Хейердал тур. Тур хейердал, биография

Хейердал Тур (06.10.1914 – 18.04.2002) – норвежский путешественник, археолог, автор книг о собственных путешествиях и исследованиях. Известен своими авантюрными морскими экспедициями на древних лодках и плоту.

Начало карьеры путешественника

Тур родился в небольшом норвежском городе Лаврик. Отец содержал пивоварню, мать была работником антропологического музея. С ранних лет мальчик интересовался жизнью животных, теорией эволюции. Даже создал мини-музей у себя дома и лучшим экспонатом в нем считал гадюку. В детстве Тур дважды едва не утонул, поэтому имел сильную боязнь воды, и вряд ли бы тогда он поверил, узнав, сколько времени ему придется провести в морских путешествиях. Только в возрасте 22 лет, когда он случайно оказался в реке и смог выплыть, страх воды его покинул.

В 1933 году Хейердал стал студентом географического отделения столичного университета. В Осло он встретил с Б. Крепелина, известного путешественника, который за время проживания в Полинезии собрал уникальную коллекцию книг. Это знакомство оказалось судьбоносным для Хейердала, повлияв на его профессиональный выбор. Он много времени проводил за изучением книг Крепелина, интересовался историческими и культурными особенностями развития Полинезии.

В конце 1936 года Тур женился на Лив Кушерон-Торп, она училась на экономическом факультете того же университета. После бракосочетания молодые отправились в Марсель, откуда отплыли в Таити. Целью путешествия было изучение возможности выживания в условиях дикой природы. Первый месяц они прожили у местного вождя, потом перебрались на отдельный остров Фату-Хива, относящийся к Маркизским островам. В течение года Тур и Лив прожили в естественных условиях, не пользуясь благами цивилизации, пока не были вынуждены обратиться за врачебной помощью из-за появления язв на ногах. Поправившись, они вернулись на остров, но были встречены открытой неприязнью местных жителей. Пара приняла решение возвращаться домой.


Т. Хейердал с первой супругой Лив

О жизни на Фату-Хива Тур написал свою первую книгу в 1938 году – «В поисках рая». После публикации произведению не было отдано должного внимания из-за начинавшейся войны, но позже, став известным путешественником, Тур подготовил к изданию обновленный вариант, получивший название «Фату-Хива».

К началу Второй мировой войны Хейердал оказался в Канаде, где изучал жизнь индейцев, искал следы азиатских моряков каменного века. Узнав о войне, он бросил исследования и примкнул к армейским рядам. Обучался в английской радиошколе, после чего готовился попасть в оккупированную Норвегию. По дороге его отряд подвергся нападению фашистских подводных лодок, но отбился с помощью кораблей советского флота. По прибытии Хейердала в Норвегию война закончилась.

Экспедиция Кон-Тики

Идея путешествия на плоту через океан пришла ему во время изучения истории Полинезии. Тогда существовали лишь предположения о существовании контактов между полинезийскими и южноамериканскими землями. Об этом свидетельствовали легенды, летописи и древние изображения индейских плотов. Хейердал был намерен доказать этот факт на собственном примере.

В 1947 году он собрал экспедицию, в которую вошли: радиоинженер К.Хаугланд, этнограф Б. Даниельссон, художник Э. Хессельберг, радист Т. Робю, инженер Г. Ватцингер. Команда отправилась в Перу, где из бревен был построен плот, названный именем героя полинезийских легенд – Кон-Тики. Затея воспринималась большинством скептически, членов экспедиции считали самоубийцами. Но путешественники верили в успех операции.

Плавание длилось 101 день. Преодолев восемь тысяч километров, плот подошел к островам Туамоту. Хейердал с единомышленниками доказали, что простой плот может пересечь Тихий океан с помощью течения и попутного ветра. История Кон-Тики имела большой успех, некоторые пытались повторить его опыт. Одноименная книга была издана более чем на 60 языках мира, а в 1952 году документальный фильм о путешествии получил «Оскар».


Необыкновенное и нашумевшее путешествие «Кон-Тики», 1947

Выдающиеся исследования

Следующим крупным исследованием стал остров Пасхи, куда Хейердал отправился на раскопки в 1955 году. С группой археологов он пробыл там несколько месяцев. Группа составила множество отчетов об экспедиции, которые стали основой для дальнейших научных изысканий на острове. Тур написал об этом месте очередную снискавшую популярность книгу «Аку-Аку». Позже, в 1989 году, он опубликовал книгу с более детальным описанием своей теории под названием «Остров Пасхи: разгаданная тайна».

