Происхождение тюрок. Тюркские племена

Тюрки (также тюркские народы , тюркоязымчные народы , народы тюркской языковой группы ) - этноязыковая общность. Говорят на языках тюркской группы. Глобализация и усиление интеграции с другими народами привели к широкому распространению тюрок за пределы их исторического ареала. Современные тюрки проживают на разных континентах - в Евразии, Северной Америке, Австралии и на территориях самых разных государств - от Средней Азии, Северного Кавказа, Закавказья, Средиземноморья, Южной и Восточной Европы и далее на восток - вплоть до Дальнего Востока России. Тюркские меньшинства имеются также в Китае, государствах Америки, Ближнего Востока и Западной Европы. Крупнейшая территория расселения в России, а численность населения в Турции.

Тюркоязычные народы известны с III в. до н.э., но первые упоминания этнонима тюрк появились в начале VI в. на Монгольском Алтае и относились к небольшому народу, впоследствии ставшему доминирующим в Срединной Азии. Слово тюрк означает сильный, крепкий. Одним из традиционных занятий тюрок было кочевое скотоводство, а также добыча и обработка железа.

Этническая история прототюркского субстрата отмечена синтезом двух групп населения:

  • · сформировавшейся к западу от Волги, в III-II тыс. до н.э., в ходе многовековых миграций в восточном и южном направлениях, стала преобладающим населением Поволжья и Казахстана, Алтая и долины Верхнего Енисея.
  • · появившаяся в степях восточнее Енисея позднее, имела внутриазиатское происхождение.

История взаимодействия и слияния обеих групп древнего населения на протяжении двух - двух с половиной тысяч лет и есть процесс, в ходе которого осуществлялась этническая консолидация и сформировались тюркоязычные этнические общности. Именно из среды этих близкородственных племён во II тыс. н.э. выделились современные тюркские народы России и сопредельных территорий

О «скифском» и «хуннском» пластах в формировании древнетюркского культурного комплекса пишет Д.Г. Савинов, по которому они «постепенно модернизируясь и взаимно проникая друг в друга, становились общим достоянием культуры многочисленных групп населения, вошедших в состав Древнетюркского каганата. Идеи преемственности древней и раннесредневековой культуры кочевников также нашли своё отражение в произведениях искусства и ритуальных сооружениях» .

С VI века нашей эры область в среднем течении Сырдарьи и реки Чу стала именоваться Туркестаном. В основе топонима лежит этноним «тур», являвшийся общим племенным названием древних кочевых и полукочевых народов Центральной Азии . Кочевой тип государства в течение многих столетий был преобладающей формой организации власти в азиатских степях. Кочевые государства, сменяя друг друга, существовали в Евразии с середины I тыс. до н.э. до XVII века.

В 552-745 в Центральной Азии существовал Тюркский каганат, который в 603 году распался на две части: Восточный и Западный каганаты. В состав Западного каганата (603-658) вошла территория Средней Азии, степи современного Казахстана и Восточный Туркестан. Восточный каганат включил в свой состав современные территории Монголии, северного Китая и южную Сибирь. В 658 году Западный каганат пал под ударами объединенных сил китайцев и восточных тюрок. В 698 году вождь племенного союза тюргешей - Учэлик основал новое тюркское государство - Тюргешский каганат (698-766).

В V-VIII веках пришедшие в Европу тюркские кочевые племена булгары основали ряд государств, из которых наиболее долговечными оказались Дунайская Болгария на Балканах и Волжская Булгария в бассейне Волги и Камы. В 650-969 гг. на территории Северного Кавказа, Поволжья и северо-восточного Причерноморья существовал Хазарский каганат. В 960-е гг. он был разгромлен киевским князем Святославом. Вытесненные во второй половине IX века хазарами печенеги обосновались в северном Причерноморье и представляли угрозу для Византии и Древнерусского государства. В 1019 году печенеги потерпели поражение от великого князя Ярослава. В XI веке печенегов в южнорусских степях сменяют половцы, которые в XIII веке были разгромлены и покорены монголо-татарами. Западная часть Монгольской империи - Золотая Орда - стала преимущественно тюркским по населению государством. В XV-XVI вв. она распалась на несколько самостоятельных ханств, на основе которых сформировался ряд современных тюркоязычных народов. Тамерлан в конце XIV века создаёт в Средней Азии свою империю, которая, однако, с его смертью (1405 г.) быстро распадается.

В раннем средневековье на территории Среднеазиатского междуречья сформировалось оседлое и полукочевое тюркоязычное население, находившееся в тесном контакте с ираноязычным согдийским, хорезмийским и бактрийским населением. Активные процессы взаимодействия и взаимовлияния привели к тюрко-согдийскому симбиозу.

