А.И. Куприн "Гранатовый браслет": описание, герои, анализ произведения. Куприн александр гранатовый браслет


Несколько слов о земляке и о малой родине

Начать хотелось бы с того, что я родом из Пензы, а Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Так что мы с известным писателем земляки. Я неоднократно бывал в Наровчате. Там находится дом-музей А.И. Куприна, где родился будущий писатель, и Покровский собор, где его крестили. В окрестностях Наровчата расположены два известнейших в Пензенской области монастыря - женский Троице-Сканов монастырь и мужской пещерный монастырь, освященный в честь Антония и Феодосия Киево-Печерских. К слову, длина пещер этого монастыря в несколько раз превышает длину пещер Киево-Печерской Лавры. В общем, Наровчат - место уникальное, поэтому немного расскажу о нем.

Достаточно полныю биографию Куприна вы можете увидеть, пройдя по данной ссылке , биографию в форме хронологической таблицы можно найти , биографию же, изложенную достаточно вольно и художественно, можно найти .

Но о малой родине Куприна, где весьма чтут память о нем, вы навряд ли найдете достаточно сведений на просторах Интернета, особенно сведений иллюстративного характера. Восполню этот пробел. Считаю это вполне уместным еще и по той причине, что тема России, которую он потерял, была для Куприна ведущей в годы эмиграции. Итак…


Описание города Наровчата 1868 г.

Как мы помним, в повести А.И. Куприна «Поединок» главный герой был родом именно из Наровчата, в той же повести приводится местная присказка: «Наровчат - Наровчат, одни колышки торчат», что говорит о неоднократном сгорании города дотла. В приведенном документе 1868 г. указано, что в Наровчате 13 каменных домов и 537 деревянных. Было чему гореть.

Куприн провел в Наровчате всего лишь первые три года жизни, но они дали этому месту своего героя, так что предлагаю несколько свежих фотографий малой родины А.И. Куприна.


Дом-музей А.И. Куприна

Покровский собор, где крестили А.И. Куприна

В Наровчате традиционно широко празднуется день рождения писателя, и в рамках этого праздника уже более 10 лет проводится конкурс «Гранатовый браслет» , литературная номинация которого обычно посвящена произведениям на тему любви. К слову сказать, я являюсь обладателем гран-при этого конкурса 2010 г. (за книгу «Бухта Барахта» ).

Предлагаю вашему вниманию несколько фотографий, сделанных на этом празднике, прежде перейти к анализу произведения, давшего ему название.

Памятник А.И. Куприну в Наровчате


Купринский праздник в 2010 г.


Писатели на Купринском празднике в 2010 г.

Так что добрая память об А.И. Куприне на пензенской земле живет и приносит весьма приятные плоды.

Фотогалерея

А.И. Куприн - кадет; А.И. Куприн - молодой офицер


Куприны с дочерьми Ксенией и Зиной, 1911 г.


А.И. Куприн в последний год жизни


Могила А.И. Куприна на Волковском кладбище Санкт-Петербурга

«Гранатовый браслет»

Теперь обратимся к рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет», написанному в 1910 году и весьма популярному до сих пор, считающемуся образцом произведения, посвященного любовной теме.

Иллюстрация А. Куписевича Иллюстрация В. Якубича

Ознакомьтесь, пожалуйста, с текстом рассказа или прослушайте его в аудиоформате

Для начала следует прослушать мелодию, которая является стержнем рассказа о великой, романтической, жертвенной любви, которая чрезвычайно редка во все времена. Эта мелодия - символ несбыточной любви Желткова к княгине Вере.

Видеофрагмент 1: Бетховен, «Аппассионата»

Приведем слова генерала Аносова (выполняющего в повести роль классицистического резонера) относительно того, какова эта любовь: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться» .