В 1969-1970 годах объектом исследования Хейердала стала возможность пересечения древними мореплавателями Атлантического океана. По древнеегипетскому макету из папируса была построена лодка «Ра», которая вышла в океан с марокканского берега Африки. Однако из-за несовершенной конструкции у судна возникли серьезные проблемы, и команде пришлось вернуться. Вторая попытка на лодке «Ра-II» оказалась успешной, судно причалило к берегу Барбадоса. И снова путешествие было отражено в книге «Экспедиции на «Ра», а также в документальной кинокартине.


Т. Хейердал (справа) с командой «Ра», 1969

В 1977 году путешественник решил доказать существование торговых и миграционных связей между Древней Месопотамией и местности, относящейся к современному Пакистану. Для этого была сооружена лодка из тростника, названная «Тигрис». В целом плавание удалось, и миссия была выполнена, но перед Красным морем судну пришлось остановиться. После 4,5 месяцев путешествия команда сожгла его, выразив тем самым протест против начинавшихся военных действий в этом районе.

В 80-х годах Тур работал в археологической экспедиции на Мальдивских островах, во время которой было обнаружено много ценных находок. О них он поведал в книге «Мальдивская загадка». Изучал пирамиды острова Тенерифе в 1991 году. В 2000 – проводил исследования в России недалеко от Азовского моря. Целью был поиск остатков цивилизации Асгарда. Эти раскопки подверглись резкой критике научным сообществом. Хейердал уверял, что скандинавские народы имеют свои корни в азербайджанской земле. Несколько раз посещал Азербайджан. В селе Киш у церкви находится его памятный бюст.

Последние годы

Хейердал до последнего дня был занят многочисленными исследованиями. В 1991 году женился в третий раз. Ранее, после 12 лет первого брака, в котором родились два сына, в 1949 году Тур развелся с женой и вступил в брак с Ивонной Дедекам-Симонсен. В этой семье родились три дочери. Третья жена путешественника – актриса Жаклин Бир была младше его на 18 лет. Супруги жили на Тенерифе. Скончался Хейердал в 2002 году из-за опухоли мозга.

Несмотря на постоянную критику в свой адрес, Хейердал был известным и уважаемым путешественником, ему были присуждены многочисленные награды в знак признания. В 1999 году Хейердала объявили самым известным норвежцем. В Норвегии ему установлен памятник, открыт музей. В 2011 году новый фрегат норвежского флота был назван в его честь.

Хейердалу удалось пробудить интерес к культуре и истории народов мира, он был доктором наук нескольких университетов мира. Последователи собирали повторные экспедиции, а его книги стали бестселлерами.

Казалось бы, в двадцатом веке уже невозможно совершить глобальные открытия, всего лишь путешествуя по океану. Карты мира уже давно составлены и весьма точно. Но знаменитый Тур Хейердал бросил вызов этому утверждению. Правда, его исследования касались не географии, а историко-этнографических процессов.

Краткая биография жизни

Будущий путешественник и исследователь родился в Норвегии, когда уже вовсю громыхала первая мировая война. Тур рано заинтересовался биологией и антропологией, даже создал небольшой зоологический музей прямо у себя дома. А вот вода, как бы странно не звучало, внушала ему панический страх. Дважды в детстве Хейердал оказывался в одном шаге от утопления. Только в 22 года, выплыв из реки самостоятельно (он оказался там волей случая), сумел победить водобоязнь и изжить её навсегда.

Но и в последующие годы жизни Хейердала мало что ещё указывало на грядущую деятельность его. Конечно, знакомство со знаменитым путешественником Крепелином, изучавшим Полинезию (и одновременно – освоение географии в университете Осло) говорит о многом. Однако исследовать далёкие страны можно было и в кабинете, конечно, рассматривая и анализируя отобранные другими материалы. Но не такова была личность Хейердала…

В 1937 году он отправляется на Таити (где проходит курс выживания), а потом – целый год живёт на острове Фату-Хива, который был полностью изолирован от цивилизации. Продолжить исследования помешали сначала язвы, а затем – рост враждебности местных жителей. Этот период работы Тура Хейердала оказался почти забыт, так как попал в густую тень мировой войны.

В то же время, о знаменитом исследовательском походе через Тихий океан знают почти все сколько-нибудь образованные люди. Летописи и зарисовки конкистадоров, легенды и археологические совпадения подтолкнули Хейердала к попытке опытным путём проверить, возможно ли пройти большое расстояние по воде, располагая лишь теми средствами, что и в древности.

1947 год. Перу. Тур Хейердал и другие пятеро исследователей строят плот старинной конструкции, ставший известным как «Кон-Тики». За сто одни сутки, используя лишь течение и попутные ветры, экспедиция прошла восемь тысяч километров и достигла островов Туамоту.

