Как сделать форму для лепнины. Лепнина на стенах – как способ декоративной отделки. Гипсовые изделия для стен

Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф “Дерево Климта”




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Гипсовые украшения придадут индивидуальность дизайну интерьера. Кроме того, лепнина может быть использована довольно широко, в различных стилях оформления комнаты. В статье мы расскажем как сделать лепнину из гипса своими руками (в домашних условиях), дадим пошаговые инструкции по изготовлению.

Выбор фигуры

Разнообразие гипсовой лепнины сегодня не ограничивается созданием фигурок толстощеких амуров, изящных линий цветов и лепестков, комнатных карнизов. С помощью этого материала можно создать имитацию камина, «вырастить» дерево на вертикальной поверхности стены или на потолке. Фигура может быть классически белой или раскрашенной различными цветами. Выбор определяется пожеланием заказчика.

Прежде всего, требуется определиться с внешним видом будущего произведения искусства, его размерами, местоположением. Оптимальный вариант – изготовление трафарета натуральной величины или нанесение рисунка на поверхность, которую планируется украсить.

Вариантов бесконечное множество. Самое простое – звезды, цветы, снежинки, буквы. Можно украсить комнату оригинальными объемными картинами – пейзажи, натюрморты. «Резная» рама позволит добиться полной имитации.

Раствор

Для отливки крупных гипсовых изделий раствор приготовляется небольшими порциями. Густой раствор плохо льется и не заполняет полностью форму, имеющую тонкий рельеф.

Замедлить реакцию твердения может клеевой раствор – желатиновый, мездровый. Рекомендуется 25% концентрация «клеевой воды». Она должна быть использована в течение одного дня. Кроме того, применение клеевого раствора придает изделиям прочность.

Плоские изделия притирают к ровной поверхности, посыпанной тонкой гипсовой мукой и оставляют их там на сутки.

Изготовление

Изготовление лепнины из гипса может осуществляться несколькими способами.

  1. По трафаретам рисуются контуры будущей композиции. Гипсовая масса наносится на поверхность, разравнивается, затирается. Затем обрезается все лишнее. При необходимости процедура повторяется. Этот способ подходит для создания лепнины с достаточно простой конфигурацией поверхности.
  2. На место расположения лепнины наносится раствор. Затем высохший гипс обрабатывается согласно рисунку.
  3. Изделия сложных конфигураций изготавливаются при помощи форм. Они могут быть из дерева, пластика или бетона. Сначала форма обильно смазывается мыльной кашицей. Затем в нее слоями заливается гипсовый раствор. Максимальная толщина слоя – 1 см. Следующий слой заливается лишь после полного застывания предыдущего. Хорошо отвердевшее изделие аккуратно освобождается от формы.

Кроме того, можно изготовить модель полностью или ее фрагменты из пластилина. Этот материал может менять форму бесконечное количество раз. На готовое пластилиновое украшение гипсовый раствор наносится при помощи кисточки. Тщательное промазывание углублений является гарантией точности формы будущего изделия. Дальнейшие слои наносятся лопаточкой только по мере высыхания предыдущих.

Через час форма снимается с пластилиновой модели. При создании изделий крупных форм она армируется медной сеткой. С внутренней стороны готовая форма покрывается бесцветным мебельным лаком.

При заливке гипсового раствора в форму необходимо избегать появления в нем воздушных пузырьков. Легкое встряхивание обеспечит полное заполнение мелких рельефов. Сушка гипсовых изделий должна осуществляться при температуре минимум +16 0 С. После оттаивания они разрушаются. Не следует пытаться ускорить процесс высыхания с помощью вентилятора, отопительных приборов – гипс покоробится.

Недостатки устраняются ножом, затем изделие шлифуется мелкой наждачной бумагой.

Белая гипсовая поверхность может быть окрашена краской на водной основе. Перед этим она покрывается двумя слоями грунтовки. С помощью кусочков ткани, губки, синтетических материалов можно придать лепнине любую фактуру.

