Проблемы с вниманием, памятью и концентрацией. Нарушение внимания: что делать, если донимают невнимательность, рассеянность и забывчивость

Выполнение указанных советов в статье не требует особых усилий, зато поможет вам в проблеме со снижением концентрации внимания и памяти.

Снижение памяти и концентрации внимания: причины

Информационная революция привела к постоянной перегрузке человеческого мозга. Темп жизни значительно ускорился по сравнению за последние 20-30 лет, поэтому долго концентрироваться на одном и том же занятии получается не у всех. Исследования свидетельствуют о том, что снижение памяти и концентрации внимания встречается все чаще, причем в любом возрасте. Виной неспособности сосредоточиться становятся и другие факторы.

Снижение концентрации внимания и памяти, причины:

– Каждодневные стрессы;
– Депрессия;
– Переутомление;
– Нехватка витаминов;
– Нервное потрясение;
– Частое употребление алкоголя;
– Нарушение циркуляции крови в головном мозге;
– Действие медпрепаратов;
– Постоянный контакт с сигаретным дымом (активное или пассивное курение);
– Действие электромагнитного поля телевизора, телефона, вай-фая.

Хроническое недосыпание также может повлиять на снижение концентрации внимания, поскольку нервная система находится в постоянной защитной реакции. В результате активируются механизмы борьбы за выживание, и силы расходуются на более важные вещи, чем безупречная память. Если стресс и недосыпание преследуют вас постоянно, то память может ухудшиться значительно.

Меры для концентрации внимания

Постарайтесь решить свои проблемы, а то, что нельзя изменить, воспринимайте легче;
- Занимайтесь спортом, йогой, дыхательной гимнастикой в меру своих физических возможностей;
- С помощью различных дозиметров можно обнаружить источники отравления, приборы разумно взять в аренду;
- Очистители воздуха помогут избавить комнату от сигаретного дыма, который может проникать от соседей;
- Держите мобильный телефон в полутора метрах от себя;
- Старайтесь работать в той части офиса, где уровень сигнала вай-фай ниже.

Примите к сведению и такое интересное явление, как цифровая амнезия. Современный человек не желает ничего запоминать, думать и вспоминать, а в случае возникновения вопроса тут же отправляется на просторы интернета. То есть, снижение концентрации внимания и памяти, причины которых были перечислены выше, могут быть связаны с банальной ленью. Получается, свою память человек носит отдельно в кармане, мозг расслабляется и работает хуже.


С чем связано снижение концентрации внимания?

Снижение работоспособности и концентрации внимания может быть связано с переутомлением, инфекцией, нарушенным метаболизмом, злокачественными опухолями, неврозами и т. д. Рассеянность часто встречается в подростковом и пожилом возрасте. Поэтому для борьбы с невнимательностью нужно проанализировать сопутствующие симптомы. Нередко причиной становится нехватка микроэлементов из-за дисбактериоза.

В случае, если образ жизни не изменился, можно задуматься о начале развития инфекции, либо же обострения хронической патологии. Пагубным фактором может быть также гормональное нарушение. Таким образом, необходимо провести полноценное обследование организма, чтобы выявить причины неприятного состояния.

Снижение концентрации внимания, причины которого мы разобрали выше, устраняются, в первую очередь, с помощью налаживания режима дня и интеллектуальных тренировок. Важную роль играет правильное питание, здоровый сон и физические нагрузки. Порой организм просто не может усваивать некоторые микроэлементы, поэтому очень важно принимать витамин D3, который способствует усвоению фосфора и кальция. Ни в коем случае нельзя сидеть на низкокалорийных диетах, иначе мозг не будет получать достаточное питание.

Полезные продукты питания:

  1. Жирные сорта морской рыбы;
  2. Зерновой хлеб;
  3. Тыквенные семечки;
  4. Брокколи;
  5. Томаты.

Устранить снижение памяти и концентрации внимания поможет обыкновенная вода. Пейте не менее двух литров чистой воды в день, чтобы наладить работу нервной системы.

Старайтесь высыпаться, но не валяйтесь целыми днями в постели. Человек должен полноценно трудиться и хорошо отдыхать, тогда его мозговая активность будет в балансе. Если ваша работа не связана с умственным трудом, старайтесь самостоятельно нагружать свой интеллект, например, разгадыванием кроссвордов.