Ещё в начале I тысячелетия н.э. отдельные тюркские группы начали проникать в Закавказье. Проникновение тюрков на территорию Передней Азии (Закавказье, Азербайджан, Анатолия) началось в середине XI н.э. (сельджуки). Нашествие сельджуков сопровождалось опустошениями и разрушением многих закавказских городов. В XI-XIV веках население восточного Закавказья подверглось тюркизации в связи с нашествиями тюрок-огузов и монголо-татар . В результате завоеваний тюрками-османами в XIII-XVI вв. территорий в Европе, Азии и Африке образовалась огромная Османская империя, однако с XVII века она начала клониться к упадку. Ассимилировав большинство местного населения, османы стали этническим большинством в Малой Азии. В XVI-XVIII веках сначала Московское государство, а потом, после реформ Петра І, Российская империя, включает в свой состав большинство земель бывшей Золотой Орды, на которых существовали тюркские государства (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Крымское ханство, Ногайскую Орду. В начале XIX века Россия присоединяет ряд азербайджанских ханств Восточного Закавказья. В то же время Китай аннексирует Центральную Азию (Джунгарское ханство). После присоединения к России территорий Средней Азии и Казахского ханства и Кокандского ханства, Османская империя наряду с Хивинским ханством и Бухарским эмиратом оставались единственными чисто тюркскими государствами.

Впервые этноним (название «тюрк») упоминается в китайских письменных источниках в 542 г. Как утверждают некоторые исследователи, в переводе с монгольского «тюрк» означает шлем, по форме напоминающий тукоетау. Первоначально термин «тюрк» означал также представителя знати или военной аристократии, т.е. имел чисто социальное значение. Впоследствии он стал символом господствующего «царского» племени и подвластных ему племен, которых соседи также стали называть тюрками. Во второй половине VI в. этот термин получает широкое распространение среди византийцев, арабов, сирийцев, попадает в санскрит, различные иранские языки, в тибетский. До создания каганата слово «тюрк» означало лишь союз десяти (позднее двенадцати) племен, сложившийся вскоре после 460 г. на Алтае. Это значение сохранилось термином и в эпоху каганатов. Оно отражено древнейшими тюркскими текстами в выражении «тюрк бодун» (бодун союз племен). Еще в середине VIII в. источники упоминают «двенадцатиплеменный тюркский народ». Этим же словом было обозначено и государство, созданное собственно тюркскими племенами-союзов-Тюркэль (тюркская страна, государство). Оба этих значения отражены в древнетюркских эпиграфических памятниках и китайских источниках. В более широком смысле термин стал обозначать принадлежность различных кочевых племен к державе, созданной тюрками. Так его употребляли византийцы и иранцы, а иногда и сами тюрки. Последнее значение термина получило дальнейшее развитие у арабских историков и географов в IX-XI вв., где слово «тюрк» появляется как название группы народов и языков, а не как название какого-либо одного народа и государства. Именно в арабской научной литературе возникло общее понятие о генетическом родстве языков, на которых говорили тюркские племена, и генеологическом родстве самих этих племен. Вне сферы мусульманской образованности столь широкая трактовка не проявилась. Например, Абулгазы Бахадур хан в своей «Тюркской летописи» отмечает, что в тюркском государстве есть пять родов самых знаменитых. Это: уйгуры, канглы, кипчаки, калашы, карлики. А в русских же летописях 985 г. упоминается племя торков - т.е. тюрков, но это лишь одно из многих кочевых объединений Великой степи, называемое вместе с берендеями, печенегами, черными клоабуками, половцами. Так, примерно, обстоит дело со значением термина «тюрк». После прояснения основных понятий, связанных с названием «тюрк», можно будет перейти к процессу формирования степной империи .

Начало этногенеза тюрков-ашина связано с турами. Согласно генеалогической легенде, первопредком тюрков был десятилетний мальчик, единственный уцелевший при истреблении народа. Его выкормила волчица, ставшая впоследствии его женой. Потомки десяти сыновей волчицы, получив имя Ашина, впоследствии объединили все местные племена и дали им имя тюрк.

Бумын каган, правивший в стране тюрков-ашина в середине VI века, был потомком Надулуше (по легенде - человек, принесший людям огонь). В IV-V вв, когда возрождается на исторической арене Центральной Азии тюркский этнос, их окружали с востока китайцы, с севера-тунгусо-маньчжуры, с запада-иранское, с юга - тохарское население. До середины VI в тюрки были зависимы от жуань-жуаней (жужаны, авары). Начало гегемонии связано с подчинением племен теле, обитавших в Джунгарии (возможно, огузы). В период самоутверждения тюрки направили посольство к аварскому кагану, потребовав принцессу. На что жужанский правитель ответил следующим возмущенным вызовом: «Ты мой плавильщик - вассал. Как посмел такое?»

