Россия укрепляет военное присутствие в арктике. Русская Арктика (фото, карты, описание)

В последнее время Россия активно восстанавливает существовавшую ранее в Арктике гражданскую и военную инфраструктуру и строит в регионе новые военные, транспортные и логистические объекты. В Арктике создается полноценная армейская группировка сил и средств, которая надежно прикроет Россию с этого направления, а также обеспечит отстаивание и защиту национальных интересов в этом очень важном для страны регионе. Два основных ресурса Арктики - это богатые природные ресурсы и транспортные коммуникации. По прогнозам ученых, возможно, уже в середине XXI века в летний период Северный Ледовитый океан будет полностью освобождаться ото льда, что лишь повысит его транспортную доступность и значимость.

Значение Арктики велико, на арктическом шельфе по прогнозам расположено до четверти всех потенциальных запасов нефти и газа в мире. Эти два вида ископаемого топлива по-прежнему являются самыми востребованными на планете. Предполагается, что в Арктике содержится 90 миллиардов баррелей нефти и 47 триллионов кубометров природного газа. Помимо ископаемого топлива здесь есть месторождения золота, алмазов и никеля. Неразведанные запасы углеводородов, залегающих в потенциально российской акватории, оцениваются сегодня учеными примерно в 9-10 миллиардов тонн условного топлива. Отсюда и такое желание всех арктических стран расширить зоны своих континентальных шельфов.


Российский сектор Арктики расположен сегодня не только в Северном Ледовитом океане, но и в Баренцевом и Охотском морях. В настоящее время Арктика уже обеспечивает порядка 11% национального дохода Российской Федерации, а также 22% от общего объема общероссийского экспорта. В регионе добывается 90% российского никеля и кобальта, 96% платиноидов, 100% барита и апатитового концентрата, 60% меди. Помимо этого местный рыбохозяйственный комплекс выпускает около 15% общих объемов рыбной продукции России. На сегодняшний день именно Российская Федерация располагает крупнейшими на планете запасами природного газа и занимает 8 место в рейтинге государств по запасам нефти. При этом Россия является крупнейшим экспортером газа и вторым по величине экспортером нефти в мире. Сегодня наша страна обеспечивает порядка 30% всей мировой добычи газа, а под российским льдом находится больше нефти, чем в государствах ОПЕК вместе взятых. Именно поэтому защита экономических интересов России в арктическом регионе настолько важна.

Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу были утверждены еще в сентябре 2008 году на заседании Совета безопасности страны. Использование арктических ресурсов - это залог энергетической безопасности Российской Федерации, тогда же был обозначен и тезис о том, что Арктика должна стать ресурсной базой России в XXI веке. Для этого жизненно важно обеспечить надежную защиту национальных интересов на континентальном шельфе.

Сегодня работы в российской Арктике ведутся почти во всех основных точках в океане - архипелагах Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, на Новосибирских островах и острове Врангеля, а также на материковой части - от Кольского полуострова до Чукотки. В общей сложности в рамках реализуемой программы по восстановлению военного присутствия России в Заполярье планируется построить заново или реконструировать порядка 20 групп объектов разного назначения, которые и составят каркас военной инфраструктуры в этом отдаленном регионе страны.

Ключевой особенностью военного строительства, которое сегодня ведется в Арктике, является сосредоточение управления всеми силами в регионе в одних руках. Начиная с 1 декабря 2014 года, в Российской Федерации действует объединенное стратегическое командование «Север». Можно сказать, что фактически «Север» является пятым российским военным округом, который объединяет под своим командованием все сухопутные, морские и воздушные силы в российском Заполярье, а также прилегающих регионах. Объединенное стратегическое командование «Север» было создано на базе штаба и инфраструктуры Северного флота ВМФ России. Это сразу же задает другой формат управления и подходы к решению задач: основой стратегического командования в данном регионе впервые в России оказался штаб флота, который должен решать задачи по управлению различными войсками, расположенными на огромной по своим размерам территории.

Арктический Трилистник - военная база России на острове Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа


Данный театр военных действий характеризуется именно большими расстояниями. Поэтому решающим преимуществом в возможных спорах за регион будет обладать та сторона, которая в сжатые сроки сможет обеспечить мощное военное присутствие в важных точках Арктики. Для этих целей в регионе необходимо иметь развитую транспортно-логистическую сеть военно-морских баз и военных аэродромов, способных принимать самолеты всех типов, вплоть до тяжелой транспортной авиации и бомбардировщиков-стратегов. Именно поэтому существенная часть учений ВС РФ в последние 10 лет посвящена способности оперативно перебрасывать силы по воздуху и морем. Недооценивать значимость данного аспекта нельзя, так как абсолютно все планы воссоздания арктической группировки войск в Арктике и подавляющая доля военной активности России в регионе рассчитаны на широкое использование транспортных возможностей ВВС и ВМФ, без которых любая эффективная деятельность в данном регионе представляется немыслимой.

