Что такое натурализм определение по истории кратко. Что такое Натурализм? Значение слова Натурализм в философском словаре. Главные открытия натурализма
Натурализм (лат. naturalis – природный, естественный) – парадигма социально-гуманитарного познания, в рамках которой природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего. Специфической особенностью натуралистического подхода к изучению человека, общества, культуры является отождествление социальных, культурных процессов с природными явлениями, распространение принципов и методов естественных наук на область социально-гуманитарного познания. Можно выделить три типа натурализма: радикальный (крайний) натурализм, отождествляющий природу и общество, природу и культуру; умеренный натурализм, квалифицирующий природу как порождающую основу культуры; частичный натурализм, объясняющий социокультурные процессы как процессы, обусловленные природными факторами.
Обозначим основные принципы и исследовательские процедуры натуралистического подхода.
Исходный принцип натуралистического подхода к исследованию человека, общества, культуры – принцип натуроцентризма, утверждающий человека, общество, культуру как подсистемы системы природы. В рамках натурализма социальные, культурные явления и процессы с точки зрения методологической задачи качественно идентифицируются с природными явлениями. Как природное существо рассматривается человек. Натурализм основан на убеждении, согласно которому в обществе, человеке, культуре нет ничего того, чего нет в природе. Природные, социальные, культурные процессы подчиняются единым законам, имеют единые основания и одинаковые объяснительные принципы.
Степень натурализации социально-гуманитарных объектов может быть различной: для радикального натурализма характерна квалификация общества, культуры как природных объектов, абсолютизация животного начала в человеке; умеренному натурализму присуще рассмотрение общества и культуры как надстройки над природным базисом; частичный натурализм не отрицает специфических особенностей общества, культуры, человека, но утверждает, что решающую роль в формировании этих объектов играет природный фактор, т.е. что эти объекты, по сути, порождены природой, хотя и не сводимы к ней. Помимо названных, существует еще одна разновидность натурализма – квазинатурализм. В рамках квазинатурализма общество, культура и человек рассматриваются по аналогии с природными объектами, а естественнонаучные категории используются как метафоры.
Ключевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма – сведение социологических, культурологических, антропологических закономерностей к законам живой или неживой природы. Натурализм универсализирует принципы и методы естественных наук, экстраполирует способы исследования, применяемые в естествознании на сферу культуры и общества. Главный тезис натуралистического редукционизма: природные, социальные и культурные процессы подчиняются единым законам, имеют единые основания и одинаковые объяснительные принципы.Таким образом осуществляется сведение социокультурного анализа к выработке обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать ориентирами для прогнозирования социокультурных явлений.
Натурализм базируется на идее синкрезиса (нерасчлененного единства) естественных наук и наук социально-гуманитарных, соответственно, он отказывает социокультурному и гуманитарному познанию в специфичности, следовательно, отбрасывает метод понимания как ненаучный, абсолютизируя методологию объяснения, генерализации, номотетические процедуры.
Натуроцентристская научная картина мира, основанная на идее абсолютизации природы, исключает любого рода умозрительные, отвлеченные от конкретных природных явлений и процессов, метафизические идеи как ненаучные. В рамках натурализма декларируется идея демаркации науки и метафизики. Натуралистическое, объектно-вещное рассмотрение культуры, общества, человека, нивелирует субъективный аспект объекта социально-гуманитарного познания. Оно не принимает в расчет то немаловажное обстоятельство, что социальная реальность отличается от природной тем, что в обществе действуют люди, обладающие сознанием, волей, способностью осуществлять заранее намеченные цели. Соответственно, социальные, культурные, гуманитарные ценности и смыслы определяются как эпифеномены - явления, по определению вторичные, производные от природных феноменов.
Натурализм как парадигма социально-гуманитарного познания внутренне неоднороден. Существует множество единодушных в понимании фундаментальных натуралистических принципов и идей, разновидностей натурализма. Наиболее известные из них: механистический подход, расово-антропологический подход, географический подход, экологический подход, социал-дарвинистский подход, этологический подход, бихевиористский подход,
Механистический подход основывается на идеях физикализма или механистического детерминизма как формы натуралистического редукционизма. Механицисты рассматривали общество, культуру как статические агрегаты, подчиненные общим, единым для всей материи законам. Американский социолог Генри Чарльз Кэри (1793 – 1879 гг.), автор работы «Единство закона в соотношениях физической, социальной, психической и моральной науки» выдвинул идею, согласно которой физические законы тяготения, притяжения и отталкивания имеют соответствующие социокультурные преломления. Немецкий химик Вильгельм Фридрих Оствальд (1853 – 1932 гг.) в работе «Энергетические основания наук о культуре» отстаивал мысль, что энергетика может дать общественным наукам некоторые фундаментальные эвристические принципы. С энергетической точки зрения культура – это преобразование свободной энергии в связанную: чем больше полезной энергии связывается, тем выше прогресс культуры.
Расово-антропологический подход отталкиваетсяот идеи биологического детерминизма, сводящего культуру к телесной организации индивида. Теория расизма, получившая в современной науке статус псевдотеории, культивировала оценочный подход к обществам, культурам, человеку, осуществляемый по шкале: лучше – хуже. Расистские концепции появились в результате стремления объяснить необъяснимое с точки зрения эволюционного подхода, а именно - существование «примитивных» архаичных обществ. Основные тезисы расизма: неравенство рас обусловливает неравноценность созданных ими культур; культурные стереотипы поведения людей определяются биологической наследственностью; расовые смешения вредны, они наносят урон развитию культур, ведут к потере энергетических импульсов, побуждающих совершенствовать культуру. Манифест расизма - книга французского социального философа Артюра де Гобино (1816-1882 гг.) «Опыт о неравенстве человеческих рас». Адептом Гобино был французский идеолог расизма Жорж Ваше де Ляпуж (1854 – 1936 гг.), который пытался установить связь между антропологическими данными и классовой принадлежностью, а также ввел понятие социального отбора, выделив шесть его основных форм: военный, политический, религиозный, моральный, правовой, экономический. Расово-антропологический подход реализуется в рамках негритюда - афроцентристской концепции культуры, учения о всевластии негритянской расы, которая должна стать господствующей, прервав многовековое господство Европы. Основатель негритюда Леопольд Седар Сенгор (1906 - 2001 гг.) в работах «Дух цивилизации и законы африканской культуры», «Негритюд и германизм» и др., выступает с критикой европейского мира, атомизированного, технизированного, деперсонализированного и доказывает преимущества африканцев как «детей природы», непосредственно сливающихся с ней.
Географический подход . Согласно географическому детерминизму, определяющее значение в историческом развитии общества и культуры играют географический, климатический, геологический и т.п. факторы.
Как решающий фактор исторического развития физическая география предстает в учении французского мыслителя Виктора Кузена (1792-1867 гг.), который полагал, что знание географического положения страны, ее климата, флоры и фауны позволяют предсказать то, каким буде народ этой страны и ее история. Немецкий социогеограф Карл Риттер (1779-1859 гг.) разработал теорию взаимодействия человека и географической среды. Он положил начало традиции междисциплинарного синтеза антропологии и географии. Немецкий зоолог Фридрих Ратуель (1844-1904 гг.) предложил научное описание дифференциации культур в зависимости от свойств географической среды. Его считают основателем политической географии - учения о влиянии географической среды на социально-политическую организацию общества. В российской науке идеи географического детерминизма нашли преломление в творчестве российского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911 гг.), который увидел в среднерусском ландшафте источник своеобразия русского национального характера. Он показал значение образов леса, степи и реки в русской культуре, их роль в формировании психологических черт личности. «Начиная изучение истории какого-либо народа, - писал Ключевский,- встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, - природу его страны».