Снижение концентрации внимания может иметь и самые неожиданные причины. Например, если вы работаете в интеллектуальной сфере, но решаете схожие задачи, мозг расслабится. Нужно делать то, что вам дается тяжело. То есть, если вы филолог, начините решать математические задачи, а если вы на «ты» с техникой, но совершенно не способны к языкам, запишитесь на курсы английского. Это поможет активировать спящие отделы мозга.


Снижение концентрации внимания во многом связано с неправильным обменом веществ, а также плохой усвояемостью фосфора и кальция. То есть, даже если вы принимаете витаминные комплексы, организм может не получать достаточной пользы от них, поскольку не может правильно усвоить. Нормализовать обмен веществ помогает глицин - аминокислота, являющаяся регулятором химических процессов в организме. Глицин нормализует работу мозга и других органов, поэтому помогает не только улучшить память, но даже похудеть.

Дополнительным компонентом, улучшающим умственные способности, служит фосфор. Не зря детям перед экзаменами рекомендуют есть рыбу. Однако не каждый организм способен правильно усваивать фосфор, поскольку для этого необходим витамин D. При его нехватке фосфор и кальций не могут быть правильно усвоены. Поэтому крайне необходимо включить этот витамин в свой рацион, чтобы не сталкиваться с такой проблемой, как снижение работоспособности и концентрации внимания.

Правильный образ жизни, нормализация питьевого режима, физическая активность, грамотное распределение интеллектуальных нагрузок и отдыха, а также прием витаминов - все это важные шаги на пути к активизации мозговой деятельности. Выполнение перечисленных советов не требует особых усилий, зато поможет запоминать и анализировать больший объем информации, используя ее максимально эффективно.

У многих родителей складывается впечатление, что их ребенок способен на большее, ему нужно только научится лучше концентрироваться.

Различают два вида нарушений концентрации: «активно-импульсивный» и «пассивно-замкнутый». Дети первого типа хотят все делать быстро, им часто не хватает терпения, учебный материал они воспринимают поверхностно. Такой ребенок заранее не думает, чего он, собственно, хочет достигнуть, он с большим воодушевлением приступает к выполнению заданий, однако очень быстро теряет интерес, особенно если возникают какие-то сложности. Домашние задания дети с этим типом нарушения концентрации часто не записывают, на договоренности с ними и на их обещания полагаться невозможно. На уроках эти дети легко отвлекаются и занимаются чем угодно, только не тем, что просит учитель. Такие дети не хотят принимать на себя никакой ответственности, имеют обыкновение перекладывать вину на других и быстро впадают в состояние ярости, истерики или даже агрессии, если у них что-то не получается.

Дети с «пассивно-замкнутым» типом нарушения концентрации, наоборот, кажутся рассеянными и обычно долго возятся с любым, даже самым простым заданием. Если при выполнении домашней работы у них возникают трудности, они могут запросто перевернуть лист и начать рисовать. На уроках эти дети погружены в собственные мысли, они витают в облаках. Как правило, у них отсутствует чувство времени, поэтому они постоянно опаздывают. Часто это люди творческого склада, но они не способны воплотить в жизнь свои таланты, так как сами теряются в мире своих фантазий. Они хотят всего одновременно и не умеют расставлять приоритеты.

Оптимальные условия для концентрации ребенка

  • Обсудите со своим ребенком имеющиеся у него проблемы. Трудности в отношениях с учителями или друзьями снижают концентрацию внимания на учебном материале. Они также снижают мотивацию ребенка и внутренне постоянно его отвлекают.
  • Позаботьтесь о регулярном питании и достаточном времени для сна школьника.
  • Дети часто забывают достаточно много пить, доказано, что это ведет к нарушениям концентрации. Два литра жидкости в день, лучше всего чистой негазированной воды, идеальны для здоровья и бодрости духа.
  • Внешние раздражители, такие как музыка, телевизор или шум, создаваемый другими членами семьи, в непосредственной близости от занимающегося школьника должны быть устранены.
  • Если ребенок вымотан после школы, ему нужен отдых, прежде чем он сможет снова сконцентрироваться. Свежий воздух, спорт или общение позволяют детям относительно быстро восстановить свои силы.
  • Между работой над разными предметами необходимы 10 минут отдыха, чтобы только что изученное смогло уложиться в памяти и ребенок снова мог собраться.
  • Чтение прекрасно тренирует способность к концентрации!

