Журналистика "гонзо" - что такое, как возникло и почему нравится креативно настроенной молодёжи? Гонзо-журналистика - история сша

Илющенко Г.

Наверняка, многие слышали этот термин, возможно, некоторые даже вспомнят некоего Хантера Томпсона и что он «как-то связан с Джонни Деппом». Но точное определение понятию «гонзо-журналистика» редко кто может дать. В этом вам поможет данная статья.

Кулак Гонзо. Символ гонзо-журналистики и Томпсона в частности

Начать стоит с объяснения значения загадочного слова «гонзо». Споры по этому поводу не утихали с самого момента первого употребления слова редактором Boston Globe Биллом Кардосо в 1970 году. В его рецензии на статью Хантера С. Томпсона, самого основоположника гонзо-журналистики, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» промелькнула фраза «это чистый Гонзо журнализм». Позже Кардосо объяснил, что это слово из ирландского сленга и обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Также редактор заявил, что корни слова гонзо – gonzo – исходят из искаженного французского gonzeaux, обозначающего в дословном переводе «сияющий путь».

Еще одно объяснение можно отыскать в устной биографии Томпсона, где говорится о том, что слово «гонзо» было взято у соответствующего названия песни нью-орлеанского джазового исполнителя Джеймса Букера, которое, в свою очередь, пришло из имени одного из героев фильма «Торговец Наркотиками» (англ. « The Pusher » - сленг.нарк. «толкатель, тот, кто продает наркотики») 1960 года.

Все, кто связывает понятие «гонзо-журналистика» с Хантером Томпсоном, будут правы. Ведь именно американский журналист впервые использовал стиль «гонзо» в написании статьи, а именно – «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона. Особенность ее заключалась в следующем: Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, столкнулся с двумя факторами, предопределившими содержание и стилистику статьи.

Фактор первый: со своих мест Томпсон и Стедман просто не видели саму гонку лошадей, поэтому им пришлось работать с тем, что происходило вокруг скачек – вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате и тому подобное. В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.

Второй фактор: дедлайн, к которому Томпсон не успевал, и в итоге ему пришлось отдать редактору на верстку блокнот с отрывочными записями о скачках. Записи эти были наполнены субъективизмом настолько, что сама статья, в конце концов, не была похоже на журналистскую вообще. Кстати, есть теория, что Хантер Томпсон намеренно не писал чистовик статьи, ограничившись набросками в блокноте и сюрреалистическими скетчами Стедмана, чтобы как можно точнее отобразить атмосферу скачек. Как бы то ни было, начало гонзо-журналистике было положено.

Вообще, Хантер Томпсон был интереснейшей личностью. Информационной деятельностью он начал заниматься еще во время службы в армии на авиабазе во Флориде. Далее всего за несколько лет Томпсон сменил множество мест работы, занимаясь в основном независимой журналистикой для американских газет. В 1963 году он женился на Сандре Коллин, с которой его связывали давние романтические отношения. Через год у пары родился сын Хуан.

Одной из главных вех в его карьере стала книга о байкерах мотоклуба Ангелы Ада, с которыми он находился в тесном контакте до тех пор, пока те не избили его без каких-либо явных причин. Расцвет же карьеры Томпсона пришелся на период работы в журнале Rolling Stone . Именно в нем были опубликованы две пожалуй самые главные книги писателя – «Страх и Ненависть в Лас Вегасе», по которой много позже был снят блестящий фильм с Джонни Деппом и Бенисио Дель Торо в главных ролях, а также «Страх и Ненависть на Предвыборной кампании 72»/.

Первая книга посвящена знаменитой гонке на мотоциклах Минт-400 в пустыне Невада, проходившей под Лас Вегасом, а также полицейской наркологической конференции. Отличительная черта произведения – не просто субъективное описание опыта участия в происходящих событиях, а описание действий, совершенных под наркотиками, которые, между прочим, играли большую роль в формировании Томпсона как гонзо-журналиста.

Вторая книга представляет собой сборник статей о предвыборной гонке Никсона и Макговерна. Все статьи были буквально пронизаны критикой Никсона и его методов управления. В то же время, Томпсоном всячески одобрялись демократы и Макговерн конкретно. Однако после его поражения на президентских выборах 1972 года, писатель сказал, что окончательно пресытился политикой.

Из более поздних произведений Томпсона можно отметить «Проклятие Гавайев», в каком-то смысле логическое продолжение «Страха и Ненависти в Лас Вегасе», и «Царство Страха» - прощальное слово к 19-му веку.