В первую очередь ставка делается на воссоздание инфраструктуры, которая при необходимости обеспечить переброску войск по воздуху и морем и не требует при этом наличия многочисленного персонала для охраны и повседневного обслуживания. Не менее важным аспектом является информированность руководства арктической группировки о происходящем. Это же и определяет направленность сегодняшнего строительства: практически половина возводимых в интересах российских вооруженных сил объектов в Арктике приходится на радиолокационные станции, которые должны, в сочетании с кораблями, летающими радарами и средствами космической разведки, восстановить сплошную зону контроля над российской Арктикой.

Как заявил в начале ноября 2017 года вице-адмирал Николай Евменов командующий Северным флотом России, боевые возможности сил и средств, которые размещаются на арктических островах, будут наращиваться, в том числе это касается и средств противовоздушной обороны (ПВО). По словам адмирала, в Арктике сегодня создается система мониторинга надводной и подводной обстановки на маршрутах СМП - Северного морского пути. Ведется работа над созданием зоны полного контроля воздушного пространства над российской зоной ответственности. Также, по словам Николая Евменова, каждый арктический остров, на котором есть базы Северного флота, оборудуется всесезонными аэродромами, которые смогут принимать у себя самолеты различных типов.

Новый зенитно-ракетный полк ПВО Северного флота (архипелаг Новая Земля), фото: Минобороны России

Возможности противовоздушной обороны арктической группировки войск в следующем году будут усилены новой дивизией ПВО. Она появится в Арктике уже в 2018 году, сообщают в Минобороны России. Новое соединение будет ориентировано на защиту Москвы и Урала от возможных ударов со стороны Северного полюса. Развертываемые здесь полки ПВО будут ориентированы на обнаружение и уничтожение самолетов, крылатых ракет и даже беспилотных летательных аппаратов вероятного противника. Эксперты отмечают, что новая дивизия станет в будущем важнейшим компонентом системы ПВО страны, прикрывающим территорию от Новой Земли до Чукотки. Газета «Известия» со ссылкой на ВКС России сообщает о том, что штатные мероприятия начнутся уже в 2018 году, так как принципиальное решение о формировании новой дивизии ПВО уже принято. Сообщается, что в состав соединения войдут не только вновь формируемые части, но и части уже несущие боевое дежурство в российской Арктике.

В настоящее время небо Заполярья защищается бойцами 1-й дивизии ПВО. Она надежно прикрывает Кольский полуостров, Архангельскую область, Ненецкий автономный округ и Белое море. В состав данной дивизии недавно был включен полк, дислоцированный на Новой Земле. На вооружении 1-й дивизии ПВО стоят наиболее современные виды вооружений, включая ЗРС С-400 «Триумф», С-300 «Фаворит» и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1».

По мнению военного историка Дмитрия Болтенкова, новая дивизия ПВО, создаваемая в Арктике, возьмет под свой контроль северное направление (от Новой Земли до Чукотки), обеспечивая надежную защиту Центрального экономического района Российской Федерации (включая Москву), а также Урал и его промышленные центры. При этом уже существующая 1-я дивизия ПВО сосредоточится главным образом на обороне Кольского полуострова и расположенных в данном районе баз Северного флота. По словам эксперта, прикрывать зенитно-ракетными полками от Новой Земли до Чукотки особо нечего, но необходимо создать сплошное радиолокационное поле. По его мнению, новая дивизия ПВО получит большое количество радиолокационных станций, которые будут располагаться на вновь создаваемых арктических аванпостах, возможно, даже на острове Котельный и аэродроме Темп.

Аэродром Тикси


Стоит отметить, что 10 военных аэродромов в Арктике, программа постройки которых была начата еще 3 года назад, уже готовы к боевому применению, сообщает телеканал «Звезда». В столь сжатые сроки подобный объем работ в условиях вечной мерзлоты и Крайнего Севере еще никто не осуществлял, подчеркивают журналисты телеканала. Благодаря этому Россия постепенно обеспечивает свои северные рубежи надежной защитой с воздуха, с моря и с суши.

Согласно информации Министерства обороны России, Спецстрой России в настоящее время заканчивает работы по реконструкции и строительству 10 аэродромов, расположенных в арктической зоне, среди них Североморск-1, аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), который в будущем сможет принимать и тяжелые самолеты - Ил-78, Тикси (Республика Саха (Якутия)), Рогачево (Архангельская область), Темп (остров Котельный). Также ведутся работы по реконструкции аэродромов Североморск-3 (Мурманская область), Воркута (Республика Коми), Нарьян-Мар (Архангельская область), Алыкель (Красноярский край) и Анадырь (Чукотский АО).