Большое значение географическому факторув процессе культурогенеза придавал российский культуролог Лев Николаевич Гумилев (1912 – 1992 гг.). Однородный ландшафтный ареал в его видении препятствует быстрому развитию культуры, но тем самым и стабилизирует культуру. Разнородный вмещающий ландшафт способствует активизации процессов культурогенеза, а также стимулирует изменения, ведущие к смене культур. Гумилев выделяет два способа отношения культуры к природе: приспособление к природным условиям и изменение природных условий. Рассматривая второй тип, Гумилев утверждает, что радикальное изменение природных условий возможно лишь однажды за время существования культуры. Вторичное изменение обязательно приведет к смене культурного типа, т.к. основное назначение культуры – консервация представлений народа о его взаимоотношениях с природой. В видении Гумилева, культура представляет собой достаточно жесткую замкнутую систему, неспособную к самостоятельному развитию, т.к. лежит за пределами природного саморазвития и является делом человеческих рук.
Социал-дарвинистский подход формируется в результате приложения эволюционной теории Чарльза Дарвина к социальным исследованиям. Создателем социал-дарвинизма считают английского философа Герберта Спенсера (1820-1903 гг.),уделявшего много внимания проблеме взаимосвязи природы и общества. Анализ природы в работах Спенсера - одна из методологических основ исследования общества и его процессов. Спенсер демонстрировал черты сходства биологического и социального организмов. Системообразующим принципом социальной жизни, по Спенсеру, выступает принцип выживания сильнейшего. Социал-дарвинистские идеи развивал австрийский философ Людвиг Гумплович (1838-1909 гг.),рассматривающийчеловечество как часть вселенной и распространяющий естественные законы на общество. Основой общественной жизни Гумплович считал, направленную на достижение господства, непрерывную борьбу и беспощадную конкуренцию между социальными группами. Борьба между ордами, объединенными антропологическими и этническими признаками, по мысли Гумпловича, приводит к возникновению государства и в дальнейшем постепенно трансформируется в борьбу групп, классов, сословий, партий. Гумплович обосновал понятие «этноцентризм», которое выражает веру в избранность какого-либо народа, его привилегированное положение по отношению к другим.
Биоорганический подход – разновидность натуралистического редукционизма, в рамках которого общество и культура выступают как аналоги биологического организма, а общественная жизнь объясняется посредством проекции биологических закономерностей. Одним из сторонников такого подхода можно считать русского социолога Пауля Лименфельда (1829-1903 гг.), который считал, что торговля в обществе выполняет те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. Аналогичные идеи развивал французский социолог Рене Вормс (1869-1926 гг.), который рассуждал о «половых различиях» различных типов институтов и общественных организмов, об их органах, «продуктах выделения». Немецкий социолог Альберт Шеффле (1831-1903 гг.) рассматривал общество как «социальное тело». Исследование общества он подразделял на социальную анатомию, морфологию, физиологию, направленные на изучение социальных органов и тканей. Шеффле был сторонником умеренного натурализма, поскольку основой общественной жизни считал духовные факторы общества. Он подчеркивал, что биологический организм служит не буквальной основой общества, а методологической базой для аналогий.
Психоаналитический подход к исследованию культуры, человека и общества основал австрийский философ, психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.). В работах «”Я” и “Оно”», «Три статьи о теории полового влечения», «Тотем и табу», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Леонардо да Винчи, этюд по теории психосексуальности» и др. он сформулировал теорию пансексуализма. Фрейд определяет две полярные силы, два принципа, управляющие человеком: «принцип влечения к сексуальному удовольствию - Эросу» и «принцип стремлением к смерти – Танатосу». Помимо этого Фрейд полагает, что люди склонны к истязанию и разрушению. Исходя из этих положений, ученый конструирует модель личности, складывающуюся из следующих элементов: бессознательное Оно – сущностное ядро личности, кипящий котел инстинктов; сознательное Я – посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью культурной и природной; Сверх-Я - сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре. Сверх-Я выступает как связующее звено между культурой и личностью. Главный тезис теории пансексуализма: блокированная культурой сексуальная энергия обретает выражение в психической патологии - отсюда неврозы, истерия, жестокость, склонность к насилию; или в сублимированных социокультурных формах, в которых вытесненные бессознательные импульсы и антисоциальные желания получают символическое удовлетворение. Сублимация – вытеснение, есть трансформация сексуального влечения в формы культуры – религию, науку, искусство, которые возникают, по Фрейду, в результате проекции во внешний мир неудовлетворенных влечений.
Фрейд утверждает, что эротические желания либидо заложены в человеке с детства. Они проходят определенные стадии. Первая стадия - аутоэротизм, нарциссизм - в ней эротические побуждения человека направлены на его собственное тело. Фрейд выделяет этапы этой стадии: оральный, анальный, генитальный. В более поздний период эротические влечения у мальчиков направляются на мать, отец выступает как соперник; у девочек – наоборот. Это комплексы Эдипа и Электры.
Эдипов комплекс выступает у Фрейда как мотивация, лежащая у истоков культуры. Он формулирует методологический принцип единства фило - и онтогенеза, согласно которому культура человечества проходит те же стадии развития, что и отдельный человек. Фрейд полагает, что происхождение религии связано с сублимацией Эдипова комплекса - вражды к отцу и тайного желания его смерти. Древняя каннибалическая трапеза, во время которой сыновья убивают отца, сохранилась, как полагает Фрейд, в виде ритуальной тотемической трапезы-жертвоприношения, когда первобытный клан убивает и поедает свое тотемическое животное. Тотемическая религия, в видении Фрейда, произошла из сознания вины сыновей и стремления умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Религия рассматривается Фрейдом как навязчивое невротическое состояние, порожденное страхом перед отцом и чувством вины, отступающим лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний. Теория пансексуализма выступает у Фрейда как универсальная объяснительная схема, реализуемая в процессе социально-гуманитарного познания.
Этологический подход. Этология – наука, описывающая поведение животных в естественных условиях. Этология человека возникает в результате междисциплинарного синтеза этологии, этнологии, физиологии и психологии. Ключевой принцип этологического подхода – принцип генетической преемственности «разумной» твари и человека, а также принцип биологической природы разума. Суть подхода заключается в идее адаптации методов этологии животных к изучению человеческой культуры. Истоки таких социальных явлений как война, революция, ксенофобия, эгоизм, стяжательство этологи находят в унаследованных от животного царства инстинктах. Этология исследует механизмы перехода от животного способа функционирования к детству и взрослости. Предметом этологических исследований являются такие эмоционально-психологические состояния человека как: агрессивность, ненависть, враждебность, тревожность, любовь, страх, привязанность. Особую группу составляют исследования воздействия природного окружения на эмоционально-психологические характеристики личности. Например, по мнению сторонников этого подхода, интенсивность проявления агрессивности зависит от температуры воздуха, силы звука, климата, географических условий, стабильности светового дня. Популяризации этологического подхода способствовало открытие в биохимии новых типов веществ (нейротрансмиттеры и нейромедиаторы), которое открывало возможности соотнесения поведенческих стереотипов с внутриорганическими процессами и воздействиями внешних природных факторов.
Родоначальник этологии – науки, изучающей поведение и «язык» высших животных, которые рассматриваются как первооснова человеческой культуры австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине, Конрад Цахариус Лоренц (1903-1989 гг.). Основной метод Лоренца - метод сравнительно-исторического сопоставления форм поведения различных организмов с целью реконструкции их филогенетической истории. Реализуя этот метод, ученый выявляет роль ритуального поведения в генезисе культуры. Ритуал рассматривается этологом как результат приспособления животного к изменяющимся условиям обитания, как универсальный поведенческий акт, свойственный всем высокоорганизованным существам. Он отмечал, что ритуализация сопряжена с символизацией, что и дает толчок к развитию культуры. Культурные процессы, ведущие к образованию человеческих обрядов (церемоний), отождествляются ученым с филогенетическим процессом возникновения ритуального поведения животных. В процессе ритуализации рождаются новые институты приспособления, которые становятся основанием для развития человеческой культуры.
