Глаголы конкретного действия в русском языке. Способы глагольного действия

Способы глагольного действия - лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающих различные временные, количественно-временные и результативные модификации действия, выраженные с помощью словообразовательных формантов (приставок, суффиксов и постфикса -ся). В рус. языке имеются след. основные С. г. д.
1. Начинательный способ. Глаголы со значением "начать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставки: за-: запеть "начать петь", забегать, заволноваться, застучать; воз- (иногда в сочетании со значением интенсивности действия): возликовать "начать ликовать", возлюбить, возненавидеть; по-: подуть "начать дуть", полюбить, почувствовать, посыпаться; вз- (в сочетании со значением интенсивности действия): взволноваться "начать сильно волноваться", взвыть, взреветь; формант раз- + -ся (в сочетании со значением достижения большой интенсивности, часто в результате постепенного нарастания интенсивности): разгореться "начать сильно или хорошо, ровно гореть", разбушеваться, распеться, расшалиться.
2. Ограничительный способ. Глаголы со значением "действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в течение нек-рого времени (чаще недолгого)" имеют приставку по-: побеседовать "провести нек-рое время в беседе", постоять, покатать, полетать, поработать.
3. Длительно-ограничительный способ. Глаголы со значением "действие, названное мотивирующим глаголом, совершить в течение к.-н. времени (чаще длительного)" имеют приставки про-: простоять "провести какое-то время стоя", прождать, проворочаться, проискать; пере- (обычно в сочетании со значением известного, определённого отрезка времени): переждать "провести определённое, необходимое время, ожидая окончания чего-н.", перезимовать, переночевать.
А. Окончательный способ. Глаголы со значением "окончить длившееся определённое время действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставку от-: отшуметь "кончить шуметь", отболеть, отзвучать, отлюбить; формант от- + -ся (в сочетании со значением длительности прекращённого действия, освобождения от него, иногда вследствие невозможности его продолжать): отбегаться "кончить бегать, оказаться не в состоянии больше бегать", отъездиться, отвоеваться.
5. Повторительный способ. Глаголы со значением "повторно, заново, иногда по-новому, иначе совершить действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставки: пере-: переделать "сделать заново и иначе", перевоспитать, перекроить, пересеять; ре-: реорганизовать "повторно организовать", реэвакуировать; воз-: воссоединить "соединить вновь", воссоздать.
6. Ограничительно-завершительный способ. Глаголы со значением "действие, названное мотивирующим глаголом, довести до определённой точки во времени или до конца" имеют приставку до-: досидеть "просидеть, пробыть до к.-л. времени", доварить, домыть, доучиться.
7 Однократный способ. Глаголы со значением "однократно совершить действие, названное мотивирующим глаголом" имеют суффиксы: -ну-: толкнуть "однократно совершить действие, названное глаголом толкать", дунуть, свистнуть, скользнуть; -ану- (в сочетании со значением интенсивности или экспрессивности, резкости действия): стегануть "сильно стегнуть", мазануть, резануть, толкануть, сказануть; префикс с-: сжульничать "однократно совершить действие, названное глаголом жульничать", схитрить, сманеврировать, сходить, съездить, сглупить; формант с- + -ну- (в сочетании со значением небольшой интенсивности): сполоснуть "один раз слегка пополоскать", сболтнуть, сбрехнуть, соснуть.
8. Уменьшительно-смягчительный способ. Глаголы со значением "с небольшой интенсивностью совершить (или совершать) действие, названное мотивирующим глаголом" имеют приставки: на-: наиграть "бегло сыграть", напеть; по- (иногда в сочетании со значением постепенности действия): поотстать "немного отстать", попривыкнуть, поизноситься, поостеречься, пообсохнуть; под-: подбодрить "немного ободрить", подзабыть, подсократить; при-: приглушить "слегка заглушить", привстать, приоткрыть, притормозить; форманты: на-+ +-ива-/-ва-: насвистывать "свистеть тихо, слабо", накрапывать, напевать; под-+-ива-/-ва-: подпахивать "немного пахнуть (обычно неприятно)", поддразнивать, поддувать, подкашливать; при-+-ива-: прихрамывать "несколько, немного хромать", припахивать, прихварывать; вз-+ + -ну-: всплакнуть "немного поплакать", взгрустнуть, оздремнуть; при- + -ну-: прихворнуть "похворать недолго, несильно", присвистнуть, прихвастнуть; с- + -ну- (в сочетании со значением однократности, см. п. 7).
9. Многократный способ. Глаголы со значением "многократно совершать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют суффикс -ива-/-ва-/-а-: хаживать "многократно ходить", сиживать, певать, едать.
10. Прерывисто-смягчительный способ. Глаголы со значением "время от времени и с небольшой интенсивностью совершать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют формант по- + -ива-/-ва-: повизгивать "время от времени слегка визжать", побаливать, подёргивать, подремывать, подувать, покачивать.
11. Дистрибутивный способ. Глаголы со значением многократного, иногда также поочерёдного действия, распространённого на все или многие объекты или совершённого всеми или многими субъектами, имеют приставки пере-: переглотать "проглотить поочерёдно, всё, многое", перегаснуть "погаснуть поочерёдно (о всём, многом)", перебывать, перебудить, перездороваться (со всеми); по-: повывезти "вывезти поочерёдно всё, многое (всех, многих)", померзнуть, поглотать, полопаться, потаять.
12. Длительно-дистрибутивный способ. Глаголы со значением "длительно, медленно, не спеша совершать действие, названное мотивирующим глаголом (в глаголах движения с оттенком: направляя его то в одну, то в другую сторону) " имеют формант раз- + -ива-/-ва-/-а-: распивать "пить долго, медленно, не спеша", раздумывать, раскуривать, расхаживать, разгуливать, разъезжать.
13. Сопроводительный способ. Глаголы со значением "совершить (совершать) действие, названное мотивирующим глаголом, во время другого действия или сразу после его окончания (иногда приспосабливаясь к другому действию)" имеют приставки под-: подыграть "сыграть, приспосабливаясь к игре другого", подладить, подпеть, подсвистеть, подтянуть {песню); при-: пристукнуть "стукнуть чем.-л. в момент к.-л. действия или в довершение чего-л.", прищёлкнуть, присвистнуть, прихлопнуть; формант при- + -ива-/-ей-: припевать "сопровождать что-л. пением", приговаривать, прикрякивать, присвистывать, прихлопывать, пришёптывать.
14. Интенсивно-кратный способ. Глаголы со значением "интенсивно и многократно совершать действие, названное мотивирующим глаголом" имеют форманты: вы- + -ива- (в сочетании со значением "отчётливо выделять каждый акт действия"): вытанцовывать "старательно танцевать, отчётливо выделяя каждую фигуру танца", вызванивать, высвистывать: на- + -ива-: названивать "длительно, непрерывно или многократно, настойчиво звонить", накручивать, наплясывать; от- + -ива-: отплясывать "плясать с увлечением, с жаром", отстукивать, отщёлкивать.
15. Интенсивно-результативный способ. Глаголы со значением "интенсивно совершить, довести до к.-л. результата действие, названное мотивируюшим глаголом" имеют приставки: вы-: выбелить "тщательно побелить", вылизать, вымокнуть, выписать (каждую букву); из-: иззябнуть "сильно озябнуть", изобидеть, иссушить; на-: нагладить "тщательно погладить", начистить {пуговицу), набезобразничать, нагрешить; от-: открахмалить "тщательно накрахмалить", отработать, отрепетировать, отциклевать; пере-: перепугать "сильно испугать1, перемёрзнуть, переволновать, перековеркать, перетрусить; пре- (иногда в сочетании со значением чрезмерности действия): преисполнить "целиком наполнить к.-л. чувством", преувеличить "представить ббльшим, более существенным, важным, чем есть на самом деле", преуменьшить; про-: проварить "долгой варкой довести до полной готовности", прогладить, продумать, прожевать; раз-: растолстеть "сильно потолстеть", разбранить, разволновать, раскормить, раскритиковать; форманты вы- + -ся (иногда в сочетании со значением "приобрести или утратить к.-л. свойства"): выбегаться "после долгого бега исчерпать свои силы", выговориться, выспаться, выстояться; до- + -ся: 1) в сочетании со значением "довести действие до к.-л. этапа, границы, целн": добудиться "долго будя, добиться, чтобы кто-н. проснулся", додуматься, дождаться, дозваться, доискаться, достучаться; 2) в сочетании со значением "довести себя до неприятных последствий": доработаться "работой довести себя до неприятных последствий", добегаться, довоеваться, докуриться; за- + -ся (в сочетании со значением "целиком погрузиться в действие, увлечься, утомиться"): забегаться "устать от длительного бега", заслушаться, заговориться, замечтаться; из-/изо- + -ся (в сочетании со значением "дойти до нежелательного состояния; приобрести или утратить определённые качества, способности или привычки"): изолгаться "привыкнуть лгать", изнервничаться, избегаться, изголодаться; на- + -ся (в сочетании со значением "дойти до состояния удовлетворения или пресыщения"): набегаться "вдоволь, много побегать", нагореваться "долго, много погоревать", навоеваться, наговориться, нагуляться, настрадаться; об-/обо- + -ся (в сочетании со значением "чрезмерно интенсивным действием причинить себе неприятность"): объесться "съесть слишком много, до пресыщения", облопаться, обожраться, обтрескаться; от-/ото- + -ся (в сочетании со значением "прийти в нормальное состояние"): отлежаться "долго полежав, прийти в нормальное состояние", отвисеться, отоспаться; про- + -ся (в сочетании со значением "прийти в нормальное состояние"): проспаться "долго поспав, прийти в нормальное состояние", проплакаться, прочихаться; с- + -ся (в сочетании со значением "дойти до нежелательного состояния, негодности"): сработаться "в процессе длительной или интенсивной работы прийти в негодное состояние (об инструменте, механизме)", спиться, стосковаться; у- + -ся (в сочетании со значением "дойти до нежелательного состояния - крайней усталости, бессилия, исчерпанности"): убегаться "утомиться от длительного бега", уездиться, уходиться.