В результате начавшейся войны (551-555 гг.) жужани были полностью разгромлены и в большей части физически истреблены. На землях в Северной Монголии возникла новая центрально-азиатская империя - Тюркский каганат (551-744 гг.). Основателем тюркского государства считается БуМын (Тумынь), который в 551 году принял титул кагана. Его наследника Кара-каган (552-553 гг.) и Мукан-каган (553-572 гг.) довершили разгром жужан.

В связи с активностью на западе новый этап этногенеза тюрок перемещается на территорию Великой степи и охватывает оазисы Туркестана. Этот этап обусловил новый уровень этнических контактов, и экономического симбиоза с восточно-иранским миром. В рамках единой державы появляются литературный язык и письменность, а затем и общеимперские стандарты в культуре, особенно выражающиеся в материальной культуре (жилища, одежда, седло со стременем, сбруя, украшения). Эти процессы отражали начало нового этнического порядка. Все это завершилось формированием общетюркского этнического самосознания и пантюркской идеологии. В составе тюркского каганата были такие народы как киргизы, кипчаки, огузы, племена аваров, каи, кидани и др .

В древнетюркских каганатах решение многих хозяйственных проблем зависело от торговли. Ни набеги, ни войны, ни добыча от них, а постоянная меновая торговля служила источником благосостояния кочевников. В период империи тюрки стали хозяевами большей части Великого шелкового пути. Доверенными лицами тюркских ханов в этом деле стали согдийские купцы, сосредоточившие в своих руках огромное количество шелковых тканей собственного и китайского производства. Через согдийских купцов кочевники сбывали свою скотоводческую продукцию, а также военную добычу. Купцы через Иран доставляли их до Византии. От взаимоотношений трех великих государств зависела судьба Шелкового пути. Это партнерство стало причиной заключения военного союза между тюрками и Византийской империей против Ирана (в 567 г.). Отказ Ирана наладить отношения заставил тюрков искать новые территории для вывоза шелка. Таким образом, была проложена дорога через Поволжье. Через степи Казахстана проходили и другие пути, связывавшие Сибирь и Поволжье со Средней Азией. Одним из самых древних путей сообщения был меридианальный путь между Туркестаном и Сибирью, через степи Казахстана. Возможно, этот путь гораздо древнее других (например - Великого Шелкового пути), поскольку юг и север Великой степи находились в одной хозяйственно-культурной системе. Еще в древнейшие времена часть кочевников шла на зимние стоянки на юг, к тому же основные городские центры находились там же. В эпоху бронзы по Великому меридианальному пути транспортировалась медь и другие металлы.

Городская культура Западно-тюркского каганата была создана с участием согдийцев, В V-V1II вв при поддержке тюрков согдийцы создали большое количество торговых поселений в Семиречье, Джунгарии, в Восточном Туркестане, Южной Сибири. Значительная часть населения занималась землепашеством, торговлей и ремеслами.

В целом можно говорить об общетюркском комплексе, включавшем широко распространенные по всей территории во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры материальную культуру, идеологические представления и духовные помыслы. Культура кочевых племен и оседлых регионов выступает в органической целостности, составляет единую культурную систему. Среди тюрков были распространены различные культы священных гор, рек, пещер, змеи и волка-прародителя. У кимако - кылчакских племен был в большом почитании культ реки. Они говорили об Иртыше - «река - бог человека» (Гардизи). Знамена древних тюрков украшались волчьей головой. Наряду с собственными верованиями, кочевые тюрки увлекались и другими религиозными системами: буддизмом, манихейством, христианством, иудаизмом. Самое примечательное в культуре древнетюркского периода - появление рунической письменности и богатой письменной литературы. Рунические тексты в честь Бильге-кагана, Кюльтегина и других выдающихся деятелей тюркского эля одновременно являются как выдающимися литературными произведениями, так и историческими свидетельствами эпохи.

В древнетюркскую эпоху население Великой степи постепенно переходит от рунического на арабский алфавит. Крупнейшими памятниками на этой графике являются «Диван-лугат-ат-тюрк» (Словарь тюркского языка) М. Каш гари, «Кутадгу-би лик» (Благодатные знания) Ю. Баласагуни и др. На арабской графике была составлена также книга о кимаказ Жданах-Кимаки. Интересно, что автор этой книги был наследником кимакского правителя. Этой книгой впоследствии пользовались арабо-персидские путешественники, купцы и ученыё, отправляющиеся в Великую степь. Древнетюркское время - время появления, как говорят китайцы, «разумной книги», т.е. философской литературы, различных трактатов, посвященных гносеологическим проблемам, теории музыки, искусства и т.д. Наиболее яркой фигурой в научном мире был аль-Фараби .

