, выступать за открытые отношения с ЕС, НАТО, Румынией. Владимир Воронин, действуя в русле интересов своих «румынских друзей» и тех, кто за ними стоит, стал заявлять о том, что Россия должна покинуть берега Днестра, вывести своих миротворцев. Он называл русских оккупантами и говорил, что российские войска представляют угрозу национальной безопасности Молдавии. А в это время Бухарест говорил о том, что российские войска представляют угрозу для Румынии. Именно тогда Румыния объявляет о своем желании играть более активную роль в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта, предлагает Кишиневу свои услуги в качестве адвоката в Евросоюзе.

Были даже разговоры о румынском проекте разрешения конфликта на берегах Днестра. Правда, позже Румыния и Молдавия разругались. В 2007 году из Молдовы даже выдворили двух румынских дипломатов, объявив их персонами нонграта. Но через полгода отношения Молдавии и Румынии вновь стали налаживаться, что стало подтверждением аксиомы «милые бранятся, только тешатся». Но, видимо, слишком уж много внимания к себе требовал молдавский коммунист Владимир Воронин. И не то чтобы он не соглашался с Бухарестом, просто надо было его упрашивать, обихаживать, не исключено, что и материально заинтересовывать. Поэтому общими усилиями его подвинули. Во время беспорядков и погромов в Кишиневе, сопровождавших приход к власти АЕИ, над зданием президентуры повесили румынский флаг, что было знаково, учитывая, как сегодня развиваются отношения Молдавии и Румынии. Эксперты отмечают, что после прихода к власти АЕИ процесс сближения РМ и Румынии заметно активизировался и ускорился.

Получая поддержку от США и видя «зеленый свет» со стороны молдавского руководства, только в первый год пребывания у власти АЕИ, Румыния открывает в Молдавии два своих телеканала - «Публика ТВ» и «Журнал ТВ». Она увеличивает количество своих НПО, СМИ, выделяет инвестиции. О том, что Румыния получает на эти цели финансовую поддержку от США, говорится в отчетах американского аналитического центра «Стратфор». Кроме того, в Молдавии была предельно упрощена процедура получения румынского гражданства, в структурах власти разрешили иметь двойное гражданство. В результате многие министры, депутаты, и.о. президента в Молдавии являются гражданами Румынии.

15 июля 2010 года появилась информация о том, что Республика Молдова предоставила Румынии свободный доступ к национальной базе данных Государственного регистра населения. В Молдове начали отмечать День Румынии, День советской оккупации, а в Румынии стали, не стесняясь, заявлять о том, что нет в природе молдаван и молдавского языка, есть только румынская провинция Бессарабия. Эмиль Бок, премьер Румынии, 22 сентября 2010, будучи в США, заявил, что цель внешней политики Румынии - «устранение границы с Молдавией в рамках Евросоюза». 15 марта 2010 в Кишиневе открылось Парламентское бюро румынского сенатора Виорела Бадя, вице-председателя комиссии по внешней политике.

По мнению политолога Богдана Цырди, фактически с этого времени в Молдавии начали официально функционировать румынские органы государственной власти. Есть повод также говорить об интеграции силовых структур РМ и Румынии. Активно обсуждается договор о военном сотрудничестве между Румынией и Молдавией. Как сообщают СМИ, предполагается контроль над вооружениями, обмен разведывательной информацией, совместное использование полигонов, предоставление военных карт, участие в миротворческих операциях и другие виды сотрудничества. Говорится также о создании смешанной молдавско-румынской военной комиссии во главе с министрами обороны, которая будет следить за исполнением договора, а также через посольства обмениваться информацией.

«Процессы интеграции Молдавии и Румынии идут постоянно. Правда, с различной скоростью, поэтому иногда возникает впечатление, что движения Румынии и РМ навстречу друг другу нет. Но это кажущаяся видимость. Есть два вида процессов - явные и скрытые. Скрытые предопределяют видимые. Они важнее и глобальнее. Но по видимым можно судить о том, в каком направлении движется ситуация. Сегодня процесс реинтеграции РМ и Румынии идет активнее, появились новые авторы этих процессов, новые цели. И до тех пор, пока не произойдет объединение, процессы будут идти, нельзя уже остановить запущенные двигатели», - считает ректор Приднестровского государственного университета Степан Берил.