Основные военно-воздушные базы располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа, а также на территории Мурманской области. Данные аэродромы смогут обеспечить взлет и посадку тяжелых транспортных самолетов и истребителей-перехватчиков МиГ-31, которые в состоянии эффективно поражать не только самолеты противника, но и ракеты самых разных классов, вплоть до баллистических. Сообщается, что арктические аэродромы будут всесезонными и смогут принимать разные типы самолетов ВВС России.

По словам эксперта в области ВВС Александра Дробышевского, истребительной авиации очень важно иметь развитию аэродромную сеть на земле, чтобы оперативно вылетать на перехват противника. Еще в годы Второй мировой войны широко использовалась практика «аэродромов подскока», когда полевые аэродромы могли располагаться ближе к линии фронта. В российской Арктике с многотысячными расстояниями также важно иметь возможность вылететь на перехват противника с более близкой точки. К примеру, не тратить время на вылет из Новосибирска, а подняться в небо непосредственно из акватории Северного Ледовитого океана.

Очень выгодны такие аэродромы подскока в Арктике и для стратегической авиации. Они использовались в данных целях в СССР, свои аэродромы подскока в Арктике были и у американцев в 1970-90-е годы. Стратегической авиации нет смысла базироваться на Севере на постоянной основе, однако в случае необходимости стратегические бомбардировщики Ту-95 и Ту-160 могут рассредоточиться по всем военным аэродромам, в том числе подходящим для них арктическим, что, как минимум повышает их боевую живучесть. При этом стратегическая авиация получает возможность совершенно спокойно совершать боевые вылеты до США с возможностью обратного возвращения на северные аэродромы, благо расстояния позволяют. Строящиеся в Арктике аэродромы позволят ВВС не только полностью взять под контроль арктическое небо в российских границах, но и оперативно решать любые задачи в этой части континента.

Источники информации:
https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201711050946-uwfj.htm
https://svpressa.ru/all/article/29527
https://iz.ru/news/666014
https://lenta.ru/articles/2016/04/20/arctic
Материалы из открытых источников

ТАСС-ДОСЬЕ. 29-30 марта 2017 г. в Архангельске состоится IV Международный арктический форум "Арктика - территория диалога". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справочный материал о российских владениях в Арктике.

История

Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 г. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, "расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи". СССР в меморандуме Народного комиссариата иностранных дел от 4 ноября 1924 г., направленном всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 г. о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.

Вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане". Документ гласил, что "территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин. 35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек. западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе".

Постановление делало исключение для земель и островов, принадлежность которых иностранным государствам была ранее признана советским правительством (имелись в виду архипелаг Шпицберген и о. Медвежий, владение которыми Норвегией закреплено Парижским договором от 9 февраля 1920 г.).

В 1979 г. СССР уточнил восточные границы своих полярных владений с "168 градусов 49 мин. 30 сек." на "168 градусов 58 мин. 49,4 сек.".

Арктическая зона РФ

2 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации". Согласно этому документу, российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республики Коми и Якутия; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, а также "земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.". С российской арктической зоной граничат территории четырех государств: США, Канады, Норвегии и Дании, которая владеет Гренландией.

Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает более 2,5 млн человек. Это менее 2% населения России (146,8 млн) и более 54% от общего населения всей Арктики (4,6 млн).

Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. Здесь производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, извлекается около 80% газа и 60% нефти, большая часть алмазов России. При этом потенциальные запасы перечисленных видов сырья составляют свыше 70-90% от общероссийских. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.

Проблемы международно-правового статуса

На данный момент международно-правовой статус Арктики окончательно не урегулирован. В отличие от сухопутных участков побережья и островов, арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. На него претендуют Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.

Существует два конкурирующих подхода к определению статуса арктических территорий. С одной стороны, они могут рассматриваться как открытое море. С другой - как особый вид государственной территории прилегающих стран, в связи с тем, что Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность.

Согласно второй точке зрения, приарктические государства в силу своего географического положения и исторических причин заявляют особые, преимущественные права на так называемые арктические сектора. Под этим термином понимают пространство, основанием которого служит побережье страны, а боковыми линиями - меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Площадь арктического сектора РФ, определяемого согласно данному подходу, составляет около 9 млн кв. км, из которых 6,8 кв. км - морская акватория Северного Ледовитого океана.