Происхождение и история тюркских народов и их культурные традиции является одной из наименее изученных наукой тем. А меж тем тюркоязычные народы относятся к наиболее многочисленным на земном шаре. Основная их часть с давних лет проживает в Азии и в Европе. Но заплыли они также на Американский и Австралийский континенты. В современной Турции тюрки — 90% жителей страны, а на территории бывшего СССР их около 50 млн., т. е. они являются второй по численности после славянских народов группой населения.

В древности и раннем средневековье существовало много тюркских государственных образований:

  • сарматское ,
  • гуннское,
  • булгарское ,
  • аланское,
  • хазарское,
  • западное и восточное тюркские,
  • аварский
  • уйгурский каганат

Но до наших дней свою государственность сохранила только Турция. В 1991-1992 гг. из бывшего СССР выделились тюркские республики которые стали независимыми государствами:

  • Азербайджан,
  • Казахстан,
  • Кыргызстан,
  • Узбекистан,
  • Туркменистан.

В составе Российской Федерации существуют республики Башкортостан, Татарстан, Саха (Якутия), а также ряд автономных округов и краев.

Не имеют своих государственных образований и тюрки, проживающие за пределами СНГ. Так в Китае проживают уйгуры (около 8 млн), более I миллиона казахов, а также кыргызы, узбеки. Много тюрок было в Иране и Афганистане.

Тюркоязычные народы многочисленны и естественно с глубокой древности значительно влияли на ход истории регионов и мира в целом. Однако подлинная история тюркских народов также туманна, как история восточных славянских народов. По миру раскиданы фрагменты свидетельств, старинные книги, артефакты и т.п. И все это лишь малой частью найдено, описано, систематизировано.

О тюркских народах и племенах писали многие из древних и средневековых авторов. Однако за научные исследования по истории тюркских народов первыми взялись опять же европейцы. Их имена, как и античных авторов, не станем переписывать, потому как выводы их разрозненны, непохожи, а значение их выводов для нашей действительности не понятно. Назовем только имя академика Э И. Эйхвальда, который первым научно смог обосновать утверждение о том, что тюркские племена задолго до нашей эры жили в Европе.

И сейчас туда возвращаются - массово!

Большинство исследователей показываю тюрок как разрушителей, принижают уровень их социально-экономического и культурного развития, отрицают вклад в развитие цивилизации.

Официальная точка зрения на историю тюркских народов сводится к тому, что их предки в III веке до нашей эры обитали на востоке, на территории между Алтаем и Байкалом.

Другая, менее численная группа ученых определяет прародиной тюркских племен Волго-Уральское междуречье. По мнению этой группы на Алтай, в Южную Сибирь и Прибайкалье тюрки пришли позже, но остались не на всегда — снова двинулись в Европу и Западную! Азию, где их и обнаруживают античные авторы.

Издревле знания передавались устно. так было и у славян, и у тюрок. Изредка на нашем сайта оставляют комментарии или даже публикации представители тюркских народов. Надо сказать — устная традиция у них сильна до сих пор и это чувствуется по красочности и разносторонности в изложении информации. Русские пишут так реже.

Конечно не было планов написать в этой статье целую историю тюркских народов — на это не хватит ни сайта, ни жизни. Но поживем еще, и надеюсь долго — много еще надо собрать, написать опубликовать.

Внутренняя Азия и Южная Сибирь – малая родина тюрков, это тот территориальный «пятачок», который со временем разросся в тысячекилометровую территорию в масштабах всего мира. Географическое сложение ареала тюркских народов происходило, по сути, на протяжении двух тысячелетий. Прототюрки жили западне Волги еще в III – II тысячелетии до нашей эры, они постоянно мигрировали. Древнетюрские «скифы» и хунны» также являлись неотъемлемой частью Древнетюркского каганата. Благодаря их ритуальным сооружениям сегодня мы можем знакомиться с произведениями древней раннеславянской культуры и искусства – это именно тюркское наследие.

Тюрки традиционно занимались кочевым скотоводством, кроме того, они добывали и обрабатывали железо. Ведущие оседлый и полукочевой образ жизни, тюрки в Среднеазиатском междуречье в VI веке образовали Туркестан. Существующий в Центральной Азии с 552 по 745 годы Тюркский каганат в 603 году был разделен на два самостоятельных каганата, в один из которых вошли современный Казахстан и земли Восточного Туркестана, а другой составляли территория, куда входили нынешняя Монголия, Северный Китай и Южная Сибирь.

Первый, западный, каганат спустя полвека прекратил свое существование, завоеванный восточными тюрками. Вождем тюргешей Учэликом было основано новое государство тюрков – Тюргешский каганат.

