Требования участников соловецкого восстания. Соловецкое восстание

Посреди Белого моря на Соловецких островах находится одноименный монастырь. На Руси он прославлен не только, как величайший среди монастырей, поддерживающих старые обряды. Благодаря сильному вооружению и надежному укреплению Соловецкий монастырь во второй половине 17 века стал важнейшим постом для военных, отражающих атаки шведских захватчиков. Местные жители не оставались в стороне, постоянно поставляя его послушникам провиант.

Знаменит Соловецкий монастырь и иным событием. В 1668 году его послушники отказались принять новые церковные реформы, утвержденные патриархом Никоном, и дали отпор царским властям, организовав вооруженное восстание, именованное в истории Соловецким. Сопротивление длилось вплоть до 1676 года.

В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество.

Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений.

До последнего Московское правительство надеялось на тихое урегулирование конфликта и запрещало атаковать Соловецкий монастырь. А в зимнее время полки вообще оставляли осаду, возвращаясь на большую землю.

Но в итоге власть все же решилась провести более сильные военные атаки. Произошло это после того, как Московское правительство узнало о сокрытии монастырем недобитых некогда отрядов Разина. Было решено атаковать стены обители из пушек. Воеводой, возглавившим подавление восстания, назначили Мещеринова, который немедленно прибыл в Соловки для выполнения распоряжений. Однако, сам царь настаивал на помиловании виновников мятежа в случае их раскаяния.

Нельзя не отметить, что желающие покаяться царю нашлись, но были немедленно схвачены другими послушниками и заточены в темницу в монастырских стенах.

Не раз и не два полки пытались захватить осажденные стены. И лишь после продолжительных штурмов, многочисленных потерь и доклада перебежчика, который указал неизвестный до тех пор вход в крепость, полки наконец заняли ее. Отметим, что на тот момент на территории монастыря осталось очень мало бунтующих, а тюрьма была уже пуста.

Предводители мятежа в количестве примерно 3 десятков человек, старавшихся сохранить старые устои, были немедленно казнены, другие монахи сосланы в остроги.

Как итог, Соловецкий монастырь — теперь лоно новообрядчества, а его послушники — исправные никониане.

22 июня 1668 года по указу царя Алексея Михайловича стрельцы во главе с Игнатием Волоховым высадились на Соловецком острове. Цель была одна – сломить непокорных монахов и заставить их принять реформы патриарха Никона. Так началось 8-летнее Соловецкое сидение.

О причинах

Сегодня сложно дать однозначный ответ о причинах, по которым соловецкие монахи отказались принять новую веру. То ли в силу того, что реформатор Никон был лучшим учеником Елеазара Анзерского, то ли из-за бывшего заключенного Соловецкого монастыря Арсения Грека, который стал правой рукой Никона? А, может, монахи не могли простить Никону отнятых у монастыря мощей Филиппа? Наверняка, было много и других причин, из-за которых совет соборных старцев решил запечатать присланные в 1657 году Никоном богослужебные книги в монастырской казенной палате и продолжить использовать при богослужениях старую литературу. Монахи напишут царю не одну челобитную с просьбами: «не вели, государь, предания нарушать». Вместо ответа на одну из последних, в монастырь в качестве настоятеля будет прислан сторонник реформ Иосиф, которого, впрочем, изгонят. Когда же в качестве настоятеля соловляне изберут архимандрита Никанора, власть поймет - на Соловках назревает бунт.

Обитель бунтарей

К началу 17 века Соловецкий монастырь представлял собой военную крепость для отражения атак недружественных соседей, в первую очередь шведов. Кроме того, что монастырские стены были прекрасно укреплены, в обители имелся внушительный арсенал: 65 пушек, 14 пищалей и достаточное количество мушкетов, ручниц, пистолей, карабинов, копий, сабель и бердышей. К слову сказать, и сами монахи владели воинскими навыками, так что могли успешно отражать атаки врага. В самом монастыре имелся достаточный запас провианта – осада также не могла напугать соловлян. К тому времени на Соловки, кажется, со всей Руси бежали недовольные не только церковной реформой, но и недовольные вообще, а в таких, как известно, страна наша недостатка никогда не испытывала. Отряд из трехсот монахов пополнился беглыми стрельцами, донскими казаками, беглыми холопами и крестьянами.