Терминологическое сочетание «способ глагольного действия» употребляется в двух случаях. Во-первых, им обозначается семантическая модификация (А. В. Исаченко) в основном бесприставочных глаголов, в результате которой выражаются дополнительные количественные, временные и результативные смыслы.

Во-вторых, способами глагольного действия называют разряды глаголов, объединенных на основе общей семантической модификации, т. е. общего модификационного словообразовательного значения. Способы глагольного действия выражаются приставками и суффиксами (иногда префиксально-суффиксально, иногда с участием постфикса). Основные способы действия следующие:

результативный выкопать, создать, достичь, построить;

начинательный - запеть, пойти, раскричаться, взволноваться;

окончательный (финитный) - отгрохотать, перебродить (вино уже перебродило), допить;

ограничительный поговорить, покурить, походить, погостить;

длительно-ограничительный проговорить два часа, проходить весь день;

однократный мазнуть, сглупить, сострить;

уменьшительно-смягчительный наиграть, подвыпить, приглушить, вздремнуть;

распределительный – перебить все чашки, перечитать все газеты, повывезти все вещи;

интенсивно-результативный нагладить, раскормить, набегаться, объесться, отлежаться;

многоактный мазать, охать, толкать;

многократный сиживать, хаживать, нашивать, едать;

сопроводительный прихрамывать, приплясывать, поглядывать (говорить и поглядывать по сторонам).

Вид тесно связан со способами действия, во-первых, потому, что они тоже являются средством характеристики протекания действия, во-вторых, потому, что значение способов действия может ограничивать видовое формообразование (например, от многих глаголов начинательного способа не образуются имперфективные формы: кричать закричать *закрикивать, охать заохать *заохиватъ, бежать побежать *побегиватъ).

Многие значения способов действия препятствуют объединению глаголов НСВ и СВ в видовые пары. Так, махать и махнуть не образуют видовой пары в связи с тем, что первый имеет значение многоактности, а второй – одноактности, глаголы кричать и раскричаться не объединяются в видовую пару потому, что у последнего есть значение интенсивности и начала действия.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Морфология

Введение.. морфология это та часть грамматического строя языка которая объединяет.. слово представляет собой одновременно единицу и лексики и грамматики слово как грамматическая единица это система..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные понятия морфологии
Морфология – это грамматическое учение о слове. Слово – основной объект морфологии. Предметом морфологии являются грамматические свойства слов, и

Грамматические значения слов
Слово – это сложное единство лексического и грамматического значений. Лексическое значение слова – индивидуальный смысловой признак, отличающий его от других слов. Грамматические

Способы и средства выражения грамматических значений
По своему грамматическому строю русский язык относится к языкам флективного типа с элементами аналитизма. Поэтому большинство грамматических значений выражается в нем синтетическимспособом,

Грамматическая форма
Терминграмматическая форматрадиционно употребляется в двух значениях: Во-первых, им часто обозначают языковые средства, служащие для выражения грамматических значений;

Грамматическая категория
Формально выраженные грамматические значения, находящиеся в отношениях оппозиции (противопоставления), составляют грамматическую категорию. Грамматическая категория – двусторонняя единица морфологи

Переходность в системе частей речи и явление синкретизма
Одним из способов пополнения частей речи и образования новых классов слов является процесс перехода (или трансформации) слов из одной части речи в другую. Под трансформациейпонимае

Лексико-грамматические разряды
Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в несловоизменительной категории рода. Су

Морфологические категории существительного
Существительные имеют морфологические категории рода, числа и падежа. Как носители категории рода все существительные, имеющие формы ед. ч., делятся на слова мужского, женского и среднего

Категория рода
Категория рода существительного - это несловоизменительная синтагматически выявляемая морфологическая категория, выражающаяся в способности существительного в формах ед. ч. относиться избирательно

Категория падежа
Категория падежа - это словоизменительная категория имени, выражающаяся в системе противопоставленных друг другу рядов форм и обозначающая отношение имени к другому слову (словоформе) в составе сло

Значения падежей
Значения падежей формируются на основе их синтаксических функций в словосочетании и в предложении и являются абстракциями, отвлеченными от этих синтаксических функций. Падеж как носитель значений,

Краткая характеристика семантического строения беспредложных падежей
Для именительного падежа центральными значениями являются значения субъектное и определительное. Субъектное значение обнаруживается в подлежащем (Дочь - студентка, Сын работ

Категория числа
Морфологическая категория числа существительных - это словоизменительная категория, выражающаяся в системе двух противопоставленных рядов форм - единственного и множественного числа. Любая форма су

Общая характеристика
Имя прилагательное - это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное об

Качественные и относительные прилагательные
Качественные прилагательные обозначают свойство, присущее самому предмету или открываемое в нем, часто - такое, которое может характеризоваться разной степенью интенсивности: бе

Морфологические категории прилагательного
Прилагательному как части речи свойственны морфологические категории рода, числа и падежа. Все эти категории у прилагательного - словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значе

Формы сравнительной степени
Форма сравнительной степени, или компаратив, – это форма прилагательного, обозначающая, что названный ею качественный признак представлен в большей степени, чем тот же признак, наз