Насколько яркой была жизнь Томпсона, настолько же ярким получился его уход: Хантер Стоктон Томпсон покончил жизнь самоубийством в возрасте 67 лет выстрелом в голову. Причин суицида до сих пор никто не знает. Существует мнение, что смерть стала выражением жизни Томпсона, как бы парадоксально это не звучало. Свобода от смерти для писателя заключалась в возможности самому определить время ухода из жизни.

Оглядываясь на прошлое, можно с уверенностью сказать, что Томпсон так и остался ярчайшим представителем гонзо-журналистики.

Безусловно, стоит сказать о представителях течения Новой Журналистики, являвшегося популярным в 60-е годы. Каких-то отличительных черт это течения не имело, скорее это было собирательное название для жанров и стилей публицистики, популярных в то время, среди которых конечно выделялась гонзо-журналистика.

Упомянуть также необходимо Джорджа Плимптона, известного своими спортивными репортажами, Лестера Бэнгса, известного рок критика 70-х, Терри Саутерна, который в своих литературных изысканиях попробовал почти все – от коротких эссе до написания сценариев для знаменитейшего шоу « Saturday Night Live »; и Джона Бирмингема, представитель уже современной публицистики, выросший во времена расцвета гонзо-культуры.

Хантер С. Томпсон

Том Вульф

Джордж Плимптон


Лестер Бэнгс

Терри Саутерн

Джон Бирмингем

С научной точки зрения гонзо-журналистика не может быть полезна. Субъективность описания событий не позволяет трезво взглянуть на объект журналистского исследования. Однако с культурной точки зрения гонзо-журналистика – это бриллиант публицистики. Ведь в данном случае наибольшую ценность представляет возможность самому окунуться в происходящее, вместе с автором прочувствовать окружающую атмосферу, взглянуть на события с неожиданного ракурса.

В целом, гонзо-журналистика, а точнее ее расцвет в 70-х годах 20 века стал одним из проявлений той знаменитой американской свободы. Тот самый дух свободы, возможностей и приключения с легкостью можно прочувствовать в произведениях прежде всего Томпсона и Вульфа. Иными словами, для гонзо-стилистики важно не столько что происходит, а как это чувствуется, какие эмоции провоцирует. Революционность этого подхода для обычно суховатой журналистики, где цель – донести факты до читателя, переоценить невозможно.

В котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма , юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля.

Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики , движения 60-х, основоположником которого был Хантер С. Томпсон , чьи идеи были подхвачены Лестером Бэнгсом и Джорджем Плимптоном.

История термина

Впервые термин гонзо был использован редактором американского журнала The Boston Globe , Биллом Кардозо после того, как он прочитал опубликованную в журнале Scanlan’s Monthly в 1970 г. статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» (англ. The Kentucky Derby Is Decadent and Depraved ), написанную журналистом Хантером Томпсоном , позже популяризовавшим стиль гонзо , и проиллюстрированную английским художником Ральфом Стедманом . Томпсон был отправлен редактором в Кентукки для освещения известных лошадиных скачек (дерби). Присутствуя на скачках, Томпсон был впечатлён поведением зрителей, являвших собой жалкое сборище пьяниц и матершинников, о чём он подробно написал в дневнике. Когда срок сдачи статьи подошёл к концу, она ещё не была готова. И Томпсон отправил редактору страницы, вырванные из своей записной книжки, наброски в которых были крайне жёсткими и имели глубоко субъективную окраску. Опубликованная статья вызвала большой общественный резонанс.

Кардозо утверждал, что словом Gonzo в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas , что означает «я тебя одурачил», «нелепости».

Ссылки

  • Каноны (гонзо) журналистики: Хантер Стоктон Томпсон (часть 1 , часть 2)
  • «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гонзо-журналистика" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 журналистика (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - … Википедия

    См … Словарь синонимов

    Журналистика актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о… … Википедия

    Интернет журналистика новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета. Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без… … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Музыкальная журналистика (англ. Music journalism … Википедия

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Научная журналистика область журналистики, которая используется для создан … Википедия

    Гражданская журналистика вид увлечения, которому посвящают себя люди разных профессий, получивший широкое распространение с развитием Интернета и новых цифровых технологий. Засняв на бытовую видеокамеру, цифровой фотоаппарат или сотовый… … Википедия

Как известно, в журналистике много самых разных направлений. Изучая их, можно наткнуться на такое слово, как «гонзо». Если вы впервые слышите это понятие и хотите знать, что это такое, то давайте разбираться вместе!

