Грам.стил. Чем крепить рубероид к деревянной крыше: рассмотрим способы, как и чем лучше крепить рубероид при обустройстве крыши Основные технические характеристики материала

Рубероид с давних пор широко используется не только как гидроизоляционный слой в общей конструкции крыши, но и в качестве основного кровельного материала. Особенно актуально его применение для кровли в тех случаях, когда необходимость создания или ремонта крыши стоит очень остро, а владелец дома стеснен в средствах. Вполне подойдет он и для незаметных постороннему глазу хозяйственных построек. В любом случае, если приходится прибегать к использованию подобного материала именно в качестве основной кровли, то возникает вопрос – а чем крепить рубероид к деревянной крыше и другим основам.

Чаще всего этим кровельным покрытием накрывают , беседки, а также подсобные постройки. Но, справедливости ради, необходимо отметить, что качественный рубероид имеет не меньший эксплуатационный ресурс, чем некоторые современные кровельные материалы. Однако то, насколько долго он будет способен надежно защищать строение от внешних атмосферных воздействий, будет зависеть не только от правильного выбора покрытия, но и от соблюдения технологии его укладки на определенную основу.

К процессу выбора этого кровельного материала нужно подойти с максимальной ответственностью, так как в продаже представлено немало его разновидностей, и важно выбрать именно тот вариант, который идеально подойдет для настила на деревянную основу крыши.

Рубероид может быть изготовлен на основе кровельного картона или стеклоткани, которые пропитываются тугоплавким битумом с обеих сторон. Многие виды такого рулонного материала могут иметь с внешней стороны защитное покрытие в виде средне- или мелкофракционной абразивной крошки.

Рубероид разных типов имеет свою маркировку и собственные эксплуатационные характеристики, в зависимости от которых он может быть применен в той или иной области строительства, а также в разных качествах, то есть в роли основной кровли или только для создания дополнительного для нее.

Основные разновидности материалов, скрывающихся под термином «рубероид»

Рассмотрим несколько различных материалов, которые принято называть общим понятием «рубероид»:

  • Толь – это рулонный материал, который применялся с давних пор и пользовался широкой популярностью, но лишь в силу того, что большого разнообразия гидроизоляционных и кровельных покрытий в строительных магазинах попросту не было. Интересно, что само название, видимо, с определённой долей иронии, позаимствовано из французского языка: слово «tôle» означает листовое кровельное железо.

Толь производится на основе кровельного картона, который пропитывается дегтевыми сланцевыми или каменноугольными продуктами, и применяется в качестве гидроизоляционного и кровельного покрытия. Однако, толь по сравнению с другими рулонными материалами, которые относят к наименованию «рубероид», обладает значительно более низкими эксплуатационными характеристиками и долговечностью, и применяется чаще всего при обустройстве временных построек, не рассчитанных на длительный срок применения. В настоящее время производители практически полностью отказались от изготовления этого материала по причине его непрактичности – ему на замену пришли более современные и долговечные аналоги.

  • «Стекломаст» изготавливается на основе стекловолоконной ткани высокой прочности или полиэфирного полотна, которые с двух сторон пропитываются битумно-полимерными составами. Внешняя сторона этого кровельного покрытия может иметь защитный слой, состоящий из крупнозернистой минеральной посыпки. Благодаря качествам этих материалов полотна этого гидроизоляционно-кровельного покрытия обладают высокой гибкостью, которая не теряется даже при низких температурах.

Срок эксплуатации этого рулонного материала, заявленный производителем, обычно составляет около 15 лет.

Цены на рубероид

рубероид

  • «Рубемаст» – это модифицированный вариант традиционного рубероида, отличающийся современной технологией производства и улучшенными характеристиками. Основой для этого материала служит кровельный картон, который пропитывается специальным битумом, смешанным с минеральными добавками.

Для посыпки внешней стороны полотен применяется гранитная крошка или кварцевый песок. Благодаря инновациям производства, плотность «Рубемаста» превышает этот показатель у обычного рубероида почти в 5 раз.

  • «Еврорубероид» изготавливается на основе стеклоткани, которая пропитывается смесью, состоящей из битума и синтетического каучука. Каучуковые составляющие значительно повышают гидроизоляционные качества материала и делают его более эластичным. Поэтому «Еврорубероид» хорошо противостоит низким зимним температурам, а его долговечность в условиях постоянной эксплуатации составляет 20÷30 лет.

Верхняя минеральная посыпка материала служит не только для защиты нижних слоев от механических воздействий, но и выполняет декоративные функции, так как для нее может быть использована каменная или песчаная крошка различных расцветок.

Не следует полагать, что название «Еврорубероид» означает именно импортное производство материала. Это, скорее, «собирательный образ», больше говорящий о высоком качестве такого кровельного покрытия. А производиться он может и у нас: яркое тому подтверждение – широчайший ассортимент высококачественных рулонных материалов компании «Технониколь».

