Сюжет картины письмо с фронта. "Письмо с фронта"

Третьяковской галереи. У лестницы, которая вела на второй этаж. Вскоре открылась Всесоюзная художественная выставка тысяча девятьсот сорок шестого года, и протиснуться в узком коридоре стало невозможно. К изумлению сотрудников галереи, зрители подолгу задерживались у картины Александра Лактионова.

Создание произведения Лактионова и отношение критиков

Идея картины возникла у Александра Ивановича, когда на улице тылового Загорска он встретил раненого солдата, у которого в руке был зажат треугольник фронтового письма. Создание произведения пришлось на тысяча девятьсот сорок седьмой год.

Споров было много, но картина "Письмо с фронта" отбор прошла. Но буквально за несколько часов до начала выставки приехала еще одна группа проверяющих комитетчиков. Именно они смотрели на произведения как с идеологической, так и с политической точки зрения.

Представители комитета сразу увидели, как бросается в глаза произведение. Оно было расположено на центральной стене. И, естественно, стали рассуждать, не представляет ли она опасности. И оказалось, что, на их взгляд, советская семья, представленная на этом полотне, выглядела как-то бедно.

У женщины на ногах слишком растрепанные шлепанцы. А сам дом! Стена, на которой облупилась штукатурка, пол на крылечке с проломленными досками. Разве можно так представлять советскую семью. Ведь на выставке будут присутствовать иностранцы.

Член комитета по делам искусств потребовал, чтобы Александр Иванович заделал дыры и настелил пол из новых досок. В советской действительности такого пола не должно быть.

Однако переделывать пол не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который написал Лактионов. Художник узнал, что его картина, созданная с такой любовью и трепетом, находится в темном коридоре Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж.

Маленький темный простенок, где спрятали картину

Произведение расположили в небольшом проходном зале. Получалось, что когда люди заходили в Третьяковскую галерею, они просто не замечали его. Но, возвращаясь с экскурсии, невозможно было не наткнуться на картину. И тогда начинало твориться нечто невообразимое.

Народ толпами собирался вокруг шедевра. Кто-то просто смотрел, другие не скрывали слез. Потому что тема, затронутая этим произведением, трогала абсолютно всех зрителей. Недавно закончилась страшная война, и не было тех, кто бы ни пострадал за эти годы. А главное, нарисована картина была очень необычно.

Взгляд обычного советского человека на произведение Александра Ивановича

Что же видели простые люди, глядя на произведение Лактионова? Вся картина "Письмо с фронта" была пронизана очень яркими красками. Солнце, зелень, безумно голубое небо. Все было настолько объемно и иллюзорно, что каждый зритель ощущал себя участником событий, представленных на полотне.

Сюжет очень простой. Но насколько эмоционально смог передать его Александр Лактионов! "Письмо с фронта" - картина, которая отображает незатейливую атмосферу жизни простых советских людей в тяжелые годы войны. Маленький российский городок, ясный солнечный день и советская семья, собравшаяся у широко распахнутой двери старенького деревянного домика.

Счастье, наполнявшее сердца зрителей, которые видели шедевр Лактионова

Именно в этой небогатой семье многие зрители узнавали себя. Практически каждый ждал весточку фронта, как и изображенная на с детьми. И наконец, раненый боец приносит письмо отца, которое мальчик читает вслух. Дорогие сердцу листочки бумаги он крепко и бережно держит в своих детских руках. А лица матери и сестры озарены счастливыми улыбками.

И все ликующие и светлые краски композиции наполнены ощущением безграничного счастья. Золотистые лучи солнца играют в светлых прядях девушки, и даже сам воздух как будто светится. Вся картина "Письмо с фронта", каждый ее штрих наполнены ощущением дыхания близкой победы.

Прошло несколько лет, и однажды апрельским утром тысяча сорок девятого года по радио объявили о присуждении создателю полюбившейся зрителю картины Сталинской премии первой степени. И художник, услышав это известие, вспомнил слова отца: "Я-то кузнец, а ты у меня, Сашка, видать, художником будешь". Это была самая высокая награда, которую получил Александр Иванович Лактионов. "Письмо с фронта" - картина, не только полюбившаяся зрителям, но и по заслугам оцененная правительством. А на тот момент такое признание было для советского человека гораздо выше любых материальных благ.

Лактионов - Письмо с фронта

Передо мной картина известного советского художника А.И.Лактионова «Письмо с фронта».

Картина посвящена тематике Великой Отечественной Войны, которая никогда не будет забыта не одним гражданином нашей страны. Миллионы смертей бравых отцов, мужей, братьев и несчастных женщин и детей, голод и разруха. Но не только черные вести приходили в разрушенные бомбежками города и деревни. Приходили письма с фронта, веселые и задорные, полные надежд и любви. Они поддерживали сломленный дух, воскресали надежду и веру, заставляли трудиться и делать невозможно во имя победы и страны.

Яркие солнечные лучи озарили дворик полуразрушенного городка. В воздухе веет теплом, наступила весна, принеся с собой аромат душистых трав и распускающейся молодой зелени.

Чистое лазурное небо с белыми кучевыми облаками-барашками надо головой, не видно не одного вражеского самолета, не свистят бомбы, не трепещет, не искрится воздух от напряжения. Наступило мирное время. Конец жестокой кровопролитной войне. На крыльце дома собралась семья. Счастливые улыбки озаряют их лица. Всех их здесь собрала добрая весть, тот, кого они ждали, возвращается с войны!

Мальчик с усердием читает по слогам, крепко сжав в руках листочек. Все с пониманием и одобрением смотрят на него. Слева на переднем плане, девочка в чьи волосы вплетена алая лента, прислонилась к дверному косяку. Справа русоволосая женщина, в белой рубахе и косынке, облокотившись о стену, она внимательно слушает. Мы не видим их лиц, но мне кажется, они улыбаются, и вот-вот кивнут в такт, слушая усердное чтение мальчишки.

На пороге, закурив сигарку, стоит бывалый солдат, он уже вернулся с войны, с фронта, возможно, он и принес добрую весть. Не раз он бывал в бою, потерта гимнастерка, рука на перевязи, грудь увешена медалями, опирается на трость – наверное, его ранило осколком или шальной пулей. Но он остался жив, гордо, приосанившись, стоит, несмотря на увечье, тепло улыбается.

Рядом красивая русоволосая девушка, облокотившись на старые деревянные перила, тоже внимательно слушает, одета она ярко, по-весеннему, но ярче всего на левой руке горит красная повязка.

Смотришь на картину – и тепло становится на душе, искренне радуешься счастью обычных, таких же, как и ты людей. Ведь не было в нашей стране ни одной семьи, которая бы не потеряла кормильца и помощника. Черная война-злодейка унесла многих достойных людей, наше народное горе объединяет нас, потому мы так живо и с пониманием всматриваемся в картину, и сопереживаем ее героям.

6, 7 класс

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Сочинение по картине Н. Рериха Заморские гости 4 класс (описание)

    Глядя на картину, я сразу обратил внимание на чаек. Они как будто стремятся пересечь неуловимые границы полотна и вот-вот вылетят на волю. Ярко-синее море тоже изображено так, что его глубина кажется реальной и туда можно окунуться

  • Юон К.Ф.

    Родился двенадцатого октября 1875 года в Москве. Отец был клерков в страховой компании, а мать была музыкантом-любителем. Учился в московском училище живописи. После его окончания работал в мастерской

  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс (иллюстрация) (описание)

    Сказочно - вот что звучит в голове, разглядывая картину Билибина Ивана Яковлевича «Гвидон и царица».

