Кризис в восточной европе. Федеральный еженедельник «Российские Вести

Кризисные явления «эпохи застоя»

Урок №42. Социализм в Восточной Европе.

В процессе урока:

    выявить предпосылки и методы установления просоветских режимов в странах Восточной Европы после Второй мировой войны;

    охарактеризовать противоречивые результаты социально-экономического развития стран «социалистического лагеря» во второй половине XX века, отметив неэффективность советской модели экономики, ставшей одной из причин острых социально-политических кризисов в странах Восточной Европы;

    определить на основе сравнения с советской моделью социализма основные отличительные черты югославской модели социализма;

    проанализировать факторы, которые привели к острым социально-политическим кризисам в ряде восточноевропейских стран, методы их преодоления;

    рассмотреть политические кризисы в Польше, Венгрии и Чехословакии, вызванные попыткой создать демократический социализм, и политику СССР по защите своих интересов в Восточной Европе;

    раскрыть взаимосвязи внутриполитических изменений, перемен во внешней политике СССР и политических процессов в странах «социалистического лагеря» Восточной Европы.

Основные понятия: югославская модель социализма, «Пражская весна», «доктрина Брежнева».

Основные даты: 1953 г. – восстание в ГДР против просоветского режима.

1956 г. – кризис в Польше, подавление советскими войсками

восстания в Венгрии.

1968г. – «Пражская весна», ввод войск стран Варшавского договора в

Чехословакию.

Персоналии: В. Ульбрихт, В. Гомулка, И. Надь, Я. Кадар, А. Дубчек.

Вопросы для повторительной беседы:

    Раскройте изменения, происходившие в правящей элите Советского Союза в 60 – 80-е гг. Как они повлияли на смену внутриполитических ориентиров «брежневского» руководства?

    Какова сущность и причины неудачи экономической реформы правительства А.Н. Косыгина?

    Охарактеризуйте причины и проявление кризисных явлений в советской экономике в 70-х – первой половине 80-х гг.

    Назовите предпосылки возникновения диссидентского движения в СССР, участников и формы протеста против советской действительности.

Вопросы плана урока

Приемы, средства и содержание обучения

1. Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы.

а). Факторы, способствовавшие приходу к власти коммунистов.

б). Противоречия развития стран Восточной Европы.

 Работа с текстом учебника (§32), картой №18 «Европа после Второй мировой войны» (стр. XXII) по определению предпосылок и методов установления просоветских режимов в странах Восточной Европы после Второй мировой войны.

Обсуждение с элементами повторения ответов учащихся на вопросы: «Вспомните, какие события после войны ускорили формирование в странах Восточной Европы коммунистических режимов?», «Какими методами сталинское руководство добилось установление просоветских режимов в странах Восточной Европы?», «Каких успехов добились социалистические страны Европы? С какими проблемами столкнулись?».

2. Конфликт Тито – Сталин. Югославская модель социализма.

 Беседа с учащимися с элементами повторения. Составление опорного конспекта или схемы: «Югославская модель социализма».

Обратите внимание! Первые разногласия возникли между СССР и Югославией. Причина политического конфликта – излишняя агрессивность югославского руководства, которая создавала опасность открытого столкновения для СССР с США. Поводом разрыва послужило требование Тито ввести югославские войска в Албанию, включив ее в состав Югославии, и балканской интеграции с Болгарией. Эти действия неминуемо привели бы к военному конфликту с США и ее союзниками по блоку НАТО. Сталин в жесткой форме отверг инициативы Тито.

    Используя материал учебника и приведенные факты, сформулируйте комплекс причин политического конфликта между лидерами Югославии и СССР.

Подумайте! Политику какого периода советского государства напоминает югославская модель социализма? Сравните модель социализма в Югославии и НЭП. Какие черты их сближают, в чем различие?

В процессе выполнения задания по определению особенностей социализма в Югославии, учащиеся с помощью учителя закрепляют результаты в виде опорного конспекта или схемы: «Югославская модель социализма».

3. Германия:

разделенная

нация.

а). Образование ФРГ

б). Кризисы

Восточной Германии.

4. События 1956 г. в

Польше и Венгрии.

а). Влияние XX съезда

КПСС на страны

Восточной Европы.

б). Выступления рабочих Польши.

в). Антикоммунистическое восстание в Венгрии.

5. «Пражская весна».

а). «Оттепель» в

Восточной Европе.

б). Либерализация в Чехословакии.

в). Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

г). «Доктрина Брежнева».

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, подготовка развернутого плана на вопрос: «Социально-политические кризисы в восточноевропейских социалистических странах в 50-х – начало 80-х гг.» Работа с документом задания к параграфу (стр. 227). Выявление и обсуждение взаимосвязи внутриполитических изменений в СССР и политических процессов в социалистических странах Восточной Европы. Определение сущности понятия «доктрина Брежнева ».

Подумайте! Сравните обстановку и условия ввода советских войск в Венгрию в 1956 г. и вооруженную акцию стран Варшавского договора против Чехословакии в 1968 г.

Обратите внимание! С приходом к власти в СССР Л.И. Брежнева в стране и в странах социалистического лагеря начался период «застоя». «Застой» – это символ приостановки реформ, отказ от поиска новых решений назревших проблем. Механизм «застоя» оказался одинаков для всех стран социалистического лагеря. Символом насильственного единства социалистического лагеря стало оформление «доктрины Брежнева» в 1968 г. Сущность «доктрины Брежнева» или «доктрины ограниченного суверенитета» – право СССР на вмешательство во внутренние дела социалистических стран во имя сохранения социалистического общественного строя.