  • Еще один вариант рубероида - это жидкая его разновидность, которая представляет собой полимерно-битумную композицию (ПБК) и служит в основном для гидроизоляции крыш. Используется для нанесения на бетонные, деревянные и металлические поверхности, а также на старые битумные покрытия при их ремонте.

К преимуществам «жидкого рубероида» можно отнести то, что после высыхания он образует бесшовное монолитное покрытие, которое надежно защитит крышу от протекания.

Смесь имеет высокую адгезию с любыми поверхностями и наносится в два - три слоя, с промежутками по времени в один - два часа. Полное высыхание покрытия наступает через сутки.

К достоинствам всех видов рубероида можно отнести универсальность материала, так как он подходит для покрытия крыш, установленных под разными уклонами, и имеющими различные конструкции. Укладку рубероида несложно произвести самостоятельно, так как он не особо тяжелый и отличается хорошей эластичностью. При ремонте крыши с рубероидной кровлей не придется демонтировать все покрытие – достаточно будет удалить только поврежденный участок, а затем настелить новое полотно.

Минеральные посыпки рубероида

Несколько слов нужно отдельно сказать и о наружном верхнем покрытии материала, чтобы дать общее представление о том, что он из себя представляет. Как известно, кроме гладкой поверхности, кровельные полотна могут иметь четыре вида защитных покрытий из минеральных материалов — это крупнозернистое, мелкозернистое, чешуйчатое и пылевидное.

  • Крупнозернистое покрытие изготавливается из минеральной каменной крошки, и чаще всего для этой цели используется гранит. Рубероид, имеющий такое посыпку сверху, считается универсальным, так как подходит как для кровельного покрытия, так и для гидроизоляции крыши или других элементов здания. Но основное его предназначение, безусловно – создание качественного кровельного покрытия, не боящегося внешних механических нагрузок.

  • Внешнее покрытие полотен из мелкозернистой посыпки напоминает крупнозернистую наждачную бумагу, так как состоит чаще всего из кварцевого песка. Этот вариант материала подходит и для внешнего слоя кровли, и для настила под другое кровельное покрытие, в качестве базовой гидроизоляции.

Обширный ассортимент кровельных и гидроизоляционных рулонных материалов содержит много наименований. Одним из самых старых и наиболее известных является толь.

Это материал, который представляет собой специальный сорт картона, дважды обработанный каменноугольной или дегтевой пропиткой. Выпускается в нескольких вариациях. Различные марки и сорта имеют свое предназначение. Одни служат для обустройства кровель, другие используются для защиты строительных конструкций от проникновения влаги.

Дегтевая пропитка, содержащая в своем составе значительное количество карболовой кислоты, способствует предотвращению гнилостных процессов. Не допускает размножения бактерий и развития сырости.

Основные технические характеристики материала

При покупке кровельного материала данной категории следует обращать внимание на маркировку. Его качество должно соответствовать требованиям ГОСТ 10999-76 "Толь кровельный. Технические требования". Определить какие-либо специальные преимущества толи непросто. Разве что можно отметить невысокую стоимость, отсутствие дефицита на рынке, неприхотливость в работе. Застройщиков особенно привлекает дешевизна материала. Поскольку его приходится часто использовать при временных работах.

Технические характеристики толя по маркам изложены в следующей таблице:

Марка Наименование Наличие верхнего слоя Предназначение Вес 1 кв.м картона, г

Толь-кожа (без посыпки)

Кровля, пароизоляция

Толь гидроизоляционный

Гидроизоляция

Толь с посыпкой из песка

По обеим сторонам полотно имеет поверхностную пленку из пропиточного вещества, защищенную слоем кварцевого песка

Кровля для временных зданий и сооружений или первый слой для рулонной кровли из других материалов

Толь с посыпкой материалом с крупным зерном

По обеим сторонам слои тугоплавкого дегтя с крупнозернистой посыпкой

Кровля для временных зданий и сооружений или первый слой для рулонной кровли

Существуют еще марки толя с крупнозернистой посыпкой с лицевой стороны полотна - ТГ 300 и ТКК 400. Изнаночная часть у них обработана мелкозернистым или пылевидным порошком. Посыпка не должна содержать глинистые примеси.

Из недостатков материала можно отметить его слабую стойкость к огню, плохую переносимость минусовых температур. На морозе толь трещит и лопается. Долговечностью он также порадовать не может.

Как сделать кровлю

Решение покрыть крышу толью обычно принимается в качестве временной меры. Чтобы толевая кровля прослужила, как минимум, три года, необходимо правильно выполнить все этапы работы. Укладку можно производить на любое основание - деревянное, бетонное, шлакобетонное. Однако материал применим только для плоских крыш, с уклоном не более 12 градусов. Для работы необходимо выбрать теплое, сухое время года.