  • Сочинение по картине Левитана Озеро. Русь сочинение

    В картине Исаака Левитана «Озеро. Русь» заложен образ родного края. По мнению автора полотна, именно так, несмотря на время года, должна выглядеть наша великая страна – торжественно, ярко


Эта картина занимает в моём сердце место особенное. Да разве только в моём. Иначе и быть не может. Картина появилась как раз в год моего рождения. Такое ощущение, что от неё веет временем, которое я со всем основанием могу считать моим временем. Ну а если мы все родом из детства, то для меня эта картина знаменует и начало меня самого. Да так оно и есть, по сути. Для меня на ней все до последней детали настоящее.

Всё настоящее. То есть я вижу на ней людей таковыми, каким они и были тогда, какими я их видел и запомнил. Такими, какими их удержала в моём сознании моя цепкая детская память.

Я иной раз так к случаю вижу в телесериалах, снятых в наши дни про военные и послевоенные годы, вроде бы тех же людей, правда с куда более фотогеничными лицами, и даже одетыми так, как одевались в те далёкие времена. И не верю. И лица совсем не те, и отутюженные гимнастерки, кажется, пошитые лишь для того, чтобы подчеркнуть сексапильность главных героинь, и вся манера поведения и весь говор – всё не то, все не так, всё ненастоящее. Не верю. И перехожу на другой канал.

А вот на картине Лактионова всё настоящее. Это застывшая живописная правда. Она вся дышит тем временем. Она замечательно всем своим теплом, весенними ароматами и звуками передает настроение царившие в умах и настроениях людей, для которых страшная война отсчитывала уже последние свои дни, передаёт дух того времени. Вот поэтому и не отпускает от себя эта картина.
*****

Александр Лактионов творил свое произведение, можно сказать, по живому. Замысел зрел у него долго. Нет, он не был на фронте. Поэтому он и не мог описать какую то батальную сцену с риском где-то что-то наврать. Он был уже в возрасти. Его эвакуировали с семьей в Среднюю Азию. А потом он вернулся. Дали ему жилище. Более чем удивительное. Не поверите, в келье Троицко – Сергиевской лавры. То есть поначалу это даже была и не келья, а ниша для орудия. Вот из этой ниши и сделали коммуналку. И не одну. И не надо возмущаться. Людям в разрушенной стране нужно же было где-то жить. Вот Лактионов и жил в бывшей орудийной нише с женой и двумя детьми.

А замысел зрел. И даже не замысел, а сама идея. Идея передачи настроения своего времени. Времени страшного нашествия на нашу страну. И вот однажды в городе он встретил на улице фронтовика. Раненного. Тот искал адрес своего товарища. Нёс весточку от него семье, вполне сознавая всю её ценность.

Художник помог ему найти дом. А потом произошло то, что мы видим на картине. Вот после этого его и озарило. Вот, именно то, что он искал. Лучшего и придумать было нельзя.

А для того, чтобы это чудное видение дышало правдой и трогало со всею болью и радостью душу каждого, кто бы не посмотрел на картину, он изобразил на ней людей, которых он знал, как нельзя лучше. Вот бабуля справа – это его тётя, изображающая мать сына-фронтовика.

Дети? А это собственные дети художника. Мальчика он только так слегка состарил, если можно так сказать. Сыну его было только семь лет, а на картине мы видим уже пионера, которому доверили чтение драгоценной вести. А девочка – сестра, облокотившись о косяк двери, внимательно слушает, что пишет её отец. И поза её мне говорит о том, что она страшно завидует своему братцу. Почему не она? Почему не ей было доверено читать строки её родителя? Она же старше!

А девушка рыжеволосая – это соседка художника по коммуналке. У неё на рукаве красная повязка с буквами ПВО. То есть военнообязанная. Может быть и зенитчица.

А солдат – это друг художника и сам художник. Он мне сильно напоминает моего отца. Он тоже был ранен в руку. И он тоже был комиссован вчистую. И он тоже смолил вот такие же цигарки, что ему прибавляло в моих глазах притягательную мужественность и мужское начало, к которому принадлежал и я, совсем ещё мелкий малец. Он на картине так снисходительно – отечески смотрит на сына своего друга, ещё не вернувшегося с войны.

И двор тоже настоящий. Он мне сильно напоминает Московский дворик на Арбате. И сам я тоже вырос вот точно в таком дворике. Нет ни мостовой из мощеного камня, ни асфальта. А есть весенняя майская травка, пробившаяся к свету после долгой зимы. Эта травка майской зелени тоже знаменует радость новой жизни после долгий страданий военных лет и чудовищного напряга всей страны.
*****

Обидно то, что картина эта как-то подзабыта. И имя Лактионова уже и немногим что-то скажет. Обидно и жаль. Зато в послевоенные годы картина была известна всем. Её знали все.

Да, есть в ней, по-моему, некая нарочитость, постановочность и даже плакатность. Есть! Ну и пусть! Ну и что! Зато художник попал в самое дорогое для всех живших в те времена. Картина стала «души изменчивой приметой», перенесенной так удачно и своевременно художником на полотно. Она трогала до слёз. Она задевала самый чувствительный нерв людей того времени.

И легко понять по чему. Миллионы мужчин ушли на войну. И сколько из них не вернулось. Страдали безмерно долгие четыре года, конечно, и те, кто пребывал в тылу. Но те, кто вынужденно покинул свои семьи, своих жён, детей, престарелых родителей, были в непосредственном соприкосновении с жестоким и безжалостным врагом, с теми, кто вознамерился стереть наш род с земли. Они, прежде всего, подвергали свои жизни смертельной опасности. И отдавили свои жизни. Ради спасения не только всей страны, но и своих самых близких и дорогих людей.

И когда приходила весточка с фронта, это, прежде всего, означало, что дорогой тебе человек жив. А весть приходила с линии раздела между жизнью и смертью. И всё равно, чтобы ни сообщали строки письма. Главное – это было то, что начертала строки рука отца и мужа. Главное – это то, что написавший эти строки, был жив. И родственная связь навечно не прервалась. И есть надежда, что она и не прервётся.

У картины интересная судьба. Да она стала известна, знаменита и всенародно любима. По праву. А этого могло бы и не произойти. Если бы не вмешательство, не удивляйтесь, самого Сталина. А дело было так.

После войны в Третьяковке была организована Всероссийская выставка художников. Отбор шёл самый суровый. «Письмо с фронта» было представлено тоже. И была представительная комиссия. И мнения по поводу этой картины, как говорится, разделились. Да, тема хорошая, патриотическая. Никто и не возражал. Если бы только … Ну сами судите. Сюжет как-то уж очень мелодраматический, если не сказать слезливый. Ну нет никакого героического пафоса. А посмотрите на эти прогнившие, провалившиеся доски пола. А ещё и осыпавшаяся штукатурка, обнажившая кирпичную кладку. А на выставку придут еще и иностранцы. И что же они подумают о нашей стране – победителе, увидев этакую нищету? Нет, не пойдёт.

А к этому прибавим ещё и ревность, и паучью свару, которая присутствовала и в этой художественной среде. Почему нет, если она присутствовала в литературной среде. Почему ей не быть в среде художников? Вы помните знаменитый ответ Сталина на жалобу одного чиновника на то, что Союз писателей – этот такая банка пауков. Ну, вождь ему и ответил. «А других писателей, товарищ, у меня для вас нет» Ну а чем Союз художников был хуже? Всё то же самое было и там. К слову сказать, у меня такое ощущение, что и на Прозе ру всё тоже самое. Те же пауки. И кто на себе не почувствовал их злобных укусов.
*****

Картину допустили всё же на это всероссийское мероприятие. Но поместили на какое-то проходное место под лестницей. Как бы стесняясь. С глаз долой, а то как бы чего не вышло. Вспомним незабвенного Беликова. А потом пришла ещё и правительственная делегация во главе с Ждановым. А он был в то время Председателем Верховного Совета РСФСР. Обходя выставку, он с трудом мог протиснуться в этом месте под лестницей. Потому как перед картиной стояла зачарованная толпа. Остановился и Жданов. А потом картина исчезла. И сам Лактионов не знал, куда она делась. А она одна была на просмотре у самого Сталина в Кремле.