Впоследствии боевым «форматированием» тюркского этноса занимались булгары, киевские князья Святослав и Ярослав. Печенегов, огнем и мечом опустошавших южнорусские степи, сменяли половцы, их побеждали монголо-татары… Отчасти Золотая Орда (Монгольская империя) являлась тюркским государством, распавшимся потом на автономные ханства.

В истории тюрков были и другие многочисленные знаменательные события, среди которых наиболее значимым является образование Османской империи, чему способствовали завоевания тюрков-османов, захватывавших в XIII – XVI веках земли Европы, Азии и Африки. После упадка Османской империи, начавшегося в XVII веке, петровская Россия поглотила большую часть бывших золотоордынских земель с тюркскими государствами. Уже в XIX веке к России присоединяются восточно-закавказские ханства. После того как Средняя Азия, Казахское и Кокандское ханства вместе с Бухарским эмиратом вошли в состав России, Микинское и Хивинское ханства вкупе с Османской империей представляли собой единственный конгломерат тюркских государств.

Кого называли и называют татарами?

Прежде чем приступить к изложению проблем происхождения татар, необходимо разобраться в том, о каких татарах ведется здесь речь.

Часто татарами называли и называют разные народы, порою этнически не связанные друг с другом. Многие историки и этнологи в XIX-XX вв., следуя за казанскими миссионерами, этнонимом татар (без определений) обозначают народы, которые в прошлом кем-то назывались татарами, например, и древних татар, и монголо-татар, и ордынских татар и современных булгаро-татар - всех называют просто татарами. В результате эти этнически не связанные или только частично связанные татары идентифицировались между собой. Эту идентификацию мы находим в монографиях по истории татар, в «татарских» разделах школьных и вузовских учебников, написанных некоторыми русскими и иногда зарубежными авторами. Это приводило к грубым искажениям в изучении этногенеза определенных татар, в результате чего страдало и изучение проблемы происхождения булгаро-татар - современной татарской нации, сформировавшейся в Татарстане и России.

Одним из основных направлений исследований ведущих булгаро-татарских историков еще тогда была их борьба против идентификации современных булгаро-татар с древними татарами, монголо-татарами, ордынскими татарами.

В середине 90-х годов, как ни странно, и среди татарских историков появились люди, идентифицирующие современных булгаро-татар с ордынскими татарами, с монголо-татарами или с древними татарами. Эти так называемые татаро-татаристы как бы возвращаются от концепции тюрко-булгарского происхождения современных татар к устаревшей миссионерской концепции монголо-татарского или ордынско-татарского их происхождения, одновременно обращаясь к русским историкам с настойчивой просьбой оценивать положительно и монголо-татарское завоевание русского государства, а также и чингизидов, угнетавших местное население. В результате, татарские татаро-татаристы и некоторые русские историки объединяют всех татар в одно целое и показывают современных булгаро-татар непосредственными потомками монголо-татар, ордынских татар, даже «тартар».

Учитывая все это, нам вначале необходимо разобраться в семантике этнонима татары. Кого же называли и сейчас называют татарами?

1. Татарами называли и сейчас в научных исследованиях называют древних татар. К ним относятся следующие группы татар.

Насколько позволяют судить исторические источники, этноним татар еще задолго до н.э. был самоназванием довольно развитого, известного тогда племенного союза или народа, являвшегося северным соседом и соперником Китая. Известно, что китайцы еще тогда относились к ним настороженно и враждебно, называя их та-та (‘грязные’, ‘варвары’). Этим именем китайцы называли и остальных своих северных соседей. Даже великую китайскую стену они начали возводить, защищаясь от татар, т.е. от всех своих северных близких и дальных соседей [Митфорд В., 1838, т. IV, 189].

Далее, этноним отуз татар ‘тридцать татар’ мы встречаем в руническом памятнике в честь Кюль-Тегина (VIII в. н.э.), этноним токуз татар ‘девять татар’ в руническом «Памятнике Моюн-чуру» (VIII в. н.э.). Были ли эти этнонимы самоназваниями (эндоэтнонимами) или названиями этих племен со стороны других (эктоэтнонимами) пока неизвестно, но зафиксированный в рунической письменности этноним татар говорит о том, что тогда в Центральной Азии жили племена, называемые татарами.

В том же VIII в. племена под названием татар фиксированы в составе Кимакского государства, которое функционировало в VIII-XI вв. в Западной Сибири между Иртышом и Уральскими горами, в Казахстане и Средней Азии. Это государство играло значительную роль в складывании народности казахов и сибирских тюрков (татар). Последние тогда именовали себя по названиям местностей, а в XIX-XX вв. приняли этноним татары.