  1. Если покрытие выполняется повторно, то старое надо снять полностью, а основу очистить и выровнять. В случае стропильной конструкции крыши делают новую обрешетку или правят имеющуюся. При наличии основания из железобетонных плит - выполняется выравнивающая стяжка цементно-песчаным раствором.
  2. Для нижних слоев кровли используется толь-кожа ТК 350 или марка ТП 350 с мелкой посыпкой. Верхнее покрытие выполняется толью для крыши ТВК 420 с крупнозернистой лицевой поверхностью.
  3. Крепление к основанию и полотен между собой осуществляется дегтевой мастикой или специальной толевой клебемассой.
  4. Рулон толя необходимо развернуть и разрезать на куски нужной длины с тем расчетом, что монтаж будет производится вдоль ската крыши.
  5. В случае применения толя с мелкой посыпкой для первого слоя, посыпку с изнаночной стороны лучше удалить жесткой щеткой или деревянным шпателем. С лицевой стороны ее убирают только на ширину нахлеста - 8-10 см.
  6. Мастику следует разогреть и нанести на полотно. Средний расход составляет 2 кг на 1 м2 площади.
  7. Лист толя укладывают на обрешетку и плотно прижимают к ней, стараясь хорошенько разгладить. Следующий лист кладут на предыдущий с напуском в пределах 10 см.
  8. Края полотен необходимо дополнительно обработать мастикой и тщательно придавливают к обрешетке, чтобы не допустить появления пузырей.
  9. Затем поверх толя прибивают деревянные бруски квадратного или треугольного сечения размером 50*50 мм. Промежуток между брусками делают меньше ширины толевого полотна на 100 мм.
  10. Следующий пласт кровельного покрытия укладывают таким образом, чтобы края полотен ложились на бруски. К ним крепление осуществляется толевыми гвоздями.
  11. На каждом бруске получается стык двух полотен. Его дополнительно закрывают полосками толя, свернутыми пополам, и прибивают теми же гвоздями с расстоянием в 50-60 мм.
  12. На карнизах и спусках толь надо подвернуть под обрешетку и закрепить гвоздиками. Конек оформляется досками, обработанными антисептиком и антипиреном.

В случае бетонного основания толевая кровля укладывается на дегтевую мастику по принципу рубероидного покрытия. Кстати, чем отличается толь от рубероида? Основное отличие состоит в пропитке. В производстве рубероида используется битум, а толь делают при помощи дегтя. Рубероид дороже и долговечнее толя. Однако второй обладает большей стойкостью к гниению и проникновению влаги. Поэтому, что лучше приобретать, толь или рубероид решается в каждом конкретном случае зависимо от цели использования.

Применение толя в качестве гидроизоляции

Чтобы изолируемая поверхность была надежно защищена от проникновения влаги, ее следует тщательно очистить от грязи, пыли, мусора. Наплывы раствора надо сбить, раковины и другие неровности заделать раствором. Для устройства гидроизоляции, горизонтальной или оклеечной, используют различные разновидности толя. Но чаще всего отдают предпочтение толю марки ТГ 350, не имеющего посыпки.

При защите от влаги горизонтальных поверхностей, на подготовленную основу наносят слой дегтевой мастики, и по ней расстилают толь. Затем первый пласт сверху смазывают горячей мастикой и наклеивают следующий слой гидроизоляции.

Толь применяют для гидроизоляции не только горизонтальных, но также вертикальных поверхностей. Очищенные конструкции (обязательно в сухом состоянии) покрывают мастикой, на которую наклеиваются полотна толя. Нахлест одного листа на другой должен быть порядка 100-150 мм. Оклеечную изоляцию необходимо плотно соединять с горизонтальной и верхнюю поверхность хорошенько промазать мастикой, чтобы у влаги из грунта не было ни малейшей возможности проникнуть к изолируемым конструкциям.

«В верхней и нижней панелях (панели?) шкафа предусмотрены места для установки кабельных вводов». Как верно писать слово «панели» в данном контексте? Во множественном или единственном числе? Или оба варианта возможны? Панелей у шкафа всего две – вверху и внизу, это крыша и пол имеются в виду. То есть одна верхняя и одна нижняя панель в шкафу. Надо говорить о них во множественном или в единственном числе? Спасибо!

В данном случае следует использовать множественное число: В верхней и нижней панелях шкафа предусмотрены места...

Вопрос № 296865

Здравствуйте, уважаемая Грамота". Верно ли сказать: очистка кровель от сугробов. (Смущает, что на крыше сугробы).

Ответ справочной службы русского языка

Сугробы могут быть и на крыша х, противоречия нет. Но чаще говорят: очистка кровель от снега.

Вопрос № 292985

Помогите, пожалуйста с пунктуацией в этом предложении: "При строительстве дачи (-/,) на всех стадиях (фундамент, стены, полы, крыша , потолок) (-/,) не забывайте об утепляющем материале". И еще: вместо скобок возможна постановка двоеточия перед словом "фундамент"? Заранее очень благодарна!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: При строительстве дачи на всех стадиях (фундамент, стены, полы, крыша , потолок) не забывайте об утепляющем материале.

Можно написать и с двоеточием: При строительстве дачи на всех стадиях: фундамент, стены, полы, крыша , потолок – не забывайте об утепляющем материале.

