Игры по автоматизации звуков «Цепочка слов

Игры по автоматизации звуков «Цепочка слов».

Цель: автоматизация звуков в словах, формирование звукового анализа и синтеза слов.
Варианты игры:
1. Ребёнку предлагается послушать несколько слов, запомнить их и повторить в той же последовательности (количество слов зависит от индивидуальных возможностей ребенка).
При затруднениях к каждому слову подбирается соответствующая картинка (количество картинок зависит от индивидуальных возможностей ребёнка):

Последовательность работы с картинками:

1.1 Картинки разложены перед ребёнком в соответствии со словами в цепочке. Ребёнок называет каждое слово по порядку и показывает картинку.
1.2 Упражнение «Какая картинка спряталась?». Ребёнок закрывает глаза, логопед переворачивает одну картинку и спрашивает: «Какая картинка спряталась?»
1.3 Упражнение «Что изменилось?». Ребёнок закрывает глаза, логопед меняет местами две картинки, затем, предлагает ребёнку сказать какие картинки поменялись местами.
1.4 Упражнение «Разложи по – порядку». Ребёнку предлагается восстановить последовательность картинок и назвать слова.

2. К каждому слову из цепочки подбирается картинка. Логопед называет каждое слово, показывая на картинку, ребёнок повторяет. Далее объясняются правила игры: первое слово в цепочке обозначается звёздочкой (*), нужно определить последний звук в первом слове и найти слово, которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее.

Автоматизация звука «С»

1. Сад – доска – Анфиса – автобус – совок – космос – суп – пояс – сын – носок – квас - самокат – танкист

2. Сом – мост – троллейбус – совок – капуста – апельсин – нос – сова – автобус

3. Стакан – носки – ирис – суп – пояс – совок – кактус – сосулька

4. Сом – маска – аметист – теннис – смокинг – гусыня – ясли – индекс – скакун – нос – соболь

Автоматизация звук «З»

1. Зонтик – козлёнок – кузнечик – коза – азбука – арбузы

2. Языки – изба – арбуз – зуб – базар – роза – азбука

3. Закат – топаз – зонтики – извозчик – казак – камзол – лоза – алмазы

4. Медуза – алмаз – замок – козлёнок – камаз – занавес – сказочник – козлята

Автоматизация звука «Ц»

1. Цыплёнок – китаец – цветок – кузнец – цыгани – индеец – цепь – птенец – цена – акация – яйцо – овцы

2. Цветок – колодец – цирк – курица – акация – яйцо – огурец – цель – леденец

3. Теплица – акация – яйцо – огурец – цепь – певец – цапли – индеец – цемент

4. Птица – аттракцион – нахимовец – циклоп – пациент – танец – цилиндр

Автоматизация звука «Ш»

1. Мышь – шуба – Антоша – мышонок – мешок – кувшин

2. Петушок – ковш – шкаф – фишка – артишок – камыш – шишки – ишак – кошка

3. Гуашь – шампиньон – Наташа – артишок – кувшин – наушники – индюшка – афиша

4. Шиповник – карандаш – шип – подшипник – кошелёк – кокошник – камыш – шкаф – фишка

Автоматизация звука «Ж»

1. Жемчужина – абажур – рожь – животные – ёжик – кружок – коттедж – жёлудь

2. Ежевика – абажур – рожок – коржик – крыжовник – кружево – одежда

Автоматизация звука «Ч»

1. Чемпион – ночь – чеснок – качан – наличник – колечко – очки – иголочка – анчоус – сочок

2. Чайник – кочка – анчар – родничок – кабачок – курочка – альбомчик – крючок

3. Человек – кучер – ручка – Анечка – ангелочек – ключ – чучело – обруч – черника

4. Червяк – качели – извозчик – кузнечик – калач – чемодан – ночь – чепчик

Автоматизация звука «Л»

1. Лампа – алфавит – тулуп – платок – колос – слон

2. Флаг – глобус – слова – алмаз – золото – овал – ландыш – школа

3. Дятел – лоси – иголка – иволга – алмаз – злак – клубок – клык – класс – свёкла

4. Облако – осёл – ластик – каблук – колокол – лук – колготки – игла

Автоматизация звука «ЛЬ»

1. Телёнок – колесо – ослик – клетка – альпинист – тюльпан – ноль – лётчик – килька – Алёша

2. Лес – след – даль – лютик – ключи – Илья – ялик – клён

3. Пудель – леденец – цыплёнок – клюв – василёк – колёса – альбом – мальчик – колючка

4. Шмель – лес- самолёт – тюль – лепесток – клюшка – альбинос – соль – лето – олень

Автоматизация звука «Р»

1. Ромашка – арбуз – зубр – рукав – воротник – кран – нора – арка

2. Дракон – норка – арфа – артист – тростник – квадрат – трон – нарзан – набор – ракета

3. Мухомор – трактор – рот – транспорт – труба – арки – игрушки – Ира

4. Торт – топор – рак – комар – рыбак – конверт – трава – акробат – тропинка- артишок

5. Грузовик – картофель – лемур – руль – литр – рысь – серп – пар – рог – город – дракон

6. Круг – горб –барометр – рукав – ворон – народ – дорога – армия – Ярослав – воробей

7. Фартук – круг – горох – хоровод – дрозд – дрова – аппарат – творог – грузовик – кормушка

Автоматизация звука «РЬ»

1. Якорь – рис – сухарь – редис – снегирь – рюкзак – крючок – карета – арена – абрикос

2. Фонари – ирис – старик – корешок – кресло – орех – хорёк – календарь – рябина

3. Аквариум – море – Ерёма – абрикос – словарь – рябчик – курица

4. Пряник – крепость – терем – моряк – крем – мандарин – наряд – дерево – орёл

5. Перец – царь – рисунок – креветка – абрикос – сухари – ирис – снегирь – ребёнок – кадриль

6. Гриб – бревно – огурец – царевич – черенок – крест – табурет – три – Ирина

7. Гиря – янтарь – редис – скворец – Цюрих – хряк – курица

Игры с мячом в работе учителя-логопеда

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу в первые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?
Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.
Сейчас можно купить самые разнообразные мячи или шарики: резиновые, пластмассовые, тряпичные, каучуковые, деревянные, мячи - массажёры.
В логопедической работе игры с мячом можно разделить на четыре раздела:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи;
- развитие мелкой моторики.

Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

«Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.
«Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.
«Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков ([д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло,ко).
«Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.
«Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
«Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.
«Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.
«Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
«Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

« С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.
«Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
«Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.
«Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши).
«Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).
«Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.
«Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

«Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
«Мяч бросаю, диких животных называю».
«Мяч передаю, деревья назову».
«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
«Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
«Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
«Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
«Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

Игры с мячом для развития мелкой моторики

«Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».
«Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.
«Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.
«Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.
«Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
«Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление. Надеюсь, что игры с использованием мяча помогут учителям-логопедам и воспитателям проводить занятия более интересно и занимательно.

Игры для развития речи в картинках

Игра «Угадай игрушку»

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход.
На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Педагог сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих детей, прослушать и назвать этот предмет.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Игра «Кто больше увидит и назовёт»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
Ход.
Педагог: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Игра «Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Ход.
Педагог предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
Педагог следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

Игра «Олины помощники»

Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Игра «Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Педагог:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

Игра «Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
Ход.
Педагог (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
Если дети затрудняются, педагог помогает: «Это кубик. Какой он?»

Игра «Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
Ход.
Педагог. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропивают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

Игра «Садовник и цветы»

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
Ход.
Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.
Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

Игра «Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход.
Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

Игра «Буратино-путешественник»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.
- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.
- Зевают, отдыхают, спят…
- Пляшут, поют, кружатся…
Был Буратино в детском саду, когда дети:
- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)
- обедают, благодарят…
- одеваются, прощаются…
- лепят снежную бабу, катаются на санках

Игра «Почтальон принёс открытку»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
Ход.
Игра проводится с небольшой подгруппой.
В дверь кто-то стучит.
Педагог: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
Педагог: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Игры с буквами для дошколят

Многие родители считают, что их дети должны научиться читать как можно раньше, ведь этого требуют сегодня многие школы. А чтобы учились они с удовольствием и интересом их надо увлечь.
Учитывая то, что ведущая деятельность у дошкольника – это игра, просто играйте со своим ребёнком. В результате Ваш малыш скоро научится читать. Не забывайте учитывать то, что при обучении чтению звук и буква должны звучать одинаково (М, а не МЭ; П, а не ПЭ). Таким образом, Вы сможете избежать ошибок при соединении букв в слоги.
Предлагаю Вашему вниманию самые любимые игры с буквами моих воспитанников.

«Найди ошибку»

Необходимо предложить ребенку посмотреть на графическое начертание двух букв, одна буква написана неверно. Ребенок должен зачеркнуть неправильное изображение буквы. Например: я, е, и, р, у, э, з.

«Узнай букву»

Ребенку закрывают глаза, а логопед проводит по руке ребенка указательным пальцем или карандашом изученную ранее букву. Логопат называет, какую букву «написал» учитель на его руке.

«Чудесный мешочек»

Учитель или воспитатель кладут в непрозрачный «волшебный» мешочек известные воспитаннику объемные буквы, которые сделаны из картона, пластмассы или дерева. Ребенок достает из мешочка букву, с закрытыми глазами ощупывает букву двумя руками и называет ее.

«Сложи букву»

Родители или воспитатель предлагают ребенку сложить мозаику - картинку из разных частей и назвать полученную букву. (Карточка с нарисованной буквой, разрезается на несколько частей.) Целесообразно проводить такую работу после изучения данной буквы.

«Выложи букву»

Ребенку предлагается выложить знакомую, ранее изученную букву из различных материалов: мозаики, пуговиц, веток, семечек, мелких орешков, семян, кусочков бумаги, толстых ниток и палочек.

«Смастери букву»

Ребенку предлагается изготовить знакомую ему букву, по образцу, из пластилина, проволоки,методом сгиба или бумаги. А затем выполнить самостоятельно.

«Волшебный карандаш»

Ребенку предлагается обвести знакомую букву, ранее изученную, по контуру, заштриховать ее в определенном направлении (сверху вниз, слева направо) и закрасить.

«Напиши букву»

Родители предлагают своему ребенку написать знакомую ему букву указательным пальчиком доминантной руки в воздухе, по поверхности стола, обвести по трафарету, нарисовать палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву»

Ребенку предлагают рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква. Как эти элементы расположены. Например: буква Л состоит из двух наклонных линий.

«Волшебник»

Родители предлагают ребенку сложить из счетных палочек знакомую ему букву, или как вариант согнуть из проволоки. Далее «превратить» ее в другую букву, сходную по начертанию. Например: превратить букву б из буквы в; выложить из палочек букву А, а потом «превратить» ее в букву Н и т.д.

Игры для развития сенсорики у дошколят

Сенсорное развитие ребёнка - это формирование представлений малыша о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.
Именно от того насколько сенсорное развитие ребенка соответствует его возрасту зависит его интеллектуальное развитие, а следовательно и успешное обучение в школе.
Предлагаю Вам поиграть с детьми в эти развивающие игры, которые, безусловно, помогут развитию у них представлений о форме, цвете, величине и других свойствах предметов.