Этология человека как наука оформилась в значительной мере благодаря усилиям одного из учеников Лоренца немецко-австрийского ученого Иренеуса фон Эйбл-Эйбесфельдта (1928 г.), автора таких работ как: «Этология человека. Задачи и пределы новой дисциплины», «Биология войны и мира», «Любовь и ненависть» и др. Эйбл-Эйбесфельдт определял этологию человека как науку о биологии человеческого поведения, изучающую основы формирования поведения человека в онто - и филогенезе. В основание этологии человека он полагает синтетическую психобиологическую концепцию человека. Многие методологических идеи этология человека заимствует у этологии животных. Эйбл-Эйбесфельдт полагает, что основные этологические методы, разработанные применительно к изучению животных, могут быть применены для исследования человеческого поведения. Например, метод невключенного наблюдения, т.е. наблюдения за естественным поведением человека. Он разработал и осуществил проект по документированию с помощью видеозаписи поведения людей, принадлежащих к различным культурам. Систему правил человеческого поведения, основанную на врожденных генетических программах, выработанных биологической эволюцией в ходе антропогенеза Эйбл-Эйбесфельдт назвал «биограмматикой». Он придерживается точки зрения, согласно которой существует универсальная биохимическая основа внутриорганических процессов. Происходящие в мозгу человека химические процессы, полагает ученый, составляют основу поведения человека: катехоламины вызывают возбуждение, а эндрофины – успокоение. Особое внимание Эйбл-Эйбесфельдт уделяет изучению человеческой агрессивности. Он полагает, что агрессивность животных по отношению к особям своего типа тормозится специфическими биологическими механизмами. У человека со становлением культуры эти биологические механизмы атрофируются, поэтому их функцию выполняет ритуал - средство нейтрализации межличностной агрессии и способ поддержания дисциплины. Большинство ритуалов возникло в результате стремления направить агрессию в безопасное русло. Вместе с тем, как полагает ученый, агрессия не всегда деструктивна, в детстве она стимулирует познавательную деятельность.
Бихевиористский подход (англ. вehaviour – поведение) – направление в социально-гуманитарных исследованиях, возникшее в конце XIX – начале XX века, в основании которого лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных реакций на воздействие окружающей среды. Определяя в качестве основного предмета исследования поведение человеческого организма в среде, бихевиоризм позиционирует культуру, общество как совокупность биологических реакций организма на внешние раздражители.
Как общая объяснительная теория бихевиоризм уходит корнями в экспериментальную зоопсихологию, он базируется на методологии естественных наук - наблюдении и эксперименте. Основоположником этой теории считается американский ученый Эдвард Торндайк (1874-1949 гг.), первым осуществивший попытку измерения поведенческих процессов животных. В работе «Основы научения» он изложил результаты исследования закономерностей адаптации организма к необычным условиям. Эксперимент с животными показал ему, что в рамках одной и той же проблемной ситуации определенная последовательность поведения у животного закрепляется и протекает все более стабильно. Закрепление адаптивного образца поведения Торндайк назвал «запечатлением», а сам факт запечатления «законом аффекта». Влияние на бихевиористскую психологию оказали работы российского ученого Ивана Петровича Павлова (1849-1936 гг.), который в работе «Условные рефлексы» продемонстрировал важность физиологических процессов для психологии, обозначив условный рефлекс как «психическую секрецию». Научная программа бихевиоризма как социально-гуманитарной методологии была разработана американским психологом Джоном Бродесом Уотсоном (1878-1958 гг.), который ввел термин «бихевиоризм». Автор известных работ «Поведение: введение в сравнительную психологию», «Психология с бихевиористской точки зрения», «Бихевиоризм», Уотсон полагал, что человек сводится к сумме поведенческих актов, следовательно, предметом социально-гуманитарного познания должно стать объективно наблюдаемое и беспристрастно фиксируемое поведение человека. Всякое отличие человека от животного необходимо вынести за скобки. Отвергая понятие «ощущение», Уотсон предлагает заменить его понятием «реакция», он рассматривает мышление как телесную двигательную активность. Поскольку единственно реальными в поведении он признает лишь различные формы телесных реакций, то предлагает заменить все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. В качестве исходной позиции в учении Уотсона выступает положение о приспособление организма человека и животного к своему окружению посредством врожденного и приобретенного набора поведенческих актов. Ученый полагает, что существуют однозначные соответствия между конкретным стимулом и конкретной реакцией. Таким образом, модель «стимул – реакция», направленная на выявление корреляций между конкретными стимулами и реакциями становится в бихевиоризме ключевой. Все формы поведения рассматриваются Уотсоном как врожденные или приобретенные реакции на те или иные стимулы среды, т.е. деятельность человека сводится к совокупности эксплицитных (видимых) и имплицитных (скрытых) реакций организма. Под имплицитными понимались эмоциональные и мыслительные реакции, представляющие собой «свернутый» или «отсроченный» вариант соответствующих эксплицитных реакций. Уотсон не исключал возможности моделирования желательного поведения посредством целенаправленного введения необходимых для этого условий (стимулов).
Бихевиористский метод практикует Ральф Линтон (1893-1953 гг.) - один из лидеров американской культурной антропологии. В работе «Изучение человека» он позиционирует общество и культуру как совокупность форм поведения, общих для большинства членов социальной общности и усваиваемых ими в процессе воспитания. Культура разделялась на внешнюю – поведение и скрытую – установки, ценности. Линтон разработал концепцию статусов и ролей. Статус – место индивида в структуре, роль – динамический аспект статуса.
Преодоление натуралистического редукционизма и формирование синтеза естественнонаучного и социально-гуманитарного видения мираосуществляется в рамках антропокосмизма. Одним из создателей антропокосмизма можно считать французского философа, ученого, католического теолога Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955 гг.). В работе «Феномен человека» ученый излагает свое представление о человеке как наиболее совершенном результате многотысячелетней эволюции органического мира, который, в свою очередь, появился результате эволюции неорганического мира. Тейяр де Шарден определяет три качественно специфические ступени эволюции: «преджизнь» (литосфера), «жизнь» (биосфера) и «феномен человека» (ноосфера). Он выдвигает принцип единства материи и сознания, утверждая при этом, что материя есть матрица, свойственного всему сущему духовного начала. В видении Тейяра де Шардена дух в скрытом виде присутствует уже в молекуле и атоме, в живой материи сознание обретает психическую форму, а в человеке оно превращается в самосознание. По мнению мыслителя, духовная - «радиальная» - энергия возрастает в процессе эволюции и противостоит физической - «тангенциальной» энергии, которая убывает по закону энтропии. Появление человека в учении мыслителя не является завершением эволюции, но лишь основой для возрастающего совершенствования мира, в котором решающую роль будет играть человек.
Единомышленником Тейяра де Шардена был французский палеонтолог Эжен Ле Руа (1870-1954 гг.), который ввел в научный оборот понятие «ноосфера» - сфера разума. Ле Руа полагал, что оживление вещества и очеловечивание жизни – закономерные этапы геологического развития земли. В его видении, дальнейшая эволюция человека связана с переходом к эпохе, когда решающее значение приобретут мысль и дух.
Одним из создателей учения антропокосмизма является также российский мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.).Вернадский формирует мировоззренческую систему, представляющую в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности, тем самым задет условия синтеза естествознания и обществознания. В работах «Живое вещество», «Научная мысль как планетарное явление» и др. он определяет жизнь как целостный - физический, геохимический, биологический - эволюционный процесс, включенный в качестве особой составляющей в космическую эволюцию. Мыслитель направляет свои усилия на изучение «живого вещества» – совокупности всех живых организмов Земли. Вернадский показывает, что с возникновением жизни на Земле живые организмы стали активно преобразовывать земную кору, в результате чего образовалась новая оболочка Земли – биосфера. Особый этап в развитии биосферы связан с рождением ноосферы - сферы разума. Разум выступает в концепции Вернадского как созидательная, изменяющая облик нашей планеты и ближайшего космоса сила, направленная на реконструкцию биосферы в интересах мыслящего большинства. Человек в таком контексте определяется как огромная геологическая сила – творец ноосферы.