Полные и краткие формы прилагательных
Помимо склоняемых полных форм ед. ч. (муж., жен. и сред. р.) и мн. ч. качественные прилагательные имеют особые краткие формы, изменяющиеся только по родам и числам. Полные (склоняе

Соотношение основ полных и кратких прилагательных
Образование кратких форм у ряда прилагательных связано с различием основ краткой и полной формы, а также с различием ударения. От разных основ образуют полные и краткие формы следующие прилагательн

Семантические разряды местоимений
Традиционно принято выделять 1) личные местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. Последние четыре словоформы нередко употребляются анафорически, обнаруживая тем самым свойство

Грамматические разряды местоимений
По грамматической оформленности местоименные слова неоднородны. Они обнаруживают признаки разных частей речи. На основе сходства с частями речи выделяют: 1) местоимения-существительные. К

Категория рода
Морфологический род среди местоименных существительных есть только у лично-указательных местоимений он, она, оно, который выражается окончаниями и имеет прежде всего синтаксическое coдержaни

Одушевленность / неодушевленность местоимений-существительных
Местоименные существительные бывают одушевленными и неодушевленными, что выражается совпадением родительного падежа с винительным у одушевленных местоимений и именительного падежа с винительным у н

Категория падежа
Местоименные существительные изменяются по падежам. Показателем падежа является флексия или флексия в сочетании с предлогом: расскажи мне, подойди ко мне. Местоимения он, она, оно, они

Склонение местоимений-существительных Личные местоимения
Единственное число Множественное число И я

Личное (лично-указательное) местоимение 3 л
И. он оно она они Р. его её

Возвратное и вопросительные местоимения
И. - кто что Р. себя кого

Особенности местоименных парадигм в сопоставлении с собственно субстантивными парадигмами
Таких особенностей несколько. 1) Местоименное склонение не связано с родом, что объясняет отсутствие у местоимений морфологического рода. Это проявляется а) в совмещении мужских и

Склонение местоимений-прилагательных
Местоименные прилагательные в склонении обнаруживают сходство с собственно прилагательными. Местоимения каждый, который, самый, какой, такой, всякий и др. изменяются по образцу слов

Парадигмы местоимений сам, этот
Единственное число мужской, средний род женский род И. с

Парадигмы местоимений тот, весь
Единственное число м. р. с. р. м. р. с р. жен

Парадигмы местоимений некий

Парадигмы местоимений сей
единственное число множественное число м. р.

Семантические, морфологические и синтаксические особенности числительных
Числительные как часть речи объединяют слова с количественно-числовым значением. Они являются именами чисел (два, десять, сто пять, тысяча, миллион и др.), выражают счет (один, два, три,

Лексико-грамматические разряды числительных
В числительных прежде всего описываются два лексико-грамматических разряда: количественные и собирательные числительные. В школьной практике (и во многих учебниках) выделяются еще порядков

Количественные числительные
Грамматическим ядром части речи являются количественные числительные. Все сказанное об особенностях числительного как отдельного класса слов прежде всего касается количественных числительных.

Собирательные числительные
Собирательные числительные представляют собой замкнутую группу слов, образованных от количественных числительных, обычно в пределах первого десятка, начиная с двух: двое, трое, четверо, пятеро,

Морфологические категории числительных
Все количественные числительные, кроме слов мало, немало, изменяются по падежам. В числительных, как в прилагательных и местоимениях, можно выделить только основные 6 падежей. Падеж

Предложное употребление количественно-субстантивных словосочетаний
Когда предлог требует В. п., и В. п. совпадает с И. п., действует общее правило: числительное управляет Р. п. существительного – взять на два часа. Если предлог управляет другим пад

Одушевленность / неодушевленность числительных
Числительные, как и прилагательные, не могут иметь значения одушевленности/неодушевленности, но некоторые из них реагируют на одушевленность/неодушевленность существительных. При сочетании с одушев

Склонение числительных
Числительное один склоняется как местоименное прилагательное этот. Числительные два, три, четыреимеют особые парадигмы. Числительные от пяти до деся

Склонение простых числительных
И. два две три четыре Р. двух

Склонение сложных числительных
И. двести триста четыреста пятьсот Р.

Склонение собирательных числительных
м. и ср. р. ж. р. И. двое четверо

Склонение неопределенно-количественных числительных
И много несколько Р многих нескольких

Категориальное значение, морфологические и синтаксические признаки глагола как части речи
Глагол как часть речи объединяет слова со значением процессуального признака, или действия предмета. Процессуальный признак – это частеречная, категориальная семантика. Ее имеют все глаголы. Особен

Инфинитив как форма глагола
Инфинитив (или неопределенная форма) признается словарной формой глагола. Между ним и финитными (спрягаемыми) формами глагола существуют особые отношения. С одной стороны, инфинитив и спря

Связь с глаголом причастий и деепричастий
Причастие и деепричастие (даже если их называть отдельными частями речи) нельзя оторвать от глагола потому, что они обнаруживают категориальное глагольное значение. А. А. Потебня, характеризуя в св

Отличие лексем типа прыг, скок от глагольных словоформ
Что касается лексем типа прыг, скок, то они не должны относиться к глаголам, во-первых, потому, что они нерегулярны: от многих (если не от большинства) глаголов такие формы не образуются. Во

Переходные / непереходные глаголы
Переходные глаголы – это глаголы с объектной валентностью. Однако традиционно переходность не считается чисто семантической категорией: при переходном глаголе грамматическое дополнение должно выраж

Возвратные / невозвратные глаголы
Возвратными называются глаголы на -ся. Они могут быть непроизводными, reflexiva tantum (бояться, смеяться), и образованными как от непереходных, так и переходных глаголов (торговать – тор

Предельные / непредельные глаголы
Выделение предельных/непредельных глаголов не имеет такой давней традиции, как выделение переходных и возвратных глаголов. Их разграничение в отличие от переходных и возвратных глаголов не опираетс

Особенности глагольного формообразования
В отличие от других частей речи глагольное слово является двуосновным. В глаголе выделяют основу прошедшего времени и основу настоящего времени. Основа прошедшего времени у абсолютного большинства

Категория вида
Вид (вид называют также аспектом) является постоянной грамматической категорией глагола, так как он обнаруживается во всех глагольных формах, по этой же причине он не относится к числу предикативны

Средства выражения видового значения
Средства выражения вида имеют свою специфику. Она, в частности, состоит в том, что вид не выражается глагольной флексией, вид предопределен глагольной основой, и это объясняет тесную связь вида с л

Особенности выражения вида в глаголах движения
При характеристике категории вида традиционно принято выделять небольшую и лексически замкнутую группу непроизводных бесприставочных глаголов движения (или глаголов перемещения). В нее включают сле

Морфонологические чередования при выражении вида
При образовании видов наблюдаются чередования согласных и гласных звуков (фонем). Чередуются следующие согласные; д"/ж,д"/жд (родить – рожать, победить – побеждать), т"/ч’, т"/ш’ (выплатить – вы

Значение вида
Традиционно вид относят к языковым средствам темпоральной характеристики действия, выражения различий в характере протекания действия. По словам А. М. Пешковского, вид обобщенно указывает, «как про

Определение вида как грамматической категории
На основе сказанного вид можно определить так: вид – это морфологическая несловоизменительная (классифицирующая) бинарная привативная номинативно-интерпретирующая категория», обозначающая различия

Основные частные значения глаголов СВ и НСВ
В структуре предложения в совокупности с другими средствами, прежде всего темпоральными наречными компонентами и временными формами глагола вид используется для аспектуальной характеристики высказы