Во II половине XI в. Махмуд Кашгарлы в своем энциклопедическом труде «Дивану лугат ит-тюрк», перечисляя тюркские народы, место татар указывает рядом с киргизами. Он пишет, что самые близкие к Византии тюрки - это печенеги, далее расположены: кыпчаки, огузы, йемеки, башкирты, басмыли, каи, йабаку, татары, киргизы; киргизы - самые близкие соседи Китая [Кашгарлы М., 1992, т. I, 28]. По этому сообщению становится понятно, что татары распологались где-то в Центральной Азии.

Все эти татары, называемые обычно древними татарами, не стали прямыми предками современных булгаро-татар, ибо они в массовом порядке не переселялись на территории образования Волжско-Булгарского государства. Если незначительная часть и просочилась на эту территорию, то она в составе Булгарского государства приняла общий этноним булгар. Древние татары в процессе распространения общего этнонима тюрк постепенно потеряли свой этноним.

2. Центральноазиатской части древних татар среди монголоязычных и маньчжуроязычных народов удалось занять господствующее положение и передать последним этноним татар как общее название. Именно в борьбе с этими татарами Тимучину - Чингиз-хану удалось создать могучее государство и под общим названием татар организовать сильную армию, имеющую систему четкой субординации. Эту армию обычно называют монголо-татарами. В ходе завоевательных походов чингизидов в состав этих армий вливались представители других побежденных народов: тюрков, китайцев, персов, арабов, кавказцев, славян, финно-угров и т.д. Эти многоязычные монголо-татары оседали по всей Монгольской феодальной империи, которая включала Монголию, большую часть Сибири, Северный Китай, Корею, Центральную и Среднюю Азию, Афганистан, Иран, Закавказье, Северный Кавказ, Волжскую Булгарию, значительную часть русских земель. Завоевательные армии чингизидов назывались татарскими и после распада Монгольской феодальной империи, в период функционирования и расширения самостоятельных монгольских государств Батыя (Улуса Джучи), Хулагу (завоевавшего еще и Двуречье, Арабский халифат, Сирию), Чагатая и Хубилая (покорившего Южный Китай и другие страны и назвавшего свою империю Юань). Но сами монголо-татары во всех монгольских государствах составляли незначительную часть населения и очень быстро ассимилировались среди местных тюрков, китайцев, персов, арабов, кавказцев, славян, а также тюркоязычных булгар. Монголо-татарами или просто татарами долгое время назывались чингизиды, занимавшие в этих государствах господствующее положение.

Монголо-татары, некоторыми историками хотя и считаются предками современных татар, на самом деле они не имеют близкого этнического отношения к булгаро-татарам, их нельзя считать предками ни булгаро-татар, ни узбеков, ни афганцев, ни китайцев, ни персов и т.д.

3. Ученые Западной Европы еще в XIV в. считали татарами, по их выражению тартарами (выходцами из Ада), население всех монгольских государств чингизидов. Согласно такому пониманию семантики этнонима татар западноевропейские ученые на первых европейских географических картах размещали так называемую Тартарию в пределах территорий, подчиненных чингизидам. Они же начали писать труды о тартарах. Увидев такие карты и первые труды о тартарах, наши татаро-татаристы выражали искреннее удивление величию своих «предков», вот, мол, тартары - наши предки, занимали какие обширные регионы Евразии. На самом деле всем понятно, что потомками тартар, т.е. населения Монгольской феодальной империи и всех четырех улусов чингизидов, являются не одни булгаро-татары, а прежде всего - монголы, тюрки, маньчжуры, китайцы, иранцы, арабы, кавказцы, русские, финно-угры и т.д.

4. Русские ученые и приглашенные ими западноевропейские ученые называли все население Джучиева Улуса (Золотой Орды) татарами. Позже, изучая Восток до Тихого океана, к этим татарам они относили всех восточных нерусских. Даже палеоазиатских орочей, живущих напротив Сахалина, русские исследователи назвали татарами, отсюда и пролив был именован Татарским. Такое понимание проблемы можно было бы принять за признание народа под названием ордынские татары. На деле же в Золотой Орде не было необходимых условий для формирования единого этноса из ее многоязычного, многоэтничного населения.

5. По мере изучения восточных народов русские ученые поняли, что ордынские татары состоят из многих этносов со своими этнонимами, но не отказались и от общего их названия татары, начали применять его с определениями, состоящими из самоназваний или названий мест обитания этих народов: абаканские татары (хакасы), азербайджанские татары, барабинские татары, башкирские татары, болгарские татары, буджакские татары, вогульские татары (манси), джагатайские татары, енисейские татары, закавказские татары, казахские татары (азербайджанцы), киргизские татары (казахи и киргизы), кумыкские татары, татари-таранчи, туркменские татары, узбекские татары, хакасские татары, черкесские татары и т.д. В ходе колонизации Востока участники научных экспедиций выявили, что восточные народы состоят из финно-угров, тюрков, палеоазиатов и т.д. Но тюрков, особенно их мусульманскую часть, продолжали называть татарами, распространяя это название и на других внеордынских тюрков. Позже для отличия тюрков от других татар русские ученые начали применять сложный этноним турецко-татарские народы или тюрко-татары. Лишь в 1923 году они решились на применение общего этнонима тюрки или тюркские, а для анатолийских тюрков оставили этноним турки.