Подготовка поверхности

Место установки будущего изделия полностью тщательно очищается, отмывается от побелки. Насечка на тыльных и сопрягаемых поверхностях поможет прочнее удержать скрепляющий раствор.

Небольшие легкие детали можно закрепить при помощи жидкого гипса.

Крупные элементы монтируются с помощью специальных креплений. В них и в поверхности стены или потолка сверлятся отверстия, в которые при помощи дюбелей или деревянных вставок крепятся шурупы. Внутри гипсовых изделий закрепляются металлические петли. Во время монтажа они надеваются на головки шурупов. Лаковое покрытие предупредит появление ржавчины на металле крепежа.

Можно вмонтировать в стену металлические штырьки, затем они вдавливаются в отверстия лепнины, заполненные жидким раствором.

Прежде чем планировать крупные композиции лучше потренироваться, изготавливая небольшие фигурки. Также можно изготовить украшение из отдельных модулей.

Видео

Так, с использованием деревянной машинки, можно сделать простую гипсовую лепнину самостоятельно:

Фото

Если вы не знаете способов отлично отдекорировать стену, попробуйте лепнину. Это замечательный вид отделки, который зарекомендовал еще с давних времен, а точнее с 17 века, когда она вошла в интерьер и моментально приобрела наибольшую популярность. И, если в среднестатистическом доме или квартире ее встретишь крайне редко, то это не значит, что сегодня она не актуальна. Лепнина широко применяется архитекторами и дизайнерами для воплощения самых разнообразных задумок. Есть ли возможность сделать лепнину самому, своими руками? Ответ на этот вопрос вы получите в данной статье.

Где используется лепнина?

Лепнина – универсальный декоративный элемент, который применяется в искусстве отделки. Провести можно декорирование не только лишь стен, но и потолков, окон, каминов, дверных проемов, полотна и мебели. К сожалению, исключается использование для фасада здания, но для этого существуют и другие приемы, кроме лепнины. Техника подразумевает подчеркивание плавности форм, красоты изгиба и акцентировать внимание на отделке.

Важно отметить возможность применения в самых разнообразных стилях, направлениях как дизайна, так и архитектуры. Можно замаскировать дефекты, различные неровности, скрытые проблемы. Например, вы сможете скрыть коммуникации, разнообразить достаточно скучные элементы. Пользуются спросом среди разновидностей лепные бордюры и пьедесталы, реже встречаются кронштейны, можно сделать декоративный карниз, создать лепной купол на потолке. Отделывают не только камины, но и полки, книжные шкафы, барные стойки, что в который раз доказывает широкое применение лепнины.

Материалы, из которых можно сделать лепнину

Первоначально делали лепнину из мягкого камня, но постепенно пришли к выводу, что данный способ слишком дорогой. Тогда было принято решение изготавливать лепнину из:

  • дерева;
  • гипс;
  • искусственные полимеры.

Среди данных материалов больше всего выделяется гипс. Это самый часто используемый материал. Гипс способен проникнуть даже в самые мельчайшие уголки рельефа, расширяется по факту застывания. Дизайнерам проще всего работать именно с ним, то и объясняет популярность. А вот дерево, несмотря на свою высокую стоимость, отличается экологичностью.

Использование полиуретана, которые дешевле полистирола, обеспечивает долговечность, но главное назначение лепнины — внешний вид — портится очень быстро. Отличается экологичностью и гипоаллергенностью, их просто можно прогрунтовать водоэмульсионками и ламинировать.

Как сделать лепнину на стену своими руками?

Ваша задача будет состоять в подготовке материалов. Чтобы работать с готовой лепниной, которая относительно быстро застывает, нужно иметь понятие о том, что вы будете создавать. А именно речь идет о создании эскиза. Можно найти макет в интернете, вдохновиться чужими работами, распечатать эскиз, распечатать из пластилина, глины. Это как работа скульптора.

Приготовьте форму для отлива. Есть уже готовые силиконовые или пластиковые, которые можно купить, ежели вы не сильны в вопросах лепки. Или же сделать форму. Силиконовые проще отделить при этом от изделия готового.