Вопрос № 289129

Здравствуйте! Есть ли такое слово "сдвижная", например, сдвижная дверь? Суть в том, что эта дверь отодвигается от себя между двумя крыша ми.

Ответ справочной службы русского языка

Дверь, которая может сдвигаться, называется сдвижной. Слово существует.

Вопрос № 287719

В словосочетании Не замёрзшая ещё речка - не слитно или раздельно

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: не замерзшая еще речка .

С полными формами причастий отрицание не пишется раздельно:

а) если при них имеются зависимые слова, напр.: человек, не гнушающийся никакими средствами; не ведающий, что творит; не заботящийся о пропитании; друзья, не видевшиеся много лет; не подтверждаемая фактами версия; не признанный современниками гений; не опознанный наземными службами объект; не связанный обязательствами; не обязанный подчиняться; не растроганный её слезами; давно не стиранное платье; с весны не крашенная крыша ;

б) в составе конструкций с противопоставлением или конструкций, усиливающих отрицание, напр.:

Это не законченная работа, а какие-то наброски; не знающий, а лишь догадывающийся; не воюющие, а мирно соседствующие страны; не уважаемый - любимый; отнюдь не успокоенный, нимало не смущённая, нисколько не обрадованный, никем не замеченный, никогда не унывающий, никем не любимый.

Вопрос № 286458

Здравствуйте, помогите разрешить спор с коллегами, расставив знаки препинания в следующем предложении. Действующее требование к максимальному количеству этажей «4 этажа при этом допускается размещение дополнительного мансардного этажа в скатных крыша х при соблюдении максимальной высоты зданий строений сооружений в соответствии с Правилами землепользования и застройки» заменено новым "4 этажа включая мансардный». Все знаки препинания убраны специально, в кавычках - выдержка из закона.

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительная пунктуация: Действующее требование к максимальному количеству этажей: «Четыре этажа, при этом допускается размещение дополнительного мансардного этажа в скатных крыша х при соблюдении максимальной высоты зданий, строений, сооружений в соответствии с Правилами землепользования и застройки» - заменено новым: «Четыре этажа, включая мансардный».

Если Вы приводите точные цитаты из законов, знаки препинания в этих цитатах лучше расставлять так же, как в оригинале .

Вопрос № 284401

Тибет - "Крыша мира". Нужны ли кавычки?

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать в кавычках с маленькой буквы: Тибет - "крыша мира".

Вопрос № 281276
Добрый день.

У дочери в диктанте нашла "крыша начинает дымится" без мягкого знака в глаголе. Не дымитЬся разве? Учительница говорит - крыша что делает? - начинает дымится, значит, без мягкого.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: крыша (что делает?) дымится, но: крыша начинает (что делать?) дымиться.

Вопрос № 265663
"Заруфить" (от слова roof - крыша ) - это залезть на крышу. Так что где нет крыши, то и нельзя заруфить. Т.е. шпиль, дерево или звезду нельзя заруфить или можно?

Ответ справочной службы русского языка

Исходя из этимологии этого жаргонного слова, заруфить действительно означает "залезть на крышу". Но слова, употребляясь в языке, могут менять свое значение (оно может расширяться или сужаться), у слов может развиваться переносное значение. У слова заруфить вполне может развиться (а может, уже и развивается) переносное значение: "залезть на крышу" – "залезть на какую-либо поверхность высокого сооружения" – "залезть, взобраться на какой-либо высокий предмет, сооружение". В этом смысле вполне можно (будет) заруфить и шпиль, и дерево (т. е. даже то, где нет крыши). Ср. историю слова ксерокс: изначально так назывался только копировальный аппарат фирмы Xerox, а потом, невзирая на этимологию слова, так стали называть любой копировальный аппарат, даже не имеющий к этой фирме никакого отношения.

Вопрос № 264425
Надо ли заключать в кавычки слово "крыша ", используемое в криминальном смысле.
Такое-то отделение милиции - это "крыша " такой-то перступной группировки.
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Кавычки уместны.

Вопрос № 248776
Как правильно сказать? Крыша покрыта толью или крыша покрыта толем. Если можно, то объяснить почему так и не иначе.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: толем (толь - существительное, относящееся ко 2-му склонению по школьной программе).

Вопрос № 243703
пожалуйста,подскажите,как правильно писать:двускатная крыша или двухскатная крыша и трехэтажное здание

Ответ справочной службы русского языка

Варианты двускатный и двухскатный равноправны.

Трехэтажное здание – правильно.

Вопрос № 241944
Можно так писать: "Ремонт поверхности крыши" или все же "Ремонт крыши"? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вариант ремонт поверхности крыши возможен, если требуется подчеркнуть, что ремонтируется не вся крыша (стропила, фермы и т. п.), а только поверхностное покрытие. В этом смысле также можно сказать: ремонт кровли .

В остальных случаях уместно: ремонт крыши .

Вопрос № 240569
Существует ли слово "ледокрышители"? Имеется в виду оборудование.