    Какое событие послужило поводом для оформления «доктрины Брежнева»? Какие методы предполагало применение этой доктрины?

Подумайте! Накануне вторжения советских войск в Чехословакию министр обороны СССР А.А. Гречко заявил, что советское руководство проведет операцию в Чехословакии даже, если из-за этого начнется третья мировая война. Советское посольство в США предупредило администрацию президента Л. Джонсона о том, что готовится ввод советских войск в Чехословакию. В американском ответе говорилось, что США не будет вмешиваться «в семейную ссору коммунистов».

    Что в событиях «Пражской весны» вызывало опасения у советского руководства? Как заявление Гречко характеризует руководство СССР? Почему администрация президента США не могло вмешаться в события 1968 г.?

Вариант №2. Работа учащихся по составлению заполнению сравнительной таблицы «Социально-политические кризисы в Польше, Венгрии и Чехословакии» по критериям предложенных школьниками, с последующим обсуждением результатов представленных работ.

Вариант №3. Изучение вопросов пунктов плана урока возможно провести в форме школьной лекции с элементами беседы. Целесообразно предложить учащимся в ходе лекции составить развернутый план основных вопросов изучаемого периода.

Социально-политические кризисы в Польше, Венгрии и Чехословакии

Польша

1956 г.

Венгрия

1956 г.

Чехословакия

1968 г.

Причины социально-политического кризиса

Лидеры

Методы борьбы

Результаты

    Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС привело в Польше к отрицанию идеи и практики социализма.

    Тяжелые условия жизни рабочих.

В. Гомулка

    Забастовки, которые переросли во всеобщую стачку.

    Удалось стабилизировать ситуацию в стране, избежать вмешательство советских войск.

    Отказ руководства ПОРП от коллективизации.

    СССР предоставил кредиты для закупки зерна и товаров.

    Прекращение репрессий католического духовенства.

    Введены рабочие советы на предприятиях.

    Разоблачение культа личности Сталина на XX съезде КПСС привело в Венгрии к отрицанию идеи и практики социализма.

    Требования покончить со сталинскими методами управления государством.

    Попытки демократических реформ.

    Вооруженное восстание против коммунистического режима в Будапеште.

    Попытка выйти из Варшавского договора, вывода частей Советской Армии.

    Жестокие расправы с коммунистами и сотрудниками органов госбезопасности.

    Ввод советских войск, вооруженное свержение правительства И. Надя, подавление мятежа (погибло 669 советских солдат и 2700 венгров).

    И. Надь был казнен, 200000 венгров эмигрировали.

    Либерализация экономических и политических основ общества.

    Либерализация экономических и политических основ общества в 50-х – 60-х гг. Исчерпаны источники экстенсивного развития – социально-экономический кризис.

    Лозунг построения «социализма с человеческим лицом», т.е. необходимость демократизации, обеспечение плюрализма мнений.

А. Дубчек

    Компания неповиновения советским военным и сторонникам СССР в КПЧ.

    Оккупация войсками Варшавского договора Чехословакии.

    Сопротивление подавлено, реформы остановлены.

Урок №43. Итоговое повторение и обобщение исторического материала главы 7 проводится с помощью вопросов и заданий, предложенных в учебнике №1-5 (стр. 227 – 228). Как и по другим итоговым повторительно-обобщающим урокам объем устной и письменной работы, формы проведения повторительно-обобщающего урока – коллективное обсуждение вопросов и заданий, индивидуальный опрос, фронтальная беседа, контрольная работа и др. – определяет учитель в соответствии с уровнем подготовки учащихся, интеллектуальными и психологическими особенностями конкретного класса, а также образовательных задач, которые в данный момент являются важнейшими. Урок по итоговому повторению и обобщению может быть организован в форме обсуждения вопросов или зачетного урока.

Вариант №1. Обсуждение основных проблем истории СССР в 40-х – первой половине 80-х гг. по вопросам и заданиям к главе 7 (№1-5, стр. 227-228). Проблемы, которые предпочтительно обсудить на уроке итогового повторения и обобщения:

    Характеристика основных черт политического, идеологического и экономического развития СССР в послевоенный сталинский период.

    Роль в истории страны И.В. Сталина, Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева.

    Развитие СССР и стран Восточной Европы: общее и особенности.

    Историческое значение XX съезда КПСС в жизни страны.

    Десталинизация в СССР и странах Восточной Европы.

    Кризис «развитого социализма» в 70-х – первой половине 80-х гг.

    Кризисные явления в СССР и странах Восточной Европы.

Вариант №2 . Урок-зачет. Устные и письменные сочинения учащихся, решение тестовых заданий.

Тестовые задания:

1). Быстрое послевоенное восстановление экономики СССР произошло благодаря

    финансовой и экономической помощи СССР по плану Маршалла

    самоотверженному труду советских граждан

    незначительным материальным потерям СССР в годы войны

2). Победа СССР в Великой Отечественной войне способствовало во внутренней политике

    демократизации общественной жизни

    прекращению репрессий и преследованию инакомыслия

    укреплению сталинского режима

3). Обвинение деятелей советской культуры в отсутствии патриотизма и преклонении перед «гнилой» западной культурой называлось

    космополитизмом

    интернационализмом

    шовинизмом

4). С именем лидера партии и государства Н.С. Хрущева во внутренней политике связан (о)

    возврат к сталинизму

    начало процесса десталинизации

    продолжение массовых репрессий

5). «Оттепель» во внутренней политике советского руководства характерно для периода

    1953 – 1964 гг.