Действующее международное законодательство, однако, не признает особых прав приарктических стран. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.; ратифицирована РФ в 1997 г.), полный суверенитет прибрежного государства охватывает только 12-мильную зону прибрежных территориальных вод. Частичный суверенитет распространяется на 200-мильную исключительную экономическую зону. В случае отказа от утверждения секторального разделения Арктики Россия теряет суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.

Согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежные государства также имеют суверенные права (в частности, на разработку природных ресурсов) в области своего континентального шельфа. При этом согласно ст. 76, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра "на всем протяжении естественного продолжения" под водой сухопутной территории государства, вплоть до внешней границы окраины материка.

Заявка в ООН

В 2001 г. Россия впервые направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа представление о расширении своих внешних границ по арктическому шельфу. Основанием послужили исследования рельефа морского дна, в ходе которых выяснилось, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, проходящие по дну Северного Ледовитого океана, являются продолжением Сибирской континентальной платформы. Первая заявка была отклонена, однако в августе 2015 г. была подана новая, дополненная результатами последних исследований. Ее презентация в ООН состоялась 9 февраля 2016 г., процесс рассмотрения заявки может занять до 5 лет. В случае ее одобрения, площадь российского континентального шельфа увеличится на 1,2 млн кв. км (в настоящее время - 4,1 млн кв. км).

Россия, как стало известно в конце октября, продолжает усиливать военное присутствие в Арктике. Очевидно, что максимальный контроль именно этого участка планеты — задача приоритетная.

Во времена холодной войны Арктика представляла для великих держав стратегический интерес. Маршрут через Северный полюс был самым коротким путем от США до Советского Союза, то есть идеальным для стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет. Позднее Арктика стала интересна для подводных лодок, которые под покровом льда могли приблизиться к берегу гипотетического противника. Только весьма негостеприимная природа мешала массовому размещению здесь военных баз.

Сегодня же, таяние огромной площади арктических льдов позволяют трезвыми глазами смотреть в недалекое будущее. Так, к 2050 году льды станут на 30% тоньше, а их объем уменьшится за это время на 15-40%. Благодаря этому военно-морские силы получат возможность действовать в Арктике на протяжении значительной части года.

Такие последствия приведут к появлению новых маршрутов, соединяющих Тихий и Атлантический океаны. Изменение климата позволит использовать эти пути для судоходства круглогодично. В результате важность Суэцкого и Панамского каналов в системе морских перевозок значительно снизится.

В настоящее время такое стремительное наращивание военной мощи со стороны России, не является случайным совпадением. Целенаправленный комплекс мер направлен «на реагирование» и «жесткое отстаивание» (если придется) своих прав на тот или иной «кусок арктического пирога». В такой сценарий верится с трудом. Хотя бы потому, что в военном превосходстве с Россией потягаться сегодня смогут только США, да и они существенно утратили свое превосходство, раскидываясь деньгами на создание и поддержку иных структур…

К тому же, в то время, когда штаты усиленно строили авианосцы, Россия строила ледоколы и подводные лодки.

Как то, наткнувшись на очередную заказную статью, удивился насколько изощренно / извращенно сравнивают военно-морскую мощь США и России. И вот эти вот чудо ребятишки, слывущие военными экспертами, прикинули расстановку сил естественно в пользу США, а за основу взяли один из самых неопровержимых критериев — количество авианосцев и эсминцев у той и у другой стороны. У США более 10 авианосцев, а у России — всего 1.

Тогда как ледоколов в США всего 3 и два из них в плачевном состоянии. А у России их по некоторым данным в источниках СМИ от 27 до 41.

Так вот, вернемся к нашим баранам — к «битве за Арктику». Очень наивно полагать, что США может хоть как то противостоять военной мощи и превосходству России. Но предположим иной сценарий.

Известно, что помимо США и России, значительную часть своего присутствия обозначили и другие государства (Канада, Дания, Норвегия), военная мощь которых существенно слабее двух сверхдержав. Итого — 5 стран, открыто заявивших о своих намерениях «подоить природные ресурсы Арктики». Много это или мало? И что же будет, в случае если эти страны захотят объединить свое военное присутствие, и попробовать схлестнуться с Россией? Просто, на уровне фантазии. Для начала рассмотрим позиции и присутствие на самом материке.