После распада Золотой Орды вышли на самостоятельный путь развития те же народы, которые начали формироваться еще до монголо-татарских завоеваний: булгары, русские, узбеки, казахи, башкиры, карачай-балкарцы, кумыки, ногайцы, чуваши и т.д. Правда, у некоторых из них все же наблюдались изменения в этнониме. Так, сарты стали называться узбеками, асы - ногаями, булгары при общении с русскими эпизодически начали применять этноним татары. Игнорируя эти факты, татарские татаро-татаристы и некоторые русские историки современных булгаро-татар этнически отождествляют с так называемыми ордынскими татарами, т.е. с населением Золотой Орды, иногда и с древними татарами, монголо-татарами, тюрко-татарами, даже с тартарами.

На самом деле непосредственными предками современных татар Урало-Поволжья являются не древние татары, не монголо-татары, не тартары, не ордынские татары в целом, а булгары в широком смысле этого слова, являвшиеся частью населения Золотой Орды (т.е. ордынских татар), получившие лишь в конце XIX в. общий этноним татар. Поэтому при необходимости отличия нашего народа от других татар, мы говорим не просто о татарах, а обязательно - о булгаро-татарах.

Кроме этих пяти групп татар и булгаро-татар есть еще крымские и добруджинские татары.

В порядке обобщения изложенного в этом параграфе приведем следующую таблицу, показывающую значения этнонима татары.

В историческом процессе формирования и развития древнетюркской государственности и культуры участвовали многие тюркоязычные племена. Важную роль в этом процессе играли печенеги, объединенные в мощный союз племен.

Печенеги

Печенеги кочевали в VIII-IX веке между Аральским морем, реками Ликом и Волгой и контролировали территорию, где проживали ираноязычные сарматские, угро-финские и другие племена.

Столкнувшись с давлением хазар, огузов и половцев (кипчаков), печенеги двинулись на запад. Одной из причин, побудивших двинуться на восток Европы сначала печенегов, а затем огузов и половцев, явилась почти вековая засуха, которая резко сократила площади, пригодные для кочевья в Приаралье и Закаспии.

В IX веке печенеги переправились через Волгу и расселились в Северном Причерноморье, контролируя обширную степную полосу от Дона до Дуная и воюя практически со всеми ближними соседями: хазарами, мадьярами, с Русью и Византией.

Византия нередко прибегала к военной помощи печенегов для ослабления Древней Руси. Так, в 972 году печенеги встретили у днепровских порогов дружину Святослава Игоревича, которая возвращалась из Византии, и разбили ее.

Ожесточенная война продолжалась и при князе Владимире Святославовиче, который для защиты южных рубежей Руси создал несколько укрепленных линий, заключил против печенегов союз с огузами и сблизился с Византией.

В 1036 г. Ярослав Мудрый разгромил печенегов вблизи Киева, после чего печенежское военное объединение распалось.

Довершили дело огузы-торки, а позднее , которые вытеснили печенегов в середине XI века к Карпатам и Дунаю. Группы печенегов постепенно растворились среди окрестного населения, а основная их часть слилась с половцами (куманами).

Есть основания отдаленными потомками болгар считать печенегов, огузов и половцев, поселившихся и живших на Дунае, тюркоязычный народ гагаузов. Гагаузы в XIII веке приняли христианство и во времена поздней (конец XVIII - XIX века) переселились в Бессарабию. Ныне они образовали Гагаузскую республику в составе Молдовы.

Огузы

Племена огузов упоминались в орхоно-енисейских надписях VIII в. под названием токуз-огуз (дословно - девять родов). Впоследствии они вошли в состав Тюркского и Уйгурского каганатов, где в процессе складывания уйгурского этноса название токуз-огуз сменяется этнонимом «уйгур».

В IX - XI веке под названием огуз образовывается тюркский союз племен Приаралья и Прикаспия с центром в городе Янгикенте в низовьях Сырдарьи. В X веке западные огузы (гузы, узы, торки) появились на востоке Европы, другая их часть двинулась в Среднюю Азию. Западные огузы-торки воевали с Хазарским каганатом, печенегами, совершили неудачный поход на Византию и в начале XI века кочевали в степях Причерноморья.