Чтобы сделать лепнину своими руками, берется строительный гипс, клей ПВА или пластилин, цементную основу, при условии, что вам нужно создать небольшую конструкцию. Также приготовьте форму, шпатели и ножи, узкие кисточки, рулетки, карандаши, мерные стаканчики и линейки.

Для создания лепнины залейте водой гипс и хорошенько перемешайте. Какие брать пропорции будет зависеть от размера предполагаемого изделия: чем больше элемент, тем выше крутость смеси. Готовый состав будет иметь консистенцию густоватого теста. В общем, соотношение гипса к холодной воде принимается как 10 к 7. Добавляем для пластичности и большей сцепляемости клей ПВА. Если нужно сделать цветным раствор, следует прибавить в него пигмент или добавку, что сделает расцветку более яркой.

Заливать раствор в подготовленные формы и равномерно распределять, используя для этого кисточку и мелкие шпатели. Уже через четверть часа вы получите готовое изделие. Если вы придерживались инструкций, то извлечь лепнину не составит труда.

Часто добавляется в раствор проволочный каркас. Особенно справедливо это в случае, когда конструкция очень сложная. Вы имеете возможность экспериментировать с разными растворами, наработать навыки. Дополнительные элементы крепятся с использованием этого же раствора.

Когда изготовленная вами лепнина застынет, ее нужно будет отшлифовать при помощи наждачки с мелким зерном. Именно это помогает ей обрести гладкость и мягкость.

Как самому сделать монтаж на стену?

На финишной стадии появляется необходимость сделать крепление лепнины на стене. Для новичка данное может оказаться не очень легкой задачей, но все не так страшно. Для начала выбираем место на стене, в котором и будет располагаться декор. Нужно не только учитывать интерьер помещения, но и габариты помещения.

Стену следует зачистить от побелки и грязи, от пыли. Для правильной работы, определите границы и сделайте легкие пометки карандашом. Сделайте насечки на стене легкие при помощи зубила. Далее стена увлажняется, как и тыл конструкции изделия водой. Для скрепления и фиксации есть возможность использовать клей ПВА или столярный.

Приложить лепнину к стене. Сделать это немного притирая, а излишки клея следует сразу удалить кусочками сухой ткани либо же мелким шпателем. В крайнем случае, для особо габаритных деталей, применяются саморезные шурупы, шляпки которых маскируются. Если крепится карниз, углы образуют путем подрезания лепнины ножовкой под углом в 45 градусов и уже от него начиная формируется весь карниз.

Закрепленную на стене лепнину стоит очистить от грязи, пыли. Делается это аккуратно, дабы избежать повреждения. Конструкцию покрывают водорастворимой эмульсионкой для потолка. Таким образом, лепнина будет защищена от влаги и прослужит дольше.

Как сделать лепнину своими руками легко и просто вы также можете узнать из этого интересного видео:

Одним из распространенных вариантов помещения является отделка лепниной из гипса. Издавна элементы лепного декора в помещении считаются признаком роскоши, богатства, эксклюзивности и отличного вкуса. Исторически рельефную лепнину из гипса использовали для декорирования оконных и дверных проемов, встроенных ниш и других элементов роскошных особняков и имений. Современные же технологии изготовления лепнины из гипса обеспечивают ее доступность для любого покупателя.

Уникальные свойства лепного декора

Декоративные лепные элементы из гипса отличаются не только красотой, эстетикой и изысканностью, но и практичностью. С одной стороны правильно подобранный лепной декор подчеркнет особенности и достоинства интерьера помещения, а с другой – позволит скрыть недостатки или ошибки при строительстве и отделке комнаты, а также не эстетичные элементы систем тепло- и водоснабжения (например, щели, стыки, трубы, батареи, вентиляционные решетки и т.д.). Кроме того, массивные элементы лепного декора (например, колонны) помогут разделить помещения на несколько функциональных зон, визуально увеличить, расширить или сузить внутреннее пространство, сделать его более объемным и рельефным.