Источник: АИФ

Норвегия. Страна, которая в 2105 году принимает закон, обязывающий служить даже женщин, страна, где министром обороны является также женщина (Анне-Грете Стрем-Эриксен), страна, которая продала России ключевую базу (Олафсверн) подводных лодок вблизи российской границы — Нет! Норвегия никогда не пойдет против России. К тому же бюджет Норвегии на модернизацию военной мощи до 2020 года (еще не утвержденный), равный 20 млрд $ и бюджет России к тому же году в $ 340 млрд, который уже утвердили — всё это говорит о том, что страна не рискнет обнажить свои скандинавские мускулы против настоящего военного монстра, постоянно наводящего страхи вблизи приграничных морских территорий. Вполне очевидно, что застолбив такой жирный кусочек в Арктическом регионе, страна вряд ли захочет пойти против сильного и большого соседа. Наоборот — тише воды, ниже травы, иначе Олафсверн…


подземная военная база Олавсверн

Кстати, любопытна реакция местных жителей, которые не слишком обеспокоены:

«Мы надеемся, что новый владелец будет заводить в Олафсверн максимальное количество судов, которые будут приносить пользу местной экономике», сообщает мэр муниципалитета Тромсё — Йенс Юхан Хьорт (Jens Johan Hjort). Хьорт признает, что это может показаться странным, учитывая, что Олафсверн был сверхсекретным объектом всего лишь несколько лет назад, «но, с другой стороны, это хорошо, что объект может приносить прибыль».

Дания. Этой маленькой стране своих территориальных проблем хватает — они не могут договориться с Великобританией, Ирландией и Исландией, чей континентальный шельф Рокопл и шельф Фарерских островов.

В сентябре 2008 г. Россия приняла «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и стала первым арктическим государством, разработавшим свою долгосрочную стратегию в отношении арктического региона. Примеру России последовали другие арктические страны. Одной из последних в этой цепочке стала Дания , правительство которой по согласованию с органами самоуправления Гренландии и Фарерских островов в августе 2011 г. одобрило «Стратегию Королевства Дания в отношении Арктики на 2011–2020 гг.».


Следует отметить, что основной вектор датской арктической стратегии, объект декларируемых шагов – это Гренландия, обеспечение ее экономического роста, защита экологии острова и прилегающих вод, содействие социально-экономическому развитию коренного населения. Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку именно Гренландия является «окном» Дании в Арктику, фактором, который позволяет причислять Королевство к разряду арктических государств.

Министр иностранных дел Дании Кристиан Йенсен предостерег, что Арктика рискует стать следующей, после Украины и Сирии, площадкой для возобновленной напористости России на международной арене.

Тем не менее средств на противостояние с Россией у Дании нет, даже объединившись с другими государствами, так сказать — с друзьями по несчастью. Некоторые эксперты заявляли наоборот — о намерении датских властей пойти по пути мирного сотрудничества с русскими. Интересно, о каком другом пути вообще может идти речь — ловите рыбу и будет Вам счастье.

Что касается Канады — у них свои территориальные проблемы с США, но не такие масштабные, чтобы ополчиться друг против друга.

О том, где в море Бофорта должна проходить морская граница между Канадой и США, страны спорят уже около 30 лет. В 1985 году Оттава приняла решение о придании Северо-Западному проходу (в том числе морю Бофорта) статуса внутренних вод, которое не признал Вашингтон. По утверждениям метеорологов, по мере развития процесса глобального потепления путь вокруг Гренландии - через моря Баффина и Бофорта - может стать альтернативой тихоокеанским маршрутам. Но в дружбе этих двух стран не приходится сомневаться — рано или поздно они договорятся. Ну как обычно — одни вежливо попросят, другие смиренно отдадут…

Канада вообще — одна из тех стран, которая исторически не имеет своего мнения и всячески поддакивает своим амбициозным братьям-соседям. К тому же, не исчерпан канадско-датский территориальный конфликт.

Дания и Канада оспаривают принадлежность острова Ханса (Туркупалук), расположенного во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Остров представляет собой трёхкилометровую полосу необитаемых обледенелых скал. Сам по себе он ценности не имеет, но государство, которое сумеет заполучить его в собственность, получит контроль и над стратегически важным Северо-Западным проходом.

Прежде этот затянутый льдами пролив мало кого интересовал, но глобальное потепление сделает его судоходным в летние месяцы уже через пару десятков лет. Таким образом, Северо-Западный проход на несколько суток сократит маршруты между континентами, а государство, которое получит этот пролив в собственность, сможет зарабатывать дополнительные миллиарды долларов в год.

Россия и военное присутствие в Арктике

Россия заинтересована в Арктике по многим причинам. Одна из главных – материальная. Регион, как считается, содержит 30% мировых неразведанных запасов газа и 13% – нефти (оценка Геологической службы США). Эти ресурсы, помимо прочего, могли бы стать потенциальным источником привлечения инвестиций в российскую экономику. Проходящий через Арктику Северный морской путь (в 2014 году по нему были перевезены рекордные 4 млн тонн грузов) также заключает в себе экономический потенциал – в том числе для развития северных регионов России.