Лодка Тура Хейердала

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Тур Хейердал предпринял другое путешествие, на этот раз на лодке «Ра», сделанной из папируса. Цель была такая: отплыть из Марокко и на опыте доказать, что древние моряки могли благодаря Канарскому течению преодолевать Атлантический океан. Образцом для конструкции «Ра» послужили древнеегипетские лодки. Недостатки такой модели привели к досрочному окончанию экспедиции (лодка просто разломилась). Усовершенствованный «Ра-2», в следующем году, сумел добраться из того же Марокко до Барбадоса, что доказало принципиальную достижимость такого путешествия в прошлом.

Почему знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал считал таким важным подтверждение возможности контакта между Древним Египтом и Южной Америкой?

Дело в том, что он находил между этими цивилизациями многочисленные сходства – архитектура (пирамиды) и иероглифическая письменность, фресковая живопись и одинаковое незнакомство с аркой как методом оформления; продвинутые астрономические, календарные познания обоих; сходство методов мумификации. Аналогичной позиции он придерживался и по другим вопросам (например, исходил из влияния шриланкийской цивилизации мореходов на Южную Америку и культуру острова Пасхи.

Следует иметь ввиду, что многие тезисы, выдвигавшиеся Туром Хейердалом, реально ничем не обоснованы.

Про этого знаменитого путешественника сняли целый фильм, с которым я вам предлагаю ознакомиться:

Родился Тур Хейердал в Ларвике в семье Туров Хейердалов в 1912 году. Почему Туров? Просто из поколения в поколения мальчиков в семье Хейердал было принято называть Турами. И, хотя как для отца, так и для матери будущего путешественника, брак был третьим и в семье уже росли семеро детей, именно младшего сына назвали Туром.

Отец, немолодой (ему уже было 50 лет, когда родился Тур) и богатый владелец пивоварни, с удовольствием путешествовал по Европе и много времени проводил с малышом, обязательно беря его с собой в поездки.

Мать – Алисон Люнг Хейердал – тоже души не чаяла в сыне и не только любила его, но и много занималась с мальчиком. Получив образование биолога в Англии и будучи последовательницей теории Чарльза Дарвина, именно она привила Туру любовь к зоологии.

В результате любимец семьи создал дома, в предоставленной родителями в полное его распоряжение комнате, зоологический музей, самым эффектным экспонатом которого стало… чучело гадюки. В музее было много разных чудес – местных, и привезенных из дальних путешествий, так что по выходным к Хейердалам приходили целыми семьями – не только на традиционный чай, но и на «ознакомительные экскурсии».

Поступление Тура в 1933 году на зоологический факультет Университета Осло ни для кого не стало неожиданностью. В университете он продолжает заниматься зоологией, но постепенно все большее и большее внимание уделяет культурам и цивилизациям древности. Именно в это время он убеждается в мысли, что современное человечество слишком «заигралось» и забыло о вековых заповедях и традициях, а потому вошло в период братоубийственных войн и ненависти. В этом он будет убежден до последних минут своей жизни.

Пока же Хейердал особенно интересуется культурой Полинезии и знакомится с берлинскими зоологами Кристин Бонневи и Яльмаром Борхом, к которым ездит в Берлин, а кроме того, активно пользуется возможностью читать книги и документы из самой крупной на тот момент в мире частной научной библиотеки, владельцем которой был состоятельный виноторговец из Осло Бьярне Крепелин.

Ветер странствий

Довольно быстро (после семи семестров) Туру становится в университете скучно: он обладает поистине энциклопедическими знаниями, как благодаря собственной жажде знаний, так и полученным от родителей в детстве. Он хочет заниматься собственными исследованиями и отправиться в настоящее путешествие к далеким берегам экзотических островов, благо его немецкие учителя-зоологи Кристин Бонневи и Яльмар Брох готовы организовать и спонсировать экспедицию к островам Полинезии, целью которой было понять, как туда могли попасть животные, населяющие острова в наши дни.

Тура ждало не просто «научное приключение», но и свадебное путешествие, потому что перед отплытием на Маркизские острова Хейердал сочетался браком с красавицей Лив Кушерон-Торп, студенткой факультета экономики, с которой познакомился еще в 1932 году.

Лив оказалась настоящей авантюристкой – как и сам Тур, – а это важное качество для путешественников: оба супруга были готовы на свой страх и риск отправиться на несколько лет в тропический рай, куда еще не ступала нога ученого. Лив не просто сопровождала мужа в поездке, но и была ему верным помощником: она проштудировала горы зоологической литературы и книг о Полинезии.

Путешествие на пароходе прошло чудесно, да и жизнь на безлюдном острове Фату-Хива была для влюбленных молодоженов поначалу просто сказочной. Хотя на острове не было даже признаков цивилизации, кругом их палатки рос непроходимый лес, а неподалеку жил последний представитель племени каннибалов – к счастью, настроенный вполне мирно.

На острове выяснилось, что Тур не умеет… плавать. Зато его молодая жена чувствует себя в воде как рыба. Вскоре благодаря усилиям Лив Хейердал уже с удовольствием рассекал лазурную морскую гладь.