    1945 – 1953 гг.

    1964 – 1982 гг.

6). Какое из явлений и мероприятий не связано с деятельностью Л.И. Брежнева?

    Концепция «развитого социализма»

    Программа строительства коммунизма

    Полная бюрократизация советского общества

7). В 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был обвинен в

    волюнтаризме

    космополитизме

    возрождении сталинизма

8). Сутью экономической реформы А.Н. Косыгина во второй половине 60-х гг. являлось

    форсированная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства

    введение системы территориального управления промышленностью – совнархозов

    внедрение экономических рычагов управления предприятиями

9). Экономика СССР в 70-х – первой половины 80-х гг. в значительной степени зависела

    динамичного развития сельского хозяйства

    валютной выручки, получаемой от продажи нефти и газа

    массовой компьютеризации народного хозяйства

10). Период правления Л.И. Брежнева получил название

    «оттепель»

    «волюнтаризм»

    «эпоха застоя»

11). «Приписки, казнокрадство и коррупция, парадная показуха, тотальный бюрократизм... при попустительстве высшей иерархии в государственном аппарате разъедали общество, тормозили его развитие. Здоровые же силы практически не имели возможности противостоять этой беспринципности чиновников и руководителей».

Так знаменитый поэт С.В. Михалков характеризовал период правления

    И.В. Сталина

    Л.И. Брежнева

    Н.С. Хрущева

12). Символом «холодной войны» в Европе и раскола германской нации стал (а) _____________ .

13). Вооруженное подавление советскими войсками восстания в Венгрии произошло в

14). Какое событие или явление получило название «Пражская весна»?

    Ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию

    Восстановление консервативных сил внутри компартии Чехословакии

    Либерализация общественной жизни в Чехословакии

15). Важнейшей чертой «югославской модели» социализма являлось

    допущение частного предпринимательства в сфере обслуживания и торговли

    форсированные темпы индустриализации

    жесткая централизация управления промышленностью и сельским хозяйством

16). Руководил(а) всплеском рабочего движения, массовыми забастовками в Польше в 80-х гг.

    Польская Объединенная рабочая партия

    профсоюз «Солидарность»

    Католическая церковь

Ключ ответов на тестовые задания:

Вопросы и задания:

1. Сравните цели и характер действий польской «Солидарности» с выступлениями в Венгрии (1956) и Чехословакии (1968). В чём особенности польского движения? Было ли что-то общим в событиях во всех трёх странах?

Участники польского объединения «Солидарность» как и участники выступлений Венгрии (1956) и Чехословакии (1968) имели целью реформировать общества, выступали за признание свободных, независимых от государства профсоюзов и право рабочих на забастовки, прекращение преследования за убеждения, расширение доступа общественных и религиозных организаций к средствам массовой информации и др.

Особенностью движения «Солидарность» была ее массовость. Если выступления в Венгрии имели место только в Будапеште, а в Чехословакии исходили от верхушки Коммунистической партии, то движение «Солидарность» охватило всех польских рабочих.

Схожим для всех трех выступлений стало военное вмешательство СССР, т.е. решение вопроса силовым способом.

2. Каковы были основные движущие силы событий ноября – декабря 1989 г. в ГДР? *Как вы ответите на вопрос: почему пал коммунистический режим в ГДР?

Основной движущей силой событий ноября-декабря 1989 года в ГДР стало желание народа обновить существующий строй во всем – в экономике, политике, идеологии и др..

Значительное влияние на падение коммунистического режима в ГДР оказало, во-первых параллельные антикоммунистические выступления в соседних странах, во-вторых, наличие соседнего процветающего ФРГ и низкая производительность и уровень жизни в ГДР, в-третьих, обоюдное желание двух Германий объединится, а власть коммунистов в ГДР этому мешало.

3. Выясните по учебнику отечественной истории, какие события происходили в 1980-е – начале 1990-х годов в СССР. Как они влияли на события 1989 – 1990 гг. в восточноевропейских странах?

В начале 1980-х гг. в СССР наблюдался застой, позже начали проявляться кризисные явления. С 1985 в СССР началась «перестройка», целью которой была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

В 1987 «перестройка» в СССР была объявлена новой государственной идеологией.

С этого времени в общественной жизни провозглашается политика гласности – смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались;

В экономике разрешалось частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.

Во внешней политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс: отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом.

Все эти явления не могли не сказаться на жизни Восточного блока, где реформирование проходило одновременно с СССР, так как коммунистические партии получали указания из Москвы.

Кроме того, в ходе перестройки в СССР начался глубокий экономический и политический кризис и контролировать, как это было раньше, своих союзников он не мог, так как внутренние вопросы были важнее. Таким образом странам Восточного блока никто не мешал проводит внутренние политические перевороты.

4. Почему события ноября – декабря 1989 г. в Чехословакии были названы «бархатной революцией»? Чем они отличались, например, от событий в Румынии?