Арктика важна и по другой причине. Она расположена между США и Россией, что делает ее стратегически важной на случай гипотетической конфронтации (с российской стороны регион патрулируют стратегические бомбардировщики Ту-95, туда также решено было направить стратегические ракетоносцы класса «Борей», на вооружении которых стоят ракеты «Булава»).

В ближайшие годы милитаризация Арктики останется для России в числе приоритетов – одним из ее элементов станет создание постоянной базы Северного флота на Новосибирских островах. Однако главными задачами Москвы, как предполагается, останутся все же демонстрация своего присутствия в регионе и наблюдение за действиями конкурентов.

Несомненно, Россия хочет доминировать в Арктике, а для этого ей будут нужны базы. Уже сегодня известно, что из-за растущего интереса к региону со стороны НАТО возрождаются пришедшие в упадок старые советские базы. Уже подготовлен аэродром на архипелаге Новая земля, который способен принять боевые самолеты, а часть Северного флота уже сделала острова своей базой. Это еще не все. Россия создает в Арктике сеть арктических баз, на которых на постоянной основе разместит подлодки и надводные корабли.

По данным на конец октября, завершается строительство рассчитанного на 150 человек комплекса «Арктический трилистник», который должен стать частью базы на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа).

Продолжается строительство базы «Северный клевер» на острове Котельный. Полностью завершить создание арктической группировки, по данным Минобороны РФ, планируется к 2018 году – к этому времени будут развернуты еще несколько баз, а также реконструированы находящиеся в регионе аэродромы.

По словам военного эксперта Дмитрия Литовкина:

«Танков, тяжелой артиллерии и боевых бронированных машин в арктических гарнизонах не будет, – они там ни к чему, не приспособлены к передвижению по глубокому снегу, да и наступательных задач для них нет. В случае необходимости на выручку обороняющимся… прилетят десантники» (высадка десанта, в том числе на остров Котельный, уже отрабатывалась на учениях).

В данный момент Россия создает 10 арктических поисковых станций, 16 портов, 13 аэродромов и 10 станций ПВО в Арктике. В этом году премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение №822-р о возобновлении исследований в регионе. Возобновят работу дрейфующие станции, которые были закрыты в 2013 г. На эти цели из федерального бюджета выделено 250 млн руб.

Российские базы в Арктике (красным отмечены строящиеся и существующие, оранжевым — те, которые могут быть расширены/усовершенствованы)

Ресурсы Арктики

Нефтяные и газовые месторождения во многих регионах мира находятся в фазе истощения. Арктика же, напротив, остаётся одним из немногих районов планеты, где энергетические компании почти не вели активную добычу. Это связано с тяжёлыми климатическими условиями, которые затрудняли извлечение ресурсов.

В Арктике, между тем сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. По оценке геологической службы США, в регионе залегают 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Контроль над этими запасами позволит арктическим государствам в будущем обеспечить высокие показатели темпов роста национальных экономик.

В материковой части Арктики располагаются богатые запасы золота, алмазов, ртути, вольфрама и редкоземельных металлов, без которых невозможны технологии пятого и шестого технологического уклада.

Очевидно, есть за что бороться. И причины милитаризации арктических регионов вполне оправданы… Главное только, чтобы «средства» выделяемые из бюджета на такие важные стратегические проекты в масштабах всей страны, «не затонули как когда то Российской империи у берегов Америки»… Впрочем, об этой истории мы поговорим позже…

Освоение арктических широт Россия ставит в череду приоритетных задач. Регион этот в первую очередь интересен с точки зрения его коммерческого использования. Ведь арктические недра и Северный морской путь в будущем способны принести нашей стране немалые дивиденды.

Неисчерпаемые недра

В 2009 году вышел материал журнала Science об исследованиях потенциальных запасов недр Арктического макрорегиона. Согласно опубликованным данным, льды Арктики скрывают свыше 10 млрд. тонн нефти и около 1550 трлн. кубометров природного газа. Но если нефтеносные залежи преимущественно сконцентрированы у побережья Аляски, то почти все запасы арктического газа принадлежат России.

По оценке геологической службы США, российская арктическая зона в целом является самой богатой. Особенно перспективным в этом плане американцы называют район Карского моря, где, по их предположению, залегает четверть всех неразведанных запасов планеты.

Кроме углеводородов российские арктические недра щедры на редкоземельные металлы, агрохимические руды, здесь крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути и оптического сырья. Официальный представитель «Росгеологии» Антон Сергеев подчеркивает, что изученность арктического региона крайне неравномерна и в ближайшем будущем здесь могут быть открыты десятки новых месторождений.