Не все было так просто на острове: вскоре жители соседних островов, полинезийцы, сами приехали к супругам и объяснили, что жить так долго в полной изоляции и одиночестве просто опасно для жизни. Как выяснилось впоследствии, они были правы: мало кто способен прожить вдвоем год и сохранить чувства.

Островитяне стали часто приезжать в гости и даже показали скрывавшиеся в джунглях каменные изваяния богов.

Через год пришло время покидать острова, хотя это и было против планов: Тур подхватил опасную болезнь, а Лив сообщила ему радостную новость – она ждала ребенка. Так закончилось первое путешествие Хейердала.

Об экспедиции на Маркизских островах Тур рассказал в своей первой книге «В поисках рая» (1938), которая вышла как раз накануне Второй мировой войны и прошла практически незамеченной. В 1974 году Хейердал издал расширенный вариант книги под названием «Фату-Хива».

Путешествие в Канаду и Вторая мировая война

По возвращении в Осло Лив родила Туру сына Тура, которого в семье стали на итальянский манер ласково звать Турито, а еще через год родился сын Бьёрн.

Тур продолжал заниматься наукой. Часть собранной в Полинезии коллекции он отослал в Берлин, а часть передал в родной университет.

Надо признать, что после первой экспедиции молодой ученый передумал становиться зоологом, его стали больше интересовать не животные, а люди. В Полинезию отплывал ученый-зоолог, а вернулся в Норвегию ученый-антроплог.

Тур постоянно возвращался в мыслях к каменным изваяниям богов, одного из которых полинезийцы называли Тики. Это имя было знакомо Хейердалу – так звали бога инков. Но как инки могли преодолеть морские просторы и приплыть из Америки в Полинезию? Или все было наоборот?

Тур решает поехать в Канаду на ее «дикий запад», где жили племена индейцев, которые могли сохранить предания о мореплавателях, и приглашает в путешествие Лив, тем более что отношения в семье стали катастрофически портиться и надо было что-то делать.

Хейердал объездил всю западную часть Канады, но нигде не нашел и следов морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века.

В Канаде его застала Вторая мировая война. Как истинный патриот, он желал защищать Родину и, в конце концов перебравшись в США, завербовался в армию. Об участии Хейердала во Второй мировой войне мы уже рассказали здесь. Семья же Хейердала во время войны жила в США, а потом переехала в Англию.

Экспедиция «Кон-Тики»

В 1946 году Хейердал увлекается новым проектом: он утверждает, что американские индейцы могли в глубокой древности достичь островов Тихого океана на плотах. Несмотря на негативную реакцию историков, Хейердал организовал экспедицию "Кон-Тики" – и доказал, что был прав: он сам со своей командой смог на бальсовом плоту проделать путешествие от Перу до атолла Рароиа в архипелаге Туамоту. Самое удивительное, что многие ученые отказывались верить даже в факт самого путешествия неугомонного норвежца до тех пор, пока не был сделан и показан документальный фильм «Кон-Тики».

В экспедиции, помимо Хейердала, приняли участие еще пятеро путешественников - Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер. В Перу они из бальсового дерева и других природных материалов построили плот паэ-паэ и дали ему имя «Кон-Тики». К плаванию на плоту Хейердала подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, что позволило предположить наличие контактов между Южной Америкой и Полинезией.

Об этой экспедиции, увлекательной и трудной, как раз и снят фильм, премьера которого состоится 16 апреля.

После возвращения из экспедиции Хейердал разводится с Лив, которая вскоре вышла замуж за американского миллионера, и в том же году женится на Ивонне Дедекам-Симонсен. Во втором браке у Тура родились три дочери - Анетта, Мариан и Хелен Элизабет.

Экспедиция на остров Пасхи

Хейердала всегда было невозможно остановить, и долго ему на одном месте не сиделось. Поэтому в 1955 году он организует археологическую экспедицию на остров Пасхи, в состав которой входили норвежские профессиональные археологи.

По результатам экспедиции был написан очередной бестселлер «Аку-Аку», о котором профессор С. А. Токаревнаписал:

«Из исследований Хейердала вытекает один несколько неожиданный, но важный для науки факт: сохранение культурной традиции среди островитян. В последнее время у этнографов сложилось мнение, что жители острова Пасхи, полуистребленные и деморализованные колониальным режимом, совершенно забыли собственное прошлое, что они теперь как чужие на своей родной земле. Оказывается, это не совсем так. Правда, островитяне не помнят древнего письма, не все они представляют себе, как в далекие времена передвигали и ставили статуи. Но потомки былых каменотесов и скульпторов еще знают, как их предки вырубали статуи и отделяли их от материнской породы; они сумели передвинуть и заново поставить огромный каменный истукан, как это делали отцы и деды; они помнят колдовские песни-заклинания, которые при этом пелись. В тайниках еще хранятся родовые сокровища, за которыми заботливо ухаживают. Островитяне верят в их волшебную силу и в силу духов, охраняющих тайники, и помнят свои генеалогии, свое происхождение от "короткоухих" или "длинноухих".