Ответ справочной службы русского языка

Крышители - от слова крыша ? Думаем, что такое слово не употребляется.

Вопрос № 228821
Ещё немного (?) и крыша упадёт. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше поставить тире: _Ещё немного - и крыша упадёт_.

ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Употребление форм имен существительных

Упражнение 1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением грамматического рода имен существительных.

    После обеда мы обычно пили (черный – черное ) кофе .

    Покупатель попросил дать ему (правый туфель – правую туфлю) .

    (Читальный зал – читальная зала ) библиотеки всегда (переполнен – переполнена ) студентами .

    В (табеле – табели ) отмечается выполненная членами бригады работа .

    Крыша сарая была покрыта (толем – толью ) .

    В магазине продается (яблочная повидла – яблочное повидло ) .

    Лесовоз проезжал по (широкому просеку – широкой просеке ) .

    Лицо женщины было покрыто (траурным вуалем – траурной вуалью ) .

    Стрелочник вовремя заметил, что в ремонте нуждается (правый рельс – правая рельса) .

    Кому приятно, чтобы ему наступили на (любимый – любимую мозоль) ?

Упражнение 2. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением формы падежа имен существительных.

    Роль Раневской в («Вишневом саду» - «Вишневом саде» ) А.П.Чехова в свое время исполняла артистка Книппер-Чехова .

    Мичурин творчески переработал многое из того, что было создано (Дарвином – Дарвиным ) .

    В магазине «Одежда» был большой выбор чулок и (носок – носков ) .

    Лучше всего астрономы наблюдают (Марс – Марса ) во время его противостояния, когда он находится на самом близком расстоянии от Земли .

    Новый фруктовый сад раскинулся на территории свыше ста (гектар – гектаров ) .

    В реконструированном (цехе – цеху ) завода было новейшее оборудование .

    Работа должна быть закончена к первому (августу – августа ) .

    В продажу поступила первая партия ранних (помидоров – помидор ) .

    По завещанию наследство было разделено на несколько равных (долей – доль ) .

    Чтобы разделить дробь на дробь, нужно (числитель – числителя ) первой дроби умножить на (знаменатель – знаменателя ) второй, а (знаменатель – знаменателя ) первой - на (числитель – числителя ) второй .

Упражнение 3. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм числа имен существительных.

    Интересы людей, принадлежащих к (различным социальным средам – различной социальной среде ), во многом совпадают .

    В (речи – речах ) студентов наблюдаются отклонения от литературной нормы .

    Партизаны нередко попадали в (окружение – окружения ), но благодаря находчивости и присутствию духа вырывались из кольца неприятельских войск .

    Почти все (цеха – цехи ) завода полностью восстановлены .

    Нужно воспитывать у граждан (правильное отношение – правильные отношения ) к происходящему в мире .

    Лучшие учителя школ страны регулярно проводят обмен (опытом – опытами ) профессиональной деятельности .

    В современном сельском хозяйстве используются (трактора – тракторы ), созданные по новейшим технологиям .

    Родина высоко ценит подвиги своих (сыновей – сынов ) и дочерей .

    Чтобы баян красиво звучал, нужно широко раздвигать (меха – мехи ) этого музыкального инструмента .

    Опытные (шоферы – шофера ) уверенно ведут машины по горным дорогам, почти не сбавляя скорости на поворотах .

П. Употребление форм имен прилагательных

Упражнение 4. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в

соответствии с нормативным употреблением форм имен прилагательных.

1. Ученик был (способен – способный ) к математике .

2. Молодое поколение всегда надеется на (более светлое – еще более светлое ) будущее .

3. Подобный ответ (бессмыслен – бессмысленен ) .

4. У ребенка появились и (худшие – более худшие ) привычки .

5. Второй прыжок был (ловчее – ловчее), чем первый .

6. Дверь (низка – низкая ) для такой высокой комнаты .

7. Небо сегодня удивительно голубое и (полно – полное ) какой-то особенной прозрачности .

8. Партия была отложена в (лучшем – более лучшем ) положении для белых .

9. Герой рассказа – кадет. Он всегда (подтянутый – подтянут ), всегда (одет – одетый ) по форме, (культурный – культурен ) в обращении .

10. Кто (ответствен – ответственен ) за проведение мероприятия ?

Ш. Употребление форм имен числительных

Упражнение 5. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм имен числительных.

    (Трое юношей и трое девушек – три юноши и три девушки ) исполняли красивый танец .

    Школьная библиотека располагает двумя тысячами (четыреста восемьдесят – четырьмястами восьмьюдесятью ) тремя книгами .

    Первый искусственный спутник земли просуществовал как космическое тело (92 суток – 92 дня – в течение 92 суток ) .

    Место лесоразработок находится в (полутораста километров – полутораста километрах ) от железнодорожной станции .

    В этот день комиссия проэкзаменовала (двадцать два – двадцать двух ) студентов .

    До конца месяца осталось еще пять дней, а план уже выполнен на 96,5 (процента – процентов ) .