Недавно британское издание Daily Star попыталось подсчитать прогнозируемые запасы полезных ископаемых российской Арктики. Эксперты с Туманного Альбиона считают, эта цифра может достигать $22 трлн. долларов. Российские экономисты называют цифру в $30 трлн. При этом стоимость разведанных запасов оценивается в $2 трлн.

Северный морской путь

В условиях глобального таяния арктических льдов российские власти делают ставку на развитие Северного морского пути (СМП), который может стать ощутимой статьей пополнения бюджета. Уже сейчас ведутся разработки финансово-экономической модели транспортных линий, связывающих российские порты с городами Северной Европы и Юго-Восточной Азии.

Первоначально в перевозках предполагается задействовать российские грузы, которые сейчас транспортируются по Транссибу, а затем в проект вовлечь и международные компании. По мнению экспертов, при 75% загрузке контейнеровозов ежегодный объем перевозок по СМП в ближайшем будущем может составить до 380 тысяч TEU (1TEU соответствует контейнеру с габаритами 6,1 Х 2,4 м.)

Правда, по словам разработчиков финансово-экономической модели, о доходности можно будет говорить не раньше 2028 года, когда возвратится банковское финансирование. Ежегодная прибыль в этом случае должна составлять не менее 7,5 миллиарда рублей. К 2035 году, по оценкам специалистов, капитализация фидерных линий СМП только за счет государственных вложений составит порядка 55 миллиардов рублей.

Но будет ли СМП интересен иностранным компаниям? Очевидно, что да. В сентябре этого года контейнеровоз датской компании Maersk Line вместимостью 3,6 тысяч TEU впервые в истории изменил свой традиционный маршрут через Суэцкий канал и прошел по Северному морскому пути. В пресс-службе Maersk заявили, что это сделано для изучения потенциальных возможностей контейнерных перевозок в северных водах.

Стало известно, что датское судно затратило на всю дорогу 26 суток вместо стандартных 34-х. Это было предсказуемо, так как северный путь короче южного на 7 тысяч морских миль. И хотя в Maersk уверяют, что они не рассматривают сейчас СМП в качестве коммерческой альтернативы действующим логистическим схемам, однако отечественные специалисты не сомневаются, что датчане уже оценили экономическую выгоду от нового проекта.

Прибыль вещь затратная

Перед тем, как получать прибыль от использования Северного морского пути и разработок месторождений в Арктике государство должно пойти на существенные затраты. Заведующий отделом ИМЭМО РАН Андрей Загорский отмечает, что к 2025 году планировалось вложить под конкретные арктические проекты около 260 млрд. рублей, но ввиду бюджетных сложностей эта сумма будет существенно снижена.

Нужно также учитывать, что логистика в Арктике будет обходится в 3-4 раза дороже, чем на континенте. Климатические и географические особенности региона предъявляют особые требования к возводимой там инфраструктуре. Так, по оценкам специалистов, из-за воздействия морских бурь портовые сооружения придется переносить подальше от побережья, что существенно повысит капиталовложения.

Кроме того, в условиях нестабильного ледового покрова и возрастающих рисков образования айсбергов, возникает необходимость в строительстве новых атомных ледоколов, без которых невозможна круглогодичная навигация. И такое строительство уже идет полным ходом.

Уже на воду спущен головной атомный ледокол «Арктика», затраты на которого оцениваются в $625 млн. До 2020 года судостроительные верфи должны покинуть еще два серийных атомохода стоимостью в $709 млн и $743 млн. Общая стоимость ледокольного проекта обойдется казне более чем в $2 млрд.

Также на стадии проектирования находится атомный ледокол «Лидер», который обеспечит бесперебойную круглогодичную навигацию по СМП. Предполагаемые затраты на него составят около $1,2 млрд. однако и отдача ожидается хорошая. Такой ледокол может повысить скорость прохода по СМП танкеров ледового класса в 5 раз.

Юрий Гудошников, ведущий сотрудник лаборатории «Арктик-шельф» НИИ Арктики и Антарктики, убежден, что российский арктический проект – это «длинные деньги». По его мнению, чтобы запустить месторождение нужно минимум 8 лет и цены на углеводороды в разы выше, чем сейчас. Но Минэкономразвития призывает не останавливаться, а уcкорить процесс освоения Арктики в том числе и за счет привлечения иностранных партнеров.

Об ассигнованиях на научные исследования «Трансарктика-2019» Распоряжение от 23 февраля 2019 года №276-р. Из резервного фонда Правительства выделяются 868,75 млн рублей для организации и проведения комплексных научных исследований и государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктики с использованием четырёх научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов Росгидромета. Исследования «Трансарктика-2019» проводятся в контексте восстановления комплексных научных исследований Арктического региона, включая высокоширотную Арктику. Цель исследований – совершенствование системы гидрометеорологической безопасности морской деятельности России в Арктике для реализации научных и практических интересов государства.