Радуга

Детям раздаются разноцветные полоски бумаги. Ведущий произносит слова: «Радуга, радуга покажись». В ответ дети выстраиваются в ряд в соответствии с цветами радуги.

Светофор

Детям раздаются круги красного и зелёного цвета. Педагог предлагает детям разные варианты ответов на поставленные вопросы и предлагает на правильный ответ показать зелёный круг, а неправильный ответ обозначить кружком красного цвета.

Чтобы научить малыша подбирать одинаковые цвета, предложите ему поиграть в эти разноцветные игры:

Воздушные шары

Надуваются воздушные шары красного, желтого, зеленого и синего цвета. Ребёнку предлагается подарить подходящие по цвету шарики гостям: жёлтому цыплёнку, зелёному крокодилу, синему дельфину и красному раку.

Разноцветная посуда

Для игры необходима детская посудка (чашечки и блюдца) разных цветов. Педагог предлагает ребёнку подобрать к чашечкам подходящие по цвету блюдца.

Весёлые медвежата

Для игры понадобятся медвежата и машинки, вырезанные из цветного картона. Педагог предлагает ребёнку посадить каждого медвежонка в подходящую по цвету машинку.

Чудесный мешочек
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Педагог предлагает ребёнку определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.

Отгадай цифру (букву)

Из бумаги разной фактуры (наждачной, бархатной и т.д.) вырезаются буквы и цифры. Ребёнку с завязанными глазами предлагается на ощупь определить какая буква или цифра у него в руках. После этого ребёнок может написать правильно названные буквы ручкой бумаге.

Золушка

Дети с завязанными глазами сидят за столом. Перед каждым ребёнком лежит кучка из перемешанных семян гороха и фасоли. За определённое количество времени каждому ребёнку необходимо разобрать горох и фасоль по кучкам.

Из каких фигур состоит машина?

Ребёнку предлагается по рисунку определить из каких геометрических фигур построена эта грузовая машина и сосчитать сколько для этого понадобилось кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и овалов.

Логопедические игры для детей

Многолетний опыт работы учителем-логопедом показывает, что речь и движения – взаимодополняющие друг друга понятия, поэтому, развивая общую и мелкую моторику, мы тем самым стимулируем и развитие речи у детей.
Вашему вниманию предлагаются речевые игры, которые логопеды могут использовать в качестве динамических пауз в процессе своей образовательной деятельности, а воспитатели с пользой могут применять эти подвижные игры на прогулке.


«Мушки и стрекозы»

(дети делятся на две комаенды: «Стрекозки» и «Мушки»

Стали жаловаться мушки:
«Нам стрекозы–не подружки
Всё мечтают нас поймать,
А мы будем улетать»

(«Стрекозки» догоняют разбегающихся в россыпную «Мушек»)


«Крот»

(дети взявшись за руки идут по кругу, проговаривая слова)

Встали дети в хоровод,
А из норки вылез крот.
Плохо видит он, незрячий!
А Дюймовочку мы спрячем!

(«Дюймовочка» стоит в центре круга. Ребёнок в шапочке «крота» бегает за кругом, стараясь в него проникнуть)


«Воробышек»

«Воробышек - воробей,
Улетай-ка поскорей
Надоели кошке мыши
Затаилась и не дышит.
Воробышек- воробей,
Бойся кошкиных когтей»

(ребёнок в шапочке «кошки» догоняет разбегающихся в россыпную детей)

«Лиса-Лизавета»

(дети хором проговаривают слова)

«Лиса - лиска, Лизавета,
Не сиди там до рассвета.
Ты из норки вылезай
И кого-нибудь поймай!»

(ребёнок в шапочке «лисы» догоняет разбегающихся в россыпную детей)

«Пчёлы и медведи»

(дети делятся на две команды: «Пчёлки» и «Мишки»)

Полосатые мы пчёлки,
Носим в улей сладкий мёд.
В соты ловко его прячем,
Мишка мёд там не найдёт!

(«Пчёлки», взявшись за руки ходят по кругу, проговаривая свои слова)

Ну а мы, Медведи-Мишки
Любим сладким закусить.
Нападаем мы на ульи,
И хотим их разорить!

(«Мишки» стоят за кругом и в окончании своих слов стараются проникнуть в «улей»)


Цель: автоматизация звуков в словах, формирование звукового анализа и синтеза слов.

Варианты игры:

1. Ребёнку предлагается послушать несколько слов, запомнить их и повторить в той же последовательности (количество слов зависит от индивидуальных возможностей ребенка).
При затруднениях к каждому слову подбирается соответствующая картинка (количество картинок зависит от индивидуальных возможностей ребёнка):

Последовательность работы с картинками:

1.1 Картинки разложены перед ребёнком в соответствии со словами в цепочке. Ребёнок называет каждое слово по порядку и показывает картинку.
1.2 Упражнение «Какая картинка спряталась?». Ребёнок закрывает глаза, логопед переворачивает одну картинку и спрашивает: «Какая картинка спряталась?»
1.3 Упражнение «Что изменилось?». Ребёнок закрывает глаза, логопед меняет местами две картинки, затем, предлагает ребёнку сказать какие картинки поменялись местами.
1.4 Упражнение «Разложи по – порядку». Ребёнку предлагается восстановить последовательность картинок и назвать слова.