Напомним сюжет рассказа. Действие начинается на даче княжеской семьи Шеиных празднованием именин Веры Николаевны, супруги князя. Во время застолья гости начинают играть в покер, а князь Шеин Василий Львович развлекает гостей рассказами, в которых правда юмористически искажена и доведена до абсурда. И в их числе звучит рассказ о влюбленном телеграфисте П.П.Ж., который якобы посылал Вере Николаевне каждый день страстные письма, а потом постригся в монахи; умерев, завещал ей две пуговицы и флакон с его слезами. Вот как эта история представлена в фильме:

Видеофрагмент 2. Х/ф «Гранатовый браслет».

В середине празднества княгиня получила от горничной сверток, в котором был подарок и записка от поклонника с инициалами Г.С.Ж. Подарком оказался низкопробный золотой дутый браслет, украшенный кроваво-красными гранатами, а в центре его находился редчайший зеленый гранат. Это был подарок от того самого «влюбленного телеграфиста», ставший причиной бурного развития событий, завершившихся самоубийством Желткова и горькими раздумьями княгини над его судьбой.

Иллюстрация А. Айдиевой

В достаточно вольной экранизации рассказа (фильм «Гранатовый браслет», 1964 ), которая зияет купюрами и топорщится вставками, например, из «Гамбринуса», нет чрезвычайно важных для понимания авторской позиции историй генерала Аносова о необычайной любви, случаи которой ему доводилось видеть. Не показана также линия Анны, сестры Веры, которая позволяет оттенить счастливый брак княгини Шеиной. Восполним купюры.

Анна презирает мужа, кокетничает с другими мужчинами, но остается ему верна, он же ее боготворит, не отходит от нее ни на шаг и оказывает ей смешные и утомительные знаки внимания. Анна порывиста, религиозна, и суть ее характера хорошо выражается власяницей под декольте. Княгиня Вера не такова: она сдержанна, спокойна, мужа любит и приводит их счастливый брак генералу Аносову как пример семейного счастья, Василий же Львович мил, красив, богат, любит жену и доверяет ей. Их брак можно счесть идеальным, если сравнить даже с браком Анны.

Истории, рассказанные генералом Аносовым, гораздо печальнее брака Анны. Первая - любовь молодого прапорщика к развратной жене полкового командира:«В одном полку нашей дивизии (только не в нашем) была жена полкового командира. Рожа, я тебе скажу, Верочка, преестественная. Костлявая, рыжая, длинная, худущая, ротастая... Штукатурка с нее так и сыпалась, как со старого московского дома. Но, понимаешь, этакая полковая Мессалина: темперамент, властность, презрение к людям, страсть к разнообразию. Вдобавок - морфинистка. И вот однажды, осенью, присылают к ним в полк новоиспеченного прапорщика, совсем желторотого воробья, только что из военного училища. Через месяц эта старая лошадь совсем овладела им. Он паж, он слуга, он раб, он вечный кавалер ее в танцах, носит ее веер и платок, в одном мундирчике выскакивает на мороз звать ее лошадей. Ужасная это штука, когда свежий и чистый мальчишка положит свою первую любовь к ногам старой, опытной и властолюбивой развратницы» . Итог печален - инвалидность, а затем смерть прапорщика по прихоти этой Мессалины. Если сопоставить эту историю с историей Желткова и княгини Веры, то они похожи, с той лишь разницей, что Вера добродетельна, а потому не потакает противозаконной любви своего обожателя.

Вторая история столь же явственно перекликается с браком Анны: «А другой случай был совсем жалкий. И такая же женщина была, как и первая, только молодая и красивая. Очень и очень нехорошо себя вела. На что уж мы легко глядели на эти домашние романы, но даже и нас коробило. А муж - ничего. Все знал, все видел и молчал. Друзья намекали ему, а он только руками отмахивался. "Оставьте, оставьте... Не мое дело, не мое дело... Пусть только Леночка будет счастлива!..» Такой олух! Под конец сошлась она накрепко с поручиком Вишняковым, субалтерном из ихней роты. Так втроем и жили в двумужественном браке - точно это самый законный вид супружества. А тут ваш полк двинули на войну. Наши дамы провожали нас, провожала и она, и, право, даже смотреть было совестно: хотя бы для приличия взглянула разок на мужа, - нет, повесилась на своем поручике, как черт на сухой вербе, и не отходит. На прощанье, когда мы уже уселись в вагоны и поезд тронулся, так она еще мужу вслед, бесстыдница, крикнула: "Помни же, береги Володю! Если что-нибудь с ним случится - уйду из дому и никогда не вернусь. И детей заберу"» . После этого муж, как нянька, опекал любовника своей жены во время военных действий, пока тот не умер от болезни к радости всех окружающих. Если бы у Анны не было власяницы под декольте, т.е. если бы она не была верна мужу, он наверняка повел бы себя так же, поскольку обожал ее сверх всякой меры.