Современный ассортимент лепных декоративных элементов позволяет использовать их для дизайнерского оформления стен, углов, потолков, внутренних дверных и оконных проемов, отдельных ниш и пустующего пространства, дополнительного украшения элементов осветительной системы (розетки, плафоны, люстры, выключатели и т.д.). Высокой популярностью в сфере дизайна интерьера лепной декор из гипса пользуется благодаря следующим основным факторам:

  • Экологическая чистота. Гипс является природным материалом, соответственно не содержит токсичных и аллергических соединений, как, например, синтетический декор. Благодаря природному химическому составу гипс пропускает воздух и влагу, обеспечивая тем самым естественную вентиляцию, что позитивно сказывается на психологическом и физическом состоянии человека.
  • Долговечность. Лепнина из гипса практически не подвержена износу, а при правильном уходе и своевременной реставрации прослужит до сотни лет. Гипсовый лепной декор прекрасно переносит изменения температуры, практически не теряет прочность и не дает усадки состава.
  • Низкий уровень пожароопасности. Благодаря своему химическому составу и относительно полой структуре гипс практически не проводит тепло, а соответственно – не горит.
  • Дизайнерская вариативность. Гипсовые декоративные изделия – огромное поле для творчества, ведь лепной декор может иметь абсолютно любой размер и форму, даже самую причудливую (от правильных геометрических фигур до виноградных лоз, морских раковин, рогов изобилия и т.д.). При этом «оживить», придать ярких оттенков лепнине очень легко с помощью лакокрасочных материалов, технологии золочения и т.д.

В течение многих столетий использования декоративные гипсовые лепные элементы зарекомендовали себя как надежное, оригинальное и элегантное дизайнерское украшение помещения. Как правило, декоративная лепнина из гипса используется для украшения интерьеров в классическом стиле. При этом декоративная лепнина позволяет создавать впечатление стилизации помещения под исторические эпохи, принося во внутреннее пространство чувство гармонии, изысканности, богатства. Однако, сейчас многие дизайнеры используют лепные гипсовые элементы при оформлении помещения в стилях, минимализм, поп-арт, а также их комбинирования, что придает пространству оригинальность, экстравагантность, неординарность.

Этапы изготовления гипсовой лепнины

перепланировка, визуализация в 3D, список гипсовых изделий, начиная от колонн и заканчивая фризами. Дизайн лепнины в интерьере.

если возникнет желание «оживить» лепнину красками, наши художники выполнят декоративные росписи или венецианскую штукатурку.

Технология производства лепных декоративных элементов

На современном рынке декора гипсовая лепнина, как правило, представляет собой архитектурные формы следующего вида: карнизы, тяги, розетки, углы, молдинги, фризы, камины, кронштейны, арки, капители, пилястры, колонны, орнаменты и др. Технология производства данного лепного декора предполагает следующие стандартные этапы работы:

  • разработка модели будущего декоративного элемента в трехмерной графике;
  • лепка проектной модели из пластилина;
  • производство (на основе проектной модели) формы для отлива декоративного элемента;
  • отлив декоративного элемента.

Исключением из данной последовательности производства лепнины является лепной декор ручной работы. Ручные лепные элементы выполняются непосредственно на декорируемой поверхности с использованием технологии резьбы. Более массивные и другие стандартные элементы лепнины отливаются отдельно в специальных заготовках (металлические или силиконовые). Лепной декор ручной работы изготавливается в основном на заказ, а его форма, размер, текстура и другие характеристики зависят исключительно от пожеланий заказчика.

Например, лепные элементы могут быть стилизированы под мрамор, старину, повторять абсолютно любые фактуры. В любом варианте ручная декоративная лепка придаст элегантный, роскошный и респектабельный вид, как внешнему, так и внутреннему пространству помещения.