2. К каждому слову из цепочки подбирается картинка. Логопед называет каждое слово, показывая на картинку, ребёнок повторяет. Далее объясняются правила игры: первое слово в цепочке обозначается звёздочкой (*), нужно определить последний звук в первом слове и найти слово, которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее.



Автоматизация звука «С»

1. Сад – доска – Анфиса – автобус – совок – космос – суп – пояс – сын – носок – квас - самокат – танкист

2. Сом – мост – троллейбус – совок – капуста – апельсин – нос – сова – автобус

3. Стакан – носки – ирис – суп – пояс – совок – кактус – сосулька

4. Сом – маска – аметист – теннис – смокинг – гусыня – ясли – индекс – скакун – нос – соболь


Автоматизация звук «З»

1. Зонтик – козлёнок – кузнечик – коза – азбука – арбузы

2. Языки – изба – арбуз – зуб – базар – роза – азбука

3. Закат – топаз – зонтики – извозчик – казак – камзол – лоза – алмазы

4. Медуза – алмаз – замок – козлёнок – камаз – занавес – сказочник – козлята


Автоматизация звука «Ц»

1. Цыплёнок – китаец – цветок – кузнец – цыгани – индеец – цепь – птенец – цена – акация – яйцо – овцы

2. Цветок – колодец – цирк – курица – акация – яйцо – огурец – цель – леденец

3. Теплица – акация – яйцо – огурец – цепь – певец – цапли – индеец – цемент

4. Птица – аттракцион – нахимовец – циклоп – пациент – танец – цилиндр


Автоматизация звука «Ш»

1. Мышь – шуба – Антоша – мышонок – мешок – кувшин

2. Петушок – ковш – шкаф – фишка – артишок – камыш – шишки – ишак – кошка

3. Гуашь – шампиньон – Наташа – артишок – кувшин – наушники – индюшка – афиша

4. Шиповник – карандаш – шип – подшипник – кошелёк – кокошник – камыш – шкаф – фишка


Автоматизация звука «Ж»

1. Жемчужина – абажур – рожь – животные – ёжик – кружок – коттедж – жёлудь

2. Ежевика – абажур – рожок – коржик – крыжовник – кружево – одежда


Автоматизация звука «Ч»

1. Чемпион – ночь – чеснок – качан – наличник – колечко – очки – иголочка – анчоус – сочок

2. Чайник – кочка – анчар – родничок – кабачок – курочка – альбомчик – крючок

3. Человек – кучер – ручка – Анечка – ангелочек – ключ – чучело – обруч – черника

4. Червяк – качели – извозчик – кузнечик – калач – чемодан – ночь – чепчик


Автоматизация звука «Л»

1. Лампа – алфавит – тулуп – платок – колос – слон

2. Флаг – глобус – слова – алмаз – золото – овал – ландыш – школа

3. Дятел – лоси – иголка – иволга – алмаз – злак – клубок – клык – класс – свёкла

4. Облако – осёл – ластик – каблук – колокол – лук – колготки – игла


Автоматизация звука «ЛЬ»

1. Телёнок – колесо – ослик – клетка – альпинист – тюльпан – ноль – лётчик – килька – Алёша

2. Лес – след – даль – лютик – ключи – Илья – ялик – клён

3. Пудель – леденец – цыплёнок – клюв – василёк – колёса – альбом – мальчик – колючка

4. Шмель – лес- самолёт – тюль – лепесток – клюшка – альбинос – соль – лето – олень


Автоматизация звука «Р»

1. Ромашка – арбуз – зубр – рукав – воротник – кран – нора – арка

2. Дракон – норка – арфа – артист – тростник – квадрат – трон – нарзан – набор – ракета

3. Мухомор – трактор – рот – транспорт – труба – арки – игрушки – Ира

4. Торт – топор – рак – комар – рыбак – конверт – трава – акробат – тропинка- артишок

5. Грузовик – картофель – лемур – руль – литр – рысь – серп – пар – рог – город – дракон

6. Круг – горб –барометр – рукав – ворон – народ – дорога – армия – Ярослав – воробей

7. Фартук – круг – горох – хоровод – дрозд – дрова – аппарат – творог – грузовик – кормушка


Автоматизация звука «РЬ»

1. Якорь – рис – сухарь – редис – снегирь – рюкзак – крючок – карета – арена – абрикос

2. Фонари – ирис – старик – корешок – кресло – орех – хорёк – календарь – рябина

3. Аквариум – море – Ерёма – абрикос – словарь – рябчик – курица

4. Пряник – крепость – терем – моряк – крем – мандарин – наряд – дерево – орёл

5. Перец – царь – рисунок – креветка – абрикос – сухари – ирис – снегирь – ребёнок – кадриль

6. Гриб – бревно – огурец – царевич – черенок – крест – табурет – три – Ирина

7. Гиря – янтарь – редис – скворец – Цюрих – хряк – курица

Цепочка слов

Цель:

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Игровой материал:

Карточки с предметными картинками (карандаш - шкаф - флажок - куст - топор - ракета - автобус - сук - ключ - чайник - кошка - ананас - сом - мак - крокодил - лук) (рис. 21).

Размер карточек для занятия 12X7 см (10X6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек - 8X5 см.

Ход игры на занятии

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя - карточка с изображением карандаша.

Воспитатель объясняет: "Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком".

Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

Ход игры вне занятия

Играют 4-6 детей. Карточки (изображением вниз) лежат посередине стола. Каждый берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается слово - название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

Задача развития речи и мышления детей дошкольного возраста является одной из основных задач, стоящих перед педагогом и родителями.