В чем же проблема? Какой любви ищет идеалист Аносов, если итог тех двух случаев известен и непригляден? Может быть, честное супружество кажется ему скучноватым, поскольку от него самого сбежала жена? Вот как отзывается он о браке: «Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной... К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, - я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвертых, соблазн невинности, как в моем случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то?»

Куприн намекает, что любовь Желткова к княгине Вере - это и есть тот самый случай, и итог его абсолютно логичен. Желтков мог только умереть, поскольку перестать любить не мог, равно как и Вера не могла ответить ему взаимностью, поскольку была добродетельна и счастлива в браке. Зачем же Аносов искушает Веру идеальной любовью этого П.П.Ж.? Наверное, для того, чтобы появилась третья история высокой, ведущей к смерти, любви, о которой можно было бы поведать на досуге заинтересованным слушателям.

Вот сцена разговора Желткова с князьями Василием Львовичем и Николаем Львовичем Шеиными, пришедшими вернуть ему гранатовый браслет и объясниться.

Видеофрагмент 3. Х/ф «Гранатовый браслет».

Итог этой сцены известен: Желтков совершает самоубийство, выполняя телефонную просьбу княгини Веры «поскорее закончить эту историю» (кстати, в фильме телефонный разговор не состоялся: Желтков только помолчал в трубку), а также осуществляя предложенный им самим в разговоре с князьями Шеиными выход из ситуации.

Проблема в том, что любовь Желткова религиозна, он обожествляет человека, но Куприну эта страстная, неразумная, болезненная, самоубийственная любовь кажется высокой и достойной воспевания. Устами разных персонажей, в том числе и князя Шеина, он утверждает, что Желтков - не маньяк, что именно такой любовь и должна быть, что он не виноват в своем чувстве. Для Желткова княгиня Вера становится средоточием вселенной. Она заменяет и Бога, и Богородицу: не случайно гранатовый браслет он завещает повесить на икону Матки Боски, не случайно в предсмертном письме он обращается к княгине Вере строкой из молитвы «Отче наш» - так, как обращаются только к Богу: «Да святится имя Твое!» Желтков совершает грех самоубийства, который не прощается Церковью и не дает права быть отпетым и похороненным на православном кладбище, не дает возможности посмертного поминовения… Но для него нет Бога, кроме княгини Веры, а княгиня Вера дала ему по телефону четкое указание «поскорее закончить эту историю». Вот он ее и закончил, и даже удостоился того, что божество снизошло к его трупу, и даже плакало над его письмом.

Иллюстрация В. Конопкина

В рамках индивидуальной религии Желткова его судьбу можно счесть вполне счастливой



В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи, свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.

Обитатели пригородного морского курорта – большей частью греки и евреи, жизнелюбивые и мнительные, как все южане, – поспешно перебирались в город. По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским; на горничных и кухарок, сидевших на верху воза на мокром брезенте с какими-то утюгами, жестянками и корзинками в руках, на запотевших, обессилевших лошадей, которые то и дело останавливались, дрожа коленями, дымясь и часто нося боками, на сипло ругавшихся дрогалей, закутанных от дождя в рогожи. Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумажек, черепков, коробочек и аптекарских пузырьков.

Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не покончили с ремонтом. И теперь она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанью на телеграфных проволоках ласточек, сбившихся к отлету, и ласковому соленому ветерку, слабо тянувшему с моря.

Кроме того, сегодня был день ее именин – семнадцатое сентября. По милым, отдаленным воспоминаниям детства она всегда любила этот день и всегда ожидала от него чего-то счастливо-чудесного. Муж, уезжая утром по спешным делам в город, положил ей на ночной столик футляр с прекрасными серьгами из грушевидных жемчужин, и этот подарок еще больше веселил ее.

Она была одна во всем доме. Ее холостой брат Николай, товарищ прокурора, живший обыкновенно вместе с ними, также уехал в город, в суд. К обеду муж обещал привезти немногих и только самых близких знакомых. Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем. В городе пришлось бы тратиться на большой парадный обед, пожалуй даже на бал, а здесь, на даче, можно было обойтись самыми небольшими расходами. Князь Шеин, несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приемы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т. д. Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения. Она во многом, незаметно для него, отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве.

Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали – в третий раз за это лето – бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.

Близко на шоссе послышались знакомые звуки автомобильного трехтонного рожка. Это подъезжала сестра княгини Веры – Анна Николаевна Фриессе, с утра обещавшая по телефону приехать помочь сестре принимать гостей и по хозяйству.

Тонкий слух не обманул Веру. Она пошла навстречу. Через несколько минут у дачных ворот круто остановился изящный автомобиль-карета, и шофер, ловко спрыгнув с сиденья, распахнул дверцу.

Сестры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой. По внешности они до странного не были схожи между собою. Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая – Анна, – наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана, или Ланг-Темира, как с гордостью называл ее отец, по-татарски, этого великого кровопийцу. Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, – лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Ее грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры.

Она была замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении и имел звание камер-юнкера. Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей – мальчика и девочку; больше она решила не иметь детей и не имела. Что касается Веры – та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры, всегда приличных и послушных, с бледными мучнистыми лицами и с завитыми льняными кукольными волосами.

Анна вся состояла из веселой безалаберности и милых, иногда странных противоречий. Она охотно предавалась самому рискованному флирту во всех столицах и на всех курортах Европы, но никогда не изменяла мужу, которого, однако, презрительно высмеивала и в глаза и за глаза; была расточительна, страшно любила азартные игры, танцы, сильные впечатления, острые зрелища, посещала за границей сомнительные кафе, но в то же время отличалась щедрой добротой и глубокой, искренней набожностью, которая заставила ее даже принять тайно католичество. У нее были редкой красоты спина, грудь и плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница.

К концу летнего отдыха сильно похолодало. Дачники начали возвращаться домой. Княгиня Вера решила задержаться и отметить в узком кругу свой день рождения, так как князь Василий, муж Веры, был в последнее время стеснён в средствах. Поэтому Вера Николаевна старалась незаметно экономить.

Позже погода наладилась: прекратились дожди, затих ветер. Помочь подготовиться к торжеству приехала сестра княгини Анна Николаевна. Сёстры решили воспользоваться солнечной погодой и прогуляться вдоль обрыва, полюбоваться морем. Они давно не виделись, поэтому не могли наговориться.

К вечеру стали подъезжать гости. Особенно сёстры были рады генералу Аносову, в молодости он служил с их отцом. Князь Василий, как обычно, рассказывал собравшимся гостям занимательные случаи, происшедшие с его близкими и друзьями. Все с удовольствием слушали его. После праздничного обеда гости собрались играть в карты. Княгиню Веру задержала горничная, которая передала ей небольшой пакет. Вера Николаевна достала из него браслет с ярко-красными гранатами и письмо. Почерк ей был знаком. Вера уже не раз получала послания от таинственного поклонника. В коротком послании он поздравлял Веру и просил принять его скромный дар.