Потому что выступления граждан Чехословакии, а также их разгон проходили достаточно мирным способом. Несмотря на первоначальные столкновения демонстрантов с силовыми структурами коммунистической партии, в целом революция осуществилась бескровно, в связи с чем и получила своё название. Тем не менее, в результате массовых выступлений произошел переход власти от коммунистов к демократическим силам. Правительство вынуждено было вступить в переговоры с представителями Гражданского форума. Парламент отменил статьи конституции о руководящей роли Коммунистической партии в обществе и определяющей роли марксизма-ленинизма в воспитании и образовании. 10 декабря 1989 года было создано коалиционное правительство, в которое вошли коммунисты, представители Гражданского форума, Социалистической и Народной партий.

Например, в Румынии переход власти от коммунистов сопровождался более кровавыми действиями, такими например как смертный приговор Чаушеску и его супруге.

5. Назовите основные причины обострения национальных противоречий в странах Восточной Европы в 1990-е годы. *Выскажите ваше мнение о том, как можно урегулировать такие конфликты.

Основной причиной для обострения национальных противоречий в странах Восточной Европы в 1990-ые годы стало желание многих стран получить национальное самоопределение.

В 1991 – 1992 гг. распалось югославское государство. В составе Союзной Республики Югославии остались две из шести прежних югославских республик – Сербия и Черногория. Независимыми государствами стали Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Однако государственное размежевание сопровождалось обострением этнонациональных противоречий в каждой из республик.

Трудноразрешимая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине. Здесь исторически соседствовали сербы, хорваты и мусульмане (понятие «мусульмане» в Боснии рассматривается как определение национальности, хотя речь идёт о славянском населении, принявшем ислам после турецкого завоевания в XIV в.). Этнические различия дополнялись религиозными: помимо деления на христиан и мусульман сказывалось то, что сербы принадлежат к православной церкви, а хорваты – к католической. В едином сербо-хорватском языке существовали два алфавита – кириллица (у сербов) и латиница (у хорватов).

На протяжении XX в. сильная центральная власть в югославском королевстве, а затем в федеративном социалистическом государстве сдерживала национальные противоречия. В отделившейся от Югославии республике Босния и Герцеговина они проявились с особой остротой. Сербы, составлявшие половину населения Боснии, отказались признать выход из югославской федерации, а затем провозгласили Сербскую республику в Боснии. В 1992 – 1994 гг. разгорелся вооружённый конфликт между сербами, мусульманами и хорватами. Он привёл к многочисленным жертвам не только среди воевавших, но и среди мирного населения. В лагерях для пленных, в населённых пунктах происходили убийства людей. Тысячи людей покинули свои сёла и города, стали беженцами. Для сдерживания междоусобной борьбы в Боснию были направлены миротворческие войска ООН. К середине 1990-х годов усилиями международной дипломатии во-енные действия в Боснии были остановлены.

В Сербии после 1990 г. возник кризис, связанный с автономным краем Косово, 90 % населения которого составляли албанцы (мусульмане по религиозной принадлежности). Ограничение автономии края привело к самопровозглашению «Республики Косово». Вспыхнул вооружённый конфликт. В конце 1990-х годов при международном посредничестве начался переговорный процесс между руководством Сербии и лидерами косовских албанцев. Стремясь оказать давление на президента Сербии С. Милошевича, в конфликт вмешалась Организация Североатлантического договора – НАТО. В марте 1999 г. натовские войска начали бомбардировки территории Югославии. Кризис разросся до европейского масштаба. В 2006 г. Черногория по итогам плебисцита отделилась от Сербии. Республика Югославия прекратила своё существование.

Мне кажется, что избежать данных конфликтов можно было, если бы страны могли договорится между собой, как было при разделе Чехословакии, из которой мирно выделилась Чехия и Словакия после референдума в 1992 году.

6. Какие силы находились у власти в странах Восточной Европы в 1990-е годы и в начале XXI в.? Охарактеризуйте их внутреннюю и внешнюю политику.

В начале XXI в. в большинстве стран Центрально-Восточной Европы у власти сменялись левые и правые правительства и государственные лидеры. Так, в Чехии левоцентристское правительство должно было сотрудничать с президентом В. Клаусом, занимающим правые позиции (избран в 2003 г.), в Польше левого политика А. Квасьневского сменил на посту президента страны представитель правых сил Л. Качиньский (2005). Примечательно, что и «левые», и «правые» правительства так или иначе решали общие задачи ускорения экономического развития стран, приведения их политических и экономических систем в соответствие с европейскими стандартами, урегулирования социальных проблем.

Во внешней политике центром притяжения для стран региона стали экономические и военно-политические организации западноевропейских стран – прежде всего Европейский союз и НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, а в 2004 г. – еще 7 государств (Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония). В том же 2004 г. членами ЕС стали Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словакия, Словения и Чехия, а в 2007 г. – Румыния и Болгария.

19.5.1. Московия

В восточной Европе кризис XVII столетия первой ощутила Московия. Те же проблемы, что испытывала вся Европа, здесь предстали в особенно острой форме. Население росло, а климат в этом географическом регионе ухудшился основательно; последствия были сокрушительными. Полный неурожай и голод 1601—1602 годах привели к обширному крестьянскому восстанию. Введение новых видов оружия организация стрелецких полков усиливали напряжение. Длительные войны против Казани и Речи Посполитой требовали от правительства больших расходов. Налоги возросли — в Новгороде их подняли в восемь раз на протяжении XVI столетия; это лишь усилило недовольство крестьян. Правительство пыталось установить систему коллективной ответственности крестьянских общин, но многие из них попросту снялись с мест и обосновались на новых землях вне досягаемости правительства.