Натурализм – методология познания права, в основе которой лежит идея объяснения и обоснования права посредством апелляции к законам природы. Природа выступает в таком контексте как сущностное основание права и как критерий справедливости существующих норм права. Натурализм в юридической науке – явление неоднородное. Существует различные виды натурализма, выделим важнейшие.
Юснатуралим. Наиболее распространенной формой натурализма в познании права является юснатурализм или школа естественного права, сформировавшаяся в юридической науке XVII - XVIII веках. Представители классического юснатурализма Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, С. Пуфендорф, Ж.Ж, Руссо, Ш.Л. Монтескье и др. под естественным правом понимали совокупность прав, правил, ценностей, продиктованных естественной природой человека и независимых от конкретных социальных условий и государства. Природа в теоретических построениях сторонников юснатурализма выступает как главный авторитет в защите идеи равноправия людей и критике существующих форм права. Обращение к природе как сущностному основанию права, в представлении юснатуралистов, открывало возможности превращения правоведения из знания умозрительного в знание научное.
Необходимо отметить, что натурализм школы естественного права не однороден. Представители этой школы прибегают к различным видам редукционизма, в их рассуждениях присутствуют элементы биологизма (Спиноза), механицизма и биорганицизма (Т. Гоббс), географического детерминизма (Ш.Л. Монтескье) и др.
Помимо этого натурализм школы естественного права был не всегда последовательным. Как представляется, идея обращения к природе возникла в результате стремления узаконить такие, порожденные развитием капитализма, явления как индивидуализм, предпринимательство, частнособственнические интересы. Идеологи «естественного права» (Гоббс, Локк, Руссо) выступали против религиозно-феодального отношения к телесным потребностям человека как постыдным. В их представлении человек - это тело природы, «принужденное» законами природы удовлетворять свои естественные потребности, следовательно, удовлетворение таких потребностей «верховное естественное право» человека. Апелляция к «естественному», «телесному», «доисторическому» человеку, его подлинной природе и базовым потребностям служила средством развенчания консервативных форм социальной организации - божественного, традиционного «сверхъестественного» права; и обоснования новых, отвечающих запросам поднимающейся буржуазии норм социальной организации, таких как право на жизнь и частную собственность, право добиваться и достигать благополучия и безопасности, право на свободу конкуренции. Эти права объявлялись естественными, происходящими от природы вещей, изначально присущими человеку, тогда как противными естественному порядку объявлялись сословные ограничения, посягательства на частную собственность, достоинство и свободу индивида. Конечно, эти права вовсе не вытекали из естественных потребностей доисторического человека, скорее они были отражением потребностей европейца Нового времени. Тем не менее, такого рода натуралистические аргументации имели огромное значение, например, провозглашение эгоизма атрибутивным качеством человеческой природы лежало в основании требований эмансипации индивида в качестве члена гражданского или правового строя. Концепция естественного права имела вполне практическое назначение, ее задачей было построение общества всеобщего благоденствия, она зиждилась на принципе просветительского утилитаризма, который гласил: salus populi - suprema lex (благо народа - высший закон). И это были не просто слова - в русле этой концепции происходило отпочкование юриспруденции от традиционной моральной философии, формировался граждански правовой идеал, ставший фундаментом теории прав человека и гражданина, выраженный, например, в «Декларации независимости» (1776г.) и Декларации прав человека и гражданина» (1789г.).
Географический подход - позиционирует географические, климатические, геологические факторы как определяющие в историческом развитии права. Французский правовед Жан Анри Боден (1530-1596 гг.) был одним из первых, кто изучал влияние земной природы на историю человечества. В сочинении «Метод легкого изучения истории» он отмечал огромное разнообразие людей, их сообществ, нравов и считал, что физические условия, климат, высота над уровнем моря, сила ветра, близость к морю играют значительную роль в формировании этого разнообразия. Боден разбил земной шар на несколько полос и получил три категории народов – южные, северные и средние народы. Северные народы, в видении Бодена, превосходят всех физической силой, южные – силой и тонкостью ума, средние – отличаются от южан телесной силой, но уступают им в хитрости, северян превосходят умом, но уступают в силе. Поэтому люди срединных полос, полагает Боден, более способны управлять государством и более способны к справедливости. Эти люди предпочитают действовать с помощью рассудка. Законы и судопроизводство впервые возникли у народов средних полос. Среди народов юга возникли и распространились по миру почти все религии. Народы юга более склонны подчиняться управлению религией, чем насилием и разумом.
Сходные идеи высказывал французский правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.). В работе «О духе законов» он утверждал, что дух народа (его нравственный облик, психологические свойства) определяет среда – почва, климат, рельеф местности, величина территории. Жаркий климат расслабляет людей, обусловливая неподвижность религиозных верований и активность семейной жизни, порождающую многоженство. Жаркий климат стимулирует ленность, вследствие которой появляется жестокая форма приобщения людей к труду – рабство. В прохладном климате, как полагает Монтескье, напротив, рождаются жизненная энергия, храбрость, любовь к свободе и, соответственно. Необходимо уточнить, что натурализм Монтескье был умеренным - он не считал воздействие географических факторов фатальным, полагая, что человек при помощи государственных установлений и других мер в состоянии ослабить отрицательные воздействия природных факторов и усилить их позитивные влияния. Вместе с тем, по мнению Монтескье, форма законов зависят от климата, плодородия почвы и др. естественно-природных факторов. Он утверждал, что республикам следует «естественно» ограничиваться небольшой территорией, монархиям – умеренно большой территорией, большая империя предполагает деспотическую власть, позволяющую быстро принимать решения, при этом страх удерживает отдаленных наместников от бунта. Таким образом, по мысли Монтескье, дух государства меняется в зависимости от уменьшения или увеличения их территории. Религия любого народа соответствуют образу его жизни. Рассуждение Монтескье были попыткой ответить на вопросы, которые не получили адекватного ответа у его современников.
Биоорганический подход заключается в квалификации государства и права как организмов подобных биологическому организму. Таких воззрений придерживался, например, швейцарский юрист И. Блюнчли. Элементы органицизма присутствуют в учениях Ф.К. Савиньи и других представителей исторической школы права.
Психобиологический подход обосновывает возникновение и существование права теми или иными свойствами человеческой психики. В видении основателя этого подхода австрийского психолога и философа Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.) государство и право создаются для подавления агрессивных влечений людей, вызванных сексуальными инстинктами.
Элементы натурализма биопсихологического типа можно обнаружить в психологической теории права русско-польского правоведа и политического деятеля Льва Иосифовича Петражицкого (1867 – 1931 гг.), выдвинувшего идею эмоциональной основы права. «Эмоции» - ключевое понятие теории Петражицкого. Он разделяет эмоции на два вида – жизнеобеспечивающие эмоции (жажда, голод, сон) и этические эмоции – нравственность и право. Право, в его видении, есть совокупность психических переживаний долга и обязанностей, которые имеют императивно-атрибутивный характер. Рассматривая правые эмоции и физиологические эмоции как явление однопорядковые, Петражицкий с неизбежностью встает на почву натурализма.
Бихевиоризм – поведенческий подход к праву находит воплощение в творчестве представителей школы правового реализма Карла Ллевеллина (1893 -1962 гг.) и Джерома Фрэнка (1889-1957 гг.). Объектом их исследования стало конкретное поведение судей, должностных лиц административного аппарата, которое в духе бихевиоризма рассматривалось как совокупность реакций организма на раздражители внешней среды. Таким образом, Ллевеллин и Фрэнк сводили право к рефлексивной деятельности судей и других участников судебного процесса. В их представлении, судьи решают дела опираясь не столько на рациональное мышление, сколько на иррациональные психологические импульсы.
