Чем человек отличается от животного? В чём отличие человека от животного
Животные бывают разные
Итак, в чём ? По мнению учёных, существенных отличий во внешних или внутренних органах приматов и человека нет. Ранее считалось, что видовое отличие человека, шимпанзе и гориллы, развившихся от общего предка, определилось тем, что в ходе естественного отбора человек стал существом прямоходящим, высвободил руки и стал изготавливать орудия труда. Однако очевидно, что между человеком и генетически ближайшими к нему видами возникло более глубокое различие, сопоставимое по масштабам с самыми революционными предшествующими изменениями в биосфере. Если человек явился воплощением нового эволюционного шага природы, то в чем он состоял? Анализ показывает, что главное отличие человека от биологических предшественников - это внеопытное мышление, а именно способность человека предвидеть. Эволюционный смысл обретённой способности состоял в том, чтобы испытать выживаемость организма не только в прямом столкновении его потребностей со средой, но через предвидение дать средство одаренным особям избегать неблагоприятных ситуаций и тем самым ввести еще одну возможность в механизм отбора.
Как известно, осмысленное поведение присуще высшим животным, но выведение логического следствия из наблюдений - ещё не является предвидением. Как и животные, в своей повседневной жизни большинство поступков человек совершает руководствуясь логикой, опирающейся на непосредственные наблюдения либо опыт. Отличие человека от животного на этом уровне состоит лишь в несоизмеримо большем объеме и разнообразии опыта.
Отличие человека от животного в способности к построению мысленной картины
Принципиальное качественное отличие человека от животного , реализующее лишь одному ему присущий дар предвидения, состоит в способности выводить логические следствия из предшествующих логических заключений. В результате создается образ реальности, в котором факты наблюдаемые и вводимые воображением, образуют логически связанную картину. Новая способность человека состоит в логической переработке опыта и построении мысленной ситуации, не наступившей, но возможной. Создание мысленного образа действий - это способ мышления, присущий человеку по самой его природе. Когда необходимо сделать выбор, когда поступок требует решения, человек мыслит посредством создания и перебора множества мысленных ситуаций. Способность к построению мысленной картины привела к следствиям, не связанным с конкурентным отбором. Человек приобрел способность испытывать в воображаемом мире те же чувства, что и в реальном. Это способствовало появлению искусств. Представляя предметы, которых не существует в реальном мире, человек стал создавать их.
Объединение особей в сообщества
Предки человека
Способность к предвидению лежит в основе социальной организации. В принципе, стремление особей к созданию сообществ является биологическим свойством. Оно наблюдается на всех уровнях, от клеточного - до образования животными стай. Объединение особей в сообщества является биологически выгодным. Возникновение многоклеточных организмов на пути эволюции жизни — есть результат объединения клеток во все более сложные сообщества. Это является биологическим отражением фундаментального закона эволюции материи. При этом между клетками в составе организма достигается высочайшая согласованность действий. Многоклеточный организм содержит все признаки управляемых систем: разделение функций, согласованность действий, иерархия. Эти же признаки присущи сообществам, образованным отдельными особями — стаи животных, птиц, муравейники и так далее. Только в отличии от биологических организмов они являются организмами социальными.
Воображение даёт возможность провести мысленный эксперимент
Эволюционное появление разума (способности предвидеть), внесло в создание управляемых сообществ и в организацию управления совершенно новый элемент. В «доразумный» период развития жизни каждый новый шаг в каждом элементе организации сообщества достигался эмпирически: неудачное испытание вело к гибели, поражению или утрате; удачное испытание добавляло что-то новое в копилку эволюции и опыта. Способность к предвидению сделала возможным построение мысленного сценария организации сообщества, воображаемого испытания этого сценария в предполагаемых ситуациях, совершенствование первоначального плана и выбор его оптимального варианта в зависимости от результатов мысленного эксперимента. И все это без мучительного, сопряженного с неизбежными потерями, длительного пути эмпирического совершенствования организации сообщества. Этот фактор стал основной причиной исключительно быстрой эволюции организации человеческого сообщества.Итак, в чём главное отличие человека от животного ? В отличии от животного, человек обладает способностью к внеопытному мышлению, способностью к логической переработке опыта и построению мысленной ситуации, не наступившей, но потенциально возможной.
Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Удовлетворение только мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности и общества, наносит ущерб природе и обществу. Выразите свое отношение к данному мнению и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания обществоведческого курса.
Часть С
Позиция согласия с мнением – три аргумента :
1 . В настоящее время существует такая глобальная экономическая проблема, как истощение природных ресурсов. Под этой проблемой понимают недостаточность имеющихся в распоряжении людей природных ресурсов, например, полезных ископаемых, водных, почвенных, лесных богатств. Все это связано с так называемой «ненасыщаемостью» потребностей человека, о которой говорил российский психолог и философ С.Л.Рубинштейн. Американский психолог А.Маслоу, описывая человеческие потребности, А.Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения.