Посмотрел Сталин и почувствовал, и увидел то, что не увидели и не почувствовали чиновники-устроители выставки. И он в отличие от чиновников от живописи был тоже очарован. Правдой, которая во всём её сиянии исходила от картины. Он почувствовал, как это изображение тронет душу всего народа. Да так, как, возможно ни одна другая картина на выставке.

И после этого «Письмо с фронта» оказалась на самом видном месте. И стала знаменита на всю страну. Её изображение вошло в наше сознание, оно появилось во всех календарях и букварях, и стало той самой картинкой, с которой начинается Родина. Попал художник. Дотронулся до самых чувствительных струн всего нашего многострадального народа.

Ну а после Лактионов получил Сталинскую премию. Да не какую-то, а первой степени. Ну а дальше всё пошло-поехало. Имя художника оказалось раскручено, как нельзя лучше. Посыпались заказы. Прощай коммуналка в Загорске. Потому как дали квартиру на Тверской. А потом награды. Звание профессора и народного художника. Ну и как последняя точка – вечное упокоение на элитном Новодевичьем кладбище. Вот так.

В моих словах нет иронии. Всё перечисленное было вполне заслужено. Лактионов был хорошим художником. Чтобы убедиться в этом, посмотрите и другие его картины. И для меня тоже эта картина дорога. И не только потому, что она нам показывает настоящий облик того времени. В картине, как я уже писал, всё настоящее. И одежды, и лица, и душа тоже. Всё это прекрасно.

Вот и мои ближайшие родственники тоже были на фронте. Дед и отец. Но никаких весточек с фронта от них в нашем семейном архиве нет. Потому как моего отца призвали совсем молодым, до знакомства с моей матерью. Да и воевал он совсем немного. Ранили и едва только руку не ампутировали. А потом и комиссовали.

А дед Сергей Иванович ушел в ополчение, ничего о том не сказав семье. Они были в деревне. Думал, что эта война не надолго. Ушёл добровольцем. И больше никаких вестей. Кроме одной. Много месяцев спустя пришло извещение. Пропал без вести. И всё.
*****
Я долгое время думал, что на картине мы видим ещё один московский дворик. То есть дворик моего собственного детства. А таких двориков в те времена на окраине Москвы было множество. Но это оказался совсем не московский дворик. Это дворик города Загорска, или как его снова именую сегодня Сергиев Посад. Там и поныне на его окраинах и вокруг монастыря мы увидим похожие дворики. Знаю, потому что ездил в этот город в 70 км. от Москвы бесчисленное количество раз.

И мне кажется совершенно символичным, что этот дворик со всеми его обитателями находится в притягательном центре всей нашей духовности. Святое место, на которое покусился страшный враг. Да вот только зубы обломал, о чем свидетельствует письмо, которое бережно держит в руке мальчик.

На этот наш важнейший ныне монастырь совершались не раз набеги вражьей силы. И грабили, и разрушали, и жгли его не раз. Из этой точки исходила невидимая сила, укреплявшая православный и воинских дух всего нашего народа. Духовная сила, объединившая, в конце концов, земли нашего обширного отечества.

Здесь же стены монастыря с его защитниками выдержали непрерывную осаду в 16 месяцев в смутные времена и не сдались. Выдержали. А после пришёл и конец Смутному времени.

И французы тоже хотели вдарить в святое сердце Руси в известные годы. Да только Бог был с нами: не дошли до него иноземцы, уже хорошо пограбившие Кремль. Потерялись – заблудились. – и вернулись, откуда пошли.

А вот и ещё волнующий душу факт. Наташа Ростова. Мы помним эту добрую, искреннюю, сердобольную девочку. Не вынесло её жалостливое сердце и весь их семейный дворянский скарб - фарфор, ковры, бронзы - был снят с подвод для того, чтобы спасти раненых солдат – героев Бородино и вывести их из пустеющей Москвы.

Она и знать не знала, что среди раненых был князь Андрей. Обоз длинной вереницей отправился в их загородное имение и по пути сделал остановку. Где? А вот это самое удивительное. В Сергиевом Посаде! Вот там и открылась тайна. Сам рок судил им снова встретиться в этом городе, в доме близ стен монастыря. Потрясающая сцена. Слёзы подступают к глазам. И радость, и горе. А потом... А потом во всём огромном романе именно здесь прозвучит одна из самых пронзительных и печальных нот. Нет нужды пересказывать.

А вот на картине «Письмо с фронта», написанной всё в том же месте, звучит радость. Это месяц май. А это значит идут последние дни войны. И ещё чуточку и покончили мы с ней счеты. И по всей видимости, письмо это последнее. И скоро дети увидят своего родителя, который принесёт им Победу. Ещё одно грозное нашествие было отражено. И жизнь продолжается.

Рецензии

Большое,просто огромное спасибо за слова! Вы не представляете что для меня эта картина.она висела долгое время у нас вдоме на почетном месте.Никогда не устаю удивляться своей мамой она же ничего не знала об этой картине,а повесила дома в 50-х годах.Я на ней все узнаю и все мне знакомы,это мои соседи,и солдат с фронта тоже сосед.Увидел сейчас не могу остановиться и плачу,в какой замечательной стране мы живем! Геннадий какие слова Вы нашли! Низкий поклон и здоровья вам.

Что касается самой картины Она действительно привлекательна самой простотой сюжета и его правдивостью.И это действительно МАЙ! Прозрачный теплый воздух,чистое небо,освобожденное от стервятников. И в центре картины в ослепительном солнечном свете мальчик.бойко читающий отцовское письмо,написанное трудным почерком химическим карандашом в натруженных не гнувшихся пальцах.Все взоры присутствующих обращены именно к этому ребенку,у них в сердцах надежда,которая уже выросла и укрепилась,надежда на скорое окончание войны и возвращение бойцов домой.А мальчик это символ будущего,их будущая опора.А в письме, написанным с фронта, не о тяжелых буднях самых кровопролитных днях тяжелой войны,не о геройствах,и не подвигах.Там о будущей светлой жизни в самой прекрасной стране,стране одолевшей беду.А вот продавленную половицу и стены свидетельство отсутствия мужской руки в доме я заметил уже позже.Мне по душе был именно пейзаж мирного двора,прозрачного неба расчерченного новыми видами самолетов.Словом, живет эта картина в сердце как и в сердце у моего сверстника Геннадия Мартынова и это моя надежда на таких, как он.Выстоявших в нелегкой борьбе за умы, обрушившейся на нас.Мы ни на мм не сдвинулись от правого дела как и наши отцы.И ни на миг не усомнились в их честности.