Установка лепнины из гипса

Особенности технологии монтажа декоративных лепных элементов обуславливаются формой и весом последних:

  • Малогабаритные декоративные изделия из гипса — монтируются при помощи клеевых основ (например, клей ПВА). Предварительно до нанесения клея обратная поверхность лепного элемента должна быть отшлифована с помощью наждачной бумаги. Только после шлифовки на обратную поверхность наносят клей и прикладывают к месту монтажа, придерживая 2-3 минуты.
  • Крупногабаритные лепные изделия — монтируются с использованием клеевых смесей (готовится специалистами непосредственно перед монтажом) и оцинкованных шурупов (предотвращает появление ржавчины). Перед монтажом гипсовой лепнины обратная сторона изделия и поверхность, на которую будет производиться крепеж должны быть влажными и обработанными клеем ПВА. После посадки декоративного элемента на клей осуществляется его закрепление с помощью оцинкованных шурупов, каждый из которых вкручивается на расстоянии 20-25 сантиметров.
  • Монтаж колонн и пилястров – наиболее трудоемкий и технологически сложный процесс, который должны выполнять минимум два специалиста-монтажника. Монтируется колонна из двух частей, которые склеиваются между собой малярным скотчем. Далее осуществляется наполнение полости готовой колонны гипсовой стружкой. Наполнение должно происходить поэтапно (уровень наполнения не более 20сантиметров за один раз) для того чтобы гипсовая конструкция не треснула или сдвинулась.
  • Окончательную отделку и затирку швов можно осуществлять через 2 суток после основного этапа монтажа. Если Вы планируете дальнейшее декорирование гипсовой лепнины, то через сутки после монтажа, изделия необходимо обработать специальной акриловой грунтовкой. Акриловая грунтовка не только облегчит процесс покрытия изделия лакокрасочными материалами, но и защитит его от повреждений.
Декоративное оформление лепнины

Декоративная гипсовая лепнина сама по себе очень красивый и статусный элемент дизайна интерьера. Однако современная сфера художественного оформления позволяет осуществлять дальнейшее декорирование лепных гипсовых элементов. Художественное декорирование гипсовой лепнины осуществляется с помощью следующих технологий:

  • Тонирование — предполагает придание определенного оттенка лепнине, который будет гармонировать с общим интерьером.
  • Одно- и многоцветная покраска, в том числе золочение и серебрение, вдохнет «жизнь» в лепной декор. Гипсовая лепка заиграет красочными переливами и загадочными, привлекающими внимание оттенками.
  • — смотрится на гипсовой лепнине особенно элегантно. В зависимости от тематики, в которой выполнен лепной декор и общего интерьера, он может быть украшен геометрическими фигурами, пейзажами, натюрмортами и т.д.
  • Искусственное придание эффекта «состаривания» — очень эффектно смотрится в классическом оформлении помещения. Визуально потертые лепные элементы придают аристократическое благородство внутреннему убранству помещения.
  • Придание заданной текстуры (мрамор, камень, фарфор, металл и т.д.) также направленно на гармонизацию лепки с общим интерьером.
  • Например, если в пространстве помещения присутствуют мраморные элементы, то отделка лепным декором с мраморной текстурой придаст законченный внешний вид стилистической концепции.

Огромное количество современных лакокрасочных средств (лаки, краски, тонеры, воски и т.д.) позволяет художникам и мастерам декорировать композиции из элементов лепного декора различными оттенками цветов и техниками нанесения. Кроме того, окрашенные или затонированные лепные элементы могут изменять оттенки в зависимости от угла освещения в помещении, что позволяет создавать поистине эксклюзивные интерьеры, которые отражают атмосферу и настроение владельцев.

Студия лепного декора ГессоСтар предлагает комплекс услуг по изготовлению и установке декоративных гипсовых лепных изделий. В ассортименте нашего каталога работ имеются готовые декоративные лепные изделия из гипса ( , и др.). Кроме того, у нас Вы можете заказать декоративные панно, украшения для каминов и другие лепные элементы в авторском исполнении (эскизы могут быть выполнены как специалистами компании, так и принадлежать клиенту).