Внешний порядок способствует внутреннему порядку

Есть дети, которые с раннего детства очень аккуратны, хотя родители не старались специально привить им это качество. Они системно подходят к использованию ящиков в своем шкафу и рабочем столе, аккуратно расставляют на полках своих любимые игрушки. Если к вашему ребенку это не относится, помогайте ему разбирать «творческий беспорядок» в детской. Внешний порядок, ясность и хороший обзор создают в ребенке внутренний порядок и дают ему ощущение безопасности. Ученикам дома необходимо организованное место для занятий. Под этим не подразумевается педантичный порядок на письменном столе, когда линейка, карандаши и бумага лежат под прямым углом друг к другу, как это бывает у взрослых фанатиков порядка. Организованное место для учебы воспитывает в ребенке самостоятельность и ответственность. Кроме того, дети, следящие за порядком, испытывают гордость за свое пусть и маленькое, но достижение. И они получают меньше порицаний и неприятных напоминаний от родителей вроде «Не забудь взять свою тетрадь!».

Обратите внимание на следующие моменты.

  • Каждому ребенку нужно свое постоянное рабочее место для занятий с подходящим для него стулом.
  • Обращайте внимание на хорошее освещение во время выполнения домашнего задания. Светлым головам нужно много света!
  • Расписание уроков в школе должно стать индивидуальным календарем ребенка дома. Таблицу с расписанием можно прикрепить в детской как постер и дополнить любой необходимой ребенку информацией. Это поможет школьнику не забывать вовремя делать домашние задания, готовиться к контрольным, соблюдать сроки сдачи рефератов, помнить про дни рождения друзей, время спортивных тренировок и дополнительных занятий. Оформите календарь вместе с ребенком красками, символами и рисунками. Благодаря ему ребенок постепенно научится правильно распределять свое время и планировать собственные задачи.
  • О контрольных работах, тестах и рефератах учителя сообщают, как правило, заранее. Если ребенок заблаговременно начнет готовиться к тесту или экзамену, он справится намного лучше. Эффективнее 8 раз учить что-либо по 1 часу, чем один раз в течение 8 часов. Написание шпаргалок, которыми, конечно, не стоит пользоваться при сдаче экзаменов, помогает составить основные вопросы по содержанию и собрать для этого необходимый материал.
  • Оборудуйте уголок для справочных пособий, которые всегда будут у ребенка под рукой.
  • Помогут также полка или ящики, в которых будут соответствующим образом разложены тетради и учебники по школьным предметам. Вечные поиски необходимых вещей для завтрашнего школьного дня отпадут сами собой. Кроме того, так дети реже забывают выполнять задания или брать с собой в школу нужные вещи.
  • Если нужно выполнить задания по математике, то на письменном столе должны лежать только тетради и книги по математике. Гора книг и тетрадей по другим предметам создает неразбериху и мешает концентрации.

«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» - родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?

О концентрации внимания.

Концентрация внимания - это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.

При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).

К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.

Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.

Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них - это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.

Второй тип - это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.

Например - шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно - у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.

Как тренировать концентрацию внимания у детей?

Требовать внимания.

Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример - если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.

Слушайте внимательно.

Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах...» - то мягко верните малыша к теме обеда.

Будьте точными и не делайте поблажек.

Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри - здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».

Много практикуйтесь.

На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.

Нарушение внимания может наблюдаться как у детей, так и у взрослых. Зарегистрировано множество случаев развития этой проблемы в детстве с последующим углублением ее в старшем возрасте.

Специалисты характеризуют нарушение внимания, как процесс сужения количества внимания (человек отвлекается на побочные раздражения), а также понижением координации производимых действий.

Типы невнимательности

Нарушение концентрации внимательности можно разделить на 3 категории:

  1. «Порхающее внимание » или рассеянность можно охарактеризовать, как процесс неконтролируемого переключения внимания на раздражители, а также плохой концентрацией. Такой тип обычно присутствует у школьников, но может и возникать у людей старшего возраста, обычно при большой усталости.
  2. «Невнимательность ученого» — трудное переключение внимания с одного процесса на другой, в результате очень глубокой сосредоточенности на процессе или на своих мыслях. Человек с таким типом характеризуется присутствием навязчивых мыслей.
  3. «Рассеянность стариков» — состояние, которое характеризуется плохой концентрацией внимания и возможностью его переключения. Заболевание возникает в случае постоянного переутомления, кислородного голодания мозга, а также у людей, в основном преклонного возраста, которые болеют церебральным атеросклерозом.