Я с таким вниманием прочёл Ваш отклик, Александр. И если мы в одном возрасти, то и понимание у нас должно быть. Оно и есть. И от этого у меня тепло на душе. Мы дышали одним воздухом. Мы прочувствовали это время. Мы его свидетели. И поэтому так близка нам эта картина. ОНа про нас. Я родился в Москве. И мое детство прошло почти на краю Москвы. И я отчётливо помню людей того времени. Начиная с того, как они одевались, какие у них были лица. И даже то, какие цигарки курили в то время мужики. Вот таких я и вижу на этой картине. Саму правду вижу. И дворик этот ну совсем такой, в котором прошло мое детство. Без асфальта, с желтеющими тропинками. Я зримо погружаюсь в ту эпоху.Картина на все времена. И я долгое время был уверен, что это Московский дворик. Нет, Загорский, или сергиевопосадский дворик. Да какая разница. Таких двориков у нас были миллионы во всей обширной стране. Тем-то и ценна эта картина. Этот нехитрый пейзаж - олицетворение всей страны.Сердечное Вам спасибо за тёплый отклик, Александр.
информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Предварительный просмотр:

Тема. Сочинение по картине Александра Ивановича Ларионова «Письмо с фронта». (2 часа)

(Урок развития речи, подготовка к сочинению-описанию картины).

Цели:

  1. Развивать умения собирать и систематизировать лексический материал для написания сочинения-описания по картине.
  2. Учить видеть и понимать произведения живописи, формировать эстетический вкус учащихся, способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся.
  3. Развивать письменную речь, пополнить словарный запас учащихся, Закрепить понятие об описании как типе речи.
  4. Воспитательная: развивать у учащихся чувство исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.

Задачи:

  1. Научить учащихся в ходе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи.
  2. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину.
  3. Ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по описанию картины.

4. Использовать личные впечатления при описании картины.

5. Развивать языковое чутьё, учить редактированию текста.

Оборудование:

Репродукция картины, презентация, музыкальное оформление.

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент.

Звучит песня «В путь».

Ребята, вы слышите музыку. О чём она?

Прочитайте на доске два слова: «Письмо с фронта» . Какие чувства вызывают у вас эти слова? С чем ассоциируется у вас слово «письмо»?

А слово «фронт»?

II. Работа по теме урока.

1.Объявление темы и цели урока.

Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине А.И.Ларионова «Письмо с фронта». В работе нам помогут специалисты в области искусства: историки искусства, искусствоведы, экскурсоводы.

2. Сообщение о художнике «историков искусства». Индивидуальное задание учащихся.

15 марта 1972 года ушел из жизни Александр Иванович Лактионов, многие годы даривший людям радость от общения с прекрасным. Не все в его творчестве было однозначно, были успехи и неудачи. Но главное, в его жизни была искренняя любовь зрителей.
Путь к успеху был для Александра Лактионова не легок. Он родился в простой рабочей семье в Ростове-на-Дону 29 (16) мая 1910 года. О своем детстве он впоследствии писал: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец». В голодной и холодной послереволюционной России мальчик с увлечением учился живописи. Его не увели в сторону всякие модные изыски в искусстве. Видимо, он в те годы особенно и не интересовался ими, так как его всегда влекла классическая живопись. Он любил рассматривать репродукции в старых дореволюционных журналах, мечтая о том времени, когда и сам сможет оживлять красками холст.
Мальчику повезло, с ним стал заниматься прекрасный художник-педагог А.С. Чиненов, который еще в 1914 году открыл в Ростове-на-Дону школу рисования и лепки, дававшую начальное художественное образование. Педагог он был от Бога, не зря Лактионов вспоминал о том времени: «Три года обучения в школе пролетели, как светлый сон». Знаний, которые Александр получил у Чиненова, хватило, чтобы в 1932 году поступить в Академию художеств, где он проучился 12 лет, так как, закончив обучение с отличием, был сразу же зачислен в аспирантуру.

Лактионов учился в интереснейшее время. Вы можете себе представить, что ректор академии, а им тогда стал прекрасный художник Исаак Бродский, разрешил студентам с любого курса снова переходить на первый, чтобы профессионально учиться живописи. Это не случайно, пришла пора от революционности и различных «измов» в живописи переходить к настоящему искусству. Именно благодаря Бродскому многие товарищи Лактионова по Академии (Алексей Грицай, Юрий Непринцев, Петр Белоусов) выросли в прекрасных мастеров, чьими полотнами уже много десятилетий восхищаются зрители.
К сожалению, в 1939 году Бродский тяжело заболел и умер. Сохранилась небольшая картина Лактионова, на которой он изобразил своего учителя за несколько недель до смерти. Вглядитесь в неё: свет лампы выхватывает из полумрака фигуру тяжело больного человека, понимающего, что конец близок, и ждущего его со спокойствием и тихой грустью. Эта картина, написанная незадолго до начала войны, работа уже не ученика, а зрелого мастера.
Войну Лактионов встретил в Ленинграде. Строил укрепления на подступах к городу, тушил «зажигалки» на крышах, рисовал антифашистские плакаты. Из блокадного Ленинграда выехал в Самарканд, куда в эвакуацию была вывезена Академия художеств.

В начале 1944 года Александр Иванович переехал в Загорск (Сергиев Посад), где приступил к работе над новыми произведениями. Любопытно, что здесь он написал «Автопортрет в рубище», выполненный в стиле старых испанских мастеров. Видимо, это была своеобразная проба кисти, так как зрители увидели его только после смерти художника. Здесь же началась работа над главной картиной живописца «Письмо с фронта».
Лактионов много работал. Но ему бы хватило и одной картины, чтобы навсегда остаться и в истории живописи, и в истории страны. Когда его полотно «Письмо с фронта» в 1947 году появилось на выставке, произошло удивительное событие, которого давно не знала русская живопись. На большую выставку многие зрители приходили ради одной картины. Ей было посвящено более половины записей в выставочной книге отзывов. Вскоре картина заняла место в Третьяковской галерее, художник получил за неё Сталинскую премию, а её репродукции разошлись по всей стране, сделав имя Лактионова широко известным.

После успеха картины «Письмо с фронта» в жизни Лактионова многое изменилось. Последовали награды и избрание в члены Академии художеств. Но главное, от него теперь ждали только талантливых работ и смотрели на них с точки зрения соответствия уровню «Письма». К сожалению, у художника бывали и неудачи, одной из них стала картина «Вновь я посетил...», посвященная Пушкину. Но затем последовала серия прекрасных портретов и пейзажей.

3. Виртуальная экскурсия в мир картин А.И.Ларионова. Индивидуальное задание учащихся-«экскурсоводов».

В мир картин Александра Ивановича Ларионова нас приглашает наш экскурсовод. Мы совершим сегодня виртуальную экскурсию.

Лактионов был художником разноплановым, ему хорошо удавались и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Зрителям его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

Многим нравятся пейзажи художника. Они полны солнечного света, кажется, что в них даже струится от жары воздух. Интересно, как сам автор описывает рождение картины «Тишина», сюжет которой он подсмотрел в Паланге. «Летом 1958 года посоветовали нам друзья отправиться на берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. Приехал, поглядел кругом себя и опешил: не ожидал увидеть в миниатюрной Прибалтике такой могучей, девственной природы. Дивная зелень, дивное доброе солнце. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Вечная тема – мать и дитя. В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину. Надеюсь, что эта простая тема найдет себе дорогу к сердцам, которым дороги мир на земле и счастье детей».
Лактионов не только любил и глубоко изучал картины старых мастеров, но и старался перенимать некоторые их методы живописи. Так, он часто применял сложную технику смешанного письма темперой и маслом. Сам изготавливал краски, руководствуясь старинными рецептами. Делал специальный грунт для работы пастелью, что позволяло сделать картину более долговечной.

Художник много и плодотворно работал, создав немало прекрасных картин. Несмотря на широкую известность, его жизнь не была легкой. Искусствоведы любили, да и теперь любят упрекать Лактионова в различных изобразительных грехах. Но зрителям многие его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

4.Рассматривание репродукции картины «Письмо с фронта» .

На первый взгляд картина кажется обыкновенной. Но всмотритесь в нее! И вы откроете для себя много интересного.