    Грузовые машины стояли у (обоих – обеих – тех и других ) ворот оптовой базы .

    До начала экзаменов осталось полтора (учебного – учебных ) месяца .

    Вся страна пышно отмечала (восемьсотлетие – восьмисотлетие ) со дня основания Москвы .

    Каждому студенту выдали по (пять – пяти ) учебных пособий .

    Вес посылки составил 8,3 (килограмма – килограммов) .

IV. Употребление местоимений

Упражнение 6. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением местоимений.

    Сережа остался сиротой; отец умер, когда (ему – мальчику ) было девять лет .

    Проводник шел впереди, а сзади (него – его ) ехала нагруженная вещами повозка .

    Группа сдала все зачеты и попросила проэкзаменовать (их – ее ) в первую очередь .

    Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула (его – стол – чемодан ) в сторону .

    Больной попросил сестру налить (себе – ему ) воды .

    Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от (ней – нее ) можно было ждать многого .

    По плану на этом участке будут построены многоэтажные дома, напротив (их – них ) будет разбит сквер .

    Если студент не начнет посещать занятия, то в отношении (его – него ) будут приняты строгие меры .

V. Употребление форм глагола

Упражнение 7. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным употреблением форм глагола.

1. Сюда (собираются дети – собирают детей ), которые бродят по улицам .

2. Надо помогать молодым духовно расти и (проявить – проявлять ) свои способности .

3. Не (порть – порти ) мебель, ставя на полированный стол горячий чайник .

4. Выступавшие в прениях (сосредотачивали – сосредоточивали ) внимание на основных положениях доклада и не касались частных вопросов .

5. Где вы (слышали – слыхали ) о последних событиях на Ближнем Востоке ?

7. Когда вы говорите, не (махайте – машите ) так сильно руками .

8. Цветок без воды (сох – сохнул ) в вазе .

9. Староста группы (уполномачивается – уполномочивается ) выступать от имени студентов .

10. По совету врача больной (полощет – полоскает ) горло раствором борной кислоты .

VI. Строй простого предложения

Упражнение 8. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях – дадут ряд концертов ) .

2. На восстановленных предприятиях (происходит рост производительности – растет производительность ) труда благодаря применению новейших технологий .

3. (Одна - одной ) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения уровня речевой культуры .

4. Сложный и оригинальный внутренний облик героини нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди – по сравнению с языком ) всех действующих лиц пьесы .

5. Ломоносов в юности был (рыбак – рыбаком ) .

6. Эта река (спокойна – спокойная ) .

7. Общественность (широко готовится – готовится широко) отметить юбилей писателя .

8. Для нашей небольшой аудитории эта доска слишком (широкая – широка) .

VII. Согласование сказуемого с подлежащим

Упражнение 9. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Ряд столов (стоял – стояли ) посередине комнаты .

2. Пять студентов (подошло – подошли ) к экзаменационному столу .

3.Двадцать две работы, проверенные преподавателем, (лежало – лежали ) на столе .

4. На съезд (прибыл – прибыли ) двадцать один делегат .

5. Тысяча солдат (бросились – бросилась – бросилось ) в атаку .

6. (Прошло – прошли ) два месяца .

7. На экскурсию (пошло – пошли ) всего десять студентов группы .

8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного рассказчика, (прошло – прошли ) незаметно .

9. Пятерка истребителей (бросилась – бросились ) на вражеские бомбардировщики .

10. Много выпускников школы (пошло – пошли ) учиться в вузы .

Упражнение 10. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    Секретарь (выдал – выдала ) [речь идет о лице женского пола] нам нужные справки .

    «Война и мир» (написана – написано – написаны ) Л.Н.Толстым .

    Недавно у нас (открыта – открыто ) кафе-столовая с самообслуживанием .

    Никто, даже самые сильные ученики, не (мог – могли ) решить эту трудную задачу .

    Правление садового кооператива, в том числе председатель и его заместитель, много (сделали – сделало ) для обустройства участков садоводов .

    Народ Франции, как и народы России, не (может – могут ) поддерживать войну на Ближнем Востоке .

    Группа студентов во главе со старостой и членами спортивной секции активно (помогали – помогала ) в организации соревнований между курсами по волейболу .

    Администрация школы, особенно директор и завуч, много (сделали – сделала ) для успешного проведения олимпиады по физике .

    Росно (подтвердил – подтвердило ) свое решение .

    В продаже (имеется – имеются ) в большом ассортименте готовое платье, обувь, трикотажные изделия .

    Брат или сестра (поможет – помогут ) мне устроиться на работу .

    Мать с детьми (уехала – уехали ) на отдых .

Упражнение 11. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство студентов, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам.

2. Ряд мер, направленных на улучшение дисциплины среди учащихся, принима…тся администрацией школы.

3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал… на экзаменах глубокие знания.

4. Установлен… три мировых рекорда.

5. Сорок два станка неумолчно гудел… и равномерно вздрагивал… .

6. Много детей больн… был… гриппом.