Вечером княгиня Вера рассказала мужу о подарке. На следующий день князь вместе с братом Веры Николаевны нашли человека, приславшего его. Им оказался молодой чиновник по фамилии Желтков. Он откровенно рассказал князю, что увидел в первый раз Веру ещё до замужества и не смог забыть её. Любовь к ней стала смыслом его жизни. Василию Львовичу даже стало жаль этого молодого человека. Но он вернул ему браслет и попросил оставить жену в покое. И тот поклялся больше не тревожить их семью.

Утром Вера Николаевна узнала из газет о смерти Желткова. Основанием для самоубийства посчитали потраченные им деньги. Среди утренней корреспонденции княгиня нашла простую записку. В ней Желтков передавал Вере искренние пожелания счастья, добра и покоя. Княгиня Вера изъявила желание поехать на квартиру, где жил Желтков и попрощаться с ним. Хозяйка дома показала комнату, где он лежал. Княгиня Вера никогда не встречала этого человека, но была поражена выражением покоя и счастья на его лице. Когда Вера прощалась с хозяйкой квартиры, та передала ей, что лучшим творением Бетховена Желтков считал сонату №2.

Дома княгиню Веру ждала её подруга, талантливая пианистка. По просьбе Веры она села за фортепьяно и сыграла для неё сонату Бетховена, которую так любил Желтков. Затихли последние аккорды, и Вера Николаевна почувствовала облегчение, как будто музыка помогла ей снять с души чувство невольной вины.

Повесть учит уважать чужие чувства, бережно относиться к любимым людям, беречь взаимное доверие и уважение.

Пересказ Гранатовый браслет по главам

Глава 1

Действия повести разворачиваются на даче Веры Николаевна Шеин и ее мужа, которая находится на берегу черного моря. Погода в середине августа была плохой, шли проливные дожди, но из-за ремонта в городе, покинуть дачу не удается. Но в начале сентября заканчивается сезон дождей, и снова устанавливается хорошая погода.

Глава 2

Действия повести проходят в 1 день, а именно в именины Веры Николаевны.

Она замужем за предводителем дворянства. Любовь к мужу давно уже переросла в нежную дружбу. Она рада возможности отпраздновать именины на даче, т.к. это освобождало от необходимости лишних трат. Так вышло, что муж ее по причине своего статуса обязан вести должный образ жизни: устраивать вечера, держать лошадей и т.п., - но его родовой имение было подорвано, они жили не по средствам. Стараясь хоть как-то облегчить ситуацию, Вера старается быть более сдержанной в тратах.

К ней приезжает ее сестра. Анна Николаевна Фриессе. Женщины очень разные и внешне, и по характеру, но искренне друг друга любят. Если Вера унаследовала сдержанную аристократическую красоту матери англичанки, то Анна пошла в отца-татара. В отличие от старшей сестры, Анна Николаевна была расточительна, не стеснялась в своих желаниях. Она была замужем за состоятельным мужчиной, которого она вовсе не уважала, о чем сообщала ему прямо в глаза, но, не смотря на все свои выходки, оставалась верной супругой.

Глава 3

Сестры отправляются на прогулку по берегу. Они обсуждают красоту моря, когда Вера вспоминает лес в Егоровском, Анна Николаевна вручает сестре молитвенник. Она купила его в антиквариатной лавке, и украсила на свой вкус. Подарок одновременно завораживает именинницу, ведь он мог принадлежать какой-нибудь знаменитой женщине в прошлом, но одновременно ее и забавляет идея превращения молитвенника в женскую записную книжку.

Когда они возвращаются к дому, Вера делится с младшей сестрой переживаниями о трудности накрыть хороший стол. И рассказывает, что утром принесли ей морского петуха, которого вечером и подадут. Младшая сестра сразу захотела посмотреть на удивительное животное, что лежало живым в ведре.

Глава 4

Вечером начинают съезжаться гости: князь Василий Львович и его сестра Людмила Львовна, молодой кутила Васючка, пианистка Женни Рейтер, затем муж именинницы с профессором Спешковым. Позднее всех приезжает названный дедушка Веры, в сопровождение 2 офицеров.