Общая численность жителей обители к моменту прибытия на остров московских войск составляла, по некоторым данным, порядка 700 человек, поэтому вряд ли волоховскому отряду, состоящему из сотни стрельцов, удалось бы взять крепость штурмом – их попытки покорить самую большую крепость Северной Европы были обречены на провал. Ничего другого не оставалось, как прибегнуть к осаде. Впрочем, в первые годы столичные воины и их руководство не слишком усердствовали: монастырь осаждали только летом, зимой же одни уезжали в Сумский острог, другие – по домам. Даже с приездом летом 1672 года главы московских стрельцов Клементия Ивлева и увеличения численности отряда до 725 человек ситуация не слишком изменилась. Московские власти еще надеяться на мирный исход дела - царь запрещал открывать пушечный огонь по стенам обители и гарантировал прощение каждому бунтовщику, который явится с повинной.

Обострение ситуации

Тем времен монастырь добровольно или принудительно покидают те, кто выступает за «мирное стояние». К 1673 году в обители остается 500 человек, которые решают идти до конца. Возможно, вялотекущая осада продолжалось бы не 8 лет, а много дольше, если бы до московских властей не дошла информация о том, что в мятежном монастыре нашли приют остатки разгромленных разинских отрядов, в том числе атаманы Кожевников и Сарафанов. На Соловки отправляют воеводу Ивана Мещеринова с велением активизировать военные действия против бунтовщиков, в том числе он получает разрешение открывать огонь по монастырским стенам. Все это время монахи продолжают поминать в молитвах царя Алексея Михайловича, однако в январе 1675 года принимается решение, означающее полный разрыв с правительством – монахи перестают молиться за царя-«ирода». Несогласных заключают в монастырский острог.

С острова не сходить!

Ранние холода октября 1674 года заставляют Мещеринова отступить: войска перебираются на зимовку в Сумский острог. За зиму стрелецкое войско удваивается. Нерешительность воеводы подстегивает полученная от царя депеша: "...А буде ты, Иван, с Соловецкого острова, без нашего Великого Государя указу, впредь сойдёшь, и за то тебе учинена будет смертная казнь...". Летом 1675 года Мещеринов вплотную приступает к исполнению поручения царя: монастырские стены окружаются батареями стрельцов, которые начинают подкапывать башни. Принимается решение не уходить на зимовку и продолжать осаду. Монахи отчаянно сопротивляются – отстреливаются, совершают вылазки, чтобы завалить подкопы. Только с 4 июня по 22 октября 1675 года среди осажденных 32 убитых и 80 раненых. Зимой 1676 года Мещеринов совершает отчаянную попытку атаковать монастырь – в результате погибают 36 стрельцов, монастырские же стены по-прежнему остаются неприступными. Существует версия, что к этому моменту среди бунтовщиков почти не остается монахов: они либо ушли из монастыря, либо были заключены бунтовщиками в монастырскую тюрьму.

Неизвестно, до какой степени отчаяния мог бы дойти воевода и сколько бы продолжалась осада, если бы не нежданная «удача» в лице перебежчика чернеца Феоктиста. Он сообщает Мещеринову, что проникнуть в монастырь не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Надо перебраться через ров Онуфриевской церкви и пролезть через окно под сушилом Белой башни, предварительно разобрав в нем кирпичи. Сделать это лучше всего за час до того, как начнет светать, потому как именно в это время на башне и стене будет меняться караул и останется по одному часовому. Феоктист соглашается стать проводником. Снежной ночью 1 февраля (22 января по старому стилю) полсотни стрельцов во главе со Степаном Келиным добираются до заветного окна, разбирают кирпичи, через сушильную палату добираются до ворот обители и отворяют их. Спящие защитники не сразу понимают, в чем дело: 30 из них вступают в бой, но сразу же погибают. Неприступная обитель взята.

Расправа

Ярость воеводы и стрельцов, утомленных многократными неудачами, казалось, не знала границ. Из 60 защитников монастыря 28 были казнены сразу, среди них Самко Васильев и Никанор, остальные – позже. Бунтовщиков вешали, поднимали за ребра на крючьях, сжигали, топили в ледяных прорубях, четвертовали, привязывали к конских хвостам и пускали вскачь. Однако, как написано в «Истории об отцах и страдальцах Соловецких», «блаженные же страдальцы с радостию выю в вервь вдеваху». Смогли ли «отступники» с радостью принять мученическую смерть или нет – неизвестно. Вот только через неделю после трагических событий царь Алексей Михайлович скоропостижно скончался от тяжелой болезни. Роковой стала обитель и для воеводы Мещеринова: с формулировкой «за превышение полномочий» по указу нового царя Федора Алексеевича он был заточен в соловецкую тюрьму.