Огузы-торки часто выступали союзниками киевских князей. Летопись впервые упоминает торков в 985 году, когда они участвовали в походе князя Владимира против волжских болгар. Позднее они участвовали в междоусобных войнах русских князей, воевали с половцами. Часть торков, поселенная сыновьями Ярослава по рекам Рось и Торч (город Торческ), со временем ославянилась, а оставшиеся в степях были ассимилированы половцами.

Упоминаемое с конца XI - XII века. племенное объединение «черных клобуков» также состояло из остатков тюркских племен - печенегов, торков, берендеев. Оно защищало южные рубежи Киевской Руси и использовалось конкурирующими в борьбе за власть русскими князьями в качестве военной поддержки. Постепенно торки переходили к оседлому образу жизни. В XII в. киевский князь формально был «верховным сюзереном черных клобуков». Интересно отметить, что этноним «черные клобуки» перекликается с самоназванием каракалпаков - современного тюркского этноса, живущего в Каракалпакстане в составе Республики Узбекистан.

Огузы Средней Азии, возглавляемые сельджуками, подчинили Хорезм, Иран, Азербайджан, двинулись в Переднюю Азию и на Ближний Восток, создав к концу XI века огромное Государство сельджукидо в. В XI-XIII веке этноним «огуз» вытесняется в Средней Азии этнонимом «туркмен», а на Ближнем Востоке - этнонимом «тюрк». Огузы сыграли заметную роль в этногенезе современных туркмен, азербайджанцев и турок.

Кипчаки (половцы, куманы)

В XI веке народы Восточной Европы и Средней Азии становятся свидетелями следующей после великого гуннского переселения волны миграции кочевых народов, вызванной движением нового сильного союза тюркских кочевых племен, именуемых кипчаками, половцами или куманами. Термином «кипчаки» пользовались на востоке, половцами называли эти племена славяне, а куманами чаще всего их именовали в Европе.

Кипчаки в VIII веке входили в состав так называемого Кимакского каганата, существовавшего в Западной Сибири, и были западной группой этого племенного союза. После обособления кипчаки заняли территорию Северо-Западного Казахстана и в X веке граничили на востоке с кимаками, на западе - с хазарами, на юге - с огузами. Уже в середине X века кипчаки, вслед за огузами-торками, переправились через Волгу и широкой волной распространились по степям Восточной Европы, подчинив себе основную часть остававшихся там печенегов и торков-огузов.

Огромная территория, контролировавшаяся кипчаками в XI-XIII веке, получила на востоке название Дешт-и-Кипчак (от персидского «степь кипчакская»), ее границы простирались от Иртыша до Дуная.

Предполагается, что северная граница Дешт-и-Кипчака проходила по Москва-реке, где тюрки граничили с угро-финнами, и выводит топонимический ряд подмосковных названий: Коломенское - от «коллома» (охранение), Капотня - от «высокого поселения» («высокой травы»), Кунцево - от «пристанища» («заезжего двора»), Дешт-и-Кипчак условно делилось на западную и восточную часть, границами которых служили Урал и река Яик.

Западная часть кипчакских степей получила в русских летописях название Половецкая земля. Основой хозяйства кипчаков оставалось кочевое скотоводство, но под влиянием народов захваченных земель часть кыпчаков переходила к оседлому образу жизни, земледелию, ремеслу и торговле. Значительную роль играла военная аристократия, стремившаяся к расширению власти и пополнению богатств.

Большая часть половцев оставалась язычниками. Господствующей религией, очевидно, был сохранявшийся у кипчаков с давних времен шаманизм. Половецкими археологическими памятниками причерноморских степей принято считать курганные погребения, на которых обычно устанавливались «каменные бабы» - изваяния человеческих фигур высотой от полутора до трех с половиной метров, имеющие ранние аналоги у скифо-сарматских и тюркских народов. Сохранившиеся в южнорусских степях изваяния позволяют представить детали костюма и вооружения половцев. Общественный строй половцев находился на стадии формирования раннефеодальных отношений.

Несмотря на обширность контролируемых кыпчаками территорий, государства, как оформленного политического института, у них не было. Отдельные племенные союзы, возглавляемые ханами-князьями, составляли не более чем конгломерат. Но, расположившись на стратегически важных геополитических и торговых перекрестках, соединявших страны, культуры и цивилизации Востока и Европы, они сыграли важную роль в судьбе многих народов Евразии, особенно русского и татарского. Кипчакский фермент придал многоцветью тюркской цивилизации яркость и силу.

Таким образом, Великая степь к началу средневековья была не только заряжена энергетикой многоэтнического потока евразийских народов, но и превращалась в арену уникального исторического творчества и культурно-цивилизационного конкурентного соперничества.