2 . Из истории известно, что Адольф Гитлер напал на Россию 22 июня 1941 года. Его целью было
завоевание страны. Мотивом к завоеванию послужила потребность к власти, т.к. Гитлер стремился получить мировое господство. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. принесла России огромные разрушения и многочисленные жертвы и оттолкнула развитие страны на несколько лет назад. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что удовлетворение мнимых потребностей наносит огромный, а иногда даже непоправимый ущерб обществу и приводит к его деградации.
3. Немаловажную роль среди мотивов человеческой активности играют влечения – психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Именно так считал и австрийский врач-психиатр и психолог З.Фрейд, говоря о том, что бессознательное является главным источником мотивов деятельности человека.
Например, мотивами действий известного серийного маньяка А.Чикатило были обиды и унижения, перенесенные им в детстве и подростковом возрасте. Он совершил 53 доказанных убийства, потому что хотел удовлетворить свою потребность в сексуальном удовлетворении, наблюдая смерть и мучения людей. Вывод понятен – мнимые потребности маньяка, во-первых, противоречили нравственным нормам общества, во-вторых, принесли смерть, горе и страдания обществу.
- обладает мышлением и членораздельной речью
- способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности
- в процессе деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности
- способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ
- воспроизводит не только биологическую сущность, поэтому должен удовлетворять не только материальные, но и духовные потребности
Человек | Животные |
Мышление и членораздельная речь | |
Характерны разные формы мышления (суждение, рассуждение, умозаключение). Обладает разными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение) | Мышление и коммуникативные возможности есть у некоторых высших (человекообразных) обезьян. Например, советская исследовательница Ладыгина-Котс на основе многолетних экспериментальных исследований выделила у обезьян некоторые мыслительные операции (анализ и синтез). |
С помощью членораздельной речи может передать информацию об окружающем мире через современные информационные средства, в том числе и Интернет. | «Разговор» животных - различные сигналы, которые необходимы для выживания особи и вида; сигналы эти не несут никакой информации о прошлом и будущем, а также о каких-либо абстрактных понятиях. |
Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм. | |
Сознательная целенаправленная творческая деятельность | |
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли. | Подчиняются в своем поведении инстинкту, их действия изначально запрограммированы. Не отделяют себя от природы. |
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов. | |
Выражает ценностное отношение к действительности. | |
Преобразование окружающей действительности, создание необходимых материальных и духовных благ | |
Производит материальные и духовные блага (практическая и духовная деятельность), творит «вторую природу» - культуру. | Приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Не могут производить коренные изменения в условиях своего существования. |
Изготовление орудий труда и применение их как средство производства материальных благ | |
Способен воздействовать на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. | Могут (высокоразвитые животные) использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но, ни один вид животных не способен изготавливать орудия труда и применять их на практике. |
Биологические, социальные, духовные потребности | |
Удовлетворяет не только биологические, но и социальные и духовные потребности. Духовные потребности связаны с формированием духовного (внутреннего) мира человека. | Удовлетворяют только биологические потребности, связанные с инстинктами. |
«Пирамида потребностей Маслоу».
Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания
организма и развития его личности.
I. Первичные (врожденные ):
1. физиологические – удовлетворение природных инстинктов:
Жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище
2. экзистенциальные (от лат. «existentia» - существование) – потребности в защищенности и безопасности:
безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне
ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
План.
- Отличия человека от животного.
- Задания.
Теории происхождения человека.
Человек - это
Существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное);
Существо универсальное (способное к любому виду деятельности);
Существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Влияние природы и социума на развитие человека.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
1. Биологизаторский подход. Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы
2. Социологизаторский подход. Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова
Основные отличия человека от животного
1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, фактически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
Выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его
действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек - вершина мироздания. Человек - это особый биологический вид, равных которому не знает природа. Человек - это тот, благодаря которому общая картина мира постоянно изменяется и прогрессирует.
А чем, собственно говоря, люди отличаются от представителей животного мира? Какие особенности делают человека существом совершенным и неповторимым?
Основные признаки, которые свидетельствуют об уникальности человека, таковы:
- Речь
Гортань в горловой части человеческого организма располагается ниже, нежели у шимпанзе. Именно эта особенность наделяет человека возможностью говорить, т.е. речевой способностью. По свидетельствам историков, данную черту наши предки получили в дар порядка 350 тысяч лет назад.
Кстати, тогда же произошло формирование у людей подъязычной кости. Ее уникальность заключается в том, что она не связана ни с одной из прочих костей тела. Результат подобной нон-закрепленности - способность к членораздельному произношению слов.
- Прямохождение
Способность ходить вертикально позволяет человеку свободно распоряжаться иными своими конечностями - руками. Правда, тут есть и свои минусы. Во-первых, поясничный изгиб в нижней части спины, позволяющий людям держать равновесие во время ходьбы, делает эту область уязвимой, подверженной различного вида болям, растяжениям и прочим недугам. Во-вторых, изменения в строении таза, которые необходимы для передвижения на ногах, и относительно большой мозг младенцев, делают человеческие роды более опасными в сравнении с аналогичным процессом в мире животных. До тех пор, пока медицина не стала более совершенной, роды считались едва ли не главной причиной женской смертности.