Дошкольное детство является наилучшим периодом для формирования у ребенка грамматического строя речи, звуковой культуры речи, развития связной речи, активизации словаря. Именно в этом возрасте ребенок впитывает как губка поступающую извне информацию, стремится узнать много новых слов, что они означают, когда употребляются и т. д. В общении со сверстниками формируется диалогическая речь детей, а также умение правильно выбирать интонацию, регулировать темп и силу голоса.

Ребенок активно познает мир. С каждым днем он узнает все больше и больше. На каждом шагу ребенка ожидают новые, неизвестные до сей поры предметы, явления. Активный и пытливый ум заставляет задавать тысячи «Зачем?», «Почему?» и т. д. Здесь как раз видна тесная взаимосвязь и взаимозависимость между развитием таких психических процессов, как речь и мышление. Хорошо развитая речь активизирует мыслительный процесс, и наоборот, любознательный, пытливый ум заставляет ребенка задавать вопросы, стремиться к изучению чего-то нового, обогащая при этом речь ребенка новыми словами, выражениями и т. д.

Задача взрослого заключается в том, чтобы создать необходимые условия для познавательной деятельности ребенка, помочь найти ответы на свои вопросы. При этом не стоит ограничиваться ответом из двух-трех слов. Надо постараться дать ребенку по возможности исчерпывающую информацию о предмете, явлении, показать как можно больше граней интересующего объекта.

В старшем дошкольном возрасте нужно постараться заставить ребенка самостоятельно находить ответы на свои вопросы (по мере возможности), использовать ранее накопленный жизненный опыт для познания чего-то нового, но и здесь не обойтись без помощи взрослого. Именно взрослый направляет, активизирует мыслительную, познавательную деятельность детей.

Например, разговаривают отец и сын.

Отец. Миша, сколько будет 2 + 2?

Отец. Нет, не 5.

Сын. А сколько?

После этого разговора с папой сын усвоит раз и навсегда, что 2 + 2 будет 4. Но когда в следующий раз ему зададут вопрос, сколько будет 3 + 2, то ребенок снова ответит неправильно. Почему? А потому что ребенок не понял самого процесса сложения, самой сути этого действия. И никто ему этого не объяснил.

Если бы папа, разговаривая с сыном и услышав, что 2 + 2 = 5, задал ему вопрос «А почему ты так думаешь?», то, получив ответ, отец понял бы, в чем ошибка сына, и тогда объяснил бы ему, почему сын неправ.

Или, что вполне возможно, задавшись вопросом «Почему?», ребенок сам бы нашел свою ошибку и в следующий раз этой ошибки уже не допустил.

На этом простом примере хорошо видно, как важно правильно и грамотно направлять и развивать мыслительную деятельность детей, учить их анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы и уметь доказывать свои мысли, предположения.

Так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то именно через игру следует обучать ребенка. Игровые ситуации привлекают внимание детей, вызывают желание принять активное участие в них, активизируют мыслительную и словотворческую деятельность.

Чудеса вокруг нас

Цель игры: развивать логическоге мышление, внимательность, скоординированность движений.

Возраст : 5–7 лет.

Ход игры: дети становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий. В первый раз роль водящего может выполнять воспитатель, либо воспитатель может назначить водящим подготовленного ребенка. Дети идут по кругу и говорят слова.

Мы самые умные.

Дети на свете.

Мы многое знаем.

Почти все умеем.

Дети останавливаются. Водящий говорит слова.

Ну-ка, дайте нам ответ. Правда, это или нет?

Затем водящий называет различные ситуации, а дети должны определить, реальная это ситуация или выдуманная (например, котенок читает книгу, на дереве сидит коза, Маша ест кашу и т. д.). Если водящий называет то, что может происходить на самом деле, то дети выполняют какие-либо движения, действия (они обговариваются до начала игры, при повторении игры могут изменяться), если ситуация нереальная, то дети должны замереть на месте. Дети, допустившие ошибку, выбывают из игры. Самый внимательный игрок объявляется победителем и новым водящим в случае повторения игры.

Лесные гости

Цель игры: развивать образное мышление, воспитывать чувство взаимопомощи, закрепить названия животных и их детенышей.

Оборудование: игрушки – бельчонок (или бельчата), лисенок (или лисята), волчонок (или волчата) и другие; домики животных (домик с изображением соответствующего животного); декорации леса; аудиозапись «Звуки леса».

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: раздается стук в дверь. Воспитатель говорит: «Ребята, вы слышали стук в дверь? Кто-то пришел к нам в гости! Давайте посмотрим, кто же это?»

Воспитатель открывает дверь и вносит поднос с игрушками: «Посмотрите, к нам в гости пришли лесные жители! Ребята, вы узнали их? Давайте их назовем. (Дети называют детенышей животных.) Только почему-то наши маленькие гости совсем одни. Где же их мамы и папы?» Зверята «рассказывают», что они пошли гулять и нечаянно потерялись. Поэтому они решили зайти в детский сад и попросить у ребят показать обратную дорогу.

Воспитатель говорит: «Ребята, поможем лесным гостям? (Да!) Тогда отправляемся влес. Закрывайте глаза, мы отправляемся в утешествие».

Дети закрывают глаза, звучит веселая музыка, на фоне которой все громче и громче слышно птичье пение, шум леса. Воспитатель в это время расставляет декорации леса, домики животных. Дети открывают глаза. Воспитатель произносит: «Ну вот мы с вами и оказались в лесу. Посмотрите, как здесь красиво! А теперь давайте искать мам и пап маленьких зверят. Они очень надеются на помощь. Ой, я вижу вон на той полянке чей-то домик!»

Дети с воспитателем отправляются на полянку.