Понятие о конкуренции видов
Конкуренция видов – это их взаимозаменяемость (в конкретных условиях употребления), не приводящая к изменению основного смысла высказывания. Конкуренция видов связана с частными видовыми з

Связь вида с другими грамматическими категориями
Вид связан прежде всего с категорией времени, которая характеризует действие по отношению к моменту речи. Связь вида и категории времени взаимная. С одной стороны, она проявляется в том, что вид вл

Понятие о видовой паре
Два глагола, различающиеся видом и совпадающие по лексическому значению, называются видовой парой. В видовые пары объединяются предельные глаголы. Видовые пары для непредельных глаголов (нравить

Типы видовых пар по формальному признаку
1) Видовые пары, состоящие из бесприставочного глагола НСВ и приставочного или образованного суффиксом -ну- глагола СВ: делать/сделать, строить/построить, писать/написать, минировать/зами

Типы видовых пар по семантическому признаку
Разграничение видовых пар по значению мотивировано влиянием лексической семантики глагола на реализацию его видового содержания. Лексическое значение может как благоприятствовать, так и мешать реал

Разряды глаголов с точки зрения вхождения в видовые пары
Большинство русских глаголов входит в видовые пары. Такие глаголы называются соотносительными или коррелятивными по виду. Кроме этого, существуют одновидовые глаголы НСВ (imperfective tant

Категория залога
Слово залог является калькой греческого слова диатеза, которое имеет значение "распределение, размещение". Залог – это словоизменительная грамматическая категория глагола. Залог указы

Категория залога в атрибутивных формах глагола
Залог в причастиях Категорию залога имеют также причастия. При этом причастия страдательного залога образуются только от переходных глаголов, а действительные – от

Средства выражения залогов
Выражение залога в спрягаемых формах У действительного залога нет специальных средств выражения. Он передается переходными, а в случае activa tantum – непереходными

Категория наклонения
Наклонение является словоизменительной номинативной и интерпретирующей категорией глагола. Смыслы, выражаемые этой категорией, относятся к разряду модусных и называются модальными. Наклоне

Специфика морфологического выражения категории наклонения
Морфологической основой категории наклонения являются формы императива, поскольку только они образуются специальной морфемой. В формах единственного числа окончание -и или ну

Частные (контекстные) значения наклонений
Повелительное наклонение Повелительное наклонение называет действие, обращенное к адресату. Значение повелительного наклонения модифицируется в зависимости от ряда

Категория времени
Морфологическое время есть только у спрягаемых форм в изъявительном наклонении и в причастиях. Морфологического времени нет в формах повелительного и сослагательного наклонений, в инфинитиве и дееп

Образование форм времени
При помощи особой морфемы образуются только формы прошедшего времени глаголов НСВ и СВ. Суффикс -л- со значением прошедшего времени присоединяется к основе инфинитива (простил/прощал, пис

Типы употребления форм времени
Образование форм времени не связано с лексикой и употреблением глагола. Каждый глагол в русском языке изменяется по временам. Что же касается временной семантики, то она, напротив, зависит и от лек

Категория времени в полных причастиях и в деепричастиях
Полное причастие называет глагольное действие в субстантивной синтагме. Причастие может быть преобразовано в спрягаемый глагол: ромашки, растущие на поляне → ромашки растут на полян

Семантические, морфологические и синтаксические признаки наречийкак части речи
Наречие как часть речи объединяет лексемы со значением непроцессуального признака действия или другого признака. По словам А. А. Потебни, наречие называет признак признака. Морфологически

Границы наречия как части речи
Вопрос о частеречных границах наречия мотивирован двумя взаимосвязанными причинами: во-первых, спецификой наречного словообразования, во-вторых, тем, что субстантивные падежи и глагольные деепричас

Лексико-грамматичсские разряды наречий
В наречиях, не считая их разбиения на собственно наречия и наречия-местоимения (повторим, что такое деление лексики есть во всех самостоятельных частях речи, кроме глагола), выделяют два основных л

Степени сравнения качественных наречий
Качественные наречия на -о имеют степени сравнения, сравнительную и превосходную. Простая сравнительная степень совпадает с сравнительной степенью прилагательных, отличаясь от нее занимаемым синтак

Наречия способа и степени действия
Наречия способа (или образа) действия отвечают на смысловой вопрос Каким образом?. В отличие от качественных они не имеют степеней сравнения и соотносятся в первую очередь не с прилагательны

Обстоятельственные наречия
Обстоятельственные наречия по значению делятся на наречия места: рядом, вблизи, вдали, вдаль, внизу, вверху, слева, кругом, здесь, там, где, повсюду, туда, оттуда и т. д.; на

Разряды наречий по образованию
Соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования. Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других

Переход наречий в другие части речи
Наряду с процессом адвербиализации (переходом в разряд наречий), очень активным и широким, в русском языке осуществляется противоположный процесс - процесс перехода наречий в другие лексико-граммат

Безлично-предикативных слов
Безлично-предикативные слова, или категория состояния, - это знаменательные неизменяемые именные и наречные слова, которые обозначают состояние и употребляются в функции сказуемого безличного предл

Разряды безлично-предикативных слов по значению
Выделяются следующие группы безлично-предикативных слов по значению: 1. Безлично-предикативные слова, обозначающие психическое и физическое состояние живых существ, состояние природы, окру

Разряды безлично-предикативных слов по образованию
Безлично-предикативные слова по происхождению связаны с прилагательными, соотносительными с ними наречиями и отчастисуществительными. Этот переход осуществляется на основе сложного переплетения сво

Структурные типы предлогов
По структуре и словообразовательным (генетическим) связям предлоги делятся на первообразные или непроизводные и непервообразные или производные. Первообразные предлоги

Место, занимаемое предлогом по отношению к существительному
Общим правилом является постановка предлога (и первообразного, и производного) перед существительным. Предлоги ради и спустя могут стоять после существительного: Чего ради (вме

Общая характеристика союза как части речи
Союз как часть речи – это класс неизменяемых служебных слов, посредством которых синтаксически соединяются части сложного предложения и словоформы в простом предложении, а также компоненты текста.

Типы союзов по структуре
Союзы принято делить на простые и составные. Простые – это однословные союзы: а, будто, да, едва, если, и, ибо, или, кабы, как, как-то, когда, ли, либо, нежели, но, пока, поскольку, словно, такж

Сочинительные и подчинительные союзы
По синтаксическим свойствам союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы Сочинительные союзы соединяют однородные члены простого пр

Союзные слова
Союзные слова (или относительные местоимения) – это местоименные слова различных частей речи, используемые при построении сложноподчиненного предложения в роли подчинительного союза. Подчинение, оф

Продуктивные явления в сфере союзной лексики
Союз как особый класс служебных лексем постоянно пополняется новыми образованиями. Так же как предлог, союз морфологически не оформлен, и новые союзы образуются не морфологическим путем. Расширение

Общая характеристика частиц как части речи
Частицы – это особый класс неизменяемых служебных слов. Частицы объединяются с предлогами и союзами синтаксической природой значения, они не выражают понятий, им приписываются те смысловые

Соотносительность частиц с другими частями речи
Частицы, как и остальные служебные классы слов, пополняются неморфологическим способом, генетически они соотносительны с разными частями речи. Много частиц наречного происхождения: именно, прост

Разряды частиц по значению
При описании частицы принято делить на группы по значению. Это деление оказывается условным прежде всего потому, что большинство частиц многозначно и в зависимости от употребления может включаться