Именно это сохранение культурной преемственности позволило Хейердалу произвести особого рода научный эксперимент: с помощью островитян он показал, как высекались статуи, как они передвигались и ставились. А ведь это-то и представлялось столь долгое время загадкой!

Крупной заслугой Хейердала являются археологические исследования. До него никто их на острове не производил. Но и тут без помощи местных жителей он ничего бы не сделал: проникнуть в тайники – пещеры – Хейердал смог только потому, что ему удалось добиться доверия островитян. А этим он обязан в значительной мере своим прежним путешествиям, которые разбудили среди полинезийцев патриотический интерес к их собственному прошлому. "Сеньор Кон-Тики" стал повсюду в Полинезии популярной фигурой».

В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна», написанной в 1989 году, Хейердал предположил, что остров сначала был заселён «длинноухими» из Южной Америки, а «короткоухие» прибыли туда из Полинезии лишь в середине XVI века и могли как сами приплыть на остров, так и могли быть привезены туда в качестве рабов.

«Ра» и «Ра-II»

В 1969 году пришел черед путешествиям на лодках из папируса. Хейердал построил две лодки и попытался пересечь Атлантический океан. С первой лодкой вышла неудача: спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта и названная «Ра», она была сделана из эфиопского камыша и, выйдя в путь с побережья Марокко, довольно быстро развалилась (попросту размокла) в водах Атлантического океана.

В 1970 году вторая лодка – «Ра-II», доработанная с учетом допущенных ошибок, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и отправилась в путь также из Марокко. Это путешествие было успешным: «Ра-II» доплыл до Барбадоса, а Хейердал в очередной раз одержал победу: он доказал всему научному мировому сообществу, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя при этом Канарское течение.

В экспедиции принимал участие международный экипаж, в том числе и врач Юрий Сенкевич. Хейердал всегда был пацифистом и хотел показать, что даже на крошечном участке «суши» в океане люди разных политических и религиозных убеждений и национальностей могут жить в мире и дружбе.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

Еще одна тростниковая лодка

Не менее известно и путешествие на «Тигрисе», который Хейердал построил в 1977 году и отправился на ней вместе с международной командой в путешествие из Ирака к берегам Пакистана, а затем в Красное море, доказав, что между Месопотамией и Индской цивилизацией (современный Пакистан) могли существовать торговые и миграционные контакты.

3 апреля 1978 года «Тигрис», проплававший пять месяцев и сохранивший все свои мореходные качества, был сожжён в Джибути в знак протеста против войн, разгоревшихся в районе Красного моря и Африканского Рога, в знак протеста «против проявлений бесчеловечности», а Хейердал отправил письмо Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму, в котором призвал всех «простых людей всех индустриальных стран осознать безумные реальности нашего времени» и задуматься о будущем «общей цивилизации, чтобы ее не постигла участь тонущего корабля».

Неутомимый искатель приключений

Тур Хейердал оставался неугомонным до конца своих дней.
Он обследовал курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане, где обнаружил скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками («длинноухих»), что позволило ему утверждать, что существовала цивилизация мореходов, выходцев из современной Шри-Ланки, заселившая Мальдивы и, быть может, основавшая культуру острова Пасхи.

Он исследовал пирамиды Гуимар на острове Тенерифе и доказал, что это не случайные нагромождения камней, а настоящие рукотворные строения-пирамиды с астрономической ориентацией, а также заявил, что Канарские острова в древности были перевалочным пунктом на пути между Америкой и Средиземноморьем.

В конце жизни Тур Хейердал в очередной раз вызвал гнев общественности, выдвинув теорию о том, что в Скандинавию во время великого переселения народов пришли племена из степей вокруг нынешнего Азова. Тур Хейердал провел археологические раскопки в низовьях Дона и на Кавказе и на основе собранного материала выпустил две книги: в 1999 году вышла его монография «Без границ», а в 2001 году – ее переработанный вариант «В погоне за Одином». Обе книги написаны в соавторстве со шведом Пером Лиллиестремом.


На книгу обрушился поток негативных рецензий историков, в которых Хейердал и Лиллиестрем были объявлены «псевдоучеными». Однако опровергнуть находки великого путешественника никто не смог.