7. Мы вошли в кабинет декана, после того как девушка-секретарь доложил… о нашем приходе.

8. Такси стоял… у подъезда.

9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был… отложен… для них.

10.Ты и твои друзья окаж…т нам помощь и на этот раз.

VIII. Согласование определений и приложений

Упражнение 12. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.

    Три (соседние – соседних ) здания были построены недавно .

    Квартира делилась на две (неравные – неравных ) части .

    (Первые – первых ) два места поделили зарубежные спортсмены .

    Привлекает быстрое обслуживание в (новом – новой ) кафе-столовой .

    Город был открыт ветрам с северной и восточной (стороны – сторон ) .

    И первая, и вторая (половина – половины ) встречи прошли в исключительно быстром темпе .

    Ряд экспедиций провели студенты географического и исторического (факультетов – факультета ) .

    Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между левым и правым (глазом – глазами ) .

    Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях ) .

    В книге описываются последствия первого и второго крестов… (похода – походов ) .

Упражнение 13. Согласуйте определения с определяемыми словами, допишите окончания.

1.Российск… печать, радио и телевидение являются основными каналами информации в стране .

2. Загоревш… и окрепш… брат и сестра вернулись с моря .

3. Он с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери .

4. Реставрирован… музей и галерея открыты для посетителей .

5. В наследство России достались разрушен… промышленность и транспорт .

6. В последние годы отмечаются позитивные изменения в наш… технике, науке и культуре .

7. Экспонаты были размещены в больш… зале и холле .

9. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи .

Упражнение 14. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.

    Некоторое время он жил в городе Москв… .

    Упорные бои шли на реке Висл… .

    Родом он был из села Крюков….

    Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал….

    Пароход приблизился к острову Кипр… .

    Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид… .

    Альпинисты остановились у подножия горы Казбек… .

    Поезд приближался к станции Тул… .

    Астрономы изучали движение планеты Марс… .

    Много рыбачьих баркасов было в порту Находк… .

IХ. Некоторые случаи управления

Упражнение 15. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    Докладчик оперировал (непроверенными –с непроверенными ) данными .

    Преподаватель указал (о том – на то ), что в работе имеется ряд ошибок .

    Русские народники в последней трети ХIХ века рьяно отстаивали взгляд (об «особом» пути – на «особый» путь ) развития России .

    Все это говорило (за то – о том ), что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши мастера могут с честью бороться с ними .

    Ответ (на заявление – по заявлению ) был получен немедленно .

    Многие молодые режиссеры добились больших успехов (в деле создания - в создании ) интересных кинофильмов .

    Движение на дороге было прервано (благодаря – из-за ) невнимательности постового .

    Посевы проводились согласно (указаниям – указаний ) агронома .

    Закончив гастроли, артисты цирка вернулись (из – с ) Крыма .

Упражнение 16. Укажите, правильно ли выбран падеж дополнения при глаголе с отрицанием в следующих примерах .

    Некоторые студенты не выполняют домашние задания.

    Успехи наших спортсменов не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются.

    Критика справедливо указывала, что писатель не замечает в своем творчестве отрицательные влияния.

    Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка.

    Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон в работе.

    Некоторые мастера не приняли участие в розыгрыше первенства страны по шахматам.

    Мальчик не боялся свою маму, хотя она была довольно строгая.

    К сожалению, я не часто получаю писем из дому.

Упражнение 17. Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

    Мать сильно беспокоилась (за сына – о сыне ) .

    Всякий непредубежденный человек видит преимущества нанотехнологий (над – перед ) традиционными .

    Хорошая подготовка фигуристов вселяет в нас уверенность в их (победу – победе ) .

    Напрасны были попытки (тормозить – препятствовать ) развитию цифрового вещания .

    К концу года каждое предприятие должно отчитаться (о – в ) проделанной работе .

    Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением – солнечное затмение ) .

    Мальчик бросил (камень – камнем ) в воду .

    (Чем я обязан такому лестному отзыву - чему я обязан таким лестным отзывом ) о моей работе ?

    Следует своевременно обеспечить (школам необходимое количество школы необходимым количеством ) компьютеров .

    Успокойтесь, выпейте (воду – воды ) .

    В американских кинофильмах нередко показывается, как молодежь безуспешно ищет (работы – работу ) .

    (В целях дальнейшего улучшения качества обучения – чтобы улучшить обучение ) высшие учебные заведения оборудовали компьютерной техникой .

    Проверка (деканатом – деканата ) работы студентов первого курса выявила ряд недостатков .

    Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей вышивки и вязания .

Х. Предложения с однородными членами

Упражнение 18. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины .

    Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского языка, особенности онегинской строфы .

    Чувство героя должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы героини .

    Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта .

    Организована производственная практика студентов на заводах, в Сбербанке и конструкторском бюро .

    Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах .

    Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: 1) ликвидация академической задолженности; 2) поднять дисциплину в группе; 3) соблюдать порядок и чистоту в общежитии .

    Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение .

    Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники средней школы, а также учащиеся девятых классов .