Типы частиц по структуре
По структуре частицы делятся на простые и составные. Простые частицы состоят из одного слова, при этом они могут быть первообразными, т. е. несоотносительными с другими частями речи

Синкретизм как специфическое свойство частиц
В. В. Виноградов, рассуждая на тему о грамматической омонимии, писал о том, что в рамках одного и того же слова не допускается совмещение знаменательной и служебной части речи (существительного и с

Морфологические, синтаксические и семантические признаки модальных слов
Модальные слова как часть речи – это класс незнаменательных, неизменяемых, не имеющих единых морфемных признаков лексем, занимающих синтаксическую позицию вводного слова и служащих для выражения су

Лексико-семантические разряды модальных слов
В зависимости от значения модальные слова можно разделить на 5 разрядов: 1) собственно модальные (или со значением персуазивности), 2) со значением авторизации, 3) эмоцио

Границы междометия как части речи
Состав междометий как части речи в лингвистической литературе определяется неодинаково. Есть узкое понимание этого класса слов, при котором к междометиям относят лексемы только с эмоциональным и по

Разряды междометий по значению
При расширительном понимании междометий как части речи по значению они делятся на пять групп: 1) Эмоциональные междометия: а!, ай!, ах!, ба!, боже мой!, бис!, браво!, батюшки!, г

Типы междометий по структуре
По своему строению междометия делятся на первообразные (первичные) и производные, среди которых выделяются простые, т. е. состоящие из одного слова, и составные, т. е. состоящие из двух и более сло

Звукоподражания
К междометиям примыкает особая группа так называемых звукоподражательных слов. Это неизменяемые слова, которые своим звуковым составом условно имитируют (условно воспроизводят) издаваемые человеком

1.1. Общие теоретические положения по вопросу о способах действия русского глагола как лексико-грамматической категории

1.1.1. Вопрос о выделении и определении способов глагольного действия русского глагола

Учение о способах глагольного действия в русском языке основано на длительной научной традиции.

У истоков развития теории «способов действия » стоят А. А. Потебня, Г. Ульянов, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, которые теорию вида глагола связывали с подвидами и степенями действия и включали в эту теорию явления, которые в современной лингвистике именуются «способами глагольного действия ». В трудах В. В. Виноградова , Е. А. Земской, Л. А. Быковой теория «способов действия » получает значительное развитие, но в них рассматриваются лишь словообразовательные типы глаголов и возможности их видовых корреляций. (см.: Н. С. Авилова, 1976: 260).

Ю. С. Маслов первый отграничил проблему вида от проблемы способов действия как «семантических (именно семантических, а не словообразовательных) разрядов глаголов. Они выделяются на основе сходства в типах протекания и распределения во времени глагольного действия...). (см.: Н. С. Авилова, 1976: 261 – 262). По мнению Ю. С. Маслова, понятие «способ действия » выкристаллизовалось довольно четко в современной аспектологии. Определяя характер поисков лингвистов в данной области, Ю. С. Маслов отмечает, что «дальнейшая разработка этого понятия могла бы идти по линии его подразделения, т. е. по линии выявления отдельных его разновидностей» (см.: Ю. С. Маслов, 1965: 71).

Однако, несмотря на известные достижения в исследовании в русском языке, ряд вопросов данной проблематики остается все еще нерешенным. Одним из этих основных воросов является вопрос о выделении и определении способов действия .

В работах Ю. С. Маслова, и вслед за ним А. В. Бондарко , глаголы классифицируются по способам действия на основании их семантики, отражающей характер протекания действия во времени, независимо от их структурных различий. По мнению Ю. С. Маслова, способы глагольного действия – это «семантические разряды глаголов», которые «выделяются на основе сходства в типах протекания и распределения во времени глагольного действия. Они могут быть морфемно выраженными (Например: начинательный способ (заплакать, засмеяться ), инхоативный способ (крепнуть, мокнуть )), морфемно невыражеными (Например: статальный способ (сидеть, лежать ), реляционный способ (относиться, преобладать )), а также морфемно непоследовательно характеризованными (Например: одноактный способ (махнуть, мелькнуть ), многоактный способ (стучать, толкать )). Этой точки зрения придерживаются также А. В. Бондарко, М. А. Шелякин и многие другие последователи. А. В. Бондарко в своей книге «Русский глагол» дает такое определение: «Способы действия – это семантические (отчасти словообразовательные) группировки глаголов, выделяемые на основании общности типа протекания действия.» (см.: А. В. Бондарко, Л. Л. Буланин, 1987: 11).

То явление, которое обычно называют способом действия , А. В. Исаченко называет «совершаемостью ». Он различает «совершаемость » и «характер глагольного действия ». Признаками совершаемости (способа действия), по мнению автора, являются:

Отсутствие соотносительных глаголов

Выражение определенной общей особенности лексического значения внешними (формальными) средствами, т.е приставками или суффиксами.

А характер действия – это те общие значения глаголов, которые не выражаются приставками или суффиксами. Под этим термином будут понимать самые общие семантические свойства простых (бесприставочно-бессуффиксных) глаголов. Характер действия может быть определен на основании логического анализа значений большого числа индивидуальных глаголов.

А. В. Исаченко выделяет общие особенности значения совершаемости – «начинательность », «ограничительность », «сатуративность », «однократность » действия, которые в каждом отдельном случае выражены особыми морфемами. (см.: А. В. Исаченко, 1960: 209 – 334).

Существует и иная точка зрения на теорию «способы действия ». Развивая идеи А. А. Шахматова, В. В. Виноградова, В. Н. Сидорова, П. С. Кузнецова и ряда других лингвистов, данная теория выявляет формально выраженные характеристики глагольного действия со значениями начинательности , ограничительности , многократности , то есть развивает намеченное в русской традиционной грамматике и восходяшее к А. А. Потебне, Г. Ульянову, Ф. Ф. Фортунатову учение о структурно-семантических типах глаголов, выражающих модификацию действия, названного простым глаголом (см.: Н. С. Авилова, 1976: 264). Эту точку зрения принимают и развивают Н. С. Авилова, Г. Г. Кухтенкова, Г. А. Акнисимов и другие лингвисты.

Мы придерживаемся точки зрения, которая считает, что способы глагольного действия выражают модификацию значения действия, названного исходным глаголом, в направлении количественно-временных уточнений его протекания и специальных характеристик результативности , причем эта модификация обязательно формально выражена.

Исходя из изложенного понимания о способах глагольного действия нам представляется, что определение, данное в Академической грамматике 80, является более полным и четким: «Способы глагольного действия – это такие семантико-словообразовательные группировки глаголов, в основе которых лежат формально выраженные модификации (изменения) значений бесприфексных глаголов с точки зрения временных , количественных и специально результативных характеристик.» (Русская грамматика, 1980: 596).

По сведениям многих аспектологов в русском языке, способы глагольного действия подразделяются на три группы, различающиеся по своим самым общим значениям:


  • уточнения характера протекания действия во времени

  • количественно-временной характеристики действия

  • уточнения характера достигаемого действием результата.
Все эти значения выражены формально – присоединением к глаголу

того или иного форманта.

Первая группа включает временные способы действия: начинательный , ограничительный , длительно-ограничительный , финитивный .

Вторая группа подразделяется на две подгруппы.


  1. В первой подгруппе действие уточняется в отношении одноакности или краткости его совершения; это одноактный и уменьшительно-смягчительный способы действия.

  2. Во второй подгруппе действия представлены как неограниченно-длительные, кратно повторяющиеся; это многократный , прерывисто-смягчительный , длительно-дистрибутивный , сопроводительный , осложненно-интенсивный и длительно-дистрибутивно-взаимный способы действия.
Третья группа включает глаголы, которые выражают дополнительные оттенки результативности; это специально-результативные способы действия: терминативный , комплетивный , интенсивно-результативный , накопительно-суммарный и дистрибутивный .