Положение еще ухудшалось внутренними разногласиями правящих кругов, параноидальной политикой Ивана IV и отсутствием определенности касательно наследника престола. Ивану IV наследовал Федор, слабый правитель, фактически передоверивший правление своему зятю Борису Годунову. Когда Федор умер в 1598 году, на нем закончился род правящих московских князей. К власти пришел Борис, но многие не считали его законным правителем.

Между 1598 и 1613 годами в Московском государстве воцарилась анархия: после смерти Бориса в 1605 году царя не стало — был только ряд претендентов, пытавшихся доказать свои права на трон, но ни один из них не сумел взять страну под свой контроль. Крестьянские восстания продолжались, к ним добавилась иностранная интервенция — и Речь Посполитая, и Швеция воспользовались падением одного из своих главных соперников. К 1610 году ситуация стала настолько отчаянной, что кое-кто из боярской знати решился даже предложить трон князю Владиславу из Польши. Но, будучи убежденным католиком, Владислав не был принят православной церковью и частью правящей элиты. Польские войска удерживали Москву до 1612 года. В 1611 году поляки захватили Смоленск, а шведы — Новгород. Казалось вполне вероятным, что Московское государство прекратит свое существование и будет разделено между своими врагами, а в тех областях, которыми не интересовались другие государства, возникнет безвластие. Основное сопротивление полякам по религиозным мотивам оказал патриарх Московский, и по его инициативе был созван Земский Собор из представителей знати, церкви и ряда городов. В феврале 1613 года собор избрал на царство Михаила Романова. Новой династии, чья законность оспаривалась еще много лет, предстояло править до 1917 года.

Хотя Романовы и установили контроль над территорией Московии, в течение нескольких десятилетий после 1613 года они были слабы, а вместе с ними и государство. Крестьянские волнения не прекращались, особенно на юге, и о каких-либо завоеваниях на юго-востоке, где обосновались исламские правители, не могло быть и речи — даже Смоленск удалось вернуть только в 1634 году.

19.5.2. Речь Посполитая

Польша и Литва избежали вовлечения в худшие из военных конфликтов начала XVII столетия, не считая вторжения на русские земли и оккупации Москвы. Военные новшества их задели мало, кавалерия осталась важнейшей частью армии, и необходимости в развитии сильной государственной власти не было. Содержание кавалерии обходилось недорого, и на военные нужды тратилось лишь около одной пятой государственного бюджета (в большинстве европейских государств эта доля составляла обычно более четырех пятых). Впрочем, у Польши имелся достаточно сильный военный флот, который сумел победить флот Швеции в 1627 году. Кроме того, власть Сейма была велика (больше даже, чем власть английского парламента) — он осуществлял контроль над распределением налогов. Серьезный кризис в Речи Посполитой наступил в середине столетия. В начале 1640-х годах по стране прокатились опустошительные набеги крымских татар, в 1648 году на юге взбунтовались казаки, потом снова имели место набеги из Крыма и наконец, мощное крестьянское восстание на Украине, поддержанное Москвой. В том же году умер Владислав IV, ему наследовал его младший брат Ян-Казимир. В 1655 году шведы вторглись в Поморье и разграбили Варшаву, Краков и ряд других городов.

Дела шли все хуже, и население вымещало негодование за свои трудности на евреях — в первой половине 1650-х годов около 100 000 человек были либо убиты, либо вынуждены бежать. Оставшиеся замкнулись в гетто. В целом между 1648 и 1660 годами погибло до четверти населения Польши. Польша также потеряла контроль над Бранденбургом (Пруссией), правитель которого, воспользовавшись этими внутренними проблемами, объявил себя независимым (в 1701 году его наследник наконец решил, что он заслуживает титула короля). В 1668 году Казимир прекратил борьбу и отрекся, став последним королем из семейства Ваза, которое правило Польшей с 1587 года.

Ситуация в Польше, тем не менее, не была хуже, чем в других европейских государствах того времени, и выход из кризиса XVII столетия, казалось, уже близко. Но на самом деле Речь Посполитая вступала в период беспрецедентного упадка, который привел к ее разделу и исчезновению как государства через сто с небольшим лет.

19.5.3. Крепостное право

Именно в XVI—XVII веках социальная история Восточной Европы начала сильно отклоняться от линии развития Западной. В обоих регионах в результате «черной смерти» и других эпидемий положение крестьянства улучшилось, поскольку возник дефицит рабочих рук у землевладельцев. Удовлетворить потребности феодалов в рабочей силе для их поместий насильственным путем было невозможно; потому все больше стали развиваться арендные отношения и денежный оброк (методы, применявшиеся в Китае уже почти две тысячи лет). Постепенно растущая коммерциализация экономики делала эти перемены выгодными. После 1500 года эти тенденции в западной Европе закрепились, и землевладельцы стали полагаться больше на денежную ренту, чем на крестьянский труд в качестве основного источника своих доходов. Другие формы повинностей постепенно теряли свое значение, хотя во Франции новые тенденции встречали некоторое противодействие.

Однако в части государств центральной Европы и полностью в восточной с конца XV столетия развитие пошло в прямо противоположном направлении. Крепостное право было вновь введено, крестьянские наделы экспроприированы в пользу землевладельцев, крестьяне были законодательно прикреплены к земле, которую обрабатывали, трудовые повинности, которые они были обязаны исполнять для землевладельцев, увеличены, а права землевладельцев расширены.