Середина XVII века отмечена в жизни Русской Православной Церкви важным событием — религиозной реформой Патриарха Никона. Её последствия сыграли значительную роль в дальнейшей истории России. Унифицировав обрядовую сторону богослужений и сыграв тем самым положительную роль, она стала причиной религиозного раскола в обществе. Наиболее ярким его проявлением явилось восстание насельников получившее название Соловецкое сидение.

Причина реформы

К середине XVII века в церковной жизни страны назрела необходимость внести изменение в богослужебные книги. Находившиеся в то время в пользовании являлись списками с переводов древних греческих книг, пришедших на Русь вместе с установлением христианства. До появления книгопечатания они переписывались от руки. Часто в своей работе переписчики допускали ошибки, и за несколько веков возникли существенные расхождения с первоисточниками.

Как результат этого — приходское и монастырское духовенство имело различные руководства совершения служб, и все проводили их по-разному. Подобное положение дел не могло продолжаться. В результате были сделаны новые переводы с греческого, и затем растиражированы печатным способом. Это обеспечило единообразие проводимым по ним церковным службам. Все прежние книги были объявлены недействительными. Кроме этого, реформа предусматривала и изменение в совершении Прежнее — двуперстное заменялось троеперстным.

Возникновение церковного раскола

Таким образом, реформа коснулась только обрядовой стороны церковной жизни, не затронув её догматической части, но реакция многих слоёв общества оказалась крайне негативной. Произошёл раскол между теми, кто принял реформу, и её ярыми противниками, утверждавшими, что устанавливаемые нововведения разрушают истинную веру, и следовательно, исходят они от сатаны.

В результате раскольники прокляли а тот, в свою очередь, придал их анафеме. Дело приняло ещё более серьёзный оборот вследствие того, что реформы исходили не только от Патриарха, но и лично от (отца и следовательно, противление ей являлось бунтом против государственной власти, а уж это всегда имело на Руси печальные последствия.

Соловецкое сидение. Кратко о его причинах

Вся Россия того периода оказалась втянутой в религиозные распри. Бунт, получивший название Соловецкое сидение, - это ответ насельников находившегося на моря Соловецкого монастыря попыткам властей силой укоренить в нём установки новой реформы. Он начался в 1668 году.

Для усмирения непокорных 3 мая на остров высадился отряд стрельцов под командованием царского воеводы Волохова, но был встречен пушечными залпами. Следует заметить, что этот монастырь был учреждён здесь не только как центр духовной жизни, но и как мощное оборонительное сооружение — форпост на пути шведской экспансии.

Соловецкое сидение представляло для правительства серьёзную проблему ещё и тем, что все проживающие в стенах монастыря насельники, а их насчитывалось 425 человек, имели достаточный военный навык. Кроме того, в их распоряжении было вооружение, пушки и значительное количество боеприпасов. Так как в случае шведской блокады защитники могли оказаться оторванными от внешнего мира, то в подвалах обители всегда хранились большие запасы продовольствия. Иными словами — взять такую крепость силой было задачей не из лёгких.

Первые годы осады монастыря

Надо отдать должное правительству, в течение нескольких лет оно не предпринимало решительных действий и рассчитывало на мирный исход событий. Полной блокады монастыря установлено не было, что позволяло защитникам пополнять запасы провизии. Кроме того, к ним присоединялись многие другие раскольники из числа крестьян и беглые участники восстания Степана Разина, которое только недавно было подавлено. В результате Соловецкое сидение год от года приобретало всё новых сторонников.

После четырёхлетних бесплодных попыток сломить сопротивление бунтующих правительство прислало более многочисленное военное формирование. Летом 1672 года на остров высадились 725 стрельцов под командованием воеводы Иевлева. Таким образом, на стороне осаждавших крепость появился численный перевес, но даже и он не дал сколько-нибудь ощутимого результата.

Активизация военных действий

Долго так продолжаться, конечно, не могло. Несмотря на всё мужество защитников монастыря, Соловецкое сидение было обречено, так как невозможно отдельной, пусть даже многочисленной группе людей, воевать со всей государственной машиной. В 1673 году по указу царя для подавления бунта на прибыл воевода Иван Мещеринов — человек решительный и жестокий. Он имел строжайший наказ предпринять самые активные действия и положить конец монашескому своеволию. С ним прибыло и очередное подкрепление.

