Как поставить себе дикцию. Как развить голос, как развить дикцию, как развить речь

magazine

4.3

Красивая речь – важный фактор для успеха в карьере и личной дизни. Cкороговорки для развития речи и тренировки дикции. Советы - как работать над скороговорками.

"Ещё реже приходится слышать на сцене хорошую скороговорку, выдержанную в темпе, чёткую по ритму, ясную по дикции, по произношению и по передаче мысли. Скороговорка у нас выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Это не скороговорка, а болтание, выплёвывание или просыпание слов. Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов в скороговорке речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок". К.С. Станиславский.

Развитию техники речи диктора, чёткому произношению слов и фраз, дикции диктора помогают русские народные скороговорки. Диктору важно научиться скороговорку произносить чётко, быстро, с разной интонацией (интонация удивления, размышления, восхищения и т.д.), произносить скороговорку шёпотом, но с чёткой артикуляцией согласных при сильном выдохе на гласных и при разомкнутых связках. То есть гласные нужно произносить как бы в рупор, и все звуки в скороговорке артикулировать, а не произносить надрывным звуком, который лишь травмирует горло. В скороговорке диктору необходимо преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть и в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, затем переходите на шёпот и лишь потом - вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости произношения.

Существует закон "сценической" скороговорки (т.е. быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, всё услышать о чём ему говорит диктор, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. Т.е. чем быстрее, тем точнее! Особенно точно указывайте на ударения в сложных словах. Попробуйте почувствовать во всём перспективу: в фразе, в слове, в мысли, понимая и помня, что существует свой темп произнесения слога в слове, слова в фразе, фразы в периоде мысли.

Как научиться красиво говорить? - Работайте над скороговорками для развития речи!

1. (Б,р) - Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.

2. (Б,р) - Все бобры добры для своих бобрят.

3. (Б,д) - Добры бобры идут в боры, а дровоколорубы рубили дубы.

4. (Б) - Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - белой даже не была.

5. (Б,в) - Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные.

6. (Б,п) - Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

7. (Б) - Окул бабу обул, да и Окула баба обула.

8. (В,л) - Вавилу ветрило промоклосквозило.

9. (В,п) - Водовоз вёз воду из-под водопровода.

10. (В,л,д) - Не видно - ликвидны акции или не ликвидны.

11. (В,щ,ш) - Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Скороговорки для развития дикции

12. (В,с) - Свиристель свиристит свирелью.

13. (В,т,р) - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

14. (В,р,ч) - Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

15. (В,р) - Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

16. (Г,в,л) - Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.

17. (Д,б,л) - Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

18. (Д,л,г,з) - Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

19. (Д,р) - Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.

20. (Ж,в) - Вожжи из кожи в хомут вхожи.

21. (Ж) - У ежа ежата, у ужа ужата.

22. (Ж) - Жужжит-жужжит жужелица, жужжит да кружится. Говорю ей, не жужжи, не кружись, а ты лучше спать ложись. Всех соседей перебудишь, коль жужжать под ухом будешь.

23. (Й,р,в) - Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

24. (К,б) - В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

25. (К,в) - Все скороговорки не перевыскороговоришь.

26. (К,п) - Вбили кол в частокол, подприколошматили.

27. (К,т,р) - У Кондрата куртка коротковата.

28. (К,н,л) - Это колониализм? - Нет, это не колониализм, а неоколониализм!

29. (К,п,р) - Из-под Костромы, из-под Костромищи шли четыре мужичищи. Говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.

30. (К,з,с) - Идёт с козой косой козёл.

31. (К,л) - Колотил Клим в один блин клин.

32. (К,р,г) - Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу - грабь граблями гравий, краб.

33. (К,ш,п,н) - Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.

34. (К,р,л) - Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.

35. (К,р,в,л) - Королева кавалеру подарила каравеллу.

36. (К,р,м,н) - Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

37. (К,р) - Курьера курьер обгоняет в карьер.

38. (К,с,в) - Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

39. (К,п) - Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

40. (К,с) - Коси, коса, пока роса, роса долой - и мы домой.

41. (К,л,б) - Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

42. (К,л,ц) - Около колодца кольцо не найдётся.

43. (К,т,н) - Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Скороговорки для дикции

44. (К,л,п,в) - Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

45. (К,р,л) - Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.

46. (Л,ч) - Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса песочку!

47. (Л,к) - Клавка искала булавку, а булавка упала под лавку.

48. (Л) - Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Русские народные скороговорки

49. (Л,н) - На речной мели мы на налима набрели.

50. (Л,м,н) - На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня.

51. (Л) - Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.

52. (Л,б) - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

53. (Л,к) - В Луку Клим луком кинул.

54. (М,л) - Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

55. (П,р,м) - Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

56. (П,х) - Вставай, Архип, петух охрип.

57. (П,к,р) - В пруду у Поликарпа - три карася, три карпа.

58. (П,т,р) - Дробью по перепелам да по тетеревам.

59. (П,к) - Наш Полкан попал в капкан.

60. (П,т) - От топота копыт пыль по полю летит.

61. (П,х) - Осип охрип, Архип осип.

62. (П,р) - Перепёлка перепелят прятала от ребят.

63. (П,г) - Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай - Попугай, попугай, попугай!

64. (П,к,щ) - Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

65. (П) - Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

66. (П) - Когда-то галок поп пугая, в кустах заметил попугая, и говорит тут попугай: "Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая, не смей пугать ты попугая!"

67. (П) - Пошла Поля полоть в поле.

68. (П,р,к) - Пришёл Прокоп - кипит укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп. Как при Прокопе кипит укроп, и так и без Прокопа кипит укроп.