Специалисты компании ГессоСтар знакомы с различными техниками ручной лепки и декорирования, в своей работе применяют разнообразные виды шпаклевки и лакокрасочных материалов. Наши профессионалы ручной лепки из гипса оформят фасад и внутреннее пространство любого помещения эксклюзивными лепными орнаментами, привнося нотки индивидуальности и изысканности.

Студия ГессоСтар кроме изготовления лепных декоративных элементов также занимается их монтажом. Строители из нашей компании специализируются на монтаже гипсовой лепнины, знакомы со всеми особенностями ее установки и подготовки поверхности для крепежа лепного декора. Литье и установка гипсовой лепнины бренда ГессоСтар осуществляется мастерами с многолетним успешным опытом работы, что гарантирует высокое качество готового изделия.

Также компания ГессоСтар выполняет работы по художественному декорированию гипсовой лепнины – тонирование, золочение, покраска, искусственное состаривание, стилизация под заданную текстуру и др. Наши специалисты подберут оттенки и структуры лепного декора, которые идеально впишутся в Ваш интерьер и подчеркнут его индивидуальность и роскошность.

Студия лепного декора ГессоСтар предлагает Вам эксклюзивные идеи для оформления помещений на основе декорирования роскошными и одновременно практичными лепными элементами из гипса.

Наше предложение

  • полный комплекс работ по разработке, производству и монтажу гипсовых элементов;
  • архитектурный лепной гипсовый декор для любых помещений;
  • изготовление лепнины из гипса нашей компании, а также по эскизам заказчика;
  • в наличии ассортимент , изготовление колонн, панно, балясин, украшение каминов, вентиляционных решеток, и многое другое;
  • декоративная покраска лепнины (патина, золочение, имитация «под мрамор», «под дерево») и искусственное «старение» поверхности;

Квалифицированный дизайн и мастерство литья на основе многолетнего опыта позволяют нам производить гипсовые элементы, которые проходят строгий контроль качества на всех этапах изготовления.

Наша компания имеет большой опыт реализации проектов любого уровня сложности, что позволяет нам соответствовать самым взыскательным требованиям и пожеланиям заказчика. Установка лепного гипсового декора выполняется мастерами с многолетним опытом, гарантируя высокое качество исполнения работ.

Остались вопросы? Хотите сделать заказ?

Гипсовая лепнина – нечастый гость в домах простых граждан. В первую очередь по причине ее неуместности в малогабаритных квартирах. А в вторую – из-за ее довольно высокой стоимости.

Но если Вы любите экспериментировать с интерьерами комнат, а к тому же еще и любите мастерить различные поделки и украшения для дома, то можно попробовать сделать небольшие лепные детали своими руками. Вы сможете проявить свои фантазию и креативность, при этом украшение получится недорогим.

Если Вы решили заняться изготовлением лепных деталей впервые, стоит изучить процесс и обзавестись необходимыми инструментами и материалами.

Свойства гипса и возможности использования лепнины

Самым подходящим материалом для самостоятельных экспериментов с изготовлением лепных деталей декора является гипс.

Он обладает такими достоинствами, как:

  • натуральное происхождение;
  • экологичность и гипоаллергенность;
  • пожаробезопасность;
  • стойкость к воздействиям микроорганизмов.

В общем и целом работать с гипсом несложно, но начинающему мастеру понадобится вся его сноровка – материал застывает очень быстро, буквально за 5-7 минут.

А еще через 5-10 минут он полностью теряет пластичность.

Основными недостатками гипса являются его хрупкость и довольно большой вес, особенно если это касается крупных деталей.

В основном гипсовую лепнину используют для оформления интерьеров, оформленных в таких стилях, как классика, барокко, ампир.

Если дом или квартира имеют большую площадь или высокие потолки, то лепнина вполне годится в качестве украшения отдельных помещений. Лепные детали используются для оформления потолков, дверных проемов, стен и простенков.

В маленьких и низких комнатах лепниной лучше не злоупотреблять, используя только отдельные элементы или детали, аккуратно вписывая их в интерьер.