До сих пор между Молдавией и Румынией нет договора о государственной границе. После принятия молдавским парламентом «Декларации о независимости» 27 августа 1991 года и аннулирования пакта Молотова-Риббентропа и Закона СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», молдавско-румынская граница перестала существовать, равно как и молдавско-украинская. И не стоит думать, что договор вот-вот появится. Еще в 2005 году на встрече румынского экс-премьер-министра Кэлина Попеску-Тэричану с представителем Соединенных Штатов Америки - заместителем госсекретаря Робертом Зэликом говорилось о том, что Румыния продолжит стратегию втягивания Молдовы на Запад. Тема разговора Попеску-Тэричану с Зэликом стала известна, благодаря сайту «Викиликс». Попеску-Тэричану говорил о Молдавии и Румынии как о странах с общей историей, культурой, лингвистическим наследием. При этом отмечалось, что Молдавия должна стать членом Евросоюза, а граница между Румынией и Молдавией существовать не должна.

«Это подтверждает, что процесс румынизации Молдавии только усиливается. Сегодня нам вообще приходится говорить о том - с кем приходится вести переговоры: с Молдовой или уже с Румынией? Сам факт существования Молдовы стоит под вопросом. Нас это не может не тревожить, так как процессы в РМ - это, по сути, поглощение Молдавии Румынией», - отмечает проректор Приднестровского государственного университета Михаил Кушаков.

Ни для кого уже не секрет, что именно Румыния из своего далеко не профицитного бюджета финансирует дискредитацию советского периода в истории Молдавии. Об этом открыто сообщает департамент по связям с румынской диаспорой министерства иностранных дел Румынии. Идет также финансирование средств массовой информации в РМ, которые связаны с пропагандой румынских ценностей. Департамент выделял деньги газетам «с традициями» в Республике Молдова, которые продвигали неизменные румынские и европейские ценности.

То есть работа по румынизации Республики Молдова идет по всем направлениям. На днях стало известно, что подключат к популяризации идеи объединения РМ и Румынии агитбригады. Платформа Actiunea 2012, выступающая за присоединение Республики Молдова к Румынии, намерена начать агитационную кампанию в странах Европы. Об этом сообщает Интернет-портал ava.md со ссылкой на сообщение данной организации. В каждом из 41 уезда Румынии уже сформированы местные организации, продвигающие идею, что «Бессарабия - это Румыния», а также успешно развивается кампания «Мой дом знает правду», в рамках которой около 300 человек ведут агитацию среди населения за присоединение Молдавии.

«Информирование об исторических реалиях не остановится на этом. Мессидж «Бессарабия - это Румыния» будет передан дальше в рамках кампании, которая охватит все страны Европы. Через расширение пространства распространения мессиджа платформа Actiunea 2012 желает затронуть иностранное общественное мнение в связи с историей румын и напрямую, ясно и концентрированно продвигать исторические эпизоды, представленные искаженно», - говорится в сообщении организации. Среди заявленных целей платформы значится «поддержка инициативы присоединения Республики Молдова к Румынии и активная борьба за поиск идеала румын на обоих берегах Прута в рамках одного государства».

В контексте всего сказанного становится абсолютно непонятным - почему у российских политиков разного уровня так сильно желание буквально «затолкать» Приднестровье в Молдавию, а стало быть, в Румынию? Неужели так хочется помочь реализовать, наконец, Бухаресту свои планы по захвату территории бывшей Молдавской ССР, а Соединенным Штатам - замкнуть балто-черноморскую дугу вокруг России? В заключение хотелось бы процитировать слова российского генерал-майора в отставке, президента фонда «Русский» Леонида Шершнева, сказанные им во время передачи «Круглый стол» на телеканале «КМ ТВ»:

«Безопасность Приднестровья и России тесно связаны. Рубеж, который удерживает Приднестровье - это рубеж безопасности России. Тогда, в 1992-ом, Приднестровье спасло честь России. Если бы Приднестровье тогда не отстояло честь России, я уверен, что НАТО было бы уже где-то на границе Московской области. Мы еще недооценили для судьбы самой России роль тех позиций, которые заняло тогда приднестровское руководство и приднестровский народ. Это еще не оцененная нами вещь. Мы, конечно, должны низко поклониться приднестровскому народу за все. Он тогда сыграл огромную позитивную роль в обеспечении безопасности России».