Штабной полковник Аносов, названный дедушка сестер. Она когда-то служил вместе с их отцом, и очень любил сестер как собственных дочерей. Он был человеком необыкновенным, уважаемым, тип идеального офицера.

Глава 5

Вначале князь Василий Львович развлекал гостей забавными историями, основу он брал из жизни гостей, но сгущал краски и придумывал нелепицы, от чего они становились смешными. После обеда гости сели играть в покер. Еще за столом Вера пересчитала гостей, будучи суеверной, она смутилась от того что их было 13. Пока все сели в покер, она решила выйти, когда ей передали посылку. Неизвестный передал ей сверток, в котором находится футляр и письмо. В футляре лежал гранатовый браслет, а в письме объяснялось, что это подарок имениннице. Автор утверждает, что 7 лет назад уже писал ей письма. Ему ничего от нее не надо. А сам браслет раннее принадлежал его бабушке и матери.

Глава 6

Вечер продолжается, все отдыхают и развлекаются. Князь Василий Львович показывает свой альбом сестре и Аносову. Вначале он рассказывает шуточную историю про сестру. А потом в той же манере принимается за историю Веры и телеграфиста. Женщина вначале попросила остановиться, но тот продолжает. Из истории становится ясно, что 7 лет назад телеграфист стал писать ей любовные письма, она же обо всем рассказала жениху, нынешнему мужу. Через полгода она вышла замуж.

Чтобы перевести тему, Вера приглашает всех на чай.

Глава 7

Вечером гости стали постепенно разъезжаться. Оставшиеся гости сидели на террасе. Аносов рассказывал свои военные истории, а гости с интересом его слушали. Естественным течением он дошел о рассказе, как в Болгарии встретил и полюбил девушку, но вскоре поход продолжился и он покинул те места. Тут между гостями и вышел дружеский спор, была ли это любовь, да и есть ли она вовсе. Полковник признался, что не уверен, что любил, все время был занят, не до этого было.

Вера идет провожать дедушку, а мужа просит пройти в кабинет и посмотреть оставленные там ею в футляр и письмо.

Глава 8

Провожая полковника, Вера вела с ним дружескую беседу. Их разговор зашел о браке и любви. Аносов говорит, что любви в браке нет, а только практический расчет. А настоящая любовь не требует ничего взамен. Он вспоминает только 2 истории из жизни, о трагичной любви. Вера рассказывает ему историю о мелком чиновнике, который ей писал письма. Она лишь единожды ему ответила, когда попросила больше не писать. И поклонник стал писать редко, на основные праздники, прислал подарок в этот день. На это поклонник ответил, что возможно это и была та самая любовь, которая пересекла жизнь Веры. После этого он уехал.

Глава 9

Вернувшись в дом, Вера застает мужа и брата за разговором. Ее брат взбешён подарком, что прислал незнакомец. Он считает, что его нужно вернуть, супруги с ним соглашаются. Он предлагает найти поклонника, вернуть подарок и пригрозить. Вначале он предлагает обратиться к вышестоящим друзьям или жандармам, но боясь шумихи, решают мужчины вдвоем с ним встретиться и решить этот вопрос.

Глава 10

Брат и муж Веры Николаевны находят поклонника. Это оказывается простой худощавый мужчина, он очень нервничает при гостях, но брат Веры ведет себя нахально. Он возвращает подарок, и начинает тираду о том, чтобы Желтков перестал писать его сестре. Когда в своей речи он доходит до того, что вначале хотел обратиться к властям, Желтков рассмеялся. Он говорит о том, что никогда не сможет разлюбить Веру, это никому не подвластно изменить. Он просит у ее мужа позволение ей позвонить и навсегда с ней попрощаться. Князь дает свое согласие. Когда Желтков возвращается у него расстроенный вид, и он обещает навсегда исчезнуть из их жизни. Вернувшись домой, князь застает супругу в расстроенных чувствах, а ночью когда он пришел к ней, она его прогнала, сказав что она знает, что Желтков себя убьет.