Все перечисленные группы способов действия и составляют систему способов действия , которые, с одной стороны, отличаются от глагольного вида , а с другой стороны, тесно связаны и взаимнодействуют с ним.

Переидем к рассмотрению вопроса о взаимоотношении между видом и способами глагольного действия .

1.1.2. Взаимоотношение между способами глагольного действия и видом русского глагола

Различие и взаимодействие вида и способа глагольного действия раскрыты и обоснованы в работах Ю. С. Маслова на материале болгарского и русского языков. Выделив проблему способов глагольного действия из чисто видовой глагольной проблематики, Ю. С. Маслов подчеркнул, что рассмотрение способов глагольного действия должно проводиться отдельно от видов , хотя и они находятся в тесной связи с ним. Сущность способов глагольного действия лежит в иной плоскости, чем виды .

Способы действия противопоставлены прежде всего видам глагола как в плане содержания, так и в плане выражения. В традиционной русской лингвистике значение видов глагола, основанное на признаке ограниченности или неограниченности глагольного действия внутренним пределом, относится к области грамматической абстракции. Действие, обозначенное глаголом совершенного вида, характеризуется как ограниченное, сосредоточенное в каком-либо пределе. Действие, выраженное глаголом несовершенного вида, представляется в его течении, в осуществлении без указания на предел. В этом смысле признак предельности / непредельности носит характер двучленного противопоставления, охватывающего всю глагольную лексику. Причем важно подчеркнуть, что противопоставление глагольных видовых форм в принципе может проходить внутри одного глагольного слова, внутри одного и того же лексического значения. (Например решать – решить ) (см. Виноградов В. В., 2001, стр. 497)

Критерий выделения видов русского глагола определяют разные аспектологи по-разному: одни исследователи считают, что совершенный вид наделяется признаками результативности и недлительности , а несовершенный – длительности и нерезультативности ; другие считают, что совершенный вид определяется на основании понятия законченности , завершенности действия. Наиболее предпочтительным представляется следующее определение, которое рассматривает «целостность» и «нецелостность» как главный признак, по которому противопоставлются глаголы совершенного и несовершенного видов. Такая точка зрения отражена в ряде работ по аспектологии. Например у А. В. Бондарко: «совершенный вид обозначает действие как неделимое целое (целостность ), а несовершенный вид не содержит в своей семантике указания на целостность действия (процессность ). (см.: А. В. Бондарко, 1987: 30 – 31). Значение неделимой целостности дейтсвия следует понимать прежде всего как невозможность деления действия на отдельные фазы.

Иную картину мы наблюдаем в определении семантики способах действия , которые связаны прежде всего с модификацией лексического значения глаголов. Способы действия выражают добавочные оттенки, вносимые словообразовательной морфемой, и фиксируют внимание на отдельных моментах проявления или совершения названного производящей основой действия. Так, глаголы запеть, попеть, допеть, подпевать, распеться являются в семантическом отношении модификацией исходного бесприставочного глагола петь . Благодаря структурным различиям этих производных глаголов создается возможность по-разному представлять совершаемое действие:

запеть сообщает о наступлении начального момента действия (начинательный способ действия)

попеть обозначает действие, ограниченное во времени или в полноте своего проявления (ограничительный способ действия)

допеть обозначает завершение конечной фазы действия, доведения его до конца (завершительный способ действия)

Таким образом, если значение вида квалифицирует основное лексическое значение глагольного слова с точки зрения целостности / нецелостности действия, то значение способа действия характеризует действие с точки зрения фазисности , кратности или количества его проявления. Вид как главная грамматическая категория в русском языке пронизывает всю глагольную лексику, а способ глагольного действия ограничен кругом определенных производных глаголов.

Вид и способ действия принципиально различаются не только по значению, но и по выражению. Категория вида представляет собой систему противопоставленных друг другу рядов грамматических форм совершенного и несовершенного видов. Ряд форм несовершенного вида объединяет формы разных времен (рассказывал , рассказываю, буду рассказывать ), разных наклонений (рассказываешь, рассказывал бы, рассказывай ), разных лиц и т.д., но все эти формы объединяются принадлежностью к несовершенному виду и противостоят другому ряду форм – форм различных, но объединяемых принадлежностью к совершенному виду. В отличие от видов способы действия не образуют таких четких парадигматических оппозиций. Они не опираются на специальную систему форм. Как отмечает Г. А. Акнисимов: «В области способов действия мы не находим структуры, присущей морфологическим категориям. Здесь нет рядов грамматических форм, нет грамматического противопоставления таких рядов. Способы действия по своей природе – это подклассы глагольной лексики , лексико-грамматические разряды» (см.: Г. А. Акнисимов, 1974: 90 – 91).

Различия в значении и выражении видов глагола и способов действия связаны и с тем, что обозначаюшие их значения формальные показатели неоднородны по своей функции. Так, еще С. Агрель, выделяя образующие способ действия приставки, отмечал необходимость отграничения значения способов действия от значений вида , когда приставки или придают глаголу новое лексическое значение, или изменяют вида. Например: колоть и наколоть (дров) (способ действия), лететь и налететь (новое лексическое значение), писать и написать (значение совершенного вида).

Нужно отметить, что приставки представляют собой словообразовательный способ, когда они являются лексико-грамматическими средствами, одновременно и формообразовательный, когда они – чистограмматическими , например, чистовидовыми. «Чистовидовой префикс не обладает словообразовательным значением и не выполняет словообразовательной функции. Его роль сводится к выражению грамматического значения совершенности.» (см.: А. Тихонов, 1998: 19).

Следовательно, не все глаголы с приставками образуют способы действия . Глаголы с «чистовидовой », десемантизированной приставкой не создают способа действия , а создают видовую сооносительность. Не образуют способа действия и глаголы с приставками, изменяющими лексическое значение мотивирующих основ.

Трудность в разграничении видов и способов действия обусловлена прежде всего тем, что эти категории хотя и лежат на разных плоскостях, но активно взаимодействуют, входя в смысловую структуру глагольного слова. Как виды , так и способы действия , служат для выражения характера протекания действия. Иначе говоря, глагольное слово не только называет действие, но и характеризует его. Вследствие этого действие представляется как сложное целое, в котором отдельные элементы спаяны друг с другом воедино.

Противопоставление форм совершенного и несовершенного вида отражает наиболее отвлеченную видовую абстракцию. Категория вида пронизывает все пласты глагольной лексики, в том числе и способы действия . Однако сами лексические группы небезразличны к видовому противопоставлению и нередко накладывают отграничения на принадлежность глаголов к тому или другому виду. Речь идет о соотносительности или несоотносительности глаголов по виду, о наличии или отсутствии видовых корреляций, что в значительной мере обусловлено характером способов глагольного действия. Например: глаголы ограничительного способа действия (типа побегать, погостить ) употребляются только в форме совершенного вида, а глаголы типа распевать , типа постукивать , типа присвистывать имеют форму только несовершенного вида.

Принадлежность глаголов того или иного способа действия к одному из видов определяется в основном тем, противоречит или не противоречит их семантика идее целостности или процессности действия. Так как ограничительные глаголы (типа побегать ) обозначают действие, ограниченное во времени, то, естественно, их значение сочетается только со значением совершенного вида. Действия , выражаемые глаголами других способов действия (говаривать, наскакивать, расхаживать, прищелкивать ), не предполагают никакого ограничения, завершения, предела. Поэтому значения этих глаголов совмещаются со значением несовершенного вида.