Причины таких различий были сложны. В Восточной Европе располагалось очень много земель, пригодных для обработки, и мало рабочих рук (плотность населения была намного ниже, чем в Западной Европе). Поэтому землевладельцам было трудно заставлять крестьян платить ренту: они могли уйти на свободные земли (которых практически не оставалось в Западной Европе), кроме того, уровень монетаризации экономики был намного ниже, чем на западе Европы. Законодательное закрепощение дало землевладельцам ту власть, которой им не хватало, принудило крестьян работать на них и позволило продавать производимый крестьянами излишек продуктов в свою пользу. Этот последний фактор отсутствовал в предыдущие века. Сельское хозяйство в помещичьих имениях коммерциализировалось, поскольку возрос вывоз зерна в западную Европу. За сто лет после 1460 года экспорт ржи из Речи Посполитой вырос в шестнадцать раз и составил треть всей продукции страны. Из Венгрии на запад перегоняли ежегодно 55 000 голов скота, и они составляли более 90 процентов всего венгерского экспорта. Восстановление крепостного права стало также возможным потому, что земельная аристократия либо контролировала, либо вообще монополизировала парламенты или штаты ряда государств и могла использовать политическую власть для укрепления своего экономического и социального господства. Крепостное право было закреплено законами в Богемии (1487 год), Польше (1495 год), Венгрии (1514 год), Пруссии (1526 год), Силезии и Бранденбурге (1528 год), Верхней Австрии (1539 год) и Ливонии (1561 год).

В Московии денежная экономика была еще менее развита, чем в других областях восточной Европы. В начале XVI столетия около 10 процентов населения составляли холопы — по сути, рабы, хотя в сельском хозяйстве они были задействованы мало. Основную часть населения представляли свободные (по закону) крестьяне, которые возделывали земли помещиков и за это расплачивались либо барщиной (трудовыми повинностями), либо оброком (в деньгах или натурой) — чаще всего, оброк был натуральным, поскольку денег в обороте было недостаточно. В 1497 году правительство постановило, что крестьяне могут уходить, куда захотят, лишь в течение двух недель в ноябре (после уборки урожая), при условии выплаты некоторой суммы. Однако рабочей силы по-прежнему не хватало, и некоторые землевладельцы готовы были даже выплачивать эту сумму за крестьян, чтобы переманить их к себе.

Политический, экономический и социальный крах Московии в конце XVI столетия окончательно узаконил крепостное право. В образовавшемся хаосе крестьяне бежали, бросая свои поля и деревни (в 1580-х годах более четырех пятых земель вокруг Москвы были заброшены), и оседали в новых, еще не освоенных местах. Землевладельцы, стремясь запастись рабочей силой, в 1581 году добились от правительства указа, запрещающего крестьянам в ряде областей страны куда-либо переселяться на протяжении «запретного года». Затем «запретными» стали объявлять почти каждый год, а в 1592 году действие указа было распространено на всю страну.

В период анархии, в начале XVII столетия, подчинить крестьянство было трудно, хотя с 1603 года все тот же указ издавался заново каждый год, который тем самым становился «запретным». После 1613 года, когда вновь было создано действующее правительство, соблюдение указа навязывалось крестьянам насильственно, и закрепощение завершилось. Наконец в 1649 году эти постановления официально включили в свод законов, и все крепостные были «привязаны» к месту своего жительства и владельцу земли; даже те из них, кто сбежал, формально оставались крепостными, как бы долго ни продолжалось их отсутствие.

С начала XVII столетия население Московии (а затем и России) все больше разделялось на знать и землевладельцев-помещиков с одной стороны, и массу крепостных — с другой, по мере того, как различия между разными категориями крестьянства постепенно стирались. К XVIII столетию около половины населения составляли крепостные, находящиеся в частной собственности, и еще одна четверть принадлежала церкви. Прочнее всего крепостное право держалось в наиболее развитых сельскохозяйственных областях, где трудом крепостных добывались излишки сельскохозяйственной продукции, которые потом могли быть проданы землевладельцами; в северных лесных районах и Сибири крепостных, принадлежащих частным лицам, почти не было.

Статус крепостных все время понижался, и вскоре они уже ничем не отличались от рабов. Феодалы могли переселить своих крепостных, куда им было угодно, в любое из своих поместий, а с начала 1660-х годов они покупали и продавали крепостных уже без земли (а впоследствии их выигрывали или проигрывали в карты). Крепостные сделались личной собственностью — землевладелец мог наказывать их по своему усмотрению, а для того, чтобы выехать из его поместья по его же делам, крепостному должны были выдать особый пропуск.

На самом деле практика продажи крепостных без земли появилась не раньше начала XVIII века, а наибольшего расцвета достигла при «просвещенном» правлении Екатерины II. Обязательные паспорта для крестьян, отлучающихся с места постоянного жительства, были введены при Петре I и отменены в 1906 году. (Прим. ред.)

Единственное право, которое отличало крепостных от обычных рабов, было право службы в армии. Однако это делалось не по их личному желанию, а по государственной разнарядке и произволу помещиков. До 1793 года служба в армии была пожизненной, а затем ее сократили до двадцати пяти лет — если солдату везло, и он доживал до этого срока.