Воспитатель спрашивает: «Ребята, чей это домик? (Это домик белки). Кто в этом домике живет? (В этом домике живет белка с бельчатами.) Ну вот мы и нашли родной дом маленьких бельчат. Ну что ж, оставляем бельчат в их домике, а нам еще нужно помочь найти своих родителей другим зверятам». Дети прощаются с бельчатами и отправляются в группу.

После этого воспитатель говорит: «Ребята, кто был у нас в гостях? Куда мы путешествовали? Лесные зверята вам очень благодарны за помощь и обещали обязательно снова зайти в гости».

Ни шагу назад, ни шагу на месте

Цель игры: развивать речь.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: дети выстраиваются вдоль прямой линии. На противоположной стороне на расстоянии 3–4 м обозначается еще одна линия (можно положить скакалку).

Воспитатель задает вопрос, например, что делает врач. Дети предлагают варианты ответов (лечит, врачует, делает укол, слушает и т. д.). За правильно названный ответ ребенок делает шаг вперед.

Побеждает тот игрок, который первым достигнет противоположной стороны.

Примерные вопросы.

Активизация существительных.

1. Что может быть холодным? (Вода, снег, льдинка, молоко, мороженое и т. д.)

2. Что может быть сладким? (Конфета, шоколадка, чай, печенье и т. д.)

3. Что может быть круглым? (Мяч, голова, яблоко, помидор, воздушный шар и т. д.)

Активизация прилагательных.

1. Какой может быть мама? (Доброй, ласковой, нежной, любящей, родной и т. д.)

2. Каким может быть волк? (Злым, серым, лесным, одинокимй, зубастым, страшным и т. д.)

3. Каким может быть небо? (чистым, голубым, высоким, безоблачным, хмурым и т. д.)

Активизация глаголов.

1. Что можно делать на прогулке? (Играть, бегать, прыгать, ходить, гулять, наблюдать, рассматривать, и т. д.)

2. Как мы помогаем маме? (Убираем, подметаем, стираем, гладим, готовим и т. д.)

3. Что делает корова? (Мычит, ест траву, дает молоко, пасется, ест сено и т. д.)

Рифмоплеты

Цель игры: научить рифмовать слова.

Возраст: 4–7 лет.

Ход игры: игра проводится с подгруппой детей (3–5 человек). Детям предлагается послушать в аудиозаписи песню «33 коровы».

Предлагаются вопросы: о чем эта песня; кто такой поэт; а вы хотите попробовать быть маленькими поэтами?

Воспитатель читает начало четверостиший, а дети должны закончить, подобрав подходящее по смыслу слово в рифму.

Свою маму я люблю,

Помогаю, чем могу:

Пол я подмету метлой,

Потому, что я. (большой).

Владик и Илюша

Жили очень дружно,

Играли, конфеты кушали,

Песни Кеши. (слушали).

В качестве задания можно использовать любые стихотворения, отрывки из произведений.

С острова на остров

Цель игры: научить подбирать слова на заданную тему.

Возраст : 3–7 лет

Ход игры: воспитатель определяет местоположение «острова Знаек» и «острова Незнаек». Первоначально все дети находятся на «острове Незнаек». Для того чтобы попасть на «остров Знаек», нужно правильно назвать слова. Воспитатель называет обобщающее слово, например «животные». Ребенок, назвавший животное, переходит на «остров Знаек». Проигравшими считаются дети, оставшиеся на «острове Незнаек».

Дети возвращаются «на остров Незнаек», воспитатель меняет задание, и игра продолжается.

Для младших школьников (3–4 лет) можно использовать слова типа «звери», «птицы», «транспорт» и т. д. В игре со старшими дошкольниками (5–7 лет) задание усложняется. Используются обобщающие слова типа «домашние звери», «дикие звери», «звери жарких стран»; «перелетные птицы», «домашние птицы», «зимующие птицы», «тропические птицы»; «наземный транспорт», «водный транспорт», «воздушный транспорт» и т. д.

Кто больше найдет сходств и отличий

Возраст : 5–7 лет

Ход игры: детям называется пара слов (например, курица – утка). Что у них общего? Чем они отличаются?

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По итогам 5–7 пар слов подводят итоги. Дети подсчитывают свои фишки. Определяются обладатели первого, второго, третьего мест.

Примеры возможных пар слов:

море – река

дерево – куст

роза – астра

дождь – снег

маракас – румба

автобус – троллейбус

трамвай – поезд

соль – сахар

Цепочка слов

Цель игры: научить подбирать слова, противоположные по смыслу заданному

Цель игры: научить выделять обобщающие и отличительные признаки предметов.

Ход игры: дети становятся или садятся в круг. Один ребенок называет слово, а его сосед (по часовой стрелке) должен назвать антоним к этому слову. Если он ответил правильно, то называют другое слово следующему ребенку. Если кто-то затрудняется ответить, то отвечает следующий участник игры. Игра должна происходить в быстром темпе.

Примеры слов, которые можно использовать:

большой – маленький

длинный – короткий

широкий – узкий

глубокий – мелкий

высокий – низкий

добрый – злой

красивый – страшный

быстрый – медленный

тяжелый – легкий

белый – черный

близкий – далекий

рано – поздно

светло – темно

умный – глупый

сладкий – горький

веселый – грустный

храбрый – трусливый

толстый – тонкий

сухой – мокрый

холодный – горячий

Ну-ка, лишнее найди, слово новое прочти

Цель игры: развивать умение находить обобщающие слова к группе предметов, умение анализировать, развивать логическоге мышление.