    В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Великобритания, Россия и др. .

    Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана .

ХI. Причастные обороты

Упражнение 19. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    Роман вскрывает противоречия, господствующие в государстве до перестройки .

    Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений .

    Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию .

    В ближайшее время будет показана новая программа, создающаяся силами членов студенческого актива .

    Наша регулярно выпускающаяся газета сообщает интересные сведения о жизни студентов .

    Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью .

    Ученики, напишущие плохо домашнее сочинение, должны будут его переделать .

    Каждый студент, пожелавший бы участвовать в играх КВН, должен обратиться к организаторам .

    Прочитанная лекция для студентов о преимуществах нано-технологий вызвала большой интерес .

    Здесь противопоставлены: Буревестник, олицетворяющий пролетариат, стремящийся к революции и видящий в ней единственный выход, и глупый Пингвин, олицетворяющий

мещанина-обывателя, прячущийся от грома, боящийся надвигающейся,

хотя и не угрожающей ему бури – революции, беспокоящийся только о своей безопасности .

    Ученик держал в руке орфографический словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений .

    Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова .

Упражнение 20. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

    Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы .

    В крайнем доме, которым кончается деревня, горел еще свет .

    Мы проезжали по равнине, которая была выжжена солнцем и покрыта пылью .

    Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики .

    Среди книг не было ни одной, которая не заинтересовала бы меня .

    Метелица посмотрел и вдруг признал в черноголовом парнишке того самого пастушонка, которому он оставил вчера свою лошадь .

    Илья входил во двор с важным видом человека, который хорошо поработал .

ХII. Деепричастные обороты

Упражнение 21. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    В соревнованиях на первенство мира по шахматам молодой мастер Каспаров, встречаясь с гроссмейстером Карповым, одержал победу .

    Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы .

    Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента .

    От науки требуются такие советы, применив которые получалась бы польза в практической работе .

    Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно .

    Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду .

    Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко .

    Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами .

    Он ушел, выполнив домашнее задание и когда закончил свои личные дела .

    Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал .

Упражнение 22. Замените придаточные определительные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.

2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело .

3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди других гостей .

4. После того как ученики закончили проверку диктанта, преподаватель собрал тетради .

5. Старик перевозчик дремал, наклонясь над веслами .

6. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла .

7. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили люди .

8. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол.

ХIII. Сложное предложение

Упражнение 23. Укажите, правильно ли построены приводимые ниже предложения.

    Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике .

    Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя .

    Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе .

    Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу .

    Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся .

    Волчица осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома .

    Мы посетили выставку, на которую нам посоветовали сходить и посвященную творчеству Пушкина .

    На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит прохожий, которого отправили в больницу .

    В группе обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты .

    Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех .

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1.Иноязычные по происхождению несклоняемые слова, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе . Исключение : кофе (мужского рода).

2.В литературном языке употребляется форма туфля (женского рода). Форма туфель (мужского рода) присуща профессиональному употреблению.

3.В современном языке употребляется форма зал (мужского рода) в значении «помещение для многолюдных собраний или для специальных целей». Форма зала (женского рода) является устарелой и имеет значение «просторная парадная комната в частном доме для приема гостей».

4.Слово табель в современном языке относится к мужскому роду. Только в выражении «Петровская табель о рангах» сохраняется прежняя форма женского рода.

5.Слово толь мужского рода. К мужскому роду относятся также слова (приводятся те, в грамматическом роде которых наблюдаются колебания): ботинок, валенок, выхухоль, георгин, довесок, желатин, занавес, канделябр, картофель, комментарий, корректив, мирт, погон, привесок, рельс, рояль, санаторий, фильм, эполет .

6.В литературном языке употребляется слово повидло (среднего рода). К среднему роду относятся также слова (приводятся те, которые иногда употребляются в другом роде с нарушением литературной нормы): ведерко, контральто, монисто, мочало, чучело, щупальце.

7.В современном языке употребляется форма просека (женского рода). К женскому роду относятся также слова (приводятся те, которые употребляются и в мужском роде, как форме устарелой, диалектной, профессиональной и т.д.): бакенбарда, бандероль, вуаль, катаракта (болезнь глаз), коленка, конопля, манжета, мозоль, плацкарта, расценка, чинара.

8.Некоторые существительные неодушевленные мужского рода второго склонения употребляются в предложном падеже единственного числа с одним из двух окончаний: (обычно без ударения) и –у (только под ударением). Окончание –у(-ю) употребляется, если перед существительным стоит предлог в или на , причем существительное имеет обстоятельственное значение (указывает на время, место, образ действия, состояние). Ср.: в саду – о саде, на берегу – о береге, на своем веку, на ходу, в цвету . То же при указании на вещество или массу (пряники на меду, весь в снегу ), при обозначении собрания людей (в полку, в строю ). В объектном значении (дополнение) употребляются формы на –е . Ср.: деревья в вишневом саду – в «Вишневом саде» А.П.Чехова; находиться в лесу – в «Лесе» А.Н.Островского.