5. История создания картины «Письмо с фронта». Индивидуальное задание «искусствоведов».

- Весной сорок пятого Лактионов он собирался написать картину «Встреча». Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять здесь. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом. Заинтересованный Лактионов разговорился с солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали.

Обычно зритель видит окончательный вариант картины, но крайне интересно посмотреть эскизы и наброски, понять, как мастер подбирает типажи, выстраивает композицию, ищет световые решения. Обратите внимание на эскиз знаменитой картины. В нем уже ухвачена общая композиция, но только две фигуры заняли свои места, где и останутся практически без изменений. Задний фон тяжеловесен и давит на зрителя, явно не хватает света. Монастырский двор был раздвинут - углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось больше солнца-воздуха, воздуха радости и ожидания победы. Много и других любопытных деталей, от которых художник впоследствии отказался или существенно их изменил. Этот эскиз дает зримое представление, в каких творческих поисках рождается талантливая картина.

Работая над «Письмом с фронта», Александр Иванович не ставил перед собой каких-то сверхзадач. Впоследствии он скажет: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

6. Прообразы героев картины. Индивидуальное задание «искусствоведов».

Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на самодельный костылик - палочку. Женщина с конвертом, плечом к стенке это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна. Дети - его дети. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Сережа, девочка с косами - дочурка Светлана. Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, - это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.

7. Викторина на внимание .

1.Сколько человек изображено на картине? (6)

2. Как распложена к зрителям девочка? (Спиной).

3. Какого цвета кепка у мальчика? (Голубого).

4. Что держит в руке женщина? (Конверт)

5. Во что обута женщина? (В тапки).

6. Кто из персонажей картины не входит в основную группу?(Солдат, идущий вдали).

7. Какая причёска у девочки? (Волосы заплетены в косы).

8. Какая рука находится на перевязи к солдата? (Правая).

9. Какого цвета кофта у девушки? (Зелёная).

10. Сколько этажей в доме на заднем плане? (Два).

11. Что держит солдат в руке?(Палку).

8.Работа над заголовком.

– Как называется картина? Почему?
– Как бы вы назвали эту картину?
9. Проверка домашнего задания. Повторение ранее изученного.

Какой стиль мы будем использовать для описания картины?

Действительно, мы будем описать изображённое на картине художественным стилем речи.

Определите, какой тип речи будет ведущим при описании картины?

Только ли описание будет присутствовать в вашем сочинении?

Где можно использовать другие типы речи? (Например, при использовании материала об истории создания картины – повествование, при рассказе о необыкновенной популярности – рассуждение).

10. Беседа по картине.

Какой эпизод запечатлел художник на картине?

Где происходит действие картины?

Что видим на передний плане картины?

Что изображено в центре картины?

На дальнем плане?

Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” Какую цветовую гамму использовал Ларионов? Какие краски преобладают? Почему?

Обратите внимание на фон картины. Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид?

Какой он? (Светлый).

Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день?

Какие цвета использовал художник для изображения весеннего солнечного дня?

11. Определение ключевых слов и словосочетаний.

Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины.

Попробуйте описать героев, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие их.

Какие тона преобладают в изображении героев картины? Почему? (Светлыми тонами написаны герои картины, освещающее их солнце – символ радости, ожидаемого счастья после нелёгких лет войны).

Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? (Обстановка дома: облупившаяся штукатурка, тёмные сени, провалившийся пол - следствие долгой войны, когда не было средств и возможности отремонтировать помещение).

Почему избрал такой интерьер? (Как бы выход из тёмной войны на свет, к миру, к мирной жизни).

Каков жанр картины? (Групповой портрет в полный рост).

Почему именно групповой портрет выбирает художник?

Как расположены персонажи на картине? (Все они расположены по кругу, взгляды направлены в одном направлении: на мальчика, читающего письмо).

12. Составление плана сочинения - описания.

Составим план сочинения для соблюдения логики, последовательности высказываний.

– Как начать сочинение?
I. Вступление. (о А.И. Ларионове и одной из его самых известных картин – «Письмо с фронта», о Великой Отечественной войне и роли писем в жизни людей в этот тяжёлый период времени, об истории создания картины» Письмо с фронта»).

– О чём будем писать в основной части?
II. Основная часть.(Описание картины).

1. Описание фона картины.

2. Описание интерьера.

3. Персонажи картины.

а) облик женщины:

Поза,

Взгляд,

Одежда;

б) пионер, читающий письмо:

Поза,

Одежда,

Лицо,

Взгляд;

в) солдат-письмоносец:

Поза,

Одежда,

Взгляд;

г) девочка с косами:

Поза,

Волосы,

Одежда;

б) девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО:

Поза,

Волосы,

Одежда,

Лицо,

Взгляд.

4. Круг – основа композиции картины.

5. Чувства героев.

6 . Настроение картины.

Какую мысль утверждает живописец своей картиной?

- А.И.Лактионов писал: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Она наполнена тишиной, светом, единением людей, радостью от ожидаемого конца войны, но в этой тишине нельзя не почувствовать драматизма войны – раненый солдат, бедность. Война - это зло для всех).

- Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина? (Чувство радости).
- О чём будем писать в заключении?

III. Заключение. (Какое настроение создаёт картина?/ Мои мысли о картине. / Моё отношение к картине. / Картина «Письмо с фронта» - гимн будущей Победе.)

13. Словарно-лексическая и стилистическая работа.

Какие средства выразительности можно использовать при описании картины? (Метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы.)

1. Работа по карточке № 1 (на столах у каждого учащегося).

– Выберите определения, характеризующие полученное известие.

Проверяем ответы.

Почему вы не использовали эпитеты: безрадостная, весёлая, горькая, грозная, грустная, дурная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нерешительная, ошеломляющая, печальная, плачевная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, свежая, скверная, скорбная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, убийственная, удивительная, удручающая, утешительная, худая, чёрная? (Не соответствует реакции слушающих письмо: спокойное выражение лиц, улыбаются).

Почему не использовали эпитеты: благая, отрадная? (Стилистически высокие слова, не соответствуют контексту).

2. Работа по карточке № 2

- Самостоятельно выберите определения, которые вы будете использовать при описании фона картины и персонажей.


Подписи к слайдам:

Сочинение по картине А.И. Лактионова «Письмо с фронта» Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию картины.

Цели: Развивать умения собирать и систематизировать лексический материал для написания сочинения-описания по картине. Учить видеть и понимать произведения живописи, формировать эстетический вкус учащихся, способствовать развитию эстетического восприятия и ассоциативного мышления учащихся. Развивать письменную речь, пополнить словарный запас учащихся, Закрепить понятие об описании как типе речи. Развивать чувство исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.

Задачи урока: Научить учащихся в ходе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи. Обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину. Ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по описанию картины. Использовать личные впечатления при описании картины. Развивать языковое чутьё, учить редактированию текста.

«Письмо с фронта»

Лактионов Александр Иванович (1910-1972) русский художник. Родился в Ростове на Дону 16 (29) мая 1910 года в семье кузнеца. Учился в Ленинградской Академии художеств (1926-1929), а также в аспирантуре этой академии у Грабаря (1938-1944); среди его наставников особое влияние на молодого художника оказал И.И.Бродский. Автопортрет

О своем детстве он впоследствии писал: «Отец мой был кузнец, мать – прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец».

А. Лактионов. Портрет Исаака Бродского. 1938 г.