В одном из своих интервью Хейердал сказал: «Я не ищу приключений ради самих приключений. Полнота жизни не обязательно связана с преодолением стихий - работа мысли, достижение гуманной цели украшают ее сильней. Я органически не способен считать людей, живших тысячелетия до нас, ниже себя, и мне претит, когда я сталкиваюсь с таким часто даже подсознательным пренебрежением к тем, кто жил до нас и не владел нашей техникой. Мне доставляет удовольствие щелкать по носу ученых сухарей и высокомерных гордецов. Но мотивы преодоления собственной слабости, пассивности, мотивы утверждения человеческой личности через достижение, казалось бы, недостижимого мне близки и понятны...»

Не менее бурной была и личная жизнь великого ученого и путешественника, смутьяна и жизнелюба. В возрасте 1996 году отец пятерых детей Хейердал разводится со своей второй супругой и сочетается браком с бывшей Мисс Франция и актрисой Жаклин Бир. Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой, которая всегда и везде сопровождала его в поездках, на Тенерифе, оставив второй семье свое любимое поместье Колла-Микере.

На Тенерифе же Тур купил старинный особняк с трехсотлетней историей и большим садом, площадью в целый гектар. В том саду росли не только апельсиновые деревья и авокадо, но и привезенный самим хозяином из Египта папирус. Хейердал просто обожал возиться там и даже говорил, что, если бы у него была вторая жизнь, он обязательно стал бы биологом.
Неправильно навешивать на человека ярлыки и считать, что больше всего на свете Тур любил скитаться по свету. Сам он утверждал, что просто обожает свой дом, любит находиться в кругу семьи и еще очень любит танцевать. Себя он называл «цивилизованным дикарем».

Умер Хейердал в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио в провинции Савона, в окружении своей семьи - жены Жаклин и детей.
На родине ему еще при жизни был установлен памятник, а в его доме открыт музей.

7 выбрали

Он с детства боялся воды, но это не помешало ему пересечь Тихий океан на самодельном плоту, а Атлантику – на тростниковой лодке. Уверял, что любит проводить время дома в кругу семьи, и при этом совершил огромное количество опасных и удивительных путешествий. Давайте сегодня отправимся по следам антрополога и путешественника Тура Хейердала , которого называют самым знаменитым норвежцем XX века. И примем участие в его удивительных путешествиях.

Медовый месяц на выживание

Уже в детстве Тур Хейердал задумывался о негативных вещах, которые несет цивилизация, и в тайне мечтал попробовать вернуться к природе: пожить в диких, первобытных условиях. Эти мечты стали приобретать реальные очертания, когда он познакомился с Лив Кушерон-Торп, которая оказалась такой же мечтательницей и авантюристкой. После свадьбы молодые решили отправиться на один из малозаселенных островов Французской Полинезии.

Выбор был непростым. Тур Хейердал выбирал место, где нет дорог, отелей и прочих примет цивилизации, но при этом есть питьевая вода и плодовые деревья. Самым подходящим оказался остров Фату-Хива .

Сначала молодожены приехали на Таити , где местный вождь Терииероо обучал их навыкам выживания. Потом они отправились на Фату-Хива, с помощью местных жителей построили хижину и начали жить в гармонии с природой: ходили босиком, питались фруктами, иногда ловили рыбу и раков. В отрыве от цивилизации молодожены прожили целый год. В глубине джунглей они находили ритуальные пещеры, жертвенные камни и изваяния богов. И даже общались с последним представителем племени каннибалов. Кстати, находки, сделанные на Фату-Хива, серьезно повлияли на будущие исследования Тура Хейердала.

Но жизнь на "райском острове" не всегда была райской. На ногах Тур и Лив от постоянного хождения босиком начали появляться кровоточащие язвы. Пришлось ехать ко врачу, который был на соседнем острове.

По следам древнего бога

Во время путешествия в Полинезию Тур Хейердал узнал, что в прошлом полинезийцы поклонялись богу-творцу по имени Тики : в джунглях можно было найти его изваяния. По легенде, это божество привело предков современных полинезийцев на острова с востока. То есть, со стороны Южной Америки. А ведь у древних инков есть похожая легенда: о том, что бог солнца Кон-Тики ушел через океан на запад. Да и древние памятники южноамериканских племен похожи на полинезийских истуканов. Сопоставив эти факты, Тур Хейердал предположил, что предки современных полинезийцев пришли на острова не из Азии, как было принято считать, а из Южной Америки, преодолев тысячи миль на плотах.

Поскольку в научном сообществе к его идее относились скептически, он решил доказать возможность такого путешествия на практике. Вместе с командой единомышленников он изготовил плот из бальзовых деревьев, связав их веревками: именно так создавали свои плавсредства древние инки. Мачту и руль сделали из мангрового дерева, на палубе построили небольшую хижину для путешественников. И вот, 28 апреля 1947 года плот Кон-Тики (его назвали в честь того самого бога) отплыл от перуанского порта Кальяо. На борту была команда из шести человек во главе с Туром Хейердалом.