Гонзо-журналистика (от англ. Gonzo «сумасшедший», «безумный», «экстравагантный») — это направление в журналистике, известное тем, что весь журналистский материал под этим стягом написан в жанре субъективного, эмоционально-окрашенного репортажа. Сам автор не только является непосредственным участником каких-либо событий, но и нередко полностью вживается в образ героя, например, становится байкером, если речь идет об «Ангелах ада» Томпсона. Примечательно то, что в таком тексте журналист-репортер часто выражает только своё личное мнение, опираясь на личный опыт. Также отличительной чертой гонзо является наличие всевозможных цитат, всех оттенков юмора и нецензурной лексики. По большей части, авторы касаются проблем неприятия каких-либо меньшинств, субкультур и сообществ, политики, контркультуры и девиантного поведения людей.

История создания

Несмотря на то, что термин стал активно использоваться только в наши дни, появился он ещё в 60-е года 20 века благодаря писателю, журналисту Хантеру С. Томпсону. Поговаривают, что именно этому человеку один из тогдашних редакторов Rolling Stone поручил написать статью про скачки. Но нерадивый репортер все же не посетил данное мероприятие. Вместо этого он придумал очень интересный способ, как выкрутиться из этой ситуации. Автор прислал редактору вымышленные заметки, которые были сделаны как бы во время скачек. В них журналист описывал не само событие, а зрителей, которые выпивали и мошенничали. Сотруднику очень понравился материал, ведь все было так детально и мастерски передано. Также он отметил и новый стиль, которым была написана статья. «По вкусу» материал пришелся и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторским и чересчур смелой стилистикой текста. С тех самых пор Томпсона называют отцом-основателем стиля гонзо.

Важно сказать, что он использовал это направление журналистки в ряде литературных произведений. Например, «Ангелы Ада» (1966 год) и «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты» (1971 год).

Эскпертом, который впервые использовал термин «гонзо», стал Билл Кардозо, бывший редактор «The Boston Globe». Данное понятие встречается в ответе на статью Хантера С. Томпсона «Дерби в Кентукки: упадочно и порочно»(1970 год). Там акула пера раскритиковал смельчака, но, запросто перешагивая через недовольство и критику, автор продолжал писать материалы в стиле гонзо.

Одним из пражурналистских явлений для этого экстравагантного направления стало творчество Нелли Блай (1864 или 1867 год – 1922 год), известной американской журналистки и писательницы. В начале своей карьеры она заявила о себе благодаря статье о жизни в Мексике, где показала всю нищету народа и коррупцию властей. Также её критике подверглось и мексиканское правительство, после чего ей стали поступать угрозы изгнания из страны. Но в 1887 году Блай переезжает в Нью-Йорк и начинает работать в «New York World». Именно здесь выходит её главная статья о разоблачении психбольницы на острове Рузвельта. На протяжении 10 дней журналистка играла душевнобольную женщину, чтобы своими глазами увидеть, как врачи издеваются над пациентами. Этот материал принес Нелли Блай всемирную известность. Уже начиная в этого момента, стал формироваться новый стиль в журналистике, в котором автор не скрывает ничего от читателя и узнает информацию методом эксперимента, который организует сам, рискуя жизнью и здоровьем.

Примеры авторов

Примеру Томпсона последовали и другие журналисты, а также писатели, такие как

  1. Терри Сазерн
  2. Джон Бирмингем
  3. Лестер Бэнгс
  4. Трумен Капоте
  5. Джордж Плимптон
  6. Том Вулф

Интересно то, что в подобном стиле писали и до 60-ых годов ХХ века. Например, к гонзо можно отнести произведение Марка Твена «Журналистика в Теннеси» (1869 г.).