«Ночью...» (Исаак Израилевич Бродский незадолго до смерти)

«Автопортрет в рубище"

3. В галерее художника А.И. Лактионов был художником разнопла-новым, ему хорошо удавались и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Зрителям многие его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

«Теплая осень»

«Тишина»

« На террасе. Абрамцево»

«За вышиванием». Картина написана пастелью

«В гостях у внуков»

«Возвращение»

5. История создания картины Весной сорок пятого Лактионов он собирался написать картину «Встреча». Было написано несколько эскизов, но все решил случай. Художник тогда жил в подмосковном Загорске, в одной из келий Троице-Сергиева монастыря. Он очень любил гулять здесь. Однажды он встретил на прогулке солдата с перевязанной рукой и опиравшегося при ходьбе на палку. Останавливаясь, солдат доставал треугольник письма и сверялся с адресом. Заинтересованный Лактионов разговорил с солдатом, помог ему найти нужный адрес и проследил, как открылась дверь, как вспыхнуло лицо женщины, получившей заветный треугольник. Тема картины «Письмо с фронта» была окончательно определена. Оставалось придумать других героев полотна, дописать детали. Монастырский двор был раздвинут -углублён, крыльцо вдвое расширилось, на картине появилось больше солнца-воздуха, воздуха радости и ожидания победы.

Эскиз к картине "Письмо с фронта"

Художник о картине Впоследствии он скажет: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов». «Автопортрет». 1952

6. Прообразы героев картины Позировали для картины художника его близкие и знакомые. В роли солдата-письмоносца оказался художник В.И.Нифонтов. Вернувшись с фронта в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик - палочку.

6. Прообразы героев картины Женщина с конвертом, плечом к стенке - это сестра матери Лактионова Евдокия Никифоровна.

6. Прообразы героев картины Дети - его дети. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Сережа, девочка с косами - дочурка Светлана.

6. Прообразы героев картины Девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО, - это соседка. Она вся в солнце, а ее улыбка только добавляет тепла и света, наполняющих картину.

7. Викторина на внимание 1.Сколько человек изображено на картине? 2. Как распложена к зрителям девочка? 3. Какого цвета кепка у мальчика? 4. Что держит в руке женщина? 5. Во что обута женщина? 6. Кто из персонажей картины не входит в основную группу? 7. Какая причёска у девочки? 8. Какая рука находится на перевязи к солдата? 9. Какого цвета кофта у девушки? 10. Сколько этажей в доме на заднем плане? 11. Что держит солдат в руке?

10. Беседа по картине - Какой эпизод запечатлел художник на картине? -Где происходит действие картины? - Что видим на переднем плане картины? - Что изображено в центре картины? - На дальнем плане?

10. Беседа по картине - Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” Какую цветовую гамму использовал Ларионов? Какие краски преобладают? - Почему? - Обратите внимание на фон картины. Какую роль в раскрытии замысла художника играет открывающийся на заднем плане вид? - Какой он? - Почему автор использовал именно такой фон? - Как художник показал, что стоит солнечный и тихий день? - Какие цвета использовал художник для изображения весеннего солнечного дня?

Главные герои картины - Попробуйте описать героев, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие их. - Какие тона преобладают в изображении героев картины? Почему? - Что в картине контрастирует с основным тоном? Почему? Почему избрал такой интерьер? - Каков жанр картины? - Почему именно групповой портрет выбирает художник? - Как расположены персонажи на картине? - Почему автор использует такое расположение персонажей на картине?

12. Составление плана сочинения - описания. - Составим план сочинения для соблюдения логики, последовательности высказываний. – Как начать сочинение? I. Вступление. (о А.И. Ларионове и одной из его самых известных картин – «Письмо с фронта», о Великой Отечественной войне и роли писем в жизни людей в этот тяжёлый период времени, об истории создания картины» Письмо с фронта»).

II. Основная часть.(Описание картины). 1. Описание фона картины. 2. Описание интерьера. 3. Персонажи картины. а) облик женщины: -поза, -взгляд, -одежда;.

б) пионер, читающий письмо: -поза, -одежда, -лицо, -взгляд; в) солдат-письмоносец: -поза, -одежда, -взгляд;

г) девочка с косами: -поза, -волосы, -одежда; б) девушка в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: -поза, -волосы, -одежда, -лицо, - взгляд.

4. Круг – основа композиции картины. 5. Чувства героев. 6 . Настроение картины. -Какую мысль утверждает живописец своей картиной? - А.И.Лактионов писал: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

Какие мысли и чувства пробудила в вас эта картина? - О чём будем писать в заключении? III. Заключение. (Какое настроение создаёт картина?/ Мои мысли о картине. / Моё отношение к картине. / Картина «Письмо с фронта» - гимн будущей Победе.)

13. Словарно-лексическая и стилистическая работа – Выберите определения, характеризующие полученное известие. Карточка № 1 Весть (какая?) – безрадостная, благая, благоприятная, важная, весёлая, горькая, грозная, грустная, добрая, долгожданная, дурная, желанная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нежданная, неожиданная, нерешительная, отрадная, ошеломляющая, печальная, плачевная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, приятная, радостная, свежая, скверная, скорбная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, убийственная, удивительная, удручающая, утешительная, хорошая, худая, чёрная.

Ответ на карточку № 1 Весть – благоприятная, важная, добрая, долгожданная, желанная, нежданная, неожиданная, приятная, радостная, хорошая. - Почему вы не использовали эпитеты: безрадостная, весёлая, горькая, грозная, грустная, дурная, злая, мрачная, неблагоприятная, неважная, недобрая, нерешительная, ошеломляющая, печальная, плачевная, плохая, поразительная, потрясающая, прискорбная, свежая, скверная, скорбная, страшная, счастливая, тревожная, тяжёлая, убийственная, удивительная, удручающая, утешительная, худая, чёрная? - Почему не использовали эпитеты: благая, отрадная?

Работа по карточке № 2 Выберите определения, которые будете использовать при описании фона картины и персонажей. День (какой?) летний, свежий, сумрачный, обыкновенный, будничный, обыденный, безветренный, безоблачный, ветреный, дождливый, душный, жаркий, знойный, мглистый, морозный, мрачный, ненастный, непогожий, неяркий, облачный, ослепительный, палящий, пасмурный, погожий, прохладный, румяный, свежий, сверкающий, светлый, солнечный, студеный, сумрачный, сухой, тихий, туманный, тусклый, удушливый, хмурый, холодный, ясный, гаснущий, минувший, молодой, новорожденный, безмятежный, безотрадный, безрадостный, волнующий, грустный, дивный, долгожданный, желанный, нелегкий, счастливый, тревожный, майский.

Работа по карточке № 3 Солнце (какое?) – неяркое, палящее, знойное, багровое, восходящее, высокое, горячее, жаркое, жгучее, желтое, закатное, заходящее, золотистое, золотисто-огненное, золотое, лучистое, малиновое, мглистое, нежаркое, нестерпимое, нещадное, низкое, огневое, огненное, ослепительное, палящее, полуденное, сверкающее, светлое, теплое, туманное, холодное, чистое, янтарное, яркое, великолепное, веселое, вялое, доброе, ласковое, ликующее, невеселое, приветливое, умытое, усталое, утомленное, зенитное, весеннее, вечернее, зимнее, июньское, летнее, майское, осеннее, предвечернее, северное, утреннее.

Описание персонажей картины - Итак, предметом дальнейшего разговора являются персонажи картины. Какого типа будет ваш текст? - Какого стиля речи будет текст? Карточка № 4 Волосы (какие?) белокурые, белоснежные, бесцветные, вороные, блестящие, выгоревшие, горчичные, выцветшие, жёлтые, золотистые, каштановые, льняные, медно-золотистые, овсяные, волнистые, вьющиеся, неприбранные, растрёпанные, тонкие, шёлковые.