С его прибытием положение осаждённых значительно ухудшилось. Воевода установил полную блокаду крепости, перекрыв все каналы общения с внешним миром. Кроме того, если в предыдущие годы ввиду сильных морозов зимой осада снималась и стрельцы отправлялись до весны в Сумский острог, то теперь блокада продолжалась круглый год. Тем самым Соловецкое сидение лишалось условий своего жизнеобеспечения.

Попытки штурма монастыря

Иван Мещеринов был опытным и умелым воеводой и организовал осаду крепости по всем правилам военного искусства. Вокруг стен монастыря были установлены артиллерийские батареи, и сделаны подкопы под его башни. Им были предприняты несколько попыток штурма крепости, но все они были отбиты. В результате активных боевых действий и защитники, и осаждавшие понесли значительные потери. Но беда в том, что правительство имело возможность по мере необходимости восполнять потери своих войск, а защитники крепости её не имели, и их число постоянно уменьшалось.

Предательство, ставшее причиной поражения

В самом начале 1676 года было в очередной раз предпринято наступление на монастырь, но и оно оказалось безуспешным. Однако близился час, когда будет окончательно разгромлено это по-своему героическое Соловецкое сидение. Дата 18 января стала чёрным днём в его истории. Предатель по имени Феоктист, показал воеводе Мещеринову тайный ход, которым можно было проникнуть в монастырь. Тот не упустил случая, и воспользовался этим. Вскоре отряд стрельцов ворвался на территорию крепости. Застигнутые врасплох защитники не смогли оказать должного сопротивления, и многие были убиты в коротком, но ожесточённом бою.

Тех, кто остался в живых, ждала печальная участь. Воевода был человеком жестоким, и после короткого разбирательства предводителей мятежа и его активных участников казнил. Остальные же закончили свои дни в дальних острогах. На этом закончилось знаменитое Соловецкое сидение. Причины, его побудившие — церковная реформа и жёсткая государственная политика, направленная на её реализацию, ещё долгие годы будут вносить раздор в жизнь России.

Рост и расширение старообрядчества

В этот период появляется совершенно новый слой общества под названием старообрядцы, или иначе — староверы. Преследуемые правительством, они будут уходить в заволжские леса, на Урал и в Сибирь, а настигнутые преследователями ― принимать добровольную смерть в огне. Отвергая власть царя и авторитет официальной церкви, эти люди посвятят свои жизни сохранению того, что признавали «древним благочестием». И всегда примером для них будут монахи непокорного монастыря на Белом море.

Вооруженное сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря церковным реформам патриарха Никона в 1668-1676 годах.

Соловецкое восстание занимает важное место в ранней истории старообрядческого движения. В данном случае религиозное выступление вылилось в длительную и открытую борьбу с государственной властью. Кроме того, восстание показало неоднозначность социального содержания раскола, так как монастырское население включало в себя не только монахов, но и беглых крестьян, посадских людей, казаков, стрельцов. Сам же являлся крупнейшим феодальным собственником на Севере Московского государства.

Предыстория восстания

В 1657 году соловецкие монахи во главе с архимандритом Ильей отказалась принять новые богослужебные книги. В 1663 году уже при новом архимандрите - Варфоломее - братия подтвердила свое решение. Это привело к тому, что данный вопрос разбирался на Церковном соборе 1666-1667 годов. Собор постановил прислать в обитель нового архимандрита - Сергия. Но монахи не приняли его, после чего Сергий покинул Соловки. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель , сосланный на Соловки на покой, активный сторонник старообрядцев Никанор. Идейным же вождем восстания являлся казначей обители старец Геронтий. В 1667 году иноки послали царю (1645-1676) челобитную, в которой отказывались принять реформы, не желая оставлять, по их убеждению, истинную православную веру, и выражали готовность открыто сражаться за нее с властью. Ответом на челобитную стал царский указ, по которому были конфискованы вотчины и промыслы монастыря на побережье.

Ход восстания

В 1668 году события стали ускоренно развиваться. Так, в мае на Соловки было послано стрелецкое войско. Началась осада монастыря, продлившаяся восемь лет.