Глава 11

Вера Николаевна не имела привычки читать газеты, но именно в этот день она открыла именно эту страницу. Там было написано о смерти Желткова, покончил с собой, объяснив это растратой казенных денег. После приносят от него письмо. Он искренне признается в своих чувствах к Вере. Прощается с ней. Вера Николаевна в слезах приходит к мужу с письмом. Он говорит ей, что видел, что этот человек любил ее. Она решает ехать и посмотреть на Желткова. Муж ее поддерживает в этом решение.

Глава 12

Вера приезжает на квартиру Желткова. Ее встречает хозяйка квартиры и рассказывает, что накануне приходило 2 мужчин. Так же о том, что гранатовый браслет покойник просил повесить на икону. Когда они заходят в комнату, хозяйка оставляет Веру наедине с Желтковым. Она кладет розу ему в гроб. Она понимает, что это была та самая любовь, о которой мечтает каждая женщина. Она целует покойника в лоб и уходит. Перед выходом хозяйка передает ей записку с номером сонаты Бетховена, которую оставил Желтков, на случай если его придет увидеть Вера.

Глава 13

Вера возвращается в дом. Там нет никого кроме ее подруги пианистки. Она просит ее сыграть что-нибудь и уходит в парк. Она и не сомневалась, что это будет та самая соната, номер которой оставил в записке Желтков. Она вспоминает слова дедушки об истинной любви, слова из писем поклонника. Она не может сдержать слез. В таком состояние ее и находит подруга. Но Вера уже знает, что пусть ее и Желткова любовь была кратковременна, он ее простил.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Куприн. Все произведения

  • Allez!
  • Гранатовый браслет
  • Яма

Гранатовый браслет. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Старая крепость В.П. Беляева

    Их село до этого моменты было красивым, уютным и очень домашним местом. До того момента, когда в их село вошла армия Петлюры, которые были против Красной армии. А до этого времени все было хорошо.

  • Краткое содержание оперы Пиковая дама Чайковского

    Все события оперы происходят в Санкт-Петербурге. На улице очень много народу. Маленькие дети играют в разные игры, догоняя или задевая друг друга, гувернантки стараются приглядывать за детьми и сделать все для того чтобы они никуда

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.

Обитатели пригородного морского курорта – большей частью греки и евреи, жизнелюбивые и мнительные, как все южане, – поспешно перебирались в город. По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским; на горничных и кухарок, сидевших на верху воза на мокром брезенте с какими-то утюгами, жестянками и корзинками в руках, на запотевших, обессилевших лошадей, которые то и дело останавливались, дрожа коленями, дымясь и часто нося боками, на сипло ругавшихся дрогалей, закутанных от дождя в рогожи. Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным сором из окурков, бумажек, черепков, коробочек и аптекарских пузырьков.

Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

Княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачи, потому что в их городском доме еще не покончили с ремонтом. И теперь она очень радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению, чистому воздуху, щебетанью на телеграфных проволоках ласточек, ста?ившихся к отлету, и ласковому соленому ветерку, слабо тянувшему с моря.

Одним из самых известных творений Александра Куприна является «Гранатовый браслет». Жанр этого произведения определить не так просто. Его называют и повестью, и рассказом. В чем заключается разница между этими жанрами? И к какому из них все-таки относится «Гранатовый браслет»?

Сюжет

Произведение «Гранатовый браслет», жанр которого будет определен в этой статье, посвящено необыкновенной, неземной любви. Главные герои - семейная пара Вера и Василий Шеины. Действие происходит в небольшом провинциальном городе на берегу моря. Василий Шеин занимает почетную должность руководителя дворянства, что ко многому обязывает. Он присутствует на званых обедах самого высокого уровня, имеет соответствующий облик, и его семейная жизнь является образцовой. С женой Василия связывают дружные, теплые отношения. Вера давно не испытывает страстную любовь по отношению к мужу, но понимает его с полуслова, что можно сказать и о Василии.