69. (П,р,ч,к) - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего.

70. (П,к,р,т) - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

71. (П,р) - У перепела и перепёлки пять перепелят.

72. (П,р,в) - Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

73. (П,к) - Расскажите про покупки! - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Народные скороговорки

74. (П) - Стоит копна с подприкопёночком, а под копной перепёлка с перепелёночком.

75. (П,к) - Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

76. (П,р,т) - Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.

77. (П) - У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.

78. (П,р,л) - Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

79. (П,т) - Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Шёл через пруд - уцепился за прут.
Упал Ипат - пропали пять лопат.

80. (П,р) - Перпендикуляры рисуют без транспортиров.

81. (П,р,т) - Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

82. (Р,п,т,к) - Забыл Панкрат кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

83. (Р,г) - На ура у гуру инаугурация прошла.

84. (Р,т,в) - Интервьюер интервьюента интервьюером интервьюировал, интервьюировал, да не выинтервьюировал.

85. (Р,л) - Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером.

86. (Р,м,н) - Роман Кармен положил в карман роман Ромена Роллана и пошёл в "Ромэн" на "Кармен".

Скороговорки для развития речи

87. (Р,в) - На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

88. (Р,к) - Ехал грека через реку, видит грека - в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку - цап!

89. (Р,п) - Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

90. (Р,л) - Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она рыла.

91. (Р) - На горе Арарат корова рогами горох собирала.

92. (Р,л,г) - Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

93. (Р,м,т) - Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

94. (С,н) - Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

95. (С,м,н) - В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.

96. (С,к,в,р) - Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

97. (С,к,п,р) - Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

98. (С,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

99. (С) - У осы не усы, не усищи, а усики.

100. (С,м,н) - У Сени с Саней в сетях сом с усами.

101. (С,к,р) - Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

102. (С,нь,к) - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

103. (С,р,т) - Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

104. (Т,р,с) - Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

105. (Т) - Стоит, стоит у ворот Бык тупо-губо-широкорот.

106. (Т,к) - Ткёт ткач ткани на платки Тане.

107. (Т,к) - Толком толковать, Да без толку расперетолковывать.

108. (Т,ть) - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

109. (Т,р) - Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок.

110. (Т) - Не ходи то-то по то-то, не проси то-то того-то - вот тебе то-то за то-то.

111. (Т,к) - Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури турка трубку, не клюй курка крупку.

112. (Ф,ч,н) - У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

113. (Ф) - Фофанова фуфайка Фефёле впору.

114. (Ф,д,б,р) - Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.

115. (Ф,р) - Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

116. (Ф,л,в) - Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

117. (Х,т) - Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!

118. (Х,ч,п) - Был в саду переполох -
Там расцвёл чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

119. (Х,щ) - Хрущи хватают хвощи.
Охапки хины хватает на щи.

120. (Ц,п) - Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

121. (Ц,х) - Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

122. (Ц,р) - Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, все с творогом.

123. (Ц) - Молодец среди овец, а против молодца сам овца.

124. (Ц,к,п,д,р) - Жили-были три китайца
Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.
Жили-были три китайки
Цыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.

Вот они переженились:
Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипе
Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.

И у них родились дети:
У Яка с Цыпой - Шах,
У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой - Шах-Шахмони,
У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони
С Цыпой-Дрипой-Лимпомпони -
Шах-Шахмони-Лимпомпони.

125. (Ч,т) - Четверть четверика гороха, без червоточинки.

126. (Ч,щ,ш) - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

127. (Ч) - Наша дочь речистая, у неё речь чистая.

128. (Ч) - Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

129. (Ч,р) - Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

130. (Ч,р) - У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

131. (Ч) - Обычай бычий, ум телячий.

132. (Ч,ш) - Летят три пичужки через три пустых избушки.

133. (Ш,с) - Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте и сосала сушку.

134. (Ш) - Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

135. (Ш) - Высшие эшелоны шествовали подшофе.

136. (Ш,ж) - В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

137. (Ш) - Шёл Шишига по шоссе, шёл шуpша штанами. Шаг шагнёт, шепнёт: "Ошибка". Шевельнёт ушами.

138. (Ш) - Шесть мышат в камышах шуршат.

139. (Ш) - Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

140. (Ш,м) - Яшма в замше замшела.

141. (Ш) - Шли сорок мышей, несли шестнадцать грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

142. (Ш,к) - Два щенка щека к щеке щиплют щёку в уголке.

143. (Ш,р) - Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

144. (Ш,с) - У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

145. (Ш,к) - У Сашки в кармашке шишки и шашки.

146. (Ш,к,в,р) - Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

147. (Ш,ж) - Поршень - не шершень:
не жужжит, тихо скользит.

148. (Ш,р,к) - У крошки матрёшки пропали серёжки.
Серёжки Серёжка нашёл на дорожке.

149. (Ш,с,к) - Глядят подсолнухи на солнышко,
А солнышко - на подсолнушки.

Но подсолнухов много у солнышка,
А солнышко одно у подсолнушка.

Под солнцем подсолнух солнечно смеялся пока зрел.
Созрел, подсох, склевался.

150. (Ш,р) - Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

151. (Ш,с) - Саша шустро сушит сушки.
Сушек высушил штук шесть.
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

152. (Ш,п,к) - У Ерёмы и Фомы кушаки - во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит, шитым бархатом покрыт.

153. (Ш,р) - Шушера шушере шуршала,
Что шурша шушере шуршать мешала.

154. (Ш) - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

155. (Ш,к) - Трошкина шавка
Укусила Пашку.
Бьёт Пашка шапкой
Трошкину шавку.