Что понадобится для изготовления лепных украшений

Поскольку гипс является сыпучим материалом, то для работы с ним лучше всего использовать отдельное помещение. Но если нужно изготовить небольшие детали, то можно работать и в доме.

Рабочим местом должен стать абсолютно ровный и довольно большой стол, столешница которого установлена строго горизонтально. Его нужно защитить пленкой или клеенкой.

Для создания будущего украшения понадобятся:

  • карандаш и бумага, необходимые для создания его эскиза;
  • пластилин (глина);
  • лопатки, стеки, ножи для лепки;
  • рулетка или линейка;
  • гипс;
  • шпатели различной формы и размера;
  • канцелярский нож;
  • емкость для размешивания гипсового раствора;
  • клей ПВА;
  • марля;
  • силикон;
  • силиконовое масло или разделительная смазка;
  • мелкая наждачная бумага для окончательной отделки готового изделия.

Перед тем как заняться изготовлением лепнины, необходимо сделать эскиз будущего изделия и форму для его отливки.

Если Вы умеете рисовать и у вас все хорошо с пространственным воображением, то нарисовать эскиз и изготовить форму вы сможете сами. В противном случае можно приобрести готовые формы для отливки гипсовых деталей.

Имея готовый эскиз изделия в натуральную величину, нужно будет вылепить его модель из пластилина или глины. С ее помощью в дальнейшем будет изготовлена отливочная форма.

Ее создают следующим образом:

  • Пластилиновое или глиняное изделие покрываю слоем разделительной смазки.
  • Затем при помощи кисточки сверху наносят слой силикона, разведенного смазкой. Здесь нужно проявить максимальную аккуратность, предотвратив образование пузырьков (они могут испортить внешний вид конечного изделия).
  • После нанесения силикона его нужно укрепить, используя в качестве арматуры марлю, которая должна немного погрузиться в слой силикона, и оставляют сохнуть на 2-3 часа.
  • После этого процесс повторяют. В конечном итоге форма должна состоять из 2-3 слоев марли и силикона общей толщиной 3-4 мм.
  • После полной просушки готовую форму отделяют от пластилиновой модели и устанавливают в деревянный короб.

Как приготовить гипсовый раствор и отлить изделие

Помня о том, что работать придется быстро, нужно приготовить заранее все необходимое.

Приготовление гипсового раствора и заливка его в форму происходят следующим образом:

  • Налить в емкость воду из расчета, что раствор готовится в пропорции 10 частей воды на 7 частей гипса. Обычно для этих целей используют гипс марки Г5-Г25.
  • В воду нужно засыпать гипс (а не наоборот, иначе в растворе образуются комья) и дать ему осесть на дно в течение минуты.
  • Затем смесь тщательно, но быстро размешивают миксером до получения полужидкой консистенции. Для получения более пластичного раствора в него можно добавить немного клея ПВА, это поможет избежать растрескивания готовой детали.
  • Далее подготовленную форму нужно наполнить раствором, распределяя его вибрирующими движениями. Это способствует удалению пузырьков воздуха, от которых на лепнине могут образоваться раковины.
  • Последним этапом является выравнивание верха формы шпателем средней ширины.

Обычно гипсовое изделие сохнет около 20-25 минут. По истечении этого времени его уже можно будет легко извлечь из формы.

Окончательная доводка и монтаж лепнины

Когда поверхность изделия начнет белеть, приступают к его доводке и коррекции (при необходимости). Для этого мелкие раковины заделывают, а шероховатые участки поверхности шлифуют при помощи мелкой наждачной бумаги.

Гипсовые элементы сушат при комнатной температуре от 24 до 72 часов.

Для защиты лепных украшений от пыли и влажности их окрашивают водоэмульсионной краской в 2-4 слоя.

На обратной стороне деталей из гипса делают насечку, которая при монтаже улучшает ее сцепление со стеной. При этом небольшие элементы крепят к поверхности на клей ПВА или жидкий гипсовый раствор. Крупные и массивные детали дополнительно просверливают и крепят на дюбели. Затем отверстия заделывают гипсом.

Лепнина своими руками: фото вариантов