Оборудование: карточки с изображением группы предметов, один из которых лишний.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: карточки вывешиваются на доску. Воспитатель объясняет, что на каждой карточке нужно найти лишний предмет и записать первую букву каждого «лишнего» слова. Прочитав слово из этих букв, мы получим новое слово, обозначающее. (время года, животное и т. д.).

Педагог предлагает рассмотреть первую карточку: что здесь лишнее; почему; как можно назвать остальные предметы одним словом?

Затем дети читают полученное слово и делают вывод, верно ли они справились с заданием. Полученное слово детям предлагается записать в тетрадь.

Цепочка предложений

Цель игры: учить составлять предложения и рассказы по предложенным сюжетам.

Оборудование: набор карточек, изображающих последовательные события (по 5 карточек).

Возраст : 5–7 лет.

Ход игры: дети делятся на 2–3 команды по 5 человек. Перед каждой командой на столе лежит набор картинок. По команде педагога каждый ребенок берет карточку и рассматривает ее. Детям необходимо встать так, чтобы их карточки изображали последовательные события. Воспитатель отмечает команду, справившуюся с заданием первой, второй и т. д. Затем проверятся правильность выполненного задания. Для этого каждая команда, начиная с самой шустрой, рассказывает свою историю. Каждый ребенок говорит по одному предложению по своей карточке. Таким образом получается рассказ. Все команды произносят свой текст, остальные слушают и оценивают правильность. Выигравшей считается команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

Города России

Цель игры: запомнить названия российских городов

Оборудование: карта России, набор карточек с цифрами от 0 до 10 на каждого ребенка.

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: в игре участвуют 6–7 детей. Дети сидят за общим столом (можно сдвинуть 2–3 стола) или на ковре. У каждого набор карточек с цифрами от 0 до 10. В начале игры перед каждым участником лежит карточка с цифрой «0». Дети по цепочке должны говорить названия городов России. После того как ребенок назвал город, он кладет перед собой карточку со следующей цифрой (0 – 1, 1 – 2, 2 – 3 и т. д.).

Право называть город переходит по кругу от одного ребенка к другому. В случае затруднения ребенок пропускает ход. Победившим считается игрок, который первым дойдет до 10.

В более легком варианте детям в качестве подсказки можно предложить карту. При этом можно ввести дополнительные правила. Например, что каждый игрок имеет право воспользоваться картой только 3 раза и т. д.

Двенадцать месяцев

Цель игры: закрепить названий месяцев года, развивать внимательность.

Возраст : 5–7 лет.

Ход игры: в игре участвуют 12 детей. Дети становятся вдоль намеченной линии. Педагог дает каждому участнику имя – название одного из месяцев.

1) зимние месяцы кружатся как снежинки;

2) последний месяц в году делает один прыжок вперед;

3) летние месяцы должны прокукарекать 2 раза;

4) весенние месяцы должны спеть песенку о весне и т. д.;

Эту игру можно брать как в блоке совместной деятельности, так и как часть занятия.

Аналогичную игру можно проводить на закрепление дней недели.

Цель игры: научить подбирать похожие по смыслу слова.

Оборудование: фишки, шкатулка для фишек.

Возраст : 4–6 лет.

Ход игры: воспитатель спрашивает: «Ребята, у вас есть братья и сестры? А вы знаете, что у слов тоже есть братья и сестры, они очень похожи друг на друга. Например, у слова „холодный“ есть такие братья и сестры, как слова „прохладный“, „зябкий“, „морозный“, „ледяной“, „пронизывающий“ и т. д.». Далее воспитатель предлагает найти и сосчитать братьев и сестер у других слов.

Ребенок, правильно назвавший слово, кладет фишку в шкатулку. Затем дети считают фишки: как много братьев и сестер у слова «хороший», сколько братьев и сестер у слова «ходить».

Угадай-ка

Цель игры: развивать умение определять предмет по отличительным признакам.

Возраст : 4–6 лет.

Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий. Выбранный ребенок покидает групповую комнату. Остальные дети загадывают слово (например, «лиса») и распределяют между собой слова-подсказки. Затем водящий возвращается и говорит слова:

– Выходил я ненадолго. Пропустил я много? Ему отвечают:

– Пропустил ты слово, отгадай, какое!

Мы тебя не бросим, мы подскажем и поможем.

Дети по очереди называют слова-подсказки. Тот ребенок, после подсказки которого было отгадано задуманное слово, становится новым водящим. Игра повторяется.

Возможные варианты:

лиса – пушистая, хитрая, рыжая, плутовка, обманщица и т. д.;

мяч – круглый, резиновый, прыгает, для игры, катается и т. д.;

стол – деревянный, коричневый, квадратный, письменный, столовый, учебный и т. д.

Расскажи мне сказку

Цель игры: развивать образное мышление, фантазию.

Оборудование: набор различных фигур. Возраст: 4–6 лет.

Ход игры: в игре участвуют 3–5 человек. Перед детьми раскладывается набор абстрактных фигур. Детям предлагается взять по фигурке и внимательно их рассмотреть, ответить на что похожа фигура (круг, треугольник, кляксу и т. д.).

Ребенку предлагается придумать маленькую сказку про Колобка, киску и т. д.

Логический ряд

Цель игры: развивать логическое и ассоциативное мышление детей, расширять словарный запас.

Оборудование: предметные картинки.

Возраст : 5–7 лет.

Ход игры: ребенок берет картинку, рассматривает ее, отвечает на вопросы.

Что изображено на картинке? (Роза.)

Какая роза? (Роза красная.)