Одежда персонажей - Что в одежде бросается в глаза? - Опишите одежду персонажей, не забывая о художественных средствах. Одежда женщины: чёрная юбка, белая просторная полинявшая от многочисленных стирок кофта, на голове – платок, на ногах – старые поношенные тапки; Одежда пионера, читающего письмо: рубашка с бело - розовую клетку, шорты, красный пионерский галстук, синяя кепка на голове;

Одежда персонажей Одежда солдата-письмоносца: гимнастёрка и брюки-галифе защитного цвета, сапоги, пилотка, на груди – награды, полученные на войне; Одежда девочки: белая, расшитая цветами кофта, коричневая юбка, белые носки с полосками, сандалии; Одежда девушки в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО: лёгкое жёлтое в мелкий цветочек платье, бирюзовая поношенная кофта, обута в чёрные старые тапки, на руке – красная повязка дежурного ПВО.

Работа с толковым словарём - Выяснить лексическое значение непонятных слов. ГИМНАСТЁРКА, и, ж. [от гимнаст] (нов.). Род верхней рубашки с прямым воротом, принятый в войсках, как форменная одежда… ГАЛИФЕ" [фэ], (нов). 1. в знач. неизмен. !!! прил. Об особом покрое брюк (первонач. у кавалеристов), облегающих колени и сильно расширяющихся кверху. Брюки г. 2. нескл. (сочетается с прил. во мн. ч). Самые … NB ! Обратите внимание на правильное произношение слова: буква Е в этом слове обозначает звук [Э], поэтому произносится [ГАЛ`ИФЭ]. ПИЛО"ТКА, и, ж. (нов). Форменный головной убор пилота, летчика. Суконная п…

Работа с толковым словарём ПВО - противовозду́шная оборо́на - комплекс мер по обеспечению защиты от средств воздушного нападения противника. ПВО - сокращённое наименование системы п ротиво в оздушной о бороны. ВЫПРАВКА - выправки, NB ! - мн.ч. нет, ж. 1. Действие по глаг. Выправить - выправлять (простореч.). Выправка бритвы. Выправка документов. 2. Осанка, стройность фигуры, приобретаемая физическими упражнениями (чаще у военных). Молодцеватая выправка. Военная выправка. Приобрести хорошую выправку. КРЫЛЬЦО - наружняя пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из жилого помещения.

Работа со словарем синонимов Подбери синонимы к словам. Художник – ... живописец, мастер кисти, пейзажист. Создает – ... пишет (но не описывает и не рисует). Картина – ... полотно, репродукция. Поражает – ... удивляет, изумляет.

Подберите синонимы к глаголу смотреть. Найдите статью в «Словарике синонимов». Какие там даны синонимы к этому глаголу? Глядеть, глазеть, взирать, созерцать, воззриться, лицезреть, зрить. Какие из них могут быть использованы при описании картины? Почему? Только смотреть; глядеть, взирать, зрить, глазеть, созерцать, лицезреть – стилистически не подходят: либо высокие, книжные, либо разговорные, просторечные.

Определите различия в значении слов-синонимов. Какие из них вы используете в сочинении по картине? Прислониться – притулиться - облокотиться, идти – прогуливаться - шествовать, повседневный – обыденный - будничный, ранний – молодой - зелёный, приятная – милая - очаровательная, ласково - нежно – трепетно.

Замените данные словосочетания синонимичными по образцу: Пол из досок – дощатый пол, Пол из дерева – ..., Платье из ситца - ..., Забор из дерева - ..., Кофта с вышивкой - ... - Подберите определения-синонимы для описания интерьера. - Подберите определения-синонимы для описания пейзажа на заднем плане.

При описании персонажей картины по плану попробуйте передать их чувства, мысли. - Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение персонажей картины. Радость, восторг, волнение, любопытство, удивление, восхищение, беспокойство, гордость, испуг, грусть, интерес, нежность.

Подберите к словам антонимы. Военный человек - ..., Пасмурный день - ..., Грустное настроение - ..., Замкнутое пространство - .... - Образуйте краткую форму и сравнительную степень прилагательных. Молодой - ..., ... . Внимательный - ..., ... .

Подберите подходящее сравнение. Косы, словно... Улыбка, будто... Взгляд, точно... Платье, как... Девушка похожа на...

14. Орфографическая и пунктуационная подготовка 1. Раскройте скобки и ответьте на вопросы. Стоит (Как? и как?) Держит (Что? Где?) Одет(а) (во что? Как?) Выглядит (Какой? и какой) Облокотилась (На что? Чем?) - Обратите внимание на написание наречий, обозначающих местоположение. з десь, справ а, слев а, ряд о м, вбл и зи,вд а ли, вд а л е ке.

2. Подберите проверочные для слов с безударной проверяемой гласной. Т...рпеливо - ..., Вз...лась - ..., Гл...дит..., Д...р...вя? ый - ..., Д...щатый - ..., Д...ржалась - ..., П о л...тно - ...., ...рмейский - ..., Ч...тающий - ...

3. Запомните написание слов!!! к о нверт п ио нер с а ндалии 4. Вспомните правописание сложных прилагательных, обозначающих оттенки цветов. Светло(голубой), беловато(синий), ярко(жёлтый), бело(розовый). !!!

5. Запишите цифры словами. Есть ли разница между предложениями? Девушке примерно 17 лет. - Ей около 17. Девочке нет и 10. - Девочке примерно 10 лет Мальчику пошёл 12 год.- Мальчику нет ещё 12 лет. 6. Разберите по составу слова: полумрак, неторопливо, внимательно, натруженные, израненный, безветренный. - Какие орфограммы встретились в этих словах?

7. Замените деепричастием один из глаголов. Девушка стоит у перил и облокотилась на них. Женщина оперлась на притолоку и держит в руке конверт от письма. Солдат смотрит на мальчика и опирается на палку. Девочка левой рукой держится за притолоку, а правую закинула назад. - Как вы расставите знаки препинания в получившихся предложениях? - Ещё раз обратимся к схеме постановки знаков препинания при деепричастном обороте.

8. Редактирование предложений. Найди неточно употребленное слово и замени. Картина отсвечивает нежными красками (оттенками) белого, голубоватого, жёлтого. Полотно оставляет (создает) радостное настроение. Прекрасный художник написал прекрасную картину.

15. Подготовка к созданию письменного текста 1. Предложите возможное начало. 2. Развейте мысль. Картина названа так потому, что... На долю женщины выпала нелёгкая судьба: ... Мягкий свет от косых лучей солнца проходит по картине слева направо, от него на полу лежат лёгкие тени от.... Мягкая цветовая гамма как нельзя лучше передаёт состояние...только что...... Мальчика, сидящего на табурете в центре картины, окружают справа и слева...

Дворик, виднеющиеся вдали..., идущий через... ..., ярко-голубое..., частью срезанное краем холста, как бы продолжают изображённое пространство, расширяя границы картины. Проходящая через всю картину на втором плане горизонталь строений подчёркивает протяжённость картины в.... (ширину) Построенный таким образом передний план получает своё естественное продолжение в дальнем плане: открывающемся справа... , слева..., впереди... Таким образом, вся картина создаёт широкое представление о том, что уже вся Россия, получая с радостной надеждой..., ждёт...

Используя данные слова, словосочетания и предложения, составьте устный рассказ по картине А.И.Лактионова "Письмо с фронта". - Что бы вы могли дополнить? 16. Работа над черновиком. - Прежде чем вы приступите к работе над черновиком, вспомните, о чём нельзя забывать при работе над наброском сочинения? - Сформулируйте несколько советов для работы над черновиком. 17.Редактирование написанных черновиков. 18.Чтение наиболее удавшихся сочинений. 19. Написание сочинения - описания. 20. Подведение итога урока.