В Восточной Европе постепенно нарастало недовольство репрессиями и идеологическим диктатом властей. Впервые оно проявилось в ГДР, где успехи в восстановлении экономики оказались весьма скромными по сравнению с Западной Германией. В 1953 г. после смерти И.В. Сталина в ГДР начались демонстрации с требованиями улучшения условий жизни и изменения политического режима. Они сопровождались захватом правительственных и партийных учреждений. Выступления были подавлены с помощью советских войск.

В 1956 г., после разоблачения культа личности Сталина 20 съездом КПСС, Информбюро было распущено. СССР и Югославия восстановили дипломатические отношения. Это породило в восточноевропейских странах надежды, что советское руководство откажется от жесткого контроля над их внутренней политикой.

Теоретики коммунистических партий (Милован Джилас в Югославии, Лешек Колаковский в Польше, Эрнст Блох в ГДР) попытались заново осмыслить новые явления в социально-экономической жизни развитых стран Запада. Начали выдвигаться требования прекращения репрессий, отставки руководителей правящих партий, назначенных по указанию И.В. Сталина.

В большинстве государств отстранение сталинистов от власти прошло мирно. Однако в Польше не обошлось без забастовок рабочих, протестовавших против снижения зарплаты.

Наиболее острая ситуация сложилась в Венгрии. В 1956 г. массовые митинги в Будапеште переросли в антикоммунистическую демократическую революцию. По стране прокатилась волна расправ с коммунистами, сотрудниками органов госбезопасности. Возглавивший правительство Имре Надь не возражал против восстановления многопартийности, заявил о выходе Венгрии из Организации Варшавского договора и потребовал вывода с ее территории советских войск. СССР вмешался в венгерские события. Будапешт был взят штурмом, более 200 тыс. человек бежали из страны. И. Надя арестовали и в 1958 г. казнили за «организацию заговора и предательство Родины». Этот приговор был признан незаконным лишь в 1989 г.

После венгерского кризиса советское руководство стало с большой подозрительностью относиться к любым переменам в восточноевропейских странах. В результате хозяйственные реформы, направленные на повышение гибкости системы планирования, расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, углубление участия в международном разделении труда, проводились нерешительно, непоследовательно, неуклонно запаздывали. Все менее эффективно работали механизмы СЭВ.

Крайне сложная система взаиморасчетов, необходимость утверждать любую сделку на уровне высшего политического руководства тормозили развитие интеграции. Итоги не замедлили сказаться. Если в 1950-е гг. среднегодовые темпы прироста ВВП в восточноевропейских странах достигали 6,9 % (лучшие показатели были только у Японии и СССР), то в 1960-е гг. они составили 3,6 %, в 1970-е - 2,3 %, то есть меньше, чем у большинства западноевропейских государств.


Особенно сложная ситуация сложилась в ГДР в начале 1960-х гг. Проведенная в 1957-1960 гг. насильственная коллективизация, попытки властей «догнать и перегнать» ФРГ за счет повышения производительности труда привели к массовому недовольству. В 1961 г. страну через территорию Западного Берлина покинуло около 207 тыс. человек, в основном молодые специалисты. Чтобы прекратить это, 13 августа 1961 г. началось строительство Берлинской стены, разделившей Восточный и Западный Берлин. Отношения СССР и ГДР со странами Запада обострились. Стена стала символом несвободы в глазах европейцев.

Отрицательное отношение к каким-либо переменам в Восточной Европе советское руководство вновь продемонстрировало в 1968 г. По инициативе руководителя Компартии Чехословакии Александра Дубчека была предпринята попытка перехода к «социализму с человеческим лицом». Она также была пресечена силой. В страну, где появилась свобода слова, начали складываться независимые политические партии, обсуждались перспективы проведения экономических реформ, вступили войска стран ОВД (СССР, Болгария, Венгрия, ГДР и Польша). А. Дубчек и его сторонники были смещены со всех партийных и государственных постов, многие из них эмигрировали.

После событий «Пражской весны» Советское правительство заявило о «праве» СССР вмешиваться во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору для защиты социализма. В странах Запада этот подход получил название доктрины Брежнева.

Ее провозглашение было вызвано двумя причинами.

Во-первых, идеологическими соображениями. Признание банкротства социализма в Восточной Европе могло вызвать сомнения в правильности курса КПСС и среди народов СССР.

Во-вторых, в условиях «холодной войны» и раскола Европы на два военно-политических блока ослабление одного из них оказывалось выигрышем для другого. Выход Венгрии или Чехословакии из Варшавского договора (а это было одним из требований реформаторов) привел бы к нарушению соотношения сил в Европе. Историческая память о вторжениях с Запада побуждала Советское правительство стремиться к тому, чтобы войска потенциального противника, которым считался блок НАТО, находились как можно дальше от границ СССР. Многие восточноевропейцы ощущали себя заложниками советско-американского противостояния. Они понимали, что в случае серьезного конфликта между СССР и США территория Восточной Европы станет полем боя за чуждые им интересы.

Сложными оставались отношения СССР с Югославией. За годы «отлучения» от социализма эта страна наладила экономические связи с государствами Запада. Она не входила ни в какие военные блоки, провозгласив себя нейтральным государством. После восстановления отношений с СССР Югославия вновь стала признаваться социалистической страной. Однако хозяйственная самостоятельность предприятий, высокая степень идеологической свободы по-прежнему вызывали у советских лидеров недовольство.