Поскольку глаголы отдельных способов действия могут быть представлены одновремнно в обоих видах, то особенности взаимодействия глагольного вида и способов действия следует искать не только в полноте или неполноте видовой парадигмы, но и в условиях их функционирования.

То или иное значение вида нередко выступает в языке не в чистом виде, а в осложненном дополнительными характеристиками (оттенками результативности , мгновенности , исчерпанности совершения действия или оттенками многократности , прерывистости действия), составляющими с ним одно целое. Иными словами , проходя «через призму» способов действия , значения совершенного и несовершенного вида приобретают особую окраску. Например: глаголы заговорить, поговорить, отговорить, наговорить (вздору), разговориться, договориться (до того, что всех обидел) (совершенный вид) или говаривать, поговаривать, переговариваться, приговаривать (несовершенный вид).

Благодаря взаимодействию видов и способов действия русский глагол получает «такую живость и определенность оттенка в отношении к образу действия, которая в большей части случаев не может быть выражена на других языках». (см.: Г. А. Акнисимов, 1974: 93). Поэтому нельзя рассматривать вопрос о способах действия , не уделяя внимание их взаимодействию с видами глагола.

Терминологическое сочетание «способ глагольного действия» употребляется в двух случаях. Во-первых, им обозначается семантическая модификация (А. В. Исаченко) в основном бесприставочных глаголов, в результате которой выражаются дополнительные количественные, временные и результативные смыслы.

Во-вторых, способами глагольного действия называют разряды глаголов, объединенных на основе общей семантической модификации, т. е. общего модификационного словообразовательного значения. Способы глагольного действия выражаются приставками и суффиксами (иногда префиксально-суффиксально, иногда с участием постфикса). Основные способы действия следующие:

результативный выкопать, создать, достичь, построить;

начинательный - запеть, пойти, раскричаться, взволноваться;

окончательный (финитный) - отгрохотать, перебродить (вино уже перебродило), допить;

ограничительный поговорить, покурить, походить, погостить;

длительно-ограничительный проговорить два часа, проходить весь день;

однократный мазнуть, сглупить, сострить;

уменьшительно-смягчительный наиграть, подвыпить, приглушить, вздремнуть;

распределительный – перебить все чашки, перечитать все газеты, повывезти все вещи;

интенсивно-результативный нагладить, раскормить, набегаться, объесться, отлежаться;

многоактный мазать, охать, толкать;

многократный сиживать, хаживать, нашивать, едать;

сопроводительный прихрамывать, приплясывать, поглядывать (говорить и поглядывать по сторонам).

Вид тесно связан со способами действия, во-первых, потому, что они тоже являются средством характеристики протекания действия, во-вторых, потому, что значение способов действия может ограничивать видовое формообразование (например, от многих глаголов начинательного способа не образуются имперфективные формы: кричать закричать *закрикивать, охать заохать *заохиватъ, бежать побежать *побегиватъ).

Многие значения способов действия препятствуют объединению глаголов НСВ и СВ в видовые пары. Так, махать и махнуть не образуют видовой пары в связи с тем, что первый имеет значение многоактности, а второй – одноактности, глаголы кричать и раскричаться не объединяются в видовую пару потому, что у последнего есть значение интенсивности и начала действия.

Разряды глаголов с точки зрения вхождения в видовые пары

Большинство русских глаголов входит в видовые пары. Такие глаголы называются соотносительными или коррелятивными по виду.

Кроме этого, существуют одновидовые глаголы НСВ (imperfective tantum) и одновидовые глаголы СВ (perfectiva tantum). Причина отсутствия у глагола видового коррелята, как правило, кроется в лексическом значении слова. Так, глаголы со значением состояния, деятельности и непредельного процесса(скучать, тосковать, плотничать, хозяйничать, гулять, висеть, знать, править и др.) регулярно бывают только НСВ. Глаголы типа вскрикнуть, очнуться, ушибиться, т. е. обозначающие «моментальные переходы» из одного состояния в другое, имеют только СВ.

Особую группу образуют так называемые двувидовые глаголы . Их можно сравнить с существительными общего рода. Двувидовые глаголы совмещают в себе значения НСВ и СВ, которые выражаются у них аналитически, т. е. в предложении (Солдаты сейчас атакуют (НСВ) дворец/Солдаты завтра атакуют (СВ) дворец.

Основную массу таких глаголов образуют лексемы, заимствованные из западноевропейских языков, содержащие суффиксальный элемент -ова- (-ова; -ирова-, -изирова-, -фицирова-): атаковать, адресовать, телеграфировать, дезертировать, систематизировать, электрифицировать. Слов собственно русских, в том числе и старославянских по происхождению, в этой группе мало: велеть, казнить, миловать, даровать,наследовать, ранить и некоторые другие. Отдельные двувидовые глаголы в своей морфемной структуре имеют приставку: переоборудовать, переосвидетельствовать, преобразовать, переадресовать.

Исследователи отмечают, что в языке есть тенденция к устранению двувидовости. Она проявляется 1) в том, что многие глаголы частотно употребляются в значении одного вида (например, арестовать регулярно используется как СВ, а глагол рецензировать – как НСВ), 2) в том, что к двувидовым глаголам образуются соотносительные по виду глаголы (атаковать/атаковыватъ, редактировать/отредактировать, рецензировать/отрецензировать ипрорецензировать), 3) в том, что разные формы глаголов по-разному проявляют двувидовость, так причастия и деепричастия двувидовыми не бывают.

Признак двувидовости может относиться к лексеме и лексико-семантическому варианту. Например, глагол бежать является двувидовым в значении "спасаться бегством".

Изучение особенностей вида различных по семантике глаголов привело к выделению лексико-грамматических разрядов, которые принято называть способами глагольного действия. Это группы глаголов, объединяемых на основании общности характера протекания действия.

Например, такие различные по семантике глаголы, как закричать, поплыть и т. д., имеют общий семантический компонент значения - значение начала действия.

Способы глагольного действия делятся на характеризованные и нехарактеризованные. В характеризованных общее значение передается при помощи специальных морфем, а в нехарактеризованных заключено в самом корне.

Глаголы, выражающие различные способы глагольного действия, чаще всего одновидовые.

ХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Одновидовые глаголы совершенного вида

1. Начинательный способ. Глаголы обозначают начало действия. Например: Блеснет поутру луч денницы, И заиграет ясный день (П.). Это многочисленная группа (в современном русском языке, по данным словарей, их около 900).

Значение начинательности выражается приставками. Так, при- ставка за- присоединяется к глаголам речи и звучания (зашуметь, замяукать, захохотать); к глаголам перемещения в пространстве (зашагать, забегать)\ к глаголам, обозначающим чувства (забеспокоиться, затосковать), и к некоторым другим группам глаголов.

Начинательное значение выражается и приставкой по-, которая присоединяется к глаголам однонаправленного движения (поплыть, побежать, полететь и т. д.).

Небольшая группа начинательных глаголов имеет.приставку вз- (вс-, воз-, вое-): вскричать, взбунтоваться, возмечтать (устар.) и др.

Глаголы начинательного способа действия видовую пару образуют редко (например, запеть-запевать).

2. Ограничительный способ действия. Такие глаголы обозначают действие, ограниченное сравнительно небольшим отрезком времени. Например: Обстоятельства некогда сблизили нас, и об нем-то намерен я теперь побеседовать с любезным читателем (П.) ; Люблю тебя душой, и рад бы иногда С тобою посидеть (П.).

Чаще всего эти глаголы имеют также и значение действия, ограниченного в полноте своего проявления.