В целом, натурализм как методологическая позиция познания права в современной российской правовой науке мало популярен, что связано с пониманием ущербности редукционизма как исследовательского приема сводящего законы существования одной сферы бытия к другой. Современная юриспруденция, преодолевая плоский редукционизм, выходит к утверждению принципа синтеза различных систем знания, различных юридических школ.
Это требование жизни, согласующейся с законами природы, развитие естественных побуждений, а также философская попытка объяснить понятия морали чисто природными способностями, побуждениями, инстинктами, борьбой интересов (киники , стоики, Руссо , Конт , Маркс , Ницше). В современной социологии - две противоборствующие концепции натурализма: а) концепция, основанная на идее признания физических или биологических факторов в качестве основных образующих сил в истории, в развитии общества; б) концепция, основанная на идее признания социального природным - так называемой «третьей природой», развившейся из физической природы и биологической природы, но не сводящейся к ним. Первая концепция натурализма в социологии сводит социальные феномены к биологическим или физическим (редукционизм). Вторая концепция натурализма в социологии, будучи развитием идей Эмиля Дюркгейма , положена в основу теории социального натурализма, развиваемой украинским ученым А. Н. Костенко .
Эстетический натурализм требует от художника, чтобы его произведения было неидеализированным, неподдельным воспроизведением действительного.
Натуралистический - в духе натурализма, в соответствии с натурализмом; согласный с природой, верный природе. Натурализм представляет собой заимствование данных антропологии и естественных наук в философию, используемых для решения таких философских проблем как отношение души и тела, феномена сознания, выяснение природы ментального и др. Чаще всего подобное заимствование происходит из следующих научных дисциплин: нейрофизиологии, психолингвистики, когнитивной психологии, моделирования искусственного интеллекта.
Онтологический натурализм , в рамках которого обсуждаются вопросы о том, что существует, или не существует в мире. Центральным тезисом онтологического натурализма является утверждение вида «Все что существует, имеет определенное качество А» о том, что существует (позитивная версия) и утверждение вида «Объекты, обладающие качеством В не существуют», о том чего не существует (негативная версия). К положительным вариантам онтологического натурализма можно отнести многие формы физикализма и материализма.
Эпистемологический натурализм обсуждает источник веры, лежащей в основе знания. Эпистемологический натурализм имеет две разновидности - экстернализм и интернализм, которые расходятся в толковании источника ментальных состояний. С точки зрения экстернализма, причиной наших представлений являются внешние по отношению к нам субъекты. Для интерналиста не существует внешних объектов или сущностей, которые лежат вне мозга субъекта и все представления о мире являются следствием ментальных состояний. Обе версии эпистемологического натурализма отрицают возможность априорного знания.
Семантический натурализм
Семантический натурализм описывает процесс смыслообразования и признаки, отличающие осмысленные предложения от бессмысленных. Ядром семантического натурализма является утверждение о том, что философские утверждения относительно языка, имеющие познавательную ценность, должны формулироваться в рамках естественных наук. Семантический натурализм имеет сильную и слабую версии. Сильная версия натурализма выставляет требование логической редукции, согласно которому, все осмысленные суждения следует сводить к суждениям естественных наук, особенно физики, что обеспечит терминологическую и методологическую гомогенность и единство. Слабая версия семантического натурализма преследует цель разработать способ провести границу между эмпирической и теоретической областями в научной теории.
Методологический натурализм
Методологический натурализм , в рамках которого обсуждаются допустимые в философии методы. Методологический натурализм имеет слабую и сильную версии. Сильная версия методологического натурализма утверждает, что в философии допустимы исключительно естественно-научные методы, которые используются в естественных науках, поскольку только они ведут надежным путем получения знаний. Эта версия часто формулируется как требование исключить из научного рассмотрения телеологическое объяснение в пользу причинного.
Слабая версия методологического натурализма является вариантом утверждения об отсутствии четких границ между различными естественными науками. Поскольку строгих границ, по мнению методологического натуралиста, не существует, возможно перенесение методов естественных наук в область наук гуманитарных. Обе версии методологического натурализма исключают возможность трансцендентальной философии и исследований в области теории познания, выходящие за рамки материальной области. Ярким примером сциентизма является программа натурализации эпистемологии Куайна : «Эпистемология, или что-то подобное, просто оказывается частью психологии и, следовательно, естественной наукой. Она изучает природные явления, такие как физический человеческий субъект».
Антинатурализм
Онтологический антинатурализм выступает против сведения всех процессов к причинно обусловленным, указывая на акты свободы воли и творческую активность человека.
Эпистемологический антинатурализм защищает право на существование альтернативных (не натуралистических) теорий познания.
Семантический антинатурализм утверждает осмысленность определенного класса высказываний, которые касаются описания психического состояния субъекта, несводимого к физикалистскому языку.
Методологический антинатурализм ставит вопрос о допустимости применения данных естественных наук для решения философских проблем, поскольку естественнонаучные методы не гарантируют достоверного знания.
Критика натурализма
1. Самообращение . Натурализм сам ненаучный и, таким образом, недостаточно обоснован. Аргумент самообращения может быть усложнен дополнительным рассуждением о том, что принципы натурализма не являются априорными и, следовательно, должны оцениваться не как достоверные суждения, а как вероятностные.
2. Возможность альтернативных подходов . Поскольку натурализм не достоверен, постольку натуралистические указания на то, какие области и аспекты человеческой деятельности доступны для изучения, не запрещают альтернативных подходов. Эта брешь в основании натурализма является лазейкой не только для вполне легитимных альтернативных философских методов - спекулятивной метафизики, интроспекции, ментализма, экзистенциализма, но и для эзотерики, мистики, спиритуализма.
3. Нормативность . Согласно натурализму, решение философских проблем возможно только на основе данных естественных наук. Но если эпистемологические проблемы являются научными проблемами, то философы не должны вмешиваться в решение этих проблем.
4. Парадокс Гуссерля . Недостаточное обоснование натурализма ведет к релятивизму: структура нашего мозга определяет вид нашей логики, то есть наш путь построения заключений. Поэтому содержание некоторой пропозиции может быть истинно для одного вида мозга и ложно для другого. Это утверждение известно как парадокс Гуссерля: «натурализованная эпистемология думает, что должна найти основной язык или фундаментальную „схему мышления“ которая получена здесь и сейчас и мы должны принять их перед тем как мы сможем их обосновать»
5. Теоретическая нагруженность языка и наблюдения . Одна из задач натуралиста - дать описание области ментальных явлений в научных терминах, без ссылки на «духовное». В словарь натуралиста входят такие термины, как «информация», «значение», «репрезентация», «признаки». Однако определение этих терминов подразумевает субъекта, его представление и понимание, целевые установки. Информация предполагает наличие канала передачи и декодирующее устройство, в качестве которых, применительно к человеческому субъекту, понимаются органы чувств и сознание. Значение зависит от словоупотребления в речи, репрезентация возможна там, где возможна интерпретация и понимание, признак является признаком для кого-то. Таким образом, натуралисту не удается избежать менталистской терминологии.
Примечания
Ссылки
- Канарш Г. Ю. Социальная справедливость с позиций натурализма и волюнтаризма
- Костенко А. Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика, 2008. - 352 с. (на украинском языке).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Натурализм (философия)" в других словарях:
- (от лат. naturalis природный, естественный; natura природа) всякая филос. концепция, рассматривающая природу как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все «сверхъестественное». По И. Канту, Н. есть выведение всего… … Философская энциклопедия
- (от лат. natura природа) название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в 70 х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в 80 90 х гг., когда Н. стал самым влиятельным направлением. Собственно говоря, основные элементы Н. в… … Литературная энциклопедия
натурализм и культурцентризм - НАТУРАЛИЗМ И КУЛЬТУРЦЕНТРИЗМ две ведущие исследовательские программы социально гуманитарных наук. Генетически первая исследовательская программа обществознания Нового времени формировала идеал и нормы научности наук об обществе по образцу … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
- (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
В самом общем значении филос. размышления о религии. При таком понимании Ф.р. представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть… … Философская энциклопедия
Учение русского философа Николая Фёдорова. При жизни Н. Ф. Фёдоров, избегая известности и не желая получать деньги за свои сочинения, печатал свои статьи под псевдонимами или не печатал вовсе, давая на прочтение в рукописном виде. Название… … Википедия
- (от фил... и греческого sophia мудрость), мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основываясь на… … Современная энциклопедия
XIX ВЕКА
Натурализм
Натурализм (фр. паіигаїіше от лат. паїигаїіз - «природный, естественный») - литературное направление, сложившееся в последней трети XIX века (1870-1890), поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX - начала XX века.