Произведения в стиле гонзо

  1. Хантер С. Томпсон «Ангелы Ада» — книга-сенсация, которая произвела фурор в 1966 году. За основу автор взял реальную жизнь криминальной байкерской группировки. Два года Томпсон вместе с ними кочевал по Америке и попутно записывал все их приключения. О реалистичности происходящего в бестселлере красноречиво заявили сами герои, которые избили журналиста после выхода произведения в свет. Именно оно безжалостно подробно описывало их настоящий стиль жизни.
  2. Хантер С. Томпсон «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты» — роман (1971). Его «премьера» состоялась в печатном издании журнала Rolling Stone. Отличительной особенностью книги являются иллюстрации, сделанные Ральфом Стедманом. Произведение рассказывает о двух приятелях, журналисте Рауле Дюк и адвокате Докторе Гонзо, решивших отправиться в Лас-Вегас для написания материала про гонку «Минт 400». По дороге друзья принимают кучу наркотических веществ, и с этого момента начинают происходить невероятные события.
  3. Хантер С. Томпсон «Большая охота на акул» — сборник журналистских текстов в стилистике гонзо. Он актуален и по сей день, хоть и вышел в конце 70-х годов прошлого века!
  4. Хантер С. Томпсон «Поколение свиней» — своеобразный сборник из различных политических статей. Книга является настоящей летописью жизни Поколения Свиней, которые совершают свои злые поступки всегда и везде.
  5. Терри Сазерн «Чудо-христианин» — главный герой этого произведения — мультимиллионер. Но у него есть одно странное предназначение в жизни – он должен доказать мужчинам и женщинам, что они одинаковы в развращениях и пороках, а также показать, на что способны люди ради денег.
  6. Том Вулф «Битва за космос» — документальный роман, который рассказывает о событиях середины прошлого века, когда две супердержавы, СССР и США, начинают бороться за право первыми выйти в космос.
  7. Том Вулф «Электропрохладительный кислотный тест» — произведение рассказывает об определенном жизненном периоде писателя Кена Кизи, автора всемирно известного романа «Пролетая над гнездом кукушки».
  8. Том Вулф «Новая журналистика и Антология новой журналистики» — книга-помощник, которая поможет разобраться в тонкостях данного ремесла, узнать много профессиональных секретов автора и понять, какое будущие ждёт журналистику.
  9. Марк Твен «Журналистика в Теннеси» — это самое первое произведение в стиле гонзо. В основе лежит история журналиста, который приезжает в Теннеси устраиваться на работу в местную газету «Утренняя Заря». Но он даже не представляет, что готовит ему первый, он же и последний день работы в этом издании.
  10. Трумен Капоте «Хладнокровное убийство» — роман, основанный на реальных событиях. Главные герои, Перри Смит и Ричард «Дик» Хикок убивают семью из 4-х человек (включая детей). Но остаться безнаказанными у них не получается, и их сажают на 5 лет в колонию для смертников, а затем вешают. Автор расследует мотивы совершения массового убийства, которое взбудоражило всю страну. В книге есть эксклюзивные фрагменты интервью преступников и описание последних мгновений их жизни.
  11. Джон Бирмингем «Ось времени» — альтернативная трилогия, состоящая из трех частей – «Предпочтительное оружие», «Определенные цели» и «Последний удар». Каждый из романов носит военных характер и описывает события флота США в 2021 году, но автор то и дело обращается к Второй Мировой войне, раскрывая детали военных операций западного фронта.
  12. Лестер Бэнгс — разгромный отзыв на альбом «Kick Out the Jams» панк-группы «MC5». Именно в этой статье впервые используются термины «хэви-метал» и «панк».
  13. Джордж Плимптон «Бумажный лев» — для того, чтобы написать эту книгу про футболистов из команды «Детройтские львы», автор строит из себя квотербека (игрок в позиции нападения). Вопреки интересному написанию, работа и мастерство Плимптона не были оценены по достоинству.

Гонзо-журналистика в России

Что касается нашей страны, то здесь этот термин известен уже сорок лет. Да, его используют многие СМИ, но чаще всего в этом стиле написаны всего несколько рубрик. Примерами могут служить ресурсы «Lenta.ru» и «Газета.ru», журналы «Русский репортер», «Афиша», «Rolling Stone», «Сноб» (блог в стиле гонзо ведет журналист Валерий Панюшкин) и многие другие. Но всё же большую популярность гонзо занимает в блогах, так как именно там каждый желающий может без особого труда по-своему преподнести информацию, высказать свою точку зрения без стеснения и боязни бана от Роскомнадзора. Наиболее известным в этой сфере является Даниил Шеповалов или «Величайший Гуманист Всех Времен и Народов».

Своеобразие и новаторство

Прочитав хоть одну из книг, написанных в этом стиле, понять его новаторство не составит труда. Своеобразие гонзо-журналистики заключается в том, что автор является центром всего события в своем репортаже. Именно на его реакциях, чувствах, мыслях и эмоциях строится весь текст. В таком материале есть только один взгляд на ситуацию, и это взгляд самого журналиста. Также большую роль играет и эмоциональность, ведь любой текст в стиле гонзо просто кишит восклицательными знаками. Отсутствие определенного плана, нестабильность, смешение разных стилей – все это тоже можно отнести к своеобразию данного стиля.