По воеводской отписке, численность и состав осажденных в 1674 году составлял свыше четырехсот монахов и мирян. Также восставших поддерживали жители Поморья, доставлявшие в обитель припасы.

В первые годы осада шла довольно слабо, так как власть надеялась на мирное разрешение конфликта. Но в 1673 году стрельцам был дан приказ начать активные боевые действия. При этом стрелецкое войско постоянно увеличивалось. Со стороны же осажденных инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Важным изменением стало также то, что в 1675 году монахи перестали молиться за царя, хотя первые годы осады делали это. Мирный исход стал невозможен.

Военные действия постепенно ужесточались. Решающую же роль в победе правительственных войск сыграло предательство монаха-перебежчика - чернеца Феоктиста - в январе 1676 года сообщившему главе стрельцов Ивану Мещеринову, как проникнуть в монастырь. В начале февраля группе стрельцов удалось пробраться в обитель и открыть ворота для остальной части войска. За этим последовала жестокая расправа над осажденными. По старообрядческим источникам, погибло от трехсот до пятисот человек.

Последующие события

Соловецкое восстание показало, что старообрядцы могут организованно выступать против правительства. Избранный в 1674 году патриарх Иоаким повел серьезную борьбу с раскольниками. В этом патриарх постоянно прибегал к помощи государственной власти. По царскому указу 1685 года старообрядцев надлежало жечь в срубе за хулу на церковь и уговоры к самосожжению; казнить перекрещивающихся в старую веру; бить кнутом тайных раскольников и тех, кто их укрывает; конфисковать имения казненных и ссыльных. В ответ на это старообрядцы совершали новые массовые «гари» и бежали не только в отдаленные места страны, но и за границу.

Соловецкое восстание в культуре

Восстание нашло большое отражение в старообрядческой литературе. Самым известным трудом на эту тему является «История об отцах и страдальцах Соловецких иже за благочестие и святые церковные законы и предания в настоящее время великодушно пострадаша» Семена Денисова, написанная в XVIII веке.

В Русской Православной Старообрядческой церкви 29 января (11 февраля) совершается память великомучеников и исповедников: архимандрита Никанора, инока Макария, сотника Самуила и иже с ними в Соловецкой обители за древлее благочестие пострадавших.


Соловецкое восстание – непримиримая борьба старого и нового.

В преддверии борьбы

В 1652 году Патриархом Московским был выбран Никон. Он сразу начал проводить реформы, направленные на унификацию русских православных обрядов в согласии с греческой традицией. Такие резкие изменения вызвали бурю протестов. Крупнейшей твердыней старообрядчества стал Соловецкий монастырь.
Патриарх внедрял реформы жестко и активно, и в 1654 году он созвал церковный собор, на котором добился согласия на редактирование богослужебных книг по новому образцу. Через три года из Москвы в монастырь присылают новые книги, но архимандрит Илья отказывается проводить по ним богослужение. Это было демонстративное неповиновение не только главе церкви, но и главе государства. После этого обитатели монастыря начали посылать царю челобитные.
Тем не менее, отношения царя и патриарха начали охладевать. В 1666 году на Большом Московском соборе Никон был лишен патриаршества, однако его нововведения получают одобрение. Все защитники старых русских традиций были объявлены еретиками. Соловецкие монахи послали царю очередную челобитную, на этот раз достаточно грубую. Иноки не собирались подчиняться. Более того, из монастыря были высланы назначенные архимандриты Варфоломей и Иосиф, которые одобряли реформы Никона. Своим главой староверцы выбрали Никанора (ранее он входил в доверие царя). В ответ правительство издало указ конфисковать все монастырские вотчины. На Соловки были отправлены военные отряды под командованием Волохова. Так началось Соловецкое восстание, длившееся с 1668 до 1676 годов – почти десятилетие.