156. (Ш,к,ч) - Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
Целый день на пороге избушки
Тараторили, будто индюшки.
Замолкали на соснах кукушки,
Выползали из лужи лягушки,
Тополя наклоняли макушки -
Услыхать, что болтают старушки.

157. (Ш,к,п) - Пашкина шавка укусила Павку за ногу, бьёт Павка шапкой Пашкину шавку.

158. (Щ,т) - Тщетно тщится щука ущемить леща.

159. (Щ,т) - Тащу, тащу… боюсь не дотащу,
Но точно не выпущу.

160. (Щ,ж,ц) - В луже, посредине рощи
Есть у жаб своя жилплощадь.
Здесь живёт ещё жилец -
Водяной жук-плавунец.

161. (Щ,ж,ч) - Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

162. (Щ,ч) - Щеночкам щёточками чистили щёчки.

163. (Щ,ч) - Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

164. (Щ,т) - Волки pыщут - пищу ищут.

Многим доводилось слышать выступления ораторов, которым не требовалось привлекать внимание слушателей фразами: «Не отвлекайтесь», «Послушайте меня» и т. д. Что это? Врожденный талант? Возможно, невероятно интересная или актуальная тема? Грамотное построение речи? Вероятно, и то, и другое. Проще говоря, владение . Нет сомнений в том, что слушать внимательно и с удовольствием будут только человека, обладающего чёткой, грамотной речью . Пожалуй, не вызовет споров и утверждение о том, что хорошая дикция нужна не только работникам средств массовой информации и публичным людям, сотрудникам call-центров или консультантам.

Хорошо поставленная, грамотная речь - одна из необходимых составляющих карьерного роста в тех сферах, где общения с людьми не избежать. Она необходима всем.

Как развить дикцию?

Как развить хорошую дикцию? Безусловно, как и в любом деле, необходимо несколько слагаемых для достижения успешного результата: желание, время и терпение. Развитие дикции у взрослых можно осуществлять самостоятельно - достаточно ежедневно выделять время и заниматься. Существует большое количество относительно простых упражнений , влияющих на улучшение техники речи и развитие дикции. Известный всем с детства способ - . Повторяя как можно чаще эти небольшие ритмичные фразы, можно достичь заметного результата уже через несколько недель. Как быстро улучшить дикцию людей, имеющих небольшие дефекты речи? В этом случае следует уделить внимание скороговоркам, способствующим решению конкретной проблемы.

Например, при проблемах с шипящими и свистящими звуками, чаще произносить фразы, где таких звуков много, например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

Исправление дикции у взрослых, либо развитие её у подростков также вполне возможно производить самостоятельно – в зависимости от требований к срокам и результату. Для самостоятельной работы рекомендуется произносить скороговорки, поместив в полость рта (за щёку) по одному грецкому ореху с каждой стороны. Прогресс будет ощутим довольно быстро.

Как улучшить дикцию и речь посредством контроля дыхания?

Это очень важный аспект в деле улучшения дикции и речи. Существует довольно много различных упражнений, которые, в основном, способствуют тому, чтобы научить человека произносить как можно более длинные тексты, не прерывая их вдохами или паузами в тех местах, где это нарушило бы смысловую либо эмоциональную нагрузку текста. очень важно для оратора.

Как исправить дикцию, проводя время за чтением любимых книг? Нужно читать вслух , чётко артикулируя все звуки, обращая внимания на эмоциональность текста. Начав с хорошо знакомых произведений, можно перейти к абсолютно незнакомым текстам. Хорошим упражнением, которое направлено не только на развитие дикции, но и на умение держаться перед большой аудиторией и улучшение памяти, являются стихотворные произведения.

Можно выучить несколько стихотворений, постепенно увеличивая их размер, и рассказывать в кругу семьи или среди друзей. Важно следить за дикцией, не огорчаясь возможным огрехам, но внимательно их фиксируя.

В этой ситуации потребуется помощь специалистов. Как и в случае, когда требуется устранить серьёзный дефект речи, лучше обратиться к профессионалам – в индивидуальном порядке или на групповые специализированные курсы, где помогут выявить все недостатки речи, на которые слушатель мог и не обращать внимание. Люди, для которых постановка речи является профессией, подберут индивидуальные упражнения и подскажут, как поправить дикцию именно в Вашем случае.

Дикция – это ясное, точное, отчетливое произношение слов, словосочетаний, предложений. Она определяет разборчивость речи и ее восприятие другими людьми. Развитая дикция нужна в повседневной жизни при общении с окружающими, для успешного карьерного роста во многих сферах бизнеса, а что уж говорить о людях, профессия которых обязывает иметь поставленную речь (певцы, дикторы, ораторы, актеры и т.д.).

Другой вопрос – как развить дикцию – содержит более глубокий смысл, поэтому рассмотрим несколько способов комплексно улучшающих этот навык.

Развитие дикции подразумевает работу над постановкой голоса и правильного дыхания. Для этого можно выполнять ряд упражнений самостоятельно:

  • Развиваем дыхание. Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, положите одну руку на грудь, а вторую – на живот. Дышите медленно, чувствуя поток воздуха. Вы должны выпячивать живот вперед, а грудь при этом должна оставаться неподвижной. Так вы разрабатываете диафрагму.
  • Находясь в том же положении, резким движением носом вдохните как можно больше воздуха. Задержите дыхание на 3-5 секунд и так же резко выдохните через рот.
  • Вдохните ртом как можно больше воздуха. При выдохе произносите согласные буквы (а,о,у,ы,э,и), как будто вытягивая их. У вас получится сплошной поток плавных переходов («ааааооооууууыыыыээээиии»). Старайтесь, чтобы каждая буква звучала громко и отчетливо.
  • Во время этого упражнения все время держите рот закрытым. Вдохните как можно сильнее через нос. При выдохе попробуйте «мычать», затягивая букву «м». Контролируйте, чтобы это действие длилось долго, и звук был максимально громким.
  • Вдохните больше воздуха, а при выдохе «рычите», произнося букву «р». Не факт, что это получится с первого раза, но после нескольких попыток вы увидите результат.