Гонзо-журналистика — это, пожалуй, единственное направление, где журналисты и писатели старались прожить жизнь своих героев ради эксклюзивности и полноты материала. Например, уже много раз упоминавшийся Хантер С. Томпсон. Для написания своего произведения «Ангелы Ада» он два года жил вместе с байкерами – смотрел на их порядки и традиции, дружбу и ненависть. Автор изобразил их правдиво, но без лишнего ужаса, о котором говорила американская пресса. Такое поведение понравилось байкерам, поэтому они стали считать писателя своим другом, хоть и агрессивно отреагировали на его публикацию. Такому же примеру последовал и Джордж Плимптон. Для того, чтобы правдиво написать про футболистов из команды «Детройтские львы», автор сам стал их игроком.

Что касается новаторства гонзо, то здесь стоит отметить, что журналисты стали отходить от шаблона стандартного репортажа, где необходимо лишь осветить то или иное событие. Теперь они могут смело высказывать своё мнение, давать оценку и представлять ситуацию с той стороны, которая им выгодна. Не стоит забывать и о том, что благодаря появлению гонзо-журналистики изменился и сам язык написанного текста. Высказывания стали более смелыми и дерзкими. Правда, порой за это наказывают по закону, поэтому нужно быть все же очень осторожным, чтобы суметь балансировать между художественной необходимостью и нарушением законов.

Особенности и проблемы стиля

Как уже было отмечено выше, гонзо-журналистика имеет массовую популярность лишь в интернете. Виной тому своеобразная цензура, принятая большинством европейских стран в виде международных договоров, где оговаривается не только гарантия соблюдения прав, но и необходимость принятия на себя обязанностей. В частности, государства-участники обязаны заботиться о нравственности граждан, способствовать повышению уровня культуры и образования. Мат в СМИ в эти требования никак не вписывается.

Однако гонзо-тексты пестрят ненормативной лексикой (например, Хантер С. Томпсон «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты»), они затрагивают «острые» проблемы (Трумен Капоте «Хладнокровное убийство, Хантер С. Томпсон «Поколение свиней», Терри Сазерн «Чудо-христианин»). Может ли себе позволить такое государственное печатное издание или программа на ТВ? Конечно же нет, а вот «частники» иногда могут воспользоваться этим. Например, канал «2х2», который чаще всего пестрит гонзо-стилем.

Основная проблема такого направления в журналистике – игнорирование уже принятых стандартов. Материалы в этом стиле отличаются своей правдивостью, открытостью, провокационностью. Авторы не боятся высказывать свою точку зрения. Они открыто говорят о проблемах, причем иногда используя ненормативную лексику. Очень часто гонзо-журналисты ходят «по лезвию ножа», так как в любой момент могут быть наказаны по закону или изгнаны из страны. Поэтому представителей данного стиля в мире немного.

Как написать такую статью?

Так что же нужно для того, чтобы написать статью в направлении гонзо?

  1. Во-первых, необходимо найти такое событие, которое бы затрагивало какую-то социальную/ культурную/поведенческую проблему.
  2. Во-вторых, необходимо быть в самом эпицентре этого происшествия, чтобы ощутить все на себе, побывать настоящим репортёром или же стать частью своего же эксперимента.
  3. В-третьих, повествование должно идти от вас, то есть от первого лица.
  4. В-четвертых, при написании статьи важно дать свою оценку событию и выразить своё мнение, причем, сделать это интересно и на языке тех, кому эта проблема или тема ближе всего. При желании, можно использовать юмор, сарказм, различные цитаты.
  5. В-пятых, раскрепостись! Гонзо не может существовать без сленга, жаргона, неологизмов, просторечий. Лишь путь проб и ошибок на языковом поле поможет стать настоящим профессионалом в этом стиле.

Надеемся, что эта статья помогла вам понять, что же такое гонзо-журналистика, и как написать материал в таком стиле!

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

НОСКОВ А. С., ИГОШИНА О. А.

МЕСТО ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Аннотация. В статье повествуется о гонзо-журналистике, её основоположнике Хантере Томпсоне и о влиянии его наследия на современные СМИ.

Ключевые слова: Гонзо, репортаж, Хантер Томпсон.

NOSKOV A. S., IGOSHINA O. A.

GONZO-JOURNALISM IN MODERN MEDIA

Abstract. The article analyzes the phenomenon of gonzo journalism. Particularly, the authors study the works of its founder Hunter S. Thompson and their influence on modern mass media.

Keywords: Gonzo, reportage, Hunter S. Thompson.

Журналистика США непрерывно притягивает внимание исследователей как отечественных, так и зарубежных. Изучению истории СМИ Америки посвящено большое количество научных трудов. Как пишет известный исследователь С. А. Михайлов: «Средства массовой информации и коммуникации Соединенных Штатов Америки за всю историю своего существования прошли большой и сложный путь, превратившись в мощную, оснащенную по последнему слову науки и техники индустрию» . Действительно, США на сегодняшний день являются самой развитой в информационном отношении державой, что позволяет им деятельно влиять не только на мнение и взгляды собственного населения, но и на события, происходящие далеко за рубежом.