Для него была характерна установка на фотографически точное и беспристрастное изображение действительности, под которой прежде всего понималось материально-бытовое окружающей среды, а также человеческого характера, что виделся сквозь призму фатальной обусловленности физиологической природой и средой. Натуралисты пытались сделать свои произведения «клинически точными документами» действительности, ее точной фотографией. Они призвали не избегать рисование неприятных деталей окружающего мира, охотно показывать жизнь социального дна, воспроизводить болезненную психику человека, его сексуальные привычки.
На программе этого направления сказалось влияние естественных наук (прежде всего физиологии) и позитивистская философия. Натуралисты пытались перенести в художественном творчестве принципы исследования, присущи науке, настаивали на том, что художник в своей деятельности должно быть подобным ученого.
Философским обоснованием натурализма служили теория эволюции Ч. Дарвина, философский позитивизм О. Конта, эстетические построения Ипполита Тэна. Последний еще в 1864 году заявил, что «порок и добродетель являются такими же продуктами, что и сахар и купорос». Писатели стремились к наиболее бесстрастного и объективного воссоздания реальности методами литературного «протоколирование», к превращению романов на «человеческий документ» о состоянии общества в определенном месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «отпечаток» действительности, как и фотография. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, потому что натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей - тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято.
Человека и его поступки понимали как такие, обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой -- социальными условиями, бытовым и материальным окружением. Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенос научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в написании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Естественно-научное объяснение любых человеческих поступков действием «крови и нервов» (выражение Золя) приводило натуралистов до сомнений в наличии в человека свободы воли. Детерминизм зачастую переходил у них в фатализм и крайний пессимизм.
Ключевое отличие натурализма от классического реализма заключается в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Много персонажей натуралистической литературы - беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности которых двигают по жилье животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально-экономические реалии.
Принципы натурализма прослеживаются уже в романах братьев Гонкуров и Джорджа Элиота, опубликованных в 1860-1860-те года. Однако первым термин «натурализм» использовал для обозначений;; собственной творчества Эмиль Золя - автор теоретических работ «Экспериментальный роман» (1880), «Романисты-натуралисты» (1881) и «Натурализм в театре» (1881). Вокруг Золя группировались писатели, такие, как Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюисманс и Поль Алексис. После выхода сборника «Меданські вечера»(1880) с откровенными рассказами о несчастье франко-прусской войны (в частности, мопассанівською «Пышкой») за ними закрепилось название «меданської группы».
Натуралистический начало в литературе чаще всего подвергалось критике за недостаток художественности. Например, И. С. Тургенев писал по поводу одного из романов Золя, что «там много копаются в ночных горшках». Критически относился к натурализму и Гюстав Флобер, в котором французские критики сначала видели чуть ли не идейного предводителя новой школы. Золя поддерживал дружеские отношения со многими художниками-импрессионистами, которые пересекались с ним в своем стремлении к предельно точной фиксации реальности.
В конце 1880-х некоторые писатели-натуралисты (прежде всего Гюисманс) перешли на позиции символизма, тогда как Золя продолжал протоколировать социальные реалии современной ему Франции в 20-томной серии романов «Ругон-Маккари». Слава французского писателя гремела далеко за пределами Франции. Дань моде на бытовую описательность отдали немецкие, скандинавские, португальские, чешские и российские писатели.
В своеобразную школу за пределами Франции натурализм сложился только в Италии (веризм) и в США. Американские писатели-натуралисты - Теодор Драйзер, Стивен Крейн, Фрэнк Норрис, Джек Лондон, Джон Стейнбек - беспощадно фиксировали реалии повседневной жизни на окрестностях общества, на полях боя и в городских трущобах (там, где селились иммигранты). В целом их произведения еще пессимистичнее, чем романы Золя.
Натуралистические элементы можно также наблюдать в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса.
Вопрос "что такое натурализм" - один из самых сложных в науке, так как довольно часто данное направление путают с реализмом вообще и искусством фотографии в частности. Поэтому необходимо четко представлять себе различия между этими двумя течениями и четко их разграничивать, ведь от этого зависит понимание особенностей развития культуры второй половины 19 века. В первую очередь следует помнить об обстоятельствах и предпосылках возникновения новых представлений о задачах художника, писателя и режиссера.
Условия появления
Понимание того, что такое натурализм, невозможно без учета общественной ситуации второй половины указанного столетия. В рассматриваемое время произошли принципиальные изменения в науке, которые сильно повлияли на творческую интеллигенцию Европы и Америки. В это время господствующим направлением был позитивизм, который предполагал изучение природы и общества не на основе отвлеченных умственных построений, а с помощью конкретных фактов. Поэтому многие ученые отказались от теоретических исследований и перешли к детальному анализу конкретных явлений. Этот принцип был быстро подхвачен рядом деятелей культуры, в частности, его активно развивал в своих произведениях известный писатель Э. Золя. Согласно новой концепции, художник отныне должен был изображать действительность такой, какая она есть, без прикрас и условностей, следуя правилам чистой, позитивной, экспериментальной науки.
Тематика
Изучение проблемы «Что такое натурализм» следует продолжить анализом новых идей, которые стали проводить представители нового направления. Они стали описывать и объяснять психологию и характер человека особенностями его физиологии, расовой принадлежности, а также внешними условиями существования. Раскрытие его сложной противоречивой натуры, нравственных исканий перестало интересовать приверженцев нового течения. Гораздо больше их интересовали человеческие патологии, социальные конфликты, грубая борьба за выживание. На некоторое время указанные идеи заняли ведущее место в живописи и литературе. Отличительной чертой натурализма является удовлетворенность жизнью и нежеланием что-либо менять. Если романтизм ищет решение проблем в бегстве от реальности, реализм предлагает более или менее конкретные меры для улучшения человеческого общежития, то новый жанр останавливается на том, что изображает, в чем заключается его недостаток. Тем не менее авторы-натуралисты проводят мысль о том, что при всем своем несовершенстве мир все-таки более или менее устойчив, и поэтому все в нем заслуживает внимания, даже самые неприглядные детали.
Особенности
Чтобы лучше понять, что такое натурализм, нужно помнить условия того времени, в которое он возник. уже не интересовали творческую интеллигенцию, которая искала новые формы выражения своих мыслей. Революции, социальные потрясения, войны, отличавшиеся особенной жестокостью, которыми ознаменовалась вторая половина 19 столетия, не могли не сказаться на Представители нового течения отказались от всяких условностей, часто стали изображать грубые сцены из жизни. Характерной чертой направления стала деэстетизация искусства. Художники и писатели описывали и воспроизводили отрицательные стороны человеческого существования, считая, что таким образом демонстрируют объективную реальность. К сожалению, данная тенденция часто приводила к появлению произведений, которых трудно отнести к сфере искусства, так как они отличались особенной грубостью и неприглядностью сюжета и форм. Большое значение придавалось изображению человека в вещественном мире. Художники обращали внимание на его внешний облик, а писатели - на физиологию и инстинкты.