Что еще бывает красным? (Помидор, шапка, платье, яблоко, ягода.)

Какой еще бывает ягода? (Сочной, вкусной, сладкой.)

Что еще бывает сладким? (Шоколад, чай, пирожное, мороженое, вата.) И так далее. Примеры:

белый снег – белый мех – пушистый мех – пушистый хвост – длинный хвост – и т. д.;

хитрая лиса – красивая лиса – красивая девочка – маленькая девочка – маленькая кукла – красивая кукла – и т. д.;

интересная книга – интересная сказка – любимая сказка – любимая мама – дорогая мама – и т. д.

На самом деле, данное словотворчество может продолжаться до бесконечности, все зависит от фантазии педагога и ребенка. Построение таких рядов развивает ассоциативное и логическое мышление детей, активизирует словарный запас.

Что это?

Цель игры: научить детей определять отличительные признаки предметов

Оборудование : не требуется.

Возраст : 5–6 лет.

Ход игры: выбирается водящий. Водящий задумывает слово и предлагает остальным детям отгадать его.


Дети задают наводящие вопросы. Например:

1) это относится к живой или неживой природе?

2) какого это цвета?

3) какой это формы?

4) что с этим можно делать?

5) как с этим можно играть?

6) другие.

Угадавший слово становится новым водящим.

Домашние и дикие животные

Цель игры: закрепить умение отличать диких животных от домашних.

Оборудование: декорации домика и леса.

Возраст : 3–4 года.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что сейчас он будет называть различных животных.

Если это животное живет в лесу, то и дети должны спрятаться в лесу, а если животное живет рядом с человеком, то ребята должны спрятаться в домик. При этом дети звукоподражанием и движениями могут изобразить этих животных.

Что изменилось?

Цель игры: развивать внимательность, умение грамотно составлять предложения.

Оборудование: различные атрибуты для изменения внешности (бусы, браслет и т. д.).

Возраст : 4–7 лет.

Ход игры: с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий выходит за дверь и что-нибудь изменяет в своей внешности (снимает один носок, ботинок, меняет прическу, добавляет или убирает какие-либо аксессуары – заколку, бусы, браслет, галстук и т. д.). Затем водящий возвращается в группу. Дети должны рассмотреть его и заметить изменения. Дети должны отвечать предложениями типа «Было два носка, а остался один», «У тебя была красная заколка, а теперь белая» и т. д. Ребенок, заметивший больше всего изменений, становится водящим. Постепенно число водящих можно увеличить до 3–5 человек.

Отгадай-ка

Цель игры: развивать умение описывать предмет, выделять его отличительные признаки.

Оборудование: набор предметов или картинок.

Возраст : 4–6 лет.

Ход игры: педагог предлагает детям набор карточек с изображением различных предметов. Карточки перевернуты.


Дети по очереди рассказывают о своем предмете по схеме, предложенной воспитателем: форма – цвет – материал – размер и т. д. (в каких литературных произведениях встречается, вкус, что можно с этим предметом делать и пр.).

Все остальные дети отгадывают предмет, о котором рассказывал их товарищ. Если дети отгадали предмет, рассказчик получает фишку. Выигравшим считается тот ребенок, у кого больше фишек.

Специальным значком обозначается исходная точка, а также дается план движения по группе (в плане цифрой обозначают количество шагов, а стрелкой – направление движения).

Ребенок определяет место старта и, следуя указаниям, отыскивает финишную точку, находит букву. Найденные буквы дети выкладывают на ковре и составляют слово.

Следопыты

Цель игры: учить детей определять положение предмета согласно схеме.

Оборудование: планы-схемы (по количеству детей), наборное полотно (буквы).

Возраст : 6–7 лет.

Ход игры: в игре участвуют 3–5 детей. Воспитатель говорит: «Ребята, я загадал слово, а буквы спрятал в группе. Вы должны найти эти буквы и составить из них слово».

Каждому ребенку дается карточка со схематическим изображением помещения группы (других помещений).

Светлана Сердобинцева
Дидактическая игра «Цепочка слов»

Цель : упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах .

Игровой материал : карточки с предметными картинками (карандаш – шкаф – флажок – куст – топор – ракета – автобус – сачок – ключ – чайник – кошка – ананас – сом – мак – крокодил – лук – краски – иголка – астра - арбуз – зонт – телефон – носорог – гриб – бегемот – телевизор – редис – скворец – цыпленок – кормушка – альбом – мед – диван – нож – жук – комар – росток – кактус – сноп – помидор – рябина – аквариум – муравьи – иволга – апельсин – носки – индюк – колос – стол – ландыш – шар – рак – круг – галстук).

Размер карточек 10 х 6 см, обратная сторона подклеена бархатной бумагой для использования на коврографе.

Ход игры на занятии.

На столах у детей лежат карточки. У воспитателя карточка с изображением карандаша. Воспитатель объясняет : «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов . Наша цепочка начинается со слова карандаш . Следующим будет слово , которое начинается со звука, которым заканчивается слово карандаш . Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове . Если вы найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел первым. А оставшуюся присоединим позже, когда снова потребуется слово с таким звуком ».

Когда будет выложена вся цепочка , воспитатель предлагает детям хором назвать предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове .

Ход игры вне занятия.

Играют 4 – 6 человек . Карточки изображением вниз лежат на столе. Каждый берет себе одинаковое количество карточек. Начинает выкладывать цепочку тот , у кого карточка помечена звездочкой. Следующую карточку прикладывает тот, у кого название изображенного предмета начинается с того звука, каким кончается название первого предмета. Выигравшим считается тот , кто выложит все карточки.