Советы к сочинению. Памятка Обратить внимание на выражение лиц героев картины, их поз, преобладание гаммы красок. Не старайтесь скрупулёзно, дотошно описывать внешность героев, лицо при перечислении всех подробностей «расплывается», пропадает, как пропадает и сам человек, с которого писали портрет. Важно передать основное в облике и характере изображаемого: это не фотография, а произведение Помнить о соотношении частей сочинения: вводной, основной и заключительной. Условие - объём 1,5 - 2 страницы. Сочинение-описание надо начинать с общего плана. Сочинение выиграет, если использовать разнообразные по цели высказывания предложения.

11. Домашнее задание. 1. Дифференцированное задание. Напишите сочинение: А) 3-я группа (воспроизводящий уровень) – описание картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»; Б) 2-я группа (конструктивный уровень) рассказ от лица одного из героев; В) 1-я группа (творческий уровень) рассказ на основе услышанного. 2. Повторить правила постановки знаков препинания при обращении и прямой речи.

Ресурсы http://www.museum.ru/alb/image.asp?14735 http://www.art-stamps.narod.ru/gtg/page_051.htm http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=1583&idg=0&user_serie=0 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ http://kutza.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=50 http://www.gelos.ru/sale/gallery/pchelin.html http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26219/ С.Ю.Михайлова. Сочинения по картине.


Предварительный просмотр:

История одной картины

А. И. Лактионов «Письмо с фронта»

Лактионов Александр Иванович - известный советский график и живописец. Ему принадлежит множество интересных полотен. С одной из его картин я познакомилась на экскурсии в Государственной Третьяковской галерее. Картина называется «Письмо с фронта», она посвящена одной из самых трагических и героических страниц в истории нашей страны – Великой Отечественной войне.

Название "Письмо с фронта" говорит само за себя. На картине изображена семья, которая получила очень долгожданную весточку с фронта от родного человека. Картина была написана уже после окончания войны, хотя её задумки появились у Лактионова еще в далеком 1943 году - на самом пике войны. Сюжет произведения предполагался несложный: следовало изобразить вернувшегося с войны солдата и встречающую его подругу или мать. Картине художник собирался дать название «Встреча». Было опробовано несколько вариантов выбранной темы, написано множество набросков и эскизов, но все решил случай.

Проживая в эту пору в подмосковном Загорске, художник однажды на прогулке встретил солдата с перевязанной рукой, опирающегося на палку. В руке солдата было письмо-треугольник. Оказалось, что товарищ по госпиталю просил выздоровевшего передать письмо родным, от которых уже давно не было вестей. Художник помог солдату найти нужный адрес и увидел, как открылась дверь и как обрадовалась женщина, получившая долгожданную весточку с фронта.

В то время в нашей стране почти не было семьи, которая бы не имела родных и близких на фронте, у которой бы не хранились бережно дома «треугольники» - солдатские письма домой, для которых не надо было конвертов. Поэтому художнику показалось важным изобразить радостное событие для каждой семьи того времени - получение заветной весточки с фронта от родного человека. Так окончательно определился сюжет будущей картины «Письмо с фронта».

После того как был придуман сюжет, Александр Лактионов начал рисовать картину. Работа над картиной длилась больше двух лет. Художник работал только летом, только в хорошую погоду и только по утрам, когда сияло ослепительное солнце. Лактионов очень хотел, чтобы картина была наполнена светом, чтобы повсюду были яркие солнечные блики, озаряющие широкий двор, крыльцо, фигуры и лица героев картины. И это должен был быть не просто свет яркого солнечного дня, а свет радости, счастья, надежды на близкую победу.

На картине изображена семья, собравшаяся на крыльце у широко распахнутой двери старого деревянного дома. Мальчик читает только что полученное с фронта письмо. Эту долгожданную весть принес в семью раненый боец, облокотившийся на дверной косяк. О его воинских заслугах говорят награды, украшающие гимнастёрку. Пожилая женщина держит в руках конверт и очки. Может быть, слезы радости не дают ей самой читать письмо. Молодая девушка с красной повязкой на рукаве, которую носили следящие за вражескими налетами дружинницы, радостно улыбается. Внимательно слушает и девочка, стоящая спиной к зрителю. Лица всех светятся радостью – пришло письмо с фронта, случилось маленькое семейное счастье в трудное военное время.

Художник писал картину на крыльце своего дома с натуры. Ему позировали родственники и знакомые. Родная сестра матери художника, Евдокия Никифоровна, которая с детства воспитывала маленького Сашу, позировала для образа пожилой женщины с конвертом. Мальчиком, читающим письмо, стал семилетний сын художника Серёжа, а девочкой с косами - дочь Светлана. Позировать для солдата, принесшего письмо, согласился 24-летний друг Лактионова, художник Владимир Нифонтов. Он сам недавно вернулся с фронта и все еще ходил в военной форме. Художник изобразил его на картине инвалидом, с палочкой. На самом деле Владимиру посчастливилось вернуться с войны целым и невредимым. 19-летняя соседка художника Ольга Быстрова стала на картине девушкой в зеленой кофточке с красной повязкой дежурного ПВО .

В 1947 году художник отвез свое произведение на Всесоюзную художественную выставку в Третьяковскую галерею. Оставив свою картину на выставке, Лактионов возвратился к себе в Загорск, но вскоре получил телеграмму с указанием незамедлительно вернуться в Москву с кистями и красками. Оказалось, что комиссия не одобрила изображение советской семьи на полотне: покосившийся порог, прогнившие старые доски на крылечке, облупившаяся штукатурка на стенах, старые стоптанные туфли женщины – все это выглядело слишком бедно, хотя и говорило правдиво о разрухе, которую принесла война. Комиссия потребовала от художника закрасить дыры на стенах и перерисовать пол из старых досок .

Однако, переделывать картину не пришлось. Нашли другое решение для шедевра, который с такой любовью и трепетом писал Александр Лактионов: чтобы картина не бросалась в глаза, её повесили в маленьком темном простенке Третьяковской галереи у лестницы, ведущей на второй этаж. Однако уже в день открытия выставки протиснуться в узком коридоре стало невозможно: у полотна «Письмо с фронта» зрители Третьяковки собирались толпами. Они подолгу смотрели на картину, некоторые из них даже плакали. Именно в этой семье многие зрители узнавали себя. Ведь страшная война только закончилась, и еще свежи были воспоминания о фронтовых письмах. Практически каждый тогда ждал весточку с фронта, как и изображенная на картине женщина с детьми. На следующий же день “Письмо с фронта” заняло место в центре экспозиции. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1949 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Это была самая высокая награда из существующих .

Успех картины «Письмо с фронта» был велик. Через несколько дней о произведении заговорила вся Москва. И вскоре Александр Лактионов , прежде мало кому известный, стал одним из самых популярных в стране художников. Было выпущено множество открыток и репродукций с картины; полотно пользовалось шумным успехом на зарубежных выставках, для которых художник выполнил несколько авторских повторений. Картину включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонек», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами. В настоящее время копии полотна Лактионова украшают залы музеев Софии, Хельсинки, Нью-Йорка и многих других городов.

Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» заставляет всех вспомнить о тех тяжелых военных временах. Даже сейчас, когда прошло уже почти 70 лет после окончания Великой Отечественной войны, картина вызывает чувства, которые могли испытывать родные и близкие тех людей, которые ушли на защиту Родины. Ожидание победы, надежда на скорое возвращение родных людей – вот то, о чем повествует нам это произведение. Картина Александра Лактионова «Письмо с фронта» по праву вошла в золотой фонд изобразительного искусства нашей страны.