Тренировать дыхание нужно регулярно. Эти упражнения не займут более 15-20 минут в день (каждому заданию уделяйте не более 3 минут). Практикуйтесь перед зеркалом и следите за правильностью выполнения. Наше тело не всегда в точности выполняет то, чего мы от него хотим.

Развиваем дикцию

Одновременно с постановкой голоса можно развивать дикцию и речь. Для этих целей лучше всего подойдут скороговорки. Но перед их произношением нужно как следует размять мышцы языка, лица, артикуляционный аппарат и губы. Это помогут сделать следующие упражнения:

  • Высуньте язык полностью, как можно дальше. Затем верните его в прежнее положение. Продолжайте выполнять эти манипуляции в течение 2-3 минут.
  • Толкните языком щеку. Вы должны как будто «уколоть» ее. Сделайте то же самое со второй щекой. Продолжайте выполнять действия в течение 4 минут.
  • Рот держите закрытым. Начинайте двигать языком, как будто чистите им зубы с внутренней стороны. Делайте это непрерывно и интенсивно в течение 3 минут.
  • Высуньте язык и выполняйте им вращательные движения. Сделайте 20 раз вправо и столько же влево.
  • В этом упражнении развиваем мышцы губ. Вытягиваем их в форму уточки (трубочкой), затем растягиваем широкую улыбку. Чередуем эти движения в течение 2 минут.
  • Надуйте щеки. Начинайте крутить получившийся воображаемый «пузырь» по кругу. Выполняйте действие не менее 3 минут.
  • Слегка покусывайте нижними зубами верхнюю губу и наоборот. Занимайтесь перед зеркалом, чтобы контролировать себя. Длится упражнение не менее 3 минут.
  • Очень эффективный способ – это построение всяких рожиц. Корчите гримасы, выпучивайте глаза, показывайте язык. Делайте все, что можете придумать, со своим лицом, позвольте себе подурачиться. Лучше это делать перед зеркалом в течение 3 минут.

Очень полезно выполнять эти упражнения перед публичным выступлением, чтобы размять мышцы и артикуляционный аппарат.

После разминки можно приступить непосредственно к скороговоркам. Вот одни из самых эффективных:

  1. Магнат Егор на горе загорал, на магната Егора магнит упал.
  2. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова, а пили дрова.
  3. Расскажи про скороговорки. Про какие скороговорки? Про скороговорки, про скороговорки, про скороговорочки мои!
  4. Расскажи мне про сосиски! Про какие про сосиски? Может, про покупки? А, ну да, про покупки.
  5. Трансплантация брандспойта отдавала дилетантством.

Чтобы развить внятную речь, можно пользоваться не только этими скороговорками. Для дикции подойдут любые, которые вы сможете найти. Произносите их чаще, но только после разминки. Есть из придуманных, обучившись которой вы однозначно значительно улучшите вашу дикцию. Также вы можете самостоятельно.

Вот еще несколько эффективных упражнений для развития дикции:

  • Зачитывайте свое любимое стихотворение, резко подчеркивая интонационно окончание каждого слова.
  • Откройте обычный словарь русского языка. Выберите слова, которые кажутся вам самыми труднопроизносимыми. Повторяйте их до тех пор, пока не научитесь выговаривать каждое из них без труда.
  • Встаньте перед зеркалом и зачитайте наизусть отрывок из любимого прозаического произведения. Контролируйте произношение, эмоциональность, мимику лица.
  • Если скороговорки кажутся вам слишком легким заданием, перед их произнесением положите в рот несколько мелких орешков. Теперь говорите, максимально приближаясь к правильному произношению.
  • Прочитайте отрывок из любимого произведения с закрытым ртом.
  • Если вы занимаетесь спортом, вам подойдет следующее упражнение. Наденьте наушники и повторяйте все, что говорят в плеере (текст песни или аудио-книга) во время бега. Это усложняет произношение. Но не кричите слишком громко, чтобы не пугать окружающих.

Грамотную речь невозможно развить, выполняя лишь вышеперечисленные упражнения. Хотите проверить, насколько поставлена и развита ваша речь? Представьте себя на месте вашего слушателя. Достаточно ли вы эрудированны и уверены в себе, чтобы вас хотелось слушать часами? Если ответ отрицательный, вам есть над чем работать.

Как развивать дикцию, мы разобрались, теперь попробуем развить свою речь и сделать ее богатой. Для этого подойдут некоторые методики:

Добиться заметных результатов в развитие своей дикции и при этом поставить речь можно примерно за 3 месяца, с учетом каждодневных занятий.

Станиславский о развитии дикции

По словам Станиславского, слово – самый конкретный выразитель мысли человека. О том, как выработать дикцию, он говорит в трех разделах второго тома «Работы актера над собой». Ниже приведены правила и упражнения, составленные на основе рекомендаций Станиславского:

  1. Часто мы посещаем лекции, семинары, тренинги, но попросту засыпаем на них, потому что нам скучно. При этом лектор говорит четко и понятно, дефектов речи у него не наблюдается. Проблема кроется в эмоциональной окраске. Читайте и говорите выразительно.
  2. Нужно уметь говорить в разных тонах. Развить это умение поможет следующее упражнение. Читайте стихотворение вслух таким образом, чтобы одна строчка звучала громко, вторая – тихо и так до конца произведения.
  3. Потренироваться в проявлении разных эмоций можно, читая одну и ту же фразу, но с разными эмоциональными оттенками. Например, можно говорить одно и то же с грустью, радостью, отчаянием, гневом, удивлением.