В пути путешественники ловили рыбу, которая порой сама выбрасывалась на палубу, встречали китов и отгоняли чересчур назойливых акул. Два раза мореплаватели попали в шторм, один из которых длился почти неделю. Во время бури у плота сломался парус и рулевое весло, кроме того, разошлись бревна. Но экипажу удалось все починить. В итоге спустя 100 дней пути и почти 7000 километров экипаж Кон-Тики добрался до одного из полинезийских островов. Таким образом Тур Хейердал доказал возможность путешествия древних инков из Южной Америки в Полинезию.

Вслед за солнцем

Во время своих исследований Тур Хейердал обратил внимание на сходство папирусных кораблей, на которых путешествовали древние египтяне, и тростниковых судов Южной Америки. Из этого он сделал вывод, что египетские мореплаватели могли быть настоящими первооткрывателями Нового Света. У этих древних цивилизаций были и другие сходства: пирамиды, иероглифы, фресковая живопись, колоннады и конструкции храмов, обычай мумификации. Идея интересная, так почему бы не проверить ее на себе?

Тур Хейердал заказал африканским рабочим лодку из папируса, построенную по древним схемам и чертежам. Назвал он этот корабль в честь еще одного бога солнца – "Ра". Собрав команду из семи человек, а так же обезьяны и нескольких птиц, Хейердал отправился вслед за солнцем – из Африки в Южную Америку. В плавании выяснилось, что африканские строители несколько отошли от древних чертежей, и это сыграло роковую роль. Спустя два месяца путешествия лодка начала разрушаться. Несмотря на старания экипажа, спасти ее не удалось. Юрий Сенкевич, бывший одним из членов экспедиции, вспоминал о том, как экипаж ждал спасателей: "Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни".

В разгар этого процесса произошла катастрофа. На остров Пасхи прибыли полинезийцы и начали войну с длинноухими и светлокожими "потомками Кон-Тики". "Длинноухие" строители гигантских статуй и знатоки письма были зверски истреблены пришельцами-людоедами. "Победителем оказался полинезиец, который не привык строить из камня и делать статуи, а собирал на берегу плавник, чтобы вырезывать деревянные фигуры, известные по другим частям Полинезии... Эти воинственные люди оказались одни среди руин на голой сцене острова Пасхи. Они сохранили в своей среде очень небольшой инородный элемент. Такими их и застал Роггевен, когда приподнял занавес для европейского зрителя - через много лет после того, как великая драма кончилась и исполнители главных ролей покинули сцену" (Т. Хейердал. Статуи острова Пасхи.-"Новый мир", 1962, № 9, стр. 229. )

Таким образом, "людей Кон-Тики" постигла печальная судьба. Создав высокую цивилизацию в Андах, они были разгромлены в сражении дикарями индейцами и вынуждены были бежать из Америки за океан. Однако и здесь "длинноухие" были настигнуты дикарями. В жестокой борьбе "короткоухие" полинезийцы окончательно истребили "белых учителей"...

Популярные книги Тура Хейердала "Путешествие на Кон-Тики" и "Аку-аку", излагающие эту теорию, получили известность во всем мире. Они изданы массовыми тиражами в нашей стране и читаются с таким же захватывающим интересом, как фантастические и приключенческие романы. Фактически они стали единственным источником сведений об острове Пасхи для широких кругов читателей. В одном из популярных журналов даже появилась статья "Разгадка тайны острова Пасхи". Эту тайну раскрыли работы Хейердала.

Как же расценивает современная наука "теорию Кон-Тики"?

Романтика и факты

Нет слов - исто­рия «длинноухих», так безжалостно пре­следуемых дикаря­ми, индейцами и по­линезийцами, ро­мантична и печальна. Но... насколько она достоверна? Быть мо­жет, все аргументы, приводимые в пользу «теории Кон-Тики», как иногда называют гипотезу о «белых индейцах», заселив­ших Полинезию, столь же шатки, как и доказательства не менее романтичной и трагической истории гибели Пацифиды? Большинство специалистов по Океании высказали и в советской, и в зарубежной печати свое авторитетное мнение об "американской гипотезе".

Начнем со знаков письменности. "Пума" и "кондор", значки кохау ронго-ронго, оказались близкими родственниками "слона" и "обезьяны" Хевеши. "Кондор", равно как и "слон", - это изображение длинноклювой птицы-фрегат. А "пума", как и "обезьяна", - стилизованная фигура мифического существа.

Столь же относительным кажется многим специалистам и сходство каменных гигантов острова Пасхи и статуй в Тиагуанако. "Я пишу эти строки через несколько недель после возвращения из Тиагуанако, расположенного на берегах озера Титикака, где я исследовал те немногие монолиты, которые возвышаются среди руин этого знаменитого города, - пишет профессор Метро. - Я напрасно искал хотя бы самое малое стилистическое сходство между ними и моаи острова Пасхи. На деле трудно было бы представить себе более различную художественную традицию" (А. Меtrаuх. Easter Island.London, 1957, page 223 ).