Дефицит внимания у взрослых

Этот синдром может иметь не только ребенок, но и вполне взрослый человек.
Постоянная рассеянность, плохая самоорганизованность, забывчивость — вот к чему может это привести.

Чтобы перебороть это психологическое заболевание нужно сначала понять его первопричину.

В основном этот диагноз ставят детям еще в школьном возрасте, и потом он проявляется уже и в старшем возрасте. Но иногда впервые диагностируют симптом уже и в зрелом возрасте.

Уникальным является и процесс протекания болезни, симптоматика взрослых категорически отличается от детской.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок концентрации внимания по индивидуальной программе

Болезни, при которых возникает нарушение концентрации

К списку таких болезней относятся:

  • депрессии;
  • гипопрозексии;
  • гиперпрозексии;
  • парапрозексии;
  • эпилепсии и при травмах головы.

Эпилептики и люди, страдающие депрессией, владеют так называемым тугоподвижным и «застреваемым» вниманием. В этом случае наблюдается снижение активности нервных процессов, неспособность переключать внимание.

Гипопрозексия вызывает ослабление концентрации. Ее разновидностью является апрозексия, при которой, в случае многочисленного отвлечения, концентрация и способность сосредотачиваться отсутствует совсем.

Чрезмерная концентрация человека на чем-то одном, например на одних действиях или мыслях, характерна при гиперпрозексии. Это так называемая односторонняя направленность внимания.

При парапрозексии могут возникать отклонения концентрации, которые характеризуются появлением бреда и галлюцинаций. Это возникает из-за того, что мозг человека постоянно напряжен, это и приводит к таким последствиям.

Такой эффект может наблюдаться даже у совершенно здорового человека, например у спортсменов, которые испытывают колоссальные моральные нагрузки.

Так бегун в ожидании сигнала «старт», концентрируя очень сильно внимание на этом, может услышать сигнал в голове, еще до его звучания в реальности.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания. Человек не способен концентрироваться на выполнении задачи, не обращает внимания на детали, не может сфокусироваться, например, при чтении книги или в случае ведения диалога.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

Профилактика

В связи с озвученными выше причинами видно, что факторов, влияющих на нарушение концентрации внимания, достаточно много и они разнообразны, в связи с чем невозможно дать односложный совет, как этого избежать.

При этом профилактика — в ваших руках. Ведь мы знаем, что лучше не допускать, чем устранять последствия. На нашем ресурсе вы сможете пройти курс упражнений на концентрацию внимания, с помощью чего по возможности избежать ситуаций, требующих участия врачей.

Нарушение концентрации внимания возникает в разном возрасте. У меня эта проблема существовала всегда, насколько я могу себя помнить. Я объединил справочные данные и личный опыт по вопросу фокусировки в этой статье.

И начну я, пожалуй, с себя. Зовут меня Александр, мне 30 лет. С детства для меня были характерны такие проявления, как резкая перемена настроения, глупые мысли, медлительность. Никто не обращал должного внимания на моё поведение, а оно перенеслось во взрослую жизнь.

Это негативно сказывалось на всех сферах моей жизнедеятельности. Постоянно ошибался на работе, в компании друзей мог сказать что-нибудь невпопад. 2 года назад я окончательно решил поставить точку в этих проблемах. После долгих поисков причины своих неудач, я понял, что виной всему моя неспособность сконцентрироваться.

В одной из прочитанных мной статей было сказано, что сосредоточиться при плохой концентрации внимания вне зависимости от её причины, помогает только волевое решение. Нужно было думать только о работе вопреки своему внутреннему «Я». При появлении свободной минутки следовало продумывать дальнейшие шаги. После чтения я был настроен решительно, как никогда. Первый день по новой для меня методике прошёл на ура. Просто отгонял мысли в сторону.

Нарушение концентрации внимания

Казалось, проблема решена. Но уже на следующий день все попытки проявить силу воли терпели безоговорочное поражение. Концентрация внимания оставалась низкой. Я стал искать дальше. Ниже поделюсь с вами наиболее действенными упражнениями. Но для начала разберёмся с причинами и проявлениями.