Американская журналистика всегда была одной из ведущих в мире. На методах и жанрах американской журналистики учились многие газеты и журналы различных стран мира. Также стоит упомянуть о том, что именно американская журналистика породила множество новых жанров в журналистике, такие как: «движение макрейкеров», радиовыступления Рузвельта «У камелька». После Второй мировой войны, образования различных протестных движений возникает такое специфическое направление в журналистике, как «новая журналистика» (само понятие «новый журнализм» появилось в 60-х годах и означало вид журналистики, более приближенный к прозе), внутри которой появился жанр гонзо-журналистики. Именно данный жанр, а также биографию и творческие методы создателя жанра Хантера С. Томпсона мы и рассматриваем в данной статье.

Знаменитый журналист, писатель, летописец «американской мечты» Хантер Стоктон Томпсон является создателем жанра гонзо-журналистики. Всем своим образом

жизни он давал понять, что не намерен подстраиваться под обычных обывателей, истеблишмент, как он любил их называть. Своим видом, поведением, словами он провоцировал людей, внушая им страх, и не боялся показаться в их глазах сумасшедшим. Он вообще мало чего боялся: Томпсон видел настоящие лица политиков, полицейских, журналистов и прочих представителей власти. Он ненавидел журналистику, считал, что она мешает ему стать настоящим писателем, но был вынужден работать в ней, чтобы заработать. Однако все его книги - это одни большие репортажи, наполненные автобиографией. Хантер Томпсон является, пожалуй, единственным ярким представителем данного течения, однако влияние гонзо-журналистики на последующее развитие всей журналистики в целом неоспоримо. Следы «гонзо» можно, например, заметить в лучших проявлениях музыкальной и спортивной журналистике, а также в Интернет-блогах, дневниковых записях.

Гонзо - это особый вид журналистики, а точнее репортажа, где в противовес объективному взгляду на событие ставится субъективный взгляд. В таком репортаже главную роль играют эмоции и переживания автора от происходящего и окружающей атмосферы. Если в общепринятом понятии «репортаж» подразумевается как освещение фактической стороны события с позиции участника, то в гонзо само событие отходит на второй план и полностью раскрывается то, что происходит вокруг репортёра: обстановка, люди и их поведение. Этот стиль по существу самый правдивый, в нём нет регламентированных норм, и манера изъяснения полностью зависит от характера автора. Но, как правило, главной лингвистической и стилистической особенностью текста является крайняя эмоциональность. Это проявляется в использовании ярко окрашенных выражений, использовании цитат, сарказма, юмора, преувеличений и даже ненормативной лексики, острый и нестандартный взгляд на вещи, попытка докопаться до сути вещей, которая может показаться парадоксальной, ненормальной, даже шокирующей. Также в таком репортаже совсем необязательна структура, в нём, зачастую, отсутствуют чёткие сюжетные разграничения.

Самая первая статья в стиле гонзо была опубликована в 1970 году в американском журнале «Scanlan"s Monthly» и представляла собой бессвязные наброски, которые были перепечатаны с присланных в редакцию блокнотных листков. Репортёром являлся американский писатель и журналист Хантер Стоктон Томпсон, отправившийся за репортажем в Кентукки на лошадиное дерби вместе с британским художником Ральфом Стедманом, но из-за алкоголя, наркотиков и отсутствия мест для прессы они не смогли напечатать статью. «Полный хаос, нельзя увидеть ни забег, ни даже трэк... всем наплевать. Люди стоят в длинных очередях у наружных окошек для ставок, затем встают сзади,

чтобы увидеть выигрышные номера на большом табло, словно это гигантское лото» . Статья была названа соответствующе: «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Позже друг и коллега Хантера Томпсона, редактор журнала «The Boston Globe», Билл Кардозо в своей рецензии на статью охарактеризовал ее: «Это чистый гонзо-журнализм». В дальнейшем он объяснил, что взял слово из ирландского сленга. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости». Также в устной биографии Томпсона говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни Нью-орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера. А в американском сленге слово Gonzo означает - сумасшедший, спятивший, чокнутый, рехнувшийся. В дальнейшем Хантер Томпсон продолжил работать в этом жанре, и из-под его пера вышли такие интересные художественно-публицистические репортажи, как: «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в Сердце Американской Мечты» (экранизирован в 1998 году), «Ромовый дневник» (экранизирован в 2011 году), «Страх и отвращение в ходе 72 избирательной кампании», «Большая охота на акул» (последние два экранизированы в 1980 году под названием «Там, где бродит бизон» и его описание жизни изнутри крупнейшего и нашумевшего в своё время клуба мотоциклистов «Ангелы Ада»: «... подобно Чингиз-Хану на железной лошади, они восседают на своих монстрах-конях с огнедышащим анусом, отрывая с мясом крышки пивных банок и успевая пощупать за ляжку твою дочь, не рассчитывая на хороший прием, не моля о пощаде и не щадя никого; показывая цивилам своего рода класс, давая им слегка дернуть от запаха тех приколов, о которых они, цивилы, никогда не узнают.» .