Дикцию и речь поставить не так трудно, как научиться работать с эмоциями.

Слушайте себя

Как понять, что дикция и голос улучшились, что вы работаете в правильном направлении? Конечно, нужно послушать себя. Запишите свою речь на диктофон и оцените, что изменилось, чего вы добились, а что еще нужно корректировать. Сделайте выводы о том, как разработать дикцию конкретно в вашем случае, на что надавить, а чему уделить меньше внимания.

Оценивать голос желательно на «свежую голову», то есть, спустя несколько часов после тренировки речи, полностью отдохнув и будучи в хорошем настроении. Тогда оценка будет более объективной, а вы поймете, как развить дикцию и избежать новых ошибок. Записывайте свой голос до тех пор, пока произношение не покажется вам идеальным.

Мы разобрались, как развить свою дикцию, как правильно тренировать речь и сделать ее эмоциональной. Занимайтесь регулярно, и даже в домашних условиях вам удастся достичь весомых результатов и больше не останавливаться на волнующей вас проблеме — как поставить и натренировать дикцию.

Дикция. Упражнения.

Хотите научиться говорить так, чтобы вам внимали с открытым ртом и восхищенным взглядом? А может, вы хотите с успехом выступить в аудитории или даже блестяще пройти конкурс на диктора? Может быть, вы хотели иметь такую специальность, в которой очень важна постановка голоса и красивое звучание, но в силу неразвитости и бедной окраски тембра своего голоса даже и не пытаетесь осваивать желанные просторы?

Не огорчайтесь! С помощью упражнений, предложенных в статье, вы можете поработать над своим речевым аппаратом и добиться объемного и полного звучания собственного голоса, красивого по тембру, с большим диапазоном. И что очень важно – улучшив дикцию речи, вы почувствуете уверенность в себе и повысите свою самооценку. Ваши шансы найти высокооплачиваемую работу, предполагающую широкие контакты с людьми различных социальных групп и лидеров верхушки, заключение всевозможных сделок и договоров, продвижение какого-либо продукта существенно возрастут, поскольку приятный и легко модулирующий голос, принимающий в нужной ситуации определенные оттенки, быстрее расположит к вам слушающего человека.

Вводные упражнения:
Прежде чем начинать выполнение упражнений, позаботьтесь о соответствующей обстановке. Выберите достаточно просторное место или комнату, чтобы ничего не отвлекало вас и не мешало, даже было бы неплохо убрать лишние вещи, чтобы обеспечить достаточную акустику.

Рекомендуем отвести на выполнение каждого из упражнений по развитию дикции 5-10 минут и переходить к следующему только после того, как достаточно хорошо освоили текущее.
В первую очередь надо поработать над дыханием. Во время выполнения этого упражнения вы должны постоянно дышать через нос, следите за этим.

1. Работа над вдохом-выдохом
Одним из первых упражнений для улучшения дикции является правильное дыхание Выдох: расставьте ноги на ширине плеч, руки на пояс и сделайте медленный выдох через маленькое отверстие в губах так, чтобы ощущалось сопротивление воздуха губами. При этом мысленно проговаривайте любое четверостишие, какое придет в голову.
Проделайте такое упражнение в сочетании с ходьбой, бегом, имитацией кошения травы, колки дров, подметания веником и т.д.
Правильный выдох будет ровным, эластичным, он не должен сбиваться при различном положении тела и вы ощутите напряжение нижереберных мышц, тренируя которых, добьетесь нужного выдоха.
Вдох: наклонитесь медленно вперед так, чтобы спина была прямой и сделайте вдох; выпрямляясь назад, сделайте выдох и тяните звуки «ги-м-м-м…» с одновременной ходьбой.
Теперь вернитесь к начальному положению, снова неторопливо наклонитесь на вдохе, раскиньте руки в стороны и сведите их за головой. В таком положении выпрямляйтесь на выдохе и тяните: «гн-н-н…» с одновременной ходьбой.
Вслед за этим необходимо выполнить еще одно упражнение для улучшения носового дыхания.
При закрытом рте делаем короткий вдох носом, расширяя ноздри, а при выдохе похлопываем по ним своими пальцами.
Повторяя предыдущее упражнение, на выдохе тянем звуки «М» и «Н» и постукиваем кончиками пальцев по ноздрям в порядке очередности каждую.
При открытом рте делаем вдох через нос и медленно выдыхаем через рот, так повторяем несколько раз, не закрывая рта.
Теперь сделайте массаж: нажимая, поглаживайте межреберные мышцы, затем мышцы живота синхронными круговыми движениями рук, что поможет улучшить кровообращение в мышцах и подготовит их к дальнейшим упражнениям.

2. Тренировка мышц неба
Неторопливо произнесите 3 раза подряд согласные «К» и «Г», потом почти не открывая рта, но при открытом зеве без голоса произнесите 3 раза гласные «А», «О», «Э».
Прополоскайте рот воздухом так, как вы это делаете водой, проследите, чтобы ощущения были схожими.
Раскройте рот на ширине двух пальцев между зубами и произнесите «АММ…АММ» так, чтобы «А» было шепотом, а «М» – звонким и так повторяйте несколько раз.