Без внимания для духа ничего нет…

внимание образует, поэтому начало образования.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Невнимательность проявляется в детском и зрелом возрасте. При этом для детей характерно писать с ошибками, бросать дела и игры на полпути. Ребёнок просит помощи даже в осуществлении простейших действий. Важно вовремя рассказать об этих проблемах психологу, чтобы провериться на отсутствие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Нарушение концентрации внимания у взрослых характеризуется следующими признаками:

  • проблемы с освоением новых знаний и навыков;
  • сложности с адекватной оценкой какой-либо ситуации, неумение исключить мелочи и посмотреть на случившееся в целом;
  • апатия;
  • невозможность сориентироваться во времени и (или) пространстве;
  • трудности при необходимости что-либо сказать – долгое формирование мысли.

Человек затрудняется представить и описать объекты. Процесс общения лишён удовольствия, так как быстро теряется нить повествования. То же происходит и при чтении книги, просмотре фильма. Вдруг забываются персонажи и их слова, действия. Приходиться перечитывать и пересматривать заново.


Вот только в разговоре переспрашивать собеседника как-то неловко. Приходиться молчаливо кивать в знак согласия непонятно чего. При важных диалогах потеря концентрации играет злую шутку.

Вы стараетесь слушать собеседника, но в это время постоянно на что-то отвлекаетесь. Вы спрашиваете у прохожего дорогу, но пока он вам её объясняет, размышляете о личных неприятностях. На работе вы консультируетесь с более опытным коллегой о выполнении операции, но вспоминаете свои прошлые неудачи.

В дальнейшем это сказывается на памяти и общем психическом состоянии. Взрослый человек становится заложником собственных переживаний, которые не в силах прогнать. На фоне этого развиваются психические и неврологические заболевания. Но есть и хорошая новость. Посторонние мысли – основная предпосылка плохой сосредоточенности. Научиться бороться с ними – значит нормализовать состояние своего здоровья. Правда иногда требуется консультация психолога или психиатра.

Проблемы с концентрацией: причины, виды, особенности проявления

Отсутствие концентрации у здорового человека возникают на фоне рабочих и информационных перегрузов, недосыпания, нервного перенапряжения. Но так же является симптомом психических и неврологических нарушений. Это условно нормальное проявление после сильного стресса.

Выделяют следующие виды невнимательности:

  1. Избирательная – низкая концентрация на привычные вещи. Нет причин замечать бой часов, сердцебиение или привычное положение вещей. Естественный процесс отбора разгружает мышление и помогает мозгу справляться с действительно важными задачами.
  2. Истинная – возникает в результате сбоев режима труда/отдыха, однообразной деятельности, головной боли. Сюда же относят так называемый дорожный гипноз – состояние водителя, долго двигающегося по пустынной дороге. Проявляется данный тип невнимательности в усталости, частом переключении с одной мысли на другую.
  3. Мнимая – неспособность сосредоточиться на разделении объектов. По сути этим страдает любой человек, увлечённый каким-либо делом. Потеря внимания и концентрации в данном случае носит ситуативный характер. К нему относят поэтическую мечтательность, профессорскую сосредоточенность на одном сложном вопросе. Когда задача решена, всё возвращается на круги своя.
  4. Ученическая – характеризуется неконтролируемым быстрым переключением с объекта на объект. При таких проявлениях следует беспокоиться о состоянии здоровья. Невнимательность свидетельствует о некоторых формах психопатологий или уже упомянутом СДВГ.
  5. Старческая – фокусировка происходит на чём-то одном, но выражается слабо, поэтому и толку с неё мало. Название говорит само за себя. Снижение внимания и его концентрации – это характерный признак возрастного изменения.
  6. Мотивационно-обусловленная – осознанная или бессознательная попытка бегства от людей, тем разговоров, мест, ситуаций. С одной стороны рассматривается как некий защитный механизм. Например, не даёт думать о суициде. Но с другой стороны негативно сказывается, если человек избегает новых знакомств.
  7. Напряжённая – снижение фокусировки на определённых действиях. Проявляется при всплеске чувств, таких как гнев, любовь или в состоянии эйфории.


Потеря концентрации внимания возникает по различным причинам. Проблема приобретается в процессе жизнедеятельности, и не передаётся по наследству. Феномен часто возникает на фоне шизофрении, олигофрении, неврозе навязчивых состояний, эпилепсии, церебральном атеросклерозе, неврастении. При этом проявляются другие признаки: безынициативность, апатия. Чтобы исключить развитие недугов, при нарушениях фокусировки и памяти следует обратиться к врачу.