Хантер Томпсон даже придумал символ гонзо-журналистики (см. рис. 1). Это шестипалый кулак с зажатым большими пальцами цветком пейота. Кулак переходит в меч, гардой (перекрестьем) которого является слово «GONZO». Сжатый кулак - символ и жест единства, свободы, самовластия, сопротивления, справедливости, неприятия политической действительности и готовности отстаивать свои права и твёрдо защищать свою позицию. Пейот (пейотль) - это название маленького коричневого кактуса, из которого получают галлюциногенное вещество мескалин, которым увлекался основатель гонзо-журналистики. Рис. 1.Символ гонзо- журналистики.

Он символизирует мышление без границ. Два больших пальца указывают на аномалию, ненормальность. А меч показывает силу и власть журналистского слова. Гонзо-журналистику ассоциируют с американской культурой, но это явление не прошло незамеченным и в других странах .

Россия не стала исключением, так как этому явлению больше сорока лет, в нашей стране оно появилось только в начале XXI века, благодаря развитию сети Интернет. Вопрос принадлежности сетевых дневников к средствам массовой информации - не новый, но по-прежнему острый и актуальный. Новейшие технологии электронных коммуникаций за какие-нибудь несколько месяцев могут внести смятение в отлаженную систему работы древнейшей профессии. Массовый Интернет меняется слишком быстро, поэтому традиционные СМИ не всегда успевают адаптироваться и принять как данность новые формы и вариации журналистики, трансформированные потребностями электронной аудитории и уникальным каналом передачи информации - сетью Интернет. Сегодня многие нетрадиционные и новаторские течения в российской журналистике могут функционировать только в сети. Некоторые игнорируются, остаются незамеченными. Современные публицистические течения в сети можно рассматривать только вместе, как единый электронный процесс. Поэтому консервативные теоретики, пытающиеся вписать блоги в контекст печатных СМИ и не учитывающие особенностей несколько иной природы этого информационного явления, не всегда оправданно описывают тенденции.

В основном статьи в жанре гонзо проявляются в блогсфере и других социальных сервисах, так как Интернет-ресурсы меньше всего подвергаются цензуре, и это позволяет каждому писать так, как он хочет и то, что он хочет. Собственно, такая свобода и дала развитие гонзо в России и других странах. Но такой интерес к этому жанру проявился не только в связи с отсутствием ограничений в плане цензуры. Первопричиной является та сухая, однотипная подача информации в современной прессе, в которой от выпуска к выпуску меняются лишь имена и цифры. Простота подачи информации в гонзо и её экспрессивная насыщенность воспринимаются лучше и позволяют, на наш взгляд, глубже и подробнее ощутить и проанализировать событие. Также гонзо предоставляет аудитории свободный и независимый взгляд на происходящее в виде авторского мнения. За сорок с лишним лет такая форма предоставления информации проникла во все типы СМИ: прессу, телевидение, кино, радио, Интернет. Снимки на запретные темы, намеренное нарушение пропорций и других параметров приводят к дополнительному эффекту. Характерным приемом является включение в репортаж тех кадров, которые обычно вырезаются.

Гонзо-журналист может быть одновременно и корреспондентом, и оператором, комментируя происходящее за кадром. Такие сюжеты не попадают на телевидение, но в Интернете пользуются большой популярностью. Например, приведем подборку некоторых Интернет-ресурсов, связанных с явлением гонзо: онлайн-газета «Lenta.ru» (рубрика «Офтопик»), онлайн-газета «Газетами» (рубрика «Портфель»), Gonzo National

Press-Club, Доктор Гонзо^ Journal (LiveJournal), Данила Блюз (Livejournal), Портал о рок-музыке и кино Rock-Review.Ru, онлайн-журнал YE!NOT.