3. Тренировка губ и языка
Тренировка губ и языка Для тренировки верхней губы произнесите «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», а для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
Придайте расслабленному языку форму лопаты и положив его на нижнюю губу, произнесите «И», «Э», повторите несколько раз.
Придайте языку форму изогнутого крючка и проведите острием по небу, одновременно произнося «О», «У».
Тяните звук «М» при закрытом рте и внутренних движениях языка по небу, щекам и губам.

4. Упражнения для выявления и закрепления центрального речевого голоса, освобождение от мышечных зажимов
Произнесите любую скороговорку с помощью согласных звуков, гласные должны быть беззвучными и длительными.
Затем проговорите то же самое в полный голос, внимательно прислушиваясь к себе, вы почувствуете свой центр речевого голоса, т.е. определите, при каком положении артикуляционного аппарата он будет звучать легко и непринужденно.
То же самое проделайте с наклонами головы, поочередно вперед-назад и влево-вправо.
Прочтите скороговорку указанным способом, но выдвигая язык на губы, упуская и заменяя тем самым произношение гласных.
Глубоко вдохните и задержите дыхание (лучше зажать нос пальцами) и громко читайте любой текст. Выдохните и снова вдохните через нос в тех местах текста, где это нужно по смыслу и грамматическим паузам (и так выполняйте во всех положениях тела).
После этих упражнений прочтите текст еще раз уже естественным голосом, и прислушайтесь к его звучанию, отметив разницу в дикции до и после упражнений.

Упражнения для улучшения дикции:

После выполнения всего вышеописанного можно переходить к упражнениям, улучшающим дикцию. Они направлены на устранение наиболее распространенных погрешностей в произношении, обусловленные неразвитостью речевого аппарата.

1. Слабая нижняя челюсть
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» и т.д. При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается. После повторения проделайте их в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.
То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

2. Мягкое небо
Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.
Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.
Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».

3. Вялый язык и губы
Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

проговаривайте «БЯ» , положив язык на нижнюю губу;
произносите звуки «АС» , быстро высовывая и убирая язык за зубы;
произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ» ;
для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;
сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М» , затем улыбнитесь.

4. Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта
При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!» , которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».
Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М» , затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

5. Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов
Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ» ) – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.
Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

6. Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе
В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.
Упражнения для улучшения дикции Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание, МирСоветов рекомендует снизить темпы и постепенно их увеличивать, доводя до максимума.

7. Развитие диапазона и усиление голоса
Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.
После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.
По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

Ещё один ряд очень полезных упражнений, выполнение которых в короткие сроки даст ощутимый результат:

1. Произносите поочередно следующие гласные звуки, стараясь максимально удлинять каждый звук на одном выдохе:

А – О – У – Э – Ы – И

Сначала после каждого звука добирайте дыхание. Затем на одном дыхании произносите три звука: А-О-У, добирайте воздух и продолжайте Э-Ы-И, а потом добивайтесь того, чтобы все звуки произносить подряд на одном дыхании.

2. Затем следуют упражнения на звукосочетания:

ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ­ -П ТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ­ -ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ­ -КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ­ -Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ­ -НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ­ -МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ­ -ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ­ -РТИ

3. Следующие строфы из В.БРЮСОВА следует читать сначала медленно, артикулируя каждый звук, и постепенно переходить к скороговорке:

ПЕРЕКИДЫВАЕМЫЕ, ОПРОКИДЫВАЕМЫЕ
РАЗОЗЛИЛИСЬ, РАЗБЕСИЛИСЬ БЕЛОУСЫЕ УГРИ.
ВНИЗ ОТБРАСЫВАЕМЫЕ, КВЕРХУ ВСКИДЫВАЕМЫЕ
РАСПЛЕТАЛИСЬ И СПЛЕТАЛИСЬ ОТ ЗАРИ И ДО ЗАРИ.
ЗМЕИ ВЗДРАГИВАЮЩИЕ, ЗМЕИ ВЗВИЗГИВАЮЩИЕ,
ЧТО ЗА ПЛЯСКУ, ЧТО ЗА СКАЗКУ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ВО МГЛЕ
МГЛАМИ ВЗВИХРИВАЕМЫМИ ПУТЬ ЗАБРЫЗГИВАЮЩИЕ,
ВЫ ЗАКРЫЛИ, ЗАСЛОНИЛИ ВСЕ ФАРВАТЕРЫ К ЗЕМЛЕ.
ТЬМАМИ ВСАСЫВАЮЩИМИ ОПОЯСЫВАЕМЫЕ,
ЗАМЕТАЛИСЬ, ЗАТЕРЯЛИСЬ В ОКЕАНЕ КОРАБЛИ,
С НЕУДЕРЖИВАЕМОСТЬЮ ПЕРЕБРАСЫВАЕМЫЕ,
ВОДОЗМЕИ, ОГНЕЗМЕИ ИХ В ПУЧИНУ ЗАВЛЕКЛИ.
ЧЕМ ОБМАНЫВАЕТЕ ВЫ? НЕ СТРЕМИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ИЗГИБАНИЙ, ИЗВИВАНИЙ ДЛИННОВЫТЯНУТЫХ ТЕЛ?
И ЗАЛАСКИВАЕТЕ ВЫ НЕ МЕДЛИТЕЛЬНОСТЯМИ ЛИ
ЛАСК ПЬЯНЯЩИХ, УВОДЯЩИХ В НЕИЗВЕДАННЫЙ ПРЕДЕЛ?