Причины кризиса: Принятие планов строительства социализма с 1945 г. Недовольство контролем над гражданским обществом, ухудшением условий жизни Оттепель в СССР. Либерализация внешнеполитического курса. Политика публичной дипломатии. Системный кризис социализма, подавленные попытки реформирования, демократизации. Возросшая задолженность западным банкам. Перестройка в СССР






Венгрия 1956 г. 4 ноября началась советская операция « Вихрь ». Были захвачены основные объекты в Будапеште, члены правительства Имре Надя укрылись в югославском посольстве. Однако отряды венгерской национальной гвардии и отдельные армейские подразделения продолжали оказывать сопротивление советским войскам.


Венгрия 1956 г. Советские войска наносили артиллерийские удары по очагам сопротивления и проводили последующие зачистки силами пехоты при поддержке танков. Основными центрами сопротивления стали рабочие пригороды Будапешта, где местные советы сумели возглавить более или менее организованное сопротивление. Эти районы города подверглись самым массированным артобстрелам.


Венгрия 1956 г. К 10 ноября рабочие советы и студенческие группы обратились к советскому командованию с предложением о прекращении огня. Вооруженное сопротивление прекратилось. Маршал Георгий Жуков « за подавление венгерского мятежа » получил 4- ю звезду героя советского союза.


« Пражская весна » – восстание в Чехословакии В 60- х гг. мировая коммунистическая система вступила в полосу затяжного кризиса. В 1968 г. на путь реформ вступила ЧССР. А. Дубчек заявил о поощрении рыночных механизмов, о самоуправлении предприятий, перестройке внутри КПЧ




Албания вышла из ОВД, а Китай, Румыния, СФРЮ и Сев. Корея еще более отдалились от СССР. Вскоре на свет появилась « Доктрина Брежнева »- она предусматривала усиление роли СССР и ограничение суверенитета соцстран. Но это не решило проблем. В 1979 г. Вспыхнула война между Китаем и Вьетнамом, а в Польше в 1981 г. пришлось вводить военное положение для предотвращения прихода к власти лидеров профсоюза « Солидарность » Танки в Варшаве г. Кризис социализма 70-е годы


« революции » « Бархатные революции » В 80- х по Восточной Европе прокатилась волна « бархатных революций »... В Польше прошли демократические выборы и в 1990 г. президентом стал Л. Валенса. В 1990 г. Лидером Венгрии стал К. Гросс. Он пре - образовал компартию в социалистическую. На выборах 1990 г. победу одержал Демокра - тический форум


Берлинская стена Внешнеполитическая напряженность и более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад. Всего за 1961 г. страну покинули более 207 тысяч человек. Только за июль 1961 г. более 30 тыс. восточных немцев бежали из страны. Это были преимущественно молодые и квалифицированные специалисты.


Берлинская стена Возмущенные власти Восточной Германии обвиняли Западный Берлин и ФРГ в « торговле людьми », « переманивании » кадров и попытках сорвать их экономические планы. В условиях обострения обстановки вокруг Берлина руководители стран ОВД приняли решение закрыть границу. 13 августа 1961 года началось строительство стены. 13 августа1961 года


« Бархатные революции » В 1990 г. в Болгарии президентом стал диссидент Ж. Желев. В 1989 г. в Чехосло - вакии к власти при - шел В. Гавел. В 1989 г. В ГДР в отста - вку ушел Э. Хонекер. На выборах 1990 г. победу одержал ХДС В декабре 1989 г. был свергнут румынский диктатор Н. Чаушеску В Албании в к.80- х на - чались демократи - ческие реформы. РумынскиеПовстанцы 1989 г.




Многие слои населения от начавшихся реформ проиграли, а Восточ - ная Европа оказалась в зависимости от Запа - да. В августе 1990 г. Г. Коль и Л. деМезьер подписали договор об объедине - нии Германии. Новые правительства требовали вывода со - ветских войск со своих территорий. В итоге в 1990 г. Варшавский договор и СЭВ были распущены. а в декабре 1991 г. Ельцин, Кравчук и Шушкевич распусти - ли СССР. Карта Европы в н. 90- х гг. « Бархатные революции »


В результате реформ были вскрыты вековые конфликты. В 1993 г. Чехословакия развали - лась на Чехию и Словакию. В 1990 г. начался распад СФРЮ принявший во - енный характер. Сербия во главе со С. Мило - шевичем выступала за сохранение единст - ва, но в 1991 г. из СФРЮ вышли Словения и Хорватия, что привело к началу войны. В 1992 г. начались религиозные столкновения в Бос - нии и Герцеговине. Президент СФРЮ Слободан Милошевич. « Бархатные революции »


СРЮ поддержала боснийских сербов, а Запад - мусульман и хорватов. Обе стороны проводи ли этнические чистки. В 1995 г. в войну вмешалась НАТО, подвергшая бомбардировкам позиции сербов. В 1995 г. в результате Дейтонских соглашений Босния и Герцеговина провозглашались единым государством. Все народы могли избирать свою администрацию, но не могли выйти из состава республики Беженцы из Сараево « Бархатные революции »


В результате « шоковой терапии » Чехия и Венгрия преодолели кризисные явления, а в Болгарии и Румынии этого не удалось. В Польше Л. Валенса проиграл на выборах социалисту А. Квасневскому. В 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия вступили в НАТО. Их примеру хотят последовать Литва, Латвия и Эстония, против чего выступает Россия. ЗданиеВенгерскогопарламента « Бархатные революции »