В связи с несгибаемой системой СМИ в России, в частности, всех государственных изданий, стиль гонзо проявился наименьшим образом. Но некоторые журналы и частные газеты используют отдельные приёмы гонзо не совсем осознанно. К примеру, журнал «Русский репортёр» или тот же самый «Rolling Stone», аналог американского одноимённого журнала, стоявшего у истоков гонзо-журналистики, и публиковавшего статьи основоположника и «короля» гонзо Хантера Томпсона, имеет рубрику «Общество потребления», при написании которой корреспондент выпивает с известной личностью и таким образом узнаёт более «интимные» стороны собеседника. В традиционной журналистике это зачастую не практикуется, но вот для гонзо такой подход в самый раз. А в телевизионных СМИ наиболее показательными являются программы творческого объединения Реутов-ТВ на телеканале «2х2». И если гонзо частично проникло во многие структуры масс-медиа, мировое сообщество СМИ и широкие круги публики не воспринимают всерьез подобный вид подачи информации и репортажи. Этот стиль не преподают ни в одном университете или другой школе. Но, несмотря на это, многие последователи стиля гонзо пытаются бороться за это право на полном серьезе. Ярким примером является украинское товарищество гонзо-журналистов или доказательством может служить Образовательный форум «3D Журналистика», который прошёл в Санкт -Петербурге 28-29 апреля 2012 года. Одной из тем, вынесенных на обсуждение, как раз является проблема гонзо-журналистики.

Из всего вышесказанного можно судить о том, что гонзо-журналистика - не молодое, но совсем неразвитое явление, проявляющееся не столько в системе традиционных СМИ, сколько в эклектичных Интернет-ресурсах. И благодаря своей оценочной насыщенности и простоте восприятия, задача гонзо-журналиста не заключена в том, чтобы дать объективную картину или понравиться всем без исключения, его основная цель - удивить читателя и бросить вызов обществу. Этот жанр входит в «новую журналистику», связанную с небезывестными авторами, такими как Том Вульф, Норманн Мейлер, Лестер Бэнгс, Терри Саутерн, Джон Бирмингем. Но «новая журналистика» склоняется к эстетике романов и эссэ, а гонзо-журналистика - нечто иное, более наглое, бесцеремонное и беспощадное в плане социального разоблачения. Но сколько бы ни было подражателей, Хантер Томпсон, безусловно, был и остаётся «королём» жанра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 320 а

2. Соколов-Митрич Д. Русское гонзо [Электронный ресурс] // РИА-новости. - Режим доступа: http://ria.ru/authors/20090728/178891630.html.

3. Томпсон Х. С. Ангелы Ада. - М.: АСТ, 2011. - 416 с.

4. Дерби в Кентукки упадочно и порочно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/TOMPSON/derbi.txt. - Загл. с экрана.

5. http://azat-sattarov.livejournal.com/

Кардозо утверждал, что этим словом в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Согласно другой версии, термин «гонзо» может происходить от испанского gonzagas , что означает «я тебя одурачил», «нелепости»

Я сейчас просто болею этой темой, неделю ищу всякую разную инфу на бескрайних просторах.

когда-то давным-давно, еще в прошлом веке, я мечтала стать журналистам, видела во сне себя с блокнотом и карандашом в окопах, но родители вовремя дали по рукам воспротивились...

у нас дома нет дивиди, нет компа (я все еще надеюсь, что это временно), всю информацию мы получаем из т.н. зомбоящика. диапазон интересов - 6 телеканалов - три новостных и три спортивных. но ведь хочется и чего-нибудь "художественного". с этой целью раз в неделю мой Драгоценный изучает программу передач. и вот...

О, а ты же знаешь, кто такой ХантерТомпсон ?

Нннууу, - неуверено - писатель?

Да! а еще журналист! ну мы же что-то читали! неужели не помнишь?

да, вспомнили. только мы так и не прочитали, а всего лишь хотели купить его книгу "Страх и отвращение в Лас-Вегасе" ... а купили в итоге другую.

а в эту субботу по тому же зомбоящику будут показывать фильм "Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона"

так начались мои поиски.

одним словом, Гонзо - это свобода! свобода слова, свобода мысли.

и я, признаюсь честно, жутко завидую этой свободе. от морали, общепринятых норм и правил. смелость поступать так, как хочешь. это скорее образ жизни, ставший профессией. человек зарабатывает тем, чем живет.

а в жж есть и сообщество гонзо , но размещают там... хммм... котят и эротическое фото. мда...

в общем, господа (нормальные которые господа, а не те, что менты) бросаю я работу, ухожу нахрен в Гонзо раз уж хиппи мне не быть!

  • Музыка: STAR SYSTEM - ring my bell