Скороговорки (ещё больше скороговорок Вы можете найти на нашем сайте ):

У быка бела губа была тупа;
Обычай бычий, ум телячий;
Купи кипу пик;
От топота копыт пыль по полю летит;
Пол четверти четверика гороху без червоточинки;
Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои;
На дворе трава, на траве дрова Раз дрова, два дрова, три дрова;
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши;
Под жгуче-желтым абажуром жук летает и жужжит;
Король-орел, орел-король;
Топоры остры до поры, до поры остры топоры;
Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши;
Прозаседавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшим­ ся в Константинополе;
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Гекзаметры:

1. Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос;
Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев;
Платье надев, изощренный свой меч на плечо он повесил;
После, подошвы красивые к светлым ногам привязавши,
Вышел из спальни, лицом лучезарному богу подобный.
Звонкоголосых глашатаев царских созвав, повелел он
Кликнуть им клич, чтоб на площадь собрать густовласых ахеян;
Кликнули те; собралися на площадь другие; когда же
Все собралися они и собрание сделалось полным,
С медным в руке он копьем перед сонмом народным явился –
Был не один, две лихие за ним прибежали собаки.
Образ его несказанной красой озарила Афина,
Так что дивилися люди, его подходящего видя.
Старцы пред ним раздалися, и сел он на месте отцовом.

2. Урну с водой уронив, об утес её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

3. Помни, товарищ, что нужно всегда перед речью сначала.
Воздуха сделать запас, расширивши клетку грудную,
Низ живота подтянуть, чтоб для звука имелась опора.
Плечи во время дыхания должны быть в покое, недвижны.
Воздуха зря не расходуй, всегда насыщай его звуком.
Каждый из этих стихов говори на одном выдыханьи,
И говори, сохраняя расширенной клетку грудную,
И в положеньи подтянутом низ живота оставляя.
Чтенье окончив строки, - иль стиха, как её называют, -
Паузу краткую выдержи точно, во время которой
Воздуха часть добери, только пользуясь нижним дыханьем.
Строго всегда наблюдай, чтобы слово отчетливо было:
Гласные звуки, согласные правильно артикулируй;
Рот не ленись раскрывать, чтобы речь не цедилась сквозь зубы,
Звук же вперед направляй, дабы он резонировал “в маске”.
Прежде чем тон изменять по высотам, длиннотам и силе,
В ровности ты укрепись и в достаточной громкости звука;
Слушай себя и следи, чтобы голос не слабнул, не падал;
Чтоб равномерно звучали стихи и в конце и в начале.
Медленно, мерно, отчётливо ясно, без крика, но звучно –
Вот как на первых порах надлежит проводить упражненья.

1. Широко отрыть рот, закрыть рот
Верхнюю губу подтянуть вверх, обнажая зубы
Нижнюю губу подтянуть к нижним деснам, обнажая зубы
Чередовать движение верхней и нижней губ
Открыть рот и делать скользящие движения верхней губы, натягивая ее на зубы
Открыть рот и нижнюю губу натягивать на зубы, затем оттягивать губу вниз, обнажая нижние зубы
Губы вытянуть вперед в трубочку, растянуть в улыбке
Рот открыт, язык вытянут вперед, тянуться языком к кончику носа и подбородку поочередно
Рот полуоткрыт, губы сомкнуты, языком делать «уколы» то в одну, то в другую щеку
Рот полуоткрыт, высовывать язык наружу «жалом», затем вернуть в исходное положение
Губы сомкнуты, вращательное движение языком под губами в одну и в другую сторону
Рот открыт. Присасывание кончика языка к альвеолам (бугоркам на верхнем небе) и резкие отпускания. Должен раздаваться звук «цоканье»

2. Упражнение “Аквалангист”

Это упражнения на развитие грудного дыхания. Нужно стараться произносить слова, первые буквы которых подчеркнуты, как бы изнутри, из живота, на выдохе. Попробуем?


Я становлюсь Аквалангистом
Все ниже опускаюсь, ниже
А дно морское ближе, ближе
И вот уж в царстве я подводном
Хоть опустился глубоко
Но голосом грудным свободным
Распоряжаюсь я легко
Чтоб овладеть грудным регистром
Полезно стать аквалангистом

3. Упражнения для развития дикции. Упражнение А.В. Прянишникова:

Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражнении
Следует клетку грудную расширить слегка при этом
Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье,
И последи, чтобы грудь не сжималась в течении речи,
Так как при выдохе движется одна диафрагма.
Чтенье, окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздуха сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Четко следи, чтобы каждое слово услышано было:
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса звук был свободен.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем убрать упражненье на темп, высоту и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался. Выдох вести экономно, с расчетом на каждую строку:
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность -
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражнении.

3. Трудновыговариваема­я

Мы все знаем, что в некоторых словах встречаются очень сложные для выговаривания буквосочетания. В этом коротеньком упражнении собраны все самые “трудновыговариваем­ые” слоги. если вы научитесь проговаривать их, вам ничто не страшно.