Завязка происходит в пятой главе, когда в доме Шеиных празднуют именины хозяйки. Незаметно от гостей Вера получает подарок и приложенное к нему довольно пространное письмо. В послании - объяснение в любви. Подарок представляет собой массивный дутый браслет из низкопробного золота, украшенный гранатом.

Позже читатель узнает предысторию. Автор письма еще до замужества Веры забрасывал ее Но однажды втайне от мужа она в письменной форме запретила ему отправлять подобные послания. Отныне он ограничивался лишь поздравлениями на Новый год, Пасху и именины. Переписку он не прекратил, однако же о любви больше в своих посланиях не заговаривал.

Родные Веры, а в особенности брат Николай, были крайне возмущены подарком. И потому решили предпринять действенные методы по нейтрализации неугомонного поклонника. Однажды Василий и Николай отправились прямо домой к человеку, который более восьми лет безответно любил Веру, и в настойчивой форме потребовали прекратить письма. Также дарителю был возвращен гранатовый браслет.

Жанр

В литературе встречаются различные виды произведений: от небольшого лирического стихотворения до масштабного романа в нескольких томах. Выше было изложено вкратце содержание произведения «Гранатовый браслет». Жанр его необходимо определить. Но прежде стоит несколько слов сказать об этом литературном понятии.

Жанр - совокупность произведений, обладающих какими-либо характерными общими признаками. Это может быть и комедия, и очерк, и поэма, и роман, и повесть, и рассказ. Рассматривать будем два последних варианта. Жанр «Гранатового браслета» Куприна, разумеется, не может быть ни комедией, ни поэмой, ни романом.

Отличие между рассказом и романом существенное. Эти жанры спутать невозможно. Главная особенность рассказа - малый объем. Провести границу между ним и повестью значительно сложнее. Но отличие все-таки есть. В повести описываются события, которые являются составляющими одного цельного сюжета. Этот жанр зародился во времена Древней Руси. Первыми его примерами были произведения о подвигах русских воинов. Значительно позже этот жанр стал развивать Карамзин. А после него - Пушкин, Гоголь, Тургенев. Для повести характерно равномерное неторопливое развитие событий.

Этот жанр представляет собой небольшое реалистическое произведение. Оно напоминает западноевропейскую новеллу, но многие литературоведы выделяют рассказ в отдельный, особенный вид произведения. Для рассказа характерна неожиданная развязка. Этот жанр от повести отличается отсутствием предыстории, ограниченным числом персонажей, сосредоточенностью вокруг основного события.

Так все-таки - рассказ или повесть?

В начале статьи был изложен сюжет произведения «Гранатовый браслет». Какой жанр приходит в голову после прочтения этого произведения или даже его краткого пересказа? Несомненно, повесть. В «Гранатовом браслете» изображены персонажи, которые не имеют прямого отношения к основным событиям. Некоторые упоминаются вскользь, другие - весьма подробно. В произведении дана развернутая характеристика Анны - младшей сестры Веры. К тому же довольно подробно представлена биография генерала Аносова - друга семьи Шеиных. Он не просто только изображен автором ярко и красочно. Его присутствие в сюжете имеет символическое значение. Аносов обсуждает с Верой тему «настоящей любви, на которую мужчины теперь не способны». Он также произносит существенную фразу о чувстве, которое встретилось Вере на жизненном пути и о котором мечтает каждая женщина в мире. Но герой этот на ход событий никак не влияет. Его значение в сюжете лишь символическое.

Следует также напомнить, что в присутствует предыстория. Вера рассказывает тому же Аносову о событиях последних лет, а именно о поклоннике, который преподнес ей компрометирующий подарок. Все это позволяет с уверенностью заявить, что жанр произведения Куприна «Гранатовый браслет» - повесть. Хотя стоит добавить, что это понятие присуще исключительно русской литературе. В других языках оно не имеет точного аналога. В английском и немецком, например, произведение Куприна названо новеллой. А потому, тот, кто определит «Гранатовый браслет» рассказом, не совершит грубой ошибки.