А один из специалистов по Южной Америке высказался еще более категорично:

"Статуи острова Пасхи и статуи из Тиагуанако имеют общие черты лишь в том, что и те и другие больших размеров и изготовлены из камня".

("Disselhoff Geschichte der altamerikanishen Kufturen". Mflnchen, 1953, 296 ).

Маловероятной кажется большинству ученых возможность появления "белых пришельцев" в Южной Америке. В самом деле, у самого Хейердала нет четкого представления о том, откуда же взялись на "материке краснокожих" белые люди? Он считает, что они могли появиться "в результате местной эволюции", - но слишком уж неправдоподобно такое предположение; с другой стороны, он высказывает догадку, что эти кочующие носители самобытной культуры могли быть представителями одного из культурных народов Средиземноморья или светлокожими и бородатыми жителями Северной Африки, попавшими на американский континент благодаря морским течениям и пассатам.

"Высказывая такого рода мнения, Хейердал явно находится под впечатлением научно-фантастических работ прошлого века, - пишут советские ученые Н. А. Бутинов, Р. В. Кинжалов и Ю. В. Кнорозов в рецензии на книгу "Аку-аку". - Одно время действительно было в моде разыскивать в Америке пропавшие "десять колен Израиля", таинственных атлантов, выходцев с берегов Средиземного моря и т. д.

Об этом были написаны десятки книг. Начало серьезного изучения древних американских цивилизаций сразу же показало, что они созданы самими индейцами. С тех пор таинственные "белые учителя" индейцев навсегда исчезли со страниц научных трудов по американистике" ("Советская этнография", 1959, № 1, стр. 145. )

Наконец, легенды о заселении острова Пасхи, на которые опирается норвежский путешественник, противоречат его теории.

Ведь в них говорится, что вождь Хоту Матуа и его спутники, первыми прибывшие на остров, были не "длинноухие", а "короткоухие"! И к тому же, легенды говорят о том, что ладьи Хоту Матуа отправились в путь с запада, а не с востока (то есть не из Америки). "Длинноухие" прибыли после "короткоухих", и были они отнюдь не кроткими "белыми учителями". Именно при них развилось на острове людоедство, и когда один из "длинноухих" убил тридцать детей, возмущенные "короткоухие" начали войну и перебили "длинноухих".

"Белые индейцы" из легенд инков назывались "рингрим", то есть "ухо". Испанские хронисты именовали их "орехонес" - "длинноухие". Быть может, "длинноухие" острова Пасхи все-таки являются этими легендарными "орехонес"?

Но, во-первых, обычай удлинять уши существует не только у «бе­лых пришельцев», но и у чернокожих меланезийцев, и краснокожих индейцев, и желтокожих жителей Азии. Во-вторых, люди, прибывшие на остров Пасхи и имевшие обычай искусственно удлинять уши, не назывались «длинноухими»! Их прозвали «ханау еепе»; первые исследователи переводили это, как «длинное ухо». Но крупнейший в мире специалист по языку острова Пасхи Себастьян Энглерт пока­зал, что такой перевод - абсурден. По-рапануйски «епе» значит «ухо», а «еепе» - «дородный», «коренастый». Слово «ханау» означа­ет «раса», «рождаться»; ни один словарь языка острова Пасхи ни переводит слово «ханау», как «длинный».

Можно все-таки принять как очень рискованное предположение, что слово «ханау» означает «длинный». Но и тогда мы получим бес­смыслицу. Сочетание «ханау еепе» в значении «длинное ухо» невоз­можно по правилам рапануиского языка, в котором прилагательное всегда стоит после существительного! А если же мы попытаемся перевести название врагов «длинноухих», именовавшихся «ханау момоко», как «короткоухие», то тогда получится совершенная чепуха Ведь слово «момоко» означает «тонкий». И поэтому у нас получится не «короткое ухо», а «длинный тонкий»! На самом же деле «ханау момоко» переводится, как «каста тонких», «ханау еепе» - «каста дородных», а отнюдь не как «короткоухие» и «длинноухие».

Так, не выдерживая холодной струи научной критики, рассыпаются доказательства в пользу «теории Кон-Тики».

«Мнение Хейер­дала о том, что целый народ (или его остатки) переселился из Америки в Полинезию, представляет собой совершенно необоснованную гипотезу, не подкрепленную ни одним убедительным доказательством»,

Таков вывод советских ученых, с которым соглашается боль­шинство крупнейших зарубежных специалистов по Америке и Полинезии.

Кондратов А.М. Великаны острова Пасхи. М., «Советский художник», 1966 г., с. 118-124.