Первый этап восстания

22 июня 1668 года началась осада монастыря. Однако взять его было не так просто. Это была неприступная твердыня с собственной артиллерией, и к XVII веку здесь насчитывалось порядка 350 монахов и более 500 послушников и крестьян, готовых держать оборону.
Волохов потребовал от мятежников покориться царю. Часть монахов покорилась, остальные решительно стояли на своем. Взять монастырь силой не удалось – старообрядцы пустили в ход пушки. Стряпчему ничего не оставалось, кроме как начать осаду. На зиму он поселился в Сумском остроге, и у него начались конфликты с архимандритом Иосифом. Противники никак не могли найти общий язык, и все время писали друг на друга доносы. В итоге Волохов избил священнослужителя, после чего они оба были вызваны на суд в Москву.
В августе 1672 года на Соловки прибыл Климент Иевлев. Он решил действовать более радикально, и сжег имущество монастыря, находившееся за пределами крепостных стен. Но, как и его предшественник, с наступлением холодов он отступил в Сумской острог. Новая кампания началась весной 1673 года. Иевлев потребовал от иноков выполнять требования Собора, но соловецкое монашество не отступило. Тогда Иевлев приказал возводить вокруг монастыря укрепления, пытаясь максимально усложнить связь иноков с берегом. Но из-за многочисленных жалоб сумских старцев его вызвали в Москву.

Второй этап восстания

В 1673 году правительство получило сведения, что в монастыре скрываются остатки отрядов Степана Разина. Это развязало ему руки, чтобы покончить с бунтарством. На Соловки был отправлен Иван Мещеринов. Он получил разрешение проводить пушечный обстрел стен крепости. Тем не менее, царь обещал амнистию всем, кто раскается добровольно. Среди иноков произошел раскол. Одни твердо держались за свои убеждения, другие решили сдаться. В конце концов, желающих примириться с царем заточили в монастырскую тюрьму. Соловецкое восстание продолжалось.
К стенам монастыря подошел отряд стрельцов. Мятежники начали ответный обстрел. При этом игумен Никандр ходил возле пушек и кропил их святой водой. В октябре 1674 года Мещеринов, вопреки приказу царя, отошел в Сумской острог. Стоит отметить, что до этого времени в монастыре все еще проводились молебны за царя. Но после описанных выше событий небольшая группа во главе с Никанором требовала прекратить молиться за Алексея Михайловича. По сути, на этом этапе от Соловецкого монастыря осталось только название. Здесь уже не исповедовались и не причащались, а священники были объявлены еретиками. Идеи защиты «старой веры» сменились призывами бороться с царской властью. Основной причиной стал приход в монастырь повстанцев. Впрочем, это же стало началом падения монастыря на Соловках.
Во второй раз Мещеринов прибыл под стены Соловецкого монастыря в мае 1675 года. К его отряду присоединилось еще 800 стрелков. Теперь он был твердо намерен побороть восстание, даже если придется зимовать возле крепости. Однако долгие пять месяцев осады не принесли результата. Мещеринов потерял 32 воина, еще 80 были ранены. Тогда начальник войска решился на новый план. По его приказу начали рыть подкопы под тремя башнями: Белой, Никольской и Квасоваренной. 23 декабря воевода сделал попытку взять монастырь штурмом. Но это ни к чему не привело. В ответ Никанор приказал усилить обстрел противников. Возможно, восстание длилось бы еще очень долго, если бы не предательство монаха Феоктиста. Он показал воеводе слабое место в твердыне: окно, заложенное камнями. В ночь на 22 января монастырь был взят. Изменник подвел стрельцов к окну, они разобрали камни и проникли в монастырь. Осажденные уже легли спать, и воины беспрепятственно открыли ворота отряду Мещеринова. Иноки спохватились слишком поздно. Многие защитники погибли в неравном бою.
За последний год осады в старообрядческой обители находилось не менее 500 человек. В живых Мещеринов оставил только 60. Предводители восстания Никанор и Самко были казнены. Эта же участь ждала и многих других ярых бунтарей. Остальных отправили в ссылку. Правда, некоторым удалось бежать в Поморье. Там они начали распространять свои мятежные идеи и прославлять участников Соловецкого восстания. А знаменитая твердыня перестала быть оплотом старообрядчества. Долгие годы она страдала от жестоких репрессий. Основные строения были разрушены, казна разграблена, поля опустошены, скот уничтожен. В монастыре еще долго находился отряд стрелков.
Какая участь ждала Мещеринова? Его обвинили в краже монастырского имущества. История сыграла с ним жестокую шутку: его, покорителя Соловецкого восстания, отправили в заключение в Соловецкую тюрьму. Освобожден он был лишь в 1670 году.
Спустя годы Петр I несколько раз посетил это место, что можно расценивать как окончательное прощение непокорного Соловецкого монастыря. Однако один из самых важных религиозных центров России пришел в упадок и навсегда потерял дух непокорности. Стать на ноги ему удалось только в конце XIX столетия.