29 января 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Юрий Борисов провёл заседание Морской коллегии Обсуждались состояние и перспективы развития внутренних водных путей, а также меры, направленные на увеличение торгового флота, повышение его конкурентоспособности и увеличение доли в общем объёме перевозок национальных внешнеторговых грузов.

22 января 2019 , О предоставлении права пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря Распоряжение от 17 января 2019 года №22-р. По результатам проведённого аукциона право пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря, для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья по совмещённой лицензии предоставлено ООО «Газпром нефть шельф».

18 января 2019 , Арктическая деятельность Обсуждалось предложение Правительства о дополнении компетенции Министерства по развитию Дальнего Востока вопросами, связанными с реализацией государственной политики в Арктической зоне.

28 декабря 2018 , Арктическая деятельность Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон о полномочиях госкорпорации «Росатом» в сфере развития и функционирования Северного морского пути и прилегающих территорий Федеральный закон от 27 декабря 2018 года №525-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 6 июля 2018 года №1374-р. Федеральным законом госкорпорация «Росатом» наделяется рядом полномочий в области государственного управления развитием и устойчивым функционированием Северного морского пути, а также инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути.

19 декабря 2018 , Арктическая деятельность О решениях по итогам совещания по вопросам развития Арктики О планах по реализации в Арктической зоне Российской Федерации инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие Северного морского пути в соответствии с задачами, поставленными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204. О транспортной инфраструктуре, обеспечивающей реализацию инвестиционных проектов в Арктике.

11 декабря 2018 , Арктическая деятельность Доклад Евгения Дитриха на совещании по вопросам развития Арктики Об инвестпроектах по развитию Северного морского пути.

11 декабря 2018 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Доклад Александра Козлова на совещании по вопросам развития Арктики О реализации инвестпроектов в Дальневосточном регионе.

11 декабря 2018 , Арктическая деятельность Доклад Александра Новака на совещании по вопросам развития Арктики О реализации инвестпроектов по разработке запасов углеводородов в Арктике.

11 декабря 2018 , Арктическая деятельность Д.Медведев: «Арктический регион – это не только крупнейший сырьевой резерв нашей страны, он имеет стратегическое значение для России как арктической державы. Мы должны сосредоточить усилия на реализации крупных, якорных проектов. Их запуск создаст совершенно иные условия для развития Северного морского пути и потребует его круглогодичной загрузки».

7 декабря 2018 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев провёл заседание оргкомитета по подготовке Международного арктического форума – 2019 Обсуждались, в частности, структура деловой программы, состав участников, вопросы обеспечения устойчивого технического функционирования площадок форума. Ожидается, что на форум съедутся 2500 участников и гостей.

4 октября 2018 , Арктическая деятельность Юрий Трутнев провёл совещание о приоритетных задачах развития Арктики Обсуждались основные задачи в сфере экологии, развития науки, модернизации транспортной инфраструктуры Арктической зоны.

4 октября 2018 , Арктическая деятельность О заключении концессионного соглашения в отношении объектов инфраструктуры морского порта Мурманск Распоряжение от 1 октября 2018 года №2111-р. Определены основные условия концессионного соглашения на финансирование, создание и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта Мурманск. В рамках концессионного соглашения предусматривается строительство угольного терминала, развитие существующей железнодорожной инфраструктуры на восточном берегу и строительство новой железнодорожной инфраструктуры на западном берегу Кольского залива.

12 сентября 2018 , Управление природными ресурсами. Недропользование О проведении аукциона на право пользования Южно-Обским участком недр федерального значения, расположенным в акватории Обской губы Карского моря Распоряжение от 8 сентября 2018 года №1899-р. Участок для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья имеет площадь 321,2 кв. км.

4 сентября 2018 , Участие России в многосторонних соглашениях, международных организациях и объединениях (кроме СНГ) Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Соглашения о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана Распоряжение от 31 августа 2018 года №1822-р. Цель будущего Соглашения – создание международно-правовой базы регулирования рыболовства в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана.

Распоряжение от 8 августа 2018 года №1663-р. В рамках реализации механизма частной концессионной инициативы в федеральных проектах в сфере транспорта на основе концессионного соглашения с ООО «СШХ» («Северный широтный ход») будут созданы объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта «Обская – Салехард – Надым».

11 апреля 2018 , Арктическая деятельность В последние годы активизировалась деятельность России в Арктике.

1