Ограничительное значение выражается приставкой по-у которая присоединяется, как правило, к непереходным глаголам состояния, чувства, речи, передвижения в пространстве и др. (поплакать, повеселиться, поговорить, поездить и т. д.), такое же значение придает она и глаголам передвижения в переходном значении (поводить, повозить приятеля по городу и др.). Это непарные по виду глаголы.

В большинстве своем глаголы ограничительного способа действия относятся к разговорной лексике.

3. Длительн о-о граничите л ьный способ действия. Общее значение таких глаголов - действия, охватывающие определенный промежуток времени. Например: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела (Кр.)’> Вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени (П).

Указанные глаголы образуются присоединением приставки про- к глаголам состояния, передвижения, чувства, речи и др. (пробегать, продержаться, проспать, проговорить весь перерыв и т. д.).

Это группа одновидовых глаголов: лишь в редких случаях возможно образование видовых пар (просидеть - просиживать, простоять - простаивать).

Как правило, данные глаголы относятся к разговорной лексике.

4. Смягчительный способ действия. Общее значение - действия, смягченные в своей интенсивности. Например: И ты со мной, о Лира, приуныла (П.); Я слышал, ты поднаторел за войну в технике (Мальц.).

Значение выражается приставками. Так, приставка по- присоединяется обычно к приставочным глаголам (поиздержаться, поизноситься, попридержать и др.)."Приставка при- соединяется с приставочными и бесприставочными глаголами (приуныть, прилечь, приналечь и др.), как и приставка под- (подработать, подзаработать и др.)."

Некоторые глаголы данного способа действия образуют видовые пары (подработать - подрабатывать, приподнять - приподнимать и др.).

Как правило, эти глаголы функционируют в разговорной речи."

5. Результативный способ д е й с т в и я." Глаголы этой группы имеют общее значение: значение реального достижения результата или направленности на достижение результата. Например: Только успели мы отдохнуть и отобедать, как услышали ружейные выстрелы (П.); Михаил Аверьяныч скоро со всеми перезнакомился (Ч.).

Общее значение результативности включает в себя несколько частных: законченности (отужинать, переночевать), распределительности (позакрывать, перессорить), интенсивности (заждаться, набегаться, изолгаться), накопительности (наварить, налетать тысячи километров).

Образуются глаголы данной группы при помощи приставок про- (Часы пробили полночь), от- (отужинать), пере- (перезнакомить), по- (позакрывать), на- (наварить, наговорить), а также префиксально-постфиксальным способом (набродиться, заждаться, избегаться).

Как правило, это глаголы одновидовые. Употребляются прежде всего в разговорной речи; некоторые из них относятся к просторечию (достукаться).

6. Однократный способ действия. Общее значение глаголов этого способа действия - значение действия, произведенного за один прием, один раз.

Например: Пес как прыгнет, завизжит (П.); Вагон, в котором ехала Даша, остался на рельсах, но по нему резанули из пулемета (А." Н. Т.). Они образуются от многих глаголов, обозначающих конкретные действия (глотнуть, качнуть), от глаголов речи, звучания (ахнуть, скрипнуть), от глаголов зрительного восприятия (мелькнуть, сверкнуть).

Способ образования глаголов - суффиксальный, они образуются с помощью суффикса -ну-.

В большинстве своем это глаголы, относящиеся к нейтральной лексике.

Некоторые глаголы однократного способа действия образуются при помощи суффикса -ану-, который придает значение интенсивно-однократного действия (дергануть, рубануть, резануть): Например: Их тут наши так тряханули, так чесанули... (Пол.) Сфера употребления таких глаголов - просторечие.

1. Глаголы длительн о-п рерывистого способа действия. Общее значение - значение нерегулярной расчлененности неинтенсивного действия. Например: Бесенок оторопел, Хвостик поджал, совсем присмирел, На братца поглядывает боком (П.); Генеральша мелко, не переставая, смеялась. Генерал тооісе похохатывал (Ч.).

Способ образования суффиксально-префиксальный, прежде всего от глаголов конкретного действия или состояния одушевленных субъектов (побаливать, побаиваться, поглядывать, покашливать, похаживать и др.). В словарях они даются чаще всего с пометой «разг.».

2. Глаголы сопроводительного способа действия. Они обозначают действие, совершающееся вместе с другими и несколько ослабленное в интенсивности. Например: И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами... (П.); Это был брат моего отца... в ту пору подголадывающий студент МВТУ, обитавший на краю Москвы (А. Шаров).

Способ образования - префиксально-суффиксальный: приставки при-, под- и суффикс -ива-(-ыва-, -ва-) (притопывать, припевать, подпевать).

Группа немногочисленна. Сфера употребления - разговорная речь.

3. Глаголы в з а и м и о-д лительного способа действия. Общее значение - значение действия, которым обмениваются субъекты. Например: Я гордо посмотрел на чиновников, которые между собой перешептывались (П.); Когда адмирал появлялся на базаре, торговки обыкновенно пересмеивались (Станюк.).

Способ образования - префиксально-суффиксально-постфик- сальный (переписываться, переговариваться, переглядываться).

Это глаголы стилистически нейтральные или разгозорные.

4. Глаголы многократного способа действия. Общее значение - значение повторяющегося действия. Например: Глинка певал эту балладу охотно и довольно часто (В. Серов); Покончив с обыкновенными дневными хлопотами, Маргарита Николаевна до сумерек молчаливо сиживала в палисаднике (Коч.).

Способ образования - суффиксальный (знавать, хаживать, читывать, говаривать и др.).

Следует отметить, что это глаголы неполной парадигмы: они употребляются в формах инфинитива, прошедшего времени изъявительного наклонения (преимущественно), реже причастий.

В современном языке группа непродуктивная. Сфера употребления - разговорная.

НЕХАРАКТЕ РИЗО BA II И Ы E СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ

Сюда относятся глаголы однонаправленного и разнонаправленного способа действия. Эти глаголы составляют пары по способу глагольного действия: бежать - бегать, везти - возить, вести - водить, гнать - гонять, гнаться - гоняться, ехать - ездить, идти - ходить, катить - катать, катить - катиться, лезть - лазить, лететь - летать, нести - носить, нестись - носиться, плыть - плавать, ползти - ползать, тащить - таскать, тащиться - таскаться.

Глаголы однонаправленные обозначают действие, совершающееся в одном направлении, непрерывное и в определенный момент. Например: Наконец он увидел, что едет не в ту сторону (П.).

Семантика глаголов разнонаправленного действия более разнообразна. Так, они могут обозначать повторяющиеся действия: Она (мать) знала, что он ходит в город, бывает там в театре (М. Г.); длительное действие: Я ходил по парку, держась подальше от дома (Ч.); действие, которое имеет два направления, туда и обратно: Он ездил в командировку; обозначают способность к совершению действия: Ребенок уже ходит. Это могут быть и глаголы - характеристики по действию. Например: Птицы летают. Рыбы плавают.

Видовых пар эти глаголы не образуют, однако к категории вида относятся по-разному: глаголы однонаправленного действия при соединении с приставками образуют новый глагол совершенного вида (бежать - убежать, перебежать, сбежать и т. д.), глаголы же разнонаправленного действия при соединении с приставкой могут сохранять значение несовершенного вида (бегать - убегать, забегать, сбегать и т. д.).

Методическое примечание. Понятие о виде в курсе русского языка начальной школы не дается, но к изучению данной категории дети уже подготавливаются: при общей характеристике глагола как части речи и при изучении времен обращается внимание на различие в вопросах (что делать? что сделать? что делаю? что с д е л а ю? и т. д.).