ЛРИ - РЛИ, ЛРЭ - РЛЭ, ЛРА - РЛА, ЛРО - РЛО, ЛРУ - РЛУ, ЛРЫ - РЛЫ
МНИ - НМИ, МНЕ - НМЕ, МНА - НМА, МНО - НМО, МНУ - НМУ, МНЫ - НМЫ
КПТИ - ГБДИ, КПТЭ - ГБДЭ, КПТА - ГБДА, КПТО - ГБДО, КПТУ - ГБДУ, КПТЫ - ГБДЫ
ПТКИ - ГБДИ, ПТКЭ - ГБДЭ, ПТКА - ГБДА, ПТКО - ГБДО, ПТКУ - ГБДУ, ПТКЫ - ГБДЫ
ЗЖДРИ, ЗЖДРЭ, ЗЖДРА, ЗЖДРО, ЗЖДРУ, ЗЖДРЫ

5. Скороговорки (ещё больше скороговорок Вы найдете на нашем сайте):
Мы все знаем пользу скороговорок, вот небольшая подборка тех, которые мне очень нравятся или по содержанию, или по своей сложности:

От топота копыт, пыль по полю летит
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла
Рыла свинья белорыла пупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла подрыла
У нас на дворе - подворье, погода размокропогодилась
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа
Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшего­ ся Николку
Интервьюер интервента интервьюировал
Бомбардир бомбардировал Брандербург
Константин констатировал
А мне не до недомагания
Не велик бицепс у эксгибициониста
Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал лорингиты
Из-за пригорка, из-под приподвыподверта зайчик расприподвыподверну­ лся
К Габсбургам из Страсбурга, приехал Вахмистр с Вахмистершей и Ротмистр с Ростмистершей, но Вахмистр с Ротмистершей, а Ротмистр с Вахмистершей из-под Сыктывкара
На мели мы лениво, налима ловили, для меня вы ловили линя. О любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня
Речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку, за скороговорочкой
Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,­ надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить­ и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь
Командир говорил про полковника, про полковницу, про подполковника, про подполковницу промолчал, а говорил что у гусыни усов не ищи - не сыщещь, что чешуя у щучки, щетинка у чушки, что около кола - колокола, что у осы не усы, не усища, а усики
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшим­ ся в конституционном городе Константинополе и спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные­ пневмомешковыколачи­ ватели

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги.
1. па, по, пу, пы, пэ
пя, пё, пю, пи, пе
та, то, ту, ты, тэ
тя, тё, тю, ти, те
са, со, су, сы, сэ
ся, сё, сю, си, се
жа, жо, жу, жи, же

2. ап, оп, уп, ып, эп
ат, от, ут, ыт, эт
ас, ос, ус, ыс, эс
аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности поизнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
Прочтите скороговорки:

Прохор и Пахом ехали верхом.
Галка села на палку, палка ударила галку.
От топота копыт пыль по полю летит.
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду из водопровода.
У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.
Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Зажужжала пчела, дожужжалась паука.
Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.
Корабли лавировали, да не вылавировали.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь­ .

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется причтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнеснием согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

От четкости и грамотности произношения отдельных звуков, всего слова и больших предложений складывается впечатление о человеке.

Грамотная и четкая речь – это признак образованного человека, его весомое преимущество, которое можно использовать во многих жизненных ситуациях. Умение включает несколько составляющих – это и поставленная дикция, и выразительность речи, и богатый словарный запас, и грамотная структуризация речи.

Упражнения для развития хорошей дикции:

Подготовить слова, написать грамотный и убедительный текст может быть и просто, но произнести его будет уже не так легко. Плохая дикция и артикуляция речи может полностью испортить тщательно подготовленное выступление. Развитие дикции, умение красиво говорить необходимо в повседневной жизни, как при общении с друзьями и близкими, так и в разговоре с коллегами по работе, деловыми партнерами и клиентами.


Дикция подразумевает четкое произнесение всех звуков, верно поставленное ударение, отсутствие проблем с артикуляцией. Нарушения артикуляции связаны с дефектами речевого аппарата, который отвечает за отчетливое произношение. Также качество дикции снижается из-за несоблюдения темпа речи и появления нечетких окончаний.




Практически все проблемы дикции при желании можно исправить. Для этого необходимо регулярно тренироваться.


СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ

Скороговорки известны нам с детства. Это ритмические предложения, с набором слов, где часто встречается определенный звук или несколько звуков. Частое проговаривание скороговорок поможет научить артикулировать нужный звук правильно. Регулярные упражнения сделают речь быстрой и четкой.

Следует начинать с простых скороговорок. Для начала темп из произнесения должен быть невысоким, постарайтесь отчетливо выговаривать слова и звуки. Постепенно скорость нужно увеличивать. Когда вы достигните совершенства в произнесении простых скороговорок, то можно брать более сложные конструкции. Это поспособствует развитию хорошей дикции речи.

Дополнением к скороговоркам будет размещение во рту преграды, препятствующей правильной артикуляции. Этот прием можно увидеть в фильме «Карнавал» (также он описывается во многих книгах по обучению ораторскому искусству). Там героиня произносила скороговорки, положив в рот орехи. Можно заменить орехи винной пробкой. Если научиться четко выговаривать слова с помехой, то при ее отсутствии речевой аппарат начнет работать лучше, и дикция усовершенствуется.

Наш голос звучит совсем не так, как нам кажется. Поэтому хорошим упражнением для развития дикции будет исправление дефектов речи по диктофонным записям. Прочитайте отрывок из книги, а затем прослушайте полученный результат. Отметьте все недочеты и дефекты, в следующий раз постарайтесь их исправить. Записывать необходимо до получения идеального результата.

ТРЕНИРОВКА ДЫХАНИЯ

Нехватка дыхания – это известная проблема, с которой мы сталкиваемся даже в повседневной жизни. А на докладах или публичных выступлениях это смотрится проигрышно, так как предложение получается прерывистым, эффект от произнесенных слов не всегда выражается в полном объеме. Избавиться от этого поможет тренировка диафрагмы. Одно из упражнений для развития дикции – нужно тянуть гласный звук на выдохе. Сначала дыхания будет хватать на несколько секунд, но при постоянной тренировке можно достичь 25 секунд. Следующий этап упражнения – это изменение высоты голоса. Также дыхание можно тренировать, надувая воздушные шарики.