Идейная основа
Новое течение в искусстве и культуре возникло не на пустом месте. У него была своя философия, которая вдохновляла его сторонников. Показателен тот факт, что первые ее проявления относятся еще к античным временам, когда некоторые мыслители объясняли все явления действительности, в том числе и саму личность человека, окружающей его природой (Эпикур, представители стоицизма). В новое время данная идеология получила свое развитие в труде ряда философов и авторов просветительской литературы. Они указывали на то, что суть натурализма сводится к выведению всего происходящего из конкретных фактов природы. Некоторые авторы даже пытались рассматривать этические понятия сквозь призму борьбы человека за существование. Эти мыслители обращали внимание на природные инстинкты, борьбу людей за выживание.
В прозе
Натурализм в литературе ставит объектом изображения человеческий характер в связи с описанием бытовых и материальных условий существования. Писатели были склонны объяснять поведение личности ее наследственностью и физиологическими особенностями. Отличительной чертой творчества ряда авторов стало подражание научным методам, что, к сожалению, вело к обеднению и возможностей. Еще одним недостатком этого жанра стало отсутствие идейности и критическое отношение к любого рода идеологиям в любых проявлениях, что, как известно, составляло костяк романтизма и реализма.
Натурализм в литературе связан в первую очередь с именем французского автора Золя. Главной темой его творчества стало изображение разладившегося мещанского быта. Он акцентировал внимание на бытовой стороне существования своих героев. Однако в его произведениях, несмотря на видимую грубость образов и сюжетов, присутствует своя философия, которая и выделяет этого писателя среди коллег по цеху.
Примеры в литературе
Представители натурализма внесли значительный вклад в развитие мировой литературы. Ги де Мопассан был виднейшим представителем этого течения. Он был мастером короткой прозы и создателем целого цикла известных новелл. Показателен тот факт, что этот писатель отвергал чистый натурализм, но в то же время сам стремился добиться чуть ли не документальной точности в изображении событий. Он отказался от анализа психологии человека и ограничился лишь перечислением фактов из жизни героев. В то же время он отличался чрезвычайно восприимчивостью ко всему окружающему, что отразилось в его произведениях, за счет чего последние приобрели всеевропейскую известность.
В живописи
В 1870 годах в изобразительном искусстве оформился натурализм. Фото стало как бы некоторым образцом для художников, которые добивались наиболее достоверной картины. При этом они старались максимально абстрагироваться от изображаемого предмета, пытались избежать передачи эмоций, что, разумеется, не всегда получалось. Пейзажисты и портретисты пытались максимально объективно донести до зрителя то или иное явление без прикрас и эстетических условностей. Одним из видных представителей живописи нового направления был французский художник
Его принято считать родоначальником импрессионизма, который быстро вытеснил рассматриваемое направление в культуре, однако начинал он с того, что с фотографической точностью воспроизводил изображаемый объект. Одна из самых его известных картин, на которой изображена работница бара, поражает своей конкретикой и детальностью.
Это было именно то, к чему стремился натурализм. Фото стало для его приверженцев настоящим эталоном работы.
Другие представители
Одним из недостатков рассматриваемого направления было отсутствие художественно-идейных обобщений. Сюжеты не подвергались философскому осмыслению, а также критической оценке и обработке, что было характерно для реализма. Однако новое течение имело ряд достоинств: достоверное воспроизведение действительности, точная передача деталей и подробностей.
Помимо указанного художника, в данном стиле работал Э. Дега. Его картины проникнуты простотой и гармонией, которая выгодно отличает полотна автора от работ тех, кто предпочитал изображать грубые сцены из простой жизни. Дега предпочитал работать пастелью, чем заметно выделялся среди своих современников. Черты натурализма особенно ярко проявились в творчестве А. Лотрека.
В кинематографе
Натурализм 19 века повлиял на создание фильмов. Уже первые режиссеры только зародившегося кинематографа стали применять его приемы в своей практике. Одной из первой таких картин стала экранизация романа Золя «Человек-зверь». В современных кинолентах можно довольно часто встретить элементы данного стиля, особенно в боевиках и фильмах ужаса. В качестве примера можно привести кино «Бойцовский клуб», в котором очень много сцен насилия и жестокости. Последние премьеры показывают, что это направление до сих пор интересует режиссеров.
Например, совсем недавно вышедший на экраны военный фильм «По соображениям совести», изобилующий жестокими сценами. Итак, рассматриваемое течение сильно повлияло на мировой кинематограф.
Сравнение с предыдущим направлением
Вопрос о том, в чем суть отличия натурализма от реализма, как правило, вызывает серьезные затруднения у школьников, поскольку оба течения на первый взгляд имеют много общего. Их цель - воспроизвести явления жизни с объективной достоверностью и точностью. Приверженцы направлений стремились дать правдивую картину окружающей действительности, но добивались своей цели разными способами. Реалисты искали в изображаемом предмете типичные черты, которые они осмысливали, обобщали и представляли в индивидуальных образах. Натуралисты же изначально задавались целью копировать наблюдаемое явление и намеренно отказывались от философии. Пожалуй, именно в этом заключается принципиальное отличие натурализма от реализма.
Различия в тематике
Оба направления добиваются правдивости воспроизведения явлений социальной действительности. В этом отношении их можно противопоставить романтизму, который, напротив, уводит читателя в красивый мир мечты и фантазии. Однако приверженцы обоих течений в культуре по-разному видели эту самую реальность. Реалисты при изображении быта делали упор на духовный мир человека, их интересовала борьба личности с мещанским бытом. Они акцентировали внимание на том, как люди в непростых условиях сохраняли духовность. Натуралисты, напротив, интересовались исключительно физиологией и социальными условиями, которые, по их мнению, определяли существование человека. В связи с указанными различиями реализм и натурализм пользуются разными художественно-изобразительными средствами. Те, кто являлся приверженцем первого течения, использовали множество приемов при воссоздании интересующего их объекта, в то время как представители нового направления сами себя ограничивали в языковом плане, избегая метафор, эпитетов, поскольку считали, что они отвлекают читателей от конкретных фактов.
Новые черты
Когда речь заходит о том, что такое критический натурализм, на ум, как правило, приходит аналогия с реализмом. Это направление не только стремилось достоверно изображать действительность, но и критиковать ее недостатки. Авторы часто поднимали острые социальные вопросы, затрагивали актуальные темы современности. При этом они часто высмеивали пороки общества, используя для этого приемы сатиры. То же самое можно сказать и относительно натурализма. Однако если писатели-реалисты пытались осмыслить причины социально-экономических проблем и даже предлагали решения, то авторы, которые ограничивались лишь перечислением недостатков изображаемого предмета, просто констатировали конкретные факты, чего, конечно, оказывалось не всегда достаточно для полного и объективного изображения того или иного сюжета. Следует помнить, что натурализм - направление, которое не претендует на философские осмысления и обобщения. Он лишь с фотографической, почти документальной точностью воспроизводит интересующий его объект. Возможно, именно поэтому данное направление является одним из самых спорных в культуре, которое продержалось не слишком долго.
В отечественном искусстве
В нашей стране прошли те же стадии развития Натурализм, напротив, не получил в России большого распространения. Некоторые авторы объясняют это особенностями русской культуры и менталитета, указывая на патриархальность и высокую степень духовности. Тем не менее некоторые черты рассматриваемого течения все-таки нашли отражение в ряде произведений литературы и некоторых фильмах. Так, книги писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка написаны под явным влиянием этого стиля. Автор изображал жизнь населения Урала, описывая, как пореформенное время привело к изменению общественного сознания, ломке привычных устоев и морали.
Другой прозаик - П. Д. Бобрыкин - был явным подражателем творчества Золя. В одном из своих самых известных произведений он почти с научной точностью воспроизвел детали купеческого быта, жизни дворян, описал их жилье. В советское время натурализм рассматривался как противоположность реализму, поэтому многие критики отрицательно относились к приемам и методам его представителей. По их мнению, авторы делали акцент на темных сторонах человеческого существования, в то время как советская пропаганда культивировала идею о конструктивной деятельности людей при построении коммунизма.