Способы повышения концентрации внимания

Все методы повышения фиксации классифицируются на 5 основных группах:

  • ведение здорового образа жизни, нормализация режима сна и бодрствования;
  • освобождение от лишних мыслей – помогают медитация, спорт, прогулки;
  • любимое занятие – найдите для себя то дело, в которое вы готовы уйти с головой, забыв обо всём остальном;
  • тренировка мозга – решение кроссвордов, сканвордов, запоминание деталей различных объектов;
  • целенаправленные занятия по развитию внимания.

Лично мне помогали следующие упражнения. Нужно было удерживать перед собой наполовину наполненный прозрачный стакан с водой. Жидкость при этом должна находиться без движения в течение 3 минут. Угадайте, насколько меня хватило в первый раз? На 10 секунд!!! По факту практически полное отсутствие концентрации внимания. Сейчас я способен держать этот стакан 4 минуты.

Другое упражнение известно под названием «Техника Фибоначчи». Оно направлено на развитие кратковременной памяти. Но отлично помогает при проблемах с концентрацией внимания у взрослых. Я выполнял его по утрам перед работой.

Это действительно очень сильный метод для тех, кому трудно сосредоточиться. К числам, начиная с нуля или единицы, приплюсовывают результат предыдущего сложения. Например, 0+1=1, 1+1=2, 2+1=3… 1597+987=2584. При этом концентрируешься настолько, что ничего остальное тебя уже не волнует. Для себя я выявил небольшой недостаток. Через 2 недели после первых тренировок методика перестала приносить свои плоды. Я стал искать дальше, но через месяц вернулся к этому упражнению. Эффект всегда только положительный. Сейчас так и тренируюсь с перерывами в один месяц.

Ко всем перечисленным причинам развития невнимательности так же относят вредные привычки. Спиртное, курение, наркотики негативно сказываются на деятельности мозга. От данных продуктов лучше отказаться или контролировать их количество. Необходимо увеличить употребление продуктов, содержащих витамины группы В.Настойки лимонника, женьшеня, элеутерококка стимулируют работу мозга и положительно влияют на уровень фокусировки.

Отсутствие концентрации внимания у взрослых и детей наблюдается всё чаще. Это связано, в том числе, с экологией и доступностью любой информации через интернет. Свежий воздух и день без компьютера – отличное средство для увеличения сосредоточенности.

Кроме того прислушивайтесь к себе. Меня преследовали навязчивые мысли. А что именно вам мешает сфокусироваться? Шум вокруг, навязчивая реклама, посторонние предметы? Проанализируйте себя, и поймёте, на какие органы восприятия вам нужно воздействовать, чтобы улучшить повысить мыслительную фиксацию.


В заключении

Итак, подведём итоги:

  1. Концентрация внимания – это способность человека сфокусироваться на том, что действительно важно для него сейчас.
  2. Нарушения сосредоточенности происходит по различным причинам. Вычисление этой причины – первый шаг на пути исправления ситуации.
  3. Начните повышать уровень фокусировки с упражнений, ешьте больше овощей и фруктов, откажитесь от вредных привычек, больше отдыхайте. Выполняйте упражнения и наблюдайте за собой. Как реагирует организм на те или иные занятия? Если вы всё делаете правильно, а изменений не происходит, то ищите другие способы тренировок.

Мозговая деятельность, способность человека мыслить – и есть то, от чего зависит концентрация внимания. Прежде чем принимать какие-либо лекарства следует убедиться в том, что причина является медицинской. А вот что поможет при любом раскладе, так это самопознание и самосовершенствование. Так расширяется кругозор, развивается мышление.

Помочь в саморазвитии всегда готов сайт Тренер Мозга, на котором есть статьи на разные психологические тематики, в том числе и о внимании. Я искренне надеюсь, что ваше неумение сосредоточиться – это не давняя проблема, а минутная слабость организма. Сейчас я жалею только о том, что не вник в суть своих препятствий раньше и долгое время не предпринимал никаких шагов на пути её решения. Если же моя история вам близка, не отчаивайтесь. Я вижу улучшения в своей жизни, и вы увидите. Главное – верить в себя!