- Отсутствие шерсти
На квадратном сантиметре кожного покрова человеческого тела расположено такое же количество волосяных луковиц, что и у приматов. Однако, в отличие от братьев меньших у представителей человеческого мира волосы светлее, короче и тоньше.
- Руки
Распространенное представление о том, что только люди имеют противопоставленный большой палец, ошибочно. Такой же особенностью наделено и большинство приматов. Правда, у человека такие пальцы есть только на руках, в то время как у человекообразных обезьян они имеются и на ногах.
Уникальность данного признака человеческого тела в том, что люди могут соединять свой большой палец с мизинцем и безымянным пальцем, могут касаться вышеуказанными перстами основания большого пальца. Следствием данного умения является наличие у человека исключительной ловкости и сильной хватки.
- Особый мозг
В процентном соотношении к телу мозг человека составляет 2,5%. Несмотря на то, что у многих представителей мира животных этот орган существенно больше, человеческое «серое вещество» единственное в своем роде. Он наделяет человека способностью рассуждать, творить, делать научные открытия.
- Одежда
Люди, по крайней мере, их превалирующее большинство, укрывают свое тело одеждой. Как известно, животные такой привилегией не пользуются. За исключением домашних питомцев и цирковых животных, которых против их воли наряжают хозяева и дрессировщики-смотрители.
- Огонь
Когда человек сумел «обуздать» огненную стихию, он получил возможность ориентироваться в темноте, сумел приблизить ночное время к дневному, научился защищаться с помощью огня от хищников. Кроме того тепло, излучаемое огнем, позволило человеку согреваться при холодной погоде, а впоследствии - сделало возможность завоевания и освоения более холодных территорий. И главное - даровало такой ценный навык, как приготовление пищи. По мнению специалистов ученого мира, данное умение оказало весомое влияние на эволюцию человека. Пища, прошедшая тепловую обработку, легче пережевывается и лучше переваривается. Вероятнее всего, именно это обстоятельство поспособствовало уменьшению размера зубов и пищеварительного тракта человека.
- Румянец
Люди - это единственный биологический вид, на лице которого проявляется румянец. Чарльз Дарвин назвал это свойство «самым необычным и самым человеческим из всех выражений». Причины, по которым люди краснеют и тем самым помимо воли раскрывают свои самые сокровенные эмоции, до сих пор остаются загадкой. Кстати, самой распространенной является версия о том, что румянец помогает людям быть честными, и это весьма благоприятно отражается на взаимоотношениях в социуме.
- Длительный период детства
Родители-люди опекают свое потомство намного дольше, нежели родители-приматы. С чем связана такая длительность? С точки зрения эволюции, наибольшей выгодой для человека была бы способность к быстрому взрослению и воспроизведению как можно большего числа себе подобных, т.е. потомков. Однако, в реальности все по-другому. Вполне возможно, что «виновником» является большой мозг человека, который требует больше времени для обучения и роста.
- Жизнь после детей
Как известно, животные размножаются вплоть до наступления своей смерти. Люди могут продолжать жить и после прекращения способности к воспроизводству. Причина сего заключается в свойственных людям социальных связях. К пример, в большой семье семьям своих собственных детей могут помогать их родители, т.е. бабушки и дедушки. У животных подобное является очень редким исключением.
ЧЕЛОВЕК
Теории происхождения человека.
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Человек - биопсихосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (памятью, абстрактным мышлением, и тд.), способное создавать орудия и использовать их в общественном труде.
Человек - биологическое существо:
Человек – часть живой природы;
Наличие инстинктов;
Биологические потребности.
Человек - социальное существо:
Регулирование инстинктов;
В обществе формируются речь, мышление, навыки общественной деятельности;
Создатель и носитель культуры человеческого общества;
Предпосылкой развития человека является наследственность, источником его развития считают социальную среду, т.е. общество подобных ему людей.
Основные отличия человека от животного
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
1. моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
2. обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
3. выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Индивид (лат. неделимое, особь) – единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психологических черт: разума, воли, интересов.
Это понятие употребляется в значении «конкретный человек». Его признаками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, т.е. то, что роднит этого человека с другими людьми.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств. Это отличие данного человека от других, как по внешнему облику, так и по характеру.
Личность (англ. персона)– человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются в общественной жизни.
Личностью человек становится в процессе социализации.
Социализация (лат. общественный) – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества, в результате которого люди осваивают социальные нормы и культурные ценности общества, накапливают опыт и знания.
Стадии социализации: детство, юность, зрелость, старость.
Процесс социализации начинается с того момента, когда индивид, вступая в человеческие отношения, определяет себя и своё отношение к людям.
Социализация происходит как результате стихийного, ненамеренного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях целенаправленного воздействия (воспитания).
Социализация подразделяется на два вида – первичную и вторичную.
Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает, прежде всего, семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других, оказание им помощи при усвоении социальных ролей, - это родители, братья, сёстры, родственники, друзья, учителя (агенты первичной социализации); преподаватели вуза, сотрудники, руководство (агенты вторичной социализации).
Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на социализацию (семья, школа, церковь, СМИ)
Десоциализация – утрата или отказ от усвоенных ценностей, норм поведения.
Ресоциализация – восстановление …