Но, несмотря на негативное отношение к натурализму, рассматриваемое направление нашло отражение в советском кинематографе. Например, картина-эпопея А. Кончаловского «Сибириада» снята под сильным влияние натурализма. Эта лента получила признание на Западе. В этой картине режиссер показал не очень приглядные стороны жизни людей в далекой глухой сибирской деревне на переломе эпохи.
Значение
Натурализм в искусстве сыграл большую роль в развитии культуры второй половины 19 - начала 20 века. Стремление писателей и художников отойти от некоторых формальных условностей и правил, соединенное с активным поиском новых форм выражения идей и желанием максимально точно воспроизвести явления окружающей действительности, привело к новым оригинальным решениям в художественном слове и средствах изобразительности. Некоторые представители течения все-таки сохранили некоторую философию в своих произведениях, что в сочетании с убедительным описанием жизни простых людей позволило им создать запоминающиеся произведения в литературе, живописи и кинематографе.
в узком смысле слова термин используется для характеристики тех доктрин, которые рассматривают сознание в качестве психофизического образования и тем самым отрицают уникальность субъективного; в широком смысле слова употребляется для обозначения любых попыток научного объяснения деятельности сознания и духовной жизни
Отличное определение
Неполное определение ↓
Натурализм
лат. naturalis - естественный) - философское направление, объединившее различные философские школы. Натуралистический подход в философии существовал на протяжении всего периода ее существования, однако как философское направление был осознан в XVIII-XIX вв. Согласно Н., природа является единственным «предельным» принципом объяснения всего существующего, обращение к природе - основа решения всех философских проблем. Для натуралистического подхода характерны следующие особенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанционального начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существует трансцендентных, запредельных законов природы. Социальная жизнь подчиняется тем же закономерностям, что и природные явления. Н. свойствен редукционизм - сведение социальных явлений к природным. В природе отсутствует «смысл», ориентация на человека, скрытая благая цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникальности, неповторимости; человек не может стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться природным закономерностям. Призыв Гольбаха «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к человеку. В теории познания Н. проявляется в Постулировании универсальных методов исследования, применимых в равной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в познании. В области социальной философии Н. проявляется в многочисленных попытках выявления определяющих природных факторов развития общества (неомальтузианство, географический детерминизм, геополитика), в рассмотрении общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам биологической эволюции (социал-дарвинизм, эволюционизм), в рассмотрении социальных изменений как результатов возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм). В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных природных качеств: инстинкта самосохранения, сексуального инстинкта, агрессивной установки. В этике Н. обнаруживает себя в теориях утилитаризма и гедонизма. В эстетике Н. проявляется в принципе подражания природе во всех подробностях; в отказе от ценностной интерпретации изображаемого. Вместе с тем различных представителей Н. не только многое объединяет, но и разделяет. Понятие «природа» очень широко и многозначно, содержание его определяется историческими условиями, состоянием наук о природе, индивидуальными установками исследователя. В рамках Н. может родиться уверенность в познавательных и социально-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер, Д. Писарев), а могут возникнуть фаталистические настроения. Н. может принять форму как пантеизма и гилозоизма (Б. Спиноза, Дж. Бруно), так и материализма (П. Гольбах, Ж. Ламетри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоциональное отношение к природе, экзальтированную любовь, поклонение ей, сопровождающееся отрицательным отношением к ее познанию (Ж.- Ж. Руссо), Понятие природы, центральное понятие Н., несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Исторически самой ранней формой Н. можно назвать философию досокра-тиков, где природа - это гармоническое целое, одушевленный космос, вечно движущийся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пессимизма. «Единое» в нем противопоставлено «многому» - частному, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру трансцендентного - Богу теизма. В новое время Н. сливается с механицизмом; главная оппозиция здесь - противопоставление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» законы, человеческой субъективности, неразумности, предрассудкам. В XIX в, Н. обосновывается в сфере познания социальных явлений. Появляется эволюционная социология Г. Спенсера, идеи Н. подхвачены в России. Природа понимается преимущественно как живая природа, «естественность», органичность, целостность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «искусственному» - механическому, мертвому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизни» попыталась примирить противоположности естественного и искусственного, природы и культуры в понятии «жизнь».
Н. является одним из видов философского монизма, согласно которому все существующее и происходящее в мире суть естественное в том смысле, что оно допускает объяснение методами естественных наук, расширяющих сферу своего применения на все новые области объектов и событий. Н. противостоит установке, что могут существовать явления, в принципе лежащие вне сферы научного объяснения. Сторонники Н. подчеркивают, что он является в первую очередь методом, а не онтологической установкой, поэтому он не тождественен материализму и, вообще говоря, допускает различные онтологии. При всех вариациях взглядов для представителей Н. типичны следующие черты. Полагается, что любые естественные объекты, от минералов и растений до человеческих существ и социальных институтов, существуют внутри пространственно-временного и каузального порядков. Причинами любых явлений могут быть только естественные объекты или же эпизоды из их прошлых состояний, которые произвели изменения в каких-либо других естественных объектах. Любые объяснения со ссылками на неестественные объекты не допускаются. Естественные процессы суть изменения в естественных объектах или их системах. Природа рассматривается как система всех естественных процессов. В принципе любые ее части интеллигибельны и доступны для познания, но как целое она не может быть объяснена. Для Н. принципиально, что человеческое сознание и социальная жизнь столь же доступны для естественных объяснений, как и остальная природа. Если для того или иного круга явлений применяются ненатуралистические объяснения, то это свидетельствует о том, что здесь еще не достигнут прогресс, который приведет к их замене естественными объяснениями.
Наиболее адекватно натуралистическая установка выражена в естествознании, но она не чужда и социально-гуманитарным наукам, а простые ее формы представлены в здравом смысле и практической жизни. Представители Н. ориентируются на науку как систематическое применение натуралистического метода и коррекцию любого знания в соответствии с ним. Они отрицают платонистскую трактовку объектов формальных наук и рассматривают объекты математики как инструментарий для описания естественного мира, а логические формы - как средства для его исследования. В самом по себе универсуме нет моральных или идеальных ценностей, отличных от ценностей индивидов или социальных групп. Этические теории поэтому можно в принципе рассматривать подобно научным теориям и оценивать их по эмпирически проверяемым следствиям.
Поскольку в рамках философского Н. ставится цель не созидания некоторых систем, а прояснения с помощью натуралистического метода проблем, возникающих в любых сферах жизни человека, то Н. оказывается весьма неоднородным. В нем есть и сторонники различных видов материализма (Р.В. Селларс, К. Ламонт, М. Фарбер, Нагель и др.), и представители прагматизма с их явным тяготением к эмпирической методологии, и весьма спекулятивно настроенные теоретики, напр., Дж. Баклер с его "ординальным Н.". С 1980-х годов наметилась заметная активизация Н., связанная с ростом внимания к проблеме человека и натуралистическому гуманизму (П. Кэрц, Б. Оуден), с доминированием материализма в современной англоязычной философии сознания (philosophy of mind), со стремлением разработать натуралистическую эпистемологию, соответствующую уровню нынешнего естествознания и когнитивных наук. Важной тенденцией, укрепившей позиции Н., стало выдвижение натуралистически ориентированных концепций крупнейшими представителями аналитической философии, напр., программы натурализированной эпистемологии - Куайном, натуралистической теории языка и сознания - Серлом.
A.M. Каримский
Серль Дж. Сознание, мозг и наука // Путь. 1993, № 4; Naturalism and the Human Spirit. N.Y., 1944; Naturalism and Rationality. Buffalo, 1986; P. Kurtz. Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism. Buffalo, 1990; W.O. Quine. Epistemology Naturalised // The Psychology of Knowing. N.Y., 1972; American Philosophical Naturalism in 20-th Century. Buffalo, 1994.
Отличное определение
Неполное определение ↓